Экономика        12.02.2024   

Презентация - Использование здоровьесберегающих технологий В. Базарного в современном образовательном учреждении. Освоение здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного Методика базарного в начальной школе презентация

1 из 23

Презентация - Использование здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного в современном образовательном учреждении

Текст этой презентации

Использование здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного в современном образовательном учреждении Подготовила: воспитатель МАДОУ д/с № 78 «Гномик» г. Белгорода Веткова Елена Павловна

Здоровье -
Это состояние полного физического,психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов

Воспитательно-образовательный процесс строится с учетом здоровьесберегающей деятельности и включает в себя:
1) Мониторинг состояния здоровья и уровня физического развития воспитанников. 2) Здоровьесберегающие компоненты в организации образовательного процесса. 3) Оздоровительные и закаливающие мероприятия. 4) Физкультурно-развивающие формы работы с детьми. 5) Психолого-педагогическое сопровождение детей. 6) Работа с семьёй.

Ведущая идея технологии В.Ф. Базарного:«Сенсорная свобода и психомоторное раскрепощение»

Характерные особенности технологии В.Ф. Базарного:
1) Подвижность детей во время занятий. 2) Природосообразность используемых методик - образовательный процесс протекает благодаря, а не вопреки естественной природе детей. 3) Четкие количественные критерии, по которым проводится оценка интеллектуального и психо-физиологического состояния детей: воображение, осанка, острота зрения и т. д.

Важной особенностью организации воспитательно – образовательной деятельности по технологии В. Ф. Базарного, является расширение двигательной активности детей.

Режим динамических поз
Для снятия напряжения В.Ф. Базарный предлагает режим динамических поз, которые предусматривают на каком-то этапе занятия менять позу детей (сидя-стоя). Воспитателю необходимо строить занятие с таким расчетом, чтобы дети несколько раз переходили из положения сидя в положение стоя.

Обучение детей в режиме смены динамических поз

Преимущества
Укрепление позвоночника Сохранение правильной осанки Формирование у ребёнка чувства равновесия и координации Профилактика опорно-двигательного аппарата Профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы Предупреждение появления близорукости

Зрительный тренажер

Положительное влияние
Снижение психической утомляемости Снижение избыточной нервной возбудимости Снижение агрессии

Сигнальные метки

Методика сенсорно-координаторных упражнений «Четыре угла». Все упражнения выполняются в позе свободного стояния: дети совершают координированные движения головой, глазами и туловищем продолжительностью 1,5–2 минуты. В четырех углах группы фиксируются яркие изображения: картинки, фигуры, сюжеты из сказок, пейзажи и т.д. Здесь присутствует важный эмоционально-мотивационный фактор, который повышает физическую и психическую активность детей на занятии, вносит сенсорное разнообразие.

Методика зрительно-координационных упражнений

Стоя на массажных ковриках, с вытянутыми вперед руками, под музыку, дети поочередно обводят указательным пальцем траектории с одновременным слежением за ним органом зрения, туловищем, руками. А затем рисуют воображаемую диаграмму на потолке, но с большим размахом и с большей амплитудой движения. Прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость. Способствует доброжелательности, улучшает чувство гармонии и ритма, развивает зрительно-ручную координацию.

Сенсорный крест
Представляет собой приспособление для крепления наглядного материала. Дидактический материал подвешивается на сенсорно-дидактическом кресте к потолку, чем обеспечиваются колебательные движения наглядности, что создает повышенную эффективность зрительного восприятия.

Работа с сенсорными крестами

Сенсорный крест

Положительное влияние работы с сенсорными крестами
Работа с сенсорными крестами способствует развитию речемоторной функции детей Предупреждает развитие рефлекса склонённой головы Способствует более эффективному развитию глубинного и стереоскопического зрения Активизирует нейродинамические процессы головного мозга Способствует предотвращению зрительного утомления и зрительных расстройств

Комплексная программа по здоровьесбережению на основе системы Базарного В.Ф

Хлямина С.Ж, учитель начальных классов

МКОУ «ООШ поселка Начало»

Приволжский район Астраханская область



  • Поиск начинается тогда, когда возникает противоречие.
  • В своей педагогической практике я столкнулась с проблемой трудностей обучения в начальной школе.
  • Одна из причин – это нарушение здоровья учеников во время обучения в школе.

Будь здоров, школяр!

Так как же добиться высокой успеваемости, не ограничивая детей жесткими рамками принятого поведения на уроке, когда им приходится сидеть за партой по несколько часов в день? Как сберечь здоровье детей, уберечь их от перегрузки и переутомления? Всё это невозможно при традиционной методике обучения. Поэтому я, как один из путей достижения своей цели, выбираю элементы методики Базарного В. Ф . Я считаю, что данная методика позволит создать охранительный режим общения, направленный на поддержание оптимальной работоспособности и предупредить негативные сдвиги в состоянии здоровья детей. На данном этапе я беру лишь элементы из методики данного ученого.


  • Общаясь со своими коллегами из других школ, познакомилась с методикой В.Ф.Базарного.
  • Многое в своей комплексной программе я переняла из опыта учителей Карагалинской школы.
  • Сейчас работаю, используя методику здоровье сберегающих технологий.

  • Актуальность изучения проблемы здоровья выходит далеко за рамки медицинской ответственности. Здоровье выступает как мера качества жизни и счастья. Дети поступают в школу с большими отклонениями: осанка, гастриты, зрение, общая усталость, переутомление. Отсюда, нервозное состояние, пассивность на уроках, плохое запоминание, посадка, агрессивность и т.д. Я заметила, что дети работают на уроке первые 20 минут, а далее отвлекаются или просто отдыхают- ложатся на парту, играют. На переменах детям нужно куда то деть скопившуюся за урок энергию, поэтому они бегают, прыгают, мальчики устраивают драки и.т.д.- им нужно много двигаться, это их особенность.


Ведущая идея данной методики – «сенсорная свобода и раскрепощённость»

(В.Ф.Базарный), раскрывается через следующие линии:


1. Обучение учащихся в режиме динамических поз. Для этого используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью – парты и конторки. Часть урока ученик стоит за конторкой, другую часть сидит за партой, тем самым сохраняется и укрепляется его телесная вертикаль, позвоночник, осанка – основа энергетики человеческого организма.




Ростомерная мебель в классе

Эти парты регулируются под рост каждого ребенка индивидуально. Каждый новый учебный год измеряется рост учеников в классе, проводится цветовая маркировка парт.

За учеником закреплена парта с определенной маркировкой.



Конторки для учеников

Обучение учащихся в режиме смены динамических поз помогает предотвратить сколиоз и формировать правильную осанку.


Сигнальные метки

В четырех углах кабинета расположены сигнальные метки. На них изображены картинки с определенным количеством предметов, от 1 до 4. Картинки периодически сменяются на новые, в зависимости от сюжета. Дети легко ориентируются, глядя на сигнальные метки.



Сенсорные тренажи

Использование сигнальных меток при проведении физкультминуток активизирует внимание детей.



Ученики с удовольствием работают с сенсорными крестами.



Коврики для массажа стоп

Родители связали коврики для массажа стоп, пришили пуговицы. Дети могут стоять за конторками и сидеть за партами, используя массажеры для стоп.





На карточках в классе схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Дети повторяют движения человечка.



Упражнения для физминуток

«Веселые человечки» помогают проводить физминутки.




Динамические переменки

В нашей школе проводятся 20 – минутные динамические перемены для учащихся начальных классов. Дети отдыхают во время переменок. Они играют в подвижные игры.


  • Итак, используемая мною технология предусматривает:
  • обучение учащихся в режиме динамических поз (конторки);
  • методика сенсорно-координаторных тренажей с помощью меняющихся зрительно - сигнальных сюжетов (картинки и цифры по углам);
  • коврики для массажа стоп;
  • физминутки, упражнения для предупреждения различных заболеваний.



Здоровьесберегающее обучение

Направлено на – обеспечение психического здоровья учащихся.

Опирается на – природосообразность, преемственность, вариативность, прагматичность (практической ориентации).

Достигается через – учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.

Приводит к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Здоровьесберегающие технологии. Метод В. Ф. Базарного Составила учитель-логопед Поморина Н.В. Октябрь, 2013 г. ГБДОУ детский сад № 2 комбинированного вида Петродворцового района г. Санкт - Петербурга

«ЗДОРОВЬЕ-это резервы сил: иммунных, защитных, физических и духовных. И они не даются изначально, а возвращаются по законам воспитания. А наукой воспитания является педагогика» - В.Ф.Базарный

Базарный Владимир Филиппович - учёный, врач, музыкант и педагог-новатор, руководитель Научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования Администрации Московской области (г. Сергиев Посад), доктор медицинских наук, действительный член Академии творческой педагогики, Почётный работник общего образования Российской Федерации. Основатель нового направления в науке – здоровьеразвивающей педагогики. Совместно со своими учениками создал теорию «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения». Базарный Владимир Филиппович

Методика В.Ф. Базарного - это единственная здоровьеразвивающая технология, которая признана научным открытием Академией медицинских наук, защищена патентами и авторскими правами, одобрена институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН, утверждена Правительством как общая федеральная программа, прошла практическую апробацию в течение 28 лет на базе более тысячи детских садов и школ, имеет санитарно-эпидемиологическое заключение Минздрава РФ и позволяет строить образовательный процесс на основе телесной вертикали сообразной подвижной природе ребёнка, а также дает гарантированный результат улучшения здоровья детей в целом. Методика В.Ф. Базарного

К основным методам и приемам, используемым в здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного относятся: Режим динамической смены поз. Упражнения на зрительную координацию. Зрительно-координаторные тренажи с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры). Упражнения на мышечно-телесную координацию. Режим динамической смены поз: За основу здравоохранительной системы В.Ф.Базарного принят режим меняющихся поз, в частности перевод детей из позы «сидя» в позу «стоя». Это один из немедикоментозных методов коррекции здоровья воспитанников. Максимально допустимая продолжительность времени нахождения в одной позе – 20-25 минут. «Не усади!» – заповедь Базарного. Ребенок должен двигаться, особенно мальчик, в 4-6 раз больше.

« Движение – это воздух, а без воздуха мы задыхаемся» - писал В. Ф. Базарный. Поэтому совместная образовательная деятельность с детьми в режиме постоянного движения позволяет развивать у детей зрительно-моторную реакцию, в частности ориентацию в пространстве, в том числе реакцию на экстремальные ситуации, создать условия для проявления индивидуальных и возрастных особенностей детей, формировать атмосферу доверительного отношения, что служит оптимальному общему развитию каждого ребенка. Режим «динамической смены поз» повышает общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, осуществляется профилактика близорукости, обеспечивается оптимальное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы организма, стабилизируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Для реализации режима динамической смены поз В.Ф. Базарный предлагает:

1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАСТОЛЬНОЙ КОНТОРКИ 2. а там, где это возможно – МЕНЯТЬ ПОЗУ ДЕТЕЙ: за столами – сидя, стоя; на ковре – сидя, стоя, лежа; дети могут стоять на массажных ковриках в носочках и в это время стоя послушать загадки, рассказ, сказку, участвовать в устном счете, решить логическую задачку.

Данный режим оказывает благотворное влияние на следующие факторы: поддержание физической, психической активности умственной сферы; имеет высокие показатели физического развития здоровья; повышается иммунная система; улучшаются ростовые процессы; развивается координация всех органов (зрительно-ручной, телесно-координаторной, психо-эмоциональной); снижается степень низкой склоняемости головы.

Упражнения на зрительную координацию Методика сенсорно-координаторных тренажей с помощью меняющихся зрительно-сигнальных сюжетов (картинки, цифры, буквы, геометрические фигуры по углам) «Никакой преграды глазу!» - еще один принцип В. Ф. Базарного. В четырех верхних углах размещаются образно-сюжетные изображения. Это сцены из сказок, сюжеты пейзажей из природы, из жизни животных.

Дети, находясь в свободном стоянии, на массажных ковриках, начинают живо фиксировать взгляд по команде на соответствующей цифре, картинке, цвете. Режим счета задается в случайной последовательности и меняется через 30 секунд. Общая продолжительность тренажа 1,5 минуты. Дети с огромным удовольствием выполняют повороты в прыжке с хлопком, это вызывает положительный эмоциональный всплеск.

Влияние таких упражнений: данный тренаж оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции; скорость ориентации в пространстве, а так же реакцию на экстренные ситуации в жизни; у детей развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а так же зрительно-ручная и телесная координация; дети становятся зоркими, внимательными. Очень важно, чтобы каждый ребенок находился на своей рабочей дистанции, которая определяется врачом-офтальмологом на начало года по результатам обследования на предмет остроты зрения и рефракции на оба глаза. Гимнастика для глаз улучшает не только зрение, но и тренирует мускулатуру лица, что оказывает положительное действие на артикуляционный аппарат.

Методика работы с офтальмотренажёром Стоя на массажных ковриках, с вытянутыми вперед руками, под музыку, дети поочередно обводят указательным пальцем траектории с одновременным слежением за ним органом зрения, туловищем, руками. Затем рисуют воображаемую диаграмму на потолке, но с большим размахом и с большей амплитудой движения. СХЕМА ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ Зрительно-координаторные тренажи с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры)

Данный тренаж чаще выполняется после работы, которая требует от детей приложения усилий, т.к. упражнение прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость. Способствует доброжелательности, улучшает чувство гармонии и ритма, развивает зрительно-ручную координацию. Упражнения на мышечно-телесную координацию Упражнение проводится в режиме движения наглядного материала, постоянного поиска и выполнения активизирующих внимание детей заданий. Всевозможные карточки могут оказаться в любой точке группы. Дети ищут их, тем самым переключают зрение с ближнего на дальнее расстояние и наоборот. Например, педагог показывает дидактический материал сначала с близкого расстояния, а затем постепенно отходит от детей, тренируя тем самым мышцы глаза.

Для двигательной активности на занятии используются «СЕНСОРНЫЕ КРЕСТЫ».

«Сенсорные кресты» развешиваются под потолком в группе. На них закрепляются различные объекты (картинки в соответствии с тематическим планированием и возрастом, плоские и объёмные геометрические фигуры, буквы, слова и пр.). Педагог в ходе СОД периодически обращает внимание детей на то или иное пособие, просит что-то найти, назвать, дать характеристику, и т.п. Дети ищут глазами нужный материал, тем самым тренируя зрение, устраняя усталость и напряжение с глаз.

1. Бумажные офтальмотренажеры Разного рода траектории, по которым дети «бегают» глазами. На листе ватмана изображаются цветные фигуры (зигзаги, овалы, восьмерки, спирали и т.д.). Толщина линий – один сантиметр. Варианты упражнений для развития зрительного восприятия

2. Пирамидки Детям предлагаются следующие задания: 1) Найди глазами две пирамидки. 2) Сосчитай, сколько во всех пирамидках красных колец, зеленых, черных и т.д. 3) Сколько у пирамидок красных колпачков, коричневых, зеленых, желтых и т.д.? 4) Сколько всего колец у пирамидок? 5) Сколько всего колпачков?

6) Сложи пирамидки в две группы. В первой группе на две (в два раза) пирамидки больше, чем во второй. Сколько пирамидок во второй группе? Этот вид упражнения можно использовать довольно часто, меняя лишь варианты заданий.

3. Тарелки с разноцветными кружками Детям предлагаются следующие задания: а) Найди две одинаковые тарелки. б) Найди тарелку, где есть цвет, который в других не повторяется. в) Сколько всего красных, зеленых, синих кружков на всех тарелках? г) Сколько всего кружков?

Специально-восстановительные зрительные игры «Цветные сны» Игру проводят в положении сидя после напряженной работы. По указанию педагога, дети закрывают глаза, прикрывая их ладонями, и опускают головы. Педагог называет цвета, а играющие стремятся с закрытыми глазами «увидеть» в чем-то заданный цвет (синее небо, зеленая трава, желтое солнце и так далее). Выборочно опросив детей о том, что же они увидели, педагог называет другой цвет. Отвечая воспитателю, который подходит к детям и касается их плеча, дети сохраняют исходное положение. Длительность одного цикла игры (каждого цвета) – 15–20 сек., общая продолжительность игры – 1 мин.

Жмурки. Игроки крепко зажмуриваются на 3–4 сек. В это время педагог изменяет расположение находящихся на столе, на доске, на парте предметов. Открыв по сигналу глаза, дети стремятся найти изменения. Педагог выборочно спрашивает их, какие изменения они заметили. Зажмуриваясь, дети максимально напрягают веки. Общая длительность игры – 1,5 мин. Специально-тренирующие зрительные игры «Поймай зайку» Играть целесообразно на тех занятиях, где зрительная нагрузка наиболее высокая. Дети стоят в колоннах, руки на поясе, плечи отведены назад, спина прямая, взгляд устремлен вперед вверх. Педагог располагается впереди сбоку. Он включает электрический фонарик и «выпускает зайку» на прогулку. «Зайка» бегает в разных направлениях по стенам и потолку группы. Дети, поймав глазами «зайку», сопровождают его, стремясь не выпустить из поля зрения, не поворачивая при этом головы. Педагог отмечает самых старательных «охотников».

В школах, использующих методику Базарного, в младших классах пишут чернилами и пером. Некоторые исследователи пришли к выводу, что использование шариковой ручки приводит к задержке дыхания, сбою сердечных ритмов, а через 20 минут неотрывного письма могут появиться признаки стенокардии. При письме же перьевой ручкой рука работает в импульсном режиме – сначала напряжение, потом расслабление, поэтому вреда для здоровья не возникает. Прописи, применяемые в системе обучения "по Базарному".

Использование сенсорного панно позволяет приблизить совместную деятельность с детьми к объектам и явлениям экологической среды. Сенсорное или (экологическое) панно

Сочинения Владимира Базарного: Владимир БАЗАРНЫЙ. Дети или деньги? NEW Владимир БАЗАРНЫЙ. Основание внедрения в учебный процесс образовательных учреждений всех типов здоровьеразвивающую технологию д.м.н. Базарного В.Ф. «Обучение и воспитание детей в активной сенсорно-развивающей среде» и приобретения специализированного учебного оборудования для ее реализации. Владимир БАЗАРНЫЙ. Как работать за конторкой? Владимир БАЗАРНЫЙ. От худого семени не жди доброго племени. "Российская Федерация сегодня" № 14, 2005 г. Владимир БАЗАРНЫЙ. Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах. Красноярск. 1989 г. Владимир БАЗАРНЫЙ. Раскрепощение духовно-психических потенциалов ребенка средствами художественно-образных экологически "чистых" прописей. Часть VI М. 1995 Повышение эффективности становления психомоторных функций в процессе развития и обучения детей с помощью производственных ритмов телесных усилий. Часть IV. Сергиев Посад. 1996 Владимир БАЗАРНЫЙ. Методика и методология раскрепощения нейрофизиологической основы психического и физического развития учащихся в структурах учебного процесса. Часть III. М. 1995 Владимир БАЗАРНЫЙ. Программа экспресс диагностики динамики психосенсорного функционального и физического развития учащихся. Часть II. Сергиев Посад, 1995 Владимир БАЗАРНЫЙ. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. М. 1995

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! В презентации использовались материалы к.п.н., доцента, методиста ЦРНО издательства «Просвещение» Стефаненко Н.А.


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

«ЗДОРОВЬЕ-это резервы сил: иммунных, защитных, физических и духовных. И они не даются изначально, а возвращаются по законам воспитания. А наукой воспитания является педагогика» - В.Ф.Базарный

3 слайд

Описание слайда:

Базарный Владимир Филиппович - учёный, врач, музыкант и педагог-новатор, руководитель Научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования Администрации Московской области (г. Сергиев Посад), доктор медицинских наук, действительный член Академии творческой педагогики, Почётный работник общего образования Российской Федерации. Основатель нового направления в науке – здоровьеразвивающей педагогики. Совместно со своими учениками создал теорию «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения». Базарный Владимир Филиппович

4 слайд

Описание слайда:

Методика В.Ф. Базарного - это единственная здоровьеразвивающая технология, которая признана научным открытием Академией медицинских наук, защищена патентами и авторскими правами, одобрена институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН, утверждена Правительством как общая федеральная программа, прошла практическую апробацию в течение 28 лет на базе более тысячи детских садов и школ, имеет санитарно-эпидемиологическое заключение Минздрава РФ и позволяет строить образовательный процесс на основе телесной вертикали сообразной подвижной природе ребёнка, а также дает гарантированный результат улучшения здоровья детей в целом. Методика В.Ф. Базарного

5 слайд

Описание слайда:

К основным методам и приемам, используемым в здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного относятся: Режим динамической смены поз. Упражнения на зрительную координацию. Зрительно-координаторные тренажи с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры). Упражнения на мышечно-телесную координацию. Режим динамической смены поз: За основу здравоохранительной системы В.Ф.Базарного принят режим меняющихся поз, в частности перевод детей из позы «сидя» в позу «стоя». Это один из немедикоментозных методов коррекции здоровья воспитанников. Максимально допустимая продолжительность времени нахождения в одной позе – 20-25 минут. «Не усади!» – заповедь Базарного. Ребенок должен двигаться, особенно мальчик, в 4-6 раз больше.

6 слайд

Описание слайда:

«Движение – это воздух, а без воздуха мы задыхаемся» - писал В. Ф. Базарный. Поэтому совместная образовательная деятельность с детьми в режиме постоянного движения позволяет развивать у детей зрительно-моторную реакцию, в частности ориентацию в пространстве, в том числе реакцию на экстремальные ситуации, создать условия для проявления индивидуальных и возрастных особенностей детей, формировать атмосферу доверительного отношения, что служит оптимальному общему развитию каждого ребенка. Режим «динамической смены поз» повышает общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, осуществляется профилактика близорукости, обеспечивается оптимальное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы организма, стабилизируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Для реализации режима динамической смены поз В.Ф. Базарный предлагает:

7 слайд

Описание слайда:

1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАСТОЛЬНОЙ КОНТОРКИ 2. а там, где это возможно – МЕНЯТЬ ПОЗУ ДЕТЕЙ: за столами – сидя, стоя; на ковре – сидя, стоя, лежа; дети могут стоять на массажных ковриках в носочках и в это время стоя послушать загадки, рассказ, сказку, участвовать в устном счете, решить логическую задачку.

8 слайд

Описание слайда:

Данный режим оказывает благотворное влияние на следующие факторы: поддержание физической, психической активности умственной сферы; имеет высокие показатели физического развития здоровья; повышается иммунная система; улучшаются ростовые процессы; развивается координация всех органов (зрительно-ручной, телесно-координаторной, психо-эмоциональной); снижается степень низкой склоняемости головы.

9 слайд

Описание слайда:

Упражнения на зрительную координацию Методика сенсорно-координаторных тренажей с помощью меняющихся зрительно-сигнальных сюжетов (картинки, цифры, буквы, геометрические фигуры по углам) «Никакой преграды глазу!» - еще один принцип В. Ф. Базарного. В четырех верхних углах размещаются образно-сюжетные изображения. Это сцены из сказок, сюжеты пейзажей из природы, из жизни животных.

10 слайд

Описание слайда:

Дети, находясь в свободном стоянии, на массажных ковриках, начинают живо фиксировать взгляд по команде на соответствующей цифре, картинке, цвете. Режим счета задается в случайной последовательности и меняется через 30 секунд. Общая продолжительность тренажа 1,5 минуты. Дети с огромным удовольствием выполняют повороты в прыжке с хлопком, это вызывает положительный эмоциональный всплеск.

11 слайд

Описание слайда:

Влияние таких упражнений: данный тренаж оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции; скорость ориентации в пространстве, а так же реакцию на экстренные ситуации в жизни; у детей развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а так же зрительно-ручная и телесная координация; дети становятся зоркими, внимательными. Очень важно, чтобы каждый ребенок находился на своей рабочей дистанции, которая определяется врачом-офтальмологом на начало года по результатам обследования на предмет остроты зрения и рефракции на оба глаза. Гимнастика для глаз улучшает не только зрение, но и тренирует мускулатуру лица, что оказывает положительное действие на артикуляционный аппарат.

12 слайд

Описание слайда:

Методика работы с офтальмотренажёром Стоя на массажных ковриках, с вытянутыми вперед руками, под музыку, дети поочередно обводят указательным пальцем траектории с одновременным слежением за ним органом зрения, туловищем, руками. Затем рисуют воображаемую диаграмму на потолке, но с большим размахом и с большей амплитудой движения. СХЕМА ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ Зрительно-координаторные тренажи с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры)

13 слайд

Описание слайда:

Данный тренаж чаще выполняется после работы, которая требует от детей приложения усилий, т.к. упражнение прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость. Способствует доброжелательности, улучшает чувство гармонии и ритма, развивает зрительно-ручную координацию. Упражнения на мышечно-телесную координацию Упражнение проводится в режиме движения наглядного материала, постоянного поиска и выполнения активизирующих внимание детей заданий. Всевозможные карточки могут оказаться в любой точке группы. Дети ищут их, тем самым переключают зрение с ближнего на дальнее расстояние и наоборот. Например, педагог показывает дидактический материал сначала с близкого расстояния, а затем постепенно отходит от детей, тренируя тем самым мышцы глаза.

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

«Сенсорные кресты» развешиваются под потолком в группе. На них закрепляются различные объекты (картинки в соответствии с тематическим планированием и возрастом, плоские и объёмные геометрические фигуры, буквы, слова и пр.). Педагог в ходе СОД периодически обращает внимание детей на то или иное пособие, просит что-то найти, назвать, дать характеристику, и т.п. Дети ищут глазами нужный материал, тем самым тренируя зрение, устраняя усталость и напряжение с глаз.

16 слайд

Описание слайда:

1. Бумажные офтальмотренажеры Разного рода траектории, по которым дети «бегают» глазами. На листе ватмана изображаются цветные фигуры (зигзаги, овалы, восьмерки, спирали и т.д.). Толщина линий – один сантиметр. Варианты упражнений для развития зрительного восприятия

17 слайд

Описание слайда:

2. Пирамидки Детям предлагаются следующие задания: 1) Найди глазами две пирамидки. 2) Сосчитай, сколько во всех пирамидках красных колец, зеленых, черных и т.д. 3) Сколько у пирамидок красных колпачков, коричневых, зеленых, желтых и т.д.? 4) Сколько всего колец у пирамидок? 5) Сколько всего колпачков?

18 слайд

Описание слайда:

6) Сложи пирамидки в две группы. В первой группе на две (в два раза) пирамидки больше, чем во второй. Сколько пирамидок во второй группе? Этот вид упражнения можно использовать довольно часто, меняя лишь варианты заданий.

19 слайд

Описание слайда:

3. Тарелки с разноцветными кружками Детям предлагаются следующие задания: а) Найди две одинаковые тарелки. б) Найди тарелку, где есть цвет, который в других не повторяется. в) Сколько всего красных, зеленых, синих кружков на всех тарелках? г) Сколько всего кружков?

20 слайд

Описание слайда:

Специально-восстановительные зрительные игры «Цветные сны» Игру проводят в положении сидя после напряженной работы. По указанию педагога, дети закрывают глаза, прикрывая их ладонями, и опускают головы. Педагог называет цвета, а играющие стремятся с закрытыми глазами «увидеть» в чем-то заданный цвет (синее небо, зеленая трава, желтое солнце и так далее). Выборочно опросив детей о том, что же они увидели, педагог называет другой цвет. Отвечая воспитателю, который подходит к детям и касается их плеча, дети сохраняют исходное положение. Длительность одного цикла игры (каждого цвета) – 15–20 сек., общая продолжительность игры – 1 мин.

21 слайд

Описание слайда:

Жмурки. Игроки крепко зажмуриваются на 3–4 сек. В это время педагог изменяет расположение находящихся на столе, на доске, на парте предметов. Открыв по сигналу глаза, дети стремятся найти изменения. Педагог выборочно спрашивает их, какие изменения они заметили. Зажмуриваясь, дети максимально напрягают веки. Общая длительность игры – 1,5 мин. Специально-тренирующие зрительные игры «Поймай зайку» Играть целесообразно на тех занятиях, где зрительная нагрузка наиболее высокая. Дети стоят в колоннах, руки на поясе, плечи отведены назад, спина прямая, взгляд устремлен вперед вверх. Педагог располагается впереди сбоку. Он включает электрический фонарик и «выпускает зайку» на прогулку. «Зайка» бегает в разных направлениях по стенам и потолку группы. Дети, поймав глазами «зайку», сопровождают его, стремясь не выпустить из поля зрения, не поворачивая при этом головы. Педагог отмечает самых старательных «охотников».

Описание слайда:

Сочинения Владимира Базарного: Владимир БАЗАРНЫЙ. Дети или деньги? NEW Владимир БАЗАРНЫЙ. Основание внедрения в учебный процесс образовательных учреждений всех типов здоровьеразвивающую технологию д.м.н. Базарного В.Ф. «Обучение и воспитание детей в активной сенсорно-развивающей среде» и приобретения специализированного учебного оборудования для ее реализации. Владимир БАЗАРНЫЙ. Как работать за конторкой? Владимир БАЗАРНЫЙ. От худого семени не жди доброго племени. "Российская Федерация сегодня" № 14, 2005 г. Владимир БАЗАРНЫЙ. Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах. Красноярск. 1989 г. Владимир БАЗАРНЫЙ. Раскрепощение духовно-психических потенциалов ребенка средствами художественно-образных экологически "чистых" прописей. Часть VI М. 1995 Повышение эффективности становления психомоторных функций в процессе развития и обучения детей с помощью производственных ритмов телесных усилий. Часть IV. Сергиев Посад. 1996 Владимир БАЗАРНЫЙ. Методика и методология раскрепощения нейрофизиологической основы психического и физического развития учащихся в структурах учебного процесса. Часть III. М. 1995 Владимир БАЗАРНЫЙ. Программа экспресс диагностики динамики психосенсорного функционального и физического развития учащихся. Часть II. Сергиев Посад, 1995 Владимир БАЗАРНЫЙ. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. М. 1995

25 слайд

Описание слайда:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! В презентации использовались материалы к.п.н., доцента, методиста ЦРНО издательства «Просвещение» Стефаненко Н.А.




Главными источниками нездоровья детей являются следующие причины: Основное внимание уделяется образовательным стандартам, а не приоритету здоровья. Не учитывается моторно - динамический образ ребенка. Взрослые не формируют у дошкольников функциональную зрелось тех систем, на которые падает в школе основная тяжесть школьных нагрузок. Занятия в ДОУ проходят в основном в режиме ближнего и частично дальнего зрения. Дети большую часть времени находятся в закрытом помещении, в ограниченном пространстве. Игра стала носить образовательные цели и лишь частично воспитательные. Дети перегружены занятиями и для свободной, творческой, игровой деятельности у них нет времени.


Базарный Владимир Филиппович - учёный, врач, музыкант и педагог-новатор, доктор медицинских наук, действительный член Академии творческой педагогики, Почётный работник общего образования Российской Федерации. Около 30 лет посвятил решению проблемы предотвращения демографической катастрофы путём сохранения и укрепления здоровья её подрастающих поколений. В своих исследованиях убедительно показал, что существующая система воспитания и обучения детей в семьях, детских садах и школах сориентирована против природы ребёнка. Создал систему педагогических технологий, позволяющих обучать детей, при этом сохраняя и укрепляя их здоровье.


Организацию детского хорового пения на классической и народной музыке; Включать в акты запоминания возможно большего числа органов чувств (зрение – модели, образы; слух, осязание) ; Ритмически - нажимное письмо перьевой ручкой универсальный метод формирования тонких рабочих движений рук у детей и подростков; Раздельно - параллельное образование мальчиков и девочек (совместные кружки, вечера, праздники). Оптимальные темпы, с учетом работоспособности детей. В.Ф. Базарный рекомендует


Режим динамических поз периодическая смена поз, перевод детей из традиционной позы обучения сидя, в позу - стоя. Первый способ не требует материальных затрат: там, где это возможно менять позу детей (сидя-стоя). Второй способ - использование настольной конторки, с оптимальной для зрительного труда наклонной поверхностью и меняющейся высотой рабочей поверхности.








Методика сенсорно-координаторных тренажей В четырех верхних углах класса фиксируются яркие, привлекающие внимание образно-сюжетные изображения; Под каждой картинкой помещается в соответствующей последовательности одна из цифр: ; Под команды педагога « … » и т.д. дети начинают достаточно живо фиксировать взгляд по очереди на соответствующей данной цифре картинке. Продолжительность фиксации одного изображения в самом начале таких упражнений составляет в среднем 0,5 сек.; Режим (порядок) счета через 30 секунд меняется на противоположный: … ; В заключительной части тренажа (продолжительностью сек) режим счета задается в случайной последовательности, например: , и т.д.; Общая продолжительность всего тренажа занимает в среднем 1,5 мин.


Методика обучения детей в режиме «зрительных горизонтов» Дидактический материал размещается на максимально возможном удалении от детей Построения многих этапов занятия в режиме подвижных объектов Организовать движение наглядного учебного материала, постоянный поиск и активизация детских заданий






МЕТОДИКА ЗРИТЕЛЬНО-КООРДИНАТОРНЫХ ТРЕНАЖЕЙ С ПОМОЩЬЮ СХЕМЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ СИМВОЛОВ Режим 1 непроизвольного зрительно-моторного «скольжения» по траекториям. Режим 2 Дети периодически становятся в центр под схемой- тренажером и, следя глазами за ориентирующими стрелками траекторий, выполняют соответствующее упражнение. При этом они выполняют непроизвольно-сочетанное движение глазами, головой и туловищем.


Режим 3 Дети, фиксируя взором траектории (т.е. с постоянно поднятой головой), вначале учатся «обходить» схемы-траектории, а затем «оббегать». Режим 4 Плакат со схемой размещается на стене, напротив лица. Занятие заключается в поочередном обведении указательным пальцем траекторий с одновременным слежением за ним глазами.













Что дают технологии В.Ф. Базарного: Гарантируемый, фиксируемый результат улучшения здоровья воспитанников; Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса; Психологический комфорт в образовательном учреждении; Эффективный способ профилактики нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза, плоскостопия.


: Единственная здоровьесберегающая технология: признана научным открытием Академией медицинских наук; защищена патентами и авторскими правами; одобрена институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН; утверждена Правительством как общая федеральная программа; прошла практическую апробацию в течение 28 лет на базе более тысячи детских садов и школ; имеет санитарно-эпидемиологическое заключение Минздрава РФ;