В русском языке огромное значение имеет начальная форма слова. От этого зависят многие его грамматические формы. Имя существительное не является исключением.
Какая начальная форма у существительного?
Чтобы узнать у существительного начальную форму, нужно поставить его в единственногом числа. Рассмотрим правило на примере слов из предложения:
В ряду символов Блок не избегает чисто аллегорических образов, символов давно застывших, метафор уже языковых.
Таким образом определяется начальная форма существительного. Она поможет нам в правописании падежных окончаний.
Окончания -е и -и в 1 склонения
Орфограмма, названная в подзаголовке, связана с необходимостью определить начальную форму. Дело в том, что именно от этого зависит, в каких случаях у существительных пишется окончание -е, а когда - окончание -и.
Начальная форма существительных первого склонения заканчивается на -а, -я. Вспомним, что нужно задать вопрос: "Что?" Приведём примеры:
- жена;
- земля;
- листва;
- яблоня;
- чистота;
- белизна;
- беготня.
В этих словах пишутся окончания -е и -и. Выбор определяется по такой схеме:
Р. п. (кого? чего?) - И.
Д. п. (чему? кому?) - Е.
Пр. п. (о ком? о чём?) - Е.
Приведём примеры:
Практическое задание № 1
Какие буквы вы бы вставили вместо точек?
Ответы: 1) -е, 2) -е, 3) -е, 4) -е, 5) -е, 6) -е, 7) -и.
Окончания -е в именах существительных 2 склонения
Начальная второго склонения в среднем роде заканчивается на -о / -е, а в мужском роде - на согласный. Например:
- окно;
- село;
- поле;
- солнце;
- дело;
- стол;
- столб;
- товарищ;
- карандаш.
Если перед вами такая начальная форма существительного, то слово никогда не имеет окончания -и:
- Р. п. (кого? чего?) - А.
- Д. п. (чему? кому?) - У.
- Пр. п. (о ком? о чём?) - Е.
Как видим, данная орфограмма касается только формы предложного падежа:
- Я рассказал всем о своём товарище, который вот уже целый год не выходил из дома.
- И на солнце бывают пятна.
Практическое задание № 2
Какие окончания пишутся в словах с пропусками?
- В договор… был подробно изложен порядок пользования местами общего пользования.
- В незнакомом офицер… старушка узнала своего сына.
- Вдруг вспомнили о фельдшере, жившем неподалёку, и послали за ним.
- Селиванов рассказал начальнику об этом инженер… и его проект…, и тот согласился встретиться с ним.
- Все работали и не думали даже о директор…, а он всё ещё не приходил.
- В отпуск… все хорошо отдохнули, теперь пришла пора взяться за работу с новыми силами.
- На пропуск… была чья-то чужая фотография.
Ответ: во всех словах пишется окончание -е.
Падежные окончания существительных 3 склонения
Если имя существительное женского рода в начальной форме, то есть в И. п. ед. ч. заканчивается на это значит, что оно третьего склонения. Примеры таких слов:
- тетрадь;
- кровать;
- мать;
- дочь;
- печь;
- ложь;
- блажь;
- площадь.
Если начальная форма существительного именно такая, то у этих слов никогда не бывает окончания -е:
- Р. п. (кого? чего?) - И.
- Д. п. (чему? кому?) - И.
- Пр. п. (о ком? о чём?) - И.
Приведём несколько примеров:
- На окошках ярко алели цветы герани.
- Вдали возвышались башни неприступной цитадели.
- Все на корабле уже мечтали о земной тверди.
- К шерсти она примешивала обычную нить для прочности.
Практическое задание № 3
Возьмём такое задание, с каким должен уметь справляться каждый третьеклассник, так как с темой «Начальная форма существительного» 3 класс знакомится в рамках школьной программы.
Укажите предложения, в которых есть слова с окончанием -и:
- В классе мы читали стихотворение Чуковского о тараканищ… .
- Вчера мы всей семьёй ездили к дедушк… и бабушк….
- Я прочитал в книг… о космос…
- У дяд… есть макет корабля.
- Под деревом рос большой гриб под слоем хво…
- Светлый образ учителя надолго остался в памят… его учеников.
- В июне на топол… формируются семенные коробочки, которые потом лопаются, и семена вместе с пухом разлетаются по всей округ… .
- В 1914 году, когда началась война, Настасья Васильевна завещала дочер… все свои несметные богатства и ушла на фронт сестрой милосердия.
- Девочка в светлом плать… из ситца удивительно гармонично вписывалась в эту картину света, тепла и зелени.
- В огромной луж.. отражалось звёздное небо и кудрявые кроны деревьев, опрокинутые вниз верхушками.
Слова на -ий, -ия, -ие
Существуют ещё слова, начальная форма которых заканчивается на -ий, -ия, -ие:
- санаторий;
- мараторий;
- профилакторий;
- лекция;
- армия;
- секция;
- произведение;
- сведение;
- безобразие.
У таких слов в родительном, дательном, предложном падежах окончание -и. Например:
- Полярная звезда - самая яркая в своём созвездии.
- Отец семейства когда-то давно учился в семинарии.
- У Марии Ивановны было два сына и четыре дочери.
- На Виталии был надет старый свитер грубой вязки.
- Мать часто вспоминала об Артемии и ждала его.
- Сердце матери только тогда находилось в гармонии с миром, когда в доме собирались все её дети.
- Мой брат служит в армии.
Как видно из примеров, в таких случаях на конце слов мы видим сочетание букв -ии. Только последняя из них - окончание.
Диктант
Запишите под диктовку текст, поставьте существительные в начальную форму.
Как хорош осенний лес! Деревья нарядились, точно в сказк… Только ель в своей хво… хмурится и бросает шишки со своей верхушк… . На берёзк… листики жёлтые, прозрачные, зубчатые. У осинк… оранжевые кружавчики, очень красивые. Самый красивый наряд на клён… : красный, узорчатый, необычный. Из-за него не сразу увидишь гроздья рябинк… .
У полянк… на тропинк… заячьи посиделки. У зайцев тоже обновки: на серой шубк… появились белые проседи. А белк… не до обнов, она вся в работ…. Сколько ещё на ветк… шишек! А грибов на земл…! А ягоды на куст…! Нет, отдыхать она будет зимой в тёпл… да сытост… .
Весь лес осенью стоит в особом очарован… .
Итак, вы узнали, какая форма у существительных является начальной, научились использовать это знание при выборе орфограммы "Е и И в окончаниях существительных". Вы видите, как это легко и просто. Но умение определять исходную грамматическую форму важно не только при изучении темы "Имя существительное": например, также важна для изучения грамматики, но это уже тема другого разговора.
Имя существительное — это самая существенная часть речи, в грамматике она считается часто встречающейся.
Знать о ней необходимо всем школьникам для того, чтобы правильно выполнять задания как в ЕГЭ, так и в ГИА. В частности, в экзамене 11 класса имеется задание, в котором нужно выбрать правильную форму имени существительного. Также эта подборка поможет сделать морфологический разбор любого существительного.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ: имя существительное — это часть речи, которая обозначает ПРЕДМЕТ и отвечает на вопросы КТО ? или ЧТО ?
Собственное и нарицательное
- СОБСТВЕННЫЕ существительные обозначают — имена, фамилии, отчества, клички животных, географические названия, название книг, газет, журналов (Москва, Волга, Мария, Каштанка, Алексей Максимович ).
- НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ существительные — название предметов и явлений (ученик, учебник, страна, лес, собака ).
Одушевленные и неодушевленные
- ОДУШЕВЛЕННЫЕ существительные отвечают на вопрос КТО? и называют людей и животных (учитель, школьник, сестра, кот, птица ).
- НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ существительные отвечают на вопрос ЧТО? и называют неживые предметы (облако, лес, вода, тетрадь, автобус ).
Число имён существительных
- ЕДИНСТВЕННОЕ число — обозначает один предмет (письмо, ребёнок ). Некоторые существительные употребляются только в единственном числе (молоко, доброта, Калуга, пение, молодёжь, Франция ).
- МНОЖЕСТВЕННОЕ число — обозначает несколько предметов (письма, дети ). Некоторые существительные употребляются только во множественном числе (очки, сани, именины, ножницы, ворота, Альпы ).
Род имени существительного
РОД - постоянный признак имени существительного. По родам существительные не изменяются.
- МУЖСКОЙ — он, мой (конь, автомобиль ).
- ЖЕНСКИЙ — она, моя (рожь, земля ).
- СРЕДНИЙ — оно мое (село, кольцо ).
ПРАВИЛО: чтобы определить род имени существительного, нужно поставить это существительное в начальную форму: с мячами - мяч (м. р.), на земле - земля (ж. р.), у моря - море (ср. р.).
- ОБЩИЙ РОД — он, мой, этот/она, моя, эта (плакса, сирота ).
Орфограмма «Мягкий знак (Ь) после шипящих на конце имён существительных»
- Пишется — в женском роде (мышь, рожь, печь, ложь, мощь ).
- Не пишется — в мужском роде (гараж, камыш, товарищ, борщ ).
Мягкий знак после шипящего на конце имени существительного показывает, что это существительное женского рода .
Склонение имени существительного
СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ — это изменение слов по падежам. Падеж определяется по вопросам.
Падежи и вопросы:
Чтобы легче запомнить вопросы падежей можно подставлять вспомогательные слова.
- Именительный падеж (есть) кто? что?
- Родительный падеж (нет) кого? чего?
- Дательный падеж (даю, рад) кому? чему?
- Винительный падеж (вижу) кого? что?
- Творительный падеж (доволен, любуюсь) кем? чем?
- Предложный падеж (думаю, говорю) о ком? о чем?
ПРАВИЛО:
Чтобы определить падеж имени существительного, необходимо найти слово, с которым это существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос.
ПРИМЕР:
Старик ловил неводом рыбу. (А.С. Пушкин)
Ловил (чем?) неводом (Т. п.); ловил (кого?) рыбу (В.п.).
НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО — форма именительного падежа единственного числа (всегда определяется в морфологическом разборе ).
Три склонения имён существительных
В русском языке имена существительные, которые имеют одинаковые окончания в одних и тех же падежах, распределяются по трём группам - СКЛОНЕНИЯМ .
- К 1-му склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями -А , -Я в именительном падеже единственного числа (линейкА, землЯ, мамА, папА, дядЯ ).
- Ко 2-му склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -О, -Е в именительном падеже единственного числа (урок, день, зеркалО, полЕ ).
- К 3-му склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа и оканчивающиеся на мягкий знак (метелЬ, морковЬ, вещЬ, дочЬ ).
ПРАВИЛО: чтобы определить склонение имени существительного во множественном числе, нужно поставить это существительное в начальную форму, определить его род и выделить окончание.
ОРФОГРАММА «Буквы Е и И в падежных окончаниях имён существительных»
Чтобы правильно написать безударное падежное окончание имени существительного, нужно:
1. Определить падеж.
2. Определить склонение.
3. Вспомнить окончание существительных этого склонения в нужном падеже: письмо (кому?) бабушке (1-е скл., Д. п., ед. ч., -е);
ехать (на чём?) на велосипеде (2-е скл., П. п., ед. ч., -е).
4. Проверить безударное падежное окончание ударным окончанием имени существительного того же склонения: думая о Родине (о земле); деревья в инее (в серебре); увидел в проруби (в степи).
ОРФОГРАММА «Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных»
После шипящих и Ц в окончаниях имён существительных в творительном падеже под ударением пишется гласная О , а без ударения - гласная Е : врачОм - задачЕй, птенцОм - птицЕй.
Морфологический разбор
1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
3. Неизменяемые признаки: одушевлённое или неодушевлённое; собственное или нарицательное; род (мужской, женский, средний); склонение (1,2,3).
4. Изменяемые: падеж, число.
4. Роль в предложении.
Конспект урока русского языка. 3 класс.
Учитель: Федотова Н.К.
Тема урока: Начальная форма имени существительного.
Цель урока : познакомить с понятием - начальная форма существительных.
Планируемые достижения учащихся: 1. Закрепление знаний об имёнах существительных.
2.Показать, что сущ. в ед. числе, которые отвечают на вопрос
Кто? что? - это сущ. в начальной форме.
3. Развитие орфографической зоркости, формирование
Навыка грамотного письма.
4. Развитие каллиграфического навыка.
5. Закрепление умения работать с предложением.
6. Развитие речи, внимания, памяти, умения
Анализировать, делать выводы.
Оборудование : конверт с письмом из страны Речь, учебник «Русский язык. 3 класс» (автор Полякова А.В.), тетрадь, компьютер,интерактивная доска.
Ход урока.
- Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
- Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
- Определение содержательных рамок урока.
- Актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности.
На интерактивной доске открывается девиз урока:
С хорошим настроением принимайся за работу!
Учитель:
Прочитайте пожелание на сегодняшний урок.
Как вы его понимаете? (Ученик: когда принимаешься за работу с хорошим настроением, то все получается)
Чему вы учитесь на любом уроке? (Ученик: учимся учиться)
Напомните, что это значит? (Ученик: учиться - это понять, что я не знаю, и самому построить способ это узнать.)
Что изучали мы на прошлых уроках?)
Сегодня мы продолжаем работать над темой" Состав слова. Окончание." Настройтесь на работу.
Пожмите друг другу руки и пожелайте удачи.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать представление о каллиграфическом навыке;
2) актуализировать способность различать части речи;
3) актуализация способностей классифицировать существительные по их значению;
4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
6) организовать анализ полученных ответов.
Организация учебной деятельности на этапе 1.
Учитель : Ребята, нам пришло письмо из сказочной страны Речь, города Части Речи. А вот кто отправил это письмо неизвестно. Может быть, ответ скрывается внутри письма?
Учитель вскрывает письмо и один из учеников читает письмо:
« Я самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашем языке – это я. Я даю название всем предметам, явлениям, событиям, абстрактным понятиям, состояниям человека и отвечаю на вопросы кто? что?
Отгадайте, ребята моё имя».
Ученики отгадывают имя. (Существительное)
Учитель: А что ещё вы знаете об имени существительном?
(Ученик: имя существительное имеет род, бывает одуш., неодуш., собств., нариц., изменяется по числам, по вопросам.)
Учитель : Имя существительное подготовило для нас несколько заданий.
1.Чистописание.
(Учитель открывает слова, заранее записанные на доске: воробей, вьюга, веселье, ветер.)
Учитель : Прочитайте слова, какой общей темой они объединены?
Запишите буквы и слова к себе в тетрадь, соблюдая одинаковую высоту строчных букв, правильный наклон, верные соединения.
(Ученики записывают слова.)
2. Словарно-орфографическая работа.
- К какой части речи относятся данные слова?(Ученик: существительные)
- Что обозначает каждое имя существительное? Сопоставьте слово с его значением.
(Ученики сопоставляют слова с карточками: предмет, явление, состояние человека.)
- Найдите словарные слова (Ученики: воробей, ветер).
- Найдите слова с одинаковыми орфограммами (Ученики: вьюга, веселье).
- Что общего во всех этих словах? (Ученики: существительные в ед. числе, нарицательные.)
- Сделайте вывод о записанных существительных. (Ученики: все эти существительные отвечают на вопросы кто?что?)
Прочитайте строки из стихотворения Т. Зумакуловой.Как вы понимаете их? Забыв родной язык - я онемею Утратив, русский- стану я глухим. .(Каждый учащийся, давший правильный ответ получает карточку с вопросом.)
Организация учебной деятельности на этапе 2.
Учитель.
С чего начнем наш урок? (Ученики: с повторения)
Для чего мы будем повторять? (Ученики: это нам необходимо для открытия нового).
- А теперь, ребята, которым я раздала карточки, прочитайте задания в порядке их следования.
- Какая часть в слове главная? (Ученик: корень.)
- Что мы называем суффиксом? (Ученик: изменяемая часть слова, которая служит для образования новых родственных слов.)
- Что мы называем приставкой? (Ученик: изменяемая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых родственных слов.)
- Почему нужно различать приставки и предлоги?(Ученик: для правильного правописания)
- Что мы называем окончанием?
3. Выявление места и причин затруднения.
Цель:
1)выявить и зафиксировать место и причину затруднения . Организация учебной деятельности на этапе 3.
Проверка по эталону. Игра «Грамматическое лото».
- Имя Существительное предлагает нам поиграть в грамматическое лото для того, чтобы повторить изменение существительных по вопросам. (Работа с учебником: стр.70, упр.121).
- Составьте и запишите предложения со словом сосна, чтобы оно отвечало на вопросы что? чего? о чем?
Что мы знаем о сосне? (Ученик: сосна - вечнозеленое хвойное дерево. У сосны прямой ствол конусовидной формы, достигающий в высоту сорок метров.)
Физкультминутка.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: 1)согласовать и зафиксировать цель и тему урока. Организация учебной деятельности на этапе 4.
Работа над текстом(Упр. 123).
Ученик читает задание к упражнению.
Дети записывают в тетради, а учитель на доске:
За грибами, грибов, грибы, о грибах.
- Что это за слова? (Ученик: существительные)
- Что у них общего? (Ученик: корень)
- Чем они отличаются? (Ученик: составом слова)
- Разберите слова по составу.
- Назовите существительное, которые отвечают на вопрос что?
5. Реализация построенного проекта. Цель: 1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний. Организация учебной деятельности на этапе 5.
Учитель называет тему урока – Начальная форма.
Чтение правила на стр.71.
Если слова отличаются друг от друга только окончанием, то однокоренными их назвать нельзя. Это всего лишь изменение формы одного и того же слова.
7. Самоконтроль с самопроверкой.
Цель:
1)уметь с помощью правила определять формы слова,работать над значением фразеологизма.
Организация учебной деятельности на этапе 7.
Учитель: М ы хорошо поработали вместе, а теперь выполните упражнение 124 самостоятельно.
Задание к упражнению.
- Выписать формы слов путник, степь, ночь, добыча .
- Выделить окончания.
3.Подобрать фразеологизм по значению : Большая усталость.- Валиться с ног.
Проверка.
- Путник, путники, путников. Степь. степи.Ночь, по ночам. Добыча, добычи, добычей.
8. Включение в систему знаний и повторение. Цель: 1) тренировать способность определять существительные в начальной форме.
Организация учебной деятельности на этапе 8.
Поставьте существительные в начальную форму: львам, лисе, о слонах,
собаками, кошек.
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1)организовать самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке;
2)соотнести цель и результат своей учебной деятельности и зафиксировать степень их соответствия;
3)определить и согласовать свое домашнее задание.
Организация учебной деятельности на этапе 9.
Учитель.
Какова была цель нашего урока? (Ученик: показать, что существительные в единственном числе,которые отвечают на вопрос кто? и что?,- это существительные в начальной форме.).
Достигли ли вы цели? Докажите.
Чтобы словосочетания и предложения в русском языке были связным и понятными, значимые слова в большинстве своем имеют разные грамматические формы, которые позволяют связывать их между собой. И у всех таких значимых слов есть “отправная точка” – начальная форма слова, причем у каждой части речи ее грамматические показатели свои. Поставить слово в такую форму – значит многое о нем узнать, например, как оно пишется или что обозначает.
Что такое начальная форма и как поставить в нее слово?
Чаще всего слово необходимо поставить в начальную форму для того, чтобы проще было найти его в словаре – орфографическом, толковом, этимологическом и т. п. Поскольку неизменяемые слова, в том числе служебные части речи, никак не изменяются, то у них нет и начальной формы.
В русском языке есть слова, не имеющие начальной формы, например, глаголы неймется и гнетет не используются в инфинитиве.
Так, для того, чтобы выяснить начальную форму существительного, нужно привести его к виду “единственное число, именительный падеж” (за исключением случаев, когда оно используется только во множественном).
У местоимений начальная форма зависит от того, к какой категории они относятся. Так, у личных она такая же, как у существительных, а у притяжательных показатели совпадают с прилагательными.
Для числительных начальной формой является именительный падеж, а для тех, которые изменяются по родам и числам – соответствующие формы, то есть единственное число, мужской род.
Начальная форма глагола
Также важно ответить на вопрос, что такое начальная форма глагола, то есть инфинитив. Это глагол с неопределенной форме, который отвечает на вопрос что делать или что сделать?
Он лишен наклонения, рода, числа, времени и лица, то есть является, что называется, глаголом в чистом виде, который обладает максимально полной лексической информацией и при этом минималистичен с грамматической точки зрения.
Было проведено исследование, целью которого являлась частотность использования инфинитивов в тексте по сравнению с использованием глаголов вообще. И было выяснено, что хотя в деловой речи глаголы использовали меньше всего, среди них преобладала как раз неопределенная форма. В научном стиле, который носит отвлеченный характер, также часто используется инфинитив, а вот в художественном он не так популярен.
Что мы узнали?
Те слова в русском языке, которые могут принимать разные грамматические формы, то есть изменяемые, имеют и начальную форму. Она нужна для того, чтобы получить общую информацию о слове и найти его в словаре. У каждой части речи своя начальная форма, которая зависит от того, какие изменяющиеся грамматические признаки она имеет. Особый случай – это глагол. Его начальной формой является инфинитив, то есть максимально обезличенная глагольная форма, лишенная грамматических признаков. При этом именно среди глаголов чаще всего встречаются слова без начальной формы.