Экономика        16.02.2024   

Методы диагностики учащихся с овз. Диагностический комплекс методик психологического изучения семьи ребёнка с ОВЗ тест по психологии на тему Тест для педагогов по детям с овз

Тема: «Методики психолого-педагогической диагностики детей с ОВЗ»

1. Методы психолого-педагогического изучения детей с ОВЗ;

2. Характеристика и классификация психодиагностических методик;

3. Нейропсихологическая диагностика причин школьной неуспеваемости.

4. Диагностика познавательной сферы школьников с ОВЗ: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, состояния устной и письменной речи;

5. Диагностика особенностей личности детей с ОВЗ;

6. Диагностика эмоционально-волевой сферы школьников;

7. Диагностика сформированности учебной деятельности детей с ОВЗ.

Методы психолого-педагогического изучения детей с ОВЗ

Психолого-педагогическое изучение предусматривает получение о ребенке сведений, раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен располагать на определенном возрастном этапе. Важно установить запас представлений об окружающем, сформированность качеств, необходимых для учебной работы (произвольность психической деятельности, волевые усилия, планирование и самоконтроль, наличие мотивации, интереса и др.). Если ребенок готовится к поступлению в I класс, необходимо выявить его готовность к обучению (физическую, психологическую, умственную). Если дети уже учатся в школе, то следует понять причины имеющихся у них трудностей.

Интересующие педагога сведения можно получить при использовании таких методов, как непосредственная беседа с ребенком и с родителями, воспитателями о нем; анализ работ (рисунков, поделок, тетрадей и др.), специально организованное педагогическое обследование и педагогическое наблюдение.

Как показывает практика, основой любого рода диагностики, позволяющей получить о ребенке максимальный объем сведений, является целенаправленное наблюдение . Педагогическое наблюдение должно быть заранее спланированным, точно ориентированным и систематическим. Наиболее важно наблюдение за ведущей деятельностью, поскольку именно в рамках ведущей деятельности появляются психологические новообразования того или иного возраста, формируются предпосылки для перехода к новой ведущей деятельности, на новый этап психического развития.



Педагогическое наблюдение позволяет достаточно хорошо изучить мотивационный аспект деятельности ребенка, его познавательную активность, интересы. Изучение мотивации показывает уровень личностной зрелости ребенка.

В детском возрасте большинство мотивов неосознанны, еще не сформировалась их иерархия, не выделился ведущий мотив. Наблюдение за эмоциональными реакциями ребенка поможет разобраться в его мотивации. Например, ребенок выполняет учебные обязанности, чтобы избежать порицания, чтобы его похвалили учитель или родители. У ребенка с выраженной познавательной мотивацией радость будет вызывать сам процесс получения знаний по какому-то предмету и т.п. Понятно, что наиболее продуктивным из вышеперечисленных будет мотив познания нового; другие мотивы будут меньше способствовать осуществлению учебной деятельности.

Выявляя вид мотивации, педагог получает возможность адекватного педагогического воздействия, развивает положительные тенденции.

Диагностическое значение имеет и выявление характера интересов ребенка. Например, показательным может быть то, к каким предметам он больше тяготеет - к чтению, математике, естествознанию, физкультуре и пр. Как правило, дети с первично сохранным интеллектом больше любят те предметы, где имеющиеся нарушения меньше влияют на успешность деятельности (например, дети с тяжелыми нарушениями речи больше любят математику, чем письмо и чтение).

Наблюдение позволяет также оценить степень сформированности деятельности в целом - ее целенаправленность, организованность, произвольность, способность к планированию действий, самостоятельному выбору средств выполнения деятельности. Для получения представления о сформированности деятельности ребенка педагогу следует обратить внимание на следующее:

  • - понимание инструкции и цели задания;
  • - способность выполнять задание с учетом простой инструкции и инструкции, состоящей из нескольких заданий;
  • - умение определить последовательность действий, операций;
  • - умение перестраивать действия в зависимости от изменения цели;
  • - способность осуществлять самоконтроль в процессе работы;
  • - умение довести деятельность до получения определенного результата, проявить настойчивость в достижении цели, преодолевать трудности;
  • - способность адекватно оценить результат собственной деятельности;
  • - переключить внимание, быстро перейти от одного задания к другому.

Полезно охарактеризовать и отдельные виды деятельности ребенка.

Педагогическое наблюдение позволяет также выявить особенности отношения ребенка к окружающим и к самому себе. Чтобы выявить эти особенности, педагог целенаправленно оценивает, насколько ребенок стремится к общению, к лидерству, как он ведет себя с младшими и старшими, насколько он инициативен, как к нему относятся окружающие и т.п. Большое значение имеет анализ отношения ребенка к имеющимся у него нарушениям - это характеризует уровень его интеллектуального и личностного развития. Нередко дети с сохранным интеллектом тяжело переживают имеющиеся у них нарушения, подчас дают неадекватные реакции в виде выраженного негативизма, агрессии по отношению к окружающим. Вместе с тем даже при тяжелых нарушениях таких неадекватных личностных реакций может и не быть, и дети гармонично вписываются в коллектив сверстников с менее выраженными расстройствами.

Данные, полученные с помощью наблюдения, используются при составлении психолого-педагогической характеристики ребенка.

Предлагаем Вашему вниманию программу педагогического изучения детей с нарушениями развития в условиях образовательного учреждения, разработанную С.Д. Забрамной.

Содержание Методы
I. Общие сведения о ребенке Фамилия, имя, дата рождения. Дата поступления в специальное образовательное учреждение. Посещал ли до этого специальные (коррекционные) учреждения, детский сад общего типа, массовую школу (в каких классах и сколько лет обучался) Изучение документации
II. История развития Состояние здоровья родителей. Как протекала беременность у матери, вовремя ли родился, как протекали роды. Особенности раннего развития ребенка. Какие заболевания или травмы перенес в первые годы жизни Беседа с родителями. Изучение медицинской документации
III. Семья Состав, взаимоотношения между членами семьи. Материальные условия жизни, занятия родителей. Отношение членов семьи к ребенку Посещение семьи. Беседы с родителями
IV. Физическое состояние Отклонения в физическом развитии. Особенности физического развития (данные о росте, массе тела, упитанности, особенностях осанки и др.); нарушения движений; наличие параличей, парезов; стереотипные и навязчивые движения, жесты, мимика. Утомляемость при физических нагрузках. Выдерживает ли нагрузки, предусмотренные режимом данного детского учреждения Наблюдение во время занятий, игр и т.д. Врачебное обследование
V. Особенности познавательной деятельности 1. Состояние органов чувств (слуха, зрения, обоняния, вкуса, осязания). Не бывает ли обманов чувственного восприятия (иллюзий, галлюцинаций) Изучение медицинской документации. Специальные исследования.
2. Особенности речи. Владеет ли связной речью или изъясняется отдельными словами. Дефекты произношения и их характер. Понимание устной речи (указаний, инструкций, объяснений). Запас слов. Сформированность грамматического строя речи. Умеет ли давать полные ответы на вопросы и связно рассказывать. Нет ли многоречия, нецеленаправленности речи. Понимание письменной речи (написанных слов, текстов книг, таблиц и т.д.) Наблюдение за речью ребенка. Беседы с ребенком. Логопедическое обследование. Изучение письменных работ
3. Особенности внимания. Легко ли привлекается внимание; устойчивость внимания. Способность распределять внимание. Переключаемость с одного вида деятельности на Другой Наблюдение за ребенком на занятиях и в свободное от занятий время
4. Особенности восприятия и осмысливания воспринимаемого. Понимает ли окружающую обстановку, не бывает ли случаев помрачения сознания. Знает ли названия и назначение простых предметов. Соотносит ли реальные предметы и их изображения на картинках. Понимает ли содержание картин. Улавливает ли главное в воспринимаемом. Умеет ли сравнивать предметы и определять черты сходства и различия. Умеет ли классифицировать предметы и делать простые обобщения. Способен ли самостоятельно понять содержание прослушанного текста. Устанавливает ли причинно-следственные связи Наблюдение за ребенком на занятиях и вне их. Беседы с ребенком
5. Особенности памяти. Как запоминает; преобладающий вид памяти (зрительная, моторная, слуховая, "смешанная"). Быстрота запоминания. Надолго ли запоминает (прочность запоминания). Что лучше запоминает: цифры, факты, описания. Особенности процесса припоминания Наблюдение за ребенком на занятиях и в играх. Индивидуальные беседы с ребенком
6. Особенности усвоения учебного материала. Отношение к отдельным учебным предметам. Имеет ли понятие о пространственных характеристиках предметов: длине, высоте, форме. Знает ли буквы, цифры (умеет ли читать, писать, считать). Знает ли стихи. Умеет ли пересказывать прослушанное (прочитанное). Развитие навыков ручного труда, рисования, самообслуживания. Трудности в овладении новым материалом. Результаты работы, проведенной педагогом по преодолению этих затруднений Наблюдение за ребенком в процессе занятий, изучение работ, выполненных на занятиях
7. Интересы (отсутствуют, слабо выражены, неравномерны); чем интересуется (трудом, пением, рисованием, танцами и т.д.) Наблюдение за ребенком на занятиях и вне их, на экскурсиях. Изучение практических работ детей
VI. Эмоционально-волевая сфера Преобладающее настроение ребенка (веселое, грустное). Отмечаются: возбудимость, тормозимость, неуравновешенность, спокойствие. Реакция на происходящее вокруг. Свойственны ли ребенку чувства страха, удивления, восторга, сострадания. Способность к волевому усилию в занятиях, в поведении. Умеет ли сдерживать себя от недозволенных действий Наблюдение за ребенком на различных занятиях, вне их, на экскурсиях, в играх и т.д.
VII. Особенности личности Соблюдение правил поведения. Как проявляет себя в учебной, трудовой и игровой деятельности. Нравственные качества: отношение к родным, близким, товарищам. Взаимоотношения со взрослыми, с другими детьми. Проявления чувства привязанности, любви, доброго отношения к окружающим; склонность вредить, обижать других, лживость и др. "Разрушительные" наклонности, склонность к бродяжничеству, агрессии, в том числе аутоагрессии и т.п. Наблюдение за ребенком в различных видах деятельности

1. Впервые принципы инклюзивного образования на международном уровне были зафиксированы:
А) в Саламанкской декларации
Б) в Джомтьенской Конвенции
В) в Конвенции о правах инвалидов

2. Инклюзивное образование, согласно ФЗ «Об образовании В РФ» (от 29.12.2012 г. №273-ФЗ), - это
А) создание оптимальных условий для социализации для детей с ОВЗ и инвалидностью
Б) создание оптимальных условий для нравственного развития нормально развивающихся детей
В) обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей

3. Выберите правильный ответ: Совместное обучение и воспитание детей, имеющих ОВЗ, с их нормально развивающимися сверстниками подразумевает:
А) инклюзия
Б) интеграция,
В) индивидуализация.

4. Выберите правильный ответ: Инклюзия, то есть «включённое образование», предусматривающее включение ребёнка с ОВЗ в одну образовательную среду с нормально развивающимися сверстниками - это:
A) групповая интеграция,
Б) образовательная интеграция,
B) коммуникация.

5. Выберите правильный ответ: Социальная интеграция должна быть обеспечена:
A) всем без исключения детям с нарушениями в развитии,
Б) только детям с нарушениями развития в младшем школьном возрасте,
B) детям, обучающимся только в специальных учреждениях.

6. Как называются дети, для обучения которых необходимо создавать особые условия, в Российском законодательстве?
А) дети с ограниченными возможностями здоровья
Б) дети с отклонениями в развитии
В дети с особыми образовательными потребностями

7. Выберите правильный ответ: Дети с ОВЗ – это
А) дети с различными отклонениями в психофизическом развитии: сенсорными, интеллектуальными, речевыми, двигательными и др.
Б) дети, которые имеют различного рода отклонения (психические и физические), обуславливающие нарушения естественного хода их общего развития, в связи, с чем они не всегда могут вести полноценный образ жизни.
В) дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

8. К специальным образовательным условиям для всех категорий детей с ОВЗ и инвалидностью относится: А) создание в образовательных учреждениях безбарьерной среды Б) материально техническое (включая архитектурное) обеспечение, кадровое, информационное, программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса, психолого -педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и инвалидностью В) индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ и инвалидностью Г) пандусы, специальные лифты, специально-оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование.

9. Выберите правильный ответ: Адаптированная образовательная программа – это
А) образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Б) учебно - методическая документация, определяющая рекомендуемые федеральным государственным образовательным стандартом объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы

10. Адаптированная программа разрабатывается:
А) самостоятельно педагогом, работающим с ребенком с ОВЗ
Б) самостоятельно образовательной организацией на основе рекомендаций ПМПК
В) совместно педагогом и родителями

11. Что является основой для определения варианта адаптированной образовательной программы для обучающегося с ОВЗ?
А) рекомендации ПМПК, сформулированные по результатам комплексного обследования ребенка;
Б) письменное заявление родителей (законных представителей) ребенка;
В) выбор самого ребенка;
Г) рекомендации ПМПК, сформулированные по результатам собеседования с родителями (законными представителями) ребенка.

12. Два основных показателя готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования:
А) профессиональная готовность
Б) психологическая готовность
В) информационная готовность
Г) готовность к профессиональному взаимодействию и обучению

13. Впервые теоретическое обоснование интегрированного обучения было заложено в трудах отечественного учёного:
А) А.Н. Леонтьева,
Б) С.Л. Рубинштейна,
В) Л.С. Выготского.

Ответы : 1А, 2В, 3А, 4Б, 5А, 6А, 7В, 8Б,9А, 10Б, 11А, 12А,Б, 13В

В процессе психологической диагностики детей с ОВЗ необходимо соблюдать ряд принципов:

1.Деятельностный принцип, направленный на проведение психологического обследования в контексте деятельности, доступной ребенку с ОВЗ: предметно-практической, игровой, учебной.

2.Принцип качественного анализа полученных данных психологического обследования, построенный на концепции Выготского об определяющей роли обучения в процессе развития ребенка. Для психолога важен не только результат выполнения тестового задания, но и способ работы ребенка, умение его переносить усвоенные навыки на новое задание, отношение к хаданию, собственная оценка результатов.

3.Принцип личностного подхода. Психолог анализирует не отдельный симптом, а личность ребенка в целом.

4.Принцип сравнительного подхода. При изучении нарушенного развития психолог должен правильно ориентироватьсяв особенностях психического развития здорового ребенка.

5.Принцип комплексного подхода. Учет множества факторов, лежащих в основе нарушений развития ребенка с ОВЗ: клинических, педагогических, психологических, социальных.

По результатам психодиагностики должны быть выявлены:

1) нарушения психической деятельности, их механизмы для определения перспектив реабилитации

2) наиболее сохранные психические функции, чтобы задействовать компенсаторные механизмы

3) должна быть осущестлена оценка тех особенностейпсихической деятельности, которые будут способствовать успешной социальной интеграции ребенка на разных этапах возрастного развития.

Углубленное психодиагностическое обследование детей, с ОВЗ должно обеспечивать

1)оценку психомоторного развития

2)всестороннюю оценку интеллектуального развития

3)оценку эмоционально-волевой сферы

4)оценку характера и особенностей личности в целом

5)оценку поведения и психологических механизмов его регуляции

Основные трудности психолога при обследовании заключаются в том, что многие методики не могут использоваться полностью или частично в связи с особенностями нарушений.

Психолог должен владеть большим количесвом методов и взаимозаменяемых методик и перед обследованием больного тщательно подбирать наиболее пригодные для обследования с учетом расстройств.

вследствие истощаемости нужно внимательно относиться к дозированию тестовых нагрузок (до 5-7 лет - 20-30 минут)

Для оценки интеллекта мб использованы, напр., тест Векслера (иногда частично, графические тесты, методика исключения предметов и т.д.

Основные требования к психодиагностике детей с ОВЗ

1)Психодиагносика должна быть максмально ранней, те проводиться непосредственно после установки медицинского диагноза



2)должна обеспечить обоснованность разработки программ психокоррекции, текущиц контроль её резульативности в процессе сопровождения психическогог развития ребенка, оказания ему психологической помощи

3)Психодиагностике подлежат не только сами дети, но и их родители

4)программа должна по возможности определить все нарушения психического развития, а используемые методы и методики должны отличаться надежностью, валидностью и быть адекватными возрасту и степени тяжести заболевания ребенка

5)результаты носят конфиденциальный характер и к проведению могут привлекаться только специалисты

Структура и содержание работы психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК).

Значение психодиагностического исследования при отборе детей в разные виды специальных (коррекционных) образовательных учреждений и для интегрированного обучения в массовые школы.

1926г. В России вышло 1 постановление о медицинско-педагогических комиссиях, которые предназначаются для того, чтобы обосновано можно было уточнять состояние ребенка и поставить ему медицинский диагноз.

Выготский говорил о том, как должно проходить исследование:

1. Принцип комплексного подхода к обследованию ребенка на ПМПК.

(обследование разными специалистами)

Психологическое обследование является неотъемлемой частью ПМПК.

1)Данные социального педагога

Состав семьи

Возраст, образование

Проф. занятость родителей,

Материально-бытовые условия, (наличие рабочего места у ребенка, сколько времени за ним проводит, рабочий стереотип, если нет – мб неустойчивость внимания)



Психологический климат

Кто воспитывает ребенка кроме родителей

Медицинский анамнез всех членов семьи, отклонения, протекание беременности и родов, болезни, лечения; -история развития самого ребенка

Педиатр – на момент обследование необходимо заключение педиатра об общем соматическом состоянии ребенка

Окулист - острота зрения, глазное дно, широта поля зрения

ЛОР – острота слуха, состояние всей системы

Хирург-ортопед – заключение

Невропатолог (+ЭЭГ)

Психиатр

3) Педагогическая характеристика

Посещал ли образовательные учреждения (сколько и какие), если нет, то кто занимался воспитанием ребенка, возможное влияние

Какие трудности возникали в учебном процессе

4) Логопед

5) Психолог

Специалисты обсуждают, психиатр ставит диагноз

2. Принцип всестороннего и целостного обследования ребенка на ПМПК

(ребенок должен быть обследован психологом всесторонне – все сферы личности)

1) когнитивная (-внимание,-память, -воображение, -представление, -мышление)

2) эмоциональная

3) волевая (сформированность произвольной регуляции деятельности)

4) коммуникативная

5) мотивационная

6) самооценка

7) индивидуально-типологические особенности – особенности поведения

3. Принцип возрастной и содержательной валидности использованных методик

Методы должны соответствовать возрасту, уровню развития и предмету исследования

4. Принцип динамического подхода и обследования ребенка.

5. Принцип деятельностного подхода.

Учитывает сформированность ведущего вида деятельности.

6. Принцип соотнесения результатов обследования ребенка с нормами.

В данный момент существует проблема с нормативами, поэтому опора идет на среднегрупповые показатели, если показатели ребенка ниже, то на него стоит обратить внимание педагогов и психологов, или же он попадает в группу риска.

7. Принцип качественно-количественного анализа результатов обследования

Значение количественного и качественного анализа очень хорошо дополняют друг друга (н-р, профиль интеллекта)

8. Соблюдение условий проведения психодиа

Цель ПМПК - организация помощи детям с отклонениями в развитии на основе проведения комплексного диагностического обследования и определения специальных условий для получения ими образования и необходимого медицинского обслуживания, пропаганда здорового образа жизни среди школьников, родителей, педагогов.

Основными задачами ПМПК являются:

Своевременное выявление и динамическое наблюдение за детьми с отклонениями в развитии;

Комплексная, всесторонняя, динамическая диагностика отклонений в развитии ребенка и его потенциальных возможностей;

Определение специальных условий развития, воспитания, обучения детей с отклонениями в развитии;

Содействие и инициирование организации условий развития и воспитания, адекватных индивидуальным особенностям ребенка;

Внедрение современных технологий диагностики и коррекционной работы с детьми;

Формирование банка данных о детях и подростках с отклонениями в развитии;

Своевременное направление детей в научно-исследовательские, лечебно-профилактические, оздоровительные, реабилитационные и другие учреждения при возникновении трудностей диагностики, неэффективности оказываемой помощи;

Консультирование родителей (законных представителей), педагогических и медицинских работников, непосредственно представляющих интересы ребенка в семье и образовательном учреждении;

Координация деятельности психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений;

Участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической и медико-социальной культуры населения;

Профилактическая работа с детьми и подростками по предупреждению потребления психоактивных веществ;

Разработка и реализация программ, содействующих приобретению знаний, умений и навыков, необходимых для формирования устойчивой мотивации на здоровый образ жизни;

Содействие процессам интеграции в обществе детей с отклонениями в развитии.

Думаю, речь здесь должна идти о том, чтобы ребенок получил образование, соответствующее способностям и возможностям в маскимально комфортной для ребенка среде

Тема: «Методики психолого-педагогической диагностики детей с ОВЗ»

1. Методы психолого-педагогического изучения детей с ОВЗ;

2. Характеристика и классификация психодиагностических методик;

3. Нейропсихологическая диагностика причин школьной неуспеваемости.

4. Диагностика познавательной сферы школьников с ОВЗ: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, состояния устной и письменной речи;

5. Диагностика особенностей личности детей с ОВЗ;

6. Диагностика эмоционально-волевой сферы школьников;

7. Диагностика сформированности учебной деятельности детей с ОВЗ.

В полноценном диагностическом обследовании необходимо гармоничное сочетание тех и других методик.

Тест И.П. Павлова

Мно­гочисленные данные о функциональной специализации по­лушарий головного мозга позволяют соотнести концепцию Павлова о двух сигнальных системах с особенностями ра­боты полушарий и «распределением» ролей, которое су­ществует в их совместной деятельности. Обязательное условие для диагностики детей - их умение читать. Тестирование рекомендуется проводить индивидуально.

Инструкция: разложи по три карточки на три группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее.

Наглядный материал: девять карточек; на каждой на­писано по одному слову: «карась», «орел», «овца», «пе­рья», «чешуя», «шерсть», «летать», «плавать», «бегать».

Оценка результатов

1-й вариант:

а) «карась», «орел», «овца»;

б) «бегать», «плавать», «летать»;

в) «шерсть», «перья», «чешуя».

В этом варианте выделены общие существенные при­знаки. Преобладает вторая сигнальная система. Мыслительный тип. Логическое мышление. Доминирование ле­вого полушария.

2-й вариант:

а) «карась», «плавать», «чешуя»;

б) «орел», «летать», «перья»;

в) «овца», «бегать», «шерсть».

Здесь предметы и явления обобщены по их функциональ­ным признакам. Преобладает первая сигнальная система, ху­дожественный тип, образное мышление, доминирование пра­вого полушария, синтезирование целостного образа.

3-й вариант:

одновременное выполнение 1-го и 2-го вариантов теста. Смешанный тип.

Методика выявления соотношения сигнальных систем К.А. Климова.

Испытуемым предъявляются девять различ­ных пар кружков одинакового размера, в одном случае - со словесными, а в другом - с цветовыми обозначения­ми (розовый, синий, красный, зеленый, желтый и т.д.). Время экспозиции - 30 секунд. Им предлагает­ся запомнить предъявленные пары раздражителей. После предъявления кружков со словесными обозначениями испытуемые должны написать (сказать), что запомнили (функция левого полушария). После показа цветных круж­ков испытуемые должны расположить их в предъявлен­ном сочетании (функция правого полушария).



Подсчитывается количество правильно воспроизведенныхсловесных и цветовых пар раздражителей. Показателем соотношения сигнальных систем служит отношение величин запомненных цветовых и словесных пар (К).

К = А/В, где А - количество пар цветных кружков; В - количество пар кружков со словесным обозна­чением слова. Преобладание первой сигнальной системы (доминирование правого полушария) имеется в том случае, если К > 1,05. Преобладание второй сигнальной системы (домини­рование левого полушария) имеется в том случае, если К < 0,95.Смешанный тип (равнополушарность), если К = 0,96- 1,04.

Диагностический материал для обследования

Учащихся 2 классов

Продуктовый Экскурсовод

Кондитерская Переталкивали

Метрополитен Водопроводный

Стекольщик Регулировщик

Библиотекарь Кораблестроение

Па-ба-па-ба Ча-тя-ча

Ды-ты-ду Ру-лу-лу-ру

Га-ка-га За-жа-за-жа

Са-ша-са Со-со-шо-со

Ща-ся-ща Жо-шо-шо-жо

·

у слона детеныши - у собаки-

у верблюда - у свиньи-

у оленя- у лошади-

у барсука- у коровы-

у осла- у овца-

· :

варенье из черники- коробка из картона-

ложка из серебра- дом из кирпича-

платье из шелка куртка из замши-

каша из пшена- сок из сливы-

крыша из черепицы- посуда из алюминия-

· :

человека за храбрость называют-

человека за честность называют-

если днем идет снег, то день-



если днем идет дождь, то день-

если дует ветер, то день-

· :

клюв птицы-

морда кролика-

хвост лошади-

зубы акулы-

туловище коровы-

·

Груша, бабушка, внучка, давать

Машина, по, ехать, дорога

Свитер, надеть, шерстяной, Лена, теплый,

Папа, интересный, смотреть, журналы, вечером

· Верификация предложений:

Солнце освещается землей.

Собака вышла в будку.

Птица летит высоко под лесом.

По небу летят самолет.

На столе лежат цветной карандаши.

· Употребление предлогов:

Чайка летит …водой.

Деревья шумят…ветра.

Последние листья опадают..березы.

Машина остановилась..подъезда.

Мальчик спрятался..деревом.

· Завершение предложений:

Сергей поздно пришел из школы, потому что….

Девочка была голодна, хотя…..

·

Наступили долгожданные зимние каникулы.

· Определи количество слогов в словах: жалоба, малиновый;

· Определи количество звуков в словах: кошка, кабина;

· Назови 3 слог в слове малина;

· Назови 6 звук в слове скороход;

· Назови 3 звук в слове плотник;

· Назови звук в слове праздник , стоящий после звука п;

· Пересказ текста.

Учащихся 3 классов

(адаптированный вариант методики Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В.)

1.Исследование слоговой структуры слова:

Бейсболка волейболист

Тракторист перепрыгивал

Библиотекарь транспортный

Водопроводчик авиаперелет

Программист десятиэтажный

2. Фонематическое восприятие:

Па-ба-па-па Ча-тя-ча-тя

Ду-ду-ду-ту Ру-лу-ру-лу-ру

Га-ка-ка-га За-жа-за-жа

Са-ша-са-са Со-со-шо-со

Ща-ся-ща-ща Жо-жо-шо-жо

3. Исследование навыков словообразования:

· образование существительных суффиксальным способом:

у кролика детеныши - у собаки-

у тигра - у свиньи-

у лягушки- у лошади-

у барсука- у коровы-

у белки- у овца-

· образование относительных прилагательных :

варенье из груши- салат с мясом-

варенье из рябины- салат с курицей-

варенье из малины- лист клена-

кукла из фарфора- лист березы-

крыша из черепицы- посуда из глины-

· образование качественных прилагательных :

человека за доброту называют-

человека за нежность называют-

если днем холод, то день-

если днем тепло, то день-

если дует ветер, то день-

· образование притяжательных прилагательных :

морда барсука-

морда верблюда-

хвост быка-

голова воробья-

туловище журавля-

4. Исследование грамматического строя речи:

· Согласование слов в предложениях:

Библиотекарь, выдавать, книги

Собака, будка, около, лежать

Лена, кошка, молоко, налить, свежий

Внук, бабушка, фломастеры, купить, разноцветный

· Верификация предложений:

Машина выехала в гараж.

В небе летит самолеты.

Снеговик слеплен мальчик.

Самолет летит высоко под домами.

Хорошо сидится заяц под кустом.

· Употребление предлогов:

Карандаш закатился ….стол.

Девочка вышла….подъезда.

Дети гуляли …… дома.

У бабушки заболела голова…..жары.

Суп наливают … тарелки.

· Завершение предложений:

Лена испачкалась во дворе, потому что….

Сергей простыл, хотя…..

· Изменение существительных по числам и падежам:

Игры «Один-много», «Много чего»

5. Исследование навыков языкового анализа:

· Определи количество слов в предложении:

Мальчик выполнил сложное домашнее задание.

· Назови 3 слово в предложении;

· Определи количество слогов в словах: кубики, самолеты;

· Определи количество звуков в словах: банка, корова;

· Назови 3 слог в слове самолеты;

· Назови 5 звук в слове банкир;

· Назови 3 звук в слове корова;

· Назови звук в слове станок , стоящий после звука с;

6. Исследование связной речи:

  • Составление рассказа по серии сюжетных картинок;
  • Пересказ текста.

Диагностический материал для обследования учащихся 4 классов (начало года) (адаптированный вариант методики Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В.)

1. Исследование слоговой структуры слова:

Хлеборезка Двухкамерный Параллельный Железнодорожный Воспитательница Мотоциклист

Овощехранилище Библиотекарь Парашютный

Структурировать

2. Фонематическое восприятие:

Па-ба-па-па Ча-тя-тя-ча

Ды-ты-ды-ты Ру-лу-лу-ру

Га-ка-ка-га За-жа-за-жа

Са-ша-са-са Со-со-шо-со

Ща-ся-ща -ся Жо-шо-жо-жо

3. Исследование навыков словообразования:

· образование существительных суффиксальным способом:

у оленя детеныши- у бурундука-

у льва- у свиньи-

у курицы птенцы- у лошади-

у голубя - у коровы-

у верблюда- у овца-

· образование относительных прилагательных :

сковорода из чугуна- сок из гранатов-

плита из гранита- кофта из сатина-

посуда из меди- плита из мрамора-

каша из пшена- рубашка из фланели-

сок из брусники- суп из фасоли-

· образование качественных прилагательных :

человека за чуткость называют-

человека за грубость называют-

если днем солнце, то день-

если днем снег, то день -

если дует ветер, то день-

· образование притяжательных прилагательных :

лапы белки-

морда севрюги-

хвост барсука-

голова вороны-

туловище обезьяны-

4. Исследование грамматического строя речи:

· Согласование слов в предложениях:

Даша, кукла, платье, шить;

Продавец, продукты, покупатель, продавать;

Лес, дровосек, дрова, в, рубить;

Птица, гнездо, крыша, вить, на;

Деревня, дети, в, поехали, каникулы, на.

· Верификация предложений:

Мама готовить вкусный суп.

Автобус отъехал к остановки.

Дети выбежал гулять с двор.

Птицы пролетали под нашими домом.

Дедушка приобрел фиолетовый внукам шарфы.

· Употребление предлогов:

Лодка отплыла …. берега.

Ученик отвечал …доски.

Олег выглянул …угла.

Поезд приближался.. станции.

Дети выбежали …навеса.

· Завершение предложений:

Дети поедут летом на юг, если….

Ребята придут в школу, когда….

· Изменение существительных по числам и падежам:

Игры «Один-много», «Много чего?»

5. Исследование навыков языкового анализа:

· Определи количество слов в предложении:

Машина стремительно мчалась по скоростному шоссе.

· Назови 5слово в предложении;

· Определи количество слогов в словах: клубничные, барсучий;

· Определи количество звуков в словах: портрет, памятник;

· Назови 3 слог в слове вафельный;

· Назови 5 звук в слове шоколадный;

· Назови 3 звук в слове вафельный;

· Назови звук в слове тренер, стоящий после звука т;

6. Исследование связной речи:

  • Составление рассказа по серии сюжетных картинок;
  • Пересказ текста.

Оценка

3 балла - точное и правильное воспроизведение в темпе предъявле­ния;

2 балла- напряженное или замедленное воспроизведение;

1 - уподобление слогов с самокоррекцией;

0 - уподобление, искажение, сокращение количества слогов или отказ.

Максимальный балл за это задание равен 30 баллам.

3. Исследование навыков словообразования:

а) Называние детенышей животных

Оценка

3 балла - правильная форма;

1 - форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контек­сте («лисички», «овечки» вместо «лисята», «ягнята» и т.д.);

Максимальная оценка за задание составляет 30 баллов.

б) Образование относительных прилагательных

Оценка

3 балла - правильная форма;

2 - самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи;

1 - форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контек­сте (сливочное варенье);

0 - неправильная форма слова или отказ назвать.
Максимальная оценка за задание составляет 30 баллов.

в) Образование качественных прилагательных

Оценка

3 балла - правильная форма;

2 - самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи;

1 - форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контек­сте (дождевой, ветряной);

Максимальный балл -15 .

г) Образование притяжательных прилагательных

Оценка

3 балла - правильная форма;

2 - самокоррекция;

0 - неправильная форма слова или отказ.

Максимальный балл - 15 .

Максимальная оценка за всю серию - 90 баллов.

4. Исследование грамматического строя речи (навыки словоизменения):

а) Составление предложений из слов в начальной форме

Оценка

2 - неправильный порядок слов, пропуск одного члена предложения, использование помощи в виде одного вопроса;

1 - негрубые аграмматизмы, пропуск нескольких членов предложения, необходимость развернутой помощи в виде нескольких вопросов;

0 - грубые аграмматизмы, сочетание нескольких ошибок из предыду­щих пунктов.

Максимальная оценка равна 15 баллам .

б) Верификация предложений

Оценка грамматического структурирования

3 балла - правильное выполнение;

2 - использование стимулирующей помощи при выявлении или ис­правлении ошибки;

1 - ошибка выявлена, но не исправлена, либо исправлена с грамма­тическими ошибками или упрощением структуры предложения;

0 - ошибка не выявлена.

Максимальная оценка за задание - 15 баллов.

в) Дополнение предложения предлогами

Оценка

3 балла - правильное выполнение;

2 - самокоррекция:

1 - коррекция после стимулирующей помощи («подумай еще»);

О - неправильное выполнение даже после помощи или отказ.

Максимальный балл за все задание - 15.

г) Завершение предложений

Оценка

15 баллов - оба предложения достроены правильно;

10 - самостоятельное и правильное завершение одного из предложе­ний, использование стимулирующей помощи при работе со вторым;

5 - правильное завершение только одного предложения или наличие грамматических ошибок в одном или обоих предложениях;

0 - неправильное завершение обоих предложений или отказ от выпол­нения.

и) Образование множественного числа существительных в именитель­ном и родительном падежах

Оценка

3 балла - правильно образованная форма;

2 - самокоррекция;

1 - коррекция после стимулирующей помощи;

0 - неверная форма слова или невыполнение.

Максимальный балл равен 30.

Максимальная оценка за весь блок: 90 баллов

5. Исследование навыков языкового анализа:

Оценка

3 балла - правильный ответ;

2 - самокоррекция;

1 - правильный ответ после стимулирующей помощи («неверно, подумай еще»);

0 - неправильный ответ после стимулирующей помощи.

Можно отдельно проанализировать результаты выполнения первых пяти проб, позволяющих судить о сформированности языкового анализа, и последних пяти проб, проверяющих звуковой анализ.

Максимальный балл за серию – 30.

6. Исследование связной речи:

а) Составление рассказа по серии из четырех сюжетных картинок

Инструкция : разложи эти картинки по порядку и составь рассказ.

Критерий смысловой адекватности и самостоятельности выполнения

15 баллов - картинки разложены самостоятельно и правильно, в рассказе верно передан смысл происходящего;

10 - использование стимулирующей помощи при раскладывании кар­тинок, либо при уяснении смысла происходящего, либо и на том и другом этапе;

5 - при раскладывании картинок или при интерпретации происходя­щего понадобилась развернутая помощь в виде наводящих вопросов или же при правильно разложенных картинках дано собственное толкова­ние событий;

0 - невозможность адекватного понимания происходящего даже при оказании второго вида помощи.

15 баллов - рассказ содержит все основные смысловые единицы в правильной последовательности, между ними имеются связующие зве­нья, нет трудностей переключения;

10 - пропуск отдельных смысловых звеньев, или отсутствие связую­щих элементов, или неоправданные повторы однотипных, упрощенных связующих элементов;

5 - выраженная тенденция к фрагментарности текста, перечислению деталей, событий без обобщающей сюжетной линии, неоднократные повторы слов, грамматических конструкций, или на­личие непродуктивных слов, или сочетание нескольких ошибок из пре­дыдущего пункта;

0 - невозможность самостоятельного построения связного текста.

15 баллов - рассказ оформлен грамматически правильно с использо­ванием сложных и разнообразных грамматических конструкций;

10 баллов - рассказ оформлен грамматически правильно, но однооб­разно или имеются нарушения порядка слов;

5 баллов - наблюдаются единичные негрубые аграмматизмы либо параграмматизмы (несоблюдение грамматических обязательств);

0 баллов - множественные аграмматизмы.

15 баллов - адекватное использование вербальных средств;

10 - длительный поиск слов с актуализацией непродуктивной лекси­ки или единичные близкие словесные замены;

5 - выраженная бедность словаря, неоднократные вербальные замены (семантически близкие), искажение звуковой структуры слов;

Суммарный балл складывается из оценок по всем четырем критериям и при максимально успешном выполнении равен 60.

б) Пересказ текста

Критерии смысловой адекватности и самостоятельности выполне­ния

15 баллов - правильный и самостоятельный пересказ, верное понима­ние смысла происходящего;

10 - неточное описание ситуации с правильными ответами на вопро­сы, указывающими на понимание скрытого смысла, или правильное и полное описание ситуации с пониманием смысла после уточняющих вопросов;

5 - правильное описание ситуации с буквальным пониманием смысла истории даже после уточняющих вопросов;

0 - искажение ситуации при пересказе, неадекватное толкование смысла даже в условиях помощи.

Критерий возможности программирования текста

15 баллов - пересказ содержит все основные смысловые звенья в правильной последовательности, между ними имеются связи, нет труд­ностей переключения;

10 - пропуск отдельных смысловых звеньев или отсутствие связую­щих звеньев, или неоправданные повторы однотипных связующих элементов;

5 - тенденция к фрагментарности текста, к перечислению событий без обобщающей сюжетной линии, необоснованные неоднократные повто­ры слов или грамматических конструкций (стереотипность оформления), необходимость наводящих вопросов для построения текста или сочета­ние нескольких ошибок из предыдущего пункта;

0 - невозможность построения связного текста даже в условиях помо­щи в виде вопросов.

Критерий грамматического оформления

15 баллов - пересказ оформлен грамматически правильно с использо­ванием сложных и разнообразных грамматических конструкций;

10 - пересказ оформлен грамматически правильно, но однообразно, или имеются нарушения порядка слов;

5 - наблюдаются единичные негрубые аграмматизмы либо параграмматизмы (несоблюдение грамматических обязательств);

0 - множественные аграмматизмы.

Критерий лексического оформления

15 баллов - адекватное использование вербальных средств; 10 - поиск слов с использованием непродуктивной лексики или еди­ничные близкие словесные замены;

5 - выраженная бедность словаря, неоднократные вербальные замены (семантически близкие), искажение звукового состава слова (выгнули вместо «выгнали», примули вместо «приняли» и т.д.);

0 - далекие вербальные парафазии, неадекватное использование вер­бальных средств. Суммарный балл за задание при максимально успешном выполнении равен 60.

Максимальная оценка за всю серию равна 120 баллам.

Подсчитанные баллы предлагаем заносить в протокол результатов педагогической диагностики.

Диагностика развития речи

Методика Эббингауза.

Методика используется для выявления уровня развития речи, продуктивности ассоциаций.
Инструкция: "Вставьте пропущенные слова".

Инструкция : "Расставь точки".

Анализ результатов: Фиксируются скорость нахождения и продуктивность ассоциаций.

Методика изучения возможности осмысления ситуации на основе слухового или зрительного восприятия (понимание явного и скрытого смысла, связи деталей в единое целое).

Данная методика используется для определения уровня развития понимания грамматических конструкций.

Задание 1.

1. "Послушай, что я тебе прочитаю, и расскажи".
2. "Прочитай и перескажи".

Галка и голубь.

Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее приняли как свою, накормили, но галка не удержалась и закаркала по-галочьи. Тогда голуби ее прогнали. Она вернулась было к галкам, но те тоже ее не приняли.

Муравей и голубка.

Муравей захотел напиться и спустился к ручью. Волна захлестнула его, и он начал тонуть. Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся. На следующий день муравей увидел, что охотник хочет пойти и поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его за ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

Умная галка.

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что стало можно пить.

Самые красивые.

Летела сова. Навстречу ей летели другие птицы. Сова спросила:
- Вы не видели моих птенцов?

А какие они?

Самые красивые!

Анализ результатов : учитывается понимание последовательности событий,

общего и скрытого смысла.

Задание 2.

Обращаясь к ребенку, учитель говорит: "Слушай внимательно. Я буду называть по несколько слов. Составь из каждого набора несколько предложений (одно предложение). Если потребуется, измени эти слова или добавь к набору еще одно или несколько слов".

Наборы слов:

1. Девочка, альбом, рисунок.

2. Ребенок, чашка, молоко.

3.Из, клетки, чиж.

4. Саша, лыжах, катается, на.

Шкала оценивания.

"Прослушай ряд слов и составь из них предложения".

1. В, поют, хоре, девочки.

2. Пассажиры, трамвая, выходят.

Задание 3.

Перед ребенком на столе выкладываются две карточки с рисунками:

Учитель говорит: "Мальчика в белой рубашке зовут Петей, а мальчика в клетчатой рубашке - Ваней". Затем под этими картинками учитель раскладывает восемь отдельных карточек с напечатанными на них предложениями разной синтаксической сложности. Эти предложения представляют собой описание ситуаций, в которых субъектом действия является то Петя, то Ваня (активные и пассивные конструкции): Ваня нарисовал Петю. Ваню нарисовал Петя. Петю нарисовал Ваня. Ваня нарисован Петей. Петя нарисовал Ваню. Ваней нарисован Петя. Петей нарисован Ваня. Петя нарисован Ваней. Далее учитель говорит: "Прочитай эти предложения. Положи отдельно те из них, где говорится о том, что рисовал Петя, и отдельно те, в которых говорится о том, что рисовал Ваня".

Примечание : Если ребенок не читает, используется жестикуляция. Предложения читает учитель. Ребенок показывает пальцем, кто рисовал: Петя или Ваня.

Задание для углубленной диагностики .

"Покажи, где на картинке: - круг под квадратом; - квадрат над кругом;

Круг на квадрате; - круг над квадратом".

Тест различения и выбора фонем.

Тест звукоразличения состоит из 8 основных заданий и 6 заданий для углубленной диагностики. Первое и второе из основных заданий направлены на оценку фонематического восприятия, третье и четвертое - состояния фонематических представлений, пятое, шестое и седьмое – фонематического анализа и восьмое - фонематического синтеза. Для оценки состояния фонематического восприятия в комплекс включены задания, направленные на узнавание, различение и сравнение отдельных звуков в ряду (задание 1) и слов-паронимов (задание 2). Особое внимание в заданиях обращено на различение свистящих и шипящих, аффрикаты глухих и звонких, твердых и мягких фонем. При необходимости с этой целью могут быть использованы дополнительные задания. К моменту применения данного теста необходимо располагать данными о состоянии физического слуха ребенка. Это связано с тем, что даже незначительное снижение слуха в раннем детстве затрудняет различение речевых звуков. Вместе с тем и у детей с нормальным физическим слухом нередко возникают специфические трудности в различении тонких дифференциальных признаков фонем. Эти трудности влияют на ход развития всей звуковой системы.

Задание 1.

Обращаясь к ученику, учитель говорит: "Сейчас я буду называть различные звуки. Будь внимателен: если среди этих звуков услышишь звук Ш, то подними руку.

Т, Ш, Ч, Ж, Щ, Ш".

После выполнения учеником этой части задания учитель продолжает инструкцию: "А теперь подними руку тогда, когда среди звуков, которые я буду произносить, ты услышишь звук 3" (зъ). Слушай:

С", Ц", 3", Т ", 3" ".

И, наконец, учитель говорит: "Сейчас я снова буду называть различные звуки. Подними руку только тогда, когда услышишь звук Ц. Слушай:

С, Ч, Т, Ц, С, Ц, Щ".

Примечание: Звуки Ш, 3", Ц по два раза встречаются в заданных рядах звуков. Поэтому общее количество правильных ответов составляет шесть. Исходя из этого, предлагаются следующие нормы оценок.

Задание для углубленной диагностики .

"Услышав слог ТА среди других слогов, подними руку. Слушай: ДА, НА, ТА". После того как ребенок дает ответ, учитель продолжает: "А теперь подними руку, если услышишь слог СЯ. Слушай:

ЗЯ, СЯ, СА, СЯ, ТЯ".

Задание 2.

Перед ребенком на столе раскладываются 10 рисунков (см. ниже). Далее учитель говорит: "Рассмотри все рисунки и скажи, все ли предметы, изображенные на картинках, тебе известны? Знаешь ли ты названия всех этих предметов? (Обычно ребенок отвечает утвердительно.) Теперь будь особенно внимательным. Я буду показывать эти предметы попарно (по два слова), а ты будешь показывать их на рисунках". Далее учитель называет следующие пары:

трава - дрова, уточка - удочка,

крыша - крыса, мишка - мышка,

бочки - почки.

Задание 3.

Учитель раскладывает на столе перед учеником представленные ниже картинки (за исключением двух картинок с домиками). В названиях предметов, которые изображены на этих картинках, содержится либо звук Д, либо звук Т. Далее учитель спрашивает: "Все ли предметы тебе известны?" Ребенок обычно отвечает утвердительно. Затем учитель раскладывает еще две картинки: на первой изображен белый домик, на второй - черный. Учитель вновь обращается к ученику: "Положи возле белого домика картинки с изображением предметов, в названиях которых содержится звук Т, а возле черного домика - со звуком Д".

Задание 4.

Обращаясь к ученику, учитель говорит: "Вспомни и назови как можно больше слов, в которых есть звук С. Помни, что этот звук может быть в начале слова, в середине, в конце".

Задание 5.

Вначале учитель просит ребенка написать на листочке слово

"сковородка".

Как правило, ученик отказывается это выполнить, ссылаясь на неумение хорошо писать. Учитель успокаивает его, говоря: "Ну что ж, тогда мы поступим иначе. Записывать слова буду я. Для этого ты мне продиктуешь сначала первый звук в слове, затем - второй, третий и так до конца слова. Но мы начнем с короткого слова, а потом будем брать слова все более длинные и сложные". Затем учитель по очереди называет слова:

нос, паук, школа, палатка, сковородка.

"Назови первый и последний звук в слове СЛОН".

Задание 6.

Перед ребенком на столе раскладываются четыре карточки (см. ниже). Учитель уточняет, знает ли ученик названия предметов, изображенных на них, просит назвать их. Затем, обращаясь к ученику, говорит: "Отбери из этих четырех картинок ту, в названии которой первый звук такой же, как и в слове "ласточка".

Задание для углубленной диагностики.

"Отбери среди картинок ту, которая начинается со звука В".

Задание 7.

Учитель выкладывает на столе перед ребенком четыре буквы:

Уточняет, знает ли ребенок, какие это буквы, просит их назвать. Далее учитель говорит: "Сейчас я произнесу одно слово - это слово "чашка". А ты отбери из этих четырех букв (Ш, Ч, Ц, Т) ту, которая соответствует первому звуку этого слова".

Задание для углубленной диагностики .

"Отбери из четырех букв ту, с которой начинается слово АИСТ".

Задание 8.

Обращаясь к ученику, учитель говорит: "Сейчас я буду называть каждый звук в слове отдельно, один за другим. Слушай внимательно и скажи, какое слово получится из этих звуков". (Звуки учителем произносятся с интервалом 4-5 секунд.)

Задание для углубленной диагностики.

"Скажи, какое слово получится из звуков, которые я произнесу". (Звуки произносятся с интервалом 2-3 секунды.)

"Назови первые звуки в словах, которые обозначают названия предметов, изображенных на этих рисунках".

Стимульный материал

Таблицы Шульте.

Данная методика используется для исследования скорости ориентировочно-поисковых движений взора, объема внимания.

Инструкция: "Покажите указкой и назовите все числа от 1 до 25. Как можно скорее, не ошибаясь".

Процедура проведения исследования: Предъявляется таблица, и по сигналу "начали" исследователь включает секундомер. Фиксируется время работы с каждой из таблиц. (Таблицы даны в уменьшенном виде.)

Анализ результатов: Сравнивается время работы по каждой из таблиц. Норма - 30-50 сек на 1 таблицу. Средняя норма - 40-42 сек. В норме на каждую из таблиц уходит примерно одинаковое время.

Модификация таблиц Шульте (буквенный вариант).

Методика изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона - Рузера).

Инструкция: "Закодируйте таблицу, расставив в ней знаки по образцу".

Анализ результатов : Фиксируется количество ошибок и время, затраченное на выполнение задания.

Оценка :

Высокий уровень устойчивости внимания - 100% за 1 мин 15 сек без ошибок.
Средний уровень устойчивости внимания - 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками.
Низкий уровень устойчивости внимания - 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошибками.
Очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания - 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками (по М.П.Кононовой).

Диагностика развития памяти

Методика "Оперативная память"

Методика применяется для изучения уровня развития кратковременной памяти.
Испытуемому вручается бланк, после чего экспериментатор дает следующую инструкцию. Инструкция: "Я буду зачитывать числа - 10 рядов из 5 чисел в каждом (количество рядов, используемых в методике, варьируется от 5 рядов по 4 числа в каждом до максимального с учетом возрастных особенностей). Ваша задача - запомнить эти числа (5 или 4) в том порядке, в котором они прочтены, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвертым, четвертое с пятым, а полученные четыре суммы записать в соответствующей строке бланка. Например: 6, 2, 1, 4, 2 (записывается на доске или бумаге). Складываем 6 и 2 - получается 8 (записывается); 2 и 1 - получается 3 (записывается); 1 и 4 - получается 5 (з