Литература         13.12.2023   

Кто автор памятника крылову в летнем саду. Памятник Крылову И.А.: звери говорят за баснописца. Где находиться памятник Крылову

В Летнем саду, на площадке перед “Чайным домиком”, стоит памятник великому русскому баснописцу И. А. Крылову, созданный скульптором П. Клодтом на частные пожертвования. Этот памятник – последняя крупная работа выдающегося скульптора.

Памятник Крылову был открыт в торжественной обстановке 12 мая 1855 года. Долгое время решался вопрос о месте установки памятника: сначала его хотели поместить возле Публичной библиотеки, где служил Крылов, потом – на Васильевском острове возле здания Университета, почетным членом которого баснописец был с 1829 года. Многие считали целесообразным поставить памятник на Некрополе мастеров искусств, где прославленный баснописец был похоронен в 1844 году. После долгих спором самым удачным местом для памятника был признан Летний сад, любимое место прогулок Крылова, где он подолгу бродил, обдумывая сюжеты своих басен. Кроме того, некоторое время Крылов жил по соседству с Летним садом, в доме Бецкого.

Пьедесталом памятника служит гранитный куб, полностью покрытый барельефами на сюжеты 36 басен Крылова. Если приглядеться к пьедесталу, на нем можно увидеть героев басен “Квартет”, “Лиса и виноград”, “Мартышка и очки” и многих других. Памятник окружен оградой, предназначенной для предотвращения порчи барельефов. Ограда, выполненная в модном для середины 19 века стиле эклектики, была установлена через 20 лет после открытия памятника.

Как добраться

Памятник русскому баснописцу И. А. Крылову находится в Летнем саду. Чтобы добраться до него, можно доехать до станции метро “Гостиный двор”, перейти на противоположную сторону Невского проспекта и идти по проспекту в сторону увеличения нумерации домов до пересечения с набережной реки Фонтанки. Далее нужно свернуть на набережную реки Фонтанки и дойти до ее пересечения с набережной Кутузова. На набережной Кутузова находится один из двух входов в Летний сад. Второй располагается рядом с пересечением набережной Фонтанки и улицы Пестеля.

Историческая справка

1768-1844 гг. - годы жизни баснописца И. А. Крылова.
1853 г. – работа по созданию памятника была завершена.
1855 г. – в мастерской Академии художеств по модели скульптора П. Клодта был отлит памятник И. А. Крылову.

Легенды и мифы

Как известно, скульптор Клодт был очень ответственным человеком. Задавшись идеей украсить памятник Крылову персонажами басен, Клодт внимательно прочел все произведения баснописца и составил список животных, изображения которых обязательно должны присутствовать в скульптурной композиции монумента. Лепить животных Клодт предпочитал с натуры. Говорят, что во время работы над памятником Крылову в доме скульптора разместился целый зверинец: осел, кот, собаки, волк, обезьяны, овца с ягнятами, лиса, журавль, лягушка и многие другие. По заказу Клодта ему даже были доставлены медведь с медвежонком. Скульптор мужественно переносил соседство с животными, некоторые из которых жили во дворе, а некоторые – прямо в мастерской. Лишь к одному животному Клодт испытывал антипатию: ему не хотелось находиться под одной крышей с козлом. Однако, по замыслу скульптора, козел непременно должен был фигурировать в композиции памятника. Клодту удалось договориться, чтобы козлика к нему каждый день водила жившая неподалеку старушка. Главной проблемой было заставить его позировать: животное никак не хотело идти в мастерскую, упиралось, чуя присутствие волка и медведя. Но хозяйке так хотелось увидеть своего любимца, увековеченного в бронзе, что она все-таки заставляла козлика идти в мастерскую. Старания скульптора оправдали себя: животные, украшающие пьедестал памятника Крылову, выглядят очень естественно и правдоподобно.

В 1845 году, сразу же после смерти Ивана Андреевича Крылова, по инициативе газеты "Санкт-Петербургские Ведомости" был создан Комитет по сбору средств на сооружение памятника русскому баснописцу. Комитетом за три года было собрано более 13 000 рублей в виде частных пожертвований. В мае 1848 года Академией художеств был организован конкурс на лучший проект памятника, в котором участвовали А. И. Теребенев, Н. С. Пименов, И. П. Витали, П. К. Клодт и П. А. Ставассер. Лучшим был признан проект Петра Карловича Клодта, утверждённый 26 ноября 1849 года.

Весной 1854 года Клодтом была произведена отливка памятника и чеканка барельефов в Литейной мастерской Академии художеств. На барельефах, помещённых на постаменте памятника Крылову, скульптор изобразил сцены из басен Крылова: «Лисица и виноград», «Лягушка и Вол», «Лев на ловле», «Ворона и Лисица», «Слон на воеводстве», «Петух и жемчужное зерно», «Вороненок», «Квартет», «Лев и Барс», «Мартышка и очки», «Волк и Журавль», «Белка», «Кукушка и Петух», «Демьянова уха», «Фортуна и Нищий». Создание памятника И. А. Крылова - последняя крупная работа скульптора П. К. Клодта. В работе над памятником скульптору помогал художник А. А. Агин.

В процессе создания памятника Крылову у скульптора в мастерской жило множество птиц и зверей: осел, кот, собаки, обезьяны, овца с ягнятами, лиса, журавль, лягушка. С них он лепил персонажей басен. У мастера жили даже такие крупные хищники как волк (прислали царские егеря) и медведь с медвежонком (были переданы братом скульптора). улицы и отели . Особых хлопот Клодту такое соседство не доставляло. Только одно животное Клодт не решился поселить в мастерской - козла. Его к Петру Карловичу каждый раз водила жившая неподалёку старушка. Животные спокойно уживались между собой. Только волк постоянно охотился на кошек, а медведь пристрастился к спиртному, которым его угощали рабочие. Чтобы лепить с натуры льва, Клодт ходил в зверинец немца Зама на Фонтанке. Слона же скульптор наблюдал в зверинце в Царском Селе. По окончании работы Клодт передал всех своих питомцев в зверинец Зама.

Из воспоминаний сына П. К. Клодта:

Эти животные жили у нас как члены семьи. И чего-чего только не было в обширных мастерских отца! Они наполнялись сплошным ревом, воем, блеянием, писком... Все это разношерстное общество жило бок о бок не только в клетках, многие свободно расхаживали по мастерской и по комнатам, и были дружны между собой, кроме волка, который не мог удержаться, чтобы не охотиться за кошками.

Весной 1852 года Клодтом на рассмотрение Академии художеств была предоставлена большая модель памятника. После её утверждения в мае 1853 года была произведена отливка памятника Крылову в бронзе.

Вопрос места установки памятника решался достаточно долго. Предлагалось установить его перед Академией художеств , Публичной библиотекой , зданием Университета (Крылов был его почётным членом), в некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры (здесь он был похоронен в 1844 году). Однако Николаем I все эти варианты были отвергнуты. В итоге памятник И. А. Крылову решили установить в Летнем саду , где писатель часто проводил время. Этот вариант предложил создатель памятника П. К. Клодт.

Торжественное открытие памятника И. А. Крылову состоялось 12 мая 1855 года. В. В. Стасов писал о нём:

Крылов сидит перед нами на камушке, в ежегодном своём сюртуке и панталонах, отяжелевшим, добродушным разгильдяем, каким он на самом деле под конец жизни был, без прикрас и без малейшей идеализации...

Через 20 лет после открытия памятника, в 1865 году, для защиты монумента от вандалов здесь была сооружена художественная ограда.

Во время блокады Ленинграда памятник был закрыт деревянными щитами из брёвен. Однако осколки снарядов всёравно повредили и сам памятник, и ограду вокруг него. В 1945 году щиты сняли, памятник Крылову восстановили.

ПАМЯТНИКИ ИВАНУ КРЫЛОВУ

Первый в России памятник баснописцу И.А. Крылову работы знаменитого скульптора П.К. Клодта появился в мае 1885 года в Санкт-Петербурге. Отлитый на средства петербуржцев, он стоит в Летнем саду, где Иван Андреевич любил по утрам совершать пешие прогулки.
Скульптор П.К. Клодт изобразил Ивана Андреевича Крылова в обычной, будничной одежде, скопировав для большей точности просторный длиннополый сюртук, который баснописец носил в последние годы жизни. Крылов сидит на округлом камне в спокойной, непринужденной позе, держа раскрытую книгу. Он как бы машинально перелистывает ее, но взгляд его устремлен поверх книги, а чуть сдвинутые густые брови, сомкнутые губы и складка у рта придают широкому лицу сосредоточенное выражение. Погруженный в глубокое раздумье, он ничего не замечает вокруг. Все правдиво и естественно, как сама жизнь: старый человек вышел на прогулку, немного устал, присел отдохнуть на первый попавшийся камень и задумался... А может быть, в этот момент рождается новая басня?
Пьедесталом памятника служит гранитный куб, полностью покрытый барельефами на сюжеты 36 басен Крылова. Если приглядеться к пьедесталу, на нем можно увидеть героев басен "Квартет", "Лиса и виноград", "Мартышка и очки" и многих других.

Легенды и мифы

Как известно, скульптор Клодт был очень ответственным человеком. Задавшись идеей украсить памятник Крылову персонажами басен, Клодт внимательно прочел все произведения баснописца и составил список животных, изображения которых обязательно должны присутствовать в скульптурной композиции монумента. Лепить животных Клодт предпочитал с натуры. Говорят, что во время работы над памятником Крылову в доме скульптора разместился целый зверинец: осел, кот, собаки, волк, обезьяны, овца с ягнятами, лиса, журавль, лягушка и многие другие. По заказу Клодта ему даже были доставлены медведь с медвежонком. Скульптор мужественно переносил соседство с животными, некоторые из которых жили во дворе, а некоторые - прямо в мастерской. Лишь к одному животному Клодт испытывал антипатию: ему не хотелось находиться под одной крышей с козлом. Однако, по замыслу скульптора, козел непременно должен был фигурировать в композиции памятника. Клодту удалось договориться, чтобы козлика к нему каждый день водила жившая неподалеку старушка. Главной проблемой было заставить его позировать: животное никак не хотело идти в мастерскую, упиралось, чуя присутствие волка и медведя. Но хозяйке так хотелось увидеть своего любимца, увековеченного в бронзе, что она все-таки заставляла козлика идти в мастерскую. Старания скульптора оправдали себя: животные, украшающие пьедестал памятника Крылову, выглядят очень естественно и правдоподобно.
Родился Иван Андреевич Крылов в Москве. Здесь в 1976 году и установлен памятник. Находится он в тихом Ермолавеском переулке возле Патриарших прудов. Авторы этого монумента скульпторы А.А. Древин и Д.Ю. Митлянский.
В Твери прошли юные годы Ивана Андреевича. Памятник Крылову Ивану Андреевичу в Твери был открыт 14 августа 1959 года. Скульпторы работы - С.Д. Шапошников, Д.В. Горлов, архитектор Н.В. Донских. Установлен в честь баснописца И.А. Крылова, который жил в Твери с 1774 по 1783 год. Памятник, выполненный из бронзы и высотой 4 метра, стоит на гранитном постаменте высотой около 3 метров. Находится в сквере возле площади победы. По сторонам от памятника установлены 4 стелы, на каждой из которых имеется по 2 горельефа с известными персонажами басен Крылова.
Похоронен Крылов на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры Петербурга. Средства на надгробие собирал весь город. Поэты Жуковский и Вяземский организовали для этого специальную подписку. По их же просьбе автором его стал Клодт.

Памятник в Санкт-Петербурге

В самом центре живописной детской площадки возвышается интересный и уникальный в своем роде памятник Крылову. На 3,5-метровом гранитном пьедестале, украшенном персонажами басен, восседает бронзовая статуя знаменитого русского баснописца.

История создания памятника

Памятник Крылову в Санкт-Петербурге был возведен в 1855 году на частные пожертвования. Летний сад был выбран не случайно: именно здесь любил гулять баснописец.

Автор памятника, скульптор П. Клодт, вначале хотел изобразить Крылова в римской тоге, такое настроение было навеяно идеалистическим стилем времен Пушкина и Белинского. Однако в конечном итоге он остановился на жизненном изображении

Ивана Крылова

При рассматривании создается впечатление, что чуть уставший Иван Андреевич в своем любимом длиннополом сюртуке, который он носил в последние годы жизни, присел отдохнуть на камень.

В чертах его лица видна особая одухотворенность. Кажется, он вот-вот начнет записывать в свою книгу новую басню. В облике И. Крылова нет никакой вычурности и приукрашенности, лишь спокойное задумчивое лицо, на котором скульптор умело отобразил ум и талант писателя.

Гранитный пьедестал

Особый интерес вызывает квадратный пьедестал, украшенный героями басен. П. Клодт создавал фигуры животных с натуры. В его мастерской жил целый зоопарк: медведица с медвежатами и прирученный волк, обезьянка, привезенная А. П. Боголюбовым с острова Мадейра, ягнята, осел, журавль и другие птицы и звери. Наверное, поэтому животные на памятнике изображены очень реалистично.

Лишь к козлу скульптор испытывал необъяснимую неприязнь. Соседская бабушка приводила каждый день своего козлика в мастерскую для позирования. Удержать пугливое животное вблизи волка и медведя было не так просто. Однако огромное желание хозяйки увековечить своего питомца в бронзе принесло плоды: бабушка справилась с упрямым животным, фигура козла на пьедестале получилась правдоподобной и естественной.

Персонажи басен

Перед тем как создать памятник Крылову, скульптор прочитал все его произведения и изобразил персонажей 36-ти басен. И взрослые, и дети вспоминают полузабытые строфы по изображенным животным. Этим и объясняется живой интерес, который неизменно вызывает у людей памятник Крылову. Фотографии фрагментов пьедестала перекликаются со строчками знаменитых басен. Вот проказница-мартышка и Узнали "Бременских музыкантов"? А здесь "... Журавль свой нос по шею Засунул к Волку в пасть..."

Ограда, выполненная в модном для тех времен стиле эклектика, органично сочетается с памятником. Установили ее спустя 20 лет после окончания работы и открытия постамента во избежание порчи барельефов.

Однажды Иван Андреевич сказал, что его звери из басен говорят за него. Наверное, поэтому на пьедестале очень скромно написано: «Крылову 1855». И действительно, добавить нечего, остается лишь рассматривать памятник Крылову и вспоминать запомнившиеся строки из поучительных, не лишенных юмора, басен.

Памятник Крылову был открыт в торжественной обстановке 12 мая 1855 года году близ главной аллеи Летнего сада в Санкт-Петербурге. Он представляет собой бронзовую статую сидящего баснописца.

В 1845 году, сразу же после смерти Ивана Андреевича Крылова, по инициативе газеты «Санкт-Петербургские Ведомости» был создан Комитет по сбору средств на сооружение памятника русскому баснописцу. Комитетом за три года было собрано более 13 000 рублей в виде частных пожертвований. В мае 1848 года Академией художеств был организован конкурс на лучший проект памятника, в котором участвовали А. И. Теребенев, Н. С. Пименов, И. П. Витали, П. К. Клодт и П. А. Ставассер. Лучшим был признан проект Петра Карловича Клодта, утверждённый 26 ноября 1849 года.

Первоначальный эскиз был выполнен в монументальных традициях античности: Могучий поэт в римской тоге с обнажённой грудью. Но на том же листе изображён вариант памятника, напоминающий тот, который находится в Летнем саду.

Весной 1854 года Клодтом была произведена отливка памятника и чеканка барельефов в Литейной мастерской Академии художеств. На барельефах, помещённых на постаменте памятника Крылову, скульптор изобразил сцены из басен Крылова: «Лисица и виноград», «Лягушка и Вол», «Лев на ловле», «Ворона и Лисица», «Слон на воеводстве», «Петух и жемчужное зерно», «Вороненок», «Квартет», «Лев и Барс», «Мартышка и очки», «Волк и Журавль», «Белка», «Кукушка и Петух», «Демьянова уха», «Фортуна и Нищий». Создание памятника И. А. Крылова — последняя крупная работа скульптора П. К. Клодта. В работе над памятником скульптору помогал художник А. А. Агин.

Как известно, скульптор Клодт был очень ответственным человеком. Задавшись идеей украсить памятник Крылову персонажами басен, Клодт внимательно прочел все произведения баснописца и составил список животных, изображения которых обязательно должны присутствовать в скульптурной композиции монумента. Лепить животных Клодт предпочитал с натуры. Говорят, что во время работы над памятником Крылову в доме скульптора разместился целый зверинец: осел, кот, собаки, волк, обезьяны, овца с ягнятами, лиса, журавль, лягушка и многие другие. По заказу Клодта ему даже были доставлены медведь с медвежонком. Скульптор мужественно переносил соседство с животными, некоторые из которых жили во дворе, а некоторые — прямо в мастерской. Лишь к одному животному Клодт испытывал антипатию: ему не хотелось находиться под одной крышей с козлом. Однако, по замыслу скульптора, козел непременно должен был фигурировать в композиции памятника. Клодту удалось договориться, чтобы козлика к нему каждый день водила жившая неподалеку старушка. Главной проблемой было заставить его позировать: животное никак не хотело идти в мастерскую, упиралось, чуя присутствие волка и медведя. Но хозяйке так хотелось увидеть своего любимца, увековеченного в бронзе, что она все-таки заставляла козлика идти в мастерскую. Старания скульптора оправдали себя: животные, украшающие пьедестал памятника Крылову, выглядят очень естественно и правдоподобно.

У мастера жили крупные хищники волк (прислали царские егеря) и медведь с медвежонком (были переданы братом скульптора). Особых хлопот Клодту такое соседство не доставляло. Животные спокойно уживались между собой. Только волк постоянно охотился на кошек, а медведь пристрастился к спиртному, которым его угощали рабочие. Чтобы лепить с натуры льва, Клодт ходил в зверинец немца Зама на Фонтанке. Слона же скульптор наблюдал в зверинце в Царском Селе. По окончании работы Клодт передал всех своих питомцев в зверинец Зама.

Из воспоминаний сына П. К. Клодта:

Эти животные жили у нас как члены семьи. И чего-чего только не было в обширных мастерских отца! Они наполнялись сплошным ревом, воем, блеянием, писком … Все это разношерстное общество жило бок о бок не только в клетках, многие свободно расхаживали по мастерской и по комнатам, и были дружны между собой, кроме волка, который не мог удержаться, чтобы не охотиться за кошками.

Весной 1852 года Клодтом на рассмотрение Академии художеств была предоставлена большая модель памятника. После её утверждения в мае 1853 года была произведена отливка памятника Крылову в бронзе.

Вопрос места установки памятника решался достаточно долго. Предлагалось установить его перед Академией художеств, Публичной библиотекой, зданием Университета (Крылов был его почётным членом), в некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры (здесь он был похоронен в 1844 году). Однако Николаем I все эти варианты были отвергнуты. В итоге памятник И. А. Крылову решили установить в Летнем саду, где писатель часто проводил время. Этот вариант предложил создатель памятника П. К. Клодт.

В. В. Стасов писал о нём:

Крылов сидит перед нами на камушке, в ежегодном своём сюртуке и панталонах, отяжелевшим, добродушным разгильдяем, каким он на самом деле под конец жизни был, без прикрас и без малейшей идеализации…

Памятник окружен оградой, предназначенной для предотвращения порчи барельефов. Ограда, выполненная в модном для середины 19 века стиле эклектики, была установлена через 20 лет после смерти Крылова, в 1865 году, для защиты монумента от вандалов здесь была сооружена художественная ограда.

Во время блокады Ленинграда памятник был закрыт деревянными щитами из брёвен. Однако осколки снарядов всё равно повредили и сам памятник, и ограду вокруг него. В 1945 году щиты сняли, памятник Крылову восстановили.

1768-1844 гг. — годы жизни баснописца И. А. Крылова.

Памятник Крылову — Санкт- Петербург