Экономика        25.01.2024   

Фрегат «Адмирал Горшков»: Когда лучшее не враг хорошему. «Корабль-невидимка» российского флота: на что способен фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков Постройка и испытания

ВМФ получит первый со времен СССР новый корабль дальней морской зоны – головной фрегат проекта 22350 «Адмирал Горшков». Корабль строился двенадцать с лишним лет – и это стало едва ли не рекордным судостроительным долгостроем в новейшей российской истории. Почему этот важнейший для российского ВМФ корабль строили так долго – и кто виноват в этом?

Есть сведения, что стрельбы «Горшкова» на Севере до межфлотского перехода на Главный военно-морской парад в Кронштадте были признаны «частично успешными». Если так оно и есть, продолжения испытаний не избежать.

Грехи заказчика

Опытно-конструкторская работа (ОКР) «Полимент-Редут» по логике должна быть составной частью ОКР под условным наименованием «Фрегат пр. 22350». Однако головной исполнитель (Северная верфь) в данном случае был не в состоянии как-то повлиять на соисполнителя («Алмаз – Антей»), поскольку не обладал соответствующими компетенциями и полномочиями. Вина Минобороны вообще и ВМФ в частности заключается в том, что они своевременно не синхронизировали разработку составных частей ОКР и недостаточно жестко требовали соблюдения сроков. А это привело к срыву гособоронзаказа по одному из важнейших направлений военного строительства.

Оружие и носитель

Казалось бы, имея перед глазами пример столь неэффективной кооперации между верфью-строителем и разработчиком оружия, следовало бы поменять саму схему. А именно – сначала разрабатывать, испытывать, доводить и принимать на вооружение ЗРК и только после этого начинать создание корабля-носителя. Однако разработка современного морского оружия, проектирование/постройка головного корабля и строительство серии занимают немало времени – грубо говоря, на каждый из трех названных этапов требуется примерно по 10 лет. В результате при таком (последовательном) подходе даже головной корабль вступит в строй с несколько устаревшим вооружением, устаревание же последнего корабля серии будет уже критическим.

Поэтому и раньше, и сейчас, и впоследствии разработка оружия и носителя выполнялись, выполняются и будут выполняться одновременно. И главная проблема тут, как уже говорилось выше – в их синхронизации . Для этого, во-первых, необходимо выработать четкий механизм взаимодействия заказчика (Минобороны) с головными исполнителями и соисполнителями НИОКР и ОКР, включающий в себя систему штрафов и поощрений. Вместо общепринятой сейчас практики переноса сроков дополнительными соглашениями к госконтрактам военная приемка должна буквально «стоять над душой» у разработчиков, требуя своевременного выполнения согласованных ранее всеми участниками процесса совместных решений.

Во-вторых,

следует вернуться к практике предварительных испытаний нового оружия до установки его на головной корабль серии.

Первые шаги в этом направлении уже делаются – «в 2017 году [начал] функционировать современный сдаточный полигон на Ладожском озере, построенный ПАО «Северная верфь» и АО «Заслон» и предназначенный для испытаний новейшего радио[технического] вооружения... Полигон обладает возможностями создавать реальные корабельные условия для испытаний [РТВ]. Это позволит значительно сократить... сроки испытаний корабля и отработать режимы применения радиотехнических комплексов в обстановке любой сложности».

Для справки: АО «Заслон» занимается разработкой многофункциональных радиолокационных комплексов (МФ РЛК), размещаемых в интегрированных башенномачтовых конструкциях (ИБМК). МФ РЛК «Заслон» аналогичны по назначению и архитектуре РЛК «Полимент-Редута». Они будут установлены на строящихся корветах пр. 20380, а также на новейших, хорошо вооруженных и очень красивых кораблях пр. 20385, которые так и просятся в большую серию, но главкомат ВМФ почему-то предпочел им уродливый (напоминающий американский «Зумвальт») и безумно дорогой (по цене фрегата) пр. 20386 (будем надеяться, что ошибка будет исправлена и нашим военным морякам не придется стыдиться кораблей, на которых они служат).

Наконец, если, несмотря на все старания и принятые меры, добиться синхронизации разработки оружия и корабля-носителя все же не получится (перспективная техника – дама капризная), корабли следует принимать в состав ВМФ без недоработанных комплексов. Важно ни в коем случае не задерживать строительство серии, а потом (после доработки) довооружать их в рабочем порядке в сжатые сроки. Так делалось в СССР – и делалось правильно. Условно строевые фрегаты без ЗРК лучше их отсутствия в составе флота.

Наличие «Полимент-Редута» легко сымитировать установкой фальш-полотен ФАР, а боекомплект в установках вертикального пуска вообще не виден. 22350 при этом могли бы заниматься боевой подготовкой, совершенствовать навыки применения другого (боеготового) вооружения, обеспечивать военно-морское присутствие и демонстрировать флаг в дальних водах, т. е. отрабатывать по мере сил вложенные в них миллиарды, а не простаивать у достроечных набережных в ожидании милостей от контрагентов.

Итак, свершилось! 28 июля 2018 г. на фрегате «Адмирал флота Советского Союза Горшков» (далее – «Горшков») был поднят Андреевский флаг. Спустя 12 лет, 5 месяцев и 28 дней после закладки, состоявшейся 1 февраля 2006 г., головной принят в состав флота. На церемонии присутствовали заместитель главнокомандующего ВМФ России вице-адмирал Виктор Бурсук, президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов, советник ОСК по военному кораблестроению Виктор Чирков и гендиректор «Северной верфи» Игорь Пономарев.

В феврале этого года А. Рахманов высказал уверенность в том, что фрегат войдет в строй до конца лета 2018 г., и очень приятно, что его прогноз, наконец-то, оправдался. Надо сказать, что по состоянию на февраль этого года «Адмирала Горшкова» от начала военной службы отделяло два довольно-таки серьезных барьера . Первым из них был ЗРК «Полимент-Редут», все мыслимые сроки разработки и принятия на вооружение которого были давно сорваны, и не было никакой гарантии, что в 2018 году комплекс получится-таки довести до ума.

Второй же проблемой стала довольно серьезная поломка одного из дизелей ОАО «Коломенский завод», произошедшая 27 декабря 2017 г. Агрегат пришлось разбирать, и часть деталей (включая коленвал) отправлять изготовителю. К счастью, по всей видимости, отремонтировать закапризничавший дизель удалось «малой кровью», без прорезания борта, для того, чтобы извлечь вышедший из строя двигатель, и ремонт не затянулся.

Подъем Андреевского флага на головном фрегате проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков»

А вот что произошло с «Полимент-Редутом»? С одной стороны, вроде бы приём «Горшкова» в состав флота должен был свидетельствовать о том, что проблемы, преследующие этот ракетный комплекс, решены и наши все-таки получили достойный комплекс противовоздушной обороны. Вне всякого сомнения, те, кто следил за злоключениями ЗРК «Редут» и радиолокационной системы «Полимент», помнят, насколько часто в медийной среде звучали заверения ответственных лиц, что вот еще немного, еще совсем чуть-чуть и все получится, комплекс встанет в строй.

Последние новости о «Полимент-Редут» звучали вполне оптимистично: все в том же феврале 2018 г. Алексей Рахманов говорил о том, что комиссия, разбиравшаяся с последней серией неудачных пусков, свою работу закончила, и что на техническую доводку потребуется не более двух месяцев, после чего государственные испытания комплекса будут возобновлены. Подразумевалось, что они близятся к завершению… Если что-то и могло радовать в том, что корабль столь долгое время «не сдавался» флоту, так это только принципиальная и твердая позиция наших адмиралов, не желавших принимать корабль с недоведенным вооружением. И вот, наконец, «Адмирал флота Советского Союза Горшков» занял свое место в строю.

Возможно, это, наконец, свидетельствует о том, что трудная история принятия на вооружение «Полимент-Редут» подошла к концу?

Но с другой стороны, история отечественного флота знает множество случаев, когда корабли принимались флотом с недоведенным до кондиции вооружением. Так, например, было с ЗРК «Кинжал» — как известно, ТАВКР «Новороссийск» при вступлении в строй вместо «Кинжалов» имел лишь прорезанные под них «дырки», а первые серийные БПК проекта 1155 получали только один такой комплекс вместо положенных по проекту двух. А потому, увы, факт принятия флотом вовсе не гарантирует того, что комплекс «Полимент-Редут» достиг полной (или, хотя бы, частичной) боевой готовности.

Сведений о том, что данный комплекс принят на вооружение нет, но с другой стороны, это тоже ни о чем не говорит – в последнее время у ВС РФ явно наметился сильный крен в секретность, увы, зачастую призванный скрыть реальное (и, мягко говоря, не всегда хорошее) состояние дел. В общем, могли и не разгласить.

Как же тогда понять, в какой стадии сейчас находятся работы по ЗРК «Редут» и радару его «Полимент»? По мнению автора настоящей статьи, для этого есть некая лакмусовая бумажка: имя ей ЗРК С-350 «Витязь».

Пусковая установка 50П6Е ЗРК С-350

Напомним, что история этого комплекса началась в самом начале 2000-х годов, когда «Алмаз-Антей» выиграл конкурс на создание для Южной Кореи ЗРК KM-SAM: данный ЗРК комплектовался ЗУР с активной головкой самонаведения, способными поражать воздушные цели на дальности 40 км и высоте 20 км. Использование ракет с АГСН являлось принципиальным отличием от отечественных комплексов средней и большой дальности, на которых использовалась полуактивная ГСН. В 2007 г. «Алмаз-Антей» продемонстрировал образец KM-SAM Министерству обороны РФ, и тогда же были открыты опытно-конструкторские работы по аналогичному комплексу средней дальности для отечественных вооруженных сил, который получил наименование С-350 «Витязь» и предназначался для замены ЗРК С-300ПС и «Бук» М1-2.

ЗРК «Витязь» должен был комплектоваться тремя типами ракет:

1. 9М100 – ЗУР малого радиуса действия , по различным данным, от 8 до 15 км, имела вес 70 кг, оснащалась ИК ГСН и инерциальной системой наведения, предусматривалась возможность радиокоррекции на среднем участке траектории;

2. 9М96 (9М96М) – ЗУР среднего радиуса действия массой 333 кг, дальность до 60 км (по другим данным – 40-50 км), высота поражения от 5 м до 20 км, система наведения – инерциальная с радиокоррекцией и АГСН на конечном участке. Скорость ЗУР – 900 м/сек., масса БЧ – 24 или 26 кг. Предположительно, данная ЗУР являлась модификацией ракет, которыми комплектовался KM-SAM;

3. 9М96Е2 – «длинная рука» С-350 , масса 420 кг, дальность до 120 км (по другим данным – 150 км), досягаемость по высоте – от 5 м до 30 км, способна поражать не только аэродинамические, но и баллистические цели на дистанции до 30 км и высоте 25 км. Скорость ЗУР составляет 900-1000 м/сек., масса БЧ – 26 (по другим данным – 24) кг.

На всех ракетах реализован режим сверхманевренности. Согласно данным разработчика, представленным на МАКС-2013, ЗРК «Витязь» может одновременно обстреливать 16 целей, наводя на них 32 ракеты.

ЗРК «Полимент-Редут», устанавливаемый на фрегатах типа 22350, является, по сути, «оморяченной» версией С-350 «Витязь», использующий те же ракеты, что и его сухопутный прототип . При этом ЗРК «Редут» представляет собой установки вертикального пуска, по 4 или 8 модулей в каждой: в каждом модуле может размещаться одна ракета 9М96/9М96Е2 или четыре 9М100.

Пусковые установки ЗРК «Редут» на корвете «Сообразительный»

Для управления огнем используется РЛС «Полимент», состоящий из четырех фазированных решеток, которые могут размещаться на надстройке корабля или на башенноподобной мачте, как это было реализовано на фрегате «Горшков». Это позволяет обеспечить обзор на 360 градусов: очевидно, что данные фазированные решетки созданы на основе многофункциональной РЛС 50Н6А, используемой для наведения ЗУР в комплексе С-350 «Витязь». Каждая из таких решеток способна обеспечить обстрел четырех воздушных целей восемью ракетами. И вот это, честно говоря – совершенно не поражающий воображения показатель, откровенно невысокий для современного ЗРК.

Надо сказать, что подобное решение для новейшего боевого корабля выглядит очень бюджетным и совершенно неоправданным в тактическом плане. Ни в каком случае не следует думать, что 4 одновременно обстреливаемых цели для одной ФАР представляет собой предел отечественной науки и техники – еще в ЗРК С-300В, принятом на вооружение в далеком 1983 г., использовались многоканальные станции наведения ракет (МСНР) 9С32, способные атаковать 6 целей 12 ракетами. При этом нельзя забывать о том, что МСНР комплекса С-300В осуществляли наведение ракет с полуактивной ГСН, то есть станция должна была не просто контролировать положение целей и ракет в пространстве, но и осуществлять подсветку целей, а РЛС «Полимент» последнего делать не нужно.

Флот также успел получить модифицированные станции «Волна» — новый антенный пост С-300ФМ «Форт-М», установленного на ТАРКР «Петр Великий» также имел возможность обстреливать 6 целей дюжиной ракет в секторе 90 градусов. Насколько известно автору настоящей статьи, МСНР комплекса С-400 после 2012 г. имеет возможность одновременно обстреливать 10 целей.

Поэтому 4 цели для одной ФАР РЛС «Полимент» — это откровенно немного, и, вероятно, свидетельствует о желании минимизировать затраты на разработку комплекса и его конечную стоимость. Но подобный показатель, увы, свидетельствует о неспособности ЗРК новейших отечественных фрегатов противостоять массированным авианалетам – ведь всего два самолета, атакующих в секторе 90 град., и применивших по два управляемых боеприпаса (скажем, ПКР «Гарпун» или противорадиолокационных ракет) уже создают шесть воздушных целей, превышая предел возможностей «Полимент-Редут». Поэтому нам остается уповать лишь на то, что впоследствии количество одновременно атакованных целей будет увеличено в ходе модернизации комплекса. Впрочем, перед тем, как что-то модернизировать, не мешало бы это «что-то» создать.

В остальном же (теоретически) комплекс «Полимент-Редут» состоит преимущественно из достоинств. Обладая весьма впечатляющими дальностью и потолком поражения воздушных целей, он, тем не менее, относительно легок – масса ЗУР не превышает 420 кг, в то время как, например, ЗУР комплексов С-300/С-400 имеют массу 1 800 – 1 900 кг и более, и даже ЗУР ЗРК среднего радиуса действия «Штиль» при дальности в 50 км имеют массу в 690 кг. ЗРК «Редут» обходится 9М96М, имеющую по различным данным дальность 50-60 км и вдвое меньшую массу – 333 кг., и это крайне немаловажно для относительно некрупных боевых кораблей, каковыми являются фрегаты.

ЗУР 9М96 и 9М96Е2 ЗРК «Редут» на фоне ракеты 48Н6Е2, применяемой различными модификациями ЗРК С-300

Наличие малых ЗУР 9М100 позволяет значительно увеличить боекомплект и эшелонировать защиту корабля в ближней зоне ПВО. Так, например, (знаменитая «адмиральская» серия) имеют 24 пусковых комплекса «Штиль-1» и способны нести 24 ЗУР средней дальности. А фрегат «Горшков», имея 32 ячейки ЗРК «Редут», способен нести те же 24 ЗУР средней дальности и в дополнение к ним еще 32 малых ЗУР 9М100 (по четыре ракеты в каждой из оставшихся восьми ячеек).

Несмотря на использование нового, в общем-то, для отечественной ПВО принципа наведения ЗУР (АГСН) ЗРК «Витязь» никогда не рассматривался как нечто сверхсекретное, вероятно, потому что его конструкция изначально базировалась на экспортном заказе. Соответственно, ЗРК изначально предназначался как для оснащения вооруженных сил РФ, так и для продаж на экспорт. Но, разумеется, продать иностранным покупателям «сырой» комплекс, с надеждой когда-нибудь довести его до ума, вряд ли получится: очевидно, что для продажи за рубеж «Алмаз-Антей» должен представить потенциальным клиентам концерна полностью работоспособный комплекс.

Отсюда несложно сделать простой вывод – до тех пор, пока в продаже не появится С-350 «Витязь», говорить о том, что «Полимент-Редут» доведен до ума, по всей видимости, нельзя. Комплексы слишком унифицированы, чтобы можно было ввести в строй один из них, не закончив, или хотя бы не выйдя на «финишную прямую» по второму. Собственно говоря, вероятнее всего доделать С-350 «Витязь» будет куда легче, чем «Полимент-Редут» в силу морской специфики последнего – приспособить ракетный комплекс для стрельбы с корабля всегда сложнее, чем с суши.

Кроме этого, по некоторым данным, одна из ключевых проблем комплекса «Полимент-Редут» заключается в неспособности качественно «передавать» сопровождение воздушной цели и атакующих ее ракет при переходе последних из «зоны ответственности» одной фазированной решетки к другой, что вряд ли необходимо реализовывать в С-350 «Витязь» (хотя, быть может, это суждение автора ошибочно).

Так вот, в очередной раз обещание довести С-350 до ума прозвучало во второй половине 2017 г., когда Павел Созинов, генеральный конструктор «Алмаз-Антей», заявил, что государственные испытания «Витязя» должны завершиться в 2017 г., и что в 2018 г С-350 будет предложен иностранным покупателям. И если это произойдет, то можно будет обосновано предполагать, что и «Полимент-Редут» наконец-то встал в строй, или же очень близок к этому – настолько близок, что до приведения его в боеспособное состояние остались считанные месяцы.

Увы, к нашему глубокому сожалению, похоже, что прогнозы П.Созинова оказались чрезмерно оптимистическими. На сайте «Рособоронэкспорта» С-350 «Витязь» до сих пор не представлен. В то же время «Алмаз-Антей» в 2018 году участвовал уже в трех международных выставках:

1. Вторая Международная выставка вооружений и оборонных технологий «АрмХайтек-2018», проходившая в выставочном комплексе «ЕреванЭкспо» 29-31 марта сего года;

2. 10-я Международная выставка сухопутных и военно-морских вооружений «Дефэкспо Индия 2018», состоявшаяся в период с 11 по 14 апреля 2018 в городе Ченнаи, штат Тамилнаду (Индия);

3. Первый Международный авиасалон Eurasia Airshow 2018, который состоялся в период с 25 по 29 апреля 2018 года в г. Анталья (Турецкая Республика).

На этих выставках сегмент ПВО концерна «Алмаз-Антей» был представлен весьма широко: экспонировались ЗРК большой дальности , С-300ВМ «Антей-2500», С-300ПМУ2 «Фаворит», а также зенитные ракетные комплексы средней и малой дальности «Бук-М2Э», «Тор-М2Э», «Тор-М2К» и «Тор-М2КМ», а также морские ЗРК «Оса-АКМ1», «Риф-М» и «Штиль-1».

Но С-350 «Витязь», увы, ни на одной из этих выставок представлено не было. А это говорит о том, что государственные испытания комплекс не прошел, и даже не находится в такой стадии, в которой концерн мог хотя бы начать переговоры о его поставке. Это свидетельствует о том, что с огромной долей вероятности, основное зенитное вооружение фрегата «Адмирал флота Советского Союза Горшков» на сегодняшний день небоеспособно и крайне ограничивает возможности применения этого корабля в конфликтах любой интенсивности .

Ну, а нам остается надеяться на лучшее – все-таки 2018 год еще не закончился, и, как знать, может быть слова Павла Созинова все же окажутся не пустым звуком.

Об этом сообщил начальник управления кораблестроения ВМФ РФ Владимир Тряпичников. «В ноябре, как и „Иван Хурс“, должны вступить в строй фрегат „Адмирал флота Советского Союза Горшков“ и судно тылового обеспечения „Эльбрус“», — сказал он.

Ранее вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин сообщал, что испытания «Адмирала Горшкова» идут по плану и должны завершиться в июле этого года. Как отметил чиновник, сложность испытаний фрегата состоит в том, что приходится одновременно проверять работу нескольких десятков новейших комплексов, в частности, радиоэлектроники, артиллерийского вооружения, различных корабельных систем, систем ПРО.

«Адмирал флота Советского Союза Горшков» — фрегат с управляемым ракетным оружием ВМФ Российской Федерации, головной корабль проекта 22350. В рамках этого проекта предполагается строительство серии из 10-12 многоцелевых фрегатов дальней морской зоны, которые будут входить в состав всех четырёх флотов ВМФ России.

«Адмирал Горшков» — это первый крупный надводный боевой корабль, заложенный на верфях России после распада СССР. Он был заложен 1 февраля 2006 года, спущен на воду 29 октября 2010 года. В ноябре 2014 года корабль впервые вышел на испытания, 20 марта 2017 года фрегат отправился на заключительный этап государственных испытаний.

Корабль предназначен для работы как в ближней, так и в дальней морской зоне, а также для ведения боевых действий в океанических условиях. Мореходность фрегата должна обеспечивать применение вооружения и техники без ограничений при работающем успокоителе качки на волнении моря до 4-5 баллов. Весь боезапас управляемых ракет предполагается хранить в вертикальных пусковых установках с конструктивной защитой.

Фрегат уникален тем, что в его конструкции использовано не менее 30 % совершенно новых технологий и материалов. Он выполнен с использованием композитных конструкционных материалов на основе поливинилхлорида и углеродных волокон. Оригинальная архитектура надстройки создана по технологии «стелс», которая обеспечивает сильное рассеивание радарных волн, гарантируя кораблю высокую степень его радиолокационной и оптической незаметности.

Основные характеристики

  • Водоизмещение (полное) — 4,5 тыс. тонн
  • Длина — 135 м
  • Ширина — 16 м
  • Осадка — 4,5 м
  • Скорость хода (полная) — 29 узлов (53,71 км/ч)
  • Дальность плавания — 4 500 морских миль (8 334 км)
  • Автономность плавания — 30 суток
  • Экипаж — 180−210 человек

Вооружение

Артиллерия — российская универсальная корабельная артиллерийская установка калибра 130 миллиметров А-192 «Армат».

Ракетное вооружение — до 16 ракет «Оникс» или «Калибр-НК», ЗРК «Полимент-Редут», два ЗРАК «Палаш».

Противолодочное вооружение — до 16 противолодочных ракет 91Р семейства «Калибр-НК» и 8 ракет противолодочного ракетного комплекса «Медведка-2».

Авиационная группа — 1 вертолёт Ка- 27ПЛ.

Военно-морской флот - удел только наиболее развитых в военном и промышленном отношении стран. Можно купить корабль, но создать всю необходимую для него инфраструктуру не получится. Неудивительно, что состояние кораблестроительной отрасли в нашей стране вызывало глубочайшее уныние у моряков: новые корабли не строились, старые постепенно вырабатывали свой ресурс. К счастью, ситуация постепенно начала исправляться. Наглядное тому подтверждение - фрегат «Адмирал Горшков».

Он был спущен на воду 29 октября 2010 года. Событие это уникально тем, что это не только первый корабль, спущенный на воду после распада Союза, но и первый образец такого рода техники, которая была спроектирована «с нуля», без использования советских наработок.

Об истории создания

Сразу после того, как у страны появились деньги на развертывание новой кораблестроительной программы, были заложены и спущены на воду подлодки проектов 955, 885 и 667. Вскоре пришла очередь надводных кораблей. Новый фрегат «Адмирал Горшков» проекта 22350 был создан специалистами КБ «Северный». Главным конструктором проекта стал П.М.Шрайко. Закладка корабля произошла в 2006 году. Как и следовало ожидать, первый фрегат проекта 22350 строился намного дольше предполагаемого, но все же судостроители сумели уложиться в адекватные сроки, несмотря на все сложности.

Проект нового корабля был создан и утвержден еще в 2003 году. Когда в 2005 году на его строительство был объявлен государственный тендер, нашлось сразу три крупных исполнителя, которые очень хотели, чтобы столь лакомый кусок не достался конкурентам: «Северная верфь», «Янтарь» и «Севмашпредприятие». В конце концов, право строительства осталось за питерской «Северной верфью». Как показала практика, это было верное решение.

Важность кораблей проекта 22350 для обороноспособности страны

Ни для кого не станут неожиданностью слова о том, что береговая линия нашей страны отличается как протяженностью, так и своим сложным рельефом. Проблема нашего флота в том, что в его состав входит множество морально и технически устаревших кораблей, которые в случае массированной атаки вероятного противника попросту не смогут ни защитить столь огромную площадь, ни даже нормально взаимодействовать друг с другом и прочими отделениями ВМФ России. Фрегат «Адмирал Горшков» на этом фоне находится в выгодном положении, так как является многоцелевой боевой единицей.

Таким образом, России в кратчайшие сроки нужно спустить на воду как можно больше современных кораблей береговой охраны, которые оснащены эффективными ЗУР и ПКР. Это позволит выстроить нормальную оборону побережья, не прибегая к использованию более дорогих образчиков вооружений. По аналогичному пути сегодня идет США. Военное руководство этой страны как раз-таки делает упор на возведение большого количества сравнительно недорогих и функциональных кораблей, предназначенных для охраны прибрежных вод.

Следует заметить, что особенно в них нуждается Черноморский флот. Дело в том, что эта наша группировка находится на большом удалении от прочих боевых флотилий. За время «хозяйствования» украинцев на земле Крыма, там практически не осталось нормальных систем ПВО и ПРО. А те из них, которые все же остались, никак не могут эффективно прикрыть от возможного вражеского удара оставшуюся территорию. Единственным кораблем, который более-менее отвечает флагман Черноморского флота, ГвРКр проекта 1164.5 «Москва». Мало того что он один, так еще и боевые системы корабля явно не соответствуют современным требованиям.

На нем установлена система ЗРК С-300Ф «Форт», которая полностью унифицирована с «сухопутным» зенитно-ракетным комплексом С-300ПС. Максимальная высота поражаемой цели - до 27 километров. Одновременно можно захватить до шести воздушных целей на дистанции 90 километров. Как видите, ничем выдающимся наши силы ПВО в новом регионе Федерации похвастать не могут. Именно для исправления этой ситуации в последние годы началось интенсивное нового типа, причем одним из наиболее впечатляющих является как раз-таки фрегат проекта 22350 «Адмирал Горшков».

Отличительные особенности

Корабль хорош тем, что предназначен для работы как в ближней, так и дальней морской зоне, а также для ведения боевых действий в океанических условиях. Водоизмещение - примерно 4500 тонн, наибольшая длина - не менее 130 м, ширина корпуса в самом широком месте - 16 метров. Протяженность хода - более четырех тысяч сезон мореходства не ограничен. Кроме мощного артиллерийского и ракетного вооружения, имеется платформа для принятия боевого вертолета (Ка-28).

Помимо прочего, фрегат «Адмирал Горшков» уникален тем, что в его конструкции использовано не менее 30% совершенно новых технологий и материалов. Соревнуясь в том с американцами, кормовые надстройки и рубку создали по технологии «стелс», которая обеспечивает сильное рассеивание радарных волн, гарантируя кораблю высокую степень скрытности. Неудивительно, что степень секретности при его проектировании была «на уровне»: о внешнем виде «Адмирала» знали только проектировщики и судостроители. В прессу ничего не просочилось до самого спуска на воду.

Бортовое вооружение

Фрегат «Адмирал Горшков» (фото 2014 года это убедительно доказывают) несет на своем борту впечатляющий боевой комплекс. В его состав входит целая батарея противокорабельных ракет («Москит»), артиллерийская установка с калибром 130 мм (скорострельность 30 выстрелов в минуту), а также зенитная ракетная батарея и ракетный же противолодочный комплекс. Таким образом, фрегат проекта 22350 «Адмирал Горшков» отличается впечатляющей защищенностью и способен постоять за себя в любых условиях.

Противолодочная защита корабля

Противолодочное вооружение состоит сразу из двух пусковых комплексов Медведка-2. Расположены они в средней части корабля. Каждая пусковая установка заряжена четырьмя ракетами с активным наведением. За обнаружение подводных кораблей противника отвечает гидроакустический комплекс «ЗАРЯ-М». Впоследствии планируется замена станции этого типа на ее усовершенствованный аналог, «ВИНЬЕТКА-М».

В состав этих приборов входит гибкая антенна (ГПБА) и излучателя, который может обеспечить эффективное обнаружение малошумных подводных лодок последнего поколения. Кроме прочего, те же системы позволяют эффективно засекать торпеды и надводные корабли противника на дистанции до 60 км. Таким образом, подбить фрегат «Адмирал Горшков» при помощи обычной торпедной атаки практически нереально.

Защита от боевой авиации

Настоящей изюминкой корабля является установка 3С14У1 (УКСК). Ракетная, разумеется. Уникален этот комплекс своей «всеядностью»: можно в любой момент заменить боезапас, в результате чего спецификация корабля также изменится. Кроме того, стоит остановиться на характеристиках зенитной установки, «Риф-М». Подскажем, что в прессе ее нередко называют «Полимент-Редут».

Так вот. Какими-то впечатляющими боевыми характеристиками «Риф» не отличается, зато полностью унифицирован с сухопутным «Витязем». Разумеется, это на руку как морякам, так и их сухопутным «коллегам», так как боезапас можно пополнить практически везде, где есть части ПВО. Чтобы не оставить летающим врагам ни единого шанса, на корабле также установлена РЛС нового типа, отличающаяся повышенными характеристиками в области раннего обнаружения самолетов.

За это отвечают сразу четыре фазированных решетки (АФАР) «Полимент». Специалисты считают, что в будущем на корабли такого типа будут устанавливаться системы единого управления огнем, а также установки А-192 и ЗАК «Палаш». К слову говоря, последние уже установлены на фрегат «Адмирал Горшков» (фото которого есть в статье). Их задачей является прикрытие штатного бортового вертолета Ка-28 при его взлете и посадке. Все имеющиеся боевые элементы работают в едином контуре, обеспечивая фрегату надежную защиту от боевых самолетов и вертолетов противника.

Защитный контур корабля может за один «подход» захватывать и вести сразу 16 летящих объектов. Тем стрельбы при их перехвате - до одной ракеты в секунду. Если даже кому-то удастся прорваться, фрегат 22350 «Адмирал Горшков» практически наверняка собьет его из артиллерийских систем. Сочетание автоматической пушки калибром 130 мм и автоматической же системы наведения - страшная вещь. Не стоит забывать и о мощной бортовой РЭБ, которая способна практически полностью подавить систему компьютерного наведения вражеских ракет. Все это не только значительно повышает степень защищенности «Адмирала», но и позволяет резко снизить нагрузку на экипаж в боевой обстановке.

И еще о зенитном вооружении

Не так давно стало известно, что в МНИИРЭ «Альтаир» полным ходом идет разработка новой малогабаритной системы, предназначенной для защиты боевых кораблей с водоизмещением от 1000 до 4500 тысяч тонн. Новая зенитка будет построена на базе хорошо себя зарекомендовавшей ЗРК «Риф-М». Предполагается, что она будет использовать ракеты 9М96Е, отличающиеся активным самонаведением, а также инерционной системой захвата цели. Комбинация эти систем позволит создать действительно грозное оружие, способное перехватывать весьма маневренные самолеты с высокой вероятностью их поражения.

Этим и отличается от своих конкурентов фрегат «Адмирал Горшков». Фото корабля способно сразу доказать экспертам, что он способен легко справиться с большинством вероятного противника.

Силовая установка

В общем, в ней нет ничего удивительного: дизельная газотурбинная установка, чья мощность составляет порядка 65 000 л.с. Она относится к типу CODAG, сам дизельный двигатель принадлежит к семейству ДГТА-М55МР (все в одном корпусе). Такое конструкторское решение позволило совместить как высокую максимальную мощность, так и наилучшую экономичность при движении малым ходом (ходовые испытания фрегата «Адмирал Горшков» это наглядно доказали).

Расположена в носовом отделении, дизель же расположен традиционно, на корме.

Подробная характеристика дизельной установки

Производителем хорошо зарекомендовавших себя дизелей 10Д49 является Коломенский завод. Мощность каждого составляет 3825 КВт (5200 л.с.), они полностью автоматизированы. На каждом - двухскоростная редукторная передача, которая отвечает за раздельную или совместную работу двух двигателей. Наконец, есть локальная управляющая система. Сами же газотурбинные установки, ГТД М90ФР, разработаны сразу двумя прославленными предприятиями - НПО "Сатурн" и НПП "Заря - Машпроект".

Без этих компаний был бы невозможен сам фрегат «Адмирал Горшков». 2014 год доказал, что руководство флота весьма им признательно, так как оба предприятия получили щедрые государственные заказы. Остается надеяться, что столь благоприятная тенденция сохранится и в дальнейшем.

Только на одних дизелях силовая установка корабля будет выдавать сразу 10400 л.с, чего вполне хватит для разгона до 10-13 узлов. Если одновременно работают дизели и турбины, мощность вырастает сразу до 64800 л.с, так что махина водоизмещением четыре тысячи тонн разгоняется до 30 узлов. Для чего мы все так подробно перечислили? Как вы думаете, почему такое исполнение корабельных силовых установок не использовалось в кораблях Советского флота? Все просто: никто не хотел брать на себя ответственность разработки настолько сложной системы. Системы, которая должна была быть не только мощной, но и предельно надежной.

В этой области российские судостроители сумели обойти своих советских коллег, что радует, так как корабль «Адмирал Горшков» - является настоящим «первенцем» постсоветских корабелов. В этом он подобен истребителю Т-50. Этот самолет также разработан «с нуля» именно российскими разработчиками.

Некоторые итоги

Если говорить обобщенно, то «Адмирал флота Горшков» - фрегат, во многом являющийся довольно типичным представителем советско-российской кораблестроительной школы. Однако впервые в истории нашего флота на надводном корабле ракетное оружие размещено в шахтах. К слову говоря, наши американские «коллеги» уже давно пришли к необходимости именно такого размещения этого типа вооружений, так как в этом случае удается ликвидировать «зоопарк» установок для запуска, который так характерен для советского флота. Это позволит значительно удешевить эксплуатацию кораблей, так как понадобится готовить куда меньше специалистов.

Увы, но отечественный ВМФ вплоть до 2010 года вообще не имел унификации в этой области. Более того, каждый (!) ракетный комплекс обладал собственной спецификой применения. Последний факт практически ставил крест на идее создания многофункциональных кораблей. Если наша судостроительная промышленность пойдет по пути, который проторил корабль «Адмирал Горшков», то флот наконец-то получит действительно универсальное, гибкое и мощное вооружение, которое можно будет эффективно использовать на всем протяжении российской береговой линии.

Из-за чего «Адмирала Горшкова» так долго вводили в строй?

Основной проблемой, из-за которой постоянно приходилось переносить сроки, явилась хроническое запоздание со сдачей отдельных систем. Да, крейсер «Адмирал Горшков» строила питерская верфь, но ведь все вооружение, системы радиолокации и гидроакустики предоставляли совершенно иные подрядчики! Именно на них и лежит львиная доля ответственности за переносы сроков сдачи фрегата. В частности, много проблем доставили системы ЗРК и гидроакустики. Кроме того, пару раз срывалась поставка комплектующих для новой артиллерийской системы, без которых фрегат пр. 22350 «Адмирал Горшков» мало бы в чем превосходил корабли аналогичного класса.

Как отечественное адмиралтейство решает проблему нехватки кораблей?

В принципе, здесь есть единственно правильное решение, которое сегодня активно используется. Речь идет о спешном «размножении» кораблей, которые могли бы действовать в одной тактической нише. Так как на данный момент фрегаты проекта 22350 строятся недостаточно быстро, было принято решение активизировать постройку более дешевых кораблей, принадлежащих семейству 11356 (шесть из них ранее приобрела Индия). Несмотря на свою унификацию, использоваться они будут на разных флотах. К сожалению, полностью обойтись без неразберихи в номенклатуре не удастся и сейчас. Утешает только то, что она не будет настолько запутанной, как это было во времена Союза.

Если оценивать степень готовности фрегатов проекта 22350, предназначенных для переоснащения Черноморского флота, следует сказать следующее. Всего предполагается спустить на воду шесть кораблей. Фрегат «Адмирал Григорович» предполагается ввести в строй приблизительно во второй половине 2015 года. Его «собрат», «Адмирал Эссен», начнет бороздить воды Черного моря в 2016 году. Корабль «Адмирал Макаров» вряд ли будет готов раньше 2017 года.

Даже если принять во внимание резко увеличившиеся государственные ассигнования в судостроительную отрасль и загрузку отраслевых предприятий в Крыму, переоснащение флота рискует сильно затянуться. Таким образом, фрегат «Адмирал Горшков», испытания которого показали впечатляющие результаты, во многом является единственной достойной альтернативой. Остается только надеяться, что отечественная промышленность выдержит взятый темп.

Вывод

Как бы там ни было, строительство фрегата «Адмирал Горшков» наглядно доказывает резкую активизацию нашей судостроительной отрасли. Никогда еще с начала 1990-х годов флот не получал столько новых кораблей. Вот только из-за частых срывов поставок ВМФ получает все больше однотипные фрегаты, которые зачастую могут использоваться только в одной тактической нише. Как можно представить, такое положение дел не слишком хорошо для общей обороноспособности страны.

В некотором плане виноваты в этом и сами военные, которые далеко не всегда готовы предоставить производителям внятное и подробное ТЗ. Кроме того, даже когда выполнялось строительство фрегата «Адмирал Горшков», нередко вносились коррективы в его внешний облик, чего в других странах быть не может. Имеются также проблемы с вновь разрабатываемыми проектами новых классов кораблей, для которых попросту еще не создано адекватного вооружения. Доводка их «на лету» приводит не только к катастрофическому удорожанию постройки, но и к растягиванию сроков сдачи до непомерных величин.

С завода на завод проекты также передаются, минуя огромное количество бюрократических преград. Настройка оборудования, программ и подгонка проектов под особенности каждого судостроительного предприятия выполняется практически в ручном режиме. Ситуация особенно плачевна на Тихоокеанском флоте, где судоремонтных предприятий или не осталось вовсе, или же они есть, но оснащены давным-давно устаревшим морально и технически оборудованием, которое попросту не подходит для современных фрегатов. Совокупность всех этих проблем со временем может привести к весьма неприятным последствиям.

В принципе, есть и более приятные новости. Так, санкции Запада не окажут на переоснащение флота никакого влияния, так как постройка судов идет с использованием исключительно отечественных технологий. Конечно, импорт некоторых технологических решений мог бы решить немало проблем, однако такой вариант практически нереален в свете нынешних внешнеполитических реалий. Как бы там ни было, но крейсер «Адмирал Горшков» - настоящая гордость нашего судостроения.

26 февраля 1910 года родился Сергей Георгиевич Горшков — человек, без которого невозможно представить себе советский военно-морской флот.

Трудно вообразить, что это такое: тридцать лет командовать флотом, пережив смену четырех руководителей государства. И не просто командовать, а кардинально изменить его, буквально разобрать и собрать заново, отстоять свой взгляд на военно-морское строительство, провести флот через техническую революцию и кардинальные изменения в доктрине боевого применения.

Адмирал Сергей Горшков принял в 1956 году из рук своего начальника Николая Кузнецова один флот, чтобы в 1985 году отдать своему заму Владимиру Чернавину совсем другой.

Советский флот вышел в океаны, обзавелся мощным атомным подплавом и заставил себя уважать. За всеми этими достижениями стоит масштаб личности адмирала.

История советского флота после войны — это, по сути, история большого океанского флота Сергея Горшкова. Крупнейший военачальник Страны Советов после маршалов Победы, признанный на Западе в качестве авторитета стратегической мысли.

Его фундаментальный труд «Морская мощь государства» до сих пор изучают в военно-морских академиях Запада, а фамилия Горшкова — «главкома устрашающей эффективности», как прозвали его американские адмиралы, — первое, что вспоминают в связи с советским флотом.

Военная карьера Горшкова развивалась двояко. С одной стороны, его жесткий характер и знание службы позволяли показать себя с лучшей стороны. А с другой стороны, удачливость позволяла ему выпутываться из сложных обстоятельств.

7 ноября 1938 года (трудно было подобрать день хуже) тихоокеанский эсминец «Решительный» под командой капитана 3-го ранга Горшкова буксировали из Комсомольска-на-Амуре во Владивосток для достройки. Налетевший в Татарском проливе шторм выбросил корабль на камни, от удара он разломился. В те годы такая катастрофа легко могла стать не только карьерной смертью, но и вполне реальной. Однако командующий Тихоокеанским флотом Николай Кузнецов, будущий главком советского ВМФ, отстоял Горшкова.

Вскоре миноносник Горшков возвращается на Черное море, но уже в качестве командира бригады крейсеров, а в октябре 1941 года возглавляет Азовскую флотилию, позже — Дунайскую флотилию.

В 1951 году получает под свою руку Черноморский флот, и — новая напасть: 29 октября 1955 года на Севастопольском рейде взорвался линкор «Новороссийск».

Буквально за три с небольшим месяца до этого Горшков уходит с поста комфлота на место первого заместителя главкома ВМФ, того же Николая Кузнецова.

Достаточно, чтобы карьера адмирала затормозилась вновь. Но вместо этого в январе 1956 года Кузнецова убирают, а на его место выдвигают как раз Горшкова, который останется хозяином советского флота на три долгих десятилетия.

Уже в феврале 1968 года американский журнал Time выходит с портретом Горшкова на обложке и подписью «A new challenge at sea». Даже пресса заметила то разительное повышение океанской активности советского флота, которого за 12 лет добился новый главком.

Горшков был человек жесткий и тяжелый, из тех столпов, что одним масштабом личности вытаптывают вокруг себя поляну.

Но при этом имел особый взгляд на морскую мощь, на кораблестроение, на тактику. Взгляд оригинальный, собственный, целостный. Характер адмирала позволил ему выстроить вокруг этой системы взглядов новый океанский флот.

Это доктринерство многие ставят Горшкову в пику. Мол, не стал строить «стандартный» океанский флот, пытаясь догнать американцев и попутно научиться их авианосной премудрости, вкачал столько сил в подводные атомоходы. Но Горшков на старте прикинул ресурсы и понял, что симметричную гонку вооружений СССР не выиграет.

Поэтому он сказал себе: пусть у меня не будет авианосцев, но их не будет и у вас!

«Доктрина противоавианосных сил» — так называлась та ось, вокруг которой вращался большой флот адмирала Горшкова. Носители тяжелых противокорабельных ракет были развернуты сразу в трех средах: надводные корабли, подводные лодки и морская ракетоносная авиация. «Гранит», «Базальт», «Вулкан» — имена ракетных комплексов, сделавших жизнь американского флота на море опасной и, при случае, недолгой.

Закрыть районы боевого патрулирования своих стратегических ракетоносцев. Помешать развертыванию и действиям авианосных ударных групп НАТО решительными ударами ракет, причем главную роль должны сыграть подводные носители этого вида оружия. Подавить вражеские подводные силы и дать оперировать своим многоцелевым лодкам. Силы: подводные атомоходы и надводные ракетные крейсера. Такова, в самых общих чертах, доктрина адмирала Горшкова.

Адмирал Горшков, 1954 год. Фото: Семен Фридлянд

Британская пресса писала о нем: «Если говорить, что кто-то превратил Россию в сверхдержаву на море, которой она, без сомнения, стала в настоящее время, то это и есть адмирал Горшков.

Вступая в должность главнокомандующего Военно-морским флотом России, он располагал только печальным опытом боевых действий в период Второй мировой войны, на которой флот не имел ни престижа, ни мощи, ни политического веса Красной армии. В его безотрадные задачи входили защита побережья России и охрана морских флангов при каких-либо боевых действиях сухопутных сил. Когда адмирал Горшков передаст дела своему преемнику, он завещает ему и России современный военно-морской флот, имеющий по размеру и качеству только одного соперника — Военно-морские силы США».

Сергей Георгиевич Горшков жил на флоте и флотом. Уйдя в отставку, он прожил недолго: в мае 1988 года создателя большого советского флота не стало. Сейчас в Петербурге головного фрегата проекта 22350 — проекта, которому суждено стать одним из самых массовых серийный кораблей нового российского флота в XXI веке.

Этот корабль носит имя «Адмирал флота Советского Союза Горшков».