А. Гладкий        06.12.2023   

Полоцкие, князья. Политическое устройство Полоцкого княжества: органы власти и управления Полоцкие князья в хронологическом порядке

Полоцкое княжество, расположенное к западу от Смоленска и к северу от Турова, резко отличалось от всех описанных выше районов, составлявших в XII веке земли Руси. Оно никогда не было родовым владением никого из потомков Ярослава Владимировича и никогда в отличие от других княжеств не было связано пуповиной с матерью городов русских Киевом. Как ни пытались киевские князья покорить его, оно оставалось независимым и безучастным к основным политическим событиям на протяжении большей части XI и XII веков. Здесь правили потомки второго сына Владимира Святославича Изяслава, посланного сюда на княжение вместе со своей матерью Рогнедой в конце Х века. В конце XII века это было единственное княжество, граничившее одновременно с Литвой и с землями Немецкого ордена, что делало его уязвимым со стороны двух потенциально агрессивных западных соседей.

Подобно Турову, почвы здесь были бедные, местность лесистая, заболоченная. Но в торговом отношении этот район имел огромное преимущество перед большинством других княжеств: в центре этой земли протекала Западная Двина, напрямую соединявшая княжество с Балтикой; туда же вело верхнее течение Немана в западной части княжества. Удобные речные пути вели также на юг: на юго-восточной окраине района протекал Днепр и два его основных притока Друть и Березина.

У Полоцкой земли были все условия для приобретения независимости; в этом отношении она напоминала Новгород. Здесь также было сильно местное боярство; в Полоцке, богатом торговом центре, существовало городское вече и, кроме того, какие-то «братчины», боровшиеся с князьями; возможно, что это были купеческие объединения, аналогичные Ивану на Опоках в Новгороде.

В XI веке Полоцкое княжество являлось, по всей видимости, сильным и единым; в течение целых ста лет только два князя занимали престол - воинственный сын Изяслава Брячислав (1001-1044) и его еще более агрессивный внук Всеслав (1044- 1101). Яркую эпоху в жизни Полоцкой земли составило длительное княжение Всеслава Брячиславича (1044-1101). Этот энергичный князь воевал и с Новгородом, и с Псковом, и с Ярославичами. Одним из врагов Всеслава был Владимир Мономах, ходивший в походы на Полоцкую землю с 1084 по 1119 год. Киевским князьям удавалось лишь на время подчинить себе эту землю, жившую своей обособленной жизнью. Последний раз решительную попытку подчинить ее предпринял Мстислав Великий в 1127 году, послав войска со всех концов Руси - с Волыни и из Курска, из Новгорода и из торкского Поросья. Всем отрядам были указаны точные маршруты и всем им определен единый, общий для всех день вторжения в пределы Полоцкого княжества. Полоцкий князь Брячислав, увидев себя окруженным, «острашився, не мога пойти ни семо, ни овамо». Через два года некоторые полоцкие князья были высланы в Византию, где они пробыли десять лет.

В 1132 году Полоцк самостоятельно выбрал себе князя и одновременно с другими землями Руси обособился окончательно от власти Киева. Правда, в отличие от соседних княжеств Полоцкая земля сразу распалась на уделы; первым выделился в самостоятельное княжение Минск (Менеск). В борьбе между Рогволодом Борисовичем Полоцким и Ростиславом Глебовичем Минским в 1158 году активное участие приняли горожане Полоцка и Друцка. Рогволод, внук Всеслава, оказался князем-изгоем без княжества. Дручане стали приглашать его к себе, и когда он с войском оказался близ Друцка, то 300 дручан и полочан выехало на ладьях для торжественной встречи князя. Тогда и в Полоцке «мятеж бысть велик». Горожане и боярство Полоцка пригласили Рогволода на великое княжение, а Ростислава, зачинщика усобицы, хотели заманить 29 июня на пир и убить, но предусмотрительный князь надел под платье кольчугу и заговорщики не рискнули на него напасть. На следующий день началось восстание против Ростиславовых бояр, закончившееся вокняжением Рогволода. Однако попытка нового полоцкого князя объединить все уделы не увенчалась успехом. После одного неудачного похода, во время которого погибло много полочан, Рогволод не вернулся в свою столицу, и полочане еще раз проявили волю, подобно киевлянам или новогородцам, - они пригласили в 1162 году из Витебска князя Всеслава Васильковича (1161-1186).

История Полоцкой земли в конце XII - начале XIII века известна нам плохо. К величайшему сожалению, погибла Полоцкая летопись, принадлежавшая в начале XVIII века архитектору П. М. Еропкину. В. Н. Татищев выписал из нее интереснейшее подробное повествование о событиях 1217 года в Полоцке. Жена князя Бориса Давыдовича Святохна вела сложную интригу против пасынков Василька и Вячка: то хотела их отравить, то посылала подложные письма, то добивалась их изгнания и, наконец, при помощи своей свиты стала уничтожать полоцких бояр, враждебных ей. Были убиты тысяцкий, посадник и ключник. Зазвонил вечевой колокол, и полочане, ожесточенные тем, что сторонники княгини «города разоряют и народ грабят», выступили против интриганки Святохны Казимировны; она была посажена под стражу. В. Н. Татищев держал эту летопись в руках очень недолго. Он отметил, что в ней «много о полоцких, витебских и других... князех писано; токмо я не имел времени всего выписать и потом... видеть не достал».

Князь Вячко впоследствии пал в битве с немецкими рыцарями, защищая русские и эстонские земли.

Полоцко-Витебско-Минская земля, ставшая позднее, в XIV веке, основой белорусской народности, обладала своеобразной культурой, интересной историей, но далеко зашедший процесс феодального дробления не позволил ей сохранить свою целостность и политическую самостоятельность: в XIII веке Полоцкое, Витебское, Друцкое и Минское княжества были поглощены новым феодальным формированием - Литовским великим княжеством, в котором, однако, действовали русские законы и господствовал русский язык.

IX. СМОЛЕНСК И ПОЛОЦК. ЛИТВА И ЛИВОНСКИЙ ОРДЕН

(продолжение)

Полоцкие Кривичи. – Рогволод Полоцкий и Ростислав Минский. – Строптивость полочан. – Двинские камни. – Вмешательство смолян и черниговцев в полоцкие смуты. – Стольный Полоцк. – Св. Евфросиния. – Города и пределы Полоцкой земли.

Спасская церковь Ефросиньевского монастыря в Полоцке. Построена в 1150-х гг.
Автор изображения – Szeder László

История Полоцкой земли после возвращения князей из греческого заточения крайне темна и сбивчива. Видим только, что смуты Южной Руси, борьба Мономаховичей с Ольговичами и дядей с племянниками помогли Полоцкой земле окончательно освободиться от киевской зависимости. Соперничество разных поколений в потомстве Ярослава I давало полоцким Всеславичам возможность всегда находить себе союзников. Так как с востока их теснили Мономаховичи смоленские, а с юга – киевские и волынские, то Всеславичи сделались естественными союзниками черниговских Ольговичей и с их помощью отстаивали свою самостоятельность.

Однако Полоцкое княжение не достигло значительной силы и крепости. Оно оказало слишком слабое сопротивление, когда пришлось обороняться от иноплеменных врагов, надвигавших с запада, именно от Литвы и Ливонского ордена. Главные причины его слабости заключались как в недостатке внутреннего единения между Всеславичами, так равно и в беспокойном, строптивом отношении населения к своим князьям. Перевороты, произведенные в Полоцкой земле Мономахом и сыном его Мстиславом I, неоднократное пленение, перемещение и потом изгнание полоцких князей, конечно, перепутали родовые счеты между потомками многочисленных сыновей Всеслава. Мы не находим здесь того довольно строгого порядка, который наблюдался по отношению к старшинству, например, в роде князей чернигово-северских или смоленских. Главный Полоцкий стол становится предметом распрей между внуками Всеслава; но тот, кому удавалось им завладеть, обыкновенно не пользуется большим значением между другими своими родичами, удельными князьями полоцкими. Последние нередко стремятся к самостоятельности и следуют своей собственной политике в отношении к соседним землям. Особенно это можно сказать о князьях Минских. В течение всего столетия, протекшего от возвращения Всеславичей в Полоцк до времени татарского и литовского завоевания, мы не встречаем на Полоцком столе ни одной личности, отмеченной печатью энергии или ловкой политики.

Распри Всеславичей в свою очередь немало способствовали ослаблению княжеской власти и некоторым успехам народоправления, или вечевому началу. Такое начало, замеченное нами у смоленских кривичей, еще в большей степени проявилось у полоцких, которые в этом отношении еще ближе подходят к своим единоплеменникам, кривичам новгородским. Особенно сильно сказывается оно в жителях стольного города, который подобно другим старейшим городам стремится не только решать междукняжеские распри, но и подчинить своим решениям население младших городов и пригородов. Недаром летописец заметил, что "Новгородцы, Смольняне, Киевляне и Полочане как на духу на вече сходятся, и на чем старшие положат, на том и пригороды станут".

Характер полоцкой истории в эту эпоху ярко отразился в борьбе двух внуков Всеслава, двоюродных братьев: Рогволода Борисовича Полоцкого и Ростислава Глебовича Минского.

Женатый на дочери Изяслава II Киевского, Рогволод находился в некотором подчинении у Мономаховичей. Может быть, это обстоятельство и послужило источником неудовольствия против него со стороны полочан Глебовичей Минских, т.е. Ростислава с братьями. В 1151 году граждане Полоцка, тайно сговорясь с Ростиславом Глебовичем, схватили Рогволода и отправили его в Минск, где он был посажен под стражу. Ростислав занял Полоцкий стол, хотя, собственно, и не имел на то права; так как его отец Глеб никогда не занимал этого стола. Опасаясь вмешательства Мономаховичей, Глебовичи отдались под покровительство Святослава Ольговича Новгород-Северского и присягнули "иметь его отцом себе и ходить в послушании у него". Рогволод потом освободился из плена, но не получил обратно своих волостей, и в 1159 году прибег с просьбою о помощи к тому же Святославу Ольговичу, теперь князю Черниговскому. Глебовичи, по-видимому, успели уже не только с ним рассориться, но и возбудить против себя само полоцкое население. По крайней мере мы видим, что едва Рогволод получил войско от Святослава Ольговича и явился в Полоцкой земле, как более 300 мужей дручан и полочан вышли к нему навстречу и ввели его в город Друтск, откуда изгнали Ростиславова сына Глеба; причем пограбили его собственный двор и дворы его дружинников. Когда Глеб Ростиславич прискакал в Полоцк, здесь также поднялось смятение; народ разделился на две стороны, Рогволодову и Ростиславову. Последнему многими подарками удалось успокоить противную сторону, причем он вновь привел граждан к присяге. Граждане поцеловали крест на том, что Ростислав "им князь" и что дай Бог "пожить с ним без извета". Он отправился с братьями Всеволодом и Володарем на Рогволода к Друтску; но после безуспешной его осады противники помирились, причем Рогволод получил еще некоторые волости. Однако смятения в Полоцке не замедлили возобновиться. Строптивые полочане, забыв недавнюю присягу, начали тайно сноситься с Рогволодом. Посланцы их говорили такие речи: "Княже наш! согрешили мы перед Богом и перед тобою в том, что встали на тебя без вины, именье твое и твоей дружины разграбили, а самого тебя выдали Глебовичам на великую муку. Но если ныне не помянешь того, что мы сотворили по своему безумию, целуй нам крест на том, что ты наш князь, а мы твои люди. Ростислава же отдадим в твои руки, и делай с ним, что хочешь".

Рогволод поцеловал крест на забвение прошлой измены и отпустил послов. Тогда полоцкие вечники задумали вероломным образом схватить своего князя, который, очевидно, окружал себя предосторожностями и не жил в самом городе, а пребывал в загородном княжем дворе за Двиной на реке Бельчице. Полочане позвали князя в Петров день к "св. Богородице Старой", на братчину, которая устраивалась или целым городом, или каким-либо приходом в храмовой праздник. Но у Ростислава были приятели, которые известили его о злом умысле. Они приехали на пир, имея под плащом броню и с приличным количеством дружины, так что граждане в этот день ничего не посмели предпринять против него. На следующее утро они опять прислали звать его в город под предлогом каких-то важных речей. "Вчера я был у вас; что же вы не молвили мне, в чем ваша нужда?" – сказал князь посланцам; однако сел на коня и поехал в город. Но дорогою его встретил "детский", или один из младших дружинников, который тайком ушел из города, чтобы донести князю об измене полочан. В эту минуту они творили бурное вече против князя; а между тем хищная чернь уже бросилась на дворы главных дружинников, начала их грабить и избивать попадавших в ее руки княжих чиновников, т.е. тиунов, мытников и т.п. Ростислав, ввиду открытого мятежа, поспешил воротиться в Бельчицу, собрал свою дружину и отправился в Минск к брату Володарю, воюя по дороге полоцкие волости, забирая скот и челядь. Между тем Рогволод из Друтска приехал в Полоцк и снова сел на стол деда своего и отца. Но вместе с тем возобновилась его война с Глебовичами Минскими. Рогволод получил помощь от родного дяди своей супруги Ростислава Смоленского, но не даром: он уступил за нее Витебск и некоторые другие пограничные волости. Ростислав Смоленский вскоре перешел на великий стол Киевский и продолжал отсюда помогать Рогволоду против Глебовичей. Однако война с последними не была удачна для Полоцкого князя. Несколько раз ходил он на Минск и не мог взять этого города. В 1162 году Рогволод осадил Городец, в котором оборонялся Володарь Глебович с войском, набранным из соседней Литвы. Здесь Володарь нечаянным ночным нападением нанес такое поражение Рогволоду, после которого тот не осмелился показаться в стольном городе; так как потерял множество Полочан убитыми и пленными. Он ушел в свой бывший удельный город Друтск.

С того времени летописи не упоминают более о Рогволоде Борисовиче. Но есть другого рода памятник, который, по-видимому, говорит о том же князе спустя девять лет после его поражения под Городцом. Верстах в двадцати от города Орши по дороге в Минск в поле лежит красноватый валун, на плоской поверхности которого высечен крест с подставкою; а вокруг креста иссечена следующая надпись: "В лето 6679 (1171) мая в 7 день доспен крест сей. Господи! помози рабу своему Василию в крещении, именем Рогволоду, сыну Борисову". Очень вероятно, что этот Рогволод-Василий и есть бывший полоцкий князь Рогволод Борисович, который под конец своей жизни должен был довольствоваться Друтским уделом; а помянутый камень находится на земле, очевидно, принадлежавшей к этому уделу. Любопытно, что, кроме Рогволода, сохранилось еще несколько подобных камней в русле Западной Двины. А именно, немного ниже города Дисны в самой порожистой части этой реки возвышается посреди нее гранитный серый валун с изображением креста и надписью: "Господи, помози рабу твоему Борису". Еще ниже лежит другой валун с такой же надписью и крестом. Там же на Двине существует еще несколько камней с надписями, которые невозможно разобрать. По всей вероятности, Борисов камень принадлежит отцу Рогволода, великому князю Полоцкому. А благочестивое обращение к Богу с просьбою о помощи было, конечно, молитвою 6 благополучном окончании какого-либо предприятия; вероятнее всего, она относилась к построению храмов.

Вскоре после указанных выше событий полочане посадили у себя на столе Всеслава Васильковича, одного из правнуков знаменитого Всеслава. Этот Василько находился в свойстве со смоленскими князьями и только с их помощью держался на своем столе. Но однажды он потерпел поражение от своего соперника Володаря Глебовича, князя Городецкого, и его союзников литовцев, и принужден был искать убежища в Витебске у Давида Ростиелавича, тогда еще одного из удельных смоленских князей. Володарь захватил Полоцк, привел жителей к присяге и затем двинулся на Витебск. Давид Ростиславич оборонял переправу через Двину; но не давал решительной битвы, потому что поджидал на помощь брата своего Романа Смоленского. Вдруг в полночь в лагере Володаря услыхали какой-то шум, как будто целая рать переправлялась через реку. Дружине Володаря почудилось, что это идет на нее Роман, а Давид хочет ударить с другой стороны. Она бросилась бежать и увлекла за собою князя. Утром Давид, узнав о бегстве неприятелей, поспешил в погоню и захватил многих, заблудившихся в лесу. А свояка Всеслава он вновь посадил в Полоцке (1167 г.), который таким образом очутился в зависимости от Смоленска, и последний оказывал ему покровительство в отношении других соседей. Например, в 1178 г. Мстислав Храбрый пошел с новгородцами на полочан, чтобы отнять у них новгородский погост, захваченный когда-то Всеславом Брячиславичем. Но Роман Смоленский отправил сына на помощь Всеславу Васильковичу, а к Мстиславу послал отговаривать от похода. Храбрый послушал старшего брата и от Великих Лук повернул назад. Но зависимость Смоленская была очень неприятна для полочан; равно чувствительна для них была уступка Витебска. Поэтому князья полоцкие снова начали искать союзов с Литвою и с Черниговом. Им удалось наконец воротить Витебский удел, когда Давид Ростиславич получил волость в Киевской Руси (Вышгород). Витебск перешел к Брячиславу Васильковичу, брату Всеслава Полоцкого.

В 1180 г. произошла замечательная встреча смоленских князей с черниговскими в Полоцкой земле. Давид Ростиславич только что вокняжился в Смоленске по смерти старшего брата; а в Друтском уделе сидел его подручник Глеб Рогволодович, конечно, сын упомянутого выше Рогволода Борисовича. В то время борьба Мономаховичей и Ольговичей из-за Киева находилась в полном разгаре, великий князь Киевский Святослав Всеволодович, возвращаясь из своего похода на Всеволода Суздальского (о чем после), заехал в Новгород Великий, где тогда княжил его сын. Отсюда он пошел в Полоцкую землю; в то же время родной его брат Ярослав Черниговский и двоюродный Игорь Северский пришли с другой стороны, имея у себя наемных половцев, и направились на Друтск, чтобы отнять его у смоленского подручника. Давид Ростилавич поспешил на помощь Глебу Рогволодовичу и старался напасть на Ярослава и Игоря ("дать им полк"), прежде нежели подоспел Святослав Киевский, с которым соединилась большая часть полоцких князей, в том числе оба брата Васкльковича, Всеслав Полоцкий и Брячислав Витебский, с литовскими и ливонскими наемными отрядами. Но чернигово-северские князья уклонились от решительной битвы, и заняли крепкое положение на противном берегу Друти, и обе рати простояли тут целую неделю, ограничиваясь перестрелкою. Когда же пришел великий князь Святослав Всеволодович с новгородцами и братья начали наводить гать через реку, Давид Смоленский ушел домой. Великий князь сжег острог и внешнюю крепость Друтска, но самого города не взял и, распустив союзников, воротился в Киев. Полоцкая земля, таким образом, очутилась в зависимости от черниговских Ольговичей, но до первой перемены обстоятельств. В 1186 году Давид Ростиславич воспользовался половецким погромом Ольговичей, чтобы смирить Полочан. Он предпринял на них зимний поход из Смоленска; а его сын Мстислав, княживший тогда в Новгороде, пошел ему на помощь с новгородцами; на его стороне были еще два удельных полоцких князя, Всеслав Друтский и Василько Логожский. Полочане смутились и положили на вече такое решение: "Мы не можем стать противу Новгородцев и Смольнян; если впустить их в свою землю, много они успеют сотворить ей зла прежде, чем заключим мир; лучше выйдем к ним на сумежье". Так и сделали: встретили Давида на границе с поклоном и честью; поднесли ему многие дары и уладились мирным образом, т.е. согласились, конечно, на его требования.

По желанию Давида, Витебск был отдан его зятю, одному из внуков Глеба Минского. Но Ярослав Всеволодович воспротивился этому распоряжению, и отсюда произошло новое столкновение черниговцев с смолянами, в 1195 г. Выше мы видели, чем окончилась встреча противников в Смоленских пределах и как друтский князь Борис помог черниговцам выиграть битву. Витебск был отнят у Давидова зятя. Казалось, что смоленское влияние на полоцкие дела окончательно должно было уступить черниговскому. Но, с одной стороны, усилившиеся в Южной Руси смуты отвлекли внимание черниговцев; с другой – враждебные иноплеменники все более и более теснили Полоцкую землю с запада. Поэтому здесь снова возобладало смоленское верховенство. Доказательством тому служит известная договорная грамота Мстислава Давидовича с Ригою и Готландом. Главную артерию земли Полоцкой, Западную Двину, Смоленский князь признает свободною для торговых судов на всем ее течении, и в конце грамоты объявляет договор обязательным не только для Смоленской "волости", но также для Полоцкой и Витебской. Следовательно, последние находились тогда в зависимости от Смоленска .

Важнейшие поселения в земле полоцких кривичей были расположены по берегам ее главной реки, т.е. Западной Двины. На верхней ее части, на пограничье с Смоленской землею, находился удел Витебский. Город Витебск построен при впадении речки Витьбы в Двину на довольно возвышенном левом берегу последней и, будучи хорошо укреплен, имел также судовую пристань, одну из важнейших на Двине. На среднем ее течении, на правом берегу, при впадении реки Полоты, красовался стольный город Кривской земли Полоцк. Главная его часть, или кремль ("верхний замок"), находился на береговом холму, который возвышается при слиянии Полоты с Двиною. К этому кремлю с востока примыкал внешний город ("нижний замок"), отделенный от него рвом и укрепленный земляным валом с деревянными стенами. Подгородные селения, расположенные на противоположных берегах обеих рек, составляли Заполотье и Задвинье. В Полоцком кремле, кроме теремов княжеских и епископского, по обычаю заключалась главная святыня города, кафедральный каменный собор св. Софии, о семи верхах и главах. Самое именование его показывает, что он был сооружен по подобию храмов киевских, служивших образцами для всей Руси. Кроме Софийского собора в Полоцке, как и в других стольных городах русских, был еще соборный храм во имя Богородицы, которая во второй половине XII века называлась уже "Богородицей Старой", судя по истории Ростислава Глебовича.

Подобно другим столицам, и здесь кроме храмов благочестивые князья рано сооружают монашеские обители как в самом городе, так и в его окрестностях. Из мужских монастырей наиболее известен Борисоглебский: имена братьев-мучеников особенно часто встречаются в роде полоцких князей. Этот монастырь находился на Задвинье, посреди рощ и кустарников, на склоне глубокой лощины, по дну которой струится речка Бельчица, впадающая в Двину. Он был основан Борисом Всеславичем, говорят, тем самым, который строил Полоцкую Софию. Около того же монастыря находился и загородный княжий двор. Известно, что русские князья по большей части любили пребывать не в городском своем тереме, а в загородном, при котором устраивались разные хозяйственные заведения, особенно любимая их забава, т.е. охота. Загородное житье привлекало их, конечно, не одним чистым воздухом, простором и хозяйственными удобствами, но также некоторым отдалением от шумного веча и строптивой городской черни. По крайней мере подобное заключение можно вывести из приведенной выше истории Ростислава Глебовича.

Святая Ефросиния Полоцкая. Икона 1910

Между женскими обителями здесь наиболее прославилась Спасо-Евфросиниевская. В Полоцке по преимуществу перед другими столицами было много княгинь и княжен, посвятивших себя монашеской жизни. Между ними первое место занимает св. Евфросиния, носившая светское имя Предиславы. Житие ее украшено легендами; но историческая его основа не подлежит сомнению. Начало иноческих подвигов ее относится ко времени помянутого полоцкого князя Бориса Всеславича, которому она приходилась племянницей, будучи дочерью его младшего брата Георгия и, следовательно, внучкою знаменитого Всеслава.

Еще в отроческих летах, когда ей готовилось замужество, Предислава тайно ушла из родительского дома к тетке своей, вдове князя Романа Всеславича, которая была настоятельницею женской обители, находившейся, по-видимому, подле соборного Софийского храма. Здесь Предислава постриглась под именем Евфросинии, к великому огорчению своих родителей. По ее просьбе епископ полоцкий Илия позволил ей некоторое время жить в келье, пристроенной к собору, или в так наз. "голубце". Тут она занималась списыванием церковных книг и деньги, полученные от этого труда, раздавала нищим. Вскоре помыслы ее обратились к обычному стремлению благочестивых русских княгинь, к устроению собственной женской обители. Для этой цели епископ уступил ей свое ближнее сельцо, где был у него загородный дом с небольшою деревянною церковью во имя Спаса-Преображения. Место это лежит в верстах в двух от города на правом берегу Полоты. Здесь Евфросиния устроила новую обитель, в которой была поставлена игуменьей. В число своих инокинь она, к новому огорчению отца, привлекла родную сестру Гориславу-Евдокию и двоюродную Звениславу-Ефразию Борисовну. С помощью родственников на месте деревянного она соорудила и украсила каменный Спасо-Преображенский храм, который был освящен преемником Илии епископом Дионисием в присутствии княжего дома, при многочисленном стечении народа. Евфросиния тем не ограничилась и, чтобы иметь собственных священнослужителей, основала поблизости мужской монастырь во имя Богородицы. В своей обители она мирно пережила грозу, разразившуюся над ее родом во время Мстислава Мономаховича Киевского, который изгнал полоцких князей в Грецию. Миновало время этого изгнания; князья воротились. Миновало и время междоусобия двоюродных братьев ее, Рогволода Борисовича и Ростислава Глебовича. Евфросиния успела постричь в монахини еще двух княжон, своих племянниц. Достигнув старости, она пожелала посетить Святую землю, согласно с благочестивым настроением своего века. Это, по-видимому, было в то время, когда на Полоцком столе сидел ее племянник Всеслав Василькович, а византийским императором был Мануил Комнен. Свой монастырь святая игуменья оставила на попечение сестры Евдокии; а сама, в сопровождении двоюродной сестры и одного из родных братьев, отправилась в Константинополь. Поклонясь святыням Цареградским, она отплыла в Иерусалим, где и приютилась в русском странноприимном доме при Феодосиевском монастыре Богородицы. Там она скончалась и была погребена в притворе монастырского храма.

Лицо Евфросинии сделалось предметом особого почитания в Полоцкой земле. А прекрасным памятником ее благочестия служит воздвигнутый ею храм Спаса-Преображения (доселе сохранившийся в основных своих частях), небольшой по размерам, но изящной архитектуры, как и все образцы византийско-русского стиля той эпохи. В храме этом хранится крест Евфросинии, сооруженный в 1161 году; он шестиконечный, деревянный, окованный серебром и украшенный драгоценными камнями, заключающий в себе частицы мощей. Одною из преемниц Евфросинии на игуменстве была ее племянница – преподобная Параскевия, дочь Рогволода-Василия Борисовича, которая подарила Спасской обители все свое имение и привела ее в весьма цветущий вид.

Полоса, лежащая к северу от Двины, представляет несколько холмистую озерную область, которая, по-видимому, не имела густого населения. Полоцкие пределы здесь сходились с новгородскими около верховьев Ловати и Великой. Единственный значительный город, известный по летописи в этой стороне, был Усвять, лежащий на озере того же имени, на пограничье с Смоленскою и Новгородскою землею. Наибольшая и лучше населенная часть Полоцкой земли простиралась к югу от Двины; она обнимала область правых днепровских притоков, Друти и Березины. Эта область представляет лесистую песчано-глинистую равнину, в северо-западной своей полосе часто возвышенную и холмистую, а в юго-восточной – низменную и болотистую; последняя незаметно сливается с Туровским Полесьем. Самым зажиточным краем в этой области был Минский удел, имевший более сухую и плодородную почву, с примесью чернозема, с лиственными породами леса и богатыми пастбищами. Стольный город удела Минск возвышался на береговых холмах реки Свислочи (правого притока Березины). Это один из древнейших кривских городов, наравне с Полоцком и Смоленском. Под самым городом впадала в Свислочь небольшая, но историческая речка Немиза. На ее берегах происходила известная битва Всеслава с Ярославичами в 1067 году. Певец "Слова о полку Игореве" воспел эту битву в таких образах: "На Немизе снопы стелют головами, молотят цепами булатными, на току живот кладут, веют душу от тела; не добром посеяны кровавые берега Немизы, посеяны костьми русских людей". Неподалеку от Минска, к северо-западу, на одном из притоков Свислочи, лежал Изяславль, построенный Владимиром Великим для Рогнеды и ее сына Изяслава. Еще немного далее на север на реке Гойне, притоке Березины, находился Логожск, а на самой Березине – Борисов, основанный Борисом Всеславичем. Подвигаясь от него к востоку, встречаем один из наиболее значительных полоцких городов Друтск, в местности весьма лесистой и болотистой. На юго-востоке крайними полоцкими городами были Рогачев, при впадении Друти в Днепр, и Стрежев, несколько ниже на Днепре; эти города лежали на Чернигово-Киевском пограничье.

На западе пределы Полоцкой земли терялись в лесах литовских, куда постепенно проникали поселения кривичей. Такие поселения заводились отчасти путем торговых сношений, отчасти силою оружия. Князья русские налагали дани на соседние литовские народы и на удобных береговых холмах рубили русские городки, откуда их дружинники ходили собирать дани и где туземцы могли менять добычу от своих звериных промыслов на хозяйственные орудия, ткани, женские украшения и другие русские товары. Литва довольно легко подчинилась влиянию более развитой русской гражданственности и на украйне своей подвергалась постепенному обрусению; в XII веке мы не раз в полоцких войсках встречаем вспомогательные литовские отряды. Но неустройства и недостаток единения в самой Полоцкой земле мешали прочности русского господства в этих глухих краях.

По некоторым признакам полоцкие князья владели течением Двины почти до самого Балтийского моря, т. е. собирали дани с туземных латышей. Но они не позаботились упрочить за собой устье этой реки построением крепких русских городов и, по-видимому, не занимали своими дружинами укрепленных мест на ней далее двух замков, носивших латышские названия: Герсике (ныне Крейцбург, пониже Двинска) и Кукейнос (Кокенгузен). Со стороны Немана полоцкие границы пересекали Вилию и направлялись к его среднему течению. На реке Святой притоке Вилии, имеем город с русским названием Вилькомир, потом Новгородок, на одном из левых неманских притоков, и Городно, на высоком правом берегу Немана при впадении речки Городничанки. О процветании сего последнего города наглядно свидетельствуют остатки красивого Борисоглебского храма (известного более под именем "Коложанского"), основание которого восходит к XII веку и который только в наше время разрушен действием воды, подмывшей песчаный рыхлый берег Немана. Храм этот особенно замечателен множеством своих голосников, т.е. глиняных продолговатых горшков, вделанных в стены, как надо полагать, с целью придать более приятности звукам церковного пения. Городно и Новгородок служили оплотом Кривской земли со стороны дикого занеманского племени ятвягов .


Первое известное нам упоминание о Двинских камнях встречается в XVI веке у Стрыйковского в его хронике. Он рассказывает следующее. Случилось ему однажды ехать в числе других жолнеров на стругах из Витебска в Динаминде. Тут он услыхал от одного дисненского купца, что в семи милях от Полоцка ниже на Двине между городами Дриссою и Дисною есть большой камень, на котором высечен крест "русским способом" и славянская надпись: "Вспомози Господи раба своего Бориса, сына Гинвиловаго". Когда струг пристал на ночь близ того места, то Стрыйковский сам ездил в челноке смотреть его. Он объясняет, что эта надпись была сделана по приказу Бориса Гинвиловича в память благополучной доставки из Лифляндии Двиною на стругах кирпича, алебастра и других материалов для построения храма в Полоцке (Kronika. I. 241 стр. Варшав. издания). Другой историк Литовского края Коялович в своей Historia Litvaniae со слов Стрыйковского повторил буквально его известие о той же надписи, переводя ее по-латыни; Miserere, Domine, mancipio tuo Boryso Ginvilonis filio. Но известие Стрыйковского оказывается неверно, и едва ли он сам хорошо рассмотрел надпись во время своей вечерней поездки в челноке. Сементовский, секретарь Витебского статистического комитета, в сочинении своем "Памятники старины Витебской губернии" (СПб. 1867) представил рисунки пяти Двинских камней; из них на трех еще теперь можно читать имя Бориса; на том, о котором говорит Стрыйковский, надпись очень хорошо сохранилась; но слов "сына Гинвилова" ни на одном камне нет и следов. Они оказались прибавкою Стрыйковского. Далее сведения об этих Двинских камнях и Рогволодовом см. в сообщениях Кеппена (Учен. Зап. Ак. Н. по 1 и 3 отд. Т. III, вып. I. СПб. 1855). Платера (Сборник Rubon. Wilno. 1842), Нарбута (Витеб. губерн. Вед. 1846. № 14). Шпилевского ("Путешествие по Белоруссии". СПб. 1858), в газете "Виленский вестник", под редакцией Киркора (1864. № 56), гр. К.Тышкевича "О древних камнях и памятниках Зап. Руси и Подляхии" (Археологич. Вестник, издан, под редакцией А.Котляревского. М. 1867), Кусцинского и Шмидта (Труды первого Археол. съезда LXX – LXXVI) и наконец гр. Уварова (Древности Москов. Археол. Общества. Т. VI, вып. 3). Сапунова "Двинские, или Борисовы, камни" (Витебск 1890).

Главным источником для Полоцкой истории служит Рус. летопись, преимущественно по Ипатьевскому списку. Стрыйковский, ссылаясь на какого-то старого летописца, в своей Хронике говорит, что прямое поколение Всеславичей прекратилось во второй половине XII века; что полочане ввели у себя республиканское правление с вечем и тридцатью судными старцами во главе; что тогда Полоцком завладел литовский князь Мингайло, а сын его Гинвил вступил в брак с Тверскою княжною и принял христианство; что Гинвилу наследовал сын его Борис, тот самый, который построил Св. Софию с некоторыми другими храмами и оставил о себе память на Двинских камнях. Борису наследовал Рогволод-Василий, воротивший полочанам их вечевые обычаи, отнятые Мингайлом; а Рогволоду наследовал сын его Глеб, со смертию которого прекратился род Миигайловичей в Полоцке (Kronika. 239 – 242). То же самое в Pomniki do dziejow Litewskich. Изд. Нарбута. Wilno. 1846. (Так наз. Летопись Быховца.) Некоторые писатели, касавшиеся истории Западной России, продолжали повторять эти известия до позднейшего времени без критического к ним отношения. (В том числе и Август Шлецер – Allgemeine Nordische Geschichte. II. 37.) А между тем уже Карамзин указал на их невероятность и полную несообразность с хронологией (к т. IV, прим. 103). Двинские камни, как мы видели, окончательно изобличили Стрыйковского в прибавке слов "сына Гинвилова". Если принять его свидетельство, то выходило бы, что Борис строил в XIII веке полоцкие храмы, тогда как сын его Рогволод-Василий княжил еще в XII; ибо камень последнего ясно обозначен 1171 годом, и т.п. Погодин и Соловьев также отвергли существование полоцких Мингайловичей, равным образом Беляев ("Очерк Истории Великого княжества Литовского". Киев. 1878). В доказательство того, что в первой половине XIII века в Полоцке еще княжила Русская династия, а не Литовская, прибавлю следующие указания. Во-первых, Генрих Латыш сообщает о полоцком князе Владимире, при котором совершилось водворение немцев в Ливонии. Во-вторых, помянутый торговый договор Смоленска с Ригою и Готландом в 1229 г.; в договор включена Полоцкая и Витебская волость без всякого намека на какую-либо перемену в их князьях. В-третьих, прямое известие Русской летописи (по Воскресен. и Никонов, списку) о том, что Александр Невский в 1239 г. женился на дочери полоцкого князя Брячислава. Относительно помянутого князя Владимира существует некоторое недоумение. Известия о нем Генриха Латыша обнимают целые тридцать лет (1186 – 1216); а между тем русские летописи его совсем не знают. Отсюда явилось предположение, что этот Владимир есть не кто другой, как Владимир Рюрикович, впоследствии князь Смоленский и великий князь Киевский, см. Лыжина "Два памфлета времен Анны Иоанновны" (Изв. Акад. Н. Т. VII. 49). Предположение это, однако, слишком смело; Владимир Рюрикович только родился в 1187 г. Впрочем, также мало вероятности, чтобы в Полоцке княжил один и тот же Владимир и в 1186, и в 1216 гг. У Татищева под 1217 г. (т. III, 403) есть рассказ о полоцком князе Борисе Давидовиче и его второй супруге Святохне, княжне Поморянской. Святохна, чтобы доставить княжение своему сыну Владимиру Войцеху, оклеветала перед князем двух своих пасынков Василька и Вячка. История эта кончается возмущением против нее полочан и избиением ее сообщников поморян. По словам Татищева, рассказ заимствован им из Летописи Еропкина. В помянутом выше своем рассуждении Лыжин считает весь этот романтический рассказ памфлетом, который был направлен против немецкого правительства Анны Иоанновны и сочинен самим Еропкиным. Мнение это пока остается вопросом. По этому вопросу см. г. Сапунова "Достоверность отрывка из полоцких летописей, помещенного в истории Татищева под 1217 г." (Чт. О. И. от 1898. III. Смесь). Он доказывает существование полоцких летописей, откуда этот рассказ заимствовал Еропкин. Из новых трудов по истории края главное место занимают профессоров Довнара Запольского "Очерк Кривичской и Дреговичской земель до конца XII столетия". Киев. 1891 г. и Данилевича "Очерк истории Полоцкой земли до XIV ст.". 1897 г.

Для археологии и этнографии Северо-Западного края укажем след. труды: Сапунова "Витебская старина". Т. V. Витебск 1888. Его же "Полоцкий Софийский собор". Вит. 1888. Его же "Инфлянты". Вит. 1886. Сементовского "Белорусские древности". Вып. I. СПб. 1890. Романова "Белорусский Сборник". 4 выпуска. 1886 – 1891. (Сказки, песни и т.д.). Издан Батюшковым "Белоруссия и Литва". СПб. 1890. (С 99 гравюрами и картой.) "Древности Северо-Запад, края". Издан. Археол. Комиссией. СПб. 1890. Павлинова "Древние храмы Витебска и Плоцка" (Труды IX Археол. Съезда. М. 1895). Еременка и Спицына "Радимические курганы" и "Предполагаемые литовские курганы" (Зап. Археол. Об. VIII. 1896).

"Житие Евфросинии" в Степенной книге. I. 269. Стебельского Dwa swiata na horyzoncie Polockim czyli zywot ss. Evfrozynii i Parackewii. Wilno. 1781. "Жизнь преподобной княжны Полоцкой Евфросинии" – Говорского (Вест. Юго-Запад. и Запад. России. 1863. №№ XI и XII). "Памятники старины Витеб. губ." – Сементовского с изображением креста Евфросинии. Надпись на нем заключает заклятие, чтобы никто не дерзал взять этот крест из монастыря Св. Спаса. Та же надпись свидетельствует, что для украшения его употреблено серебра, золота, дорогих камней и жемчугу на 140 гривен и что мастер, его делавший, назывался Лазарь Богша. О Евфросинии и Параскеве у Сапунова Витеб. Старина. Т. V. "Минская Губерния" – подполк. Зеленского. СПб. 1864, и "Гродненская Губерния" – подполк. Бобровского. СПб. 1863. (Матер, для геогр. и стат. России – офицерами генерал, штаба.) "Гродненская Коложанская церковь" (Вестник Запад. России. 1866. кн. 6). Памятная книжка Виленского генерал-губернаторства на 1868 г. под редакцией Сементовского. СПб. 1868 (с некоторыми историческими и этнографическими заметками). Starozytna Polska Балинского и Липинского. Том. III. Warsch. 1846.

  • Брячислав Изяславич , -
  • Всеслав Брячиславич Чародей , -
  • Рюриковичи (Туровская ветвь)
    • Святополк Изяславич , -
    Изяславичи Полоцкие
    • Всеслав Брячиславич Чародей , (вторично) -

    В 1101 году Полоцкое княжество распадается, вероятно, на 6 уделов. Вопрос о том, кто из сыновей получил собственно Полоцк, как и само старшинство сыновей, остаётся дискуссионным в историографии.

    • Рогволод-Борис Всеславич , -
    • Давыд Всеславич , -
    Мономашичи
    • Изяслав Мстиславич -
    • Святополк Мстиславич
    Изяславичи Полоцкие (Витебская линия)
    • Василько Святославич , -
    Изяславичи Полоцкие (Друцкая линия)
    • Рогволод-Василий Борисович , -
    Изяславичи Полоцкие (Минская линия)
    • Ростислав Глебович , -
    Изяславичи Полоцкие (Друцкая линия)
    • Рогволод-Василий Борисович (вторично), -
    Изяславичи Полоцкие (Витебская линия) Изяславичи Полоцкие (Минская линия)
    • Володарь Глебович Минский
    Изяславичи Полоцкие (Витебская линия)
    • Всеслав Василькович Витебский (вторично), - после
    • Борис , после - -
    Изяславичи Полоцкие (Минская линия) Изяславичи Полоцкие (Друцкая линия?)
    • Борис и Глеб ?, 1220-е -
    Ростиславичи (смоленские)
    • Святослав Мстиславич , -
    Изяславичи Полоцкие (Витебская линия) Литовские князья Династия Гедиминовичей

    В 1504 году Полоцкое княжество преобразовано в воеводство.

    См. также

    Напишите отзыв о статье "Список князей полоцких"

    Примечания

    Литература

    • Алексеев Л. В. Полоцкая земля // Древнерусские княжества X-XIII вв. - М., 1975. С.202-239.
    • Славянская энциклопедия. Киевская Русь - Московия: в 2 т. / Автор-составитель В. В. Богуславский . - М .: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. - 5000 экз. - ISBN 5-224-02249-5 .
    • Войтович Л. // . - Львів: Інститут українознавства ім. І.Крип’якевича, 2000. - 649 с. - ISBN 966-02-1683-1 . (укр.)
    • Данилович В. Е. Очерк истории Полоцкой земли до конца XIV столетия. - К., 1896. 731 с.
    • Н. В-н-в. // Русский биографический словарь : в 25 томах. - СПб. -М ., 1896-1918.
    • Рыжов К. . - М .: Вече, 1998. - 640 с. - 16 000 экз. - ISBN 5-7838-0268-9 .

    Ссылки

    • . Obsidian’s Lair: Regnal Chronologies . Проверено 27 апреля 2009. .

    Отрывок, характеризующий Список князей полоцких

    – Ты об чем думал теперь, Николенька? – спросила Наташа. – Они любили это спрашивать друг у друга.
    – Я? – сказал Николай вспоминая; – вот видишь ли, сначала я думал, что Ругай, красный кобель, похож на дядюшку и что ежели бы он был человек, то он дядюшку всё бы еще держал у себя, ежели не за скачку, так за лады, всё бы держал. Как он ладен, дядюшка! Не правда ли? – Ну а ты?
    – Я? Постой, постой. Да, я думала сначала, что вот мы едем и думаем, что мы едем домой, а мы Бог знает куда едем в этой темноте и вдруг приедем и увидим, что мы не в Отрадном, а в волшебном царстве. А потом еще я думала… Нет, ничего больше.
    – Знаю, верно про него думала, – сказал Николай улыбаясь, как узнала Наташа по звуку его голоса.
    – Нет, – отвечала Наташа, хотя действительно она вместе с тем думала и про князя Андрея, и про то, как бы ему понравился дядюшка. – А еще я всё повторяю, всю дорогу повторяю: как Анисьюшка хорошо выступала, хорошо… – сказала Наташа. И Николай услыхал ее звонкий, беспричинный, счастливый смех.
    – А знаешь, – вдруг сказала она, – я знаю, что никогда уже я не буду так счастлива, спокойна, как теперь.
    – Вот вздор, глупости, вранье – сказал Николай и подумал: «Что за прелесть эта моя Наташа! Такого другого друга у меня нет и не будет. Зачем ей выходить замуж, всё бы с ней ездили!»
    «Экая прелесть этот Николай!» думала Наташа. – А! еще огонь в гостиной, – сказала она, указывая на окна дома, красиво блестевшие в мокрой, бархатной темноте ночи.

    Граф Илья Андреич вышел из предводителей, потому что эта должность была сопряжена с слишком большими расходами. Но дела его всё не поправлялись. Часто Наташа и Николай видели тайные, беспокойные переговоры родителей и слышали толки о продаже богатого, родового Ростовского дома и подмосковной. Без предводительства не нужно было иметь такого большого приема, и отрадненская жизнь велась тише, чем в прежние годы; но огромный дом и флигеля всё таки были полны народом, за стол всё так же садилось больше человек. Всё это были свои, обжившиеся в доме люди, почти члены семейства или такие, которые, казалось, необходимо должны были жить в доме графа. Таковы были Диммлер – музыкант с женой, Иогель – танцовальный учитель с семейством, старушка барышня Белова, жившая в доме, и еще многие другие: учителя Пети, бывшая гувернантка барышень и просто люди, которым лучше или выгоднее было жить у графа, чем дома. Не было такого большого приезда как прежде, но ход жизни велся тот же, без которого не могли граф с графиней представить себе жизни. Та же была, еще увеличенная Николаем, охота, те же 50 лошадей и 15 кучеров на конюшне, те же дорогие подарки в именины, и торжественные на весь уезд обеды; те же графские висты и бостоны, за которыми он, распуская всем на вид карты, давал себя каждый день на сотни обыгрывать соседям, смотревшим на право составлять партию графа Ильи Андреича, как на самую выгодную аренду.
    Граф, как в огромных тенетах, ходил в своих делах, стараясь не верить тому, что он запутался и с каждым шагом всё более и более запутываясь и чувствуя себя не в силах ни разорвать сети, опутавшие его, ни осторожно, терпеливо приняться распутывать их. Графиня любящим сердцем чувствовала, что дети ее разоряются, что граф не виноват, что он не может быть не таким, каким он есть, что он сам страдает (хотя и скрывает это) от сознания своего и детского разорения, и искала средств помочь делу. С ее женской точки зрения представлялось только одно средство – женитьба Николая на богатой невесте. Она чувствовала, что это была последняя надежда, и что если Николай откажется от партии, которую она нашла ему, надо будет навсегда проститься с возможностью поправить дела. Партия эта была Жюли Карагина, дочь прекрасных, добродетельных матери и отца, с детства известная Ростовым, и теперь богатая невеста по случаю смерти последнего из ее братьев.
    Графиня писала прямо к Карагиной в Москву, предлагая ей брак ее дочери с своим сыном и получила от нее благоприятный ответ. Карагина отвечала, что она с своей стороны согласна, что всё будет зависеть от склонности ее дочери. Карагина приглашала Николая приехать в Москву.
    Несколько раз, со слезами на глазах, графиня говорила сыну, что теперь, когда обе дочери ее пристроены – ее единственное желание состоит в том, чтобы видеть его женатым. Она говорила, что легла бы в гроб спокойной, ежели бы это было. Потом говорила, что у нее есть прекрасная девушка на примете и выпытывала его мнение о женитьбе.
    В других разговорах она хвалила Жюли и советовала Николаю съездить в Москву на праздники повеселиться. Николай догадывался к чему клонились разговоры его матери, и в один из таких разговоров вызвал ее на полную откровенность. Она высказала ему, что вся надежда поправления дел основана теперь на его женитьбе на Карагиной.
    – Что ж, если бы я любил девушку без состояния, неужели вы потребовали бы, maman, чтобы я пожертвовал чувством и честью для состояния? – спросил он у матери, не понимая жестокости своего вопроса и желая только выказать свое благородство.

    Киевская Русь и русские княжества XII -XIII вв. Рыбаков Борис Александрович

    Полоцкое княжество

    Полоцкое княжество

    Полоцкая земля находилась на северо-западе Руси; через нее проходил очень важный путь в Западную Европу по Западной Двине, более короткий, чем путь через Новгород. Литовско-латышские племена были соседями Полоцка на большом протяжении; когда в землях Литвы, Латыголы и Земиголы стали расти племенные дружины, то они иногда совершали набеги на русские области Подвинья. Однако эти походы не идут ни в какое сравнение с разорительными набегами половцев на южные земли. В основном отношения с соседями были мирными.

    Софийский собор в Полоцке (XI в.)

    Автор «Слова о полку Игореве», горячий поклонник Всеслава Полоцкого, одного из главных участников киевского восстания 1068 г., много говорит о Полоцкой земле и ее князьях и даже несколько идеализирует их. Всех русских князей он делит на две неравные части - на «Ярославлих внуков» и на «Всеславлих внуков»; если династически полоцкие князья действительно составляли обособленную ветвь, то по объему земель эти две части были не равны.

    У Полоцкой земли были все условия для приобретения независимости; в этом отношении она напоминала Новгород. Здесь также было сильно местное боярство; в Полоцке, богатом торговом центре, существовало городское вече и, кроме того, какие-то «братчины», боровшиеся с князьями; возможно, что это были купеческие объединения, аналогичные Ивану на Опоках в Новгороде.

    Княжеская власть здесь не была особенно сильна, и Полоцкая земля распалась на несколько довольно самостоятельных уделов: Минск, Витебск, Друцк, Изяславль, Стрежев и др.

    Яркую эпоху в жизни Полоцкой земли составило длительное княжение Всеслава Брячиславича (1044–1101 гг.). Этот энергичный князь воевал и с Новгородом, и с Псковом, и с Ярославичами. Одним из врагов Всеслава был Владимир Мономах, ходивший в походы на Полоцкую землю с 1084 по 1119 г. Киевским князьям удавалось лишь на время подчинить себе эту землю, жившую своей обособленной жизнью. Последний раз решительную попытку подчинить ее предпринял Мстислав Великий в 1127 г., послав войска со всех концов Руси - с Волыни и из Курска, из Новгорода и из торкского Поросья. Всем отрядам были указаны точные маршруты, и всем им был определен единый, общий для всех день вторжения в пределы Полоцкого княжества. Полоцкий князь Брячислав, увидев себя окруженным, «острашився, не мога поити ни семо, ни овамо». Через два года некоторые полоцкие князья были высланы в Византию, где они пробыли десять лет.

    В 1132 г. Полоцк самостоятельно выбрал себе князя и одновременно с другими землями Руси обособился окончательно от власти Киева. Правда, в отличие от соседних княжеств Полоцкая земля сразу распалась на уделы; первым выделился в самостоятельное княжение Минск (Менеск). В борьбе между Рогволодом Борисовичем Полоцким и Ростиславом Глебовичем Минским в 1158 г. активное участие приняли горожане Полоцка и Друцка.

    Рогволод, внук Всеслава, оказался князем-изгоем без княжества; его родичи «вземше под ним волость его и жизнь его (имущество, хозяйство. - Б. Р.)». Дручане стали приглашать его: когда он с войском оказался близ Друцка, то 300 дручан и полочан выехало на ладьях для торжественной встречи князя. Тогда и в Полоцке «мятеж бысть велик». Горожане и боярство Полоцка пригласили Рогволода на великое княжение, а Ростислава, зачинщика усобицы, хотели заманить 29 июня на пир - «братчину», но предусмотрительный князь одел под платье кольчугу «и не смеша на ня дерзнути». На следующий день началось восстание против ростиславовых бояр, закончившееся вокняжением Рогволода. Однако попытка нового полоцкого князя объединить все уделы не увенчалась успехом. После одного неудачного похода, во время которого погибло много полочан, Рогволод не вернулся в свою столицу, и полочане еще раз проявили волю, подобно киевлянам или новгородцам, - они пригласили в 1162 г. из Витебска князя Всеслава Васильковича (1161–1186 гг.).

    В «Слове о полку Игореве» речь идет о брате этого Всеслава, князе Изяславе Васильковиче, боровшемся с литовскими феодалами.

    Един же Изяслав, сын Василькову

    Позвони своими острыми мечи о шеломы Литовъския,

    Притрепа славу деду своему Всеславу,

    А сам под Чрълеными щиты на кроваве траве

    Притрепан литовскыми мечи…

    Нападения литовских дружин стали возможны в результате ослабления Полоцкой земли, раздробленной на множество уделов.

    Полоцкая земля (по Л. В. Алексееву)

    Ярославли и вси внуци Всеславли!

    Уже понизите стязи свои,

    Вонзите свои мечи вережени;

    Уже бо выскочисте из дедней славе.

    Вы бо своими крамолами

    Начясте наводити поганыя на землю Рускую,

    На жизнь Всеславлю;

    Которою бо беше насилие от земли Половецкыи!

    Певец уподобляет опасность литовских набегов (естественно усилившихся в связи с ростом феодализации) половецкой опасности и считает, что русские должны «склонить знамена и вложить в ножны свои выщербленные мечи», т. е. покориться существующему порядку, так как причина их поражений - их собственные раздоры, союзы с «погаными».

    Печальное повествование о полоцких усобицах, в результате которых воины полегли в поле и «птицы крыльями прикрыли их тела, а звери подлизали кровь», автор заканчивает историческими воспоминаниями, восторженно воспевая вещего Всеслава.

    История Полоцкой земли в конце XII и начале XIII в. известна нам плохо. К величайшему сожалению, погибла Полоцкая летопись, принадлежавшая в начале XVIII в. архитектору П. М. Еропкину. В. Н. Татищев выписал из нее интереснейшее подробное повествование о событиях 1217 г. в Полоцке: жена князя Бориса Давыдовича Святохна вела сложную интригу против своих пасынков Василька и Вячка: то она хотела их отравить, то посылала подложные письма, то добивалась их изгнания и, наконец, при помощи своей свиты стала уничтожать полоцких бояр, враждебных ей. Были убиты: тысяцкий, посадник и ключник. Зазвонил вечевой колокол, и полочане, ожесточенные тем, что сторонники княгини «города разоряют и народ грабят», выступили против интриганки Святохны Казимировны; она была посажена под стражу.

    В. Н. Татищев держал эту летопись в руках очень недолго. Он отметил, что в ней «много о полоцких, витебских и других… князех писано; токмо я не имел времени всего выписать и потом… видеть не достал».

    Князь Вячко впоследствии пал в битве с немецкими рыцарями, защищая русские и эстонские земли.

    Полоцко-Витебско-Минская земля, ставшая позднее, в XIV в., основой белорусской народности, обладала своеобразной культурой, интересной историей, но далеко зашедший процесс феодального дробления не позволил ей сохранить свою целостность и политическую самостоятельность: в XIII в. Полоцкое, Витебское, Друцкое и Минское княжества были в первую очередь поглощены новым феодальным формированием - Литовским великим княжеством, в котором, однако, действовали русские законы и господствовал русский язык.

    План древнего Полоцка (по Л. В. Алексееву)

    1 - места археологических исследований; 2 - район древнейшего поселения; 3 - курганы; 4 - развалины древних каменных зданий (до начала XIII в.); 5 - (древнейшие храмы)

    Из книги Рождение Руси автора

    Полоцкое княжество Полоцкая земля находилась на северо-западе Руси; через нее проходил очень важный путь в Западную Европу по Западной Двине, более короткий, чем путь через Новгород. Соседями Полоцка на большом протяжении были литовско-латышские племена; когда в землях

    Из книги Рождение Руси автора Рыбаков Борис Александрович

    Смоленское княжество Обращаясь по очереди ко всем русским князьям, автор "Слова о полку Игореве" очень сдержанно и несколько загадочно выражает свой призыв к смоленским князьям, двум братьям Ростиславичам: Ты, буй Рюриче и Давыде! Не ваю ли вой злачеными шеломы по крови

    Из книги История Византийской империи автора Диль Шарль

    V АХЕЙСКОЕ КНЯЖЕСТВО Другие латинские государства, вызванные к жизни четвертым крестовым походом, не исчезли одновременно с Константинопольской империей. Не говоря о Венеции, еще долгое время сохранявшей свою колониальную империю и островные сеньории, основанные ее

    Из книги Русь, которая была-2. Альтернативная версия истории автора Максимов Альберт Васильевич

    ПОЛОЦКОЕ УБИЙСТВО Согласно «Повести…» Полоцк получил еще при жизни Владимира Изяслав. Он по летописи был сыном князя Владимира от Рогнеды, дочери полоцкого князя Рогвольда (пришедшего в Полоцк из-за моря, то есть предположительно варяга), убитого Владимиром накануне его

    Из книги Тайны горного Крыма автора Фадеева Татьяна Михайловна

    Княжество Феодоро После завоевания Константинополя крестоносцами византийские владения в Таврике признали над собой власть ее преемницы - Трапезундской империи, что выражалось в уплате дани. Политическая зависимость была номинальной. В это время набирают силу

    автора Тарас Анатолий Ефимович

    Полоцкое сражение После Клястицкого боя Наполеон 23 июля (4 августа) приказал 6-му (баварскому) корпусу Лорана Гувьёна Сен-Сира (около 8 тыс. чел.) идти на помощь Удино. 26 июля (7 августа) войска Сен-Сира и Удино соединились.Между тем Витгенштейн чуть раньше - 24 - 25 июля (5 - 6

    Из книги 1812 год - трагедия Беларуси автора Тарас Анатолий Ефимович

    Полоцкое сражение 6 - 8 (18 - 20) октября 28 - 29 сентября (10 - 11 октября) корпус Витгенштейна усилился за счет финляндского корпуса генерала Фаддея Штейнгеля и отряда генерала Ивана Бегичева (петербургское и новгородское ополчение). После этого группа Витгенштейна (около 55 тыс.

    автора Погодин Михаил Петрович

    ЧЕРНИГОВСКОЕ КНЯЖЕСТВО Чернигов, древний город северян, известный грекам, упоминается еще в договоре Олега (906 г.). Он был столицей брата Ярослава, Мстислава, который, победив его под Лиственом, предоставил себе всю восточную половину Русской земли по Днепр (1026), но вскоре

    Из книги Древняя русская история до монгольского ига. Том 1 автора Погодин Михаил Петрович

    ТУРОВСКОЕ КНЯЖЕСТВО Туров, ныне местечко недалеко от Мозыря в Минской губернии, получил во второй половине Х столетия норманнских поселенцев. Приплыв, вероятно, по Западной Двине, одни из них, с вождем своим Рогвольдом, остановились в Полоцке у кривичей, другие с Туром

    Из книги Древняя русская история до монгольского ига. Том 1 автора Погодин Михаил Петрович

    МУРОМСКОЕ КНЯЖЕСТВО Муром, на реке Оке, принадлежит к числу древнейших городов в России, основанный, вероятно, новгородцами, еще до Рюрика, среди финского племени муромы. Этот город имел издревле по Оке торговые сношения с болгарами, жившими по средней Волге.Ко времени

    Из книги Киевская Русь и русские княжества XII -XIII вв. автора Рыбаков Борис Александрович

    Полоцкое княжество Полоцкая земля находилась на северо-западе Руси; через нее проходил очень важный путь в Западную Европу по Западной Двине, более короткий, чем путь через Новгород. Литовско-латышские племена были соседями Полоцка на большом протяжении; когда в землях

    автора Тарас Анатолий Ефимович

    3. Полоцкое княжество Объединения племён кривичей постепенно превратились в государственные образования - Полоцкое и Смоленское княжества, Псковскую боярскую

    Из книги Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков автора Тарас Анатолий Ефимович

    6. Новогородское княжество В летописях этот город известен как Новогород, Новгородок, Новый Городок. На местном диалекте наши предки называли его Наваградак.Археологи установили, что поселение появилось здесь в конце X века. Сначала посад, где жили ремесленники и

    Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Сахаров Андрей Николаевич

    § 1. Киевское княжество Оно хотя и утратило свое значение политического центра русских земель, однако Киев сохранил свою историческую славу «матери русских городов». Оставался он и церковным центром русских земель. Но главное. Киевское княжество продолжало оставаться

    Из книги Первое Полоцкое сражение (боевые действия на Западной Двине в июле-августе 1812 г.) автора Попов Андрей Иванович

    Глава IV. Первое Полоцкое сражение

    Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том первый автора Коллектив авторов

    4. ПЕРЕЯСЛАВСКОЕ КНЯЖЕСТВО Территория. Города. Переяславское княжество как одна из трех частей древней Русской земли сложилось еще до раздела ее между сыновьями Ярослава Мудрого. В отличие от большинства других княжеств оно в XII - первой половине XIII в. фактически не

    ПОЛОЦКОЕ КНЯЖЕСТВО - государственное образование в X и 2-й трети XII - конца XIII веков, политическое образование в составе Древнерусского государства и Великого княжества Литовского .

    Сто-ли-ца - город По-лоцк. Сло-жи-лось во 2-й половине IX - 2-й половине X веков на ос-но-ве ран-не-го-су-дарственного объ-е-ди-не-ния по-ло-чан (западных кри-ви-чей). Древ-ней-шая тер-ри-то-рия Полоцкого княжества охва-ты-ва-ла зем-ли по реке Западная Дви-на и её при-то-ку По-ло-те. В начале - середина XI века она рас-ши-ри-лась в ме-ж-ду-ре-чье Западной Дви-ны и Ло-ва-ти, при-мер-но то-гда же в со-став Полоцкого княжества во-шли тер-ри-то-рии рас-се-ле-ния северных дре-го-ви-чей с цен-тра-ми в го-ро-де на реке Ме-на (смотреть в статье Минск) и на го-ро-ди-ще «За-мо-чек» (смотреть в статье За-славль), а так-же зем-ли по реке Друть. С началом XI века дан-ни-ками по-лоц-ких кня-зей бы-ли ли-вы, кур-ши и зем-га-лы, лит-ва и часть лат-га-лов. В 1021 году в Полоцком княжестве во-шли го-ро-да Ус-вят и Ви-тебск с ок-ре-ст-но-стя-ми.

    Во 2-й половине X века пра-ви-те-лем Полоцкого княжества был князь Рог-во-лод (со-глас-но «По-вес-ти вре-мен-ных лет», скан-ди-нав по про-ис-хож-де-нию). Около 978 года князь Вла-ди-мир Свя-то-сла-вич со-вер-шил по-ход на По-лоцк, убил князя Рог-во-ло-да, на-силь-но взял се-бе в жё-ны его дочь Рог-не-ду, а по-сле за-ня-тия Кие-ва вклю-чил Полоцкое княжество в со-став Древнерусского государства.

    Около 988 года Вла-ди-мир Свя-то-сла-вич вы-де-лил Полоцкое княжество в дер-жа-ние сво-ему стар-ше-му сы-ну от Рог-не-ды Изя-сла-ву Вла-ди-ми-ро-ви-чу (? - 1001), по-том-ки ко-то-ро-го пра-ви-ли там вплоть до по-след-ней четверти XIII века. В прав-ле-ние кня-зей Бря-чи-сла-ва Изя-сла-ви-ча (1001 или 1003 - 1044) и Все-сла-ва Бря-чи-сла-ви-ча (1044-1067, 1071-1101) Полоцкое княжество за-ни-ма-ло дос-та-точ-но обо-соб-лен-ное по-ло-же-ние от древних тер-ри-то-рий Древнерусского государства, по-лоц-кие кня-зья ред-ко уча-ст-во-ва-ли в об-ще-рус-ских во-енных ак-ци-ях. Полоцкое княжество рас-ши-ря-лось на се-ве-ро-за-па-де за счёт при-об-ре-те-ния со-юз-ни-ков и дан-ни-ков в При-бал-ти-ке, на юге - за счёт под-чи-не-ния северной груп-пы дре-го-ви-чей; на се-ве-ро-вос-то-ке в хо-де вой-ны по-лоц-ким князь-ям уда-лось удер-жать за со-бой два нов-го-род-ских по-гос-та. В 1069 году Полоцкое княжество бы-ло под-чи-не-но ки-ев-ским князем Изя-сла-вом Яро-сла-ви-чем, на-прав-ляв-шим на кня-же-ние в По-лоцк сво-их сы-но-вей - Мсти-сла-ва Изя-сла-ви-ча (1069) и Свя-то-пол-ка Изя-сла-ви-ча (1069-1071).

    По-сле смер-ти Все-сла-ва Бря-чи-сла-ви-ча на-ча-лось дроб-ле-ние Полоцкого княжества ме-ж-ду его мно-го-численными сы-новь-я-ми, ве-ду-щую роль сре-ди ко-то-рых в 1100-1110-х годах иг-рал мин-ский князь Глеб Все-сла-вич. По-лоц-кий стол фор-маль-но ос-та-вал-ся «ста-рей-шим» для Изя-сла-ви-чей, при этом из Полоцкого княжества фак-ти-че-ски вы-де-ли-лись и обо-со-би-лись Мин-ское кня-же-ст-во, Друц-кое кня-же-ст-во и Ви-теб-ское кня-же-ст-во. В 1-й половине XII века сфор-ми-ро-ва-лись три основные ли-нии по-лоц-ких Изя-сла-ви-чей (мин-ские Гле-бо-ви-чи, друц-кие Рог-во-ло-ди-чи и ви-теб-ско-изя-слав-ские Свя-то-сла-ви-чи), пред-став-ляв-шие в во-енно-по-ли-тическом от-но-ше-нии прак-ти-че-ски рав-но-ве-ли-кие си-лы. По-это-му в XII-XIII веках пре-тен-ден-ты на по-лоц-кий стол не-ред-ко ис-ка-ли под-держ-ки из-вне. В 1-й тре-ти XII века его за-ни-ма-ли Ро-ман Все-сла-вич (ве-ро-ят-но, 1101-1014), Да-вид Все-сла-вич (ве-ро-ят-но, 1114-1127 и 1128-1129), Рог-во-лод - Бо-рис Все-сла-вич (1127-1128). Серьёз-ное дав-ле-ние на Изя-сла-ви-чей ока-зывали ки-ев-ские кня-зья Вла-ди-мир Все-во-ло-до-вич Мо-но-мах (1113-1125) и Мсти-слав Вла-ди-ми-ро-вич Ве-ли-кий (1125-1132), ко-то-рые в 1116 и 1127 годы со-вер-ши-ли во-енные по-хо-ды на них. В 1129 году Мсти-слав Вла-ди-ми-ро-вич вы-слал боль-шин-ст-во по-том-ков Все-сла-ва Бря-чи-сла-ви-ча в ссыл-ку в Ви-зан-тию, об-ви-нив их в на-ру-ше-нии кре-ст-но-го це-ло-ва-ния (Изя-сла-ви-чи от-ка-за-лись от уча-стия в по-хо-де на по-лов-цев). Пра-ви-те-ля-ми Полоцкого княжества ста-ли сы-но-вья ки-ев-ско-го кня-зя - Изя-слав Мсти-сла-вич (1129-1132) и Свя-то-полк Мсти-сла-вич (1132).

    Вско-ре по-сле смер-ти Мсти-сла-ва Вла-ди-ми-ро-ви-ча к вла-сти в Полоцкое княжество вер-ну-лись Изя-сла-ви-чи. В По-лоц-ке ут-вер-дил-ся князь Ва-силь-ко Свя-то-сла-вич (1132 - около 1143/1144). По-сле его смер-ти борь-ба за власть в Полоцком княжестве раз-вер-ну-лась ме-ж-ду друц-ки-ми Рог-во-ло-ди-ча-ми и мин-ски-ми Гле-бо-ви-ча-ми. В середине XII века бла-го-да-ря ди-на-стическим бра-кам они бы-ли ин-тег-ри-ро-ва-ны в по-ли-тическую жизнь Южной Ру-си: в 1143 году дочь Ва-силь-ко Свя-то-сла-ви-ча ста-ла же-ной бу-ду-ще-го чер-ни-гов-ско-го и ки-ев-ско-го князя Свя-то-сла-ва Все-во-ло-до-ви-ча; в том же го-ду друц-кий князь Рог-во-лод (Ва-си-лий) Рог-во-ло-до-вич (Бо-ри-со-вич) же-нил-ся на до-че-ри пе-ре-яс-лав-ско-го (в бу-ду-щем ки-ев-ско-го) князя Изя-сла-ва Мсти-сла-ви-ча; в 1140-х годах или 1150-х годах. Все-слав Ва-силь-ко-вич же-нил-ся на до-че-ри смо-лен-ско-го (позд-нее ки-ев-ско-го) князя Рос-ти-сла-ва Мсти-сла-ви-ча. В ре-зуль-та-те клю-че-вое влия-ние на со-бы-тия в Полоцком княжестве в середине - 2-й половине XII века ста-ли ока-зы-вать смо-лен-ские Рос-ти-сла-ви-чи (пре-ж-де все-го, князь Да-вид Рос-ти-сла-вич) и чер-ни-го-во-се-вер-ские Оль-го-ви-чи. При этом Рос-ти-сла-ви-чи в 1160-1170-х годах де-ла-ли став-ку на ви-теб-ских Свя-то-сла-ви-чей, а в 1180-х годах пы-та-лись опе-реть-ся на друц-ких Рог-во-ло-ди-чей. В свою оче-редь, Оль-го-ви-чи в конце 1150-х годов и в 1190-х годах вы-сту-па-ли на сто-ро-не друц-ких Рог-во-ло-ди-чей, а в начале 1180-х годов дей-ст-во-ва-ли в сою-зе с ви-теб-ски-ми Свя-то-сла-ви-ча-ми.

    Пер-во-на-чаль-но ус-пех в борь-бе за Полоцкое княжество со-пут-ст-во-вал Рог-во-ло-ду (Ва-си-лию) Рог-во-ло-до-ви-чу (Бо-ри-со-ви-чу) (около 1143/1144 - 1151), за-тем пред-ста-ви-те-лю мин-ских Гле-бо-ви-чей Рос-ти-сла-ву Гле-бо-ви-чу (1151-1158). В конце 1150-х годов при под-держ-ке чер-ни-гов-ско-го князя Свя-то-сла-ва Оль-го-ви-ча в По-лоцк вер-нул-ся Рог-во-лод (Ва-си-лий) Рог-во-ло-до-вич (Бо-ри-со-вич) (1158-1161), а с уси-ле-ни-ем по-зи-ций Рос-ти-сла-ви-чей по-лоц-кий стол за-нял ви-теб-ский князь Все-слав Ва-силь-ко-вич (1161-1166, 1166 - ве-ро-ят-но, не ра-нее 1181 года). В 1166 году его прав-ле-ние пре-ры-ва-лось крат-ко-вре-мен-ным за-хва-том По-лоц-ка князем Во-ло-да-рем Гле-бо-ви-чем.

    В 1180-х годах сло-жил-ся со-юз мин-ских Гле-бо-ви-чей и друц-ких Рог-во-ло-ди-чей, при-вед-ший к ста-би-ли-за-ции внут-ри-по-ли-тического по-ло-же-ния в Полоцком княжестве. Воз-мож-но, в начале 1180-х годов в По-лоц-ке не-дол-гое вре-мя кня-жил друц-кий князь Глеб Рог-во-ло-до-вич (не ра-нее 1181 - около 1184). За-тем на дли-тель-ное вре-мя по-лоц-кий стол за-нял пред-ста-ви-тель мин-ских кня-зей Вла-ди-мир Во-ло-да-ре-вич (около 1184 - 1216). Около 1184 года Вла-ди-мир Во-ло-да-ре-вич раз-ре-шил Мей-нар-ду про-по-ве-до-вать ка-то-ли-цизм у ли-вов. В 1184, 1206, 1208, 1216 годы по-лоц-кий князь ак-тив-но вме-ши-вал-ся в со-бы-тия в При-бал-ти-ке, од-на-ко не смог про-ти-во-стоять по-сте-пен-но-му пе-ре-хо-ду рас-по-ла-гав-ших-ся в сред-нем и ниж-нем те-че-нии реки Западная Дви-на кня-жеств Ер-си-ка и Кок-не-се под кон-троль риж-ских епи-ско-пов.

    Смерть Вла-ди-ми-ра Во-ло-да-ре-ви-ча вы-зва-ла но-вую борь-бу за Полоцкое княжество. 17.1.1223 года смо-лен-ские вой-ска за-хва-ти-ли По-лоцк, сме-стив пра-вив-ших здесь кня-зей Бо-ри-са и Гле-ба (их при-над-леж-ность к той или иной ли-нии по-лоц-ких кня-зей не ус-та-нов-ле-на). По-лоц-ким кня-зем (1223-1232) стал Свя-то-слав Мсти-сла-вич, стар-ший сын ки-ев-ско-го князя Мсти-сла-ва Ро-ма-но-ви-ча Ста-ро-го. По-ви-ди-мо-му, имен-но по-лоц-кий князь Свя-то-слав Мсти-сла-вич и ви-теб-ский князь Бря-чи-слав (Ва-силь-ко-вич?) упо-ми-на-лись как под-чи-нён-ные смо-лен-ско-му князю Мсти-сла-ву Да-ви-до-ви-чу в его до-го-во-ре с Ри-гой и «Гот-ским бе-ре-гом» (1229).

    Вско-ре по-сле ухо-да Свя-то-сла-ва Мсти-сла-ви-ча на кня-же-ние в Смо-ленск (1232) пра-ви-те-лем Полоцкого княжества, ве-ро-ят-но, стал ви-теб-ский князь Бря-чи-слав (Ва-силь-ко-вич?). Его власть опи-ра-лась на род-ст-вен-ные и цер-ков-ные свя-зи с Северо-Восточной Ру-сью. Ещё в 1209 году вла-ди-мир-ский князь Все-во-лод Юрь-е-вич Боль-шое Гнез-до же-нил-ся 2-м бра-ком на Со-фии, до-че-ри ви-теб-ско-го князя Ва-силь-ка Бря-чи-сла-ви-ча (то есть, по всей ви-ди-мо-сти, се-ст-ре Бря-чи-сла-ва), а в 1239 году уже сам Бря-чи-слав вы-дал свою дочь за-муж за нов-го-род-ско-го князя Алек-сан-д-ра Яро-сла-ви-ча. В конце 1230-х годов про-изош-ло рез-кое уси-ле-ние во-енного дав-ле-ния на Полоцкое княжество со сто-ро-ны ли-товских кня-зей. По-ви-ди-мо-му, за по-мощь про-тив них до 23.5.1254 года по-лоц-кий князь Кон-стан-тин Без-ру-кий (не позд-нее 1245 - около 1258) от-дал Ли-вон-ско-му ор-де-ну пра-ва на зем-ли в Ниж-нем Под-ви-нье и дань с лат-га-лов.

    Около 1258-1263 годов в Полоцком княжестве пра-вил (по при-гла-ше-нию по-ло-чан) пле-мян-ник ли-товского князя Мин-дов-га - Тов-ти-вил. В 1262 году как вас-сал великого князя вла-ди-мир-ско-го Алек-сан-д-ра Яро-сла-ви-ча Нев-ско-го он при-ни-мал уча-стие в по-хо-де на город Дерпт (ны-не Тар-ту). По-сле ги-бе-ли Тов-ти-ви-ла в борь-бе с ли-товским князем Тре-ня-той (Трой-на-том) Полоцкое княжество пе-ре-шло в ру-ки князя Гер-де-ня (1264-1267). Его вла-сти под-чи-ни-лось и Ви-теб-ское княжество, что вы-зва-ло во-енные дей-ст-вия про-тив Полоцкого княжества со сто-ро-ны со-се-дей. В 1266-1267 годы с по-мо-щью пско-ви-чей и нов-го-род-цев князь Дов-монт одер-жал ряд по-бед над Гер-де-нем, ко-то-рый был убит в од-ной из битв. Од-на-ко в По-лоц-ке ук-ре-пил-ся вас-сал ли-товского князя Вой-шел-ка - Изя-слав (воз-мож-но, про-ис-хо-дил из мин-ских Гле-бо-ви-чей; так-же, ве-ро-ят-но, что он од-но ли-цо со свис-лоч-ским князем Изя-сла-вом, чьи вла-де-ния в 1257 году раз-гро-ми-ли монгольские вой-ска под ко-мандованием ной-о-на Бу-рун-дая). Под-твер-див, как и ра-нее Гер-день, тор-го-вый до-го-вор с Ри-гой и «Гот-ским бе-ре-гом», князь Изя-слав не смог на-ла-дить от-но-ше-ния с со-сед-ни-ми русскими кня-же-ст-ва-ми.