Эзотерика        12.12.2023   

Как определить стилевую принадлежность текста. Определение стилевой принадлежность текста Книжный или разговорный

  • 3.2. Орфоэпические и акцентологические нормы
  • 3.3. Морфологические нормы
  • 1. Определите род имен существительных и согласуйте с ними прилагательные:
  • 2. Выберите из данных в скобках нужную форму и запишите получившиеся словосочетания:
  • 3. Поставьте имена собственные в нужной форме:
  • 4. Раскройте скобки, определите род имен прилагательных, существительных и глаголов (в прошедшем времени), относящихся к именам собственным:
  • 5. Выпишите слова, которые нежелательны для употребления в случаях официального общения:
  • 6. А) Поставьте существительные в форму именительного падежа множественного числа:
  • 7. Выберите нужный вариант окончания родительного падежа:
  • Род имен существительных
  • Окончания имен существительных в форме именительного падежа множественного числа
  • Окончания имен существительных в форме родительного падежа множественного числа
  • 1. Написанные цифрами имена числительные замените словами:
  • 2. Укажите номера правильных вариантов:
  • Склонение числительных
  • 1. Проанализируйте использование личных местоимений в комической миниатюре а.П. Чехова «Ты и вы». Что делает речь рассказчика неясной и невразумительной?
  • 2. Раскройте скобки и выберите нужную форму местоимения. В каких конструкциях допустимо употребление обоих притяжательных местоимений? с чем это связано?
  • 1. Какие нарушения норм, связанные с употреблением форм сравнительной степени прилагательных, допущены в этих предложениях? Исправьте:
  • 1. Откройте скобки, составьте и запишите словосочетания с данными однородными членами:
  • 2. Откройте скобки, составьте и запишите словосочетания с данными словами:
  • 3. Закончите предложения, употребив слова из скобок в нужной форме. Используйте, где это необходимо, предлоги:
  • 4. Согласуйте сказуемое с подлежащим, допишите окончания:
  • 5. Выберите правильную форму координации подлежащего и сказуемого в следующих предложениях:
  • 6. Дайте стилистическую оценку координации главных членов предложения в приведенных примерах. В случае необходимости устраните речевые ошибки:
  • 7. Отредактируйте данные предложения, устранив нанизывание падежей, затрудняющее понимание:
  • 8. Устраните ошибки в употреблении деепричастных оборотов:
  • 9. Исправьте ошибки в построении словосочетаний и предложений:
  • 3.5. Лексические нормы
  • А) Значение слова и лексическая сочетаемость
  • 1. Прокомментируйте и исправьте ошибки, связанные с неточным пониманием значения выделенных слов:
  • 2. Укажите и исправьте ошибки, связанные с неточным выбором слова:
  • 3. Прокомментируйте случаи нарушения лексической сочетаемости слов и исправьте предложения:
  • 4. Укажите случаи нарушения сочетаемости слов. Объясните, в чем они состоят. Исправьте предложения:
  • Б) Многозначность и омонимия
  • 1. В следующих предложениях найдите омонимы. Заменив омонимы синонимами (синонимическими сочетаниями), устраните двоякий смысл высказываний:
  • 2. Объясните, почему выделенные слова употреблены неудачно. Исправьте ошибки в словоупотреблении:
  • В) Плеоназм и тавтология
  • 1. Определите, какие из приведенных плеонастических словосочетаний закрепились в языке, а какие противоречат языковой норме:
  • 3. Найдите случаи тавтологии и исправьте фразы:
  • 4. Устраните речевую избыточность и тавтологию:
  • Г) Паронимы
  • 1. Объясните разницу в значении словосочетаний (см. Приложение):
  • 2. Подберите подходящие синонимы из скобок к данным паронимам:
  • 3. Выберите нужное слово из данных в скобках:
  • 4. Определите значение паронимов, составьте с ними словосочетания:
  • Д) Синонимы
  • 2. Составьте словосочетания прилагательных и глаголов с заключенными в скобки существительными:
  • 3. Выберите нужное слово из стоящих в скобках:
  • 4. Исправьте в приведенных ниже предложениях ошибки, заменив неправильно употребленные слова близкими по значению:
  • 5. Найдите и исправьте в приведенных ниже предложениях ошибки, связанные с неправильным употреблением синонимов:
  • Е) Антонимы
  • 1. Подберите к следующим словам пары с противоположным значением:
  • 2. Устраните ошибки, связанные с немотивированным использованием слов, противоположных по значению:
  • Тема 4. Коммуникативный аспект культуры речи
  • 1. Укажите в газетных текстах речевые ошибки, возникшие вследствие неоправданного употребления заимствованных слов. Исправьте предложения:
  • 2. Подберите синонимы к заимствованным словам. Определите случаи «вытеснения» исконного слова заимствованным:
  • 3. Составьте словосочетания или предложения с данными словами иноязычного происхождения:
  • 4. Составьте словарик иностранных слов (заимствований), включив в него наиболее значимые, на ваш взгляд, слова (10–12 слов).
  • 5. Найдите в предложениях примеры метафоры, метонимии, синекдохи:
  • 6. Какие изобразительно-выразительные средства использованы в приводимых ниже примерах?
  • Тема 5. Культура научной речи
  • Логическая схема текста
  • 2. Составьте логическую схему текста: Факторы, вызывающие изменения климата
  • 3. Докажите принадлежность данного текста к научному стилю:
  • I. Схема построения вводной части научного произведения (курсовой и дипломной работы, проблемной статьи и т.П.):
  • II. Схема построения заключительной части научного произведения:
  • Образец анализа научного текста
  • 10. Какому виду текста (аннотация, реферат, рецензия) соответствуют следующие обороты:
  • 11. Выделите типичные части аннотации:
  • 12. Разделите аннотацию на части, найдите ключевые слова:
  • 13. Отредактируйте текст аннотации:
  • Рождение Вселенной из «ничего»
  • 15. Подчеркните типичные для текста реферата обороты речи. Исправьте речевые ошибки:
  • 22. Напишите к тексту простой информационный реферат, учитывая структуру текста, его основные положения, аргументацию автора и выводов: е. Городецкий Сколько бывает состояний у вещества?
  • Реферат
  • Рецензия
  • I. Факторы, влияющие на климат
  • 1. Соответствует ли приведенное ниже заявление требованиям, предъявляемым к оформлению реквизитов, языку и стилю служебных документов? Отредактируйте текст заявления:
  • 6. Напишите резюме, предполагая, что вы претендуете на одну из должностей: а) эколог промышленного предприятия; б) химик-лаборант; в) учитель биологии (экологии, химии) в школе.
  • 7. Используя содержание текста, напишите иной в виде служебной автобиографии:
  • Тема 7. Основы мастерства публичного выступления
  • 7.1. Виды публичных выступлений
  • 1. Какие утверждения правильные?
  • 2. Относятся ли к публичным выступлениям следующие (если да, то к какому виду по цели):
  • 3. Определите, какая форма публичного выступления используется (доклад, сообщение, выступление, лекция, беседа):
  • 4. Ваше мнение: почему наши политики так плохо говорят?
  • 7.2. Основные требования к публичному выступлению
  • 1. Какие утверждения правильные?
  • 3. Диалогизируйте приводимые ниже высказывания: введите в них элементы диалога, превратите часть высказывания в вопрос к аудитории, замените книжные фразы и слова разговорными и т.Д.
  • 5. Ваше мнение: кто достигает большего в жизни - владеющие искусством устной или письменной речи?
  • 7.3. Работа над речевой формой выступления
  • 1. Какие утверждения правильные?
  • 2. Замените синонимом:
  • 3. Дайте простое, доступное определение следующим словам и составьте с ними предложения:
  • 4. Предложите разные способы словесного выражения приводимых ниже идей:
  • 5. Замените общие названия на конкретные слова, вызывающие образы:
  • 6. Конкретизируйте (расширьте) фразу:
  • 8. Преобразуйте в единицы разговорного стиля приводимые ниже слова и выражения:
  • 9. Преобразуйте выражения в разговорные; где можно, замените существительные на глаголы:
  • 10. Упростите фразу синтаксически и лексически, разбив ее на несколько предложений и подготовив таким образом к восприятию на слух:
  • I. Наши хирурги смогут резать без крови
  • II. Аэрокосмические компании готовятся открыть космос для туризма
  • III. Ум есть - силы не надо
  • План-конспект убеждающей речи «нужно ли человеку осваивать космос?»
  • I. Вступление
  • II. Основная часть
  • III. Заключение
  • Образец убеждающей речи «нужно ли защищать природу?»
  • Тема 8. Этико-социальный аспект культуры речи
  • 1. Национальная специфика русского этикета нашла отражение в пословицах и поговорках. Познакомьтесь с некоторыми из них и сформулируйте правила общения, рекомендуемые пословицами и поговорками:
  • 3. Какие выражения вы употребите, чтобы а) побудить собеседника замолчать; б) выразить сочувствие в следующих ситуациях:
  • 4. Формулы расставания:
  • 5. Зачин разговора обусловлен ситуацией:
  • 5.1. Торжественная (праздники, юбилеи, получение наград, приглашение и т.П.):
  • 5.3. В тяжелой, скорбной или неприятной ситуации люди нуждаются в сочувствии, утешении:
  • 6. Выражение благодарности:
  • 7. Замечание, предупреждение:
  • 9. Согласие, разрешение:
  • 10. Отказ:
  • © Снигирева Лилия Михайловна русский языки культура речи
  • 98309 Г. Керчь, ул. Орджоникидзе, 82
  • 3. Докажите принадлежность данного текста к научному стилю:

    Винпоцетин.

    Химическое название : этил-(Зальфа, 16альфа)-эбурнаменин-14-карбоксилат.

    Состав : Одна таблетка содержит Винпоцетина 5 мг и вспомогательные вещества (сахар молочный, крахмал картофельный, тальк, магния стеарат, целлюлоза микрокристаллическая, желатин медицинский).

    Фармакологические свойства : Обладает сосудорасширяющим, антигипоксическим и антиагрегационным действием. Ингибирует фосфодиэстеразу и повышает содержание циклического аденозинмонофосфата в клетках, что, в свою очередь, приводит к снижению содержания кальция в цитоплазме гладкомышечных клеток и расслаблению миофибрилл. Сочетает сосудистое и метаболическое действия. Расширяет сосуды мозга, усиливает кровоток, преимущественно в ишемизированных областях, улучшает снабжение мозга кислородом. Способствует утилизации глюкозы и повышает уровень катехоламинов в центральной нервной системе, стимулирует метаболизм норадреналина и серотонина в тканях мозга. Уменьшает агрегацию тромбоцитов, вязкость крови, способствует повышению деформируемости эритроцитов и нормализации венозного оттока на фоне снижения сопротивления мозговых сосудов. Системное артериальное давление незначительно понижается. Эффективен в остром периоде инсульта: ускоряет регресс общемозговой и очаговой неврологической симптоматики, улучшает память, внимание, интеллектуальную продуктивность. В пожилом и старческом возрасте чувствительность мозговых сосудов к релаксирующему действию винпоцетина возрастает, что обусловлено сенсибилизацией системы аденилатциклазы циклического аденозинмонофосфата при старении. Быстро всасывается из желудочно-кишечного тракта, биодоступность около 60%. Максимальная концентрация в плазме крови достигается через 1 час. Легки диффундирует через гистогематические барьеры (в том числе и через гематоэнцефалический барьер) и проникает в ткани. Период полувыведения около 5 часов.

    (Инструкция по применению препарата винпоцетин)

    4. Сравните, чем различаются описания рыси в научном (справочном) издании и в художественном произведении. Отметьте языковые различия двух отрывков и укажите особенности, характерные для научного стиля:

    А. РЫСЬ (Felis (Lynx) linx), млекопитающее рода кошек. Дл. тела 82-109 см, хвоста 20-24 см, весит обычно 8-19 кг (как исключение – до 32 кг). Ноги сильные, относительно длинные, лапы очень широкие. На ушах длинные кисточки, имеются баки. Окраска различная: однотонная (палевая, рыжая) или пятнистая. Распространена Р. в Европе, Сев., Ср. и частично Передней Азии, Сев. Америке. Обитает в обширных глухих лесах, как на равнинах, так и в горах; иногда заходит в лесостепь. Питается преим. Зайцами, мышевидными грызунами и птицами; иногда нападает на копытных (косулю, кабаргу и др.). Охотится преим. ночью. Хорошо лазает по деревьям. При обилии пищи живет оседло, при недостатке ее – кочует. Гон в феврале – марте. Беременность 9-10 недель. В выводке обычно 2-3 детеныша. Численность Р. колеблется в разные годы в зависимости от количества пищи, промысловое значение невелико (используется мех). Р. наносит местами нек-рый вред охотничьему х-ву, истребляя промысловых животных (Большая Советская энциклопедия).

    Б. Глаза у кота были золотисто-зеленые, мудрые и древние. Это были светящиеся глаза. Иногда в них мерцал огонек сапфира, иногда они светились, как две маленькие позелененные временем луны, иногда были берилловые с теплым жаром в глубине, как хранящие огонь угли. Такие глаза достались ему от тех прошлых животных, от самой сути природы, что миллиарды лет по капелькам, по частицам творила зрение – способность обозревать и осмысливать себя вопреки хаосу и тьме. Природа, как женщина, любит смотреться в зеркало, и, может быть, рысьи глаза были ее совершенством в ряду совершенств, созданных для того, чтобы не только видеть, но слышать все то, что прекрасно и противопоставлено, противоположно ему. Может быть, кот видел небо, каким не видит его никто, и даже человек бессилен со всеми своими телескопами. Небо горело над ним переливами бесчисленных красок. В черные, безлунные ночи кот любил смотреть в небо. Млечный Путь был его лесной дорогой, звезды вели его, когда он охотился, играл, искал кошку или просто бродил, наслаждаясь звуками и запахами тишины, как умеют наслаждаться только животные и совсем немногие теперь, особенные люди. Да, кот мог думать лишь в пределах открытого ему опыта, но он, конечно же, думал, иначе зачем так шевелились и полунастораживались его большие уши с кисточками чутких волос-антенн на самых кончиках. Кисточки позволяли ему слышать все: неслышный писк летучих мышей, их полет-мелькание, словно танец духов, движение-шорох кротов в глубине земли, скрип зубов невидимых землероек, пробежку мышей, полет сов. Уши сообщали коту, как резвятся зайцы на прогалинах у болота, как крадется к ним кустами опушки лиса, как бормочет во сне большой глухарь – последний взрослый глухарь в округе (Н. Никонов).

    Образец:

    А. Текст статьи из Большой Советской энциклопедии «Белуха» (научный стиль):

    БЕЛУХА , белуга, млекопитающее сем. дельфинов подотряда зубатых китов. Дл. тела до 6 м, весит до 1,5 т. Окраска взрослых Б. белая (отсюда название). Распространена круглополярно, населяет арктические моря, встречаясь и среди льдов. Кожа имеет толстый (до 2 см) слой рыхлого эпидермиса. Питается рыбой, ракообразными и моллюсками. В погоне за рыбой часто входит в большие реки…; по Амуру иногда подымается вверх по течению на 2000 км и более. Живет стадами. Совершает регулярные сезонные миграции. Самки рождают одного детеныша дл. 140-160 см. Окраска Б. резко меняется с возрастом: новорожденные – аспидно-синие, затем Б. становятся серыми, светло-серыми (голубые), только взрослые Б. – белые. Объект промысла – используется шкура и жир.

    Анализ:

    В тексте научно-информационного содержания и назначения даны самые необходимые сведения о белухах: определено их место в зоологической систематике; сообщены данные о внешнем виде, возрастных особенностях, образе жизни и хозяйственном значении. В этом описании преобладают терминология и лексика конкретно-описательного характера: длина, кожа, слой, детеныш, новорожденный, моллюски, жир, окраска; весит, питается, населяет; белый, аспидно-синий, светло-серый, голубой . Все слова используются в прямом значении, прилагательные выполняют информативную функцию, т.е. только обозначают признак, свойство предмета. Синтаксис текста характерен для «энциклопедического» жанра: преобладают простые и сложносочиненные (с перечислительной интонацией между их частями) предложения, а также неполные предложения, в основном без подлежащего, которое легко восстанавливается по первому (назывному) предложению: Распространена круглополярно; Питается рыбой. И синтаксис, и лексика номинативного характера (т.е. использование лексики в прямых, номинативных значениях, для того чтобы назвать, обозначить предмет, действие, понятие, их признаки, свойства) создают атмосферу объективности научного изложения. Это соответствует целям, задачам энциклопедии как особого жанра научного стиля: дать точные сведения, строго научное описание, объяснение и истолкование понятий, явлений, событий и т.д.

    Б. Отрывок из рассказа Ю. Казакова «Белуха» (язык художественной литературы):

    В эти короткие миги, жадно озирая их, успевая схватить какие-то подробности в их движении, в их выражении – поразился я какой-то их нездешности, их уродливой красоте… Они казались первобытно-слепыми, как какой-нибудь бледный подземный червь, потому что глаза их были смещены назад и в стороны, а спереди – только этот мертвенный, ничего не выражающий, тупой лоб. Было в них еще что-то от тритона. Когда они по очереди и сразу выходили, выставали, как говорят поморы, из воды дохнуть воздухом и опять погружались в зеленую пучину – вот тогда в их выгнутых острых хребтах в миг погружения чудилось мне что-то от саламандры, от тех земноводных, которые одни жили когда-то на земле, залитой водой. Но еще были они и прекрасны. С гладкой, как атлас, упругой кожей, стремительные, словно бы даже ленивые в своей мощи и быстроте… Но разглядев белух, я вдруг остыл и положил винтовку.

    Анализ:

    В данном тексте художественного стиля задача автора – рассказать о своем впечатлении от этих красивых, мощных животных, передать свое видение природы, возвышенное, глубоко человечное отношение к ней. Использование автором лексики обусловлено его общей установкой на создание образной речи. В общем ансамбле выразительных средств выделяются 1. эпитеты - редкие, но емкие живописующие прилагательные: мертвенный лоб, упругая кожа, стремительные ; 2. оксюморон – объединение логически несовместимых понятий: поразился я их уродливой красоте , словно бы даже ленивые в своей мощи и быстроте . Выразителен (особенно на фоне первого текста) и синтаксис , передающий динамику мысли и эмоционального состояния автора. В синтаксисе данного фрагмента среди специфических черт следует отметить 1. инверсию – нарушение обычного расположения слов: поразился я… , глаза их ; 2. градацию – такое расположение слов, при котором каждое последующее слово усиливает предыдущее: этот мертвенный, ничего не выражающий, тупой лоб; 3. форму изложения "от первого лица", которая помогает создать атмосферу непринужденной беседы, дает возможность включить в повествование элементы "разговорности", сделать синтаксические конструкции более гибкими, экспрессивными.

    5. Проанализируйте текст научной статьи. Определите его лексические, фразеологические и грамматические особенности, манеру изложения, строй речи. Переработайте текст так, чтобы он приобрел качества газетной статьи:

    Вытеснение нефти пеной

    В повышении извлечения нефти из неоднородных пластов, насыщенных высоковязкой нефтью, перспективно использование пен в качестве вытесняющего агента. Изучение пенообразования в свободном объеме показало, что процесс этот сложен, так как зависит от многих факторов. Еще более сложен процесс перемещения пены в пористой среде, где она контактирует с породой, нефтью, пластовой водой, подвергается воздействию давления, температуры и т.п.

    Пена является хорошим вытесняющим агентом, так как кажущаяся вязкость ее во много раз больше, чем у воды. Это повышает эффективность вытеснения нефти пеной по сравнению с водой. Для приготовления пены расходуется от 0,2 до 1% (от веса жидкости) пенообразующих ПАВ, в то время как другие методы повышения вязкости воды, например, добавка крахмала требует значительных количеств необходимых материалов.

    Наличие ПАВ в пене способствует улучшению ее нефтевымывающих свойств. Так как пузырьки пены контактируют с породой только в отдельных точках, адсорбация ПАВ породой протекает менее активно.

    Особенно интересное и важное свойство пены – изменение ее кажущейся вязкости в зависимости от диаметра капилляра. Это означает, что градиенты давления, необходимые для перемещения пены, будут большими для высокопроницаемых прослоев пласта и меньшими для малопроницаемых зон. Эта особенность пен обеспечивает более равномерное вытеснение нефти из неоднородных пластов.

    Опытами установлено, что вязкость пены почти прямо пропорциональна диаметру парового канала. Объясняется это тем, что отдельные пузырьки пены занимают почти все поперечное сечение парового канала и движутся как пластическое твердое тело. При таком движении сопротивления возникают только от трения наружной поверхности и, следовательно, зависят от диаметра последнего.

    Процесс вытеснения нефти пеной можно представить следующим образом. При закачке пены в пористую среду пузырьки ее проходят сначала в наиболее крупные паровые каналы, для которых входные сопротивления минимальны. По мере заполнения крупных пор пузырьками пены давления, необходимые для проталкивания ее далее по пласту, быстро возрастают, так как пена имеет повышенную вязкость в крупных каналах. Рост давления приводит к тому, что пена начинает вступать во все меньшие по диаметру поры и постепенно все сечение пласта заполняется ею.

    Когда вокруг забоя скважины образуется оторочка из пены, ее проталкивают далее в пласт путем закачки газа. Как показали опыты, перемещать оторочку из пены по пласту более целесообразно газом, а не водой, так как последняя как бы просачивается через слой пены, не перемещая ее.

    При перемещении пены происходят два противоположных процесса – разрушение и укрупнение пузырьков вследствие коалесцепции и адсорбации пенообразующего вещества породой и давления пузырьков при прохождении или сужении паровых каналов. Баланс этих различных процессов и наиболее длительное существование и перемещение пены достигаются при пенах средней стабильности. Чрезмерно стабильные пены, образованные высокоактивными пенообразователями, быстро закупоривают пористую среду, и перемещение оторочки из пены прекращается. Нестабильные пены также неэффективны из-за быстрого их разрушения.

    При закачке пены повышается коэффициент охвата пласта вытеснением вследствие повышения фильтрационных сопротивлений в высокопроницаемых зонах пласта, куда в первую очередь проникает пена. Исследования показали, что при вытеснении нефти пеной, образуемой газом в растворах сульфаната натрия, фильтрационные сопротивления возрастают в несколько раз. При этом степень снижения проницаемости для воды после прокачки пены существенно зависит от свойств нефти и абсолютной проницаемости пористой среды. Этими исследованиями было также установлено, что пена на основе испытанных ПАВ оказывается нестабильной в присутствии нефти.

    6. Проанализируйте характер синтаксических и лексических исправлений в примерах правки научного текста; объясните причины стилистических исправлений. На основе сопоставления вариантов сделайте выводы об особенностях синтаксического строя научной речи:

    Неотредактированный вариант

    Отредактированный вариант

    I. 1. То, что изомерные дитетраалкибензолы имеют различные молекулярные рефракции, не согласуется с представлениями этого ученого.

    I. 1. Различие молекулярных рефракций изомерных ди- и тетраалкибензолов не согласуется с представлениями этого ученого.

    2. Из таблицы ясно, что в 37 из 49 случаев зафиксировано образование соединений типа М2О3.

    2. Согласно табл. 1, в 37 из 49 случаев установлено образование соединений типа М2О3.

    3. Когда мы систематизируем химические вещества, тогда химический подход будет совершенно правомерен, но когда мы систематизируем структурные типы, то от химического принципа следует совершенно отказаться.

    3. При систематизации химических веществ химический подход совершенно правомерен, но при систематизации структурных типов от химического принципа следует совершенно отказаться.

    4. Нельзя не учитывать и того обстоятельства, что проведение исследований целинной фауны необходимо также для того, чтобы сохранить для будущих поколений точные данные о животном населении этих природных ландшафтов.

    4. Проведение исследований целинной фауны необходимо также для того, чтобы сохранить для будущих поколений точные данные о животном населении этих природных ландшафтов.

    5. Сохраняется дорсальная крышка, расширенная в передней части так, что крыловидные отростки лишь слегка прикрывают боковые части головы.

    5. Сохраняется дорсальная крышка, крыловидные отростки которой лишь слегка прикрывают боковые части головы.

    6. Весьма интересно то, что величины ЭО стремятся по мере уменьшения ЭО адденда (галоген, кислород) к высоким значениям.

    6. Весьма интересно то, что по мере уменьшения ЭО адденда (галоген, кислород) величины ЭО металлов стремятся к высоким значениям.

    7. Полосы сближаются между собой.

    7. Полосы сближаются.

    8. Был намечен целый ряд экспедиций.

    8. Был намечен ряд экспедиций.

    9. Кристаллогидраты азотно-кислого уранил-нитрата представляют собой своеобразную группу соединений.

    9. Кристаллогидраты уранил-нитрата представляют своеобразную группу соединений.

    10. Три года тому назад состоялась первая конференция.

    10. Три года назад состоялась первая конференция.

    II. 1. Одному из замечательных русских зоологов позапрошлого столетия принадлежит это открытие.

    II. 1. Это открытие принадлежит замечательному русскому зоологу XIX века.

    2. По-новому изложен весь вопрос об экскреции.

    2. По-новому изложен вопрос об экскреции.

    3. Кривые, изображенные на рисунке, показывают, что процесс протекает прерывисто.

    3. Кривые на рисунке показывают прерывистое протекание процесса.

    4. Результаты, полученные в анализе, приведены в таблице.

    4. Полученные результаты приведены в таблице.

    5. Рассматривая кривые, отображающие сезонные колебания среднего веса птиц, можно видеть, что они имеют индивидуальный характер.

    5. Кривые, отображающие сезонные колебания среднего веса птиц, имеют индивидуальный характер.

    6. Отдельные орбиты как кислорода, так и рения могут входить во взаимные комбинации.

    6. Отдельные орбиты кислорода и рения могут входить во взаимные комбинации.

    7. Наибольшее число докладов, именно 75, было посвящено биологической борьбе.

    7. Наибольшее число докладов (75) было посвящено биологической борьбе.

    8. Как показали наблюдения, благодаря авиаопыливанию удалось получить хорошие результаты.

    8. Благодаря авиаопыливанию удалось получить хорошие результаты.

    9. Истинной ячейкой может быть моноклинная ячейка.

    9. Истинной может быть моноклинная ячейка.

    10. На рисунке показана зависимость коэффициента от радиуса иона. В этой зависимости обнаруживаются некоторые закономерности.

    10. На рисунке показана зависимость коэффициента от радиуса иона, в которой обнаруживаются некоторые закономерности.

    11. Распространены представители этого комплекса в прибрежных водах Северной Атлантики.

    11. Представители этого комплекса распространены в прибрежных водах Северной Атлантики.

    7. Проанализируйте отрывок из студенческой курсовой работы, посвященной проблеме связи заголовка и текста. Соответствует ли язык сочинения нормам научного стиля? На основании анализа проведите правку текста:

    Заголовок, будучи неотъемлемой частью газетных публикаций, определяет лицо всей газеты. Сталкиваясь с тем или иным периодическим изданием, читатель получает первую информацию о нем именно из заголовков. На примере газеты «Спорт – экспресс» за апрель – май 1994 г. я рассмотрю связь: заголовок – текст, ведь, как говорится в народной мудрости «встречают по одежке, а провожают – по уму». Но даже при наличии прекрасной одежки (заглавий) и величайшего ума (самих материалов) стилистическая концепция газеты будет не полной, если будет отсутствовать продуманная и логичная связь между содержанием и заголовком. Итак, стараясь выбрать наиболее продуманные заглавия, я попытаюсь проследить за тем, по какому принципу строится связь между содержанием и заголовком самой популярной спортивной газеты России «Спорт – экспресс». А к тому же я остановлюсь и на классификации заголовков по типу их связей с газетным текстом вообще.

    Для справки:

    Операционная система MS‑DOS – среда однозадачная, то есть программа, работающая под управлением MS‑DOS, захватывает все ресурсы компьютера и не отдает их для работы других программ, пока его работа не будет завершена . Впрочем, в системе MS‑DOS существует особый класс программ, называемые резидентными. Обычно это небольшие служебные программы, которые, будучи запущенными , работают в фоновом режиме незаметно для пользователя. К таким программам относятся, например, программы русификации клавиатуры. Они перехватывают прерывания от клавиатуры и обрабатывают их, в результате чего мы имеем возможность переключать клавиатуру для ввода русских и английских букв. Драйвер мыши в системе MS‑DOS – это тоже резидентная программа, работающая по выделенным для нее прерываниям. Несколько десятков раз в секунду она перехватывает управление у работающей программы и «проверяет», не произошло ли смещение мыши или нажатие ее кнопки. (По материалам учебной литературы)

    Упражнение 10. Прочитайте текст. Проанализируйте его морфологические особенности: а) имя существительное – абстрактное, конкретное, вещественное; род, число, падеж; б) имя прилагательное – качественное, относительное, притяжательное; в) глагол – наклонение, время, число, лицо; г) причастия и деепричастия.

    Молекулярная физика и термодинамика – разделы физики, в которых изучаются макроскопические процессы в телах, связанные с огромным числом содержащихся в телах атомов и молекул. Для исследования этих процессов применяют два качественно различных и взаимно дополняющих друг друга метода: статистический (молекулярно-кинетический) и термодинамический. Первый лежит а основе молекулярной физики, второй – термодинамики. Молекулярная физика – раздел физики, изучающий строение и свойства вещества, исходя из молекулярно-кинетических представлений, основывающихся на том, что все тела состоят из молекул, находящихся в непрерывном хаотическом движении. Законы поведения огромного числа молекул, являясь статистическими закономерностями, изучаются с помощью статистического метода. Термодинамика – раздел физики, изучающий общие свойства макроскопических систем, находящихся в состоянии термодинамического равновесия, и про­цессы перехода между этими состояниями. Термодинамика не рассматривает микропроцессы, которые лежат в основе этих превращений. Этим термодинамический метод отличается от статистического.

    Задание 2. Расскажите о морфологических особенностях научного стиля.

    Упражнение 11. Проанализируйте лексические и грамматические особенности данного текста. Определите стиль и подстиль текста. Свой выбор аргументируйте.

    Подключение к устройствам Вluetooth

    Вluetooth.– это технология беспроводной связи на небольших расстояниях, которая позволяет устройствам обмениваться информацией в радиусе 8 метров. К числу распространенных устройств Вluetooth. – относятся наушники для разговора и прослушивания музыки, гарнитуры и другие портативные устройства, включая ноутбуки.

    Существует несколько профилей Вluetooth., которые определяют функции и стандарты связи для соответствующих устройств. Список поддерживаемых планшетным ПК профилей можно найти в руководстве пользователя.

    Чтобы подключиться к устройству необходимо включить на телефоне модуль Вluetooth. Если подключение осуществляется впервые, требуется выполнить сопряжение устройств, чтобы установить между ними защищенное соединение. В дальнейшем они будут соединяться автоматически.

    Чтобы продлить время работы от батареи, отключайте Вluetooth., когда не используете эту функцию. В некоторых местах использование Вluetooth. может быть запрещено. В частности, эта функция отключается при переходе в режим полета.

    Упражнение 12. Прочитайте текст. Определите, по каким признакам его следует отнести к научному стилю. Проанализируйте лексику, выпишите: а) термины; б) общенаучные слова. Определите тип связи, использованный в данных предложениях. Скажите, какие конструкции обеспечивают последовательность и связность изложения мыслей.

    Для написания и понимания научного текста важны все его компоненты, но особого внимания заслуживает формулирование заголовка. Заголовок (название) научного текста - это особая информативная единица, отражающая тему данного произведения и соответствующая содержанию текста. Существует несколько типов заголовков: название общего характера; название, конкретизирующее разрабатываемые автором вопросы научной теории и практики; названия, отражающие особенности авторской постановки вопроса. При создании и оформлении заголовков следует учитывать некоторые рекомендации.

    Заголовок не должен сокращать или расширять объём информации, которая заключена в тексте. Заголовки разделов, глав и параграфов должны точно отражать содержание относящегося к ним текста. Заголовок не должен включать избыточные слова; общие понятия, не имеющие прямого отношения к тексту; узкоспециальные и своеязычные (А.А.Реформатский) термины; сокращённые слова и условные обозначения; химические, физические и технические формулы. К тому же, в заголовках не допускаются переносы слов. Точку в конце заголовка не ставят. (По материалам учебной литературы).

    Упражнение 13. Прочитайте заголовки. Определите, какие тексты они называют: собственно научные, научно-популярные, учебно-научные и пр. Аргументируйте свой ответ.

    «Фотосинтез», «Теория рациональных ожиданий», «Минералы», «Развитие отечественной металлургии», «Сложноподчиненное предложение», «Мост в науку», «Тепловое расширение твердых тел», «Экос – значит «дом», «К вопросу формирования «языковой компетенции», «Прочность», «Ученый и его школа», «Третий закон Ньютона».

    Упражнение 14. Прочитайте текст. Определите тему текста, дайте тексту заголовок. Определите, к какому стилю он относится, аргументируйте свою точку зрения. Перескажите текст.

    Одним и важных признаков (качеств, свойств) научного текста считается логичность. Согласуясь с этой особенностью, все части научного текста должны быть жёстко взаимосвязаны тематически, по смыслу; они должны быть объединены последовательно, выводы должны вытекать из фактов, излагаемых в тексте. С точки зрения лингвистической это осуществляется типичными средствами. Одним из наиболее распространенных способов связи предложений является соединение рядом стоящих предложений при помощи повторяющихся существительных (лексический повтор).

    Причинно-следственные и условно-следственные отношения между частями предложения или между предложениями внутри абзаца описываются при помощи конструкций: ввиду того что (этого), в силу того что, в результате, вследствие чего, следовательно, в связи с чем, поскольку, в таком случае, следовательно и под. Если необходимо сопоставить или противопоставить некие информационные блоки, рекомендуется оформлять это с помощью таких средств: с одной (другой) стороны; наоборот, напротив, но, хотя, однако, а; не только, но и: так же; в противовес сказанному и другие. Обобщение, вывод формулируются с использованием следующих вводных конструкций: итак, следовательно, таким образом, словом, вообще говоря, из этого следует... На последовательность указывают вводные слова сначала, прежде всего, потом, далее; во-первых, во-вторых, наконец и т.д. Пояснения, иллюстрации, уточнения, выделение частного случая осуществляются введением в текст конструкций: например, так, к примеру, только, лишь, особенно, в частности, причём. Для введения обобщающей информации используются такие, к примеру, конструкции: рассмотрим следующие случаи, приведём пример, рассмотрим, сравним.

    Упражнение 15. Прочитайте текст. Докажите его принадлежность к научному стилю речи. Проанализируйте грамматику, выпишите: а) отглагольные существительные на ие/-ние; б) глаголы в личной форме, определите их вид и время; в) причастия и деепричастия. Определите, какие средства используются составителями для объединения данных предложений в единый текст.

    Ключевые слова

    Одним из наиболее актуальных способов представления научного текста являются ключевые слова – КС. Увеличивающийся информационный поток делает необходимым... поиск наиболее оптимальных средств, облегчающих доступ к важной информации, закодированной в данном тексте.

    Известно, что главные смыслы текста содержатся вопределенных словах, словосочетаниях, конструкциях. Слова, определяющие содержание текста и являющиеся носителями его основного смысла называют ключевыми. Ключевые слова – наиболее значимые и существенные лексические единицы, необходимые для понимания содержания текста, вычленения основной информации. Именно они имеют наибольшее значение для воплощения авторской мысли, являются опорными при составлении плана текста, определении микротем. В части организации поисковых систем ключевые слова также очень важны, поскольку именно эти несколько базовых лексических единиц являются теми смысловыми вехами, с помощью которых поисковая система понимает, о чем идет речь в искомом материале. Она воспринимает тог запрос, в соответствии с которым следует выводить статью в качестве результата поиска.

    Как же определить, какие слова являются ключевыми? Существуют определенные признаки ключевых слов.

    1) частотность, повторяемость в данном тексте;

    2) семантическая близость к теме текста (это могут быть синонимы, родо­видовые конструкции, слова, словосочетания);

    3) информационная насыщенность (слова, передающие максимум информации на минимальном пространстве; иными словами, это, в первую очередь, термины).

    Научный текст очень нелегко понять. Обычно научный текст рассчитан на восприятие подготовленного человека. Для точного и правильного понимания текста необходимы действия многих составляющих, одним из которых является следующий процесс: текст сворачивается в объёме в некий «кокон» и хранится в долговременной памяти человека, воспринимающего текст в виде набора ключевых слов. Добавим, что в зависимости от объёма воспринимаемого текста список ключевых слов и словосочетаний может составлять 5-10 единиц.

    (по материалам статьи: Москвитина Т.Н. Ключевые слова и их функции в научном тексте. Вестник ЧГПУ. Филология и искусствоведение// 2009, С. 277 - 285.)

    Упражнение 16. Определите, к какому функциональ­но-смысловому типу речи (описание, повествование, рассуждение) относится данный текст, приведите доказательства. Найдите ключевые слова текста. Определите стиль текста, обоснуйте свою точку зрения.

    Множество квадратов состоит из четырехугольников, обладающих следующими свойствами: все стороны каждого из этих четырехугольников равны между собой и, по крайней мере, один из углов такого четырехугольника прямой. Множество сфер состоит из замкнутых поверхностей, каждая из которых обладает следующим свойством: все точки этой поверхности находятся на одном и том же расстоянии от одной точки, называемой центром сферы. Определение приведенных выше в виде примеров бесконечных множеств (множества четных чисел, множества квадратов, множества сфер) по существу сводилось к выделению их из других, более общих множеств (множества целых чисел, множества четырехугольников, множества поверхностей). Это выделение одних множеств из других, более общих, производилось на основании следующего критерия: элементы выделенного множества должны были обладать некоторыми специфическими свойствами (делиться на 2, иметь равные стороны и прямой угол и т. д.), которыми обладают не все элементы более общего множества. (По Л. И. Бабушкину)

    Привет, друзья! На связи Павел Ямб. Как было бы сложно пользоваться в разных ситуациях одним единственным стилем речи: рассказ, исследование, очерк и даже разговор – по одному образцу. Представили? Все потому, что стилей несколько, и у каждого свое назначение. Как определить стиль текста? В этой статье я для каждого стиля приводил свой пример, почитайте, там забавно. Сегодня обобщу немного эту информацию и представлю в другом ключе.

    Лимит времени: 0

    Навигация (только номера заданий)

    0 из 10 заданий окончено

    Информация

    Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

    Тест загружается...

    Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

    Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

    Результаты

    Время вышло

    Вы набрали 0 из 0 баллов (0 )

    1. С ответом
    2. С отметкой о просмотре

    1. Задание 1 из 10

      1 .

      — Да он пропил всю стипендию. Вместо ого чтобы «комп» купить себе новый или хотя бы «ноут»

    2. Задание 2 из 10

      2 .

      К какому стилю текста относится данный отрывок:

      "Варенька, такая милая, добродушная и отзывчивая девушка, глаза которой всегда лучились добротой и теплом, с невозмутимым видом сущего демона шла к бару «Гадкий Гарри» с автоматом Томпсона наперевес, готовая укатать в асфальт этих мерзких, грязных, вонючих и скользких типов, посмевших пялиться на ее прелести и пускать похотливые слюни. "

    3. Задание 3 из 10

      3 .

      К какому стилю текста относится данный отрывок:

      — А я его не люблю, вот не люблю, и все! И не полюблю никогда. И в чем же я виновата?

    4. Задание 4 из 10

      4 .

      К какому стилю текста относится данный отрывок:

      «Исходя из результатов эксперимента, можно сделать вывод, что простота – залог успеха»

    5. Задание 5 из 10

      5 .

      К какому стилю текста относится данный отрывок:

      «Переход к многоуровневой архитектуре интернет-ориентированных клиент-серверных приложений поставил перед разработчиками проблему распределения функций обработки данных между клиентской и серверной частями приложения.»

    6. Задание 6 из 10

      6 .

      К какому стилю текста относится данный отрывок:

      "Яша был всего лишь мелким пакостником, который, тем не менее, имел очень большой потенциал. Еще в розовом детстве он виртуозно тырил яблоки у тети Нюры, а не прошло и каких-то двадцати лет, как он с тем же лихим запалом переключился на банки в двадцати трех странах мира, причем умудрялся так мастерски их обчищать, что ни полиция, ни Интерпол никак не могли взять его с поличным. "

    7. Задание 7 из 10

      7 .

      К какому стилю текста относится данный отрывок:

      « – Зачем ты пришел к нам в монастырь? – спросил он.

      – Какое тебе дело, пшел вон с дороги! – огрызнулся чужак.

      – Уууу… – Многозначительно протянул монах. – Похоже, манерам тебя не учили. Ладно, я сегодня как раз в настроении, преподам тебе несколько уроков.

      – Ты меня достал, монах, ангард! – прошипел незваный гость.

      – Моя кровь начинает играть! – с восторгом простонал церковник, – Пожалуйста, постарайся не разочаровать меня.»

    8. Задание 8 из 10

      8 .

      К какому стилю текста относится данный отрывок:

      "Прошу вас предоставить мне недельный отпуск для поездки за границу по семейным обстоятельствам. Прилагаю вам справку по состоянию здоровья моей жены. 8 октября 2012 года. "

    9. Задание 9 из 10

      9 .

      К какому стилю текста относится данный отрывок:

      «Я ученик 7 в класса взял в школьной библиотеке книгу „Алиса в стране чудес“ для урока литературы. Обязуюсь вернуть её 17 января. 11 января 2017 года»

    10. Задание 10 из 10

      10 .

      К какому стилю текста относится данный отрывок:

      «За время войны в с. Боровом уцелело 45 домов из 77. В наличии у колхозников оставались 4 коровы, 3 телки, 13 овец, 3 поросенка. Большинство садов на приусадебных участках, а равно и фруктовый сад общей площадью в 2,7 га, принадлежащий колхозу «Красная заря», оказались вырубленными. Ущерб, причиненный немецко-фашистскими захватчиками собственности колхоза и колхозников, исчисляется приблизительно в 230 700 рублей.»

    Книжный или разговорный?

    Стили делят на книжные и разговорный.

    Главные особенности разговорного стиля: яркость, красочность, емкость, использование просторечных слов, повторов, междометий. Сюда относят диалоги, беседы и частные разговоры.

    Разговорный – для ежедневого общения. Люди делятся своими мыслями, чувствами в неофициальной обстановке.

    Особенности книжных стилей

    Книжные - это публицистический, художественный, официально-деловой и научный стили. Задача последнего – сообщить о данных и доказать их истинность. Про книжный стиль у меня написана отдельная .

    Научный

    Научный стиль – для научных статей, учебной литературы, диссертаций, докладов.

    Активно используется терминология, профессионализмы и абстрактная лексика. Предложения с преобладанием существительных точны, однозначны. Много обобщений, оценка – объективная.

    Официально-деловой

    Нужен для информирования людей в официальной обстановке. Употребляется в приказах, законодательных актах, справках.

    Умение писать любым из этих стилей даст вам преимущество при заработке на бирже текстов , самыми распространенными из которых являются Advego и Etxt .

    Публицистический

    Публицистика – любимый стиль СМИ. Репортажи, интервью, очерки, эссе, зарисовки – примеры публицистического стиля. Публикации адресованы широким массам, а не ограниченному кругу.

    Публикации отличает эмоциональность, последовательность, присутствие авторской оценки и побуждения к действиям.

    Художественный

    Литературный стиль необходим для воздействия на читателя, передачи чувств, мыслей автора, его переживаний. Основное применение в художественной литературе.

    Главные признаки: образность, используются все лексические средства языка, эмоциональность речи.

    Как определить стилевую принадлежность текста

    Чтобы определить, к какому стилю относится публикация, необходимо внимательно прочесть текст, определить, где он употребляется: в неофициальной обстановке, отрывок из литературного произведения, инструкция, памятка, учебник, лекция или доклад. Возможно ли использовать его для выступления на собрании?

    Если остаются сомнения в правильности выбора, то необходимо определить задачи: обмен впечатлениями, общение, сообщение точных данных для применения на практике, указания, рекомендации, сообщение научных сведений, объяснение причин явлений.

    Способен ли такой текст оказать влияние на широкие слои людей, сформировать верное отношение к проблемам общества?

    Сомнения остались? Тогда выясняем, присутствует ли в тексте непринужденность, свобода выбора выражений, образность, эмоциональность или точность, официальность и отсутствие любых эмоций.

    Возможно, публикация бесстрастна, отличается обобщенностью, доказательностью или злободневна, призывна и страстна?

    Определимся с жанром. Это может быть анекдот, запись в дневник, заметка, спор, портрет, отрывок из литературного произведения. А может, пословица, загадка, мемуары, биография, заявление, отзыв, аннотация.

    Теперь определим принадлежность текста:

    • В разговорном стиле пишут заметки, поговорки, пословицы рассказы и беседы.
    • Постановления, указы, расписки пишут в деловом стиле.
    • К публицистике относят репортажи, эссе, ораторские речи, статьи, фельетоны, листовки.
    • В научном стиле пишут рецензии, рефераты, доклады, словари, учебники.
    • Художественный стиль – повесть, романы, баллады, поэмы.

    Вот вам видео в помощь:

    Забавно, но исследователи утверждают, что четкого следования одному стилю нет: они переплетаются и смешиваются. Подписывайтесь, читайте статьи делитесь с друзьями. До связи.

    предмета".Выпиши их и выполни морфологический разбор двух слов.
    В отдалённых улицах и закоулках города дребезжал весьма странный экипаж,наводивший недоумение насчёт своего названия.Он не был похож ни на тарантас,ни на коляску,ни на бричку,а был скорее похож на толстощёкий выпуклый арбуз,поставленный на колёса.Щёки этого арбуза,то есть дверцы,носившие следы жёлтой краски,затворялись очень плохо по причине плохого состояния ручек и замков,кое-как связанных верёвками.Арбуз был наполнен ситцевыми подушками в виде кисетов,валиков и просто подушек,напичкан мешками с хлебами,калачами и кренделями из заварного теста.

    текст-описание, художественный стиль
    В отдалённых улицах-предм. и закоулках-предм. города-предм. дребезжал весьма странный-призн.предм. экипаж-предм.,наводивший недоумение-предм. насчёт своего названия-предм.Он не был похож ни на тарантас-предм.,ни на коляску-предм.,ни на бричку-предм.,а был скорее похож на толстощёкий-признак предм. выпуклый-призн.пр. арбуз-пред.,поставленный на колёса-предм.Щёки-предм. этого арбуза-предм.,то есть дверцы-предм.,носившие-призн. следы-предм. жёлтой-призн. краски-предм.,затворялись очень плохо по причине-предм. плохого состояния-предм. ручек-предм. и замков-предм.,кое-как связанных-призн. верёвками-предм.Арбуз-предм. был наполнен ситцевыми-призн. подушками-предм. в виде-предм. кисетов-предм.,валиков-предм. и просто подушек-предм.,напичкан мешками-предм. с хлебами-предм.,калачами-предм. и кренделями-предм. из заварного-призн. теста-предм.
    из заварного теста:
    заварного-прил. н.ф.-заварной относит., полное ед.ч. Р.п. теста (какого)-заварного-опред.(~~~)
    теста-сущ. н.ф.-тесто нариц. неодуш. ср.р. 2скл. ед.ч. Р.п. из (чего)-теста-доп.(----)

    Чтобы избежать ошибок в определении стилевой принадлежности тек­ста, необходимо ответить на ряд вопросов. Они помогут выявить экстра­лингвистические (внеязыковые) и собственно лингвистические (языко­вые) специфические черты стиля. Данные вопросы (вместе с ответами) мы представляем в виде памятки:

    1. Сфера общения (где распространен данный стиль: быт – разговорный стиль; научная деятельность - научный стиль; официальная сфера (зако­нодательство, делопроизводство) - официально-деловой стиль; массовая коммуникация (газета, радио, телевидение и т. д.) – публицистический стиль; эстетическая сфера (художественная литература) - художественный стиль).

    2. Функция речи [информативная (сообщение объективных обобщенных знаний) - в научном стиле; предписующе-констатирующая (волюнтативная) - в официально-деловом; информативно-воздействующая - в публицистическом; эстетическая (создание художественного образа) – в художественном].

    3. Специфические черты стиля [логичность, доказательность, бесстраст­ность, точность (однозначность), безобразность, скрытая эмоциональность - в научном стиле; официальность, точность, однозначность, стандарти­зованность - в официально-деловом; информативность, доказательность, точность, «открытая оценочность речи», стандартизованность, экспрес­сивность - в публицистическом; образность, конкретизация (перевод слова-
    понятия в слово-образ), эмоциональность, экспрессивность, динамизм, недопустимость стандарта, ярко выраженная авторская индивидуальность - художественном].
    На основании анализа текста по предложенным вопросам можно определить, к какому стилю речи он принадлежит. Кроме того, определить стиль текста поможет характеристика способа изложения, избранного автором. Для характеристики способа изложения в качестве опорных мо­гут быть использованы следующие вопросы:

    Какие черты присущи способу изложения: объективность, «сухость», строгость, подчеркнутая логичность; официальность, стандартизованность; эмоциональность, ярко выраженная авторская индивидуальность; ярко выраженная авторская оценочность речи, экспрессивность, стандартизо­ванность.

    Кому адресован текст: широкому кругу читателей газеты, художе­ственной литературы; узкому кругу специалистов; тем, кто связан с оформ­лением документов (делопроизводство), изданием указов, законов (зако­нодательство) и т. д.

    Какой характер носит изложение: личный, отвлеченный, сочетаю­щий обобщенность с авторской индивидуальностью.

    Использованием каких средств достигается: а) личный способ изложения (использованием личных местоимений и личных форм глаголов, личных синтаксических конструкций и т. д.); б) безличный способ изло­жения (исключением использования форм 1-го и 2-го лица глагола и соответствующих личных местоимений, употреблением безличных син­таксических конструкций и конструкций с ослабленным значением син­таксического лица);

    §Каков эмоциональный план изложения.

    §Чем обусловлен выбор способа изложения (специфическими чертами стиля речи).

    Специфические черты стиля и способ изложения определяют выбор язы­ковых средств в тексте, поэтому следующим пунктом стилистического анализа является характеристика языковых средств стиля, речевой сис­темности стиля, которая проявляется в частоте употребления тех или иных лексических, морфологических и синтаксических средств. Посколь­ку наиболее яркими лингвистическими признаками стиля являются лек­сические и синтаксические, более подробно необходимо остановиться на характеристике лексических и синтаксических средств стиля, а также на образных средствах языка (тропах и стилистических фигурах).

    Приведем образец рассуждения на конкретном языковом материале. Подобный текст (в чуть измененном виде) предлагался учащимся на ЕГЭ в 2003 г. и вызвал определенные трудности в его квалификации: одни отнесли его к научному стилю, другие - к публицистическому, третьи - к художественному, четвертые - к разговорному. К какому же стилю речи относится этот текст?

    На мой взгляд, крапива - одно из самых любопытных растений. Во-первых, зачем ей жалиться? А между тем природа ничего напрасно не делает... Пчели­ное жало объяснено, змеиный яд понятен, ядовитые колючки некоторых рыб не вызывают никаких кривотолков. Но зачем жжется крапива? Защищая себя? От кого? Почему другие соседние травы обходятся без такой защиты и процветают? Да и какой вред крапиве, если ее съест какое-нибудь травоядное существо? Чтобы ее извести, нужны не благодушная корова, не лось, не коза, а железо, огонь, терпенье и многие годы...

    Как только появляется признак какой-нибудь человеческой деятельности, как только человеческое жилье, крапива уж тут как тут. Выкопайте колодец среди чистой поляны, вокруг которой на километр не росло ни одной крапи-винки, тотчас ваш колодец окружит зеленой толпой неизвестно откуда взяв­шаяся крапива. Поставьте сруб, соорудите погреб, поднимите забор, сложите поленницу дров, высыпьте корзину щепок или другого мусора, крапива уж тут как тут!

    Может быть, она знает, что где есть человек, там возможны и разные чело­веческие бедствия: пожар, война, голод, болезнь? Может быть, она заранее предлагает себя на выручку, как весьма питательная и целебная трава (во много раз питательнее капусты)? Ведь она особенно буйствует там, где дей­ствительно замечается человеческое бедствие, неблагополучие. О, раздолье кра­пиве от края и до края России на месте исчезающих домов, деревень и сел!.. Ну, положим, крестьяне-то многие... уезжают в города... но крапива, конеч­но, не может разобраться во всех социологических тонкостях. Она видит, что исчезают дома, оставляя после себя ямы и кирпичные трубы, она думает, что тут бедствие, неблагополучие, и набрасывается, и растет, и жиреет на покинутых пепелищах, в то время как бывшие хозяева домов благополучно работают на заводах, ходят в кино... потягивают пивко у фанерных киосков.

    Или может быть, крапива набрасывается на следы человеческой деятельности из других побуждений? Может быть, природа велит ей: «Иди и все исправь. Сделай, как было». И вот на брошенных местах... крапива будет расти, пока всякий след человека не переработает в себе так, что будет здесь опять... безмусорное место. Зарубцуется рана. Сотрется след...

    (По В. Солоухину ).