Личностный рост        30.07.2020   

Синяя звезда на буденовке. Делаем выкройку буденовки и шьем своими руками. От синей до оранжевой

Сразу после революции бойцы и командиры Красной гвардии, а затем и Красной армии были одеты в форму Императорской армии со споротыми погонами. Однако с началом Гражданской войны, возникла необходимость отличать красногвардейцев от белогвардейцев.

В мае 1918 года Народный комиссариат по военным делам РСФСР объявил о разработке на конкурсной основе нового обмундирования для военнослужащих РККА. В конкурсе приняли участие известные русские художники: В. М. Васнецов, Б. М. Кустодиев, М. Д. Езучевский, С. Т. Аркадьевский.

По итогам конкурса 18 декабря 1918 года Реввоенсовет в числе прочих элементов новой формы утвердил зимний головной убор - суконный шлем, который по форме напоминал средневековый шлем с бармицей, которые носили былинные русские богатыри - будущую будёновку.

В Перестройку получила распространение легенда о том, что проект будёновки был разработан до революции в качестве элемента формы русской армии для парада победы в Берлине и Константинополе. Однако приказов о разработке или производстве подобного головного убора ни в архивах царских ведомств, ни в архивах Временного правительства найти не удалось.

2. Как выглядела будёновка?

Первое описание внешнего вида будёновки находим в приказе РВСР № 116 от 16 января 1919 года. Шлем изготавливался из сукна защитного цвета на ватной подкладке. Верхняя часть шлема состояла из шести сферических треугольников, сужающихся кверху. В вершине вшивалась круглая пластинка диаметром 2 см, обтянутая таким же сукном.

Спереди у будёновки был простроченный овальный козырёк, а сзади - спускающийся вниз назатыльник с удлиненными концами, застегивающимися под подбородком на пуговицы. В сложенном виде назатыльник пристегивался петлями на кожаных хлястиках к двум пуговицам.

Над козырьком на будёновку нашивалась суконная звезда диаметром 8,8 см. В центре звезды крепился значок-кокарда.

3. На кокарде изображался серп и молот?

Нет, изначально кокарда изготавливалась из жёлтой меди и имела форму пятиконечной звезды с перекрещенными плугом и молотом в центре. Серп и молот появились на кокарде в 1922 году. С лицевой стороны значок покрывался красной эмалью.

4. Чем отличались пехотная будёновка от кавалерийской?

Рода войск в красной армии отличались по цвету суконной звезды, нашиваемой на переднюю часть будёновки. У пехотинцев звезда была малиновая, у кавалеристов - синяя, у артиллеристов - оранжевая, у инженеров и сапёров - чёрная, у лётчиков - голубая, у пограничников - зелёная.

5. Богатырка, фрунзевка или будёновка?

Изначально зимний шлем в войсках называли "богатыркой" из-за внешнего сходства с шеломами древнерусских воинов. Но впоследствии, когда шлемы начали распространяться в войсках, их начали называть по именам главнокомандующих М. В. Фрунзе и С. М. Будённого - "Фрунзевками" и "Будёновками" соответственно. В истории сохранилось "будёновское" название. Возможно, благодаря более прославленному боевому пути Первой Конной армии, а также огромному авторитету маршала Будёного.

6. Почему отказались от будёновки?

Будёновка оставалась основным головным убором зимнего времени вплоть до Зимней войны. Тут-то и выяснилось, что шапка-ушанка, распространённая в финских войсках, держит тепло гораздо эффективнее. Было принято решение заменить будёновки ушанками. Но процесс затянулся, и многие войска воевали в будёновках вплоть до 1943 года.

7. Будёновка в искусстве

Первыми произведениями революционного искусства, изображающими будёновку как неотъемлемый атрибут красноармейца, стали выпущенные в период Гражданской войны и интервенции агитационные плакаты, призывающие рабочих и крестьян вступать в ряды Красной армии. Наиболее известным из них является плакат Д. Моора «Ты записался добровольцем?» (1920).

Считается, что буденовка была разработана еще в царские времена – в Первую мировую войну. Однако такое мнение сегодня признается лишь одной из версий возникновения всеми узнаваемого головного убора. А когда же на самом деле появилась идея о пошиве буденовки?

«Царская» версия

Эту версию поддерживает современная историческая литература. По данной гипотезе, для участия в Параде Победы в Берлине для Русской императорской армии в 1915 году разработали головной убор, напоминавший по своей форме ту будёновку, которую впоследствии носили красноармейцы. Но из-за войны головной убор так и остался лежать на складах. И лишь после октябрьской революции в 1918 году он поступил в распоряжение большевиков.
Версия получилась довольно стройная. Однако, по мнению журналиста и писателя Бориса Сопельняка, данная теория – всего лишь «одна из самых распространенных, но в ней нет ни слова правды». И подчеркивает, что в СССР отчасти тоже поддерживали такой вариант происхождения буденовки. В качестве доказательства всегда приводилась документация, содержащая распоряжения и отчеты по разработке нового обмундирования для Красной Армии и подписанная председателем Реввоенсовета Советской республики Львом Троцким. В составе утверждаемой для красноармейцев формы была буденовка, которая лежала в то время на бывших царских армейских складах. Но в том варианте, в каком этот головной убор находился на консервации, его нельзя было использовать. Герб Российской империи и двуглавый орел, присутствовавшие на шапке, не могли служить символами Красной армии. И их закрыли крупной пятиконечной звездой. Причем изначально она была синего цвета.
Кстати, приведенные в качестве доказательства документы, датированные послереволюционными годами, использовались многими советскими историками и в качестве контраргумента против «царской версии» происхождения буденовки. Тем более, ни в военных, ни в гражданских архивах, доставшихся от Российской империи, нет никаких бумаг, которые бы указывали на разработку нового обмундирования для царской армии.

В феврале 1918 года была создана Красная Армия, для которой потребовалась своя форма, отличная от ранее принятого в царское время обмундирования. С этой целью 7 мая 1918 года по приказу Народного комиссариата по военным делам республики объявляется конкурс на разработку новой формы. В этом конкурсе участвовали даже художники с мировыми именами – В.М. Васнецов, Б.М. Кустодиев, С.Т. Аркадьевский и мастер исторического жанра М.Д. Езучевский.
Эскизы новой формы принимались целый месяц – до 10 июня 1918 года. Причем и головной убор, и шинель, и иные части обмундирования подробно описывались в самом приказе. Этих критериев должны были придерживаться все художники. 18 декабря 1918 года был утвержден зимний вариант буденовки. И уже под самый конец этого же года первая боевая часть Красной Армии – отряд, сформированный в Иваново-Вознесенске, –получила новую форму и отправилась на Восточный фронт в распоряжение Михаила Фрунзе. Именно поэтому буденовку сначала называли «фрунзевка». Кстати, было у этой шапки и еще одно имя – «богатырка», из-за схожести ее формы с древнерусским шлемом.
Противники красноармейского происхождения буденовки указывали в своих исследованиях, что на момент свершения Октябрьской революции на интендантских складах уже лежала новая форма, разработанная, кстати, по эскизам Василия Васнецова, который впоследствии участвовал в майском конкурсе 1918 года. Царская форма состояла из длиннополых шинелей со стрелами-застежками и суконных шлемов, которые были стилизацией старорусских богатырских шлемов. Свидетельства об этой форме проскальзывали и в эмигрантских мемуарах. Однако все это можно поставить под сомнение. Тем более, что представленный в 1918 году Васнецовым эскиз новой формы, который повторял (и только!) обмундирование царской армии для парада, судя по всему, понравился и большевикам. Но лежавшая на складе форма была парадной, а не военной! Поэтому, скорее всего, Васнецов внес коррективы в прежний свой вариант.
Однако есть одно «но», которое приводит в легкое замешательство от «советского» происхождения буденовки. Страна после революции и Первой мировой войны была финансово разорена. И где же большевики смогли достать столько денег, чтобы обеспечить новую Армию формой? Но тут стоит вспомнить, что царская форма была сшита для парада, а значит, и ее было не так уж много комплектов. Иными словами, шить ее все-таки пришлось уже большевикам и не сразу. Поэтому в Гражданскую войну (1918-1922 гг.) вместо буденовки на головах многих красноармейцев были папахи и фуражки еще царской армии.

От синей до оранжевой

Звезда на буденовке изначально не была красной. Сначала ее выполнили в синем варианте, а потом ей присвоили в зависимости от рода войск свой цвет. Для пехоты нашивали малиновую звезду, для кавалерии оставили синюю, для артиллерии ее сделали оранжевой (а в 1922 году она стала черной). Инженерным войскам присвоили черную звезду, броневые силы (будущие бронетанковые войска) получили красную, а авиаторы – голубую и т.д. Поверх суконной звезды крепили еще и медную красную звездочку.
Чекисты буденовку получили только в июне 1922 года. Причем она была у них темного синего цвета, а звезда – из темного зеленого сукна. В 1923 году их буденовку «перекрасили» в черный цвет, а звезду – в малиновый. В 1924 году их шлем приобрел темный серый цвет, а звезда стала краповой.

От летнего шлема к зимнему варианту

Буденовка образца 1918 года предназначалась для холодного времени года. У нее был длинный назатыльник, который складывался вдвое и пристегивался по бокам на 2 пуговицы. При необходимости его разворачивали, чтобы закрыть уши и шею.
С апреля 1919 года по февраль 1922 года буденовка стала всесезонным убором. А 31 января 1922 года ввели полотняную буденовку без назатыльника и с двумя козырьками, которые располагались у шлема сзади и спереди. За это в народе головной убор прозвали «Здравствуй-прощай». Кроме того, он очень сильно напоминал германскую каску из-за острого наконечника. Это нередко приводило в замешательство белогвардейцев. Например, летом 1920-го года был случай в Северной Таврии (в Крыму), когда белый офицер, воевавший в свое время в Первой мировой войне, принял красноармейцев за немцев.
Поэтому напоминавший германскую каску шлем заменили фуражкой в мае 1924 года. Что касается буденовки, одобренной еще в 1918 году, она снова вернулась в Армию в феврале 1922 года, став зимним головным убором. При этом ее форма приобрела округлость, а навершие перестало быть таким острым и сильно выдающимся. В данном варианте буденовка просуществовала до 1927 года. Правда, с лета 1926 года до весны 1927 года эта буденовка была «лишена» звезды, потому что никак не удавалось ее пристрочить.
В войну с Финляндией шлем показал себя не лучшим образом. Поэтому его упразднили в июле 1940 года, заменив простой шапкой-ушанкой. Но поскольку ушанок требовалось огромное количество, буденовку пришлось носить вплоть до 1942 г. А в отдельных случаях буденовка выдавалась солдатам даже до марта 1943 года.

От «громоотвода» до символа

Буденовка имела множество имен, среди которых было и «громоотвод» или «умоотвод». Такое обидное название она получила из-за острого навершия. Существует по этому поводу даже легенда: красный командир, служивший на Дальнем Восток в 1936 году, любил спрашивать у своих подчиненных, что означает «шпиль» на буденовке. И тут же сам отвечал: «Это для того, когда запоют «Интернационал», чтобы на словах «Кипит наш разум возмущенный» через этот шпиль смог выходить пар…».
Однако обидное и насмешливое отношение к этому шлему сумели изменить художники, режиссеры и писатели. Правда, романтический образ буденовки появился только в 1950-х гг. И с того момента она активно, поскольку была узнаваема, изображалась на плакатах и открытках. Кстати, благодаря стараниям этих людей по сей день буденовка для иностранцев остается твердым символом России.

Сразу оговоримся, что вопрос о происхождении головного убора, впоследствии известного как буденовка и соответствующего ему остального обмундирования, неоднозначный и на него существует несколько точек зрения. В советской военной и исторической литературе укоренилась официальная позиция, гласящая, что буденовка (а также шинель, гимнастерка и т.д., о чем речь ниже) появилась в 1918 году и была создана специально для формирующейся Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА). Однако в современной исторической, а особенно научно-популярной литературе, уже практически не подвергается сомнению версия, что появилась эта форма около 1915-го и разработана она была для парада Победы Русской императорской армии в Берлине и Константинополе. Попробуем разобраться в этом казусе.

Главный аргумент советских историков - отсутствие документов, точно указывающих на создание новой формы при царском правительстве. И это действительно так. Ни в военных, ни в гражданских архивах подобные бумаги пока не найдены. В то же время в распоряжении историков был полный комплект документации 1918 года, позволяющих делать, казалось бы, вполне достоверные выводы. Прежде всего, это приказ наркома по военным делам №326 от 7 мая, в котором говорилось о создании комиссии по разработке новой формы. В ее состав вошли знаменитые русские художники В.М. Васнецов, Б.М. Кустодиев, М.Д. Езучевский, С. Аркадьевский и другие.

Эскизы принимались до 10 июня того же года, следовательно, на все было отведено менее месяца. В этом же приказе довольно подробно указывалось, каким видит наркомат новую форму. Это важно, особенно вкупе с чрезвычайно сжатыми сроками. Документально известно также, что уже в конце 1918 года первая боевая часть получила новую форму. Это был сформированный в Иваново-Вознесенске красногвардейский отряд, отправившийся на Восточный фронт в войска Михаила Фрунзе. И, кстати, именовали новый головной убор «фрунзевка» или «богатырка». Первая конная армия Семена Буденного тогда новой формы еще не имела.

Казалось бы, все ясно, однако лишь на первый взгляд. Есть косвенные, но вполне документальные свидетельства. Так, в исследовании О.А. Второва «Начало продолжения. Российское предпринимательство и российская социал-демократия» мы читаем: «…На интендантских складах уже лежала новая форма, пошитая концерном Н.А. Второва по эскизам Василия Васнецова. Форма была сшита по заказам Двора Его Императорского Величества и предназначалась для войск русской армии, в которой она должна была пройти на параде Победы в Берлине. Это были долгополые шинели с «разговорами», суконные шлемы, стилизованные под старорусские шеломы, позднее известные как «буденовки», а также комплекты кожаных тужурок с брюками, крагами и картузами, предназначенные для механизированных войск, авиации, экипажей броневиков, бронепоездов и самокатчиков. Это обмундирование было передано при организации ЧК сотрудникам этой структуры - вооруженному отряду партии».

Итак, первые свидетельства найдены. Сразу отметим, что это не единственное подтверждение «императорской» версии, в эмигрантской мемуаристке оно тоже встречалось, но в Советской России данным источником пренебрегали.

Второй аргумент метафизический, что не лишает его весомости. Дело в том, что стилистика новой формы совершенно не вписывалась в идеологию революционной республики. Древнерусские мотивы, очевидно прослеживающиеся в шлемах или шапках-«богатырках», свободных рубахах-гимнастерках и длинных шинелях с «разговорами» (поперечные стрелы-застежки), подчеркивали национальную принадлежность воинов, что никак не вписывалось в космополитичную концепцию мировой революции. Под всеми приведенными выше документами стоит подпись Л.Д. Троцкого, который не мог пропустить такое вопиющее несоответствие. Кстати, звезды на буденовках изначально были синего цвета, но на них нашивали красный вкладыш с плугом и молотом. Серп и молот, а также разноцветные (по родам войск) звезды появились только в последующих модификациях формы.

В то же время в стилистику работ Василия Васнецова новая форма ложится идеально. Певец древнерусских витязей и был, по сути, создателем богатырского образа, который используется в концепции нового патриотичного обмундирования. И свидетельств того, что художник занимался разработкой военной формы, достаточно. Отметим, что авторство В. Васнецова не отвергают и советские военные историки, только переносят момент создания формы на более позднее время.

Есть и чисто экономический аспект. Реально ли было в разоренной войной и дезорганизованной революцией стране всего за несколько месяцев пошить достаточное количество комплектов новой формы? Это выглядит утопией. Как и то, что за месяц можно было разработать концепцию обмундирования и почти сразу довести идею до промышленного производства. Нужно понимать, какие в 1918 году были технические условия и скорость передачи информации.

Скорее всего, форма действительно уже была, а комиссия лишь утвердила ее и доработала. Видимо, это в большей степени относилось к символике, а не к идейной концепции. Троцкий выбирал меньшее из зол - у него, по сути, и не было иного варианта. Или использовать то, что лежало на складах, или вообще обходиться без нового обмундирования, как изначально сам нарком и предлагал сделать. А историю с комиссией и конкурсом придумали, чтобы разорвать цепь исторической преемственности, ведь негоже бойцам и командирам Красной армии щеголять в шинелях, пошитых для триумфа императорских войск. И отсутствие документов, вероятно, связано именно с этим. Упоминания могли быть уничтожены, дабы не дискредитировать новую революционную мифологию, частью которой и стали легендарные буденовки. Кстати, имя самого Троцкого ведь тоже почти начисто было стерто из архивов РККА.

Итак, судя по всему, форма, придуманная для парада Победы в Великой войне, действительно существовала. Она была создана по заказу Двора Его Императорского Величества примерно в 1915-1916 годах. Идеологическая концепция разработана художником Василием Васнецовым, возможно, в технических вопросах ему помогал кто-то еще. Пошита форма была концерном М.А. Второва на сибирских заводах и хранилась на армейских складах. Похоже, количество комплектов новой формы было не велико, что могло говорить о ее парадном характере. Косвенно, об этом свидетельствует и то, что на практике новая форма показала себя не блестяще и уже через 20 лет полностью вышла из употребления.

Последним эпизодом стала финская война, после чего буденовки были окончательно заменены на меховые шапки-ушанки, а шинели - на ватники и полушубки.

Судьба формы оказалась незавидной, хотя могла быть славной. И, согласитесь, это очень символично. Васнецовская форма повторила перекроенную революцией историю всей страны: вместо скорой победы и мира нам досталась многолетняя гражданская война с миллионами новых жертв. А триумфальная «богатырка» русских воинов осталась в народной памяти краснознаменной «буденовкой».

    Будёновка, будёновки, будёновки, будёновок, будёновке, будёновкам, будёновку, будёновки, будёновкой, будёновкою, будёновками, будёновке, будёновках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

    И; мн. род. вок, дат. вкам; ж. Красноармейский суконный шлем особого покроя с козырьком и ушами (первоначально у будёновцев). * * * будёновка народное название головного убора, существовавшего в Красной Армии в 1919 41. * * * БУДЕНОВКА БУДЕНОВКА … Энциклопедический словарь

    БУДЁНОВКА, буденовки, жен. (неол. разг.). Красноармейский шлем особого образца. (По фамилии командира первой конной армии Буденного.) Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    БУДЁНОВКА, и, жен. Красноармейский суконный головной убор в виде шлема (в 1 знач.) с красной звездой. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Будёновка, и; р. мн. вок … Русское словесное ударение

    будёновка - будёновка, и, род. п. мн. ч. вок (головной убор) … Русский орфографический словарь

    будёновка - (БСРЖ) … Словарь употребления буквы Ё

    будёновка - БУДЁНОВКА, и, мн род. вок, дат. вкам, ж Головной убор в виде невысокого конусообразного шлема из мягкого сукна с красной звездой над козырьком, с опускающимися ушами; назван в честь героя Гражданской войны Семена Буденного; часть форменного… … Толковый словарь русских существительных

Буденовку ввели в обмундирование бойцов Красной армии, чтобы отличать от белогвардейцев. Дело в том, что сразу после свержения монархии революционеры располагали лишь формой царских войск. С нее спарывались знаки отличия, и на обшлаг или другое видное место крепилась красная звезда. Отличить красногвардейца от белогвардейца издалека было сложно.

Когда появилась буденовка

В 1918 году был объявлен конкурс на создание головного убора воинов Красной армии, на котором и победил эскиз "богатырки". Суконная шапка-богатырка напоминала средневековую "ерихонку" или шелом с бармицей.

Впоследствии этот головной убор был видоизменен для зимнего обмундирования и прозван "буденовкой" в честь дивизии Семена Михайловича Буденного. Справа на фото изображен сам Буденный в буденовке. Это очень редкий кадр.

Как выглядит настоящая буденовка

Выкройка буденовки очень простая. Изначально шапка шилась в виде шлема из сукна с ватной подкладкой. Колпак состоял из 6 сферических треугольников, в навершие вшивалась металлическая пластина около 2 см. К колпаку пришивался козырек овальной формы и назатыльник с длинными краями, чтобы их можно было застегнуть под подбородком. Обязательным элементом любой буденовки была суконная звезда. Цвет ее зависел от рода войск. В зимнем варианте звезды был 10,5 см, в более легком - 8,8 см. Звезда была местом крепления значка - кокарды.

Как видно на фото, зимняя буденовка шилась из войлока и имела простеганный утепленный внутренний слой. С несущественными изменениями буденовка прослужила войнам РККА до введения нового обмундирования с погонами. Последнее фото бойца в буденовке относится к 1943 году.

Делаем выкройку буденовки в натуральную величину

Сначала необходимо определиться с материалом для работы. Детали шапки из сукна потребуют более широких припусков для обработки краев, войлок же практически не распускается. Чтобы сделать выкройку и сшить буденовку, необходимо измерить объем головы модели. Высота головного убора всегда оставалась неизменной, но для спокойствия мастера можно сделать замер от линии бровей до макушки и добавить 5 см для навершия.

На рисунке приведена выкройка буденовки 56 размера, в конечном виде объем головного убора будет 57,5 см. При изменении размеров выкройки ее раскладка сохраняется. Для зимнего варианта необходимо изготовить теплую подкладку. Ее выкройка такая же, как и у клиньев колпака буденовки. Отвороты назатыльника необязательно делать такими большими. Например, в знаменитом фильме "Белое солнце пустыни" буденовка Петрухи - легкая, предназначена для защиты головы в жарком климате, поэтому нет нужды в больших отворотах.

Сделать выкройку буденовки своими руками несложно. Нужно свернуть ткань в четыре раза и скрепить швейными гвоздиками, приложить бумажную деталь середины переда и спинки, аккуратно обвести по контуру и дорисовать припуски по 1,5-2 см. Затем свернуть ткань в два слоя и раскроить боковые клинья. Аналогично кроят и другие детали шапки. Края всех деталей необходимо обработать на оверлоке или другим способом. Например, можно использовать нитепрошивную тесьму или клейкую паутинку. Обработанные таким образом вещи будут служить дольше за счет дополнительной жесткости и выглядеть опрятней.

Шьем и детализируем буденовку

После выкройки буденовки и обработки краев деталей шапку можно сшивать. Начать лучше всего с колпака. Первыми сшивают детали переда и задней части, затем вшиваются боковые клинья. Можно вставить в навершие пластиковый наконечник, как это делалось в оригинале. В настоящей буденовке козырек был тряпичным, так было удобно стирать шапку. Для лучшего вида конечного изделия можно сделать вставку из более плотного материала. Козырек и назатыльник вкладываются между суконной и подкладочной частями буденовки, затем нижнюю часть шапки следует прострочить на машинке.

Красивой буденовку сделает детализация. Внимательно рассмотрите фотографию настоящего головного убора. Обратите внимание на то, как аккуратно прострочены козырек и петлицы. Лучше найти металлические пуговицы цвета бронзы. Звезда должна быть из сукна такого же качества, что и сам убор. На первых буденовках звезда вписывалась в круг черного цвета.

Что еще можно сделать из выкройки буденовки?

Шапки красноармейца, можно пошить настоящий богатырский шлем. Нужно будет только кроить детали из искусственной или натуральной кожи, коричневой или серой под металл. Все, что останется - придумать детали, например заклепки из пуговиц или дополнительную декоративную отстрочку.