Психология        09.01.2024   

Из чего сделан дворцовый мост. Дворцовый мост - уникальное архитектурное сооружение. Откуда лучше смотреть

На месте современного Дворцового моста задолго до его появления существовал лодочный перевоз. После постройки постоянного Благовещенского моста (открыт в 1850 году), Петербургский биржевой комитет обратился к царю с просьбой переместить к Зимнему дворцу наплавной Исаакиевский мост , ранее соединявший Университетскую набережную и Сенатскую площадь . Перемещение Исаакиевского моста позволяло создать удобную транспортную артерию, которая бы обслуживала находящиеся на стрелке Васильевского острова учреждения Торгового порта.

Разрешение на перемещение моста было получено 5 августа 1853 года. Проект перестройки составил инженер И. К. Герард. Все работы были завершены к 10 декабря 1856 года. Они обошлись казне в 50 000 рублей. Переправе дали новое имя - Дворцовый мост, по находящимся рядом Зимнему дворцу и Дворцовой набережной .

Потребность в строительстве постоянного моста через Неву между Адмиралтейской и Университетской набережными возникла ещё в 1880-х годах. В 1882 году общественные организации обратились в городскую управу с просьбой заменить плашкоутный Дворцовый мост. Однако тогда городская управа не решилась на начало строительства.

В 1896 году было принято решение о перемещении Дворцового моста вниз по течению Невы на 53,25 метра. Это было связано с созданием сквера у западного фасада Зимнего дворца и последующим перемещением проезжей части ближе к Адмиралтейству . Соответствующие работы производились с зимы 1896 по 23 декабря 1897 года. Дворцовый мост занял трассу современного постоянного моста. По нему проложили трассу конной железной дороги.

Весной 1899 года старые плашкоуты Дворцового моста дали течь и затонули. Это событие ускорило принятие решения о замене переправы.

Решение о замене плашкоутного моста на постоянный было принято в 1900 году. В июле этого же года Комиссии по надзору над строительством Троицкого моста было предложено разработать техническое задание на проектирование новой переправы через Неву.

В апреле 1901 года был объявлен конкурс на строительство сразу двух мостов - Дворцового и Петра Великого . На конкурс поступило 27 эскизных проектов первого из них, 13 проектов принадлежало петербургским авторам. Все работы были продемонстрированы городской думе, по общему мнению они "не произвели должного впечатления ". Конкурсная комиссия же вообще отклонила все проекты, за исключением одного - эскизного проекта фирмы "Батиньоль". Продать проект фирма отказалась и предложила заключить договор на строительство за 4 700 000 рублей. В резуальтате был объявлен второй тур конкурса.

Первый тур конкурса дал возможность переосмыслить условия его программы. Было принято решение устроить разводной пролёт не у берега, как у всех существовавших тогда в Санкт-Петербурге мостов, а по центру русла. Во втором туре принимали участие исключительно отечественные предприятия. По заключению комиссии практически все они удовлетворили условиям технического проектирования.

После проведения второго тура конкурса встал вопрос о трассе моста. Расположение старой плашкоутной переправы было обусловлено наличием на стрелке Васильевского острова торгового порта. После его переезда на Гутуевский остров транспортный поток здесь многократно сократился. В результате возникли предложения о переносе трассы моста на новое место. Предлагалось построить его на месте старого Исаакиевского моста, напротив Зимней канавки , заключив её предварительно в трубу, напротив Мошкова переулка .

5 февраля 1911 года был подписан договор с Обществом Коломенских заводов, согласно которому сооружение моста и его испытания должны были быть закончены к 15 ноября 1913 года. При этим обязательным условиям стало использование только отечественных материалов силами только русских рабочих и инженеров.

Несмотря на подписание договора, окончательного проекта переправы не существовало. Первоначальный вариант проекта шестипролётного моста был отклонён архитекторами и мостостроителями, так как его автор А. П. Пшеницкий предлагал скопировать декор Троицкого моста. Существовал также проект, предусматривающий сооружение здесь двадцативосьмиметровых башен с подъёмными механизмами. Против этого проекта выступила Академия художеств.

В проектировании моста также принимали участие Л. Н. Бенуа , Р. Ф. Мельцер, М. М. Перетяткович. Дворцовый мост оказался самым сложным с инженерной точки зрения среди всех мостов через Неву.

Строительство моста по новому проекту А. П. Пшеницкого началось только в 1912 году. 17 апреля 1914 года из-за наводнения была повреждена одна из строившихся опор. Из-за начавшейся в августе 1914 года Первой Мировой войны начались перебои с поставкой металлических конструкций, стало не хватать рабочей силы. В результате, сроки строительства Дворцового моста были сорваны.

17 декабря 1916 года состоялась проверка конструкций моста на прочность. На мост въехали 34 грузовых автомобиля с грузом в каждом более 600 пудов. Комиссия, проводившая испытания, дала добро на открытие переправы. Движение по Дворцовому мосту открыли 23 декабря 1916 года. Но и тогда ещё не было завершено его художественное оформление. К этому времени установили лишь временные деревянные настил и перила.

Торжество по случаю открытия Дворцового моста было весьма скромным. В нём не принимала участие царская семья, которой было не до того. Продолжалась тяжёлая война, всего за неделю до открытия переправы убили Григория Распутина. На церемонию прибыла лишь десятая часть от всех приглашённых. Отсутствовал даже городской голова Делянов. Символическую ленту вместо него перерезал заместитель городского головы Демкин.

Длина Дворцового моста составила 260,1 метров, ширина - 27,75 метров. Масса металлических пролётных строений - 4 868 тонн, масса противовесов разводного механизма - 2 800 тонн .

В первую годовщину Октябрьской Революции 1917 года Дворцовый мост был переименован в Республиканский. Прежнее название ему было возвращено в январе 1944 года.

Деревянные ограждения моста были заменены чугунными лишь в 1939 году. Естественно, что их украсили советской символикой (проект скульптора И. В. Крестовского и архитектора Л. А. Носкова). Оставшиеся деревянные конструкции были сняты с моста только в 1977-1978 годах.

Несмотря на стремление архитекторов "приблизить" переправу к воде, мост всё равно закрывает более чем на половину высоты здания Кунсткамеры , Биржи , Адмиралтейства. Избежать этого при низких берегах Невы и соблюдении условий судоходства было невозможно.

Капитальные ремонты Дворцового моста проводились в 1967 и 1977 годах. Тогда его реконструировали по проекту инженеров Т. Д. Ивановой, В. И. Ботвинника и архитекторов Ю. И. Синицы и М. В. Винниченко. Была обновлена разводная часть, заменён настил, установлены новые фонари. Со средних опор убрали деревянные будки.

Следующий ремонт переправы был осуществлён летом 1997 года под руководством инженера Ю. Петрова. 14 ноября состоялось торжественное открытие художественной подсветки Дворцового моста, включённой в 16 часов 30 минут. Церемония "Дворцовый мост зажигает огни" была весьма торжественной. На Дворцовой набережной зажгли фейерверк, с Петропавловской крепости произвели пушечный залп, на мосту под музыку кружились дамы в кринолинах и кавалеры в камзолах. Дворцовый мост стал третьим после Троицкого и Лейтенанта Шмидта, получившим художественную подсветку.

Разведённые крылья Дворцового моста являются одним из символов Санкт-Петербурга. Во время проведения праздничных мероприятий их иногда используют в качестве экранов для проецирования документальных фильмов.

Последний капитальный ремонт переправы осуществлялся в 2013 году. Работы по замене пришедших в негодность конструкций проводились без полного закрытия движения транспорта.


Источник Страницы Дата обращения
1) (Стр. 18-23) 15.01.2014 г. 13:36

Перекинут через Большую Неву между Дворцовой площадью и стрелкой Васильевского острова.

Дворцовый мост — пятипролетный. Разводной пролет двукрылый шириной 56,5 метров, один из крупнейших в мире. Масса металлических пролетных конструкций — 4868 тонн, противовесов — 2800 тонн.

Мост разводится с помощью современной гидравлической системы. При разводке противовесы опускаются в котлованы на глубину до 2 метров ниже ординара. Весь цикл разводки занимает 5 минут, за такое же время мост наводят.

Дворцовый Мост освещают 28 фонарей, закрепленные на 16 столбах. Решетка состоит из 156 секций, каждая из них весит 280 килограммов.

Мост считается одним из самых сложных сооружений не только в России, но и за рубежом.

История моста

Первая переправа здесь появилась в 1727 году. Наплавной Исаакиевский мост был расположен ниже по течению, между зданиями Сената и Синода и Меншиковским дворцом. Он состоял из деревянных барок-плашкоутов и был временным: мост наводили в период навигации, а зимой переправлялись по льду Невы.

В 1850 году был открыт первый постоянный мост через Неву — Благовещенский. По просьбам горожан наплавной мост перенесли к Зимнему Дворцу, где то тех пор действовал лодочный перевоз. Плашкоутный Дворцовый мост работал круглый год. В 1863 году открылась конная железная дорога. По мосту были проложены рельсы. Конка, а затем трамвай ходили по Дворцовому мосту до 1997 года.

К концу XIX века старые плашкоуты начали протекать и тонуть. Власти Петербурга приняли решение о строительстве постоянной переправы. В 1901 году объявлен конкурс на лучший проект моста, но из предложенных 27 проектов ни один не был принят. В числе участников конкурса была французская фирма «Батиньоль», которая проектировала Троицкий мост. Ее проект также был отклонен, и комиссия объявила новый конкурс.

Итоги были подведены в 1909 году. Победителем признан проект инженера Андрея Пшеницкого и архитектора Роберта-Фридриха Мельцера. Договор подряда заключили с «Обществом Коломенских заводов». Согласно контракту, на стройке работали только российские специалисты и использовались только отечественные материалы.

Возведение Дворцового моста началось в октябре 1911 года, а открытие планировалось на ноябрь 1913 года. Однако строительство затянулось. В апреле 1914 года работам помешало наводнение, затем началась Первая Мировая война.

Мост был построен к концу 1916 года. В середине декабря была проведена проверка конструкций на надежность: 34 грузовых автомобиля с грузом по 600 пудов (9600 кг) в каждом одновременно въехали на мост и заняли все пролеты. Мост выдержал. Первый экипаж проехал по Дворцовому мосту 23 декабря 1916 года. Эта дата считается официальным днем рождения Дворцового моста.

Торжество по поводу открытия оказалось скромным — шла война. Не пришли ни представители царской семьи, ни городской голова, который предоставил право перерезать ленточку своему заместителю.

Из-за войны мост был сдан без архитектурной отделки, хотя по проекту она планировалась очень пышной. Перила, фонари, павильоны управления — все это сделали уже при советской власти. Так, чугунная решетка со звездами и знаменами появилась только в 1939 году. Авторы решетки — скульптор Игорь Крестовский и архитектор Лев Носков.

С 1918 по 1952 год мост носил имя Республиканский.

В годы Великой отечественной войны на мосту проводились только неотложные ремонтные работы: устраняли повреждения от артобстрелов и бомбардировок. В январе 1943 года вблизи от левобережной опоры разводного пролета разорвалась авиабомба, которая вызвала большие разрушения.

В 1957 году были установлены гранитные парапеты на устоях и промежуточных опорах. До конца 1970-х годов некоторые элементы конструкции Дворцового моста были деревянными. В 1978 году в ходе капитального ремонта были достроены опоры разводного пролета, деревянный настил заменен на ортотропную плиту.

В 1997 году проведен новый ремонт: с моста сняты трамвайные рельсы, и тогда же мост получил ночную подсветку. В честь этого события 14 ноября 1997 года состоялся праздник «Дворцовый мост зажигает огни». Подсветку включили под пушечный залп Петропавловской крепости, состоялся фейерверк и бальные танцы на мосту в старинных костюмах.

Разводной механизм со дня открытия моста и до реконструкции 2012-2013 года был электромеханическим. Огромные цельнолитые шестерни приводились в действие электродвигателем.

В начале XXI века Дворцовый мост исчерпал свой ресурс. Капитальный ремонт начался 21 октября 2012, а завершился 19 октября 2013 года. На время реконструкции движение по мосту не прекращалось. В ходе ремонта разводная часть подверглась полной модернизации. Разводной механизм оснастили современной гидравлической системой. При этом на неразводных частях Дворцового моста сохранились заклепки еще с царских времен.

Дополнительная информация

Дворцовый мост разводится и сводится около 300 раз в год — как правило, дважды в сутки. За ночь под крыльями разведенного моста проходит до 25 судов. На разводке работает бригада из шести человек.

В дни некоторых летних кинофестивалей мост превращается в огромный кинотеатр под открытым небом. Крыло разведенного Дворцового моста со стороны Эрмитажа играет роль экрана площадью более 400 квадратных метров.

Дворцовый мост - Видео

21 апреля 1899 г. несколько плашкоутов моста затонули, ремонт моста продолжался до 13 мая того же года:

21 апреля, в 9½ часов утра, в пазах плашкоутов №№11 и 12 Дворцоваго моста образовалась течь, после чего езда по мосту была прекращена и приступлено к откачиванию воды из помянутых плашкоутов; несмотря однако на своевременно принятые меры, через ¼ часа плашкоут №11 затонул, от чего пришлось закрыть и пешеходное по мосту движение; для спасения же остальных тонувших плашкоутов моста были вызваны пароходы с водоотливными помпами, но все усилия оказались безуспешными: в 1½ час. дня плашкоуты №№ 9, 10, 11, 12, 13 и 14 затонули. Дворцовый мост из воды был поднят, и лишь 13 мая восстановлено по нему экипажное и пешеходное движение .

В 1912 году, после начала строительства постоянного моста, наплавной мост был перенесен к Сенатской площади, где находился до 1916 г., пока не сгорел от искры проходившего по Неве буксира.

Постоянный мост

В 1882 году общественные организации и многие домовладельцы обратились в Городскую управу с просьбой заменить Дворцовый плашкоутный мост постоянным. Исключительно ответственное в градостроительном отношении положение моста, трудные гидрогеологические условия мостового перехода и требования судоходства создавали сложный комплекс проблем, решение которых вызывало большие трудности .

Комиссия Общества гражданских инженеров, которой было поручено откорректировать разработанные Петербургской управой условия конкурса, отмечала, что «ближайшей задачей конкурентов должно быть создание художественного произведения, достойного окружающей обстановки и значения этого пункта русской столицы, при условии рациональной во всех отношениях конструкции» . В апреле 1901 года объявлен конкурс на возведение сразу двух постоянных мостов, Дворцового и Большеохтинского . В конкурсную комиссию судей-экспертов вошли ведущие инженеры-мостовики: Н. А. Белелюбский , С. К. Куницкий , Г. Н. Соловьев, Н. Н. Митинский, В. Е. Тимонов . Академию Художеств представлял профессор архитектуры А. Н. Померанцев .

На конкурс поступило 27 эскизных проектов Дворцового моста и один вне конкурса проект архитектора А.И. Ковшерова, но ни один проект не был принят комиссией. Конкурс продлили до мая 1904 года. Было предоставлено еще 19 проектов. При этом в новых вариантах были учтены замечания экспертов - отказ от пролетных строений с ездой понизу и размещение разводного пролета посередине реки. Наиболее удачным был признан проект Общества «Батиньоль» (по проекту которого строился Троицкий мост) - симметричный пятипролетный мост с разводным пролетом, расположенным посередине реки. Боковые пролеты перекрывались фермами консольно-балочного типа с криволинейным очертаниями нижних поясов . Русско-японская война , революция 1905 г. и последовавшие события вызвали перерыв в проектировании Дворцового моста.

В апреле 1908 года обсуждался вопрос о трассе моста. Для нового моста предлагалась трасса Исаакиевского наплавного моста, против арки здания Адмиралтейства; против истока Зимней канавки (предварительно заключив её в подземную трубу) с въездом на мост под аркой Эрмитажного театра; по оси Мошкова пер. и т.д. Однако реальных результатов это обсуждение не дало .

К весне 1908 г. комиссией экспертов были разработаны новые «технические условия для составления проекта постоянного Дворцового моста». Существенное отличие новых «Технических условий для составления проекта постоянного Дворцового моста», утверждённых городской Думой 24 сентября 1908 г., от программы конкурса 1901 г. заключалось, во-первых, в том, что в них четко указывалось размещение разводного пролета в «средней части реки» и ширина его устанавливалась не менее 42,67 м (в конкурсной программе 1901 г. размещение разводной части не лимитировалось, а ширина требовалась всего 32 м). Во-вторых, требование, чтобы мост соответствовал «красоте вблизи расположенных зданий», существенно корректировалось тем, что выбор конструктивного решения ограничивался: «Мост должен быть с ездой по верху» (в конкурсной программе 1901 г. указывалось, что «система моста представляется на усмотрение проектирующих») .

На конкурс поступило 9 проектов. Проекты предоставили правления обществ Коломенского, Путиловских, Сормовских заводов; архитектор Императорского двора А. Н. Бенуа, при сотрудничестве с архитектором М. М. Перетятковичем (от Санкт-Петербургского металлического завода); Общество «Батиньоль» .

Лучшими были признаны проект Общества «Батиньоль» и проект Общества Коломенских заводов, составленный видным петербургским инженером А. П. Пшеницким . Член комиссии экспертов профессор Академии художеств архитектор А. Н. Померанцев писал о проекте Пшеницкого : «Общее впечатление всей линии моста спокойное. Архитектурная обработка устоев моста проста, серьезна и хороша» . К сооружению был принят вариант Общества Коломенских заводов. Архитектурное оформление по распоряжению президента Академии художеств было поручено архитектору Р. Ф. Мельцеру . Он разработал очень пышное и помпезное оформление: перила сложного рисунка с «чеканными двухсторонними украшениями из толстого листового железа», декоративные карнизы с «картушами, выполненными из толстого железа», восемь фонарей с выкованным из железа декором и т.д . На широких опорах разводного пролета предполагалось поставить четыре больших фонаря-маяка высотой 14 саженей, включавших в себя подъемные машины для людей и балконы вокруг фонарей. Основание фонарей украшалось сложной скульптурой, орнаментами, картушами, императорскими орлами .

Строительство моста началось в конце 1911 года. Литые чугунные арки, изготовленные Коломенским заводом, прибывали водным путём и устанавливались на месте.

Установленный срок окончания строительства моста (ноябрь 1913 года) выдержать было невозможно по многим причинам (более позднее начало работ, задержка в поставке металла для арок и затруднения с доставкой готовых арок, затянувшееся решение архитектурных вопросов) . В -1916 годах пристань со львами была перемещена с трассировки моста на ось восточного павильона Главного Адмиралтейства . 17 апреля 1914 г. во время наводнения была повреждена одна из строившихся опор . Начавшаяся Первая мировая война вовсе затормозила строительство. Лишь к концу 1916 года была готова вся инженерная конструкция моста.

В октябре 1916 года на заседании Городской думы решено было открыть Дворцовый мост для прохода и проезда в недостроенном виде, соорудив «временные» деревянные перила и поставив стандартные чугунные столбы для навешивания фонарей и проводов для трамвая. Покрытие на постоянных пролетах - торцовая мостовая, а на разводном пролете был уложен деревянный настил. На мосту было установлено деревянное перильное ограждение, верхние части опор были обшиты деревом, а вместо гранитных парапетов на опорах и устоях были установлены фанерные. 17 декабря 1916 года было произведено испытание моста на прочность: 34 грузовых автомобиля, каждый из которых с грузом имел массу более 600 пудов, одновременно въехали на мост, заняв все его пролеты . Мост был открыт для движения 23 декабря 1916 года . На торжественное открытие (в отличие от прочих построенных через Неву мостов) прибыло лишь десять процентов приглашенных. Не пришел даже городской голова Делянов, предоставив разрезать ленточку своему заместителю Демкину .

Чугунные перильные решетки появились только в 1939 году . Эти решетки отлиты скульптором И. В. Крестовским по рисунку архитектора Л. А. Носкова . Предполагавшиеся проектом большие украшенные орлами фонарные столбы на опорах моста так и не были установлены.

Мост прошел капитальный ремонт в 1967 году . В 1977 году реконструирован по проекту архитекторов Ю. И. Синицы и М. В. Винниченко и инженеров Т. Д. Ивановой, В. И. Ботвинника. Реконструкции подверглись фонари, настил, разводная часть. В 1997 году была произведена реконструкция моста под руководством инженера Ю. Петрова. В 1994 году сняты трамвайные пути.

Конструкция

Мост пятипролётный металлический с разводным пролётом посередине. Постоянные пролеты перекрыты двухпролётными металлическими клепанными сквозными фермами балочно-неразрезной системы, с криволинейными поясами . Масса стальных конструкций 7770 т (в том числе 2800 т - противовесы разводной части моста) .

Стационарные пролётные строения - двухпролётные металлические клепанные сквозные фермы балочно-неразрезной системы - 38,63 + 47,12 м. В поперечном сечении пролёт состоит из восьми главных ферм раскосной системы с криволинейным нижним поясом. Сечение поясов коробчатое, раскосов и стоек двутавровое. Расстояние между главными фермами - 3,6 м. Все фермы попарно объединены поперечными балками и ветровыми связями. Проезжая часть и тротуары выполнена в виде металлического настила (лотковое железо), прикрепленного к верхним поясам ферм и поперечным балкам, поверх которого уложен слой бетона и покрытие проезжей части.
Разводной пролет двукрылый, раскрывающейся системы с шарнирно прикрепленным противовесом и с неподвижной осью вращения, с электромеханическим приводом и отверстием в свету 56.6 метра. В наведенном положении пролетное строение работает по схеме трёхшарнирной арки . Каждое крыло разводного пролета уравновешено системой противовесов, подвешенных к его нижней части на шарнирах по системе Штрауса . При разводке моста противовесы опускаются в колодцы опор, которые расположены на глубине до 6,0 метров ниже ординара воды в Неве. В поперечном сечении пролёт состоит из восьми главных ферм раскосной системы с нисходящими раскосами и криволинейным нижним поясом. Сечения элементов Н-образные и коробчатые. В пределах длины крыла главные балки связаны между собой продольными и поперечными связями. Масса крыла - 700 т, масса противовесов - 1400 т . Уникальный разводной механизм моста состоит из моторов, крупных шестерней (среди которых есть цельнолитые, сохранившиеся с открытия моста) и тысячетонных противовесов.

Фундаменты левобережного устоя и всех промежуточных опор сооружены на кессонах, опущенных на глубину 23,5-25,89 м от ординара и заполненных камер-бетоном . Тело опор выше обреза кессонов бетонная и железобетонная кладка с гранитной облицовкой чистой тески.

Правобережный устой на деревянном свайном основании. Тело опоры выше обреза ростверка - бутовая кладка с гранитной облицовкой чистой тески. На открылках правобережного устоя с верховой и низовой сторон расположены спуски к воде с площадками облицованные гранитом.

Ограждение на стационарных пролетах гранитное высотой 450 мм, на разводном пролете металлическое высотой 400 мм. Дорожное покрытие на пролетных строениях мелкозернистый асфальтобетон. Покрытие тротуаров на пролетных строениях мелкозернистый асфальтобетон. На пролетах моста установлено чугунное перильное ограждение индивидуального художественного литья. На опорах и устоях моста перильное ограждение завершается гранитными парапетами. Для освещения и контактной сети на мосту установлено 16 опор с архитектурным декором и 4 опоры контактной сети на разводном пролете.

Ремонт

Таким образом ремонт Дворцового моста был начат 21 октября 2012 года, без возведения временных переправ, что значительно осложнило и без того напряжённую транспортную обстановку на Васильевском острове. 19 октября 2013 года был торжественно открыт после реконструкции.

Напишите отзыв о статье "Дворцовый мост"

Примечания

  1. , с. 146.
  2. Букин А.Г. Время уникальных решений // Дороги. Инновации в строительстве: журнал. - Санкт-Петербург, 2013. - № 29 .
  3. //ЗАО "Институт "Стройпроект”
  4. , с. 53.
  5. , с. 54.
  6. , с. 49.
  7. . - СПб. : типография С.-Петербургского градоначальства, 1900. - С. 78-79.
  8. , с. 131.
  9. , с. 115.
  10. , с. 133.
  11. , с. 145.
  12. , с. 134.
  13. , с. 4.
  14. , с. 135.
  15. , с. 5.
  16. , с. 136.
  17. , с. 6.
  18. Б. И. Антонов. «Мосты Санкт-Петербурга». СПб, издательство "Глагол", 2002

Литература

  • Бунин М. С. Мосты Ленинграда. Очерки истории и архитектуры мостов Петербурга - Петрограда - Ленинграда. - Л. : Стройиздат, 1986. - 280 с.
  • Тумилович Е. В., Алтунин С. Е. Мосты и набережные Ленинграда. Альбом. - М .: Издательство Министерства Коммунального Хозяйства РСФСР, 1963. - 298 с.
  • Пунин А. Л. Повесть о ленинградских мостах. - Л. : Лениздат, 1971. - 192 с.
  • Пунин А. Л. Архитектура отечественных мостов. - Л. : Стройиздат, 1982. - 152 с.
  • Кочедамов В. И. . - Л. : Искусство, 1958. - 60 с.
  • Новиков Ю. В. Мосты и набережные Ленинграда / Сост. П. П. Степнов. - Л. : Лениздат, 1991. - 320 с.
  • Горбачевич К. С. , Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга. - 4-е изд., перераб. - СПб. : Норинт , 1996. - С. 71-72, 325. - 359 с. - ISBN 5-7711-0002-1 .
  • Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович , А. Д. Ерофеев и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Лик , 1997. - С. 41. - 288 с. - (Три века Северной Пальмиры). - ISBN 5-86038-023-2 .
  • Волкова М. П. // История Санкт-Петербурга. - СПб: Нестор, 2006. - № 6 (64) . - С. 3-7 .

Ссылки

  • (недоступная ссылка с 05-02-2015 (1583 дня))

Отрывок, характеризующий Дворцовый мост

– Ну, теперь за здоровье красивых женщин, – сказал Долохов, и с серьезным выражением, но с улыбающимся в углах ртом, с бокалом обратился к Пьеру.
– За здоровье красивых женщин, Петруша, и их любовников, – сказал он.
Пьер, опустив глаза, пил из своего бокала, не глядя на Долохова и не отвечая ему. Лакей, раздававший кантату Кутузова, положил листок Пьеру, как более почетному гостю. Он хотел взять его, но Долохов перегнулся, выхватил листок из его руки и стал читать. Пьер взглянул на Долохова, зрачки его опустились: что то страшное и безобразное, мутившее его во всё время обеда, поднялось и овладело им. Он нагнулся всем тучным телом через стол: – Не смейте брать! – крикнул он.
Услыхав этот крик и увидав, к кому он относился, Несвицкий и сосед с правой стороны испуганно и поспешно обратились к Безухову.
– Полноте, полно, что вы? – шептали испуганные голоса. Долохов посмотрел на Пьера светлыми, веселыми, жестокими глазами, с той же улыбкой, как будто он говорил: «А вот это я люблю». – Не дам, – проговорил он отчетливо.
Бледный, с трясущейся губой, Пьер рванул лист. – Вы… вы… негодяй!.. я вас вызываю, – проговорил он, и двинув стул, встал из за стола. В ту самую секунду, как Пьер сделал это и произнес эти слова, он почувствовал, что вопрос о виновности его жены, мучивший его эти последние сутки, был окончательно и несомненно решен утвердительно. Он ненавидел ее и навсегда был разорван с нею. Несмотря на просьбы Денисова, чтобы Ростов не вмешивался в это дело, Ростов согласился быть секундантом Долохова, и после стола переговорил с Несвицким, секундантом Безухова, об условиях дуэли. Пьер уехал домой, а Ростов с Долоховым и Денисовым до позднего вечера просидели в клубе, слушая цыган и песенников.
– Так до завтра, в Сокольниках, – сказал Долохов, прощаясь с Ростовым на крыльце клуба.
– И ты спокоен? – спросил Ростов…
Долохов остановился. – Вот видишь ли, я тебе в двух словах открою всю тайну дуэли. Ежели ты идешь на дуэль и пишешь завещания да нежные письма родителям, ежели ты думаешь о том, что тебя могут убить, ты – дурак и наверно пропал; а ты иди с твердым намерением его убить, как можно поскорее и повернее, тогда всё исправно. Как мне говаривал наш костромской медвежатник: медведя то, говорит, как не бояться? да как увидишь его, и страх прошел, как бы только не ушел! Ну так то и я. A demain, mon cher! [До завтра, мой милый!]
На другой день, в 8 часов утра, Пьер с Несвицким приехали в Сокольницкий лес и нашли там уже Долохова, Денисова и Ростова. Пьер имел вид человека, занятого какими то соображениями, вовсе не касающимися до предстоящего дела. Осунувшееся лицо его было желто. Он видимо не спал ту ночь. Он рассеянно оглядывался вокруг себя и морщился, как будто от яркого солнца. Два соображения исключительно занимали его: виновность его жены, в которой после бессонной ночи уже не оставалось ни малейшего сомнения, и невинность Долохова, не имевшего никакой причины беречь честь чужого для него человека. «Может быть, я бы то же самое сделал бы на его месте, думал Пьер. Даже наверное я бы сделал то же самое; к чему же эта дуэль, это убийство? Или я убью его, или он попадет мне в голову, в локоть, в коленку. Уйти отсюда, бежать, зарыться куда нибудь», приходило ему в голову. Но именно в те минуты, когда ему приходили такие мысли. он с особенно спокойным и рассеянным видом, внушавшим уважение смотревшим на него, спрашивал: «Скоро ли, и готово ли?»
Когда всё было готово, сабли воткнуты в снег, означая барьер, до которого следовало сходиться, и пистолеты заряжены, Несвицкий подошел к Пьеру.
– Я бы не исполнил своей обязанности, граф, – сказал он робким голосом, – и не оправдал бы того доверия и чести, которые вы мне сделали, выбрав меня своим секундантом, ежели бы я в эту важную минуту, очень важную минуту, не сказал вам всю правду. Я полагаю, что дело это не имеет достаточно причин, и что не стоит того, чтобы за него проливать кровь… Вы были неправы, не совсем правы, вы погорячились…
– Ах да, ужасно глупо… – сказал Пьер.
– Так позвольте мне передать ваше сожаление, и я уверен, что наши противники согласятся принять ваше извинение, – сказал Несвицкий (так же как и другие участники дела и как и все в подобных делах, не веря еще, чтобы дело дошло до действительной дуэли). – Вы знаете, граф, гораздо благороднее сознать свою ошибку, чем довести дело до непоправимого. Обиды ни с одной стороны не было. Позвольте мне переговорить…
– Нет, об чем же говорить! – сказал Пьер, – всё равно… Так готово? – прибавил он. – Вы мне скажите только, как куда ходить, и стрелять куда? – сказал он, неестественно кротко улыбаясь. – Он взял в руки пистолет, стал расспрашивать о способе спуска, так как он до сих пор не держал в руках пистолета, в чем он не хотел сознаваться. – Ах да, вот так, я знаю, я забыл только, – говорил он.
– Никаких извинений, ничего решительно, – говорил Долохов Денисову, который с своей стороны тоже сделал попытку примирения, и тоже подошел к назначенному месту.
Место для поединка было выбрано шагах в 80 ти от дороги, на которой остались сани, на небольшой полянке соснового леса, покрытой истаявшим от стоявших последние дни оттепелей снегом. Противники стояли шагах в 40 ка друг от друга, у краев поляны. Секунданты, размеряя шаги, проложили, отпечатавшиеся по мокрому, глубокому снегу, следы от того места, где они стояли, до сабель Несвицкого и Денисова, означавших барьер и воткнутых в 10 ти шагах друг от друга. Оттепель и туман продолжались; за 40 шагов ничего не было видно. Минуты три всё было уже готово, и всё таки медлили начинать, все молчали.

– Ну, начинать! – сказал Долохов.
– Что же, – сказал Пьер, всё так же улыбаясь. – Становилось страшно. Очевидно было, что дело, начавшееся так легко, уже ничем не могло быть предотвращено, что оно шло само собою, уже независимо от воли людей, и должно было совершиться. Денисов первый вышел вперед до барьера и провозгласил:
– Так как п"отивники отказались от п"ими"ения, то не угодно ли начинать: взять пистолеты и по слову т"и начинать сходиться.
– Г…"аз! Два! Т"и!… – сердито прокричал Денисов и отошел в сторону. Оба пошли по протоптанным дорожкам всё ближе и ближе, в тумане узнавая друг друга. Противники имели право, сходясь до барьера, стрелять, когда кто захочет. Долохов шел медленно, не поднимая пистолета, вглядываясь своими светлыми, блестящими, голубыми глазами в лицо своего противника. Рот его, как и всегда, имел на себе подобие улыбки.
– Так когда хочу – могу стрелять! – сказал Пьер, при слове три быстрыми шагами пошел вперед, сбиваясь с протоптанной дорожки и шагая по цельному снегу. Пьер держал пистолет, вытянув вперед правую руку, видимо боясь как бы из этого пистолета не убить самого себя. Левую руку он старательно отставлял назад, потому что ему хотелось поддержать ею правую руку, а он знал, что этого нельзя было. Пройдя шагов шесть и сбившись с дорожки в снег, Пьер оглянулся под ноги, опять быстро взглянул на Долохова, и потянув пальцем, как его учили, выстрелил. Никак не ожидая такого сильного звука, Пьер вздрогнул от своего выстрела, потом улыбнулся сам своему впечатлению и остановился. Дым, особенно густой от тумана, помешал ему видеть в первое мгновение; но другого выстрела, которого он ждал, не последовало. Только слышны были торопливые шаги Долохова, и из за дыма показалась его фигура. Одной рукой он держался за левый бок, другой сжимал опущенный пистолет. Лицо его было бледно. Ростов подбежал и что то сказал ему.
– Не…е…т, – проговорил сквозь зубы Долохов, – нет, не кончено, – и сделав еще несколько падающих, ковыляющих шагов до самой сабли, упал на снег подле нее. Левая рука его была в крови, он обтер ее о сюртук и оперся ею. Лицо его было бледно, нахмуренно и дрожало.
– Пожалу… – начал Долохов, но не мог сразу выговорить… – пожалуйте, договорил он с усилием. Пьер, едва удерживая рыдания, побежал к Долохову, и хотел уже перейти пространство, отделяющее барьеры, как Долохов крикнул: – к барьеру! – и Пьер, поняв в чем дело, остановился у своей сабли. Только 10 шагов разделяло их. Долохов опустился головой к снегу, жадно укусил снег, опять поднял голову, поправился, подобрал ноги и сел, отыскивая прочный центр тяжести. Он глотал холодный снег и сосал его; губы его дрожали, но всё улыбаясь; глаза блестели усилием и злобой последних собранных сил. Он поднял пистолет и стал целиться.
– Боком, закройтесь пистолетом, – проговорил Несвицкий.
– 3ак"ойтесь! – не выдержав, крикнул даже Денисов своему противнику.
Пьер с кроткой улыбкой сожаления и раскаяния, беспомощно расставив ноги и руки, прямо своей широкой грудью стоял перед Долоховым и грустно смотрел на него. Денисов, Ростов и Несвицкий зажмурились. В одно и то же время они услыхали выстрел и злой крик Долохова.
– Мимо! – крикнул Долохов и бессильно лег на снег лицом книзу. Пьер схватился за голову и, повернувшись назад, пошел в лес, шагая целиком по снегу и вслух приговаривая непонятные слова:
– Глупо… глупо! Смерть… ложь… – твердил он морщась. Несвицкий остановил его и повез домой.
Ростов с Денисовым повезли раненого Долохова.
Долохов, молча, с закрытыми глазами, лежал в санях и ни слова не отвечал на вопросы, которые ему делали; но, въехав в Москву, он вдруг очнулся и, с трудом приподняв голову, взял за руку сидевшего подле себя Ростова. Ростова поразило совершенно изменившееся и неожиданно восторженно нежное выражение лица Долохова.
– Ну, что? как ты чувствуешь себя? – спросил Ростов.
– Скверно! но не в том дело. Друг мой, – сказал Долохов прерывающимся голосом, – где мы? Мы в Москве, я знаю. Я ничего, но я убил ее, убил… Она не перенесет этого. Она не перенесет…
– Кто? – спросил Ростов.
– Мать моя. Моя мать, мой ангел, мой обожаемый ангел, мать, – и Долохов заплакал, сжимая руку Ростова. Когда он несколько успокоился, он объяснил Ростову, что живет с матерью, что ежели мать увидит его умирающим, она не перенесет этого. Он умолял Ростова ехать к ней и приготовить ее.
Ростов поехал вперед исполнять поручение, и к великому удивлению своему узнал, что Долохов, этот буян, бретёр Долохов жил в Москве с старушкой матерью и горбатой сестрой, и был самый нежный сын и брат.

Пьер в последнее время редко виделся с женою с глазу на глаз. И в Петербурге, и в Москве дом их постоянно бывал полон гостями. В следующую ночь после дуэли, он, как и часто делал, не пошел в спальню, а остался в своем огромном, отцовском кабинете, в том самом, в котором умер граф Безухий.
Он прилег на диван и хотел заснуть, для того чтобы забыть всё, что было с ним, но он не мог этого сделать. Такая буря чувств, мыслей, воспоминаний вдруг поднялась в его душе, что он не только не мог спать, но не мог сидеть на месте и должен был вскочить с дивана и быстрыми шагами ходить по комнате. То ему представлялась она в первое время после женитьбы, с открытыми плечами и усталым, страстным взглядом, и тотчас же рядом с нею представлялось красивое, наглое и твердо насмешливое лицо Долохова, каким оно было на обеде, и то же лицо Долохова, бледное, дрожащее и страдающее, каким оно было, когда он повернулся и упал на снег.
«Что ж было? – спрашивал он сам себя. – Я убил любовника, да, убил любовника своей жены. Да, это было. Отчего? Как я дошел до этого? – Оттого, что ты женился на ней, – отвечал внутренний голос.
«Но в чем же я виноват? – спрашивал он. – В том, что ты женился не любя ее, в том, что ты обманул и себя и ее, – и ему живо представилась та минута после ужина у князя Василья, когда он сказал эти невыходившие из него слова: „Je vous aime“. [Я вас люблю.] Всё от этого! Я и тогда чувствовал, думал он, я чувствовал тогда, что это было не то, что я не имел на это права. Так и вышло». Он вспомнил медовый месяц, и покраснел при этом воспоминании. Особенно живо, оскорбительно и постыдно было для него воспоминание о том, как однажды, вскоре после своей женитьбы, он в 12 м часу дня, в шелковом халате пришел из спальни в кабинет, и в кабинете застал главного управляющего, который почтительно поклонился, поглядел на лицо Пьера, на его халат и слегка улыбнулся, как бы выражая этой улыбкой почтительное сочувствие счастию своего принципала.
«А сколько раз я гордился ею, гордился ее величавой красотой, ее светским тактом, думал он; гордился тем своим домом, в котором она принимала весь Петербург, гордился ее неприступностью и красотой. Так вот чем я гордился?! Я тогда думал, что не понимаю ее. Как часто, вдумываясь в ее характер, я говорил себе, что я виноват, что не понимаю ее, не понимаю этого всегдашнего спокойствия, удовлетворенности и отсутствия всяких пристрастий и желаний, а вся разгадка была в том страшном слове, что она развратная женщина: сказал себе это страшное слово, и всё стало ясно!
«Анатоль ездил к ней занимать у нее денег и целовал ее в голые плечи. Она не давала ему денег, но позволяла целовать себя. Отец, шутя, возбуждал ее ревность; она с спокойной улыбкой говорила, что она не так глупа, чтобы быть ревнивой: пусть делает, что хочет, говорила она про меня. Я спросил у нее однажды, не чувствует ли она признаков беременности. Она засмеялась презрительно и сказала, что она не дура, чтобы желать иметь детей, и что от меня детей у нее не будет».
Потом он вспомнил грубость, ясность ее мыслей и вульгарность выражений, свойственных ей, несмотря на ее воспитание в высшем аристократическом кругу. «Я не какая нибудь дура… поди сам попробуй… allez vous promener», [убирайся,] говорила она. Часто, глядя на ее успех в глазах старых и молодых мужчин и женщин, Пьер не мог понять, отчего он не любил ее. Да я никогда не любил ее, говорил себе Пьер; я знал, что она развратная женщина, повторял он сам себе, но не смел признаться в этом.
И теперь Долохов, вот он сидит на снегу и насильно улыбается, и умирает, может быть, притворным каким то молодечеством отвечая на мое раскаянье!»
Пьер был один из тех людей, которые, несмотря на свою внешнюю, так называемую слабость характера, не ищут поверенного для своего горя. Он переработывал один в себе свое горе.
«Она во всем, во всем она одна виновата, – говорил он сам себе; – но что ж из этого? Зачем я себя связал с нею, зачем я ей сказал этот: „Je vous aime“, [Я вас люблю?] который был ложь и еще хуже чем ложь, говорил он сам себе. Я виноват и должен нести… Что? Позор имени, несчастие жизни? Э, всё вздор, – подумал он, – и позор имени, и честь, всё условно, всё независимо от меня.
«Людовика XVI казнили за то, что они говорили, что он был бесчестен и преступник (пришло Пьеру в голову), и они были правы с своей точки зрения, так же как правы и те, которые за него умирали мученической смертью и причисляли его к лику святых. Потом Робеспьера казнили за то, что он был деспот. Кто прав, кто виноват? Никто. А жив и живи: завтра умрешь, как мог я умереть час тому назад. И стоит ли того мучиться, когда жить остается одну секунду в сравнении с вечностью? – Но в ту минуту, как он считал себя успокоенным такого рода рассуждениями, ему вдруг представлялась она и в те минуты, когда он сильнее всего выказывал ей свою неискреннюю любовь, и он чувствовал прилив крови к сердцу, и должен был опять вставать, двигаться, и ломать, и рвать попадающиеся ему под руки вещи. «Зачем я сказал ей: „Je vous aime?“ все повторял он сам себе. И повторив 10 й раз этот вопрос, ему пришло в голову Мольерово: mais que diable allait il faire dans cette galere? [но за каким чортом понесло его на эту галеру?] и он засмеялся сам над собою.
Ночью он позвал камердинера и велел укладываться, чтоб ехать в Петербург. Он не мог оставаться с ней под одной кровлей. Он не мог представить себе, как бы он стал теперь говорить с ней. Он решил, что завтра он уедет и оставит ей письмо, в котором объявит ей свое намерение навсегда разлучиться с нею.
Утром, когда камердинер, внося кофе, вошел в кабинет, Пьер лежал на отоманке и с раскрытой книгой в руке спал.
Он очнулся и долго испуганно оглядывался не в силах понять, где он находится.
– Графиня приказала спросить, дома ли ваше сиятельство? – спросил камердинер.
Но не успел еще Пьер решиться на ответ, который он сделает, как сама графиня в белом, атласном халате, шитом серебром, и в простых волосах (две огромные косы en diademe [в виде диадемы] огибали два раза ее прелестную голову) вошла в комнату спокойно и величественно; только на мраморном несколько выпуклом лбе ее была морщинка гнева. Она с своим всёвыдерживающим спокойствием не стала говорить при камердинере. Она знала о дуэли и пришла говорить о ней. Она дождалась, пока камердинер уставил кофей и вышел. Пьер робко чрез очки посмотрел на нее, и, как заяц, окруженный собаками, прижимая уши, продолжает лежать в виду своих врагов, так и он попробовал продолжать читать: но чувствовал, что это бессмысленно и невозможно и опять робко взглянул на нее. Она не села, и с презрительной улыбкой смотрела на него, ожидая пока выйдет камердинер.
– Это еще что? Что вы наделали, я вас спрашиваю, – сказала она строго.
– Я? что я? – сказал Пьер.
– Вот храбрец отыскался! Ну, отвечайте, что это за дуэль? Что вы хотели этим доказать! Что? Я вас спрашиваю. – Пьер тяжело повернулся на диване, открыл рот, но не мог ответить.
– Коли вы не отвечаете, то я вам скажу… – продолжала Элен. – Вы верите всему, что вам скажут, вам сказали… – Элен засмеялась, – что Долохов мой любовник, – сказала она по французски, с своей грубой точностью речи, выговаривая слово «любовник», как и всякое другое слово, – и вы поверили! Но что же вы этим доказали? Что вы доказали этой дуэлью! То, что вы дурак, que vous etes un sot, [что вы дурак,] так это все знали! К чему это поведет? К тому, чтобы я сделалась посмешищем всей Москвы; к тому, чтобы всякий сказал, что вы в пьяном виде, не помня себя, вызвали на дуэль человека, которого вы без основания ревнуете, – Элен всё более и более возвышала голос и одушевлялась, – который лучше вас во всех отношениях…
– Гм… гм… – мычал Пьер, морщась, не глядя на нее и не шевелясь ни одним членом.
– И почему вы могли поверить, что он мой любовник?… Почему? Потому что я люблю его общество? Ежели бы вы были умнее и приятнее, то я бы предпочитала ваше.
– Не говорите со мной… умоляю, – хрипло прошептал Пьер.
– Отчего мне не говорить! Я могу говорить и смело скажу, что редкая та жена, которая с таким мужем, как вы, не взяла бы себе любовников (des аmants), а я этого не сделала, – сказала она. Пьер хотел что то сказать, взглянул на нее странными глазами, которых выражения она не поняла, и опять лег. Он физически страдал в эту минуту: грудь его стесняло, и он не мог дышать. Он знал, что ему надо что то сделать, чтобы прекратить это страдание, но то, что он хотел сделать, было слишком страшно.
– Нам лучше расстаться, – проговорил он прерывисто.
– Расстаться, извольте, только ежели вы дадите мне состояние, – сказала Элен… Расстаться, вот чем испугали!
Пьер вскочил с дивана и шатаясь бросился к ней.
– Я тебя убью! – закричал он, и схватив со стола мраморную доску, с неизвестной еще ему силой, сделал шаг к ней и замахнулся на нее.
Лицо Элен сделалось страшно: она взвизгнула и отскочила от него. Порода отца сказалась в нем. Пьер почувствовал увлечение и прелесть бешенства. Он бросил доску, разбил ее и, с раскрытыми руками подступая к Элен, закричал: «Вон!!» таким страшным голосом, что во всем доме с ужасом услыхали этот крик. Бог знает, что бы сделал Пьер в эту минуту, ежели бы
Элен не выбежала из комнаты.

Через неделю Пьер выдал жене доверенность на управление всеми великорусскими имениями, что составляло большую половину его состояния, и один уехал в Петербург.

Прошло два месяца после получения известий в Лысых Горах об Аустерлицком сражении и о погибели князя Андрея, и несмотря на все письма через посольство и на все розыски, тело его не было найдено, и его не было в числе пленных. Хуже всего для его родных было то, что оставалась всё таки надежда на то, что он был поднят жителями на поле сражения, и может быть лежал выздоравливающий или умирающий где нибудь один, среди чужих, и не в силах дать о себе вести. В газетах, из которых впервые узнал старый князь об Аустерлицком поражении, было написано, как и всегда, весьма кратко и неопределенно, о том, что русские после блестящих баталий должны были отретироваться и ретираду произвели в совершенном порядке. Старый князь понял из этого официального известия, что наши были разбиты. Через неделю после газеты, принесшей известие об Аустерлицкой битве, пришло письмо Кутузова, который извещал князя об участи, постигшей его сына.
«Ваш сын, в моих глазах, писал Кутузов, с знаменем в руках, впереди полка, пал героем, достойным своего отца и своего отечества. К общему сожалению моему и всей армии, до сих пор неизвестно – жив ли он, или нет. Себя и вас надеждой льщу, что сын ваш жив, ибо в противном случае в числе найденных на поле сражения офицеров, о коих список мне подан через парламентеров, и он бы поименован был».
Получив это известие поздно вечером, когда он был один в. своем кабинете, старый князь, как и обыкновенно, на другой день пошел на свою утреннюю прогулку; но был молчалив с приказчиком, садовником и архитектором и, хотя и был гневен на вид, ничего никому не сказал.
Когда, в обычное время, княжна Марья вошла к нему, он стоял за станком и точил, но, как обыкновенно, не оглянулся на нее.
– А! Княжна Марья! – вдруг сказал он неестественно и бросил стамеску. (Колесо еще вертелось от размаха. Княжна Марья долго помнила этот замирающий скрип колеса, который слился для нее с тем,что последовало.)
Княжна Марья подвинулась к нему, увидала его лицо, и что то вдруг опустилось в ней. Глаза ее перестали видеть ясно. Она по лицу отца, не грустному, не убитому, но злому и неестественно над собой работающему лицу, увидала, что вот, вот над ней повисло и задавит ее страшное несчастие, худшее в жизни, несчастие, еще не испытанное ею, несчастие непоправимое, непостижимое, смерть того, кого любишь.

Вид на Петропавловскую крепость сквозь разведенный Дворцовый мост.

В представлении современников разводные мосты и город на Неве составляют неразрывное целое, а размах крыльев Дворцового моста на фоне Петропавловского собора – наиболее узнаваемый символ Санкт-Петербурга. Оказывается, так было не всегда.

История и общая информация

В 2016 году Дворцовый мост, соединяющий центр со , отмечал свой столетний юбилей, что более чем странно для города, построенного на островах 300 с лишним лет назад, ведь его предшественник, первым соединивший берега Невы — Благовещенский мост, не намного старше. Возникает сразу два вопроса. Как преодолевали водные преграды жители города, и почему не было мостов?

Страстный поклонник навигации Петр I для своего творения мосты вовсе не планировал, считая, что они помешают судоходству. Передвигаясь на восьмиметровой четырехвесельной лодке-верейке, он посадил в лодки и всех своих сподвижников, устраивая «смотр» их транспортным средствам по выходным и праздничным дням. А для обывателей предлагались общественные лодки, паромы. По реке и многочисленным каналам курсировали даже венецианские гондолы. Зимой по льду ездили на санях.

Спустя два года после смерти Петра Великого (в 1727 г.) появился первый наплавной мост через Большую Неву, соединявший дворцы, принадлежавшие генерал-губернатору А. Д. Меншикову: один на Васильевском острове (и поныне там), другой был на месте здания Сената и Синода.

Сооружение состояло из барок-плашкоутов, перекрытых деревянным настилом. В том же году Светлейший князь Меншиков подвергся опале и был выслан из Петербурга. Строение разобрали, а на его месте устроили перевоз. Постройку возобновили уже при Анне Иоанновне по ее указу в 1732 году — разраставшийся город остро нуждался в переправе. Наведенное наспех из подручных средств сооружение не выдержало шторма и его разметало по реке, а барки затонули. Но уже с 1733 года ежегодно весной мост наводили, а осенью убирали. Мост был разводным. Он был назван Исаакиевским в честь деревянной церкви, на месте которой впоследствии возвели . Для прохождения мачтовых судов два его центральных пролета отводили в стороны. Одновременно действовали лодочные перевозы через Неву: от Зимнего дворца, Галерного двора, Крюкова канала…

В 1850 году завершается строительство Благовещенского моста, и вскоре наплавной Исаакиевский мост переносят вверх по реке на ось Дворцового проезда и Биржевой площади. Переправа получает название Дворцовый мост, символично соединяя Зимний дворец, олицетворявший высший орган власти, и главную Биржу страны – магнатов российского бизнеса того времени.

Начиная с 1901 года, на протяжении 8 лет трижды объявлялся международный конкурс на создание в этом месте постоянного инженерного сооружения, разводная конструкция которого должна была соответствовать высоким техническим требованиям и «красоте вблизи расположенных зданий». Окончательный этап выиграл Анджей Павлович Пшеницкий – выдающийся архитектор, главный инженер Департамента управления мостами Санкт-Петербурга, окончивший Петербургский институт путей сообщения, автор многих проектов и участник строительства 43 мостов города.

Начало строительства датируется 1912 годом, оно затягивается из-за наводнения, повредившего недостроенную опору, и недостатка средств, уходивших на военные нужды. А плашкоутная переправа, до этого момента находившаяся здесь, вновь возвращается к первоначальному своему месту. Она служила до тех пор, пока кострами не поплыла по реке, вспыхнув ярким пламенем от искры проходившего парохода — в одной из барок хранился запас керосина для фонарей моста, бак с горючим загорелся, огонь, раздуваемый ветром, охватил все сооружение, тросы лопнули. Остатки конструкций относило течением к Благовещенскому мосту, и они тлели у его устоев.

Анна Ахматова так описывала происходившее: «… деревянный Исаакиевский мост, пылая, плывет к устью Невы, а я с моим спутником с ужасом глядим на это невиданное зрелище, и у этого дня есть дата - 11 июля 1916 года …»

Исаакиевский наплавной мост не стали восстанавливать — его приемником стал Дворцовый мост, открытый 23 декабря 1916 года. Мероприятие прошло на редкость скромно, не присутствовали городской голова и члены императорской семьи, — шла война, а неделю назад в был убит их неофициальный духовный наставник Григорий Распутин. Да и сам мост не до конца был оформлен — временные настил и перила были деревянными. Чугунная ограда с простой советской символикой заменит их в 1939 году, а в ходе реконструкции 1967 года установят новый разводной механизм, поменяют настил и фонари.

За время своего существования строение прошло не одну реконструкцию, но старожилам Санкт-Петербурга памятны торжества, посвященные открытию обновленного моста в ноябре 1997 года. Залп пушек возвестил о начале празднования, на мосту танцевали пары в старинных костюмах, звучала музыка. Действо «Дворцовый мост зажигает огни» освещали не только огни фейерверка — состоялось открытие его художественной подсветки.

В период проведения последних ремонтных работ в 2013 году проезд и проход был открыт для транспорта и пешеходов.

Протяженность Дворцового моста составляет 250 м, 22-метровая проезжая часть разделена на 6 полос, а ширина его тротуаров (2,8 м) позволяет пешеходам полюбоваться замечательной панорамой достопримечательностей, расположенных на берегах Невы. Зимний дворец, Исаакиевский собор, находятся на левом берегу, а с противоположной стороны: , Биржа, – в едином завораживающем ансамбле предстают восхищенным взорам.

Дворцовый мост на рассвете.

Красота кадров, сделанных днем в ходе пешеходной прогулки по Дворцовому мосту от к стрелке Васильевского острова, уступает только ночной съемке с прогулочного кораблика. Разведенные крылья Дворцового моста сияют огнями и эффектно выглядят на фоне водной глади и архитектурных шедевров Северной столицы.

Разведенный Дворцовый мост и Эрмитаж (на заднем плане).

Где находится и как добраться

Дворцовый мост находится в историческом центре Санкт-Петербурга, вблизи Эрмитажа, Дворцовой площади и стрелки Васильевского острова.

Ближайшая станция метро «Адмиралтейская».

Ближайшие остановки общественного транспорта:

  • «Дворцовая площадь» (автобусы 7, 10, 24 и 191, троллейбусы 1, 7, 10 и 11);
  • «Университетская набережная д.1» (автобусы 7 и 24, троллейбусы 1, 10, 11);
  • «Биржевая площадь» (автобусы 10 и 191, троллейбус 7).

Дворцовый мост - уникальное архитектурное сооружение, созданное много лет назад. Он и по сей день является одним из величественных мостов в Петербурге. Как же он был создан, какие события предшествовали его появлению, все это мы узнаем, отправившись на машине времени по страницам истории.

Гуляя по набережной Невы можно увидеть уникальное архитектурное сооружение – Дворцовый мост. Даже с мимолетного взгляда мост удивляет своей красотой и величием. В былые времена на месте моста располагался лодочный перевоз. В 1850 году произошло великое событие в жизни Петербурга, был выстроен Благовещенский мост. Этот факт послужил тому, что Биржевой комитет написал письмо Николаю Первому. В нем излагалась просьба, о перенесении Исаакиевского моста к Зимнему дворцу. В 1853 году просьба была удовлетворена, все строительные работы были осуществлены по проекту Ивана Кондратьевича Герарда. Завершилось строительство нового моста 10 декабря 1856 года. Переправа стала носить имя – Дворцовый мост.

Строительство моста

В 1880 году появилась большая потребность в постоянной переправе между Адмиралтейской и Университетской набережной. Однако коллективное письмо в городскую управу было написано лишь в 1882 году. Запрос о строительстве постоянной переправы был отклонен.

В 1896 году у западного фасада Зимнего дворца был создан живописный сквер. Поэтому было принято решение Дворцовый мост перенести на 53,25 метра вниз по Неве. Строительные работы велись с 1896 по 1897 года. В это же время на переправе появилась конная железная дорога.

К весне 1859 года плашкоуты Дворцового моста затонули из-за своей непригодности. Это происшествие дало толчок в решении о строительстве постоянного Благовещенского моста. Но лишь в 1900 было решено заменить временный мост, и соорудить постоянную переправу. В тот же год летом, специальной комиссии было поручено разработать и спроектировать проект постоянного моста через Неву. Стоит отметить, что именно эта комиссия контролировала возведение Троицкого моста.

В 1901 году был объявлен конкурс на строительство Дворцового моста. Всего было отправлено 27 работ, из них 13 проектов были творением петербургских авторов. Городская дума, тщательно изучила все предложенные проекты, но, к сожалению, ни один из них не был одобрен. Но также, проекты были рассмотрены конкурсной комиссии, их мнения с городской думой практически сошлись, за исключением одного проекта. Этим «счастливчиком» оказался проект фирмы «Батиньоль». Было принято решение выкупить полностью права на данный проект, но фирма наотрез отказалась от этой идеи. Они предложили составить и подписать договор на строительство постоянного моста. Согласно смете, итоговая сумма договора составила бы 4 700 000 рублей. В свою очередь комиссии не понравилась эта идея, и было решено провести второй тур конкурса.

После завершения первого тура, было решено, немного переделать условие конкурса. Теперь, требовалось составить проект, с учетом того, что разводной пролет моста располагался бы не у берега, а по центральной части русла.

Во втором туре приняли участие только отечественные предприятия. По завершению тура, специальной комиссии были проверены проекты. По их мнению, с техническим заданием справились все участники конкурса.

В 1911 году 5 февраля был подписан договор о строительстве Благовещенского моста в качестве постоянной переправы. По итогам двух туров, победу одержало «Общество Коломенских заводов». Согласно контракту, готовую переправу они обязаны были сдать 15 ноября 1913 года. Также в одном из пунктов договора гласилось, при строительстве использовать только отечественные материалы и рабочую силу.

Несмотря на то, что договор был официально заключен, конечного плана по строительству моста не было. Автором первоначального проекта от компании «Общество коломенских заводов» был Андрей Павлович Пшеницкий. Идея проекта заключалась в сооружении шестипролетного моста, но, к сожалению, он был отклонен архитекторами и мостостроителями, так как переправа не имела собственного оформления, а Андрей Пшеницкий предлагал полностью скопировать оформление Троицкого моста. Также был проект, цель которого заключалась в сооружении на переправе 28-ми метровых башен с подъемными механизмами. Но такую идею сразу пресекла Академия Художеств.

В проектировании моста кроме Андрея Пшеницкого, также принимали участие Леонтий Бенуа, Мариан Перетяткович и Роберт Мельцер. По мнению инженеров и мостостроителей постоянный Благовещенский мост, был самым сложным в инженерном плане, из всех переправ расположенных на территории Петербурга.

Строительство моста было начато в 1912 году. В 1914 году 17 апреля произошло сильное наводнение, одна из опор переправы была полностью разрушена. Этот факт замедлил строительство моста, ведь на создание новой опоры требовалось время и силы. Ко всему прочему возникла проблема в поставке металлических конструкций. Виной всему была Первая Мировая война. Также постепенно стало не хватать рабочей силы. В итоге все сроки по сдачи переправы, были сорваны.

Новый мост

Прежде чем запустить мост в эксплуатацию, нужно было проверить его на прочность. В 1916 году 17 декабря специальная комиссия провела испытательные работы. Для этого на переправу въехали 34 грузовых автомобиля с общим весом 20 000 пудов. Мост успешно прошел испытание, и комиссия дала добро на открытие моста. 23 декабря движение по переправе было открыто. Но, тем не менее, на этом строительство моста не было завершено, ведь переправа была фактически без художественного оформления. В момент открытия моста были использованы временные перила и настил.

Открытие моста прошло не так торжественно как планировалось. Виной всему была война, к тому же за неделю до этого был убит Григорий Распутин. На церемонии открытия присутствовала царская семья. Из всех приглашенных гостей пришли лишь немногие. Также не было на мероприятии самого главы города, за место него, символическую ленту перерезал его заместитель.

С виду переправа получилась величественная. Общая протяженность составила 260, 1 метра, при ширине 27,75 метров. Вес моста также внушал к себе уважение, металлическая конструкция весила 4 868 тонн. Разводной механизм был продуман лучшими инженерами того времени. Дворцовый мост стал еще одним символом и украшением величественного Петербурга.

В 1918 году на годовщину Октябрьской Революции власти города пришли к решению переименовать переправу. Так в жизнь города вошел Республиканский мост. С таким именем переправа прошла по страницам истории города вплоть до 1952 года. Именно в тот год, вновь появился Дворцовый мост.

В 1939 году было решено заменить деревянные ограждения моста, чугунными. В качестве декора была использованы такие символы как: пятиконечные звезды, колосья, герб и знамена. Автором оформления переправы был Игорь Крестовский, один из лучших скульпторов того времени. А всеми архитектурными работами руководил Лев Носков.

В 1967 году было решено провести капитальный ремонт моста. А в 1977 году при реконструкции моста был полностью сменен настил и разводной механизм. Также было принято решение установить декоративные фонари по всему периметру моста.

В 1997 году Дворцовый мост был полностью обновлен. Все строительные работы шли под руководством Юрия Петрова. Торжественное мероприятие по случаю открытия обновленное переправы состоялось 13 ноября 1997 года. Все началось с пушечного залпа из Петропавловской крепости. Затем на мосту началось красочное представление. Дамы в пышных бальных платьях, кавалеры в камзолах кружились в медленном танце. С берегов доносилась инструментальная музыка. Под конец празднования над Дворцовым мостом был устроен грандиозный фейерверк.

После обновления мост приобрел ночную подсветку. Поэтому многие туристы и жители города любят прогуливаться вдоль набережной с наступлением сумерек. В это время суток, Дворцовый мост обретает другую жизнь, благодаря мерцанию многочисленных огоньков.

В 2013 году была произведена незначительная реконструкция переправы. Во время, которой были заменены некоторые детали механизма.

На сегодняшний день Дворцовый мост остается одним из главных символов города. Он своей красотой и величием продолжает служить городу и его жителям. По мнению многих туристов и местных жителей, развод Дворцового моста является одним из самых захватывающих зрелищ на территории Петербурга.