Экономика        08.02.2024   

Как мы наступаем на одни и теже грабли. Понятие деструктивного поведения. Характеристика основных аспектов Деструктивное поведение в культуре

Деструктивность – термин, который образован от латинского слова destructio, что в переводе обозначает разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо. В психологии этот термин обозначает отрицательное отношение человека, которое он направляет на некие внешние объекты (вовне), либо, как вариант, на самого себя (внутрь), а также поведение, которое соответствует указанным взглядам.

Деструктивность: общее

Доктор Зигмунд Фрейд считал, что деструктивность является обычным свойство абсолютно любого человека, и считал, что вся разница только и заключается в том, на что направлено это явление. Эрик Фромм в работе «Анатомия человеческой деструктивности» уверен, что деструктивность, направленная вовне, является лишь отражением то, что направлена внутрь, и таким образом получается, что если деструктивность личности не направлена на самого себя, то и на окружающих она исходить не может.

Человеческая деструктивность являет собой следствие того, что личность попросту блокирует выход плодотворной энергии, видя различные препятствия на своем пути развития и самовыражения. Именно из-за неудачи в сложном деле самореализации и возникает это патологическое явление. Интересно, но личность остается несчастной даже после достижения целей.

Деструктивность и ее направленность

Как уже говорилось выше, деструктивность может быть направлена вовне и внутрь. Рассмотрим примеры того и другого типа.

Проявлениями деструктивного поведение направленного вовне можно считать следующие факты:

  • уничтожение другого человека (убийство), разрушение его личности;
  • разрушение социума, неких общественных отношений (война, террористический акт);
  • разрушение ценных предметов, например, памятников и произведений искусства (вандализм);
  • разрушение естественной среды (экологический терроризм, экоцид).

Негативные последствия в данном случае прежде всего коснутся именно внешнего объекта, а не самого человека.

К проявлениям деструктивного поведения, направленного внутрь, или аутодеструкции, можно отнести:

  • любое злоупотребление психически активными веществами (токсикомания, алкоголизм, наркотическая зависимость);
  • суицид (умышленное физическое убийство самого себя и саморазрушение личности);
  • зависимость патологическая нехимическая: интернет-аддикция, гэмблинг (страсть к азартным играм), и т.д.

Проявлений может быть много и все они несут определенный вред, какие-то более крупный, какие-то менее.

Деструктивность и деструктивное поведение

Деструктивное поведение являет собой тип разрушительного для человека поведения, которое характеризуется существенными отклонениями от существующих психологических и даже медицинских норм, в результате которого сильно страдает качество жизни человека. Личность перестает критически пересматривать и оценивать свое поведение, возникает непонимание происходящего и когнитивное искажение восприятия в целом. Как итог снижается самооценка, возникают разного рода эмоциональные нарушения, что приводит к социальной дезадаптации, причем в самых крайних проявлениях.

Деструктивность сама по себе присутствует абсолютно в каждом человеке, но проявляется только в сложные, тяжелы, возможно, переломные моменты жизни. Часто это случается с подростками, у которых к проблемам возрастной психики прибавляется еще учебная нагрузка и сложные взаимоотношения со старшим поколением.

В некоторых случаях возможны также деструктивные изменения личности, которые заключаются в разрушении самой структуры личности либо, как вариант, неких отдельных ее компонентов. Встречаются самые разные формы этого явления: деформация мотивов поведения, деформация потребностей, изменения характера и темперамента, нарушения волевого управления поведением, неадекватная самооценка и проблемы в общении с окружающими.

Современные психологические, юридические, социологические исследования обозначают социально неодобряемые, порицаемые формы личностной активности посредством термина деструктивное поведение . Деструктивное поведение рассматривается как форма личностной активности, направленная на разрушение функционирующих социальных структур. Указанная деятельность может носить целенаправленный характер либо быть психологической реакцией на любую личностную или социальную конструкцию.

Особенности деструктивного поведения

Деструктивное поведение базируется на ценностной, характерологической, регуляторной и мотивационно-смысловой сферах личности. Деструкция в отношении других – это одновременно способ обозначения, обнаружения собственной структурированности, которая может быть идентичной остальным представителям социума либо принципиально отличной от них.

Определение 1

Деструктивное поведение, таким образом, представляет собой форму поведения личности, направленную на разрушение внешних структур при одновременном процессе моделирования собственных поведенческих паттернов; дезадаптивно-направленный процесс взаимодействия субъекта с окружающей социально-природной средой, опосредованный индивидуальными характеристиками личности, имеющий форму реакций или поступков.

Поступок предполагает целенаправленную, осознанную форму активности, тогда как реакция характеризуется импульсивностью, необдуманностью.

Деструктивный характер активности личности проявляется в психологических состояниях, ситуационных реакциях, отклоняющихся от норм, а также в форме развития личности, приводящей к дезадаптации в социуме. Другими словами, деструктивность представляет собой отрицательное отношение личности к самой себе и окружающим.

Определенная доля деструктивности свойственна всем людям, главные отличия заключаются в выборе объекта, на который она направлена: на свое внутреннее состояние или на окружающую социально-природную среду.

Цели деструктивного поведения

Целями деструкции, направленной на внешнюю среду, могут быть следующие:

  • физическое уничтожение другого (индивидуальное или массовое);
  • разрушение системы социальных отношений или социума в целом: террористические акты, государственные перевороты, революции и пр.;
  • разрушение неодушевленных предметов, произведений искусства (вандализм), а также окружающей природной среды.

Формы деструктивного поведения

Деструктивная активность личности может принимать различные формы своего проявления. Выделяют следующие формы деструкции:

  • противоправное поведение, обусловленное мотивированными или немотивированными нарушениями (несоблюдением) юридических норм, установленных в обществе;
  • административно-управленческое деструктивное поведение, связанное с прямым невыполнением, несоблюдением социальных норм, с превышением собственных прав и полномочий;
  • индивидуально-целевое, характеризующееся крайне эгоистическим характером, направленное на реализацию личностных интересов в ущерб коллективным, социальным;
  • групповые формы деструкции, направленные на нанесение ущерба обществу;
  • виды индивидуального или коллективного поведения, направленные на насильственное сохранение отживших, консервативных форм социального взаимодействия, что приводит к блокированию процессов развития инициативности, творческого потенциала личности и общества;
  • имитационное поведение, камуфлирующие истинные интересы,

Важно! Деструктивное поведение человека лежит между нормой и общественной патологией.

Деструктивная модель поведения

Деструктивное поведение, как и поведение в принципе, складывается из множества составляющих и отражается на всех уровнях человеческой жизни. В психологии поведение само по себе представлено в виде активной связки «стимул-реакция» и подразделяется на следующие компоненты:

  • внешняя активность (движения, поступки, высказывания);
  • внутренняя активность (мотивации, целеполагание, когнитивная обработка, эмоциональная реакция).

Важно! Внутренняя активность всегда найдёт выход во вне. Деструктивные мысли так или иначе воплощаются в деструктивных действиях.

Деструктивная модель поведения обладает рядом особенностей:

  • вызывает у большинства людей негативную, отрицательную оценку;
  • не соответствует социальным нормам;
  • приносит ущерб, как личности, так и окружающим людям;
  • выступает в качестве ответа на нестандартную ситуацию;
  • связана с отрицательной направленностью личности;
  • развивается в результате отсутствия социальной адаптации;
  • имеет свои собственные индивидуальные черты.

Основу модели разрушительного поведения составляют:

  • отсутствие мотивации;
  • неадекватность;
  • дезадаптивность;
  • аутичность;
  • отсутствие результативности.

Деструктивное поведение

Любое поведение человека реализуется в обществе и носит социальный характер и всегда связано с речью, действием и целеполаганием. Деструктивное поведение отражает низкую степень социализации личности, избегание социума, плохую адаптацию к внутренним и внешним условиям.

Важно! Степень адаптации во многом определяет поведение личности.

Зачастую деструктивное поведение демонстрируется людьми, у которых не развито чувство ответственности, которые не умеют принимать самостоятельные решения и делать выбор. На индивидуальном уровне такие личности чаще склонны выбирать путь аномального поведения. Они могут проявлять своё разрушительное поведение по отношению к следующим социальным устоям:

  1. Духовно-нравственные норм ы (общечеловеческие ценности).
  2. Морально-этические нормы (незафиксированные на бумаге правила).
  3. Правовые нормы (правила, закреплённые в правовых актах).
  4. Организационно-профессиональные нормы (инструкции).
  5. Индивидуальные нормы (права личности в обществе, личная ориентированность на те или иные установки и потребности).

Любая модель поведения закладывается и формируется в детстве. В возрасте 4-5 лет ребёнок усваивает информацию, которая будет определять его взаимоотношения с окружающими. Полноценная семья, члены которой проявляют заботу и внимание друг к другу, благотворно влияет на формирование детской психики, закладывает конструктивные поведенческие основы. Таким образом, люди, не получившие грамотного воспитания, любви и тепла, находятся в группе риска.

Важно! Часто дети перенимают деструктивную модель поведения своих родителей.

Учёные пришли к выводу, что деструктивное поведение успешно развивается на фоне следующих факторов:

  • наличие массовых социальных отклонений (алкоголизм, преступность, бюрократизм);
  • ситуативные отклонения (наличие спекуляций, браков по расчёту и т. д.);
  • ослабление мер общественного воздействия (снижение уровня осуждения, критики со стороны);
  • либерализация мер борьбы с деструктивным поведением (отсутствие штрафов и наказаний за проступки и отклонения).

Виды деструктивного поведения

Классификация деструктивного поведения затруднена, т. к. специалистам приходится работать с плавающей величиной – нормой. Она подвержена изменениям, и то, что сегодня считается приемлемым, завтра будет выходить за рамки адекватного поведения, и наоборот. В основном психологи разделяют деструктивное поведение на две большие группы:

  • делинквентное поведение (выход за правовые рамки, нарушения закона);
  • девиантное поведение (несоответствие общепринятым нормам морали и нравственности).

Многие учёные, психологи и социологи ещё с первой трети XX века задумываются над тем, какое именно поведение можно поместить в рамки девиаций и деструктивного поведения, и всегда ли такое поведение несёт исключительно негативные последствия. Разработано множество классификаций. Приведём таблицу, раскрывающую различные подходы к пониманию деструктивного поведения.

Дата Учёный Классификация Суть
1938 г. Р. К. Мертон Подчинение Принятие общественных целей и средств их достижения
Инновация Принятие общественных целей, но не средств их достижения
Ритуалзм Отрицание цели из-за невозможности её достичь, но сохранение стремления к её осуществлению
Ретретизм Выход из социума из-за несогласия с его целями и средствами их достижения
Мятеж Попытка изменить общественные цели и средства их достижения
1981 г. В. В. Ковалёв Девиации социально-психологического характера — нарушение дисциплины;
— нарушение социальных норм;
— нарушение правовых норм;
— демонстрация саморазрушения.
Девиации патологического характера — патологические;
— непатологические.
Личностно-динамические девиации — реакция;
— развитие;
— состояние.
1987 г. Ф. Патаки Преддевиантный синдром (предпосылки к девиантному поведению) — аффективный тип поведения;
— конфликты в семье;
— агрессивные действия;
— стремление к асоциальному поведению в детстве;
— непереносимость учебного процесса;
— низкий уровень интеллектуального развития.
Основы девиантного поведения (устойчивые формы) — преступление,
— алкогольная зависимость,
— наркотическая зависимость,
— суицид.
1990 г. Ц.П.Короленко Нестандартные действия Мотивированное деструктивное поведение , выходящие за рамки общепринятых норм.
Деструктивное поведение — поведение, направленное на нарушение социальных установок;
— уход от реальности с помощью психотропных веществ;
— нарушение прав и законов;
— саморазрушение (конформизм, нарциссизм, фанатизм, аутизм, суицид).
1995 г. В. Н. Иванов Докриминогенное поведение Игнорирование правил поведения в общественных местах, мелкие проступки, употребление наркотических веществ.
Криминогенное поведение Уголовно-наказуемые преступления
2001 г. Ю.А. Клейберг Негативное поведение Саморазрушение
Позитивное поведение Творчество
Нейтральное поведение Попрошайничество
2004 г. Е.В.Змановская Антисоциальное поведение Нарушение норм права, законов, несение уголовной ответственности.
Асоциальное поведение Нарушение этических норм, приводящее к трудностям в межличностном общении.
Аутодеструктивное поведение Поведение так или иначе влекущее за собой вред самому себе.
2010 г. Н. В. Майсак Девиации по характеру поведения — конструктивное поведение (творчество);
— аутодеструктивное (зависимости и склонность к суициду);
— внешнедеструктивное (правовые нарушения, коммуникативные отклонения).
Девиации по уровню принятия обществом — одобряемое (адаптация к группе);
— демонстрация нейтралитета (неоднозначность в оценке поведения);
— неодобряемое (отклонение от этических и правовых норм).

Деструктивные формы поведения

Аномальное поведение может принимать различные формы в контексте взаимоотношения с социумом и адаптации к нему:

  1. Радикальная адаптация (попытка изменить, неустраивающий человека мир).
  2. Гиперадаптация (постановка недостижимых целей).
  3. Конформистская адаптация (подстройка под общепринятые нормы, с которыми индивид не согласен).
  4. Девиантная адаптация (мотивированное деструктивное поведение, выход за рамки нормы).
  5. Социально-психологическая дезадаптация (открытое отрицание необходимости в адаптации к социуму, приложение усилий, чтобы этого избежать).

Также деструктивное поведение может выражаться в виде следующих симптомах:

  • агрессивное поведение по отношению к людям;
  • враждебность при общении;
  • склонность к разрушению вещей;
  • желание расстроить уклад жизни близких;
  • отсутствие возможности испытывать эмоции;
  • угроза чужой и собственной жизни.

Деструктивное поведение в конфликте

Конфликт – это открытое столкновение интересов отдельных личностей или даже групп лиц. Психологи не призывают избегать конфликтных ситуаций, но, напротив, советуют научиться управлять их ходом. В таком случае конфликт приобретает статус конфронтации, цель которой – конструктивно разрешить ситуацию, прийти к консенсусу для всех конфликтующих сторон. Деструктивное поведение в этом случае заключается в неумении адекватно вести конфронтацию. Таким образом, мы имеем следующие стратегии ведения конфликта:

  • Конструктивная . Человек стремится уладить спорную ситуацию миром, предлагая рабочие решения, которые удовлетворили бы обе стороны.
  • Деструктивная. Отсутствие навыков ведения конфронтации заключается в намеренном обострении конфликта, переходе на личность оппонента, неумении выслушать, излишнем эмоционировании. Девиант провоцирует соперника на агрессию и усугубление проблемы.
  • Конформистская . Отдельно стоит отметить и этот вид неадекватной и отчасти деструктивной стратегии по ведению конфликта. В этом случае человек легко подчиняется оппоненту, старается избежать неприятного спора и быстрее его закончить, соглашаясь со всем, что ему говорят.

Социально-деструктивное поведение

Социально деструктивное поведение связано с социальной дезадаптацией – отсутствием понимания правил, по которым существует и функционирует человеческое общество. Человек, который демонстрирует деструктивное и асоциальное поведение , не в состоянии найти себя в обществе. Тем самым разрушительный характер его поведения только усиливается. Социально-деструктивные паттерны его поведения могут выражаться следующим образом:

  1. Социальная и личностная дискредитация . Подрыв репутации или авторитета личности. Склонность к критике, осуждению. Открытое оскорбительно-непочтительное поведение.
  2. Конкуренция . Деструктивное поведение может быть вызвано опасением за свои позиции в коллективе, что приводит человека к попыткам самоутверждения через других членов этого коллектива.
  3. Уход от искреннего общения . Личность, демонстрирующая разрушительные паттерны поведения, избегает открытого общения. Вряд ли он сможет адекватно ответить на прямой вопрос «зачем ты ведёшь себя таким образом?»

Профилактика деструктивного поведения

Работа по предотвращению деструктивного поведения должна начинаться с семьи и школьного образования. Именно в этом возрасте детям необходимо закладывать те идеалы, которые станут для них проводниками в мире взрослых людей.

Важно! Основная сложность, с которой сталкиваются родители и педагоги, заключается в том, что дети с деструктивными паттернами считают своё поведение нормой.

Психологи, работающие с детьми, дают несколько советов, которые помогут вырастить полноценную личность, вписывающуюся в социальные рамки:

  1. Поймите своего ребёнка . Первое, что необходимо сделать родителю и педагогу, это понять, почему ребёнок действует именно так, почему он демонстрирует деструктивное поведение.
  2. Создайте баланс на уровне надо-могу-хочу . Чтобы привить ребёнку полезные привычки (от чтения книг, до ежедневных походов в школу), необходимо соблюсти пропорцию между необходимостью, возможностью и желанием ребёнка это делать. Учитывая эти параметры, и объяснив ему, зачем нужно делать так, а не иначе, можно добиться того, что ребёнок выйдет из автоматического следования нормам и приобретёт мотивацию к их выполнению.
  3. Активируйте личностные ресурсы подростка. Помогите ребёнку реализовывать себя в разных направлениях деятельности. Экспериментируйте, добивайтесь того, чтобы он нашёл себе занятие по душе. Это благоприятно скажется на процессах его социальной адаптации.
  4. Решайте задачу взросления . Инфантильное расстройство личности часто становится фактором риска для появления аутодеструктивного поведения. Помогайте ребёнку постепенно становиться взрослым. Создайте ему условия для безболезненного перехода в мир ответственности и самостоятельного принятия решений.
  5. Проявляйте меньше агрессии . Старайтесь терпимее относится к промахам своего ребёнка. Вместо того, чтобы ругать его, объясните где он ошибся, и покажите на личном примере, как надо было сделать.
  6. Использовать телесно-ориентированный подход . Психологи советуют научиться работать со своим телом, понимать его, дифференцировать эмоции и их локализацию в организме. Это поможет ребёнку в процессе самоидентификации, научит его понимать себя и других.

Чувство долга – конструктивное или деструктивное чувство для личности?

Деструктивное поведение - межотраслевой предмет изучения многих наук гуманитарного направления. Интерес к нему остается на протяжении всего развития психологии и возрастает в последнее десятилетие, что подтверждает увеличение количества публикаций, по данной проблеме. Вместе с тем, в исследовании деструктивного поведения сохраняются нерешенными некоторые важные вопросы: не выработана единая психологическая доктрина деструктивного поведения; требуют конкретики теоретические подходы к сущности деструктивного поведения и стилю его реализации.

Категория деструктивного поведения в психологической науке не нова. Основателем деструкции как основного термина понимания фундаментальной онтологии является М. Хайдеггер . Для раскрытия сути данного термина, автор определяет признаки деструктивности, к ним относятся открытость существования, самоидентификация личности, представленность бытия человека перед «ничем», предрасположенность к деградированию человеческого бытия, ассимиляция в «бытие с другими». До сегодняшнего дня дискуссионной остается тема о многоаспектности деструктивного поведения. Так, в первой половине ХХ века биологами собрано много эмпирического материала, доказывающего о врожденной склонности к деструктивности. Но требуется отметить, что анализ деструкции гуманитарными науками помогает констатировать факт об общественной природе категории деструктивного поведения, формируемой в результате становления личности.

В основе такой констатации лежат предпосылки историко-культурной теории Л.С. Выготского , утверждающие, что в ходе личностного развития требуется разграничить биологическую сформированность (являющуюся плодотворной почвой развития человека) и культурную развитость (появляющуюся в процессе налаживания общественных отношений). Последователями Л.С. Выготского тоже исследовалось формирование специфических характеристик личности под влиянием внешней среды (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев), что позволило прийти к выводу о том, что деструктивное поведение возникает под влиянием нестабильных общественных отношений индивида.

В произведении Э.Фромма «Душа человека» (1964) ученый утверждает на том, что главным мотивом выбора индивида агрессивного поведения становятся социальные условия, общественная среда. Исследование категории деструкции было продолжено Э. Фроммом в работе «Анатомия человеческой деструктивности» (1973) . Изучая психологические стороны жизни первобытных племен, исследователь приходит к выводу о том, что деструктивность невозможно отнести к врожденным свойствам личности, ни к элементам любой «человеческой натуры», вынося постулат о социальности анализируемого феномена.

С изданием трудов Э. Фромма начался период активного исследования деструкционного поведения, однако по настоящее время есть множество проблем, которые связаны с установлением содержания категории деструкции. Подобные обзоры, как правило, фрагментарны и не имеют четких выводов.

К примеру, разграничением терминов «деструктивное», «агрессивное» и «девиантное» поведение» занималась кандидат психологических наук Л.Г. Гребенщикова. Но, в работе автор не раскрывает своего взгляда на рассматриваемый вопрос и в итоге подчеркивает, что данные понятия не тождественны и имеют сложную взаимосвязь. Последние годы в психологии выделяется подход, рассматривающий девиантное поведение как «устойчивое деструктивное поведение индивида, последовательно нарушающее сложившуюся систему межличностных взаимодействий» . Нельзя безоговорочно принять данную точку зрения, поскольку не каждая девиация носит деструктивный характер, однако любая деструкция по содержанию является девиантной.

В связи с этим обратим внимание на современный подход к изучению деструктивного поведения, разработанный К.В. Злоказовым и В.Б. Куликовым, где исследуемая категория тесно связано с понятием норма, а точнее с нарушением границ нормы. Определений нормы существует много. Норму определяют как идеал, требование, предписание, образец поведения, мера заключения о чем-либо и мера оценки, предел, среднестатистический показатель, инструмент регулирования и контроля, функциональный оптимум и т.д. Подчеркнем, что по мнению авторов статьи, деструктивное поведение основано на разрушительном характере действий, что как следствие деформирует структуру общества.

Достаточно интересен философский аспект исследуемого вопроса, который представлен в трудах И.В. Лысак . Автор предлагает подвергать анализу не просто деструктивное поведение, а деструктивную деятельность, мотивируя свой подход тем, то только человеку (индивида) присуща деятельность, в то время как поведение может быть и у животных. Основываясь на такой позиции И.В. Лысак дает следующую трактовку деструктивной деятельности — « это специфическая форма активного отношения субъекта к миру, основным содержанием которой является разрушение существующих объектов и систем». Несмотря на то, что автор подробно исследует категорию деструктивности, этот подход, по нашему мнению, не достаточно подходит для психологии. Из рассмотренной выше дефиниции становится ясно, что И.В, Лысак объединяет категории деятельности и деструктивности в одну смысловую единицу, что противоречит мнению российских психологов С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. Следовательно, понятие «деструктивное поведение» становится наиболее подходящим для дальнейшего исследования данной категории именно в психологии.

Все современные исследования, в которых проводится анализ категории деструктивного поведения можно разделить на 2 группы. Некоторые авторы применяют раннее данные определения понятия «деструктивное поведение» (Е.В. Ермасов; С.С. Богдан; Л.Г. Гребенщикова; Н.В. Майсак; Р.В. Бисалиев, А.С. Кубекова, А.В. Хаджимурадов) (Приложение А, табл.1) — большая часть авторов применяют в качестве методологической основы интегративный подход, в одном случае использован гуманистический подход; другие авторы предлагают своё понимание этого феномена (В.Б. Куликов,К.В. Злоказов; Ю.А. Клейберг; Н.Н. Кошкарова,С.Г. Нестерцова; Н.Н. Ниязбаева; В.Ц.Цыренов; Л.Г.Гребенщикова; З.К. Давлетбаева; Е.В. Ермасов; С.О. Ларионова) (Приложение Б, табл.2).

Основным признаком деструктивного поведения следует считать неадекватные поведенческие реакции на внешние раздражители (стрессы, проблемы и конфликты, в ответ на которые, при наличии вариантов стратегий разрешения, преобладать будут разрушительные действия). К примеру, статистический анализ попыток суицида, имеющих ярко выраженный аутодеструктивный характер, среди подростков и юношей и дает возможность утверждать о неспособности их выйти из стрессовой, проблемной или конфликтной ситуации. Итогом этого фрустрирующего поведения и становится суицид, как единственно возможный способ разрешения ситуации.

Другим признакомдеструктивного поведения считают несогласованность целей и мотивовдеструктивного поведения. Эта особенность выражается в частом побуждении кдеструктивным действиям, приводящим к превалированию отрицательных мотивовсвязанных с разрушительными действиями, хотя, не всегда осознаваемых индивидом.На основании этого, итогом деструктивного поведения становитсясамоидентификация индивида, которому присуще такое поведение. Внутренняямотивация, детерминирующая характер деструкций (на себя или других), в основномобращена на рост самооценки, приобретении уверенности и формирование положительногоотношения к себе. Следующим признаком деструктивного поведения необходимосчитать дестабилизацию межличностных отношений.

Отметим, что деструктивное поведение частично, а затем и в полном объеме заменяет межличностные отношения на погружение в мир деструктивных идей. Относительно аддиктивного поведения, как одном из типов деструкции, Ц.П. Короленко и Т.А. Донских пишут: «эмоциональные отношения с людьми при этом постепенно все больше нарушаются. Это выражается в уменьшении общительности, в уходе от реальности, нарастающей изоляции от других людей».

Кроме того, признаком, позволяющим отграничить деструктивное поведение от иных форм девиаций, является четко выраженный деструктивных характер. Деструктивное поведение, по мнению Л.Г. Гребенщиковой , выражается в агрессивности, жестокости, враждебности, дестабилизации существующего порядка, причинении морального и материального ущерба, разрушении существующих объектов и систем, непосредственной угрозе для жизни (как своей, так и чужой), переживании страдания (самим человеком или окружающими его людьми), хронической или сиюминутной атрофии чувств.

К выделенным автором признакам деструктивного поведения, по нашему мнению, необходимо добавить склонность к импульсивным поступкам, стремление к доминированию, замкнутость, эмоциональную неустойчивость, отсутствие самоконтроля, неразвитую рефлексию. Эти характерные особенности деструктивного поведения способны разрушить структуру личности и могут быть рассмотрены в качестве комплекса показателей деструктивного поведения индивида. В результате проведенного исследования, предложим свое определение данной категории. Мы полагаем, что деструктивное поведение представляет целенаправленную систему взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом с целью разрушения личностной или социальной структуры.

9 29 727 0

Деструктивный вид поведения являет собой отклонение от общепринятой нормы поведения и морали и носит разрушающий характер. Разрушения затрагивают все сферы жизни человека: здоровье, отношения с друзьями, социализация и т.д.

Деструктивная модель характерна для 89% людей на планете и проявляется в тяжелые, переломные моменты жизни.

Но чаще всего такое расстройство характерно для подростков, которые ввиду своего переходного возраста, отсутствия достаточного внимания со стороны взрослых, влияния улицы, подмены настоящих ценностей, приоритетов и ряда других причин поддаются такому поведению. Для того, чтобы понять, как справиться с такой проблемой, нужно понять что вызвало такое поведение. Разобравшись в этом, можно без большого труда и посторонней помощи справиться с деструктивностью. Обо всем этом мы расскажем в статье.

Почему возникает деструктивная модель поведения

Для человека с детства примером для подражания становится семья и родители. К 4-5-летнему возрасту, ребенок получает запас знаний и понимания человеческих взаимоотношений, которым он будет руководствоваться в дальнейшей жизни.

Если конструктивная модель поведения является нормой в семье ребенка, все члены семьи проявляют заботу друг о друге, решают проблемы разумными способами, а не посредством скандалов и упреков, ребенок не видит постоянных пьянок и растет в гармоничной обстановке, то в его жизни маловероятно развитие такого отклонения. Если происходит наоборот, первенец в группе риска.

Деструктивная деятельность имеет два вектора направления:

  1. Внешние проявления (вандализм, жестокость к животным и людям, войны, теракты, экоцид).
  2. Направление на внутренний мир человека или саморазрушение (употребление алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ, суицид и т.д).

Состояние усугубляется при наличии некоторых факторов:

  • Алкоголизм, разгул преступности, отсутствие мер наказания со стороны государства и правящего класса;
  • Браки по расчету, различные спекуляции;
  • Общественное безразличие (падение уровня критики и осуждения со стороны);
  • Несовершенность или полное отсутствие мер наказания за проступки.

Характерные признаки

  • Жестокое и враждебное отношение к окружающим;
  • Агрессия в общении;
  • Тенденция к разрушению материальных вещей и ценностей;
  • Тенденция к разрушению уклада жизни близких людей;
  • Отчуждение от эмоций и чувств, что приводит к неспособности чувствовать что-либо;
  • Представление опасности для собственной жизни и жизни близких.

Виды разрушительного поведения

Психологам тяжело четко определить, что же собой являет деструктивная деятельность, поскольку она неразделима с понятием нормы, а норма, все же, является понятием нестабильным.

Основная классификация видов такого поведения приведена ниже.

    Делинквентное

    Являет собой противозаконные действия человека, что влечет за собой криминальную, административную и правовую ответственность.

    Девиантное

    Модель поведения, противоречащая моральным, нравственным и этическим представлениям общественности (отличие от признанной нормы поведения).

Формы

Формы деструктивной модели могут варьироваться и отличаться в зависимости от сложившихся отношений с социумом и социальной адаптации личности.

Деструктивный конфликт - какой он?

Конфликт являет собой противоречие взглядов и интересов отдельных людей или групп лиц. Психологи призывают . В таком случае все стороны смогут высказать свое видение и прийти к консенсусу.

Деструктивное поведение характеризуется неумением адекватно воспринимать чужое мнение.

В этом случае есть два варианта ведения конфронтации:

  1. Деструктивный – индивид намерено обостряет конфликт, переходит на оскорбления и личности, излишне эмоционален, провоцирует оппонента на агрессию, усугубляя тем самым ситуацию.
  2. Конформистский – в этом случае человек подчиняется оппоненту без оговорок, даже если он с ним не согласен.

В обеих моделях подход к решению конфликта не верен, так как спорная ситуация таким образом не разрешается и оставляет возможность в дальнейшем ситуации повториться.

Чем деструктивность опасна для общества

От воздействия деструктивного человека могут страдать семья, коллектив, друзья, незнакомые люди, если речь идет об убийстве и других проявлениях делинквентного поведения. Также это подрывает психологическое здоровье самого индивида, поскольку он также пытается разрушить себя.

Личность может не понимать, что несет угрозу обществу. Именно поэтому человек нуждается в помощи, так как деструктивная модель со временем может перерасти в .

Как деструктивному человеку измениться в лучшую сторону

Для изменения состояния нужно усиленно работать над собой. По возможности, следует , если степень расстройства достаточно сильна.

и способность к состраданию

Если человек проявляет сострадание и сочувствие к другим, значит, он ощущает намного меньше агрессии к себе самому и к окружающим. Люди перестанут бояться его и начнут с ним общаться, помогать и проявлять ответные чувства.


Не бойтесь

В психологии все страхи делятся на истинные и ложные. Истинные страхи являют собой обстоятельства, которые несут реальную угрозу жизни и здоровью; ложные – все те страхи, которые человек ощущает по отношению к себе. Не бойтесь показаться смешным, неполноценным, несовершенным. Самое главное – ваше собственное адекватное восприятие самого себя. Тогда никто не сможет вас унизить или оскорбить.

Отсутствие разрядки может негативно повлиять на здоровье индивида, поэтому стоит подыскать для себя наиболее подходящий метод выхода эмоций. Для кого то это может стать музыка, кому-то больше по душе бег, кому-то нужно поколотить боксерскую грушу, а кто-то находит себя в арт-направлениях. Главное – чтобы это приносило эмоциональную разгрузку.

Начните уже, не отходя от экрана, заниматься эмоциональной разрядкой. Многие психологии практикуют в последнее время раскраски “Антистресс”. Ниже у вас есть возможность воспользоваться этой методикой абсолютно бесплатно.

Выберите как хотите закрашивать.

Если вы сами для себя будете полноценным и самодостаточным человеком, вам не придется никому ничего доказывать и самоутверждаться через других людей. Для этого займитесь личностным ростом и растите в своих глазах по отношению к себе вчерашнему.

Частые "вопросы - ответы"

    Какая есть профилактика деструктивного поведения?

    Так как деструктивному поведению наиболее подвержены подростки, а после люди, которым не уделялось должное время на воспитание, профилактические работы должны начинаться в семье с детства, иногда приобщая психолога. Алгоритм действий в следующем: понимание ребенка – баланс между желанием, возможностью и необходимостью – активизация личностных ресурсов и мотивов – отсутствие агрессии – мягкий переход к взрослению и ответственности.

    "Деструктивно" это как?

    Синонимы данного понятия – неплодотворно, разрушительно, гибельно, нестабильно, то, что опустошает, нарушает нормальную структуру.

    Что такое деструктивная деятельность?

    Что такое конструктивное поведение?

    Что такое деструкция в психологии?

    Что такое деструктивный подход?

    Что такое конструктивная и деструктивная агрессия?

    Конструктивная агрессия – это активная, любопытная позиция в жизни, желание устанавливать межличностные контакты, несмотря на препятствия и противоречия, идти к своей цели даже в неподходящих условиях, умение постоять за свое мнение, вступая в продуктивные конфликты. Данный тип агрессии дает возможность проявлять открыто свои эмоции, эмпатические переживания, интересы и мечты.
    Деструктивная агрессия, наоборот, это процесс разрушительный и уничтожающий «врагов» посредством оскорбления, унижения, высмеивания; проявления зла и желания истребить тот объект, что является в данный момент раздражителем.

    "Самодеструктивное поведение" это как?

    Иными словами, саморазрушающее. Это тип поведения человека, при котором его поступки, мысли, осознанные и подсознательные реакции направлены, чтобы принести себе вред – физический или психологический. Критическая форма – суицид, распространенная – вредные привычки, самокалечение, усугубление неприятной ситуации.

    Это такой тип личности, что можно охарактеризовать как «плодотворный и результативный». Такой человек умеет рационально вести себя в обществе, выделить и структурировать важное для себя, его слова и действия логичны, грамотно сформулированы, имеют эффективность и лишены агрессии. Люди, обладающие качеством конструктивности, мыслят в правильном порядке, движутся по направлению к своей цели.

    Деструктивные отношения – это какие?

    Их ещё называют «токсичные», потому что они не здоровые, в них плохо. Это такой вид отношений между людьми, когда один из пары теряет себя как личность, подвергается любому виду насилия и контроля, манипуляции чувством вины, чувствует массу негатива в свой адрес, саморазрушается, но не может разорвать связь, так как ощущает острую зависимость от партнера.

    Понравилась инструкция? 9 Да Нет 0