Детские книги        04.02.2024   

Когда человек может отказаться от мести. Аргументы на тему: Месть и великодушие в романе «Преступление и наказание. Марией? Почему она решилась на

Сочинение по данному тексту (задание уровня «С») 1.Вступление (2-3 предложения, подводящих к теме рецензируемого текста). 2.Проблема, поднятая в тексте 3.Комментарий 4.Авторская позиция 5. Позиция ученика по поднятой в тексте проблеме (согласие, несогласие, частичное несогласие, двойственная или противоречивая оценка). 6. Аргументы, подтверждающие или опровергающие авторскую позицию (ученик приводит не менее двух аргументов, опираясь на свой жизненный и (или) читательский опыт). 7.Заключение (1-2 предложения должны придать завершенность сочинению, связать его с исходным текстом). Речевые образцы Как начать сочинение Можно начать: 1) с кратких сведений об авторе, о его творчестве, если это имеет отношение к тексту. Например: К. Г. Паустовский (М. М. Пришвин) - один из удивительных мастеров художественного слова, его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире.Вот и прочитанный мною текст переносит меня в или Но в данном тексте автор выступает в неожиданной для меня роли философа и размышляет о «зеркальной» связи человека и природы. 2) с длинного ряда однородных членов предложения с обобщающим словом (в качестве однородных членов чаще всего используются отвлеченные существительные, обозначающие понятия, связанные с темой текста). Например: Вера, надежда, любовь (верность, преданность, дружба, взаимопомощь, милосердие и т.д.) - без этих нравственных категорий невозможно представить себе духовную жизнь человека. Известный современный публицист в своей статье делится с читателями размышлениями о том, что... 3) с двух - трех риторических вопросов, подводящих к теме или главной мысли текста (в вопросах уместно использовать слова-антонимы). Например: Как в наш век противоречий и социальных потрясений не разучиться отличать истинное от ложного? Как понять, что благотворно влияет на душу, а что развращает, губит ее? Как отличить культуру от «псевдокультуры»? Над этими сложными философскими проблемами размышляет в своей статье… 4) со своих размышлений по поднятой автором проблеме. Например: Я не раз задумывался о том, что самые важные жизненные понятия очень трудно бывает объяснить словами. Любовь, вера, счастье - без этих нравственных категорий невозможно прожить, а дать «определение» им не так уж просто. В данном тексте автор предлагает поразмышлять о роли... Комментарии - В тексте говорится (повествуется, описывается, автор размышляет, рассуждает и т.п.) о... - В небольшой по объему статье автор затрагивает несколько важных проблем: ... - В рецензируемом тексте можно отметить высокую «плотность мысли»: автор говорит не только о..., но и о....Такой смысловой емкости автор достигает при помощи.... - Автор не формулирует основную мысль своей статьи, но всем ходом рассуждений подводит нас к выводу: .... - Прочитав текст, я пришел к выводу (я понял, я пришел к заключению, я понял позицию автора). - Содержание текста значительно шире его темы. Рассказывая о..., автор подразумевает... Как прокомментировать позицию автора
Речевые образцы для комментирования авторской позиции
Одобрение Нейтральная позиция (констатация фактов) Порицание, осуждение
Автор восхищается...; поражается..., удивляется...; словно приглашает вместе с ним полюбоваться...; с интересом наблюдает за тем...; любуясь (чем-то), создает словесную картину; как добрый друг и мудрый советчик, автор беседует с нами о Автор размышляет о...; словно приглашает читателя к диалогу...; делится своими мыслями, наблюдениями...; ставит перед читателями важную, злободневную проблему...; пытается объяснить сложные философские понятия (сложные жизненные понятия) и т.п. Автор с болью в сердце пишет о том, что...; с горечью говорит о… у автора вызывает негодование...; автор не может мириться с тем...; с горькой иронией пишет о том...; свое эмоциональное, взволнованное рассуждение автор заканчивает не менее тревожным выводом...

б) С.Соловейчик делится с читателями своими размышлениями о том, что вера - это «важнейшая функция души». Автор ненавязчиво, без чрезмерной назидательности доказывает, что без этого «передаточного механизма» между умом и сердцем «высохнет душа» человека.

Класс: 5 в

Тема: В. Солоухин рассказ «Мститель». «Месть или прощение»?

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цели урока:

Й. Образовательные: на материале рассказа добиться осознанного восприятия текста, понимания и решения представленных в нем проблем; совершенствовать умения и навыки анализа художественного произведения.

ЙI. Развивающие: продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, доказывать, формулировать обобщающий вывод, работать над развитием речевой деятельности учащихся.

ЙII. Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, гуманного отношения к человеку, содействовать формированию убеждений и потребностей учащихся в оценке последствий мести и сознательном отказе от нее.

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Метапредметные результаты:

    регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.
    познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно.
    коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

Методы: проблемно-поисковые (подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).


Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, построение кластера, фронтальный опрос, синквейн.

ХОД УРОКА

I. Самоопределение к деятельности (организационный момент). СЛАЙД №1

Добрый день! Ребята, сегодня к нам пришли гости. Подарите им свои улыбки, посмотрите, как они улыбаются вам в ответ. Желаю, чтобы сегодняшний урок принес вам только радость. Начнём занятие.

II. Проверка домашнего задания (задачи: проверка домашнего задания, актуализация и «выход» на объяснение нового материала) СЛАЙД №2

Скажите, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке?

Какие основные факты биографии вам запомнились?

Владимир Солоухин говорит, что именно в детские годы складывается характер человека. Многие черты характера, приобретенные в детстве, он проносит через всю долгую жизнь. Вот почему с самого начала, с ранних лет нужно стремиться быть добрым, честным и смелым – эти качества писатель называет главными.

III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Ребята, а как вы понимаете смысл слова «мститель»?

Для того, чтобы узнать от какого слова оно образовано, вам нужно разгадать ребус.

1. Ребус СЛАЙД №3

Вычеркните все буквы английского алфавита и прочитайте ребус.

r м l е g с d т s n i w ь z

Какое слово у вас получилось?

Что оно обозначает? (действие в отплату за причиненное зло, возмездие за что-нибудь. (Из словаря)) СЛАЙД №4

2. Составление кластера (на доске)

Ребята, с чем у вас ассоциируется слово «месть»?

Сейчас посовещайтесь с соседом по парте и запишите в овалы, которые лежат у вас на столах, одно слово, ассоциирующееся у вас с местью (дети записывают).

Я тоже выписала несколько слов. Алина, пожалуйста, подойди к столу, выбери те слова, которые, на твой взгляд, более подходят к интересующему нас слову и прикрепи на доску.

Молодцы!

Желание отомстить – очень сильное чувство, проявляющееся независимо от того, в какие времена живут люди. Сопротивляться ему бывает очень трудно.

Теперь внимательно посмотрите на свои записи, записи на доске и сделайте вывод, что же мы чувствуем, произнося это слово (дети отвечают).

Вывод: слово «месть» вызывает грустные, тревожные ассоциации.

На доске у нас получился кластер, который поможет нам разобраться в тех чувствах, которые испытывал наш герой к своему обидчику.

IV. Постановка учебной задачи.

Ребята, посмотрите какие синонимы можно подобрать к слову месть. СЛАЙД №5

Задание: Вы должны будете выбрать одно из этих определений или дать своё, написать сочинение на тему: Месть можно сравнить с ….(объем сочинения – 1-2 стр.)

Нарисуйте, какими вы представляете месть и прощение, подумайте, какие краски для этого вы подберёте.

Дать характеристику главному герою рассказа в виде синквейна.

В каждом из нас есть маленькое солнышко. Это солнце – доброта. Добрый человек-это тот, кто любит людей и помогает им. А любовь и помощь согревают, как солнце. И в память о нашем уроке я бы хотела вам подарить по солнышку.

Прокофьева Маргарита Борисовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №2"
Населённый пункт: город Михайловск, Ставропольский край
Наименование материала: технологическая карта
Тема: "Месть или отказ от мести – выбор, перед которым может оказаться каждый"
Дата публикации: 01.11.2016
Раздел: среднее образование

Прокофьева М.Б. учитель русского языка и литературы МКОУ «Лицей №2» города Михайловска Шпаковского муниципального района
Технологическая карта урока

внеклассного чтения по литературе

«Месть или отказ от мести – выбор, перед которым может

оказаться каждый»

6 класс

«Вокруг тебя – Мир…: Книга для ученика. 6 класс. – М., 1999

Тема урока

Месть или отказ от мести?

Тип урока
Изучение нового материала
Цель урока
Создать условия для формирования представлений о мести, ее эволюции в истории человечества
Задачи урока

Образовательные
: на материале произведений добиться осознанного восприятия текста, понимания и решения представленных в нем проблем; совершенствовать умения и навыки анализа художественного произведения.
Развивающие:
продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, доказывать, формулировать обобщающий вывод, работать над развитием речевой деятельности учащихся.
Воспитательные:
воспитывать чувство ответственности, гуманного отношения к человеку, содействовать формированию убеждений и потребностей учащихся в оценке последствий мести и сознательном отказе от нее.
Образовательные ресурсы
Презентация «Месть или отказ от мести?»
Личностно значимая

проблема
«В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других» (Л. Н. Толстой)
Методы и формы

обучения
Методы: наглядный, эвристическая беседа, частично-поисковый, Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах
Технологии и приемы
Развитие критического мышления через чтение и письмо. Технология «шесть шляп мышления». Приемы «Кластер», «Дерево предсказаний», чтение с остановками
Основные понятия
Месть, милосердие, человечность, гуманизм
Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД
Научатся: с т р о и т ь с в о и взаимоотношения с другими людьми. П о л у ч а т в о з м о ж н о с т ь н а у ч и т ь с я: р а б о т а т ь с художественным текстом; высказывать с о б с тве н н о е мнение, суждения
Регулятивные:
адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные:
выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.
Коммуникативные:
договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других. Проявляют способность к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении; ориентируются на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА № Этапы урока Формы, методы, приемы Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формирование УУД
1.

Организационный

момент
Приветствует обучающихся и гостей Приветствуют учителя и гостей
2.

Стадия вызова
 Актуализация знаний  Пробуждение интереса к получению новой информации Социалогически й опрос Наглядный ряд (рисунки) Ассоциативный Я хочу поговорить с вами о чувстве, которое, наверное, испытывал каждый. ■ Кто любит шутки? ■ Кто когда-нибудь подшучивал над своим другом? ■ Кто не любит, когда над ним подшучивают? ■ Кто знает продолжение фразы: «Мирись, мирись и больше...»? ■ Кто хоть раз просил прощения, когда кого-то обидел? ■ Кто хотя бы раз оказался не прав в споре? ■ Кто согласен, что «на обиженном воду возят»? ■ Кто на злобные слова отвечает шуткой? ■ Кто прощал, когда его обижали? ■ А кто не прощал? ■ А из-за чего происходят драки? ■ Если кого-то обидели, какое чувство возникает? (мести) Именно об этом я бы хотела с вами поговорить.
А что такое месть?

Читая

текст

«Повести

временных

лет» о мести Ольги древлянам, вы

проиллюстрировали

д е й с т в и я

Ольги.

С чем она у вас ассоциируется?
Отвечают на вопросы учителя Записывают слово МЕСТЬ и ассоциации к нему
Личностные:
самоопределение, формирование интереса к данной теме.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
Познавательные:
подведение знаний под понятие.
ряд Кластер
На что похожа месть?

В каких произведениях вы уже

встречались с этим понятием?
А что бы вы еще хотели узнать об этом понятии? Записывают произведения Формулируют цели урока
3.

Стадия

осмысления
 Ч т е н и е и осмысление художественного текста  сохранение интереса к теме при непосредственной работе с текстом  помочь учащимся активно воспринимать материал Беседа Технология «Шесть шляп мышления» Месть – это намеренное причинение зла с целью отплатить за оскорбление, обиду. Давайте обратимся к «Пове сти временных лет» и посмотрим, как оценивается месть Ольги древлянам за смерть Игоря.
За что мстила Ольга?

Какое правило нарушил князь

Игорь?

Какие чувства это вызывало у

древлян, был ли у них другой

выход?

Правильно ли поступила Ольга?

Разобраться

этом

вопросе

помогут шесть шляп мышления.

"Белая шляпа"
- точно и конкретно вы перечислите события, связанные с местью Ольги.
"Жёлтая шляпа"
- похвалите Ольгу, назовите ее положительные стороны, черты характера. В 945г. киевский князь Игорь вместе со своей дружиной отправился в племя древлян за данью. Сбор дани в те времена называли полюдьем. Благополучно её собрав, князь отправился домой. но вскоре вернулся и повторно потребовал уплаты дани. Древляне объединились и дали жестокий отпор. самого Игоря пленили и передали мучительной позорной смерти.
её месть особенная:
а) похороны в ладье; б)сожжение в бане; в)тризна с убийством 5 тыс. древлян; г)война с древлянами; д)сожжение столицы, города
Регулятивные:
формирование умений работать в группе
Коммуникативные:
учет разных мнений; аргументация сво его мнения и позиции в общении; выражение с в о и х м ы с л е й с достаточной полнотой и точностью.
Познавательные:
структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; п о н и ма н и е т е к с т о в, извлечение необходимой информации.
Личностные:
нравственно-этическое оценивание содержания.

" Ч ё р н а я

ш л я п а "
- о т м е т ь т е отрицательные черты г е р о и н и. Укажите, с чем вы не согласны.
"Красная

шляпа"
- вам, ребят а, нужно охарактеризовать героя, указав, какие чувства и эмоции он переживает. Расскажите о ваших чувствах.
"Зелёная

шляпа"
- судьба героя в ваших руках, до скажите с в о й, в о з м о ж н о, с ч а с т л и в ы й к о н е ц произведения. Могла ли О льга поступить иначе?
" С и н я я

ш л я п а "

-
вы д ол ж н ы подвести итог работы всех шляп, сделать выводы.
Десять

веков

отделяют

событий,

которыми

«Повести

временных

лет». Однако и в наши дни, в XXI в.,

вопросы,

связанные

т аким

явлением, как месть, по-прежнему

волнуют людей.
- К а к п о с т у п и т ч е л о в е к: подчинится ли желанию отомстить и вступит в «порочный круг» или сможет побороть это разрушительное чувство. Свое представление о том, как может вести себя человек в подобной ситуации,
предлагает

повести

«Матерь

человеческая»
Коростеня ВЫВОД: Однако не следует забывать, что в то время Ольга была ещё ревностной язычницей и своими действиями, в первую очередь, Ольга исполняла свой священный религиозный долг. Историк Соловьев говорит, оправдывая Ольгу, что «обычай мести был охранительным обычаем, заменявшим правосудие, и тот, кто свято исполняет обязанности мести, является необходимым героем правды» и что «обязанность мести за род человеческий была тогда обязанностью религиозною, обязанностью выражения благочестия».
Чтение с остановками
В и т а л и й

А л е к с а н д р о в и ч

Закруткин.
Эту женщину я не мог, не имел права забыть. Нелегкая ее жизнь, чистая душа, характер глубокий и добрый, наконец, то, как в полном одиночестве пережила она те страшные месяцы, которые стали для нее великим испытанием, - все это было мне известно... Так начинается повесть, которую в полном объеме мы будем читать в старших классах, а сегодня мы лишь приоткроем отдельные страницы. П и с а т е л ь с о з д а е т исключительную ситуацию: во время В е л и ко й О т ечественной войны каратели дотла сжигают хутор, а жителей - одних убивают, других угоняют в неволю. И вот на пепелище остается одна Мария, мужа и сына которой повесили. И все же героиня находит в себе силы жить. Однако новое испытание ждало Марию, вернувшуюся в сожженную деревню.
Какое испытание?

К а к и е

ч у в с т в а

и с п ы т а л а

описывает

немца?
Пересказывают начало
Вычитывание текста Прием «Дерево предсказаний»
Вызывает он у вас сочувствие?

А у Марии?

Какое

желание

овладело

Марией? Почему она решилась на

убийство?

Как поступит Мария? («Дерево

предсказания»)

Ожидал немец смерти?

Что, по вашему мнению, заставило

Марию

отказаться

мести?

она испытала после этого?

Как изменилось отношение Марии к

немцу?

Какой вывод можно сделать?

Преодолела Мария чувство мести?
Вычитывают из текста Вычитывают из текста Да Нет Вычитывают из текста Убьет, пощадит, пожалеет Да вычитывают
4.

Стадия рефлексии
 помочь учащимся самостоятельно обобщить материал;  помочь самостоятельно определиться в дальнейшей обработке материала Давайте вернемся к кластеру и подведем итоги. Что бы вы в него добавили или убрали? Над чем заставили вас задуматься эти произведения? Чему научили? Что вы поняли? Месть… Как много стоит подчас за этими пятью буквами! Месть пьянит, лишает рассудка, толкает на необдуманные поступки, заставляя потом мучиться и раскаиваться. Не зря Добавляют ОТКАЗ ОТ МЕСТИ
Коммуникативные:
формулирование и аргументация своего мнения.
Регулятивные:
оценивание собственной деятельности на уроке
говорят, что впереди мести идут ненависть и гнев, разливая свой яд, а позади – раскаяние, не смея поднять глаз, наполненных слезами. Как поступите вы: подчинитесь ли жажде мщенья и встанете на тропу войны или сможете побороть это разрушительное желание? Это ваш выбор… И чтобы вам не ошибиться в жизни,
я

хочу подарить вам «Правило

бумеранга»
Других не зли и сам не злись, Мы гости в этом бренном мире. А если что не так – смирись. Будь поумнее, улыбнись. Холодной думай головой, Ведь в мире все закономерно. Зло, излученное тобой, К тебе вернется непременно.
5.

Домашнее задание
Доделать кластер и написать небольшое сочинение-размышление
«Месть или отказ от мести – выбор,

перед которым может оказаться

Здравствуйте Татьяна

Внимателно прочла ваше письмо и предлааю вам построить наш диалог через ответы на ключевые фразы из письма:


У меня сильная обида на друга, который меня забыл и оставил.

Вы пишите сами,что ваш знакомый не считает вас ни своей девушкой,ни даже другом ,а только знакомой. Тогда,скажите, как он может вас забыть и оставить? Вы сами решили и за себя и за него, что между вами есть нечто большее и сами поверили в это. Но.... это ведь только ваш Образ того, что он ваш парень, на самом деле этого нет и парень вам открыто об этом говорит. Может вы увидите сейчас,что вас никто не бросал и не оставлял?

Я его уже несколько месяцев сильно люблю. А он -- нет, даже другом меня не считает, только знакомой

Вы скорее симпатизируете ему очень сильно, Любовью это я не стала бы называть,так как она начинается с самого человека к себе ,а ваши страдания говорят как раз о том,что вы еще не научились Любить себя ,а значит другого полюбить тоже не готовы.

Я не могу его отпустить, но постоянно мщу, уже скоро могу и до убийства дойти

Вы не можете как раз таки его удержать возле себя без его собственного желания. А отпустить вы не можете не его, а только свои Ожидания ,которые совсем не совпадают с действительностью. Крайность ваших желаний -от того,чтобы быть с ним рядом , и до самого ужасного -мысли об убийстве его, уже говорит о том, что вы многое себе напридумывали и для вас сейчас очень больно принять правду,такой,какая она есть. Вы не думали о последствиях вашего желания убить другого? Вы же по любому не будете с ним вместе , вы лишитесь самого главного -Свободы ,так как любое преступление несет наказание. Не стоит шутить с эмоциями, они иногда обходятся слишком дорогой ценой.

Я итак сижу на антидепрессантах, вся погрузилась в работу, я очень одинока, нет поддержки.

Вот эта ваша фраза самая важная,так как очень хорошо показывает на ваше Одиночество ,в котором вы находитесь долгие годы. Возможно,это как то связано с вашим детством,с вашими отношениями с родителями - с мамой . Вам не хватало внимания,нежности и Любви от близких вам людей и вы захотели этот пробел в своей Душе заполнить поиском новых отношений, и почему то решили,что этот парень и есть тот,кто вам эту Любовь и додаст . Возможно,он проявил к вам какое то внимание- заговорил с вами,или ответил на ваши вопросы, или просто послушал вас,и вы уже решили,что этого достаточно,чтобы полюбить его и потребовать Любви от него тоже.

Любое требование в Любви и в отношениях всегда говорит о некой Зависимости человека от другихи и желании контролировать их. Ваше Одиночество как раз таки оттого, что вы не смогли понять главного - Вы сами и есть тот человек, которого вы можете Любить так,как хотели бы,чтобы вас Любили другие. Других заставить нельзя,а сами - можете научиться,только нужно знать как. Это уже работа с психологом .

Вы пьете антидипресанты и это говорит о том,что вы долгое время живете по одним и тем же правилам, ничего не меняя и не видя их без перспективности для себя. Предлгагаю вам остановиться, прекратить кружить по одному и тому же месту , признать, что никогда не Любили себя и при этом, продолжали хотеть получить ее от других. Признайте ошибочность своих убеждений и начните уже искать другие пути для решения своих проблем. Иначе вы так и будете жить в тисках своих страхов , ожиданий и нарастающей ненависти к окружающим, что пагубно скажется на вашем психическом и физическом здоровье . Всего хорошего.

Бекежанова Ботагоз Искракызы, психолог Астаны

Хороший ответ 5 Плохой ответ 0