Классика        22.04.2020   

Истинность высказывания со словами и или. Урок и презентация по информатике на тему "истинность высказываний со словами "не", "и", "или". Постановка учебной задачи и ее решение

Информатика в играх и задачах, Горячев А.В., 4 класс

Истинность высказываний со словами «Не», «И», «Или»

Учитель информатики

МБОУ СОШ № 1 им. М.П.Кочнева: Фадеева Н.С.


Проверка домашнего задания

Растений

Лесных растений

Цветов

Лесных цветов


Трёхзначных чисел

Гласных звуков

Хищных зверей






  • Что такое высказывание?
  • Каким может быть высказывание?

  • слово «НЕ» , то его элементы находятся за пределами фигуры.
  • Если в названии множества есть слово «И» , то его элементы находятся на пересечении фигур .
  • Если в названии множества есть слово «ИЛИ» , то это означает, что его элементы находятся в нескольких фигурах .


Дрова, костёр, огонь, уголь.

Дрова, костёр, соль.

В слове 4 буквы И 4 звука

Соль, вода, огонь, уголь.

Дрова, костёр.

В слове 4 буквы И НЕ 4 звука


  • Высказывание со слово «НЕ» истинно тогда, когда такое же высказывание без слова «не» ложно , и наоборот.
  • Высказывание со словом «И» состоит из двух высказываний и истинно тогда, когда истинные обе «половинки».
  • Высказывание со словом «ИЛИ» тоже состоит из двух высказываний, но оно истинно тогда, когда истинна хотя бы одна «половина».


Цели урока:

  • осознать понятие “высказывание”;
  • развивать способность определять значение истинности сложного высказывания, проектировать схему сложного высказывания на кругах Эйлера;
  • развивать самостоятельность, инициативность в выборе решения;
  • развивать информационную культуру.

Тип урока: формирование новых ЗУН.

Средства урока: карточки с цифрами и словами, схемы, круги Эйлера, рабочие тетради учащихся (авторы Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика в играх и задачах. 4 класс. Часть 2. Издательство “Баласс”)

Этапы урока:

  1. Организационный момент (2 мин).
  2. Актуализация знаний учащихся (5 мин).
  3. Постановка учебной задачи (5 мин).
  4. Построение проекта выхода из затруднения (5 мин).
  5. Первичное закрепление во внешней речи (7 мин).
  6. Рефлексия (5 мин).
  7. Домашнее задание и его инструктаж (1 мин).
  8. Самостоятельная работа учащихся (10 мин).

Методы и приемы работы:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • проблемное изложение;
  • частично-поисковый (эвристический).

Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Ход урока

1. Организационный момент

Класс разделен на три группы.

– Чем занимались на прошлом уроке? (Мы вспомнили, что такое множество, какие множества бывают, и что над множествами можно совершать действия).

– Мы продолжим работать на уроке с множествами.

2. Актуализация знаний

Кто больше?

На листе бумаги записать как можно больше элементов множества “Деревья”. (Каждой группе выдается по чистому листу и несколько карандашей)

Жадные числа

В круге живут числа, в которых есть цифра “3”. В прямоугольнике – числа, в которых есть цифра “5”. Расположите правильно числа на рисунке: 73, 36, 35, 85, 51, 53, 28, 76, 15, 13, 23, 55 (Рисунок 1) .

Рисунок 1

– Что интересного заметили? (Некоторые числа попали и в круг, и в прямоугольник, т.е. в пересечение).

– Что такое пересечение? (В пересечение попадают те элементы, которые обладают всеми заданными признаками). Вывешивается схема (рисунок 2) .

Рисунок 2

– Все ли числа нашли свое место? (Остались лишние 28 и 76).

– В какое множество можно объединить эти числа? (Это двузначные четные числа).

Найди объединение

На рисунках (Рисунки 3 – 8) найти и заштриховать объединение множеств (2 рисунка на группу). Объяснение детей.

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7

Рисунок 8

– Что же называется объединением? (В объединение попадают те элементы, которые обладают хотя бы одним заданным признаком). Вывешивается схема (Рисунок 9) .

Рисунок 9

– Все ли вам понятно?

3. Постановка учебной задачи

– У меня на доске вывешены предметы: крокодил, заяц, сова, роза, ель, еж. Выберите из этих предметов те, которые ЗЕЛЕНЫЕ ИЛИ КОЛЮЧИЕ. (Возможны различные варианты).

– Почему вы не можете правильно выполнить задание? Какое слово вызывает у вас затруднение? (Это слово ИЛИ. Мы не знаем, какую операцию над множествами нужно выполнить).

– Давайте же прочитаем тему нашего урока на стр. 6. (Слова “не”, “и”, “или”).

– Как вы думаете, что мы должны будем сделать на уроке, судя по данной теме? (Мы должны научиться употреблять слова “не”, “и”, “или” в правильном значении и знать какое действие над множествами соответствует каждому слову).

– Кроме этого вам понадобится вспомнить все, что вы знаете о высказываниях.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Работа с подсказками на стр. 6.

– Так какие предметы попадут в объединение множеств ЗЕЛЕНЫЕ ИЛИ КОЛЮЧИЕ? (Ель, крокодил, роза, еж).

– Какую еще знакомую операцию вы видите? (Пересечение множеств – ей соответствует слово-подсказка И).

– Кто узнал операцию на третьей схеме? (Это отрицание множеств – ему соответствует слово-подсказка НЕ).

– Прочитайте, что такое отрицание (В отрицание попадают те элементы, которые не обладают заданными свойствами) (Рисунок 10) .

Рисунок 10

– Перечислите элементы множества “НЕ животные”. (Ель и роза).

5. Первичное закрепление во внешней речи

№ 8, стр. 6

– Сколько слов в списке? Какой фигурой обозначено это множество? (6, квадратом).

– Сколько слов из четырех букв? Какой фигурой обозначено это множество? (2, кругом).

– Сколько слов из 4 звуков? Какой фигурой обозначено это множество? (3, трапецией).

Распределение слов в схеме.

– Сколько слов не из 4 букв? Какие? О чем говорит слово НЕ? (Все слова находятся за пределами круга).

– Заштрихуйте и т.д.

– Итак: если в названии множества встретиться слово НЕ, то его элементы находятся за пределами фигуры;

если в названии множества есть слово И, то его элементы находятся на пересечении фигур;

если в названии множества есть слово ИЛИ, то его элементы находятся в нескольких фигурах.

– А теперь скажите, какие бывают высказывания? (Истинные, если в них говорится правда, и ложные, если в них говорится неправда).

Индивидуально выбрать любые два высказывания (дети сами решают для себя степень сложности задания) и определить слова, для которых высказывание истинно.

Проверка.

– Итак: высказывание со словом НЕ истинно тогда, когда такое же высказывание без слова НЕ ложно;

высказывание со словом И состоит из двух высказываний и истинно тогда, когда истинны обе половинки;

высказывание со словом ИЛИ тоже состоит из двух высказываний, но оно истинно тогда, когда истинна хотя бы одна половинка.

6. Рефлексия

– Какие понятия на уроке вы сегодня осознали?

– Что нового вы узнали на уроке?

– Какие трудности вы испытали на уроке?

– Над чем нам еще нужно поработать?

7. Домашнее задание и его инструктаж

№ 9, стр. 7 (аналогично заданию № 8), на выбор два любых высказывания.

8. Самостоятельная работа учащихся


Цели урока: Закреплять: Закреплять: Представление о пересечении множеств, умение определять принадлежность элементов множеству; Представление о пересечении множеств, умение определять принадлежность элементов множеству; Представление о высказываниях и умении определять истинность высказываний со словами «не, и, или» Представление о высказываниях и умении определять истинность высказываний со словами «не, и, или»


План урока Повторение по т. «Множество» Повторение по т. «Множество» Работа в тетради стр. 5 7 Работа в тетради стр. 5 7 Новая тема. Новая тема. Работа в тетради стр. 6 8 Работа в тетради стр. 6 8 Самооценка Самооценка Итог урока Итог урока Домашнее задание Домашнее задание








Проверь себя: Множество – это группа одинаковых объектов; Множество – это группа одинаковых объектов; Подмножество – это множество которое входит в другое множество; Подмножество – это множество которое входит в другое множество; Непересекающиеся множества –это две группы разных множеств; Непересекающиеся множества –это две группы разных множеств; Пересекающиеся множества – это множества элементы которых входят и в одно и в другое множество Пересекающиеся множества – это множества элементы которых входят и в одно и в другое множество








Высказывания: «НЕ» - элементы находятся за пределами множества «НЕ» - элементы находятся за пределами множества «И» - элементы находятся на пересечении множеств «И» - элементы находятся на пересечении множеств «ИЛИ» - элементы находятся в нескольких множествах «ИЛИ» - элементы находятся в нескольких множествах


Работа в тетради Страница 6 8 Страница часть коллективно 1 часть коллективно 2 часть (таблица высказываний) самостоятельно! 2 часть (таблица высказываний) самостоятельно!

Разработки уроков (конспекты уроков)

Начальное общее образование

Линия УМК В. Н. Рудницкой. Математика (1-4)

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Цель урока

Создать условия для формирования умения определять истинность или ложность высказываний, в том числе, со словами «неверно, что».

Задачи урока

    Способствовать формированию умения определять истинность высказываний с последующим обоснованием на примерах.Способствовать формированию умения образовывать высказывания со словами «неверно, что».Продолжить формирование умения определять истинность высказывания со словами «неверно, что».Закреплять умение выполнять умножение однозначных и двузначных чисел.Закреплять умение использовать переместительное свойство умножения при вычислениях.Продолжить формировать навыки логических рассуждений.Развивать математическую речь учащихся.

Виды деятельности

    Определение истинности или ложности высказываний. Выбор из данных высказываний истинного или ложного высказывания. Преобразование данного высказывания в высказывание со словами «неверно, что». Определение истинности высказывания со словами «неверно, что». Выполнение умножения однозначных и двузначных чисел.

Ключевые понятия

    Высказывание, истинное высказывание, ложное высказывание, высказывание со словами «неверно, что».
Название этапа Методический комментарий
1 1. Мотивация к учебной деятельности Прочитать равенства, выполнить вычисления. Отметить верные равенства. Назвать значения произведений, которые записаны неверно.
2 2. Актуализация опорных знаний Прочитать высказывания. Выполнить вычисления и определить истинность высказываний. Соединить истинные и ложные высказывания с соответствующими словами.
3 3. Самостоятельная работа с самопроверкой Определить истинность данных высказываний. Около истинных высказываний поставить букву «И», около ложных - букву «Л».
4 4. Применение знаний и умений в новой ситуации Рассмотреть фигуры на рисунке. Прочитать высказывания. Дополнить высказывания так, чтобы они стали истинными, - вставить номера фигур.
5 5. Обобщение и систематизация Прочитать высказывания и определить, истинны они или ложны. Отметить ложные высказывания.
6 6. Итог урока