Экономика        20.09.2023   

Истоки джит кун до брюса ли. Джит кун до: что представляет собой система, правила и отличия от других видов единоборств Стиль брюса ли джит кун

Расстояние между двумя опытными борцами непрерывно изменяется, пока оба ищут положение, чтобы иметь преимущество. Лучше всего всегда занимать позицию вне досягаемости удара противника, но находиться при этом не слишком далеко, чтобы в любой момент вы могли совершить нападение, сделав лишь небольшой шаг вперед. Расстояние зависит не только от вашей скорости и подвижности, но также от скорости и подвижности противника.
В обычном боксе боксеры стоят ближе друг к другу; нежели в китайском боксе, т.к. здесь используются и удары ногами. Нога длиннее руки, и боксер, работающий в стиле китайского бокса, имеет большую досягаемость.
В джит кун-до существуют три различных вида расстояния, используемые во время борьбы. Повсеместно и чаще всего наибольшая удаленность противников друг от друга используется тогда, когда вам ничего не известно о мастерстве вашего соперника и его намерениях, как изображено на фотографии 1, но вы хотите "испытать" или "почувствовать" противника. Если вы защищаетесь, разумнее находиться подальше от противника. Но если речь идет о длительной борьбе, расстояние будет действительно верным тогда, когда вы можете победить противника скоростью и подвижностью.
Даже обладая очень большой скоростью нанесения ударов, трудно избежать удара противника, находящегося вблизи вас. Тот, кто обычно начинает нападение с малого расстояния, имеет преимущество. Но нападающий, который не может правильно оценить расстояние, не добьется успеха, даже если обладает точностью удара, скоростью и может рассчитать время нападения.
Когда вы уверены, что "почувствовали" противника, можете приблизиться к нему, как показано на фотографии 2. На таком расстоянии вы находитесь вне досягаемости ударов противника, но достаточно близко, чтобы самому совершить нападение. Это самое верное расстояние, если вы хорошо чувствуете время нападения. Опытный борец будет маневрировать до тех пор, пока не заставит противника уменьшить расстояние и, таким образом, он не сможет избежать западни.
Среднее расстояние дает вам возможность уклониться от любого удара, быстро отступив назад. Но подобную тактику защиты не всегда можно применить, потому что она сводит на нет контрнападение или осуществление собственного нападения. В джит кун до (ДКД) вы отступаете ровно настолько, чтобы избежать удара, но сохраняете при этом достаточное расстояние для контрнападения.
Борьба на близком расстоянии является обычно следствием нападения или контрнападения. На таком расстоянии трудно защищаться, если вы не совершили захват рук противника. Преимущество на этой дистанции всегда имеет тот, кто начал нападение. На близком расстоянии, показанном на фотографии 3, борец, более искусно работающий руками, победит того, кто более опытен в работе ног.
В отличие от спортсменов европейского бокса, в китайском боксе боксер должен быть готов к защите от ударов локтями, коленями, головой и другими частями тела, особенно в борьбе на близком расстоянии. Он должен знать, что противник может совершить захват и опрокинуть его на землю.
В европейском боксе боксерам трудно оказаться на близком расстоянии, но когда они находятся непосредственно друг перед другом, им также тяжело оставаться в таком положении. В китайском боксе, где удары наносятся и ногами, очень трудно достичь близкого расстояния, но если боксеры оказываются в подобном положении, борьба быстро будет завершена, т.к. существует много силовых технических приемов для борьбы на таком расстоянии.
В близкой борьбе важнее всего заблокировать ведущую ногу противника, поставив свою ногу так, как показано на фотографии 3. Это необходимо выполнить автоматически, потому что в близкой борьбе все свои силы борец должен сосредоточить на технических приемах борьбы руками.
Ли приделал металлическую трубку к своему деревянному манекену, имитируя "ногу" противника (посмотрите на фотографии 4 и 5).
Поначалу он внимательно следил за тем, чтобы всегда правильно ставить свою ведущую ногу к "ноге" манекена, но после нескольких месяцев упражнений это движение стало естественным и автоматическим.

Маневр, который Брюс Ли часто применял в борьбе на близком расстоянии, заключался в том, чтобы своим телом прижать противника и вывести его из равновесия, как изображено на фотографиях 6 и 7. Подобная тактика может применяться против любого противника, даже если он тяжелее или сильнее. Этот прием отрабатывайте с партнером, при этом согните колени, центр тяжести тела перенесите на переднюю ногу и сильно толкните противника. Вы должны двигаться вперед, перебирая ногами, а руками и корпусом тела заблокировать руки противника. Тайна этого приема заключается не только в работе плеч, когда вы толкаете противника, но и в развороте корпуса тела.

Когда ваш противник поскользнется и станет отступать назад, свободной рукой вы можете его ударить или опрокинуть на землю. Это очень верный технический прием, потому что противник не может ответить контрнападением. Он совершенно выбит из равновесия, чтобы иметь возможность ответить на нападение.
Хороший борец всегда маневрирует и старается остаться на таком расстоянии от противника, которое его больше всего устраивает. Он находится вне досягаемости удара противника и терпеливо ожидает настоящего момента, чтобы приблизиться к противнику или притянуть его к себе. Он может совершить нападение, когда противник движется к нему или когда видит возможность в момент изменения положения противника.
Нападение или отступление должны быть быстрыми и решительными. Противник не должен предвидеть ваши движения до тех пор, пока не будет слишком поздно для его защиты или контрнападения. Идеальным моментом для нападения является тот, когда противник неподвижен.
Расстояние настолько важно, что даже и маленькая ошибка в досягаемости может сделать нападение безопасным. Вы должны совершить нападение за секунду до того, как противник окажется на желательном расстоянии от вас, а не после того, как он окажется на этом расстоянии. Это как в футболе, когда нападающий вбегает в ворота прежде, чем ему с фланга направят мяч.

Джит кун до – это метод легендарного Брюса Ли, используемый при обучении боевым искусствам. Дословно название метода переводится как «путь опережающего кулака», предоставляя бойцу полную свободу действий для дезориентации противника и легкой победы над ним. Примечательно, что система не имеет точного свода правил или набора технических приемов, она не относится к определенному стилю, а лишь помогает начинающему бойцу освоить ту или иную дисциплину. При этом процесс обучения направлен на освоение самой сути боевого искусства.

Многие исследователи боевых искусств называют джит кун до оригинальным стилем боя, созданным Брюсом Ли. На него пытались навешать ярлыки, вроде «кунг-фу Брюса Ли», однако подобные названия свидетельствуют лишь о том, что человек попросту не понимает самой сути ДКД.

Дело в том, что задуманный Брюсом Ли джит кун до не является боевой дисциплиной. Это также и не ответвление какого-либо искусства боя, которое можно было бы подогнать под рамки существующих на данный момент систем. Речь идет о методе обучения, который может свободно применяться не только в любом виде боевых искусств, но и повседневности.

История возникновения джит кун до


На сегодняшний день джит кун до преподается Дэном Иносанто – одним из наиболее известных учеников Брюса Ли

Первоначальные черты своей методики Брюс Ли заложил в 1967 году. Тогда он хотел разработать универсальный метод для защиты в уличной драке. В результате из этой идеи развилась совершенно независимая система, которая успешно вобрала в себя черты многих боевых искусств. Основной идеей ДКД является возможность выхода за рамки какой-то одной дисциплины, осознание свободы и открытости к самопознанию.

Таким образом, в джит кун до прослеживается влияние многих стилей восточных единоборств, таких как джиу-джитсу, кунг-фу, таэквон-до, филиппинский бокс и т. д. Эти техники обобщены и упрощены, к ним добавлена особая философия.

К примеру, из кунг-фу Брюсом Ли были убраны защитные стойки при сохранении перехватов, ударных техник и блоков. Он считал, что «простой путь – правильный путь».

В настоящее время известность джит кун до в мире поддерживается Образовательным Фондом Брюса Ли. Он был создан дочерью мастера и поддерживается его учениками и вдовой. Некоторые из учителей джит кун до смогли перенять знания от самого Брюса ли, а потому их опыт является особо ценным.

На данный момент дисциплина преподается Дэном Иносанто – одним из наиболее известных учеников Брюса Ли. Он создал свою школу боевых искусств, которая продолжает нести в массы наработки великого мастера.

Особенности джит кун до


Брюс Ли предпочитал называть джит кун до методом (ведения боя), а не стилем боевых искусств

Вопреки устоявшемуся заблуждению, Брюс Ли не изобретал новый стиль борьбы. Он также не переделывал старые стили. Напротив, основной задачей джит кун до являлось освобождение бойца от каких-либо рамок, слепой зависимости от стиля, систем и правил. Брюс Ли сравнивал свой метод с зеркалом, которое отражает человека, изучающего его. Создавать же новое боевое искусство он считал бессмысленным.

Создав свой метод обучения, Брюс Ли не пропагандировал боевое искусство, а пытался открыть своим ученикам философию, которую постиг сам. Ее лучше всего иллюстрировало выражение: «выживает наиболее приспособленный». Таким образом, джит кун до учит гибкости и гармонии с самим собой, а также рациональному применению собственных знаний и умений.

Учение базируется на умении приспосабливаться к окружению, принимать изменяющиеся обстоятельства и подстраиваться под них. Это умение хорошо как в бою, так и в повседневной жизни. Таким образом, использование одной и той же методики позволяет добиться успеха во многих областях.

Чтобы освоить джит кун до в совершенстве, бойцу следует принять следующие истины:

  1. Противник не является истинным врагом, настоящий враг – собственное «Я». В ходе боя противником человека становятся его собственные страхи и неуверенность. Физическая подготовка в данном случае может отходить на второй план.
  2. Выиграть – значит победить самого себя.
  3. Поборов собственные страхи и неуверенность, человек может справиться с любой задачей, будь то победа над сильным соперником или достижение поставленной жизненной цели.

Такая философия позволяет действовать на опережение. Когда соперник только продумывает свой удар, истинный мастер уже готовит контратаку. К сожалению, столь глубокое познание данного метода доступно лишь единицам.

Стиль борьбы и правила


Усовершенствованный стиль джит кун до в настоящее время развивается параллельно c традиционным

На сегодняшний день основы джит кун до позволили достичь успеха в боевых искусствах многим мастерам. Данная система с успехом преподается в ряде боевых школ, уча бойцов не зацикливаться на технике и расширять сознание.

Современный стиль джит кун до во многом обязан ученику Брюса Ли Дэну Инносанто. Он является единственным человеком, имеющим право официально использовать данное название и дополнившим технику приемами из муай тай и джиу джитсу.

Также усилиями Инносанто, в джит кун до были введены техники кали – старинного боевого искусства Филиппин. Это позволило значительно расширить рамки метода, помимо стандартных приемов используя техники боя на ножах, палках и различных подручных предметах.

Усовершенствованный стиль джит кун до в настоящее время развивается параллельно традиционной школе. Здесь вместо вышеописанных боевых техник используются классические приемы из каратэ и вин чун, а также целого ряда других азиатских дисциплин.

Поскольку джит кун до не предполагает каких-либо ограничений по ведению боя, то в ходе схватки может быть использовано практически любое оружие или подручные средства. Это могут быть шесты, кинжалы, мечи и т. д.

Отличия от каратэ и других видов боевых искусств


Жесткие боевые стойки в джит кун до практически не применяются

Несмотря на то, что джит кун до вобрал в себя черты множества стилей, данный метод сохранил свои первоначальные черты и остался непохожим ни на одну существующую боевую дисциплину. Особенности методики были тщательно проработаны Брюсом Ли, который умышленно внес в нее следующие изменения:

  1. Отсутствие прямолинейных ударов. Брюс Ли полагал, что нет никакой необходимости наносить удар противнику, полностью готовому к его отражению. Поэтому преимущество отдавалось обманным движениям, которые были призваны вывести оппонента из равновесия, заставив его открыться. Удар наносится в самый неподходящий момент, когда противник меньше всего готов к нападению.
  2. Жесткие боевые стойки почти полностью отсутствуют. Поскольку истинный боец должен уметь приспосабливаться к изменяющимся условиям подобно воде, то в использовании жестких стоек не было никакой необходимости. Основой метода является быстрая приспосабливаемость к любому стилю боя, выбранному противником.
  3. Отсутствие упора на силу, ловкость и быстроту. Основной идеей метода является победа самого гибкого бойца. Естественно, неплохо быть сильным или ловким, но это вовсе необязательно. Куда важнее иметь возможность подстроиться под ситуацию, и приемы, используемые в бою, отлично иллюстрировали это убеждение.

Брюс Ли пытался не склонить людей к тотальному увлечению боевыми искусствами, а показать им саму суть своего учения, постичь которую можно было через тренировки.

Вместе с тем, джит кун до является современной системой боя, известной своей универсальностью. К примеру, освоив данный метод, боец сможет без труда проводить спарринги с оппонентами, занимающимися боевым самбо, различными видами рукопашного боя, вин чун, ушу, джиу джитсу и т. д. Возможно также и участие в смешанных чемпионатах.

Джит кун до в России


В ходе схватки может быть использовано практически любое оружие или подручные средства

В 2012 году в России была основана Федерация джит кун до. Это официальная организация, признанная полноправной и являющаяся представительством данного метода на территории РФ. Здесь каждый желающий может обучиться всем особенностям методики в соответствии с оригинальными концепциями, разработанными самим Брюсом Ли.

Федерация джит кун до была создана ввиду возрастающего интереса к данному искусству среди молодежи. В последнее время в России явно наметились тенденции к популяризации боевых дисциплин, и данный метод отлично подходит для воспитания подрастающего поколения. Он учит их гибкости и уверенности в себе, обеспечивая отличную подготовку к взрослой жизни.

Основой идеологии Федерации джит кун до является нравственное, духовное и физическое развитие личности, которое обеспечивается ввиду обучения боевому искусству. Подрастающее поколение не только получает навыки самозащиты – методика пропагандирует здоровый образ жизни, формирует правильный взгляд на вещи и терпимость к различным негативным факторам.

Помимо молодежи, на занятия по джит кун до в России могут записаться зрелые и даже пожилые лица. Данный метод рассчитан на занятия вплоть до преклонного возраста, ведь не так важна физическая форма бойца, как его дух и трезвость ума.

Российским представительством джит кун до была разработана специальная обучающая программа. Ее основой является применение боевой идеологии в повседневной жизни. Она базируется на изучении таких стилей, как бокс, май-тай, кунг-фу и т. д.

Градация по поясам предполагает 7 степеней, начиная от белого и заканчивая черным поясом, который выдается исключительно мастеру. Также под патронажем Федерации, на территории РФ ежегодно проводятся городские, областные и общероссийские чемпионаты.

Как выбрать тренера по джит кун до

Поскольку основой данной системы являются не столько боевые приемы, сколько сама философия, разработанная Брюсом Ли, то к выбору тренера следует отнестись со всей ответственностью. Лучше всего в данном случае не доверять частным тренерам, даже если они способны предоставить какие-либо сертификаты.

Поскольку в России существует Федерация джит кун до, то наиболее правильным решением будет обратиться в одно из ее представительств.

Занимаясь боевым искусством официально, ребенок или взрослый сможет гарантированно постичь основы данной методики. К тому же, у него появится возможность проявить себя в различных официальных чемпионатах как областного, так и общероссийского значения.

Преподавание в школах Федерации ведется только опытными тренерами, которые имеют внушительный послужной список. При этом контроль за процессом и условиями преподавания осуществляется в полном соответствии с мировыми стандартами.

Стоимость занятий


В джит кун до можно достичь высот мастерства вне зависимости от физической подготовки или возраста

Средняя стоимость занятий по джит кун до в России в целом соответствует ценам занятий другими восточными единоборствами. В зависимости от выбранных особенностей обучения, цена может составлять:

  1. От 4000 до 6500 рублей в месяц, если речь идет о групповых занятиях. Стоимость зависит от возраста ученика, уровня его подготовки и количества человек в группе. Чем больше будет желающих, тем, соответственно, дешевле будут занятия.
  2. Если говорить об индивидуальных занятиях с мастером, то здесь стоимость в значительной степени возрастает. Минимальная цена в Москве на часовое занятие по джит кун до составляет около 1000 рублей. Максимум может достигать 3000 рублей в час.

Специалисты советуют отдать предпочтение групповым занятиям, поскольку таким образом боец получит больше практических навыков и сможет провести бои с большим количеством оппонентов.

Джит кун до – это не столько боевая дисциплина, сколько жизненная философия, применимая буквально к любой ситуации. Она учит трезво мыслить, подстраиваться под конкретные условия и везде находить выход из ситуации.

Мастером по джит кун до можно стать вне зависимости от физической подготовки или возраста. Главное – это светлый ум и желание освоить данное учение. По этой причине заняться джит кун до следует людям неуверенным в себе, которым явно не помешает получение навыков владения ситуацией. Освоение методики будет полезным и для ребенка в период становления личности. Полученные знания помогут ему во взрослой жизни.

Сам Брюс не называл Джит Кун-До «стилем» боевых единоборств, предпочитая называть его «методом», так как, согласно его философии, метод Джит Кун-До может быть использован в любом виде единоборств.

Как написано в книге жены Брюса, Линды Ли «Мужчина, которого знала только я», данный метод первоначально предназначался для успешной самозащиты в уличной драке. В техниках боя Джит Кун-До обхватываются многие стили восточных единоборств, такие как Кунг-фу , Тай чи , Джиу-джитсу , а так же английский и филиппинский боксы, с обобщением использования их техник, но со своей собственной философией.

Например, используя в Джит Кун-До элементы единоборства Кунг-фу , Брюс Ли убрал все классические «твёрдые» защитные стойки, классические же последовательности ответов и контратак , но сохранил тем не менее все ударные техники , блоки и перехваты, с упрощением их использования.

В книге Линды Ли процитирована фраза Брюса:

«Простой путь - правильный путь. В драке никому нет дела до красоты. Главное - уверенность, отточенные навыки и точный расчёт. Поэтому, в методе Джит Кун-До, я старался отразить принцип „выживания наиболее приспособленного“. Меньше пустых движений и энергии - ближе к цели».

История Джит Кун-До

В настоящее время Джит Кун-До в мире известно, в основном, благодаря одному из последователей Брюса Ли - Дэну Иносанто, который применил эту концепцию для усовершенствования филипинской школы единоборств Кали . Кали представляет собой бой с использованием одной или двух деревянных палок, ножа либо другого подручного предмета.

Наряду с Джит Кун-До Дэна Иносанто, который зарезервировал за собой это название для своей школы, существуют также другие школы Джит Кун-До, не использующие филипинские техники, а предпочитающие практику Кунг-фу , Карате и других восточных стилей. Такие школы называются школами Джун Фан Джит Кун-До (Джун Фан - китайское имя Брюса Ли), в основе большинства из них лежит практика Вин Чун Кунг-Фу, вида восточных единоборств, которым Брюс Ли овладел одним из первых и, по его собственному признанию, которому он был обязан своей превосходной физической формой.

Согласно методике, принятой институтом Кунг-фу (г. Загреб , Югославия) в программу обучения стилю «Джит Кун-До» входит десять учебных технических комплексов (форм) и десять боевых, а также различные тесты на скорость, форму, частоту и силу ударов, разбивание предметов, контактные спарринги с одним и несколькими противниками. В учебных технических комплексах заложены базовые защитные и атакующие технические действия, основные принципы передвижений, подчеркивающие духовную и техническую подготовленность экзаменуемого на соответствующую квалификационную степень. Собирательным (по отношению к другим направлениям боевых искусств) формам, даны названия животных: Журавль, Обезьяна, Змея, Тигр, Дракон, Леопард, Олень, Орел, Богомол и Медведь. Технические действия, их взаимосвязь в учебной форме напоминают движения перечисленных животных.

Философия Джит Кун-До

По сути своего учения Брюс Ли не пропагандировал боевое искусство; более того, он надеялся внушить нам истинное чувство взаимопонимания. Но взаимопонимание не может быть дано - оно должно быть найдено в сердце каждого человека. Реальная помощь, которую предлагает Брюс Ли, - это стимулирование способности помогать себе самостоятельно.

Знание и понимание - не одно и то же. Знание базируется на предыдущем опыте; понимание - на опыте настоящего. Любой, кто ищет возможности просто отождествиться с Брюсом Ли и системой Джит Кун-До, лишь обманывает себя. Истинной целью Брюса Ли при создании Джит Кун-До было желание, чтобы каждый вдохновившийся его опытом, сумел понять то, что понимал сам Брюс.

Брюс Ли старался представить методы Джит Кун-До, как отражение природы, Дао , как средство выражения, которое может быть использовано, но не может быть выражено словами, постигнуто разумом или зафиксировано в виде системы. В качестве наглядного примера, Брюс часто рассказывал историю о дзэнском монахе , который пользуется лодкой для переправы через реку, а переправившись, разжигает из лодки костер для ночлега. Суть этого рассказа в том, что необходимо использовать то, что уже однажды оказалось полезным, в другой форме для других целей.

Для того чтобы понять философию Брюса Ли, философию Джит Кун-До, было бы полезно определить, что именно означает выражение «выживание наиболее приспособленного». Существует много версий. Действительный же смысл этого понятия - это соответствие и приспосабливаемость, т.е. умение приспосабливаться к окружению. Тот, кто лучше всего приспосабливается к изменяющимся обстоятельствам, и является тем, кто выживает. И это не обязательно самый сильный. Брюс Ли старался проиллюстрировать эту философию в начальной сцене, которую он задумал для фильма «Игра со смертью », когда ветка крепкого, но не гибкого дерева трескается и отламывается под весом снега, а гибкая ива склоняется и снег съезжает по ее ветвям, не нанося дереву повреждений.

Постепенно из философии Джит Кун-До возникает вопрос о природе взаимосвязи между «формой» и «свободой», которая выражается как способность приспосабливаться к жизни. Что такое форма? И что такое свобода? И как поддержание хорошей формы связано с возможностью быть свободным? Как это все связано с тренировками в боевом или любом другом искусстве и особенно с жизнью человека?

Поддержание формы относится ко многим вещам. Это эффективное выполнение приемов, экономия движения и осознание потока энергии, которая включает и разум, и чувства. И все это в текущих и изменяющихся условиях жизни.

  • Обладать хорошей Физической формой означает обладать способностью находить наиболее эффективные и оригинальные пути использования естественного потока энергии. Эта способность включает уравновешенность в состоянии покоя и движения, а также отсутствие ненужного напряжения во время использования тела, как целого, таким образом, что каждая часть координируется в хорошо синхронизированном действии и реакции. Сосредоточенно, устойчиво, в вертикальной стойке.
  • Хорошая Ментальная форма означает избавление от пустых переживаний, тревог и сомнений, а в момент появления их - переориентацию своего внимания на полезный процесс активного мышления или осознание физической формы .
  • Хорошая Эмоциональная форма означает способность чувствовать уверенность даже при отсутствии очевидных причин для этого, так чтобы это само служило причиной уверенности. Чтобы быть уверенным, нужны реальные усилия.

Все это являлось важнейшими принципами, с которыми Брюс Ли стремился прожить свою жизнь. Иногда он проигрывал, но нередко побеждал. Нам предлагается сделать аналогичный выбор. В любой момент можно потерять осознание формы, а затем, оправдывая себя, продолжать так жить. Мы можем плыть по течению жизни, воображая, что мы свободны, не имея ни малейшей надежды натолкнуться, хотя бы случайно, на истинный опыт. Но если мы настойчиво стремимся достичь осознания формы, тогда, в этот момент, мы свободны.

Свобода - это не то, чего можно ожидать, так же, как нельзя сегодня утолить голод, думая о пище, которую удастся съесть завтра. Свобода, которая появляется в результате самоосознанности, или присутствует, или нет. Мы не работаем для того, чтобы получить свободу, мы свободны.

Если присутствует внимание, разум свободен от рассеянности. Если эмоции свободны от страхов - не без страхов, но не привязаны к ним, - тогда они могут течь, как побуждающая энергия. Когда тело расслабленно и свободно от напряжения, оно чувствительно к эмоциям и энергии других и достаточно открыто для того, чтобы энергия могла свободно втекать в форму.

Брюс Ли впервые получил представление об этой возможности, когда был подростком и, по совету своего настаника Ипа Мэна , прервал усердные занятия и пошёл прогуляться к водам гонконгской гавани. Когда он наклонился над водой и погрузил пальцы в свое отражение, вода всколыхнулась в стороны. Секундой позже она вернулась и сомкнулась вокруг пальцев, идеально очертив форму руки.

Годами позже в эпизоде «Лонгстрит», который Ли помогал написать Стерлингу Силлифэнту, он постарался пробудить это же чувство у героя, советуя ему быть таким, как вода. «Когда наливаешь воду в чашку, она становится чашкой. Когда наливаешь воду в чайник, она становится чайником».

«Что может быть „более приспосабливающимся, чем вода“? Однако без удерживающей формы способность воды свободно течь и приспосабливаться становится бесполезной. Река без берегов - это просто наводнение, но текущая по руслу вода обладает значительной силой, которая может приводить в действие электрический генератор. Если разум достаточно сосредоточен для того, чтобы эффективно и с пониманием управлять формой тела, он открывает возможность прийти совершенно другой энергии».

«Злые люди хотят бороться, чтобы нанести противнику рану или убить его. Боевые искусства не отрицают такой возможности, но истинное внутреннее искусство замыкает эту злость и отчуждение само на себя таким образом, что возможность быть просто живым признаётся самим мастером. Многие не способны признать боевое искусство, как средство духовного выражения или внутренней работы. На Западе привыкли думать только о „победителях“ и „побеждённых“, без каких-либо альтернатив. В борьбе, тренировках боевых искусств, процесс конфронтации поглощается участниками таким образом, что каждый из них познает что-то. Ни „победитель“, ни „побеждённый“ не будут жить вечно в неизменной форме. В борьбе, как и в жизни, оба вовлечены в процесс познания и изменения. Противник - это не враг, это „Я“, но в другой форме. Когда вы боретесь, ваш противник становится вами. Вы противостоите своим страхам, силе и слабости, своей жизни вообще. Я участвовал в тысячах боёв и поэтому хорошо знаю, что значит чувствовать подобное. Ты знаешь, что должен выиграть, но выиграть означает победить самого себя».

«Боевое искусство похоже на зеркало, в которое вы смотрите перед умыванием. Вы видите себя именно таким, какой вы есть».

  • Брюс Ли решил создать Джит Кун-До после профессионального овладения Кунг-фу , Джиу-джитсу и боксом , совмещая в нём по чуть-чуть из каждого перечисленных стилей, что перевоплотилось в невероятное чудо боевых искусств.
  • В стиле Джит Кун-До почти нет прямолинейных ударов. Практически все удары при нападении проводятся после обманного движения или контратаки. Технически совершенным нападением является такое, когда соединяются воедино стратегия, скорость, тайминг, обманные движения и точный расчет. Хороший борец стремится совершенствовать все эти элементы в процессе ежедневных тренировок.

Ссылки

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Джиткундо
  • Джиу-Джитсу

Смотреть что такое "Джит Кун До" в других словарях:

    Джит Кун-До - Эмблема Джит Кун До. Джит Кун До (截拳道, Jeet Kun Do, джиткхюндоу на кантонском наречии, Цзе цюань дао на путунхуа) стиль восточных боевых искусств, созданный Брюсом Ли. В переводе с китайского означает «путь опережающего кулака». По сей день этот … Википедия

    Джиткундо - Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия

    Ли, Брюс - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Ли (фамилия). Брюс Ли англ. Bruce Lee кит. 李振藩и кит. 李小龍 … Википедия

— это стиль восточных единоборств, который был создан Брюсом Ли. В переводе Джит Кун-До значит «Путь опережающего кулака». И в наше время этот боевой стиль является одним из самых востребованных единоборств, ему обучаются в разных странах по всему миру.

Джит Кун-До — суть

Брюс Ли не давал определение Джит Кун-До как «стиль» единоборства. Ему больше нравилось название «метод», потому что, по его философии, Джит Кун-До можно применять в любом виде боевых искусств.

В книге жены мастера, Линды Ли, опубликованной под названием «Мужчина, которого знала только я», рассказывается, что этот метод вначале развивался для успешной самообороны на улице в угрожающих ситуациях. В техниках Джит Кун-До затронуты многие стили восточных боевых искусств, например — Кунг-фу, а также английский бокс, филиппинский бокс. Техники этих и других единоборств в Джит Кун-До обобщаются, однако под новой философской базой.

Так, применяя в Джит Кун-До элементы Кунг-фу, Брюс Ли не взял на вооружение из данного единоборства все традиционные «твёрдые» оборонительные стойки, определенные последовательности ответных ударов и контратак, однако взял из технику нанесения ударов, блокирование и перехваты, упростив, однако, их применение.

В книге Линды Ли приводится цитата Брюса:

«Простой путь — это правильный путь. В драке никому нет дела до красоты. Главное — это уверенность, отточенные навыки и точный расчёт. Поэтому, в методе Джит Кун-До, я старался отразить принцип «выживания наиболее приспособленного». Меньше пустых движений и энергии — ближе к цели».

История стиля

Сейчас популярно во всем мире благодаря одному ученику Брюса Ли, которого звали Дэн Иносанто. Он использовал идею Брюса Ли для улучшения школы единоборств Филиппин — Кали, которое представляет поединок с применением одной или двух деревянных палок, ножа или другого предмета, оказавшегося под рукой.

Вместе со стилем Дэна Иносанто, который оставил за собой это название для собственной школы, имеются и другие школы Джит Кун-До, которые не применяют филиппинские техники, а используют практику кунг-фу, и других стилей. Эти школы имеют название школам Чжэньфань Джит Кун-До (т.к.Чжэньфань — это китайское имя Брюса Ли). Большая их часть базируется на Вин Чун Кунг-Фу. Этот вид единоборств Брюс Ли выучил одним из первых. Именно этому стилю, как признавался сам Ли, он обязан собственным замечательным физическим состоянием.

Институт кунг-фу в Хорватии разработал методику, согласно которой в программу изучения стиля «Джит Кун-До» входит 10 учебных комплексов и 10 боевых комплексов, а кроме того — разнообразные тесты на определение и улучшение скорости, частоты и силы ударов, разбивание различных предметов, спарринги с одним и несколькими соперниками. В учебных технических формах содержатся основные защитные и нападающие технические действия, базовые принципы перемещений, которые подчеркивают подготовку духа и техники ученика, пришедшего на экзамен, для присуждения ему определенной степени квалификации. Формам, которые обобщают другие единоборства, дали названия различных животных и птиц: Журавль, Обезьяна, Змея, Тигр, Дракон, Леопард, Олень, Орел, Богомол и Медведь, в которых техника и связки движений похожи на повадки этих животных.

Философия стиля

В сущности учения Брюс Ли не проводил пропаганду боевого искусства и даже более того, он хотел привнести в нас чувство взаимопонимания. Однако это взаимопонимание нельзя дать кому-то со стороны, каждый человек должен найти его для себя сам. Помощь, в понимании Брюса Ли, — обозначает усилить способность помочь себе самому.

Знать и понять — это вовсе не одинаковые понятия. Знание основывается на имеющемся опыте, а понимание — на опыте текущего момента. Все, кто находится в поиске способа воссоединиться с Джит Кун-До и его основателем, обманывает себя. Настоящая цель Брюса Ли при разработке Джит Кун-До — это желание, чтобы все, кого впечатлил его опыт, смогли понимать то, что мастер понимал сам.

Брюс Ли хотел выразить методы Джит Кун-До, как отображение природы, Дао, как выражение того, что может использоваться, но не может выражаться обычными словами, не может постичь разум, нельзя подогнать под определенную фиксированную систему. Так, Брюс передавал слушателям одну историю о дзэнском монахе, который использовал лодку, чтобы переправиться через реку. После переправы он из лодки делал костер для теплого ночлега. Смысл этой истории состоит в том, что нужно применять то, что уже когда-то принесло пользу, но уже в какой-то другой форме и для других поставленных целей.

Чтобы понять весь смысл философии Брюса Ли и его стиля, полезно понять, что же значит фраза «выживание наиболее приспособленного». На этот счет имеется большое количество разных версий. Правильный же смысл этой фразы — это соответствие и умение приспосабливаться к окружению. Человек, который максимально хорошо может приспособиться к меняющимся обстоятельствам жизни и будет тем, кто выживет. И это будет вовсе не обязательно сильнейший. Брюс Ли хотел выразить эту философию в первой сцене фильма «Игра со смертью». В ней ветка мощного, но не гибкого дерева дает трещину и отламывается от слоя снега, а ива склоняет свои гибкие ветви и снег падает с ее ветвей без повреждения дерева.

Со временем из философии Брюса Ли появляется вопрос о сущности взаимосвязей между «формой» и «свободой», выражающаяся как умение приспосабливаться к реальной жизни. Что же такое форма и свобода? Каким образом поддержание формы человека может быть связано с существованием возможности быть свободным? И, наконец, каким образом все может быть связано с проведением тренировок в любом единоборстве и с жизнью самого человека?

Понятие поддержания формы может относиться сразу ко многим вещам. Это и качественное выполнение различных приемов, экономное выполнение движений и понимание потока энергии, содержащее и разум, и чувства человека в постоянно меняющихся обстоятельствах жизни.

Обладание хорошей физической формой — это значит уметь находить самые эффективные и нестандартные пути применения существующего потока энергии. В это умение входит уравновешенное состояние в покое и при движении, а также отсутствие вредного напряжения в процессе применения тела, как целого, так, что все части тела объединяются в хорошо отработанном действии и реакции, проходящих в сосредоточенном состоянии и устойчивой вертикальной стойке.

Хорошая форма разума значит убрать из мозга ненужные переживания, тревоги и сомнения, а при их возникновении- перенести свое внимание на процесс активного, полезного размышления или восприятия физической формы.

Хорошая форма эмоциональности определяет умение чувствовать себя уверенным даже если причин для этого нет, причем таким образом, чтобы эта эмоциональная уверенность сама была основанием для уверенности в себе в реальных условиях.

Эти составляющие являются основополагающими принципами Брюса Ли. Подчас он проигрывал, но чаще побеждал и мы можем сделать такой же жизненный выбор. Всегда можно утратить осознание формы, а потом в оправдание себя самого жить без этого осознания. Можно плыть по течению жизни, думая при этом, что это и есть свобода, при этом лишенные самой малой надежды натолкнуться, хоть и случайно, на правильный опыт. Однако если настойчиво пытаться достичь понимания формы, то в этот момент — мы свободны.

Ещё новости

В этой книге собраны не просто приёмы боевого искусства Джит Кун До. Эта книга - правила жизни легендарного Брюса Ли. Вернее, сборник исследований великого мастера. Брюс был человеком с глубокой философией и непреклонным упорством. Он умел ставить цели и достигать их.

Книга по-настоящему заставляет поразмыслить над написанным. Это значит, что книга оставила больше открытых вопросов, чем их у меня было до её прочтения.

По традиции, самое ценное из книги:

  • Основой боевых искусств являются их понимание, упорный труд и доскональное освоение приемов и техник .
  • Принять суть боевого искусства как часть самого себя - значит полностью освоить это искусств о и научиться использовать свободный стиль. Когда вы добьетесь этого, то поймете, что ваше искусство беспредельно.
  • Некоторые боевые искусства очень популярны, потому что эффектно смотрятся со стороны, а их приемы плавные и красивые. Но будьте осторожны! Они подобны вину, разбавленному водой. Разбавленное вино - плохое, ненастоящее вино. Некоторые боевые искусства выглядят не столь эффектно, но зато в них есть изюминка, вкус, неповторимый аромат. Они как оливки: их вкус может быть и терпким, и сладковато-горьким, но в любом случае запоминающимся. Вкус к оливкам надо развить. Но вряд ли у кого-нибудь разовьется вкус к разбавленному вину .
  • Если вы не черствы душой, то внешний мир сам раскроется перед вами . В движении подражайте воде. В спокойствии будьте подобны зеркалу. Отзывайтесь, как эхо.
  • Суть действия заключается скорее в процессе его выполнения, а не в его завершении .
  • Не сопротивляйтесь своей болезни, подружитесь с ней - это единственный способ избавиться от нее.
  • Не убегайте, пусть будет то, что будет . Не ищите, ибо все само к вам придет, когда вы меньше всего этого ожидаете.
  • За каждым движением должна слышаться музыка души. Иначе движения пусты, а пустое движение подобно пустому слову - оно лишено смысла .
  • Простота - кратчайшее расстояние между двумя точками.

  • Опустошите свою чашу, чтобы ее можно было наполнить ; станьте пустым, чтобы обрести всеобщность.
  • Знание неподвижно во времени, тогда как познание - это непрерывный процесс. Знание накапливается из источников и выводов, познание же - это движение и постоянный поиск.
  • Чтобы осознать свободу, ум должен научиться смотреть на жизнь как на движение вне зависимости от времени, так как свобода лежит за порогом осознаваемого. Наблюдайте, но не останавливайтесь , не изрекайте: «Я свободен», - вы живете в памяти чего-то, что уже исчезло. Понимать и жить сейчас - забыть о прошлом. «Вчера» должно умереть.
  • Если вы связаны определенной точкой зрения, то неспособны следовать за стремительными изменениями «того, что есть».
  • Когда вы свободны от влияний, когда вы мертвы для условностей классических реакций, тогда вы способны к настоящему видению, полному, свежему и новому.
  • Познать себя значит изучать себя в действиях с другими людьми .
  • Мышление - это не свобода, любая мысль частична . Она никогда не может быть всеобъемлющей. Мысль - это ответ памяти, а память всегда частична, так как память есть не что иное, как результат опыта. Отсюда следует, что мысль - это реакция ума, ограниченного опытом.

  • Я надеюсь, что специалисты боевых искусств больше интересуются их корнями, а не декоративными ветвями, цветами и листьями . Бесполезно спорить, какой именно листок, сочетание ветвей или цветов вы предпочитаете; когда постигнете суть корней, вы поймете все растение, а значит, и сумеете поместить на свои места ветви, листья, цветы и плоды.
  • Важнейшее свойство опытного спортсмена - легкость движений даже при максимальном усилии .
  • Развитие координации - это тренировка нервной системы, а не мышц.
  • Высшее развитие ведет к простоте. Половинчатое же развитие приводит к приукрашиванию.
  • Мощный спортсмен - это не просто силач, а тот, кто может проявить свою силу в необходимый момент .
  • Равновесия надо искать в движении , а не в статичном положении.
  • Самочувствие предполагает гармоничное взаимодействие тела и духа . Знайте - они неразделимы.

  • Скорость и чувство времени дополняют друг друга . Даже скоростной удар в движении утратит свою эффективность, если будет произведен не вовремя.
  • Если спортсмен не обучен контролировать эмоции, в критические моменты поединка, когда эмоциональное напряжение особенно велико, он может утратить свое мастерство.
  • ...До начала изучения боевого искусства удар рукой был для меня просто ударом рукой, а удар ногой - просто ударом ногой. После изучения боевого искусства удар рукой перестал быть ударом рукой, а удар ногой - ударом ногой. Теперь же, когда я понимаю боевое искусство, удар рукой - это просто удар рукой, удар ногой - просто удар ногой.
  • Страх происходит от неуверенности.
  • Всегда старайтесь «накрыть» мишень средней линии (корпус или голову) прямыми ударами за один шаг.