Литература        08.06.2020   

Непроизвольное внимание возникает. Непроизвольное внимание. Развитие зрительного внимания

Внимание человека — особенности развития

23.03.2015

Снежана Иванова

Внимание – это психический познавательный процесс, направленный на отражение психических свойств, обеспечивающий сосредоточенность сознания.

Внимание – это психический познавательный процесс, направленный на отражение психических свойств, состояний объекта, который обеспечивает сосредоточенность сознания. Такой фокус на определенных предметах имеет избирательную направленность и способствует формированию индивидуального отношения к ним.

В качестве объектов внимания могут выступать как другие лица, так и неодушевленные предметы. Явления природы, предметы искусства и науки тоже часто оказываются в поле внимания субъекта. Надо признать, что в зону внимания человека попадают только те объекты, которые вызывают у него существенный интерес, или обусловлены социальной необходимостью для изучения. Развитие внимания напрямую зависит от таких факторов как возраст человека, целенаправленность его стремлений, интерес к изучаемому предмету или явлению, регулярность выполнения специальных упражнений.

Виды внимания

Непроизвольное внимание

Характеризуется отсутствием сознательного выбора человека. Возникает при появлении воздействующего раздражителя, который заставляет на мгновение отвлечься от повседневных дел и переключить свою психическую энергию. Этим видом внимания трудно управлять, поскольку оно напрямую связано с внутренними установками личности. Говоря иными словами, нас всегда привлекает только то, что представляет существенный интерес, что будоражит и заставляет «шевелиться» чувства, эмоциональную сферу.

Объектами непроизвольного внимания могут стать: неожиданный шум на улице или в помещении, новый человек или явление, которое появилось перед глазами, любые движущиеся предметы, психическое состояние человека, индивидуальное настроение.

Непроизвольное внимание ценно своей непосредственностью и естественностью возникновения, что обеспечивает всегда живой эмоциональный отклик. Но, в то же время, оно способно отвлекать личность от выполнения насущных задач, решения значимых проблем.

Как правило, у детей – дошкольников преобладает непроизвольное внимание. Воспитатели детских учреждений, конечно, согласятся с тем, что привлечь их внимание можно только яркими интересными образами и событиями. Именно поэтому занятия в детском саду так изобилуют красивыми персонажами, привлекательными заданиями, огромным простором для фантазии и творчества.

Произвольное внимание

Характеризуется сознательным удержанием сосредоточенности на объекте. Произвольное внимание начинается тогда, когда появляется мотивация, то есть, человек понимает и сознательно концентрирует на чем – либо свое внимание. Устойчивость и усидчивость являются его неотъемлемыми атрибутами. Для того, чтобы необходимое действие выполнялось, от личности требуется предпринять волевое усилие, прийти в состояние напряжения, активизировать психическую активность.

Например, студент перед экзаменом изо всех сил старается фокусировать внимание на изучаемом материале. И даже в том случае, если ему не совсем интересно то, что он должен будет рассказывать преподавателю, внимание его поддерживается за счет серьезной мотивации. Необходимость закрыть семестр, поскорее приехать домой подчас добавляет мощный стимул для того, чтобы немного поднапрячься, отложить в сторону все развлечения и поездки.

Однако следует помнить о том, что длительная концентрация произвольного внимания приводит к состоянию усталости, даже сильного переутомления. Поэтому между серьезной интеллектуальной работой рекомендуется делать разумные перерывы: выходить на улицу дышать свежим воздухом, делать несложные физические упражнения, зарядку. А вот читать книги на отвлеченные темы не нужно: голова не успеет отдохнуть, кроме того, наличие лишней информации может спровоцировать дальнейшее нежелание возвращаться к делам. Замечено, что сильный интерес побуждает к деятельности, активизирует работу мозга, и к этому можно и необходимо стремиться.

Послепроизвольное внимание

Характеризуется отсутствием напряжения у субъекта деятельности при выполнении задачи. В данном случае достаточно сильна мотивация и желание достичь конкретной цели. Этот вид внимания отличается от предыдущего тем, что внутренняя мотивация преобладает над внешней. То есть, человеком, его сознанием руководит не социальная необходимость, а индивидуальная потребность в действии. Такое внимание весьма продуктивно сказывается на любой деятельности, дает значительные результаты.

Основные свойства внимания

Свойствами внимания в психологии называют ряд значительных характеристик, тесно связанных с составляющими деятельности личности.

  • Концентрация – это намеренное сосредоточение на объекте деятельности. Удержание внимания происходит за счет сильной мотивации и желания субъекта выполнить действие как можно лучше. Интенсивностью сосредоточения на интересующем предмете руководит сознание личности. Если концентрация достаточно высокая, то результат не заставит себя ждать. В среднем без перерыва человек может фокусировать внимание в течение 30 — 40 минут, но и за это время можно сделать очень многое. Следует помнить о том, что при работе за компьютером следует устраивать себе короткие перерывы в 5 – 10 минут, чтобы глаза отдохнули.
  • Объем – это количество объектов, которые сознание может держать одновременно в поле своего зрения. Иными словами, объем измеряется во взаимном соотношении предметов и степени устойчивости внимания на них. Если личность способна достаточно долгое время сохранять сосредоточенность на объектах и их число большое, то можно говорить о высоком объеме внимания.
  • Устойчивость. Устойчивостью называют умение длительно сохранять внимание на одном объекте и не переключаться на другой. Если произошло отвлечение, то говорят обычно о лабильности. Устойчивость внимания характеризуется возможностью открывать в привычных вещах новое: обнаруживать взаимосвязи и аспекты, ранее не замеченные и не изученные, видеть перспективы для дальнейшего развития и движения.
  • Переключаемость. Переключаемостью называют осмысленное целенаправленное изменение направления фокуса внимания. Это свойство характеризуется обусловленностью внешними обстоятельствами или явлениями. Если переключение внимания происходит не под влиянием более значимого объекта и не отличается особенной преднамеренностью, то говорят о простой отвлекаемости. Надо признать, что переключить внимание с одного объекта на другой бывает трудно ввиду сильной сосредоточенности. Тогда даже случается, что человек переходит к другой деятельности, а мысленно продолжает концентрироваться на прежней: обдумывает детали, анализирует, эмоционально переживает. Переключаемость внимания нужна, чтобы отдохнуть после напряженной умственной работы, для включения в новую деятельность.
  • Распределение. Распределением называют способность сознания одновременно концентрировать внимание на нескольких объектах, которые по степени важности находятся примерно в одинаковой позиции. Соотношение предметов между собой, безусловно, оказывает влияние на то, как происходит это распределение: переход от одного объекта к другому. При этом у личности нередко возникает состояние усталости, вызванное необходимостью находясь в одной точке фокуса постоянно помнить о других существующих.

Особенности развития внимания

Развитие внимания человека обязательным образом связано с умением сосредоточиваться на одном или нескольких объектах определенный промежуток времени без всякого отвлечения. Это не так легко, как может показаться на первый взгляд. Ведь чтобы сконцентрировать внимание на чем – то, нужно быть в достаточной степени заинтересованным на своем деле. Так, для развития непроизвольного внимания требуется только интересный предмет, на котором можно было бы фокусировать взгляд. Произвольное же внимание требует к себе серьезного подхода: нужна целенаправленность действий, волевое усилие, умение управлять своими чувствами, чтобы не допустить отвлечения в самый неподходящий момент. Послепроизвольное внимание является самым продуктивным из всех, так как не требует преодоления и дополнительных усилий.

Методы развития внимания

Приемы развития внимания на сегодняшний момент существуют самые различные, позволяющие добиться высоких результатов и научиться управлять вниманием.

Развитие концентрации внимания

Рекомендуется выбрать себе объект для наблюдения, и в течение определенного промежутка времени стараться сосредоточивать на нем свое внимание. Причем, чем проще будет этот предмет, тем лучше. К примеру, можно положить на стол книгу и представлять себе, о чем она написана, каковы главные действующие лица. Можно думать о книге только как о предмете, сделанном из бумаги и картона, воображать, сколько деревьев понадобилось для ее изготовления. В конце концов, можно просто обратить внимание на ее цвет и форму. Какое направление избрать – решать вам. Данное упражнение отлично тренирует сам фокус внимания, позволяет развить длительность концентрации на одном объекте.

Если есть желание, можно попробовать потренироваться удерживать в поле своего зрения два или более предмета. Тогда ко всему перечисленному необходимо прибавить развитие умения переключать внимание с одного объекта на другой, запоминая и отмечая значимые особенности каждого из них.

Развитие зрительного внимания

Упражнения должны быть направлены на расширение возможностей личности сосредоточиваться на объекте. Например, можно положить впереди предмет и поставить перед собой задачу рассматривать его в течение 3 — 5 минут, выделяя как можно больше деталей. Сначала у вас начнет складываться общее представление о предмете: его цвет и форма, величина и высота. Однако постепенно, чем больше вы будете концентрироваться, тем яснее начнут появляться новые подробности: мелкие детали, незначительные приспособления и т.д. Их тоже обязательно нужно увидеть и отметить про себя.

Развитие слухового внимания

Для совершенствования этого вида внимания, необходимо поставить себе цель не более десяти минут концентрироваться на звучащем голосе. Лучше всего, если это будет осмысленная человеческая речь, однако, если хочется отдохнуть, можно включить сюда пение птиц или любую мелодию, которая отвечает требованиям релаксирующей музыки.

Если звучит человеческая речь, во время прослушивания важно отмечать про себя скорость, с которой говорит лектор, степень эмоциональности подачи материала, субъективную полезность информации. Также вполне допустимо слушать в записи сказки, рассказы, а после пытаться вспомнить и воспроизвести их содержание. В случае прослушивания музыки важно улавливать уровни колебания звуковой волны, постараться «подключиться» к воспроизводимым эмоциям и представлять себе детали чего – либо.

Как управлять вниманием?

Многие люди, желающие повысить уровень своего внимания, сталкиваются с неизменными трудностями. У одних может не получаться концентрироваться на деталях, другие испытывают сложности с тем, когда нужно воспринимать предмет целиком. В данном случае хочется посоветовать тренироваться на разных объектах по всем направлениям и делать это каждый день. Согласитесь, ведь не трудно 5 – 10 минут в сутки уделять работе над собой.

Таким образом, проблемы развития внимания достаточно многогранны и глубоки. Нельзя рассматривать данный вид познавательных процессов только как составляющую деятельности. Нужно помнить и том, что внимание всегда необходимо нам в повседневной жизни, потому важно уметь сосредоточиваться на простых вещах, замечать даже мелкие подробности.

Непроизвольное внимание - более низкая форма внимания, которое возникает в результате воздействия раздражителя на какой-либо из анализаторов. Оно образуется по закону ориентировочного рефлекса и общее для человека и животных.

Возникновение непроизвольного внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а также обусловливаться соответствием этих раздражителей прошлому опыту или психическому состоянию человека.

Иногда непроизвольное внимание может быть полезным, как в работе, так и в быту, оно дает нам возможность своевременно выявить появление раздражителя и принять необходимые меры, и облегчает включение в привычную деятельность.

Но в то же время непроизвольное внимание может иметь отрицательное значение для успеха выполняемой деятельности, отвлекая нас от главного в решаемой задаче, снижая продуктивность работы в целом. Например, необычный шум, выкрики и вспышки света во время работы отвлекают наше внимание и мешают сосредоточиться.

Причины возникновения непроизвольного внимания

Причинами возникновения непроизвольного внимания могут быть:

    Неожиданность раздражителя.

    Относительная сила раздражителя.

    Новизна раздражителя.

    Движущиеся предметы. Т. Рибо выделил именно этот фактор, считая, что в результате целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете.

    Контрастность предметов или явлений.

    Внутреннее состояние человека.

Французский психолог Т. Рибо писал, что характер непроизвольного внимания коренится в глубоких тайниках нашего существа. Направление непроизвольного внимания данного лица обличает его характер или, по меньшей мере, его стремления.

Основываясь на этом признаке, мы можем вывести заключение относительно данного лица, что это человек легкомысленный, банальный, ограниченный, или чистосердечный и глубокий. Красивый пейзаж привлекает внимание художника, действуя на его эстетическое чувство, тогда как местный житель в этом же пейзаже видит лишь что-то обыденное.

Произвольное внимание

Если Вы скажете мне, на что Вы обращаете внимание, то я смогу определить кто Вы: прагматик или высоко духовная личность. Здесь речь идет уже о другом виде внимания - произвольном, преднамеренном, активном.

Если внимание непроизвольное есть и у животных, то произвольное внимание возможно только у человека, и возникло оно благодаря сознательной трудовой деятельности. Для достижения определенной цели человеку приходится заниматься не только тем, что само по себе интересно, приятно, занимательно, делать не только то, что хочется, но и то, что необходимо.

Произвольное внимание более сложное и свойственное только человеку формируется в процессе обучения: в быту, в школе, в труде. Оно характерно тем, что направляется на объект под влиянием нашего намерения и поставленной цели. Здесь все просто, нужно поставить цель: "Мне надо быть внимательным, и я заставлю себя быть внимательным, несмотря ни на что", и упорно идти к этой цели.

Физиологический механизм произвольного внимания

Физиологическим механизмом произвольного внимания служит очаг оптимального возбуждения в коре мозга, поддерживаемый сигналами, идущими от второй сигнальной системы. Отсюда очевидна роль слова родителей или преподавателя для формирования у ребенка произвольного внимания.

Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом труда, т.к. без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность.

Ежеминутно человек концентрирует свое внимание на сигналах и объектах внешнего мира, фильтруя информацию по принципу важности и актуальности .

Но как происходит процесс «фильтрации» и что лежит в его основе?

Понятие и виды внимания в психологии

Внимание — это способность человека в избирательном порядке направлять восприятие на тот или другой объект, сосредотачивая при этом мысли, зрение и слух.

Внимание также можно рассматривать как особенное свойство организма, позволяющее пропускать и воспринимать информацию высокой значимости, и позволяющее реагировать лишь на то, что представляет интерес.

Свойства:

  • устойчивость (способность долго концентрироваться на чем-либо одном);
  • переключаемость (способность быстро переходить от одного объекта к другому, в процессе успевая достигнуть максимальной концентрации на каждом из них);
  • отвлекаемость (степень восприимчивость к раздражителям, не находящимся в плоскости поставленной задачи);
  • объем внимания (количество одновременно воспринимаемых объектов/раздражителей/источников информации);
  • концентрация (сосредоточенность на объекте);
  • распределение (единовременное выполнение нескольких видов деятельности, не подразумевающих переключение внимания).

Выделяют три вида внимания:


Непроизвольное

Непроизвольное внимание является самым древним и пассивным типом , которое возникает вне зависимости от и поддерживается без приложения .

Причины и условия возникновения

Причина непроизвольного внимания кроется во внешнем мире (окружающей среде). Но оно также зависит от эмоциональных и инстинктивных предпосылок (особенностей) индивида.

Какое-либо явление, объект или деятельность захватывают человека из-за своей уникальности, занимательности, значимости и т.д.

Большую роль играет характер раздражителя : насколько он заметен в условиях окружающей среды и как сильно выделяется на общем фоне.

Яркие цвета, интенсивные запахи, чересчур громкие звуки и выразительные тактильные ощущения «переключают» внимание человека на себя.

При этом нет абсолютного показателя, отражающего силу раздражителя. Ведь в темной комнате свет фонарика будет привлекать к себе внимание, в то время как в освященном помещении включенный фонарь может остаться незамеченным.

Соответствие внутреннему состоянию человека — еще один значимый критерий. Голодный человек будет реагировать на изображение и запах пищи гораздо активнее, чем сытый.

Общая направленность личности тоже влияет на непроизвольное внимание. Человек будет направлен на восприятие объектов и ситуаций, связанных с приоритетными для него видами деятельности и интересами.

Отношение к раздражителю в связке с жизненным опытом также важно. Если человек усвоил, что наблюдение за животными приносит удовольствие, он будет долго наблюдать за игрой котят, увлекаясь этим зрелищем на уровне непроизвольного внимания.

Примеры

Примеры непроизвольного внимания:

  1. Индивид идет на улице и концентрируется на телефонном разговоре. Затем он ощущает резкий и грубый толчок в спину , из-за чего непроизвольно оборачивается и начинает искать виновника столкновения, непроизвольно концентрируясь на ситуации.
  2. Во время прогулки по тихому парку индивид слышит громкий крик ребенка , после чего начинает искать источник звука и пытается понять, как малыш оказался в парке без сопровождения взрослых.

    Этот звук, как и возникший в голове вопрос, занимает мысли человека непроизвольно, так как представляет интерес.

  3. Дожидаясь своей очереди к врачу, человек непроизвольно наблюдает за телевизором в холле больницы . Он просматривает рекламу, так как видео является самым динамичным и занимательным раздражителем в помещении.
  4. Девушка общается с парнем и одновременно ведет переписку с подругой. Своего собеседника она слушает невнимательно, так как сильно заинтересована обсуждением последних новостей с «коллегой по переписке». Но когда молодой человек начинает объясняться в чувствах, девушка моментально переключается на такую важную информацию, как признание симпатичного ей парня .

Произвольное

Основная особенность произвольного внимания — это привязка к сознательным устремлениям и управляемость .

Подобный тип подчиняется воле и трудовому усилию.

Также данный тип называют активным и преднамеренным.

Физиологический механизм

Базовая функция произвольного внимания — регуляция психических процессов . В основе физиологического механизма лежит избирательная активация отделов коры головного мозга и их функциональное объединение под воздействием управляемой локальной активации.

Психологическая особенность

Когда человеку необходимо достичь определенного результата, он разрабатывает план действий, в который включена задача концентрации на чем-либо, чтобы подавить непроизвольное желание «распылить» внимание на более приятные и увлекательные вещи.

Человек руководствуется категорией «надо», отвечая требованиям деятельности.

Произвольное внимание не обусловлено контрастностью внешних воздействий. В процессе концентрации человек игнорирует интенсивные раздражители и может концентрироваться даже при условии отсутствия интереса .

Через 20 минут преднамеренной концентрации индивид утомляется, и способность управлять вниманием слабеет.

Маленьким детям не подвластно произвольное внимание , так как сознание еще недостаточно развито.

Управляемая концентрация на чем-либо вырабатывается после двух лет.

Примеры


Если воля недостаточно развита или поставленная задача не является важной/приоритетной, у человека могут возникнуть трудности с преднамеренной концентрацией :

  1. Школьница решила заранее выполнить уроки на следующую учебную неделю. Но осознавая, что торопиться некуда, она постоянно отвлекается на шум ветра, спящего рядом котенка и модный журнал на столе.
  2. Сотрудника попросили заполнить статистику, которая, по его мнению, не сыграет значимой роли в работе отдела. Но необходимость выполнить задание вынуждает его подключать преднамеренное внимание .

    Однако он не ощущает значимости своей деятельности и постоянно «отключается» от процесса, отходит налить себе кофе, купить шоколадку и заменить сломанный карандаш.

Послепроизвольное

Говорить о послепроизвольном типе можно тогда, когда произвольное внимание переходит в категорию непроизвольного .

Например, когда ребенок начинает изучать буквы по настоянию мамы, сначала он выполняет задание неохотно и буквально заставляет себя включиться в учебный процесс, но затем просыпается азарт и желание успешно справиться с интересным уроком.

Внешние раздражители уходят на второй план, и школьнику больше не приходится сознательно концентрироваться на текущей деятельности. Т.е. условием возникновения постпроизвольного внимания является интерес.

Принципы педагогики построены на постпроизвольном внимании, так как произвольное и непроизвольное внимание у дошкольников и школьников не соответствует требованиям учебного процесса.

При произвольном типе дети быстро устают, пытаются «халтурить» и неохотно приступают к урокам, а непроизвольный тип не подразумевает организованной и контролируемой концентрации.

Правильный подход к организации внимания позволяет добиться эффективности в любом виде деятельности. И речь идет не только о концентрации посредством волевого усилия.

Важно понять принцип перехода от произвольного к послепроизвольному типу и научиться «регулировать» внешние раздражители для того, чтобы исключить неосознанный переход на непроизвольный тип.

О видах внимания в этом видео:

Шпаргалка по общей психологии Войтина Юлия Михайловна

57. НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ

57. НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ

Непроизвольное внимание – это внимание, возникающее без всякого намерения человека, без заранее поставленной цели, не требующее волевых усилий.

Существует сложный комплекс причин, вызывающих непроизвольное внимание. Эти причины можно условно разделить на различные группы.

1. Особенности самого раздражителя.

2. Степень интенсивности раздражителя. Любой достаточно сильный раздражитель – громкий звук, яркий свет, резкий запах – невольно привлекает наше внимание. Причем значение имеет не только абсолютная, но и относительная сила раздражителя (наше внимание привлечет и легкий шорох в полной тишине, и огонек спички в темноте).

3. Новизна, необычность раздражителя. Новизна – одна из наиболее важных особенностей раздражителей, вызывающих пробуждение непроизвольного внимания. Всякое новое раздражение, как отмечал еще И.П. Павлов, если оно имеет достаточную интенсивность, вызывает ориентировочную реакцию. Различают абсолютную новизну (в этом случае раздражитель никогда раньше не присутствовал в нашем опыте) и относительную новизну – необычное сочетание известных раздражителей.

4. Ослабление действия раздражителя и прекращение его действия: маяки, указатели поворотов автомобилей.

5. Подвижность объекта: движущиеся предметы.

6. Соответствие внешних раздражителей внутреннему состоянию организма или личности, т. е. потребностям.

7. Интересы: один человек пройдет мимо и не заметит броской афиши о футбольном матче, а другой обратит внимание на скромное объявление о предстоящем концерте; проголодавшийся человек невольно отметит вниманием все, что связано с пищей.

8. Чувства: хорошо известно, что всякое раздражение, вызывающее то или иное чувство, привлекает внимание. Оно так и называется – эмоциональное внимание.

9. Ожидание: нередко оно позволяет воспринимать даже то, что при других обстоятельствах человек вовсе не замечает.

10. Апперцепция – влияние прежнего опыта, знаний, представлений. Даже слабый раздражитель вызовет внимание человека, знающего, о чем идет речь, тогда как несведущий человек просто ничего не заметит.

Непроизвольное внимание является наиболее простым видом внимания. Его часто называют пассивным или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Деятельность захватывает человека сама по себе в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности. Обычно возникновению непроизвольного внимания способствует целый комплекс причин. В этот комплекс входят различные физические, психофизиологические и психические причины. Они взаимосвязаны, но условно их можно разделить на четыре категории.

В отличие от непроизвольного внимания, главной особенностью произвольного внимания является то, что оно управляется сознательной целью.

Но, в отличие от подлинно непроизвольного внимания, послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В то же время, в отличие от произвольного внимания, здесь нет или почти нет волевых усилий.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Основы психологии автора Овсянникова Елена Александровна

4.1. Внимание Понятие внимания. Психическая жизнь человека течет по определенному руслу. Эта упорядоченность достигается благодаря особому состоянию психики – вниманию.Внимание – это состояние направленности и сосредоточенности сознания на каких-либо объектах с

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

§23. Непроизвольное и произвольное внимание Когда человек смотрит в кино интересный фильм, внимание без всяких стараний с его стороны направлено на экран. Когда, идя по улице, он внезапно услышит близко от себя резкий свисток милиционера, он «невольно» обратит на это

Из книги Совсем другой разговор! Как перевести любую дискуссию в конструктивное русло автора Бенджамин Бен

Внимание Истинная ценность понимания заключается в том, что оно мотивирует вас быть более внимательным ко всему. Мы знаем по собственному опыту: обратив на что-то внимание, мы начинаем воспринимать это по-другому. Так, бездумное поглощение пищи вызывает у нас совершенно

Из книги Психология: конспект лекций автора Богачкина Наталия Александровна

4. Внимание 1. Понятие о внимании. Виды внимания.2. Свойства внимания.3. Развитие внимания. Управление вниманием.1. О том, что же такое внимание, становится понятно из слов К. Д. Ушинского: «… Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу

Из книги Полный тренинг по развитию уверенности в себе автора Рубштейн Нина Валентиновна

Внимание Ваше внимание помогает вам замечать реальность «здесь и сейчас», отсекая лишнее, беря в практику нужное, отслеживая себя и других.Часто мы не замечаем, где находятся наши мысли и переживания.19. Попробуйте в течение дня записывать, о чем вы думаете и переживаете.

Из книги Мотивация и личность автора Маслоу Абрахам Харольд

Внимание Концепция слежения, или наблюдения, кардинально отличается от концепции восприятия; в ней делается акцент на избирательных, подготовительных, организующих и мобилизующих действиях. Это не обязательно должны быть реакции, полностью определяемые природой

Из книги Мой метод: начальное обучение автора Монтессори Мария

Внимание Чего мы прежде всего ждем от ребенка, помещенного в обстановку внутреннего роста: вот он сосредоточит свое внимание на каком-либо предмете, использует этот предмет в соответствии с его назначением и будет бесконечно повторять упражнения с данным предметом. Один

Из книги Общая психология автора Первушина Ольга Николаевна

ВНИМАНИЕ Вниманием называется выделение, выбор актуальных, личностно значимых сигналов. Как и память, внимание относится к так называемым «сквозным» психическим процессам, так как присутствует на всех уровнях психической организации.Традиционно внимание связывают

Из книги Элементы практической психологии автора Грановская Рада Михайловна

Внимание Вот какой рассеянный С улицы Бассейной! С.

Из книги Измененные состояния сознания автора Тарт Чарльз

Внимание Ясно, что марихуана влияет на процесс внимания, и наиболее очевидный эффект этого - ограничение объема разнообразного содержания в фокусе внимания. Человек под действием марихуаны обычно воспринимает меньше объектов внимания, означающих физические объекты,

Из книги Актерский тренинг по системе Станиславского. Настрой. Состояния. Партнер. Ситуации автора Сарабьян Эльвира

Внимание Любой театральный тренинг начинается с упражнений на внимание. Первое, чему учится актер - умению воспринимать и слышать окружающий его мир. Тренинг общения с партнером - это, прежде всего, тренинг внимания к партнеру. Такого внимания, которое Станиславский

Из книги Шляпа фокусника. Озорная школа творчества автора Банток Ник

Внимание! Если вы хотели бы иметь краткое пособие по оригинальности, то эта книга явно не для вас!Но, с другой стороны, если вам все-таки придет в голову побродить по непроторенным дорожкам в компании с весьма сомнительной личностью, если вас не подведет чувство юмора и вы

Из книги Как быть крысой. Искусство интриг и выживания на работе автора Сгрийверс Йооп

Из книги Авторитет. Как стать уверенным, весомым и влиятельным автора Гойдер Каролина

Внимание Сила истории Вы понимаете, что достигаете большего контакта с аудиторией, когда рассказываете им историю, а не связку голых фактов. И достаточно подготовлены, чтобы излагать ее с выразительностью и убеждением. Это заставляет людей сидеть и слушать. Саймон

Из книги Флипноз [Искусство мгновенного убеждения] автора Даттон Кевин

Внимание Ежечасно, ежеминутно тысячи внешних стимулов лезут нам в глаза и уши, затопляя наши мозги. При этом осознаем мы – просто обращаем внимание – лишь горстку из них. Присмотритесь к тому, что вы делаете прямо сейчас, например, читая эту книгу. Поднимая глаза от текста,

Из книги Квантовый ум [Грань между физикой и психологией] автора Минделл Арнольд

Непроизвольное внимание является наиболее простым видом внимания, в своеобразной форме свойственным и животным. Оно наблюдается уже у маленького ребенка, но на первых этапах носит неустойчивый и относительно узкий по объему характер (ребенок раннего и дошкольного возраста очень быстро теряет внимание к возникшему новому раздражителю, ориентировочный рефлекс у него быстро угасает или тормозится появлением любого другого раздражителя), и он не может распределить свое внимание между несколькими раздражителями, возвращаясь к предшествующему и не упуская из поля своего внимания предыдущий. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. - СПб.: Питер, 2006. - 181-184 с. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Деятельность захватывает человека сама по себе, в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности. Однако такое понимание причин возникновения непроизвольного внимания весьма упрощенно. Обычно при возникновении непроизвольного внимания мы имеем дело с целым комплексом причин. В этот комплекс входят различные физические, психофизиологические и психические причины. Они взаимосвязаны друг с другом, но условно их можно разделить на следующие четыре категории.

Первая группа причин связана с характером внешнего раздражителя. Здесь нужно учитывать прежде всего силу, или интенсивность, раздражителя. Всякое достаточно сильное раздражение -- громкие звуки, яркий свет, сильный толчок, резкий запах -- невольно привлекает внимание. При этом наиболее значимую роль играет не столько абсолютная, сколько относительная сила раздражителя. Например, если мы чем-то увлечены, то не замечаем слабых раздражителей. Это объясняется тем, что их интенсивность недостаточно велика по сравнению с интенсивностью раздражителей, составляющих предмет или условия нашей деятельности. В то же время в других условиях, например, ночью, когда мы отдыхам, мы можем очень чутко реагировать на всевозможные шорохи, скрипы и др.

Вторая группа причин, вызывающих непроизвольное внимание, связана с соответствием внешних раздражителей внутреннему состоянию человека, и прежде всего имеющимся у него потребностям. Так, сытый и голодный человек будут совершенно по-разному реагировать на разговор о пище. Человек, испытывающий чувство голода, невольно обратит внимание на разговор, в котором идет речь о еде. Со стороны физиологии действие этих причин находит свое объяснение в предложенном А. А. Ухтомским принципе доминанты.

Третья группа причин связана с общей направленностью личности. То, что нас интересует больше всего и что составляет сферу наших интересов, в том числе и профессиональных, как правило, обращает на себя внимание, даже если мы столкнулись с этим случайно. Именно поэтому, идя по улице, милиционер обращает внимание на неправильно припаркованную машину, а архитектор или художник - на красоту старинного здания. Следовательно, общая направленность личности и наличие предшествующего опыта непосредственно сказывается на возникновении непроизвольного внимания.

В качестве четвертой самостоятельной группы причин, вызывающих непроизвольное внимание, следует назвать те чувства, которые вызывает у нас воздействующий раздражитель. То, что интересно нам, что вызывает у нас определенную эмоциональную реакцию, является важнейшей причиной непроизвольного внимания. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для ВУЗов. - М.: Питер, 2013. - 117 с.

В рамках непроизвольного внимания можно различить три подвида, при этом степень индивидуального вклада в акт внимания постепенно возрастает от первого подвида к третьему.

  • 1. Вынужденное внимание определяется такими факторами, как интенсивность раздражителя, его протяженность во времени и пространстве, движение - всем тем, что указывает на его значимость с точки зрения выживания. Вклад субъекта здесь минимален, хотя и не исключен полностью. Например, люди различаются порогом восприятия, и стимул, который для одного человека окажется достаточно интенсивным, чтобы привлечь внимание, другим человеком просто не будет замечен.
  • 2. Невольное внимание. Данная разновидность определяется как зависимая не столько от видового, сколько от индивидуального опыта объекта. Она складывается на той же инстинктивной основе, но как бы в отсроченном порядке, в процессе стихийного научения и прилаживания человека к определенным условиям жизни. В той мере, в какой эти процессы и условия совпадают или не совпадают у представителей различных возрастных и социальных групп, образуются общие и индивидуальные зоны объектов внимания и невнимания. Выготский Л.С. История развития высших психических функций//Собр. соч.: В 6-ти т. Т.3/Отв. ред. А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1983г. - 287с.
  • 3. Привычное внимание, являясь по сути непроизвольным, независимым от наших желаний и намерений, еще больше индивидуализировано. Оно напрямую связано с прошлым опытом человека. Примером может стать профессиональный опыт. Активность познающего субъекта здесь все еще невелика. Интерес его индивидуален, но диктуется прошлым опытом, а не актуальными намерениями.

Возникновение непроизвольного внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а также обусловливаться соответствием этих раздражителей прошлому опыту или психическому состоянию человека. Иногда непроизвольное внимание может быть полезным, как в работе, так и в быту, оно дает нам возможность своевременно выявить появление раздражителя и принять необходимые меры, и облегчает включение в привычную деятельность. Но в то же время непроизвольное внимание может иметь отрицательное значение для успеха выполняемой деятельности, отвлекая нас от главного в решаемой задаче, снижая продуктивность работы в целом. Например, необычный шум, выкрики и вспышки света во время работы отвлекают наше внимание и мешают сосредоточиться.