Экономика        29.01.2020   

Истощение. «Истинный путь жизни – это путь Истины, Ненасилия и Любви», -Индира Ганди. «Не оборачивается тот, кто устремлён к звёздам», — Леонардо да Винчи

Канонический текcт

Свершение. Стойкость. Великому человеку — счастье. Хулы не будет. Будут речи, (но они) не верны.

  1. Свидание затруднено на пне. Войдешь в сумрачную долину. Три года не (будешь ничего) видеть.
  2. Затруднения с вином и с пищей. Внезапно придет (человек в) алом переднике. — Благоприятствует необходимости приносить жертвы. Поход — к несчастью. Хулы не будет.
  3. Преткнешься о камень и (будешь) держаться на терниях и шипах. Войдешь в свой терем и не увидишь своей жены. — Несчастье.
  4. Приход медлителен. Затруднишься из-за металлической повозки. — Сожаление. (Но дело) доведешь до конца.
  5. (Казня) , отрежут нос и ноги. Будет трудность от (человека в) красном переднике. Но вот понемногу наступит радость. — Благоприятствует необходимости (возносить) жертвы и моления.
  6. (Будет) затруднение в запутанных зарослях; в неустойчивости воскликнешь: «Движение — к раскаянию». И будет раскаяние. — Но поход — к счастью.

Сколько бы ни было проявлено сил в предыдущей ситуации, но все-таки это какое-то ограниченное количество, ибо эти силы не бесконечны, рано или поздно в подъеме они будут исчерпаны. Вот почему подъем с полной необходимостью приводит к истощению. Но в этом истощении необходимо не столько констатировать самый факт истощения сил, сколько необходимо указать возможный выход из данной ситуации, ибо, как и всякая другая, она не может быть вечной. Уже это одно указывает на возможность развития, которое на техническом языке «Книги Перемен» называется свершением. Конечно, для преодоления данной ситуации человек должен быть достаточно развитым, как называет «Книга Перемен», великим человеком; только для него возможен благоприятный исход. Пусть его деятельность в данном состоянии и вызовет толки, ибо не всем в его окружении будет понятна его деятельность, — этим толкам все же придавать значения не следует, ибо здесь человек должен полагаться только на самого себя. Поэтому текст здесь говорит: Истощение. Свершение. Стойкость. Великому человеку — счастье. Будут речи, но они неверны. Хулы не будет.

1

В данной ситуации все окружение предрасполагает к тому, чтобы стойкости, указанной в общем, афоризме, были поставлены препятствия. На первой позиции это начинает уже давать себя чувствовать. Чтобы указать, что эта позиция не способствует стойкой деятельности, исходящей от самого человека, здесь говорится о том, как неудобно сидеть на пне. Более того, здесь указывается и путь, проходящий через сумрачную долину, и, кроме того, указывается на одиночество, на которое обречен в данной ситуации человек. Если здесь текст говорит о трех годах такого одиночества, то образно он указывает на три первые позиции, которые заняты триграммой — бездна или опасность. По-видимому, на этом основании здесь появляется образ сумрачной долины, понимаемой как бездна. В этом смысле можно понять текст: В начале слабая черта. Сидение затруднено на пне. Войдешь в сумрачную долину. Три года не будешь ничего видеть.

2

Уравновешенность, характерная для второй позиции, представляется здесь в известной стойкости пребывания на ней. Кроме того, ее связь с пятой позицией обнаруживается в образе дара, идущего от пятой позиции, т.е. по существу от человека, занимающего пятую позицию, дара, приносимого посланцем его. В таком положении, когда человек может в своей уравновешенности не сходить со своего места, в положении, когда ему ниспослано от вышестоящего, ему, конечно, не следует предпринимать никаких крупных дел и выждать время, пока не изменится вся ситуация. Здесь он может лишь служить чему-то, что он считает выше самого себя. Эта служба мыслится авторами «Книги Перемен» как некое культовое действие — жертвоприношение. Поэтому текст данного афоризма звучит так: Сильная черта на втором месте. Затруднение с вином и пищей. Внезапно придет человек в алых наколенниках. Благоприятно необходимости приносить жертвы. Поход — к несчастью. Хулы не будет.

3

На третьей позиции сказывается влияние предстоящей четвертой, которая занята сильной чертой. Эта сильная черта, как своего рода крепость, выражена в образе камня, загораживающего путь. Поэтому движение дальнейшего развития на этой позиции затруднено. Если бы человек на этой позиции повернул вспять, то он натолкнулся бы на стойкие, непреклонные силы первой позиции, которая, конечно, не способствует такому возвращению. Таким образом, человек здесь поставлен в крайне затруднительные обстоятельства, он не может двигаться ни вперед, ни назад. Кроме того, отсутствует соответствие с шестой позицией. Это выражено в образе одиночества человека, который, вернувшись домой, не находит своей жены. В тексте здесь мы читаем: Слабая черта на третьем месте. Преткнешься о камень. Будешь держаться на терниях и шипах. Войдешь в свой терем, но не увидишь своей жены. Несчастье.

4

Стойкость, которая была отмечена как характерная черта первой позиции данной гексаграммы, приводит к тому, что если человек, занимающий первую позицию, и движется на помощь к тому, кто занимает четвертую позицию, то все же его приход, несущий с собой помощь, медлителен. Далее третья черта, которая охарактеризована достаточно мрачно, может служить той металлической повозкой, о которой говорит текст и которая вызывает затруднение. Однако тяготение четвертой черты к пятой, т.е. стремление вперед, здесь настолько сильно, что, несмотря на сожаление об упущенном времени, все же дело может быть доведено до своего завершения. Вот почему в тексте мы читаем: Сильная черта на четвертом месте. Приход медлителен-медлителен. Затруднишься из-за металлической повозки. Сожаление. Но дело доведешь до конца.

5

Движение вперед на пятой позиции в данном случае затруднено истощением сил, которое характеризует шестую. Двигаться вперед здесь нельзя. Человек, который захотел бы двигаться вперед, здесь подвергся бы казни, у него отрезали бы нос как ту часть тела, которая впереди. Стоять на месте здесь тоже нельзя, ибо конечный фундамент — первая позиция — была бы охарактеризована как позиция, неудобная для пребывания на ней. Если бы человек все же хотел остановиться на этом фундаменте, то это было бы то же самое, как если бы он подвергся казни отсечения ног. Рассчитывать на помощь второй позиции здесь тоже не приходиться, потому что она такова, что ей самой должна быть оказана помощь. Мы видели, что человеку, занимающему вторую позицию, отправлен на помощь посланник в красных наколенниках. Таким образом, положение выглядит безвыходным. Единственное, на что можно рассчитывать — это на то, что пятая позиция уже близка к окончанию всего процесса, и, таким образом, может постепенно наступить радость от его окончания. Эта радость указана уже в самой верхней триграмме, которая обозначает именно радость. Но здесь можно только рассчитывать на помощь извне, как полагали комментаторы «Книги Перемен», и потому здесь говорится о необходимости жертвоприношений. В общем текст здесь говорит: Сильная черта на пятом месте. Казня, отрежут нос и ноги. Будет трудность от человека в красных наколенниках. Но вот понемногу наступит радость. Благоприятствует необходимость возносить жертвы и моления.

6

Шестая позиция здесь занята слабой чертой. Она выражена в образе зарослей. Если заросли могут быть восприняты как нечто слабое, мягкое, то все же, когда их набирается достаточное количество, они могут быть сильным препятствием к движению вперед, и могут привести человека в самое затруднительное положение. Увидя, что не сила, а слабость мешает ему двигаться вперед, человек может попасть в полное недоумение. Он может решить, что всякое движение приведет его к дурному исходу положения. Однако такое мнение было бы лишь заблуждением, ибо здесь, наконец, нужно найти в себе силы для того, чтобы окончательно освободиться от данной ситуации истощения. Поэтому в тексте здесь сказано: Наверху слабая черта. Будет затруднение в запутанных зарослях. В неустойчивости воскликнешь: «Движение к раскаянию». И будет раскаяние. Но поход — к счастью.

Во внешнем — Разрешение и радостность, во внутреннем — Погружение и опасность. Внешняя ситуация разрешилась определенностью, но во внутреннем осталось ощущение опасности а проявления абсолюта оказались погруженными в Инь — это истощение.

Интерпретация Хейслип

Сейчас для вас настало время, когда не стоит приниматься за что-либо. Эта гексаграмма — одна из четырех наихудших. Нужно выждать некоторое время, привести в порядок свои мысли. Очень возможно, что руку помощи вам протянет человек, которого вы хорошо знаете и который занимает достаточно высокое положение; не отвергайте его советов. Ведь сейчас вам очень слабо верится в свои собственные силы. Но обстоятельства изменятся к лучшему, и этот период невезения закончится.

Свершение. Стойкость. Великому человеку - счастье. Хулы не будет. Будут речи, (но они) не верны.

Свидание затруднено на пне. Войдешь в сумрачную долину. Три года не (будешь ничего) видеть.
Затруднения с вином и с пищей. Внезапно придет (человек в) алом переднике. - Благоприятствует необходимости приносить жертвы. Поход - к несчастью. Хулы не будет.
Преткнешься о камень и (будешь) держаться на терниях и шипах. Войдешь в свой терем и не увидишь своей жены. - Несчастье.
Приход медлителен. Затруднишься из-за металлической повозки. - Сожаление. (Но дело) доведешь до конца.
(Казня), отрежут нос и ноги. Будет трудность от (человека в) красном переднике. Но вот понемногу наступит радость. - Благоприятствует необходимости (возносить) жертвы и моления.
(Будет) затруднение в запутанных зарослях; в неустойчивости воскликнешь: «Движение - к раскаянию». И будет раскаяние. - Но поход - к счастью.

Название

Кунь (Истощение): замкнутый, окруженный, огороженный; ограждать, ограничивать; наказание, уголовный кодекс, тюрьма; беспокойство, тревога, страх; усталость, истощение, исчерпанные ресурсы; пораженный [болезнью], обескураженный; бедность, нищета. Иероглиф изображает растущее дерево, огороженное со всех сторон.

Образный ряд

Вы изолированы, истощены или угнетены. Вы не можете доверять тем, кто вас окружает. Необходимо овладеть ситуацией изнутри, волевым усилием. Соберитесь с силами и ждите момента для решающего прорыва. Единственный выход - искать благородного человека в себе, найти внутренний источник энергии и вдохновения. Это откроет путь. Не рассчитывайте на помощь других людей и не доверяйте красивым словам. Не поддавайтесь отрицательным эмоциям. Цель вашего уединения заключается не в том, чтобы заставить вас страдать, а в том, чтобы вынудить вас найти личное связующее звено дао. В ситуации содержится обещание грядущих перемен. Вы сможете увидеть свою цель, если будете полагаться на собственные суждения. Если вы будете придавать большое значение словам окружающих, это лишь истощит ваши силы.

Внешний и Внутренний миры

Водоем (Туман) и Вода

Внешние связи и воздействия уносятся внутренним, препятствуя общению.

Изоляция и угнетение содержат скрытую возможность пребывания и сотрудничества с другими людьми в общем жилище.

Последовательность

Подъем без остановки приводит к истощению. Осознание этого позволяет пользоваться им.

Определение

Истощение означает замкнутость.

Образ

В реке нет воды

Символ

Стоять на собственных ногах и терпеливо ждать.

Туман над водой. Истощение.

Благородный человек вовлекает судьбу в достижение своей цели.

Линии гексаграммы

Вначале шестерка

Сидение затруднено на пне.
Войдешь в сумрачную долину.
Три года не будешь ничего видеть.

Вы одиноки и обижены либо недовольны своим положением. Сумрачная долина и три года бездействия - дополнительные образы нижней триграммы Бездна - указывают на трудный путь, который предстоит пройти.

Девятка вторая

Затруднение с вином и пищей.
Внезапно придет человек в алых наколенниках.
Время приносить жертвы.
Поход - к несчастью. Хулы не будет.

Ваши таланты не признаны, хотя у вас есть возможность вести довольно обеспеченную жизнь. Однако перемены уже близятся. Сейчас вы не можете предпринимать никаких крупных дел, поскольку зависите от вышестоящих. Это служение выражается в образе жертвы ради общего дела.

Шестерка третья

Преткнешься о камень. Будешь держаться в терниях и шипах.
Войдешь в терем, но не увидишь своей жены.
Несчастье.

Вы находитесь в крайне затруднительном положении. Путь вперед закрыт, но если вы попытаетесь обойти препятствие, то будете искать поддержку в том, что больно ранит вас. Возвращение лишь усугубит ваше одиночество. Это время для остановки и размышлений.

Девятка четвертая

Приход медлителен. Затруднишься из-за металлической повозки.
Сожаление. Но дело доведешь до конца.

Помощь приходит к вам, но крайне медленно. Затруднение выражено в образе тяжелой повозки, которую приходится толкать перед собой. Вы сожалеете об упущенном времени, однако можете довести дело до конца.

Девятка пятая

Казня, отрежут нос и ноги.
Будет трудность от человека в алых наколенниках.
Но вот понемногу наступит радость.
Благоприятствует необходимости возносить жертвы и моления.

Здесь ситуация истощения достигает максимума. Вы не можете двигаться вперед, так как это угрожает опасностью, но и оставаться на месте смерти подобно. Те, кто раньше стремился на помощь, теперь лишь затрудняют положение. Будьте очень осторожны. Ситуация должна разрешиться сама собой. Уповайте на высшие силы. должна разрешиться сама собой. Уповайте на высшие силы.

Наверху шестерка

Будет затруднение в запутанных зарослях.
В неустойчивости воскликнешь: «Движение к раскаянию!»
И будет раскаяние.
Но поход - к счастью.

Движение затруднено, но вам мешает не внешняя сила, а ваша собственная слабость. Встряхнитесь, дайте себе хороший толчок. Ситуация уже заканчивается. Возможно, у вас будет повод для сожалений, но перед вами откроются новые горизонты.

Ассоциативное толкование

Озерных вод исток иссяк.
Грозит опять опасность слову.
Не верь напутственным речам.
Доверь свой путь одним ветрам
и сердца собственного зову.

Озерных вод исток иссяк - в Кун-цзы гуа сян чжуань - "Комментарии Конфуция к образам в гексаграммах" - сказано: У Озера нет Истока.

Верхняя триграмма Дуй-Озеро означает также Слово, Молву, Речь, нижняя триграмма Кань-Вода означает также Опасность.
В Кун-цзы туань чжуань - "Комментарии Конфуция к символам" - сказано: Опасно вымолвить слово.

Поэтому: Грозит опять опасность слову.
Не верь напутственным речам.

Когда "опасно вымолвить слово", "речи" выражают не столько истину, сколько лояльность.

Можно ли верить словам, сказанным под страхом наказания?

В афоризме И-цзина при гексаграмме сказано: Будут разговоры - не верь!

Последние две строки стихотворения связаны с Кун-цзы гуа сян чжуань - "Комментарием Конфуция к образам в гексаграммах": Цзюнь-цзы, полагаясь на волю судьбы, достигает цели.

"Воля судьбы" дана в образе "ветров", поскольку верхняя ядерная триграмма - Сунь-Ветер. Однако, важно еще не упустить "цель", то есть, "зов собственного сердца", что можно понимать и как "свет сердца", "внутренний свет"; нижняя ядерная триграмма - Ли-Огонь-Свет.

  • Одинокое колесо валяющееся на земле означает, что вы знаете, что делать.
  • Больной человек лежит в постели. У вас все еще много неприятностей.
  • Горшок для приготовления лекарств означает, что вы постоянно больны.
  • Чиновник льет воду в пересохший пруд, чтобы спасти рыб, - знак воскрешения.
  • В этом пруду растет трава. Это означает хорошие идеи.

Объяснение гексаграммы по Вэнь-вану.

Угнетение. Успех в стойкости. Великий человек принесет удачу. Не за что винить. Когда ты должен что-то сказать- никто не слушает.

  • Это майская гексаграмма. Она хороша весной, плоха летом и зимой и может означать споры и ссоры осенью.
  • Кунь- одна из четырех злых гексаграмм И-цзина. Верхняя триграмма Дуй - Озеро, подобно резервуару, из которого вода, просачиваясь, утекает в нижнюю триграмму Кунь - Землю. Итак, резервуар пустеет, и поля и люди остаются без воды.
  • Окружающие не обращают внимания на ваши таланты и личные качества. Вы ничего не говорите и внимательно наблюдаете за всем вокруг, намереваясь со временем стать частью этого.

Объяснение отдельных яо по Чжоу-гуну.

Первое яо
Начальная шестерка. Сидишь подавленно под голым деревом. Блуждаешь в мрачной долине. Ничего не видишь три года.

  1. Судьба повернулась к вам спиной, и вы впали в ступор. Вы убеждаете себя, что у вас нет того, что нужно и что вы не можете победить в этом мире. Вы разрушаете себя и даже не осознаете это.
  2. Если вы хотите выполнить работу, нужно тщательно спланировать все и учесть все мелочи.
  3. Вы ищите не в том источнике. Это все равно, что выкорчевывать дерево, чтобы найти рыбу.

Второе яо
Девятка вторая. Ты угнетен, сидя перед мясом и питьем. Человек с алыми наколенниками приходит к тебе. Время предлагать жертвы. Устремляться вперед прямо сейчас - к неудаче. Нет вины.

  1. Все идет хорошо, но вас убивает скука. Все вас раздражает. Вдруг вы видите шанс что-то изменить, но вам не ясно, как им воспользоваться. Поэтому вы решаете обдумать свои мечты и понять, что же вы на самом деле хотите.
  2. Невинному человеку - беда из-за его талантов.
  3. У вас есть талант, но нет возможности его применить.

Третье яо
Шестерка третья. Человека гнетет камень, он тыкается в тернии и шипы. Приходит домой и не видит собственную жену. Неудача.

  1. Вы хотите продвинуться вперед, но куда бы вы не поворачивали, происходят ошибки. Небольшое дело, предвещающее большие перспективы, не подходит вам, и тогда вы решаете найти поддержку в чем-то, что является совершенно бессмысленным. Вы настолько поглощены своими идеями, что не видите даже собственных друзей.
  2. Символ этого яо - дом в руинах, члены семьи рассеялись. Это очень плохой знак.
  3. Семейные ссоры не стоит предавать огласке.

Четвертое яо
Девятка четвертая. Он подходит тихо и плавно, угнетен золотой повозкой. Он унижен, но в конце концов достигает цели.

  1. Вы симпатизируете беднякам из вашего квартала, хотите познакомиться с ними и узнать об их затруднениях. Друзья говорят вам, что это плохие люди, а вы действуете опрометчиво. Но однажды вы чувствуете себя полным сил и следуете своему импульсу, и все проходит хорошо.
  2. Вам нужно платить по счету, но денег в банке у вас нет. В это критическое время кто-то помогает вам.
  3. Вы уже все распланировали в уме.

Пятое яо
Девятка пятая. Его нос и ступни отрезаны. Угнетение - от человека с пурпурными наколенниками. Затем постепенно приходит радость. Время делать жертвоприношения и молиться.

  1. Вы хотите помогать беднякам вашего города, но обнаруживаете, что они находятся в таком отчаянии, что гневно отвергают ваши предложения. Когда вы говорите с чиновниками из отдела социального обеспечения, они смеются над вами. Поэтому вы держите свои стремления внутри себя. Но однажды приходит возможность действовать именно так, как вы хотели и вам радостно.
  2. Стараетесь быть совершенным, но получаете одни упреки.
  3. Лучше надеяться на себя, чем на других.

Шестое яо
Верхняя шестерка. Он подавлен ползучими лозами. Идет, спотыкаясь, и говорит: «От движения - одни затруднения». Если устыдится этого и подтолкнет сам себя, удача придет.

  1. Вы так потрясены случившейся с вами автомобильной аварией, что не выходите из дому. Когда садитесь за руль, опять чуть не попадаете в беду, потому что потеряли уверенность в себе. Затем, однажды рассердившись на самого себя, решаете покончить с этой чепухой. И сразу же восстанавливается уверенность, и вы снова можете нормально вести машину.
  2. Моральный дух войска высок, если оно сражается за правое дело.
  3. Какое это имеет к вам отношение?

Общее толкование по Ю.Шуцкому

Сколько бы ни было проявлено сил в предыдущей ситуации, но все-таки это какое-то ограниченное количество, ибо эти силы не бесконечны, рано или поздно в подъеме они будут исчерпаны. Вот почему подъем с полной необходимостью приводит к истощению. Но в этом истощении необходимо не столько констатировать самый факт истощения сил, сколько необходимо указать возможный выход из данной ситуации, ибо, как и всякая другая, она не может быть вечной. Уже это одно указывает на возможность развития, которое на техническом языке «Книги Перемен» называется свершением. Конечно, для преодоления данной ситуации человек должен быть достаточно развитым, как называет «Книга Перемен», великим человеком; только для него возможен благоприятный исход. Пусть его деятельность в данном состоянии и вызовет толки, ибо не всем в его окружении будет понятна его деятельность, - этим толкам все же придавать значения не следует, ибо здесь человек должен полагаться только на самого себя. Поэтому текст здесь говорит: Истощение. Свершение. Стойкость. Великому человеку - счастье. Будут речи, но они неверны. Хулы не будет.

1
В данной ситуации все окружение предрасполагает к тому, чтобы стойкости, указанной в общем, афоризме, были поставлены препятствия. На первой позиции это начинает уже давать себя чувствовать. Чтобы указать, что эта позиция не способствует стойкой деятельности, исходящей от самого человека, здесь говорится о том, как неудобно сидеть на пне. Более того, здесь указывается и путь, проходящий через сумрачную долину, и, кроме того, указывается на одиночество, на которое обречен в данной ситуации человек. Если здесь текст говорит о трех годах такого одиночества, то образно он указывает на три первые позиции, которые заняты триграммой - бездна или опасность. По-видимому, на этом основании здесь появляется образ сумрачной долины, понимаемой как бездна. В этом смысле можно понять текст: В начале слабая черта. Сидение затруднено на пне. Войдешь в сумрачную долину. Три года не будешь ничего видеть.

2
Уравновешенность, характерная для второй позиции, представляется здесь в известной стойкости пребывания на ней. Кроме того, ее связь с пятой позицией обнаруживается в образе дара, идущего от пятой позиции, т.е. по существу от человека, занимающего пятую позицию, дара, приносимого посланцем его. В таком положении, когда человек может в своей уравновешенности не сходить со своего места, в положении, когда ему ниспослано от вышестоящего, ему, конечно, не следует предпринимать никаких крупных дел и выждать время, пока не изменится вся ситуация. Здесь он может лишь служить чему-то, что он считает выше самого себя. Эта служба мыслится авторами «Книги Перемен» как некое культовое действие - жертвоприношение. Поэтому текст данного афоризма звучит так: Сильная черта на втором месте. Затруднение с вином и пищей. Внезапно придет человек в алых наколенниках. Благоприятно необходимости приносить жертвы. Поход - к несчастью. Хулы не будет.

3
На третьей позиции сказывается влияние предстоящей четвертой, которая занята сильной чертой. Эта сильная черта, как своего рода крепость, выражена в образе камня, загораживающего путь. Поэтому движение дальнейшего развития на этой позиции затруднено. Если бы человек на этой позиции повернул вспять, то он натолкнулся бы на стойкие, непреклонные силы первой позиции, которая, конечно, не способствует такому возвращению. Таким образом, человек здесь поставлен в крайне затруднительные обстоятельства, он не может двигаться ни вперед, ни назад. Кроме того, отсутствует соответствие с шестой позицией. Это выражено в образе одиночества человека, который, вернувшись домой, не находит своей жены. В тексте здесь мы читаем: Слабая черта на третьем месте. Преткнешься о камень. Будешь держаться на терниях и шипах. Войдешь в свой терем, но не увидишь своей жены. Несчастье.

4
Стойкость, которая была отмечена как характерная черта первой позиции данной гексаграммы, приводит к тому, что если человек, занимающий первую позицию, и движется на помощь к тому, кто занимает четвертую позицию, то все же его приход, несущий с собой помощь, медлителен. Далее третья черта, которая охарактеризована достаточно мрачно, может служить той металлической повозкой, о которой говорит текст и которая вызывает затруднение. Однако тяготение четвертой черты к пятой, т.е. стремление вперед, здесь настолько сильно, что, несмотря на сожаление об упущенном времени, все же дело может быть доведено до своего завершения. Вот почему в тексте мы читаем: Сильная черта на четвертом месте. Приход медлителен-медлителен. Затруднишься из-за металлической повозки. Сожаление. Но дело доведешь до конца.

5
Движение вперед на пятой позиции в данном случае затруднено истощением сил, которое характеризует шестую. Двигаться вперед здесь нельзя. Человек, который захотел бы двигаться вперед, здесь подвергся бы казни, у него отрезали бы нос как ту часть тела, которая впереди. Стоять на месте здесь тоже нельзя, ибо конечный фундамент - первая позиция - была бы охарактеризована как позиция, неудобная для пребывания на ней. Если бы человек все же хотел остановиться на этом фундаменте, то это было бы то же самое, как если бы он подвергся казни отсечения ног. Рассчитывать на помощь второй позиции здесь тоже не приходиться, потому что она такова, что ей самой должна быть оказана помощь. Мы видели, что человеку, занимающему вторую позицию, отправлен на помощь посланник в красных наколенниках. Таким образом, положение выглядит безвыходным. Единственное, на что можно рассчитывать - это на то, что пятая позиция уже близка к окончанию всего процесса, и, таким образом, может постепенно наступить радость от его окончания. Эта радость указана уже в самой верхней триграмме, которая обозначает именно радость. Но здесь можно только рассчитывать на помощь извне, как полагали комментаторы «Книги Перемен», и потому здесь говорится о необходимости жертвоприношений. В общем текст здесь говорит: Сильная черта на пятом месте. Казня, отрежут нос и ноги. Будет трудность от человека в красных наколенниках. Но вот понемногу наступит радость. Благоприятствует необходимость возносить жертвы и моления.

6
Шестая позиция здесь занята слабой чертой. Она выражена в образе зарослей. Если заросли могут быть восприняты как нечто слабое, мягкое, то все же, когда их набирается достаточное количество, они могут быть сильным препятствием к движению вперед, и могут привести человека в самое затруднительное положение. Увидя, что не сила, а слабость мешает ему двигаться вперед, человек может попасть в полное недоумение. Он может решить, что всякое движение приведет его к дурному исходу положения. Однако такое мнение было бы лишь заблуждением, ибо здесь, наконец, нужно найти в себе силы для того, чтобы окончательно освободиться от данной ситуации истощения. Поэтому в тексте здесь сказано: Наверху слабая черта. Будет затруднение в запутанных зарослях. В неустойчивости воскликнешь: «Движение к раскаянию». И будет раскаяние. Но поход - к счастью.


Трудность. Истощение

Трудность. Успешное гадание. Великому человеку - счастье. Беды не будет. Будут речи. Но они неверны.

***

1. Начальная шестерка.

Сидишь на пне - затруднение. Вошел в глубокую долину и три года (никого) не видел.

2. Девятка вторая.

Затруднения с пищей и вином. Внезапно придет (человек) в алых наколенниках. Благоприятствует необходимости приносить жертвы. Поход к несчастью. Беды не будет.

3. Шестерка третья.

Преткнешься о камень и будешь держаться на терниях и шипах. Войдешь в свой дом и не увидишь своей жены. Несчастье!

4. Девятка четвертая.

Двигаешься очень медленно - трудно толкать металлическую повозку. Сожаление, но завершение еще возможно.

5. Девятка пятая.

Берегись, отрежут нос и ступни! Будет трудность от человека в красных наколенниках. Но вот понемногу наступит радость, благоприятно совершить жертвоприношение.

6. Верхняя шестерка.

Будет затруднение в запутанных зарослях, в неустойчивости воскликнешь: "Движение к раскаянию!" И будет раскаяние. Но военный поход - к счастью.

***

1. Начальная шестерка.

Наберитесь терпения, вы лишены поддержки и помощи на долгий срок (3 года). Вы потеряли верную дорогу в делах и пришли в тупик, "потерялись". Остается спокойно обдумать свое положение и сохранить волю к жизни и работе.

2. Девятка вторая.

Сейчас вам трудно организовать свой быт, не хватает денег, условия, в которых вы находитесь, далеки от совершенства. Остается смириться. Следует "дать пожертвование" чиновнику, представителю власти, от которого зависит ваша судьба. Нельзя решить проблему, идя войной на противников, в резкой форме доказывать свою правоту. Большая беда должна пройти стороной.

3. Шестерка третья.

За что бы вы не взялись, кругом неприятности и разочарования. Осложняется обстановка семейными невзгодами. Возможен развод, разрыв отношений, расставание. Это еще больше ранит сердце и усиливает душевную боль. Крепитесь.

4. Девятка четвертая.

Движение вашего бизнеса вперед минимально. Иногда груз ответственности кажется непомерным, вы можете пожалеть, что ввязались в это мероприятие. Но это не тупик и не фатальная остановка, медленно вы достигнете конечной цели. Трудитесь терпеливо, забыв о вдохновении и радости от работы.

5. Девятка пятая.

Сложная обстановка, отношение начальства и власти к вам сейчас очень категорично и непримиримо. Наказание за провинность может быть очень серьезным. Не жалейте средств для "жертвоприношения", ищите покровителей и не торопите события. Слишком большие силы направлены против вас. Линия обещает в конечном итоге радость и удовлетворение.

6. Верхняя шестерка.

Все очень запутанно. Даже покровители сейчас не в состоянии помочь, очевидно, обстоятельства происходящего находятся за гранью разумного или возможности человеческого участия. Так бывает, когда человек попадает в хитросплетения несовершенной системы законодательства или междоусобной войны между "кланами" чиновников. Вам досадно от всего происходящего, но нужно уметь защитить себя, свое дело. Если ваше дело правое и вы преследуете благие цели, идите вперед, проясните ситуацию и роль каждого в ней.

***

Уже из названия понятно, что речь пойдет о трудностях, кризисе в делах, личной и семейной жизни. После взлета и победы наступает период понижения активности, холостого пробега. Если человеку удалось разумно распорядиться пришедшими благами, он не пустил по ветру достаток и работал, не покладая рук, то он считается Переменами "великим" человеком. Именно для него предстоящий период жизни будет только очередным испытанием и закончится благополучно. Для "неразумных" ситуация сложнее и драматичнее, они переживут серьезные потери, если не смогут терпеливо решать проблемы, то могут вообще лишиться бизнеса.

Чем серьезнее ваши пробелы и "проколы", тем больше средств придется потратить на "жертвоприношения". Кроме ваших личных просчетов, вы можете попасть под пресс несовершенства экономической и политической государственной системы. Но вы легко определите, кто же вам истинный друг, кто останется с вами, когда вам не везет. Проверку на надежность пройдут супружеские узы, любовные отношения. Это болезненное, но очищение от пустого, иллюзорного, фальшивого, корыстного.

Ситуация настолько запутанная, что гексаграмма советует не верить никому. Верьте в свое правое дело, в себя, будьте терпеливы и настойчивы. Вам не следует грубить, агрессивно реагировать на упрямство и бесчувствие чиновников и представителей силовых структур. Вы можете почувствовать себя песчинкой, слабой и никчемной, беспомощной, но это не так, и достигнув победы, вы убедитесь в обратном, даже через разочарование в людях и человеческой природе.

Одна из четырех наихудших гексаграмм. Это не тот период, когда стоило бы приниматься за что-либо. Затаитесь и ждите. Мысли ваши недостаточно ясны. Некто из вашего окружения, занимающий высокое положение, протянет вам руку помощи. Прислушайтесь к советам этого человека. Но не принимайте события слишком трагично, ведь и этот негативный период пройдет, и обстоятельства улучшаться.

Сколько бы ни было проявлено сил в предыдущей ситуации, но все-таки это какое-то ограниченное количество, ибо эти силы не бесконечны, рано или поздно в подъеме они будут исчерпаны. Вот почему подъем с полной необходимостью приводит к истощению. Но в этом истощении необходимо не столько констатировать самый факт истощения сил, сколько необходимо указать возможный выход из данной ситуации, ибо, как и всякая другая, она не может быть вечной.

Уже это одно указывает на возможность развития, которое на техническом языке «Книги Перемен» называется свершением. Конечно, для преодоления данной ситуации человек должен быть достаточно развитым, как называет «Книга Перемен», великим человеком; только для него возможен благоприятный исход. Пусть его деятельность в данном состоянии и вызовет толки, ибо не всем в его окружении будет понятна его деятельность, — этим толкам все же придавать значения не следует, ибо здесь человек должен полагаться только на самого себя. Поэтому текст здесь говорит:

Истощение. Свершение. Стойкость. Великому человеку — счастье. Будут речи, но они неверны. Хулы не будет.

В данной ситуации все окружение предрасполагает к тому, чтобы стойкости, указанной в общем, афоризме, были поставлены препятствия. На первой позиции это начинает уже давать себя чувствовать. Чтобы указать, что эта позиция не способствует стойкой деятельности, исходящей от самого человека, здесь говорится о том, как неудобно сидеть на пне.

Более того, здесь указывается и путь, проходящий через сумрачную долину, и, кроме того, указывается на одиночество, на которое обречен в данной ситуации человек. Если здесь текст говорит о трех годах такого одиночества, то образно он указывает на три первые позиции, которые заняты триграммой — бездна или опасность. По-видимому, на этом основании здесь появляется образ сумрачной долины, понимаемой как бездна. В этом смысле можно понять текст:

В начале слабая черта. Сидение затруднено на пне. Войдешь в сумрачную долину. Три года не будешь ничего видеть.

Уравновешенность, характерная для второй позиции, представляется здесь в известной стойкости пребывания на ней. Кроме того, ее связь с пятой позицией обнаруживается в образе дара, идущего от пятой позиции, т.е. по существу от человека, занимающего пятую позицию, дара, приносимого посланцем его. В таком положении, когда человек может в своей уравновешенности не сходить со своего места, в положении, когда ему ниспослано от вышестоящего, ему, конечно, не следует предпринимать никаких крупных дел и выждать время, пока не изменится вся ситуация.

Здесь он может лишь служить чему-то, что он считает выше самого себя. Эта служба мыслится авторами «Книги Перемен» как некое культовое действие — жертвоприношение. Поэтому текст данного афоризма звучит так:

Сильная черта на втором месте. Затруднение с вином и пищей. Внезапно придет человек в алых наколенниках. Благоприятно необходимости приносить жертвы. Поход — к несчастью. Хулы не будет.

На третьей позиции сказывается влияние предстоящей четвертой, которая занята сильной чертой. Эта сильная черта, как своего рода крепость, выражена в образе камня, загораживающего путь. Поэтому движение дальнейшего развития на этой позиции затруднено. Если бы человек на этой позиции повернул вспять, то он натолкнулся бы на стойкие, непреклонные силы первой позиции, которая, конечно, не способствует такому возвращению.

Таким образом, человек здесь поставлен в крайне затруднительные обстоятельства, он не может двигаться ни вперед, ни назад. Кроме того, отсутствует соответствие с шестой позицией. Это выражено в образе одиночества человека, который, вернувшись домой, не находит своей жены. В тексте здесь мы читаем:

Слабая черта на третьем месте. Преткнешься о камень. Будешь держаться на терниях и шипах. Войдешь в свой терем, но не увидишь своей жены. Несчастье.

Стойкость, которая была отмечена как характерная черта первой позиции данной гексаграммы, приводит к тому, что если человек, занимающий первую позицию, и движется на помощь к тому, кто занимает четвертую позицию, то все же его приход, несущий с собой помощь, медлителен. Далее третья черта, которая охарактеризована достаточно мрачно, может служить той металлической повозкой, о которой говорит текст и которая вызывает затруднение.

Однако тяготение четвертой черты к пятой, т.е. стремление вперед, здесь настолько сильно, что, несмотря на сожаление об упущенном времени, все же дело может быть доведено до своего завершения. Вот почему в тексте мы читаем:

Сильная черта на четвертом месте. Приход медлителен-медлителен. Затруднишься из-за металлической повозки. Сожаление. Но дело доведешь до конца.

Движение вперед на пятой позиции в данном случае затруднено истощением сил, которое характеризует шестую. Двигаться вперед здесь нельзя. Человек, который захотел бы двигаться вперед, здесь подвергся бы казни, у него отрезали бы нос как ту часть тела, которая впереди. Стоять на месте здесь тоже нельзя, ибо конечный фундамент — первая позиция — была бы охарактеризована как позиция, неудобная для пребывания на ней. Если бы человек все же хотел остановиться на этом фундаменте, то это было бы то же самое, как если бы он подвергся казни отсечения ног.

Рассчитывать на помощь второй позиции здесь тоже не приходиться, потому что она такова, что ей самой должна быть оказана помощь. Мы видели, что человеку, занимающему вторую позицию, отправлен на помощь посланник в красных наколенниках. Таким образом, положение выглядит безвыходным.

Единственное, на что можно рассчитывать — это на то, что пятая позиция уже близка к окончанию всего процесса, и, таким образом, может постепенно наступить радость от его окончания. Эта радость указана уже в самой верхней триграмме, которая обозначает именно радость. Но здесь можно только рассчитывать на помощь извне, как полагали комментаторы «Книги Перемен», и потому здесь говорится о необходимости жертвоприношений. В общем текст здесь говорит:

Сильная черта на пятом месте. Казня, отрежут нос и ноги. Будет трудность от человека в красных наколенниках. Но вот понемногу наступит радость. Благоприятствует необходимость возносить жертвы и моления.

Шестая позиция здесь занята слабой чертой. Она выражена в образе зарослей. Если заросли могут быть восприняты как нечто слабое, мягкое, то все же, когда их набирается достаточное количество, они могут быть сильным препятствием к движению вперед, и могут привести человека в самое затруднительное положение. Увидя, что не сила, а слабость мешает ему двигаться вперед, человек может попасть в полное недоумение. Он может решить, что всякое движение приведет его к дурному исходу положения.

Однако такое мнение было бы лишь заблуждением, ибо здесь, наконец, нужно найти в себе силы для того, чтобы окончательно освободиться от данной ситуации истощения. Поэтому в тексте здесь сказано:

Наверху слабая черта. Будет затруднение в запутанных зарослях. В неустойчивости воскликнешь: «Движение к раскаянию». И будет раскаяние. Но поход — к счастью.

Если в любовном раскладе появляется гексаграмма Кунь, значит, вам надо приготовиться к тому, что в ближайшее время вы почувствуете на себя все «прелести» тревог, подавленности, тоски и печали, причем очень часто даже без видимых причин. А в плане любви это также будет сопряженно с ощущение острого одиночества, непонимания, неизвестно откуда взявшейся подозрительности и ревнивости. Причем это возникнет даже в том случае, если с вашими любовными отношениями все хорошо. Просто в этом случае все перечисленное пройдет более мягко, но тревожность и одиночество останутся.

Одно из смысловых названий гексаграммы Кунь – «Истощение», что указывает на недостаток энергии для решения важных жизненных задач и для того, чтобы ощущать полноту любви, даже если она есть. Ваши душевные силы истощены, вам просто нужно отдохнуть. Уединение и пауза в делах помогут вам восстановить энергетический баланс. Если же этого не сделать, то при попытке сделать что-то серьезное, все только испортите, потому что вам не хватит сил на полноценные действия, внимание и так далее. Проявите разумность – лучше немного отдохнуть, чем потом очень долго восстанавливать то, что окажется испорченным.

Гексаграмма Кунь предупреждает, что ни в коем случае в этот период не пытайтесь в своем состоянии обвинить тех. Кого любите, та вы не только не исправите ситуацию, а еще больше ее усугубите, а может даже все это приведет к расставанию.

Сейчас полезно обратиться за советом к мудрому человеку, поскольку взгляд со стороны на обстоятельства вашей жизни поможет более эффективно действовать после вынужденной паузы. Просто в текущей ситуации вы настолько себя «загнали», что уже не замечаете очевидных вещей, а они-то как раз и мешают совершить тот мощный прорыв, которого так не хватает, чтобы ощутить счастье в любви.

Если любовный расклад проводится для того, чтобы узнать есть ли у вас будущее с тем или иным человеком, то ответ прост – никто не в состоянии это сейчас определить, вы слишком обессилены, чтобы что-то прогнозировать. Но одно точно – если сейчас попытаетесь создать любовные отношения, то они заведомо будут обречены на провал. Вам стоит просто подождать и восстановить собственные жизненные силы.

© Алексей Корнеев © Алексей Купрейчик