Эзотерика        29.11.2021   

История взятия бастилии. Взятие Бастилии. Как все было на самом деле Взятие бастилии 1789

Исторический элемент "революционная ситуация" весьма неустойчив и естественным образом превращается в следующий исторический элемент - двоевластие. По-русски этот элемент можно было бы назвать "керенщиной".
Во Франции день наступления этой эпохи - 14 июля 1789 года, день взятия Бастилии - c 1880 года является главным национальным праздником. В СССР день Февральской революции 1917 года также был официальным праздником всё первое десятилетие после 1917 года, да и потом отмечался в календаре, хотя выходным днём уже не являлся.
Главное, что происходит в этот день - понаблюдав какое-то время за растущей и ширящейся трещиной в былом монолите власть имущих, приходит в движение народ. И возникает второй центр власти, противостоящий "старому режиму". Тут надо отметить, что "мотор" революционного двоевластия эпохи 1789-1993 годов действовал не в собрании депутатов, не в Зале для игры в мяч, а в кварталах и толпах парижского простонародья, готового с оружием в руках выйти на защиту революции.
Точно так же и в России в 1917 году центр революционной власти находился вовсе не в Таврическом дворце, где заседала Государственная Дума, и даже не в кабинетах министров Временного правительства. Нет, он находился на улице, в вооружённой солдатской и рабочей толпе, в грузовиках, заполненных революционным народом, возможно, в Петросовете, который мог непосредственно опереться на эту толпу и на эти ощетиненные штыками и красными флагами грузовики.
Разумеется, и в Английской революции отнюдь не сами депутаты парламента были её мотором, этот "мотор" находился в народной гуще, потом - в гуще революционной "армии нового образца".
Во Франции объект для революционной атаки 14 июля 1789 года был выбран народом безошибочно. Крепость-тюрьма Бастилия имела зловещую репутацию в глазах всех сословий, дворяне ненавидели её ничуть не меньше, а возможно, и больше простых людей, как символ королевского всевластия и угнетения. Ведь любой аристократ тоже мог быть бессрочно заточён в стенах Бастилии простым Lettre de cachet (королевским приказом на арест и заключение под стражу без объяснения причин). Кстати, согласно Lettre de cachet оказался в Бастилии один из её последних узников, аристократ маркиз де Сад, который, по легенде, и спровоцировал штурм, выкрикнув через окошко толпе, что тюремщики избивают заключённых. (Правда, его самого за эту выходку из тюрьмы перевели, так что среди семерых последних арестантов Бастилии, освобождённых восставшим народом 14 июля, его имени нет). В итоге крепость-тюрьма пала под натиском разношерстной революционной толпы, комендант маркиз де Лоне, приказавший стрелять в штурмующих и пытавшийся взорвать пороховой погреб крепости вместе с собой и всем её гарнизоном, был казнён восставшим народом. (Забавно отметить, что известный советский диссидент Вадим Делоне вёл свой род от этого самого коменданта и даже гордился таким родством: "Моим далёким предком был комендант Бастилии. За верность присяге королю ему отрубили голову в порыве «народного гнева» и торжественно носили её на пиках восставших по улицам Парижа... И зачем же было голову его на пику водружать и по всему Парижу носить! Это ж, согласитесь, хамство и низость!").

Маркиз Бернар-Рене Жордан де Лоне (1740–1789), последний комендант Бастилии
Вадим Николаевич Делоне (1947–1983), советский диссидент, участник демонстрации 1968 года на Красной площади, отдалённый потомок маркиза де Лоне. Оба умерли в Париже...




Неизвестный художник. Арест де Лоне


Жан-Батист Лаллеманд (Jean-Baptiste Lallemand, 1716–1803). Арест коменданта Бастилии. 1790


Жан-Пьер-Луи-Лоран Уэль (Jean Pierre Louis Laurent Hoüel, 1735-1813). Взятие Бастилии 14 июля 1789 года. 1789



Жан-Батист Лаллеманд (Jean-Baptiste Lallemand, 1716–1803). Взятие Бастилии 14 июля 1789 года. (Musee Carnavalet)


Шарль Тевенен (Charles Thevenin, 1764-1838). Взятие Бастилии. 1789
Тевенен одним из первых обратился к теме взятия Бастилии в своей живописи


Jean-Francois Janinet (1752–1814). Штурм Бастилии 14 июля 1789


Неизвестный художник. Штурм Бастилии 14 июля 1789


Неизвестный художник. Штурм Бастилии 14 июля 1789. Около 1789-1791


Жан-Пьер-Луи-Лоран Уэль (Jean Pierre Louis Laurent Hoüel, 1735-1813). Начало разрушения Бастилии. 16 июля 1789 года


Начало разрушения Бастилии Как известно, на месте бывшей крепости написали: "Отныне здесь танцуют"


Начало разрушения Бастилии. 1790

В России наступление двоевластия в Феврале 1917 года тесно связано с позабытым ныне словосочетанием "вооружённые грузовики". У монархиста Шульгина читаем о днях Февраля: "Минутами толпу прорезали кошмарные огромные животные, ощетиненные и оглушительно рычащие… Это были автомобили-грузовики, набитые до отказа революционными борцами… Штыки торчали во все стороны, огромные красные флаги вились над ними. Какое отвращение…"
А вот революционная открытка Февраля 1917 года, наоборот, прославлявшая эти самые грузовики ("Вооружённый грузовик готов в любой момент прийти на помощь борцам за свободу", - гласит подпись):

Художественное изображение того же самого "февральского" грузовика:


Луи де Робьен. Петроград, 1917 год

И запечатлевшая его облик бесстрастная фотография:

На картине Ивана Владимирова на такой февральский грузовик сажают арестованных революцией царских генералов:


Иван Владимиров (1869–1947). Арест генералов. 1918

Февральские штыки. Революционная армия - опора революции (открытка 1917 года). Однако заметим, что наряду с красными бантиками и флагом солдаты держат вполне старорежимный лозунг "Война до полной победы". Очень характерно для исторического элемента "двоевластие" (керенщина, Жиронда) - совмещение старых и новых лозунгов и символов:

Другая открытка 1917 года, отразившая осуществление революционной власти (как и "Арест генералов"):

Иногда в эпоху двоевластия революционный и антиреволюционный центры власти сталкиваются, так сказать, лицом к лицу, вот как на этой картине, изображающей вторжение революционной толпы во дворец Тюильри в 1792 году. Справа - королева Мария-Антуанетта и её дети. Тоже весьма характерно, что головные уборы и королевы, и "смутьянок" украшает одна и та же революционная эмблема. И защитники революции, и её враги в эпоху двоевластия принимают или маскируются под один и тот же "революционный" цвет.


Мария-Антуанетта с детьми, когда толпа ворвалась в Тюильри 20 июня 1792 года

Кстати, у этой картины есть и "продолжение" - те же две социальные и классовые силы, опять лицом к лицу друг с другом, только уже в якобинскую эпоху (тут мы немного вышли за пределы рассматриваемого исторического элемента). Нетрудно угадать исторические предпочтения художника:


Джордж Гамильтон. Мария-Антуанетта перед казнью

Похожие сцены противостояния представителей старого режима и новой революционной власти мы видим и в других революциях. Вот, например:


Солдаты Кромвеля врываются в дом роялиста (by J.Williamson for the book "More Pictures of British History by E.L.Hoskyn", London, 1914)

Или здесь:


Уильям Фредерик Йемс (William Frederick Yeames, 1835–1918). "Когда ты в последний раз видел своего отца?", 1878.
Считается, что картина изображает допрос младшего представителя роялистской семьи сторонниками парламента в эпоху Английской революции. Как же любят монархисты и вообще противники революций изображать представителей контрреволюции в образе невинных страдающих малюток...

Конечно, на этом характеристика исторического элемента "Двоевластие" далеко не закончена, а скорее, только начата. Продолжение - в

В истории Великой буржуазной французской революции есть поворотный момент – взятие Бастилии. Именно это событие ознаменовало собой начало новой эпохи в истории Франции и падение монархии, падение многовекового уклада и стабильности.

Изначально Бастилия была построена как укрепленная крепость, которая охраняла подступы к Парижу в предместье Сент-Антуан. Позднее крепость превратилась в тюрьму для заключенных. Как вы уже догадались, сегодня мы поговорим об истории Бастилии и о взятии ее во время революции.

Le nom de la Bastille

Слово «Bastille» значит «укрепление». Название крепости говорит само за себя. Бастилия была построена по приказу короля Карла V Мудрого из династии Валуа и под предводительством парижского прево (начальник полиции) Юга Обри. В то время сооружение получило статус укрепленного замка, в котором укрывались короли во время народных возмущений и междоусобиц. Так как Бастилия охраняла Сент-Антуанское предместье, то полное ее название la Bastille Saint-Antoine или башня Святого Антония. Крепость Бастилия

Кроме того, это территория богатого монастыря. В 1471 году король Людовик XI Валуа предоставляет монастырским землям большие привилегии и издает указ о том, что поселившиеся здесь ремесленники не будут подчиняться цеховым законам. Это начала расцвета и интенсивного развития Сент-Антуанского предместья в Париже. Со всей Франции сюда стекаются ремесленники и мастера, привлеченные выгодными и удобными условиями труда.

Как же выглядела эта укрепленная крепость? Она представляла собой длинное массивное четырёхугольное здание, которое обращалось одной стороной к городу, а другой к предместью. В здании было восемь башен, обширный внутренний двор, крепость была окружена широким и глубоким рвом, через который был перекинут висячий мост. Вся эта конструкция была ещё окружена стеной, которая имела одни только ворота со стороны Сент-Антуанского предместья. В каждой башне были помещения трех видов: в самом низу - темный и мрачный погреб, где содержались неспокойные арестанты или те, кто был пойман при попытке к бегству; срок пребывания здесь зависел от коменданта крепости. Следующий этаж состоял из одной комнаты с тройною дверью и окошком с тремя решетками. Кроме кровати в комнате были стол и два стула. Эти условия содержания узников были не столь жесткими, как в самом низу. В самом верху башни было ещё одно помещение под крышей (calotte ), которое тоже служило местом наказания для узников. Дом коменданта и казармы солдат находились во втором, наружном дворе.

La prison de la Bastille

Конечно же, Бастилия более известна, как место заключения, нежели, как укрепленная королевская крепость. Надо заметить, что ее узниками были многие знаменитые французы средневековья и Нового времени.

Странная ирония судьбы, но первым узником Бастилии был ее зодчий – Юг Обри. Он был обвинен в порочной связи и в осквернении религиозных святынь. Отсидев четыре года, он был освобожден во время народных волнений.

Знаменитые люди Франции разных веков, которые успели отсидеть в Бастилии, были: философ-просветитель Вольтер , Маркиз де Сад, философ-эссеист Мишель де Монтень, интендант финансов при Людовике XIV Николя Фуке, кардинал де Роган и графиня де Ламотт, участвовавшие в афере с ожерельем для королевы Марии-Антуанетты, драматург Пьер Огюстен Бомарше.

Заключения в Бастилию удостоилась даже знаменитая «Энциклопедия» д’Аламбера и Дидро.

L’homme au masque de fer

В истории Бастилии много тайн и легенд. Одна из таких историй – это легенда о человеке в железной маске, узнике, отбывавшем свое заключение в этой тюрьме.

В XVII веке, около 1660-70 годов, в Бастилии находился узник в шелковой маске, никогда не снимавший ее. Ему были предоставлены некоторые привилегии, в отличие от других заключенных, как, например, гулять во дворах крепости при условии полного молчания. Условия его содержания в тюрьме было относительно мягким. И действительно, никто никогда не видел лица и не слышал голоса этого узника.

Вольтер предполагает, что это мог быть незаконный сын королевы Анны Австрийской, а значит, брат Людовика XIV. Король опасался его притязаний на престол, поэтому упрятал его в Бастилию.

Александр Дюма в романе «Виконт де Бражелон или десять лет спустя» описывает все гораздо романтичнее. Человек в железной маске был братом-близнецом короля, о котором последний даже не знал. Его в раннем детстве упрятали в Бастилию, чтобы избежать проблем. Мушкетеры пытаются освободить узника и таки посадить его на трон. Им это не удается. Но роман полон приключений и исторического романтизма, что так присуще всеми любимому Дюма, оттого и читается он на одном дыхании.

La prise de la Bastille et la révolution

Планы по сносу крепости появились еще в 1784 году, так как на протяжении веков Бастилия изрядно обветшала и потеряла свой первозданный грозный вид. На ее месте планировали основать площадь Людовика XVI. Так что революционеры просто-напросто украли идею у королевской власти.

Революционеры решили взять Бастилию, потому что считали ее оплотом и символом абсолютизма, жестокости, самоуправства и т.д.

Бастилию взяли 14 июля 1789 года (до сих пор во Франции это национальный праздник). Восставших интересовал, главным образом, арсенал Бастилии, которым можно было вооружить революционеров. Любопытен тот факт, что в Бастилии на тот момент находились всего семь заключенных: четыре фальшивомонетчика, два психически больных и один убийца. В Бастилии содержался королевский архив, который был разграблен, лишь небольшая его часть уцелела.

Работы по разрушению и сносу Бастилии велись вплоть до 1791 года. Большая часть ее блоков послужила строительным материалом для моста Согласия. Из остальных ее камней делались макеты Бастилии и продавались, как сувениры.

Маркиз де Лафайет отослал один ключ от Бастилии Джорджу Вашингтону, первому президенту Соединенных Штатов Америки. Сегодня этот ключ хранится в бывшей резиденции президента Маунт-Вернон, которая превращена в музей.

После июльской революции 1830 года на месте Бастилии было решено построилть июльскую колонну. Эта колонна сделана из бронзы высотой почти 80 метров, имеет на вершине гения свободы работы мастера Дюнона, а у основания - барельефы Бари.

La Place de la Bastille aujourd’hui

Сегодня в Париже нет никакой Бастилии, но память о ее взятии осталась, ведь Франция отмечает 14 июля, день взятия Бастилии, с 1880 года.
Площадь Бастилии

В настоящее время на месте крепости находится Площадь Бастилии – это место пересечения десятков бульваров, здесь находится подземный узел парижского метро из трех линий и новая Парижская опера.

Очертание крепости, выложенное брусчаткой другого цвета на мостовой, напоминает о ее прошлом существовании.

Итак, друзья, это было наше маленькое путешествие в историческое прошлое Франции. До новых встреч!

Последовательность

12 июля 1789 года Камиль Демулен произнёс в Пале-Рояле свою речь, 13 июля был разграблен Арсенал, Дом Инвалидов и городская мэрия, а 14-го вооруженная многочисленная толпа подступила к Бастилии. Начальниками наступления были избраны Гюлен и Эли, оба офицеры королевских войск. Гарнизон крепости состоял из 82 инвалидов и 32 швейцарцев при тринадцати пушках, но главной её защитой были подъёмные мосты и толстые стены. В крепости находилось всего семь узников - четверо фальшивомонетчиков, двое психически больных и один убийца. После отрицательного ответа коменданта Бастилии маркиза де Лонэ на сделанное ему предложение добровольной сдачи, народ, около часу дня, двинулся вперёд. Легко проникнув в первый наружный двор и разрубив топорами цепи разводного моста, он ринулся во второй двор, где помещались квартиры коменданта и службы. С обеих сторон началась ожесточённая пальба; чтобы защитить себя от выстрелов сверху, народ притащил три огромных воза соломы и поджёг их; густой дым спрятал их.

Лонэ, зная отлично, что рассчитывать на помощь из Версаля нечего, и что ему долго не устоять против этой осады, решился взорвать Бастилию. Но в то самое время, когда он с зажжённым фитилём в руках хотел спуститься в пороховой погреб, два унтер-офицера Беккар и Ферран бросились на него, и, отняв фитиль, заставили созвать военный совет. Почти единогласно было решено сдаться. Был поднят белый флаг, и спустя несколько минут по опущенному подъёмному мосту Гюлен и Эли, а за ними огромная толпа, проникли во внутренний двор Бастилии.

Несколько офицеров и солдат были повешены; что касается Лонэ, то Гюлен и Эли хотели спасти его, но по дороге в городскую мэрию толпа отбила его у них и, обезглавив, воткнула голову несчастного на пику, с которой затем обошла весь город.

Вопреки расхожему мнению, маркиз де Сад не содержался в Бастилии во время штурма, ещё 2-го июля его перевели в приют для умалишённых близ Парижа. Сразу после освобождения он произнёс речь. Крайне интересный архив Бастилии подвёргся разграблению, и только часть его сохранилась до наших времён.

После 14 июля парижский муниципалитет принял решение о сносе Бастилии, а на пустыре поставили табличку с надписью «Désormais ici dansent», что значит «Отныне здесь танцуют». В течение двух месяцев крепость была разрушена общими усилиями горожан. В 1790 году из ее камней достроили мост Людовика XVI (позже мост Революции, а ныне мост Согласия). В настоящее время на её месте и восточнее неё находится площадь Бастилии, в центре которой возвышается Июльская колонна, воздвигнутая в 1840 году.

3

Штурм

Один из центральных эпизодов Великой французской революции, штурм крепости-тюрьмы Бастилия 14 июля 1789 года.

Крепость построена в 1382 году. Она должна была служить укреплением на подступах к столице. Вскоре она стала выполнять функции тюрьмы, преимущественно для политических заключённых. За 400 лет среди узников Бастилии было немало знаменитых личностей. Для многих поколений французов крепость была символом всевластия королей. К 1780-м тюрьма практически перестала использоваться.

3

Великая французская революция

Во Франции, начиная с весны-лета 1789 года, крупнейшая трансформация социальной и политической систем государства, приведшая к уничтожению в стране старого порядка и монархии, и провозглашению республики де-юре (сентябрь 1792) свободных и равных граждан под девизом «Свобода, равенство, братство».

Началом революционных действий было взятие Бастилии 14 июля 1789 года, а окончанием историки считают 9 ноября 1799 года (переворот 18 брюмера).

3

Бастилия

Изначально крепость, построенная в 1370-1381 гг., и место заключения государственных преступников в Париже. В начале Великой французской революции 14 июля 1789 года крепость была взята революционно настроенным населением и через год разрушена, а на её месте Пьер-Франсуа Паллой (подрядчик работ по сносу) установил табличку с надписью «Здесь танцуют и всё будет хорошо». В настоящее время на месте снесённой крепости находится площадь Бастилии - место пересечения десятка улиц и бульваров с подземным узлом парижского метро из трёх линий и новой Парижской оперой.

3 Томас Карлейль (1795—1881) — британский писатель, публицист, историк и философ шотландского происхождения, автор многотомных сочинений «Французская революция» (1837), «Герои, почитание героев и героическое в истории» (1841), «История жизни Фридриха II Прусского» (1858-65). Известен как один из блестящих стилистов викторианской эпохи. Ниже приведен фрагмент из книги: Карлейль Т. История Французской революции / Пер. с англ. Ю.В. Дубровина и Е.А. Мельниковой (ч. I). — М.: Мысль, 1991.

Для живых же и сражающихся рассветает новое утро 14 июля. Под всеми крышами бурлящего города назревает развязка драмы, не лишенной трагизма. Сколько суеты и приготовлений, страхов и угроз, сколько слез пролито из стареющих глаз! В этот день, сыны мои, будьте мужчинами. В память о страданиях ваших отцов, ради надежды на права ваших детей! Тирания угрожает неистовой злобой, и ничто не поможет вам, кроме ваших собственных рук. Сегодня вы должны погибнуть или победить. На рассвете не сомкнувший глаз Постоянный комитет услышал знакомый крик, выросший до яростного, возмущенного: "Оружия! Оружия! Пусть старшина Флессель и другие предатели, какие у вас там есть, подумают о шарлевильских ящиках. Нас сто пятьдесят тысяч, но лишь один из трех вооружен хотя бы пикой! Оружие - это единственное, что нам нужно: с оружием мы - непобедимая, грозная Национальная гвардия, без оружия мы - чернь, которую сметет залп картечи".

По счастью, разносится слух - ибо нет ничего тайного, что не стало бы явным, - что в Доме инвалидов лежат мушкеты. Скорее туда! Королевский прокурор месье Эти де Корни и каждый обладающий властью, кого может отпустить Постоянный комитет, пойдет с нами. Там расположился Безанваль, возможно, он не станет стрелять в нас, ну а если он убьет нас - умрем. Увы, у бедного Безанваля войска редеют и нет ни малейшего желания стрелять! В пять часов утра, когда он в забытьи еще видит сны, в Военной школе у его изголовья вырастает фигура "с лицом довольно красивым, горящими глазами, речью быстрой и краткой, видом дерзким"; такая фигура отдернула завесы у ложа Приама! Фигура предупредила, что сопротивление бесполезно, и если прольется кровь - горе тому, кто будет в этом повинен. Так сказала фигура и исчезла. "Во всем сказанном было некое красноречие, которое поражало". Безанваль признает, что следовало бы арестовать его, но сделано это не было. Кто мог быть этой фигурой с горящими глазами, быстрой и краткой речью? Безанваль знает это, но не раскрывает тайну. Камиль Демулен? Пифагореец маркиз Валади, одушевленный "бурным движением в Пале-Руаяле, продолжавшимся всю ночь"? Молва называет его "молодым месье Майяром", но больше никогда не упоминает его.

Как бы то ни было, около девяти часов утра наше национальное ополчение катится на юго-запад широким потоком к Дому инвалидов в поисках единственно необходимого. Королевский прокурор месье Эти де Корни и другие представители власти уже там; кюре прихода Сент-Этьен Дюмон отнюдь не миролюбиво возглавляет свой воинственный Париж. Мы видим марширующих судейских в красных камзолах, ставших теперь судейским ополчением; волонтеров из Пале-Руаяля, единых духом и мыслью, ставших национальными волонтерами, число которых исчисляется десятками тысяч. Королевские ружья должны стать ружьями нации; подумайте, месье де Сомбрей, как в этих обстоятельствах вы откажете им!

Старый месье де Сомбрей готов начать переговоры, выслать представителей, но это ни к чему: несколько человек перелезают через стены, чтобы открыть ворота, и ни один инвалид не выпускает ни пули. Патриоты шумно устремляются внутрь, растекаются по всем комнатам и коридорам от подвала до кровли в поисках оружия. Ни один погреб, ни один чердак не избежит обыска. Оружие найдено - все в целости, упакованное в солому, - не для того ли, чтобы сжечь его! Толпа бросается на него яростнее, чем голодные львы на мертвую добычу, с лязгом и руганью; толкотня, свалка, драка вплоть до того, что давят, топчут - возможно, даже насмерть - наиболее слабосильных патриотов. И вот под этот оглушительный рев и грохот не сыгранного еще оркестра сцена меняется, и 28 тысяч хороших ружей подняты на плечи такого же количества национальных гвардейцев, вынесены из мрака на ослепительный свет.

Пусть же Безанваль посмотрит на сверкание этих ружей, когда они проплывают мимо него! Говорят, что французская гвардия навела на него пушки с другого берега реки, чтобы в случае необходимости открыть огонь. Он пребывает в нерешимости, "пораженный", как они льстят себе, "неустрашимым видом (fiere contenance) парижан". А теперь к Бастилии, неустрашимые парижане! Там все еще есть угроза картечных залпов, туда устремляются мысли и шаги всех людей.

Старый Делонэ, как мы уже говорили, удалился "в свои покои" за полночь в воскресенье и с тех пор остается там в замешательстве, как и все старые военные, из-за неопределенности положения. Отель-де-Виль "предлагает" ему впустить солдат нации, что в мягкой форме означает сдачу крепости. Но с другой стороны, у него есть твердые приказы Его Величества. Конечно, его гарнизон составляют всего 92 ветерана-инвалида и 32 молодых швейцарца, но зато стены толщиной 9 футов; конечно, у него есть пушки и порох, но, увы, всего однодневный запас продовольствия. Кроме того, город населен французами, и гарнизон состоит по преимуществу из французов. Суровый, старый Делонэ, подумай, что тебе делать!

Начиная с девяти часов все утро повсюду раздаются крики: "К Бастилии!" Здесь побывало несколько "депутаций горожан", ищущих оружия, от которых Делонэ отделывался мягкими речами, произносимыми через бойницы. Ближе к полудню выборщик Тюрио де ла Росье получает разрешение войти и обнаруживает, что Делонэ не намерен сдаться и готов скорее взорвать крепость. Тюрио поднимается с ним на бастионы: груды булыжников, старых железок и снарядов собраны в кучи, пушки направлены на толпу, в каждой амбразуре по пушке, лишь немного отодвинутой назад! Но снаружи, смотри, о Тюрио, толпы стекаются по каждой улице, набаты яростно бьют, все барабаны выбивают общий сбор; Сент-Антуанское предместье все, как один человек, катится сюда! Это видение (призрачное и тем не менее реальное) созерцаешь ты, о Тюрио, в этот момент со своей горы Видений: оно пророчит другие фантасмагории и яркие, но невнятные, призрачные реальности, которые ты пока не осознаешь, но скоро увидишь! "Que voulez vous?" (Что вам угодно?) - вопрошает Делонэ, бледнея при виде этого зрелища, но с укоризной, почти с угрозой.

"Милостивый государь, - ответствует Тюрио, возносясь в выси мужества, - что вы собираетесь делать? Подумайте, ведь я могу броситься вместе с Вами вниз с этой высоты" - всего-то сотня футов, не считая рва под стеной! В ответ Делонэ умолкает. Тюрио показывается с какой-то башни, чтобы успокоить толпу, которая волнуется и подозревает неладное, затем он спускается и удаляется, выражая протест и предупреждения, адресованные также и инвалидам, на которых, однако, это производит смутное, неопределенное впечатление: ведь старые головы нелегко воспринимают новое, да и, говорят, Делонэ был щедр на напитки (prodigua des boissons). Они думают, что не будут стрелять, если в них не будут стрелять и вообще если удастся обойтись без этого, но в целом они будут руководствоваться обстоятельствами.

Горе тебе, Делонэ, если в этот час ты не можешь, приняв некое твердое решение, управлять обстоятельствами! Мягкие речи бесполезны, жесткие картечные залпы - сомнительно, но метание между тем и другим невозможно. Все сильнее накатывают людские волны, их бесконечный рокот все громче и громче, в нем различимы проклятия и треск одиночных выстрелов, которые безвредны для стен толщиной девять футов. Внешний подъемный мост был опущен для Тюрио, и этим путем воспользовалась третья, самая горластая депутация, проникшая во внешний двор; поскольку мягкие речи не производят впечатлений, Делонэ дает залп и поднимает мост. Слабая искра, но она поджигает горючий хаос и превращает его в ревущий хаос пожара! При виде собственной крови мятежники бросаются вперед (потому что эта искра вызвала несколько смертей), бесконечно перекатываются ружейные залпы, всплески ненависти и проклятий. В это время из крепости над головами выпаливает с грохотом залп картечи из орудий и показывает, что мы должны делать. Осада Бастилии начата!

Встань, каждый француз, в ком есть душа! Сыны свободы, пусть вопят ваши луженые глотки, напрягите изо всех сил все способности ваших душ, тел и умов, потому что час настал! Бей, Луи Турне, каретник из Маре, ветеран полка Дофине, бей по цепи наружного подъемного моста среди огненного града, свистящего вокруг тебя! Никогда твой топор не наносил такого удара ни по ободам, ни по ступицам колес. Снести Бастилию, снести ее в царство Орка, пусть провалится туда все это проклятое сооружение и поглотит навеки тиранию! Стоя, как говорят одни, на крыше кордегардии или, как говорят другие, на воткнутых в щели стены штыках, Луи Турне бьет по цепи, а храбрый Обэн Боннемер, тоже ветеран, помогает ему, и цепь поддается, разбивается, огромный наружный мост с грохотом (avec fracas) падает. Великолепно! И все же, увы, это только наружные укрепления. Восемь мрачных башен с вооруженными инвалидами, булыжниками и жерлами пушек все еще вздымаются неповрежденные; мощенный камнем, зияющий ров непреодолим, внутренний подъемный мост обратил к нам заднюю сторону; Бастилию еще предстоит взять!

Думаю, что описать осаду Бастилии - одно из важнейших событий в истории, вероятно, не под силу кому-либо из смертных. Может ли кто-нибудь, даже бесконечно начитанный, хотя бы представить себе внутренний план здания! В конце улицы Сент-Антуан находится открытая эспланада, есть ряд наружных дворов, сводчатые ворота (где сейчас сражается Луи Турне), затем новые подъемные мосты, постоянные мосты, укрепленные бастионы и зловещие восемь башен: лабиринт мрачных помещений, первое из которых было построено 420 лет назад, а последнее - всего 20. И как мы уже сказали, оно осаждено в свой последний час возродившимся хаосом! Артиллерийские орудия всех калибров, истошные крики людей с самыми различными планами на будущее, и каждый из них - сам себе голова; никогда еще со времен войны пигмеев с журавлями не видели такого противоестественного положения. Состоящий на половинном жалованье Эли отправляется домой надеть мундир: никто не хочет подчиняться ему, одетому в штатское. Юлен, также на половинном жалованье, произносит речь перед французскими гвардейцами на Гревской площади. Фанатичные патриоты подбирают пули и несут их, еще горячие (или кажущиеся таковыми), в Отель-де-Виль: вы видите, они хотят сжечь Париж! У Флесселя "бледнеют губы", потому что рев толпы становится угрожающим. Весь Париж достиг верха ярости, паническое безумие бросает его из стороны в сторону. На каждой уличной баррикаде вихрится кипящий местный водоворот, укрепляющий баррикаду, ведь Бог знает, что грядет, и все эти местные водовороты сливаются в огромный огненный Мальстрем, бушующий вокруг Бастилии.

Так он бушует, и так он ревет. Виноторговец Шола превратился в импровизированного артиллериста. Взгляните, как Жорже, только что вернувшийся из Бреста, где он служил во флоте, управляется с пушкой сиамского короля. Странно (если бы мы не привыкли к подобным вещам): прошлой ночью Жорже спокойно отдыхал в своей гостинице, а сиамская пушка стояла уже сто лет, ничего не зная о его существовании. А теперь в нужный момент они соединились и оглашают окрестности красноречивой музыкой, потому что Жорже, услышав, что здесь происходит, соскочил с брестского дилижанса и примчался сюда. Французская гвардия тоже прибудет сюда с настоящими орудиями - если бы стены не были столь толсты! Вверх с Эспланады, горизонтально со всех близлежащих крыш и окон льется беспорядочный ливень ружейного огня - но безрезультатно. Инвалиды распростерлись за каменными прикрытиями и отстреливаются из сравнительно удобного положения, но из бойниц не высовывается и кончик носа. Мы падаем застреленные, но никто не обращает внимания!

Пусть бушует пламя и пожирает все, что горит! Кордегардии сожжены, столовые инвалидов тоже. Рассеянный "парикмахер с двумя зажженными факелами" поджег бы "селитру в Арсенале", если бы не женщина, с визгом выскочившая оттуда, и не один патриот, несколько знакомый с натурфилософией, который быстро вышиб из него дух (прикладом ружья под ложечку), перевернул бочонки и остановил разрушительную стихию. Юную красавицу, приняв ее за дочь Делонэ, схватили во внешних дворах и едва не сожгли на глазах у Делонэ; она упала замертво на солому, но снова один патриот - это храбрый ветеран Обэн Боннемер - бросается и спасает ее. Горит солома, три телеги, притащенные сюда, превращаются в белый дым, угрожающий задушить самих патриотов, так что Эли приходится, опаляя брови, вытаскивать одну телегу, а Реолу, "мелочному торговцу-великану", - другую. Дым, как в аду, суета, как у Вавилонской башни, шум, как при светопреставлении!

Льется кровь и питает новое безумие. Раненых уносят в дома на улице Серизе, умирающие произносят свою последнюю волю: не уступать, пока не падет проклятая крепость. А как она, увы, падет? Стены так толсты! Делегации, общим числом три, прибывают из Отель-де-Виль, аббат Фоше, который является членом одной из них, может засвидетельствовать, с каким сверхъестественным мужеством человеколюбия они действовали. Они поднимают над сводчатыми воротами свой городской флаг и приветствуют его барабанным боем, но бесполезно. Разве может услышать их в этом светопреставлении Делонэ и тем более поверить им? Они возвращаются в праведном гневе, а свист пуль все еще звучит в их ушах. Что же делать? Пожарные поливают из своих шлангов пушки инвалидов, чтобы охладить запальники, но, к сожалению, они не могут поднимать струю настолько высоко и распространяют только облака брызг. Лица, знакомые с античной историей, предлагают сделать катапульты. Сантер, громогласный пивовар из Сент-Антуанского предместья, советует поджечь крепость с помощью "смеси фосфора и скипидара, разбрызгиваемой нагнетательными насосами". О Спинола-Сантер, разве у тебя есть наготове эта смесь? Каждый - сам себе голова! И все же поток стрельбы не стихает: стреляют даже женщины и турки, по крайней мере одна женщина (со своим возлюбленным) и один турок. Пришла французская гвардия -настоящие орудия, настоящие артиллеристы. Очень деятелен Майяр; Эли и Юлен, получавшие половинное жалованье, горят гневом среди тысячных толп.

Большие часы Бастилии во внутреннем дворе неслышно тикают, отмеряя час за часом, как будто ничего существенного ни для них, ни для мира не происходит! Они пробили час, когда началась стрельба; сейчас стрелки подвигаются к пяти, а огонь не стихает. Глубоко внизу, в подвалах, семеро узников слышат глухой грохот, как при землетрясении; тюремщики уклоняются от ответов.

Горе тебе, Делонэ, и твоей сотне несчастных инвалидов! Брольи далеко, и его уши заложены; Безанваль слышит, но не может послать помощь. Один жалкий отряд гусар, высланный для разведки, осторожно пробрался по набережным вплоть до Нового моста. "Мы хотим присоединиться к вам", - сказал капитан, увидев, что толпа безбрежна. Большеголовый, похожий на карлика субъект, бледный и прокопченный, выходит, шаркая, вперед и сквозь голубые губы каркает не без смысла: "Если так, спешивайтесь и отдайте нам ваше оружие!" Капитан гусар счастлив, когда его отводят на заставу и отпускают под честное слово. Кто был этот человечек? Говорят, это был месье Марат, автор великолепного и миролюбивого "Воззвания к народу". Воистину велик для тебя, о замечательный ветеринар, этот день твоего появления и нового рождения, и, однако, в этот же самый день через четыре года... Но пусть пока задернуты завесы будущего.

Что же делает Делонэ? Единственное, что Делонэ может сделать и, по его словам, хотел сделать. Представьте его сидящим при зажженной свече на расстоянии вытянутой руки от порохового склада, неподвижным, как римский сенатор или бронзовый канделябр, холодно, одним движением глаз предупреждающим Тюрио и всех остальных, каково его решение. Пока же он сидит там, не причиняя никому вреда, и ему не причиняют вреда. Но королевская крепость не может, не имеет права, не должна и не будет сдана никому, кроме посланца короля. Жизнь старого солдата ничего не стоит, но потерять ее следует с честью. Но подумай только, ревущая чернь, что будет, когда вся Бастилия взлетит к небу! В таком застывшем состоянии, похожий на статую в церкви, держащую свечу, Делонэ было бы лучше предоставить Тюрио, красным судейским, кюре церкви Сен-Стефана и всей этой черни мира делать, что они хотят.

Но при всем том он не мог этого себе позволить. Задумывался ли ты когда-нибудь, насколько сердце любого человека трепетно созвучно сердцам всех людей? Замечал ли ты когда-нибудь, насколько всемогущ самый голос массы людей? Как их негодующие крики парализуют сильную душу, как их гневный рев пробуждает, неслыханный ужас? Кавалер Глюк сознается, что лейтмотивом одного из лучших его пассажей в одной из лучших его опер был голос черни, услышанный им в Вене, когда она кричала своему кайзеру: "Хлеба! Хлеба!" Великое - это объединенный глас людей, выражение их инстинктов, которые вернее, чем их мысли; это самое грандиозное, с чем может столкнуться человек среди звуков и теней, которые образуют этот мир времен. Тот, кто может противостоять ему, стоит где-то над временем. Делонэ не мог сделать этого. Растерянный, он мечется между двумя решениями, надежда не оставляет его в бездне отчаяния. Его крепость не сдастся - он объявляет, что взорвет ее, хватает факелы, чтобы взорвать ее, и... не взрывает ее. Несчастный Делонэ, это смертная агония и твоей Бастилии, и твоя собственная! Тюрьма, тюремное заключение и тюремщик - все три, каковы бы они ни были, должны погибнуть.

Уже четыре часа ревет мировой хаос, который можно назвать мировой химерой, изрыгающей огонь. Бедные инвалиды укрылись под своими стенами или поднимаются с перевернутыми ружьями: они сделали белые флаги из носовых платков и бьют отбой, или кажется, что они бьют отбой, потому что услышать ничего нельзя. Даже швейцарцы у проходов выглядят уставшими от стрельбы, обескураженными шквалом огня. У подъемного моста открыта одна бойница, как будто оттуда хотят говорить. Посмотрите на пристава Майяра: ловкий человек! Он идет по доске, раскачивающейся над пропастью каменного рва: доска покоится на парапете, удерживаемая тяжестью тел патриотов; он опасно парит, как голубь, стремящийся к такому ковчегу! Осторожно, ловкий пристав! Один человек уже упал и разбился далеко внизу, там, на камнях! Но пристав Майяр не падает: он идет осторожно, точными шагами, с вытянутыми руками. Швейцарец протягивает бумажку через бойницу, ловкий пристав хватает ее и возвращается. Условия сдачи - прощение и безопасность для всех! Приняты ли они? "Foi d"officier" (Под честное слово офицера), - отвечает Юлен или Эли (люди говорят разное). Условия приняты! Подъемный мост медленно опускается, пристав Майяр закрепляет его, внутрь врывается живой поток. Бастилия пала! Победа! Бастилия взята!

Каждый год Франция пышно отмечает национальный праздник – День взятия Бастилии. Почему стихийный штурм к тому времени утратившей былое значение крепости в представлении французов стал едва ли не важнейшим событием их революции?

Выбор 14 июля в качестве даты национального праздника был сделан спустя почти сто лет после революции – в 1880 году. О том же, что на самом деле происходило в тот день, помнят сегодня, пожалуй, лишь историки. Да и зачем? «Тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман…» Ведь по большому счету само по себе взятие Бастилии было не более чем одним из многих эксцессов, сопровождавших явление, которое потом назовут Французской революцией.

Однако что же в действительности произошло в середине лета 1789 года?

Недальновидный поступок короля

12 июля в Париже узнали, что днем ранее Людовик XVI отправил в отставку Жака Неккера, возглавлявшего его правительство. Король имел все основания для недовольства министром. Созванные по совету Неккера Генеральные штаты за два месяца работы не только ничего не сделали для преодоления финансового кризиса, ради чего их, собственно, и собирали, но и предъявили необоснованные, с точки зрения монарха, претензии на верховную власть, провозгласив себя Национальным, а затем и Учредительным (то есть составляющим Конституцию) собранием. Однако решение об отставке министра – сам по себе достаточно рутинный акт – было принято далеко не в лучшей ситуации, что повлекло за собою тяжкие и непредвиденные последствия.

Неккер пользовался репутацией – не слишком, правда, заслуженной – настоящего финансового гения, а потому отстранение его от дел очень не понравилось держателям государственных ценных бумаг, испугавшимся, что этот акт приближает банкротство монархии. Буржуазия заволновалась. У городских низов был свой повод для недовольства: зерно, собранное в предыдущем, не сказать чтобы благоприятном году, подходило к концу и цены на хлеб в преддверии нового урожая достигли максимума. В те дни юный русский граф Павел Строганов писал отцу из столицы Франции: «Теперь в Париже есть премножество войск собраны, чтобы от возмущениев удерживать народ, которой везде ужасно беден».

Впрочем, общественное мнение самого Парижа связывало сосредоточение войск в городе и его окрестностях не столько с угрозой голодного бунта, сколько с возможным роспуском Национального собрания. Циркулировали фантастические слухи об «аристократическом заговоре» против «патриотов», каковыми считали себя сторонники Собрания, и о намерении двора уморить столицу голодом. В Пале-Рояле самозваные ораторы весь день разогревали публику зажигательными речами. Произошедшая ближе к вечеру в саду Тюильри стычка между патрулировавшей город королевской кавалерией и агрессивно настроенной толпой еще больше подлила масла в огонь. Хотя на деле обошлось без жертв, разносилась молва, что командир кавалеристов принц де Ламбеск лично зарубил саблей некоего почтенного старца.

В отсутствие Бонапарта

Город забурлил. В ночь на 13-е были сожжены таможенные заставы на въездах в Париж и разграблен монастырь Сен-Лазар. Столицу постепенно охватывала анархия. Распространялись панические настроения: парижане боялись и введения войск в город, и бесчинств маргиналов. Утром в Ратуше собрались выборщики (избиратели второй ступени) во главе с Жаком де Флесселем, купеческим прево Парижа (аналог должности мэра), и постановили учредить фактически новый муниципалитет – Постоянный комитет – и городскую милицию, которая должна была поддерживать порядок на улицах, а в случае необходимости – защитить людей от королевской армии.

Между тем само правительство не проявляло признаков жизни. Стоявшие на Марсовом поле войска не получали приказов из Версаля и чувствовали себя покинутыми. По существу, вся ответственность за принятие решений легла на плечи военного коменданта столицы барона де Безенваля, который явно был не готов к такой ноше. Боевой офицер в далекой молодости, он давно уже превратился в утомленного жизнью куртизана, озабоченного лишь поиском благоволения монаршей четы. Находясь последнее время в немилости у королевы, барон избегал каких-либо резких действий, способных усугубить шаткость его положения при дворе.

Сложившаяся же в Париже ситуация требовала от него решительных шагов – таких же, которые в схожих обстоятельствах шесть лет спустя предпринял генерал Бонапарт, расстреляв повстанцев картечью. Но Безенваль не был Бонапартом. Утром 14 июля, когда толпы парижан, требуя оружия, окружили Дом инвалидов, он увел королевские войска из столицы, бросив на произвол судьбы тех, кто охранял военные объекты. Узнав об этом, гарнизон Дома инвалидов сдался, передав осаждавшим десятки тысяч ружей и 20 пушек. Впрочем, пороха там было мало, и толпа отправилась за ним в Бастилию.

Взятие Бастилии

Построенная в XIV веке, крепость Бастилия когда-то составляла важную часть укреплений Парижа, а затем была политической тюрьмой. Но к 1789 году она лишилась и той и другой функций. Правительство даже приняло решение о ее сносе, однако в казне не нашлось на это денег. Теперь там находился небольшой гарнизон из 82 ветеранов и 32 швейцарских гвардейцев, охранявших военные склады и семерых осужденных по уголовным статьям. Во главе гарнизона стоял маркиз де Лоне. Человек сугубо мирный, он всю жизнь занимал лишь административные посты и не имел боевого опыта. Тем не менее между капитуляцией и исполнением долга маркиз выбрал второе. Любезно приняв делегацию из Ратуши, он отказался выдать боеприпасы, обещав, однако, не стрелять в вооруженную толпу, окружавшую Бастилию. Действительно, если бы пушки крепости открыли огонь, они бы напрочь смели не только нестройные ряды мятежников, но и добрую половину Сент-Антуанского предместья.

Последующие делегации Постоянного комитета получили столь же вежливый, но твердый отказ. Долгие переговоры истощили терпение осаждавших. Наиболее предприимчивые из них разбили цепи, удерживавшие подъемный мост, он опустился – и толпа хлынула по нему во внешний двор крепости. Солдаты гарнизона отреагировали именно так, как уставы всех армий мира предписывают реагировать в случае несанкционированного проникновения посторонних на охраняемый объект, то есть сделали предупреждение и открыли огонь. Около ста человек погибли, несколько десятков получили ранения.

Начался так называемый «штурм» Бастилии, состоявший в беспорядочном обстреле ее каменных стен из ружей. Только с прибытием солдат французской гвардии и пяти пушек из Дома инвалидов действия повстанцев приобрели более или менее организованный характер.

«Штурм» в общей сложности длился около шести часов. Все это время комендант тщетно ждал подкрепления или хотя бы приказа о том, что делать дальше: сдаться или оказать полноценное сопротивление. Избегая большего кровопролития, де Лоне так и не применил артиллерию. Наконец, в 17 часов он согласился сложить оружие в обмен на обещание осаждавших сохранить жизнь защитникам Бастилии. Однако шестерых ветеранов линчевали на месте, как только толпа ворвалась в крепость. Коменданта зарезали по пути в Ратушу. Его голову надели на пику и носили по всему городу. На другой пике оказалась голова де Флесселя, которого убили, обнаружив у де Лоне записку от купеческого прево с просьбой продержаться до вечера в надежде на подход подкрепления…

Символ единения нации

В самом по себе взятии Бастилии не было ничего экстраординарного. Парижанам, восстававшим против властей, доводилось захватывать ее и раньше, когда она еще действительно была укрепленным замком и политической тюрьмой.

Но беспрецедентной оказалась реакция властей на произошедшее 14 июля 1789 года. Людовик XVI не только отозвал войска из окрестностей столицы и вернул Неккера в правительство, но и три дня спустя посетил парижскую Ратушу, приняв от членов Постоянного комитета красно-голубую кокарду – символ восставшего Парижа. Тем самым он фактически санкционировал убийство людей, единственная вина которых состояла в исполнении государственного и воинского долга.

Отныне никто из слуг государства не мог быть уверен в своей безопасности. Продемонстрировав абсолютное бессилие в сохранении общественного порядка, монархия вступила в период неуклонно ускорявшегося распада. Так достаточно локальное по своему значению событие – захват толпою предназначенного на снос старого замка, гарнизон которого толком не сопротивлялся, – оказалось тем камушком, который повлек за собою неудержимую лавину. Это стало началом конца Старого порядка.

Неудивительно, что революционеры немедленно мифологизировали историю падения Бастилии, придав ей символический смысл. Все произошедшее стало трактоваться как результат целенаправленных действий «французского народа», который, исполнившись «идеей свободы», взял «штурмом» ненавистную ему «политическую темницу» и «твердыню деспотизма».

Символическое значение событий 14 июля 1789-го было расширено и закреплено год спустя, когда в память о взятии Бастилии на Марсовом поле в Париже прошел Праздник Федерации. Представители национальной гвардии от всех департаментов страны, депутаты Учредительного собрания и сам король принесли торжественную присягу на верность будущей Конституции, что в дальнейшем было интерпретировано как акт создания единой французской нации путем слияния народов множества провинций, каждая из которых имела свою отдельную историю, свои традиции и даже свое наречие.

Александр Чудинов, доктор исторических наук