БухУчет        08.02.2024   

Роль фкис в социализации личности. Физическая культура как фактор социализации личности студента пестова татьяна григорьевна. Особенности социализирующего потенциала физической культуры

Дата публикации 28.12.2016

Физическая культура как один из факторов социализации личности

Лобков Глеб Русланович

Мусохранов Андрей Юрьевич
Кемеровский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Кемерово, Россия
Борисова Маргарита Викторовна
Кемеровский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Кемерово, Россия

Аннотация: Данная статья посвящена физической культуре как средству, способному развить и сформировать не только двигательные и физические качества, а также психические данные и навыки личности. В данной работе приведены и описаны основные механизмы спортивной социализации, психологическое влияние физической культуры на личность.
Ключевые слова: социализация, физическая культура, спорт, психология, личность, психические качества

Physical education as a factor in the socialization of a person

Lobkov Gleb Ruslanovich

Musokhranov Andrey Yuryevich
Kemerovo institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics, Kemerovo, Russia
Borisova Margarita Viktorovna
Kemerovo institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics, Kemerovo, Russia

Abstract: This article is devoted to physical education as the means of developing not only physical force and mobility but also psychological characteristics and skills of a personality. One can find in this work fundamental mechanisms of sports socialization and psychological impact of physical education on personality.
Keywords: socialization, physical education, sport, psychology, personality, psychological characteristics

Физическая культура в настоящее время является специфическим видом деятельности и формой проведения досуга, а также средством повышения социальной активности. Рассматривая процесс социализации через социально-культурный срез спортивной деятельности и среды физической активности, можно также отметить, что спорт в силу своего специфического характера создаёт конкретные условия для адаптации в социуме и интеграции человека, при этом формируя определенный тип поведения.

Важным является то, что высокий уровень физической подготовки и здоровья способны определить возможность освоения других ценностей и сторон человеческой жизни: нравственных и интеллектуальных качеств; трудовой деятельности; процесса самопознания; формирования собственной воли.

Спорт, будучи одним из социальных факторов, модельно воспроизводит альтернативу современной культуры, сохраняет и укрепляет сущностные механизмы социально-культурной жизни человека и затем, переходя в субкультуру индивида, формирует его как социально компетентную личность. Далее спорт является видом активной деятельности, в процессе которой решается и вопрос о внешнем масштабе самоопределения и самоутверждения личности. И по этому признаку спорт глубоко проникает в субкультуру в качестве социального института, определяя личностное становление индивида и формируя стили жизни.

Физическая культура, без сомнений, является одним из главных средств воспитания и отработки движений, их координации, и формированию необходимых физических качеств человека. Конечно, на этом возможности занятия спортом не ограничиваются. В процессе физического воспитания закаляется воля личности, формируется характер, совершенствуется умение управлять собой в сложных ситуациях. Поскольку занятия спортом обычно проводятся среди товарищей и связаны с соревнованием между соперниками, то обязательно формируется опыт человеческого общения, умение понимать друг друга.

Постоянное осмысленное преодоление сложностей, непосредственно связанных с физической нагрузкой, таких как, борьба с утомлением и ощущениями боли, воспитывают в человеке уверенность в себе, сильную волю и способность чувствовать себя комфортно в коллективе.

В любом виде спорта различные соревнования проводятся по строгим правилам, которые предопределяют не только сам ход соревнования, но и подготовку к ней. Правила определяют психологическую подготовку спортсмена, которые требуют от него каких-либо конкретных проявлений физических качеств, волевых усилий, определённых свойств мышления и допустимого уровня эмоционального возбуждения. Необходимость в неоднократном использовании этих свойств и качеств обязательно приводит к их развитию. Так спортсмен формирует способность действовать в полную силу, когда устал. Он учится управлять своим настроением, справляться с избыточным волнением, вызывать в себе чувство приподнятости и вдохновения, то есть овладевает умением самоконтроля собственных чувств и эмоций. И всё это спортсмен делает сознательно для достижения лучших результатов в соревнованиях. То есть, развиваясь в спорте, человек развивается всесторонне.

Ошибочно считать, что самосовершенствование в спорте касается только лишь развития в физическом плане. В большинстве видов спорта одной выносливостью, силой, быстрой невозможно достигнуть наилучших результатов. Для успеха спортсменам необходимо уметь разгадать намерения соперника, навязать свою игру, продумать тактику, а при командных играх нужно распределить роли и активно общаться и совещаться со своей командой.

Важно отметить, что все приобретённые навыки и приёмы в спортивной области могут активно использоваться и в деятельности, не имеющей спортивного уклона и никак не связанной с физической культурой.

Так, например, во многих высших учебных заведениях с помощью преподавания физической культуры и занятий спортом способствуют формированию у студентов необходимых навыков, которые будут полезны в их профессиональной деятельности. Многие считают, что именно занятия физической культурой в системе образования являются таким фактором, который способен осуществлять не только творческую деятельность, но и сформировать общекультурные компетенции выпускников. Именно в этом проявляется значение физической культуры как ценности для общества и личности, имеющее, прежде всего, воспитательный и общекультурный характер.

В процессе физического воспитания студенты перенимают лишь те ценности физической культуры, которые непосредственно приобретают для них необходимый жизненный и профессиональный смысл. И основываясь на этом, в сознании студентов формируется образ личности будущего специалиста. Усваивая и воплощая социально-групповые ценности, они строят собственную систему ценностей.

Можно обозначить и разделить ценности, образующие систему как основу физической культуры:

  1. Ценности-цели. Они раскрывают само значение и смысл индивидуальных целей включения в регулярную спортивную деятельность и её достижения при помощи культурной стратегии и тактики жизнедеятельности, успешности реализации профессиональных планов и намерений психического и физического благополучия, сохранения и укрепления здоровья.
  2. Ценности-знания определяют упорядоченную систему теоретических, методологических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов сопряженного функционирования физической культуры общества и личности, умения их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального самосовершенствования при выполнении какой-либо деятельности, учебной или профессиональной.
  3. Ценности-средства. Данные ценности создают основу для достижения ценностей-целей: овладение закономерностями, принципами, средствами, формами, методами, приёмами и условиями их использования в физкультурно-спортивной деятельности для развития творческой индивидуальности в самообучении и самопознания, в достижении необходимого психического и эмоционального состояния, культуры межличностного общения, в оценке и контроле за эффективностью их использования и др.
  4. Ценности-отношения обозначают человека как активного субъекта физической культуры с определённым личным отношением к самому себе, своей профессиональной деятельности и к природной и социальной среде, в которых осуществляется его спортивная деятельность, при этом учитываются и отношения к её участникам.
  5. Ценности-качества. Раскрывают смысл приобретения, развития и воспитания многообразия взаимосвязанных качеств и свойств личности, которые обеспечивают ей полную свободу в самовыражении и самореализации в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах.

Они проявляются при выполнении спортивной деятельности, профессиональной успешности и в целом жизнедеятельности.

Так, например, по итогам проведения анкетирования студентов экономического университета, а именно факультета «Торговое дело», удалось выделить такие профессиональные компетенции специалиста данной сферы, на формирование которых средства физической культуры способны оказать положительное влияние. К таким отнесли: коммуникабельность, психическая и эмоциональная устойчивость, навык убеждения, выносливость, высокая работоспособность, быстрая реакция, аналитическое мышление, повышенное внимание, честность, уверенность. Особенную ценность для совершенствования личности специалиста и достижения успеха в своей профессиональной деятельности имеют свойства мышления, воображения, а также коммуникативные, волевые, организационные и эмоциональные качества. Среди таких психологических качеств, которые могут быть развиты при помощи физической подготовки, можно выделить:

  1. Готовность к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми.
  2. Устойчивое, хорошее самочувствие при работе с людьми.
  3. Доброжелательность, отзывчивость, выдержка, умение сдерживать эмоции.
  4. Способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие.
  5. Способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека.
  6. Аккуратность, пунктуальность, собранность.

Это показывает, что физическое воспитание в высших учебных заведениях является важным средством и фактором социализации, который ориентирован на формулирование тех самых профессиональных компетенций у студентов и развитие необходимых для будущего специалиста навыков.

Можно сказать, что физическая культура действительно является одним из важных факторов социализации. И следуя из всего вышесказанного, нужно сказать, что спорт – это одна из множества социальных сфер, вхождение в которую напрямую связано с преодолением множества испытаний и трудностей, имеющих как ценностное или нормативное значение, так и связанных с физическими навыками человека, его волевыми способностями. Социализация в спорте – это всестороннее развитие человека и последовательное вхождение индивида в социум. Это видно и из того, что вузы используют данное физическое воспитание как средство социализации будущих специалистов, которые приобретают в ходе занятий качества и навыки, являющиеся крайне полезными не только в рамках спортивных организаций, но и в профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Апциаури Л., Харитонашвили К. Система современного спорта как фактор социализации личности // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2008. - № 6. - С. 164-166.
2. Журова И.А. Влияние спорта на формирование личности // Интерэкспо Гео-Сибирь. - 2014. - Т. 6. № 2. - С. 129-132.
3. Курасбедиани З.В. Физическая культура как фактор формирования личности // Научные ведомости белгородского государственного университета. серия: философия. социология. право. - 2008. - №3. - С. 191-196.
4. Мелешкова Н.А., Григорьева С.А., Мусохранов А.Ю. Ценности физической культуры как фактор формирования общекультурных компетенций // Перспективы науки. - 2014. - № 11. - С. 65-68.
5. Сидорова Н.А., Борисова М.В. Формирование профессиональных компетенций будущих специалистов в сфере обслуживания средствами физической культуры // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии. - 2014. - Т. 1. № 1. - С. 57-59.

УДК 796: 005.591.6 Спорт как фактор социализации студенческой молодежи Котова Н.А., Рассохина Д.О. Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83. Актуальность проблемы исследования определяется тем, что идеалом человечества всегда была всесторонне развитая личность, т. е. человек, в котором гармонично сочетается духовное богатство, интеллектуальное и физическое совершенство. В наше время развиваться всесторонне для людей становится реально осуществимой практической задачей. Какие бы задачи не стояли перед человеком или обществом, все они в значительной мере определяются характером человеческих отношений, умением жить вместе, разделять общие ценности, нормы поведения, идти па компромиссы в решении конфликтных ситуаций. В решении всех этих проблем огромное значение имеет личность, анализ особенностей ее формирования в современном обществе. Процесс социализации как активное становление, личности исторически и культурно обусловлен. В эпоху научно-технического прогресса он приобретает специфические черты: изменяются и усложняются критерии социальной зрелости, происходит усложнение самих институтов социализации, изменение форм воспитания, характер взаимоотношений между поколениями и т.д. . Проблемы социализации личности будут актуальны всегда, пока существует цивилизация. Возрастание ценности жизни, образования, культуры, здоровья, человеческой индивидуальности все чаще рассматриваются как критерии социального прогресса общества . В связи с этим в двадцать первом веке возрастает значимость культуры, в том числе физической. Физическая культура и спорт, как специфический вид человеческой деятельности, может стать мощным фактором социализации. Библиографический список из 8 названий. Ключевые слова: студенты технического вуза; физическое воспитание; массовый спорт. Котова Наталья Андреевна, студентка НИ ИрГТУ Института Изобразительных искусств и социально-гуманитарных наук 3 курса, специальности «Социология» тел.: 89247004194, email: [email protected] Рассохина Дарья Олеговна, студентка НИ ИрГТУ Института Изобразительных искусств и социально-гуманитарных наук 3 курса, специальности «Социология» тел.: 89500664639 , email: [email protected] Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта и преобразования этого опыта в индивидуальные ценности . Термин «социализация» предполагает, что человек изначально асоциален и его социальность сводится к потребности в общении. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определённую систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества. Если исходить из тезиса, принимаемого в общей психологии, что личностью не рождаются, но становятся, то ясно, что социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Выделяются три сферы, в которых осуществляется, прежде всего, это становление личности: деятельность, общение, самосознание. На протяжении всего процесса социализации индивид занимается освоением все новых и новых видов деятельности. При этом происходит еще три чрезвычайно важных процесса. Во-первых, это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Второй процесс - центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинения ему всех остальных деятельностей. Наконец, третий процесс - это освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости. Вторая сфера - общение - рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления, что само собой разумеется, так как общение неразрывно связано с деятельностью. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми. Третья сфера социализации - развитие самосознания личности. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа его Я. Как и любой процесс социализация имеет свои определенные стадии.  Стадия первичной социализации - охватывает промежуток времени от рождения человека до начала подросткового периода, характеризуется некритическим усвоением социального опыта: ребенок адаптируется, приспосабливается, подражает.  Стадия индивидуализации - соответствует подростковому и юношескому возрасту. В подростковом возрасте, когда мирровозрение и характер человека еще неустойчивы, характеризуется как стадия промежуточной социализации. В юношеском возрасте (1825 лет), когда вырабатываются устойчивые свойства личности, характеризуется как стадия устойчивой концептуальной социализации: у молодых людей возникает желание выделят себя среди других, формируется критическое отношении к общественным нормам поведения.  Стадия интеграции - характеризуется желанием индивида найти свое место в обществе. Интеграция происходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:  Индивид сохраняет свою непохожесть, вступает в агрессивное взаимодействие с окружающими людьми, обществом.  Индивид стремиться изменить себя, стать таким, как все.  Конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.  Трудовая стадия - охватывает весь период зрелости, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит за счет активного воздействия на среду посредством трудовой деятельности.  Послетрудовая стадия - соответствует пожилому возрасту, когда человек вносит существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям. На всех стадиях социализации воздействие на личность осуществляется или обществом или определенной группой людей. Можно сказать, что общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей посредством знаков. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили названия институтов социализации. Выявление их роли в процессе социализации опирается на общий социологический анализ роли социальных институтов в обществе. На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства - семья и играющие все большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения. Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа, она обеспечивает ученику систематическое образование, которое само по себе есть важнейший элемент социализации, но, кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле. В период высшего образования, институтом социализации служит вуз. Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив. Каждый из институтов социализации обладает целым рядом других функций, его деятельность не может быть сведена только к функции передачи социального опыта. Рассмотрение названных учреждений в контексте социализации означает лишь своеобразное «извлечение» из всей совокупности выполняемых ими общественных задач5. Спорт как деятельность, воспроизводящая определенные базовые механизмы формирования личности, включает индивида в социальные общности и общественные организации как полноправного члена общества и формирует определенные социальные отношения. Характер спорта резко меняет социокультурный смысл формирования личности в зависимости от "модели поведения" человека до "смысла успеха", которую он выбирает в тех или иных социальных отношениях и игровых ситуациях, приближенных к реальным поведенческим образам. Спорт как социальный фактор как бы модельно воспроизводит альтернативу современной культуры, сохраняет и укрепляет сущностные механизмы социально-культурной жизни человека и, переходя в субкультуру индивида, формирует его как социально компетентную личность. Далее спорт является видом активной деятельности, в процессе которой решается и вопрос о внешнем масштабе самоопределения и самоутверждения личности. И по этому признаку спорт глубоко проникает в субкультуру в качестве социального института, определяя личностное становление индивида и формируя стили жизни. Человеческое самоутверждение в социуме через активно-двигательную деятельность имеет не только внешнее, но и внутреннее измерение, и ее можно рассматривать не только в пространственном, но и в смысловом контексте. В настоящее время открываются широкие горизонты для практического самоутверждения человека, актуализируя идею его глобальной социализации. Социальный институт спорта в таких условиях возрождается и становится общественно важным явлением . Современная модель спорта дает человеку возможность оценить свое отношение к окружающей среде и через эти отношения оценить свое место в обществе. Спорт как вид социальной, непроизводственной деятельности воспроизводит определенные базовые механизмы человеческого самосознания и самоопределения, располагая специфически воспитательными возможностями называться полноценным видом социальной деятельности, сферой утверждения и обретения культуротворческого смысла личности. Социологические исследования показали, что спорт в большей мере, чем другие виды деятельности, является носителем специфических общественных отношений, так как в этой системе, как и в обществе в целом, можно различить агентов социализации, специфические модели поведения и социальные взаимодействия. Человек, занимаясь спортивной деятельностью, общаясь с людьми, имеющими с ним общие интересы, являясь членом определенной группы и носителем определенной субкультуры, не может избежать влияния принятых в этой группе норм поведения. В этом общении он социализируется и принимает определенные роли через процесс имитации и идентификации. Основной и непосредственный носитель механизмов социальных отношений - спортивная деятельность. Эти отношения получают предельно концентрированное выражение в процессе формирования личностных характеристик. Следует подчеркнуть, что быть включенным в социальные отношения через спортивную деятельность и заниматься социально организованной деятельностью - физической культурой - это не одно и то же. Различие состоит в том, что субъектом спортивной деятельности являются не только отдельные личности, но и общности и общественные организации, в которых у личности формируются установки на деятельность и потребность в общении. Утверждение, что спорт является предметно выраженной сферой общих социальных интересов и фактором, укрепляющим целостность общества, говорит в пользу социальной природы спорта как специфически воспитательного фактора формирования личности. Таковы в общих чертах специфические особенности общественных отношений, сформированных через спортивную деятельность. Эти, как уже отмечалось выше, отношения в процессе формирования личности в общей совокупности и характеризуют спорт как социокультурную среду. Особенности этих отношений состоят в том, что они возникают и, проходя предварительно через сознание людей (общественное, индивидуальное и коллективное), затрагивают сферу ценностных отношений личности и строятся в соответствии с системой воспитания в интересах общества . Рассматривая процесс социализации через социально-культурный срез спортивной деятельности и среды физической активности, мы можем также отметить, что спорт в силу своего специфического характера создает конкретные условия для социальной адаптации и интеграции человека, формируя определенный тип поведения. Успешная социализация кроме всего прочего обусловлена определением социальной нормы, что позволяет оценить реальное поведение как приемлемое и обязательное, терпимое, нежелательное и т.д. Эта оценка поведения связана с соответствием или несоответствием реального поведения идеалу или нормативу и выделяет следующие типы норм:  реальные, отражающие реальное поведение, как оно должно проявляться в статистическом большинстве случаев;  должные, т.е. стандарты поведения, определяющие, каким оно должно быть в действительности;  идеальные, т.е. правила и стандарты ожидаемого поведения как идеала . Зная, что социализация призвана обеспечить постоянный личностный рост, а результат социализации - положительное социальное обучение и образование. Но не надо забывать, что она не всегда бывает успешной. Более того, результат почти всегда имеет отклонение, выражающееся в отрицательном поведении. А спортивный фактор в силу своей специфичности как социальный институт сглаживает и облегчает процесс отклоняющей социализации. Вообще процесс социализации через спортивный фактор имеет особое значение и содержание, так как здесь он выступает не только как фактор формирования межличностной компетентности, но и как фактор освоения и передачи общих культурных ценностей, оказывает влияние на приобретение высокого социального статуса. Таким образом, исследуя проблемы социализации в спортивной деятельности, мы увидели, что социализация личности является непрерывным процессом и наиболее интенсивно осуществляется посредством спорта. Социализация через спорт выражается главным образом в изменении отношения к окружающей социальной среде и формировании социальной компетентности личности, определяя модели поведения и влияя на конкретные базовые ценностные ориентации. Спорт как социокультурный фактор модельно воспроизводит альтернативу современной культуры, сохраняет и укрепляет сущностные механизмы социально-культурной жизни человека и формирует его как социально компетентную личность. Социализация допускает, что спорт морально и этически развивает человека, приобщает к гуманистическим ценностям, всесторонне развивает личность и формирует определенный стиль жизни. Она является важным фактором овладения человеком определенными социальными и физическими навыками, формируя мотивационную установку на социальную активность, развивая физические кондиции и главное - физическую активность. Список используемой литературы. 1.Ковалева А.И. Социализация личности. Норма и отклонение. М., 1996. 2.Мильштейн О.А. Социальные проблемы формирования личности в спорте // Лекция для студентов институтов физ. культуры. М.,1980. 3.Смирнов Н.Г. Физическая культура как фактор социального развития личности в современном российском обществе: Автореф. канд. дис., СПб., 1995. 4.Столяров В.И. Социальные проблемы спорта // Философские науки. 1980, № 4. 5.Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности. Вып. 3. М.,1970 6.Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида // Человек и общество. Л.,1971 7.Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь: Учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: АО «Аспект Пресс», 1995. 8. Выдрии В.М. Социальная потребность в занятиях физическими упражнениями

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Сергачская детско-юношеская спортивная школа»

Роль ФКиС в социализации личности

Составитель: Мухамедризаев Рамиль Анвярьевич,

тренер-преподаватель по тайскому боксу

Г. Сергач, 2014 г.

Физическая культура и спорт представляют собой самостоятельный вид деятельности человека, значение которого в развитии общества весьма многообразно. Они оказывают определенное влияние на общественное производство, на формирование человека как личности, на развитие общественных отношений.

Физическая культура – часть общей культуры общества, направленная на укрепление и повышение уровня здоровья. Она выполняет социальную функцию – воспитание всесторонне и гармонично развитой личности.
В настоящее время возросло понимание физической культуры как общественной и индивидуальной ценности, что позволяет сформировать новые тенденции в развитии общественного мнения и личностных мотиваций к освоению ценностей физической культуры всеми и каждым.
Если еще в не очень далеком прошлом занятия физическими упражнениями были уделом энтузиастов, спортсменов и физкультурников, то в настоящее время они становятся все более необходимой составляющей образования и здорового образа жизни каждого человека. Одной из основных задач цивилизованного общества является внедрение в повседневный режим жизни активной двигательной деятельности.

Физическая культура и спорт играют важную роль в формировании личности. Многие социальные ситуации проигрываются в спортивной деятельности, что позволяет спортсмену нарабатывать для себя жизненный опыт, выстраивать особую систему ценностей и установок.

Процесс развития культуры состоит в том, что человек одновременно и создает, творит культуру, опредмечивая в ней собственные сущностные силы, и формирует себя в качестве общественного существа, осваивая, распредмечивая предшествующую культуру. И свести весь этот процесс только к чисто «духовной» деятельности, игнорировать аспекты физической культуры, физического его развития и воспитания - значит не только обеднить сам процесс, но и дать неверное толкование его сущности.

Физическая культура-часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики.

Это особая и самостоятельная область культуры. Она возникла и развилась одновременно с общей культурой человека. Физическую культуру можно рассматривать как специфическую реакцию на потребности общества в двигательной активности и способ удовлетворения этих потребностей.
В личностном аспекте она представляет собой ту часть общей культуры человека, которая является внутренней мерой степени развития физических сил и двигательных навыков, а также уровня жизнедеятельности и жизнеспособности человека и состояния его здоровья. Она позволяет с помощью своих специфических средств и методов раскрывать потенциальные возможности человека.

Социальная природа физической культуры, как одной из областей социально необходимой деятельности общества, определяется непосредственными и опосредованными потребностями труда и других форм жизнедеятельности человека, стремлениями общества к широкому использованию ее в качестве одного из важнейших средств воспитания и заинтересованностью самих трудящихся в собственном совершенствовании.

Раскрытие потенциальных возможностей человека способствует формированию таких личностных качеств человека, как уверенность в себе, решительность, смелость, желание и реальная возможность преодолеть трудности. Критерием такого развития применительно к трудовым актам является его соответствие тем требованиям производства, которые предъявляются к физической деятельности человека. Можно считать, что физические способности развиваются, если человек становится более универсальным с точки зрения расширения двигательной жизнедеятельности и возможности эффективного проявления им предметных операций в производстве. Физическая культура занимает в этом процессе ведущее место.
Физическая культура представляет собой единство реальной (практической) и идеальной (психической) деятельности. В процессе этой деятельности человек вступает в связи и отношения с общественной и природной средой. Чем универсальнее будут его связи, тем более всесторонне и гармонично будет развит человек, тем универсальнее будут его связи со средой.
Функции физической культуры можно разделить на 4 группы:
1. Общее развитие и укрепление организма (формирование и развитие физических качеств и способностей, совершенствование двигательных навыков, укрепление здоровья, противодействие и сдерживание процессов инволюции и т. д.).

2. Подготовка к трудовой деятельности и защите Родины (повышение работоспособности, устойчивости против неблагоприятных условий труда, гиподинамии, профессионально-прикладная подготовка и т. п.).

3. Удовлетворение потребностей в активном отдыхе и рациональном использовании внерабочего времени (развлечения, игры, компенсация).
4. Раскрытие волевых, физических качеств и двигательных возможностей человека на предельных уровнях.

5. Для нормального функционирования человеку необходим определенный объем физических и социальных компонентов, таких, как пища, воздух, солнечный свет, отдых, движение и т. п. Физическая и умственная активность, нормальное функционирование способностей возможны в ограниченном диапазоне условий. Физкультура расширяет эти возможности, а также решает задачи поддержания необходимого равновесия между человеком и окружающей средой в двигательном, эмоциональном и других аспектах. Физические упражнения используются не только для укрепления здоровья, но и для того, чтобы адаптировать организм человека к различным потребностям общественной жизни, способствовать проявлению индивидуального творчества.
В обществе физкультура является важнейшим средством воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Она способствует повышению социальной и трудовой активности людей, экономической эффективности производства. Физкультурное движение опирается на многостороннюю деятельность государственной и общественной организации в области физической культуры и спорта (ФКС). На современном этапе решается задача превращения массового физкультурного движения в общенародное, базирующееся на научно обоснованной системе физического воспитания, которое охватывает все слои общества. Существующие государственные системы программно- оценочных нормативов к физическому развитию и подготовленности различных возрастных групп населения.
Обязательные занятия физкультурой по государственным программам проводятся в дошкольных учреждениях, во всех типах учебных заведений, армии, на предприятиях и др. – в режиме рабочего дня (производственная гимнастика, физкультурные паузы и т.п.). Для организации массовой физкультурно-оздоровительной работы на предприятиях, учреждениях, учебных заведениях и др. созданы коллективы физической культуры.
Основными задачами физического воспитания молодого поколения являются: укрепление здоровья и закаливание организма, правильное физическое развитие, сообщение детям и молодежи необходимых двигательных умений и навыков, совершенствование их физических способностей, содействие формированию важнейших морально- волевых качеств.
«Гармоническое, всестороннее развитие деятельности человеческого организма должно составлять общую цель воспитания и образования, задачи которых только в частности отличаются между собою: воспитание захватывает в свою область нравственные качества человека и его волевые проявления, следовательно, способствует выработке нравственного характера лица, между тем как образование имеет в виду систематическое умственное, эстетическое и физическое развитие; оно должно приучить молодого человека изолировать получаемые им ощущения и впечатления, сравнивать их между собой и составлять из представлений отвлеченные понятия, выяснять на основании усвоенных истин встречающиеся явления и, наконец, действовать с возможно большею целесообразностью и настойчивостью».
Физическое воспитание - одна из составных частей системы воспитания, имеющая целью укрепление здоровья человека и его правильное физическое развитие. В единстве с умственным образованием, нравственным и эстетическим, трудовым воспитанием и обучением физическое воспитание содействует всестороннему развитию личности человека.
Программа предусматривает проведение учебных занятий в объеме трех часов в неделю, в том числе одного часа факультативного. Кроме того, предусматривается проведение оздоровительных мероприятий в режиме дня (утренняя гимнастика, физкультурные паузы и т. д.), массовой физкультурной и спортивной работы во внеучебное время (секции по видам спорта, группы общей физической подготовки, спортивные соревнования и оздоровительные мероприятия, дни здоровья, занятия в спортивно- оздоровительном лагере). Программой рекомендуется примерный тематический план занятий по физическому воспитанию с определением видов занятий (теория, практика), видов спорта (гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, плавание, туризм и спортивные игры) и расчетом часов по годам обучения. Приводится содержание тем по теории физического воспитания, а также объем знаний и умений, которыми должны овладеть учащиеся, осваивая технику видов спорта.
Таким образом, роль физической культуры в формировании основных качеств и свойств личности очень велика. Человек должен уметь отвлеченно мыслить, вырабатывать общие положения и действовать согласно этим положениям. Но недостаточно просто уметь рассуждать и делать выводы, - необходимо уметь применять их в жизни, достигать намеченной цели, преодолевая препятствия, встречающиеся на пути. Это же может быть достигнуто только при правильном физическом образовании.

Проблема человека как личности является одной из фундаментальных междисциплинарных проблем. С древних времён она занимает умы представителей разных наук. И это понятно, ведь человек тысячами нитей, видимых и невидимых, связан с внешней средой, сообществом, вне которого он не может сформироваться как личность. Через него (общество) воспринимает определённые знания, ценности, нормы поведения и.т.д. Через него включается в различные виды деятельности, взаимодействует с окружающими и приобретает определенное социальное положение., т.е. социализируется.

Социализация-это и процесс, и результат вхождения, «вживания» человека в общество, его адаптация в группах, коллективах, т.е. выработка социально необходимых качеств. Она осуществляется в различных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требует от него определенного поведения и активности. Факторами социализации и называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации.

Факторы социализации - это развивающая среда, которая должна быть спроектирована, хорошо организована и даже построена. Основным требованием к развавиющей среде является создание атмосферы, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста. В этом смысле спорт является одним из действующих факторов социализации. Он пронизывает все уровни современного социума, оказывая широкое воздействие на основные сферы жизнедеятельности общества. Он влияет на национальные отношения, деловую жизнь, общественное положение, формирует моду, этичексие ценности, образ жизни людей.

Спорт позволяет выявить новые аспекты сущности человека, поскольку он создает условия и предоставляет возможности для деятельности, через которую развертывается процесс социализации личности, перевод различных ценностей культуры общества в плоскость внутреннего содержания человека. В спорте, как и в культуре в целом, развертывается процесс освоения личностью новых ценностей, происходит на этой основе выработка установок, ценностных ориентаций, социальных потребностей. С другой стороны личность включается в активную деятельность социальной жизни общества.

В спорте наиболее ярко проявляются такие важные для современного общества ценности, как равенство шансов на успех, достижение успеха, стремление быть первым, победить не только соперника, но и самого себя.

Люди, прошедшие «школу спорта», убеждены, что спорт помог им воспитать веру силы и возможности, а также умение ими восполбзоваться. Спорт учит идти на жертвы ради достижения цели. Уроки, усвоенные юными спортсменами на спортивном поле, затем, как правило, помогают и в жизни. Многие из спрортсменов утверждают, что именно спорт сделал из них человека, способного быть личностью. Посредством спорта реализуется принцип современной жизни- «рассчитывать на самого себя». Это означает, что индивидульных качеств - честолюбия, инициативы, трудолюбия, терпения, волевых навыков.

Многие социальные ситуации проигрываются в спортивной деятельности, что позволяет спортсмену нарабатывать для себя жизненный опыт, выстраивать особую систему ценностей и установок.

Таким образом, социализирующая роль спорта выражается в том, что он оказывает глубокое и многогранное воздействие на сущностные стороны человека, развивая его физически и духовно.

Придя в спортивную секцию, юный спортсмен попадает в новую социальную сферу: тренеры, судьи, спортивный коллектив - это новые агенты социализации, конкретные люди, ответственные за воспитание и образование, обучение культурным нормам и образцам поведения, обеспечивающие эффективное освоение новой социальной роли, в которой оказывается юный спортсмен.Спортсмен, как и любой другой человек, переживает несколько стадий социализации, которые можно связать с этапами формирования его спортивной карьеры:

Включение субъекта в спортивную деятельность;

Занятия детско-юношеским спортом;

Переход из любительского в профессиональный спорт;

Завершение спортивной карьеры и переход к другой карьере.

Для первой стадии социализации характерен период начала спортивной деятельности. В это время формируется интерес, ценностные ориентации на спортивные занятия, закладываются основы ценностного отношения к спортивной деятельности. Этот период важен для юного спортсмена. Новый круг общения, первая проба сил, первые победы и неудачи создают условия для формирования спортивного характера.

Органичная составляющая процесса воспитания - массовое привлечение детей и молодежи к активным занятиям спортом, который нетолько укрепляет здоровье, но и формирует характер, волю, умение преодолевать трудности. В нашей странесоздана не имеющая аналогов в мире трехступенчатая система ежегодных соревнований среди дошкольников ДОУ «Согломжон-полвожон», школьников «Умид нихоллари», учащихся колледжей и лицеев «Баркамол авлод» и студенческой Универсиады. Во всех учебных заведениях, втом числе на селе, есть оснащенные по международным стандартам спортивные залы, спорткомплексы.

Таким образом, исследуя проблемы социализации в спортивной деятельности, видно, что социализация личности является непрерывным процессом и наиболее интенсивно осуществляется посредством спорта. Социализация через спорт выражается главным образом в изменении отношения к окружающей социальной среде и формировании социальной компетентности личности, определяя модели поведения и влияя на конкретные базовые ценностные ориентации.

Физическая культура и спорт играют важную роль в формиро­вании личности. Многие социальные ситуации проигрываются в спортивной деятельности, что позволяет спортсмену нарабатывать для себя жизненный опыт, выстраивать особую систему ценнос­тей и установок.

Придя в спортивную секцию или школу, юный спортсмен по­падает в новую социальную сферу: тренеры, судьи, спортивный коллектив - это новые агенты социализации, конкретные люди, ответственные за воспитание и образование, обучение культур­ным нормам и образцам поведения, обеспечивающие эффектив­ное освоение новой социальной роли, в которой оказывается юный спортсмен. Для каждого человека особенно важна первичная соци­ализация, когда закладываются основные психофизические и нрав­ственные качества личности. В первичной социализации спортсме­на наряду с семьей, школой задействован социальный институт физической культуры и спорта. Среди агентов первичной социали­зации далеко не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители занимают превосходящую позицию. Для юного спорт­смена тренер также играет одну из ведущих ролей. Ровесники, на­против, равны ему. Они прощают ему многое из того, что не про­щают родители и тренер. В каком-то смысле, с одной стороны, - ровесники, а с другой, - родители и тренер воздействуют на юного спортсмена в противоположных направлениях. Тренер усиливает позиции родителей в формировании базисных ценностей и регу­лирует сиюминутное поведение, ориентируя юного спортсмена на спортивный стиль жизни, достижение высоких результатов.

Ценностный потенциал спорта позволяет решать целый ряд воспитательных задач. Нами уже отмечалось, что спорт - это шко­ла воспитания мужества, характера, воли. Спортивная деятельность позволяет юному спортсмену стойко переносить трудности, не­редко возникающие у ребенка в школе, семье, в других жизнен­ных ситуациях.

Термин «вторичная социализация» охватывает те социальные роли, которые стоят во втором эшелоне влияния, оказывают ме­нее важное воздействие на человека. В сфере физической культуры и спорта агентами вторичной социализации могут быть руководи­тели спортивного клуба, судьи. Контакты спортсмена с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воз­действие, как правило, менее глубокое, чем у первичных агентов.

Первичная социализация наиболее интенсивно проходит в пер­вой половине жизни. Напротив, вторичная социализация охваты­вает вторую половину жизни человека, когда он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми ин-

статутом вторичной социализации - Госкомспортом, федерация­ми, СМИ и т.д.

Первичная социализация спортсмена - это сфера межличнос­тных отношений (например, спортсмен - тренер), вторичная со­циализация - сфера социальных отношений (например, спорт­смен - федерация по виду спорта). Каждый агент первичной со­циализации выполняет множество функций (например, тренер - администратор, воспитатель, учитель), а вторичной - одну, две.

Спортсмен, как и любой другой человек, переживает несколь­ко стадий социализации. В социологии, как правило, они связыва­ются с отношением к трудовой деятельности. Если принять этот принцип, то можно выделить три основные стадии социализации: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Дотрудовая стадия охва­тывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельно­сти. В свою очередь ее можно разделить на два более или менее самостоятельных периода:

а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до его поступления в школу, т. е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства;

б) стадия обучения, включающая весь период юности в широ­ ком понимании этого термина.

К дотрудовому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе, Относительно периода обучения в вузе или техникуме существуют различные точки зрения. Если в качестве критерия для выделения стадий принято отношение к трудовой деятельности, то вуз, техникум и прочие формы образования не могут быть отнесе­ны к следующей стадии. Вместе с тем обучение в учебных заведени­ях подобного рода довольно значительно отличается от обучения в средней школе, в частности в отношении все более последователь­ного проведения принципа соединения обучения с трудом, и по­этому данные периоды в жизни человека трудно рассмотреть по той же самой схеме, что и время обучения в школе. Так или иначе, но в литературе вопрос получает двоякое освещение, хотя при любом решении сама проблема весьма важна как в теоретическом, так и в практическом плане: студенчество - одна из важных социальных групп общества, проблемы социализации этой группы крайне актуальны.

Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости че­ловека, хотя демографически границы «зрелого» возраста условны. Такая стадия представляет собой весь период трудовой деятельно­сти человека. Вопреки мысли об окончании социализации вместе с завершением образования, большинство исследователей выдви­гают идею ее продолжения и в период трудовой деятельности. Бо­лее того, акцент на том, что личность не только усваивает соци­альный опыт, но и воспроизводит его, придает особое значение трудовой стадии, признание которой логически следует из при­знания ведущего значения трудовой деятельности для развития лич-

ности. Нелегко согласиться с тем, что труд как условие разверты­вания сущностных сил человека прекращает процесс усвоения социального опыта. Еще труднее принять тезис о прекращении воспроизводства социального опыта на стадии трудовой деятель­ности. Конечно, юность - важнейшая пора в становлении лично­сти, но труд в зрелом возрасте не может быть сброшен со счетов при выявлении факторов этого процесса.

Практическую же сторону обсуждаемого вопроса нельзя пере­оценить: включение трудовой стадии в орбиту проблем социали­зации приобретает особое значение в современных условиях в свя­зи с идеей непрерывного образования, в том числе взрослых. При таком решении вопроса возникают новые возможности для пост­роения междисциплинарных исследований, например в сотруд­ничестве с педагогикой, с тем ее разделом, который занимается проблемами трудового воспитания.

Проблема послетрудовой стадии социализации еще более новая и более сложная, чем проблема социализации на трудовой стадии. Она порождена объективными требованиями и самим ходом об­щественного развития. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук современного общества. Увеличение продолжительности жизни, с одной стороны, определенная со­циальная политика государств, - с другой (имеется в виду систе­ма пенсионного обеспечения), приводят к тому, что в структуре народонаселения пожилой возраст начинает занимать значитель­ное место. Прежде всего увеличивается его удельный вес. В доста­точной степени сохраняется трудовой потенциал у лиц, которые составляют социальную группу, - пенсионеров. Не случайно сей­час переживают период бурного развития такие дисциплины, как геронтология и гериатрия.

В социальной психологии эта проблема присутствует как про­блема послетрудовой стадии социализации. Основные взгляды на нее полярно противоположны: одни полагают, что само понятие социализации просто бессмысленно в применении к тому периоду жизни человека, когда все его социальные функции свертываются. Поэтому его вообще нельзя описывать в терминах «усвоения соци­ального опыта» или даже в терминах его воспроизводства. Крайним выражением этой точки зрения является идея «десоциализации», которая наступает вслед за завершением процесса социализации.

Другие взгляды заключаются в совершенно новом подходе к пониманию психологической сущности пожилого возраста. Пожи­лой возраст рассматривается как возраст, вносящий существен­ный вклад в «воспроизводство» социального опыта. В пользу этой позиции говорят уже достаточно многочисленные эксперименталь­ные исследования, зафиксировавшие сохраняющуюся социальную активность у лиц пожилого возраста. Ставится вопрос лишь об из­менении типа его активности.

Существует концепция Э. Эриксона о наличии восьми возрас­тов человека: младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость. Лишь последний из возрастов - зре­лость (период после 65 лет) может быть, по мнению Эриксона, обозначен девизом «мудрость», что соответствует окончательному становлению идентичности.

Хотя вопрос не получил однозначного решения, в практике существуют различные формы использования активности лиц по­жилого возраста. Это также говорит в пользу того, что проблема по крайней мере имеет право на обсуждение. Выдвинутая в последние годы в педагогике идея непрерывного образования, включающая в себя образование взрослых, косвенным образом смыкается с дискуссией о том, целесообразно или нет включение послетрудо­вой стадии в периодизацию процесса социализации.

Классификацию стадий социализации спортсмена путем вклю­чения его в спортивную деятельность можно связать с этапами формирования его спортивной карьеры. Если принять этот прин­цип, то можно выделить следующие стадии социализации:

    Включение субъекта в спортивную деятельность.

    Занятия детско-юношеским спортом.

    Переход из любительского в профессиональный спорт.

    Завершение спортивной карьеры и переход к другой карьере. Для первой стадии социализации характерен период начала

спортивной деятельности, когда формируются интерес, ценнос­тные ориентации на спортивные занятия, закладываются основы ценностного отношения к спортивной деятельности. Этот период очень важен для юного спортсмена. Новый круг общения, первая проба сил, первые победы и неудачи создают условия для фор­мирования спортивного характера. Немногие дети могут успешно пройти этап спортивной подготовки. Более одной трети прекра­щают занятия спортом еще в детском возрасте. Однако оставши­еся в спорте юные спортсмены, совершенствуясь в спортивном мастерстве, вступают в новую фазу социальных отношений. Вы­езды на соревнования в другие города и страны, получение пер­вых гонораров, спортивные победы позволяют им активно ин­тегрироваться в общественную жизнь, усваивать образцы и нор­мы поведения, формировать социальные установки. Этот этап, как правило, связывается со второй стадией социализации спорт­смена.

Все увеличивающееся количество соревнований, переезды, сбо­ры, новые спортивные базы, тренировочный процесс, организуе­мый, как правило, за границей, формируют новый социальный опыт, создают новые ценности и ориентации. Большую роль в дан­ной стадии социализации играют экономические отношения, ко­торые складываются между спортсменом и тренером.

Третью стадию социализации символизирует расцвет спортив­ной карьеры. Спортсмен подчиняет образ жизни интересам спортив­ного клуба, команды, коллектива, который обеспечивает его эф­фективную спортивную подготовку. Наряду с тренером особое место в его жизни занимают массажисты, врачи, менеджеры.

Для четвертой стадии социализации характерны период завер­шения спортивной карьеры и переход к другой профессиональ­ной деятельности. Как правило, у спортсменов это один из слож­ных жизненных периодов. Решение закончить спортивную карье­ру часто связывается с травмой, снижением спортивных резуль­татов, отбором в сборные команды и т.д. Негативные ситуации провоцируют спортсмена на психологический кризис. Важную роль в преодолении негативных моментов в жизни спортсмена долж­ны сыграть руководители спортивного клуба, тренеры, близкое окружение.

Общество должно гарантировать спортсмену возможности эф­фективной социальной интеграции. Для решения этой проблемы необходимо создать правовую основу, законодательно утвердить статус профессионального спортсмена.