Юриспруденция        09.12.2023   

Подготовка к егэ по русскому языку. О результате речевого действия судят по его восприятию и по реакциина него, то естьобратной связи Принято считать что письменной речи предшествует устная

Связанное по смыслу и грамматически. Текст – результат речевой деятельности говорящего или пишущего. В нем заключена потенциальная речевая деятельность одновременно и слушающего и читателя.

К текстам можно отнести пословицы и поговорки, состоящие из одного предложения: Любишь кататься – люби и саночки возить; Жизнь прожить – не поле перейти. Текстом также называют любое законченное произведение (очерк, фельетон, стихотворение, рассказ, роман и т.д.) или его фрагмент (глава, часть и др.). Текст может существовать в двух формах – устной и письменной.

Основными признаками текста являются связность и цельность . Предложения, входящие в текст, связаны между собой по смыслу и структуре. Чтобы составить текст, необходимо расположить предложения в определенной последовательности, которая отражает логику развития мысли адресанта; одновременно автор должен учитывать возможности восприятия того, к кому обращена его речь, - адресата.

В построении текста большое значение имеет композиция – структура изложения) его начало, развитие и конец).

Тема текста может быть заложена в его названии (т.е. в названии произведения): «Отцы и дети», «Война и мир», «преступление и наказание», «Герой нашего времени», и др.

Тема текста часто может заключаться в первом предложении:

Берегите Землю!

Берегите


Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики…

Берегите Землю!

(М. Дудин)

По форме тема текста может быть выражена обращением:

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

(А. Пушкин)

Текст может начинаться с вопросительного предложения или с риторического вопроса.

Большое значение в построении текста имеет порядок слов в предложении, который помогает выделить ключевые слова. Ключевые слова – это слова, благодаря которым создается единство, цельность текста.

Определение темы помогает адресату понять круг интересов автора в данном тексте, что важно для раскрытия основной мысли или идеи (от греч. idea "понятие, представление"), - того главного, что хочет сказать автор, ради чего создается произведение.

Текст может представлять собой простое или сложное предложение (иногда – период ).

Часть общей темы текста называется микротемой, которая обычно раскрывается в нескольких предложениях.

Средства связи частей текста также имеют свои правила. Предложения в тексте, как правило, объединяются темой и определенными языковыми средствами: местоимениями, наречиями, родственными словами, союзами, повторением слов, синонимами, антонимами.

В каждом следующем предложении текста содержатся новые сведения, т.е. происходит развитие мысли. Предложения могут быть соединены последовательно и параллельно.

Смысловая и грамматическая цельность текста может создаваться с помощью синонимов.

Несколько связанных между собой предложений, объединенных микротемой и определенной структурой, называются сложным синтаксическим целым (ССЦ) (или сверхфазовым единством). У ССЦ есть своя композиционная организация: оно состоит из трех частей – зачина, срединной части и концовки. В зачине, как правило, первом предложении, определяется микротема, срединная часть ее развивает, а концовка предлагает авторский вывод, в котором звучит либо оценка, либо важное для автора суждение по поводу данной микротемы.

От ССЦ необходимо отличать абзац, который может совпадать с первым по своим границам. Абзац – это композиционно-стилистическая единица, которая является важным стилеобразующим средством. Абзац служит для перехода от одной микротемы к другой. Каждый абзац дает какую-либо новую информацию, развитие действия, характеристику героев, уточняет ту или иную мысль в рассуждении, доказательстве.

Чаще всего абзац включает в себя два и более синтаксических целых, иногда ССЦ состоит из нескольких абзацев.

Каждый текст заключает в себе информацию, которая является актуальной, интересной для определенного круга людей (для адресата).

  • Тема 1 Психолингвистика как наука о речевой деятельности
  • Сферы применения психолингвистики
  • Тема 2 Система языка и речь
  • Тема 3 Понятие и структура речевой деятельности
  • Тема 4 Виды и функции речи
  • Характеристика видов речи.
  • Тема 5 Формы речи
  • Тема 6 Модели порождения речевого высказывания
  • Модель порождения речевого высказывания а.Р.Лурии
  • Модель порождения речи т.В.Рябовой
  • Тема 7. Восприятие и понимание речевого сообщения
  • Тема 8 Речь в системе психических процессов. Речь и мышление
  • Проблема внутренней речи
  • Проблема отношения мысли к слову
  • Проблема неречевого мышления
  • Паралингвистика
  • Тема 9 Онтогенез речевого развития ребенка
  • IV. Содержание самостоятельной работы
  • 3.1.Планирование самостоятельной работы
  • 3.2. Списки литературы Список учебной литературы
  • Список дополнительной литературы
  • 3.3. Задания для самостоятельной работы с учебным материалом
  • Тема 1. Психолингвистика как наука о речевой деятельности
  • Тема 2. Система языка и речь
  • Тема 3. Понятие и структура речевой деятельности
  • 4.2. Темы рефератов
  • 4.3. Примерные тестовые задания для подготовки к зачетному тестированию
  • 28. Установите соответствие между структурными компонентами речевой деятельности и их содержанием
  • Рекомендации к сравнительному анализу подходов различных исследователей к изучаемой проблеме
  • Рекомендации к написанию тезисного плана
  • Рекомендации к разработке мультимедийной презентации по заданной теме
  • Приложения хрестоматия
  • К. Карлеп порождение, восприятие и осознание речи
  • 1. Постановка проблемы
  • 2. Модели порождения высказывания
  • 3. Осмысленное восприятие высказывания
  • 4. Осознание лингвистических единиц и обучение
  • Некоторые методологические проблемы
  • Развитие функций речи
  • Л.С.Выготский Мышление и речь
  • Л.Н.Леонтьев (Извлечения)
  • Лев Петрович Якубинский
  • § 12. Интерес и внимание к целевым многообразиям языка возник у нас в последнее время снова в связи с вопросами поэзии27.
  • Глава II.
  • Глава III.
  • Глава I.
  • § 12. Интерес и внимание к целевым многообразиям языка возник у нас в последнее время снова в связи с вопросами поэзии27.
  • Глава II.
  • Глава III.
  • Глава VII.
  • § 44. Всем известен разговор двух кумушек, из которых одна – глухая: «Здорово, кума. – На рынке была; – Аль ты глуха? – Купила петуха; – Прощай, кума. – Полтину дала».
  • Глава VIII.
  • § 51. В этом параграфе я приведу несколько примеров непривычной речевой деятельности, т. Е. Речевой деятельности, протекающей в порядке волевого действия с непривычными элементами.
  • § 52. Момент непривычности в речи может быть иллюстрирован и на процессе восприятия речи. Приведу примеры.
  • Общие сведения о речи Глава 1. Речь: понятие, термины
  • Глава 2. Язык и речь: общее и различное
  • Глава 3. Функции языка и их реализация в речи
  • Глава 6. Виды речи как деятельности
  • Глава 7. Внутренняя речь
  • Глава 8. Мышление и речь – речь и мышление
  • Механизмы речи глава 9. Высказывание. Речевой акт
  • Глава 10. Мотивация речи
  • Глава 11. Речевая интенция
  • Глава 12. Семантико-грамматическое структурирование
  • Глава 13. Переход к внешней речи (акустической и графической)
  • Глава 14. Моделирование процесса восприятия речи
  • Глава 15. Обратная связь
  • Глава 16. Билингвизм
  • Глава 19. Монолог и диалог
  • Глава 29. Словарь личности и его развитие
  • Глава 32. Невербальные средства общения
  • Сл. Рубинштейн к вопросу о языке, речи и мышлении
  • С.Л.Рубинштейн речь
  • Речь и общение. Функции речи
  • Различные виды речи
  • Речь и мышление
  • Мышление, язык и речь
  • Е.Ф.Соботович психофизиологическая структура речевой деятельности и ее формирование в процессе нормального онтогенеза Нейропсихологические механизмы устной речи
  • А.К.Маркова периодизация речевого развития
  • Рабочие тетради
  • Характеристика психолингвистики как науки
  • Периодизация психолингвистики
  • Сравнительные характеристики языка и речи
  • Сопоставление базовых единиц языка и речи
  • Свойства языкового знака
  • Глава 6. Виды речи как деятельности

    Напомним, что термин речь обозначает и процесс речи, и результат речевой деятельности, т.е. текст – устный, письменный или даже мысленный. Необходимо разграничивать эти значения.

    Речь подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Речь, доступная другим, и речь только для себя.

    Внешняя речь имеет четыре вида, группирующиеся попарно:

    говорение ______________ аудирование (устная речь);

    письмо _________________чтение (письменная речь).

    Речь разграничивается также по стилям: выделяются устно-разговорные и письменно-книжные стили с более детальным разделением той и другой групп.

    В литературоведении своя система типов: художественные произведения подразделяются по родам и жанрам. Роды: эпос, лирика, драма. Эпические жанры: роман, повесть, рассказ, роман-эпопея, очерк, мемуары, сказка, былина и пр. Поэтические жанры: поэма, баллада, ода, лирика – пейзажная, философская, гражданская, интимная и пр. Драматические жанры: комедия, трагедия, драма, водевиль, киносценарий.

    Жанры выделяются и в публицистике: интервью, репортаж, статья, заметка, фельетон; и в научной литературе: монография, научная статья, реферат, научный отчет, диссертация, учебник, пособие для студентов.

    В ораторском искусстве свои жанры: судебная речь – в обвинении или в защите, полемика, дискуссия, приветственная речь (эпидейктическая), академическая лекция, церковная проповедь. Отмечается также эпистолярный жанр, виды деловых бумаг, юридических документов и многое другое.

    Каждый жанр, или вид литературного текста, подчиняется своим правилам, относительно устойчивым, так называемым «законам жанра». Эти правила касаются и содержания (например, широкий поток жизни в романе), и формы (например, несколько сюжетных линий в романе – композиционный прием).

    Рассмотрим теперь основные виды речи – говорение, аудирование, письмо и чтение – более подробно в системе понятий теории речи.

    Но на самом деле устная речь сравнительно редко предшествует письменной в ситуациях жизни взрослого человека: письменной речи всегда предшествует речь мысленная, а не устная. Пишущий мысленно конструирует текст, предназначенный для записи, и редко проговаривает его вслух.

    Устная речь, как предполагают, возникла естественным путем на заре человеческого разума, удовлетворив потребность живого, непосредственного общения наших далеких предков. По-видимому, звуковая речь (в отличие от передачи информации при помощи запахов, радиоволн и пр., как у некоторых насекомых и даже млекопитающих) стала преобладать в общении людей в связи с ее преимуществами как универсальное средство контактов на небольшом расстоянии. Высказывались предположения, что этому способствовало строение гортани и других органов произношения, которые позже, уже в процессе устно-речевого общения, еще более усовершенствовались.

    Во всяком случае люди считают, что они не прогадали, а выиграли, выбрав акустическую, звуковую, речь в качестве основного способа контактов, информационного обмена и самовыражения. В то же время нельзя не признать, что система произносительных органов намного менее совершенна, чем речевые центры мозга, механизмы памяти и координации, система кодовых переходов и пр.

    Вспомним, что устная речь имеет две стороны: отправление речевого сигнала и его прием; говорение и аудирование.

    Говорение – это озвучивание мысли, кодовый переход с мыслительного кода, с кода внутренней речи, которая предшествует устному высказыванию, на звуковой (акустический) код, на код фонетический.

    Термин говорение звучит несколько искусственно, он используется в специальной литературе: им обозначается действие отправителя устно-речевого сигнала. В этом действии всегда можно выделить ситуацию речи, ее мотивы и цели, содержание высказывания, его построение, словесное и грамматическое выражение и, наконец, переход к акустическому коду – к форме, которая может быть воспринята собеседником. Н.И.Жинкин, автор теории кодовых переходов в речи, считает фонему единицей перекодирования (Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М., 1982).

    Бывает, что человек имеет время обдумать предстоящее высказывание, проговорить мысленно его несколько раз. Но даже в процессе быстрой речи говорение, произношение всегда несколько отстает от мысленного конструирования. Это опережение мысли Н.И.Жинкин назвал упреждающим синтезом речи. Его объем – это ключ к речевому развитию человека: чем больше упреждение, тем свободнее и правильнее говорит человек.

    Кроме упреждающего синтеза, для свободной устной речи нужна гибкость произносительных механизмов, безошибочная их координация, моментальный выбор слов, свободное владение синтаксическими механизмами.

    В этом и состоит знание языка, владение им с точки зрения теории речи.

    Аудирование – это кодовый переход с акустического кода, в котором слушающий своим ухом, ушной раковиной принимает мысль, высказанную другим человеком, на код внутренней речи, на мыслительный код. В этом и состоит понимание воспринятой речи, ибо мысленный код каждого человека индивидуален в том смысле, что его память хранит фонд образов, схем, представлений, понятий и фонемных эталонов слов, связанных с образами, понятиями и пр.

    Современная устная речь обладает существенными достоинствами по сравнению с письменной речью:

    1. Она может беспрепятственно сочетаться с так называемыми невербальными средствами общения, вписываться в ситуацию, в поток жизни. Она непосредственно связана с жестами, мимикой, позами говорящего, с указаниями на окружающие предметы; устная речь, как правило, предполагает близость собеседников: они видят друг друга, в их общении участвует вся обстановка; общение реализуется не только их голосами, участвуют их лица, улыбки, телодвижения, все окружающее.

    Разумеется, в разговоре по обычному телефону, в передачах радио, в слушании магнитофонных записей все указанное отпадает. Но в телепередачах, в видеозаписях сохраняется, этим объясняется их высокая эффективность.

    Люди, разговаривая по телефону, улыбаются, даже жестикулируют, но все это – впустую, собеседник этого не видит, лишь улавливает эмоциональные интонации.

    Особо следует подчеркнуть роль интонаций. В языкознании описаны смысловые интонации, повышения и понижения голоса – это интонация законченности, интонация перечислительная, выделительная, незаконченности, интонация вопроса и пр.

    Значительно большей выразительностью отличаются эмоциональные интонации, они обладают тончайшими оттенками, их насчитывается несколько десятков контрастных пар: интонации грусти и радости, мажорные и минорные, иронические и восторженные, презрительные и почтительные, наглые и застенчивые, интонации доброты и раздражения, ласковые и грубые, высокомерные и униженные...

    Письменная речь не имеет адекватных средств выражения, лишь в небольшой мере компенсирует этот недостаток шрифтовыми выделениями, знаками препинания, а также описанием обстановки, на фоне которой протекает действие, описанием переживаний действующих лиц.

    2. Достоинством устной речи является быстрота ее протекания, возможность быстрых реакций, обратной связи.

    Устная речь оказалась не только пригодной, но даже удобной для создания графического кода – экономного, технологичного. А в самое последнее время она оказалась удобной и для электронной аппаратуры.

    Теперь отметим недостатки устной речи:

    1) помехонеустойчивость: общению в акустическом коде может помешать расстояние между говорящими, любой посторонний шум, дефекты индивидуального произношения говорящего, дефекты слуха воспринимающего речь;

    2) моментальность протекания: устная речь сама по себе исчезает, причем даже сам говорящий обычно не может дословно повторить то, что он только что сказал. Из-за этого недостатка устная речь плохо выполняет историческую функцию – связь поколений: она зависит от не всегда точной и надежной памяти людей, передающих мифы, легенды, фольклорные произведения от поколения к поколению.

    Письменная речь . Этот вид речи имеет много кодов: известно идеографическое письмо, иероглифическое, звукобуквенное (точнее – фонемное: в русском языке, как правило, буква обозначает фонему без учета позиционных чередований). Буквенное письмо используется во всех европейских языках, несмотря на то, что оно не самое экономное. Но оно легче иероглифического с точки зрения овладения им: в европейских алфавитах от 26 до 33 букв.

    Правила обозначения фонем (или звуков речи) буквами и их сочетаниями определяет раздел языковедения – «Графика»; случаи, когда правила графики допускают варианты написаний, регулирует «Орфография». Пунктуация передает некоторые интонации (вопросительную, восклицательную, интонацию незаконченности и пр.), паузы, в какой-то степени участвует в выражении смысла предложений и текста и структуры последнего.

    В современном цивилизованном обществе письменная речь играет настолько важную роль, что без нее оно существовать не может: письменная речь используется и в средствах коммуникации, и в познавательной деятельности, и в государственной деятельности, и в искусстве, и в личной жизни.

    Устная речь уступает ей. Да и сама устная речь в немалой степени подвержена влиянию письменной, поэтому все чаще ее определяют как озвученную письменную речь: таковы доклады, лекции, дискуссии, радиопередачи, речь студентов и даже учащихся школ на семинарах, уроках, профессиональная речь врачей, юристов, государственных служащих и др.

    Не потому ли в XX в. появились крупные исследования разговорной речи (Е.А.Земская, О.Б.Сиротинина)?

    Вспомним, что письменная речь имеет две стороны: письмо как письменное выражение мысли и чтение.

    Письмо – это процесс, действие, перекодирование содержания мысли с мыслительного кода через посредство звуковой ступени (эта ступень может выступать либо в устном произнесении высказывания перед его записью, либо в виде внутреннего проговаривания, в речедвигательном коде) на графический, буквенный, код. Очень важно подчеркнуть, что промежуточным звеном перекодирования служит фонема как психологический эквивалент ряда позиционно чередующихся звуков.

    В понятие «письмо» входят:

    а) подготовка и формирование высказывания на внутреннем уровне с упреждением его синтеза (как и в устной речи);

    б) кодовые переходы;

    в) техника записи – начертание нужных графических знаков по правилам каллиграфии, соблюдение требований графических правил и орфографической нормы.

    С точки зрения теории речи наиболее важна первая ступень, не менее важна вторая, но в жизни о них пишущий думает меньше, чем о третьей – технике письма. Происходит это, по-видимому, оттого, что первые две ступени «работают» на основе языковой интуиции, языкового чутья. Третья же ступень у многих не достигает уровня автоматизма.

    Отметим достоинства письменной речи: это речь подготовленная, нормированная, она обычно проходит несколько стадий редактирования; высшей ступенью образцовости обладает художественная литература, а также научные и публицистические тексты.

    Именно такая речь служит основой грамматики, грамматической теории и культуры речи. Все толковые словари, своды правил языка, большинство лингвистических исследований опираются на материал образцовых текстов.

    Письменная речь в виде книг и различных документов сохраняется в течение сотен и даже тысяч лет, служит делу сохранения культурных ценностей. Написанные тексты обеспечивают стабильность самого языка, языковые контакты народов.

    Владение письменной речью давно уже стало в цивилизованном мире принадлежностью каждого человека, критерием его культурного уровня.

    Устная и письменная речь различаются по стилям: стили разговорные и стили письменно-книжные; по ситуациям использования: сфера быта, семьи, друзей, сфера интеллектуального труда. Говорящий или пишущий постоянно осуществляет отбор языковых средств, руководствуясь условиями общения. Сравнительно недавно возник термин, определяющий цель этого процесса, – коммуникативная целесообразность. Но есть и другие мотивы выбора: индивидуальный стиль говорящего или пишущего, его стремление к оригинальности, к остроумию, такт, вежливость и прочие мотивы.

    Заметим, что изучение системы кодовых переходов «мысленный код – звучащий код» ставит под сомнение философское разграничение идеального и материального: как будто обычная операция перекодирования одного и того же содержания может преобразовать идеальное в материальное или наоборот.

    Чтение – вслух и про себя.

    Процесс чтения – это опять-таки кодовый переход с графического кода – напечатанного или написанного текста – на акустический и, обычно одновременно, на мыслительный код или сразу на мыслительный код через посредство речедвигательного кода.

    Ступени процесса чтения:

    а) восприятие графических знаков (техника чтения);

    б) кодовые переходы;

    в) понимание прочитанного через мыслительный код, через его знаки-эталоны, хранящиеся в памяти.

    Бывают случаи, когда читаемый текст озвучивается, но чтец с удивлением обнаруживает, что он ничего не понял и не запомнил из прочитанного: мыслительный канал был занят чем-то другим. Это частая помеха в чтении и вслух, и про себя.

    Скорость чтения вслух обычно ориентирована на темп устной речи, у носителей русского языка он, усредненно, составляет 120 слов в минуту. Оно может убыстряться или замедляться в зависимости от подготовленности слушателей, от трудности содержания читаемого, от внешних помех.

    Тихое чтение у опытных чтецов может достигать большой скорости за счет увеличения «поля чтения» – от 4-6 слов до нескольких строчек. Существенную роль играет и дополнительное поле чтения – умение видеть конец предложения или абзаца, следующие абзацы. В XX в. возникло новое направление в технике чтения – так называемое «динамическое чтение», или скорочтение. Ему обучают по особой методике. Цель динамического чтения чисто информационная, поэтому пользоваться им рекомендуется в ситуациях просмотра и обзора литературы по той или иной теме. Динамическое чтение вызывает интерес у студентов, аспирантов, научных работников.

    Эмоциональное, эстетическое богатство литературы, выразительность текста при скорочтении теряется.

    Чтение в различных его видах стало каналом познания и культуры людей, потребностью и увлечением. Человек как читатель – одна из характеристик языковой личности.

    "

    Восприятие речи. Чтобы понять значение обратной связи, напомним, что в речевой деятельности принимают участие субъект (S) и адресат (А), первый порождает речь, а второй ее воспринимает, поэтому следует рассматривать речевое действие не только в генеративном плане, с точки зрения его порождения, воспроизведения, но и в перцептивном, с точки зрения его восприятия. У адресата на первом этапе речевой деятельности , этапе прогнозирования , также рождается внутренний план высказывания (возможные реплики, ответы, вопросы, уточнения, возражения).

    На втором этапе адресат воспринимает речь. Восприятие речи состоит из декодирования сказанного субъектом, понимания содержания и оценки полученной информации.

    Процесс слушания или чтения включает следующие стадии:

    1. переход с акустического или графического кода на код внутренней речи;

    2. расшифровка синтаксических структур, грамматических форм;

    3. понимание общего плана высказывания;

    4. понимание замыслов и мотивов высказывания;

    5. оценка полученной информации (содержания высказывания, его идеи, позиции говорящего и т.п.);

    6. понимание выбора формы и языковых средств.

    Понимание (как составная часть процесса восприятия ) включает два уровня : языковой и содержательный . Первый (языковой) без второго (содержательного ) возможен, второй без первого – нет. Очевидно, что полное понимание достигается не всегда. Эффективное восприятие возможно при активном желании воспринимающего понять речь автора высказывания.

    Обратная связь (реагирование на высказывание).Оно может быть выражено вербально. Адресат подхватывает разговор и высказывает свое понимание ) – важный элемент контроля речевого действия, позволяющий оценить его результат. Наиболее полно обратная связь осуществляется в диалоге.

    Качество понимания передаваемого сообщения зависит от комплекса факторов – различных условий, при которых осуществляется коммуникация. Совокупность таких условий принято называть контекстом. Общий контекст речевого общения складывается из явного и скрытого.

    Явный (или эксплицитный) контекст включает то, что подлежит непосредственному наблюдению. Он делится на вербальный и невербальный. Скрытый (или имплицитный) контекст – это то, что не поддается непосредственному наблюдению. В скрытый контекст входят: мотивы, цели, намерения и установки коммуникантов, их личностные характеристики (уровень образования, социальная принадлежность, характер и т.п.). В зависимости от контекста высказывание может привести к различным результатам.

    Поскольку главная цель речевого общения – это обмен информацией, то есть передача и восприятие смысла высказывания, человек стремится быть понятым. Для этого необходимо учитывать и правильно использовать факторы, оказывающие влияние на процесс общения. На основе таких факторов выделяются различные формы и типы речевой коммуникации. Исследование речевой деятельности органически связано с психологией, психофизиологией, социологией. В речевом общении изучаются различные аспекты, соответствующие поставленной говорящими цели: информативной, прескриптивной (воздействие на адресата), экспрессивной (выражение эмоций, оценок), межличностной (регулирование отношений между собеседниками), игровой (апелляция к эстетическому восприятию, воображению, чувству юмора) и др.



    3. Виды речи как деятельности

    Рассмотрев различные условия и факторы, влияющие на процесс речевой коммуникации, вернемся к понятию речевой деятельности.

    Термин речь обозначает и процесс речи, и результат речевой деятельности, т.е. текст – устный, письменный или даже мысленный. Необходимо разграничивать эти значения.

    Речь подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Речь, доступная другим, и речь только для себя.

    Внешняя речь имеет четыре вида, группирующиеся попарно:

    говорение – аудирование (устная речь);

    письмо – чтение (письменная речь).

    Рассмотрим основные виды речи – говорение, аудирование, письмо и чтение – более подробно, в системе понятий теории речи.

    Но на самом деле устная речь сравнительно редко предшествует письменной в ситуациях жизни взрослого человека: письменной речи всегда предшествует речь мысленная, а не устная. Пишущий мысленно конструирует текст, предназначенный для записи, и редко проговаривает его вслух.



    Устная речь, как предполагают, возникла естественным путем на заре человеческого разума, удовлетворив потребность живого, непосредственного общения наших далеких предков. По-видимому, звуковая речь (в отличие от передачи информации при помощи запахов, радиоволн и пр., как у некоторых насекомых и даже млекопитающих) стала преобладать в общении людей в связи с ее преимуществами как универсальное средство контактов на небольшом расстоянии. Высказывались предположения, что этому способствовало строение гортани и других органов произношения, которые позже, уже в процессе устно-речевого общения, еще более усовершенствовались.

    Во всяком случае люди считают, что они не прогадали, а выиграли, выбрав акустическую, звуковую, речь в качестве основного способа контактов, информационного обмена и самовыражения.

    В то же время нельзя не признать, что система произносительных органов намного менее совершенна, чем речевые центры мозга, механизмы памяти и координации, система кодовых переходов и пр.

    Вспомним, что устная речь имеет две стороны: отправление речевого сигнала и его прием; говорение и аудирование.

    Говорение – это озвучивание мысли, кодовый переход с мыслительного кода, с кода внутренней речи, которая предшествует устному высказыванию, на звуковой (акустический) код, на код фонетический.

    Термин говорение звучит несколько искусственно, он используется в специальной литературе: им обозначается действие отправителя устно-речевого сигнала. В этом действии всегда можно выделить ситуацию речи, ее мотивы и цели, содержание высказывания, его построение, словесное и грамматическое выражение и, наконец, переход к акустическому коду – к форме, которая может быть воспринята собеседником. Н.И. Жинкин, автор теории кодовых переходов в речи, считает фонему единицей перекодирования (Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М., 1982).

    Бывает, что человек имеет время обдумать предстоящее высказывание, проговорить мысленно его несколько раз. Но даже в процессе быстрой речи говорение, произношение всегда несколько отстает от мысленного конструирования. Это опережение мысли Н.И. Жинкин назвал упреждающим синтезом речи. Его объем – это ключ к речевому развитию человека: чем больше упреждение, тем свободнее и правильнее говорит человек.

    Кроме упреждающего синтеза, для свободной устной речи нужна гибкость произносительных механизмов, безошибочная их координация, моментальный выбор слов, свободное владение синтаксическими механизмами.

    В этом и состоит знание языка, владение им с точки зрения теории речи.

    Аудирование (слушание) это кодовый переход с акустического кода, в котором слушающий своим ухом, ушной раковиной принимает мысль, высказанную другим человеком, на код внутренней речи, на мыслительный код. В этом и состоит понимание воспринятой речи, ибо мысленный код каждого человека индивидуален в том смысле, что его память хранит фонд образов, схем, представлений, понятий и фонемных эталонов слов, связанных с образами, понятиями и пр.

    Современная устная речь обладает существенными достоинствами по сравнению с письменной речью:

    1. Она может беспрепятственно сочетаться с так называемыми невербальными средствами общения, вписываться в ситуацию, в поток жизни. Она непосредственно связана с жестами, мимикой, позами говорящего, с указаниями на окружающие предметы; устная речь, как правило, предполагает близость собеседников: они видят друг друга, в их общении участвует вся обстановка; общение реализуется не только их голосами, участвуют их лица, улыбки, телодвижения, все окружающее. Разумеется, в разговоре по обычному телефону, в передачах радио, в слушании магнитофонных записей все указанное отпадает. Но в телепередачах, в видеозаписях сохраняется, этим объясняется их высокая эффективность.

    Люди, разговаривая по телефону, улыбаются, даже жестикулируют, но все это – впустую, собеседник этого не видит, лишь улавливает эмоциональные интонации.

    Особо следует подчеркнуть роль интонаций. В языкознании описаны смысловые интонации, повышения и понижения голоса – это интонация законченности, интонация перечислительная, выделительная, незаконченности, интонация вопроса и пр.

    Значительно большей выразительностью отличаются эмоциональные интонации, они обладают тончайшими оттенками, их насчитывается несколько десятков контрастных пар: интонации грусти и радости, мажорные и минорные, иронические и восторженные, презрительные и почтительные, наглые и застенчивые, интонации доброты и раздражения, ласковые и грубые, высокомерные и униженные...

    Письменная речь не имеет адекватных средств выражения, лишь в небольшой мере компенсирует этот недостаток шрифтовыми выделениями, знаками препинания, а также описанием обстановки, на фоне которой протекает действие, описанием переживаний действующих лиц.

    2. Достоинством устной речи является быстрота ее протекания, возможность быстрых реакций, обратной связи.

    Устная речь оказалась не только пригодной, но даже удобной для создания графического кода – экономного, технологичного. А в самое последнее время она оказалась удобной и для электронной аппаратуры.

    Недостатки устной речи:

    1. помехонеустойчивость: общению в акустическом коде может помешать расстояние между говорящими, любой посторонний шум, дефекты индивидуального произношения говорящего, дефекты слуха воспринимающего речь;

    2. моментальность протекания: устная речь сама по себе исчезает, причем даже сам говорящий обычно не может дословно повторить то, что он только что сказал. Из-за этого недостатка устная речь плохо выполняет историческую функцию – связь поколений: она зависит от не всегда точной и надежной памяти людей, передающих мифы, легенды, фольклорные произведения от поколения к поколению.

    Письменная речь. Этот вид речи имеет много кодов: известно идеографическое письмо, иероглифическое, звукобуквенное (точнее – фонемное: в русском языке, как правило, буква обозначает фонему без учета позиционных чередований). Буквенное письмо используется во всех европейских языках, несмотря на то, что оно не самое экономное. Но оно легче иероглифического с точки зрения овладения им: в европейских алфавитах от 26 до 33 букв.

    Правила обозначения фонем (или звуков речи) буквами и их сочетаниями определяет раздел языковедения – «Графика»; случаи, когда правила графики допускают варианты написаний, регулирует «Орфография». Пунктуация передает некоторые интонации (вопросительную, восклицательную, интонацию незаконченности и пр.), паузы, в какой-то степени участвует в выражении смысла предложений и текста и структуры последнего.

    В современном цивилизованном обществе письменная речь играет настолько важную роль, что без нее оно существовать не может: письменная речь используется и в средствах коммуникации, и в познавательной деятельности, и в государственной деятельности, и в искусстве, и в личной жизни.

    Устная речь уступает ей. Да и сама устная речь в немалой степени подвержена влиянию письменной, поэтому все чаще ее определяют как озвученную письменную речь: таковы доклады, лекции, дискуссии, радиопередачи, речь студентов и даже учащихся школ на семинарах, уроках, профессиональная речь врачей, юристов, государственных служащих и др.

    В XX в. появились крупные исследования разговорной речи (Е.А. Земская, О.Б. Сиротинина).

    Письменная речь имеет две стороны: письмо как письменное выражение мысли и чтение.

    Письмо – это процесс, действие, перекодирование содержания мысли с мыслительного кода через посредство звуковой ступени (эта ступень может выступать либо в устном произнесении высказывания перед его записью, либо в виде внутреннего проговаривания, в речедвигательном коде) на графический, буквенный, код. Очень важно подчеркнуть, что промежуточным звеном перекодирования служит фонема как психологический эквивалент ряда позиционно чередующихся звуков. В понятие «письмо» входят:

    а) подготовка и формирование высказывания на внутреннем уровне с упреждением его синтеза (как и в устной речи);

    б) кодовые переходы;

    в) техника записи – начертание нужных графических знаков по правилам каллиграфии, соблюдение требований графических правил и орфографической нормы.

    С точки зрения теории речи наиболее важна первая ступень, не менее важна вторая, но в жизни о них пишущий думает меньше, чем о третьей – технике письма. Происходит это, по-видимому, оттого, что первые две ступени «работают» на основе языковой интуиции, языкового чутья. Третья же ступень у многих не достигает уровня автоматизма.

    Отметим достоинства письменной речи: это речь подготовленная, нормированная, она обычно проходит несколько стадий редактирования; высшей ступенью образцовости обладает художественная литература, а также научные и публицистические тексты.

    Именно такая речь служит основой грамматики, грамматической теории и культуры речи. Все толковые словари, своды правил языка, большинство лингвистических исследований опираются на материал образцовых текстов.

    Письменная речь в виде книг и различных документов сохраняется в течение сотен и даже тысяч лет, служит делу сохранения культурных ценностей. Написанные тексты обеспечивают стабильность самого языка, языковые контакты народов.

    Владение письменной речью давно уже стало в цивилизованном мире принадлежностью каждого человека, критерием его культурного уровня.

    Устная и письменная речь различаются по стилям: стили разговорные и стили письменно-книжные; по ситуациям использования: сфера быта, семьи, друзей, сфера интеллектуального труда. Говорящий или пишущий постоянно осуществляет отбор языковых средств, руководствуясь условиями общения. Сравнительно недавно возник термин, определяющий цель этого процесса, – коммуникативная целесообразность. Но есть и другие мотивы выбора: индивидуальный стиль говорящего или пишущего, его стремление к оригинальности, к остроумию, такт, вежливость и прочие мотивы.

    Заметим, что изучение системы кодовых переходов «мысленный код – звучащий код» ставит под сомнение философское разграничение идеального и материального: как будто обычная операция перекодирования одного и того же содержания может преобразовать идеальное в материальное или наоборот.

    Предложения

    Часть 1

    (1)Принято считать, что письменной (графически фиксируемой) речи предшествует устная (звучащая) речь, которая исторически намного старше письменной. (2)<...> на самом деле устная речь сравнительно редко предшествует письменной: в ситуациях жизни взрослого человека письменной речи всегда предшествует речь мысленная, а не устная. (3)Пишущий мысленно конструирует текст, предназначенный для записи, и редко проговаривает его вслух.

    1 Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

    1) Предполагают, что устная (звучащая) речь, которая исторически намного старше письменной, редко используется в наше время, в отличие от письменной.

    3) Обычно считают, что устная речь предшествует письменной, но на самом деле ей предшествует речь мысленная, когда пишущий мысленно конструирует текст, предназначенный для записи.

    4) Известно, что в современном цивилизованном обществе устная речь предшествует письменной речи: пишущий мысленно конструирует текст, предназначенный для записи, как бы проговаривая его вслух.

    5) Чаще всего письменной речи предшествует не устная речь, когда пишущий проговаривает текст вслух, а мысленная речь, когда пишущий мысленно конструирует текст, предназначенный для записи.


    2 Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

    Поскольку

    Кроме того,

    Иначе говоря,


    3 Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СЧИТАТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

    1) Знать названия и последовательность чисел. С. до десяти.

    2) кого-что. Определять точное количество кого-чего-н. С. деньги. Цыплят по осени считают (посл.).

    3) что. Пользоваться какими-л. единицами измерения. С. в килограммах. С. температуру по Цельсию, по Фаренгейту.

    4) кого-что кем-чем, за кого-что или с союзом «что». Делать какое-н. заключение о ком-чём-н., признавать, полагать. С. кого-н. хорошим человеком. Считаю, что ты не прав.


    4 В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

    обод­рИть

    сОгнутый

    мозАичный


    5 В одном из при­ведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено вы­де­лен­ное слово. Исправь­те лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

    Начальник цеха взял на себя ответственность, выдвигая ДЕЛЬНОЕ предложение по организации производства.

    На крыльцо вышел небольшого роста КОРЕНАСТЫЙ мужичок и приветливо кивнул головой.

    Руководитель серьёзного проекта, в котором принимают участие сотни людей, должен быть глубокой и ЦЕЛЬНОЙ личностью.

    Изба у него на редкость ДОБРАЯ, прочная, да и сам он мужик крепкий, настоящий русский богатырь.

    Для человека, не знавшего внимания и заботы, это был самый ЖЕЛАННЫЙ подарок.


    20 Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

    К вечеру мы сделали большую половину работы.


    (1)«Я лучше, я умнее всех». (2)Человек такой моральной позиции напрочь лишён способности судить о своих возможностях. (3)Хорошо, если в конце концов он поймёт это и займёт соответствующее своим способностям место, положит на плечи посильный груз. (4)А если нет? (5)Такой человек, окажись он у власти - пусть самой что ни на есть скромной, - станет только вредить делу. (б)Такой руководитель побоится иметь хорошего заместителя: как бы тот не занял его место. (7)Не поддержит дельного предложения: ведь оно исходит не от него, руководителя. (8)Похоронит хороший проект, если он «не работает» на его, начальника, авторитет.

    (9)Каждый человек ищет место в жизни. (10)Старается утвердить своё «я». (11)Это естественно. (12)Только вот как он находит своё место, какими путями идёт к нему, какие моральные ценности имеют вес в его глазах, - вопрос чрезвычайно важный.

    (13)Поэт сказал: «Мы все немножко подпираем небосвод». (14)Это о достоинстве человека, его месте на земле, его ответственности за себя, за всех и за всё.

    (15)И ещё верные слова: «Каждый человек стоит ровно столько, сколько он действительно создал, минус его тщеславие».

    (16)Чего уж там, многие из нас не могут признаться себе, что из-за ложно понятого, раздутого чувства собственного достоинства, из-за нежелания показаться хуже мы иногда делаем опрометчивые шаги, поступаем не очень правильно - лишний раз не переспросим, не скажем «не знаю», «не могу».

    (17)Слов нет, беспардонные себялюбцы вызывают чувство осуждения. (18)Однако не лучше и те, кто разменивает своё достоинство, как мелкую монету. (19)В жизни каждого человека, наверное, бывают моменты, когда он просто обязан проявить своё самолюбие, утвердить своё «я». (20)И, конечно, сделать это не всегда просто.

    (21)Одним из семи чудес света, о которых писали древние, был александрийский маяк - сооружение грандиозное и необычное. (22)Рассказывают, что сферическое зеркало маяка под определённым углом собирало в пучок столько солнечного света, что могло сжигать корабли, плывущие далеко в море. (23)Маяк был построен по приказу Птолемея Филадельфа. (24)На мраморных плитах маяка самолюбивый фараон приказал выбить своё имя.

    (25)Но кто был подлинным творцом седьмого чуда, его настоящим строителем? (26)Люди узнали об этом через много лет. (27)Оказывается, архитектор сделал на каменных плитах маяка углубления и в них высек слова: «Сострат, сын Дексифана из Книда, - богам-спасителям ради мореходов». (28)Надпись он залепил известью, затёр её мраморной крошкой и на ней начертал, как того требовал фараон: «Птолемей Филадельф».

    (29)Так всегда бывает. (30)Истинная цена человека рано или поздно всё равно обнаруживается. (31)И тем выше эта цена, чем больше человек любит не столько себя, сколько других. (32)Лев Толстой подчёркивал, что каждый из нас, так называемый маленький, рядовой человек, на самом деле есть лицо историческое. (33)Великий писатель возлагал ответственность за судьбу всего мира на каждого из нас. (34)На то самое «я», которое таит в себе силы титанические. (35)То самое «я», которое становится во сто крат сильнее, превращаясь в «мы», в заботу о нашем общем благе. (36)На этом пути человеку дорого доброе имя, общественное признание. (37)Не будем забывать об этом.

    (По М.С. Крюкову*)

    *Крюков Марлен Сергеевич (1931-1997) - русский писатель, журналист.

    21 Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

    1) Истина теряется в веках, и установить её не представляется возможным.

    2) Каждый человек, по мысли Л. Толстого, лицо историческое, потому что он несёт ответственность за судьбу всего мира.

    3) Александрийский маяк был построен по приказу Птолемея Филадельфа.

    4) Человек, ощущающий себя умнее всех, оказавшись у власти, может нанести вред делу.

    5) Каждый человек способен понять и признать, что из-за ложно раздутого чувства собственного достоинства он иногда делает опрометчивые шаги, совершает ошибки.


    22 Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

    1) Предложения 1−8 содержат рассуждение.

    2) В предложениях 17−20 представлено повествование.

    Напомним, что термин речь обозначает и процесс речи, и результат речевой деятельности, т.е. текст - устный, письменный или даже мысленный. Необходимо разграничивать эти значения.

    Речь подразделяется на внешнюю и внутреннюю . Речь, доступная другим, и речь только для себя.

    Внешняя речь имеет четыре вида, группирующиеся попарно:

    • говорение аудирование (устная речь);
    • письмо чтение (письменная речь).

    Типология внутренней речи будет рассмотрена в отдельной главе по ступеням ее глубины. Отдельная глава посвящена также монологу и диалогу - типам речи, выделенным еще в эпоху эллинской культуры.

    Речь разграничивается также по стилям : выделяются устно-разговорные и письменно-книжные стили с более детальным разделением той и другой групп (они также будут рассмотрены в отдельной главе).

    В литературоведении своя система типов: художественные произведения подразделяются по родам и жанрам.

    • Роды : эпос, лирика, драма. Эпические жанры: роман, повесть, рассказ, роман-эпопея, очерк, мемуары, сказка, былина и пр.
    • Поэтические жанры : поэма, баллада, ода, лирика - пейзажная, философская, гражданская, интимная и пр.
    • Драматические жанры : комедия, трагедия, драма, водевиль, киносценарий.

    Жанры выделяются и в публицистике: интервью, репортаж, статья, заметка, фельетон; и в научной литературе: монография, научная статья, реферат, научный отчет, диссертация, учебник, пособие для студентов.

    В ораторском искусстве свои жанры: судебная речь - в обвинении или в защите, полемика, дискуссия, приветственная речь (эпидейктическая), академическая лекция, церковная проповедь.

    Отмечается также эпистолярный жанр, виды деловых бумаг, юридических документов и многое другое.

    Каждый жанр, или вид литературного текста, подчиняется своим правилам, относительно устойчивым, так называемым «законам жанра». Эти правила касаются и содержания (например, широкий поток жизни в романе), и формы (например, несколько сюжетных линий в романе - композиционный прием). Отдельная глава по литературным видам и жанрам в данной книге не предусмотрена: эта тема необъятна, имеет длительную историю и лишь пересекается с основным стержнем данной книги.

    Рассмотрим теперь основные виды речи - говорение, аудирование, письмо и чтение - более подробно, в системе понятий теории речи.

    Устная речь

    Но на самом деле устная речь сравнительно редко предшествует письменной в ситуациях жизни взрослого человека: письменной речи всегда предшествует речь мысленная, а не устная. Пишущий мысленно конструирует текст, предназначенный для записи, и редко проговаривает его вслух.

    Устная речь, как предполагают, возникла естественным путем на заре человеческого разума, удовлетворив потребность живого, непосредственного общения наших далеких предков. По-видимому, звуковая речь (в отличие от передачи информации при помощи запахов, радиоволн и пр., как у некоторых насекомых и даже млекопитающих) стала преобладать в общении людей в связи с ее преимуществами как универсальное средство контактов на небольшом расстоянии. Высказывались предположения, что этому способствовало строение гортани и других органов произношения, которые позже, уже в процессе устно-речевого общения, еще более усовершенствовались.

    Во всяком случае люди считают, что они не прогадали, а выиграли, выбрав акустическую, звуковую, речь в качестве основного способа контактов, информационного обмена и самовыражения.

    В то же время нельзя не признать, что система произносительных органов намного менее совершенна, чем речевые центры мозга, механизмы памяти и координации, система кодовых переходов и пр.

    Вспомним, что устная речь имеет две стороны: отправление речевого сигнала и его прием; говорение и аудирование.

    Говорение - это озвучивание мысли, кодовый переход с мыслительного кода, с кода внутренней речи, которая предшествует устному высказыванию, на звуковой (акустический) код, на код фонетический.

    Термин говорение звучит несколько искусственно, он используется в специальной литературе: им обозначается действие отправителя устно-речевого сигнала. В этом действии всегда можно выделить ситуацию речи, ее мотивы и цели, содержание высказывания, его построение, словесное и грамматическое выражение и, наконец, переход к акустическому коду - к форме, которая может быть воспринята собеседником. Н.И. Жинкин, автор теории кодовых переходов в речи, считает фонему единицей перекодирования.

    Бывает, что человек имеет время обдумать предстоящее высказывание, проговорить мысленно его несколько раз. Но даже в процессе быстрой речи говорение, произношение всегда несколько отстает от мысленного конструирования. Это опережение мысли Н.И. Жинкин назвал упреждающим синтезом речи. Его объем - это ключ к речевому развитию человека: чем больше упреждение, тем свободнее и правильнее говорит человек.

    Кроме упреждающего синтеза, для свободной устной речи нужна гибкость произносительных механизмов, безошибочная их координация, моментальный выбор слов, свободное владение синтаксическими механизмами.

    В этом и состоит знание языка, владение им с точки зрения теории речи.

    Аудирование - это кодовый переход с акустического кода, в котором слушающий своим ухом, ушной раковиной принимает мысль, высказанную другим человеком, на код внутренней речи, на мыслительный код. В этом и состоит понимание воспринятой речи, ибо мысленный код каждого человека индивидуален в том смысле, что его память хранит фонд образов, схем, представлений, понятий и фонемных эталонов слов, связанных с образами, понятиями и пр.

    Современная устная речь обладает существенными достоинствами по сравнению с письменной речью:
    1. Она может беспрепятственно сочетаться с так называемыми невербальными средствами общения, вписываться в ситуацию, в поток жизни. Она непосредственно связана с жестами, мимикой, позами говорящего, с указаниями на окружающие предметы; устная речь, как правило, предполагает близость собеседников: они видят друг друга, в их общении участвует вся обстановка; общение реализуется не только их голосами, участвуют их лица, улыбки, телодвижения, все окружающее.

    Разумеется, в разговоре по обычному телефону, в передачах радио, в слушании магнитофонных записей все указанное отпадает. Но в телепередачах, в видеозаписях сохраняется, этим объясняется их высокая эффективность.

    Люди, разговаривая по телефону, улыбаются, даже жестикулируют, но все это - впустую, собеседник этого не видит, лишь улавливает эмоциональные интонации.

    Особо следует подчеркнуть роль интонаций . В языкознании описаны смысловые интонации, повышения и понижения голоса - это интонация законченности, интонация перечислительная, выделительная, незаконченности, интонация вопроса и пр..

    Значительно большей выразительностью отличаются эмоциональные интонации, они обладают тончайшими оттенками, их насчитывается несколько десятков контрастных пар: интонации грусти и радости, мажорные и минорные, иронические и восторженные, презрительные и почтительные, наглые и застенчивые, интонации доброты и раздражения, ласковые и грубые, высокомерные и униженные...

    Письменная речь не имеет адекватных средств выражения, лишь в небольшой мере компенсирует этот недостаток шрифтовыми выделениями, знаками препинания, а также описанием обстановки, на фоне которой протекает действие, описанием переживаний действующих лиц.

    2. Достоинством устной речи является быстрота ее протекания, возможность быстрых реакций, обратной связи.

    Устная речь оказалась не только пригодной, но даже удобной для создания графического кода - экономного, технологичного. А в самое последнее время она оказалась удобной и для электронной аппаратуры.

    Теперь отметим недостатки устной речи:

    1. помехойеустойчивость: общению в акустическом коде может помешать расстояние между говорящими, любой посторонний шум, дефекты индивидуального произношения говорящего, дефекты слуха воспринимающего речь;
    2. моментальность протекания: устная речь сама по себе исчезает, причем даже сам говорящий обычно не может дословно повторить то, что он только что сказал. Из-за этого недостатка устная речь плохо выполняет историческую функцию - связь поколений: она зависит от не всегда точной и надежной памяти людей, передающих мифы, легенды, фольклорные произведения от поколения к поколению.

    Письменная речь

    Этот вид речи имеет много кодов: известно идеографическое письмо, иероглифическое, звукобуквенное (точнее - фонемное: в русском языке, как правило, буква обозначает фонему без учета позиционных чередований). Буквенное письмо используется во всех европейских языках, несмотря на то что оно не самое экономное. Но оно легче иероглифического с точки зрения овладения им: в европейских алфавитах от 26 до 33 букв.

    Правила обозначения фонем (или звуков речи) буквами и их сочетаниями определяет раздел языковедения - «Графика»; случаи, когда правила графики допускают варианты написаний, регулирует «Орфография». Пунктуация передает некоторые интонации (вопросительную, восклицательную, интонацию незаконченности и пр.), паузы, в какой-то степени участвует в выражении смысла предложений и текста и структуры последнего.

    В современном цивилизованном обществе письменная речь играет настолько важную роль, что без нее оно существовать не может: письменная речь используется и в средствах коммуникации, и в познавательной деятельности, и в государственной деятельности, и в искусстве, и в личной жизни.

    Устная речь уступает ей. Да и сама устная речь в немалой степени подвержена влиянию письменной, поэтому все чаще ее определяют как озвученную письменную речь: таковы доклады, лекции, дискуссии, радиопередачи, речь студентов и даже учащихся школ на семинарах, уроках, профессиональная речь врачей, юристов, государственных служащих и др.

    Не потому ли в XX в. появились крупные исследования разговорной речи (Е.А. Земская, О.Б. Сиротинина)?
    Вспомним, что письменная речь имеет две стороны: письмо как письменное выражение мысли и чтение.
    Письмо - это процесс, действие, перекодирование содержания мысли с мыслительного кода через посредство звуковой ступени (эта ступень может выступать либо в устном произнесении высказывания перед его записью, либо в виде внутреннего прого-варивания, в речедвигательном коде) на графический, буквенный, код. Очень важно подчеркнуть, что промежуточным звеном перекодирования служит фонема как психологический эквивалент ряда позиционно чередующихся звуков.

    В понятие «письмо » входят:

    • подготовка и формирование высказывания на внутреннем уровне с упреждением его синтеза (как и в устной речи);
    • кодовые переходы;
    • техника записи - начертание нужных графических знаков по правилам каллиграфии, соблюдение требований графических правил и орфографической нормы.

    С точки зрения теории речи наиболее важна первая ступень, не менее важна вторая, но в жизни о них пишущий думает меньше, чем о третьей - технике письма. Происходит это, по-видимому, оттого, что первые две ступени «работают» на основе языковой интуиции, языкового чутья. Третья же ступень у многих не достигает уровня автоматизма.

    Отметим достоинства письменной речи: это речь подготовленная, нормированная, она обычно проходит несколько стадий редактирования; высшей ступенью образцовости обладает художественная литература, а также научные и публицистические тексты.

    Именно такая речь служит основой грамматики, грамматической теории и культуры речи. Все толковые словари, своды правил языка, большинство лингвистических исследований опираются на материал образцовых текстов.

    Письменная речь в виде книг и различных документов сохраняется в течение сотен и даже тысяч лет, служит делу сохранения культурных ценностей. Написанные тексты обеспечивают стабильность самого языка, языковые контакты народов.

    Владение письменной речью давно уже стало в цивилизованном мире принадлежностью каждого человека, критерием его культурного уровня.

    Устная и письменная речь различаются по стилям : стили разговорные и стили письменно-книжные; по ситуациям использования: сфера быта, семьи, друзей, сфера интеллектуального труда. Говорящий или пишущий постоянно осуществляет отбор языковых средств, руководствуясь условиями общения. Сравнительно недавно возник термин, определяющий цель этого процесса, - коммуникативная целесообразность. Но есть и другие мотивы выбора: индивидуальный стиль говорящего или пишущего, его стремление к оригинальности, к остроумию, такт, вежливость и прочие мотивы.

    Заметим, что изучение системы кодовых переходов «мысленный код - звучащий код» ставит под сомнение философское разграничение идеального и материального: как будто обычная операция перекодирования одного и того же содержания может преобразовать идеальное в материальное или наоборот.

    Чтение - вслух и про себя.

    Процесс чтения - это опять-таки кодовый переход с графического кода - напечатанного или написанного текста - на акустический и, обычно одновременно, на мыслительный код или сразу на мыслительный код через посредство речедвигательного кода.

    Ступени процесса чтения:

    • восприятие графических знаков (техника чтения);
    • кодовые переходы;
    • понимание прочитанного через мыслительный код, через его знаки-эталоны, хранящиеся в памяти.

    Бывают случаи, когда читаемый текст озвучивается, но чтец с удивлением обнаруживает, что он ничего не понял и не запомнил из прочитанного: мыслительный канал был занят чем-то другим. Это частая помеха в чтении и вслух, и про себя.

    Скорость чтения вслух обычно ориентирована на темп устной речи, у носителей русского языка он, усредненно, составляет 120 слов в минуту. Оно может убыстряться или замедляться в зависимости от подготовленности слушателей, от трудности содержания читаемого, от внешних помех.

    Тихое чтение у опытных чтецов может достигать большой скорости за счет увеличения «поля чтения» - от 4-6 слов до нескольких строчек. Существенную роль играет и дополнительное поле чтения - умение видеть конец предложения или абзаца, следующие абзацы. В XX в. возникло новое направление в технике чтения - так называемое «динамическое чтение», или скорочтение. Ему обучают по особой методике. Цель динамического чтения чисто информационная, поэтому пользоваться им рекомендуется в ситуациях просмотра и обзора литературы по той или иной теме. Динамическое чтение вызывает интерес у студентов, аспирантов, научных работников.

    Эмоциональное, эстетическое богатство литературы, выразительность текста при скорочтении теряется.
    Чтение в различных его видах стало каналом познания и культуры людей, потребностью и увлечением. Человек как читатель - одна из характеристик языковой личности.