Медицина        06.03.2024   

Кому на руси жить хорошо годы. Поэма "кому на руси жить хорошо". Жанр и необычная композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

Николай Алексеевич Некрасов известен своими народным, необычными произведениями всему миру. Его посвящения простому народу, крестьянской жизни, периоду короткого детства и постоянным тяготам во взрослой жизни вызывают не только литературный, но и исторический интерес.

Такие произведения, как «Кому на Руси жить хорошо» - настоящий экскурс в 60-е годы XIX века. Поэма буквально погружает читателя в события послекрепостнического времени. Путешествие, в поисках счастливого человека в Российской империи, обнажает многочисленные проблемы общества, без прикрас рисует картину действительности и заставляет задуматься о будущем страны, отважившейся жить по-новому.

История создания некрасовской поэмы

Точная дата начала работы над поэмой неизвестна. Но исследователи некрасовского творчества обратили внимание на то, что уже в своей первой части он упоминает поляков, которых ссылали. Это дает возможность предполагать, что замысел поэмы возник у поэта примерно в 1860 -1863 годах, а к ее написанию Николай Алексеевич приступил примерно в 1863 году. Хотя наброски поэтом могли быть выполнены и раньше.

Не секрет, что Николай Некрасов очень долго собирал материал для своего нового стихотворного произведения. На рукописи после первой главы стоит дата - 1865 год. Но это дата означает, что в этом году была окончена работа над главой «Помещик».

Известно, что начиная с 1866 года первая часть работы Некрасова пыталась увидеть свет. В течение четырёх лет автор старался опубликовать своё произведение и постоянно попадал под недовольство и резкое осуждение цензуры. Несмотря на это работа над поэмой продолжалась.

Пришлось поэту печатать ее постепенно все в том же журнале «Современник». Так ее печатали в течение четырех лет, и все эти года цензура была недовольна. Сам поэт постоянно подвергался критике и гонениям. Поэтому он на время прекратил свою работу, а снова смог к ней приступить лишь только в 1870 году. В этот новый период подъема своего литературного творчества он создает еще три части к этой поэме, которые были написаны в разное время:

✪ «Последыш»-1872.
✪ «Крестьянка» -1873 год.
✪ «Пир на весь мир» - 1876 год.


Поэт хотел еще написать несколько глав, но он работал над своей поэмой в то время, когда начинал заболевать, поэтому болезнь помешала ему воплотить эти поэтические планы. Но все-таки понимая, что он скоро умрет, Николай Алексеевич попытался в последней своей части закончить её так, чтобы у всей поэмы была логическая завершенность.

Сюжет поэмы «Кому на Руси жить хорошо»


В одной из волостей на широкой дороге встречаются семь мужиков, которые живут в соседних деревнях. И задумываются они об одном вопросе: кому на их родной земле живется хорошо. И до того дошел их разговор, что вскоре он переходит в спор. Дело шло к вечеру, а решить этот спор они никак не могли. Да и вдруг мужики заметили, что прошли они уже большое расстояние, увлекшись разговором. Поэтому они решили не возвращаться домой, а заночевать на полянке. Но спор-то продолжался и дошел до драки.

От такого шума выпадает птенчик пеночки, которого Пахом спасает, а за это образцовая мать готова выполнить любое желание мужиков. Получив волшебную скатерть, мужики решают отправиться путешествовать, чтобы найти ответ на вопрос, который их так сильно интересует. Вскоре они встречают попа, который меняет мнение мужиков о том, что ему хорошо и счастливо живется. Попадают герои и на сельскую ярмарку.

Они пытаются найти счастливых людей среди пьяных, и вскоре выясняется, что мужику-то для счастья много-то и не надо: есть досыта, да от бед оградить себя. А чтобы узнать о счастье героям советую найти Ермилу Гирина, которого знаю все. И вот тут мужики узнают его историю, а потом появляется барин. Но и тот жалуется на свое житье.

В конце поэмы герои пытаются поискать счастливых людей среди женщин. Они знакомятся с одной крестьянкой Матреной. Они помогают Корчагиной в поле, а за это она рассказывает им свою историю, где говорит о том, что у женщины не может быть счастья. Женщины только страдают.

И вот крестьяне уже на берегу Волги. Тут они услышали историю и о князе, который никак не мог смириться с отменой крепостного права, а потом историю о двух грешниках. Интересна и история сына дьячка Гришки Добросклонова.

Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! В рабстве спасенное Сердце свободное - Золото, золото Сердце народное! Сила народная, Сила могучая - Совесть спокойная, Правда живучая!

Жанр и необычная композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо»


О том, какова композиция некрасовской поэмы, до сих пор ведутся споры между литераторами и критиками. Большинство исследователей литературного творчества Николая Некрасова пришли к тому, что материал должен быть расположен так: пролог и часть первая, затем следует поместить главу «Крестьянка», по содержанию следует глава «Последыш» и в заключение – «Пир – на весь мир».

Доказательствами такого расположения глав в сюжете поэмы стало то, что, например, в первой части и в последующей главе изображается мир, когда крестьяне еще не были свободны, то есть это тот мир, который был чуть раньше: старый и отживший. В следующей некрасовской части уже показано, как этот старый мир разрушается полностью и гибнет.

А вот уже в последней некрасовской главе поэт показывает все признаки того, что начинается новая жизнь. Тон повествования резко меняется и теперь он более светлый, ясный, радостный. Читатель ощущает, что поэт, как и его герои, верят в будущее. Особенно эта устремленность к ясному и светлому будущему чувствуются в те моменты, когда в поэме появляется главный герой - Гришка Добросклонов.

В это части поэт завершает поэму, поэтому именно здесь происходит развязка всего сюжетного действия. И здесь звучит ответ на вопрос, который был поставлен в самом начале произведения о том, кому же все-таки хорошо и свободно, беззаботно и весело живется на Руси. Выясняется, что самым беззаботным, счастливым и веселым человеком является Гришка, который заступник своего народа. В своих прекрасных и лирических песнях он предсказывал счастье своему народу.

Но если внимательно вчитаться в то, как наступает развязка в поэме в ее последней части, то можно обратить внимание на странности повествования. Читатель не видит, чтобы крестьяне вернулись в свои дома, они не перестают путешествовать, да и, вообще, с Гришей они даже не знакомятся. Поэтому здесь, возможно, планировалось продолжение.

Есть у поэтической композиции и свои особенности. Прежде всего, стоит обратить внимание на построение, которое основано на классическом эпосе. Поэма состоит из отдельных глав, в которых есть самостоятельный сюжет, но в поэме нет главного героя, так как она повествует о народе, словно это эпопея жизни всего народа. Связываются все части в одну благодаря тем мотивам, которые проходят через весь сюжет. Например, мотив дальней дороги, по которой идут крестьяне, чтобы найти счастливого человека.

В произведении легко просматривается сказочность композиции. В тексте есть много элементов, которые легко можно отнести к фольклору. Во время всего путешествия автор вставляет свои лирические отступления и элементы, которые совершенно не относятся к сюжету.

Анализ некрасовской поэмы «Кому на Руси жить хорошо»


Из истории России известно, что в 1861 году было отменено самое постыдное явление – крепостное право. Но такая реформа вызвала волнение в обществе, и вскоре возникли новые проблемы. Прежде всего, возник вопрос о том, что даже свободный крестьянин, бедный и нищий, не может быть счастливым. Эта проблема заинтересовала Николая Некрасова, и он решил написать поэму, в которой и будет рассмотрен вопрос о крестьянском счастье.

Несмотря на то что произведение написано простым языком, и имеет обращение к фольклору, но для восприятия читателю обычно оно кажется сложным, так как в нем затрагиваются самые серьезные философские проблемы и вопросы. На большую часть вопросов автор сам искал ответы всю свою жизнь. Наверное, поэтому так сложно давалось ему написание поэмы, и он ее создавал на протяжении четырнадцати лет. Но к сожалению, произведение так и не было окончено.

Поэтом было задумано написать свою поэму из восьми глав, но из-за болезни он смог написать только четыре и они совсем не следуют, как положено, одна за другой. Сейчас поэма представлена в том виде, в той последовательности, который предложил К.Чуковский, который долгое время тщательно изучал некрасовские архивы.

Николай Некрасов выбрал героями поэмы простых людей, поэтому и лексику тоже использовал просторечную. Долгое время велись споры о том, кого же все-таки можно отнести к главным героям поэмы. Так, были предположения, что это герои – мужики, которые идут по стране, пытаясь найти счастливого человека. Но другие исследователи все-таки считали, что это был Гришка Добросклонов. Этот вопрос и на сегодняшний день остается открытым. Но можно рассматривать эту поэму так, будто в ней главный герой – это весь простой народ.

Нет в сюжете точных и детальных описаний этих мужиков, непонятны и их характеры, автор их просто не раскрывает и не показывает. Но зато этих мужиков объединяет одна цель, ради которой они и путешествуют. Интересно и то, что эпизодические лица в некрасовской поэме рисуются автором более четко, точно, детально и ярко. Поэт поднимает много проблем, которые возникли у крестьянства после отмены крепостного права.

Николай Алексеевич показывает, что для каждого героя в его поэме есть свое понятие о счастье. Например, богатый человек видит счастье в том, чтобы было денежное благополучие. А мужик мечтает о том, чтобы в его жизни не было никакого горя и бед, которые обычно подстерегают крестьянина на каждом шагу. Есть и такие герои, которые счастливы оттого, что верят в счастье других. Язык некрасовской поэмы близок к народному, поэтому в нем огромное количество просторечий.

Несмотря на то что произведение осталось не законченным, в нём отражена вся действительность происходившего. Это настоящий литературный подарок всем любителям поэзии, истории и литературы.


«Кому́ на Руси́ жить хорошо́» - поэма Н. А. Некрасова . Повествует о путешествии семерых крестьянских мужиков по всей Руси с целью поиска счастливого человека. Действие происходит вскоре после отмены крепостного права в Российской империи .

История создания

Н. А. Некрасов начал работу над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» в первой половине 1860-х годов . Упоминание о ссыльных поляках в первой части, в главе «Помещик», позволяет считать, что работа над поэмой была начата не ранее 1863 года . Но наброски произведения могли появиться и раньше, так как Некрасов долгое время собирал материал. Рукопись первой части поэмы помечена 1865 годом , однако, возможно, что это дата окончания работы над этой частью.

Вскоре после окончания работы над первой частью, пролог поэмы был опубликован в январском номере журнала «Современник» за 1866 год . Печатание растянулось на четыре года и сопровождалось, как и вся издательская деятельность Некрасова, цензурными гонениями.

К продолжению работы над поэмой писатель приступил лишь в 1870-х, написав ещё три части произведения: «Последыш» (1872 год), «Крестьянка», «Пир - на весь мир» (). Поэт не собирался ограничиваться написанными главами, задумывались ещё три или четыре части. Однако развивающаяся болезнь помешала задумкам автора. Некрасов, чувствуя приближение смерти, постарался придать некоторую «законченность» последней части, «Пир - на весь мир».

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» была напечатана в такой последовательности: «Пролог. Часть первая», «Последыш», «Крестьянка», «Пир - на весь мир».

Видео по теме

Сюжет и структура поэмы

Предполагалось, что в поэме будет 7 или 8 частей, но автор успел написать лишь 4, которые, возможно, не следовали одна за другой.

Поэма написана трехстопным ямбом.

Часть первая

Единственная часть, не имеющая названия. Была написана вскоре после отмены крепостного права (). По первому четверостишию поэмы можно сказать, что Некрасов первоначально пытался анонимно охарактеризовать все проблемы Руси того времени.

Пролог

В каком году - рассчитывай,
В какой земле - угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков.

У них завязался спор:

Кому живётся весело,
Вольготно на Руси?

Они высказали шесть вариантов ответа на этот вопрос:

  • Роман: помещику ;
  • Демьян: чиновнику ;
  • братья Иван и Митродор Губины: купцу ;
  • Пахом: министру , боярину;

Крестьяне решают не возвращаться домой, пока не найдут правильного ответа. В прологе они также находят скатерть-самобранку, которая будет кормить их, и отправляются в путь.

Глава I. Поп

Глава II. Сельская ярмарка.

Глава III. Пьяная ночь.

Глава IV. Счастливые.

Глава V. Помещик.

Последыш (из второй части)

В разгар сенокоса странники приходят на Волгу. Здесь они становятся свидетелями странной сцены: на трёх лодочках к берегу подплывает барское семейство. Косцы, только что присевшие отдохнуть, тут же вскакивают, чтобы показать старому барину своё усердие. Оказывается, крестьяне села Вахлачина помогают наследникам скрывать от выжившего из ума помещика Утятина отмену крепостного права. За это родственники последыша-Утятина обещают мужикам пойменные луга. Но после долгожданной смерти Последыша наследники забывают свои обещания, и весь крестьянский спектакль оказывается напрасным.

Крестьянка (из третьей части)

В этой части странники решают продолжить свои поиски того, кому «жить весело, вольготно на Руси» среди женщин. В селе Наготине бабы сказали мужикам, что есть в Клину «губернаторша» Матрёна Тимофеевна: «доброумнее и глаже - бабы нет». Там семеро мужиков находят эту женщину и убеждают её рассказать свою историю, в конце которой она разуверяет мужиков в своём счастье и в женском счастье на Руси в целом:

Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У Бога самого!..

  • Пролог
  • Глава I. До замужества
  • Глава II. Песни
  • Глава III. Савелий, богатырь, святорусский
  • Глава IV. Дёмушка
  • Глава V. Волчица
  • Глава VI. Трудный год
  • Глава VII. Губернаторша
  • Глава VIII. Бабья притча

Пир на весь мир (из четвёртой части)

Эта часть является логическим продолжением второй части («Последыш»). В ней описывается пир, который закатили мужики после смерти старика Последыша. Приключения странников не заканчиваются в этой части, но в конце один из пирующих - Гриша Добросклонов, сын дьячка, на следующее утро после пира, прогуливаясь по берегу реки, находит, в чём секрет русского счастья, и выражает его в короткой песенке «Русь», к слову, использованной В. И. Лениным в статье «Главная задача наших дней». Заканчивается произведение словами:

Быть бы нашим странникам
Под родною крышею,
Если б знать могли они,
Что творилось с Гришею.
Слышал он в груди своей
Силы необъятные,
Услаждали слух его
Звуки благодатные,
Звуки лучезарные
Гимна благородного -
Пел он воплощение
Счастия народного!..

Такая неожиданная концовка возникла потому, что автор осознавал свою скорую смерть, и, желая закончить произведение, логически завершил поэму в четвёртой части, хотя в начале Н. А. Некрасов задумывал 8 частей.

Список героев

Временнообязанные крестьяне

  • Роман,
  • Демьян,
  • Лука,
  • Иван и Митродор Губины,
  • Пахом,
  • Пров.

Крестьяне и холопы

  • Артём Дёмин,
  • Яким Нагой,
  • Сидор,
  • Егорка Шутов,
  • Влас,
  • Агап Петров,
  • Ипат,
  • Яков,
  • Глеб,
  • Прошка,
  • Матрёна Тимофеевна,
  • Савелий Корчагин,
  • Ермил Гирин.

Помещики

  • Оболт-Оболдуев,
  • Князь Утятин (последыш),
  • Фогель (немец, управляющий помещика Шалашникова)
  • Шалашников.

Другие герои

  • Елена Александровна - губернаторша, принимавшая роды Матрёны,
  • Алтынников - купец, возможный покупатель мельницы Ермилы Гирина,
  • Гриша Добросклонов.

История создания «Кому на Руси жить хорошо» начинается в конце 1850-х гг., когда Некрасову приходит в голову замысел масштабного произведения-эпопеи, суммирующего весь его творческий и жизненный опыт поэта-революционера. Автор долгое время собирает материал на основе как своего личного опыта общения с народом, так и литературного наследия своих предшественников. До Некрасова к жизни простого народа в своих произведениях обращались многие авторы, в частности И.С. Тургенев, чьи «Записки охотника» стали одним из источников образов и идей для Некрасова. Чёткая идея и фабула сложились у него в 1862 г., после отмены крепостного права и земельной реформы. В 1863 г. Некрасов принимается за работу.

Автор желал создать эпическую «народную» поэму с развёрнутой картиной жизни различных слоёв российского общества. Важным для него представлялось также и то, чтобы его произведение было доступно для простого народа, к которому он обращался в первую очередь. Этим обусловлена композиция поэмы, задумывавшаяся автором как циклическая, размер, приближенный к ритмике народных сказаний, своеобразный язык, изобилующий поговорками, присказками, «простонародными» и диалектными словами.

Творческая история «Кому на Руси жить хорошо» насчитывает почти четырнадцать лет интенсивной работы автора, сбора материалов, проработки образов, корректировок изначальной фабулы. По замыслу автора, герои, встретившись неподалёку от своих деревень, должны были совершить долгое путешествие через всю губернию, а в конце дойти до Петербурга. Будучи в пути, они беседуют с попом, помещиком, крестьянкой. В Петербурге путешественников должна была ждать встреча с чиновником, купцом, министром и самим царём.

По мере написания отдельный частей поэмы Некрасов публиковал их в журнале «Отечественные записки». В 1866 г. в печати появился «Пролог», первая часть увидела свет в 1868 г., затем в 1872 и 1873 гг. были напечатаны части «Последыш» и «Крестьянка». Часть под названием «Пир на весь мир» при жизни автора так и не появилась в печати. Лишь спустя три года после смерти Некрасова Салтыков-Щедрин смог напечатать этот фрагмент с большими цензурными купюрами.

Некрасов не оставил никаких указаний относительно порядка следования частей поэмы, поэтому принято публиковать её в таком порядке, в каком она появлялась на страницах «Отечественных записок» – «Пролог» и первая часть, «Последыш», «Крестьянка», «Пир на весь мир». Эта последовательность является наиболее адекватной с точки зрения композиции.

Тяжёлая болезнь Некрасова заставила его отказаться от первоначального замысла поэмы, согласно которому она должна была состоять из семи-восьми частей и включать в себя помимо картин деревенского быта сцены петербургской жизни. Также планировалось, что структура поэмы будет опираться на смену времён года и сельскохозяйственных сезонов: путешественники отправлялись в путь ранней весной, проводили в дороге всё лето и осень, достигали столицы зимой и весной снова возвращались в родные места. Но история написания «Кому на Руси жить хорошо» была прервана в 1877 г. со смертью писателя.

Предчувствуя приближение гибели, Некрасов говорит: «Одно, о чем сожалею глубоко, это – что не кончил свою поэму “Кому на Руси жить хорошо”». Понимая, что болезнь не оставляет ему достаточно времени на завершение задуманного, он вынужден изменить свой изначальный замысел; он быстро сводит повествование к открытому финалу, в котором, однако, всё же демонстрирует одного из самых ярких и значимых своих героев – разночинца Гришу Добросклонова, мечтающего о благе и счастье всего народа. Именно он по идее автора должен был стать тем самым счастливцем, которого ищут странники. Но, не имея времени на подробное раскрытие его образа и истории, Некрасов ограничился намёком на то, как должна была бы закончиться эта масштабная эпопея.

Тест по произведению

а). Возникновение замысла

Общенациональное и общечеловеческое значение освободительного народного движения в России 60-х годов XIX века несомненно. "По моему мнению, - писал К. Маркс Ф. Энгельсу в январе 1860 года, - величайшее событие в мире в настоящее время - это, с одной стороны, американское движение рабов, начавшееся со смерти Брауна, и, с другой стороны, - движение рабов в России". Освободительное движение 60-х гг. открывает собою эпоху подготовки революции в России.

Н.А. Некрасов - поэт и журналист - был активным участником освободительного движения и понимал его значение. Это благоприятствовало возникновению замысла эпопеи. Некрасов описал события, современные ему. Мысль о правомерности изображения в жанре эпопеи современных героических событий, имеющих общенациональное и мировое значение, была высказана Некрасовым ещё в рецензии на брошюру Ив. Ваненко "Севастопольская оборона, или таковы русские" (1855 г).

События, вызвавшие революционную ситуацию 1859-1861 гг., отмену крепостного права, всё то, чем знаменовалось начало эпохи подготовки революции в России, способствовали созданию сюжета о стремлении обездоленных крестьян найти лучшую, счастливую долю. После реформы сотни тысяч крестьян, освобождённых от крепостной зависимости и лишённых земли-кормилицы, покидали родные деревни и шли в города, на строительство железных дорог и фабрик.

Поэма "Коробейники" (1861 г), вставленная в неё "Песня убогого странника" свидетельствуют о том, что поэт внимательно наблюдал новые явления народной жизни, чутко улавливая её потребности и возможности. Путешествие странника от села к селу, характер его вопросов: "Мужик, ты тепло ли живёшь?", "Хорошо ли ешь, поёшь?…", ответы Мужика на вопросы странника - "холодно-холодно, голодно-голодно", тысячеголосо повторённые ветром, лесами, всей окружающей природой, звучали на всю Русь. За обобщённым образом Мужика в воображении читателя - друга вставало многочисленное крестьянство, ограбленное господами-освободителями. "Черные вороны" - чиновники, устроившие расправу над "хорошим человечеством", ткачом-пахарем Титом, могли в сознании читателей ассоциироваться с царскими сатрапами, чинившими суд и расправу над Антоном Петровым и подобными ему крестьянами из Кандеевки, Бездны и других сёл многострадальной Руси. Думается, что замысел "эпопеи современной крестьянской жизни" мог появиться во время работы над "Песней убогого странника".

Возникновение замысла могло предшествовать субъективной готовности осуществить его. Н.А. Некрасов говорил, что в эту книгу он хотел вложить весь свой опыт изучения народа, "все сведения о нём, накопленные по словечку" в течении 20 лет.

В соответствии с этими словами поэта П.Н. Саккулин писал: ""Кому на Руси жить хорошо" была задумана как завершение, как синтез всего творчества, успех работы над ней был обеспечен умением смотреть на жизнь глазами народа, говорить его языком, писать о его вкусе".

Изучение творческой истории "Кому на Руси жить хорошо" даёт нам право сказать, что начало пути Некрасова к эпопее - в романах: "Жизнь и похождения Тихона Тростникова", "Три страны света", "Тонкий человек, его приключения и наблюдения"... В них впервые проявляется стремление изобразить всю Русь от Прибалтики до Аляски, от Ледовитого океана до Каспийского моря, увидеть многообразие народных типов, отнестись с большим вниманием и симпатией к людям, обладающим "энергическим умом и характером", способностью выражать народные идеалы. Здесь проявляется и та особая разновидность художественного видения, которая будет совершенствоваться и станет важнейшим компонентом эпопейной формы объективности.

Для развития творчества Некрасова характерны три направления, подготовивших возможность создания эпопеи. Первое из них стихи и лиро-эпические поэмы о "героях деятельного добра". Развитие реализма в этих произведениях шло от документальности до эпопейности. Героизм эпохи подготовки русской революции проявился в выступлении крестьян и рабочих против своих хозяев, в самоотверженноё деятельности революционных демократов, готовивших крестьянскую революцию.

Образы Белинского, Добролюбова, Шевченко, Чернышевского, созданные поэтом, убеждают в том, что желание запечатлеть факты их биографий соединяется в произведениях поэта с обобщённым изображением "героя деятельного добра".

Стремление подняться до значительных художественных обобщений, не порывая с документальностью, выявляется также при изучении структуры стихотворения "Поэт и гражданин", поэмы "Несчастные". В образах Гражданина и Крота-Орла видны черты их прототипов и вместе с тем - это "знакомые незнакомцы", идеалы которых соотносятся с общенародными идеалами. Изображением исторических "героев деятельного добра" подготавливался образ Гриши Добросклонова, героя эпопеи.

Второе направление творческих поисков и свершений на подступах к эпопее ознаменовано поэмами "Коробейники " и "Мороз, Красный нос". Некрасов создавал произведения о народе и для народа. Совершенствовавшаяся им форма объективности становится всё более народной и даже эпопейной.

Забота об усилении народности поэмы с очевидностью, не нуждающейся в доказательствах, проявилась в посвящении "Коробейников" другу-приятелю, крестьянину Гавриле Яковлевичу Захарову.

Умение видеть жизнь глазами своих персонажей, говорить их языком, необходимое для создания эпопеи, совершенствовалось и в последующих произведениях: "Дума", "Похороны", "Крестьянские дети", "Орина, мать солдатская" и т.д. Эпическая форма объективности часто сочетается в них с драматической и лирической.

По-иному, но с тем же успехом Некрасов совершенствует искусство перевоплощения в своих демократических героев, умение чувствовать и думать вместе с ними и за них, работая над поэмой "Мороз, Красный нос".

Третье направление творческой эволюции поэта, подготавливавшее создание новой разновидности жанра эпопеи, образуют поэмы "Размышления у парадного подъезда", "Тишина", "На Волге" и др. - лирические по способу восприятия и эстетической оценке явлений и эпопейные по выражению дум и чувств.

Развитие этой жанровой разновидности характеризуется увеличением "деталей предметного мира", а так же изменением их состава.

"Железная дорога", "Тишина", "Рыцарь на час", "На Волге" написаны в форме лирического размышления. Но "детали предметного мира" здесь так многочисленны, объёмны и важны, что заслоняют лирического героя.

Лиризм в "Тишине" и "Размышлениях у парадного подъезда" становится поистине эпопейным. Именно в этом своём качестве он и будет развиваться в "Кому на Руси жить хорошо".

Для осуществления замысла стихотворной эпопеи был необходим и соответствующий стих.

Чтобы правильно оценить важность этого условия, вспомним слова А.С. Пушкина: "Пишу не просто роман, а роман в стихах. Дьявольская разница!" Роман "Евгений Онегин" состоит из 5423 стихов; эпопея "Кому на Руси жить хорошо" - из 8866. К осуществлению этой задачи Некрасов был подготовлен также предыдущими творческими поисками и достижениями. Его эпопея написана в основном трёхстопным нерифмованным ямбом (7965 строк из 8866), особой гибкой стопой. Прообраз этой гибкой стопы и трёхстопного нерифмованного ямба с дактилическими и мужскими окончаниями был создан поэтом в 1862 г. в стихотворении "Зелёный шум". Своеобразие ритмической организации "Зелёного шума" непосредственно предваряло аналогичную структуру стиха эпопеи. Это изумительное стихотворение предваряло эпопею также особым видением природы, характерным для народного творчества, для миросозерцания милых сердцу поэта пахарей.

Первоначальный вариант "Пролога" назывался "Первой главой" "Первой части". Он начинался удачным и поэтому никогда не изменявшимися стихами, написанными в стиле сказочного зачина: "В некотором царстве, В некотором государстве…". Так же как и сказочный зачин, начальные стихи способствуют опоэтизированию повседневной реальности. Сюжет поисков счастливого в том виде, в котором он намечался в "Первой главе", соотносится с сюжетом сказки "О правде и кривде".

В текст "Первой главы" Н.А. Некрасов вставил сто пятьдесят девять новых стихов и в связи с этим заново отредактировал договор семи мужиков о путешествии по Руси для встречи с предполагаемыми счастливыми.

Добавлением новых сказочных мотивов и образов поэт предвещал, что изображение жизни будет осуществляться не только в восприятии семи мужиков и предполагаемых счастливых, но и в аспекте глубинных слоёв народного миросозерцания, отразившихся в фольклоре.

Любознательность семи мужиков, заставившая их забыть о личных, семейных делах ради справедливого решения вопроса о том, "кому живётся счастливо, вольготно на Руси", свидетельствовала о том, что они принадлежат к лучшей, общественно активной части крестьян. В развитии самосознания мужиков таилась возможность нового направления поисков счастливого на Руси.

Эпопейность структуры "Кому на Руси жить хорошо" была тщательно продумана перед началом работы над "Прологом", но поэт настойчиво совершенствовал её. Неизменным оставался лишь выбор жанра, соответствующего историческим событиям, взятым в основу сюжета. Во всём остальном замысел развивался, совершенствовался в процессе его воплощения. В прологе было дополнено 159 новых стихов о чудесной пташке и скатерти - самобранке. Это же наблюдается и в примечании к другому дополнению, меньшему по объёму и значению.

К первоначальному тексту о кукушке, сбивчиво отзывавшейся на шум мужицкого спора и драки, поэт сделал следующее дополнение:

Кукуй, кукуй, кукушечка!

Заколосится хлеб,

Подавишься ты колосом -

Не будешь куковать.

А в примечании пояснил: "Кукушка перестанет куковать, когда заколосится хлеб "(подавившись колосом", - говорит народ)".

Большие и малые вставки и правки, связанные с превращением "Первой главы" в "Пролог" имели своей целью усилить соотнесённость "Пролога" с задуманной структурой "эпопеи современной крестьянской жизни". Эпический размах намеченного обозрения жизни "глазами мужиков" предваряется в "Прологе" картиной спора-драки, шум от которого повторяло эхо гулкое, и стоном, ревом отзывались на него обитатели леса.

Захохотали филины,

Завыли волки серые,

Залаял где-то пёс.

Но поэта не удовлетворило только звуковое, лишённое зрительной наглядности изображение обитателей леса. Вместо этих стихов он написал новые:

На шум, на драку лютую

Семь филинов слетелися,

Сидят по деревам,

Хохочут полуночники.

Глаза большие, жёлтые

Горят как воску ярого

Четырнадцать свечей!

Послышав драку лютую,

Пристроился поблизости

И ворон нелюдим.

Сидит на старом дереве

Сидит да черту молится,

Чтоб уходили глупые

Кого - ни будь на смерть.

Обитатели леса в этом тексте, как будто в гигантском цирке, окружили спорящих мужиков. Изображение зрителей, активно реагирующих на спор, на "драку лютую", усиливало впечатление.

Следующий вариант этого живописного обрамления картины значительно усовершенствован:

Семь филинов слетелися,

Любуются побоищем

С семи больших дерев.

Хохочут полуночники!

А их глазищи желтые

Горят как воску ярого

Четырнадцать свечей!

И ворон, птица чуткая,

Приспел, - сидит на дереве

У самого костра, -

Сидит да черту молится,

Чтоб до смерти ухлопали

Которого-нибудь!

Четырнадцать горящих глаз, как четырнадцать свечей "с семи больших дерев"-подсвечников, освещают арену ночного боя. Выкрики мужиков - "царю", "попу", "попу" - отзываются в клекоте-хохоте филинов, повторяются и усиливаются гулким эхом. Образ ворона, ожидающего кровавой добычи, придаёт картине мрачный и зловещий характер. Эпическое число "семь", многократно повторённое, - "семь мужиков", "семь филинов", "семь больших деревьев", "семь пар горящих глаз" - усиливает впечатление строгой соразмерности, повторяемости и предвещает эпические повторы заглавного вопроса и шумные споры в центральных главах.

Совершенствуя картину ночного спора, выявляя композиционную роль числа семь в ней, поэт стремился рассказать читателю о структуре будущей "эпопеи крестьянской жизни". "Мыслью вперед улетая", он видел "воплощение" счастливой семёрки в композиции задуманной им эпопеи.

В некрасовской сцене в самом начале поиска счастья и правды семь гигантских деревьев-светильников освещают арену спора и драки семи странников. Сдвоенная семёрка светящихся глаз филинов на деревьях-светильниках ассоциируется с двумя небесными семизвездьями Большой и Малой медведиц, в составе которых есть и счастливая путеводная звезда. Но мужики ещё не умеют различать её среди других. Им кажется, что звёздную грамоту, написанную "червонным золотом по синему бархату", "ни разумникам, ни глупым не прочесть". В "Кому на Руси жить хорошо" путешествуют семь мужиков по реальной грешной Руси, чтобы встретиться с предполагаемыми счастливыми и увидеть "воплощение счастья народного ".

Замысел "Кому на Руси жить хорошо" возник у Некрасова под влиянием освободительного движения, вызвавшего отмену крепостного права. Это был замысел "эпохи современной крестьянской жизни" с соответствующими жанру главным героем и способом художественного видения. Развитие художественного действия намечалось в сказочно - условной форме, в соответствии с потребностями народа и ростом его сознания.

Готовность поэта осуществить этот грандиозный замысел была подготовлена всем предшествующим эпопее творческим опытом. Рубеж субъективной готовности ознаменован созданием поэм "Коробейники"(1861 г), " Мороз, Красный нос"(1863 г), "Железная дорога" (1864 г), которые были высшими достижениями поэта на подступах к эпопее.

Указать точную дату начала воплощения замысла пока не возможно. Срок субъективной готовности поэта осуществить замысел побуждает нас согласиться с В.Е. Евгеньевым - Максимовым в том, что работа над эпопеей началась в 1863-1864 гг. Время её завершения над первой частью указано самим поэтом - 1865 год.

б) Образ народа.

Народ - главный герой эпопеи. Слово "народ" звучит в ней очень часто, в самых различных сочетаниях: "их обступил народ", "народ собрался, слушает", "народ идёт и падает", "народ поверит Гирину", "народу рассказал", "народ видит", "народ молчит", "здесь богатырь народ", "народ кричал", "сбирается с силами русский народ…" и т.д. Слово "народ" звучит как имя главного героя.

В поэме "Кому на Руси жить хорошо" образ народа условен. Народ появляется в массовых сценах: на празднике-ярмарке в селе Кузьминском, на сельском сходе, избирающем бурмистра, на городской базарной площади, на приволжском лугу, в сцене пира на весь мир, появляктся как нечто единое, цельное, не воображаемое, а реальное. Его видят семеро мужиков, путешествующих по Руси в поисках счастливого. Важную роль в создании образа народа играет народное самосознание, проявляющееся в фольклоре, в молве народной. Появление массовых сцен, в которых народ видится как нечто единое, мотивируется развитием сюжета.

Совершенствуя эпопейные способы художественного видения, Некрасов усиливал народность произведения. Поэт смотрит на события глазами революционного демократа, защитника "рабочих классов", глазами проницательного исследователя народной жизни, глазами художника, обладающего даром перевоплощения в изображаемых персонажей.

В черновых вариантах есть следующие слова демократа - этнографа:

Когда бы то, что думая

О русском мужике

Считал я сущей правдою

Так и сидел бы в Питере

Да книжки сочинял.

А то молвой народною

Свой ум проверить хочется

"Народный глас", - слыхали вы? -

"Глас божий" - говорят…

Это могло быть сказано и автором, и повествователем. Н.А. Некрасов чутко прислушивался к "народной молве", к мудрым суждениям пахарей, умело пользовался их образной речью как речевой характеристикой народных персонажей. Повествователь в эпопее трудно отличим от автора. Некрасов наделил его многими личностными качествами, в том числе особой проницательностью взгляда, умением постигать, что и как видят его спутники-мужики во время их странствия по Руси, что они думают об увиденном; наделил их умением говорить от их имени, не искажая ни их взглядов, ни манеры речи.

Когда семь странников пришли на праздник - ярмарку в село Кузьминское, там было "видимо - невидимо народу" всякого. Эта огромная масса людей представляет собой нечто, неразделимое с праздничной площадью, а также с той многолюдной, стоголосой дорогой, которая "гудит народной молвой", как "море синее", как "ветры буйные". Странники и неразлучный с ними автор - повествователь находятся внутри многоголосой массы, как бы сливаются с ней. Они не только слышат гул народной молвы, но и различают и отдельные реплики мужиков и баб, слова их песен.

Безымянные реплики различны по содержанию и значению, иногда это игривый, солёный мужицкий юмор, иногда меткие суждения о злободневных явлениях общественной жизни, представленные в иносказательной форме загадок, примет, пословиц.

"Добра ты, царская грамота,

Да не про нас ты написана…"

"Посторонись, народ! "

(Акцизные чиновники

С бубенчиками, с бляхами

С базара пронеслись).

"А я к тому теперича:

И веник дрянь, Иван Ильич,

А погуляет по полу,

Куда как напылит! "

Исторические приметы народных толков, народной молвы в "бурливых" селах послереформенной Руси позволяют ограничить время действия в первой части 1861-1863 годами. Толки о царском манифесте, обнародованном в 1861 г., были наиболее интенсивными в начале указанного срока. Слова об акцизных чиновниках могли быть сказаны не ранее 1863 г., поскольку до этого времени такой должности не было. Уподобление "новых чиновников веникам", которые могут изрядно напылить, свидетельствует об отношении автора-повествователя и его спутников к "новым чиновникам".

Пеструю, шумную народную толпу в сценах ярмарки роднит и объединяет не только общее праздничное настроение, но и общие представления о "молодецкой удали" и "девичьей красе".

Когда десятка три молодчиков запели дружную песенку

Про удаль молодецкую,

Про девичью красу,

Притихла вся дороженька…

"Огнём-тоской" прошла та песня складная по сердцу по крестьянскому. Как нечто единое, сплоченное общей любовью к справедливости, уму и доброте изображается народ в сцене сельского схода, избирающего в качестве бурмистра Ермилу Гирина:

Шесть тысяч душ, всей вотчиной

Кричим: - Ермилу Гирина! -

Как человек един!

Единой массой, сплоченной доверием к Ермилу Гирину, желанием поддержать его в борьбе с купцом Алтынниковым и чиновниками, изображен народ так же на городской базарной площади. Когда Ермил обратился к народу с просьбой выслушать его,

Притихла площадь людная …

Единство народной массы проявилось и в почтительном внимании к своему любимцу, и в дружной помощи ему. Нечто противостоящее купцу Алтынникову и царской администрации видел поэт в народе в том случае, когда писал: "Ермил народу кланялся".

Особенно важную роль в создании образа народа выполняют главы "Последыш" и "Пир на весь мир". В картине сенокоса на приволжском лугу, как и в картине праздника-ярмарки в селе Кузьминском, снова

Народу тьма! Там белые

Рубахи баб, да пестрые

Проворных кос…

Восхищение странников богатырством тружеников - волжан с поразительной скульптурностью поэт воплотил в образе "высокого крестьянина со жбаном - на стогу". Стог в этой поэтической скульптуре служит своеобразным пьедесталом, созданным трудом самого героя - пахаря.

Единой массой видится народ и в картине "Пира на весь мир", происходящего на перекрёстке дорог в селе Большие Вахлаки. Вахлаков объединяет здесь общая радость освобождения от крепостной зависимости, от гнёта помещика Утятина и общая мечта о лучшей, счастливой жизни. Они надеются получить в коллективную собственность большой заливной луг, обещанный им наследниками князя Утятина за продлённый срок крепостной покорности больному "последышу". По расчетам крестьян, доход от луга может возместить им оброк и подати. Значит, они окажутся освобождёнными не только от крепостной зависимости, но и от налогов.

"Без барщины…без подати…

Без палки… правда ль, господи? "

Эта надежда радовала всех, но радость была преждевременной. Не луг, а разорительная тяжба с наследниками крепостника Утятина ждала их в будущем.

Вопрос о луге был не единственным, а первым в ряду обсуждавшихся участниками пира. Радость освобождения вахлаков от крепостного рабства выражается и мотивируется в легендах о крепостном праве, в песнях "Весёлая" и "Барщинная", в рассказе "Про холопа примерного - Якова Верного".

В "Пире…" поиском счастливого занимается весь вахлацкий мир и даже весь народ. В "Легенде о двух великих грешниках" есть решение этого давнего спора. В соответствии с представлением народа о добре и зле убийство жестокого крепостника - подвиг, избавляющий рабов от тирана. Душа человека, совершившего такой великий подвиг, преображается, очищаясь от всех прежних грехов и пороков. Грех же предательства Глеба-старосты - иудин грех - народной совестью не прощается. Путь к счастью - путь активного противодействия злу. Лучшие из вахлаков усвоили это сердцем и разумом.

О народе думают и по - своему видят его не только искатели счастливого и сопровождающий их автор - повествователь, но и предполагаемые счастливые: поп, помещик, крестьяне Якам Нагой, Ермил Гирин, Савелий Корчагин, Матрёна Тимофеевна, народный заступник Гриша Добросклонов. Это усиливает впечатление эпопейной объективности и многогранности образа народа.

Для попа народ - это крестьяне его прихода. В послереформенное время, когда многие помещики покинули свои родовые гнёзда и переехали в города, поп вынужден довольствоваться только доходами с крестьян и невольно замечать их бедность.

Думает о народе, о России и помещик Оболт-Оболдуев. Это дума крепостника, идеалом которого является Русь, покорная власти господ.

"Теперь не та уж Русь! "

Крепостнику Оболту-Оболдуеву ненавистны не только проповедники свободы и просвещения, но и непокорные ему крестьяне, особенно те, что "шалят" в его лесу, уклоняются от работы на его полях.

Для определения сущности жизни крестьянства нужна иная мера ценности, чем "мерочка господская". Согласно этой новой справедливой мере, земледельцы-труженики представляются народному трибуну "людьми великими в работе и в гульбе", людьми, которые "удаль молодецкую на случай сберегли". В суждениях пахаря, имеющего опыт и рабочего-отходника, проявилось народное самосознание, недоступное отсталой части крестьянства. Сущность крестьянства русского, мо логике Якима Нагого, в труде, а причина бедности крестьян - в господстве эксплуататорских классов.

Работаешь один,

А чуть работа кончена,

Гляди, стоят три дольщика:

Бог, царь и господин!

Близкие к суждениям Якима Нагого мысли о народе высказывает Савелий Корчагин. Он говорит о богатырской выносливости народа и его воле к борьбе. Взгляды богатыря святорусского с наибольшей очевидностью соотнесены с народным самосознанием, выраженным в фольклоре. Обездоленное помещиками крестьянство представляется Савелию в виде огромного, под облака уходящего, но скованного цепями богатыря.

"Ты думаешь, Матрёнушка,

Мужик - не богатырь? "-

Спрашивает Савелий свою сноху-внучку и сам же отвечает в стиле и духе былинного эпоса.

С древнейшим былинным миросозерцанием в эпопее крестьянской жизни соотнесено представление о богатырстве народа не только в сознании Савелия Корчагина, но и в сознании защитника народного, Григория Добросклонова, и его ученых наставников. Неисчислимый богатырской ратью видится народ автору песни "Русь". В этой знаменитой песне он обобщённо выразил все,

Что видывал, что слыхивал,

Живя с народом сам,

Что думывал, что читывал,

Все - даже и учителя

Отца Аполинария

Недавние слова:

"Издревле Русь спасалася

Народными порывами"

(Народ с Ильею Муромцем

Сравнил ученый поп).

Размышляя о сущности русского народа, Гриша сопоставил то, что сам видел и слышал, с тем, что узнал из книг, от своего учителя, знатока былин.

"Пир на весь мир" - последняя массовая сцена в ряду тех, в которых создаётся образ народа, главного героя эпопеи. Народ в этой сцене проявляет наибольшую активность - справляет поминки по последышу. Духовная, творческая активность вахлаков находит своё выражение в отношении к фольклору, в обновлении известных фольклорных произведений, в создании новых. Вахлаки сообща поют народные песни "Барщинную", "Голодную", внимательно слушают рассказ "Про холопа примерного - Якова верного", легенду "О двух великих грешниках", песню солдата Овсянникова и драматизированный диалог Клима Лавина и героя Севастопольской обороны.

в) Герои из крестьян на примерах Якима Нагого и Ермила Гирина.

Яким Нагой из деревни Босово выделяется из массы крестьян, присутствующих на празднике-ярмарке в селе Кузьминском, не фамилией, не названием его деревни, хотя и то, и другое многозначно, а проницательностью ума и талантом народного трибуна. Речь Якима о сущности крестьянства русского служит созданию коллективного образа народа, а вместе с тем и характеристике самого Якима, его отношения к трудящимся и "дармоедам".

Это - основной способ характеристики персонажей в "Кому на Руси жить хорошо". Он применен и в рассказах односельчан о Якиме. Читатель узнает, что Яким Нагой был и пахарем, и питерским рабочим-отходником. Уже в те питерские годы Яким самоотверженно защищал интересы товарищей по труду в их борьбе с эксплуататорами, но безуспешно.

С купцом тягаться вздумалось!

Как липочка ободранный,

Вернулся он на родину

И за соху взялся.

С тех пор лет тридцать жарится

На полосе под солнышком…

В рассказах односельчан выясняется, что Яким Нагой любит искусство. В его избе повсюду развешаны картиночки. Любовь Якима к красивому была настолько сильной, что во время пожара он в первую очередь стал спасать картинки, а не деньги. Деньги сгорели (точнее, поубавились в цене - это были золотые монеты), а картиночки были спасены, позднее даже приумножены.

Речь Якима и рассказы односельчан о нём слушает вся площадь людная, а вместе с ней и семь искателей счастливого. Поэт видит Якима Нагого глазами таких же, как он, пахарей, глазами этнографа Павлуши Веретенникова:

Грудь впалая, как вдавленный

Живот; у глаз, у рта

Излучины, как трещины

На высохшей земле;

И сам на землю-матушку

Похож он; шея бурая

Как пласт, сохой отрезанный,

Кирпичное лицо,

Рука - кора древесная,

А волосы - песок.

Портрет крестьянина нарисован красками, заимствованными у матери-земли, земли-кормилицы. От земли и сила Якима Нагого. Этим невзрачный с виду, мудрый пахарь похож на легендарных, мифических богатырей.

О Ермиле странникам рассказывает крестьянин Федосей.

А вам бы, други милые,

Спросить Ермилу Гирина,-

Сказал, подсевши к странникам,

Деревни Дымоглотова

Крестьянин Федосей…

Вопрос странников "А кто такой Ермил? " вызвал удивление земляков героя:

"Как, что вы православные!

Ермилу вы не знаете? "

Вскочивши, отозвалися

С десяток мужиков.

Не знаем! -

Ну, значит издалека же

Зашли вы в нашу сторону!

У нас Ермилу Гирина

В округе знают все".

Ермил Ильич выделяется среди своих земляков "строгой правдою, умом и добротой", взыскательной совестью и верностью народным интересам. Именно эти высокие качества Ермила и прославлены молвой народною, но за поступки, в которых чтимые народом достоинства проявились, в остроге он сидит.

Рассказ Федосея о Ермиле Гирине, как и о Якиме Нагом, странники слушают на людной площади в присутствии многих хорошо знающих его земляков. Молчаливо соглашаясь с рассказчиком, слушатели как бы подтверждают правдивость сказанного. А когда Федосей нарушил правду, рассказ его прервали: "Стой! ".

В завершенном варианте коллективная реплика мужиков передана близкому им "среднему попику". Он хорошо знает Ермилу Гирина, любит и уважает его. Поп не ограничился замечанием, а сделал существенное дополнение к тому, что было сказано Федосеем; он сообщил, что Ермил Гирин посажен в тюрьму. На этом рассказ оборван, но из него следует, что Ермил пытался защитить участников бунта в вотчине помещика Обрубкова. Гонимый властями, "седенький попик" говорит о всеобщем любимце как о человеке, которого уже нет. "Да! Был мужик единственный…"

Характерной для жанра эпопеи особенностью рассказов Федосея и "седенького попика" является то, что Ермил Гирин предстает в них, с одной стороны, во взаимоотношениях с массой крестьян, избирающих его бурмистром, помогающих ему в борьбе с купцом Алтынниковым, во взаимоотношениях с бунтующими крестьянами из вотчины помещика Обрубкова, а с другой стороны, во взаимоотношениях с купцом Алтынниковым и подкупленными им чиновниками, а так же, по всей вероятности, и с усмирителями бунтующих земляков.

Эпопейность формы объективности в создании образа Ермилы Гирина проявляется в том, что рассказы о нём миром проверяются и миром дополняются, а также в молве народной, славящей его счастливым.

г) Образ Гриши Добросклонова.

Юная жизнь Гриши Добросклонова вся на виду. Читателю известны семья героя, быт его родного села, условия жизни в бурсе. Гриша Добросклонов происхождением, опытом бедняцкой жизни, приятельскими отношениями, привычками, стремлениями и идеалами связан с родной Вахлачиной, с крестьянской Русью.

На пир Вахлаков Гриша приходит по приглашению Власа Ильича, своего духовного, крестного отца, пользующегося любовью и уважением односельчан за ум, неподкупную честность, доброту и бескорыстную преданность мирским интересам. Влас любит своего крестника, ласкает его, заботится о нём. Своими, близкими считают Гришу, его брата Савву и другие вахлаки. Пахари просят Добросклоновых спеть "Весёлую". Братья поют. Песня резко обличает крепостников-помещиков, чиновников-взяточников и самого царя. Пафос обличения усиливается ироническим рефреном, завершающим каждый куплет: "Славно жить народу на Руси святой! ". Этот рефрен и послужил, видимо, основанием для иронического названия песни "Весёлой", вопреки грустному, безрадостному её содержанию. Вахлаки узнали "Весёлую" от Гриши. Кто её автор, неясно, очень возможно, что он же и сочинил эту песню. Но она не стала песней народной, идущей от сердца сочинителя и исполнителя к народному сердцу, так как никто не понимал её сути.

Показательна для образа Гриши его беседа с земляками, опечаленными непростительным иудиным грехом старосты Глеба, за который они, как крестьяне, считали себя ответственными. Гриша сумел убедить их, что не они "ответчики за Глеба окаянного ".

Поэт тщательно совершенствовал стиль, форму своеобразной пропагандистской речи Добросклонова.

"Нет крепи - нет помещика…

Нет крепи - Глеба нового

Не будет на Руси! "

Идеи детерминизма пропагандировались революционными демократами для того, чтобы поднять угнетенных на активную борьбу против враждебных человеку обстоятельств пореформенной жизни. В первоначальном варианте, в рукописи, хранящейся в "Пушкинском Доме", о впечатлении, произведённом речью Гриши на слушателей, рассказывалось от автора. В окончательном тексте оно выражается в форме, более соответствующей жанру эпопеи, - в молве народной: "Пошло, толпой подхвачено, О крепи слово верное трепаться: "Нет змеи - Не будет и змеёнышей! "". "Слово верное" народного заступника вошло в сознание мужиков. В безыменной народной молве выделяются реплики Прова, дьячка и рассудительного старосты Власа. Пров советует товарищам: "Мотайте-ка на ус! ". Дьячок восхищается: "Создаст же бог головушку! ". Влас благодарит своего крестника.

Ответ Гриши на добрые пожелания Власа, так же как и его просветительская речь, тщательно совершенствовался. Некрасов стремился показать сердечность отношений заступника народного с мужиками, а вместе с теми различие в их понимании счастья. Заветная мечта Григория Добросклонова идёт гораздо дальше того представления о счастье, которое выражается в добром пожелании Власа. Гриша стремится не к личному богатству, а к тому, чтобы землякам его "и каждому крестьянину Жилось вольготно-весело На всей святой Руси". Его личное счастье - в достижении счастья народного. Это новый, высший для некрасовской эпопеи уровень понимания человеческого счастья.

Пир закончился на рассвете. Вахлаки разошлись по домам. Странники и богомольцы уснули под старой ивой. Савва с Гришею шли домой и вдохновенно пели:

Доля народа,

Счастье его,

Свет и свобода

Прежде всего!

В завершенном варианте "Пира…" эта песня служит введением к последующему развитию образа "народного заступника". В "Эпилоге" рассказ о Грише ведёт сам автор, без участия семерых спутников. Внешне это мотивируется тем, что они спят под старой ивою. Автор соотносит характер героя не только с условиями жизни в родной семье, с жизнью родной Вахлачины, но и с жизнью всей России, с передовыми идеалами всего человечества. Такое широкое, эпопейное соотнесение идеалов юного героя "деятельного добра" с общечеловеческими идеалами осуществляется в лирическом размышлении "Довольно демон радости" и в песне "Средь мира дольного", которые характеризуют и самого автора. Гриша видится в них автором как бы со стороны, идущим "дорогою тесною, дорогою честною" вместе со своими единомышленниками.

Красота внутреннего мира, творческая одарённость и возвышенность стремлений Гриши Добросклонова ярче и убедительнее всего раскрылась в трех его песнях. Чувства и мысли юного поэта, выразившиеся в песне "В минуты унынья, о родина-мать! ", генетически связаны с впечатлениями от мирской пирушки. Эти чувства и мысли являются самыми активными элементами того народного самосознания, которое искало своего проявления в рассказах и легендах о крепостном праве, о том, кто всех грешней, кто всех святей, выражалось в радостных мечтах вахлаков о лучшем будущем.

Грустные воспоминания о далёком прошлом, когда "Потомок татар, как коня, выводил на рынок раба - славянина", о недавнем крепостном бесправии, когда "русскую деву влекли на позор" и слово "набор" вызывало ужас, сменяются в душе поэта радостными надеждами:

Довольно! Окончен с прошедшим расчёт,

Окончен расчёт с господином!

Сбирается с силами русский народ

И учится быть гражданином…

В таком же эпопейном диапазоне, охватывающем мрачные и светлые, грустные и радостные стороны жизни отдельного трудового человека и всего народа, всей страны, размышляет Добросклонов о бурлаке и о России. Бурлак, встреченный Гришей на берегу Волги, шел походкой праздничной, в чистой рубахе…Но юный поэт представлял себе бурлака и в другом виде, когда

Плечами, грудью и спиной

Тянул он баржу бечевой…

От бурлака мысль юного поэта перешла к народу, "ко всей Руси загадочной" и выразилась в знаменитой песне "Русь", являющейся поэтическим итогом размышлений о народе и Родине не только Гриши Добросклонова, но и автора эпопеи.

Сила РоСила России - в неисчислимой народной рати, в созидательном труде. Но процесс самосознания народа, избавления от рабской покорности и психологии, от убогости и бессилия шёл медленно.

Песня "Русь" - итог раздумий героя о родине и народе, его настоящем и будущем. Это - великая и мудрая правда о русском народе, ответ на поставленный в поэме вопрос.

Правда о России и русском народе, которая сказалась в песне "Русь", заключающей поэму "Кому на Руси жить хорошо", заставляет именно в народе увидеть силу, способную осуществить переустройство жизни:

Рать поднимается

Неисчислимая,

Сила в ней скажется

Несокрушимая!

В рабстве спасённое

Сердце свободное -

Золото, золото

Сердце народное!

Уподобление сердца золоту говорило не только о его ценности, но и о пламенности. Цвет золота подобен цвету пламени. Этот образ нельзя было убрать из песни. С ним по ассоциации связан образ искры, скрыто горящей в груди России, той искры, из которой могло разгореться пламя революционного преобразования России, убогой - в обильную, забитой - во всесильную.

Одним из самых известных произведений Николая Некрасова считается поэма «Кому на Руси жить хорошо», отличающаяся не только глубоким философским смыслом и социальной остротой, но и яркими, самобытными персонажами — это семь простых русских мужиков, которые собрались вместе и заспорили о том, кому «вольготно-весело живется на Руси». Впервые поэма была опубликована в 1866 году в журнале «Современник». Публикация поэмы была возобновлена уже через три года, но царская цензура, усмотрев в содержании нападки на режим самодержавия, не допустила её в печать. В полном объеме поэма была опубликована только после революции в 1917 году.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» стала центральным произведением в творчестве великого русского поэта, это его идейная и художественная вершина, итог его раздумий и размышлений о судьбе русского народа и о дорогах, ведущих к его счастью и благополучию. Эти вопросы волновали поэта на протяжении всей его жизни и прошли красной нитью через всю его литературную деятельность. Работа над поэмой продолжалась 14 лет (1863-1877 гг.) и для того, чтобы создать эту «народную эпопею» как называл её сам автор, полезную и понятную для простого народа, Некрасов приложил немало усилий, хотя в итоге она так и не была закончена (задумывалось 8 глав, было написано 4). Тяжелая болезнь, а затем смерть Некрасова нарушили его планы. Сюжетная незавершенность не мешает носить произведению острый социальный характер.

Основная сюжетная линия

Поэма была начата Некрасовым в 1863 году после отмены крепостного права, поэтому её содержание затрагивает многие проблемы, возникшие после проведения Крестьянской реформы 1861 года. В поэме четыре главы, они объединены общим сюжетом о том, как семь простых мужиков заспорили, кому хорошо живется на Руси и кто по-настоящему счастлив. Сюжет поэмы, затрагивающей серьезные философские и социальные проблемы, построен в виде путешествия по российским деревням, их «говорящие» названия как нельзя лучше описывают российскую действительность того времени: Дырявина, Разутова, Горелова, Заплатова, Неурожайкина и т.д. В первой главе под названием «Пролог» мужики встречаются на столбовой дороге и заводят свой спор, чтобы его решить, они отравляются в путешествие по России. По дороге мужики-спорщики встречаются с самыми разными людьми, это и крестьяне, и торговцы, и помещики, и священники, и нищие, и пьяницы, они видят самые разнообразные картины из жизни людей: похороны, свадьбы, ярмарки, выборы и т.д.

Встречая разных людей, мужики задают им один и тот же вопрос: насколько они счастливы, но и поп, и помещик жалуются на ухудшение жизни после отмены крепостного права, только единицы из всех людей, встречаемых ими на ярмарке, признают себя истинно счастливыми.

Во второй главе под названием «Последыш» странники приходят в деревню Большие Вахлаки, жители которой после отмены крепостного права, чтобы не расстраивать старого графа, продолжают изображать из себя крепостных. Некрасов показывает читателям как их потом жестоко обманули и ограбили графские сыновья.

Третья глава под названием «Крестьянка» описывает поиски счастья среди женщин того времени, происходит встреча странников с Матреной Корчагиной в деревне Клин, она рассказывает им о своей многострадальной судьбе и советует не искать им счастливых людей среди русских женщин.

В четвертой главе под названием «Пир на весь мир» странствующие искатели правды попадают на застолье в селе Валахчине, там они понимают, что вопросы, которые они задают людям о счастье, волнуют всех русских людей без исключения. Идейным финалом произведения становится песня «Русь», которая зародилась в голове участника пира, сына приходского дьячка Григория Добросклонова:

«Ты и убогая,

ты и обильная,

ты и всесильная

Матушка-Русь! »

Главные персонажи

Вопрос о том, кто является главным героем поэмы остается открытым, формально это те мужики, которые поспорили о счастье и решили отправиться в путешествие по России, что бы решить кто прав, однако в поэме четко прослеживается утверждение, что главный персонаж поэмы - весь русский народ, воспринимаемый как единое целое. Образы мужиков-странников (Романа, Демьяна, Луки, братьев Ивана и Митродора Губиных, старика Пахома и Прова) практически не раскрыты, их характеры не прорисованы, они действуют и высказываются как единый организм, тогда как образы встречающихся им людей наоборот расписаны очень тщательно, с большим количеством подробностей и нюансов.

Одним из ярких представителей человека из народа можно назвать сына приходского дьяка Григория Добросклонова, который подан Некрасовым как народный заступник, просветитель и спаситель. Он является одним из ключевых персонажей и описанию его образа отдана вся заключительная глава. Гриша как никто из всех близок к народу, понимает его мечты и чаяния, желает помочь ему и складывает для людей замечательные «добрые песни» приносящие окружающим радость и надежду. Его устами автор провозглашает свои взгляды и убеждения, дает ответы на поднятые в поэме острые социальные и нравственные вопросы. Такие персонажи как семинарист Гриша и честный бурмистр Ермил Гирин не ищут счастья для себя, они мечтают осчастливить всех людей сразу и посвящают этому всю свою жизнь. Главная идея поэмы вытекает из понимания Добросклонова самого понятия счастья, это чувство может в полной мере ощутить лишь тот, кто без рассуждений отдаст свою жизнь за правое дело в борьбе за народное счастье.

Главным женским персонажем поэмы является Матрена Корчагина, описанию её трагической судьбы, типичной для всех русских женщин, посвящена вся третья глава. Рисуя её портрет, Некрасов любуется её прямой, гордой осанкой, незамысловатым одеянием и удивительной красотой простой русской женщины (глаза большие, строгие, ресницы богатейшие, сурова и смугла). Вся её жизнь проходит в тяжелой крестьянской работе, ей приходится терпеть побои мужа и наглые посягательства управляющего, ей суждено было пережить трагическую смерть своего первенца, голод и лишения. Она живет только ради своих детей, без колебаний принимает наказание розгами за своего провинившегося сына. Автор восхищен силой её материнской любви, выносливостью и сильным характером, искренне жалеет её и сочувствует все русским женщинам, ибо судьба Матрены - это судьба всех женщин-крестьянок того времени, страдающих от бесправия, нужды, религиозного фанатизма и суеверия, отсутствия квалифицированной медицинской помощи.

Также в поэме описаны образа помещиков, их жен и сыновей (князья, дворяне), изображены помещичья прислуга (лакеи, слуги, дворовые прислужники), попы и другие священнослужители, добрые губернаторши и жестокие немцы-управляющие, артисты, солдаты, странники, огромное количество второстепенных персонажей, которые придают народной лирико-эпической поэме «Кому на Руси жить хорошо» то уникальное многоголосие и эпическую широту, делающие данное произведение настоящим шедевром и вершиной всего литературного творчества Некрасова.

Анализ поэмы

Поднятые в произведении проблемы отличаются многообразием и сложностью, они затрагивают жизнь самых различных слоев общества, это и сложный переход на новый жизненный уклад, проблемы пьянства, бедности, мракобесия, алчности, жестокости, угнетения, желания что-то изменить и т.д.

Однако все-таки ключевая проблема данного произведения — поиски простого человеческого счастья, которое каждый из персонажей понимает по-своему. Например, богатые люди, такие как попы или помещики, думают только о собственном благополучии, это для них и есть счастье, люди победнее, такие как обычные крестьяне рады и самым простым вещам: остаться в живых после нападения медведя, пережить битье на работе и пр.

Главная мысль поэмы — русский народ достоин быть счастливым, он это заслужил своим страданиями, кровью и потом. Некрасов был убежден, что за свое счастье необходимо бороться и не достаточно сделать одного человека счастливым, ведь это не решит всей глобальной проблемы в целом, поэма призывает думать и стремиться о счастье для всех без исключения.

Структурные и композиционные особенности

Композиционная форма произведения отличается своеобразностью, она построена в соответствии с законами классической эпопеи, т.е. каждая глава может существовать автономно, а все вместе они представляют собой единое целое произведение, обладающее большим количеством персонажей и сюжетных линий.

Поэма, по мнению самого автора, относится к жанру народной эпопеи, она написана трехстопным нерифмованным ямбом, в конце каждой строки после ударных слогов идут два безударных (применение дактилической казулы), в некоторых местах для подчеркивания фольклорного стиля произведения присутствует четырехстопный ямб.

Для того чтобы поэма была понятна простому человеку в ней использовано много простонародных слов и выражений: деревнишка, бревешко, ярмонка, пустпопляс и т.д. В поэме присутствует большое количество различных образцов народнопоэтического творчества, это и сказки, и былины, и разнообразные пословицы и поговорки, народные песни различного жанра. Язык произведения стилизован автором в виде народной песни для улучшения простоты восприятия, в то время использование фольклора считалось лучшим способом общения интеллигенции с простым народом.

В поэме автором использовались такие средства художественной выразительности как эпитеты («солнце красное», «тени черные», сердце свободное», «люди бедные»), сравнения («выскочил, как встрепанный», «как убитые заснули мужики»), метафоры («лежит земля», «плачет пеночка», «бурлит село»). Также здесь есть место иронии и сарказму, применяются различные стилистические фигуры, такие как обращения: «Эй, дядя!», «Ой люди, люди русские!», различные восклицания «Чу!», «Эх, Эх!» и т.д.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» является высшим образцом произведения, выполненного в народном стиле всего литературного наследия Некрасова. Использованные поэтом элементы и образы русского народного фольклора придают произведению яркой самобытности, красочности и сочного национального колорита. То, что поиски счастья Некрасов сделал главной темой поэмы совсем не случайно, ведь его искал на протяжении многих тысяч лет весь русский народ, это отражено в его сказках, былинах, легендах, песнях и в других разнообразных фольклорных источниках как поиски клада, счастливой земли, бесценного сокровища. Тема данного произведения выражала самое заветное желание русского народа на протяжении всего его существования — счастливо жить в обществе, где правят справедливость и равноправие.