Детские книги        07.09.2024   

Корабль цесаревич. Линейный корабль "гражданин". Постройка и испытания

Внимание! Выпуск серии прекращен!
Эскадренный броненосец «Цесаревич» – второй партворк серии «Флотилия русско-японской войны» в рамках журнала «Корабли России ». Издатель – ООО «Моделист» (г. Самара).

Эскадренный броненосец «Цесаревич» был построен во Франции по заказу Российской империи. Принимал участие в русско-японской и Первой мировой войнах. Впоследствии на основе чертежей этого корабля была построена целая серия кораблей типа «Бородино».

Постройка корабля была начата в 1899 году в Тулоне. Спуск на воду произошёл 23 января 1901 года, но ещё в течение двух лет в конструкцию вносились различные доработки. В итоге в строй «Цесаревич» вступил только 1903 году, практически с началом русско-японской войны. В конце февраля 1904 года во время боя с японским миноносцем наш броненосец был поврежден торпедой. Однако ремонт не занял много времени, и вскоре корабль был вновь введен в строй. В сентябре того же года после прорыва в порт Киао-Чао броненосец был интернирован до конца войны. После того, как корабль вернули России, он вошёл в состав Балтийского флота. В 1907 году, после коренной перестройки, был переведен в класс линейных кораблей. В марте 1917 года корабль переименовали в “Гражданина”. Довелось ему испытать себя и в роли ледокола. В тяжёлой ледовой обстановке в декабре 1917 года он совершил переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт. Можно сказать, это был последний поход корабля. С мая 1918 года он был принят на долговременное хранение. В годы Гражданской войны с «Гражданина» сняли артиллерию. Использовали её уже на сухопутных фронтах, а также на речных и озерных флотилиях. Окончил свою службу корабль в 1924 году. Был разобран на металл.

Характеристики броненосца «Цесаревич»

    Длина: 118,5 м
    Ширина: 23,2 м
    Водоизмещение: около 13 тысяч тонн
    Осадка: 7,9 м
    Скорость хода: 18 узлов
    Дальность плавания: 2805 миль
    Экипаж: более 800 человек
    Вооружение:
    305мм – 4 орудия
    152мм – 12 орудий
    75мм – 10 орудий
    37мм – 11 орудий
    Пулеметы – 2
    Торпедные аппараты – 4

Модель броненосца Цесаревич

Эскадренный броненосец «Цесаревич» продолжает серию «Флотилия русско-японской войны» от ООО «Моделист». Это вторая модель данной коллекции (первая – ).
Сборка модели распланирована на 80 выпусков журнала с периодичностью 1 раз в неделю.

Параметры модели:

    Масштаб: 1:200
    Длина: 58,6 см
    Ширина: 11,6 см
    Высота: 30 см

Для изготовления деталей модели «Цесаревича» используются следующие материалы:

  • ХДФ – 3 мм
  • Латунь
  • Пластик ABS
  • Стальной пруток
  • Мононить
  • Березовая рейка
  • Березовый шпон

ООО «Моделист» продолжает свою традицию и, как и прежде, использует разработки только отечественных специалистов. Все детали производятся из отечественных материалов на российских предприятиях. Модель полностью повторяет облик реального корабля. На ней в мельчайших подробностях воссозданы все существовавшие на броненосце узлы, надстройки орудия. Однако сборка модели, благодаря подробной инструкции, будет доступна моделистам любого уровня.

Журнал Корабли России: Цесаревич

Каждый номер журнала включает в себя:

  • Вложение – детали для сборки модели корабля;
  • Удобную инструкцию по сборке с фотографиями и доскональным описанием порядка сборки;
  • Хронологию службы броненосца от начала строительства и до его разборки на металл;
  • «Энциклопедию морских узлов» – в каждом номере инструкция по завязыванию одного-двух узлов.

Журнал Цесаревич рекомендованная цена:
первого выпуска – от 50 до 75 рублей .
второго выпуска – от 70 до 105 рублей .
с третьего выпуска – от 100 до 150 рублей .
Периодичность: еженедельно

Всего 80 выпусков.

Выходы номеров не ограничены каким-либо сроком:
Большинство деталей для модели изготавливаются на собственном производстве ООО «Моделист», печать проходит в собственной типографии. Всё это даёт возможность не ограничивать тираж журнала и не привязываться строго к каким-либо срокам выхода. Вы можете оформить заказ на любой вышедший номер журнала тогда, когда Вам это удобно. Начинайте сборку сами, показывайте друзьям. У них тоже есть возможность собирать корабль, начиная с первого номера. Вам не стоит опасаться того, что серия журналов внезапно прервётся. ООО «Моделист» официально заявляет, что все 80 номеров будут выпущены.

Nikto1 > Ув. присутствующие.
Nikto1 > Еще один вопрос.
Nikto1 > Во время ремонта в Порт-Артуре на корабле произвели некоторые изменения. К которым я отношу снятие 4-75 мм орудий, 4-47 мм орудий, большей части пулеметов. Сняли прожектор с боевого марса. Спилили часть фальшборта в корме - собственно в корме и в местах, где он втыкается в борт полубака.

Если, вы смотрели чертежи, то не могли не обратить внимание на пояснительную записку "приложенную" к чертежам. Хотя... кто его знает.
На всякий случай, процитирую самого себя в ней.

Так... бла-бла-бла... ну где-же это?... ага! вот нашел...
"...Еще 4 75-мм орудия располагались на носовом и 2 орудия на кормовом мостиках. В дальнейшем (ориентировочно в период ремонта броненосца после торпедирования) заднюю пару орудий на переднем мостике сняли. Также была снята еще одна пара орудий в носовом каземате. Эти четыре орудия остались в Порт-Артуре."

Что касается 47-мм орудий, не будетели вы любезны привести источник?!

И в заключении, касательно пулеметов. Опять, таки цитируюсь
"...Пулеметы были установлены на крышах марсов. 2 на грот-марсе, 4 на фор-марсе. А так же на фальшборте в центральной части корабля (по 2 на борт). Эти 4 пулемета были сняты для нужд сухопутного фронта..."
Источник в обоих случаях - фотографии и монография Мельникова.

Nikto1 > Вопрос, собственно не в этих изменениях. Вопрос в том - на какое время дан вид чертежей - автора Джи-Джи.
Nikto1 > На чертежах 2 jlbyfrjds[ генеральных-заглавных надписи:
Nikto1 > Эскадренный броненосец "Цесаревич"

Nikto1 > Под второй из них есть примечение, из которого следует, что "изображен броненосец по состоянию на 1917 гг." Конец цитаты, пунктуация сохранена. И дело не в том, что ГГ ставится в случае, когда приведенных годов больше чем 1, т.е. в данном случае можно было бы обойтись и одной буковкой Г,

Спасибо!!! Вот оно!!! "Г" должно быть ОДНО!!
Спасибо, это действительно очень ценное замечание.
Что ж теперь делать-то...?
Тут вы меня в лужу посадили... признаю..

Nikto1 > дело в том, что читая все эти надписи я понял, что первый из видов броненосца относится К МОМЕНТУ ЕГО ВВОДА В СТРОЙ.
А прочитать надпись на листе №38 не судьба? Там четко сказано на какой период представлен чертеж.

Nikto1 > И тому есть подтверждение - все 20-75 мм орудий и все 20-47 мм орудий на чертеже в наличии. Но меня стали терзать сомнения. И я понял их причину - у броненосца срезан фальшборт. Стоп, сказал, я себе - этот вид не на момент его ввода в строй. Это на момент его выхода из ремонта! Но и тут сомнения меня не оставили, потому, что на момент выхода из ремонта с корабля УЖЕ сняли 20% противоминной артиллерии и 1 прожектор, и пулеметы поснимали - 2 только осталось.

Не могли бы вы привести источник о том, что к моменту вывода корабля из ремонта осталось только 2 пулемета.
Да и про прожектор, не плохо было бы послушать для общего развития.

Что касается "срезанного" фальшборта. Это подробным образом изложено в тексте пояснительной записки.
Фальшботр не было необходимости "срезать", т.к. он был съемным и мог сниматься/устанавливаться в любое время по желанию трудящихся.
Показаны конструктивные элементы, которые позволяют это делать, как на чертежах, так и (особо!) показано на фотографиях в пояснительной записке, с соответствующими надписями и подписями.

Nikto1 > ИТАК ВОПРОС УВАЖАЕМЫМ ЗНАТОКАМ.
Nikto1 > Когда на броненосце Цесаревич спилили фальшборт

Не плохо бы подучить матчасть.
Представьте на минуту адмирала Макарова с ножевкой, которой он пилит фальшборт Цесаревичу.
Представили?
Вот и мне после этого поплохело...

Nikto1 > и сняли орудия?

Ответ.
Указано в пояснительной записке, что и когда было снято и одето.

Nikto1 > Тогда мы сможем точно написать ДЛЯ СЕБЯ САМИ "Примечание ", к примеру такое - "изображен броненосец в ремонте по состоянию на 15 марта 1904 17часов 32минуты (потому как в 17 часов фальшборт был уже спилен/демонтирован/снят, а орудия еще стояли до 18часов вечера). ДАТА 15 марта 1904 г. и время - мною, понятно, придуманы.

Смотрим чертеж.
Читаем.
"Примечание: на чертежах изображен броненосец на момент боя в Желтом море.
Пулеметы на марсах, 37-мм орудия к тому моменту были сняты. Тентовые стойки отсутствовали (показаны условно)..." и т.д.
Опять таки если, что то не понятно, открываем пояснительную записку.

Nikto1 > Иначе говоря это очень специальный вид броненосца Цесаревич - Цесаревич в ремонте. И еще более он специален тем, что фальшборт мог быть спилен/демонтирован/снят ПОЗЖЕ, чем сняты орудия или часть тех снятых орудий. В таком случае это "марсианский линкор" как тут писал некий Pz.

Что вы привязались к этому фальшборту?
Вот, есть снимок периода Первой Мировой Войны с установленным фальшбортом.
Как по вашему можно объяснить эту загадку природы??

Поверьте мне не трудно начертить все виды броненосца когда у него открывалась или закрывалась какая-нибудь дверь.
Но достаточно всего лишь двух наиболее характерных вида. Если будут вопросы можно почитать прилагаемый текст и сделать выводы самостоятельно.
Поверьте - это не сложно.

Приложение № 2: Эскадренные броненосцы "Ретвизан" и "Цесаревич"

(Из архива В.П. Костенко)

Серия броненосцев типа «Пересвет» строилась по основной программе судостроения 1895 года, по которой было намечено к постройке 5 броненосцев. Последние 2 корабля этой программы резко отлича­лись от «Пересвета» и принадлежали к двум совер­шенно различным типам, хотя с одинаковым артил­лерийским вооружении и приблизительно одним тоннажем. Они были одновременно заказаны двум заграничным заводам в 1898 году после дополнитель­ного чрезвычайного ассигнования на судостроение и явились яркими выразителями двух противополож­ных тенденций в морской технике и тактике конца XIX века. В основе этих различий лежало разное по­нимание обстановки морского боя.

Русское Морское министерство, давая за гра­ницу заказ на 2 броненосца лучшим заводам Франции и Соединенных Штатов, стремилось получить два противоположных технических решения одной и той же тактической задачи: получить образцовый бое­вой корабль для эскадренного боя, чтобы сделать затем выбор проекта при постройке серии в 5 бро­неносцев по программе 1 898 года, которые решили строить уже в России на Петербургских заводах. Эти два корабля при одинаковом тоннаже, артиллерии и скорости хода имели совершенно различную конст­рукцию корпуса, систему бронирования, расположе­ние артиллерии, мореходные качества, высоту народ­ного борта и внешний вид.

Проект «Цесаревича»

Совершенно иным типом корабля по конструк­ции и расположению артиллерии был броненосец «Цесаревич», являющийся воплощением идей французского корабельного инженера Эмиля Бертэна. Во многих отношениях он явился выразителем новых принципов военного кораблестроения в вопросах броневой зашиты от артиллерийских снарядов и тор­педных взрывов, а также в вопросах живучести и не­потопляемости.

Техника дальнейшего развития типа боевого корабля усвоила и усовершенствовала новые прин­ципы, заложенные в проекте «Цесаревича», приме­нив их к кораблям, созданным после русско-японс­кой войны на базе полученного боевого опыта. Та­ким образом «Цесаревич» оказался родоначальни­ком нескольких последующих поколений броненос­цев и многие его черты, усвоенные последующими кораблями, можно проследить вплоть до эпохи лин­коров, вступивших в современную, мировую войну.

Проект был разработан главным инженером фирмы "Forges et Chantiers de la Mediterranee " в Ту­лоне инженером М. Lagane . Основные конструктив­ные особенности «Цесаревича» являются продуктом постепенного развития французского типа броне­носцев начиная с «Jaureguiberry » (1893) и кончая классом «Republigue » и «Democratic » (1904). «Republigue » проектировался инженером Бертэном одновременно с «Цесаревичем», но был закончен по­стройкой несколько позже.

Типичными чертами «Цесаревича», отличав­шими его не только от «Ретвизана», но и от всех пред­шествующих серий русских броненосцев («Петропав­ловск», «Пересвет») были следующие характерные конструктивные особенности:

а) Расположение палуб: 4 надводных палубы, в том числе 2 броневых на всем протяжении кораб­ля, а именно: нижняя броневая палуба - 40 мм, ба­тарейная или главная - 50 мм, верхняя - 7 мм и спардек от форштевня до кормовой 1 2-дм. башни. Высота надводного борта при форштевне на полубаке - 7,8 м (26 фут.).

б) Мореходность. Высокий надводный борт и завал наружной обшивки выше броневого пояса обеспечивал высокую мореходность в свежие оке­анские погоды.

в) Бронирование. По ватерлинии от пояса до кормы имелись 2 непрерывных броневых пояса. Нижний главный пояс имел верхнюю кромку выше ватерлинии на 500 мм. Нижний шельф под ватерли­нией на 1 500 мм.

Толщина броневых плит при верхней кромке: между 12-дм. башнями равнялась 250 мм, при ниж­ней кромке 1 70 м, в нос и в корму от 12-дм. башен от 230 до 1 70 мм. Верхний пояс имел 200 мм, в нос от 12-дм. башен убывал до 120 мм, в корму от 12-дм. башни до 130 мм.

Общая высота поясной брони: при миделе - 3,67 м, в носу - 4,4 м, в корме - 4,0 м.

2 броневые палубы: главная накрывала борто­вую броню, по всей длине корабля, толщиной 50 мм; нижняя - на 300 мм выше ватерлинии состояла из 2 слоев по 20 мм (всего 40 мм).

Противоминная броневая переборка на дли­не 88,8 м в расстоянии около 2 м от борта, из 2 сло­ев по 20 мм, (всего 40 мм) притыкается нормально к наружной обшивке по скуле и заменяет 5-й стрин­гер; соединяется по радиусу 2 м с нижней броневой палубой.

Башни 12-дм. орудий: вращающаяся часть - 254 мм, рубашка под броней -30 мм, поданные тру­бы - 229 мм, рубашка - 30 мм, крыши из 3 слоев обшей толщины 60 мм.

Боевая рубка эллиптической формы (размеры внутри рубки 3,85x3,25 м): вертикальная броня - 251 мм, крыша - 45 мм, труба зашиты проводов - 1 27 мм

Полный вес крупповской цементированной брони, броневых палуб, противоминной переборки, деревянной подкладки и броневых бортов -- 4325 т или 33% от нормального водоизмещения.

г) Расположение артиллерии: 4 12-дм. орудия в парных башенных установках на полубаке и юте.

Оси орудий 12-дм. носовой башни - 9,6 м над ва­терлинией.

12 6-дм. орудий в 6 двухорудийных башнях, из них на спардеке 4 башни: 2 башни позади носовой 12-дм башни и 2 впереди кормовой 12-дм., с обстре­лом по носу и по корме, в пределах дуги 135°.

На верхней палубе при миделе между кочегар­ками 2 башни, каждая с обстрелом по носу и по корме по дуге в 180°.

16 75-мм орудия размешены: 8 орудий в цен­тральной батарее на главной палубе, 2 орудия в кор­ме на главной палубе, 2 - в носу на верхней палубе, 2 -на носовом мостике, 2 - на кормовом мостике.

Огонь прямо по носу и по корме: 2 12-дм., 8 6-дм., 4 75-мм.

Огонь прямо по траверзу: 4 12-дм., 6 6-дм. и 8 75-мм.

д) Схема непотопляемости, «Цесаревич» по си­стеме, введенной Бертэном, был первым кораблем, который получил по ватерлинии высокий броневой пояс от носа до кормы из 2 рядов плит, возвышаю­щийся над уровнем воды на 2,1 7 м, и 2 непрерывных броневых палубы.

Верхняя броневая накрывала поясную броню, а нижняя спускалась к нижней кромке пояса на 2,5 м под грузовую ватерлинию. Броневой пояс 2 бортов и 2 связанные с ним броневые палубы образо­вывал на уровне ватерлинии замкнутый со всех сто­рон броневой ящик, или своего рода понтон, разде­ленный на большое число отделений продольными и поперечными переборками. Этот бронированный клетчатый слой на уровне ватерлинии должен был обеспечивать боевую остойчивость и плавучесть броненосца при всех артиллерийских повреждениях, а также надежно прикрывать все жизненные помещения ниже ватерлинии от проникновения как целых снарядов, так и осколков при разрыве между броне­выми палубами.

Все главные поперечные переборки были до­ведены до нижней броневой палубы, прочно связа­ны с ней и не имели никаких дверей. С нижней бро­невой палубы в трюмы не было ни сходных шахт, ни горловин. Все шахты, элеваторы и угольные погру­зочные рукава и вентиляционные каналы были вы­ведены или на батарейную палубу, или еще выше на верхнюю. Чтобы с нижней палубы спуститься вниз в кубрики или в трюмы, предварительно надо было под­няться на батарейную палубу и оттуда спускаться вниз по вертикальной непроницаемой шахте.

По нижней броневой палубе, изолированной от трюмов, были устроены в поперечных переборках водонепроницаемые двери на задрайках (вбли­зи диаметральной плоскости). При таком располо­жении дверей они не представляли угрозы для непо­топляемости, обеспечивая в то же время крайне важ­ное сообщение вдоль корабля, между 2 броневыми палубами, сплошь защищенное броней от разрывов фугасных снарядов и осколков.

По боевому расписанию и по водяной тревоге двери должны были держаться задраенными.

е) Принцип автономности отсеков. Помеще­ния над нижней броневой палубой в пределах бор­та, защищенного противоминной переборкой дели­лись главными поперечными переборками на авто­номные отсеки, которые имели все системы и тру­бопроводы, не связанные со смежными отсеками.

Главных отсеков, помимо 2 концевых, было:

1. Отсек носовой 12-дм. башни.

2. Отсек 2 носовых 6-дм. башен.

3. Отсек носового котельного отделения.

4. Отсек 2 средних 6-дм. башен.

5. Отсек кормового котельного отделения.

6. Отсек 2 машинных отделений, разделенных диаметральной переборкой.

7. Отсек 2 кормовых 6-дм. башен.

8. Отсек кормовой 12-дм. башни.

Вне противоминных переборок оставались два концевых отсека: носовой таранный и кормо­вой рулевой. Каждый главный отсек располагал своими независимыми трюмными системами: затопле­нием, осушительной, спускной и перепускной, пожарной и вентиляционной, а также водопроводной и переговорной.

Никакие трубопроводы не резали поперечных переборок ниже броневой палубы и были заключе­ны со всеми разветвлениями труб только в преде­лах своего отсека. Из числа главных отсеков 5 име­ли свои отливные 800-тонные турбины, приводимые в движения электромоторами. Всего турбин было 8. Большие отсеки имели по две турбины. К этим турбинам были подведены перепускные трубы с клинкетами на поперечных переборках из меньших смежных отделений.

Не имели своих отливных турбин 2 концевых отсека и 3 отсека 6-дм. башен (носовых, средних и кормовых). Для осушения небольших количеств воды ил трюмов, бортовых и междудонных отделений име­лось 8 трюмно-пожарных 50-тонных паровых насосов, установленных на кубриках соответственных отсеков. Пожарная магистраль проходила вдоль все­го корабля по нижней палубе под 50-мм броневой батарейной палубой с вертикальными отростками вниз к насосам и наверх к пожарным рожкам в каж­дом отсеке.

На батарейной палубе, борт которой не имел броневой зашиты, имелось 5 поперечных водонеп­роницаемых переборок с дверями, которые задраи­вались по водяной тревоге.

ж) Противоминная зашита. На «Цесаревиче» по примеру французского броненосца «Jaureguiberry » была устроена бортовая броневая переборка из двух слоев листов 20 мм (всего толщиной 40 мм), в расстоянии 2 м от наружной об­шивки. В то время считалось, что такая подводная зашита вполне достаточна для предохранения внут­ренних помещений корабля от действия взрыва 18-дм. торпеды Уайтхеда с зарядом 80-120 кг пиро­ксилина или мины заграждения. Бортовая броневая переборка верхней кромкой переходила по радиу­су в нижнюю палубу и была сделана из самой мягкой судостроительной стали, допускавшей весьма значительные деформации без разрыва в расче­те, что этим будет поглощена энергия газов при взрыве. Недостатком этой конструкции было от­сутствие непосредственной прочной связи между нижней броневой палубой и нижним шельфом главного броневого пояса.

Связь поясной и палубной брони была осуще­ствлена в виде горизонтального стрингера или плат­формы из листов толщиной 16-20 мм и шириной до 2 м, которая служила полом коридора позади бро­ни. Однако при взрыве торпед, мин и снарядов ниже броневого пояса эта платформа, накрывающая На­ружный и внутренний бортовые отсеки, должна была попадать в сферу разрушения, а поэтому вода через пробоину заполняла не только бортовые нижние отсеки, но и верхний корпус позади брони, а также отсек на нижней палубе, если была повреждена ты­ловая переборка коридора.

На кораблях более поздней постройки, броненосцах русской постройки «Суворов», «Орел» и «Слава», а также на 5 французских броненосцах се­рии «Republique » (1902) и на 6 кораблях серии «Danton » (1909) этот недостаток был устранен. Последние французские броненос­цы типа «Danton » строились уже с учетом опыта русско-японс­кой войны.

з) Размещение угольных ям.

Так как к броневой проти­воминной переборке непосред­ственно примыкали с внутрен­ней стороны котельные, машин­ные отделения и бомбовые по­греба, то пришлось отказаться от устройства бортовых угольных ям, чтобы не нарушать целости броневых переборок устрой­ством дверей или горловин, что создало бы опасность затопления котельных отделений при взрыве мины с открытыми горловинами для угольной погрузки.

Во избежание этой опас­ности на «Цесаревиче» при­шлось отказаться от устройства бортовых угольных ям и оста­вить бортовые отсеки не исполь­зованными, а для хранения рас­ходного угля перейти на попе­речные ямы при главных пере­борках котельных отделений. За­пасные ямы были размешены на нижней броневой палубе вдоль коридоров позади брони. Поэто­му размещение угольных ям на «цесаревиче» резко отличалось от предыдущих типов броненос­цев «Петропавловск», «Пере­свет» и «Ретвизан», имевших бортовые ямы. Это расположение представляло значительные неудобства:

а) уголь в бортовых отсеках выполнял роль до­бавочной и достаточно эффективной зашиты при минных взрывах благодаря поглощению энергии га­зов на раздробление и спрессование угля;

б) бортовые отделения остались не использо­ванными для размещения полезных грузов, вслед­ствие чего броненосец терял большой подводный объем, составляющий на 2 борта: 2292 м2, что со­ставляло 13% от нормального водоизмещения кораб­ля. Это привело к большому стеснению в размеще­нии трюмов и резкому сокращению вместимости ям, а следовательно и к уменьшению района плавания.

Нормальный запас угля был принят в 800 т, а полная вместимость всех ям 1370 т, тогда как на одновременно строившемся броненосце «Ретвизан» полный запас угля доходил до 2000 т, а на кораблях типа «Пересвет» даже до 2500 т.

и) Наружный вид.

«Цесаревич» благодаря высокому надводному борту, возвышенным коечным сеткам при фальшбор­те и развитым рострам, 2 этажным носовым и кор­мовым мостикам с рубками, тяжелым мачтам, огром­ным трубам и большому числу башен на спардеке представлял из себя прекрасную мишень для непри­ятельских снарядов.

В этом отношении он имел большое сходство с французскими броненосцами девяностых годов типов «Galouis » и «Suffren ».

Преимущества типа «Цесаревич» над типом «Ретвизан»

1) Более развитая броневая зашита ватерлинии по всей длине и хорошее прикрытие оконечностей.

2) Наличие 2 сплошных броневых палуб.

3) Образование по всей длине корабля брони­рованного клетчатого слоя высотой от 2 до 2,9 м над ватерлинией и 1,5 м под ватерлинией.

4) Противоминная бортовая зашита из броне­вых переборок на длине 3/4 корабля.

5) Размещение всей 6-дм. артиллерии в 2 ору­дийных башенных установках, защищенных 6-дм. бро­ней и сильный огонь по диаметральной плоскости.

Сравнение броненосцев «Ретвизан» и «Цесаревич»

Наименование элементов

«Ретвизан»

«Цесаревич»

Год закладки

Дата спуска

Вступление в строй

Завод-строитель

Cramp (Филадельфия)

Forges et Chantiers (Тулон)

Нормальное проектное водоизмещение

Скорость хода

Мощность механизмов

Запас топлива

Вместимость угольных ям

Главные размерения в метрах

Артиллерия

4 12-дм./40 кал.

4 12-дм./40 кал.

12 6-дм./45 кал.

12 6-дм./45 кал.

Бронирование:

Нижний броневой пояс

9-дм. между главн. башнями

10-дм. от носа до кормы

Верхний броневой пояс

9-дм. между главн. башнями

8-дм. от носа до кормы

3-й пояс: казематы и батарея

5-дм. каз. 6-дм. ор.

Палуба нижняя (горизонт, часть)

Палуба нижняя: (скосы)

Палуба главная батарейная

Башни 12-дм. орудий (вр. часть)

Башни 12-дм. орудий (под. труба)

Башни 6-дм. орудий (вр. часть)

Башни 6-дм. орудий (под. груба)

Казематы 6-дм. орудий (верхний)

Боевая рубка

1. Корпус (включая противоминную переборку, деревянные части, 5118,50 подкладку под броню, внутренние устройства и дельные вещи)

2. Бронирование 3347,80

3. Снабжение, в том числе - 295,20

якоря и канаты (113,60)

швартовы и буксиры (10,00)

шлюпки (65,00)

водяные цистерны и опреснители (12,00)

камбузы (16,00)

брезенты, флаги, штурманские принадлежности (7,60)

разное снабжение и запасы (71,00)

4. Мачты с марсами и такелажем 43,00

5. Вспомогательные механизмы (паровые и электрические) 106,50

6. Машины и котлы с водой 1430,00

7. Артиллерия с боевыми запасами 1363,00

8. Мины и электричество 203,00

9. Нормальный запас топлива 800,00

10. Экипаж с багажом 82,65

11. Провизия на 60 суток 99,85

12. Вода на десять дней 20,50

13. Запас водоизмещения 200,00

Всего: 13110,00

Вес паровых механизмов

1. Главные машины с принадлежностями и холодильниками 442,00

2. Валы 108,00

3. Гребные винты 25,00

4. Вспомогательные механизмы (циркуляционные насосы и помпа) 35,20

5. Трубопровод и приемники воды 56,00

6. Площадки и трапы машин 17,00

7. Инструменты и запасные части 27,00

8. Машинные вентиляторы 60,00

9. Кипятильники 14,00

10. Питательные цистерны 3,00

Полный вес механизмов 787,00

Вода в холодильниках и в трубах 22,00

Полный вес механизмов с водой 809,20

Вес котлов

1. Котлы с кладкой и экономайзерами 366,50

2. Очистители, детандеры, цистерны, 6,50

3. Донки 9,50

4. Воздухонагнетатели 6,50

5. Дымовые выходы и дымовая труба 40,00

6. Площадки и трапы 15,00

7. Трубопровод в кочегарках 36,00

8. Вентиляторы 14,00

9. Инструмент и запасные части 28,00

10. Питательные цистерны 16,00

Полный вес котлов без воды 538,00

Вода в котлах 49,00

Вода в цистернах 33,80

Полный вес котлов с водой 620,80

Стальной корпус (в составе статьи «Корпус с устройствами»)

1. Наружная обшивка от киля до нижнего шельфа 419,00

2. Рубашка позади брони 170,80

3. Обшивка выше броневой палубы 84,20

4. Горизонтальный киль 20,20

4. Подкрепления наружной обшивки 41,30

5. Настилка верхней броневой палубы 263,20

6. Настилка батарейной палубы 103,50

7. Настилка верхней палубы 67,00

8. Противоминная переборка 769,90

Всего стальной корпус 1939,10

Рубашка под вращающуюся броню башен 85,00

Подкрепления башен 283,00

Деревянные части корпуса 183,00

Подкладка под броню и болты 157,00

Внутренние устройства 116,50

Дельные вещи по корпусу 333,00

Бронирование

1. Нижний броневой пояс 775,40

2. Верхний броневой пояс 663,40

3. Верхняя броневая (батарейная) палуба 730,00

4. Броневые коммингсы 41,50

5. Боевая рубка с коммуникационной трубой 62,50

6. Броня поданных труб 12-дм башен 215,00

7. Вращающаяся броня 12-дм башен 288,00

8. броня поданных труб 6-дм башен 292,00

9. Вращающаяся броня 6-дм башен 280,00

Полный вес бронирования 3347,8

Уголь при нормальной нагрузке - в трюме 588,00 - на нижней палубе 212,00

Примечания.

Распределение статей нагрузки приводится по рукописной копии из собрания бумаг известного кораблестроителя В.П.Костенко, который в 1904-1905 гг. выполнял обязанности помощника строителя эскадренного броненосца «Орел», подготавливаемого к походу с другими кораблями класса «Бородино» в составе 2-й Тихоокеанской эскадры. По роду его служебной деятельности В.П.Костенко должен был постоянно следить за соответствием проектных данных многочисленных статей проектной нагрузки «Орла» с его фактическими значениями, а также сопоставлять их с соответствующими параметрами «Цесаревича» - прототипа всей серии броненосцев класса «Бородино», к которым относился и «Орел».

(Личный архив В.П.Костенко., папка XVII -I ).

Вес приводится в метрических тоннах (1 мт = 1000 кг)

«Цесаревич» (1903-1917)
«Гражданин» (1917-1925)

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

реал

док

Бронирование

Вооружение

Артиллерийское вооружение

  • 2 х 2 - 305-мм орудий;
  • 6 х 2 - 152-мм орудия Кане.

Вспомогательное вооружение

  • 20 - 75 мм орудия;
  • 20 - 47 мм орудия;
  • 2 - 63,5 мм десантные пушки;
  • 2 - 37 мм десантные пушки;
  • 10 пулеметов.

Минно-торпедное вооружение

  • 2 надводных ТА;
  • 2 подводных ТА.

Однотипные корабли

Проект броненосца «Цесаревича» был составлен французским инженером А. Лаганем, который предложил расположить двенадцать 152-мм орудий в шести двухорудийных башнях с вынесением средних башен на бортовые срезы, что давало им угол обстрела в 180° и позволяло в носовом и кормовом залпах , кроме концевых 305-мм орудий, использовать и восемь 152-мм. Новой в проекте была и 38-мм броневая противоторпедная переборка, установленная в средней части броненосца на расстоянии двух метров от наружной обшивки.

Решение было принято быстро - один из новых броненосцев для Российского императорского флота будут строить французы.

Постройка и испытания

Анонимное общество Forges et Chantiers de la Méditerranée, основанное в 1835 году, являлось самым значительным судостроительным предприятием Франции того периода. Общество имело верфи и мастерские в Гавре, Марселе и городке Ля-Сен близ Тулона, где и был заложен броненосец «Цесаревич» 18 мая 1899 года. Заказ на постройку броненосца во Франции был выдан фирме 8 июля 1898 года. С русской стороны за постройкой «Цесаревича» наблюдал корабельный инженер К.П. Боклевский и капитан 1 ранга И.К. Григорович .

Броненосец «Цесаревич» отличался от прежних броненосцев значительно более полным бронированием: масса новой французской крупповской брони, на 16-30% превосходившей по сопротивлению русскую гарвеевскую, достигала примерно 30-32% водоизмещения .

Орудия для броненосца были изготовлены на Обуховском заводе, однако башенные установки, в отличие от существовавшей практики, были также изготовлены во Франции, не считая верхних откатных частей. Попутно выяснилось, что принятые в России башенные станки для 305-мм орудий не помещаются в башнях французского образца. Пришлось срочно спроектировать новые станки и заказать их Путиловскому заводу за дополнительные 237 600 рублей. Петербургский металлический завод изготовил для броненосца торпедные аппараты. Все остальное, включая машины, котлы и прочие системы, было изготовлено во Франции.

23 февраля 1901 года эскадренный броненосец «Цесаревич» был спущен на воду, пробыв на стапеле один год и десять месяцев. Достройка продолжалась следующие полтора года. Задержка связана была с многочисленными переделками и доводками.

27 июня 1903 г. прошли испытания на максимальную скорость, позволявшие развить 18,34 узла . Эти вести обнадеживали Главный морской штаб (ГМШ) в Петербурге, который все последнее время требовал ускорить все приемки и испытания, т.к. сложная обстановка на Дальнем Востоке незамедлительно требовала усиления русского Тихоокеанского флота . Предлагалось свернуть все работы на «Цесаревиче», которые грозят задержать уход корабля в Кронштадт и отложить те, которые могут быть выполнены «судовыми средствами». В крайнем случае обещали разрешить по пути на Дальний Восток специально зайти в Тулон, чтобы исправить выявившиеся неполадки.

Но рутина непрекращающихся неполадок и связанных одно с другим исправлений и переделок, сложности освоения корабля только что прибывшим малоподготовленным экипажем, подготовка к новым и все еще не законченным испытаниям, не позволяли осуществить планы Главного морского штаба.

Отчаявшись увидеть «Цесаревич» в Кронштадте, Морское министерство решило присоединить корабль к идущему в Порт-Артур отряду уже в Средиземном море. В заботах о скором уходе пришлось отказаться от предусмотренных контрактом главных испытаний 12-часовым пробегом на полной скорости.

Новые препятствия к уходу обнаружились с началом приемки башенных установок. Выдержав испытания стрельбой на прочность 13 и 14 августа 1903 года, они обнаружили крайнюю неудачность системы подачи боеприпасов в башнях 305-мм орудий. Она сдерживала темп и при малейшей качке переставала действовать. Но и на этот изъян приказали закрыть глаза. И хотя завод обещал справиться с переделками в три недели, решили задержать выплату последнего платежа в 2 миллиона франков и обязать фирму переделанную систему подачи прислать уже в Порт-Артур.

Чтобы «вытолкнуть» «Цесаревич» из Тулона и затем возглавить ускоренный поход на Восток, из Петербурга прибыл помощник начальника ГМШ контр-адмирал А.А. Вирениус . Но и он оказался бессилен перед множеством все еще не устраненных неполадок и недоделок.

18 августа 1903 г. в итоге затянувшейся на 50 месяцев постройки состоялось беспрецедентно ускоренное подписание акта о приемке броненосца в казну, констатировавшее неготовность к действию главного его оружия - 305-мм пушек. Эскадренный броненосец «Цесаревич» официально вошел в строй. Общая стоимость постройки корабля - 14.004.286 рублей.

Описание конструкции

Корпус

«Цесаревич» на стапеле. Февраль 1901 г.

Корпус броненосца был набран по поперечно-продольной системе. Весьма необычной для России была и форма корпуса с завалом бортов внутрь, из-за чего ширина верхней палубы была существенно меньше, чем максимальная ширина корабля. Такая сложная конструкция, широко применявшаяся во французском военном судостроении и довольно значительно усложнявшая и удорожавшая строительство, имела ряд преимуществ: уменьшался вес верхних конструкций, что повышало остойчивость, средние башни получали возможность вести огонь вдоль диаметральной плоскости, а в шторм завалы играли роль успокоителей качки: вкатывавшиеся на них массы воды препятствовали нарастанию крена.

В то же время, помимо сложности и стоимости, завал создавал и эксплуатационные сложности, например, осложнялся подъём и спуск шлюпок или погрузка угля в море. Главные поперечные переборки делили корпус судна на десять водонепроницаемых отсеков. Общий вес корпуса, включая противоторпедную переборку, подкладку под броню, внутренние устройства и дельные вещи, составил 5118,5 т.

Бронирование

Схема бронирования и расположение орудий на броненосце «Цесаревич»

Главный броневой пояс простирался на всю длину корабля и состоял применительно к одному борту из 29 плит крупповской стали. Плиты выше ватерлинии имели толщину от 120 мм в оконечностях до 250 мм в середине, ниже ватерлинии толщина брони на всей протяженности корпуса 170 мм. Над ватерлинией броневой пояс возвышался на 50 см, уходя под воду на 1,5 м.

Броненосец имел две бронепалубы. Верхняя (она же главная или батарейная) состояла из 50-мм бронеплит. Нижняя бронепалуба (на уровне верхней кромки нижнего пояса), состояла из двух слоёв брони по 20 мм.

Башни главного калибра были защищены 254-мм бронеплитами, закалёнными по способу Круппа. Броня крыш имела толщину 40 мм.

Башни среднего калибра 150-мм крупповской бронёй. Крыши башен имели толщину 30 мм.

Боевая рубка корабля высотой 1,52 м имела в плане полукруглую форму и защищалась 254-мм бронеплитами крупповской стали.

Полный вес брони без подкладки и крепежа, входящих в вес корпуса, составил 3347,8 т.

Энергетическая установка и ходовые качества

С 18 марта водолазы «Цесаревича» начали очищать осушенные отсеки от ила и обломков. С 26 марта рваные края пробоин начали успешно вырезать электрическим резаком. Ровно через месяц, 26 апреля, началась установка новых шпангоутов, изготовленных взамен уничтоженных взрывом, а затем и наружной обшивки. 20 мая последний лист наружной обшивки был установлен, оставалась лишь доделка переборок. Кессон сняли 24 мая. Единственное, что невозможно было исправить полностью, оказалось рулевое управление: из-за долгого пребывания в воде пострадала электроизоляция двигателей и генераторов, поэтому основным приводом руля пришлось сделать гидравлический, а электрический перевести в разряд резервного.

В общей сложности на ремонт «Цесаревича» ушло 118 дней.

Бой в Жёлтом море

После назначения 27 марта И.К. Григоровича командиром порт-артурского порта, обязанности капитана «Цесаревича» исполнял старший офицер Д.П. Шумов. 11 мая на «Цесаревич» был назначен новый командир - капитан I ранга Н.М. Иванов.

31 марта 1904 года по русскому Тихоокеанскому флоту был нанесен новый удар. В этот день ранним утром вице-адмирал Макаров вывел в очередной раз русский флот для боя с японцами. Однако вскоре в 9:43 флагман Макарова «Петропавловск» подорвался на минной банке, выставленной японцами накануне ночью. Броненосец затонул почти мгновенно, погибли вице-адмирал Макаров вместе с 10 штабными офицерами, 18 корабельными офицерами, 652 матросами. Спасти удалось 80 человек. Гибель «Петропавловска» крайне отрицательно повлияла на боевую деятельность Тихоокеанской эскадры. Флот потерял не только один из броненосцев, но и талантливого руководителя и организатора обороны Порт-Артура вице-адмирала С.О. Макарова, пользовавшегося у личного состава любовью и уважением. Адекватной замены ему до конца войны так и не нашли.

Командование Тихоокеанским флотом принял контр-адмирал В.К. Витгефт . Он поднял свой флаг на отремонтированном «Цесаревиче» и таким образом броненосец стал новым флагманом 1-й Тихоокеанской эскадры.

10 июня эскадра сделала попытку прорыва во Владивосток. После долгого выхода на внешний рейд и длительного следования за тралящим караваном русские корабли вышли на чистую воду и в 16:40 со скоростью 10 уз легли на курс зюйд-ост 20°. «Цесаревич» шел во главе эскадры. Около 18 ч были замечены главные силы японцев, а также отряды их лёгких сил. В 18:50, когда расстояние между эскадрами сократилось до 53 кабельтовых, адмирал Витгефт принял решение не вступать в бой и вернутся в Порт-Артур. На обратном пути на японской мине подорвался броненосец «Севастополь», что задержало следующую попытку прорыва. А вот атаки японских миноносцев оказались абсолютно безуспешными.

С 25 июля японцы начали обстрел гавани из 120-мм пушек. От их огня всех сильней в то время пострадал «Ретвизан», получивший подводную пробоину, которую к выходу толком заделать так и не успели. В «Цесаревич» попали два снаряда. Один угодил в бронепояс и вреда не причинил, второй же попал в адмиральскую рубку, убил телеграфиста и легко ранил флаг-офицера. После этого абсолютно всем стало ясно - если флот останется в Порт-Артуре, он погибнет. Было принято решение о второй попытке прорыва.

Вторую и, как оказалось, последнюю попытку прорыва эскадра предприняла 28 июля. В её состав входили:

  • Шесть эскадренных броненосцев: «Цесаревич»(флагман), «Ретвизан» , «Победа» , «Пересвет» , «Полтава» и «Севастополь»
  • Отряд крейсеров - 4 бронепалубных крейсера («Аскольд» (флагман), «Паллада» , «Диана» и «Новик»);
  • 1-е отделение эскадренных миноносцев - «Выносливый» , «Властный» , «Грозовой» , «Бойкий» ;
  • 2-е отделение эскадренных миноносцев - «Бесшумный» , «Бесстрашный» , «Беспощадный» и «Бурный» .
  • Пароход Красного Креста «Монголия» .

В эскадре отсутствовал броненосный крейсер «Баян», подорвавшийся 14 июля на мине и стоявший в доке на ремонте.

Выход на этот раз был назначен на 5 утра, а траление произведено более быстро. Сначала шли на 8 уз, опасаясь за прочность заплатки, установленной на пробоину «Ретвизана», потом увеличили ход до 10 уз, а с появлением противника - до 13 уз.

Командир корабля капитан 1 ранга Н. М. Иванов был сбит с ног, но остался цел. Перейдя в боевую рубку, он не стал поднимать сигнал о гибели адмирала, чтобы предотвратить «сущий хаос», каковой имел место на эскадре при гибели адмирала С.О. Макарова; вместо этого он начал поворот, чтобы сблизиться с японцами и увеличить эффективность русской артиллерии.

В этот момент попал второй 305-мм снаряд, в результате которого был поврежден рулевой привод и проводка машинного телеграфа оказались выведены из строя, а попытки связаться с центральным постом также не увенчались успехом. Были перебиты все переговорные трубы, а телефонная связь действовала лишь с одним из машинных отделений. Кроме того, осколки снаряда убили или ранили всех, кто находился на мостике броненосца, в том числе сильные ранения головы получил командир судна Иванов.

Никем неуправляемый броненосец прорезал кильватерную колонну русских кораблей, едва не попав под таранный удар шедшего четвёртым «Пересвета». Прочие корабли сначала пытались двигаться за флагманом, но, поняв, что он неуправляем, потеряли строй. Тем временем на «Цесаревиче» в командование броненосцем вступил капитан II ранга Д.П. Шумов. Вступив в командование, Шумов приказал спустить контр-адмиральский флаг и поднять сигнал «Адмирал передаёт командование». Младший флагман контр-адмирал князь П.П. Ухтомский, находящийся на «Пересвете», реально возглавить эскадру не смог . Эскадра была уже рассеяна.

В это время «Цесаревич» уже повернул примерно на 100,5° влево. Управление кораблем удалось наладить, маневрируя машинами. Другие корабли эскадры обгоняли флагман, в панике отступая к Порт-Артуру. «Цесаревич» плохо держался на курсе и быстро отстал от остальных своих броненосцев. Японские же броненосцы, находившиеся к востоку от «Цесаревича», снова открыли по нему огонь.

С носа и с левого борта флагманский русский броненосец обстреливали крейсеры противника. Из-за наступившей темноты огонь японцев становился менее точным и, несмотря на большое количество падающих вокруг «Цесаревича» снарядов, противник добился только двух прямых попаданий 152-мм снарядов, взорвавшихся на юте. Вскоре, японцы окончательно потеряли русский флагман.

В бою 28 июля «Цесаревич» выпустил по противнику 104 305-мм, 509 152-мм, 81 75-мм и 127 47-мм снарядов.

После боя

После наступления темноты, «Цесаревич» стал отставать от эскадры, уходящей в Порт-Артур, и вскоре окончательно потерял ее из вида. Капитан Шумов решил воспользоваться темнотой и, повернув на юг, идти согласно приказу во Владивосток. Около 20.00 «Цесаревич», тяжело развернувшись, повернул на юг. Все компасы на судне были разбиты или повреждены и курс прокладывался примерно по Полярной звезде.

При детальном осмотре броненосца, выяснилось, что полученные повреждения не повлияли существенно на боеспособность: все орудия главного и среднего калибра, а также большая часть противоминных пушек остались целы, машины работали исправно, в кормовой кочегарке был повреждён один котёл, но и он ремонтировался своими силами; имевшиеся пробоины были неопасны, и самым существенным повреждением оказался вывод из строя средств коммуникации и управления в боевой рубке. Часть неполадок удалось исправить еще в море.

Ночью пришли в себя сначала капитан 1 ранга Н.М. Иванов, а затем и контр-адмирал Н.А. Матусевич. Иванов, прибыл на мостик и, выслушав отчет о повреждениях, принял решение идти не во Владивосток, куда корабль мог не дойти из-за перерасхода угля, вызванном падением тяги из-за разбитых дымовых труб, а двигаться в китайский порт Циндао, находившийся тогда под контролем Германии, где можно было бы исправить полученные в ходе боя повреждения, пополнить запасы угля и вновь выйти в море, во Владивосток.

29 июля в 21.00 «Цесаревич» вошел на рейд германской военно-морской базы Циндао. Там уже грузились углем пришедшие накануне русский крейсер «Новик» и миноносец «Бесшумный», которые так же решили не возвращаться в Порт-Артур. Ночью «Новик» покинет Циндао, а утром 30 июля пришли еще два миноносца - «Бесстрашный» и «Беспощадный».

1 августа губернатор Циндао капитан I ранга Труппель определил предельный срок стоянки русских кораблей в порту. Броненосцу «Цесаревич» было дано шесть дней, а трем миноносцам до тридцати шести часов. Однако 2 августа в 10.00 губернатор Циндао, ссылаясь на полученный приказ кайзера из Берлина, потребовал от русских немедленного покинуть порт или разоружиться. Как старший по званию, контр-адмирал Матусевич отдал приказ кораблям подчиниться немецким требованиям. Корабли спустили флаги и в тот же день начали выгружать боеприпасы на берег.

Сдали немцам замки от 75-мм орудий, части от замков больших орудий и две крышки золотниковых коробок цилиндров среднего давления. Свезли на берег и все ружья и револьверы, оставив только 50 для караульной службы. Война для «Цесаревича» окончилась, на корабле приступили к полноценному ремонту.

Между двумя войнами

После подписания Портсмутского мирного договора, положившего конец русско-японской войне, интернированные корабли стали готовиться к переходу на родину. «Цесаревич» должен был идти на Балтику с тяжелой мыслью о том, что из 15 броненосцев, которые участвовали в войне с японцами - он единственный, кто уцелел. 14 ноября 1905 года броненосец под командованием капитана II ранга Шумова вышел из Циндао и взял курс на запад. 2 февраля 1906 года «Цесаревич» прибыл в Либаву.

На Балтике «Цесаревич» стал флагманским кораблём «Гардемаринского отряда» - так полуофициально именовалось соединение, предназначенное для прохождения гардемаринами морской практики перед их производством в офицеры. В отряд входили броненосец «Слава» и крейсер «Богатырь» . Позже к ним присоединись крейсеры «Олег» и «Адмирал Макаров»

8 июня 1906 года отряд вышел из Либавы и 11 июня прибыл в Кронштадт. Здесь были завершены последние ремонтные работы и переоборудование для размещения выпускников Морского корпуса и Морского инженерного училища, которым предстояло проходить на «Цесаревиче» практику перед производством в офицеры.

1 июля 1906 года корабли отряда начали учебную практику для выпускников. Вплоть до 1910 года включительно, «Цесаревич» в составе отряда совершил множество заграничных походов, в ходе которых посещались порты стран Скандинавии, Европы, Африки, Балканского полуострова. Отряд неоднократно выходил в Атлантический океан и Средиземное море.

10 октября 1907 года эскадренный броненосец «Цесаревич» был переклассифицирован в линейные корабль.

15 декабря 1908 года находясь в порту Аугуста о. Сицилия, отряд принял известие о катастрофическом землетрясении, разрушившем до основания город Мессину. Русские корабли поспешили на помощь пострадавшему городу. Высадившиеся в Мессине русские моряки приняли активное участие в спасательных работах и эвакуации уцелевших жителей города. После этого, учебная практика отряда возобновилась.

В 1911 году «Цесаревич» был включен в бригаду линейных кораблей Балтийского флота. 1911-ый, 1912-ый и 1913-ый года линкор провел в интенсивных учениях и походах в составе бригады.

Первая мировая война

1914 год

28 июля 1914 года началась Первая мировая война. 1 августа 1914 года Германия объявила войну России. Первые месяцы войны бригада линейных кораблей, куда по прежнему входил «Цесаревич» вместе с бригадой крейсеров и минной дивизией почти каждый день развёртывались близ минной позиции у о. Нарген, где отрабатывали различные варианты отражения атаки противника. На ночь возвращались в Гельсингфорс или Ревель.

26-27 августа вся бригада вместе с крейсерами вновь вышли в Финский залив, прикрывая тральщики; крейсера провели ближнюю разведку. Этот формально безрезультатный поход окончательно убедил русское командование, что немцы никаких по-настоящему серьёзных действий по прорыву в Финский залив предпринимать не собираются, ограничиваясь лишь имитацией активности с помощью нескольких крейсеров. Итогом стало выдвижение флота дальше на запад, в район Моонзунда. Все изменилось 11 октября 1914 года, когда крейсер «Паллада» был потоплен немецкой подводной лодкой «U-26», затонув в течение полутора минут со всем экипажем. Гибель «Паллады» ошеломила русское командование. С подводной опасностью на Балтике до этого совершенно не считались, только сейчас поняв полную беззащитность флота от подводной угрозы. Линейные корабли немедленно укрылись в Гельсингфорсе. Кампания 1914 года для «Цесаревича» на этом закончилась.

1915 год

В кампанию 1915 года «Цесаревич» и «Слава» получили задачу обеспечивать защиту побережья Финляндии и Або-Оландского района от немецких набегов.

10 июля 1915 года «Цесаревич» был поставлен на ремонт в кронштадтском доке. В ходе ремонта ликвидировали задний мостик и рубку, очистили подводную часть корпуса и заменили стволы 152-мм орудий. После чего, вновь заступил на дежурство.

5 ноября «Цесаревич» пришёл в Кронштадт и вновь встал в док. 31 декабря с помощью ледокола корабль ушёл на зимовку в Гельсингфорс, где ремонтные работы продолжились.

1916 год

В течение кампании 1916 года «Цесаревич», патрулируя в районе Ирбенского пролива, следил за попытками противника прорваться через него. 30 августа «Цесаревич» перешёл к Моонзунду, где уже давно находилась «Слава». В октябре крупные корабли стали покидать Рижский залив, однако «Цесаревич» остался здесь на зимовку.

1917 год

Вероятно, именно удалённость от последовавших в феврале - марте 1917 года революционных событий позволила в те дни избежать расправ над офицерами «Цесаревича», произошедшими на всех других балтийских кораблях. Тем не менее, дисциплина, а значит, и боеспособность корабля стала снижаться.

13 апреля 1917 года линейный корабль «Цесаревич» был переименован в «Гражданин», продолжая нести боевую службу в Рижском заливе.

1 сентября 1917 года германские войска начали наступление с целью захватить Ригу, что им удалось 7 сентября из-за разложения и деморализованности русской армии. Взяв Ригу, германцы начали готовиться к захвату Моондзундских островов, выделив для этой цели весьма внушительные силы: 10 линкоров-дредноутов, 1 линейный крейсер, 9 легких крейсеров, 56 эсминцев, 11 миноносцев, 6 подводных лодок, 26 эскадренных тральщиков, 65 катерных тральщиков и более 300 кораблей поддержки. Против таких сил русские смогли выставить лишь два старых додредноута «Гражданин» и «Славу», несколько легких крейсеров, эсминцев и тральщиков. Флот был полностью дезорганизован и развален. Приказы не исполнялись, офицеров убивали или угрожали расправой.

13 октября 1917 года германцы начали высадку на о. Эзель и прорыв через Ирбенский пролив, где они не встретили организованного сопротивления.

17 октября линейные корабли «Гражданин» и «Слава» сосредоточились на рейде Куавасте. Вытеснив из Рижского залива русские корабли, германские корабли двумя колоннами шли к южному выходу Моонзундского канала в составе двух линкоров, восьми эскадренных миноносцев. С фланга их прикрывали два легких крейсера. Обходя справа русские минные поля, корабли противника приближались к району банки Ларина, где стояли русские старые линкоры - «Гражданин» и «Слава» и крейсер «Баян».

В 09.30 на русские корабли совершили налет самолеты противника, но были отогнаны зенитной артиллерией. В 10.05 линкоры противника открыли по русским кораблям огонь с дистанции 130 кабельтовых. Русские корабли вели ответный огонь по тральщикам противника, которые старались расчистить путь от мин для основных сил своего флота. После этого, тральщики отошли на юг.

В 11.10 начали отход и линкоры противника с тем, чтобы обойти с запада русские минные заграждения. В 11.40 немецкие линкоры, повернув на север, резко увеличили ход. В 11.50, обнаружив маневр противника, русские линкоры снялись с якоря и пошли на юг. В 12.04 «Гражданин» с дистанции 70 кабельтовых вновь открыл огонь по тральщикам противника, в 12.06 - открыла огонь «Слава», а затем - крейсер «Баян» и эсминцы. Германские тральщики вновь отошли к югу.

Между тем, линейные корабли противника, продолжая большим ходом двигаться на север, быстро сократили невыгодную для них дистанцию и в 12.13 с дистанции 90 кабельтовых открыли огонь по русским линкорам. В 12.35 «Слава» получила первое прямое попадание, за которым последовало еще шесть. Объятый пожаром линкор вышел из строя.

В 12.39 в «Гражданин» один за другим попало два 305-мм снаряда, причинившие значительный урон. Не в силах противостоять натиску противника русские корабли в 12.40 начали отход по Моонзундскому каналу на север. Германские линкоры не решились преследовать русских в мелководном проливе из-за большой минной опасности. Они продолжали обстреливать отходящие на север русские корабли до 12.50, когда расстояние увеличилось до 130 кабельтовых. «Гражданин», «Слава» и «Баян» продолжали идти на север, отбиваясь от атаковавших их самолетов противника, два из которых были сбиты зенитной артиллерией «Гражданина».

Тяжело поврежденная «Слава» не могла пройти Моонзундским каналом. Было принято решение затопить старый линкор у входа в канал для преграждения дороги немецкому флоту. «Славе» был дан приказ, пропустить вперед «Баяна» и «Гражданина». Однако выполняя этот прика, «Слава», допустив ошибку в маневрировании, чуть не столкнулась с «Гражданином» и, уклоняясь, выскочила на мель в стороне от фарватера, после чего была взорвана экипажем.

20 октября «Гражданин» прибыл в Лапвик и после короткой стоянки там перешел в Гельсингфорс. Линейному кораблю «Цесаревич-Гражданин» выпала печальная честь участвовать в последнем бою Русского Флота под Андреевским флагом.

Дальнейшая судьба корабля

23-25 декабря «Гражданин» перешёл в Кронштадт. После этого старый линкор был номинально включён в резервный отряд Морских сил Кронштадта, однако в море никогда больше уже не выходил.

2 марта 1918 года на линейном корабле «Гражданин» был спущен Андреевский флаг и поднят флаг Морских сил РСФСР.

В июне 1922 года линейный корабль «Гражданин» был отбуксирован на судоразделочную базу в Петрограде и к 1925 году окончательно разобран.

Корабль находился в строю 15 лет. Зачислен в списки Русского Флота 11 января 1899 года, исключен из списков 7 августа 1922 года.

Командиры

  • 1899-1904 гг. - капитан 1 ранга Григорович
  • 1904-1905 гг. - капитан 1 ранга Иванов
  • 1905-1906 гг. - капитан 2 ранга Шумов
  • 1906-1907 гг. - капитан 1 ранга Дмитриев
  • 1908-1909 гг. - капитан 1 ранга Любимов
  • 1909-1910 гг. - капитан 1 ранга Маньковский
  • 1911-1913 гг. - капитан 1 ранга Кербер
  • 1913 г. - капитан 1 ранга Пилкин
  • 1913-1915 гг. - капитан 1 ранга Рейн
  • 1915-1917 гг. - капитан 1 ранга Чеглоков
  • 1917-1918 гг. - капитан 1 ранга Руденский
  • 1919-1920 гг. - контр-адмирал в/о Колюбакин
  • 1920 г. - ст. лейтенант Кошобакин
  • 1921 г. - ? Колесов

Примечания

Литература и источники информации

Литература

  • Бережной С.С. Броненосные и линейные корабли. Канонерские лодки. . - Военное издательство, 1997.
  • Бунич И.Л. В огне государственного катаклизма . - Яуза, 2004.

Ссылки

  • Рафаил Михайлович Мельников “Цесаревич” Часть I. Эскадренный броненосец. 1899–1906 гг
  • Линейный корабль «Гражданин» во время разборки. Середина 1920-х г.

26 июля 1899 года в рамках программы строительства военных кораблей для Дальнего Востока на французской верфи "Форж и Шантье" в Тулоне по заказу русского правительства был заложен новый броненосец, получивший имя "Цесаревич". По заданию Морского технического комитета проект броненосца разработал французский инженер А. Лаган. "Цесаревич" стал первым в мире эскадренный броненосец, корпус которого по ватерлинии был защищен двумя непрерывными рядами броневых плит и имел улучшенную противоминную защиту. Корабль имел мощное по тем временам вооружение, (4 305-мм, 12 152-мм пушек Обуховского завода в двухорудийных башнях, 20 75-мм и 20 47-мм пушек), 18-узловую скорость и хорошую мореходность. Его водоизмещение составило около 13 тысяч тонн.

С русской стороны за строительством броненосца наблюдали корабельный инженер К.П. Боклевский и его будущий командир капитан I ранга И.К. Григорович. 10 февраля 1901 года "Цесаревич" был спущен на воду, а 21 августа 1903 года он вступил в строй Балтийского флота. В начале сентября броненосец покинул Тулон и взял курс на Порт-Артур. В середине ноября он вместе с крейсером "Баян" вошел в состав Тихоокеанской эскадры.

В ночь на 27 января 1904 года, при стоянке на внешнем рейде Порт-Артура, "Цесаревич" был поврежден взрывом торпеды, выпущенной японским миноносцем, но остался на плаву и после заделки пробоины с помощью кессона, вновь введен в строй. После гибели броненосца "Петропавловск" с командующим эскадрой вице-адмиралом С.О. Макаровым 31 марта 1904 года "Цесаревич" стал флагманским кораблем эскадры БФ. 28 июля 1904 года после боя с японским флотом в Желтом море прорвался в Циндао, где на следующий день был интернирован правительством Китая.

По окончании русско-японской войны, в феврале 1906 года броненосец вернулся на Балтику и после ремонта был переклассифицирован в линкоры и включен в отряд учебного плавания. В составе отряда провел несколько длительных заграничных плаваний. В декабре 1908 года участвовал в оказании помощи пострадавшему от землетрясения населению города Мессина на Сицилии.

В начале 1910 года и в конце 1911 года линкор дважды вставал на ремонт, во время которого на корабле заменили главные механизмы, котлы и все 305-мм орудия. В августе 1912 года на зачетных стрельбах команда "Цесаревича" получила "Императорский переходящий приз" за высокую точность.

В период 1-ой мировой войны линкор прикрывал набеговые и минно-заградительные действий легких сил флота. С 1916 года входил в состав сил обороны Рижского залива. После февральской буржуазно-демократической революции, был переименован в "Гражданин". С 29 сентября по 6 октября 1917 года совместно с линкором "Слава" активно участвовал в Моонзундской операции.

В декабре 1917 года совершил переход из Гельсингфорса в Кронштадт, где остался на долговременном хранении. В годы гражданской войны артиллерийское вооружение корабля использовалось на речных, озерных флотилиях и сухопутных фронтах. В 1924 году сдан Комгосфондов для разборки и 21 ноября 1925 года был исключен из состава РККФ.