Эзотерика        21.09.2020   

Сомнительные согласные: примеры. Правописание сомнительных согласных в корне слова. Сомнительные согласные Сомнительные согласные в корне слова примеры 5

Сомнительные согласные

Условный термин, употребляемый применительно к написанию согласных, обозначающих согласные звуки в слабой позиции. Для проверки таких написаний подбираются родственные слова или другая форма того же слова, в которых за проверяемым согласным стоит гласный или сонорный согласный. ср. ; пруд (пруды) - прут (прутик), мороз (морозный) - вопрос (вопросный). К сомнительным относятся также непроверяемые согласные (асбест, вокзал, футбол и т. п.).


Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Смотреть что такое "сомнительные согласные" в других словарях:

    Буквенное обозначение звукового состава слов. В плане орфографическом различаются следующие типы написаний: 1) Написания опорные. Написания, создаваемые по правилам графики на основе произношения. ср.: дом дым дам дум. 2) Написания проверяемые.… … Словарь лингвистических терминов

    Матрес лекционес - (от лат. matres lectionis «матери чтения») – знаки для согласных, при помощи которых в семитских системах письма передаются долгие гласные или гласные вообще (h=а, y=и/е, w=о/у, иногда ˀ=а). Например, слово «шидоним» ранее записывалось без учета… … Грамматологический словарь

Книги

  • Русский язык. 5-6 классы. Морфемика. Словообразование (CDpc) , . Образовательный комплекс (ОК) "Русский язык, 5-6 кл. Морфемика. Словообразование"-учебное пособие для учащихся 5-х и 6-х классов общеобразовательных школ и школ с углубленным изучением…
  • Русский язык. 2-3 класс. Проверяем сомнительные согласные в корне слова , Ветров Евгений Викторович, Ветрова Татьяна Вадимовна. С помощью этого пособия ребёнок сможет самостоятельно проверить свои умения по определению и проверке непроизносимых согласных в корне слова и, обнаружив какие-либо пробелы, ликвидировать их.…
  • Русский язык. Проверяем сомнительные согласные в корне слова. 2–3 классы. Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку , Ветров Е.В.. Это первый комплект учебников, в которых полностью реализован новый государственный образовательный стандарт и воплощены идеи модернизации российского образования. Это учебники, которые с…

СОМНИТЕЛЬНЫЕ СОГЛАСНЫЕ

Условный термин, употребляемый применительно к написанию согласных, обозначающих согласные звуки в слабой позиции. Для проверки таких написаний подбираются родственные слова или другая форма того же слова, в которых за проверяемым согласным стоит гласный или сонорный согласный. ср. ; пруд (пруды) — прут (прутик), мороз (морозный) — вопрос (вопросный). К сомнительным относятся также непроверяемые согласные (асбест, вокзал, футбол и т. п.).

Словарь лингвистических терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СОМНИТЕЛЬНЫЕ СОГЛАСНЫЕ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • СОГЛАСНЫЕ в Большом энциклопедическом словаре:
  • СОГЛАСНЫЕ
    звуки речи, сочетающиеся в слоге с гласными и в противоположность им не образующие вершины слога. Акустически С. обладают относительно меньшей, …
  • СОГЛАСНЫЕ
    звуки (лат. consonantes) - Ходячее определение, унаследованное еще из античной грамматической теории и выраженное в латинском термине, получившем в переводе …
  • СОГЛАСНЫЕ в Современном энциклопедическом словаре:
  • СОГЛАСНЫЕ в Энциклопедическом словарике:
    звуки речи, противопоставленные гласным и состоящие из голоса и шума ([м], [р]) или только шума ([б], [г]), который образуется в …
  • СОГЛАСНЫЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СОГЛ́АСНЫЕ, звуки речи, противопоставленные гласным и состоящие из голоса и шума или только шума, к-рый образуется в полости рта, где …
  • СОГЛАСНЫЕ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    согла"сные, согла"сных, согла"сным, согла"сные, согла"сными, …
  • СОГЛАСНЫЕ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    — класс звуков речи, противоположных по своим свойствам гласным. Артикуляционные свойства С: обязательное наличие преграды в речевом тракте; с акусгич. …
  • СОГЛАСНЫЕ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    звуки речи, противопоставленные гласным и состоящие из голоса и шума или только шума, который образуется в полости рта, где струя …
  • ЭКСПЛОЗИВНЫЕ СОГЛАСНЫЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    согласные [от экс... и лат. plaudo (plodo) - бью, хлопаю], разновидность смычных согласных, в которых осуществлены все три фазы …
  • НАЗАЛЬНЫЕ СОГЛАСНЫЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    согласные, носовые согласные, согласные, произносимые с опущенным мягким нёбом, т. е. с включением носового резонатора; см. Назализация звуков, Согласные …
  • ИМПЛОЗИВНЫЕ СОГЛАСНЫЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    согласные [от лат. in (im) - в, внутрь и plaudo (plodo) - бью, хлопаю], сомкнутые согласные, ненапряжённые согласные, в артикуляции …
  • СМЫЧНЫЕ СОГЛАСНЫЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (лат. plosivae, нем. Verschlusslaute) — согласные, образующееся при полном сомкнутии, или затворе (лат. plosio, нем. Verschluss), органов речи, делающем истечение …
  • СМЫЧНЫЕ СОГЛАСНЫЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (лат. plosivae, нем. Verschlusslaute) ? согласные, образующееся при полном сомкнутии, или затворе (лат. plosio, нем. Verschluss), органов речи, делающем истечение …
  • СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
    Звуки речи, состоящие или из одного шума, или из голоса и шума, который образуется в полости рта, где выдыхаемая из …
  • НЕПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ в Словаре лингвистических терминов:
    1) Согласные, лишенные соотносительности по глухости-звонкости. Непарные звонкие согласные: (л, л’), (м, м’), (н, н’), (р, р’), (j); непарные глухие …
  • КАТАКОМБЫ НА ОКЕ в Справочнике Чудес, необычных явлений, НЛО и прочего:
    комплекс рукотворных пещер в Калужской и сопредельных областях. Ближайшие к Калуге известные каменоломни находятся в 20 км ниже по течению …
  • РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРОГРЕССЕ, МИРНОМ СОСУЩЕСТВОВАНИИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СВОБОДЕ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-09-06 Time: 05:07:03 Цитаты из статьи "Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе", 1968 июнь (автор Сахаров, Андрей …
  • ГОРЯЧНОСТЬ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2007-07-23 Time: 20:09:46 * Горячность, которая с годами все возрастает, уже граничит с безрассудством. (Франсуа де Ларошфуко) …
  • АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ КОЛЧАК в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-05-19 Time: 12:50:00 Цитаты из писем А.В. Колчака к А.В. Тимиревой, февраль 1917 — март 1918 * Одного приказания …
  • ТУМАН
    Видеть во сне, что Вы окутаны туманом, предвещает Вам сомнительные удачи и домашние неприятности. Если туман рассеивается - Ваши неприятности …
  • ПРЕДСКАЗАТЕЛЬНИЦА, КОЛДУНЬЯ в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
    Приснившаяся Вам колдунья означает, что Бас будут привлекать дома свиданий и другие сомнительные, …
  • НОСОВОЙ ПЛАТОК в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
    Если Вам снится носовой платок, сон сулит Вам любовное увлечение, а также возникновение непредвиденных обстоятельств в Вашей жизни.Потерять его - …
  • НЕЯСНЫЕ СНЫ в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
    Если Вам снится неясный сон, содержание которого ускользает от Вас - это предвещает либо неверность в дружбе, либо сомнительные предприятия …
  • ЛЕБЕДЬ в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
    Сон о белом лебеде, плывущем по спокойной воде, означает прекрасные перспективы и приятные переживания.Черный лебедь на чистой воде - означает …
  • КРИЧАТЬ, КРИК в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
    Слышать во сне крики страдания - означает, что у Вас будут большие заботы, но Ваша осмотрительность и трезвый рассудок помогут …
  • КЛЕЕНКА в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
    Увидеть во сне клеенку - знак, предвещающий холодность и предательство.Торговать клеенкой - означает сомнительные …
  • ГРИБ в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
    Если Вам снятся грибы - это означает нездоровые желания и неразумную спешку в стремлении увеличить капитал: это может привести к …
  • ПЕТР АБЕЛЯР в Новейшем философском словаре:
    (Abelard, Abailard) (1079-1142) - французский философ и теолог, при жизни получил известность как блестящий полемист, имевший множество учеников и последователей. …
  • КОШКИ
    и СОБАКИ" (англ. "cats and dogs") (сленг.) -сомнительные, в высшей степени спекулятивные и обычно низко оцениваемые рынком фондовые ценности, по …
  • КОНТРСЧЕТ в Словаре экономических терминов:
    - балансирующий счет; ведение К. обычно связано с необходимостью уменьшить искусственно завышенную сумму, зачисленную на основные балансовые счета, с тем, …
  • ЖРЕБИЙ в Библейской энциклопедии Никифора:
    . Обычай решать спорные и сомнительные дела жребием упоминается уже с глубокой древности и был почти в общем употреблении. Иудеи …
  • РОСТОВСКАЯ ЕПАРХИЯ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ростовское викариатство Ярославской епархии Русской Православной Церкви (недейств.). Не путать с действующей Ростовской-на-Дону епархией. История …
  • ГРИГОРИЙ ЧУДОТВОРЕЦ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Григорий Чудотворец (греч. Grigorios ho Thaumatourgos) (+ 270 - 275 г.), епископ Неокесарийский, святитель. …
  • ВЛАДИМИРСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Владимирская и Суздальская епархия Русской Православной Церкви. Епархиальное управление: Россия, 600000, г. Владимир, …
  • ВАРНАВА (ПРОКОФЬЕВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Варнава (Прокофьев) (род. 1945), епископ б. викарий Каннский, на покое. В миру Прокофьев Владимир …
  • АВИТ ВЬЕННСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Авит Вьеннский (Alcimus Ecdicius Avitus) (ок. 460 - после 518), епископ, святитель. Один …
  • МАРИЯ ТЕРЕЗИЯ
  • ИРИНА в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Византийская императрица Исаврийской династии, правившая в 797- 802 гг. Жена с 17 дек 769 г. Льва IV Хазара. Род ок. …
  • МАРИЯ ТЕРЕЗИЯ в биографиях Монархов:
    Королева Венгрии и Чехии из династии Габсбургов, правившая в 1740-1780 гг. Дочь Карла VI и Елизаветы Христины Брауншвейг-Вольфенбюттельской. Замужем с …
  • ИРИНА в биографиях Монархов:
    Византийская императрица Исаврийской династии, правившая в 797— 802 гг. Жена с 17 дек 769 г. Льва IV Хазара. Род ок. …
  • РОССИЯ, РАЗД. КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ ЗВУКОВ И ФОРМ РУССКОГО ЯЗЫКА в Краткой биографической энциклопедии:
    Р течение многовекового существования русского языка его звуки и формы, его синтаксический строй и лексический состав подвергались значительному изменению. Проследить …
  • 1862.10.02 в Страницах истории Что, где, когда:
    (20.09) Открывается Санкт-Петербургская Консерватория. Она создается Русским музыкальным обществом по инициативе Антона РУБИНШТЕЙНА и станет старейшим музыкальным учебным заведением России. …
  • ДОМА ТЕРПИМОСТИ в Лексиконе секса:
    (фр.), заведения, в к-рых с дозволения законодательства производится торг проституток. Полулегальные Д.Т., сомнительные гостиницы и меблированные комнаты именуются …
  • МАРИЙСКИЙ ЯЗЫК в Литературной энциклопедии:
    один из финно-угорских яз. Принадлежит к финской группе этих яз. (наряду с прибалтийско-финскими, лопарским, мордовским, удмуртским и коми яз.). Распространен …
  • ГРАФИКА в Литературной энциклопедии:
    ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ. Совокупности систем акустически-артикуляционных знаков устной или произносимой речи, обозначаемой термином фонетика, противостоит Г., как совокупность систем оптических знаков, …
  • ФОНЕТИКА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (от греч. ????????? = звуковой, голосовой) — отдел языкознания, занимающийся изучением звуковой стороны языка. Термин этот недостаточно точен и определенен. …
  • ТУРЕЦКИЕ НАРЕЧИЯ И ЛИТЕРАТУРЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Т. наречиями говорят в настоящее время многочисленные племена и народы, начиная от якутов и кончая населением Европейской Турции — османами. …
  • СЛАВЯНСКИЕ ЯЗЫКИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    С. языки составляют одну из семей ариоевропейской (индоевропейской, индогерманской) отрасли языков (см. Языки индоевропейские). Названия славянин, славянские языки не только …

Безусловно, сильная позиция для гласного звука - это его нахождение под ударением. В слове «спешить» звук [е] безударен, поэтому его можно легко принять за [и]. Для проверки правописания стоит подобрать однокоренное слово, где бы нужная гласная находилась под ударением - «спешка». Так как корень слова не изменился, можно сделать вывод: в слове пишется буква е .

Сильная позиция для согласных бывает двух типов: по звонкости и глухости, а также по твердости и мягкости. В первом случае согласный должен стоять или после гласной (пол, бил), или после сонорной согласной, а также звука [в] (твой, злость). Участие голоса в гласных и сонорных звуках помогает раскрыть сильные стороны согласного звука. В случае с твердостью и мягкостью сильная позиция согласного - в конце слова (угол - уголь), перед гласной (мол - мёл), а также перед твердой согласной (издевка). Согласные звуки в сильной позиции интуитивно понятны всем носителям языка. Поэтому они никогда не вызывают трудностей у учащихся и легко запоминаются.

Слабая позиция

Именно она вызывает наибольшие затруднения при обучении правописанию, так как звук в такой позиции теряет свои отличительные свойства. Вместо звонкой согласной ученику очень хочется написать глухую, а твердую заменить мягкой. Винить в этой путанице стоит морфологический принцип написания слов в русском языке - необходимо писать все значащие части слова по стандартному шаблону, не обращая внимания на особености их произношения.

Для гласных звуков это, конечно же, положение в безударном слоге: весна, молоко. Звуки в такой позиции теряют долготу и силу. Как говорилось выше, для проверки написания таких слов необходимо подбирать аналогичные формы с тем же звуком в сильной позиции - под ударением.

С согласными дело обстоит куда сложнее. Если говорить о глухости и звонкости, то слабой позицией в этом случае будет положение звука в конце слова (зуб ), а также перед шумными глухими и звонкими согласными (лодк а, пересд ача).

Составляют сомнительные согласные примеры и по мягкости/твердости: это в первую очередь уподобление впереди стоящему мягкому согласному (лист ик, вс ё, сборщ ик). Подробнее об особенностях написания мягкого знака будет рассказано в предпоследней главе.

В конце слова

В каких же позициях наиболее часто встречаются слова с сомнительными согласными? Примеры очень многочисленны, поэтому прежде всего отдельно рассмотрим конечную позицию - она наиболее распространена в великом и могучем.

Звонкие согласные в конце слова имеют устойчивую тенденцию оглушаться, так как к концу слова произносительное усилие сводится к минимуму. Звуки [ф] в слове "объектив", [ш] в слове "стриж" - сомнительные согласные. Примеры озвончения в конце русских слов не встречаются.

Проверить правописание таких согласных легко - нужно изменить словоформу так, чтобы после непонятного звука стоял гласный: "объективы", "стрижи".

Следует также помнить о непроверяемых случаях: родительном падеже множественного числа (столов) и деепричастиях (упав, сделав).

Сомнительные согласные в корне слова: примеры и правила

Корень слова - важнейшая часть, несущая смысл, поэтому искажать ее ни в коем случае нельзя. Существует много случаев, когда стоит запомнить правописание сомнительных согласных в корне слова. Примеры последуют ниже.

Прежде всего, подбор проверочного слова с этой же согласной в сильной позиции может существенно облегчить написание многих слов (смазка - смазывать). Чередование согласных г-ж и ц-ч также иногда встречается в русском языке (коврижка - коврига).

Двойная согласная

Если приставка и корень стыкуются с помощью одной и той же согласной, она удваивается (бессердечный, воззвать). То же касается стыка двух основ в сложных словах (главврач). Зачастую эта особенность отражается и при произнесении, так что не вызывает трудностей.

Есть и другие позиции, в которых стоят сомнительные согласные в корне: примеры касаются стыков с суффиксами. Если корень оканчивается на двойную согласную, она остается перед суффиксом в полном объеме: десятибалльный, компромиссный.

Заставят потрудиться память непроверяемые сомнительные согласные в корне слова. Примеры можно найти в орфографическом словаре: ато лл, ги ббон, ка ллиграфия, пара ллелограмм, теннис и другие.

Мягкий знак: нужен или нет

Зачастую подвергается сомнениям мягкость согласного. Проблема здесь состоит в том, что смягчить звук способен не только мягкий знак, но и гласный с йотовым компонентом (буквы е, ё, ю, я, а также и). Поэтому в словах, где за двумя согласными следует такой гласный, мягкий знак между ними не нужен. Это правило еще раз подтверждает, какой сложный феномен - сомнительные согласные. Примеры: снежок , птенчик , гонщик , уздечка .


Особый пункт в этом правиле - числительные от пятидесяти до восьмидесяти, а также от пятисот до девятисот. Мягкий знак в словах шестьсот , семьсот остается как часть основы в составном слове. Инфинитивы пишутся с мягким знаком перед постфиксом, в отличие от личных форм глагола (хорошо учиться - они хорошо учатся). Сюда же относятся формы повелительного наклонения глагола во множественном числе (сядьте, бросьте).

Сомнительные и непроизносимые согласные: примеры и правила

Стечение трех и более согласных звуков неизбежно влечет за собой выпадение одной из них, находящейся в наиболее слабой позиции. Подбор однокоренного слова с этим звуком в сильной позиции станет надежным помощником и в этом случае. Например: здравствуйте - здравие, дилетантский - дилетант. А вот слово «лестница» придется запомнить, потому что проверочное «лесенка» здесь ничем не поможет.

Как перестать сомневаться

Только комбинирование разных методов поможет навсегда разобраться с многоликой проблемой сомнительных согласных в русском языке. Прежде всего, стоит взять на вооружение подбор проверочных слов с согласными в сильной позиции. Помимо самопроверки, поиск таких форм - это еще и увлекательное занятие, позволяющее лишний раз уделить внимание своему словарному запасу.

Безусловно, существует множество слов, которые нельзя проверить в силу их происхождения или уникальности. Такие случаи собраны в любом орфографическом словаре - надежном помощнике для каждого, кто хочет знать русский язык досконально.

И наконец, не стоит отчаиваться - полностью постичь сложнейшую грамматику русского языка могут очень немногие. К любым ошибкам правописания не нужно относиться чересчур эмоционально, достаточно лишь с готовностью их исправлять и стараться запомнить. Сомнения присущи не только согласным звукам, но и каждому из нас.

укажите ошибочное суждение: 1)в слове ЧТИЛИ все согласные звуки имеют пару по твёрдости- мягкости 2)в слове ДРУЗЬЯ количество звуков и букв совпадает

3) в слове БЫВШИЕ буква В обозначает звук { ф } 4) в слове МАНЕР все согласные звуки звонкие

Запиши в три столбика: 1)слова с апарными по звонкости -глухости согласными в корне; 2)слова с непроизносимыми согласными в корне;

3)слова с удвоенными согласными в корне.

дер(ск)ий,изве(сн)ый,и()ку(с)тво,сколь(ск)ий,нена(сн)ый,кро(с)ворд,ре(тк)ий,ки(л)огра(м),ги(п)кий,камы(ш),чуде(сн)ый, а(л)ея,разве(тк)а,гру(сн)ый,пе(р)он,сви(сн)ул,а(п)етит,бесе(тк)а,учас(ст)вовать,экскур(с)ия

какие слова ты незапишешь ни в одну из групп?

Помогите! :-) 1.Укажите ошибочное суждение. 1) В слове ЕГО два согласных звука. 2) В слове СВОЁМ звуков больше, чем букв.

3) В слове МОГУЩЕСТВО четыре слога.

4) В слове ПУГАЧ все согласные звуки имеют пару по твёрдости – мягкости. 2.Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) отличала

2) собирались

3) зародилось

4) помириться

3.В каком слове приставка всегда пишется одинаково, независимо от произношения?

2) раздался

3) разговор

4) расправиться

4.В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется Н»?

2) презрительно

3) громадным

4) посрамлены

5.Выпишите грамматическую основу предложения:

Там, в поднебесных этажах, шла, казалось, совсем иная жизнь, чем внизу.

6.Среди предложений:

1)Так Лёвка из человека, которого собирались на весь свет опозорить,
превратился в героя.

2)И с этого, наверное, времени зародилась у Глебова та тяжесть на дне души…

3)И нет несчастнее людей, поражённых завистью.

4)И не было сокрушительней несчастья, чем то, что случилось с Глебовым в миг его, казалось бы, высшего торжества.

найдите предложения с обособленным

согласованным определением. Напишите номера этих предложений.

7.Укажите количество грамматических основ в предложении:

Тут все пятеро кинулись в стороны, Лёвка поднялся на ноги, а в руке он держал пугач, который стрелял особыми пистонами.

8.Среди предложений:





автомобильная шина.

найдите сложное предложение с однородным

подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
9.Среди предложений:

1)Мальчишки – их было человек пять – зазвали Лёвку после уроков
на задний двор, окружили, о чём-то заспорили, и вдруг Медведь, главный
силач класса, охватил Лёвку за шею, опрокинул его рывком навзничь,
остальные с криками «ого-го!» набросились, Лёвка сопротивлялся, бил

ногами, но его, конечно, смяли, скрутили, кто-то сел ему на грудь.

2)И вдруг раздался громкий треск, будто взорвалась хлопушка или лопнула
автомобильная шина.

3)Тут все пятеро кинулись в стороны, Лёвка поднялся на ноги, а в руке он держал пугач, который стрелял особыми пистонами.

4)Шулепа вышел из этой истории победителем, а нападавшие были посрамлены и впоследствии всячески старались помириться и подружиться с ним.
5)Так Лёвка из человека, которого собирались на весь свет опозорить, превратился в героя.

найдите сложное предложение с бессоюзной и

союзной сочинительной и подчинительной связью между частями.
Напишите номер этого предложения.

Укажите ошибочное суждение. 1) В слове СПАТЬ все согласные звуки имеют пару по звонкости. 2) В слове СВЯЗИСТОВ последний звук - [ф]. 3) В слове ЧУВСТВО

количество звуков и букв совпадает. 4) В слове ТЕПЕРЬ все согласные звуки мягкие.

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Тип: Отработка способов действия.

Цель: развивать умение распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные и сомнительные согласные в корне слова;

Развивать внимание, слуховое, зрительное и образное восприятия учащихся.

Оборудование: использование интерактивной доски, интерактивного учебника по русскому языку “Электронный репетитор в 3 частях”.

Ход урока

1. Организация урока.

2. Вводная часть урока:

Введение в тему урока.

1.Электронная игра: “Ловушка”.

Итак, ребята, какая тема сегодня у нас будет? (Безударн. гласные)

– Значит. какие гласные могут быть безударными? (о, а, и, е,ы,я)

– В какой части слова они могут стоять? (корень, приставка, суффикс)

2. Упражнение с доски.

Найти пропущенные безударные гласные. (На доске запись слов, показываются по проектору)

Б…льшой, п..бег, в..реный, зв..рята, б…лезнь, ..сенний, сн…гирь, х..лодный, с…довый, дяд…нька.

Вывод. Можно найти при помощи проверочных слов.

А, ребята, всегда ли так?

3. Работа на интерактивной доске.

Рисунки: корова, собака, сова, пингвин, жираф

– Произношение слов;

– Напишите эти слова в тетрадях, как они пишутся?

Обозначьте безударные и ударные гласные, найдите проверочные слова.

Например: корова – 3 слога, ударный 2-й, безударные о,а

– Почему “корова”, а не “карова”? Есть проверочное слово?

(Нет. Это – словарное слово, непроверяемое)

(Выявление непроверяемых безударных гласных.)

Вывод:Какой вывод сделаете? (Безударные гласные могут быть непроверяемыми – словарными).

4. Тренировка образной памяти “Игра-упражнение”.

Предметные картинки по теме “Пища” (на интерактивной доске):

Апельсин, лимоны, помидор, морковь, молоко, огурец

– Чтение, произношение слов

(Учитель убирает данные слова, учащиеся перечисляют данные слова по порядку)

– А теперь, рассмотрим как пишутся эти слова. (учащиеся записывают слова на интерактивной доске, подчеркивают ударные и безударные гласные)

– Какие слова вы записали? (Словарные слова, у них нет проверочных слов)

Вывод: Непроверяемые слова надо запомнить.

5. Составление словосочетаний на согласование существительных с прилагательными.(использование гиперссылки) – устное составление.

Какой? апельсин

Какие? лимоны

Какое? молоко

Какая? морковь

– А теперь будем повторять слова с сомнительными согласными.

6. Слова с сомнительными согласными. Карточки №22, №25 (показ по проектору)

– Выделение сомнительных согласных

7. Тренировочное упражнение.

Сомнительные согласные в середине слова. Запись на доске 2 предложений.

Бабушка прочитала интересную ска.ку. Старик поймал золотую ры.ку. (Учитель записывает на интерактивной доске.)

– Какие буквы пропущены? Почему?

– Какие они согласные? (Звонкие, глухие)

ВЫВОД: Сомнительные согласные можем найти с помощью проверочных слов, где после сомнительного должна стоять гласная.

8. Упражнение с доски. На какие 2 группы можно разделить эти слова: (на интерактивной доске)

Рыбка, морковь, книжка, голубка, молоток, подружка, верёвка. лодка, одежда, погода, победа, солома.

Вывод: Разделили на слова с безударными гласными и на слова с сомнительными согласными)

9. Найти однокоренные слова к данным словам:

Какие буквы пропущены? Почему? (Звонкие согласные в конце слова произносятся как глухие. А это находим при помощи проверочных слов)

10. Заключение урока:

– Безударные гласные;

– Проверяемые гласные;

– Непроверяемые гласные;

– Сомнительные согласные: звонкие, глухие;

– Проверочные слова к сомнительным согласными.

Дом. задание: мини-текст.