Литература        30.12.2023   

Методика проведения практикума, практического занятия. Практическое занятие, методика его подготовки и проведения Структура проведения практического занятия

Одной из важнейших задач является построение преподавания курса таким образом, чтобы использовать все возможности для обеспечения практической подготовленности слушателей к их будущей деятельности.

В связи с этим практические занятия заслуживают самого пристального внимания.

На практических занятиях слушатели получают необходимые умения по применению теоретических знаний при решении практических вопросов, возникающих в процессе их дальнейшей служебной деятельности. Они знакомятся с теми спорными вопросами, которые встречаются в жизни, и получают ориентировку в правильном их разрешении. На этих занятиях слушатели учатся тому, как нужно составлять необходимые правовые документы и каковы наиболее типичные ошибки и недостатки, встречающиеся на практике.

Успех практического занятия зависит от того, насколько тщательно оно подготовлено и насколько умело, методически грамотно проведено.

Практические занятия – метод репродуктивного обучения, обеспечивающий связь теории и практики, содействующий выработке у слушателей умений и навыков применения знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы.

Цель практических занятий:

– помочь слушателям систематизировать, закрепить и углубить знания теоретического характера;

– научить обучающихся приемам решения практических задач;

– научить их работать с книгой, служебной документацией, пользоваться справочной, научной и нормативной литературой.

– формировать умение слушателей учиться самостоятельно, т. е. овладевать методами, способами и приемами самообучения, саморазвития и самоконтроля.

С учетом выполняемых функций к практическому занятию, как и к другим методам обучения в вузе, предъявляются требования научности, доступности, единства формы и содержания, органической связи с другими видами учебных занятий и практикой.

Отбирая систему упражнений и задач для практического занятия, преподаватель должен стремиться к тому, чтобы это давало целостное представление о предмете и методах изучаемой науки, причем методическая функция выступает здесь в качестве ведущей.

Методика подготовки проведения практических занятий по дисциплине имеет свою специфику, обусловленную характером изучения предмета и задачами, ради достижения которых проводятся эти занятия.

Подготовка практического занятия включает в себя целый ряд элементов. К ним относятся:



Ориентирование слушателей на лекции, предшествующей практическому занятию, или на предыдущем семинарском или практическом занятии. Преподаватель сообщает о том, сколько практических занятий запланировано по данной теме и каким основным вопросам они будут посвящены. При необходимости даются соответствующие разъяснения о месте и методике проведения этих занятий, подлежащей изучению литературе и др.;

Составление методической разработки, в которой указывается: наименование темы, цель, учебные вопросы, нормативные акты и литература, материальное обеспечение, общие организационно-методические рекомендации, описывается последовательность и методика отработки каждого учебного вопроса, порядок применения технических средств и учебно-наглядных пособий;

Своевременное доведение до слушателей плана задания. В этом плане-задании указываются: основные вопросы, подлежащие отработке на занятии; необходимые для изучения нормативные акты и теоретические источники; задание, по которому предстоит действовать; задачи, по которым подлежит готовить письменные решения; в отдельных случаях – задания на подготовку проекта процессуального документа. При необходимости в плане-задании могут быть даны методические рекомендации; при всех условиях план-задание на очередное занятие должен быть доведен до сведения слушателей не позднее одного дня до проведения практического занятия по теме, а по некоторым темам, требующим значительной подготовки, значительно раньше. Если подготовлены планы практических занятий по всему курсу, они могут быть вручены слушателям до начала учебного года;

Проверка хода подготовки слушателей к занятию и оказание им необходимой помощи (групповые и особенно индивидуальные консультации, помощь в подборе необходимых материалов, организации выставок рекомендованной литературы и пр.).

Как и при подготовке к семинару каждый преподаватель составляет свой рабочий план проведения практического занятия. Он составляется на основе методической разработки. В этом плане указываются: тема, цель (задачи) проведения занятия, вопросы, которые будут отрабатываться на занятии; методика отработки этих вопросов (беседа, опрос, решение задач, составление процессуальных документов и т.п.); время, необходимое на отработку каждого вопроса, при необходимости в рабочем плане указываются фамилии слушателей, которых необходимо опросить в ходе занятий.

Значительную помощь в подготовке практических занятий может оказать предметно-методическая секция. На ее заседаниях обсуждаются методические разработки, планы-задания слушателям и рабочие планы проведения преподавателями занятий. На этих заседаниях вырабатывается решение наиболее сложных задач, выносимых на занятие. Работа предметно-методической секции позволяет обеспечить единство в преподавании. Обсуждение этих вопросов на заседании секции является, кроме того, одной из важнейших форм обмена положительным опытом, передачи его молодым преподавателям.

Методика преподавания практического занятия может быть различной в зависимости от специфических особенностей каждой темы. Однако темы, по которым в соответствии с учебным планом проводятся практические занятия по общей части Административного права, предполагают формирование единого подхода к проведению этого вида занятий. Задачей проводимых практических занятий является формирование первоначальных умений работы с процессуальными документами административно-правового характера.

В связи с этим занятия проводятся с применением кейс-ситуаций и игровых элементов.

Наиболее типичными элементами таких занятий могут быть следующие:

постановка слушателям проблемных вопросов по наиболее сложным и острым аспектам темы. Они должны вытекать из общих вопросов, указанных в плане-задании, конкретизировать их, но, как правило, не повторять их. Цель постановки вопросов – проверка уровня усвоения слушателями теоретического материала, их готовности к решению практических задач, знание рекомендованной литературы по теме, создание условий для реализации поисковых методов получения знаний и умений.

Как правило, на занятиях решается несколько относящихся к теме задач. Однако методически не исключено, что некоторые задачи в виде «вводных» могут ставиться в ходе проведения практического занятия в устной форме. При решении задач слушатели должны показать знание нормативных актов, умение правильно применять правовые нормы к конкретным жизненным ситуациям.

В ходе практических занятий слушатели должны научиться составлять основные процессуальные документы по факту совершенного административного правонарушения, относящегося к компетенции различных органов исполнительной власти. Им могут даваться соответствующие задания на выполнение письменных работ в часы самостоятельной подготовки. Но прежде чем давать такие задания, форма и содержание документа должны быть отработаны на практическом занятии. Слушатель с помощью преподавателя должен хорошо усвоить требования нормативных актов, предъявляемые к документу, его структуру, содержание отдельных его частей. В необходимых случаях на занятии отрабатываются наиболее принципиальные формулировки.

Если по теме предыдущего практического занятия было дано задание написать в часы самостоятельной подготовки документ, очередное занятие может начинаться с разбора письменной работы. Во время такого разбора обращается внимание на наиболее общие, типичные ошибки и недостатки, рекомендуются правильные решения и формулировки. Вместе с тем преподаватель отмечает индивидуальные недостатки и дает соответствующие оценки. Если та или иная работа признана неудовлетворительной, слушателю предлагается выполнить ее повторно, с указанием, какие недостатки и как должны быть устранены.

Занятия по отдельным темам можно проводить в игровой форме: слушатели на занятии выполняют то или иное практическое действие с последующим (на этом же занятии или в часы самостоятельной подготовки) составлением соответствующего процессуального документа.

Важнейшим свойством практических занятий является ситуативность. Конкретные жизненные ситуации могут быть созданы преподавателем, а могут вытекать из административных дел, задач или вводных. Слушатель должен разобраться в сложившейся или искусственно созданной ситуации и принять правильное аргументированное решение.

Особое внимание при проведении занятия преподаватель должен уделять заключению, как по отдельным вопросам, так и по занятию в целом. Именно эта часть занятия, как правило, бывает наиболее результативной. Заключение преподавателей должны отвечать требованиям краткости, логичности, четкости, убедительности, ясности суждений и доходчивости. В своем заключении преподаватель не в праве обойти молчанием ни одного сложного и спорного вопроса, возникающего на занятии, причем его разъяснения должны поощрять творческий подход, желание глубже разобраться в вопросе, серьезно изучить рекомендованную по теме литературу.

В настоящее время во всех формах учебно-воспитательного процесса широко используются различные научно-технические средства. Практикуется использование таких средств, как демонстрация схем и таблиц, просмотр слайдов (презентаций), диафильмов, учебных видео и кинофильмов, прослушивание магнитофонных записей.

Очень важно, чтобы используемые на практических занятиях технические средства и наглядные пособия были полезны не только, как иллюстративный материал, а обладали бы качеством научности и относимости как источники дополнительной информации.

Самостоятельная работа слушателей по освоению и накоплению знаний, формированию умений является составной частью всего учебно-воспитательного процесса.

Самостоятельная работа – это творческая, критическая деятельность слушателей по осмыслению изучаемого материала и выработке на этой основе новых знаний, умений и навыков.

Работа слушателей осуществляется на основе заданий преподавателей и включает: планирование самостоятельной работы, вручение заданий, обеспечение учебными материалами, материально-техническое обеспечение, консультации, выполнение конкретных заданий, контроль выполнения задания, доклад (отчет) о выполненном задании.

Изучение педагогического опыта преподавания правовых наук обусловливает такие содержательные элементы самостоятельной работы, как умение слушать и записывать лекцию, критически оценивать ее и ответы товарищей на групповых занятиях, готовить публичные выступления. Самостоятельная работа слушателей наиболее ярко проявляется в таких видах учебной деятельности, как работа с книгой, документацией, доработка и оформление лекционного материала; подготовка к различным формам групповых занятий; работа в научных кружках и др.

Самым эффективным средством, воздействующим на уровень и качество самостоятельной работы выступает учебная лекция, которая должна стать организующим началом самостоятельной работы обучающихся. Наилучшим образом она выполнит свою задачу, если все рекомендации по самостоятельной работе будут обсуждены на заседании предметно-методической секции. Самостоятельная работа должна начинаться до прихода слушателя на лекцию. Поэтому для правильной организации самостоятельной работы должна применяться «система опережающего чтения», в соответствии с которой слушатель предварительно просматривают лекционный материал, содержащийся в учебно-методическом комплексе, а также в учебниках и других материалах, которые входят в перечень основной учебной литературы этого комплекса.

Ведущую роль в самостоятельной работе слушателей играет их умение работать с обязательной и дополнительной литературой. Овладение навыками этой работы включает два основных взаимосвязанных элемента – умение читать, анализируя, и умение вести записи прочитанного. Культура чтения – составная часть культуры умственного труда и культуры личности, в целом, основа ее познавательной деятельности. Работа над книгой предполагает соблюдение ряда правил, овладение которыми обязательно для всех участников учебно-воспитательного процесса. Особое место в обучении слушателей правилам работы с различного рода информационными источниками принадлежит преподавателю. Преподаватель обязан настроить обучающихся на серьезный, кропотливый труд, который исключает заучивание и механическое накопление цитат и выдержек, а предполагает сознательное критическое усвоение прочитанного, осмысление его, стремление дойти до сути.

Важное место в самостоятельной работе с книгой занимает ознакомление с оглавлением, содержанием предисловия или введения. Это дает общую ориентировку, представление о структуре и вопросах, которые рассматриваются в книге. Следующий этап – чтение. Первый раз целесообразно прочитать книгу (главу, параграф) от начала до конца, чтобы получить цельное представление. При повторном чтении происходит постепенное глубокое осмысление каждой главы (части) с выделением основных идей, системы аргументов, наиболее ярких примеров и т.д.

Непременным правилом чтения должно быть выяснение содержания незнакомых слов, терминов, выражений, неизвестных имен и названий. Оправданно в таких ситуациях иметь специальные тетради. Важная роль принадлежит библиографической подготовке слушателей. Она включает в себя умение грамотно пользоваться научным аппаратом книги, справочными изделиями, каталогами, умение вести поиск необходимой информации. Полезно ознакомиться с правилами библиографической работы в библиотеке института.

Методика работы с литературой предусматривает и ведение записи прочитанного. Это позволяет привести в систему знания, полученные при чтении, сосредоточить внимание на главных положениях, зафиксировать и закрепить их в памяти. Конспект ускоряет повторение материала, экономит время при повторном обращении к ранее проделанной работе.

Особую роль в самостоятельной работе слушателей в настоящее время приобретает умение пользоваться информационной базой, представленной в электронном виде. В связи с этим преподаватель должен уделять внимание мотивированию и обучению применять при подготовке к занятию материалы справочных правовых систем типа «Гарант» или «Консультант +».

Важная роль в повышении качества самостоятельной работы отводится консультациям. Из опыта педагогической деятельности слушателям необходимы разные типы консультаций: по форме – групповые и индивидуальные; по содержанию – проблемные, информационные, обзорные, целевые, дискуссионные; по видам – перед лекцией, перед семинаром, зачетом, экзаменом, государственным экзаменом, войсковой практикой и др. В ходе их проведения оказывается содействие слушателям в преодолении возникших трудностей при самостоятельной работе над учебным материалом.

Консультация сводится чаще всего к разъяснению сложных теоретических положений, советам по порядку подготовки, указанию литературы и т.д. Но консультация может служить и своеобразным средством контроля.

При оказании помощи в организации самостоятельной работы большое внимание необходимо уделять индивидуальным консультациям. Они организуются, как правило, на добровольных началах, но в отдельных случаях преподаватель приглашает на беседу несколько слушателей и выясняет, как они разобрались в изученной литературе, дает методические рекомендации по более глубокому усвоению учебного материала. Постоянный контроль преподавателя за самостоятельной работой слушателей и планомерная помощь им в подготовке к занятию во многом предопределяют глубину знаний и качество занятий.

Контроль самостоятельной работы слушателей осуществляется преподавателем во время семинаров, практических занятий, при проведении научной работы, консультаций, зачетов, экзаменов, написании слушателями учебно-научных письменных работ, а также путем проверки конспектов. При этом преподаватель имеет возможность всесторонне оценить уровень самостоятельности работы, узнать индивидуальные особенности каждого из слушателей. Обычно после проведения двух-трех таких занятий преподаватель может выявить наиболее слабые стороны в подготовке того или иного слушателя и затем дать ему конкретные рекомендации по изучению необходимых вопросов и различной литературы и источников.

Повышение места и роли самостоятельной работы слушателей – одно из важнейших условий высокой эффективности учебно-воспитательной работы преподавателя. Практически эта проблема может решаться путем обучения слушателей института методике самостоятельной работы.

Практическое занятие состоит из трёх структурных его частей: предваряющая (подготовка к занятию), непосредственно сам практическое занятие (обсуждение вопросов темы в группе) и завершающая часть (работа студентов после практического занятия по устранению обнаружившихся пробелов в знаниях).

Не только сам практическое занятие, но и предваряющая, и заключающая части его являются необходимыми звеньями целостной системы усвоения вынесенной на обсуждение темы.

Практические занятия помогают студентам глубже усвоить учебный материал, приобрести навыки творческой работы над документами и первоисточниками.

С целью повышение эффективности образовательного процесса, в создании комфортных условий обучения на практических и им равных занятиях применяются интерактивные формы обучения, при которых обучающиеся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Концепция интерактивного обучения предусматривает несколько форм/моделей обучения:

пассивная - обучающийся выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит);

активная - обучающийся выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания, курсовые работы/проекты и т.д.);

интерактивная – взаимодействие, равноправное партнерство.

Использование интерактивной модели обучения предусматривает моделирование жизненных (служебных) ситуаций, использование ролевых (деловых) игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия обучающийся становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.

Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов и форм обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех обучающихся группы без исключения. Совместная творческая деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе активной работы идет обмен знаниями, идеями, способами, методами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые (ситуационные) игры, осуществляется работа с нормативными документами и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучающихся, опоре на индивидуальный (групповой) опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, умения, возможности взаимной оценки и контроля.

Важным фактором результативности данного вида занятий, его высокой эффективности является процесс подготовки. Выступления даже самых добросовестных студентов без направляющей роли преподавателя не смогут прозвучать на самом практическом занятии.

Прежде всего, студенты должны уяснить предложенный план занятия, осмыслить вынесенные для обсуждения вопросы, место каждого из вопросов в раскрытии темы практического занятия. И в этом большая роль принадлежит преподавателю.

Подготовка к практическому занятию активизирует работу студента с книгой, требует обращения к литературе, учит рассуждать. В процессе подготовки к практическому занятию закрепляются и уточняются уже известные и осваиваются новые категории, «язык» студента становится богаче. Сталкиваясь в ходе подготовки с недостаточно понятными моментами темы, студенты находят ответы самостоятельно или фиксируют свои вопросы для постановки и уяснения их на самом практическом занятии.

Преподаватель может предложить студентам подумать над постановкой таких вопросов по теме практического занятия, которые вызовут интерес своей неоднозначностью, противоречивостью, разделят участников практического занятия на оппонирующие группы. А это как раз то, что нужно для дискуссии, для активизации практического занятия, для поиска студентами истины, которая, как известно, рождается в споре. Само собой разумеется, что и в арсенале преподавателя должны быть заготовлены вопросы для создания проблемных ситуаций, если они не будут созданы выступлениями студентов, самой логикой развития практического занятия.

В процессе подготовки, прорабатывая предложенные вопросы, студент определяет для себя один - два из них (можно, конечно и больше), в которых он чувствует себя наиболее уверенно и в качестве консультанта или оппонента намерен задать тон на практическом занятии.

Надо ли преподавателю специально готовить отдельных хорошо успевающих студентов к практическому занятию, давая им индивидуальные, опережающие задания? Думается, надо. Могут быть даны задания подготовить по теме фрагменты первоисточников, тесты. У преподавателя тоже должны быть «домашние заготовки», которые пригодятся при различных вариантах развития практического занятия. «Лишние» наработки не помешают, даже если не все задуманное удается использовать. У практического занятия как уже отмечалось «своя логика», которая может подчинить себе в какой-то мере и преподавателя. Ведь практическое занятие идет, так сказать, в «прямом эфире» - уточнения, поправки к рабочему плану, его коррекцию приходится делать «на ходу», т.е., в результате неожиданных выступлений, реплик, вопросов студентов.

На практическом занятии каждый студент имеет возможность критически оценить свои знания, сравнить со знаниями и умениями их излагать других студентов, сделать выводы о необходимости более углубленной и ответственной работы над обсуждаемыми проблемами.

В ходе практического занятия каждый студент опирается на свои конспекты, сделанные на лекции, собственные выписки из учебников, первоисточников, статей, другой философской литературы, на словарь по данной теме. Практическое занятие стимулирует стремление к совершенствованию конспекта, желание сделать его более информативным, качественным. От практического занятия к практическому занятию, на всех его этапах и их коррекции студент поднимается на более высокую ступеньку собственной зрелости, своего мнения более эффективно работать над проблемами, непосредственно относящимися к его будущей профессии.

На практическом занятии и после него «включается» психологический фактор мотивация готовности к обучению.

Практическое занятие как развивающая, активная форма учебного процесса способствует выработке самостоятельного мышления студента, формированию информационной культуры. Этому во многом помогают создающиеся спонтанно или создаваемые преподавателем и отдельными студентами в ходе практического занятия проблемные ситуации. Известно, что проблемная ситуация – это интеллектуально-эмоциональное переживание, возникающее при противоречивости суждений и побуждающее искать ответ на возникший вопрос, искать разрешение противоречия. Заставляйте студентов действовать; усложненные задания необходимо давать сильным студентам, а доступные – слабым., т.е., применять уровневое обучение (репродуктивный, конструктивный и творческий уровни). Нахождение ответа в ходе дискуссии, решение проблемы становится собственным «открытием» студента. Естественно, что результатом этого открытия является и более глубокое, прочно запоминающееся знание. В обучении делается очередной, пусть небольшой, но важный и твердый шаг вперед. Главное не забывать, что серьезные задачи порождают серьезное отношение к ним.

Нахождение самостоятельного выхода из проблемной ситуации дает хороший не только образовательный, но и воспитательный эффект.

Процесс мышления, самостоятельно найденные аргументы, появившиеся в результате разрешения проблемных ситуаций, обстоятельства способствуют поиску и утверждению ориентиров, профессиональных ценностей, осознанию связи с будущей профессией.

Практическое занятие – эффективная форма закрепления полученных по обсуждаемой проблеме знаний, видения этой проблемы в целом, осознания ее соотнесенности с другими темами в рамках целостной философской концепции.

С точки зрения методики проведения, практическое занятие представляет собой комбинированную, интегративную форму учебного занятия. Он предполагает возможность использования рефератов, фрагментов первоисточников, устных и письменных понятийных диктантов, тестов, заданий типа «закончите предложение» и др., «своя логика», которая может подчинить себе в какой-то мере и преподавателя. Если абсолютное большинство студентов и сам преподаватель придут на практическое занятие хорошо подготовленными, практическое занятие пройдет успешно, даст ожидаемый результат.

На втором этапе практического занятия студентами осуществляется весьма объемная работа по углубленному проникновению в суть вынесенной для обсуждения проблемы. В ходе практического занятия студент учится публично выступать, видеть реакцию слушателей, логично, ясно, четко, грамотным литературным языком излагать свои мысли, проводить доводы, формулировать аргументы в защиту своей позиции. Это важно для всех, но особенно для студентов, обучающихся по правовым специальностям, рассматривающих человека как «предмет

Для стимулирования самостоятельного мышления преподавателем были использованы различные активные методики обучения: проблемные ситуации, задания «закончить предложение», тесты и даже интерактивный опрос.

На подготовительном этапе практического занятия ряд студентов может получить задание - подготовить рефераты и выступить с тезисами, а затем преподаватель определяет вопросы для постановки перед группой.

Оживлению практического занятия, а значит его активизации, повышению познавательного и воспитательного потенциала способствуют не только проблемные ситуации, но и введение в его макроструктуру игровых приемов. С этой целью на практическом занятии правомерно использовать тесты.

С помощью тестов можно выйти на анонсирование будущих тем курса дисциплины.

Анализ ошибок на практическом занятии дает преподавателю материал для дальнейшего совершенствования и содержательной, и методической частей практического занятия, разработки собственных тем.

Практическое занятие позволяет использовать все многообразие имеющихся методических средств активизации изучения дисциплины.

Термин «практическое занятие» используется в педагогике как родовое понятие, включающее такие виды, как лабораторную работу, упражнение, семинар в его разновидностях. Аудиторные практические занятия играют исключительно важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач в процессе совместной деятельности с преподавателями. На младших курсах практические занятия носят систематический характер, регулярно следуя за каждой лекцией или двумя-тремя лекциями. Почти весь лекционный курс в его основной, наиболее сложной части на дневных и вечерних отделениях проходит через лекции и практические занятия, которые логически продолжают работу, начатую на лекции.

Если лекция закладывает основы научных знаний в обобщенной форме, практические занятия призваны углубить, расширить и детализировать эти знания, содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Практические занятия развивают научное мышление и речь студентов, позволяют проверить их знания, в связи с чем, упражнения, семинары, лабораторные работы выступают важным средством достаточно оперативной обратной связи.

Для успешной подготовки к практическим занятиям студенту невозможно ограничиться слушанием лекций. Требуется предварительная самостоятельная работа студентов по теме планируемого занятия. Не может быть и речи об эффективности занятий, если студенты предварительно не поработают над конспектом, учебником, учебным пособием, чтобы основательно овладеть теорией вопроса.

Практические занятия служат своеобразной формой осуществления связи теории с практикой. Структура практических занятий в основном одинакова — вступление преподавателя, вопросы студентов по материалу, который требует дополнительных разъяснений, собственно практическая часть, заключительное слово преподавателя. Разнообразие возникает в основной, собственно практической части, включающей рефераты, доклады, дискуссии, тренировочные упражнения, решение задач, наблюдения, эксперименты и т. д. Опыт показывает, что нельзя на практических занятиях ограничиваться выработкой только практических навыков, техникой решения задач, построения графиков и т. п. Студенты должны всегда видеть ведущую идею курса и связь ее с практикой. Цель занятий должна быть понятна не только преподавателю, но и студентам. Это придает учебной работе жизненный характер, утверждает необходимость овладения опытом профессиональной деятельности, связывает их с практикой жизни.

Студенты, как правило, отдают себе отчет в том, в какой мере им необходимы данные практические занятий для предстоящей профессиональной деятельности. Если студенты поймут, что все учебные возможности занятий исчерпаны, интерес к ним будет утрачен. Учитывая этот психологический момент, очень важно организовать занятия так, чтобы студенты постоянно ощущали рост сложности выполняемых заданий, что ведет к переживанию собственного успеха в учении и положительно мотивирует студента. Если же студенты замечают «топтание на месте», уровень мотивации может заметно снизиться.

Преподаватель должен проводить занятия так, чтобы все студенты были заняты напряженной творческой работой, поисками правильных и точных решений. Каждый студент должен получить возможность «раскрыться», проявить способности, поэтому при разработке плана занятий и индивидуальных заданий преподаватель должен учитывать подготовку и интересы каждого студента. Преподаватель при этом будет выступать в роли консультанта, наблюдающего за работой каждого студента и способного вовремя оказывать педагогически оправданную помощь, не подавляя самостоятельности и инициативы студента. При такой организации проведения занятий в аудитории не возникает мысли о том, что возможности занятий исчерпаны.

При проведении практических занятий особенно важно, как, впрочем, и в учении вообще, учитывать роль повторений. Однообразие примеров, иллюстраций, субъективное ощущение повторения как замедления движения вперед значительно ухудшают усвоение. Поэтому важно проводить повторения под новым углом, зрения, в новом аспекте, что, к сожалению, не всегда используется в практике вузовского обучения.

Вам понадобится

  • - План проведения практического занятия;
  • - методические указания по изучаемой учебной дисциплине;
  • - основные и вспомогательные материалы;
  • - рабочий журнал преподавателя.

Инструкция

Итак, в вашем расписании стоит «практическое занятие» (лабораторные занятия значатся именно как «лабораторные»). Темы и вопросы и задания для практических занятий, как правило, отражены в рабочей программе соответствующей учебной дисциплины. При необходимости их можно корректировать. Позаботьтесь о том, чтобы план семинарского занятия, включая рекомендованной литературы, студенты получили заранее – за несколько дней до его проведения.

Подумайте о форме проведения практического занятия. При изучении гуманитарных и социальных дисциплин основным видом практических занятий является семинар. Чаще всего это обсуждение трех-четырех вопросов со всеми студентами группы или заслушивание докладов и рефератов отдельных студентов. Вы также можете использовать интерактивные методы обучения: дискуссии, работу в микрогруппах, деловые игры, кейсов (ситуационных задач), индивидуальные и групповые презентации.

Изучение дисциплин математического и естественнонаучного цикла имеет свою специфику. При проведении «практик» упор делается на решении типовых задач и выполнении упражнений (семинар по высшей ). Если это лабораторно-практическое занятие, студентов технике эксперимента и работе с оборудованием, приборами, инструментами и т.д. Собственно лабораторные работы (лабораторные практикумы) требуют особых условий для проведения и выделяются как особый вид занятий.

Во время проведения практического занятия держите в голове его структуру и старайтесь все рассчитать по времени. Семинар, например, обычно предполагает вступительное слово преподавателя, затем контроль теоретических знаний и/или выполнение практических заданий, далее следует подведение итогов. Деловая игра требует иной организации и структурирования времени. Типичной проблемой новичков является или слишком поспешное рассмотрение всех запланированных вопросов, или, напротив – катастрофическая нехватка времени (успели разобрать только один вопрос из трех).

Следите за тем, чтобы обсуждение вопросов практического занятия проходило в психологически комфортной атмосфере. Избегайте как чрезмерного дистанцирования от студентов, так и проявлений панибратства. Направляйте и поддерживайте диалог студентов не только с собой, но и друг с другом, контролируйте шум в аудитории. Поощряйте правильные ответы и оригинальные суждения, разъясняйте непонятные моменты и корректно поправляйте допущенные студентами неточности и ошибки.

Практические занятия (греч prakticos - деятельный) - форма учебного занятия, на котором педагог организует детальное рассмотрение студентами отдельных теоретических положений учебной дисциплины и формирует умения и навыки их практического применения путем выполнения соответствии поставленных задач В структуре практического занятия доминирует самостоятельная работа студентов Практические и лабораторные занятия получили распространение в университетском образовании в друг й половине XIX в Усилиями МВ Ломоносова лекция нашла сочетание с практическими занятиями и научно-исследовательской работыоботою.

Перечень тем практических занятий определяется рабочей учебной программой дисциплины Практическими занятиями называют занятия с решения задач по высшей математике, физике, теоретической механики, нары иснои геометрии и других предметов, выполнение упражнений на построение схем, графиков, диаграмм, выполнению расчетно-графических работ по специальным дисциплинам, выполнение упражнений на чтение, например, аудиюва ния, разговорная речь при изучении мов.

Правильно организованные практические занятия имеют важное воспитательное и практическое значение (реализуют дидактический принцип связи теории с практикой) и ориентированы на решение следующих задач:

Углубление, закрепление и конкретизацию знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы;

Формирование практических умений и навыков, необходимых в будущей профессиональной деятельности;

Развитие умений наблюдать и объяснять явления, изучаемые;

Развития самостоятельности и т.д.

По дидактической сути практические работы близки к лабораторным работам В некоторых случаях используется термин \"лабораторно-практические работы\" (например, в физике, химии, геодезии и т.д.) Лабораторные и работы (от латти (від лат. labor ~ трудности, работа; laboro - трудиться, работать, преодолевать трудности, беспокоиться) - один из видов самостоятельной учебной работы студентов, которая проводится по заданию преподавателя с применением учебных приборов, инструментов, материалов, установок и других технических средств Содержание лабораторных работ связан с другими видами учебного эксперимента (демонстрационными опытами, решением экспериментальных задач) и нау ми наблюдениями Одно из важных преимуществ лабораторных занятий по сравнению с другими видами аудиторной учебной работы заключается в интеграции теоретических знаний с практическими умениями и навыками с тудента в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера Выполнение лабораторных работ требует от студента творческой инициативы, самостоятельности в принятии решений, глубокого знания и разум иння учебного материала, предоставляет возможности стать \"открывателем истины\", положительно влияет на развитие познавательных интересов и способностейта здібностей.

Сочетание теории и практики, что происходит в специально оборудованном аппаратурой и материалами помещении-лаборатории, содержание и внешний вид которой должен активизировать познавательную деятельность студентов предоставляет конкретного характера изученном на лекциях и при самостоятельной работе, способствует детальному и более глубокому усвоению учебной информации Лаборатории должны соответствовать требованиям технической эстет ики и эргономики: необходимо методически целесообразно и эргономично правильно оборудовать рабочие места студентов, способствовать воспитанию у них культуры труда можно использовать так называемое \"методическое раскрасок ния \"установок (объект исследования покрасить красным, детали - синим и тд) Полезно добавить к каждой установки наглядный методический плакат, где четко и лаконично изложить содержание лабораторной работы, ее м ету, идею и задачи, методы их реализации, которые целесообразно детализировать в соответствующей \"Инструкции\" или \"Методических рекомендациях\" В таком случае лабораторно-практические работы будут органично дополнять и лекции и семинарские занятия, на которых основным каналом восприятия информации является \"ухо-мозг\" А это входит в противоречие с психологическими требованиями к организации учебного процесса, ведь известно, что бы лизько 80-90% людей привыкли получать информацию через зрительный анализатор \"глаз-мозг\" и пропускная способность которого в 100 раз выше слухового канала (\"ухо-мозг\") Об этом свидетельствуют и достижения народной педагогики, утверждает, что \"лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать\" Итак, методическое обоснование лабораторных занятий должна быть одним из важных факторов, который может положительно повлиять на качество учебно-познавательной деятельности студентов и их практической подготовкина якість навчально-пізнавальної діяльності студентів і їх практичну підготовку.

Разновидностью лабораторных работ в высшей школе является лабораторный практикум - система специально разработанных, содержательно и методически объединенных лабораторно-практических занятий по большим разделом, темой или целые исним учебным курсом Во время практикума студентам обычно предлагают сложные и трудомисткиши работы, которые должны способствовать формированию специалиста, в арсенале которого должны занять видное место исследовательница ьки умения в соответствующей практической областиі.



При проведении лабораторно-практических занятий количество студентов не может превышать половины академической группы На художественно-творческих специальностях практические занятия по профессиональных учебных дисциплин мо ожуть проводиться с одним, двумя или тремя студентами Психологически важно создать для студентов такие условия деятельности на практических занятиях, которые вызывали у них желание работать творчески Поэтому важ Иво чтобы учебно-вспомогательный персонал, в частности Препараторы и лаборанты, имели профессиональную и педагогическую подготовку Они должны понимать когда, чем и как можно помочь студенту, а при каких обстоятельствах \"помощь \"может нанести только вред Например, если лаборант предоставит в распоряжение студента одну из ранее выполненных схем проведения эксперимента, в то время как преподаватель планировал это одной из задач лабораторно й работы, то это будет не помощь, а по крайней мере бесплодное для студента трата времени Поэтому преподаватель должен постоянно работать над формированием у своих помощников ответственного отношения к организац ее учебной работы студентов в лабораторииів в лабораторії.

Методика подготовки и проведения лабораторно-практических работ охватывает несколько этапов:

Предварительная подготовка к лабораторной работе заключается в изучении студентами теоретического материала в отведенное для самостоятельной работы время, ознакомление с инструктивными материалами с целью осознания задач лабораторной работы, техники безопасности ки при работе с электрическими приборами, химическими и взрывчатыми веществами тощ.

Консультирование студентов преподавателями и вспомогательным персоналом с целью предоставления исчерпывающей информации, необходимой для самостоятельного выполнения предложенных преподавателем задач, ознакомление с правилами техники безопасности при работе в лаборатории

Предварительный контроль уровня подготовки студентов к выполнению конкретной работы (получение так называемого \"допуска\" к выполнению работы)

Самостоятельное выполнение студентами заданий согласно обозначенной учебной программой тематики

Обработка, обобщение полученных результатов лабораторной работы и оформление индивидуального отчета

Контроль и оценка преподавателем результатов работы студентов

В практике высших учебных заведений сформировались различные подходы к методике проведения лабораторных занятий:

1 По месту лабораторных работ в структуре учебной дисциплины: выполнение лабораторных работ или тематического лабораторного практикума после теоретического курса (последовательный метод);

2 За организационными особенностями: фронтальные лабораторные работы (когда все студенты выполняют одно и то же задание на одном оборудовании) и групповые лабораторные работы (когда студенты разделены на пидгр рупы из 2-4 человек, которые выполняют различные по тематике, планом и содержанием работы).

Фронтальные и групповые формы лабораторно-практических занятий имеют свои недостатки и преимущества, которые следует учитывать К преимуществам фронтальных лабораторных работ можно отнести:

Непосредственная связь с изучаемым, и усваивается одновременно всеми студентами;

Реализацию принципов систематичности и последовательности;

Благоприятные условия для преподавателя: устный инструктаж перед началом работы и в процессе ее выполнения, подготовка типового оборудования, достаточно легкий контроль за выполнением студентами лабораторной работы т и ее результатам.

Обсуждение результатов, которое осуществляется на данном или следующем занятии, позволяет их обобщить в процессе коллективного обсуждения, выявить типичные ошибки студентов и осуществить их коррекцию

Однако при фронтальных лабораторных работах чаще используется достаточно простое оборудование: 25-30 однотипных комплектов оборудования, и поэтому для проведения более сложных экспериментальных опыт ний целесообразно организовывать индивидуально-групповые работы с использованием более сложного, современного оборудования Они имеют разное дидактическое направления и требуют разного уровня самостоятельности студен тов Ученые-методисты ВИ Мокин, ВО Папьев, ОВ Мокин предлагают использовать такие разновидности лабораторных работ какобіт як:

1 Ознакомительные лабораторно-практические работы, предусматривающие формирование умений и навыков пользования приборами, устройствами, необходимых для выполнения профессиональных задач

2 Подтверждающие лабораторно-практические работы, выполнение которых имеет целью подтверждения правильности полученных теоретических знаний

3 частично-поисковые лабораторно-практические занятия, стимулирующие самостоятельность и творческое мышление студентов В инструкциях и методических рекомендациях к таким работам определяется тема, цель, задачи общий план исследований и ориентированный перечень вопросов, на которые следует найти ответы Студенты самостоятельно детализируют план исследования и выбирают траекторию движения для достижения цели исследованияння.

4 Опытные практические работы имеют только цель исследования, все остальные этапы работы студенты планируют самостоятельно Такой вид лабораторных работ требует больших временных затрат, высокой интеллектуальной напряжения и и предусматривает соответствующее оценкеня.

Наш опыт свидетельствует о возможности и необходимости дифференцированного подхода к студентам при выполнении лабораторно-практических работ В этом случае возможна система многовариантных задач по праву вы ибору студентом уровня сложности задачи и соответствующей оценки его правильное выполнение Для выполнения лабораторно-практических работ разного уровня сложности студентов можно объединять в гомогенные г рупы с учетом уровня их подготовки (высокий, средний, низкий) индивидуализирующую задачи, преподаватель должен определить уровень знаний и умений, который соответствует задачам высшей школы, и обеспечить неоперенные ервне его повышения для каждой группы При этом занятия должны организовываться таким образом, чтобы каждый студент (сильный, средний, слабый) испытывал повышения уровня своей подготовки индивидуализирующую и задачи лабораторно-практических работ, следует, сохраняя целостность системы теоретической и практической подготовки, их взаимосвязь, рассматривать их как единое целое, в котором каждое занятие - это тематически по вершена звено учебного процессоцесу.

17. Инновационные формы и методы обучения и их педагогическая ценность .

В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс все больше осознается как средство достижения такого уровня производства, который в наибольшей мере отвечает удовлетворению постоянно повышающихся потребностей человека, развитию духовного богатства личности. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики обучения в вузе. Главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения.

Наиболее удачными методами в усвоении студентами знаний являются активные методы обучения. Суть активных методов обучения, направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение студентами тех задач, в процессе решения которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками.

Проявление и развитие активных методов обучения обусловлено тем, что перед обучением были поставлены задачи не только усвоения студентами знаний и формирования профессиональных умений и навыков, но и развития творческих и коммуникативных способностей личности, формирования личностного подхода к возникающей проблеме.

Так, непосредственное вовлечение студентов в активную учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением приемов и методов, получивших обобщенное название «активные методы обучения».

Преподаватель в своей профессиональной деятельности использует ту классификацию и группу методов, которые наиболее полно помогают осуществлению тех дидактических задач, которые он ставит перед занятием. И активные методы обучения являются одним из наиболее эффективных средств вовлечения студентов в учебно-познавательную деятельность.

Существуют имитационные и неимитационные формы организации обучения с использованием активных методов обучения. Рассмотрим характеристику неимитационных методов: лекции, семинары, дискуссии, коллективную мыслительную деятельность.

1. Лекции нетрадиционной формы проведения

Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Проблемные вопросы отличаются от не проблемных тем, что скрытая в них проблема требует не однотипного решения, то есть готовой схемы решения в прошлом опыте нет. Для ответа на него требуется размышление, когда для ответа на не проблемный вопрос существует правило, которое нужно знать.

Проблемные лекции обеспечивают творческое усвоение будущими специалистами принципов и закономерностей изучаемой науки, активизируют учебно-познавательную деятельность студентов, их самостоятельную аудиторную и внеаудиторную работу, усвоение знаний и применение их на практике.

2. Лекция-визуализация

Данный вид лекции является результатом нового использования принципа наглядности, содержание данного принципа меняется под влиянием данных психолого-педагогической науки, форм и методов активного обучения.

Лекция-визуализация учит студентов преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, что формирует у них профессиональное мышление за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения.

3. Лекция вдвоем

В этой лекции учебный материал проблемного содержания дается студентам в живом диалогическом общении двух преподавателей между собой. Здесь моделируются реальные профессиональные ситуации обсуждения теоретических вопросов с разных позиций двумя специалистами, например теоретиком и практиком, сторонником или противником той или иной точки зрения и т. п.

Лекция вдвоем заставляет студентов активно включаться в мыслительный процесс. При представлении двух источников информации задача студентов – сравнить разные точки зрения и сделать выбор, присоединиться к той или иной из них или выработать свою.

4. Лекция с заранее запланированными ошибками

Эта форма проведения лекции была разработана для развития у студентов умений оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию.

Подготовка преподавателя к лекции состоит в том, чтобы заложить в ее содержание определенное количество ошибок содержательного, методического или поведенческого характера. Список таких ошибок преподаватель приносит на лекцию и знакомит с ними студентов только в конце лекции. Подбираются наиболее часто допускаемые ошибки, которые делают как студенты, так и преподаватели в ходе чтения лекции. Преподаватель проводит изложение лекции таким образом, чтобы ошибки были тщательно скрыты и их не так легко можно было заметить студентам. Это требует специальной работы преподавателя над содержанием лекции, высокого уровня владения материалом и лекторского мастерства.

Задача студентов заключается в том, чтобы по ходу лекции отмечать в конспекте замеченные ошибки и назвать их в конце лекции. На разбор ошибок отводится 10–15 минут. В ходе этого разбора даются правильные ответы на вопросы – преподавателем, студентами или совместно. Количество запланированных ошибок зависит от специфики учебного материала, дидактических и воспитательных целей лекции, уровня подготовленности студентов.

5. Лекция-пресс-конференция

Форма проведения лекции близка к форме проведения пресс-конференций, только со следующими изменениями.

Преподаватель называет тему лекции и просит студентов письменно задавать ему вопросы по данной теме. Каждый студент должен в течение 2–3 минут сформулировать наиболее интересующие его вопросы, написать на бумажке и передать преподавателю. Затем преподаватель в течение 3–5 минут сортирует вопросы по их смысловому содержанию и начинает читать лекцию. Изложение материала строится не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде связного раскрытия темы, в процессе которого формулируются соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов как отражения знаний и интересов слушателей.

6. Лекция-беседа

Лекция-беседа, или «диалог с аудиторией», является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения студентов в учебный процесс. Эта лекция предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Преимущество лекции-беседы состоит в том, что она позволяет привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей студентов.

7. Лекция-дискуссия

В отличие от лекции-беседы здесь преподаватель при изложении лекционного материала не только использует ответы студентов на свои вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами.

Дискуссия – это взаимодействие преподавателя и студентов, свободный обмен мнениями, идеями и взглядами по исследуемому вопросу.

Это оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность аудитории и, что очень важно, позволяет преподавателю управлять коллективным мнением группы, использовать его в целях убеждения, преодоления негативных установок и ошибочных мнений некоторых студентов. Эффект достигается только при правильном подборе вопросов для дискуссии и умелом, целенаправленном управлении ею.

Выбор вопросов для активизации слушателей и темы для обсуждения осуществляется самим преподавателем в зависимости от конкретных дидактических задач, которые преподаватель ставит перед собой для данной аудитории.

8. Лекция с разбором конкретных ситуаций

Данная лекция по форме похожа на лекцию-дискуссию, однако на обсуждение преподаватель ставит не вопросы, а конкретную ситуацию. Обычно такая ситуация представляется устно или в очень короткой видеозаписи, диафильме. Поэтому изложение ее должно быть очень кратким, но содержать достаточную информацию для оценки характерного явления и обсуждения.

II. Метод «круглого стола»

Эта группа методов включает в себя: различные виды семинаров и дискуссий. В основе этого метода лежит принцип коллективного обсуждения проблем, изучаемых в системе образования. Главная цель таких занятий состоит в том, чтобы обеспечить студентам возможность практического использования теоретических знаний в условиях, моделирующих форму деятельности научных работников.

1. Учебные семинары

Междисциплинарный семинар. На занятие выносится тема, которую необходимо рассмотреть в различных аспектах: политическом, экономическом, научно-техническом, юридическом, нравственном и психологическом. На него также могут быть приглашены специалисты соответствующих профессий и педагоги данных дисциплин. Между студентами распределяются задания для подготовки сообщений по теме. Метод междисциплинарного семинара позволяет расширить кругозор студентов, приучает к комплексной оценке проблем, видеть межпредметные связи.

Проблемный семинар. Перед изучением раздела курса преподаватель предлагает обсудить проблемы, связанные с содержанием данного раздела, темы. Накануне студенты получают задание отобрать, сформулировать и объяснить проблемы. Во время семинара в условиях групповой дискуссии проводится обсуждение проблем. Метод проблемного семинара позволяет выявить уровень знаний студентов в данной области и сформировать стойкий интерес к изучаемому разделу учебного курса.

Тематический семинар. Этот вид семинара готовится и проводится с целью акцентирования внимания студентов на какой-либо актуальной теме или на наиболее важных и существенных ее аспектах. Перед началом семинара студентам дается задание – выделить существенные стороны темы, или же преподаватель может это сделать сам в том случае, когда студенты затрудняются, проследить их связь с практикой общественной или трудовой деятельности. Тематический семинар углубляет знания студентов, ориентирует их на активный поиск путей и способов решения затрагиваемой проблемы.

Ориентационный семинар. Предметом этих семинаров становятся новые аспекты известных тем или способов решения уже поставленных и изученных проблем, опубликованные официально материалы, указы, директивы и т. п. Например, закон об образовании Республики Казахстан, студентам предлагается высказать свои соображения, свое мнение, свою точку зрения по данной теме, возможные варианты исполнения данного закона. Метод ориентационных семинаров помогает подготовить студентов к активному и продуктивному изучению нового материала, аспекта или проблемы.

Системный семинар. Проводятся для более глубокого знакомства с разными проблемами, к которым имеет прямое или косвенное отношение изучаемая тема. Например: «Система управления и воспитания трудовой и социальной активности».

Метод системных семинаров раздвигает границы знаний студентов, не позволяет замкнуться в узком кругу темы или учебного курса, помогает обнаружить причинно-следственные связи явлений, вызывает интерес к изучению различных сторон общественно-экономической жизни.

2. Учебные дискуссии

Они могут проводиться:

– по материалам лекций;

– по итогам практических занятий;

– по проблемам, предложенным самими студентами или преподавателем, если студенты затрудняются;

– по событиям и фактам из практики изучаемой сферы деятельности;

– по публикациям в печати.

Метод учебной дискуссии улучшает и закрепляет знания, увеличивает объем новой информации, вырабатывает умения спорить, доказывать свое мнение, точку зрения и прислушиваться к мнению других.

3. Учебные встречи за «круглым столом»

При использовании данного метода можно приглашать различных специалистов, занимающихся изучением рассматриваемой проблемы или работающих по изучаемой студентами теме. Это могут быть ученые, экономисты, деятели искусства, представители общественных организаций, государственных органов и т. п.

Перед такой встречей преподаватель предлагает студентам выдвинуть интересующую их по данной теме проблему и сформулировать вопросы для их обсуждения. Если студенты затрудняются, то преподаватель может предложить ряд проблем и вместе со студентами выбрать более интересную для них. Выбранные вопросы передаются приглашенному специалисту «круглого стола» для подготовки к выступлению и ответам. Одновременно на «круглый стол» могут быть приглашены несколько специалистов, занимающихся исследованием данной проблемы. Чтобы заседание «круглого стола» проходило активно и заинтересованно, необходимо настроить слушателей на обмен мнениями и поддерживать атмосферу свободного обсуждения.

При применении всех этих форм занятий студенты получают реальную практику формулирования своей точки зрения, осмысления системы аргументации, т. е. превращения информации в знание, а знаний в убеждения и взгляды.

Коллективная форма взаимодействия и общения учит студентов формулировать мысли на профессиональном языке, владеть устной речью, слушать, слышать и понимать других, корректно и аргументированно вести спор. Совместная работа требует не только индивидуальной ответственности и самостоятельности, но и самоорганизации работы коллектива, требовательности, взаимной ответственности и дисциплины. На таких семинарах формируются предметные и социальные качества профессионала, достигаются цели обучения и воспитания личности будущего специалиста.

Особенности коллективной мыслительной деятельности в том, что в ней существует жесткая зависимость деятельности конкретного студента от сокурсника; она помогает решить психологические проблемы коллектива; происходит «передача» действия от одного участника другому; развиваются навыки самоуправления.

Имеются различные формы организации и проведения данного вида занятий, такие как пресс-конференция, интеллектуальный футбол, «поле чудес», «лото», «морской бой», «ромашка» и т. д.

Главной задачей высшего учебного заведения на современном этапе является подготовка специалистов, способных нестандартно, гибко и своевременно реагировать на изменения, которые происходят в мире. Поэтому для подготовки студентов к профессиональной деятельности в будущем и используются инновационные методы обучения в вузе.

К таким методам относится проблемное обучение, предусматривающее формирование навыков для решения проблемных задач, которые не имеют однозначного ответа, самостоятельной работы над материалом и выработку умений применять обретенные знания на практике.

Также инновационные методы обучения предусматривают интерактивное обучение. Оно направлено на активное и глубокое усвоение изучаемого материала, развитие умения решать комплексные задачи. Интерактивные виды деятельности включают в себя имитационные и ролевые игры, дискуссии, моделирующие ситуации.

Одним из современных методов является обучение через сотрудничество. Он используется для работы в малых группах. Этот метод ставит своей задачей эффективное усвоение учебного материала, выработку способности воспринимать разные точки зрения, умение сотрудничать и разрешать конфликты в процессе совместной работы.

Применяемые на современном этапе инновационные методы обучения в вузе предусматривают и метод, приоритетом которого являются нравственные ценности. Он способствует формированию индивидуальных нравственных установок, основанных на профессиональной этике, выработке критического мышления, умения представлять и отстаивать собственное мнение.

Инновационные методы позволили изменить и роль преподавателя, который является не только носителем знания, но и наставником, инициирующим творческие поиски студентов.