БухУчет        20.07.2020   

Иван федоров апостол. Блог «Умные мелочи. Иван Федоров: биография

1 марта 1564 г. основатель массового книгопечатания Иван Федоров (ок. 1510-1583) вместе с Петром Мстиславцем завершил работу над первой русской многотиражной печатной книгой "Апостол".


Первая печатная книга в России - "Апостол" (1564)


Грамота на Руси существовала издавна, но книга пришла к нашим предкам с принятием христианства. В древнейшей русской летописи — "Повести временных лет" под 1037 годом сообщается, что киевский князь Ярослав Мудрый, почитавший книжное учение, собрал в храме Софии множество книгописцев для перевода и переписки книг. Так была создана первая библиотека, насчитывавшая к концу ХI века около ста тысяч рукописей. В той же летописи читаем проникновенную хвалу книге, высокочтимой в средневековой Руси: «Велика бывает польза от учения книжного; книги наставляют и научают нас на пути покаяния, ибо мудрость обретаем и воздержание в словах книжных. Книги суть реки, напояющие мудростью вселенную, в книгах — неизмеримая глубина».


Киевская Русь поражала Европу грамотностью. Дочь Ярослава Мудрого Анна - королева Франции была единственным грамотным человеком в семье и подписывалась «Анна русса», а король просто ставил крестик. Так что факт изобретения книгопечатания немцем Иоганном Гуттенбергом в 1444 году говорит лишь о большей технической практичности европейцев, но не о большей грамотности.


Иван Федоров учился в университете в г. Кракове. В юности жил и работал в Малороссии, был известен как пушечный мастер (изобрел многоствольную мортиру). По приезде в Москву Иван Федоров оказался в окружении митрополита Макария и получил должность дьякона в церкви Николы Гостунского в Кремле. Принимал участие в работе комиссии по исправлению рукописных церковных книг (устранению разночтений и еретических вставок - наследия жидовствующих и других еретиков).


Книгопечатание на территориально расширявшейся Руси было вызвано потребностью снабжения строящихся храмов богослужебной литературой с выправленными каноническими текстами. Второй причиной была необходимость предотвратить распространение с запада дешевой и массовой печатной униатской литературы, поставить преграду католической экспансии на Восток.


Издание печатных книг к тому времени уже не было большим новшеством. На Западной Руси первые печатные книги на кириллице распространились в начале XVI века благодаря Франциску Скорине. С опытом издательского дела за границей, вероятно, познакомил русских книгопечатников в Москве писатель-публицист Максим Грек. Обучаясь в конце XV - начале XVI в. в Италии, он был близок к знаменитому в то время издателю Альду Мануцию. В 1518 г. по просьбе Василия III он приехал в Россию для исправления переводов церковных книг. В Москву он привез с собой и образцы изданий типографии Альда. Русским книгопечатникам были, разумеется, известны и другие печатные книги, созданные как в западных, так и в югославянских странах. Они сумели творчески, с учетом национальных традиций, свойственных русскому книжному искусству, переосмыслить чужой опыт, а в ряде случаев вносили и новое в технику печати. Так что введение книгопечатания в России стало возможно и благодаря техническим умениям русских людей, которые позволили быстро создать "неведомый до того" печатный стан.


Еще до появления в Москве Ивана Федорова по инициативе ряда образованных русских людей того времени (игумена Сильвестра, митрополита Макария и др.) была создана небольшая типография. Известны следующие ее издания: Узкошрифтное Четвероевангелие (1553-1554), Триодь Постная (1555-1556), Триодь Цветная (1556-1557), Среднешрифтное Четвероевангелие (1558-1559), Среднешрифтная Псалтырь (1559-1560), Широкошрифтное Четвероевангелие (1563-1564), Широкошрифтная Псалтырь (1564-1565). Исследователями точно установлено их московское происхождение. Однако это были лишь единичные книги (не датированные, без титульных листов, без заглавий). Все они были предназначены для собственного повседневного богослужения.


Иван Федоров и Иван Грозный. С рисунка А.Базилевича.


В 1563 по приказу Царя Иоанна Васильевича IV в столице началось строительство Государственного печатного двора на Никольском крестце (теперь Никольская улица рядом с Кремлем). Иван Федоров быстро освоил тонкости типографского искусства в типографии и взял в подручные Петра Тимофеева сына Мстиславца и Марушу Нефедьева.


19 апреля 1563 «хитрыи мастеры печатному делу» Иван Федоров и Петр Мстиславец начали работу над своей первой книгой - Деяниями и посланиями святых Апостолов (которые ныне сокращенно именуют Апостол ) с изображением апостола и евангелиста Луки на фронтисписе.


Работа эта длилась около года. 1 марта 1564 первой государственной типографией в Москве была датирована первая московская многотиражная печатная книга. Сам первопечатник провел большую текстологическую и редакторскую работу над ней, оформил по всем правилам полиграфического искусства того времени. Творчески переработав орнаментальные приемы школы Феодосия Изографа (ведущего оформителя русской рукописной книги начла 16 в.), заимствовав внешнее оформление у русской миниатюры, Иван Федоров сделал в этой книге богатые заставки каждого раздела, красочные виньетки в верхней части страниц, буквицы-инициалы (в начале абзацев), набрал ее полууставным шрифтом, разработанным на основе рукописного московского письма середины XVI века.


Вслед за Деяниями св. Апостолов Федоров и Мстиславец напечатали Учительное Евангелие, в 1565 - два издания Часовника (Часослова), тоже богослужебную книгу, содержащую молитвословия и песнопения для ежедневных церковных служб. Она стала использоваться как учебная книга для обучения чтению. Тиражи в несколько сот экземпляров считались по тем временам большими.


Отношение к новшеству вызвало протест значительной группы духовенства. Ведь рукописное создание богослужебных книг обычно торжественно начиналось как важное духовное дело после молитв и омовений; бездушный же типографский станок воспринимался поначалу как нечто бездуховное и подозрительное. Кроме того, труд монахов-переписчиков становился невыгоден, станок позволял печатать книги быстрее и дешевле. Поскольку же главный защитник Ивана Федорова - митрополит Макарий умер в 1563 г., первопечатники остались без покровительства. В 1566 г. в их типографии произошел пожар (возможно, следствие поджога), и они решили покинуть Московию. Возможно, причиной их эмиграции был также крутой поворот (начало опричных расправ в 1565 г.) в поведении Царя Иоанна, вскоре получившего прозвище Грозного.


Первопечатники перебрались в русскоязычную тогда Литву, забрав с собой 35 гравированных досок. Литва как раз в эти годы объединялась с Польшей в Речь Посполиту. Будучи радушно принятым польским королем Сигизмундом, Иван Федоров нашел пристанище у польского гетмана Ходкевича, мецената и просветителя, который в своем имении Заблудове (недалеко от Гродно в Белостоцком воеводстве) основал типографию. В первой напечатанной за пределами Московской Руси книге - Учительном Евангелии (Заблудовском) 1568 г. печатники именуют себя «Иван Федорович Москвитин» и «Петр Тимофеевич Мстиславец»; за пределами Московской Руси Иван Федоров всюду называл себя "москвитином". В 1569 г. Петр Мстиславец уехал в Вильно, где завел свою типографию, а Иван Федоров продолжал работать в Заблудово, издав Псалтырь с Часословцем (1570).


Книгопечатание было затратным делом. Когда обедневший к началу 1570-х гг. Ходкевич не смог оказывать материальную поддержку книгоизданию, Иван Федоров принял решение уехать во Львов. Здесь в 1573 г. «дукарь москвитин» организовал уже собственную типографию и в 1574 г. сумел переиздать Апостола в количестве более 1000 экземпляров, приложив к изданию собственное послесловие. Тем самым он положил начало книгопечатанию и в Малороссии.


В том же году во Львове им был издан первый русский печатный букварь с грамматикой - Азбука , по его словам - «для пользы русского народа». (Единственный экземпляр Азбуки И. Федорова обнаружен в 1939, ныне находится в США в библиотеке Гарвардского университета.)


Вскоре Иван Федоров воспользовался предложением одного из весьма родовитых князей Речи Посполитой - Константина Острожского - устроить новую типографию в главном городе его владений - Остроге на Волыни. Около 1580 г. по инициативе этого князя там была открыта "Острожская академия семи свободных наук", в которой преподавался и церковно-славянский язык. По предложению и при поддержке князя Иван Федоров в 1580-1581 гг. издал тут второе издание Азбуки, напечатал Новый завет с Псалтырью, помещая на обороте титульного листа книги герб князя Острожского. Здесь же Федоровым была издана знаменитая Острожская Библия - первая полная Библия на церковно-славянском языке. Отпечатанная крупным, новым для того времени шрифтом, на 628 листах, она являла собой шедевр технического исполнения и художественного вкуса (до наших дней дошло около 300 ее экземпляров). Доски Ивана Федорова с разработанным им для этой книги шрифтом хранились долго у его последователей уже после его смерти, а некоторые из них были в рабочем состоянии еще в течение почти 200 лет.


Иван Федоров был не только первопечатником, но и политическим деятелем Руси времен Ивана Грозного. Он обладал многочисленными и разнообразными талантами - был военным инженером и изобретателем, писателем, полиграфистом-новатором.


5 декабря 1583 г. И. Федоров умер. Похоронен во Львове в Святоонуфриевском монастыре. В 1977 г. здесь был открыт музей Федорова, но в 1990 монастырь попал в руки монахов-базилиан, которые этот музей ликвидировали.


К настоящему времени известны двенадцать печатных изданий Ивана Федорова - памятники русского типографского искусства. Отлитые Федоровым шрифты прекрасно читаются, заставки, концовки, заглавные буквицы отличаются удивительной тонкостью работы (миниатюры евангелиста Луки, псалмопевца Давида, гербы гетмана Ходкевича, князя Острожского, города Львова). Все они сопровождаются издательским знаком самого первопечатника - инициалами «И.Ф.». Отличительная особенность книг Федорова - наличие в них авторских предисловий и послесловий, написанных живым разговорным языком от имени печатника. В них содержится история создания его книг, биографические сведения об авторе-издателе.


После отъезда Ивана Федорова в Литву книгопечатание в Москве было перенесено в Александровскую слободу, но в конце XVI века вернулось в столицу. Ученики Федорова - печатники Тимофей Невежа, Андроник и Иван Невежины, Никифор Тарасиев и другие - продолжили его дело, издав около 20 печатных книг, причем в 1597 г. Апостол был снова издан тиражом в 1050 экземпляров.


В 1909 г. в центре Москвы, рядом с Китайгородской стеной, где в XVI веке находился Государев печатный двор, был воздвигнут памятник Ивану Федорову (скульптор С.М. Волнухин). В 1998 г. на Московском подворье Троицко-Сеогиевской лавры была освящена икона, изображающая митрополита Макария и первопечатника диакона Ивана Федорова рядом с типографским станком - первое изображение печатной машины и первопечатника на православной иконе.

В 1564 г. в Москве начинает свою работу первая типография в стране. Под руководством печатника Ивана Федорова подготавливается к печати и издается Апостол - часть Нового Завета, включающая Деяния святых апостолов и 21 апостольское послание (полное название книги: «Деяния апостольские, послания соборные и святого Павла послания»). Оригинальный шрифт, 48 заставок, 22 инициала и другие оформительские элементы образовали собственный стиль, названный старопечатным. Вероятно, было отпечатано 1-1,5 тыс. экземпляров Апостола, до наших дней дошло около 60.

ПЕРВОПЕЧАТНИК

Жизнь русского первопечатника Ивана Федорова полна загадок. Не известны ни год, ни место его рождения, ни даже социальное происхождение. Правда, обнаружен документ, из которого следует, что в 1532 г. Иван Федоров был удостоен степени бакалавра в Краковском университете (Немировский Е. Л. Иван Федоров в Белоруссии. М., 1979). Первые достоверные сведения о Федорове в русских источниках начинаются с послесловия к Апостолу 1564 г., где сообщается, как по распоряжению к изданию первой датированной русской книги приступили дьякон кремлевской церкви Николы Гостунского Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец (по-видимому, выходец из белорусского города Мстиславля)… В 1565-1568 гг. по неведомым нам причинам они покидают Москву и оказываются в имении известного ревнителя православия, великого гетмана литовского Г.А. Ходкевича. Ивану Федорову пришлось осенью 1572 г. покинуть Заблудово и перебраться во Львов, где в 1574 г. уже в своей собственной типографии он издал Апостол… Первопечатник обращается к новому ремеслу - «пушкарскому»; по разным делам он побывал в 1583 г. в Кракове, Вене, возможно и в Дрездене. Скончался Иван Федоров во Львове 5 декабря 1583 г.

Такова краткая событийная канва жизни Ивана Федорова, скорее, напоминающей судьбы западноевропейских гуманистов, переходивших от одного мецената к другому, чем жизненный путь древнерусского книжника. Иван Федоров был не только организатором книгопечатания в Москве и на Украине, не только издателем полиграфически совершенных книг, он был и замечательным мастером слова. Памятниками его писательского искусства служат послесловия к осуществленным им изданиям. С одной стороны, эти послесловия продолжают традиции древнерусских послесловий к рукописным книгам и писцовых записей на рукописных кодексах. С другой стороны, эти сочинения Ивана Федорова (а большинство исследователей склоняется к тому, что они принадлежат перу самого первопечатника) заложили основы совершенно особого жанра - послесловия к печатной книге (послесловиями была снабжена большая часть продукции Московского Печатного двора), с присущим ему лаконизмом, особым формуляром и т. д.

ПОСЛЕСЛОВИЕ К АПОСТОЛУ

По воле Отца, и с помощью Сына, и при поддержке Святого Духа, по повелению благочестивого царя и великого князя Ивана Васильевича, всея Великой России самодержца, и с благословения преосвященного Макария, митрополита всея Руси, многие святые церкви воздвигались в столичном городе Москве, и в окрестных землях, и во всех городах царства его, особенно же в недавно приобщенном к христианству месте - в городе Казани и его пределах. И все эти святые храмы благоверный царь украшал почитаемыми иконами, и святыми книгами, и сосудами, и ризами, и другой церковной утварью по заветам и по правилам святых апостолов и богоносных отцов и по установлению благочестивых царей греческих, в Царьграде царствовавших Константина Великого, Юстиниана, и Михаила и Феодоры, и других благочестивых царей, в древние времена живших. И поэтому благоверный царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси повелел святые книги на торгах покупать и в святые церкви вкладывать: Псалтыри, и Евангелия, и Апостолы, и другие святые книги, но среди них мало нашлось пригодных, другие же все оказались испорчены переписчиками, невежественными и несведущими в науках, а кое-что испорчено было по небрежению писцов.

Дошло это и до слуха царя; тогда он начал размышлять, как бы наладить печатание книг, как у греков, и в Венеции, и в Италии, и у других народов, чтобы впредь святые книги издавались в исправленном виде. Эту мысль свою он сообщает преосвященному Макарию, митрополиту всея Руси. Иерарх же, услышав об этом, весьма обрадовался и, Бога поблагодарив, царю сказал, что тому такая мысль пришла от Бога и как сходящий свыше дар. И вот по повелению благочестивого царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси и с благословения преосвященного Макария митрополита начали готовить устройство для печатания книг в год 61 восьмой тысячи (1563), в тридцатый год царствования Ивана Васильевича. Благоверный царь повелел на средства из своей царской казны устроить дом, где будет совершаться печатное дело, и щедро наделял из своей царской казны печатников - дьякона церкви Николая Чудотворца Гостунского Ивана Федорова и Петра Тимофеева Мстиславца: для устройства печатного дела и для их собственных нужд, пока дело не было налажено. И в первую очередь начали печатать эту святую книгу - Деяния апостолов, и послания соборные, и послания святого апостола Павла в год 7071 (1563) апреля 19 числа в день памяти преподобного отца Иоанна Палеврета, то есть из старой лавры. А завершено было издание в год 7072 (1564) марта 1 числа при архиепископе Афанасии, митрополите всей России, в первый год правления его, во славу Всемогущей и Живоначальной Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, аминь.

КНИГОПЕЧАТАНИЕ И ОФИЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Для нашей темы особенно важна первая причина заведения книгопечатания на Руси - Апостол 1564 г. говорит о распространении первопечатных книг в районе Казанского царства. М.Н. Тихомиров в своей статье о начале книгопечатания в России подтверждает это сообщение свидетельством писцовых книг Свияжска 1565-1567 гг. (Свияжск - город на другом от Казани берегу Волги). В Успенском Свияжском монастыре в это время было: «Евангелье печатное в десть на бумаге... пятеры псалмы в полдесть печатных». М.Н.Тихомиров отождествляет эти книги с одним из так называемых безвыходных Евангелий и Псалтырью, которые были посланы в пределы «новопросвещеннаго» Казанского царства.

В середине XVI в. в монастырях и церквах Московского государства был объявлен сбор книг для новооснованных церквей и монастырей Казанской епархии - об этом свидетельствуют II Новгородская летопись, записные и переписные книги монастырей. Новгородская II летопись под 1555-м годом сообщает: «И того лета по всем монастырем новгороцким сбирали денги на владыку Казанскаго на Гурья, да и книги имали по манастырем, Апостолы и Евангелия, и четьи - в Казань».

Это подтверждает важность сформулированной в послесловии Апостола первой причины заведения книгопечатания. Такие факты свидетельствуют и о том, что московские правители в середине XVI в. сразу же оценили, какое мощное средство политического и идеологического воздействия получили они в виде печатного станка в самый разгар освоения русскими восточных земель (Казань, Астрахань, наконец, Сибирь), жители которых, по свидетельству летописца, «держаше Моамета проклятаго закон, или кумиром покланяются и жертвы приносят идолом, и жруще им, яко богу» (Лихачевская летопись).

«Апостол» же по праву признается шедевром русской первопечатной книги.

11 марта 1564 года (1 марта по старому стилю) в Москве была выпущена первая русская печатная книга, содержащая выходные данные и могущая на полных правах считаться именно книгой. Первопечатник Иван Федоров вместе с верным помощником Петром Мстиславцем напечатали книгу «Деяния святых апостол списана апостолом и евангелистом Лукою» и указали время работы над этой книгой – 1563–1564 годы. Эта книга вошла в историю как «Московский Апостол».

Еще в 1550-х в Москве по указанию Ивана Грозного была основана первая типография, которая до выхода «Апостола» выпустила 6 или 7 изданий. Однако поскольку на этих изданиях не проставлен год издания, то они датируются по косвенным признакам, да и по качеству полиграфии существенно уступают как современным им европейским книгам, так и «Апостолу».

«Апостол» же по праву признается шедевром русской первопечатной книги. Эта книга напечатана на французской проклеенной бумаге в лист малого формата. В издании 534 страницы, на каждой – по 25 строк, нумерация кириллическими буквами, начиная с 7-го листа. Поскольку все сохранившиеся экземпляры обрезаны поздними переплетчиками, оригинальный формат точно не установлен, но предположительно составляет 28х18 см (1х1,56), а пропорции наборной полосы составляют 1х1,72 и стремятся к золотому сечению, что сделано, скорее всего, интуитивно. Каждая строка выключена (то есть выровнена) как по левой, так и по правой стороне (по ширине строки). Шрифт аккуратный, на основе полуустава XVI века, основные и дополнительные линии одной толщины. Названия разделов напечатаны вязью.

Впервые в истории русской книги появляется фронтиспис, на котором размещена гравюра, изображающая евангелиста Луку в арке. Эта гравюра составная. Изображение Луки взято с гравюры Шёна из нюрнбергской Библии, напечатанной в 1524 году Пейпусом. А вот арку изобразил, вероятно, сам Иван Федоров, который использовал эту же арку и в других изданиях.


Эта книга имеет большое значение в истории русской культуры. В течение почти двух десятилетий российская интеллигенция добивалась установления на государственном уровне памятной даты в честь издания «Апостола». 25 декабря 2009 года решением Священного синода Русской православной церкви учрежден День православной книги, приуроченный к дате выпуска первой на Руси печатной книги – именно так определяется «Апостол» Ивана Федорова.

Считается, что тираж этого издания составил до 2 тыс. экземпляров, из которых уцелело около 65-ти, в том числе 23 экземпляра хранятся в Москве, 13 – в Санкт-Петербурге, 3 – в Киеве, по 2 – во Львове, Екатеринбурге и Новосибирске и еще около 20-ти в других городах.

Любопытно, что через 10 лет, в 1574-м Иван Федоров напечатал «Апостола» во Львове, причем считается, что с этой книги началось украинское книгопечатание.

Оцифрованную книгу «Апостол» Ивана Федорова и Петра Мстиславца можно листать

У первой русской печатной книги интересная, но драматичная судьба. Дело в том, что книгопечатание в России началось с большим опозданием — почти на столетие позже эпохального изобретения Гутенберга.

Почему? Книги на Руси были никому не нужны? Нет, это не так. В книгах остро нуждалось, прежде всего, духовенство. А поскольку церковь была духовной основой государства, то в книгах нуждалась и власть. Но распространение книгопечатания сдерживалось противодействием церковной верхушки и, не в последнюю очередь, ремесленниками цеха переписчиков, которые видели в книгопечатании опасного конкурента.

Тем не менее, в 1553 году по указу царя Иоанна IV «Грозного» в Москве был построен Типографский двор и приглашены специалисты в области книгопечатания. И вскоре появились первые книги. Точное их количество неизвестно, как неизвестны и даты выхода в свет. Эти книги выпускались не датированными — анонимными. Историки считают, что таких книг было не менее семи. В полиграфическом плане они были крайне несовершенны.

Первый экземпляр датированной книги, то есть сопровожденной выходными данными, вышел в свет 19 апреля 1563 года. 1 марта 1564 года печать тиража была завершена. Это был «Апостол», в выходных данных которого было обозначено два имени — первопечатника Ивана Федорова и его помощника Петра Мстиславца. «Апостол» был выпущен тиражом около 1000 экземпляров. 47 из них дошли до наших дней.

Кто такой Иван Федоров? О ранних годах этого человека неизвестно ничего. Откуда он родом, когда появился на свет? По разным предположениям Федоров родился между 1510 и 1530 годами. Поскольку простолюдины фамилий в те времена не имели, мы знаем имя отца будущего первопечатника — Федор. Сам Федоров считал своей родиной Москву, поэтому часто добавлял к своему имени «Московитин».

По некоторым сведениям в 1532 году Федоров окончил Краковский университет, получив степень бакалавра. Три года он изучал языки. И в Москву прибыл блестяще образованным человеком, владеющим основными европейскими языками, ремеслом переписчика, гравера и механика. По одной версии молодой Федоров участвовал в строительстве Типографского двора, по другой был привлечен к книгопечатанию позже, уже после выпуска «пробных» анонимных изданий.

Как бы там ни было, но Иван Федоров не просто повторил путь Гутенберга. Он в значительной степени революционизировал издательское дело, заложив основы русского книгоиздания.

Дело в том, что первые книги европейских мастеров типографского дела, вроде «Библии» Гутенберга и последующих изданий, представляли собой огромные массивные фолианты. Это были богато иллюстрированные и декорированные религиозные книги в массивных переплетах, читать которые приходилось стоя перед высоким столом (кафедрой) и согнувшись над раскрытой книгой. Федоров в первой же своей книге взял за основу другую модель. Его «Апостол» был предназначен, прежде всего, для чтения — удобного и комфортного.

Об этом говорит формат книги — 21х14 см, совпадающий с современным форматом А4. На каждой странице по 25 строк текста, расположенного в один столбец. Правый край текста выровнен — страницы выглядят аккуратно и гармонично.

«Апостол» Федорова оснащен базовым набором элементов книжного оформления — колонтитулами, надстрочными и подстрочными ссылками. При этом книга отлично иллюстрирована. Иллюстрации выполнены виртуозно — самим Федоровым. Орнаментальные вставки не утяжеляют книгу, напротив, придают ей воздушность, не отвлекают от чтения, но помогают сосредоточиться на тексте.

Этот орнамент, в котором использовались растительные мотивы, закрепился в типографском деле, как старопечатный федоровский стиль. Специалисты усматривают в нем влияние школы Феодосия Изографа, сына великого иконописца Дионисия, автора фресок Ферапонтова монастыря.

Стоит отметить гравюру, с которой отпечатан лик Апостола Луки — главной иллюстрации книги. В ней, как считают историки, Федоров изобразил не просто одного из апостолов Христа, но восславил дело книгопечатания. Лука держит в руках книгу, но письменные принадлежности возлежат на отдельном столике, в стороне. Это и расценивается, как намек на то, что гравюра в образе апостола Луки изображает человека, имевшего отношение к печатному делу.

Вместе с тем «Апостол» Федорова не был лишен незначительных недостатков. Была, к примеру, немного запутана нумерация страниц, что косвенно указывает на то, что первопечатник испытывал определенные затруднения с набором. Ему приходилось разбирать литеры уже отпечатанных страниц, чтобы набрать из них следующие страницы. Из 268 страниц «Апостола» нумерованными являются только 262 (кириллическими буквами). И 6 страниц Федоров оставил ненумерованными.

Интерес Федорова к книгам для чтения, к компактным изданиям, которые можно держать при себе и носить в сумке, проявился и во второй его книге «Часовник», выпущенной двумя тиражами в 1565 году. Размеры тиражей неизвестны, но до нашего дня дошли 7 экземпляров книги. Первый и второй тираж отличались друг от друга объемом. В первом варианте листов было 173, во втором — на лист меньше. Страницы были ненумерованными. А формат издания — 166х118 мм — позволяет назвать его первой русской книгой карманного размера.

Третья книга в отличие от первых двух была издана Федоровым уже не в Москве. Судьба у этого выдающегося человека оказалась незавидная. Вся жизнь в бесконечных переездах. И вся жизнь в долгах. Федоров строил типографии в литовском Заблудове, во Львове, в городе Остроге. Но был неважным предпринимателем. Его издания не окупались. Федоров еще больше погрязал в долгах. И дни свои окончил 5 декабря 1583 года во Львове, в доме местного портного Антона Абрагамовича.

К смерти своей Федоров был отлучен от любимого дела и, как принято писать в учебниках истории, влачил нищенское существование… Обычная для праведников история.

Можно предположить, что Иван Федоров прожил не менее 70 лет. И за эти годы сумел издать 13 книг. Все они были небольшого формата, кроме последней — «Острожской Библии», вышедшей в свет в 1581 году тиражом около 1500 экземпляров. Это была относительно большая книга — формата 309х202 мм. До наших дней дошло около 400 экземпляров. Удивительно для столь древнего издания.

Впрочем, есть и убедительное объяснение. Все компактные книги Федорова зачитывались до дыр. Они служили столетиями, переходя от поколения к поколению. Но при этом сильно изнашивались. «Острожская Библия» — книга настольная, тяжелая. Её экземпляры хранились в стационарных условиях, в церковных библиотеках с ограниченным доступом. Вот и уцелели.

А что с последователями Федорова? Его единственный сын Иван, которому Федоров передал свое мастерство, умер при невыясненных обстоятельствах через три года после отца. Не повезло и Петру Мстиславцу, единомышленнику и помощнику Федорова. Мстиславец расстался с учителем около 1569 года, чтобы заняться книгопечатанием самостоятельно. Переехал в Вильно (современный Вильнюс). Издал несколько замечательных книг. Стал собственником типографии. Но, как предполагают историки, ушел из жизни на шесть лет раньше Федорова. Последние годы жизни Мстиславца покрыты мраком времен.