Классика        21.09.2023   

Брюсов. Валерий брюсов Брюсов интересные факты из биографии презентация

1 слайд

2 слайд

3 слайд

В.Я.Брюсов – один из ярчайших представителей Серебряного века. Литературный критик, переводчик, историк литературы, пушкинист, поэт. В.Брюсов родился 1 декабря 1873 г. в Москве в зажиточной купеческой семье. Рос живым, любознательным ребёнком, читать научился в четыре года. С юных лет слушал разговоры об «умных вещах», читал книги научного содержания. Знания не по годам пробудили в нем мечту «стать великим». Сочинять начал рано. Уже в гимназии осознавал себя поэтом.

4 слайд

Знакомство с поэзией французских символистов Верлена и Рембо стало для Брюсова «целым откровением». Юный Брюсов задумывается о назначении поэта, хочет быть вождём русской поэзии. Уважая Пушкина, понимает, что выразить отношение к концу века может только через символизм. Брюсов считал целью создать в России новую поэтическую школу, а задачей символизма – утончить, изощрить поэтические средства, чтобы лучше выразить сложный мир современника.

5 слайд

Юному поэту. Юноша бледный, со взором горящим, Ныне даю я тебе три завета. Первый прими: не живи настоящим, Только грядущее – область поэта. Помни второй: никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно. Третий храни: поклоняйся искусству, Только ему безраздумно, бесцельно. Юноша бледный со взором смущенным! Если ты примешь моих три завета, Молча паду я бойцом побежденным, Зная, что в мире оставлю поэта. 1896

6 слайд

В 1894-1895 г.г. вышли в свет три выпуска «Русские символисты». Составителем и автором большинства стихов был В.Брюсов. Ему 20 лет. Он студент Московского университета. В «Русских символистах» Брюсов предполагал дать читателям все возможные образцы поэзии символизма. Он искал новые стихотворные формы, впечатления.

7 слайд

Творчество. Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой стене. Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине. И прозрачные киоски, В звонко-звучной тишине, Вырастают словно блестки, При лазоревой луне. Входит месяц обнаженный При лазоревой луне… Звуки реют полусонно, Звук ластятся ко мне. Тайны созданных созданий С лаской ластятся ко мне, И трепещет тень латаний На эмалевой стене. 1895

8 слайд

В 90-е годы у Брюсова выходят первые сборники его стихов, которые обращали на себя внимание названиями («Шедевры», «Это – я») эпатирующего (вызывающим на скандал) характера. В ранних стихах преобладали экзотические образы, мотивы откровенно чувственной любви, творческая фантазия. Поэт большое внимание уделял формальному экспериментированию, совершенствованию технических навыков стихосложения. В 1900 г. выходит новая книга Брюсова «Третья стража». Эта книга стала событием в литературе. «Впервые в рецензиях на эту книгу ко мне отнеслись как к поэту»,- писал Брюсов. «Третья стража» - книга двух планов: поэт освещает прошлое человечества через лики разных героев («Любимцы веков») и говорит о современности («Я люблю большие дома»). В этой же книге остро встает тема Времени. Предчувствия Брюсова мрачны. В стихотворении «В дни запустений» настоящее видится ему огромным зданием в шатких строительных лесах.

9 слайд

Явлением реальности, соединяющим прошлое и настоящее. Стал для Брюсова образ города. Сборник 1903 года «Граду и миру» показывает неоднозначность отношения к этому образу. С одной стороны, воспевание культурных и материальных ценностей, с другой – ужас перед разрушительной силой незримых чудовищ, уродливой действительностью, борьба «города с людьми». Октябрьскую революцию Брюсов безоговорочно поддержал, с головой окунулся в общественную работу. Он проделал огромную работу по сохранению частных библиотек и усадеб. При всей занятости не переставал писать стихи. Стихотворение «Работа» стало программным в первые годы Советской власти. В 1920 г. выходит новая книга «В такие дни», в которой главными темами были две – Россия и революция. В последние годы В.Брюсов меняет свою позицию на поэзию: «Было бы несправедливо, если бы поэзия навеки должна была ограничиться, с одной стороны, мотивами «о любви и природе», с другой - «гражданскими темами». Всё, что волнует и интересует современного читателя. Имеет право на отражение в поэзии».

(1873 -1924) Валерий Яковлевич Брюсов

Валерий Яковлевич Брюсов - русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк. Один из основоположников русского символизма.

Детство Валерий Брюсов родился в Москве, в купеческой семье. Будущий мэтр символизма был внуком поэта-баснописца И. Я. Бакулина (фамилией деда Брюсов подписывал некоторые свои сочинения); получив вольную, тот начал в Москве торговое дело.

Отец Брюсова, Яков Кузьмич Брюсов (1848--1907), сочувствовал идеям революционеров-народников; он публиковал стихотворения в журналах; в 1884 Яков Брюсов отослал в журнал «987з» написанное сыном «Письмо в редакцию», описывавшее летний отдых семьи Брюсовых; «Письмо» было опубликовано (№ 16, 1884). Увлёкшись скачками, отец просадил всё состояние на тотализаторе; он заинтересовал скачками и сына, первая самостоятельная публикация которого (в журнале «Русский спорт» за 1889) представляет собой статью в защиту тотализатора.

Родители мало занимались воспитанием Валерия, и мальчик был предоставлен самому себе; большое внимание в семье Брюсовых уделялось «принципам материализма и атеизма», поэтому Валерию строго запрещалось читать религиозную литературу («От сказок, от всякой „чертовщины“, меня усердно оберегали. Зато об идеях Дарвина и принципах материализма я узнал раньше, чем научился умножать», - вспоминал Брюсов); но при этом других ограничений на круг чтения юноши не накладывалось, поэтому среди «друзей» его ранних лет были как литература по естествознанию, так и «французские бульварные романы», книги Жюль Верна и Майн Рида и научные статьи - словом «всё, что попадалось под руку».

Будущий поэт получил хорошее образование - он учился в двух московских гимназиях (с 1885 по 1889 гг. в частной классической гимназии Ф. И. Креймана, в 1890-1893 - в гимназии Л. И. Поливанова; последний - великолепный педагог - оказал значительное влияние на юного поэта); в последние гимназические годы Брюсов много занимался математикой.

Вхождение в литературу Уже в 13 лет Брюсов связывал свою будущую жизнь с поэзией. Самые ранние известные стихотворные опыты Брюсова относятся к 1881; несколько позднее появились первые (довольно неискусные) его рассказы.

В пору обучения в гимназии Креймана Брюсов сочинял стихи, занимался изданием рукописного журнала. В отрочестве Брюсов считал своим литературным кумиром Некрасова, затем он был очарован поэзией Надсона.

К началу 1890-х наступила пора увлечённости Брюсова произведениями французских символистов - Бодлера, Верлена, Малларме. «Знакомство в начале 90-х годов с поэзией Верлена и Малларме, а вскоре и Бодлера, открыло мне новый мир. Под впечатлением их творчества созданы те мои стихи, которые впервые появились в печати», - вспоминает Брюсов. Восхищаясь Верленом, Брюсов в конце 1893 года создаёт драму «Декаденты. (Конец столетия)».

В 1893 г. Брюсов поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Основной круг его интересов в студенческие годы - история, философия, литература, искусство, языки. («…Если бы мне жить сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня», - отмечал поэт в дневнике). В юности Брюсов увлекался также театром и выступал на сцене московского Немецкого клуба; здесь он познакомился с Натальей Александровной Дарузес (выступала на сцене под фамилией Раевская), ставшей вскоре возлюбленной поэта (первая любовь Брюсова - Елена Краскова - скоропостижно скончалась от чёрной оспы весной 1893; ей посвящено множество стихотворений Брюсова 1892-1893 годов).

В 1895 появился на свет первый сборник исключительно брюсовских стихов - «Chefs d’oeuvre» («Шедевры»); нападки печати вызвало уже само название сборника, не соответствовавшее, по мнению критики, содержанию сборника (самовлюблённость была характерна для Брюсова 1890-х; так, к примеру, в 1898 поэт записал в своём дневнике: «Юность моя - юность гения. Я жил и поступал так, что оправдать моё поведение могут только великие деяния»). Мало того, в предисловии к сборнику автор заявляет: «Печатая свою книгу в наши дни, я не жду ей правильной оценки ни от критики, ни от публики. Не современникам и даже не человечеству завещаю я эту книгу, а вечности и искусству».

Для раннего творчества Брюсова характерна тема борьбы с дряхлым, отжившим миром патриархального купечества, стремление уйти от «будничной действительности» - к новому миру, рисовавшемуся ему в произведениях французских символистов. Принцип «искусство для искусства», отрешённость от «внешнего мира», характерные для всей лирики Брюсова, отразились уже в стихотворениях сборника «Chefs d’oeuvre».

Брюсов беспрестанно ищет новые формы стиха, создаёт экзотические рифмы, необычные образы. Например: Тень несозданных созданий Колыхается во сне Словно лопасти латаний На эмалевой стене. Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонкозвучной тишине… В стихотворениях сборника чувствуется сильное влияние Верлена.

Окончив в 1899 г. университет, Брюсов целиком посвятил себя литературе. Несколько лет он проработал в журнале П. И. Бартенева «Русский архив». Во второй половине 1890-х гг. Брюсов сблизился с поэтами-символистами, в частности - с К. Д. Бальмонтом (знакомство с ним относится к 1894; вскоре оно перешло в дружбу, не прекращавшуюся вплоть до эмиграции Бальмонта), стал одним из инициаторов и руководителей основанного в 1899 году С. А. Поляковым издательства «Скорпион», объединившего сторонников «нового искусства».

В 1897 Брюсов женился на Иоанне Рунт. Она была спутницей и ближайшим помощником поэта до самой его смерти.

В 1917 поэт выступил с защитой Максим Горького, раскритикованного Временным правительством. После Октябрьской революции 1917 года Брюсов активно участвовал в литературной и издательской жизни Москвы, работал в различных советских учреждениях. Поэт по-прежнему был верен своему стремлению быть первым в любом начатом деле.

С 1917 по 1919 он возглавлял Комитет по регистрации печати (с января 1918 года - Московское отделение Российской книжной палаты); с 1918 по 1919 заведовал Московским библиотечным отделом при Наркомпросе; с 1919 по 1921 был председателем Президиума Всероссийского союза поэтов (в качестве такового руководил поэтическими вечерами московских поэтов различных групп в Политехническом музее). В 1919 г. Брюсов стал членом РКП(б) и др. В 1923 г., в связи с пятидесятилетним юбилеем, Брюсов получил грамоту от Советского правительства, в которой отмечались многочисленные заслуги поэта «перед всей страной» и выражалась «благодарность рабоче-крестьянского правительства».

В стихотворениях Брюсова перед читателем встают противоположные начала: жизнеутверждающие - любовь, призывы к «завоеванию» жизни трудом, к борьбе за существование, к созиданию, - и пессимистические (смерть есть блаженство, «сладостная нирвана», поэтому стремление к смерти стоит превыше всего; самоубийство «соблазнительно», а безумные оргии суть «сокровенные наслаждения искусственных эдемов»). И главным действующим лицом в поэзии Брюсова является то отважный, мужественный боец, то - отчаявшийся в жизни человек не видящий иного пути, кроме как пути к смерти. Основные черты творчества Брюсова

Настроения Брюсова подчас противоречивы; они без переходов сменяют друг друга. В своей поэзии Брюсов то стремится к новаторству, то вновь уходит к проверенным временем формам классики. Несмотря на стремление к классическим формам, творчество Брюсова - всё же не ампир, а модерн, вобравший в себя противоречивые качества. В нём мы видим слияние трудносочетаемых качеств. Согласно характеристике Андрея Белого, Валерий Брюсов - «поэт мрамора и бронзы» ; в то же время С. А. Венгеров считал Брюсова поэтом «торжественности по преимуществу». По Л. Каменеву Брюсов - «молотобоец и ювелир».

Талант… Это мало! Мне мало. Надо выбрать иное… Найти путеводную звезду в тумане. И я вижу её: это декадентство. Да! Что ни говорить, ложно ли оно, смешно ли, но оно идёт вперёд, развивается, и будущее будет принадлежать ему, особенно когда оно найдёт достойного вождя. А этим вождём буду Я! Да, Я! (4 марта 1893, дневник) . Юность моя - юность гения. Я жил и поступал так, что оправдать моё поведение могут только великие деяния. (Там же, 1898) . Избранные цитаты

Работу выполнили ученицы 11 класса Пасечникова Виктория и Костюченко Юлия

Валерий Яковлевич
Брюсов (1 (13) декабря
1873), Москва - 9 октября
1924, Москва) - русский
поэт, прозаик, драматург,
переводчик,
литературовед,
литературный критик и
историк. Один из
основоположников русского
символизма.

Биография и творческий путь

Биография и творческий
путь
Детство
Валерий Брюсов родился 1 (13) декабря 1873 года в
Москве, в купеческой семье. Будущий мэтр символизма
был внуком поэта-баснописца И. Я. Бакулина.
Дед Валерия Кузьма Андреевич, родоначальник
Брюсовых, был крепостным помещика Брюса. В 1859
году он выкупился на волю и переехал из Костромы в
Москву, где приобрёл дом на Цветном бульваре. В этом
доме поэт родился и жил до 1910 года.
Отец Брюсова, Яков Кузьмич Брюсов (1848-1907),
сочувствовал идеям революционеров-народников; он
публиковал стихотворения в журналах.

Вхождение в литературу. «Декадентство» 1890-х

Уже в 13 лет Брюсов связывал свою будущую
жизнь с поэзией. Самые ранние известные
стихотворные опыты Брюсова относятся к 1881
году. В пору обучения в гимназии Креймана
Брюсов сочинял стихи, занимался изданием
рукописного журнала. К началу 1890-х
наступила пора увлечённости Брюсова
произведениями французских символистов -
Бодлера, Верлена, Малларме. В 1890-х годах
Брюсов написал несколько статей о французских
поэтах. В период с 1894 по 1895 год он издал
три сборника «Русские символисты».

Позднее творчество

Позднее творчество
После революции Брюсов продолжал и активную
творческую деятельность. В 1920-е годы он
радикально обновляет свою поэтику, используя
перегруженный ударениями ритм, обильные
аллитерации, рваный синтаксис, неологизмы.
9 октября 1924 года Брюсов скончался в своей
московской квартире от крупозного воспаления
лёгких (вероятно, приблизило смерть и давнее
пристрастие Брюсова к наркотикам - сперва к
морфию, а затем, после революции, и к героину)
. Поэт был похоронен на столичном
Новодевичьем кладбище

В своей поэзии Брюсов то стремится к
новаторству, то вновь уходит к проверенным
временем формам классики. Несмотря на
стремление к классическим формам, творчество
Брюсова - всё же не ампир, а модерн,
вобравший в себя противоречивые качества.
Стихосложение Брюсова
Валерий Брюсов внёс большой вклад в развитие
формы стиха. В 1890-е годы параллельно с
Зинаидой Гиппиус Брюсов разрабатывал
тонический стих. В 1918 году Брюсов издал
сборник «Опыты…», не ставивший творческих
задач и специально посвящённый самым
разнообразным экспериментам в области стиха.
В 1920-е годы Брюсов преподавал
стихосложение в разных институтах

Cлайд 1

Cлайд 2

Валерий Яковлевич Брюсов (1 (13) декабря 1873), Москва - 9 октября 1924, Москва) - русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк. Один из основоположников русского символизма.

Cлайд 3

Биография и творческий путь Детство Валерий Брюсов родился 1 (13) декабря 1873 года в Москве, в купеческой семье. Будущий мэтр символизма был внуком поэта-баснописца И. Я. Бакулина. Дед Валерия Кузьма Андреевич, родоначальник Брюсовых, был крепостным помещика Брюса. В 1859 году он выкупился на волю и переехал из Костромы в Москву, где приобрёл дом на Цветном бульваре. В этом доме поэт родился и жил до 1910 года. Отец Брюсова, Яков Кузьмич Брюсов (1848-1907), сочувствовал идеям революционеров-народников; он публиковал стихотворения в журналах.

Cлайд 4

Cлайд 5

Cлайд 6

Образование Он учился в двух московских гимназиях (с 1885 по 1889 год в частной классической гимназии Ф. И. Креймана, в 1890-1893 годах - в гимназии Л. И. Поливанова; последний - великолепный педагог - оказал значительное влияние на юного поэта); в последние гимназические годы Брюсов увлекался математикой. Окончив московскую гимназию Л. И. Поливанова, Брюсов в 1893-99 учился на историко-филологическом факультете Московского университета, сначала на отделении классической филологии, затем - на историческом (окончил с дипломом 1 степени).

Cлайд 7

Вхождение в литературу. «Декадентство» 1890-х Уже в 13 лет Брюсов связывал свою будущую жизнь с поэзией. Самые ранние известные стихотворные опыты Брюсова относятся к 1881 году. В пору обучения в гимназии Креймана Брюсов сочинял стихи, занимался изданием рукописного журнала. К началу 1890-х наступила пора увлечённости Брюсова произведениями французских символистов - Бодлера, Верлена, Малларме. В 1890-х годах Брюсов написал несколько статей о французских поэтах. В период с 1894 по 1895 год он издал три сборника «Русские символисты».

Cлайд 8

Cлайд 9

В 1893 году Брюсов поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Основной круг его интересов в студенческие годы - история, философия, литература, искусство, языки. В юности Брюсов увлекался также театром и выступал на сцене московского Немецкого клуба. В 1895 году появился на свет первый сборник исключительно брюсовских стихов - «Chefs d’oeuvre»(«Шедевры»). В следующем сборнике - «Me eum esse» («Это я», 1897). В юношеские годы Брюсов уже разрабатывал теорию символизма. Окончив в 1899 году университет, Брюсов целиком посвятил себя литературе.

Cлайд 10

Cлайд 11

1900-е годы «Tertia Vigilia» В 1900 году в «Скорпионе» был издан сборник «Tertia Vigilia» («Третья стража»), открывший новый - «урбанистический» этап творчества Брюсова. Сборник посвящён К. Д. Бальмонту. «Urbi et Orbi» Сознание одиночества, презрение к человечеству, предчувствие неминуемого забвения нашли отражение в сборнике «Urbi et Orbi» («Граду и миру»), вышедшем в 1903 году.

Cлайд 12

Темы и настроения в творчестве этого периода Великодержавное настроение времён Русско-японской войны 1904-1905 годов сменились у Брюсова периодом веры в непременную гибель урбанистического мира. Своего пика эти настроения достигли во время Первой Русской революции; они ярко выражены в брюсовской драме «Земля»; затем - в стихотворении «Грядущие Гунны» (1905); в 1906 году Брюсовым была написана новелла «Последние мученики». Периоды полного бесстрастия сменяются у Брюсова лирикой неутолённых болезненных страстей («Я люблю в глазах оплывших», 1899; «В игорном доме», 1905; «В публичном доме», 1905, и мн. др.).

Cлайд 13

Cлайд 14

«Stephanos» Следующим сборником Брюсова стал «Stephanos» («Венок»), написанный во время самых ожесточённых революционных событий 1905 года (вышел в декабре 1905) Лидер символизма Он пользовался большим авторитетом, как среди сверстников-символистов, так и среди литературной молодёжи. Брюсов также принимал активное участие в жизни Московского литературно-художественного кружка, в частности - был его директором (с 1908 года). Сотрудничал в журнале «Новый путь» (в 1903 году стал секретарём редакции).

Cлайд 15

1910-е годы Журнал «Весы» прекращает выходить в 1909. С начала 1910-х годов он уделяет значительное внимание прозе, критике (работа в «Русской мысли», журнале «Искусство в Южной России»), пушкинистике. В 1913 году поэт переживает личную трагедию, вызванную мучительным для обоих романом с молодой поэтессой Надеждой Львовой и её самоубийством. В 1914 году, с началом Первой мировой войны, Брюсов отправился на фронт военным корреспондентом «Русских ведомостей». ». Следует отметить рост патриотических настроений в лирике Брюсова 1914-1916 годов. сборники конца 1900-х годов - «Земная ось» (прозаический сборник рассказов, 1907), «Все напевы» (1909) - оценивались критикой как более слабые, чем «Stephanos».

Cлайд 16

Cлайд 17

Брюсов и революция В 1917 году поэт выступил с защитой Максима Горького, раскритикованного Временным правительством. После Октябрьской революции 1917 года Брюсов активно участвовал в литературной и издательской жизни Москвы, работал в различных советских учреждениях. С 1917 по 1919 год он возглавлял Комитет по регистрации печати. С 1918 по 1919 год заведовал Московским библиотечным отделом. с 1919 по 1921 год был председателем Президиума Всероссийского союза поэтов. В 1919 году - членом РКП(б). в 1921 году организовал Высший литературно-художественный институт. Являлся членом Моссовета. Принимал активное участие в подготовке первого издания Большой советской энциклопедии. 1923 получил грамоту от Советского правительства за многочисленные заслуги.

Cлайд 18

Позднее творчество После революции Брюсов продолжал и активную творческую деятельность. В 1920-е годы он радикально обновляет свою поэтику, используя перегруженный ударениями ритм, обильные аллитерации, рваный синтаксис, неологизмы. 9 октября 1924 года Брюсов скончался в своей московской квартире от крупозного воспаления лёгких (вероятно, приблизило смерть и давнее пристрастие Брюсова к наркотикам - сперва к морфию, а затем, после революции, и к героину) . Поэт был похоронен на столичном Новодевичьем кладбище

Cлайд 19

Cлайд 20

В своей поэзии Брюсов то стремится к новаторству, то вновь уходит к проверенным временем формам классики. Несмотря на стремление к классическим формам, творчество Брюсова - всё же не ампир, а модерн, вобравший в себя противоречивые качества. Стихосложение Брюсова Валерий Брюсов внёс большой вклад в развитие формы стиха. В 1890-е годы параллельно с Зинаидой Гиппиус Брюсов разрабатывал тонический стих. В 1918 году Брюсов издал сборник «Опыты…», не ставивший творческих задач и специально посвящённый самым разнообразным экспериментам в области стиха. В 1920-е годы Брюсов преподавал стихосложение в разных институтах

Cлайд 21

Cлайд 22

Проза Наиболее известны исторические романы Брюсова «Алтарь победы» и - в особенности - «Огненный ангел». Новеллы Брюсова, описывающие современную жизнь, значительно слабее романов. Заслуживает внимания повесть «Обручение Даши» Брюсов писал и фантастические произведения - это роман «Гора Звезды», рассказы «Восстание машин» (1908) и «Мятеж машин» (1914), повесть «Первая междупланетная», антиутопия «Республика Южного Креста» (1904-1905).

Cлайд 23

Cлайд 24

Переводы Он открыл русскому читателю творчество известного бельгийского поэта-урбаниста Эмиля Верхарна, был первым переводчиком стихотворений Поля Верлена. Известны брюсовские переводы произведений Эдгара По (стихотворения), Ромена Роллана («Лилюли»), Виктора Гюго и т.д. Брюсов полностью перевёл «Фауста» Гёте, «Энеиду» Вергилия. В 1910-х Брюсов был увлечён поэзией Армении, перевёл множество стихотворений армянских поэтов и составил фундаментальный сборник «Поэзия Армении с древнейших времён до наших дней», за что был удостоен в 1923 году звания народного поэта Армении, его имя носит Ереванский лингвистический университет. Брюсов был теоретиком перевода.