Сказки        25.01.2024   

Конспект открытого занятия в старшей группе "солнечная система". Открытое занятие НОД. Тема: «Земля, Солнце и другие планеты Солнечной системы» Занятие солнечная система в старшей группе

Предварительный просмотр:

Задачи:

1.Формировать у детей элементарные представления

О Солнечной системе.

2.Познакомить детей с особенностями вращающих-

Ся вокруг солнца планет.

3. Подводить детей к самостоятельным выводам,

Инициативным высказываниям.

Словарная работа: закреплять и активизировать слова:

«Солнечная система», «планета», «орбита»,

«звезда», «шар», «спутник», «Луна»,

«солнечная семья»

Солнечная система - наша «солнечная семья», в которую входят 9 планет.

Планета – громадный холодный шар, сам светится не может и виден лишь по тому, что его освещает

звезда.

Орбита - так называется космическая «дорога» кораблей, спутников, планет.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о Солнечной системе, открыток о звездном небе,

Луне.

Беседы на тему «Космос»,

Чтение худ.литературы:

Гальперштейн Л.Я. Моя первая энциклопедия.

Башкирова Е. Небесный зоопарк. Журнал

«Дошкольное воспитание» №4,5,6-1995г.

Левитан Е.П.Звездные сказки.

МайороваГ. Игры и рассказы о космосе.

Хорошилова Н.,Панькова М. Картотека зозвездий.

Журнал «Обруч»,№1 2002г.

Х О Д З А Н Я Т И Я

Раздается стук в дверь, входит Незнайка.

Незнайка. Здравствуйте, скажите здесь находится космодром?

Воспитатель. Нет, это не космодром, это детский сад. А зачем тебе нужен космодром?

Незнайка. Я собираюсь полететь на планету под названием «Луна».

Воспитатель. Дети, скажите, а разве есть планета под названием «Луна»?

Дети. Нет.

Воспитатель. Скажите, а Луна это что?

Дети. Луна – это спутник Земли.

Незнайка. Ну, хорошо тогда я полечу на Солнце.

Воспитатель. Незнайка по моему ты ничего не знаешь о Солнечной системе. Ребята, давайте расскажем Незнайке о том, что мы знаем, а Незнайка посидит и послушает.

Скажите, пожалуйста, Солнце это планета?

Дети. Нет. Солнце – это звезда. Звезда это скопление раскаленных газов. Звезд очень много.

Воспитатель. Скажите, а они все одинаковые?

Дети. Звезды не одинаковые самые горячие это голубые, желтые - холоднее, а оранжевые еще холоднее.

Воспитатель. Хорошо, молодцы. Вокруг Солнца вращаются планеты. Скажите сколько мы знаем планет в нашей солнечной системе?

Дети. Всего 9 планет.

Воспитатель. Какие это планеты?

Дети. (перечисляют)

Воспитатель. Ребята здесь у меня есть модель вселенной давайте мы с вами расставим их по порядку. Только сначала вспомним, что каждая планета движется по своей дорожке, которая называется

Дети. Орбита.

Воспитатель. Назовите первую планету солнечной системы.

Дети. Меркурий. (ставят изображение на модель)

Воспитатель. Меркурий – это самая близкая планета к Солнцу. Меркурий так горяч, что на нем плавится олово и свинец, а вся вода превращается в пар. Меркурий делает оборот вокруг Солнца меньше чем за три месяца.

Прекрасная звезда на небе

Звучит оно как слово «вера»

Как имя девушки…..

Дети. ВЕНЕРА

Это вторая планета от Солнца.

Воспитатель. Венера окутана облаками из едких паров. Из этих облаков на поверхность планеты проливается ядовитый дождь.

А как называется планета на которой мы живем?

Дети. Это третья планета Земля.

Воспитатель. Ребята скажите. А у Земли есть спутники?

Дети. Да у Земли есть природный спутник это Луна. А еще есть много исскуственных.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Воспитатель. Для звездочета я - загадка

И начинаюсь я на «М»

Но только я - не шоколадка

Хотя я тоже нравлюсь всем.

Дети. Это четвертая планета Марс.

Воспитатель. Марс немного меньше Земли. Там холоднее, чем на Земле. Почему?

Воспитатель. А сколько спутников у Марса?

Дети. У него два природных спутника.

Незнайка. Ребята, а попробуйте отгадать мою загадку.

Есть у меня 15 друзей

15 спутников жизни моей,

Что это за планета?

Дети. Юпитер.

Воспитатель. Правильно это самая большая планета Солнечной системы у нее 15 спутников и она полностью состоит из сгустившихся газов.

Я очень привлекателен,

Меня все узнают в лицо.

Бесспорно, я влиятелен

Ношу я модное кольцо.

Незнайка. Можно я отвечу. Это Сатурн.

Воспитатель. Это одна из планет великанов, которая имеет удивительное кольцо и много лун. Кольцо состоит из больших и маленьких камней и космической пыли. А какие еще планеты имеют кольца?

Дети. Уран и Нептун.

Воспитатель. А какая самая последняя планета?

Дети. Плутон.

Воспитатель. 9 планета нашей солнечной системы это Плутон. Она не газовая, она твердая. А у нее есть спутник?

Дети. У него есть один природный спутник.

Воспитатель. Плутон так далек, что один оборот вокруг Солнца он делает за 250 земных лет.

Вот мы с вами и составили модель Солнечной системы, и теперь Незнайка, наверное, запомнил какие есть планеты.

Незнайка. Да я сегодня не только узнал какие есть планеты, но и о самих планетах узнал много интересного. Ребята, а мне тут Знайка дал очень интересные вопросы давайте попробуем на них ответить. А за каждый правильный ответ я вам буду давать по звездочки.

ВИКТОРИНА

Солнце- звезда или планета?

Что такое орбита?

Сколько планет движется вокруг Солнца?

Сколько живут звезды? А) звезды рождаются и умирают;

Б) звезды живут вечно;

Какая планета находится ближе к Солнцу?

Какая планета самая далекая?

Какое Солнце? а) газообразное;

Б) твердое.

Какое утверждение верно? а) Солнце больше Земли;

Б) Земля больше Солнца.

Что такое Земля? а) звезда;

Б) планета.

Есть ли у Венеры спутники?

Сколько спутников у Сатурна? (10 или 15)

Из чего состоят кольца Сатурна? а) из камней и пыли;

Б) из газа.

Незнайка. Молодцы, ребята, вы очень хорошо мне все объяснили. А теперь я с вами хочу попрощаться. До свидания.

Воспитатель подводит итог занятия.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Раз, два – стоит ракета

Три, четыре – самолет

Раз, два – хлопок в ладоши

А потом на каждый счет.

Раз, два, три, четыре-

Руки выше, плечи шире

Раз, два, три, четыре-

И на месте походили

А сейчас мы с вами дети

Полетаем на ракете

На носочки поднимись-

Полетит ракета ввысь.


Цель:

Объяснить детям, что собой представляет Солнечная система,

Ввести понятия «планеты», «орбита»,

Обогащать и активизировать словарь: звезда, планета, Солнце, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, Луна, Солнечная система.

Материал:

Планеты Солнечной системы,

Иллюстрации звездного неба, планет,

Пшеничное зёрнышко и большой мяч,

Ход занятия:

Представьте ребята, что ясным морозным вечером вы вышли на улицу и посмотрели на небо, что вы там увидите? (ответы)

Сколько звёзд! Какие они яркие! Звёзд на небе очень, очень много. Все звёзды - это огромные огненные шары. Но температура у этих раскалённых шаров разная, поэтому цвету них разный Самые горячие звёзды - белые, чуть менее горячие -голубые, затем следуют жёлтые, а замыкают ряд красные.

Как вы думаете, почему звёзды кажутся маленькими?

Верно. Звёзды находятся от нас бесконечно далеко.

А какая звезда ближе всех к Земле?

Оно свет на Землю льёт

И тепло нам всем даёт? (Солнце)

Солнце - ближайшая к нам звезда, это центр нашей Солнечной системы. Как вы думаете, Солнце находится далеко или близко?

Очень далеко -150мл. км.

Солнце даёт нам главное - свет и тепло,и именно поэтому на Земле возможна жизнь!

Что общего между Землёй и Солнцем, и чем они отличаются?

И Солнце и Земля имеют форму шара.

Оба небесных тела движутся в космическом пространстве.

Но Солнце - звезда, а Земля-планета.

Солнце очень горячее, а его поверхность газы.

Солнце во много раз больше Земли, Если представить Землю в виде пшеничного зёрнышка, то Солнце рядом с ним будет размером с арбуз (показ).

Почему Солнце называют источником жизни на Земле?

Если бы оно не согревало и не освещало своими лучами Землю, наша планета превратилась бы в мёртвую ледяную пустыню, на ней царила бы вечная ночь. Погибли бы все растения, ведь для жизни им необходимы солнечный свет и тепло. А растениями в свою очередь питаются люди и животные.Кроме того растения выделяют в атмосферу кислород, который нужен для дыхания. Вот и получается, что благодаря Солнцу на Земле есть растения, животные и люди.

Планета Земля вращается вокруг огненной звезды - Солнца. Но кроме Земли вокруг него вращаются восемь других планет. Все вместе они составляют Солнечную систему . Планеты и Солнце напоминают дружную семью. Глава этой семьи - Солнце. Одни из планет находятся ближе к Солнцу, другие - дальше от него. Каждая из планет вращается по своей собственной орбите - (путь движения планет). Ни одна из планет никогда сталкивается с другой и не покидает пределы Солнечной системы.

Физминутка:

Раз-два. стоит ракета - дети поднимают руки вверх

Три-четыре, скоро взлет - разводят руки в стороны

Чтобы долететь до солнца - круг руками

Космонавтам нужен год - берется руками за щеки, качает головой

Но дорогой нам не страшно - руки в стороны, наклоны корпусом вправо- влево

Каждый ведь из нас атлет - сгибают руки в локтях

Пролетая над землею - разводят руки в стороны

Ей передадим привет - поднимают руки вверх и машут на прощание.

Кончен путь приземлилась ракета, перед вами леса и поля.

Здравствуй наша родная планета!

Здравствуй наша родная Земля.

Какие планета вы знаете? Назовите их.

Самая близкая к Солнцу планета - Меркурий. На этой планете очень жарко.

Меркурий - ближайшая к Солнцу планета,

Залит он лучами горячего света.

Так много ему достаётся лучей

Что эта планета других горячей.

Вторая планета Венера. Поверхность Венеры каменистая, У этой планеты есть атмосфера; состоящая из углекислого газа, которым ни люди, ни животные дышать не могут. Назвали её в честь богини красоты Венеры.

Только Солнце и Луна

В небе ярче, чем она.

Да и горячей планеты

В Солнечной системе нету.

Какой по счету в Солнечной системе является наша планета Земля?

Наша Земля - третья от Солнца планета. На ней сложились благоприятные условия для жизни растений, животных и людей. Большую часть нашей планеты занимают водоемы. А вода необходима всем живым организмам.

От Солнца третья по счёту планета.

Наша Земля поменьше звезды.

Но ей хватает тепла и света,

Чистого воздуха и воды.

Жизнь на Земле -это разве не чудо?

Бабочки, птицы, жучок на цветке...

Жизнь на Земле вы найдёте повсюду-

В самом, далёком, глухом уголке.

Марс - четвёртая от Солнца планета. Если внимательно посмотреть на ночное небо, можно заметить, что Марс отличается от других планет красноватым светом, поэтому его часто называют «Красной планетой». Марс получил свое название в честь бога войны.

Марс- таинственная планета.

Она по размерам чуть больше Луны.

Из-за кроваво-красного цвета

Назвали планету в честь бога войны.

Пятая от Солнца планета Юпитер . Это самая большая планета Солнечной системы.

Юпитер - больше всех планет,

Но суши на планете нет.

Повсюду жидкий водород,

И лютый холод круглый год!

Шестая планета Сатурн, состоящая из газов, температура низкая. Эта планета окрашена в желто-оранжевый цвет, её окружают кольца, из ледяных глыб и камней.

Сатурн - красивая планета

Желто - оранжевого цвета,

И кольцами камней и льда

Окружена она всегда.

Седьмая планета Уран.

Атмосфера Урана - холодный туман.

Это единственная планета, которая вращается лежа на боку.

Уран - лежебока, и встать ему лень,

Подняться планете невмочь.

Сорокалетие длится там день

И сорокалетие - ночь.

Нептун- восьмая планета от Солнца.

Планета Нептун от Земли далеко,

Увидеть ее в телескоп нелегко,

От Солнца по счету планета восьмая,

Царит на ней вечно зима ледяная.

Плутон самая удаленная планета. Плутон самая холодная планета. Он крошка планета.

Нужно пять часов, чтоб свету

Долететь до той планеты,

И поэтому она

В телескопы не видна.

Подумайте и скажите, чем похожи все планеты Солнечной системы?

Все планеты имеют форму шара и все вращаются вокруг Солнца.

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз - Меркурий,

Два - Венера,

Три - Земля,

Четыре - Марс.

Пять - Юпитер,

Шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

За ним - Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

Вопросы в конце занятия:

Как называется самая близкая к нам звезда? (Солнце)

Какую форму имеет солнце? (Шар)

Что больше Земля или Солнце? (Солнце)

Сколько планет в солнечной системе? (9)

Какая планета самая маленькая? (Меркурий)

Какая планета самая большая? (Юпитер)

Какую планету называют красной? (Марс)

Какую планету окружает кольцо? (Сатурн)

Что такое Солнечная система? (Планеты и Солнце)

Что такое орбита? (Путь движения планет

Внеклассное занятие

Тема: « Планеты Солнечной системы».

Направление: расширение кругозора.

Участники: дети 2 класса

Программные задачи:

Формировать представление детей о планетах Солнечной системы.

Воспитывать интерес к познанию космоса.

Развивать зрительное внимание.

Оборудование: иллюстрация космического корабля, иллюстрации планет, заготовка макета солнечной системы, картинки с изображением планет солнечной системы, карточки с названиями планет, схема солнечной системы, пластилин, доски, стеки, клеенка.

Ожидаемый результат: воспитанники назовут планеты солнечной системы; изготовят из пластилина макет солнечной системы.

Ход занятия.

Организационный момент.

- Ребята, я очень рада видеть вас и ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Посмотрите, ребята, друг на друга и улыбнитесь!

Эмоциональный настрой

Ребята, хотите полететь в Космос, исследовать новое? А кто знает, на чем можно добраться до Космоса? (ответы детей). Правильно на космическом корабле, ведь в космос не летают ни самолеты, ни вертолеты, им для того чтобы лететь нужно опираться на воздух, а космосе нет воздуха. Ну, так давайте расположимся в нашем космическом корабле и полетели…

Мотивация

Все вы умеете внимательно слушать и отвечать на вопросы, любите узнавать новое и интересное. Сегодня я открою вам несколько секретов космоса. Но прежде отгадайте загадку:

Оно свет на Землю льет,

И тепло нам всем дает. (ответы детей: « Солнце»)

А по каким признакам вы определили, что это солнце?

Актуализация знаний

Что такое Солнце? (ответы детей)

Правильно, ребята, солнце - это огромный раскаленный шар. Оно излучает тепло и свет, дает жизнь людям, растениям, животным.

Есть ли жизнь на солнце? (ответы детей)

Правильно. На солнце жизни нет, там очень жарко. Солнце – это самая близкая к нам звезда, в космическом пространстве есть и более яркие звезды.

А кто помнит, как называется наша планета? (ответы детей).

Что было бы, если бы солнце не согревало своими лучами нашу планету? (ответы детей).

Правильно, ребята, наша планета Земля превратилась бы в ледяную пустыню и на ней царила бы вечная ночь. Погибли бы растения, и все живое, ведь для жизни нам необходим солнечный свет и тепло. Вот и получается, что благодаря Солнцу на Земле есть растения, животные, люди.

Сообщение темы занятия

Ребята, Солнце не одиноко, у него есть семья. Ребята, а вы хотите узнать о семье солнца. (ответы детей)

Семья солнца – это не мама и папа, не сыночки и дочки. Это – планеты. И сегодня я открою вам секрет о солнечной семье. По-другому «солнечную семью» называют «солнечная система». Сегодня я расскажу вам о планетах солнечной системы и познакомлю вас с порядком, который царит в солнечной системе. Сегодня мы вместе выполним макет солнечной системы.

Объяснение нового материала

У каждой планеты есть имя, как и у нас с вами. Внимательно смотрите, слушайте и запоминайте.

(Воспитатель читает стихотворение и выставляет на схему солнечной системы изображения планет.)

Мы тему беседы давайте наметим:

Планеты вокруг Солнца танцуют как дети.

Меркурий – ближайшая к Солнцу планета.

Залит он лучами горячего света,

Так много ему достается лучей, что эта планета других горячей!

(На схему солнечной системы выставляется картинка, изображающая Меркурий, карточка с названием).

Кто запомнил, как называется первая от Солнца планета? (ответы детей – «Меркурий». Хоровое проговаривание.)

А следом за ним в серебристой колеснице

В небесах летит царица.

Ее облик – юный. Нежный,

Ее кони белоснежны,

И крылаты и красивы

Златоглазы, златогривы…Это Венера)

(На схему солнечной системы выставляется картинка, изображающая Венера, карточка с названием).

Как называется вторая от Солнца планета? (ответы детей. Хоровое проговаривание «Венера»)

Ну а третья по счету наша планета

Большую часть ее составляет вода

А вы мне скажете, как зовется она… Земля .

(На схему солнечной системы выставляется картинка, изображающая Землю, карточка с названием).

Как называется третья от Солнца планета? (ответы детей)

Марс – таинственная планета.

Она по размерам чуть больше Луны,

Из-за кроваво-красного цвета

Назвали планету в честь Бога войны-Марс.

(На схему солнечной системы выставляется картинка, изображающая Марс, карточка с названием).

Как называется четвертая от Солнца планета? (ответы детей)

Юпитер – больше всех планет,

Но суши на планете нет.

Повсюду жидкий водород,

И лютый холод круглый год.

Как называется пятая от Солнца планета? (ответы детей)

Сатурн – красивая планета

Желто-оранжевого цвета,

И кольцами камней и льда

Окружена она всегда.

(На схему солнечной системы выставляется картинка, изображающая Юпитер, карточка с названием).

Как называется шестая от Солнца планета? (ответы детей)

Уран – лежебока. И встать ему лень,

Подняться планете невмочь,

Сорокалетие длиться там день

И сорокалетие – ночь.

(На схему солнечной системы выставляется картинка, изображающая Уран, карточка с названием).

Как называется седьмая от Солнца планета? (ответы детей)

Планета Нептун от Земли далеко,

Увидеть ее в телескоп нелегко,

От солнца по счету планета восьмая,

Царит на ней вечно зима ледяная.

(На схему солнечной системы выставляется картинка, изображающая Нептун, карточка с названием).

Как называется восьмая от Солнца планета? (ответы детей)

Несется в пространстве далекий Плутон ,

От солнца лучами едва освещен.

(На схему солнечной системы выставляется картинка, изображающая Плутон, карточка с названием).

Как называется девятая от Солнца планета? (ответы детей)

Сколько же планет в семье Солнца? (Девять планет).

Как называют семью солнца? (Семью Солнца называют Солнечной системой).

Давайте вместе повторим еще раз названия планет солнечной системы. (Хоровое проговаривание).

В семье Солнца царит идеальный порядок: никто не толкается, не мешает друг-другу и не обижает друг друга. Каждая планета имеет свою дорожку, по которой она бежит вокруг Солнца. Дорожка, по которой движется планета, называется орбита.(Хоровое проговаривание слова «орбита»)

Так как называется дорожка, по которой движется планета? А теперь, посмотрите внимательно на схему Солнечной системы. Посчитайте, сколько дорожек-орбит вокруг Солнца?

(Ответы детей).

Да, столько же сколько и планет – девять.

Игра на развитие зрительного внимания.

«Найди отличия».

Посмотрите внимательно: дорожки-орбиты все одинаковые или вы заметили какие-то различия? (Они различаются по длине).

Дорожка-орбита какой планеты самая маленькая?

Дорожка-орбита какой планеты самая большая?

Какая по счету от Солнца орбита Земли?

Какая по счету от Солнца дорожка-орбита у планеты Плутон?

Физминутка:

По сигналу воспитателя «Раз, два, три – беги!», дети двигаются под музыку: бегают, прыгают. Как только музыка прекращается – замирают. Воспитатель по очереди дотрагивается до детей и задает им вопросы:

На чем летают в космос?

Назови планеты Солнечной системы, которые ты запомнил?

Какая по счету планета Земля от солнца?

Какая самая дальняя планета?

Как называется семья солнца? (повторить игру 3-4 раза)

Практическая часть.

Ребята, а давайте мы с вами создадим макет солнечной системы из картона и пластилина. Каждый из вас создаст одну планету, но сначала давайте распределим кто какую планету будет лепить. (дети самостоятельно выбирают кто какую планету будет лепить).

Ребята, рассмотрите внимательно выбранную вами планету, какого она цвета? Обратите внимание одного она цвета или в ней несколько цветов?

Перед вами лежит пластилин, берите нужные цвета для планеты, которую вы выбрали. Берем его и принимаемся за работу.

Ребята, сначала скатаем пластилин каждого цвета в шар, а ваша планета разноцветная, то вам нужно будет соединить несколько цветных шаров пластилина. (Показ).

Во время выполнения практической работы оказать направляющую помощь ребятам слабой группы.

Планеты готовы, теперь их нужно присоединить к солнцу, но самое главное их нужно распределить в правильном порядке.

(Дети выходят по очереди к доске, на которой прикреплен макет солнечной системы и приклеивают свою. Называя ее.)

Ребята расскажите мне каждый про свою планету, которую лепил:

Воспитанники составляют рассказ по плану:

Как называется планета?

Какого она цвета или из каких цветов состоит?

Какая по величине маленькая или большая?

На какой по счету дорожке – орбите расположена от солнца?

Заключение.

Ребята, скажите вам понравилось наше занятие?

Что понравилось на занятии больше всего?

Мне тоже очень понравилось, а особенно как вы сегодня активно работали, отвечали на вопросы, старательно создавали макет солнечной системы.

Все сегодня молодцы!


Елена Тараненко

Развивающее занятие в старшей группе на тему : «Солнечная система »

Тараненко Елена Сергеевна.

ЦРД «Стрижи» .

Цель : формирование представлений детей о Солнечной системе .

Задачи :

Закрепить знания о планетах, их последовательном расположении от Солнца .

- Развивать поисково-исследовательскую деятельность : с помощью опыта определить годовое вращение планет вокруг Солнца и почему на Земле происходит смена дня и ночи.

Активизировать словарный запас детей по теме «Солнечная система » : планета, Солнце , Солнечная система , орбита, название планет.

- Развивать связную речь .

- Развивать логическое мышление и воображение детей.

Способствовать формированию коммуникативных навыков.

Воспитывать интерес к Солнцу , Солнечной системе .

Обогащать эмоциональный мир детей новыми впечатлениями, совершенствовать умения работать в коллективе.

Материалы : плакат «Солнечная система » , картина с изображением Солнца , посылка, свеча, фонарь, лампочка, разрезные картинки с изображением Солнца , макет орбит на полу из веревок, глобус, настольная лампа, пластилин белый и красный, шапочки-ободки с изображением планет Солнечной системы ,ТСО-аудиозаписи : Е. Крылатов - Музей Института Времени, Воскрешение (Космическая музыка) .

Ход занятия :

Дети встают полукругом.

Воспитатель : Ребята, поприветствуйте друг друга. Подарите нам свое хорошее настроение, улыбнитесь.

Сегодня к нам в детский сад пришла необычная посылка, в которой находились вот эти карточки похожие на пазлы. Давайте попробуем собрать их и посмотрим, что получится? (дети под музыку собирают пазлы) Посмотрите, ребята, что же у нас получилось? (Правильно солнце )

Чтение стихотворения про солнце .

Тучка прячется за лес,

Смотрит солнышко с небес .

И такое чистое,

Доброе, лучистое.

Если б мы его достали,

Мы б его расцеловали.

Посмотрите, в посылке находятся другие предметы (показываю детям свечу, фонарик, электрическую лампочку) .

Воспитатель : Какая взаимосвязь между этими предметами и Солнцем ? (Что эти предметы, как и солнце , источники света. Но искусственные.)

Воспитатель : Назовите природные источники света (солнце , луна, костер) .

Воспитатель : Правильно! А какой главный источник света? Это Солнце ! Кто из вас знает загадки и пословицы о Солнце ! (Дети называют и определяют, что это загадка или пословица)

Дети : 1) Катится по голубому блюдечку золотое яблочко.

2) Красная девушка по небу ходит.

3) Без него плачемся, а как появится – от него прячемся.

4) Встану я рано, бело да румяно,

Да как распущу золотые волосы,

Да выйду на гору,

И человек, и зверь возрадуется.

5) Что выше леса,

Краше света,

Без огня горит.

6) На весь мир глядит, на себя глядеть не велит.

7) Без меня не будет света,

Без меня не будет лета.

По утрам стучусь в оконце :

Просыпайтесь, вышло Солнце !

8) Ты весь мир обогреваешь

Ты усталости не знаешь

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все … (солнце ) .

Пословицы : При солнышке тепло , при матери добро.

На солнышко во все глаза не взглянешь.

Солнца не закроешь , а правду не скроешь.

Солнце встанет , так и утро настанет.

Беседа о Солнце .

Воспитатель : Как вы думаете, что такое Солнце ? Какое оно?

Дети : Солнце – это большая-большая, огромная, очень горячая звезда, которая находится далеко от нас.

Воспитатель : Почему другие звезды не согревают нашу планету? (Звезды находятся очень далеко и свет их и тепло не доходят до земли)

Воспитатель : Если бы мы стали волшебниками и оказались на какой-нибудь звезде, как вы думаете, каким бы мы увидели Солнце ? (Мы увидели бы Солнце в виде маленькой мерцающей звездочки)

Воспитатель : А на самом деле Солнце какое ? (Это огромный раскаленный шар, излучающий тепло и свет) Поэтому Солнце образует центр нашей системы . (картина с изображением Солнца )

Воспитатель : А есть ли жизнь на Солнце ? (На Солнце нет жизни , так как там очень жарко; но оно дает нам жизнь : людям, растениям, животным)

Воспитатель : Солнце не одиноко , у него есть семья. Только это не дочери и сыновья, а планеты, спутники и другие космические тела, которые очень привязаны к Солнцу . Я хочу рассказать всем сказку о семье Солнышка .

В одном небесном доме жила женщина и было у нее восемь детей, которых мать нежно любила, дети были страшными непоседами и озорниками. Позовет, например, мама всех детей к ужину, а смотрит прибежали только шесть. Где же еще двое. И давай повсюду их разыскивать! Набегается, наплачется, пока найдет. А детки заигрались, забыли, что их мама ждет. И так каждый день, и так во всем : то один, то другой забудет про мамин наказ. Устала бедная мать и обратилась за помощью к Волшебнице Галактике. Выслушала ее волшебница и решила, что негоже небесный порядок нарушать и заявила, что отныне в наказание восемь непослушных детей превратятся в шары, и будут всегда находится возле своей мамы, двигаясь вокруг нее на разном расстоянии один от другого. Дальше всех от матери будут самые непослушные дети, которым почти не достанется ее тепла, ближе – более послушные. С тех пор так и повелось! Ходят возле мамы-солнышка по кругу восемь планет и никуда убежать от него не могут.

Вопрос : Как называют семью Солнца ? (Семью Солнца называют Солнечной системой )

Воспитатель : Как вы думаете, ребята, почему?

Ответы детей.

Воспитатель : Верно, потому что главным является Солнце . В семье Солнца царит порядок : никто не толкается, не мешает друг другу и не обижает друг друга. Каждая планета имеет свою дорожку, по которой она бежит вокруг Солнца . Как называется дорожка по которой движется планета? (Орбита) А теперь посмотрите внимательно на схему солнечной системы (рассматривание схемы) . Сколько дорожек-орбит вокруг Солнца ? (Ответы детей)


Воспитатель : Да, столько же, сколько и планет – восемь.

Посмотрите внимательно : дорожки-орбиты все одинаковые или вы заметили какие-то различия? (Они различаются по длине)

Какие планеты вы знаете?


III. Игра «Солнечная система » .

Воспитатель : Давайте представим, что мы с вами планеты Солнечной системы . Выберите себе планету по желанию (дети выбирают шапочки, которые изображают планеты) . Планеты под музыку начинают двигаться вокруг Солнца , как только музыка заканчивается занимают свои места в Солнечной системе .

А сейчас Лиза расскажет стихотворение :

В пространстве космическом воздуха нет

И кружат там восемь различных планет.

А Солнце – звезда в самом центре системы ,

И притяжением связаны все мы.

Солнце -звезда преогромнейший шар

Свет излучает, как будто пожар.

Ну а планеты тот свет отражают,

Солнце-светило они обожают !

Воспитатель : А теперь проверим правильно ли планеты заняли свои места . По порядку все планеты назовет любой из нас :

Раз… Меркурий (отвечает ребенок) .

Два… Венера (отвечает ребенок) .

Три …Земля,

Четыре … Марс.

Пять … Юпитер,

Шесть … Сатурн,

Семь … Уран,

За ним … Нептун.

Он восьмым идет по счету.


Воспитатель : Вот только сейчас, что вы показали? (Что все планеты вращаются вокруг Солнца .) Время, за которое они совершают полный круг вокруг Солнца называется … Правильно «год» . Путь вокруг Солнца у всех планет разный, почему?

Дети : Чем ближе к Солнцу находится планета , тем ее дорога вокруг него короче, чем дальше находится планета от Солнца , тем дорога ее будет длиннее.

Воспитатель : На Земле год продолжается кто знает сколько суток (365) или сколько месяцев (12) . В течение этого времени наступают разные времена года. Назовите их. Пока Земля вертится через каждые 3 месяца происходит смена времен года. Земля пробежит полный круг вокруг Солнца и начнется новый следующий год.

Воспитатель : Солнце когда-нибудь отдыхает? Что оно делает ночью?

Как вы думаете, Солнце движется ? (предположения детей) Солнце не движется , оно находится на одном месте. Но Солнце никогда не отдыхает . Солнце – вечный двигатель , труженик : всегда светит, всегда греет. А вот наша планета Земля не стоит на месте, она все время вертится. И по очереди подставляет Солнцу то один бок , то другой, то третий, то четвертый.

V. Игра ««Космонавты» ».

Воспитатель : А сейчас я предлагаю вам немного поиграть. Посредине зала раскладываются обручи – это места космонавтов. Дети идут в обход зала по кругу, говоря :

Ждут нас быстрые ракеты Для прогулок по планетам. На какую захотим, На такую полетим. Но в игре один секрет : Опоздавшим места нет!

С окончанием слов дети разбегаются по ракетодрому, и каждый старается занять место в любой из ракет. Мест в ракетах на 2-3 меньше, чем космонавтов. Правила игры : Нельзя начинать движения пока не скажут слова «Опоздавшим места нет!» . Нельзя выталкивать из «Ракеты» . Опоздавшие считаются проигравшими и садятся на скамейку

Что вы нового узнали? Что же такое Солнце ? Сколько планет?


Ольга Осокина
Конспект НОД в старшей группе «Солнечная система»

Образовательная область : «Познание»

Цель : создание условий для формирования представлений детей о солнечной системе .

Задачи :

1. Расширять представления детей о небесных телах, составляющих солнечную систему .

2. Закреплять знания детей о классификации (расположении) планет солнечной системы .

3. Способствовать развитию мыслительных операций (умозаключение, сравнение) .

4. Упражнять в умении вести диалог, совершенствуя виды речевого общения.

5. Воспитывать уважение к товарищам при взаимодействии друг с другом.

Стук в дверь, вносится посылка.

Ребята посмотрите здесь клубочки, они все круглой формы и разные по величине, и их всего 9. Прямо, какая- то загадка, спиц нет? Что они нам могут напомнить? С чем мы можем их сравнить? (рассуждения детей)

Я знаю, что вы все любите путешествовать, где вы уже бывали?

А я вам сегодня предлагаю отправиться путешествовать в космос. Согласны?

О чём бы вы хотели узнать в путешествии?

Наверное, мне надо достать моё нарядное бальное платье как у золушки? А как надо собраться для путешествия в космос? (ответы детей)

Внимание! Одеть скафандры! Пройдём в космическую ракету, пристегнуть ремни. К полёту, готовы? Начинаем отсчёт : 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 пуск)

Внимание! Внимание! Вас приветствует бортовой компьютер! Наш корабль находиться в солнечной системе . Ознакомьтесь с её достопримечательностью. В центре Солнечной системы находиться Солнце .) Солнце -это звезда - огромный раскалённый шар. Этот шар излучает тепло и свет, который так необходим всему живому -людям, животным, растениям.

У звезды Солнце есть своя семья , только это не сыночки и дочки, а планеты. Сколько вы знаете планет Солнечной системы ? (9) Все они разные по величине и все они намного меньше Солнца . В этой семье всегда царит порядок. Никто не мешает друг, другу, никто никого не толкает. Каждая планета имеет свой путь, по которому кружит вокруг Солнца и никуда с него не уходит. Как называется путь, по которому движется планета? (орбита)

Продолжаем наше путешествие : В солнечной системе есть две самые маленькие планеты : Как называется планета, которая находиться ближе всех с Солнцу ? (Меркурий) , так как она находиться ближе всех к Солнцу , температура там выше, чем огонь в печи. А самая маленькая и холодная планета как называется? (Плутон) ) Как вы думаете почему она холодная? (Находиться дальше всех от Солнца , солнечные лучи до него не доходят) Сможет ли на этой планете кто-то жить? Почему?

Внимание мы приближаемся ко второй планете от солнца , к Венере) на эту планету учёные отправляли космические лаборатории, и оказалось, что на этой планете и днём и ночью бушуют грозы. А атмосфера (воздух) состоит из ядовитых газов. Как вы думаете на этой планете жить можно? Почему?

Мы приближаемся к самой большой планете солнечной системы . Это Юпитер) На этой планете нет твёрдых поверхностей, она состоит из газа, который образует вещество похоже на желе. На нашем пути появилась ещё планета гигант) Как называется эта планета? (Сатурн)

Эта планета состоит из жидкости и газа, планета известна своими великолепными кольцами, каждое из колец Сатурна состоит из газов, частиц льда, камней, и песка.

Как вы думаете, на этих планетах может, что-нибудь расти или жить? Почему?

Смотрите, ещё 2 далёкие планеты встретились на нашем пути. Уран) Нептун) - эти планеты находятся от Солнца далеко , поэтому солнечные лучи до них добраться не могут, и температура на этих планетах очень холодная, можно превратиться в ледышку.

Смотрите мы приближаемся к ещё одной интересной планете -Марс, её иногда называют Красной планетой, потому что она состоит из красного камня. На эту планету учёные отправляли космические корабли, которые обнаружили, что воды на ней нет, а атмосфера (воздух) состоит из газа.

Осталась ещё одна планета. Как она называется? (Земля) ) Что вы мне можете рассказать об этой планете? Да дорогие земляне вы обладаете информацией о планете. Земля - это третья планета от Солнца , где есть жизнь.

Давайте немного поиграем «Утро настало, солнышко встало » . Утром солнышко встаёт , поднимается из-за горизонта. Просыпается всё живое на земле, все тянуться к солнцу . Радуются насекомые, порхают, кружатся в воздухе. На лесной опушке прыгают зайчишки.

Улыбаются друг другу мальчишки и девчонки. Всех обогрело солнышко , а вечером снова ушло спать.

А теперь нам пора возвращаться на землю из нашего путешествия. Внимание, пристегните ремни!)

Теперь я поняла, почему клубочки нам напомнили планеты. Их 9 и 9 планет. Давайте представим что клубочки это планеты солнечной системы , их надо поместить туда, где они должны быть расположены вокруг солнца на нашем звёздном небосклоне, (раскладывают клубочки)

А сейчас я вам предлагаю изобразить в нашей мастерской, те планеты, которые вам больше всех понравились, но сначала мы разомнём наши пальчики. (Запоминайка) )