Экономика        07.10.2023   

Культура речи педагога. Консультация для педагогов: «Речь педагога как средство развития культуры речи детей Речь преподавателя

С целью определения средств общения необходимо вернуть-ся к основным функциям делового общения.

Деловое общение – это прежде всего коммуникация, которая должна быть эффективной, способствовать достижению целей участников общения, что предполагает наличие следующих знаний:

– знать средства коммуникации, как правильно ими пользо-ваться в процессе общения;

– как преодолевать коммуникативные барьеры непонимания;

– с помощью каких средств сделать коммуникацию успеш-ной.

Все средства общения делятся на вербальные и невербаль-ные.

Вербальное общение – использует в качестве знаковойсистемы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков. Речь является самым уни-версальным средством коммуникации, поскольку при переда-че информации при помощи речи менее всего теряется смысл общения.

Речь – это процесс использования языка в целях общения людей, это говорение. Язык – это совокупность звуковых, сло-варных и грамматических средств выражения мыслей.

Как писала Г. И. Щукина: «Через призму речевой деятельно-сти можно проследить стиль и характер общения, личностное от-ношение педагога к рассматриваемым вопросам и проблемам.

В речевой деятельности проявляется эрудиция, педагогическое мастерство, умение педагога строить свои контакты с учащими-ся, это его профессиональное средство, “ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника”»35.

В зависимости от цели речь педагога может быть развлека-тельной, где главное – занимательность, интерес, поддержание внимания; информационной – дает новое представление о пред-мете; воодушевляющей, обращенной к чувствам, эмоциям че-ловека; убеждающей – предполагает логическими аргументами доказать или опровергнуть какое-либо положение, призываю-щей к действию. В профессиональном педагогическом общении


35 Щукина, Г. И. Актуальные вопросы формирования интереса в об-учении / Г. И. Щукина. – М. : Просвещение, 1984. – 174 с.

присутствует все разнообразие видов речи, независимо от того, убеждает, информирует, призывает ли педагог воспитанников, к его речи предъявляются особые требования:

1) грамотность построения фраз;

2) простота и ясность изложения;

3) выразительность:

а) интонация и тональность;

б) темп речи, паузы;

г) словарное богатство;

д) образность речи;

е) дикция;

4) грамотное произношение слов;

5) правильное использование специальной терминологии.



В профессиональном педагогическом общении убедитель-ность речи достигается грамотностью, ясностью, выразительно-стью, которые определяют культуру речи педагога.

Грамотность построения фраз предполагает твердое знание грамматических правил, это дает возможность педагогу пра-вильно выражать свои мысли, придает его речи стройный, ос-мысленный характер, что облегчает учащимся восприятие и по-нимание учебного материала.

Другой составляющей является простота и ясность изложе-ния. Одну и ту же мысль можно выразить в доступной для по-нимания учащимися форме или, наоборот, придать речи такой наукообразный вид, что учащиеся так и не сумеют понять, что от них требуется. Умение рассказать просто о сложном, сделать доходчивым отвлеченное основывается на ясности мышления педагога, на образности и жизненности приводимых для пояс-нения примеров.

Выразительность как составляющая культуры педагога до-стигается как подбором нужных слов и синтаксических конструк-ций, так и активным использованием основных компонентов вы-разительности устной речи – тона, динамики звучания голоса, темпа, пауз, ударения, интонации, дикции. Интонация и тональ-ность воздействуют не только на сознание, но и на чувства уче-ников, так как придают речи эмоциональную окраску словам и фразам.

Звуковая сторона устной речи играет не менее важную роль, чем ее содержательная часть. Блестящая по содержанию речь во многом проигрывает, если она произнесена вяло, невырази-тельно, с запинками и речевыми ошибками. И, наоборот, мало-содержательная речь, произнесенная фонетически безупречно, может произвести благоприятное впечатление.

Тональность речи может быть праздничной, торжественной, задушевной, радостной, гневной, грустной. В зависимости от си-туации педагог должен использовать все богатство тональности. Крайне нежелателен назидательный, менторский тон, он обычно отталкивает учащихся от учителя.



Выразительность определяет и темп речи. Непригодна как слишком быстрая речь, поскольку ученикам при ней трудно со-средоточиться на том, что говорит педагог, так и очень медлен-ная речь, подавляющая активность учащихся.

Включение в речь пауз при их правильном использовании по-зволяет лучше передать смысл произносимых слов и фраз. С помощью паузы можно увеличить интригующий смысл речи пе-дагога, его сообщения.

Еще одним фактором, определяющим выразительность речи педагога, является динамика звучания голоса, варьирование его силы. Недостаточно громкая речь неблагоприятно действует на слушателя. Она приводит к быстрому утомлению учащихся, которые вследствие этого перестают следить за содержанием речи педагога. Одинаково громкая речь на протяжении всего общения также имеет отрицательные последствия: ученики от-ключаются от восприятия. Следовательно, педагог должен с по-мощью динамики в своей речи выделять значимое, постоянно варьировать силой голоса, что придаст речи эмоциональность, выразительность, красочность.

Словарное богатство способствует приданию речи красочно-сти, а через нее – и выразительности. Умелое применение по-словиц, поговорок, метафор, афоризмов делает речь образной, эмоционально насыщенной. При этом необходимо учитывать, что пользоваться надо только доступными для детей определен-ного возраста речевыми средствами.

Дикция – ясное и отчетливое произнесение звуков, слов и фраз, облегчает понимание учащимися речи педагога.

Чтобы умело пользоваться словом, педагогу надо ставить перед собой такие вопросы: как сказать правильно, как сказать доступно, как сказать убедительно, как сказать эмоционально.

Доклад на педагогический совет по теме: «Какой должна быть речь педагога?»

Всем нам хорошо известно, что речь взрослого для дошкольника является образцом, эталоном. Правильность речи, культура речи определяются той языковой средой, в которой находится ребенок: он будет говорить точно так же, как родители, бабушки, воспитатели и его сверстники.
Каждое слово педагога должно быть значимым, помогать ребенку познавать окружающий мир и осваивать язык.
Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения детей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произношением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений. Скачать конспект
Овладение культурой общения, неустанное ее усовершенствование являются профессиональной обязанностью воспитателя. Но что же такое культура речи?
Культура речи – понятие сложное. В быту, в обиходе под этим имеют в виду правильную, грамотную речь. Но культура речи – это еще и целая отрасль языкознания, называемая ортологией (правильная речь). Под культурой речи понимают владение нормами языка, т. е. правилами произношения, ударения, грамматики и словоупотребления. Культура речи – это также речевое мастерство, умение излагать мысли. Вершиной речевой культуры признается литературный язык.
Учитывая интересы детей, особенности детской психики, педагог должен владеть основными методическими приемами развития речи, мастерством их применения.
Е. И.Тихеева детально рассмотрела «культурные и методические требования» к речи педагога.
1. Речь педагога должна быть грамотна, литературна. Следует прежде всего разбираться в особенностях своей речи, учитывать ее ошибки и погрешности, бороться с ними путем постоянного самоконтроля и совершенствования своего языка.
2. Особого внимания требует к себе этика речи. По форме и тону речь воспитателя должна быть всегда культурной и безупречно вежливой.
3. Структуру речи следует согласовывать с возрастом детей. Чем младше ребенок, тем проще обращенная к нему речь. При длинных сложных предложениях дети не улавливают основного смысла.
4. Содержание речи должно строго соответствовать развитию, запасу представлений, интересам детей, опираться на их опыт.
5. Особого внимания требует точность, ясность и простота речи. От точности речи зависит точность восприятия, отчетливость понимания.
6. Необходимо регулировать темп своей речи. Следить за содержанием слишком быстрой речи трудно даже взрослому, а ребенок на это совершенно не способен. Не понимая смысла, он просто перестает слушать. Недопустима и слишком медленная, растянутая речь, она надоедает.
7. Следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько требуют условия момента и содержания речи. Тихую речь дети не слышат, не улавливают ее содержания. Громкую речь, переходящую в крик, дети перенимают как манеру речи. Кричат дети, их перекрикивают взрослые, и в этом гаме тонут слова и их содержание.
8. Речь педагога должна быть эмоциональна, по возможности образна, выразительна и отражать интерес, внимание, любовь к ребенку и заботу о нем.
Требования, сформулированные Е. И.Тихеевой еще в тридцатые годы прошлого столетия, актуальны и сегодня, совпадают во многом с современным пониманием гуманистического речевого общения, речевой культуры педагога. Педагог должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению.
Однако установить и выявить недостатки своей речи не всегда легко, т. к. в процессе общения внимание говорящего обращено прежде всего не на форму речи (как сказать), а на ее содержание (что сказать). Например, не замечаются такие недостатки, как торопливость, невнятность, монотонность речи, повышенная громкость голоса, неточность произнесения отдельных звуков и слов и другие несовершенства.
Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, правильно ставить ударения в словах.
А сейчас мы выполним упражнения, которые помогают сделать речь более четкой и правильной (используется дополнительный материал-карточки)
Задание 1. Прочтите пословицы и поговорки, выделяя голосом главные по смыслу слова:
Всякому овощу свое время.
Мягко стелет, да жестко спать.
Нет лучше дружка, чем родная матушка.
Что написано пером, не вырубишь топором.
Задание 2. Прочтите скороговорки, пословицы, поговорки, меняя темп голоса (шепотом, тихо, громко, умеренным голосом).
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил.
Пошел спозаранку Назар на базар.
Купил там козу и корзину Назар.
Задание 3. Подберите слова, близкие по значению, т. е. синонимы для следующих слов:
Предсказывать (пророчить, предвещать, прогнозировать)
Приказ (распоряжение, команда, предписание, указание)
Ошибка (промах, просчет, оплошность)
Задание 4. Объясните значение слов
Жизнь (физиологическое существование)
Грызун (млекопитающее с длинными передними зубами)
Буффонада (сценическое представление, построенное на комических, шутовских положениях)

Большую помощь в работе над словом, над правильным использованием грамматических средств оказывают различные словари. Словари помогут уточнить значение малопонятных слов, выяснить значение незнакомых и неточности их употребления.
Таким образом, речь воспитателя легко воспринимается и понятна детям в том случае, если в ней точно подобраны слова, грамматически четко построены фразы, и она интонационно правильно оформлена.

Библиотека
материалов

РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА.

Важнейшим профессиональным инструментом педагогической деятельности является общение. Речевое общение – одно из основных средств воспитания и развития школьников. Много мудрых советов относительно речевого общения педагога дал выдающийся педагог-новатор В.А.Сухомлинский. Речевую культуру учителя он называл «зеркалом его духовной культуры» и требовал от учителя мастерского владения словом: «каждое слово, сказанное в стенах школы, должно быть продуманным, , целеустремленным, полновесным».

Культура речи является и неотъемлемой частью общей профессионально-педагогической культуры современного преподавателя.

Речь является как средством преподавания, так и средством учения. Речь преподавателя формирует речевую культуру учащихся и служит для них образцом. Посредством речи педагог передает определенную информацию, развивает и обогащает интеллект учащихся, побуждает учеников к деятельности на основе полученных знаний, управляет вниманием учащихся, образует мир их представлений и понятий. Именно через речь преподаватель сообщает свое настроение, характер, интеллект, волю, свое отношение к учащимся и к преподаваемому предмету, через речь – выражает свои мысли и чувства. Учащиеся запоминают прежде всего мысли и настроение преподавателя, но в памяти откладывается лишь та речь, которая обладает логичностью и точностью, грамматической правильностью, оригинальностью, уместностью и экономичностью. Качество усвоения знаний учащимися зависит от точности формируемых педагогом предложений, понятий.

Учителя с литературно-разговорным типом речевого поведения стараются, подражая молодежной речевой культуре, а частично и некоторым сленговым оборотам и выражениям, преподавать материал. Однако такое поведение недопустимо. Учитель должен являться для школьника образцом для подражания, примером как в культурном, так и в речевом плане. Педагог - человек, который воспитывает в ребенке понятие о культуре, в том числе, о культуре общения. Поэтому к речи педагога предъявляются такие высокие требования, а именно:

Содержательность (речь педагога должна быть информативной, насыщенной фактическим научным материалом, связанным с жизнью, обогащающим личный опыт учащихся);

Грамотность речи и лексическое богатство;

Логичность и доступность (доступность понимается не только в смысле точности и простоты высказываний учителя, имеется в виду умение адаптировать их к возрастным и индивидуальным особенностям школьников);

Техническая отточенность (поставленные дыхание и голос, четкая дикция, оптимальные темп и ритм речи);

ABOUT FEATURES OF VOICE OF CULTURE MODERN TEACHER

Tatiana Naumova

Anastasia Rybakova ,

3rd year student of the Faculty of Preschool and Primary Education of N. Novgorod State University, Russia Arzamas

Olga Tikhomirova,

PhD in pedagogy, docent of N. Novgorod State University, Russia Arzamas

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются элементы речевой культуры современного педагога, значение выразительных возможностей речи в его профессиональной деятельности. Представлены рекомендации по организации продуктивного профессионального общения .

ABSTRACT

This article discusses elements of speech culture of the modern teacher, meaning of expressive possibilities of speech in his professional activities. Are presented recommendations on the organization of productive professional communication.

Ключевые слова: учитель; речевая культура; выразительные возможности речи; педагогическое взаимодействие.

Keywords: teacher; speech culture; expressive possibilities of speech; pedagogical interaction.

В профессии учителя, педагога слову принадлежит ведущая роль - оно является главным инструментом воздействия на личность воспитанника, «орудием» его обучения и развития. Педагогическое общение представляет собой одну из основных форм взаимодействия учителя и обучающегося. Оно в большей степени регламентировано образовательно-воспитательным процессом, однако, поскольку общение чаще всего протекает непосредственно, лицом к лицу, оно приобретает для участников педагогического взаимодействия личностное значение.

Эмоциональная выразительность - характеризуется «насыщенностью» чувствами произносимых слов, речи в целом. По некоторым данным, понимание речи на 40 % зависит от ее экспрессивной партитуры. На наш взгляд, в педагогической профессии, как ни в какой другой, важно выражать искреннее отношение к произносимому, значима - «артистичность» интонаций, поскольку это позволяет оказывать эффективное воспитательное воздействие. Эмоционально окрашенные отдельные слова или произносимые с «особой интонацией» фразы делают речь педагога «живой», акцентируют внимание на наиболее важных моментах. И наоборот - ровная, не насыщенная чувствами речь педагога не может мотивировать к изучению материала, развитию интереса воспитанников к чему-либо, снижая тем самым эффективность образовательного процесса;

лексическая выразительность - это свойство речи, основанное на использовании точных, ярких, нестандартных, образных слов и словесных оборотов, а так же синонимов, омонимов и терминов. Потенциал русского языка в выражении мысли человека - очень широк. В целях профессионального самосовершенствования необходимо постоянно обогащать речь, используя ее лексическое богатство;

фонетическая выразительность - это умение педагога владеть хорошим и грамотным произношением, ритмикой, темпом и громкостью. Не уместен для педагога «пулеметный» темп, еще хуже крик, а тем белее визг. Старая восточная мудрость гласит: если ты кричишь, значит, ты не прав и слаб. Не маловажную роль играет тембр голоса - это обязательный атрибут речи каждого педагога и не только. Бас, баритон всегда ласкают слух, а визгливый, хриплый, глухой голос портят восприятие даже правильных по смыслу слов. Опрос учащихся начальных классов ряда школ г. Арзамаса позволил выявить, что им приятно слушать голос: средней громкости, четко проговаривающий слова, «добрый», не хриплый, не визгливый.

грамматическая выразительность - по мнению большинства исследователей менее значительна и менее заметна. Однако данную особенность активно используют писатели, поэты, расширяя границы выражения своих эмоций. Также и педагог, к примеру, употребляя одну форму числа имен существительных вместо другой, придает отрицательные, реже - положительные оттенки значения конкретному слову, высказыванию…

звуковая выразительность , так же присуща педагогам. Она заключается в сопровождение высказываний уместным/неуместным покашливанием, вздохами, хмыканьем, смехом, несущими смысл звуками «у-у-у», «а-а-а».

Из всего выше изложенного, мы можем сделать вывод, что педагогически совершенная речь отличается ясностью вложенной в нее мысли, выразительностью слов и интонаций, четкостью произношения, нужной громкостью, использованием уменьшительных и ласкательных слов, идиомов, афоризмов, пословиц, дидактических повторов...

Считаем необходимым отметить, что педагогу присуще сопровождение речи комплексом неречевых средств, а именно: мимики, жестов, позы, осанки, походки. Педагогу, нацеленному на профессиональное саморазвитие, при организации педагогического общения следует помнить о мимике, продумывать, какая она должна быть, какая она есть, когда и как ее менять; следует избегать бессмысленной жестикуляции.

Рассматривая общую психотехнику общения, уточнили, что умение правильно и грамотно общаться - имеет огромное значение для успеха педагога в деле воспитания и развития личности учащихся. Считаем, что следует придерживаться следующих основных правил общения :

· правило разработки сценария и плана предстоящего общения - особенно ценно для педагога, поскольку реализует функцию целеполагания в профессиональной деятельности. Педагог должен четко представлять: вопросы и ответы, которые могут возникать в ходе общения, цель общения, его результаты, какими методами, с помощью каких средств добиться запланированного;

· правило коммуникативной проработки общения. Для педагога важно продумать не только общую схему общения, но и то, что сказать, как сказать, когда сказать;

· правило психологичности, заключается в умении учитывать психологические аспекты общения: желание общаться, наличие/отсутствие барьеров общения и другое;

· немаловажную роль для педагога играет правило оказания благоприятного впечатления на собеседника, в частности: внешний вид и поведение, одежда (данный компонент имиджа современного педагога рассмотрен более подробно нами ранее) ;

· правило диалогичности: собеседник (в том числе - воспитанник) чувствует себя увереннее, будет более искренен, если педагог показывает свою заинтересованность в общении, стимулируя и поддерживая тем самым активность собеседника. Важно слушать не только слова, но и стремиться понять, что он хочет и не хочет сказать, что отстаивает, чего добивается.

Анализируя особенности педагогического общения, отметим и такую особенность (имеющую негативную характеристику), как психотравмирующее для детей и их родителей поведение педагога (дидактогению). Другими словами, это унижение детей, неуважительное отношение, прилюдное высмеивание. В контексте рассматриваемого вопроса, считаем недопустимым подобное «речевое поведение». Вслед за Щурковой Н.Е., Дериклеевой Н.И., рекомендуем придерживаться следующих основных рекомендаций при организации продуктивного педагогического общения:

    умей признавать свои ошибки и старайся не повторять их;

    если ученики совершают что-то плохое, подумай, где ты совершил ошибку;

    чаще вспоминай себя в детстве - легче будет понять детей;

    в конфликтных ситуациях старайся представить себя на месте своего ученика;

    не принуждай ребенка к откровенности, умей ждать!

    старайся видеть даже самые маленькие успехи детей и радоваться им;

    организуй работу с детьми так, чтобы они как можно больше общались друг с другом, слышали друг друга;

    ничего не делай за своих учеников, но делай вместе с ними;

    развивай в себе умение быть смешным, смеяться над собой, своими недостатками .

Список литературы:

    Дереклеева Н.И., Справочник завуча: Учебно-методическая работа. Воспитательная работа. 5-11 классы. М.: ВАКО, 2006, - с. 291.

    Касаткина Е.С., Имидж современного учителя: гендерный аспект / Касаткина Е.С., Круглова О.А., Кузина И.В., Тюрина Т.В.//Грани познания. - 2010. - № 2 (7), - С. 30-31.

    Наумова Т.В., Внешний вид как важный компонент имиджа современного педагога / Наумова Т.В., Рыбакова А.В., Карсакова В.В., Малышева О.К. // Наука и образование: векторы развития: материалы I Международной научно-практической конференции. Чебоксары, 2013. - С. 117-122.

    Имидж современного педагога

  1. Слайд 2

    Существует ли имидж у учителя? Учителя определяют в непрофессиональной среде очень быстро. Причина - большинство педагогов загоняют в прокрустово ложе устаревших и неконструктивных традиций и правил свою индивидуальность, самобытность.... Л.М. Митина

  2. Слайд 3

    Отношение к имиджу у самих педагогов разное… Педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает!

  3. Слайд 4

    Имидж Совокупность представления общества о том, каким должен быть индивид в соответствии со своим статусом.

  4. Слайд 5

    Что такое имидж педагога? Эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа педагога в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании

  5. Слайд 6

    Структурные компоненты имиджа: 1. Визуальный образ: костюм, прическа, мимика, пластика, макияж. 2. Внутренний образ: а) вербальное поведение: голос, настроение. б) невербальное поведение: манера поведения, жесты, мимика, этикет. 3. Менталитет: интеллект, духовная практика.

  6. Слайд 7

    Составляющие имиджа (А.Ю.Панасюк) габитарная (от лат. Габитус - внешний вид) - одежда, прическа, обувь, аксессуары, макияж, парфюм, силуэт. кинетическая - осанка, походка, жестикуляция, мимика (выражение лица, улыбка, направление и продолжительность взгляда). речевая - культура устной и письменной речи, грамотность, стиль, почерк, средовая - созданная человеком среда обитания (интерьер квартиры, оформление кабинета, порядок на рабочем столе и т.п.). овеществленная - созданные человеком продукты его труда

  7. Слайд 8

    Как менялся имидж… 30-е годы.. Хороший учитель – это…1. Знание предмета и владение методикой. 2. Хорошие взаимоотношения с учащимися. 3. Умение правильно оценивать знания учащихся. 4. Создание дисциплины. 5. Внешний вид.

  8. Слайд 9

    40-е и 60-е годы… 40-е годы ученики в учителе ценили знание предмета, общую эрудицию, политическую зрелость. 60-х годы, описаны следующие: уравновешенность, гармоничность, авторитет, знание предмета, сильная воля, храбрость, остроумие, приятная наружность, понимание своих учеников, умение говорить логично и выразительно, требовательность самостоятельности, любовь к педагогической работе.

  9. Слайд 10

    70-е годы и 80-е … Учитель 70 - х должен быть - справедливый, умный, энергичный, требовательный, авторитетный, хороший организатор, приветливый, любящий детей, любящий свой предмет. Пятиклассникам импонировали в личности учителя сочетание строгости с душевностью, добротой и уважением к ученикам. Шестиклассники наряду со строгостью ценят справедливость, доброту, эрудицию, взаимопонимание, аккуратность.

  10. Слайд 11

    90-е годы…. Школьникам предлагалось ранжировать качества учителя по степени их важности для ученика, показывают, что первые места ученики отводят доброте, внимательности, чувству юмора, такту.

  11. Слайд 12

    Ядро имиджа Первая установка - высокая самооценка. Вторая установка – позитивное отношение к жизни. Третья установка – вера в добро. Четвертая установка – умение видеть и чувствовать свою сопричастность к происходящему. Пятая установка – умение меняться, учиться у жизни, умение рисковать, использовать новые формы бытия. Позиция – “Я – хороший, ты – хороший” - позиция “победителя”.

  12. Слайд 13

    Успешные принципы в имидже! Принцип гармонии визуального образа. Принцип коммуникативности - многообразия форм и способов информационного взаимодействия. Принцип саморегуляции и ортобиоза (наука о технологии самосбережения тела и души). Принцип речевого воздействия.

  13. Слайд 14

    Очень важно! Учителю необходимо не столько развить умение предъявлять себя, сколько умение видеть и оценивать себя и других. Важно осознать то, что целью развития и формирования имиджа учителя является не воспитание актера или педагога в маске, а учителя с качествами актера, творца, которые должны проявляться в зависимости от решаемых педагогических задач.

  14. Слайд 15

    Вы хотите, чтобы Ваши ученики вспоминали Вас с восхищением?...Тогда за дело!

  15. Слайд 16

    Ухоженность- это показатель культуры человека. Французы говорят, что чистые волосы – это уже стиль. А стиль – это сам человек. Это визитная карточка наших данных, которые подчеркнуты с помощью одежды, прически, макияжа.

  16. Слайд 17

    Основной стиль педагога – это классика. Классический стиль – это стиль, одобренный временем, но с включением модных элементов.

  17. Слайд 18

    Значение цветов в вашей одежде! Желтый символизирует открытость и оптимизм; Красный – активность, эмоциональность, требовательность к себе и другим;Фиолетовый – замкнутость, но уравновешенность; Синий – рассудительность и педантизм;Зеленый – созидательное начало, спокойствие и реализм; Серый – стремление скрыть чувства и эмоции; Коричневый – практичность и солидность.

  18. Слайд 19

    Психологическая нагрузка Во - первых, аккуратно, чисто и со вкусом одетый педагог воспитывает эти же качества в воспитанниках.Во – вторых, одежда педагога может отвлекать внимание во время занятия, подрывая процесс обучения.

  19. Слайд 20

    Итак, что же надеть педагогу?

  20. Слайд 21

    Плохо воспринимается в деловом стиле одежды орнамент из цветов и крупная клетка. Совершенно недопустимы прозрачные ткани, через которые просвечивает нижнее белье. Неуместно выглядят ажурные, белые или черные чулки или колготки. Они должны быть бежевые, цвета загара или слегка дымчатые и соответствовать цвету одежды и обуви.

  21. Слайд 22

    Украшения из благородных металлов (золото, серебро, платина) и натуральных камней. Идеальным вариантом считается наличие часов (на руке или висящих на цепочке) и гладкого обручального кольца.

  22. Слайд 23

    Хороший вкус – это когда в костюме ничего нельзя отнять, а не прибавить.

  23. Слайд 24

    Классический стиль подразумевает, что ваш макияж будет модным, но не броским, в мягкой цветовой гамме. Аромат духов – легкий. Прическа – современная, но без остромодных деталей.

  24. Слайд 25

    Помним!!! ПРАВИЛО 1: Будь опрятным!ПРАВИЛО 2: Соответствуйте. Ваша одежда должна соответствовать Вашему возрасту и положению, ситуации, времени суток и времени года!

  25. Слайд 26

    Педагог – профессия особенная Визуальная привлекательность – первостепенная составная имиджа педагога. Важной частью имиджа педагога является и то, в какой мере ему присуще красноречие. Общаясь с учениками, учитель не должен забывать и о тоне, которым он разговаривает с другими людьми. От этого зависит не только эмоциональное состояние учеников, но и их работоспособность.

  26. Слайд 27

    Следующие правила…. ПРАВИЛО 3: Следите за речью!ПРАВИЛО 4: Будьте общительны и доброжелательны. Но не забывайте о необходимой дистанции

  27. Слайд 28

    Обаяние –это умение светиться людям. Обаятельный человек быстрее и легче добивается своих целей, при этом зарабатывая людские симпатии.

  28. Слайд 29

    Личные качества … Три группы качеств: качества, которые позволяют понимать внутренний мир ребенка, сопереживать ему;качества, которые обеспечивают владение собой; качества, способствующие активному воздействию на ребенка.

  29. Слайд 30

    Проблема Иногда бывает, что все элементы мощного имиджа на месте, но он все равно не работает. Вам не хватает самого важного аспекта вашего личного успеха – привлекательности в глазах окружающих.

  30. Слайд 31

    Помните!!! Привлекательные людичасто и охотно улыбаются;обладают хорошим чувством юмора;естественно себя ведут;позитивны;часто и охотно говорят комплименты;знакомы с этикетом и следуют ему;уверены в себе;умеют посмеяться над собой;быстро вызывают человека на разговор о нем самом;осознают свои ограниченные возможности и то, что у них нет ответов на все вопросы;дружелюбны, с ними легко в общении.

  31. Слайд 32

    Еще одно правило…. ПРАВИЛО 5: Самосовершенствуйтесь! Для учителя это очень важно. Мы должны идти в ногу со временем. Не бойтесь учиться! Чаще вспоминайте пословицу: "Не стыдно не знать, стыдно не учиться!" Будьте в курсе событий, овладевайте новыми технологиями! Тогда Вы будете интересны своим ученикам.

  32. Слайд 33

    Кто создает имидж? Во-первых, сам человек, который придумывает, какой гранью повернуться к окружающим, какие сведения о себе представить. Во-вторых, имиджмейкеры-профессионалы, занимающиеся созданием имиджа для известных лиц: политиков, государственных деятелей, артистов и т. п. В-третьих, большую роль в создании имиджа играют средства массовой информации – печать, радио, телевидение. В-четвертых, его создают и окружающие люди – друзья, родные, сотрудники

  33. Слайд 34

Областная научно-практическая конференция «Русский язык и его роль в развитии культуры, науки, образования». «Русский язык и культура речи педагога». Выполнила: Брызгалина Е.В. учитель русского языка и литературы. г. Удомля. В оный час, когда над миром новым Бог склонял лицо свое, тогда Солнце останавливали словом, Словом воздвигали города. Н. Гумилев Русский язык - важнейший фактор сохранения и дальнейшего развития российской государственности и русского национального самосознания. Это система символов и понятий, через которые наш современник видит мир, пересоздает его, оценивает в нем свое место. Ускорение ритма жизни, прагматизация мышления приводят к тому, что подчас язык «Евгения Онегина» и «Тихого Дона» не умеет «оказывать услуги» тем, кто общается исключительно по мобильному телефону или через брокерские конторы. Очевиден кризис русскоязычного сознания, результат которого – волна «новояза» в повседневной речи наших соотечественников. Вот почему нет сегодня более важной для становления нации в ее новом качестве проблемы, чем кризис культуры речи. Педагог, формирующий поколение, которое объединяет гуманистические идеалы с технологическими приоритетами, видит и объясняет мир через призму культуры речи учителя. «Границы моего языка означают границы моего мышления», - декларирует Л. Витгенштейн: каждый из нас – языковая личность, и мы воспринимаем и оцениваем мир настолько, насколько это делает наш язык, производное от него – наше речевое поведение. Культура речи – важнейшая часть культуры личности; для учителя – еще и личности каждого из тех, чей духовный облик он формирует. В наши дни наблюдается деградация языкового сознания и речевого поведения многих из тех, кто вошел в наступающее тысячелетие. Отмечается уменьшение активного словарного запаса носителей языка, опасная для его функционирования засоренность иноязычной лексикой, прежде всего англицизмами; обилие слов-паразитов, «какбизм» (М. Р. Савова), проникно-вение в речь элементов тюремной субкультуры («тюрьмизмы»), попытки легализации арго и бранной лексики. Состояние языка, речи отражает состояние всей нации. Возродить гордость за «этот клад, это достояние» можем только мы, учителя. И лишь сами для себя этот клад нашедшие, т. е умеющие видеть грани и светотени русского слова. Что педагог может противопоставить потоку языкового хулиганства, внедряемого с экранов телевизора, кассет и дисков? Проектирование личности, владеющей потенциалами родного языка, предполагает знание индивидуальных запросов и потребностей, а также зоны актуального и ближайшего развития учащихся. И следовать нужно именно от них, незаметно формируя новые установки и мотивации, одна из которых - овладение богатствами родного языка. О необходимости оттачивать речь стоит не просто говорить ребятам: эту речь, точную, логичную, выразительную, им надо показывать. Культура речи учителя объединяет факторы филологический и педагогический. А сегодня это еще и важнейший этиологический фактор, за которым - перспективы национального менталитета, возможность быть или не быть. И если культура речи – принципиальная характеристика общей культуры человека, то культура речи учителя – характеристика общей культуры, состояния и социальных перспектив всей нации. Культура речи – это характеристика устной и письменной речи, выражающаяся в соблюдении норм литературного языка, качеств грамотной речи и коммуникативной целесообразности основных стилистических и риторических параметров сказанного. Это знание и нормы, и ситуации общения. Нормативная сторона речи – ее грамматическая правильность, соответствие нормам орфоэпии, акцентологии, лексики, фразеологии, словообразования, морфологии, синтаксиса. Целесообразность речи – ее соответствие таким качествам, как точность, логичность, уместность, чистота, краткость, действенность, выразительность. Культура речи как качество личности – умение не только нормативно и целесообразно строить речь, но и говорить так, чтобы собеседник с максимальной полнотой понимал сказанное. Объем понимания – отражение качеств речи педагога. Учителю безнравственно допускать погрешности в собственной речи, он речевая личность и коммуникативный лидер, сказанное им не только запоминается, но и многократно воспроизводится. Культура педагогической речи учитывает данные многих наук. Оказываясь конкретизацией культуры речи в целом, она делает акцент на оптимальность высказывания и общения для целей и задач преподавания – учения – обучения. Это следует из особенностей самой деятельности педагога, однако, сколь бы ни была своеобразна его речевая манера и сколь бы ни разнообразны оказались внедряемые им методы, речевые нормы и качества грамотной речи устойчивы. А коммуникативные задачи, являясь прямым, главным и подчас единственным выражением педагогических, отливаются в те нормы и нормативные категории, которые изучаются культурой речи. Военная пословица гласит: «Пулей попадешь в одного, а метким словом в тысячу». Надо ли говорить, что для преподавателя значение словесного общения, включающего объяснение нового материала на уроке, выступления перед учащимися и коллегами, воспитательную беседу, анализ ошибок учеников невозможно переоценить. В то же время искусство речи - ахиллесова пята многих педагогов. «Я твердо убежден, - писал В. А. Сухомлинский, - что множество школьных конфликтов, нередко оканчивающихся большой бедой, имеет своим источником неумение учителя говорить со своими учениками». Практика показывает, что эффективность учебной работы также снижается из-за неумения учителя пользоваться богатейшими возможностями родного языка. Культура речи проявляется не только в том, что сказано, но и в том, как сказано. Жестикуляция помогает уточнить сказанное, указать на ошибки. Четкая дикция, грамотная речь, удачно подобранные иллюстрации делают материал доходчивым. Особое внимание педагог должен уделять фатическим (контактоустанавливающим) элементам занятия, т.к. они очень важны для формирования взаимоотношений учителя и учащихся, с наибольшей силой влияют на разворачивающийся процесс занятия, определяют психологические роли его участников. Каждый фатический элемент: приветствие, обращение, сообщение темы урока, постановка оценки, комментарий к ответу, похвала и порицание должен иметь свою специфическую интонировку, свои нацеливающие на восприятие или действие речевые алгоритмы. Чтобы владеть палитрой средств речевого воздействия и взаимодействия необходимо знать и уметь применять основные законы языка и нормы словоупотребления и словосочетания. Для оптимального профессионального общения учитель также должен владеть контекстами речи: лингвистическим (состоящим из слов и фраз), паралингвистическим (сопровождающим высказывание голосовыми модуляциями), экстралингвистическим (мимико- жестикуляционными особенностями), ситуационным (деталями, образующими ситуацию общения). Поскольку «говорит не слово, а музыка за словами» (Ф. Ницше), подлинный смысл произносимого увидеть невозможно, если не учитывать невербальных контекстов речевого сообщения. Умение глубоко, содержательно, образно, литературно правильно изложить собственные мысли, убедить учащихся в правильности своих взглядов, отстоять личное мнение в дискуссии – неотъемлемые качества квалифицированного педагога. От этого умения в значительной мере зависит эффективность обучения воспитанников, общения с ними. И овладеть этими умением может каждый учитель, помня высказывание В. Г. Короленко о том, что «слово - это не игрушечный шар, летящий по ветру, это орудие работы: он должен подымать за собой известную тяжесть». БИБЛИОГРАФИЯ 1. Ершова А. П. Режиссура урока, общения и поведения учителя / А. П. Ершова, В. М. Букатов. – М.; Воронеж: Изд- во Междунар. пед. акад., 1995. 2. Мурашов А. А. Культура речи: Учеб. Пособие.- М.: Издательство Московского психолого- социального института, 2004. 3. Мурашов А. А. Культура речи учителя.- М.: Изд- во Междунар. пед. акад.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. 4. Русецкий В. Ф. Культура речи учителя. – Минск, 1995. 5. Станкин М. И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения.- М: Московский психолого- социальный институт; Флинта, 1998. Управление образования администрации Удомельского района Тверской области Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» ДОКЛАД Тема: «Русский язык и культура речи педагога». Брызгалина Екатерина Викторовна учитель русского языка и литературы. г. Удомля 2007 год

Требования к речи учителя

Остановимся подробно на интерпретации основных качеств речи учителя.

Правильность и чистота. Правильность – это соответствие речи нормам литературного языка. Среди отступлений особенно часты:

а) нарушение управления, например: «указал о необходимости» (вместо: на необходимость): «это касается к учебнику» (вместо: учебника) и др.;

б) произносительные ошибки, например: «красивее» (вместо: красивее), «повторим» (вместо повторим) и др.;

в) наличие неоправданного повторения «лишних» слов типа «так сказать», «ну», «мне», «значит» и др.

Точность речи учителя – это прежде всего терминологическая точность. Так, некорректно говорить «измените слово по смыслу» (слово может склоняться, спрягаться, при этом по своему лексическому значению слово не изменяется).

Уместность речи учителя выражается в его точном выборе тона и стиля общения, различных способов привлечения внимания учащихся, в четкой постановке вопросов и т. п.

Коммуникативно-целесообразная речь учителя не допускает грубости и бестактности, например таких замечаний: «Сиди и молчи!», «Ну, что сидишь, я же вошла в класс» и др.

Учитель не может позволить себе говорить многословно (учебное время ограниченно) и в то же время скороговоркой. Для речи учителя характерен полный стиль произношения, при котором слова произносятся тщательно, отчетливо. Именно поэтому считается нарушением неполный стиль произношения («мо-эт быть» вместо может быть).

Требование коммуникативно-целесообразной речи учителя начальных классов предполагает учет возрастных особенностей учащихся, их подготовленности к усвоению предмета, а также умение учителя трансформировать свою речь так, чтобы приспособить ее для понимания младшими школьниками (отобрать языковые средства, объяснить непонятные слова и выражения, приспособить речь к учебно-речевой ситуации).

Речевая этика предполагает употребление вежливых обращений, слов приветствия и прощания, выражения извинения, благодарности, согласия, одобрения, похвалы (заслуженных), воспроизведение (акцептование мыслей учащихся, в том числе цитирование) слов ученика, собственных объяснений (с их уточнением и дополнением) темы и целей урока.

Чтобы предупредить неуважительное отношение к учащимся, действует система запретов. Их цель – помочь участникам общения избежать конфронтации, противостояния, создать в классе благоприятный психологический климат.

Объясните смысл каждой группы запретов. Составьте и запишите памятку из 3-5 пунктов. Подготовьте сообщение на тему «Культура речевого поведения учителя».

Понаблюдайте за учителем во время его рабочего дня. Вот он входит в дверь школы и сталкивается с преподавателем химии. Они – коллеги. Входит в класс, где пока еще только дежурный. «Как дела, Игорь? Дома все в порядке? (Учитель знает, что у мальчика болела сестра.) Ты помирился с Димой? (Мальчик кивает.) Молодец, я рада за тебя!» - выступает в роли старшего друга. Но вот начинается урок, и перед классом строгий, но доброжелательный учитель. Он приветствует детей, ведет опрос, комментирует ответы учащихся, объясняет новый материал, организует и координирует работу детей по заранее составленному плану урока.

В каждой своей роли учитель ведет себя по-разному и по-разному строит речь. Но все равно есть в его поведении какие-то общие черты.

Качества речи

Остановимся подробно на интерпретации основных качеств речи применительно к речи учителя-словесника.

Правильность и чистота речи. Правильность - это соответствие речи нормам литературного языка.

Среди отступлений от норм литературного языка, как показывают многолетние записи учебной речи учителей русского языка, особенно частотны:

1) нарушения управления. Например:

«имела в виду о том, что...» (вм.: имела в виду, что);

«нужно отметить о таких фактах, как...» (вм.: ...такие факты),

«подчеркивает о том, что...» (вм.: ...подчеркивает, что);

«эта таблица показывает о том, что...» (вм.: ...показывает, что);

«нужно дать себе ясный отчет о том, что...» (вм.: ...отчет в том);

2) произносительные ошибки. Например:

«повторим» (в.м. повторим), «приведенный пример» (вм. приведённый).

Говоря о чистоте речи учителя, следует отметить такие недочеты и ошибки, как:

1) наличие неоправданного повторения «лишних» слов типа так, так сказать, ну, мне, значит и некоторых других. Например:

«Мы сегодня должны, так сказать, узнать, чем же отличаются, так сказать, союзы от предлогов. Для этого мы воспользуемся сравнением, чтобы в конце концов сделать вывод, так сказать».

«Кто мне вспомнит правило... Кто прочтет мне... Скажите мне, как называется эта часть речи? Зачем ты мне написала это предложение?»

Мне не просто лишнее слово. Его употребление неоправданно, так как в классе идет общая работа, диалог учителя с классом, а не с одним учеником;

2) выражения, которые можно квалифицировать как профессиональное просторечие или профессиональные жаргонизмы. Например: «Ты хорошо с места работал» (выделенные слова не сочетаются); «Ты не сказала пример» (вм. не привела); «Расскажи правило правописания разделительных знаков» (правило не рассказывают, а отвечают, формулируют. Возможная формулировка данного задания: «Объясни (сформулируй) правило… Знаешь ли ты правило о...? Слушаем твой ответ»); «Отвечайте на вопрос целыми предложениями» (вм. полными); «Скажи значение этого слова» (вм. раскрой лексическое значение…, или: что обозначает данное слово); «Какую оценку поставить тебе?» (вм. отметку). «Нужно расширять кругозор знаний у учащихся» (вм. кругозор учащихся).

Точность - применительно к рассматриваемому аспекту - это прежде всего терминологическая точность, терминологическая культура речи учителя. Так, точнее сказать «подчеркни сочетание букв чэ эн» (а не «пары букв»); лингвистически некорректно сказать: «Фразеологизм бить баклуши двусмыслен, так как, помимо своего прямого значения, имеет ярко выраженный иносказательный смысл» (в высказывании неточно характеризуется данный фразеологический оборот «с абсолютной семантической спаянностью частей, целостное значение которых не выводится из значений, составляющих их слов». Также лингвистически некорректно употреблять такие задания, как «измените слово по смыслу» (слово может склоняться, спрятаться, но при этом по смыслу слово не изменяется).

Уместность, коммуникативная целесообразность речи учителя предполагает умение учитывать ситуацию общения и выбирать оптимальные для конкретных задач и обстоятельств вербальные и невербальные средства общения. В ситуации сообщения нового материала - заинтересованный тон, различные способы привлечения внимания, в ситуации опроса - четкую постановку вопросов, доброжелательный тон и т.д.

Коммуникативно-целесообразная речь в условиях педагогического взаимодействия учителя и учащихся имеет свою специфику. Учитель не может позволить себе грубости и бестактности, например, таких замечаний, как «Сиди молчи», «Закройте рты», «Ну, что сидишь? Я же вошла в класс» и т.п., таких обращений, как «Ну, ты, скажи», как, впрочем, и недужной вежливости: «Прочти нам, пожалуйста, предложение с вопросительной интонацией», «Скажи, пожалуйста, какая гласная пишется в корне слова преподаватель». (Здесь учитель предлагает ученику выполнить обычные учебные действия.) Или: «Разреши(те) задать вопрос (спросить, прочитать сочинение)». Стремясь к тому, чтобы речь оптимально способствовала решению образовательно-воспитательных задач, учитель может позволить себе говорить многословно (учебное время ограничено!) и в то же время скороговоркой. Для речи учителя характерен полный стиль произношения, при котором слова произносятся тщательно, отчетливо. Требование коммуникативно-целесообразной речи предполагает также учет возрастных особенностей учащихся, их подготовленности к усвоению предмета, что отразится на отборе языковых средств и приспособлении речи к определенной учебно-речевой ситуации («Функционально-стилистические разновидности речи»).

Педагогические стили общения

Психологи (например, А.С. Золотнякова, В.А. Кан-Калик) выделяют следующие типичные стили общения педагогического характера, суть которых отражается в их наименованиях:

общение-заигрывание (при котором учитель стремится понравиться, «снимая» между собой и детьми необходимую дистанцию);

общение с четко выраженной дистанцией (в этом случае дети очень отдаляются от учителя, не раскрывают себя, что отрицательным образом отражается в их высказываниях на свободные темы);

общение дружеского расположения, когда между учителем и учениками устанавливаются дружеские отношения (вспомним учительницу литературы из кинофильма «Ключ без права передачи»);

общение совместной увлеченности познавательной деятельностью.

Несомненно, желательно разрабатывать свой индивидуальный стиль общения, взяв за основу два последних типа (стиля) общения, хотя в каких-то случаях необходимо «держать дистанцию», например, чтобы младшие школьники серьезно относились к тем требованиям, которые предъявляет учитель, чтобы дети отчетливо понимали, что не имеют права не выполнить домашнее задание, и т.д.

Культура человека наиболее ярко и непосредственно проявляется в его речи. В определенном смысле культура речи человека, манера выражать свои мысли и чувства являются его визитной карточкой. Первое представление о человеке и его первоначальная характеристика, как правило, формируются на основании впечатления, которое возникает от речевой манеры собеседника. Поэтому для педагога, одной из обязанностей которого является воспитательное воздействие на людей, культура речи приобретает особое значение.

Обычно выделяют 3 компонента профессиональной речи:

  • 1) нормативный -- речевая правильность;
  • 2) коммуникативный -- возможность понимания речи собеседником;
  • 3) этический - уместность, правомерность высказывания в данной ситуации.

К сожалению, должностное положение педагога дает ему возможность не утруждать себя необходимостью наделять речь убеждающей или познавательной функцией. Дефицит времени, и низкий уровень культуры побуждают такого руководителя обходиться и довольствоваться грубостью, иными крайними проявлениями командной речи. Уверенность в том, что независимо от содержания и формы высказывания подчиненные обязаны выслушать начальника, позволяет ему не заботиться об эстетике выражения, создает у него представление о вседозволенности в речи. Впоследствии это входит в привычку, закрепляется не только в лексическом материале, но и в способе логико-композиционного построения текста и, что самое главное, неизбежно оборачивается неуважением студентов, низким авторитетом, неэффективностью преподавания.

Подобного рода педагоги, даже не подозревают, что речь, язык являются для преподавателя могучим средством управления личным составом, выступают одним из его основных профессиональных «инструментов», оказывают огромное влияние на его авторитет. Умное, страстное слово, обращенное к человеку, будит мысль, развивает инициативу, формирует высокие чувства и помыслы.

Культура речи - это и культура мысли, и характеристика культурного уровня, и свидетельство нравственной цельности человека. Чтобы хорошо писать или говорить, надо, прежде всего, правильно думать и поступать. Запутанность выражений говорит о запутанности мыслей, о нечеткости взглядов и убеждений. Бедность мышления, его противоречивость, ошибочность, иными словами, отсутствие культуры речи свидетельствуют о недостаточности общей культуры, знаний, начитанности и отрицательно сказываются как на авторитете сотрудника органов, так и на эффективности его воспитательной деятельности.

Высокая культура речи - это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка. Оно заключается в умении найти наиболее доходчивое и наиболее уместное, подходящее для данного случая средство для выражения своей мысли. Культура речи обязывает человека придерживаться некоторых обязательных норм и правил, среди которых важнейшими являются:

  • 1. Содержательность. Речь педагога должна быть тщательно продуманной, предельно сжатой и при этом предельно информативной. Немногословная, но содержательная речь свидетельствует о высокой культуре и мышления, и языка, поскольку истинное красноречие состоит в том, чтобы сказать все, что нужно, но не более того.
  • 2. Логичность. В логичной речи все ее положения обоснованны, непротиворечивы и последовательно вытекают одно из другого. Все ее ведущие положения взаимосвязаны и подчинены единой мысли. Логика создает фундамент убеждения и доказательства.
  • 3. Доказательность. Доводы должны быть достоверными и обоснованными, т.е. должны доказывать собеседнику, что все, о чем говорится, существует в реальной действительности и носит объективный характер.
  • 4. Убедительность. Цель и смысл всякой беседы заключаются не только в том, чтобы убедить собеседника в правильности сообщаемых ему сведений, но и добиться того, чтобы это убеждение прочно укоренилось в его сознании. Поэтому при разговоре необходимо учитывать и психологическую характеристику собеседника, и систему его взглядов и ценностей, обращаться не только к его разуму, но и к сердцу, и к совести, иллюстрировать свои доводы яркими и понятными для собеседника примерами. Следует помнить, что всякое убеждение есть переубеждение, переформирование мировоззренческих или нравственных принципов, и поэтому оно не может ограничиваться простыми логическими доводами. Для этого требуются и взаимное доверие, и эмоциональный, неравнодушный взгляд, и человечное, доброе слово, и т.п.
  • 5. Ясность. Нужно говорить четко, спокойно, сдержанно, в умеренном тоне. Слишком быстрая речь трудно воспринимается, слишком медленная -- вызывает раздражение. Каждое произносимое слово, слог, звук должны быть, безусловно, восприняты собеседником. Тусклая и невыразительная речь способна погубить самые глубокие мысли и самые содержательные идеи.
  • 6. Понятность. Следует употреблять только слова и термины, понятные собеседнику. Кроме того, необходимо убеждаться, что в употребляемые вами понятия собеседник вкладывает тот же смысл. Если этого не делать, то вполне может статься, что львиная доля информации, сообщаемой вами, останется неусвоенной собеседником.
  • 7. Чистота речи. Чистота речи выражается отсутствием в ней чуждых литературному языку элементов, а также тех, что отвергаются нормами нравственности. Что разрушает чистоту речи?

диалектизмы - слова, свойственные не общему языку народа (литературному), а местным, территориальным говорам и диалектам;

варваризмы -- включаемые в речь без всякой надобности иноязычные слова и словосочетания;

жаргонизмы -- слова и обороты, присущие, прежде всего отдельным профессиональным или социальным группам (чувак, балдеть, мочить);

вульгаризмы -- бранные слова, унижающие достоинство и честь человека;

междометия (ага, угу, ого), а также неуместные звуки: э-э-э, м-м-м, а-а-а и др.;

канцеляризмы - слова и обороты, типичные для делового стиля и неуместные в разговорно-бытовом стиле;

штампы - избитые выражения, стершиеся от частого употребления (имеет место, нельзя не отметить, необходимо подчеркнуть и пр.);

малоизвестные слова и словосочетания; если же без них нельзя обойтись, они тут же должны быть объяснены.

Все они затрудняют речь, засоряют ее, психологически негативно воздействуют на слушателей, снижают значимость информации (не говоря уже о том, что большинство из них несет единственную информацию - о речевой некультурности выступающего). Они губительны для любого доклада, лекции или беседы, ибо отпугивают своей холодностью, сухостью и безразличием к слушателю.

Выразительность речи достигается следующими условиями:

  • 1. Самостоятельность мышления говорящего -- излагаемый материал должен быть осмыслен говорящим и получить собственную окраску.
  • 2. Неравнодушие, интерес выступающего к излагаемому материалу: к тому, что он говорит, и к тем, для кого он говорит.
  • 3. Хорошее знание языка, его выразительных возможностей, особенностей различных языковых стилей. Знаменитый древнеримский оратор Цицерон советовал: оратор должен заботиться о трех вещах -- что сказать, где сказать и как сказать.

Для овладения речевой культурой необходима систематическая тренировка речевых навыков. Следует чаще выступать, внимательно вслушиваться в выступления людей, обладающих ораторскими способностями, учиться у них. Необходимо также сформировать психологическую целевую установку на выразительность своей речи. Весьма полезно записывать свое выступление на магнитофон (а еще лучше на видеомагнитофон) и затем его анализировать.

Немаловажную роль в ораторском искусстве играют также и показатели фонетической культуры, а именно: правильность ударения и произношения; выразительность интонации; четкость дикции.

В русском языке ударение свободно и может падать на любой слог. Поэтому надо запоминать речь дикторов. Вот наиболее типичные ошибки: каталог, диалог, средства, обеспечение, феномен, инцидент, компрометировать (правильно: каталог, диалог, средства, обеспечение, феномен, инцидент, компрометировать). В сомнительных случаях следует консультироваться с орфографическим или орфоэпическим словарем.

Интонация является эмоциональным оформлением речи, повышает ее действенность. Известный русский педагог А.С. Макаренко сумел путем тренировки разработать до 20 оттенков произносимых команд и добился того, что никто не смел не выполнить отдаваемую им команду. Огромную роль в речевом искусстве играют также паузы. Кстати, чем дольше актер умеет «держать паузу», тем выше его квалификация.

Четкость дикции заключается в умении ясно произносить все гласные и согласные, не жевать и не глотать их, особенно на концах слов. Особенное внимание при этом следует уделять именам собственным и числительным. Важен и тембр звучания -- он должен быть приятным, не резким и не глухим.

Соблюдение этих требований:

  • 1) обеспечивает полноту усвоения информации;
  • 2) демонстрирует культуру оратора и вызывает уважение к нему;
  • 3) демонстрирует уважение к аудитории.

Громадное значение имеют тон и интонация разговора. В известной степени тон говорит о воспитанности или невоспитанности собеседника, ибо одно и то же слово или фраза могут оказать совершенно различное действие, в зависимости от того, как они произносятся. Заносчивый и самонадеянный тон, свидетельствующий о переоценке собственной персоны и пренебрежении к окружающим, не допустим в деятельности сотрудника правоохранительных органов. Даже указания, носящие категорический, приказной характер, должны высказываться деловито, спокойно, ровным тоном. Особенно это имеет значение при обострении разговора, когда на сцену начинают выступать неконтролируемые эмоции. В этих случаях полезно вспоминать, что эмоции -- это не аргумент, а также древнекитайскую поговорку: «Когда человек в гневе кричит, он -- смешон, когда человек в гневе молчит, он страшен».

Правильный тон разговора -- залог его успеха. Тон -- это могучее средство эмоционального и волевого воздействия на собеседника: он может оскорбить, уязвить, побудить собеседника замкнуться, но он же может создать атмосферу доверия, взаимной симпатии, вызвать у собеседника чувство уважения, желание открыться, понять и принять ваши доводы.

Речь педагога должна свидетельствовать о его уважительном отношении к окружающим. Особенное внимание следует уделять правильным формам обращения, поскольку ошибка, даже невольная, в приветствии или обращении расценивается как проявление неуважения. Форма обращения на «ты» может иметь место только при близких, дружеских или доверительных отношениях: она выражает взаимное уважение и недопустима ни в каких иных случаях (например, при обращении начальника к подчиненному), ибо тогда она носит пренебрежительный характер и унижает человеческое достоинство. Анонимное обращение используется только в том случае, если человек неизвестен - перед фамилией всегда следует употреблять слово «гражданин» но предпочтительнее обращаться по имени и отчеству. Третье лицо, присутствующее при разговоре, неприлично называть местоимением типа «он», «она» или «этот», но всегда только по имени или по фамилии. Воспитанный человек никогда не позволит себе говорить неуважительно, насмешливо или скверно об отсутствующих.

Обязательное условие высокой речевой культуры - умение держать себя в руках, не раздражаться, не допускать грубых или обидных выражений. Педагог должен уметь выражать любую мысль вежливо, не обижая и не оскорбляя собеседника. Одним единственным словом мы можем причинить себе и другим громадное зло, и это зло очень часто неисправимо. Мы обязаны всегда помнить, что грубость в разговоре унижает и принижает, прежде всего, того, кто ее допускает и тем самым подрывает к нему уважение. Более того: грубость свидетельствует о слабости аргументов, ибо «сила не нуждается в ругательствах» (Ф.Достоевский).

Для педагога является обязательным умение терпеливо и внимательно слушать собеседника, вникнуть в его мысли и чувства, понять их, даже в том случае, если содержание разговора не представляет прямого интереса. Он должен также уметь промолчать, если ответные доводы могут разжечь страсти и побудить собеседника к грубости. Кроме того, он всегда должен помнить, что молчание -- это очень выразительный речевой прием, это самый действенный ответ на грубость, на доводы, продиктованные недостойными мотивами: корыстолюбием, подлостью, завистью, трусостью и т.п.

В случае беседы с группой людей педагог ведет разговор со всеми присутствующими, не отдавая никому предпочтения. Доводы излагаются спокойно, выражения должны быть сдержанными. И если даже в спокойной и аргументированной беседе не удается полностью убедить собеседников, следует прекратить спор и перевести разговор на другую тему, посоветовав им поразмыслить над вашими доводами, с тем чтобы продолжить дискуссию в следующий раз. Это правило, разумеется, не относится к тем случаям, когда речь идет о правовых нормах, но и тогда необходимо соблюдать выдержку и такт. Нужно всегда помнить основное правило каждого речевого общения: уметь разумно спрашивать и внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда все необходимое сказано.

Педагог должен постоянно совершенствовать свою речь: читать классическую художественную литературу, содержащую лучшие образцы речевой культуры; внимательно вслушиваться и перенимать речевые приемы наиболее интеллигентных дикторов радио и телевидения, артистов, лекторов; расширять свой словарный запас, совершенствовать свою дикцию, образность, четкость, яркость и выразительность своей речи. Только при этих условиях он сможет в совершенстве владеть культурой речи -- одним из важнейших профессиональных качеств.