Психология        22.01.2024   

Используя опорный материал образуйте причастия прошедшего времени. Русский язык. Закрепление изученного материала

Разделы: Русский язык

Тип урока : изучение нового материала.

Цели урока :

  1. Обучающие:
  • повторить действительные и страдательные причастия, их отличия;
  • повторить образование и правописание действительных причастий настоящего и прошедшего времени, страдательных причастий настоящего времени;
  • повторить зависимость количества причастных форм от категории переходности-непереходности глагола и его вида;
  • познакомить со способами образования страдательных причастий прошедшего времени.
  • Развивающие :
    • развитие и совершенствование умения различать действительные и страдательные причастия;
    • совершенствование умения образовывать действительные и страдательные причастия, решая орфографические задачи (выбор гласной в суффиксах причастий);
    • развитие умения работать со схемами, опорной записью учебника, таблицей;
    • развитие логического мышления;
    • развитие творческих способностей учащихся.
  • Воспитательные :
    • воспитание любознательности,
    • культуры умственного труда;
    • формирование самостоятельности мышления, навыков самоконтроля.

    Оборудование:

    1. Русский язык: Практика. 7 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений/ С.Н. Пименова, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова и др.; Под ред. С.Н. Пименовой. - 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 240 с.: ил.
    2. Мультимедийная продукция (Программа 1С: Школа. Привет, Причастие! / под ред. Т. Рик).
    3. Проектор.
    4. Переносная доска.
    5. Распечатанные таблицы, цветные кружки для обозначения группы.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    До начала урока учитель раздает учащимся класса жетоны желтого и красного цвета, что дает возможность разделить класс на две группы: с хорошей и более слабой базовой подготовкой.

    Сообщение темы, целей урока (мобилизация внимания).

    Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы с вами повторим образование и правописание действительных причастий настоящего и прошедшего времени и страдательных причастий настоящего времени и узнаем, как образуются страдательные причастия прошедшего времени.

    2. Домашнее задание.

    Повышение учебной мотивации; создание ситуации, при которой ученики нацелены на активную работу на уроке.

    Учитель : Запишите домашнее задание - § 137, упр. 150. Давайте прочитаем задание к упражнению. Вам нужно будет определить, от каких глаголов образованы данные страдательные причастия прошедшего времени. А выполнить упражнение вам поможет материал сегодняшнего урока.

    3. Актуализация знаний учащихся.

    Учитель : Ребята, вы помните, что Причастие и его друзья попали в беду. Разбойник Джо похитил волшебный амулет Причастия, без которого наш герой не сможет стать самостоятельной частью речи. А чтобы найти этот амулет, нужно пройти различные испытания. Вот одно из них перед вами.

    3.1. Индивидуальная работа в паре.

    Работа с компьютерной программой.

    Задание. Распределить по колонкам действительные и страдательные причастия (рис. 1).

    Рисунок 1 Вы можете посмотреть .

    3.2. Фронтальная работа.

    Учитель: Но это ещё не всё. Причастие расстроился, когда ему принесли таблицу, которую он должен заполнить. Но наш герой уверен, что вы ему поможете.

    Задание. Заполнить пропуски в таблице, где это возможно, кроме последней колонки
    (табл. 1).

    Таблица 1

    Действительные причастия

    Страдательные причастия

    наст. время

    прош. время

    наст. время

    прош. время

    (переходный несов. вида)

    чита …. ий

    (переходный сов. вида) решить

    (непереходный несов. вида)

    дрема…ий

    (непереходный сов. вида) задремать

    Самостоятельная работа учащихся по заполнению таблицы.

    Самопроверка выполнения задания с помощью ключа (табл. 2) (демонстрируется через проектор).

    Таблица 2. Ключ

    Действительные причастия

    Страдательные причастия

    наст. время

    прош. время

    наст. время

    прош. время

    читающий

    читавший

    читаемый

    (переходный сов. вида) решить

    решивший

    (непереходный несов. вида) дремать

    дремлющий

    дремавший

    (непереходный сов. вида) задремать

    задремавший

    Учитель : А почему в нашей таблице некоторые клетки остались пустыми? (Не от всех глаголов можно образовать данные формы причастий). От чего это зависит? (От переходности-непереходности глагола и от его вида).

    4. Новый материал.

    4.1. Подготовка к изучению нового материала, повышение учебной мотивации.

    Учитель: Посмотрите на таблицу, у нас одна колонка осталась незаполненной. Как же образуются страдательные причастия прошедшего времени? Ответить на этот вопрос вам поможет опорная запись учебника.

    4.2. Организация самостоятельной работы учащихся с опорной записью учебника.

    Откройте учебник на стр. 57.

    Задание . Используя опорный материал, расскажите, как и с помощью чего образуются страдательные причастия прошедшего времени.

    Проверка выполнения.

    Вывод по опорной записи формулируют учащиеся.

    Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива или основы прошедшего времени глагола при помощи суффиксов -енн-, -нн, -т-.

    4.3. Первичное закрепление.

    Тренировочное упражнение (показывается учителем на доске, затем учащиеся продолжают работу под руководством учителя).

    Задание. От данных глаголов образуйте страдательные причастия прошедшего времени, выделите суффиксы.

    Подписать - подписанный, видеть - виденный, развеять - развеянный, раскусить - раскушенный, разбить - разбитый.

    Обратить внимание учащихся на написание гласной перед суффиксами причастий.

    5. Закрепление изученного материала.

    Дифференцированные задания по группам.

    Учитель : Поднимите руки те, кто получил желтый кружок – 1 группа. Вы садитесь за компьютеры и выполняете следующее задание: образовать от данных глаголов страдательные причастия прошедшего времени. Далее самостоятельно проверьте правильность выполнения работы, нажав кнопку «подтвердить ответ» (рис. 2). Если вы все сделаете верно, поднимаете руку, чтобы учитель отметил выполненную работу.

    Рисунок 2 Вы можете посмотреть .

    Ученики, которые быстро справились с заданием, могут продолжить работать на компьютере до окончания работы второй группы (рис. 3).

    Рисунок 3 Вы можете посмотреть .

    2 группа – упражнение 149.

    Задание . Образовать страдательные причастия прошедшего времени с помощью указанных суффиксов.

  • Русский язык - это множество правил, которые нужно не просто знать, а понимать, чтобы грамотно писать и красиво говорить. "Причастия" - одна из важных тем, усвоив которую, можно научиться немногословной, но выразительной речи. Особенную трудность составляет причастие прошедшего времени. Хотя, если подходить к изучению вдумчиво, то разобраться можно.

    Разница между и без них

    Сравните предложения: одно с а второе - сложное с придаточным. Первый вариант более лаконичный, красивый и поэтичный, чем второй.

    Особенно важно уметь заменять придаточные предложения для копирайтеров при выполнении заказов, где указывается точность "водности" текстов, ведь вводные слова, предлоги, союзы и союзные слова как раз и входят в список "водных" выражений.

    Причастие как часть речи

    Многим с трудом даётся понимание особенностей этой части речи. Дети даже сочиняют по этому поводу веселые стишки:

    Беспредельное несчастие -
    Изучать, склонять причастие!
    Помучусь основательно я,
    Пока начну страдательное
    Отличать от действительного.
    Что есть еще мучительнее?

    Из курса школы известно, что причастие - это совсем не простая потому что она имеет свойства и глагола, и прилагательного. От глагола эта часть речи имеет вид и время, а от прилагательного - род, число, падеж, полную либо краткую форму. Также существует действительное причастие прошедшего времени и страдательное. Эту функцию - залог - оно тоже получило от глагола.

    Время причастий

    Обычно различают в причастиях прошедшее и настоящее время. Понятно, что для определения этой категории следует понять смысловую особенность слова, задуматься над тем, происходит действие в данный момент или уже свершилось. На вопрос о том, что такое причастие прошедшего времени, есть однозначный ответ: смысл слова указывает на то, что здесь демонстрируется результат, а не процесс. Можно сравнить два варианта: «бегущий мальчик» и «прибежавший паренёк». В первом случае использовано настоящее время, ведь ребёнок совершает действие в данный момент. Во втором случае дитя уже закончило бег и стоит перед нами. Следовательно, время причастия - прошедшее.

    Действительный залог причастий

    Как отличить действительное причастие прошедшего времени от страдательного? Да просто! Во-первых, нужно вдуматься в смысл высказывания. Рассмотрим это на примерах.


    Страдательное причастие в прошедшем времени

    Глагольная форма, рассматриваемая нами, может обозначать действие, которое производит с объектом кто-то другой. Тогда причастие прошедшего времени носит страдательный залог. Для более полного понимания этого следует рассмотреть примеры.

    1. «Платье, надетое девочкой, настолько было ей к лицу, что все вокруг смотрели на малышку с улыбкой умиления». Из контекста понятно, что наряд сам по себе ничего делать не может. Значит, «надетое» - это страдательное причастие, потому что производит действие девочка, ведь это же она надела платье.
    2. «Вымытая Таней посуда сверкала чистотой». И здесь ясно, что кто-то до описываемого момента произвёл определённую работу - сами тарелки очистить себя от остатков еды не могли. Следовательно, слово «вымытая» является страдательным причастием прошедшего времени.

    Каковы главные условия правописания суффиксов у причастий в настоящем времени, понять, вроде, несложно, надо только запомнить, какой суффикс относится к определенному спряжению.

    Образование причастий прошедшего времени

    Они формируются с помощью основы глагола любого времени и суффиксов, которые помогают: любил - любивший, хотел - хотевший, мечтал - мечтавший, кормить - кормивший, нести - нёсший, лезть - вылезший. Это примеры образования причастий прошедшего времени действительного залога. На залог указывает то, что все действия совершены самими объектами. Для страдательных причастий прошедшего времени подойдут другие примеры: желать - желаемый, вести - ведомый, обсмеять - обсмеянный, обещать - обещанный.

    Суффиксы причастий прошедшего времени действительного залога

    Образуется эта форма от основы глагола с помощью суффиксов: -вш-, -ш- . Вид и переходность в данном случае значения не имеют. Использованный при образовании причастия суффикс зависит лишь от окончания основы глагола.

    1. Если она оканчивается на гласный, то пишется -вш- . (Примеры: рисовать - рисовавший, строить - строивший, смотреть - смотревший.)
    2. Если в конце основы стоит согласный звук, то следует ставить суффикс -ш- . (Примеры: везти - везший, нести - нёсший.)
    3. Если причастиеобразуется от глагола на -ть , то суффикс -вш- будет писаться после той гласной, которая была в первоначальной глагольной форме перед -ть . (Например: мыть - мывший, хохотать - хохотавший, висеть - висевший.)

    Таблица образования причастий прошедшего времени действительного залога

    Действительное причастие

    Начальная форма глагола

    Переходность

    глядевший

    печатавший

    печатать

    блестящий

    блестеть

    промывший

    выпивший

    прервавший

    прервать

    прогуливавший

    прогуливать

    бежавший

    Переходность и определения вида причастий

    Чтобы легко проверять переходность причастия, нужно от глагола, образующего его, поставить вопрос к зависимому существительному. Если в данной конструкции уместен вопрос винительного падежа без предлога, то Например: смотреть (что?) фильм, печатать (что?) реферат. В конструкции «бежать (где?) по дороге» вопрос «что?» не подойдёт, значит, это непереходный глагол, и причастие будет иметь ту же категорию соответственно.

    С видом проблем не должно возникнуть: если действие в процессе - это несовершенный вид, если уже произошло - совершенный.

    Образование страдательных причастий в прошедшем времени

    Они образуются от переходного глагола соответствующего времени. От причастий существует совсем немного.

    Суффикс

    Чем оканчивается глагол

    Переходность

    От глагола сов./несов. вида

    Примеры

    образованный,

    стреляный

    заваленный, дареный

    Оть, -нуть + односложные глаголы

    расколотый, битый

    По таблице теперь возникает только один важный вопрос: когда суффиксы страдательных причастий прошедшего времени пишутся с одним «н», а когда с двумя? Тут важно запомнить несколько немудреных правил. Одна «н» будет у причастий несовершенного вида, если они:

    • не имеют зависимого слова, приставки, суффикса -ова-/ -ёва- : жареный, вареный, копченый;
    • краткие причастия: товарищество образовано, жена накрашена.

    Две «н» имеют полные страдательные причастия прошедшего времени, образованные глаголами совершенного вида с наличием:

    • зависимых слов: пожаренный в масле осетр; сваренный в бульоне горох;
    • суффиксов -ова-/-ёва- (можно привести следующие примеры: 1. Избалованный мамой ребенок кричал в магазине. 2. Заколдованный ее чарующим взглядом, мужчина сразу же влюбился в красавицу).

    Причастия «избалованный» и «заколдованный»имеют ту же синтаксическую функцию, что и прилагательные, то есть в предложении являются чаще всего определениями.

    Причастия прошедшего времени действительного залога также могут иметь возвратный суффикс -ся . Например: спрятавшийся таракан, вывалившийся песок, рассмеявшаяся красавица, испугавшаяся муха.

    Исключения из общих правил

    Но всегда в русском языке есть свои исключения. Такие слова, как «искать», «любить» и «брать», неспособны образовывать страдательные причастия. Есть еще такая особенность у глаголов оканчивающихся на -сти : они могут перевоплотиться в страдательные причастия прошедшего времени. Например:

    • Сплести. (В сплетенные дедом корзины так удобно собирать грибы.)
    • Украсть. (Украденные котом тапки мы долго не могли найти.)
    • Обрести. (Вновь обретенная Шариком кость очень его обрадовала, из-за чего он радостно завилял хвостом.)
    • Найти. (Когда найденные шпаргалки учитель обнаружил, Вася понял, что надо придумать способ хитрить лучше, но чем больше он хитрил, тем больше ему приходилось знать.)

    Знание правил русского языка - это ещё не гарантия того, что человек сможет писать и говорить правильно. Их нужно понимать. И чрезвычайно важно развивать умение использовать свои знания на практике.

    Конспект урока русского языка в 7-м классе по теме: «Страдательные причастия прошедшего времени»

    Цели урока:

    Познакомить с образованием страдательных причастий прошедшего времени, с правописанием суффиксов –енн-, -нн-, -т-.

    Задачи:

    Предметные:

      Обучение способам образования страдательных причастий прошедшего времени.

      Актуализация полученных знаний, умений, навыков.

    Метапредметные :

      Развитие монологической речи обучающихся (устной и письменной);

      Развитие умения и навыки критического мышления в условиях дифференцированной работы;

      Развитие интереса к использованию ИКТ при работе с учебным материалом.

    Личностные:

      Воспитание ответственности за результат своего труда и труда своего товарища;

      Воспитание умения работать в коллективе.

    Тип урока: изучение нового материала

    Форма организации учебной деятельности на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.

    Оборудование:

      мультимедийная презентация;

      карточки с заданием (для каждого ученика);

      учебник «Русский язык: Учебник для 7 класса» авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др,;

    Ход урока

      Организационный момент.

    - Доброе утро, ребята и гости нашего сегодняшнего урока! Я очень рада вас всех видеть. Закройте, пожалуйста, глаза, вспомните приятные моменты или какие-то ситуации из вашей жизни. Улыбнитесь, откройте глаза, теперь улыбнитесь друг другу, подарите тепло и хорошее настроение друг другу. И мы приступаем к плодотворной работе.

    - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на коробочку, а вернее, на ее содержимое. (учитель достает из коробки потерянные детьми вещи: перчатку, ручку, шапку, ботинок и т.д.) Что это такое? (слайд 1)

    Дети предполагают, что это потерянные вещи (слайд 2)

    Слайд 1: потерянные вещи

    Перед вами словосочетание. Назовите, чем выражено главное и зависимое слово.

    Дети отвечают, что главное слово – имя существительное, а зависимое причастие.

    Какое это причастие?

    Попробуем сами сформулировать тему урока.

    Дети формулируют тему урока:

    «Страдательное причастие прошедшего времени». (слайд 3)

    - Какую цель поставим перед собой? (слайд 4)

    Наша цель : познакомиться с образованием и написанием страдательных причастий прошедшего времени, научиться правильно писать суффиксы страдательных причастий прошедшего времени.(слайд 5)

    Записываем в тетради тему урока.

      Актуализация знаний учащихся.

    Прежде чем изучить новую тему, давайте вспомним, что мы изучали на предыдущих уроках. Мы много внимания уделяли причастию как самостоятельной части речи, учились образовывать причастия, правильно их писать

      Ребята, давайте вспомним, что такое причастие? (Причастие - самостоятельная часть речи, обозначающая проявляющийся во времени признак предмета по действию на отвечает на вопросы: Какой? и др.).

      Как изменяются причастия? (Причастия бывают совершенного несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени. Изменяются по числам, падежам, а в единственном числе по родам ).

      Какова синтаксическая роль причастий? (определение и сказуемое )

      На какие 2 группы делятся причастия? Приведите примеры (действительные причастия обозначают признак, который возник в результате действия самого предмета. Страдательные причастия -признак, который возник у предмета под действием другого предмета ).

      А теперь давайте вспомним, как образуются действительные причастия? (Действительные причастия - с помощью суффиксов:–ущ-(-ющ-),-ащ-(-ящ-) – в настоящем времени; -вш-, -ш- в прошедшем времени, страдательные в наст. времени с помощью суф. ом, ем, им

    Взаимопроверка знаний.(слайд 5)

    1. Стро…щийся дом,

    2. колебл..мая ветром,

    3. затих…ий сад,

    4. рас…т…ла..щийся туман,

    5. едва вид..мое во мгле,

    6. рассказа…ий историю.

    (Слайд 6)

    1. Строящийся дом (действ. прич., наст. вр.),

    2. колеблемая ветром (страд. прич., наст. вр.),

    3. затихший сад (действ. прич., прош. вр.),

    4. расстилающийся туман (действ. прич., наст. вр.),

    5. едва видимое во мгле (страд. прич., наст. вр.),

    6. Рассказавший историю (действ. прич., прош. вр.).

      Объяснение нового материала.

    НАБЛЮДАЕМ! (Слайд 7)

    «Страдательное причастие прошедшего времени»

    Нос и ть (инф., несов. вид) – нош енн ый

    Снос и ть(инф., сов. вид) – снош енн ый

    Сдел а ть (инф., сов. вид) – сдела нн ый
    дел
    а ть (инф., несов. вид) – дела нн ый


    вид
    е ть (инф., несов. вид)– виде нн ый

    Увид е ть (инф., сов. вид) – увиде нн ый


    мыть (инф., несов. вид) – мы
    т ый

    Вымыть(инф., сов. вид) – вымы т ый

    Задание : 1.Используя опорный материал, расскажите, как и с помощью чего образуются страдательные причастия прошедшего времени? (Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основ инфинитива переходных глаголов совершенного и несовершенного вида, при помощи суффиксов нн- (от глаголов на –ать-, -ять-); -енн- (он глаголов на –еть, -ить, -ти, чь) ,-т-. (таблица учебника)

    На слайде 8

    От переходных глаголов совершенного и несовершенного вида

    Нн- (от глаголов на –ать-, -ять-)

    основа глагола неопр. Ф. +

    Енн- (он глаголов на –еть, -ить, -ти, чь)

    Т-

    Физкультминутка

    Давайте отдохнем и заодно проверим, как вы умеете отличать действительные причастия от страдательных. Итак, действительные – приседаем, страдательные – руки:

    Плескавшийся, сидящий, рассказывающий, рассказанный, думающий, решавший, изучаемый, поющий, приглашаемый ,

      Закрепление изученного материала

    задание : Образуйте причастия от данных глаголов.

    Комментированное письмо.

    (слайд 4)

    указать

    Нн- ->

    указанный

    затеять

    Нн- ->

    затеянный

    увидеть

    Енн- ->

    увиденный

    изранить

    Енн- ->

    израненный

    вывезти

    Енн- ->

    вывезенный

    колоть

    Т- ->

    колотый

    Работа по карточкам

    Дети оценивают себя сами.

    ОВЕЯТЬ, -ею. -еешь; -еянный; совершенный вид, кого-что чем. 1. Обдать (струей воздуха, ветра). Овеяло (безличное) холодом. 2. перен. Окружить, создать вокруг чего-нибудь ореол почёта, славы (высок.). Боевые знамена овеяны славой. Имя героя овеяно легендой. || несовершенный вид овевать, -аю, -аешь (к 1 значение) и овеивать, -аю, -аешь (к 1 значение).

    Спрессовать- сжать, Соединить в плотную массу под действием тяжести

    Словарная работа:

    Приведённый, переведённый.

      Оценивание.

    IX . Рефлексия.

    1. Мне стало известно, что...

    2. Меня особенно привлекло и заинтересовало...

    3. Я полностью понимаю, что...

    4. Вызвало затруднение...

    5. Нужно выучить...

    XI . Домашнее задание: & 19 упр. 109

    От данных глаголов образуйте страдательные причастия прошедшего времени.

    Обещать, засеять, овеять, замешать, расколоть, бросить, исправить, привести, спрессовать, увидеть, перевести, разбить, привлечь, рассеять, сказать, обмануть, наполнить, сложить, получить, зажечь.

    От данных глаголов образуйте страдательные причастия прошедшего времени.

    Обещать, засеять, овеять, замешать, расколоть, бросить, исправить, привести, спрессовать, увидеть, перевести, разбить, привлечь, рассеять, сказать, обмануть, наполнить, сложить, получить, зажечь.

    От данных глаголов образуйте страдательные причастия прошедшего времени.

    Обещать, засеять, овеять, замешать, расколоть, бросить, исправить, привести, спрессовать, увидеть, перевести, разбить, привлечь, рассеять, сказать, обмануть, наполнить, сложить, получить, зажечь.

    Подробности Создано: 14.11.2012 18:37 Просмотров: 10249

    I . ОК № 1.

    1 . Ответьте на вопросы, закончив предложения. При необходимости обращайтесь к ОК № 1.

    1. Причастный оборот – это_________________.

    2. Как схематично выделяется слово, от которого зависит причастный оборот?______.

    3. Отделяется запятой, а в середине предложения выделяется запятыми с двух сторон (обособляется) причастный оборот, стоящий________

    Н а п р и м е р:_________________________________________________

    4. Не обособляется причастный оборот, если _____________

    Н а п р и м е р:

    5. Правильно ли расставлены знаки препинания в предложении: Оглушённый тяжким гулом, Тёркин никнет головой.

    Ответ обоснуйте.

    2. С данными словосочетаниями составьте предложения, соответствующие схемам ОК № 1 (по 2 предложения на каждую схему).

    Развевающийся шарф, трепещущая от страха, строящийся дом, рубящие деревья дровосеки, опаздывающий ученик, мягко стелящийся, трудно усваивающийся, не зависящие от нас обстоятельства.

    1.Выпишите в тетрадь только словосочетания с причастиями. Используя ОК № 1, определите признаки глагола и прилагательного у данных причастий.

    Маленький мяч, летящий шар, крупный лист, крутящийся глобус, поющий мальчик, певчая птица, упавший вратарь, тенистая аллея, теннисный корт, желтеющая нива, жёлтый блеск, холодное утро, прочитанная книга, читательский дневник, морозный день, обмороженный палец.

    2. Найдите в тексте причастия, внесите в таблицу, указывая морфологические признаки. Используйте в работе ОК № 1.

    Незнойное солнечное, именно красное тепло, сочетающееся с прохладой, задержавшейся в воздухе от недавнего снежного времени, начинающие зеленеть бугры, быстро летящий мяч – все это возбуждало, мы заигрывались почти до темноты, когда уже не поймешь, не то летит мяч, не то промелькнула птица. (По В. Солоухину.)

    Патриот – это человек, служащий родине, а родина – это прежде всего народ. (Н. Г. Чернышевский.)

    3. Спишите предложения, вставляя данные в скобках распространённые определения в нужной форме. Для правильной постановки знаков препинания обращайтесь к ОК № 1.

    1. Ветер срывал с деревьев сухие листья (свирепствовавший всю ночь). 2. Тёмно-голубые клочки неба ласково блестели между тучами (украшенный золотистыми крапинками звезд). 3. Жителям села была оказана своевременная помощь (пострадавший от наводнения). 4. Галя осторожно срезает прядь волос и убирает ее в коробочку (завившийся в мягкое колечко)

    4. Выпишите из предложений определяемые слова и причастные обороты, распределяя их по графам таблицы.


    , причастный оборот

    1) Кое-где виднеются брошенные в яркую зелень чёрные зеркала воды. (В. Солоухин.) 2) В воротах вьюга вяжет сеть из густо падающих хлопьев. (Б.Пастернак.) 3) Нет в мире ничего нежней и краше, чем этот свёрток алых лепестков, раскрывшихся благоуханной чашей. (С.Маршак.) 4) В лучах солнца, проникающих в осенний лес, не поймёшь, где листья и где птицы летят. (К. Паустовский.) 5) Слышится сдержанный, неясный шёпот ночи; деревья слабо шумят, облитые тенью. (И.Тургенев) 6) Море, огромное, лениво вздыхающее у берега, уснуло неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны.

    5. Выберите правильный вариант ответа, используя ОК № 1.

    Лучи (1) восходящего солнца (2) коснулись верхушки тополя.

    1) 1, 2 – запятые, выделяется причастный оборот;

    2) 2 – запятая; отделяется причастный оборот;

    3) Запятые не нужны: причастный оборот стоит перед определяемым словом;

    4) Запятые не нужны: в предложении присутствует только одиночное причастие

    II . ОК № 2.

    Задания для выполнения в устной форме:

    1.Продолжите предложения, взяв за основу ОК № 2.

    1. Причастия, обозначающие признак (по действию) такого предмета, который испытывает на себе чьё-то действие, называются __________. Например: _____________.

    2. Причастия, обозначающие признак (по действию) такого предмета, который сам выполняет действие, называются ______________________.

    Н а п р и м е р:__________________________________________________

    3. От глагола построить нельзя образовать ________________, потому что _______________________

    2. Используя ОК № 2, выполните следующие задания:

    А. Образуйте от глаголов сначала действительные причастия настоящего времени, а затем прошедшего.

    Шептать, пилить, полоть, тащить, ставить, возить, хвалить, плакать.

    Б. Замените часть предложения со словом который причастными оборотами.

    Кит, который плавает посередине водного поля, кажется гигантским. На борту корабля или на носу шлюпки устанавливается особая пушка, которая стреляет разрывными пулями. Полосатик будто не замечает шлюпки, которая описывает круг, обходя его.

    3. В каждом ряду найдите лишнее слово. Объясните своё решение. При ответе обращайтесь к ОК № 2.

    А. Путающийся, горючий, смеявшийся, открытый;

    Б. Разгорячённый, кипящий, проколотый, кипучий.

    Задания для выполнения в письменной форме:

    1.Образуйте от глаголов причастия действительные и страдательные, настоящего и прошедшего времени, составьте с ними предложения, чтобы полученные причастия входили в причастные обороты. Используйте при работе ОК № 1 и ОК № 2.

    Присутствовать, приподнимать, придумать, преобразовать, прекратить, приобрести, пригодиться, пригласить, превратить.

    2. Выпишите из текста действительные причастия. Определите, как они образованы. При необходимости обращайтесь к ОК № 2.

    Сколько раз я видел блестящие из пещер на холме глаза пауков. Но и эти актёры, много перевидавшие на своём веку, раскрыли бы рот от изумления, если бы увидали все эти вещи. У осы были светлые, отливающие лёгкой желтизной крылышки. Печальная и тоскующая нимфа превратилась в цветок. Колеблющийся полёт бабочек над свежей зеленеющей полянкой - одно из прелестнейших зрелищ. (Владимир Брагин «В стране дремучих трав».)

    3.Выпишите из текста действительные и страдательные причастия. Определите их способ образования. При выполнении задания применяйте ОК № 2.

    1)Это были два дюжие молодца ещё смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы.2) На полках по углам стояли кувшины бутыли и фляжки из зелёного и синего стекла серебряные кубки позолоченные чарки всякой работы. 3)Всякий купивший у нас не менее чем на пятьдесят рублей выбирает и получает беплатную вещь. 4)Это была тяжёлая бричка с большими безобразными крыльями напоминавшими крылья жука. 5)Отважен был пловец решившийся в такую ночь пуститься через пролив на расстояние двадцати вёрст и важна должна быть причина его к тому побудившая.

    4. А. Рассмотрите таблицу и озаглавьте её. Восстановите в ней пробелы, используя ОК № 2.

    Б. Распределите причастия по двум колонкам, как это сделано в таблице.

    Посвящённый, прополотое, выгорающий, наблюдаемое, посмотревший, замерзающий, зависимый, сшитый, мыслимый, одобряющий, оторванный, отколотый, преображающий, разбитый, убеждавший, удививший, ездивший, прополотое, форсированный.

    III . ОК № 3.

    Задания для выполнения в устной форме:

    1. Используя ОК № 3, расскажите об отличиях причастий от отглагольных прилагательных.

    2. При помощи ОК № 3 выберите из приведённых ниже словосочетаний только словосочетания с причастиями, обоснуйте выбор н и нн:

    Некоше(н, нн)ый луг, спрята(н, нн)ый предмет, кова(н, нн)ая дверь, протопле(н, нн)ая печь, плетё(н, нн)ая корзина, жаре(н,нн)ая дичь, подстреле(н, нн)ая птица, писа(н, нн)ая масляными красками картина.

    Задания для выполнения в письменной форме:

    1. От данных глаголов образуйте страдательные причастия прошедшего времени (используйте ОК № 2 и № 3) и запишите их с существительными, выделите суффиксы.

    2. Спишите, вставляя нужную гласную (а, е, и. я). При выборе гласных применяйте ОК № 3. Укажите суффиксы причастий.

    Закле..вший окно, замет..вший друга, завис..щий от других, отмер..вший расстояние, засе..вший поле, ненавид..щий ложь, слыш..вший все сообщения, вид..вший сон, вытерп..вший все испытания, зате..вший драку, законч..вший школу.

    3. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

    Город растрёпа..ый бурей выглядел косматым и тёмным. Рва..ые снасти хлестали по ветру. Даже в номере гостиницы освещё..ом лампой с зелёным абажуром были видны следы недавней бури: пыль веерами лежала на столе возле окон рама была вдавле..а внутрь и за ней торчала сорва..ая ветром водосточная труба.

    (К.Г.Паустовский.)

    Проверьте себя по ОК № 3.

    4. Используя ОК № 3, выполните следующие задания:

    А. Укажите полное причастие, написанное с нн , так как есть пояснительное слово.

    Б. Укажите причастие, написанное с нн, так как есть приставка.

    В. Найдите причастие, написанное с нн , так как есть и пояснительное слово и приставка.

    Г. Найдите отглагольное прилагательное, написанное с одним н .

    Д. Укажите краткое причастие с н .

    1. И кавалеристы на худых, ободра..ых, еле двигающихся лошадях, подгоняя их шпорами и саблями, рысцой, после сильных напряжений, подъезжали к подаре..ой колонне, то есть к толпе обмороже..ых, закоченевших и голодных французов, подаре..ая колонна кидала оружие и сдавалась, чего ей уже давно хотелось. (Л. Н. Толстой.)

    2. В Берлине на холодной сцене

    Пел немец, ране...ый в Испании,

    По обвинению в измене

    Казне..ый за глаза заранее. (К. Симонов.)

    3. Даже ухо неопытного человека почувствовало бы бренчание металла, которое бывает тогда, когда части машины не подогна..ы как следует одна к другой, сдела..ы наспех, для отвода глаз. (М. Лыньков.)

    4. Как вешним водам сойти, – послал я нарочного в Москву, к знакомцу, к дьяку Щелкалову, с подарками: два десятка гусей копче..ых, полбочонка меду да бочонок яблок моче..ых, кислых, чтобы выдал мне из дворцовой кладовой тетрадь в сто листов бумаги доброй и чернил – чем писать. (А. Н. Толстой.)

    5. Вновь построе..ый танцзал был еще сырой, от жара двух огромных очагов потели высокие полукруглые окна и напротив их на глухой стене – зеркала в виде окон. (А. Н. Толстой.)

    5. Выполните тестовые задания. Учтите, что в каждом задании должен быть только один правильный вариант . При необходимости обращайтесь к ОК № 3.

    А.В каком слове на месте пропуска пишется НН?

    1. Работа выполне..а;

    2. Песча..ый бархан;

    3. Дорожная плетё..ая корзина;

    4. Маринова..ые грибы.

    Б. На месте каких цифр пишется НН?

    В стари(1)у лук был грозным оружием: калё(2)ая стрела, пуще(3)ая рукой опытного стрелка, могла пронзить толсте(4)ую стену.

    1) 1, 2, 4; 2) 2, 4; 3) 3; 4) 3,4

    IV . ОК № 4.

    Задания для выполнения в устной форме:

    1. Продолжите предложения, взяв за основу ОК № 4.

    1. Продолжите предложения, выбрав нужное слово: слитно, раздельно.

    1. Полные одиночные причастия при наличии противопоставления пишутся с НЕ ______________________. Например:___________________.

    2. Полные причастия, при которых нет пояснительных слов пишутся с НЕ ______________________. Например:___________________________.

    3. Полные причастия, имеющие при себе пояснительные слова, пишутся с НЕ ________________. Например:___________________________.

    4. Краткие причастия пишутся с НЕ _______ _. Например: ________.

    2. Постройте рассказ по ОК № 4, используя в качестве примеров следующие словосочетания:

    Незамеченная ошибка; гласные, не проверяемые ударением; непродуманный ответ; решение не продумано, недоумевающий взгляд; ничем не нарушаемая тишина; не законченная, а начатая работа.

    3. Используя ОК № 4, выполните следующие задания:

    А. Укажите предложение, в котором есть краткое причастие с не. (Пишется всегда отдельно.)

    Б.. Укажите предложение, где полное причастие с не нужно писать отдельно, так как есть противопоставление.

    В. Укажите предложение, где полное причастие с не нужно писать отдельно, так как есть пояснительное слово

    Г. Укажите предложение, в котором не с полным причастием нужно писать вместе, так как нет ни противопоставления, ни пояснительного слова.

    1. Оставив людям великое множество (не) доделанных дел, (не) досказанных сказок и (не) допетых песен, война в придачу ко всему понавязывала такое же множество тугих узлов и петель в самих человеческих судьбах. (М. Алексеев.)

    2. И вместе с тихой, задумчивой грустью в душе Ромашова рождались странные, смутные воспоминания и сожаления о никогда (не) бывшем счастье и о прошлых, еще более прекрасных веснах, а в сердце шевелилось неясное и сладкое предчувствие грядущей любви... (А. Куприн.)

    3. (Не) прекращающийся, а усиливающийся дождь заставил туристов сделать вынужденный привал.

    4. Мы бредем по тем дорогам, где (не) кошена трава,

    Где из сердца сами рвутся незабвенные слова. (М. Исаковский.)

    Задания для выполнения в письменной форме:

    1. Спишите, раскрывая скобки. При выполнении работы применяйте ОК № 4.

    (Не) подходящие условия, (не) доеденный торт, никем (не) доеденный торт, (не) доученный урок, никем (не) оправданный риск, (не)прекращающаяся война, (не) подходящий мне костюм, (не) доделанные дела, (не) подходящие условия, письмо (не) дописано, (не) замеченная охотником добыча, (не) освещенная3 солнцем спальня, (не) прекращавшийся, а весь день ливший дождь, рабочий день (не) сокращён, (не) исследованный край, (не)законченная, а начатая повесть.

    2. Спишите, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

    Мы догадались, что это было то самое письмо так и (не) отправл_нное ею. Под ногами шуршали (разно) цветные лист_я ещё (не) убранные дворн_ком. Мы вошли в (не)большой двор_к ещё (не) облюбованный нами. Когда мы о_дыхали летом на даче часто гремели грозы которые оставили до сих пор (не) забываемое впечатление. Ягоды шиповника (не) собранные нами (из) за рано нача_шихся холодов так и остались на кустах.

    Проверьте себя по ОК № 4.

    3. А. Рассмотрите таблицу и озаглавьте её. Восстановите в ней пробелы. Составьте рассказ по таблице, используя ОК № 4.

    Б. Продолжите заполнение таблицы, используя данные ниже примеры:

    (Не)смолкавший ни на минуту; (не)забываемое впечатление; книга (не)прочитана; (не)засеянное поле; поле (не)вспахано; (не)сказанное слово; (не)знающий меры; (не)распустившийся, а закрытый цветок; (не)видимый самолёт; (не)превзойдённый художник.

    4. Выполните тестовое задание. Учтите, что в каждом задании должен быть только один правильный вариант . При необходимости обращайтесь к ОК № 4.

    В каком примере НЕ пишется слитно?

    1. Многие рукописи (не)расшифрованы.

    2. В книге (не)хватало нескольких страниц.

    3. Нам (не)доставало терпения и опыта.

    4. Есть на земле люди, (не)знающие, что такое снег.