Психология        26.11.2023   

Культурная революция в ссср. Егэ. история. кратко. культурная революция в ссср Образование и наука

Политический и социальный переворот в России оказался предшественником культурной революции. В короткий срок предстояло решить задачи ликвидации неграмотности, создания системы народного образования, формирования кадров новой интеллигенции и идейного перевоспитания старой, создания необходимых условий для развития литературы, искусства и гуманитарных наук, использования научных достижений для социалистических преобразований. Конечной целью являлось создание пролетарской культуры. Был создан идеологический пресс, велась борьба с любыми проявлениями инакомыслия, беспощадно искоренялась религия, из страны изгонялись выдающиеся деятели культуры, а ее оставшиеся представители подвергались массовым репрессиям.

Развитие культуры в 1920-1930‑е гг. рассматривается через призму понятия «культурная революция» (его впервые употребил В. И. Ленин в работе «О кооперации»). Огромная важность задач культурного строительства определялась двумя факторами: культурной отсталостью России (80 % неграмотных) и необходимостью воспитания «нового человека».

Имеют место три периода культурного строительства:

— После революции, в период гражданской войны, применялись методы «военного коммунизма» (в т. ч. мобилизация специалистов и т. д.). Ставилась задача быстрого преодоления неграмотности, для чего применялись чрезвычайные методы «ликбеза» (вплоть до ареста не желавших обучаться).

— Нэп: отказ от чрезвычайных методов, определенный плюрализм в культурной политике. В то же время в начале нэпа «кризис культуры» — снятие многих учреждений с бюджета и их закрытие.

— С конца 1920‑х гг. во многом возвращение к чрезвычайным методам.

Ликвидация неграмотности

Борьба за всеобщую грамотность стала одной из решающих предпосылок коренных преобразований общественных отношений, народного хозяйства, культуры. В декабре 1917 г. в Наркомпросе РСФСР был создан внешкольный отдел под руководством Н. К. Крупской (с 1920 г. Главполитпросвет), одной из главных задач которого стала организация ликвидации неграмотности в стране.

Декрет СНК «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» (1919), создание Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности и курсов учителей — ликвидаторов неграмотности (1920), Всероссийского добровольного общества «Долой неграмотность!» (1923), издание массовых букварей и других пособий для взрослых, увеличение числа клубов, изб‑читален, библиотек, домов крестьянина, всесоюзный культпоход по инициативе ВЛКСМ (1928), введение занятий по техминимуму и агроминимуму и обязательного курса политграмоты способствовали в основном решению к 1940‑м гг. задачи ликвидации неграмотности.

Образование и наука

В стране возникла единая школьная система, состоящая из школ трех типов: начальные (1-4 классы), неполные средние (1-7 классы) и средние (1-9, а потом и 1-10 классы). В 1934 г. принимается решение о возобновлении преподавания истории, которое было отменено после революции. Начинается перестройка среднего специального и высшего образования. Еще в 1919 г. в вузах создаются рабфаки, которые должны были почти неграмотную рабочую и крестьянскую молодежь ускоренно готовить к получению высшего образования. В начале 20‑х гг. реформируется преподавание общественных наук в вузах — оно сосредоточивается в руках членов партии. Начинаются «чистки» преподавателей и студентов. Вводился классовый принцип отбора студентов в вузы — дети так называемых бывших (дворян, духовенства, офицеров царской армии, купцов, чиновничества) лишались права получить высшее образование.

В конце 1920‑х гг. в стране была введена ускоренная система подготовки специалистов в технических вузах за 3-4 года. В 1930‑х гг. сеть таких вузов быстро росла, резко увеличился выпуск инженеров и техников. Сеть же университетов расширялась крайне медленно, гуманитарное образование стало восстанавливаться в полном объеме только с середины 1930‑х гг. С выходом «Краткого курса истории ВКП(б)» И. В. Сталина появился своеобразный «эталон», по которому сверялось все написанное и высказанное. Серьезным достижением первых двух десятилетий советской власти можно считать открытие университетов и технических вузов во всех национальных союзных республиках. Обучение было идеологизировано. В ходе культурной революции формировалась новая советская интеллигенция.

Одним из новых обязательных предметов во всех вузах стал научный атеизм. Были закрыты почти все духовные учебные заведения. Создано Всесоюзное общество безбожников, проводившее массовые антирелигиозные мероприятия. Объявлялось, что пребывание в рядах компартии и комсомола, пионеров несовместимо с верой. Фактически речь шла о замене мировоззрения и делалось это насильственным путем.

Центром научной жизни в России была Академия наук, которая к концу 1920‑х гг. стала частью советской идеологической и культурной системы. С началом 1930‑х гг. международные контакты сворачивались, советских ученых практически не выпускали в зарубежные командировки, а иностранцы почти перестали приглашаться в СССР.

Политика правительства

С одной стороны — подавление инакомыслящих: в 1921 г. вместе с поэтом Н. Гумилевым расстрелян крупный правовед В. Таганцев; в 1922 г. — «философский пароход», знаменитая высылка интеллектуальной элиты (философ Бердяев, историк Карсавин, социолог П. Сорокин, всего около 200 человек); с конца 1920‑х гг. — серия процессов над инженерно‑технической интеллигенцией («шахтинское дело», «академическое дело»); процесс «Промпартии»; дело «Трудовой крестьянской партии» и др. Интеллигенция была сломлена.

В то же время для укрепления экономической и военной мощи страны поддерживаются некоторые направления науки, имеющие практическое значение.

А) Вскоре после революции впервые в России был создан научно‑исследовательский институт для изучения атомных проблем под руководством академика А. Иоффе. К 1937 г. в стране имелось 867 научно‑исследовательских институтов.

Б) В 20-30‑е гг. совершен ряд крупнейших достижений: С. Лебедев разработал процесс получения синтетического каучука; Циолковский, Цандер, Кондратюк — предпосылки для создания ракетно‑космической техники. Успешно продолжается работа классика физиологии академика И. Павлова и знаменитого селекционера И. Мичурина. В развитии науки большую роль сыграли исследователи Арктики О. Ю. Шмидт и И. Д. Папанин, геолог И. М. Губкин, биолог Н. И. Вавилов, физики А. Ф. Иоффе, П. Л. Капица, И. В. Курчатов, авиаконструкторы А. Н. Туполев и О. К. Антонов, геохимик В. И. Вернадский.

Основные научно‑конструкторские силы концентрируются на укреплении военной мощи. Были сконструированы лучшие в мире образцы военной техники, в частности танк Т‑34 и реактивный миномет («Катюша»).

В) Во второй половине 1930‑х гг. усилился процесс политизации и идеологизации советской науки. Были репрессированы ученые‑аграрники Н. Д. Кондратьев и А. В. Чаянов, философ П. А. Флоренский, биолог Н. И. Вавилов, писатель И. Э. Бабель, поэт О. Э. Мандельштам. Арестованы и работали в специальном конструкторском бюро‑тюрьме авиаконструкторы А. Н. Туполев и Н. Н. Поликарпов, физик Л. Д. Ландау.

Художественная жизнь

Режим допускал определенное разнообразие, существовало множество течений и группировок. Экстремистское течение ратовало за полный разрыв со «старой культурой» (организация Пролеткульт); писательская организация РАПП выступала за чисто «пролетарскую литературу». Начиная со второй половины 1920‑х гг. литература и искусство рассматривались как одно из средств коммунистического просвещения и воспитания масс. На рубеже 1920-1930‑х гг. увеличилось число литературных объединений: группы «Перевал», «Леф», Союз крестьянских писателей, группа «Серапионовы братья», «Литературный центр конструктивизма», Ассоциация художников революционной России, Общество московских живописцев и др. Через различные творческие союзы государство направляло и контролировало всю деятельность творческой интеллигенции в нужном направлении.

С конца 1920‑х и в 1930‑е гг. главной становится политика «унификации культуры» — подавления всякого многообразия и инакомыслия. В 1934 г. создается Союз советских писателей (возглавил М. Горький, основоположник метода социалистического реализма). Среди писателей выдвинулись А. Н. Толстой, М. А. Шолохов, А. А. Фадеев. На театральных сценах кроме пьес классического репертуара (А. Н. Островский, А. П. Чехов, А. М. Горький) шли первые советские пьесы — «Человек с ружьем» Н. Ф. Погодина, «Любовь Яровая» К. А. Тренева и др. Многие деятели культуры стали жертвами репрессий (поэты Н. Клюев и О. Мандельштам, реформатор театра Вс. Мейерхольд и пр.); другие на долгие годы потеряли возможность публиковаться (М. Булгаков), третьи поставили свой талант на службу режиму, приспосабливались (А. Толстой).

До середины 1920‑х гг. сказывалось влияние «серебряного века» русского искусства. Многих мастеров увлекла идея сделать высокую классическую культуру достоянием народа. Возникли новые формы пропаганды искусства: митинги‑концерты, театрализованные представления на улицах и площадях. С середины 1920‑х гг. многообразие форм творчества стало подавляться. Коммунистическая партия стремилась поставить под свой контроль деятельность людей искусства, при оценке их произведений на первый план выдвигались не художественная ценность и мастерство создателей, а идеологические установки, верность партийной (сталинской) линии.

В 1930‑е гг. была значительно расширена материальная база пропаганды культуры: открыты сотни новых театров, построены тысячи клубов и библиотек, музеев. Широкое распространение получила художественная самодеятельность.

Большое значение придавалось кино. Особой популярностью пользовались фильмы о революции («Ленин в Октябре», «Трилогия о Максиме», фильмы С. М. Эйзенштейна «Броненосец “Потемкин”», В. И. Пудовкина «Мать»), о гражданской войне («Чапаев»), комедии («Волга‑Волга», «Цирк»).

Классикой соцреализма в изобразительном искусстве стали работы Б. В. Иогансона (1933 г., картины «Допрос коммунистов», «На старом уральском заводе», «Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола»). В 1930‑е гг. продолжают работать К. С. Петров‑Водкин, П. П. Кончаловский, А. А. Дейнека, серию прекрасных портретов современников создает М. В. Нестеров. В творчестве художников постепенно стала преобладать революционная тематика и воспевание «героических свершений».

Вершиной развития скульптуры социалистического реализма стала композиция «Рабочий и колхозница» В. И. Мухиной (1889-1953), изготовленная для советского павильона на всемирной выставке в Париже в 1937 г.

В архитектуре начала 1930‑х гг. ведущим продолжает оставаться конструктивизм (Мавзолей Ленина по проекту А. В. Щусева, 1930). К концу 1930‑х гг. в моду входят пышная лепнина, огромные колонны с псевдоклассическими капителями, проявляется гигантомания и склонность к нарочитому богатству убранства, часто граничившему с безвкусицей. Стиль этот иногда именуют «сталинским ампиром».

Составной частью культурной жизни общества стали занятия физкультурой и спортом, поощрявшиеся государством, — стране были нужны физически крепкие граждане, способные встать в ряды бойцов Красной Армии, в самых трудных условиях вести строительство фабрик, заводов, железных дорог. Для поощрения занятий спортом в 1930‑е гг. была создана система сдачи норм ГТО (готов к труду и обороне), ГСО (готов к санитарной обороне), «Ворошиловский стрелок». Постепенно стал развиваться и профессиональный спорт.

Ряд народов получил алфавит на русской основе. Этим подрывалась связь с корнями национальной культуры. Страна была отрезана от русского зарубежья, действовала жесткая цензура.

Итоги культурной революции

  1. Повысился уровень грамотности.
  2. Создана система общеобразовательных школ, высших учебных заведений.
  3. Значительное развитие получили наука и искусство.
  4. Была сформирована официальная культура, основанная на марксистско‑классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры и образования, что было необходимо для подготовки большого количества производственных кадров и формирования новой «советской интеллигенции» из рабоче‑крестьянской среды.
  5. Тоталитарный строй последовательно и методично уничтожал свободу творчества, духовного поиска, художественного самовыражения.

Характерные черты НЭПА. Причины поражения антисоветских сил. Причины свертывания НЭПА. Характерные черты советского тоталитарного режима. Экономические преобразования. Последствия гражданской войны. Всесоюзный съезд Советов. Вывод В.И.Ленина. «Очередные задачи Советской власти». Идейная основа курса – сталинская концепция развития страны. Итоги в политической сфере. Конец 20-х гг. – свертывание НЭПА.

«Культура в СССР 1920-1930» - Искусство Храм Христа Спасителя. «Путевка в жизнь» 1931г., Пудовкин. Планы… "Новая Москва". Коммунизм у нас получится. Постановление 1932г. Рабочий и Колхозница, 1937г.Сталь. Многоцветный и дивительный…..». «Депутат Балтики». Что было. "Освоение трактора". "На стройках новых цехов" 1932. "Будущие летчики" 1938. Изо. Стены Китай-города. Скульптор Вера Мухина. «Трактористы», 1939г. С. Кирсанов « Наши руки всему научатся Все загадки по нитке вытянем.

«Строительство коммунизма» - За какое время. Государство со строгими порядками. Каким получился новый дом. Советским людям удалось за такой короткий срок поднять страну. Трудящиеся выбрали Советы народных депутатов. Кто будет строить. Разруха. Кто будет руководить строительством. Недовольных жестоко наказывали. Наш дом. Весь народ участвовал в строительстве. Строим дом. Как люди представляли новый дом-государство. Голод. Война между жителями одного государства за власть в стране.

«Политика НЭПа» - Имущество церкви. Инструкция. Изменения. Пролетарская культура. Новая экономическая политика. Частные руки. Рабочий контроль. Червонец. Госсектор был малодоходным. Новая экономическая политика. Необходимость перехода к НЭПу. Высокие темпы экономического роста. Кржижановский. Продотряд. Лампочка Ильича. Комбеды. Годы НЭПа. Опасность. Людоеды. Подавление кронштадского мятежа. Партийная цензура. Замена продразверстки продналогом.

«НЭП в Сибири» - Система экономических реформ периода НЭПа. НЭП: новая стратегия или новая тактика. Красноярье: пять веков истории. НЭП: приобретения и потери. Сравнение реформ периода НЭПа и постсоветской России. Красноярский край в истории Отечества. Внешняя трудовая миграция в период НЭПа. Следует заметить, что интерпретация НЭПа постепенно менялась. НЭП в Сибири. Новая экономическая политика (НЭП) оказала положительное влияние.

«Развитие СССР в 20-30 гг.» - НЭП. Концессия. Внешняя политика СССР в 20-е гг. Характеристика. Основные этапы индустриализации. Общественно-политическая жизнь в 30-е гг. Культура СССР в 20-30-е гг. Отношения со странами Запада. Коллективизация. Главные проблемы. Индустриализация СССР. СССР в 20-30-е гг. Внешняя политика СССР в 30-е гг. Национально-государственное строительство. Генуэзская конференция. Три разных периода культурного строительства.

За годы первой и второй пятилеток в СССР была осуществлена культурная революция. Важнейшая задача культурного строительства в период первой пятилетки состояла в ликвидации неграмотности. В 1926 г. в СССР среди населения в возрасте от 9 лет и старше было только 51,1 % грамотных, а среди отдельных национальностей грамотные составляли незначительную часть: у казахов - 9,1 %, якутов - 7,2, киргизов - 5,8, таджиков - 3, туркмен - 2,7 %.

По призыву Коммунистической партии по всей стране с новой силой развернулось массовое движение за ли­квидацию неграмотности под лозунгом «Грамотный, обучи неграмотного!». В это движение были вовлечены сотни тысяч людей. Общее число лиц, принимавших участие в ликвидации неграмотности, в 1930 г. по всей стране составляло около 1 млн. человек. В 1930 - 1932 гг. различными школами ликвидации неграмотности было охвачено свыше 30 млн. человек.

Для того, чтобы раз и навсегда покончить с неграмотностью населения, необходимо было приостановить поток неграмотных из среды подрастающего поколения, введя в стране всеобщее обязательное обучение.

Всеобщее обязательное обучение имело огромное хозяйственно-политическое значение. В.И.Ленин указывал, что неграмотный человек стоит вне политики, он не может овладеть техникой и сознательно принимать участие в строительстве социалистического общества.

Согласно решениям партии и правительства всеоб­щее бесплатное обучение в объеме 4-летней начальной школы (для детей 8, 9, 10 и 11 лет) стало осуществляться с 1930/31 учебного года. В промышленных городах, фабрично-заводских районах и рабочих поселках с 1930/31 г. вводилось обязательное 7-летнее обучение для детей, окончивших 4-летнюю школу. К концу первой пятилетки всеобщее обязательное обучение в основ­ном было осуществлено на всей территории СССР.

В годы двух первых пятилеток по всей стране развернулось грандиозное школьное строительство. В 1929 - 1932 гг. было построено 13 тыс. новых школ на 3,8 млн. ученических мест, а в 1933 - 1937 гг. - 18778 школ.

Введение всеобщего начального обучения и большие масштабы школьного строительства дали возможность увеличить число учащихся в начальных и средних школах в 1937 г. до 29,6 млн. человек (а в 1914 г. - 8 млн. человек). Огромные успехи были достигнуты в развитии школьного образования в союзных республиках. Например, число учащихся в Таджикской ССР к 1938 г. выросло по сравнению с 1914 г. в 682 раза. Были созданы сотни новых педагогических институтов и техникумов в РСФСР и других республиках. Рост сети высших и средних учебных заведений дал возмож­ность подготовить в течение первой пятилетки свыше 400 тыс. специалистов с высшим и средним образованием, а за вторую пятилетку - около 1 млн. человек.

Значительных успехов в годы первой и второй пятилеток добилась советская наука. Задачи хозяйственного строительства, поставленные в пятилетних планах, потребовали от ученых установления самой тесной связи с производством, с практикой социалистического строительства. Работы И.П.Павлова, И.В.Мичурина, А.Е.Ферсмана, Н.Д.Зелинского, К.Э.Циолковского, А.П.Карпинского, В.А.Обручева и других получили мировое признание и известность. В период двух первых пятилеток были созданы и развернули работу Академия наук Белорусской ССР, а также филиалы Академии наук СССР на Урале, Дальнем Востоке, в Азербайджанской, Армянской, Грузинской, Казахской, Таджикской, Туркменской и Узбекской союзных республиках.

В Советской стране возникла новая интеллигенция, вышедшая из среды рабочих и крестьян, тесно связанная с народом, беспредельно преданная и верно служащая ему. Она оказала огромную помощь Коммунистической партии и правительству в строительстве социалистического общества. Что же касается старых специалистов, то абсолютное большинство их окончательно перешло на сторону Советской власти.

Культурная революция в СССР

В первые годы советской власти – 1920-1930-е г.- в культурной жизни страны главным событием была культурная революция .

Культурная революция

Культурная революция – это мероприятия, которые проводились в СССР с целью коренной перестройки культурной и идеологической жизни в стране.

История термина

    Впервые термин появился в мае 1917 года в «Манифесте анархизма» братьев Гординых

Цели

    Создание новой культуры, отражающей особенности социалистического строя

    Формирование кадров интеллигенции среди рабочих и крестьян

    Ликвидация безграмотности

    Приобщить к достижениям культуры как можно более широкие массы населения

    Идеологизация культуры в соответствии с принципами социализма, насаждение идеологического единообразия

    Отказ от культурного наследия прошлого

Мероприятия

    23 января 1918- Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви . Из системы образования были удалены предметы, которые были связаны с религией. Развёртывание атеистической пропаганды, начались гонения на религию. В храмах создавались клубы, склады.

    Созданы государственно - партийные органы для управления культурной жизнью: Агитпроп - отделы агитации и пропаганды в партии, Главполитпросвет – Главный политико-просветительный комитет РСФСР (действовал с 1920-1930 г, затем реорганизован в Наркомпрос, председатель – Крупская Н.К ., жена Ленина В.И.), Наркомпрос – Народный комиссариат просвещения(государственный орган РСФСР, который контролировал деятельность учреждений культуры, председатель – Луначарский А.В .), Главлит – Главное управление по вопросам литературы и издательства- осуществлял цензуру печатных изданий в СССР с 1920-1991г.

    Национализация учреждений культуры: издательства, музеи.

    Отменена свобода печати, установлена жёсткая цензура.

    Борьба с безграмотностью. По переписи 1920 г. в России умело читать 41.7 % населения. В 1930- введено всеобщее начальное образование . По всей стране создавались ликбезы - центры по ликвидации неграмотности людей до 40 лет. Развернулось массовое движение по борьбе с неграмотностью под лозунгом: « Грамотный обучи неграмотного»»

    Создание национальных алфавитов народностей окраины страны. Приобщение их к культуре (Дагестан, Крайний север, киргизы, башкиры, буряты и др).

    Создание условий для обучения рабочих в вузах – открывались рабфаки (рабочие факультеты), в которых готовили к поступлению.

    Начала формироваться научная элита, создавались новые учреждения: Коммунистический университет, Коммунистическая академия, Институт Красной профессуры.

    Активно привлекались к работе учёные царской России.

    Проводились репрессии по отношению к идеологическим противникам. Из страны на «Философском пароходе » (обобщённое названии операции по высылке интеллигенции в 1922-1923 г.) были высланы более 200 деятелей науки и культуры

    С конца 1920-х годов начались проводиться судебные процессы против интеллигенции - «врагов народа»: «Академическое дело» (дело против учёных Академии наук в 1929-1931), «Шахтинское дело» (обвинялись специалисты угольной промышленности. 1928), «Дело Промпартии» (о вредительстве в промышленности группы инженеров и научно-технических работников, 1930).

    С 1929 начали работу шарашки - технические бюро из репрессированной интеллигенции для проведения научной деятельности.

    Создан Пролеткульт (работал с 1917-1932).

    В искусстве был утверждён единый метод - социалистический реализм

Итоги

    К 1939 году грамотных в стране стало 87.4% населения.

    Создана большая сеть школ, других учебных учреждений.

    Сформирована официальная культура и идеология, в основе которой лежали принципы марксизма-ленинизма.

Классовый подход к культуре прежде всего отразился в деятельности Пролеткульта. Это массовая организация, объединявшая более полумиллиона человек, из них 80 тыс. работали в студиях. Пролеткульт издавал около 20 журналов, имел отделения за рубежом. Выдвигалась задача создания самостоятельной пролетарской культуры, свободной от каких-либо «классовых примесей» и «наслоений прошлого». В пролеткультовских концепциях отрицалось классическое культурное наследие за исключением, пожалуй, тех художественных произведений, в которых обнаруживалась связь с национально-освободительным движением. Решающие шаги в продолжение ошибок пролеткульта были сделаны в октябре 1920 г., когда Всероссийский съезд Пролеткультов принял резолюцию, в которой отвергались неверные и вредные попытки выдумывать особую, пролетарскую культуру. Главным направлением в работе пролетарских организаций признавалось участие в деле народного просвещения на основе марксизма. Очень влиятельной творческой группой был РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей). Призывая к борьбе за высокое художественное мастерство, полемизируя с теоретиками Пролеткульта, РАПП вместе с тем оставался на точке зрения пролетарской культуры. В 1932 г. РАПП был распущен. Художественная жизнь страны в первые годы Советской власти поражает пестротой и обилием литературно-художественных группировок. В апреле 1932 года ЦК ВКП(б) принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций», которое предусматривало их роспуск и создание единых творческих союзов. В августе 1934 года был образован Союз писателей СССР. Первый же съезд предписал деятелям советского искусства пользоваться исключительно методом социалистического реализма, принципами которого являются партийность, коммунистическая идейность, народность, «изображение действительности в ее революционном развитии». Наряду с Союзом писателей позднее возникли Союз художников, Союз композиторов и т.д. Для руководства художественным творчеством и контролем над ним при правительстве был образован Комитет по делам искусства.

Таким образом, большевистская партия полностью поставила советскую литературу и искусство на службу коммунистической идеологии, превратив их в инструмент пропаганды. Отныне они предназначались для того, чтобы внедрить в сознание людей марксистско-ленинские идеи, убедить их в преимуществах социалистического общежития, в непогрешимой мудрости партийных вождей. Деятели искусства и литературы, которые удовлетворяли этим требованиям, получали большие гонорары, сталинские и прочие премии, дачи, творческие командировки, поездки за границу и другие блага от большевистского руководства.

Участь не подчинившихся коммунистическому диктату была, как правило, трагической. В концентрационных лагерях, застенках НКВД погибли талантливейшие представители советской культуры: Пути идейно-политического самоопределения и жизненные судьбы многих людей искусства складывались в эту переломную эпоху непросто. По различным причинам и в разные годы за границей оказались большие русские таланты. Возникло множество театральных коллективов. Большую роль в становлении театрального искусства сыграли Большой драматический театр в Ленинграде. К середине 20-х годов относится появление советской драматургии, оказавшей огромное влияние на развитие театрального искусства. Если драматические театры к концу первого советского десятилетия перестроили свой репертуар, то главное место в деятельности оперных и балетных коллективов занимала по-прежнему классика. Советские скульпторы основное внимание уделяли созданию монументов, изображающих В.И. Ленина, И.В. Сталина, других руководителей партии и государства. В каждом городе стояло по несколько памятников вождям. Шедевром монументального искусства того времени считалась созданная В. Мухиной скульптурная группа «Рабочий и колхозница», изображающая двух стальных гигантов. Большую роль в художественной жизни страны играли литературно - художественные журналы. Популярными стали такие новые журналы как «Новый мир», «Красная новь», «Молодая гвардия», «Октябрь», «Звезда», «Печать и революция». На их страницах были впервые напечатаны многие выдающиеся произведения советской литературы, публиковались критические статьи, велись острые дискуссии. Увеличился выпуск газет, журналов, книг. Помимо общесоюзных и республиканских газет почти на каждом предприятии, заводе, шахте, в совхозе выходила своя многотиражная или стенная газета. Книги издавались более чем на 100 языках мира. Произошла радиофикация страны. Радиовещание велось 82 станциями на 62 языках. В стране насчитывалось 4 млн. радиоточек. Развивалась сеть библиотек, музеев. В этот период подверглись репрессиям ученые - обществоведы, выступающие за сохранение новой экономической политики. Так, были арестованы, а в последствии расстреляны, видные русские экономисты А.В. Чаянов и Н.Д. Кондратьев. Развивались культурные связи с заграницей. Возобновлялось членство Российской Академии Наук в международных организациях. Отечественные ученые участвовали в международных конференциях, в заграничных научных экспедициях. Однако, усиление командно-административной системы, ужесточение контроля вело к сужению объема информации, поступающей из-за границы.

Личные контакты с иностранцами и пребывание за границей становились поводами для незаслуженных обвинений в шпионаже советских граждан.

Ужесточался контроль за выездом ученых и представителей культуры за границу. Огромная работа была проведена по ликвидации неграмотности. В канун Октябрьской революции около 68% взрослого населения не умели читать и писать. Особенно безотрадным было положение деревни, где неграмотные составляли около 80%, а в национальных районах доля неграмотных достигала 99,5%. 26 декабря 1919 г. СНК принял декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», по которому все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке. В декрете предусматривалось сокращение рабочего дня для обучающихся с сохранением заработной платы, организация учета неграмотных, предоставление помещений для занятий кружкам ликбеза, строительство новых школ. В 1920 году была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, которая существовала до 1930 года при Наркомпросе РСФСР. Школа испытывала громадные материальные трудности, особенно в первые годы НЭПа. 90% школ были переведены с государственного бюджета на местный.В качестве временной меры в 1922 году в городах и поселках городского типа была введена плата за обучение, которая устанавливалась в зависимости от обеспеченности семьи. По мере общего улучшения экономического положения страны росли государственные ассигнования на образование; получила широкое распространение шефская помощь предприятий и учреждений школам. Все это позволило государству в августе 1925 года принять декрет ВЦИК и СНК РСФСР «О введении в РСФСР всеобщего начального обучения и построении школьной сети». К 10-летию Октябрьской революции в ряде районов эта задача была решена. По переписи 1926 года доля грамотного населения выросла вдвое по сравнению с дореволюционным временем и составила 60,9%. Сохранялся заметный разрыв по уровню грамотности между городом и деревней - 85 и 55% и между мужчинами и женщинами - 77,1 и 46,4%.Повышение образовательного уровня населения оказывало непосредственное воздействие на процесс демократизации высшей школы. Декрет СНК РСФСР от 2 августа 1918 года «О правилах приема в высшие учебные заведения РСФСР провозгласил, что каждый, достигший 16 лет, независимо от гражданства и национальной принадлежности, пола и вероисповедания принимался в вузы без экзаменов, не требовалось предоставления документа о среднем образовании.

Преимущество при зачислении отдавалось рабочим и беднейшему крестьянству. Кроме этого, начиная с 1919 г. в стране стали создаваться рабочие факультеты. В конце восстановительного периода выпускники рабфаков составляли половину принятых в вузы студентов. К 1927 г. сеть высших учебных заведений и техникумов РСФСР насчитывала 90 вузов (в 1914 г. - 72 вуза) и 672 техникума (в 1914 г. - 297 технических училищ). К 1930 г. выросли капитальные ассигнования на школу более чем в 10 раз по сравнению с 1925/26 годом. За этот период отрыто почти 40 тыс. школ. 25 июля 1930 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О всеобщем обязательном начальном обучении», которое вводилось для детей 8-10 лет в объеме 4-х классов. К концу 30-х годов тяжелое наследие царизма - массовая безграмотность - было преодолено. По данным переписи 1939 г., процент грамотных в возрасте 9-49 лет составил по РСФСР 89.7%. Различия между городом и деревней, между мужчинами и женщинами по уровню грамотности сохранились незначительные. Так, грамотность мужчин составляла 96%, женщин - 83,9%, городского населения - 94,9%, сельского - 86,7%. Однако, еще много неграмотных было среди населения старше 50 лет. К концу 30-х годов в СССР насчитывалось более 10 млн. специалистов, в том числе около 900 тыс. человек с высшим образованием. Инженеров с высшим образованием было в два раза больше, чем в США. Однако уровень их квалификации оставался значительно ниже. В 30-е годы советская наука перешла на плановую систему. Множество научных учреждений возникло на периферии. Были созданы филиалы Академии наук в Закавказских республиках, на Урале, Дальнем Востоке, в Казахстане. Партия требовала, чтобы наука обслуживала практику социалистического строительства, оказывала непосредственное воздействие на производство, способствовала укреплению военной мощи страны. Серьезный прорыв был осуществлен советскими физиками в области изучения атомного ядра. Исследования ученых способствовали созданию в будущем советского атомного оружия и атомных электростанций. Культура СССР шла по своему, особому пути, во многом определенному Коммунистической партией.