Медицина        18.12.2023   

 Бельская Л. Л. Литературные викторины. «Слово» в музыке

Древнерусская
литература

С чего начнётся наше знакомство с русской литературой? С погружения в «века загадочно былые», в русское Средневековье, во времена Киевской, а позднее Московской Руси.
Давайте вообразим себе стольный Киев-град с его соборами, Москву Белокаменную и её сорок сороков, пограничные дикие степи, набеги кочевников и ответные походы русских князей, княжеские междоусобицы, татаро-монгольское иго и Куликовскую битву, первые «заграничные» путешествия, столкновения с западными соседями, Смутное время...
Эти семь веков частично отразились в дошедших до нас произведениях древнерусской литературы, начиная от летописей и кончая светскими и воинскими повестями, написанными «старыми словесы» - по-старославянски и по-древнерусски.
Прислушайтесь, как звучат старинные слова: аще, рци, велми, уныша. «Днепрь темне березе плачется мати Ростиславля» - «На тёмном берегу Днепра плачет мать Ростислава».
Прочитайте древние книги, вначале рукописные, а затем печатные и нередко анонимные, и вам откроется мир, в котором жили наши предки, и вы узнаете, что их радовало и волновало, как они любили и страдали, о чем думали, с кем воевали.
Вчитайтесь внимательнее в эпиграф. Откуда взяты эти слова и что они означают? Не правда ли, в них слышится предостережение, обращенное и к потомкам, в сегодняшний день, к нам с вами?
Рекомендуем вам познакомиться с работами академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва о древнерусской литературе, адресованными молодежи и школьникам. В них увлекательно и доступно рассказывается о том, что показалось вам непонятным, сложным или скучным. И вы легко, играючи ответите на предложенные здесь вопросы.
Готовы ли вы вступить в игру? Тогда вперёд! Желаем удачи!


1. Кем была составлена первая славянская азбука и какое название она получила?
2. Чем можно доказать, что на Руси существовал культ грамотности в разных слоях населения?
3. Первые книги представляли собой собрания переводных и оригинальных сочинений. Как они назывались?
4. Откуда почерпнул Пушкин предание о смерти князя Олега («Песнь о вещем Олеге»)?
5. Как была озаглавлена древнейшая русская летопись и кто ее автор?
6. Летописец утверждал, что славяне произошли от одного из сыновей Ноя. Какого?
7. Что сравнивал летописец с реками, питающими весь мир: «се бо рекы, напояющие вселенную»?
8. Как отомстила княгиня Ольга древлянам за смерть мужа?
9. Какую фразу произнес князь Святослав, обращаясь к дружине перед битвой: «Да не посрамим земле Руские, но ляжем костьми, мертвые бо...»?
10. Как, судя по летописи, перехитрили осаждённые белгородцы печенегов, заставив их снять осаду и угостив их «питьем» из колодцев?
11. К кому обращался в своём «Поучении» князь Владимир Мономах?
12. Кто были первые русские святые и за что их канонизировали? Какое произведение было им посвящено?
13. Известны ли вам в древнерусской литературе произведения, озаглавленные «Слово о...»? Почему они так назывались?
14. Что считал митрополит Иларион «законом», а что «благодатью» в своём «Слове о законе и благодати» (XI в.)?
15. Был в древнерусской литературе жанр «житие». Что это за произведения, кому посвящались? Приведите примеры.
16. С какого вопроса начинается «Слово о полку Игореве»?
17. Кого автор называет «соловьем старого времени»?
18. Какую художественную декларацию провозглашает автор в начале «Слова...» и претворяет ли он её на практике?
19. С кем сравнивается легендарный певец Боян в процессе творчества: «аще кому хотяше песнь творити, то...»?
20. Точен ли следующий перевод: «мысь» - это мысль, а «бебрян» - бобровый («растекашется мыслью по древу», «омочу бобровый рукав в реке Каяле»)?
21. С кем отправился в поход князь Игорь?
22. Какой эпитет употреблен к слову «кони»: «А сядем, братья, на своих... коней»? Кто и кому говорит это?
23. Как князь Игорь определяет цель своего похода: «испить...»? Что обозначает это выражение?
24. Какого былинного богатыря напоминает буй-тур Всеволод, который «куда поскачет - там лежат поганые половецкие головы»?
25. Какие половецкие ханы упоминаются в «Слове...»?
26. Кто такие «даждьбожии внуки»?
27. Какой бог выступает в «Слове...» покровителем половцев?
28. Узнаем ли мы, как зовут дочь Кончака?
29. Какой рефрен, посвящённый прощанию с родной землёй, звучит в «Слове...»?
30. Когда в действительности произошло затмение солнца и какую роль оно играет в сюжете «Слова...»?
31. На берегу какой реки потерпел поражение князь Игорь?
32. С чем автор сравнивает битву?
33. В «тёмном сне» Святослава ему на грудь сыплют из половецких колчанов крупный жемчуг. Что он символизирует?
34. Какое «слово» произносит киевский князь Святослав?
35. Какой поэтический прием использован в следующей фразе: «Се ли створисте моей серебряной седине»? Чьи это слова?
36. Почему «застонал Киев от печали, а Чернигов от напасти»?
37. Какие силы природы заклинает Ярославна, прося вернуть ей любимого, помочь её «ладе»?
38. Вспомните литературную сказку XIX в., герой которой тоже трижды обращается к природным стихиям с просьбой сказать, где его невеста.
39. Как метафорически говорится в «Слове...» о пленении Игоря?
40. Кто помог князю бежать из плена?
41. Как печалятся растения об участи героев? Как называется этот художественный прием?
42. А герои часто сравниваются с птицами и зверями. Приведите примеры.
43. С каким «дитятей» вернулись князья на Русскую землю из плена?
44. Чему радуются города и страны: «страны рады, грады веселы»?
45. Автор называет Кончака не только поганым, но и... , как персонажа русских сказок. Какой смысл вкладывался в это слово?
46. Упоминаются ли в «Слове...» христианские понятия, церковные термины?
47. Следы какого языческого культа можно обнаружить в произведении? Приведите примеры.
48. Известен ли автор «Слова...»? Кем он был, кто он?
49. На какие фольклорные жанры он опирался и как называл свое произведение?
50. Кем и когда был найден один из списков «Слова...»? Какова была его дальнейшая судьба?
51. Кто из русских поэтов использовал образы «Слова...» вскоре после его открытия и публикации?
52. Какие поэтические переводы «Слова...» вам известны?
53. Какие музыкальные и живописные произведения на сюжеты «Слова...» вы можете назвать?
54. Как называется произведение о нашествии Батыя на Рязань и начале татарского ига?
55. О каком богатыре, побившем с малой дружиной «великую силу - рать татарскую», рассказывается в этой повести?
56. Рязанцы бились с татарами «един с тысящею, а два с тмою». Сколько человек в тьме?
57. Кто о ком сказал: «Сии бо люди крылати и не имеюще смерти» и «Аще бы у меня такий служил, - держал бы его против сердца своего»?
58. К кому обращается рязанский князь Юрий: «Лутче нам смертию живота купити, нежели в поганой... быти»? Вставьте пропущенное слово.
59. Как погибает княгиня Евпраксия, не захотевшая пережить своего мужа, убитого татарами?
60. В каких древнерусских памятниках воспевается победа русских над Мамаем в Куликовской битве?
61. Кто благословил князя Димитрия на битву с татарами?
62. Как звали русского монаха-богатыря, который победил в единоборстве татарского батыра?
63. Почему повесть о Куликовской битве называется «Задонщина»?
64. Автор «Задонщины» сознательно строит её по аналогии с другим древнерусским произведением, противопоставляя прошлое и настоящее, поражение и победу: там «черна земля посеяна костьми русских» - здесь... , там «готские девы звенели русским златом» - здесь... , там «тоска разлилась на Русской земле» - здесь... . О каком произведении идёт речь?
65. Какая известная теория о мировой роли Русского государства была сформулирована в XV в. псковским старцем Филофеем: Москва - Третий Рим после второго - ... , а четвертому... ?
66. Какой стиль в древнерусской литературе назывался «плетением словес»?
67. В «Задонщине» плачут коломенские жены и просят князя запрудить веслами Днепр, а Дон шеломом вычерпать. При чём тут Днепр, почему он упомянут?
68. Повествуя о подготовке к битве, автор пишет: «трубы трубят на Коломне», «стяги стоят у Дону великого». А где трубили трубы и стояли стяги в «Слове о полку Игореве»?
69. Какой русский поэт в начале XX в. обратится к теме Куликовской битвы и в каком произведении?
70. В XVI в. большой популярностью пользовался сборник «поучений и наказаний» мужу и жене, их чадам и рабам, в котором предписывалось, как надо вести себя в семье. Как назывался этот сборник?
71. Какая повесть о любви князя и простой крестьянской девушки напоминает, с одной стороны, библейскую легенду, а с другой - европейский рыцарский роман? Какую легенду и какой роман?
72. Как влюбленные в этой повести побеждают смерть, которая не может их разлучить?
73. Какой принцип равенства всех перед лицом государя выдвинул публицист XVI в. Иван Пересветов: «Все есмя дети... »?
74. Как была озаглавлена первая русская книга путешествий в дальние страны?
75. В какую страну отправился Афанасий Никитин и сколько лет провел там?
76. Какую «первопечатную» книгу издал Иван Фёдоров в 1564 г.?
77. Кто был автором первого политического памфлета в русской литературе - «Истории о великом князе Московском» - и кому был посвящен памфлет?
78. Какие повести XVII в. пародировали судопроизводство и изобличали взяточничество судей?
79. В какой повести рассказывается история, напоминающая притчу о блудном сыне, но герой которой так и не вернулся в родной дом?
80. Чей это портрет: «Босо-наго, нет на... ни ниточки, ещё лычком... подпоясано», а есть у него богатырский голос?
81. Удалось ли молодцу убежать от Горя, которое его преследовало?
82. К каким выводам приходят герой и автор: «Когда у меня нет ничего, и тужить мне... » и «А в горе жить - ... быть»?
83. При дворе какого царя был создан первый русский театр, представления в котором длились по 10 часов подряд?
84. Как звали бродячих актёров в народных балаганах?
85. Кто из писателей, рассказывая о своем 15-летнем тюремном заключении, описывал, как гнил в «земляном гробу» в ожидании смерти, проклинал своих мучителей и молился Богу?
86. С кем сравнивал он себя: «как... в соломе лежу на брюхе»?
87. Какой библейский эпизод толкует автор в современном духе: «Лукавый хозяин накормил и напоил, да и со двора спихнул. Пьяный валяется на улице, ограблен, а никто не помилует»?
88. В одной повести XVII в. юноша влюбляется в чужую жену и продаёт душу дьяволу, а в другой - герой-плут с помощью всяких проделок добивается руки богатой невесты. Назовите эти повести.
89. Как в XVII в. называли древнерусские стихи и почему?
90. Крупнейший стихотворец XVII в., принявший монашество и ставший учителем царских детей, выбрал себе поэтический псевдоним по названию родного города. Кто этот поэт?
91. Как можно понять заглавие книги Симеона Полоцкого «Вертоград многоцветный»?
92. Каков смысл строк, написанных С. Полоцким: «Родителей на сына честь не прохождает, Аще добродетелей их не подражает»?
93. В древнерусской литературе редки женские имена: героинь называют по отцу или по мужу. Можете ли вы привести примеры имен, отчеств, фамилий?
94. Известны ли вам древнерусские живописцы? О ком из них был снят фильм русским режиссером XX в.?
95. Назовите известные памятники древнерусского зодчества.


1. Братьями-славянами из г. Солуна Константином (в монашестве Кирилл) и Мефодием. Кириллица - на основе греческой азбуки (863-864 гг.).
2. Открытие берестяных грамот, написанных купцами, ремесленниками, крестьянами (смердами); традиция чтения вслух и переписывания текстов, сочинительство, распространенное не только среди монахов, но и среди князей, царей, дружинников и бояр.
3. «Изборники», т. е. сборники разных сочинений.
4. Из летописи «Повесть временных лет». Наступил Олег Вещий на череп своего коня, «и выникнувши змия изо лба, уклюкнув в ногу» (912 г.).
5. «Повесть временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первее княжити и откуда Русская земля стала есть» (XII в.) - первые слова летописи и стали ее заглавием. Монах Нестор.
6. Иафета.
7. Словеса книжные, книги.
8. Она потребовала от каждого двора по 3 голубя и 3 воробья вместо дани, приказала привязать к ним зажжённый трут, и они, вернувшись в гнёзда, сожгли город Искоростень.
9. «...сраму не имам» (971 г.).
10. В колодцах были заранее поставлены кадки с киселём и мёдом, и враги поверили, что белгородцев сама земля кормит и их не победить («Сказание о белгородском киселе»).
11. К сыновьям и ко всем русским князьям.
12. Князья, братья Борис и Глеб. Их канонизировали как «страстотерпцев» - невинно убиенных старшим братом Святополком (1015 г.). «Сказание о Борисе и Глебе».
13. «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона (XI в.), «Слово о полку Игореве» (XII в.), «Слово о погибели земли Русской» (XIII в.). Эти произведения обращены к слушателям, как произнесенная речь.
14. Ветхий и Новый Завет, доказывая превосходство второго над первым.
15. Жизнеописания святых, канонизированных христианской церковью: «Житие Феодосия Печерского», «Житие Александра Невского», «Житие Сергия Радонежского», «Житие» протопопа Аввакума (хотя последнее не совсем соответствует законам жанра).
16. «Не лепо ли ны бяшет, братие, начяти старыми словесы трудных повестей о полку Игореве, Игоря Святославовича?»
17. Бояна - легендарного древнерусского певца.
18. Писать «по былинам сего времени, а не по замышлению Бояна», т. е. придерживаться действительных событий, а не придумывать их; однако сам обращается и к вымыслу (например, «вещий сон» Святослава), и к образной и риторической речи.
19. «...растекашется мысью по древу, серым волком по земле, сизым орлом под небесами» («мысь» переводится то как мысль, то как белка).
20. Скорее - «белка», так как система сравнений выдерживается в едином ключе: белка, волк, орел (а не мысль, волк, орел). Бебрян - сорт шелковой ткани особой выделки, а не бобровый мех.
21. С братом Всеволодом, сыном Владимиром и племянником Святославом.
22. «...борзых», т. е. быстрых. Князь Игорь своим родственникам.
23. «...шеломом Дону». Выпить воды из реки побеждённой страны - символ победы.
24. Илью Муромца.
25. Гзак и Кончак.
26. Так автор «Слова...» называет русских - сыновья Бога Солнца.
27. Стрибог - Бог Ветров.
28. Нет, ханы называют её «красной девицей».
29. «О Русская земля, ты уже за холмом!»
30. 1 мая 1185 г., в самом начале похода, у берегов Оскола; это знамение предвещало неудачу.
31. Каялы - от глагола «каяти» (оплакивать, жалеть). Какая реальная река имелась в виду, не выяснено.
32. С пахотой и жатвой: «Черна земля под копытами посеяна костьми русских» и «снопы стелют головами»; с пиром - «Тут пир докончили храбрые русичи: сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую» (кстати, Кончак и впрямь сват Игоря: их дети помолвлены); с грозой - «Быть грому великому! Идти дождю стрелами с Дону великого!».
33. В славянской мифологии и русском фольклоре жемчуг означает слёзы.
34. «Золотое слово, со слезами смешанное».
35. Аллитерация на звук «с». Слова Святослава, киевского князя.
36. Киев сочувствует поражению князей, а Чернигов страдает от набегов кочевников, поднявших головы после своей победы и разорявших юг Руси.
37. Ветер, Днепр и солнце: первый покровительствует половцам, последнее - русским, а Днепр Словутич - пограничная славянская река.
38. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина, в которой королевич Елисей обращается к ветру, солнцу и месяцу.
39. «Тут Игорь князь пересел из седла золотого в седло кощиево», т. е. рабское.
40. Половчанин Овлур.
41. «Никнет трава от жалости, а дерево с печали к земле приклонилось». Олицетворение.
42. Игорь скачет волком, горностаем, плывет гоголем, летит соколом; Ярославна плачет зегзицею, «одинокой кукушкой рано утром кукует».
43. С внуком Игоря Изяславом - сыном Владимира и Кончаковны.
44. Возвращению Игоря из плена.
45. Кощеем. Происхождение этого слова В. Даль связывает с «костями» (изможденный, худой человек, скряга, скупец). Употреблялось в значении «подлый раб, нехристь».
46. «Аминь», которым завершается «Слово...»; «христианы» и др.; половцы называются «погаными»: «побарая за христианы на поганые полки».
47. Культ Солнца: четыре солнца - четыре князя, обращение Ярославны к «пресветлому Солнцу», «Солнце светится на небесе - Игорь князь в Русской земле». Затмение солнца символизирует помрачение света истины в душе князя.
48. «Слово о полку Игореве» анонимно, автор неизвестен; возможно, он был дружинником Игоря, участвовавшим в походе, или приближенным киевского князя Святослава, сторонником Ольговичей, преувеличивавшим их силу.
49. На плачи и «славы» (песенные восхваления). «Слово», «песнь», «повесть».
50. Собирателем древних рукописей А. И. Мусиным-Пушкиным в 90-х гг. XVIII в. Оригинал сгорел во время московских пожаров в 1812 г.
51. А. Н. Радищев. «Песни, петые на состязаниях в честь древних славянских божеств»; В. А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов»; А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила»; К. Ф. Рылеев. «Боян».
52. В. Жуковского, А. Майкова, К. Бальмонта, Н. Заболоцкого, В. Стеллецкого, И. Шкляревского, В. Сосноры, В. Кожевникова.
53. Опера А. Бородина «Князь Игорь»; картины В. Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами», В. Перова «Плач Ярославны», В. Шварца «Боян», К. Васильева «Ярославна».
54. «Повесть о разорении Рязани Батыем» (XIII в.).
55. О Евпатии Коловрате (вероятно, прозвище, означающее «ворот, вал с рычагами, сверло»).
56. Десять тысяч.
57. Татары о рязанцах и Батый о Коловрате.
58. К дружине, «...воле».
59. Узнав о гибели мужа, выбросилась с маленьким сыном из «превысокого терема».
60. «Задонщина» (XIV в.), «Сказание о Мамаевом побоище» (XV в.).
61. Сергий Радонежский.
62. Пересвет.
63. По месту битвы - «за Доном».
64. О «Слове о полку Игореве». «...Татарскими»; «русские жены восплескаша татарским золотом»; «уже по Русской земле простреся веселие и буйство».
65. Согласно этой теории, именно в русском народе сохранилась истинная православная вера, поэтому христианским центром должна стать Москва. Византии. Не бывать.
66. «Плетение словесных венков», т. е. восхваление с обилием сложных синтаксических конструкций, повышенной метафоричностью и риторическими приемами.
67. К Днепру обращалась Ярославна, это пограничная русская река.
68. В Новеграде и Путивле.
69. А. Блок. Цикл стихов «На поле Куликовом».
70. «Домострой».
71. «Повесть о Петре и Февронии» - библейская легенда о царе Соломоне и Суламифи, роман о Тристане и Изольде.
72. Они умерли в один день и час, и их положили в разные гробы, но на следующий день их тела оказались вместе в общем, заранее заготовленном гробу.
73. «...Адамовы».
74. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.
75. В Индию, три года.
76. «Апостол» - книга апостольских посланий для богослужения.
77. Князь Андрей Курбский - царю Ивану IV.
78. «Повесть о Ерше Ершовиче» и «Повесть о Шемякином суде».
79. «Повесть о Горе-Злочастии».
80. «...Горе», «...Горе».
81. Да, он спасается в монастыре.
82. «...не о чем», «...некручинну».
83. Алексея Михайловича.
84. Скоморохами.
85. Протопоп Аввакум.
86. «...собачка».
87. О дьяволе, соблазнившем Еву и Адама и оставившем их в беде после изгнания из рая.
88. «Повесть о Савве Грудцыне» и «Повесть о Фроле Скобееве».
89. Вирши (от лат. verse - стихи) - силлабические русские стихи создавались по польскому образцу. При написании таких стихов учитывалось лишь количество слогов (силлаб), а не количество ударений.
90. Симеон Полоцкий (город Полоцк).
91. Плодовый сад или виноградник, в котором много разных сортов плодов, ягод, цветов.
92. Честь родителей не передается сыну, если он не подражает их добродетелям (вечная проблема отцов и детей).
93. Евпраксия и Феврония, Ярославна и Марковна, Андреева и Святополча.
94. Феофан Грек и Андрей Рублёв. О последнем снял фильм А. Тарковский.
95. Софийский собор в Киеве (XI в.), церковь Покрова на Нерли (XII в.), Троице-Сергиев монастырь (XIV в.), ансамбль Московского Кремля (XIV-XVII вв.), храм Василия Блаженного (XVI в.), Новодевичий монастырь (XVII в.), Преображенская церковь в Кижах (XVII в.).

До 912 года Киевской Русью правил князь Олег от имени Игоря, поскольку последний был еще совсем юным. Будучи от природы и воспитания скромным, Игорь уважительно относился к старшим и не смел предъявлять свои права на престол при жизни Олега, который за свои дела окружил свое имя ореолом славы. Князь Олег одобрил выбор жены для будущего правителя. Киевский князь Игорь женился в 903 году на простой девушке – Ольге, жившей вблизи Пскова.

Начало правления

После того, как умер Олег, Игорь стал полноправным князем Руси. Его правление началось войной. В это время племя древлян решило выйти из-под власти Киева и началось восстание. Новый правитель жестоко покарал восставших, нанеся им сокрушительное поражение. Этим сражением начались многочисленные походы князя Игоря. Результатом похода на древлян стала безоговорочная победа Руси, которая на правах победителя потребовала с восставших дополнительную дань. Следующие походы были направлены на противостояние с печенегами, которые, изгнав из Урала племена Угорцев, продолжили свое продвижение на Запад. Печенеги, в борьбе с Киевской Русью, заняли низовья реки Днепр, тем самым перекрывая торговые возможности Руси, поскольку именно через Днепр проходил путь из варяг в греки. Походы, которые проводил князь Игорь, против половцев осуществлялись попеременным успехом.

Походы на Византию

Несмотря на продолжающееся противостояние с половцами, новой войны продолжаются. В 941 году Игорь объявляет войну Византии, тем самым продолжая внешнюю политику предшественников. Причиной же новой войны послужило то, что после смерти Олега Византия посчитала себя свободной от предыдущих обязательств и перестала выполнять условия мирного договора. Поход на Византию был поистине выдающимся. Впервые столь большая армия надвигалась на греков. Киевский правитель взял с собой около 10 000 кораблей, если верить летописцам, что в 5 раз больше того войска, с которым одержал победу Олег. Но на этот раз русским не удалось застать греков врасплох, те успели собрать большое войско и первую битву на суше выиграли. В результате русичами было решено выиграть войну морскими сражениями. Но и этого не получилось. Византийские корабли при помощи специальной зажигательной смеси начали жечь русские суда с помощью нефти. Русские войны были просто поражены этим оружием и восприняли его, как небесное. Армии пришлось вернуться в Киев.

Через два года, в 943 году, князь Игорь организует новый поход на Византию. На этот раз армия была еще больше. Помимо русского войска были приглашены наемные отряды, которые состояли из печенегов и варяг. Войско двинулось к Византии по морю и по суше. Новые походы обещали быть успешными. Но внезапной атаки не получилось. Представители города Херсонес успели доложить византийскому императору, что новое многочисленное русское войско надвигается на Константинополь. На этот раз греки решили избежать сражения и предложили новый мирный договор. Киевский князь Игорь, посовещавшись со своей дружиной, принял условия мирного договора, которые были идентичны с условиями договора, подписанного византийцами с Олегом. На этом византийские походы были завершены.

Конец правления князя Игоря

Согласно записям в летописях, в ноябре 945 года Игорь собрал дружину и двинулся к древлянам для сбора дани. Собрав дань, он отпустил большую часть войска и с небольшой дружиной отправился в город Искоростень . Целью этого визита было требование дани лично для себя. Древляне были возмущены и задумали убийство. Вооружив войско, они двинулись в путь навстречу князю с его дружиной. Так произошло убийство киевского правителя. Его тело было погребено недалеко от Искоростеня. По легенде убийство отличалось крайней жестокостью. Его привязали по рукам и ногам к склоненным деревьям. Затем деревья отпустили… Так завершилось правление князя Игоря…


По определению литературоведа А.С.Орлова,героем"Слова о полку Игореве" является не какой-нибудь из князей,а вся русская земля.Как вы понимаете эту

мысль?Какая единая мысль и настроенность пронизывает всё произведение?Какую очень важную для своего времени идею выразил автор"Слова о полку Игореве"?

Ребят,помогите пожалуйста составить сложный план к сочинению,заранее спасибо) : “Слово о полку Игореве” - великий памятник древнерусской литературы.

Написанное неизвестным автором произведение является не только летописью, но и затрагивает очень важную для государства мысль - в единении сила Киевской Руси.Князь Новгород-Северский Игорь является ключевой фигурой произведения, и я симпатизирую этому герою. В непростой для государства период возглавлял свое княжество Игорь - набеги половцев истощали русскую землю, враги истязали народ, кроме этого князья вели междоусобные войны, и надежды на помощь от брата в случае беды не было. В такой непростой ситуации Игорь решил осуществить поход против половцев, и хотя его дружина не была очень большой, все его воины были истинными патриотами, готовыми на смерть ради свободы и независимость Киевской Руси.Историки неоднозначно оценивают поступок князя Игоря, многие считают, что безрассудство и жажда славы застилала Игорю глаза, и он повел своих людей на верную погибель, впрочем, поражением и обернулся его поход. Однако мое мнение иное: кто-нибудь из здравомыслящих людей решился бы пойти на смерть, заранее зная, что другого выхода не может быть? Нет. Я думаю, Игорь, как очень отважный, бесстрашный и сильный духом человек рассчитывал на победу.Быть может, его военные качества не были на столь высоком уровне, чтоб предусмотреть все, просчитать возможные решения битвы. Однако он не был безумцем, он взял с собой дружину, каждый воин которой стоил, быть может, пятерых половцев, Игорь рассчитывал на победу и надеялся на нее.Мне нравится этот герой еще и потому, что он не однозначно положительный, Игорю присущи человеческие слабости, и он может ошибаться. Князь - не непобедимый сверхчеловек, его взяли в плен, но он очень смелый и ему удалось бежать. Игорь также прекрасный муж и семьянин, он любит, любим, об этом свидетельствует горе его жены Ярославны после известия о поражении мужа.И пусть с исторической точки зрения фигура князя Игоря не столь существенна, однако автор “Слова” создал образ человека благородного, отважного, с чистыми помыслами и мне такой герой нравится.

«Слово о полку Игореве» повествует о походе против половцев князя Игоря Святославича Новгород-Северского, который произошел в 1185 году. С исторической

точки зрения Игорь не принадлежит к тем князьям, которые оставили глубокий след в истории России. Ничем особенным он себя не прославил, а поход, воспетый неизвестным автором в «Слове», закончился печально - князя и его дружину ожидало бесславное поражение. Различные источники по- разному позволяют думать о моральном облике князя. Одни исследователи безоговорочно признают его героем, самоотверженно оборонявшим русскую землю. Другие считают его безрассудным правителем - поход князя Игоря был бессмысленным и заведомо оказался обреченным на провал. Но, по мнению этих исследователей, новгород-северский князь, хоть и оказался недальновидным политиком, был не лишен воинской доблести. И третьи склонны видеть в нем лишь коварного и беспринципного корыстолюбца, решившего присвоить себе славу защитника родной земли, добытую великим князем Святославом.

ПОМОГИТЕ КАК ПРОДОЛЖИТЬ СОЧИНЕНИЕ ПОЖАЛУЙСТА

В 12 веке для населения Древней Руси самыми опасными врагами считались половцы. Они вели кочевой образ жизни и занимали степные территории в долинах Дона и Днепра. Руководил набегами половцев хан Кончак. На Руси его называли "безбожным, окаянным разорителем".

Для русских князей военные походы являлись не только способом расширить свои владения, но и поднять собственный авторитет.

В 1185 г. в поход против половцев отправился князь Игорь .

Предпосылки

Довольно много информации о князе Игоре Святославовиче в "Слове о полку Игореве ". В этом древнейшем источнике описаны вооружение и путь дружин, тактика боя.

Начальный этап похода князя Игоря на половцев пришелся на весну 1185 г. К этому времени князю было 35. Раньше Игорь поддерживал с Кончаком довольно дружеские отношения. Половцев часто привлекали к междоусобным войнам за соседние территории. В 1180 г. князь вместе с половецким ханом направились к Киеву. Однако поход был неудачным.

Уже спустя 3 года началась активная борьба против половцев. Достаточно часто Игорь действовал самостоятельно: нападал на врагов только со своей дружиной, не обращаясь за помощью к соседним князьям.

В повести о походе на половцев князь Игорь охарактеризован как мужественный и храбрый воин. Вместе с тем он был недальновиден и безрассуден. Он стремился к славе и не особо не заботился о своей земле.

За год до неудачного похода князя Игоря на половцев , кочевники были разбиты совместным войском Святослава и соседних князей. На Руси посчитали, что больше кочевники нападать на страну не будут. Однако все оказалось не так.

Начало пути русской рати

Кроме князя Игоря, в походе на половцев участвовали его брат, племянник и сын. Первым был Всеволод Курский, вторым - Ольгович Рыльский, третьим - Владимир Путивльский. Ярослав (правитель Чернигова) направил к Игорю отряд куев. Это были полукочевые народы, проживавшие на южных территориях черниговской земли. Во главе этого отряда стоял Ольстин Олексич.

Дойдя до границ, русские воины увидели солнечное затмение. Это считалось предостерегающим знаком. Однако во внимание его не приняли и продолжили движение. Спустя время несколько воинов отправилось на поиски "языка". Вернувшись, он и рассказали о большом количестве кочевников, готовящихся к сражению. Нужно было принимать решение: или быстро нападать на врага, или поворачивать назад. На второй вариант Игорь пойти не мог, иначе это было бы позором похуже смерти.

Краткое описание

Кровавая битва началась в мае 1185 г. Как свидетельствуют источники, на битву отправились все племенные группы кочевников. Несколько русских князей, в том числе Игорь попали в плен. Незначительная группа русских воинов смогла вырваться из окружения половцев. Все остальные были убиты.

Князю Игорю удалось выбраться из плена. Однако сын его остался у половцев. Владимир был вынужден жениться на дочери хана. Впоследствии он все-таки вернулся на родину.

Ход событий

В первый день сражения князю Игорю удалось победить. К обеду дружина настигла половцев. Кочевники бросили свои шатры и перебрались на другой берег р. Сюурлий.

В походе князя Игоря на половцев участвовало 6 полков. В центре были его воины, справа - Всеволода, слева - его племянника. Эти полки были основными. Перед ними стоял сын Игоря с отрядом куев из Чернигова. Еще один полк был сборным. В его составе были стрельцы из всех остальных отрядов.

Игорь призвал полки к бою. Дружинники были защищены кольчугами и щитами; флаги русских развевались на ветру. Приблизившись к реке, воины увидели половецких стрельцов. Последние выпустили в русских стрелы и стали убегать.

Дальше по реке располагались основные половецкие полки. Они тоже пустились в бегство. Владимир и Святослав с воинами стали преследовать кочевников. Игорь и его брат шли медленно, не распуская отряды. В лагере кочевников было захвачено много добычи: золото, ткани, одежда. Попали в плен и половецкие девушки.

В это время кочевники стянули свои ряды к месту сражения.

Окружение

Оно началось на рассвете. Половцы в огромном количестве стали наступать со всех сторон. Князья решили выходить из окружения. Дружинники слезли со своих конец и стали драться с кочевниками.

Особенную храбрость проявил на поле боя Всеволод. Князь Игорь был ранен в руку. Погода была жаркая, люди и лошади, находившиеся в кольце кочевников, оказались отрезанными от реки. Все страдали от жажды.

Сражение длилось весь день. Множество русских воинов было убито и ранено. На следующий день куи начали бежать с поля боя. Игорь пытался их остановить, но не смог. На обратном пути к месту схватки он попал в плен.

Лучшие дружинники остались в центре сражения и боролись насмерть. Взятый в плен Игорь смотрел, как погибают его сородичи, видел смерь Всеволода.

Последствия поражения

Неудачно закончившийся поход Игоря против половцев стал настоящим потрясением для русских людей.

Одержав победу, кочевники начали разорение древнерусских городов. Нашествие было успешным, в том числе и из-за напряженной междоусобной войны. Никто из князей не желал помогать соседям. Все старались обособиться. Более того, частыми были нападения князей друг на друга. Они стремились захватить территории и расширить свое княжество.

Кочевники, выигравшие битву, начали движение в дух направлениях. В первую очередь, они пошли на Переяслав. Вторая часть направилась вдоль берега Сейма. Оборону в Переяславе держал Владимир Глебович. Ему на помощь были отправлены полки Киевского князя. Половцы, в свою очередь, решив не вступать в столкновение, повернули обратно. По пути в свои степи они сожгли город Римов.

Выводы

Поражение Игоря в битве с половцами наглядно показало, что одному княжеству не в силах самостоятельно справиться с нашествием кочевников. Причиной неудачи похода является отсутствие единения на русской земле.

После поражения от половцев границы Руси со стороны степи стали открытыми. Это позволило кочевникам беспрепятственно проникать на русскую землю, разорять города, уводить в плен людей. Более того, половцы совершали набеги не только на приграничные земли, но и заходили вглубь Древнерусского государства.

Междоусобная война русских князей длилась очень долго. Княжества переходили из одних рук в другие. Больше всех страдало от этого простое население. Если воины получали хоть какой-то доход от сражений в виде захваченной добычи, то люди, трудившиеся на земле, после каждого набега или столкновения оставались без урожая.

Заключение

Захватить русские земли хотели очень многие государства. Однако особенную опасность для населения представляли всегда кочевники. У них были сильные и жестокие правители, которым удавалось объединить все разрозненные племена в одну орду. Именно в единстве была их сила. Кроме того, они были мобильны, прекрасно сидели в седле, проявляли храбрость в сражениях, хорошо чувствовали себя в полевых условиях, часто шли на хитрость.

Отсутствие единства русских княжеств привели к очень плачевным последствиям. Государство не успевало оправиться от постоянных набегов. В итоге над княжествами надолго нависло татаро-монгольское иго. А избавиться от него удалось только после объединения князей и их дружин и начала междоусобиц в самой Орде.

"Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи

Тема: "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи

Цель урока : повторение и закрепление знаний; раскрытие живой связи “Слова” с литературой XIX-XX веков и другими видами искусства.

Оборудование: музыкальный проигрыватель, портреты Бородина, Фаворского, гравюры Фаворского.

Ход урока

I. Слово учителя.

Общение со “Словом” всегда рождает в человеке глубокие мысли, сильные переживания, будит душу и воображение. И это понятно. “Слово” - юность русской литературы , юность мечтаний, благородных порывов, страстного стремления помочь отчизне, стремления к героическим поступкам. Вот почему оно необыкновенно свежее, как дикий полевой цветок. Диким полевым цветком, “благоухающим, свежим, ярким”, называл “Слово” . И таковым оно остается до сих пор. И поэтому неудивительно, что уже более двух веков “Слово” находится в поле зрения переводчиков, поэтов, художников, композиторов.

2. Проверка домашнего задания:(компьютерная презентация)

Ответы на вопросы теста

Тест к повести «Слово о полку Игореве»

1.Какой реальный исторический факт был положен в основу «Слова о полку Игореве»?

а) неудачный поход Игоря против половцев в 1185 году;

б) победа над половцами, одержанная киевским князем Святославом в 1184 году;

в) поход против половцев Владимира Мономаха;

г) междоусобные распри южнорусских князей

2. Главной идеей «Слова о полку Игореве» является:

а) прославление подвига Игоря;

б) осуждение похода Игоря;

в) страстный призыв к русским князьям о единении;

г) слава киевскому князю Святославу

3. Кто из героев «Слова о полку Игореве» «изронил золотое слово со слезами смешанное»?

а) Ефросинья Ярославна, жена Игоря;

б) Святослав, князь Киевский;

в) Всеволод, брат Игоря;

г) сам князь Игорь

4. Укажите, чем заканчивается (в сюжетном плане) «Слово о полку Игореве»:

а) смертью Игоря и его дружины;

б) бегством Игоря из плена и возвращением на родину;

в) Игорь остается в плену;

г) казнью Игоря

5. Укажите, к какому роду литературы можно отнести «Слово о полку Игореве»

б) лирика;

г) лиро-эпика

б) Всеволод;

в) Святослав; г) Ярославна

Ответы на вопросы викторины

Вопросы к викторине по повести «Слово о полку Игореве»

1. С какого вопроса начинается «Слово о полку Игореве»?

3. С кем сравнивается легендарный певец Боян в процессе творчества: «аще кому хотяше песнь творити, то…»

4. Точен ли перевод: «мысь» - это мысль?

5. С кем отправился в поход князь Игорь?

6. Как князь Игорь определяет цель своего похода: «испить…»? Что обозначает это выражение?

7. Какие половецкие ханы упоминаются в «Слове…»?

8. Узнаем ли мы, как зовут дочь Кончака?

9. Какой рефрен, посвященный прощанию с родной землей, звучит в «Слове…»?

10. На берегу какой реки потерпел поражение князь Игорь?

12. Какое «слово» произносит киевский князь Святослав?

13. Какие силы природы заклинает Ярославна, прося вернуть ей любимого, помочь ее «ладе»?

14. Кто помог князю бежать из плена?

15. Герои часто сравниваются с птицами и зверями. Приведите примеры.

17. Кем и когда был найден один из списков «Слова…» Какова была его дальнейшая судьба?

18. Какие поэтические переводы «Слова…» вам известны?

19. Какие музыкальные и живописные произведения на сюжеты «Слова…» вы можете назвать?

Ответы к тесту по повести «Слово о полку Игореве»: 1 а) 2 в) 3 б) 4 б) 5 а) 6 в)

Ответы к викторине по повести «Слово о полку Игореве»

1. « Не лепо ли ны бяшет, братие, начяти старыми словесы трудных повестей о полку Игореве, Игоря Святославлича?»

2. Бояна – легендарного русского певца.

3. Придерживаться действительных событий (однако сам обращается к вымыслу, сон Святослава)

4. «…растекашется мысью по древу, серым волком по земли, сизым орлом под небесами» («мысь» переводится то как мысль, то как белка)

5. С братом Всеволодом, сыном Владимиром и племянником Святославом

6. «…шеломом Дону2. Выпить воды из реки побежденной страны – символ победы.

7. Гзак и Кончак

8. Нет, ханы называют ее «красной девицей»

9. «О Русская земля, ты уже за холмом1»

10. Каялы – от глагола «каяти» (оплакивать, жалеть).

11. С пахотой и жатвой, с пиром, с грозой

12. «Золотое слово, со слезами смешанное»

13. Ветер, Днепр и солнце: первый покровительствует половцам, последнее – русским, а Днепр Словутич – пограничная славянская река (у Пушкина королевич Елисей обращается к ветру, солнцу и месяцу)

14. Половчанин Овлур

15. Игорь скачет волком, горностаем, плывет гоголем, летит соколом; Ярославна плачет зегзицею, «одинокой кукушкой рано утром кукует»

17. Собирателем древних рукописей -Пушкиным в 90-х годах 19 в. Оригинал сгорел во время московских пожаров в 1812 году

18. В. Жуковского, А. Майкова, К. Бальмонта, Н. Заболоцкого, В. Стеллецкого. И. Шкляревского, В. Сосноры

19. Бородина «Князь Игорь» Васнецова « После побоища Игоря Святославовича с половцами», В. Перова «Плач Ярославны», К Васильева «Ярославна», В. Шварца «Боян»

3. Индивидуальный ответ

К ИССЛЕДОВАНИЯМ ПО "СЛОВУ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ"

В исследованиях загадок, связанных с древней рукописью "Слово о полку Игореве", принимали участие многие энтузиасты-любители древней истории нашей страны, включая Мусина-Пушкина, Сулукадзева и др. С 70-х годов XX в. до наших дней на общественных началах работает "Музей Слова о полку Игореве", где выступают писатели, поэты, учёные и другие с результатами своих исследований по проблемам "Слова…" и истории наших народов. Неоднократно организовывались поездки по местам следования полков Игоря в поисках районов битв и захоронений погибших воинов. О результатах исследований в печати публиковались статьи, книги, как отечественных, так и зарубежных исследователей, включая и китайских.
Вместе с коллегами мне удалось установить, что по пути следования к месту основной битвы полки Игоря неоднократно вступали в мелки битвы с половцами. Было установлено, что основания битва полков Игоря с участием конных и пеших воинов произошла между хуторами Верхний и Нижний Яблоневские, в 45 км южнее станицы Вёшенская и в 10 км южнее р. Чир (бывшая река Каяла). Район битвы простирался вдоль водораздела 5 х 2,5 км на пересечённой местности с малыми и большими оврагами. Братские могилы до 1990 г. оставались забытыми и не раскопанными. До XX в. эти земли не распахивались. По территории и количеству погибших эта битва сравнима с Ледовым побоищем Александра Невского и Куликовской битвой.

Византия, подталкивая на этот поход Игоря, преследовала свои политические и экономические цели: расширение территории христианского влияния Византии, и установление контроля над сухопутными и водными торговыми путями в бассейне Дона и Волги. Для решения этих задач Игорь хотел для начала захватить ставку (столицу) половцев, которая находилась в 10 км южнее современной станицы Советская на западном берегу р. Чир.
Ставка имела вокруг естественные преграды в виде крутых берегов реки и глубоких оврагов, отходящих от Чира в западном направлении. Здесь находились крупный культовый центр со святилищами, где проводились важные торжества, а также каменные сооружения, подземные ходы с хранилищами, курганные захоронения, некрополи. В этих местах археологи найдут подтверждение сказанному выше.
В ставке половцев князь Игорь оказался через некоторое время после его пленения в кратковременной битве к востоку от Матвеева Кургана, что севернее Таганрога. Сюда он примчался с конной ратью через густо заселённую половецкую степь, стремясь отвлечь на себя всё внимание половцев, в то время как его основные войска шли мимо Россоши по водоразделу к половецкой ставке на р. Каяла в излучину Дона. В тексте "Слова…" говорится, что Игорь хотел одолеть половцев некой хитростью, в то время когда основные войска половцев ушли на Константинополь. Предки донских казаков пресекли княжескую хитрость. (Кстати, в этих местах славянские народы жили с первых веков новой эры.)
В "Слове…" говорится, что киевские князья-рюриковичи давно устремляли свои взоры "…до кур Тмутороканя" половецкого Дона. Слово "кур", это сокращённое слово "курень", употребляемое на Дону. Слово "курень" имеет широкое толкование. Это и шалаш, и дом с хозяйственными строениями, и хутор из нескольких дворов. Арабский учёный Рашид ад Дин писал, что когда войска делают остановку, они устанавливают телеги кольцом вокруг войска для защиты от внезапного нападения и от проникновения чужих. Это построение называется "куренем". В Запорожской Сечи большой курень состоял из 38 меньших куреней с их строениями. Половецкая Ставка - это тоже был курень (кур) с основным штабом, казной, культовым центром, с естественными преградами от нападений. Подобными центрами, включающими военные объекты, интересовались и в древности, и в наше время. Известно, что в бассейне реки Дон с древних времён существовали города. Имелись они и при половцах в разных местах. В том числе в районе излучины Дона у Цимлянского водохранилища и севернее от него, где обнаруживаются многочисленные катакомбы, подземные ходы, курганные и иные захоронения. У станицы Кременская находились город и усыпальницы амазонских правительниц. Несколько южнее, недалеко от станицы Зимовейской был захоронен и половецкий хан Кончак, хотя родился он на Кубанской земле в районе Тихорецкой-Белая Глина. Во второй половине XII в. он смог создать мощное объединение степных народов, включая славян, русов, тюрков.
Историкам известно, что в VIII в. н. э. было три крупных славянских государства: Артания, Славия и Кыявия. Артания простиралась от северного подножья Кавказа до верхнего течения Волги и от Брянских лесов до Оренбургских степей Южного Урала. В состав Артании входило и Тмутороканское княжество, которое простиралось от излучин Дона и Волги до степей Северного Кавказа (Кубани и Ставрополья). С годами реальные границы княжества сократились и приблизились к Дону и Азовскому морю, закрепившись на Таманском полуострове. Но в обиходе Тмутороканью продолжал называться вольнолюбивый Дон и Приазовская Кубань, с тьмой тороков и сёдел.
Исторические бури событий за последние 800 лет многое поменяли на карте нашей страны. Река Итиль (Ра) стала Волгой, а Каяла стала р. Чир. Изменились названия городов и населённых пунктов, а многие разрушены до основания (гг. Серкел (Саркел), Шурукан, Сугров, Валин, Чешвлюев и другие).
Хотелось бы сообщить некоторые сведения о князе Игоре. Игорь Святославич (1150-1202) был князем Новгород-Северским с 1178 г., а Черниговским - с 1199 г. Он был участником многих феодальных войн и походов. В 1185 г. организовал неудачный поход на своих дружественных соседей-половцев, что отражено в прекрасном древнеславянском произведении "Слово о полку Игореве". Исследования позволили установить, что князь Игорь был захоронен в 12 км севернее г. Новгород-Северский у с. Мамекино. Его первая жена захоронена у с. Пушкари над р. Десна, что в 22 км от Новгород-Северского. Вторая жена - Евпраксия Ярославна - захоронена около 1242 г. у с. Духново, западнее г. Трубчевска. Странный разброс семейных захоронений.
Некоторые архивные материалы князя Игоря могут сохраниться в подземных двухъярусных хранилищах его усадьбы у с. Новосёлки, что северо-восточнее Чернигова. Там могут быть ответы на многие вопросы "Слова…", в том числе и карты похода. Половецкие архивы должны находиться на северо-западе Турции у г. Кешан, в районе последнего пристанища половецких правителей (у их потомков).
До настоящего времени остаётся не выявленным авторство рукописи "Слова…". Наши исследования показывают, что рукопись появилась после смерти Игоря. Как и конструктор автоматического оружия генерал, мы тоже считаем, что одним из авторов являлся тысяцкий Рагуил. Оказывается, что Рагуил привлёк к написанию произведения талантливого барда из рода жрецов, которому было около 40 лет. Рагуил жил и захоронен восточнее г. Любич в с. Павловка, а бард жил в соседнем селе Берёзово, в котором и захоронен. Третьим автором был приближенный Игоря и Ярославны, захороненный у с. Духново недалеко от могилы Ярославны, к западу от Трубчевска, Брянской области . В исследованиях, при уточнении ряда проблемных вопросов. Использовались экстрасенсорные и ясновидческие способности одарённых специалистов. В ряде стран такие специалисты иногда принимают участие в исследованиях в области физики, химии и других областях знаний (см. книгу Ш. Карагулла "Прорыв к творчеству". Сантана, Минск, 1992).
В тексте рукописи "Слова…" до сих пор остаются не расшифрованными отдельные слова и выражения. Например, не ясен смысл, вложенный в слово "Каяла". Считается, что "Каяла" является составным словом.
Согласно египетской мифологии и древних славян, живших в излучине Дона, "КА" является одним из элементов, составляющих человеческую сущность. КА включает олицетворение жизненной силы богов и царей, воплощение их мужества. Считалось, что КА определяет судьбу человека при жизни и после смерти. Любопытно, что один из притоков р. Чир носит название "Царица". Здесь были поселения амазонок, их могилы, усыпальницы их цариц. Здесь ранее жили свободолюбивые и мужественные народы. "ЯЛ" - это гребень горы, перевал, холмистая местность. Название "Каяла" олицетворяло дух этого края и его народа. Река Чир и в наши дни шумлива в период её полноводья, находясь в крутых берегах.
В наше время одноимённое название имеют реки в границах бывшего СССР и за границей. Каялы - в Оренбургской обл . и в Азербайджане (несколько рек), Киялы - в Турции, Андижанской, Ферганской, Северо-Казахстанской, Нахичеванской областях. Иногда эти названия встречаются в сочетании с другими словами "Киялы-Чех" и т. д.
Половцы в основном вели осёдлый образ жизни. Они имели поселения и города с культовыми и торговыми центрами, сухопутный и водный транспорт . В 1185 г. помимо обычного оружия против воинов Игоря они использовали особый огонь, который бросали в пламенном роге. В то время у половцев имелось три вида секретного оружия: жидкое, морское (для кораблей) и самовозгорающееся (подобно загадочному греческому огню). Важную роль этот "огонь" сыграл в разгроме конной группы кн. Игоря севернее Таганрога, где его пленили. В этом направлении Игорь планировал захватить важный торговый и стратегический город половцев, находившийся на правом рукаве устья Дона. Здесь имеются следы этого города.

В рукописи "Слова…" имеется название загадочной птицы "зегзицы". Зегзица - это водоплавающая птица, крупнее дикой утки, камышового цвета и с большой аурой (энергополем). На территории Украины она истреблена. В настоящее время этот вид птицы сохранился в Индии, Таиланде, Шри Ланке. Размер зегзицы по корпусу: до 40 см по высоте, а по длине с клювом и хвостом - до 70 см. Несколькими тайнами "Слова…" стало меньше.

4. “Слово” в литературе.

Сообщение учителя

“Слово о полку Игореве” стало живым явлением не только литературы древней, но и новой – XIX-XX веков. Поэты не только переводили, но и использовали его образы в своих произведениях. Поэтические инкрустации из “Слова” вносили в свою поэзию Радищев (в “Песнях, петых на состязаниях в честь древним славянским божествам”), В. Жуковский (в “Певце во стане русских воинов”), (в поэме “Руслан и Людмила”), К. Рылеев (в стихах “Боян”, “Владимир Святой”, “Рогнеда”), А. Островский (в драме-сказке “Снегурочка”). С удивительным искусством использованы образы “Слова” в стихах о Блока и в произведениях И. Бунина. Образами “Слова” населяет свою повесть “Кровавый узел” Б. Лавренёв, “Слово” звучит в стихах Прокофьева, Тычины, Рыльского, Бажана и многих других. Выразительное чтение наизусть отрывка из цикла А. Блока о России “На поле Куликовом”.

Образы “Слова..” несут в себе удивительную поэтическую силу они использовались поэтами наряду с образами народной поэзии. Внесённые в современную поэзию они помогают ощутить связь времен, извечность патриотических чувств, вечность пейзажей нашей Родины – особенно степных. “Слово” переводили многие художники слова: Жуковский, Майков, Мей, Бальмонт, Заболоцкий.

5. Чтение статьи учебника «Слово в литературе»

6. Выразительное чтение стихотворений (см. учебник)

7. «Слово» в музыке.

1) Первый ученик делает сообщение об.

“Первоклассный химик, которому многим обязана химия…”

“Равно могуч и талантлив как в симфонии, так и в опере, и в романсе”.

“Основатель, охранитель, поборник женских врачебных курсов, опора и друг учащихся”

Так говорили современники, и первые русские женщины-врачи об одном и том же человеке – об Александре Порфирьевиче Бородине, который был и гениальным композитором, и одним из создателей органической химии , и выдающимся педагогом. Две страсти владели Бородиным: страсть к химии и страсть к музыке. Химики жаловались, что музыка отвлекает Бородина от науки, а товарищи по искусству сетовали на то, что наука не дает ему заниматься музыкой

“К несчастью, академическая служба, комитеты и лаборатория… страшно отвлекали Бородина от его великого дела” (критик Стасов)

“Бородин стоял бы еще выше по химии, принес бы еще более пользы науке, если бы музыка не отвлекала его слишком много от химии” (Менделеев)

И все таки, как много он сделал!

42 научные работы , ряд впервые полученных химических соединений, могучие симфонии, большое число камерно-инструментальных и фортепианных произведений, романсы и песни, нередко на слова самого Бородина (он был и поэтом!), блестящие статьи о музыке и музыкантах – это неполный список того, что создал Бородин.

Бородин совмещал в себе то, что обычно считается несовместимым. Невольно возникает вопрос: как он мог быть одновременно химиком и композитором? Ведь это такие разные, далекие одна от другой области. Но так ли они далеки, как кажется? Солнце творческого разума освещает дорогу науке и искусству, когда они ищут правду жизни.

Учитель : Много и научных открытий принадлежит Бородину, и много написано им музыкальных произведений, но самой заветной мечтой Бородина, по его признанию, было написание эпической русской оперы.

2) Второй ученик рассказывает о работе над оперой “Князь Игорь”.

Этой мечте суждено было осуществиться. Сочинение оперы Бородин начал в конце 60-х годов XIX века. Музыкальный критик Стасов предложил ему в качестве сюжета “Слово о полку Игореве”. Это увлекло композитора. Так началась вдохновенная и кропотливая работа композитора над оперой “Князь Игорь”.

Обстоятельность Бородина как ученого сказалась и в подходе к композиторскому творчеству. Перечень исторических источников – научных и литературных, которые он проработал, прежде чем приступить к созданию оперы, говорит о многом. Здесь и различные переводы “Слова”, и все фундаментальные исследования по истории России . Мало этого – Бородин изучал русские летописи, исследования о половцах, русские народные песни и сказания, песни тюркских народов и многое другое.

Но верность исторической правде не заслонила от Бородина высокую поэзию основного источника, по которому он сам создавал либретто. Литературный памятник и лег в основу оперы “Князь Игорь”.

3) Третий ученик раскрывает идейное содержание оперы

Как и автор “Слова”, Бородин хотел подчеркнуть, что неудавшийся поход северского князя – только один эпизод многовекового столкновения народов. В этом столкновении на одной стороне землевладельческая Русь, на другой – кочевой Восток. Печенеги, половцы, татары сменяли друг друга, как кочующие волны моря, стремящиеся затопить землю.

Это была борьба двух эпох, культуры и варварства , передового и отсталого - та борьба, в которой выковывались и судьбы народов и судьбы людей.

Бородин увидел в “Слове” не просто поход одного из русских князей против половецких ханов, а мощное движение целого народа против варварского нашествия.

Опера называется “Князь Игорь”. Но Игорь представлен в ней не как отдельный человек, а как выразитель воли многих тысяч русских людей.

У Бородина образ народа предстает обобщенным, сильным, спокойно-величавым. И в музыке его – не только решимость, сила, но и пленительная красота, которые говорят о физической и духовной мощи, о высокой нравственности русского человека.

4) Четвертый ученик рассказывает об образах оперы.

Обращают на себя внимание и лирические образы оперы “Князь Игорь”. Эти образы дополняют героическое начало и являются воплощением высокой духовности, дополняющей физическую красоту и силу русского человека.

Центральным образом оперы является образ князя Игоря. Для Игоря быть князем – значит служить русской земле, охранять ее, бороться с ее врагами. Игорь – это воплощение идеи патриотического долга, воплощение чести.

С честью пасть иль врагов победить

И с честью вернуться.

Особенно дорогим композитору был образ Ярославна. Когда он только приступил к работе над оперой, то начал с того, что написал “Сон Ярославный”.

…Ярославна рано плачет на стене, причитая…

В мировой поэзии немного найдется произведений, где так прекрасно была бы выражена сила любви, более могущественная, чем все силы природы.

Бородину удалось создать в музыке то, что автор “Слова” создал в поэзии

В “Плаче Ярославны” до нас доходит живой голос женщины, которой давно уже нет на свете. В нем звучит вековечное горе многих матерей и жён. Это стон, который не умолкнет до тех пор, пока на всей земле не затихнет навсегда грохот битв.

Звучит отрывок из оперы “Князь Игорь”.

8. «Слово» в живописи

Учитель : благодаря талантливой музыке, её оригинальности, опера “Князь Игорь” занимает одно из первых мест в русской классической музыке. Но опера – это необыкновенный музыкальный жанр. Это жанр, в котором сочетаются театральное действо, музыка и живопись.

1) Первый ученик рассказывает о декорациях Рериха к опере “Князь Игорь”.

Шумный, заслуженный успех выпал на долю Рериха в 1909 году, когда в парижском театре “Шатле” открылся первый “русский сезон”. На суд требовательной французской публики Дягилев вынес достижения отечественного искусства. В зале звучала музыка Мусоргского, Глинки, Чайковского, Бородина. Пели Шаляпин, Смирнов. Танцевали Павлова, Карсавина, Фокин, Нижинский. Декорации и костюмы были выполнены по эскизам Бенуа, Коровина, Рериха.

“Вот это краски! Вот это декорации! Я только что вернулся из России, и у них везде так!” - говорил художник Морис Дени.

Его дружно поддержали другие известные мастера. Жак Бланш восторгался: “Я желал бы бывать в “Шатле” каждый вечер именно ради этих красок, чтобы насыщать ими своё зрение”.

В оформлении Рериха шли “Половецкие пляски” из оперы “Князь Игорь” Бородина

Тот же Жак Бланш писал газете “Фигаро”: “Я не имею чести лично знать Рериха. Я сужу о нём только по декорациям в “Шатле” и нахожу их чудесными…Что касается декораций “Игоря” то уже с самого начала это сплошное очарование для взора.”

Успех Рериха приветствовали и соотечественники. В. Серов писал Николаю Константиновичу: “Поздравляю Вас с успехом Ваших декораций в Париже – они мне очень понравились”.

В 1908 – 1909 им написаны эскизы “Путивль”, “Двор Галицкого”, “Терем Ярославны”.

Учитель : “Слово о полку Игореве” - литературное произведение. А литературное произведение живёт в книге. Всякую книгу делают богаче, украшают иллюстрации. Особенно известны иллюстрации к “Слову”, выполненные палехским художником Голиковым, а также гравюры Фаворского. Обратимся к ним.

2) Сообщения учащихся о гравюрах Фаворского

В. А Фаворский признавался: “Я очень люблю эпическую поэму “Слово о полку Игореве”. Я оформил и иллюстрировал “Слово”, потому что это эпическое произведение, когда к нему обращаешься, всегда меня восхищает. Трудно, по-моему, даже в мировой литературе найти что-либо эпическое, равное “Слову”. Его характерной чертой является то, что свойственно и древней русской живописи: в русском искусстве, живописи и поэзии, встречаешь монументальную живопись”.

Когда художник берётся иллюстрировать совершенное художественное литературное произведение, то одной из самых трудных задач, стоящих перед художником книги, является передача стиля литературной вещи в оформлении. И с этой задачей художник справился.

Фаворский замечательно прочитал “Слово”, и поэтому, благодаря чуткому вживанию в текст, ему удалось создать синтез поэтической легенды с историческим документом.

Люди, живущие на гравюрах, полны человеческих страстей и в лучшем смысле психологичны. Как писал Федин, “сказочная жизнь наших праотцов понятна, близка, трогательна нам, как будто она произошла на нашей памяти и вполне реальна”. Рассказ о трагедии Игоря воспринимается как нетленная сказка, исполненная песенной прелести и возвышенная.

Сердцем и разумом приблизился мастер к тому былинному времени и услышал в самом себе чудный голос автора “Слова”, обогатил поэтическую сущность “Слова” в полные величавой красоты зримые образы.

Герои поэмы живут, действуют среди природы, их жизнь находит отклик и в ней.

Как чудесно выражены близость человека к природе, поклонение её силам в сцене “Плач Ярославны”! Покоряет затихшее безбрежье далей – к ним обращено слово человека. Поэтичный речитатив Ярославны находит полнозвучный отклик и в заречных кущах, и в водах Днепра, и в сиянии солнца:

Полечу кукушкою по Дунаю,
омочу бобровый рукав в Каяле-реке,
утру князю кровавые его раны
на могучем его теле.

Природа в иллюстрациях Фаворского небезучастна к судьбе русских людей! Светлая песнь радости звучит в лугах, полях и лесах родной земли, по которым спешит из плена Игорь.

Радуются люди, праздничным светом залита земля. И как убедительно эта мысль выражена! Нам дороги бородатые предки, с достоинством посылающие привет князю. А чудные ребятишки, взапуски бегущие встретить недавних пленников!

О гравюрах хочется сказать словами Пушкина: “Какая глубина! Какая смелость и какая стройность!..”

Главное достоинство гравюр Фаворского в том, что они органично слиты с книгой, с текстом.

Точность и глубина мысли – вот первейшее качество книжной гравюры. Когда человек берёт в руки книгу, он приуготовлен к активной работе мысли.

Гравюры Фаворского к “Слову” не отвлекают, а помогают читать. Как заметил, “слёзы капают на такие рисунки, живёт русская душа”.

Работа с гравюрами Фаворского. Задание : подобрать названия к гравюрам, используя строки из “Слова”.

Учитель : Сюжеты “Слова” широко использовались в русской живописи. Напомним картины Шварца “Плач Ярославны” и “Боян”, картину Перова “Плач Ярославны”, “Вещее затмение” Максимова. Особенно знаменита картина В. М Васнецова “После побоища Игоря Святославича с половцами”.

3) Сообщение учащегося о картине.

Большое историческое полотно было закончено Васнецовым в 1880 году. В этом произведении, воскрешавшем далёкое прошлое, нашли своеобразное отражение мысли и чувства, волновавшие современников художника. Васнецов в прекрасной воинской повести, проникнутой печалью, - “Слово о полку Игореве” - нашёл мысли и образы, которые были созвучны его времени.

Эпиграфом к произведению Васнецова являются строки “Слова”:

Пали полки Игоревы.
Тут кровавого вина недостало,
Тут пир окончили храбрые русские,|
Сватов напоили и сами полегли
За землю Русскую.

Будучи художником лирического склада и горячо любя родину, Васнецов нашёл в “Слове” поэтические мотивы для будущего своего произведения. Его картина – эпически величественное произведение, вызывающее глубокое преклонение перед героической гибелью павших за родину героев.

Торжественное безмолвие царит на поле брани. Степь покрыта телами убитых воинов – русских и половцев. Величественно покоятся русские богатыри. Они пали смертью героев. Глубокое впечатление оставляет могучий богатырь, упавший с широко раскинутыми руками, и прекрасный юноша, пронзённый стрелой в сердце. Эти образы определяют идею картины – величие, благородство и красоту совершённого подвига.

По всему полю рядом с русскими лежат поверженные половцы. Они гибли в судорогах и лежат ничком, на боку, на спине, мучительно изогнувшись. В воздухе бьются орлы. На переднем плане слева орёл чистит перья. Синими тучами закрыт горизонт, тёмная, красная как бы омытая в крови луна. На степь ложится сумрак.

Большую роль в картине “После побоища” играет пейзаж. Он поэтичен и эпически глубок. Весь тон пейзажа с мрачными грозовыми тучами, тяжёлой синей пеленой, царящая мёртвая неподвижность, которую не нарушают сцепившиеся в схватке орлы, тревожно-сумрачный облик восходящей луны выражают вдохновенные образы “Слова”. Весь строй картины и её живописное решение поэтичны и выразительны. Оно идёт от образности и настроения “Слова”

9. Заключительное слово учителя.

На одном греческом надгробии читаются следующие слова: “Я не был, - был, - никогда не буду”.

С этими словами необходимо поспорить. Умирая, человек продолжает жить, - он живёт в своих делах. И важно отметить, что в человеке жило, живёт и будет жить только лучшее. Лучшее в человеке бессмертно. Ещё более это относится к памятникам искусства. Лучшие произведения искусства и, в частности, лучшие произведения литературы продолжают участвовать в жизни народа и его литературы.

Вот почему “Слово”, продолжающее жить в произведениях XIX–XX веков, мы вправе считать произведением не только древней, но и в известной мере и современной литературы . Оно живо и действенно, заражает поэтической энергией, учит литературному мастерству и любви к родине.

Более чем семь с половиной веков живёт “Слово” полнокровной жизнью, и сила его воздействия не только не ослабевает, но всё возрастает и расширяется. Такова власть над временем “Слова о полку Игореве”, его живой связи с мировоззрением и творчеством всего народа.

Используемая литература.

1. Д. Лихачёв. “Слово о полку Игореве” - героический пролог русской литературы” - Ленинград, изд. “Художественная литература”, 1967г.

2. П. Беликов, В. Князева “Рерих” ЖЗЛ – М.: Белая гвардия, 1973 г.

3. М. Ильин, Е. Сегал “Александр Порфирьевич Бородин”- М.: Правда,1989 г.

4. М. Третьякова “Русская музыка 19 века” - М.: Просвещение, 1976г.

5. “Слово о полку Игореве” в гравюрах – М.: Искусство, 1987 г.

6. Древнерусская литература.- М.: Дрофа: Вече, 2002 г.

7. Абас-, учитель русского языка и литературы Разработка урока литературы "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи