Литература        14.04.2020   

Русская народная сказка как мужик. Умный мужик — русская народная сказка. Читаем, смотрим и слушаем детские сказки

Мужик – частый герой русских народных сказок. Этот персонаж встречается и в сказках о животных («Вершки и корешки)», и в бытовых («Про нужду», «Барин и мужик»), и в волшебных («Иван, мужицкий сын»). Есть особая категория произведений, смыкающаяся с былинами и легендами. Яркий пример такой сказки – «Никита Кожемяка».

Мужик в русских народных сказках

Образ крестьянского мужика в народных сказках

Каким бы ни был жанр произведения, образ мужика имеет характерные черты:

  • Относительная бедность . Мужик не обязательно совсем уж неимущий. Он может быть и вполне зажиточным. Но в любом случае он беднее попа, барина или купца, не говоря уж о царе. При этом бедность обычно является достоинством. Точнее, это качество свойственно положительному персонажу. Если в сказке фигурируют два мужика, богатый и бедный, симпатии рассказчика будут на стороне второго.
  • Бесправие . Мужик, даже богатый, находится в самом низу социальной лестницы. Все для него власть, перед всеми он бессилен.
  • Необразованность . Мужик знает лишь то, что вокруг него – свою деревню и ближайший город, куда ездит на ярмарки. Остальное знакомо ему лишь понаслышке, часто – в искаженном виде. Он наивен и часто становится жертвой злой шутки или обмана.

Но мужик не зря стал одним из ключевых персонажей народной сказки. Свое ущемленное положение он компенсирует личными качествами.

  • Природный ум . Пусть мужик необразован, зато он обладает практической сметкой и здравым смыслом. И уже поэтому может одержать верх в споре и с попом, и с царем, и с помещиком. В «Вершках и корешках» мужик не может справиться с глупым, но сильным и жадным медведем, поэтому обманывает его.
  • Справедливость . Даже пытаясь выбраться из сложного положения, мужик не обманывает обездоленных и не обижает слабых. Жертвами его шуток, пускай иногда и злых, становятся лишь те, кто заслуживают такого отношения. В сказке «Про нужду» мужик ворует у барина лошадей. Но барин богат не потому, что много работал. Он бездельник, наживающийся на чужом труде, при этом глупый и равнодушный. И крестьянин не просто увел тройку, он показал барину, что такое нужда – то есть поставил его в положение, равное своему.
  • Трудолюбие . В народных сказках, особенно бытовых, много внимания уделяется нелегкому крестьянскому труду. Мужик работает от рассвета до заката, без жалоб и упреков.
  • Щедрость и милосердие . Разделить с нуждающимся последнюю краюху хлеба, отдать обездоленному последнюю рубаку – распространенный сюжетный ход в русских народных сказках. Главному герою, попавшему в нелегкую ситуацию, зачастую помогает бедный крестьянин, а не боярин или поп. Завязкой сказки «Иван, мужицкий сын» служит именно такой сюжет: крестьянин бескорыстно помогает раненому орлу, выхаживает его.

При этом народная сказка не идеализирует мужика. Часто крестьянин трусоват, опаслив – это следствие его тяжелой жизни. Во многих сказках исключительная бедность мужика объясняется его же глупостью и непрактичностью. Ярко выраженная особенность характера этого персонажа – наивная мечта о мгновенном богатстве без особых усилий. Классический пример – сказка «По щучьему велению». Емеля был ленив и глуп, но поймал волшебную щуку, и его жизнь изменилась. Он стал богат, умен, красив, практически всемогущ и женился на царевне. Для людей, тяжело трудившихся изо дня в день, такая мечта о волшебном помощнике, который просто подарит счастье, была единственным способом скрасить нелегкую жизнь.

Но все эти недостатки лишь делают персонаж человечнее. Мужик в сказках – соль земли, тот, на ком держится государство, пусть и сказочное. И когда приходит беда, он встает грудью на защиту отечества. Мужик делает это без радости – он миролюбив и не любит воевать. Но и врагу спуску не даст. Никита Кожемяка, Илья Муромец – выходцы из крестьянского сословия. Нам, современникам, народная сказка может казаться слишком простой, наивной, даже в чем-то нелепой. Но она всегда искренняя. Именно так видели мир люди, жившие много веков назад. Русский мужик внешне скромен. Это не герой в сияющих доспехах. Но он живет, борется и побеждает – так, как может.

В одной деревне жил бедный мужик; дожил он до того, что у него только и осталась одна овечка да две тыквы. Лежит он однажды на печи и думает: «Нет у меня ни хлеба, ни муки, продать разве овечку?» Слез с печки, оделся, привязал овечку на веревку и повел ее на рынок продавать.

Идет он мимо своей церкви; попадается ему навстречу поп и спрашивает: «Куда повел овечку?» - «Продавать, батюшка».- «Продай мне?» - «Купи».- «А что просишь?» - «Пятьдесят рублей».- «Что очень дорого?» - «Да ведь, батюшка, овечка-то не простая: с десятком волков одна справится».- «Ну, хорошо!»

Отдал поп мужику деньги и повел овечку домой. Вдруг овца увидела двух волков, забегала, зарвалась, веревочка и сорвалась, а волки схватили ее и съели. Поп потужил, поохал, да и говорит: «Кабы веревочка не порвалась, так бы овечка волкам не поддалась!»

Пришел домой и говорит попадье: «Ну, матка, я овечку купил!» - «Ну, хорошо. А много ли дал?» - «Пятьдесят рублей».- «Что больно дорого?» - «Да овечка-то не простая: с десятком волков одна справится».- «Ладно, мы ее на охоту будем отпускать, она нам волков надавит,

А я тебе волчьих шуб нашью». - «Да у меня беда случилась».- «Какая?» - «А когда я вел овечку-то, она увидала двух волков, хотела на них броситься, а веревочка-то и сорвалась, она им и поддалась, волки ее и съели…» - «Ох, ох, батюшка!..»

Поохали, поохали, да делать было нечего.

А мужик, получивши деньги за овечку, накупил муки и напек хлебов, сел на лавку и думает: «Теперь у меня хлеб есть, только соли нет. Пойду-ка я срежу две тыквы, продам их да и куплю себе соли».

Срезал две тыквы, положил в корзину и пошел продавать. Идет мимо церкви, ему навстречу опять поп попадается и спрашивает: «Куда, мужичок, пошел?» - «В город».- «Зачем?» - «Жеребячьи яйца продавать».-«Продай мне».- «Купи».- «Сколько просишь?» - «Десять рублей».- «Что дорого?» - «Да жеребята-то высидятся какие!» - «А ты научи меня, как их высидеть-то».-

«А как придешь домой, положи яйца в пестерь и сядь на них - через месяц они у тебя и вылупятся».

Отдал поп мужику деньги, взял тыквы и пошел домой. Приходит домой и рассказывает попадье, как он купил жеребячьи яйца и что с ними нужно делать, чтобы высидеть жеребят. Попадья дала ему пестерь и велела поставить на полати. Вот поп сел; сидит день, сидит два, сидит и неделю, с пестеря не сходит и думает: «Вот скоро у меня жеребята вылупятся».

Случилось, что в это время у барина родился сын, и посылает барин своего кучера к попу, чтобы тот пришел и дал младенцу имя. Приходит кучер к попу и спрашивает у попадьи: «Где батюшка?» - «А на что тебе?» - «У барина сын родился, так надо ему дать имя».- «Он на полатях сидит на яйцах». Кучер подошел к полатям и говорит: «Батюшка! У нашего барина родился сын, так иди дай ему имя».- «Не пойду!» -отвечал поп сердито. «Пожалуйста, батюшка!» - «Я сказал тебе: не пойду, так и не пойду! Мне из-за вашего барина не лишаться же жеребят».

Так и не пошел поп к барину.

Приходит кучер к барину и говорит, что поп не идет. Тогда барин взял плеть и пошел сам. Приходит к попу и говорит: «Батюшка! Дай моему сыну имя!» - «Я сказал вам, что не пойду»,- отвечал поп. «Пожалуйста, батюшка!» - «Убирайся ты к черту и с твоим сыном!» - закричал поп. Тут барин и давай его хлестать плетью. Поп долго вертелся и ежился, наконец стало ему невтерпеж, соскочил с полатей, схватил свой пестерь и, держа его так, как сидел на нем, бросился бежать в поле, а барин с плетью за ним.

Прибежал поп к огороду, а в этом месте подле огорода была навалена куча хворосту, по которым сидели два зайца. И хотел поп перелезть через огород, да задел пестерем за кол; пестерь остался на коле, а поп упал на хворост. Зайцы испугались и выскочили, а поп думал, что это его жеребята, и погнался за ними. Бежит за ними и кричит: «И-го-го-го! Жеребятки, я ваша матка!»

Зайцы убежали в лес; поп долго бегал по лесу, не мог найти своих жеребяток и воротился домой с пустыми руками.

Хитрый мужик

Возможно, вам будут интересны и следующие сказки :

  1. Жил один поп. У него был работник. Поп был скупой на хлеб-соль, но жестокий к работнику. Работника он всегда кормил не досыта. Принесет полковриги и...
  2. Вариант 1 «Нету, батюшка!» - «Где же он?» - «Да ведь он, батюшка, с тобой вчерась пошутил да после того и дома не бывал». -...
  3. Жил-был поп, по прозванию Жаворонок; а при нем дьячок находился: оба горькие пьяницы. Овдовел и поп, овдовел и дьячок, и начали еще больше прежнего пить...

В одной деревне жили-были два мужика: один богатый, а другой бедный. У богатого мужика всего вдоволь, а у бедного - детей много, а всего добра один гусь. И дошло дело до того, что нечем стало бедняку детей кормить. Что тут станешь делать?

Думал-думал, как быть, чем детей накормить, и надумал:

Жарь, хозяйка, гуся!

Зажарила хозяйка гуся, поставила на стол, а хлеба нет ни крошки.

Говорит мужик:

Ну как станем без хлеба есть, надолго ли нам гуся хватит? Лучше отнесу его барину, хлеба у него попрошу.

Ступай, муженек, ступай, - говорит жена, - может, хоть полмешка муки даст.

Пришел мужик к барину:

Принес тебе гуська, не побрезгуй принять, а мне хоть немного муки дай - детей нечем кормить.

Ну ладно, - барин говорит. - Умел ты гуся подарить, сумей его разделить промеж нас без обиды.

Разделишь без обиды - дам муки, а не сумеешь - выпороть прикажу.

А семья у того барина: сам с женой, два сына да две дочери - всего шестеро. Попросил мужик нож и стал гуся делить. Сперва отрезал голову, подает барину:

Ты всему дому голова - так вот тебе гусиная голова.

Отрезал гузку, барыне подает:

Тебе дома сидеть, за домом глядеть - вот тебе гузка.

Отрезал лапки, подает сыновьям:

Вот вам по ножке - топтать отцовские дорожки.

А дочерям по крылышкам дал:

Вам с отцом, с матерью не век жить - вырастете, полетите прочь, свое гнездо вить.

Остальное себе взял:

А мужик сер да глуп - мне глодать хлуп.

Засмеялся барин:

Хорошо, мужик, гуся разделил и сам в обиде не остался!

Поднес стаканчик вина и велел дать два мешка муки бедному мужику.

Услыхал про то богатый мужик, позавидовал бедняку. Зажарил пять жирных гусей, принес барину, сам кланяется:

Не побрезгуй, ваша милость, принять за поклон от меня пять кормлённых гусей!

Спасибо, братец, спасибо! Сумел ты гусей подарить, сумей свой подарок промеж нас без обиды разделить. Коли разделишь без обиды - награжу, а не сумеешь разделить - велю на конюшне выпороть.

Стоит богатый мужик, прикидывает и так и сяк - никак ему пять гусей между шестью человеками не разделить.

Позвал барин бедняка:

Можешь ли пять гусей промеж нас без обиды разделить?

А чего не разделить! - отвечает бедный мужик.

Подает одного гуся барину с барыней:

Вас двое - вот вам гусь. Теперь вас стало трое.

Другого гуся двум сыновьям подал:

И вас теперь трое стало.

Третьего подает двум дочерям:

И вас стало трое.

Двух остальных гусей себе взял:

И нас стало трое. Никому не обидно.

Барин рассмеялся:

Ну, молодец, мужик! Знал, как надо разделить, и себя не забыл!

Поднес ему стаканчик вина, велел дать воз муки, а богатого мужика на конюшню послал, велел выпороть.

(Русская народная сказка)

Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему медведь:

— Мужик, я тебя сломаю.

— Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.

— Быть так, — сказал медведь. — А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди.

Сказал и ушел в дуброву.

Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дубровы вылезает:

— Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.

— Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки.

Отдал мужик медведю всю ботву. А репу наклал на воз и повез в город продавать.

Навстречу ему медведь:

— Мужик, куда ты едешь?

— Еду, медведюшка, в город корешки продавать.

— Дай-ка попробовать — каков корешок?

Мужик дал ему репу. Медведь как съел:

— А-а! — заревел. — Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сладеньки. Теперь не езжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю.

На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидается:

— Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю.

Мужик говорит:

— Быть так. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки.

Собрали они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь наклал на воз и увез домой.

Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог.

Рассердился он на мужика, и с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла.

У одного бедного мужика не стало хлеба. Вот он и задумал попросить хлеба у барина. Чтобы было с чем идти к барину, он поймал гуся, изжарил его и понес. Барин принял гуся и говорит мужику:

Спасибо, мужик, тебе за гуся; только не знаю, как мы твоего гуся делить будем. Вот у меня жена, два сына да две дочери. Как бы нам разделить гуся без обиды?

Мужик говорит:

Я разделю.

Взял ножик, отрезал голову и говорит барину:

Ты всему дому голова - тебе голову.

Потом отрезал задок, подает барыне.

Тебе, - говорит, - дома сидеть, за домом смотреть - тебе задок.

Потом отрезал лапки и подает сыновьям.

Вам, - говорит, - ножки - топтать отцовские дорожки.

А дочерям дал крылья.

Вы, - говорит, - скоро из дома улетите, вот вам по крылышку. А остаточки себе возьму!

И взял всего гуся.

Барин посмеялся, дал мужику хлеба и денег.

Услыхал богатый мужик, что барин за гуся наградил бедного мужика хлебом и деньгами, зажарил пять гусей и понес к барину.

Барин говорит:

Спасибо за гусей. Да вот у меня жена, два сына, две дочки - всех шестеро. Как бы нам поровну разделить твоих гусей?

Стал богатый мужик думать и ничего не придумал.

Послал барин за бедным мужиком и велел делить.

Бедный мужик взял одного гуся дал барину с барыней и говорит:

Вот вас трое с гусем.

Одного дал сыновьям:

И вас, - говорит, - трое.

Одного дал дочерям:

И вас трое.

А себе взял двух гусей.