БухУчет        17.04.2020   

Какие нравственные качества свойственны героям. Какие нравственные качества свойственны героям повести: Асе, Н.Н., Гагину? Происхождение Аси и характер

Жизнь Василия Фивейского

Над всей жизнью Василия Фивейского тяготел суровый и загадочный рок. Точно проклятый неведомым проклятием, он с юности нес тяжелое бремя печали, болезней и горя, и никогда не заживали на сердце его кровоточащие раны. Среди людей он был одинок, словно планета среди планет, и особенный, казалось, воздух, губительный и тлетворный, окружал его, как невидимое прозрачное облако. Сын покорного и терпеливого отца, захолустного священника, он сам был терпелив и покорен и долго не замечал той зловещей и таинственной преднамеренности, с какою стекались бедствия на его некрасивую, вихрастую голову. Быстро падал и медленно поднимался; снова падал и снова медленно поднимался, – и хворостинка за хворостинкой, песчинка за песчинкой трудолюбиво восстановлял он свой непрочный муравейник при большой дороге жизни. И когда он сделался священником, женился на хорошей девушке и родил от нее сына и дочь, то подумал, что все у него стало хорошо и прочно, как у людей, и пребудет таким навсегда. И благословил Бога, так как верил в него торжественно и просто: как иерей и как человек с незлобивой душою.

И случилась это на седьмой год его благополучия, в знойный июльский полдень: пошли деревенские ребята купаться, и с ними сын о. Василия, тоже Василий и такой же, как он, черненький и тихонький. И утонул Василий. Молодая попадья, прибежавшая на берег с народом, навсегда запомнила простую и страшную картину человеческой смерти: и тягучие, глухие стуки своего сердца, как будто каждый удар его был последним; и необыкновенную прозрачность воздуха, в котором двигались знакомые, простые, но теперь обособленные и точно отодранные от земли фигуры людей; и оборванность смутных речей, когда каждое сказанное слово круглится в воздухе и медленно тает среди новых нарождающихся слов. И на всю жизнь почувствовала она страх к ярким солнечным дням. Ей чудятся тогда широкие спины, залитые солнцем, босые ноги, твердо стоящие среди поломанных кочанов капусты, и равномерные взмахи чего-то белого, яркого, на дне которого округло перекатывается легонькое тельце, страшно близкое, страшно далекое и навеки чужое. И много времени спустя, когда Васю похоронили и трава выросла на его могиле, попадья все еще твердила молитву всех несчастных матерей: «Господи, возьми мою жизнь, но отдай мое дитя!»

Скоро и все в доме о. Василия стали бояться ярких летних дней, когда слишком светло горит солнце и нестерпимо блестит зажженная им обманчивая река. В такие дни, когда кругом радовались люди, животные и поля, все домочадцы о. Василия со страхом глядели на попадью, умышленно громко разговаривали и смеялись, а она вставала, ленивая и тусклая, смотрела в глаза пристально и странно, так что от взгляда ее отворачивались, и вяло бродила по дому, отыскивая какие-нибудь вещи: ключи, или ложку, или стакан. Все вещи, какие нужно, старались класть на виду, но она продолжала искать и искала все упорнее, все тревожнее, по мере того как все выше поднималось на небе веселое, яркое солнце. Она подходила к мужу, клала холодную руку на его плечо и вопросительно твердила:

– Вася! А Вася?

– Что, милая? – покорно и безнадежно отвечал о. Василий и дрожащими загорелыми пальцами с грязными от земли, нестрижеными ногтями оправлял ее сбившиеся волосы. Была она еще молода и красива, и на плохонькой домашней ряске мужа рука ее лежала как мраморная: белая и тяжелая. – Что, милая? Может быть, чайку бы выпила – ты еще не пила?

– Вася, а Вася? – повторяла она вопросительно, снимала с плеча словно лишнюю и ненужную руку и снова искала все нетерпеливее, все беспокойнее.

Из дома, обойдя все его неприбранные комнаты, она шла в сад, из сада во двор, потом опять в дом, а солнце поднималось все выше, и видно было сквозь деревья, как блестит тихая и теплая река. И шаг за шагом, цепко держась рукой за платье, угрюмо таскалась за попадьей дочь Настя, серьезная и мрачная, как будто и на ее шестилетнее сердце уже легла черная тень грядущего. Она старательно подгоняла свои маленькие шажки к крупным, рассеянным шагам матери, исподлобья, с тоскою оглядывала сад, знакомый, но вечно таинственный и манящий, – и свободная рука ее угрюмо тянулась к кислому крыжовнику и незаметно рвала, царапаясь об острые колючки. И от этих острых, как иглы, колючек и от кислого хрустящего крыжовника становилось еще скучнее и хотелось скулить, как заброшенному щенку.

Когда солнце поднималось к зениту, попадья наглухо закрывала ставни в своей комнате и в темноте напивалась пьяная, в каждой рюмке черпая острую тоску и жгучее воспоминание о погибшем сыне. Она плакала и рассказывала тягучим неловким голосом, каким читают трудную книгу неумелые чтецы, рассказывала все одно и то же, все одно и то же о тихоньком черненьком мальчике, который жил, смеялся и умер; и в певучих книжных словах ее воскресали глаза его, и улыбка, и старчески-разумная речь. «Вася, – говорю я ему, – Вася, зачем ты обижаешь киску? Не нужно обижать, родненький. Бог всех велел жалеть: и лошадок, и кошечек, и цыпляток». А он, миленький, поднял на меня свои ясные глазки и говорит: «А зачем кошка не жалеет птичек? Вот голубки разных там птенчиков выведут, а кошка голубков съела, а птенчики все ищут, ищут и ищут мамашу».

И о. Василий покорно и безнадежно слушал ее, а снаружи, под закрытой ставней, среди лопуха, репейника и глухой крапивы, сидела на земле Настя и угрюмо играла в куклы. И всегда игра ее состояла в том, что кукла нарочно не слушалась, а она наказывала: больно вывертывала ей руки и ноги и секла крапивой.

Когда о. Василий в первый раз увидел пьяную жену и по мятежно-взволнованному, горько-радостному лицу ее понял, что это навсегда, – он весь сжался и захохотал тихим, бессмысленным хохотком, потирая сухие, горячие руки. Он долго смеялся и долго потирал руки; крепился, пытался удержать неуместный смех и, отвернувшись в сторону от горько плачущей жены, фыркал исподтишка, как школьник. Но потом он сразу стал серьезен, и челюсти его замкнулись, как железные: ни слова утешения не мог он сказать метавшейся попадье, ни слова ласки не мог сказать ей. Когда попадья заснула, поп трижды перекрестил ее, отыскал в саду Настю, холодно погладил ее по голове и пошел в поле.

Он долго шел тропинкою среди высоко поднявшейся ржи и смотрел вниз, на мягкую белую пыль, сохранившую кое-где глубокие следы каблуков и округлые, живые очертания чьих-то босых ног. Ближайшие к дорожке колосья были согнуты и поломаны, некоторые лежали поперек тропинки, и колос их был раздавленный, темный и плоский.

На повороте тропинки о. Василий остановился. Впереди и кругом, далеко во все стороны зыбились на тонких стеблях тяжелые колосья, над головой было безбрежное, пламенное июльское небо, побелевшее от жары, – и ничего больше: ни деревца, ни строения, ни человека. Один он был, затерянный среди частых колосьев, перед лицом высокого пламенного неба. О. Василий поднял глаза кверху, – они были маленькие, ввалившиеся, черные, как уголь, и ярким светом горел в них отразившийся небесный пламень, – приложил руки к груди и хотел что-то сказать. Дрогнули, но не подались сомкнутые железные челюсти: скрипнув зубами, поп с силою развел их, – и с этим движением уст его, похожим на судорожную зевоту, прозвучали громкие, отчетливые слова:

– Я – верю.

Без отзвука потерялся в пустыне неба и частых колосьев этот молитвенный вопль, так безумно похожий на вызов. И точно кому-то возражая, кого-то страстно убеждая и предостерегая, он снова повторил:

– Я – верю.

А вернувшись домой, снова, хворостинка за хворостинкой, принялся восстановлять свой разрушенный муравейник: наблюдал, как доили коров, сам расчесал угрюмой Насте длинные жесткие волосы и, несмотря на поздний час, поехал за десять верст к земскому врачу посоветоваться о болезни жены. И доктор дал ему пузырек с каплями.

О. Василия не любил никто – ни прихожане, ни причт. Церковную службу отправлял он плохо, не благолепно: был сух голосом, мямлил, то торопился так, что дьякон едва успевал за ним, то непонятно медлил. Корыстолюбив он не был, но так неловко принимал деньги и приношения, что все считали его очень жадным и за глаза насмехались. И все окрест знали, что он очень несчастлив в своей жизни, и брезгливо сторонились от него, считая за дурную примету всякую с ним встречу и разговор. На свои именины, праздновавшиеся 28 ноября, он пригласил к обеду многих гостей, и на его низкие поклоны все отвечали согласием, но приходил только причт, а из почетных прихожан не являлся никто. И было совестно перед причтом, и обиднее всего было попадье, у которой даром пропадали привезенные из города закуски и вина.

Ответ оставил Гость

Ася - главная героиня. Незаконнорожденная дочь помещика и его крепостнойслужанки. После смерти матери и отца ее воспитанием занимается брат поотцу, Гагин. До семнадцати лет А. воспитывалась в одном из лучшихпетербургских пансионов. Затем Гагин, выйдя в отставку, отправляетсяпутешествовать по Европе и берет А. с собой. В маленьком немецкомгородке героиня встречается с молодым русским (Н. Н.) и влюбляется внего. История их любви обнаруживает резкую необычность психологии ипоступков А. Недоразумение, которое в жизни другого человекаблагополучно разрешилось бы в течение нескольких дней (или даже часов),приводит к бегству и бесследному исчезновению девушки. Характер героинисоткан из противоречий и крайностей. Ее искренность и прямота сразу жесмущают Н. Н. Мечты о любви сливаются у нее с идеалом жертвенногогероизма, с мыслью о молитве, о трудном подвиге, а в конце концов - стоской по чему-то запредельному.
Эти черты «великой души» сближаютА. с пушкинской Татьяной и предвосхищают образы Лизы Калитиной(«Дворянское гнездо») и Елены Стаховой («Накануне»). А. напоминает такженекоторых героинь Достоевского. Их роднит сочетание ущемленности инеистребимой гордости, мучительное противоречие между стремлением ксамоутверждению и постоянно возобновляемым ощущением собственнойнеполноценности. Источником противоречия оказывается «ложное положение»незаконнорожденной, которое А. воспринимает обостренно: для нее этонесправедливость абсолютно неисправимая, обрекающая ее на вечноенеравенство с другими людьми. Отсюда предельная напряженность душевнойжизни и эксцентричность поведения А. На протяжении повести героинюнесколько раз называют сумасшедшей. «Я иногда самой себя боюсь», -признается она.
Любовь А. так же дисгармонична инапряженно-тревожна, как и вся ее душевная жизнь. Каждое мгновениелюбви, каждую из ее меняющихся ситуаций героиня переживает какединственную и решающую. Для ее любви «нет завтрашнего дня», как нет, всущности, и дня вчерашнего. Поэтому любовь А. неизбежно оказываетсякатастрофичной.

Гагин - старший брат Аси, путешествующийрусский дворянин, художник-дилетант. Владея значительным состоянием и ниот кого не завися, он решает посвятить себя живописи и ради этогостранствует по Европе. Г. мягок, добродушен и мил. По замечанию Н. Н.,это «русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немноговялая, без цепкости и внутреннего жара»: Душевная аморфность обрекаетГ. на роль вечного дилетанта в искусстве. То же качество предопределяетего отношение к увлечению А.: в сущности, Г. выбирает путь наименьшегосопротивления и тем самым способствует несчастной развязке.

Н.Н. - герой-рассказчик повести. Воплощает черты нового для Тургеневалитературного типа, пришедшего на смену «лишним людям». Прежде всего в«Асе» отсутствует обычный для тургеневских «лишних людей» конфликт сокружающим миром: герой повести изображается как человек благополучный,или, говоря его же собственными словами, «процветающий». В егопсихологии нет ничего болезненного, он внутренне уравновешен и по-своемугармоничен. Н. Н. легко и безраздельно отдается чувствам или мгновеннымвпечатлениям. Все это переживания простые и естественные. Едва ли невсе, что чувствует герой, опосредовано эстетическим восприятием. Асяассоциируется у него то с рафаэлевской Галатеей, то с пушкинскойТатьяной, то с Доротеей из поэмы Гёте.Характер героя особым образомсказывается в переживании любви: доверие к естественным движениямчувства переплетается со стремлением к душевному равновесию, стяготением к эстетической завершенности переживаний. Самые возвышенныечувства он испытывает, когда остается наедине с самим собой илиприродой.Встречи, общение с Асей все меняют; любовь становитсянапряженнее и противоречивее, увеличивается ее сила, но одновременно вней что-то убывает и «понижается». Эта особенность переживаний герояпо-своему способствует трагической развязке.

Разделы: Литература

Цели урока: углубление знаний учащихся об образе главной героини повести; познакомить с понятиями психологический портрет, литературный тип «тургеневской» девушки.

Оборудование: на доске написана тема урока; карточки для индивидуальной работы по вопросам; у каждого ученика таблица «Характеристика Аси»; карточки с тезисами «Основные нравственные черты Аси», которые вывешиваются на доску в процессе беседы; для домашнего задания – иллюстрации с изображением девушек

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы продолжим разговор о повести И.С. Тургенева «Ася». Нам предстоит узнать тайну Аси и её брата, которая поможет понять «странное» поведение девушки. Мы с вами познакомимся с понятиями «тургеневская девушка» и определим, что характерно для этого литературного типа. Узнаем, что такое психологический портрет. Завершим заполнение таблицы «Характеристика Аси». А сейчас мы обратимся к домашнему заданию.

II. Учет знаний.
1. Зачитайте характеристики Аси, данные Гагиным.
(«Экая сумасшедшая… Не дразните ее, вы ее не знаете: она, пожалуй, ещё на башню взберётся.»; «У неё сердце очень доброе, но голова бедовая»; «У неё ни одно чувство не бывает вполовину»; «Порох она настоящий…беда, если она кого полюбит.»; «Асе нужен герой, необыкновенный человек – или животный пастух в горном ущелье».)

2. Беседа по вопросам:
- какой облик складывается из этих характеристик?
(импульсивная, добрая, способная отдаться сильному чувству без остатка, умеющая остро чувствовать, переживать, достойная необыкновенного человека);
- как вы думаете, почему Н.Н., глядя на Асю, невольно восклицает: «Что за хамелеон эта девушка?»

III. Работа по теме урока.

1. Запись темы в тетрадь.
2. Работа по индивидуальным карточкам.

Карточка 1.
Ася и Гагин. Почему они скрывают свои взаимоотношения?
Этот вопрос задает себе Н.Н.: «Однако, - думал я,- умеют же они притворяться! Но к чему? Что за охота меня морочить? Не ожидал я этого от него… И что за чувствительное объяснение?»
Дайте ответы на эти вопросы, но уже не от имени рассказчика, а от имени читателя.

Карточка 2.
Среди средств художественной изобразительности, использованных И.С. Тургеневым, можно отметить пейзаж, портрет, деталь, рассказ одного из героев (господина Н.Н., Гагина) и др. Перечитайте описание портрета героини из 2 главы повести. В чем его своеобразие?
Девушка, которую он назвал своей сестрой, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то своё, особенное, в складе её смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щеками и светлыми глазами. Она была грациозна сложена, но как будто не вполне ещё развита(…) её чёрные волосы, остриженные и причесанные, как у мальчика, падали крупными завитками на шею и на уши (…) Я не видел существа более подвижного. Ни одно мгновение она не сидела смирно; вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась, и престранным образом: казалось, она смеялась не тому, что слышала, а разным мыслям, приходившим ей в голову. Её большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились, и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен.
Какую тайну Аси и её брата узнает Н.Н.?

3. Монологическое высказывание на тему: «Что в поведении Аси объясняет её предыстория?
4. Чтение по ролям эпизода «Диалог Аси и Н.Н.»

(глава IX. От слов: «Пойти куда-нибудь далеко на молитву…» до слов: «Кажется, до сих пор я ещё не летала».

5. Анализ прочитанного эпизода.

- о чем мечтает Ася?
(пойти куда-нибудь на молитву, быть похожей на Татьяну Ларину, о крыльях)

- о каких крыльях идет речь?
(герои разговаривают о любви, о том как это чувство возвышает человека, «поднимает над землей». Но речь идёт не только о любви, но и о «крылатости человека, т.е. способности самоотверженно любить, стремиться к чему-то большому, настоящему, чему можно посвятить все свои силы.

- Как мечты Аси характеризуют её?
(Ася стремится к неизведанному – к будущему; готова на самопожертвование, у девушки богатый духовный мир.
С Татьяной Лариной её роднит искренность, безыскусственность чувств)

- Почему странность девушки, её устремленность в будущее вызывают колебание в душе Н.Н.?
(Он боится идти вперед, боится оторваться от земных привычек и предрассудков. В мире искусственных чувств и страстей он впервые встретился с чем-то настоящим. Н.Н. пасует перед необходимостью поступка. Не может ответить тем высоким запросам, которые Ася предъявляет к себе и к людям).

6. Ответ по карточке №2.
(Работа по карточке №1 сдается учителю)

7. Обобщение ответа

Теория литературы
Такой портрет называется психологическим , т. е. раскрывающим особенности личности героя.
- В чем заключается психологизм портрета Аси?
(В изменениях, в движениях, читатель понимает, что происходит в душе героини)
- Что же происходит в душе девушки?
(Зарождается любовь, новые чувства захлестнули Асю. Любовь проявляется через порывистые движения, через изменяющееся выражение глаз…)

Учитель:
Основное представление о героине создают её поступки, поведение в различных ситуациях. Какими словами вы могли бы описать поведение Аси?
Работа со словом ЭКСТРАВАГАНТНОЕ
- Знакомство со значением этого слова по Толковому словарю.
- Приведите примеры из текста, доказывающие экстравагантность поведения героини.
- Чем объясняется такое поведение?
(Ася сама его объясняет. В её экстравагантных поступках проявляется её натура. Сама девушка постоянно размышляет о себе, раскрывая свою душу в случайно брошенных словах)

8. Слово учителя
В 50-70-е годы Тургенев обращается к новым жанрам, затрагивающим темы психологического характера. Это повести «Затишье», «Вешние воды».
Образы героинь Тургенева, при всем неповторимом своеобразии каждой из них, сложились в характерный для России единый образ «тургеневской девушки». Впервые основные черты этого образа проявились в героине романа И.С. Тургенева «Рудин» - Наталье.
Современников писателя удивляло и привлекало в ней стремление к иной жизни и ожидание деятеля, который сумеет указать пути к ней.
Наблюдения и выводы о характере и поступках Аси позволяют нам подойти к понятию литературного типа «тургеневской девушки»
Т.Л . Литературный тип – обобщенный образ.

- Как вы думаете, что характерно для литературного типа «тургеневской девушки»?
(по ходу ответа учащихся учитель делает небольшие обобщения и вывешивает на доске тезисы «основные нравственные черты Аси» (приложение №1):
- Душа, которую невозможно не полюбить;
- Способность на искренние сильные чувства, отсутствие фальши, кокетства;
- устремленность в будущее;
- сильный характер, готовность к самопожертвованию;
- активность и самостоятельность в решении своей судьбы.
Это наиболее яркие нравственные черты героини повести «Ася»
9. завершение работы по заполнению таблицы «Характеристика Аси» (данную таблицу учащиеся начали заполнять на предыдущем уроке).
Самостоятельно сделать записи в таблице (во время работы звучит музыка)

ХАРАКТЕРИСТИКА АСИ.

Портрет героини Нравственные качества О чем мечтает Обобщение, выводы

IV. Итог урока.
- Какие мысли и чувства вызывает у вас образ Аси?
Подведение итогов урока, выставление оценок.

V. Домашнее задание.
Выбрать и выполнить задание из предложенных:
1. Составить киносценарий полюбившегося эпизода;
2. Написать письмо Асе;
3. Из данных портретов выбрать тот, который соответствует вашему представлению об Асе. Объяснить свой выбор (

Гагин – один из основных персонажей повести И. С. Тургенева «Ася», старший брат Анны (Аси) и друг главного героя. Впервые Гагин встречается на «коммерше», то есть немецкой студенческой вечеринке. Он приехал в город на правом берегу Рейна, чтобы проводить больше времени с сестрой и заниматься любимым искусством. Здесь они познакомились с Н.Н. , которому было на тот момент 25 лет. Молодые стали проводить много времени вместе. Гагин показывал свои неоконченные этюды новому другу, делился взглядами на жизнь и даже рассказал историю их с Асей семьи.

Ася была ему не родной, а сводной сестрой. После смерти матери Гагин уехал в Петербург на обучение. Тем временем у отца были отношения с горничной Татьяной, и на свет появилась Ася. Девочка рано осиротела, и отец Гагина взял ее к себе. Когда умер отец, заботы о девочке перешли к Гагину. Она была очень застенчивой и малообщительной, но с Гагиным они вскоре подружились.

По натуре Гагин – человек мягкий, добродушный и дружелюбный, этакая настоящая русская душа. Ему также свойственны прямодушие и честность. Однако Гагину не хватает в характере цепкости и силы воли. Его этюды посредственны и он сам это понимает. Тем самым он обрекает себя на вечное дилетантство в искусстве. Он часто не доводит свои работы до конца. И даже в отношении к увлечению Аси он выбирает путь наименьшего сопротивления, что приводит к несчастной развязке.

11аня99

Ася - главная героиня. Незаконнорожденная дочь помещика и его крепостной служанки. После смерти матери и отца ее воспитанием занимается брат по отцу, Гагин. До семнадцати лет А. воспитывалась в одном из лучших петербургских пансионов. Затем Гагин, выйдя в отставку, отправляется путешествовать по Европе и берет А. с собой. В маленьком немецком городке героиня встречается с молодым русским (Н. Н.) и влюбляется в него. История их любви обнаруживает резкую необычность психологии и поступков А. Недоразумение, которое в жизни другого человека благополучно разрешилось бы в течение нескольких дней (или даже часов), приводит к бегству и бесследному исчезновению девушки. Характер героини соткан из противоречий и крайностей. Ее искренность и прямота сразу же смущают Н. Н. Мечты о любви сливаются у нее с идеалом жертвенного героизма, с мыслью о молитве, о трудном подвиге, а в конце концов - с тоской по чему-то запредельному.
Эти черты «великой души» сближают А. с пушкинской Татьяной и предвосхищают образы Лизы Калитиной («Дворянское гнездо») и Елены Стаховой («Накануне»). А. напоминает также некоторых героинь Достоевского. Их роднит сочетание ущемленности и неистребимой гордости, мучительное противоречие между стремлением к самоутверждению и постоянно возобновляемым ощущением собственной неполноценности. Источником противоречия оказывается «ложное положение» незаконнорожденной, которое А. воспринимает обостренно: для нее это несправедливость абсолютно неисправимая, обрекающая ее на вечное неравенство с другими людьми. Отсюда предельная напряженность душевной жизни и эксцентричность поведения А. На протяжении повести героиню несколько раз называют сумасшедшей. «Я иногда самой себя боюсь», - признается она.
Любовь А. так же дисгармонична и напряженно-тревожна, как и вся ее душевная жизнь. Каждое мгновение любви, каждую из ее меняющихся ситуаций героиня переживает как единственную и решающую. Для ее любви «нет завтрашнего дня», как нет, в сущности, и дня вчерашнего. Поэтому любовь А. неизбежно оказывается катастрофичной.

Гагин - старший брат Аси, путешествующий русский дворянин, художник-дилетант. Владея значительным состоянием и ни от кого не завися, он решает посвятить себя живописи и ради этого странствует по Европе. Г. мягок, добродушен и мил. По замечанию Н. Н., это «русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая, без цепкости и внутреннего жара»: Душевная аморфность обрекает Г. на роль вечного дилетанта в искусстве. То же качество предопределяет его отношение к увлечению А.: в сущности, Г. выбирает путь наименьшего сопротивления и тем самым способствует несчастной развязке.

Н. Н. - герой-рассказчик повести. Воплощает черты нового для Тургенева литературного типа, пришедшего на смену «лишним людям». Прежде всего в «Асе» отсутствует обычный для тургеневских «лишних людей» конфликт с окружающим миром: герой повести изображается как человек благополучный, или, говоря его же собственными словами, «процветающий». В его психологии нет ничего болезненного, он внутренне уравновешен и по-своему гармоничен. Н. Н. легко и безраздельно отдается чувствам или мгновенным впечатлениям. Все это переживания простые и естественные. Едва ли не все, что чувствует герой, опосредовано эстетическим восприятием. Ася ассоциируется у него то с рафаэлевской Галатеей, то с пушкинской Татьяной, то с Доротеей из поэмы Гёте.Характер героя особым образом сказывается в переживании любви: доверие к естественным движениям чувства переплетается со стремлением к душевному равновесию, с тяготением к эстетической завершенности переживаний. Самые возвышенные чувства он испытывает, когда остается наедине с самим собой или природой.Встречи, общение с Асей все меняют; любовь становится напряженнее и противоречивее, увеличивается ее сила, но одновременно в ней что-то убывает и «понижается». Эта особенность переживаний героя по-своему способствует трагической развязке.