БухУчет        06.02.2024   

Совершенствование системы индикаторов почвенного плодородия для мониторинга земель сельскохозяйственного назначения родионова, мария евгеньевна. Курсовая работа: Государственный мониторинг земель Принципы ведения мониторинга земель

Федеральное агентство по образованию

Самарский государственный архитектурно-строительный университет

Кафедра теоретической экономики и экономики недвижимости

Курсовая работа

По дисциплине «Землеустройство и земельный кадастр»

«Государственный мониторинг земель»

Выполнил: студент 3 курса гр.ЭН-64

Рута М. А.

Научный руководитель: к.э.н. доцент

Мясникова В. М.

Самара2008г.

С ОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ

1.1 Сущность мониторинга земель: функции, задачи, содержание

2.1 Организация мониторинга земель в Самарской области

2.2 Анализ качественного состояния земель в Самарской области (на примере полигона «Волжский»)

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

На всех этапах человеческого развития благосостояние общества зависело и зависит от его умения использовать незаменимый природный ресурс - земельный. В отличие от других факторов производства земля пространственно ограничена, неперемещаема. Земля является основой материальных благ, важнейшим компонентом природной среды; имеет территориальную, качественную и количественную неоднородность, изменчивость свойств.

Наиболее полно общественная значимость земли раскрывается в сельском хозяйстве, где процесс производства непосредственно связан со свойствами земли. Земля служит главным средством производства и выступает в виде сельскохозяйственных угодий с различным плодородием: естественным и эффективным (экономическим). Как средство труда земля характеризуется качеством почв и продуктивностью растений, как предмет труда - технико-технологическими и пространственными свойствами. От правильного использования почв зависит функционирование всех отраслей народного хозяйства, благосостояние общества.

Постоянно нарастает потребность в землях для несельскохозяйственных целей. Лучшие земли освоены практически полностью или отчуждены под населенные пункты, промышленные предприятия, аэродромы, дороги, трубопроводы, линии связи, для утилизации отходов промышленного и сельскохозяйственного производств, бытовых отходов. Происходит прямое уничтожение почв в результате подземных и открытых разработок полезных ископаемых.

Поэтому важнейшей задачей государственного управления в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования в целом и земельными ресурсами, в частности, является организация мониторинга земельных ресурсов (земель), как комплексной системы наблюдений за состоянием земельных ресурсов, оценки и прогноза изменений их состояния под воздействием антропогенных и природных факторов. Цель - регулирование качества окружающей среды, предотвращение загрязнения земель, обеспечение их продуктивности.

Этому способствует организация системы мер по дальнейшей интенсификации землепользования, повышению плодородия почв, проведению системы землеустроительных работ, а также работ по снижению антропогенной нагрузки на почвы.

Одной из главных задач в этом направлении является создание эффективного мониторинга земель на основе ГИС, позволяющего решить задачи своевременного выявления изменений, прогноз и выработку рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативного воздействия на почвы, и обеспечивать деятельность по ведению государственного земельного кадастра.

Целью курсовой работы является оценка состояния государственного мониторинга земель в России, его организации на региональном уровне и разработка предложений по совершенствованию.

В соответствии с целью поставлено решение следующих задач: уяснить сущность и роль государственного мониторинга земель в системе управления земельными ресурсами, проанализировать современное состояние государственного мониторинга земель Самарской области (на примере полигона государственного мониторинга «Волжский»), разработать основные направления совершенствования мониторинга земель региона.

Методологическую основу исследования составляют работы отечественных ученых-экологов, экономистов по проблемам охраны земельных ресурсов и экологии землепользования, публикации периодической печати, законодательные, нормативные, методические документы.

При решении поставленных задач применялись следующие методы: научного познания, сравнительного анализа, экономико-статистического анализа.


1. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ

1.1 Сущность мониторинга земель: функции, задачи, содержание

Функции информационного обеспечения экологической устойчивости землевладений и землепользовании выполняют в основном государственный земельный кадастр и мониторинг земель.

Принятию решений, связанных с реализацией действий на земле, обязательно должен предшествовать анализ множества различных достоверных и регулярно обновляемых данных о состоянии земли. Основная цель всякой программы мониторинга - информационная. Результатом ее должно быть получение информации, устранение той или иной неопределенности или, напротив, выявление недостатка информации. Поэтому цель программы мониторинга может быть направлена на:

1) получение информации, связанной с конкретной проблемой;

2) представление информации для различных типов аудитории; (заинтересованной общественности, администрации предприятия, государственных органов) и ее распространение;

3) принятие мер, непосредственно направленных на улучшение ситуации или имеющих целью добиться принятия соответствующих решений.

Задачами государственного мониторинга земельных ресурсов являются:

Организация и проведение наблюдения за количественными и качественными показателями (их совокупностью), характеризующими состояние земельных ресурсов (почв), источниками загрязнения и воздействием этих источников на окружающую среду;

Контроль качества земельных ресурсов, почв, вод в результате неблагоприятной хозяйственной деятельности, приведшей к ухудшению свойств почв, эрозии, снижению плодородия почв на больших площадях с высокой скоростью, прогноз состояния;

Оценка фактического экологического состояния земельных ресурсов, почв;

Выявление новых источников загрязнений и его динамика, прогноз развития негативных процессов, влияющих на окружающую среду;

Проверка соблюдения норм и правил, стандартов качества земельных ресурсов при землепользовании;

Прогнозирование мероприятий по уменьшению загрязнения, предотвращению ущербов. Оценка прогнозируемого состояния;

Планирование (разработка) мероприятий (рекомендаций) по эффективному использованию земель, снижению загрязнения почв (разработка мер по сокращению воздействия на земельные ресурсы);

Своевременное предоставление информации по вопросам состояния земельных ресурсов и окружающей среды в целом органам государственной власти, органам местного самоуправления, природоохранным органам, юридическим и физическим лицам;

Эффективность природоохранных мер, контроль над исполнением мероприятий;

Своевременное выявление изменений состояния земельного фонда;

Информационное обеспечение государственного земельного кадастра, мониторингов и кадастров других природных сред;

Рациональное природопользование и землеустройство;

Контроль за использованием и охраной земель.

Под задачами мы понимаем конкретные действия или этапы на пути достижения цели. В любом случае, задачи подчинены целям. В рамках грамотно составленной программы не может быть задач, выходящих за пределы цели, не имеющих к ней отношения и т.п. Эффективность экологического мониторинга решающим образом зависит от правильной его организации. Можно годами вести мониторинг в регионе - и не получить значимых результатов. В то же время, предварительное изучение ситуации, анализ возможных воздействий позволяют с помощью нескольких измерений выявить проблему. Общая последовательность разработки и осуществления схемы мониторинга представлена на рис.1.2.1.

Рис. 1.2.1. Основные процедуры системы мониторинга

Необходимо проводить систематические комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды (прежде всего ее главного объекта - земли) - мониторинг. Раньше многочисленные обследования и съемки, проводимые министерствами и ведомствами для изучения земельного фонда, выполнялись разобщено на основе отраслевых нормативно-технических документов.

Основным источником информации при проведении оценки служат данные, полученные в процессе наблюдений за окружающей средой. Потребность в наблюдениях (новой, дополнительной или контрольной информации) возникает на всех этапах оценки состояния окружающей среды (см. рис.1.2.2.). Такая исключительная роль наблюдений в системе мониторинга привела к тому, что в некоторых случаях сам процесс наблюдений за окружающей средой называют мониторингом.

Рис. 1.2.2. Этапы оценки состояния окружающей среды

Поскольку земля является важнейшей частью окружающей среды, главным средством производства в сельской хозяйстве, а также пространственным базисом для размещения предприятий и организаций всех отраслей хозяйства, то вопросы изучения земель требуют единого государственного подхода, который должен осуществляться на основе систематических и комплексных наблюдений.

Государственный мониторинг земель призван выполнять базовую, связующую роль среди всех других мониторингов и кадастров природных ресурсов, и должен иметь государственный статус. Такой подход обеспечивает получение комплексной информации о земле и сокращение затрат на функционирование системы наблюдений.

Мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, прогноза, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Объектом мониторинга земель Российской Федерации является земельный фонд страны независимо от форм собственности на земельные участки.

Мониторинг земель ведется в обязательном порядке по уровням административно-территориального деления для всех категорий земель независимо от режима и характера их использования и является составной частью единой государственной информационной системы о состоянии окружающей среды и природных ресурсов страны, а также глобального мониторинга природной среды и климата.

1) Изменения границ и площадей; административно-территориальных образований; землепользовании и землевладений; угодий, полей, участков.

2) Изменения состояния почв, включающие: развитие процессов водной и ветровой эрозии; опустынивание; деградацию почв на пастбищах (сбитость, закочкаренность); подтопление; заболачивание, переувлажнение; засоление; зарастание, закустаривание пашни; разрушение почвенных агрегатов, образование дефляционно опасной бесструктурной пылеватой поверхности, такыровидной слитой поверхности почв; изменение запасов гумуса; изменение рН почвы (кислотность, щелочность); изменение содержания микроэлементов в почве; загрязнение почв пестицидами, тяжелыми металлами, рассеянными химическими элементами, радиоактивными элементами и другими токсикантами; изменение состояния мелиорированных земель (ирригационная эрозия, вторичное засоление, заболачивание, избыточное осушение).

3) Изменения состояния геологической среды, рельефа, гидрографической сети, в том числе: изменения форм рельефа местности вызванные подвижными песками, оползнями, селевыми потоками, землетрясениями, русловыми процессами и т.д.; изменения водного баланса, режима и химического, гидробиологического состава подземных вод; изменения береговых линий морей, озер, заливов, водохранилищ, лиманов и др.; затопление, осушение примыкающих к акваториям земель; изменения вызванные криогенными процессами и явлениями; изменения вызванные нарушенными землями, в том числе действующими и отработанными карьерами, отвалами, терриконами, разрабатываемыми торфяниками, проседанием земной поверхности под воздействием водоотборов и отработки недр.

4) Изменения состояния растительности (посевов, пастбищ, лесов, многолетних насаждений и т.д.) по фенологическим характеристикам (фазы, стадии развития, сроки их наступления), фитопатологическим очагам, биомассе, состояния лесных и древесно-кустарниковых насаждений, не входящих в Гослесфонд (полезащитные, водоохранные и другие насаждения); состояния лесных площадей, входящих в Гослесфонд (особенно необследованных), покрытых лесом (фитопатологические данные, гари, вырубки) и не покрытых лесом (резервы сельскохозяйственных угодий).

5) Изменения состояния земель, подверженных негативному воздействию производственных объектов, в том числе: населенных пунктов; очистных сооружений и сельскохозяйственных предприятий; мелиоративных систем; транспорта; навозохранилищ, площадок для компостирования удобрений, свалок, складов топливно-смазочных материалов, складов сыпучих удобрений, жидких удобрений, стоянок автотранспорта, скотомогильников, мест захоронения радиоактивных, физиологически активных химических отходов производства.

Эти изменения можно выражать в абсолютных или относительных интегральных показателях за определенный период (например, потери гумуса в тоннах на гектар, в процентах, степень и интенсивность деградации почвенного покрова и др.).

На основании ст. 12 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 года N 24-ФЗ пользователи - граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения - обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам, которые используются при регистрации права собственности на землю, ведении государственного земельного кадастра, проведении землеустройства, осуществлении государственного контроля за использованием и охраной земель, планировании рационального использования земель, оценке земель и принятии управленческих решений по организации и эффективному использованию земельных ресурсов, выводу из оборота, консервации и восстановлению деградированных и нарушенных земель, реабилитации загрязненных и санации биологически зараженных земель, определении штрафных санкций за нарушение правовых норм землепользования, деградацию, загрязнение и биологическое заражение земель.

1.2 Методы и способы проведения мониторинга земель

Мониторинг земель представляет собой систему регулярных наблюдений за состоянием земельного фонда независимо от их правового режима и характера использования.

В Постановлении Правительства РФ от 28.11.2002 №846 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель» определены следующие задачи мониторинга земель:

· своевременное выявление и оценка изменений состояния земель, прогнозирование последствий негативных процессов и выработка рекомендаций по их предупреждению и устранению;

· информационное обеспечение деятельности по ведению Государственного земельного кадастра, осуществлению государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций в области государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

· обеспечение граждан информацией о состоянии земель.

Ввиду существенных зональных различий земель в Российской Федерации (равнинные и горные территории), многообразия способов их использования, широкого развития негативных процессов и явлений (эрозия, дефляция, заболачивание, солонцовость, деградация пастбищ, техногенное загрязнение и др.), которые часто вызывают необратимые изменения количественного и качественного состава земельных ресурсов и создают критическую экологическую ситуацию, весьма актуальна организация постоянно действующей сети государственного мониторинга земель. В настоящее время имеются крайне необходимые для проведения этих работ материалы и документы и, прежде всего, почвенные, геоботанические, геологические, геоморфологические, ландшафтные и др. тематические карты России, а также серии карт основных показателей экологического состояния почв, негативных процессов и явлений, характерных для земельных ресурсов страны, и на некоторые территории - результаты оценки их динамики во времени и пространстве.

В окончательном виде система государственного мониторинга земель Российской Федерации должна включать следующие разделы.

1. Концепцию ведения государственного мониторинга земель как информационной базы их рационального использования и защиты от прямых потерь, деградации и загрязнения.

2. Ландшафтно-экологическое (природно-хозяйственное) районирование земельных ресурсов как научной основы для размещения сети государственного мониторинга земель.

3. Научно обоснованную и экономически целесообразную схему полигонов государственного мониторинга земель.

4. Нормативно-техническую базу системы ведения наблюдений за состоянием земель с отражением принципов размещения и режима работы наблюдательного комплекса.

К 1990 году сложилась достаточно развитая структура государственных и ведомственных служб, которые проводили наблюдения за оптимальными составляющими природной среды, в том числе за состоянием и использованием земель. Однако после 1991 года произошло сокращение объема наблюдений за состоянием природных ресурсов государственными и ведомственными структурами. Постановлением Правительства РФ от 15.07.1992 г. № 491 было утверждено Положение о мониторинге земель в Российской Федерации, но финансирование этих работ за прошедший период было явно недостаточным.

Выявление негативных и позитивных тенденций в изменении эколого-хозяйственного состояния земельных ресурсов, выработка достоверных текущих и долгосрочных прогнозов ухудшения или улучшения их качества и принятие на основе этой информации в необходимых случаях экстренных мер по регулированию неблагоприятных процессов, эффективному управлению земельным фондом региона возможно лишь на базе всестороннего анализа результатов систематических, регулярно обновляемых данных о количественном и качественном состоянии земель. Такую информацию получают в рамках мониторинга земель.

В отличие от термина «контроль природной среды» понятие «мониторинг» само по себе не включает элементы управления, регулирования компонентов природной среды, а обеспечивает необходимые данные для такого регулирования. Данные государственного мониторинга земель России должны характеризовать состояние: земельных ресурсов страны в целом, ее республик (краев, областей), административных районов, населенных пунктов, землевладений, землепользовании; таксономических единиц ландшафтно-экологического (природно-хозяйственного) районирования; ареалов воздействия негативных процессов и явлений.

Структура мониторинга земель предусматривает следующие подсистемы, соответствующие категориям земель:

· мониторинг земель сельскохозяйственного назначения;

· мониторинг земель населенных пунктов;

· мониторинг земель объектов промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения;

· мониторинг земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

· мониторинг земель лесного фонда;

· мониторинг земель водного фонда;

· мониторинг земель запаса.

Учитывая специфику России, особое значение приобретает мониторинг земель сельскохозяйственного назначения, подвергающихся интенсивным природным и антропогенным воздействиям. Мониторинг этих земель должен быть направлен не только на выявление изменений их состояния как объектов хозяйственного использования, но и на учет характера использования и влияния изменений этих земель на общую экологическую обстановку в стране.

Эффективный мониторинг зависит от создания федеральной и связанной с ней региональных автоматизированных систем, технически и организационно обеспечивающих получение необходимой информации, ее обработку, накопление, систематизацию и представление заказчику.

Первичные данные, получаемые при непосредственных наблюдениях за состоянием и использованием земель (угодий, полей, участков, элементов инфраструктуры) обобщают по административным районам и городам областей, республик, а также по областям и республикам в целом и по ландшафтно-экологическим (природно-хозяйственным) комплексам, экологическим ареалам различных видов.

Мониторинг земель России является составной частью Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ), а также глобального мониторинга природной среды и климата Разрабатываемая система мониторинга земель России включает в себя следующие уровни:

o глобальный (в соответствии с международной геосферно-биосферной программой «Глобальные изменения»);

o федеральный (национальный) - на территории Российской Федерации в целом;

o региональный (на пространствах, ограниченных физико-географическими, экономико-географическими, административными или иными рубежами и охватывает крупные территории - Крайний Север Европейской части РФ, Северо-Западные районы РФ, бассейн реки Волги, республику, край, область и т.д.);

o локальный (административный район, город или их части);

o объектный (отдельное хозяйство, другое землепользование и землевладение, полигон, участок).

В зависимости от происхождения изменений состояния земель различают фоновый и импактный мониторинг. Фоновый мониторинг предполагает наблюдения за состоянием земель, находящихся под воздействием естественных процессов, при минимальном (фоновом) наложении на них результатов человеческой деятельности и проводится в биосферных заповедниках. При импактном мониторинге ведут наблюдения за состоянием земель в местах непосредственного воздействия антропогенных факторов.

Процессы, вызывающие изменения состояния земель, подразделяют на:

· эволюционные (связанные с историческим развитием земли);

· цикличные (связанные с суточными, сезонными, годовыми и иными периодами изменений природного характера);

· антропогенные (связанные с человеческой деятельностью);

· катаклизмы (связанные со случайными явлениями);

· чрезвычайные ситуации (связанные с промышленными авариями, стихийными и экологическими бедствиями, экстремальными условиями, водохозяйственными катастрофами и др.)

Наблюдения за состоянием земель в зависимости от сроков и периодичности подразделяют на четыре группы: базовые (исходные, фиксирующие состояние объектов наблюдений на момент начала ведения мониторинга земель), периодические (через один год и более), оперативные (выполняемые регулярно, с интервалом менее одного года, или единовременные, связанные с чрезвычайной ситуацией), ретроспективные (анализ предшествующих наблюдений). Мониторинг земель России должен учитывать специфику как природных, так и социально-экономических условий ее регионов, во многом уникальных, не повторяющихся на других территориях мира.

1.3 Основные процедуры мониторинга земель

Порядок ведения мониторинга земель Российской Федерации определяется Правительством РФ. Головная роль при ведении мониторинга земель возлагается на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости с участием: Федеральной службы по технологическому и экологическому надзору в части разработки и проведения единой научно-технической политики в области экологии и природопользования, Федеральной службы геодезии и картографии в части создания и обновления кадастровых топографических карт и планов, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в части организации мониторинга состояния атмосферы, поверхностных вод суши, почв, комплексного мониторинга состояния окружающей природной среды; Федеральной службы лесного хозяйства России в части мониторинга земель лесного фонда; Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ в части агрохимических наблюдений и мониторинга загрязнения сельскохозяйственных угодий; Министерства природных ресурсов РФ в части мониторинга геологической среды, поверхностных и подземных вод и их загрязнения; экзогенных и эндогенных процессов; Министерства здравоохранения России в части воздействия факторов среды обитания на состояние здоровья, а также с участием других министерств и ведомств.

Основополагающим документом, устанавливающим процедуры системы государственного мониторинга земель и государственного регулирования землеустройства в Российской Федерации, является принятое в соответствии с Земельным кодексом Постановление Правительства Российской Федерации № 846 от 28.11.2002. «Положение об осуществлении государственного мониторинга земель».

Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления государственного мониторинга земель в Российской Федерации, являющегося частью государственного мониторинга окружающей среды.

При проведении мониторинга решаются следующие задачи:

а) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;

б) информационное обеспечение деятельности по ведению государственного земельного кадастра, осуществлению государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций в области государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

в) обеспечение граждан информацией о состоянии земель.

В зависимости от целей и территории наблюдения мониторинг подразделяется на федеральный, региональный и локальный и осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами.

Мониторинг включает в себя:

а) сбор информации о состоянии земель в Российской Федерации, ее обработку и хранение;

б) непрерывное наблюдение за использованием земель исходя из их целевого назначения и разрешенного использования;

в) анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.

Получение информации при осуществлении мониторинга может производиться с использованием:

а) дистанционного зондирования (съемки и наблюдения с космических аппаратов, самолетов, с помощью средств малой авиации и других летательных аппаратов);

б) сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарных и иных участков, межевых знаков и т.п.;

в) наземных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);

г) соответствующих фондов данных.

Съемки, наблюдения и обследования, осуществляемые в ходе проведения мониторинга, в зависимости от срока и периодичности проведения делятся на:

а) базовые (проводятся для получения данных о состоянии земель на момент начала ведения мониторинга);

б) периодические (проводятся для получения данных о состоянии земель за определенный период - раз в 3 года и более);

в) оперативные (проводятся для получения данных о состоянии земель на текущий момент).

Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, используются для информационного обеспечения деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан. Порядок предоставления указанных данных определяется Федеральным агентством кадастра и объектов недвижимости России.

При ведении мониторинга земель соблюдают принцип взаимной совместимости данных, основанной на применении единой государственной системы координат, высот, картографических проекций, единых классификаторов, кодов, системы единиц и других показателей.

Технической основой сбора, хранения, обработки и выдачи (представления) информации мониторинга земель являются геоинформационные системы, основанные на использовании современной компьютерной техники, унифицированных программных средств.

Информацию для ведения мониторинга земель обеспечивают результаты различных съемок, изысканий, обследований (топографо-геодезических, почвенных, геоботанических, агрохимических, мелиоративных, лесоустроительных, градостроительных и др.), специальных наблюдений (лавинных, селевых, гляциологических, радиологических и др.), проводимых с использованием дистанционного зондирования (космические съемки и наблюдения, съемки и наблюдения с самолетов и др.); наземных съемок и наблюдений. Кроме того, используют фоновые данные.

В административных районах, городах накапливаются первичные данные локального мониторинга, характеризующие состояние всего земельного фонда, землевладений и землепользовании, отдельных полей, участков, контуров угодий, элементов инфраструктуры. В республиках в составе РФ, автономных областях, автономных округах, краях и областях формируются сводные данные по входящим в их состав административным районам, городам, а также по отдельным ландшафтно-экологическим объектам регионального характера. На уровне Российской Федерации формируются сводные данные по республикам в составе Федерации, автономным областям и автономным округам, областям, краям, а также по ландшафтно-экологическим объектам зонального характера.

Сформированные базы и банки мониторинга земель могут быть использованы органами государственного и муниципального управления; Федеральным агенством кадастра и объектов недвижимости, а также его органами на местах; предприятиями, организациями и учреждениями других ведомств, деятельность которых связана с использованием земель; отдельными гражданами; международными и зарубежными органами и организациями в области охраны окружающей среды, природопользования и землепользования.

2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1 Организация мониторинга земель в Самарской области

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации государственный мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земель. Мониторинг земель является составной частью государственного мониторинга окружающей природной среды и входит в Единую государственную систему экологического мониторинга. Объектами мониторинга земель являются все земли субъекта независимо от форм собственности, целевого назначения и характера использования земель.

В зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории государственный мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным, и осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами.

Порядок осуществления государственного мониторинга земель определен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2002 года № 846 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель».

В перечень основных задач государственного мониторинга земель входит:

Своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;

Информационное обеспечение деятельности по ведению государственного земельного кадастра, осуществлению государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций в области государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

Обеспечение граждан информацией о состоянии земель.

Мониторинг включает в себя:

Сбор информации о состоянии земель, ее обработку и хранение;

Непрерывное наблюдение за использованием земель, исходя из их целевого назначения и разрешенного использования;

Анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.

Одним из современных методов контроля за использованием и состоянием земельных ресурсов является определение качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов и составление на их основе карт плодородия на определенный момент времени, которые представляют сопоставимые и систематизированные сведения о состоянии и использовании сельскохозяйственных угодий, степени их деградации. Эти сведения необходимы для выявления динамики основных свойств почв, проведения государственной кадастровой оценки земель, принятия решений, связанных с охраной земельных ресурсов и их рациональным использованием, ведения мониторинга земель.

Мониторинг осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Регулирование деятельности в сфере ведения мониторинга осуществляет Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.

Сбор и обработка данных, полученных в ходе проведения мониторинга, а также подготовка прогнозов и рекомендаций, касающихся особо опасных явлений и процессов, связанных с состоянием земель, осуществляются территориальными органами и организациями Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующими в осуществлении мониторинга, а также органами местного самоуправления.

По официальным данным Самарская область сегодня – один из наиболее неблагоприятных регионов по показателям загрязнения земельных ресурсов. Экологическое состояние окружающей среды в области обусловлено несбалансированным с природными экосистемами размещением и развитием на ее территории производительных сил. Самарская область – один из самых урбанизированных регионов России – перенасыщена крупнейшими предприятиями, отраслевая направленность которых и их технологическая инфраструктура (газопродуктопроводы, нефтепродуктопроводы, автодороги и железные дороги) сформировали мощный технологический пресс на окружающую среду и обусловили возникновение в области сложной экологической ситуации.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 г. № 418 и постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 г. № 202 «Вопросы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости», Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости осуществляет функции по оказанию государственных услуг в сфере государственного мониторинга земель.

В 2006 году в целях реализации полномочий по государственному мониторингу земель и мероприятий подпрограммы «Создание системы кадастра недвижимости (2006–2011 годы)» Федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002–2007 годы)» Роснедвижимостью на основании государственных контрактов проводились работы по:

– созданию инфраструктуры пространственных данных государственного кадастра недвижимости;

– изучению состояния и использования земель в Российской Федерации;

– созданию современных технологий мониторинга земель на основе данных космической съемки.

Состав информационных ресурсов системы государственного мониторинга земель, информационные технологии и средства их обеспечения, защита информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах, регулируются Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации», а также иными нормативными и правовыми документами. Информационные ресурсы системы государственного мониторинга земель являются официальными, и их используют при регистрации права собственности на землю, ведении государственного земельного кадастра, землеустройстве, земельном контроле, планировании рационального использования земель, оценке земель и принятии управленческих решений по организации и эффективному использованию земельных ресурсов, выводе их из оборота, консервации и восстановлении деградированных и нарушенных земель, реабилитации загрязненных и санации биологически зараженных земель, определении штрафных санкций за нарушение правовых норм землепользования, деградацию, загрязнение и биологическое заражение земель.

Территориальные органы Роснедвижимости по результатам ведения мониторинга земель предоставляют федеральному органу и в органы государственной власти субъектов Российской Федерации региональные доклады о состоянии земель, а при выявлении особо опасных процессов - оперативную сводку. Эти доклады доводят до органов управления с соответствующими предложениями по предотвращению и устранению негативных процессов на земле, используют для ведения земельного кадастра и осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель.

Юридические и физические лица, связанные с производственной и иной деятельностью, включая проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, а также использование земель и восстановление их состояния способами и методами, исключающими негативные воздействия на земли (уничтожение почвенного покрова, деградация и нарушение земель, зарастание сельскохозяйственных угодий кустарником, мелколесьем и сорными растениями, загрязнение земель пестицидами, тяжелыми металлами, радионуклидами и другими токсичными и вредными веществами, захламление земель отходами производства и потребления и иные негативные процессы), обязаны: участвовать в разработке и реализации мероприятий по мониторингу земель; вносить в соответствующие государственные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления предложения о финансировании работ по оценке и прогнозу изменений состояния и использования земель.

В целях предупреждения и устранения негативных воздействий и процессов на земельные ресурсы, вызванных продолжающимся интенсивным и нерациональным использованием земельного фонда России, минимизации разрушения почвенного покрова при разведке и добыче полезных ископаемых, строительстве и иной хозяйственной деятельности, получения объективной и своевременной информации для ведения государственного земельного кадастра, включая учет земель, осуществления государственного земельного контроля, землеустройства, планирования и реализации мероприятий, связанных с воздействием на земли, необходимы дальнейшее совершенствование многоуровневой системы государственного мониторинга земель и обеспечение его функционирования на землях всех категорий.


2.2 Анализ качественного состояния земель в Самарской области (на примере полигона «Волжский»)

В 2007 году работы по мониторингу земель в Самарской области были представлены в основном проведением инвентаризации земель населенных пунктов – 4 городских округов (Самара, Жигулевск, Новокуйбышевск, Чапаевск), составлением ежегодного регионального доклада о состоянии и использовании земель.

За счет средств федерального бюджета проведены работы по изучению состояния и использования земель с использованием полигонов государственного мониторинга земель.

На территории Самарской области полигоном государственного мониторинга земель определен муниципальный район Волжский - пригородный к городскому округу Самара район.

По результатам выполненных работ составлен паспорт полигона «Волжский».

Волжский район Самарской области включен в перечень полигонов государственного мониторинга земель, на которых планируется осуществлять постоянные наблюдения и анализ состояния и использования земельного фонда. Работы по сбору и анализу фондовых картографических, землеустроительных, почвенных, геоботанических и иных материалов по Волжскому району Самарской области проводились с целью формирования базовой информации о состоянии и использовании земель на полигоне государственного мониторинга земель «Волжский». Работы выполнялись в соответствии с этапом «Сбор и анализ базовой информации состояния и использования земель и данных о выполненных ранее картографических работах на территории каждого из выбранных полигонов государственного мониторинга земель, их систематизация» раздела «Изучение состояния и использования земель с использованием полигонов государственного мониторинга земель» государственного контракта № К-05/51 от 05.04.2007г. «Изучение состояния и использования земель на территории Российской Федерации».

Управление федерального агентства кадастра объектов недвижимости располагает актуализированными и доброкачественными (в соответствии с нормативными техническими документами) материалами, позволяющими судить об использовании земель по землям поселений на площадь 253 тыс. га, а на земли иных категорий – 5014,3 тыс. га, а также материалами, позволяющими судить о качественном состоянии земель (материалы почвенных, геоботанических и иных специальных обследований) на площадь 3818,5 тыс. га.

На земли сельскохозяйственного назначения имеются материалы почвенных и геоботанических обследований разных лет (масштаб 1:10000, 1:25000, 1:50000, 1:200000) и не весь материал в настоящее время соответствует современным требованиям.

Полигон государственного мониторинга земель «Волжский» расположен в центральной части Самарской области, в бассейне р. Волги и ее левых притоков - рек Сока, Самары и Чапаевки. Полигон граничит с Ставропольским, Красноярским, Кинельским, Нефтегорским, Большеглушинским, Красноармейским и Безенчукским районами Самарской области. Площадь полигона составляет 2481,15 кв.км.

В составе земельного фонда преобладают сельскохозяйственные земли. По данным земельного баланса на 1 января 2008 г. к категории земель сельскохозяйственного назначения относится 170,621 тыс. га или 68,8 % территории Волжского района Самарской области. Основную площадь сельскохозяйственных угодий занимает пашня - 47,45%. Это свидетельствует о высокой сельскохозяйственной освоенности земельного фонда. На земли лесного фонда в Волжском районе приходится - 16,86%. Доля остальных категорий земель существенно ниже: земли застройки - 1,78%, земли под дорогами, коммуникациями, улицами, площадями - 2,86%, водный фонд - 4,93%, болота - 1,65%. Государственные земли природного национального парка «Самарская Лука» занимает площадь - 26,897 тыс. га.

Характеристика использования земель по данным государственного мониторинга земель представлена в таблице 2.3.5.

Таблица 2.3.5. Структура земельных угодий Волжского района Самарской области

Наименование угодий Площадь, тыс. га Доля от общей площади, %
1 2 3 4
1 С/х угодья всего, в том числе: 163,154 65,76
1.1. пашня 117,745 47,45
1.2. залежь 1,431 0,58
1.3. многолетние насаждения 4,816 1,94
1.4. сенокосы и пастбища 39,162 15,79
2 Земли в стадии мелиоративного строительства и восстановления плодородия 0,311 0,13
3 Земли под древесно-кустарниковой растительностью, не входящей в лесной фонд 6,827 2,75
4 Лесные земли 41,840 16,86
5 Земли застройки 4,426 1,78
6 Земли под дорогами, коммуникациями, улицами, площадями 7,092 2,86
7 Земли под водой 12,225 4,93
8 Болота 4,085 1.65
9 Нарушенные земли 1,072 0,43
10 Прочие земли 7,083 2,85
Общая площадь 248,115 100

Общая площадь сельскохозяйственных угодий в границах Волжского района по состоянию на 01.01.2003 г. составляет 163155 га. Площадь обследования составила 153847 га, в том числе пашни - 114834 га, многолетних наслаждений - 4462 га, сенокосов - 9895 га, пастбищ - 24656 га. В площадь обследованияне вошли сельхозугодья поселений, промышленных предприятий и лесного фонда.

При сравнении антропогенный изменений почв пашни за период 1992 и 2002 годов наблюдается следующая динамика:

На 816 га увеличилась площадь переувлажнённой пашни, вызывающей задержки весенней обработки.

На 53 га увеличилась площадь пашни с вторичным засолением и составила 1115 га. Участок с вторично засоленными и переувлажненными почвами площадью 53 га, выявленный в СПК «50 лет СССР» в 1992 году, в настоящее время отведен под строительство, поэтому общая площадь почв с вторичным засолением и переувлажнением уменьшилась на 53 га.

На 32 га уменьшилась площадь нарушенных земель. В СХПК «Новый Путь» большую площадь занимали нарушенные земли - 389 га. Это участки пашни около нефтяных вышек и качалок. Кроме того, нарушенные земли выявлены в АОЗТ «Октябрьский» - 16 га и в АОЗТ «Смышляевский» - 41 га. В настоящее время эти земли рекультивированы. Площадь нарушенных земель в целом по району составила 1072 га по состоянию на 01,01. 2008 года.

На 57 га увеличилась площадь пашни, загрязненной нефтью и составила 257 га. Наибольшая площадь пашни, загрязненной нефтью - 200 га была выявлена в 1992 году в СХПК «Новый путь». Рекультивация этих участков пашни, расположенных около нефтяных вышек и качалок не проводилась. Кроме этого, были выявлены участки пашни, загрязненной нефтью: в АОЗТ СХП «Черновский» - на площади 25 га, в государственном племенном заводе «Кряж» - 24 га, в МСПП «Юбилейный» - 8 га.

В ЗАО « Восход» выявлен участок пашни площадью 3 га, замусоренный бытовыми отходами.

Для анализа данных приведенных в настоящем информационном отчете использовалась информация технического отчета почвенного обследования сельскохозяйственных земель, утвержденного Постановлением Главы администрации Волжского района от 14.10.2002 г.


3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ

Россия располагает огромными земельными ресурсами, являющимися национальным богатством страны, однако используются они крайне неэффективно. Во многих регионах уровень негативного воздействия на земли достиг критического значения. Реальна угроза полного истощения и загрязнения земель, играющих роль важнейшего средства производства.

Особое место в системе наблюдений за состоянием и использованием земель должно быть отведено получению достоверной и своевременной информации об их качестве посредством применения современных технологий и методов дистанционного зондирования, позволяющей обеспечить тематическое картографирование изменений качества земель, своевременно производить анализ, оценку и прогноз проявления основных негативных процессов на землях, разрабатывать и принимать меры по их предотвращению и устранению, систематически вести государственный мониторинг земель для получения необходимых данных, включаемых в государственный земельный кадастр, получать объективную характеристику земельного фонда страны, вести государственную оценку земель, определять земельные платежи с учетом состояния качества земель и решать другие задачи, обеспечивающие государственную безопасность страны.

Наличие полной и достоверной информации - важнейший фактор при принятии любых управленческих решений. Помимо ведущей роли в государственном управлении земельными ресурсами информация о состоянии и использовании (в том числе об истории использования) земель необходима для информационного обеспечения рынка земель, а также для целей государственного земельного кадастра при определении кадастровой стоимости. Недостаток информации о свойствах земли как приобретаемого товара, качественная характеристика которого является определяющей, приведет к неоправданному занижению (либо завышению) стоимости земельных участков, создаст многочисленные прецеденты для возникновения судебных споров в соответствии с существующим земельным и экологическим законодательством.

Следует особо отметить актуальность рассмотрения проблем национальной безопасности, относящихся к состоянию и использованию земель России.

Система мониторинга предполагает работу с большими массивами разнообразной информации, включающими различные данные: по структуре региона, гидрометеорологических измерений, о концентрациях вредных веществ в окружающей среде; по итогам картографирования и аэрокосмического зондирования, о результатах биологических исследований и др.

Программой определены следующие цели и задачи:

Стратегическая цель: Обеспечение рационального и эффективного использования земель в Российской Федерации

Первая задача. Совершенствование государственного регулирования землеустройства в Российской Федерации.

Задача 2. Совершенствование системы государственного мониторинга земель. Срок реализации программы: 2002-2008

В рамках указанной Федеральной целевой программы в регионах должны быть разработаны и реализованы региональные программы совершенствования государственного мониторинга земель и регулирования землеустройства для:

Своевременного выявления изменений состояния земель, оценки этих изменений, прогноза и выработки рекомендаций о предупреждении развития негативных процессов и об устранении их последствий;

обеспечения оборота земель, рационального использования земель и их охраны;

Информационного обеспечения заинтересованных лиц и органов власти информацией о состоянии и использовании земель.

Выполнение данной задачи характеризуется следующими показателями:

В 2004 году общая площадь изученности состояния земель составляла 60753,1 тыс. гектара. К 1 января 2009 году размер данной площади увеличится до 72 753,1 тыс. гектара. График работы по данному направлению показан на рисунке 3.2. Увеличение общей площади изученности использования земель (в процентах к базовому году).

Рис. 3.2. Увеличение общей площади изученности состояния земель

В 2004 году общая площадь изученности земель составляла 114668,3 тыс. гектара. К 1 января 2009 года размер данной площади увеличится до 137 602,3 тыс гектара. График работы по данному направлению представлен на рисунке 3.3.


Рис. 3.3. Увеличение общей площади изученности использования земель

Увеличение площади земель, на которые разработаны прогнозы и даны рекомендации по предупреждению и устранению негативных процессов.

В 2004 году площади земель, на которые разработаны прогнозы и даны рекомендации по предупреждению и устранению негативных процессов составляла 16206 тыс. га. К 1 января 2009 года размер данной площади увеличится до 17826 тыс. га. График работы по данному направлению представлен на рисунке 3.4.

Рис. 3.4. Увеличение площади земель, на которые разработаны прогнозы и даны рекомендации по предупреждению и устранению негативных процессов


На выполнение данной задачи будет задействованы сотрудники Управления мониторинга земель, землеустройства и территориального планирования центрального аппарата Агентства, сотрудники территориальных органов Агентства, сотрудники подрядных организаций.

В рамках региональных программ можно предложить осуществлять следующие мероприятия:

1) Техническое оснащение структур, обеспечивающих сбор, обработку и анализ материалов и данных;

2) Техническое оснащение фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства и мониторинга земель;

3) Разработка методик и нормативно-технических документов;

4) Выполнение аэро- и космических съёмок;

5) Мониторинг состояния и использования различных категорий земель;

6) Обеспечение функционирования сети полигонов;

7) Осуществление почвенных, геоботанических и иных специальных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);

8) Оценка качества земель

9) Разработка схем по использованию и охране земель;

10)Анализ информации и прогноз изменения состояния и использования земель;

11)Создание и обновление базовых карт земель (в т.ч. ортофотопланов, цифровых и электронных версий);

12)Создание и обновление тематических карт и атласов состояния и использования земель (в т.ч. цифровых и электронных версий);

13)Разработка проектов перераспределения земель сельскохозяйственного назначения;

14)Зонирование межселенных территорий;

15)Формирование баз данных ГМЗ;

16)Информационное обеспечение заинтересованных лиц и органов власти;

20) Проектирование АС ГМЗ;

21) Разработка программного обеспечения АС ГМЗ;

22) Подготовка и переподготовка специалистов;

23) Методологическое обеспечение.

Основные показатели реализации программ показаны в приложении 2.

В рамках региональных программ необходимо осуществлять:

Формирование инфраструктуры пространственных данных кадастра объектов недвижимости; создание цифровой (картографической) основы кадастра, мониторинга и землеустройства;

Выполнение работ выявлению изменений состояния земель и иных объектов недвижимости, оценка этих изменений;

Информационное обеспечение деятельности по ведению государственного земельного кадастра, кадастра объектов недвижимости, землеустройства, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель;

Обеспечение граждан информацией о состоянии земель;

Иные функций в области государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства.

Выполнение данной задачи должно характеризоваться следующими показателями:

Фактическое выполнение запланированных объемов работ по изучению состояния и использования земель в процентах к плану;

Увеличение общей площади изученности состояния земель (в процентах к базовому году).

В 2004 году общая площадь изученности состояния земель в России составляла 60 753,1 тыс. гектар. Реализация мероприятий по совершенствованию государственного мониторинга земель позволит к 1 января 2009 года размер данной площади увеличить до 72 753,1 тыс. гектар.

График работы по данному направлению представлен в табл.3.1.

Таблица 3.1 Увеличение общей площади изученности состояния земель РФ

В 2004 году общая площадь изученности использования земель составляла 114 668,3 тыс. гектар. К 1 января 2009 года размер данной площади должен увеличится до 137 602,3 тыс. гектар. График работы по данному направлению представлен в табл. 3.2.

Таблица 3.2 Увеличение общей площади изученности использования земель

В 2004 году площади земель, на которые разработаны прогнозы и даны рекомендации по предупреждению и устранению негативных процессов составляла 16 206 тыс. гектар. К 1 января 2009 года размер данной площади должен увеличится до 17 826 тыс. гектар. График работы по данному направлению представлены в табл.3.3.

Таблица 3.3 Увеличение площади земель, на которые разработаны прогнозы и даны рекомендации по предупреждению и устранению негативных процессов


На выполнение данной задачи должны быть задействованы сотрудники Управления мониторинга земель, землеустройства и территориального планирования центрального аппарата федерального агентства кадастра и объектов недвижимости, сотрудники территориальных органов Агентства, сотрудники подрядных организаций.

На современном этапе социально-экономического развития России земля в рамках Гражданского Кодекса РФ отнесена к недвижимости, вовлекается в оборот и приобретает свойства товара. В целях объективного определения налогооблагаемой, залоговой и кадастровой стоимости земельных участков необходимо иметь базовую и оперативную кадастровую информацию о состоянии земель по показателям плодородия, экологическим характеристикам и критериям, которые необходимы для реализации целевого назначения и разрешенного использования земель.

Особое место должны занять в стране работы, направленные на получение объективной и достоверной информации о качестве и экономическом состоянии земель. Цивилизованный оборот земли необходимо обеспечить стартовой информацией о качестве и экономическом состоянии земель, вести наблюдения для своевременного выявления их изменений и принятия мер по предупреждению и устранению негативных процессов на землях, обеспечению их рационального использования и охраны.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог данной работы хотелось бы сказать, что таким образом, в результате осуществления мониторинга земель собирают оперативную информацию о негативных изменениях, происходящих в земельном фонде и его отдельных категориях, что является основой для ведения земельного кадастра, оценки эколого-экономической ущербов (рисков), планировании природоохранных мероприятий.

Так же необходимо упомянуть о том, что углубление земельной реформы в России вызывает необходимость дальнейшего совершенствования правового механизма охраны почв как природного ресурса, внесения соответствующих поправок в природоохранительное, земельное и административное законодательство, укрепления судебной системы и усиления государственного земельного контроля.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сидорин А.М. Современное жилище: Часть вторая Градостроительные предпосылки создания доступного, достаточного и адекватного жилища / А. М. Сидорин // Архитектура и строительство России. - 2008. - № 2.-С.3-17.

2. Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности: (Из Постановления Правительства РФ от 03.04.2008 №234) // Строй-инфо. - 2008. - №8. - С.25-26.

3. Мясоутова Г.Х. Приобретение земельных участков для производственных нужд: юридическое оформление и учет / Г. X. Мясоутова // Бухгалтерский учет. - 2008. - №8. - С.8-14.

4. Федеральный закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" : Закон от 13.05.2008г. №66-ФЗ

// Российская газета. - 2008. - №105. - С.4.

5. Федеральный закон о государственном кадастре недвижимости: Закон от 24 июля 2007г. № 221-фз // Экономика и учет в строительстве. - 2008. - №7. - С. 19-60.

6. Большаков А. Земельные доли в Самарской области / А. Большаков // Новости рынка недвижимости. - 2008. - №26. - С. 11.

7. Современное землеустройство в России: совершенствование законодательной базы: Постатейный комментарий федерального закона "О

землеустройстве" в последней редакции // Библиотечка "Российской газеты". - 2008. - №19. - С. 3 - 126.

8. Принципы построения систем мониторинга / Е. Король // Высотные здания. - 2008. - №5. - С. 123 - 125.

9. Сладкопевцев С.А. Космический мониторинг в решении проблем городского земельного кадастра / С. А. Сладкопевцев, С. Л. Дроздов // Известия высших учебных заведений.Геодезия и аэрофотосъемка. - 2006.-№3. - С.77-82 .

10. Мельникова Б.Б. Разработка теоретических основ создания космического мониторинга с целью обеспечения оперативной информацией ГИС городского земельного кадастра (мониторинг озелененных территорий) / Е. Б. Мельникова // Известия высших учебных заведений.Геодезия и аэрофотосъемка. - 2006.-№4. - С.91-104.

11. Земельный кодекс РСФСР: Офиц.текст по состоянию на 15 декабря 2000 года. - М. : Изд.группа НОРМА-ИНФРА.М, 2001. - 45с.

12. Сулин М.А. Основы землеустройства: Учеб.пособие для студ.вузов / Сулин,Михаил Александрович. - СПб. : Лань, 2002. - 127с.

14. Земельный кодекс Российской Федерации: По состоянию на 15 октября 2003г. - М.: Проф.юрид.системы "Кодекс";ТК Велби;Изд-во Проспект, 2003. - 79с.

15. Губина М. В. Основы градостроительного менеджмента и мониторинга: Учеб.пособие для вузов / Губина,Мария Владимировна. - Киев: ВИРА-Р, 2002. - 247с.

1

В статье проведен анализ системы мониторинга в сфере земельно-кадастровых отношений. Даны предложенияпо совершенствованиюведения мониторинга. Представленановаямодельпроведения мониторинга в сфере земельно-кадастровыхотношений, выраженная через организационно-стратегическую модель, которая способствует эффективной организации работ, достоверному сбору информации. Предложенная модель будет способствовать эффективному сбору данных и развитию всей концепции государственного и политического устройства в сфере земельно-кадастровых отношений, анализу возникающих проблем, по причине которых значительная часть информации не находит отражения в государственном кадастре недвижимости, что приводит к большому числу спорных вопросов в сфере создания картографического материалаи статистических данных об объектах недвижимости. Разработанные авторами пути решения проблем в технологическом и методологическом обеспечении формирования интерактивной современной базы данных, а также применение геоинформационных технологий дает возможность проведенияглубокого комплексного стратегического мониторинга в сфере кадастровых отношений.

территория.

эффективность

организация стратегического мониторинга

земельно-кадастровые отношения

мониторинг

1. Васильев, А.Н. Автоматизация кадастровых технологий с применением геоинформационных систем: учебное пособие / А.Н. Васильев, А.А. Царенко, И.В. Шмидт. – Саратов, 2011. – 205с.ISBN 978-5- 9758-1355-8.

2. Васильев А.Н., Царенко А.А., Шмидт И.В. Применение кадастровых технологий на основе ГИС. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. – 2012. – № 5(89)/2012. – С. 62-70.

3. Мурашова А.А., Тарбаев В.А., Галкин М.П. Анализ показателей мониторинга сельскохозяйственных земель // ВестникСаратовского госагроуниверситета им. Н.И. Вавилова.– 2014. – № 08(20)/2014. – С. 27-31.

4. Обущенко С.В., Чичкин А.П., Гнеденко В.В. Мониторинг земель сельскохозяйственного назначения Самарской области (на примере Безенчукского района)Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2012. – №12. – С. 23-26. URL: http://www.rae.ru/upfs/pdf/2012/12/2012_12_05.pdf (дата обращения: 06.05.2015).

5. Официальный сайт Росреестра [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rosreestr.ru, свободный (дата обращения: 06.05.2015).

6. Официальный сайт Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.to64.rosreestr.ru/kadastr/zemleustroistvo_i_gos_monitoring__/info_sost_ispol_zemel_/, свободный (дата обращения: 06.05.2015).

7. Российская Федерация. Законы. Земельный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/12124624/, свободный (дата обращения: 06.05.2015).

8. Семочкин В.Н., Иванов Н.И., Семочкин И.В. Проблемные вопросы организации использования земель и их охраны в Российской Федерации // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2010. – № 6. – С. 52-56.

9. Цветков В.Я. Мониторинг земель // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 4. – С. 49-50. URL: www..05.2015).

Проводимые в настоящее время преобразования в сфере земельно-кадастровых отношений требуют нового взгляда и подхода к информационной базе в системе развития и управления территориями. При этом актуализация последовательного формирования единой эффективной системы сбора, регистрации, хранения, анализа, оценки и описания признаков (параметров) объекта мониторинга для вынесения суждения о состоянии или поведении объекта в целом является одной из приоритетных.

В целом мониторинг - это непрерывный процесс наблюдения и регистрации параметров объекта, в сравнении с заданными критериями. В его совершенствовании главное, на основании анализа небольшого количества характеристик признаков объекта, сделать правильное безошибочное заключение, построить прогноз дальнейшего его развития, при этом сохранить и увеличить информационную базу.

Проблему мониторинга земель рассматривают много отечественных и зарубежных ученых.

Мониторинг земель представляет собой комплекс технологий, включающий анализ состояния и использования земель, прогноз изменения состояния, выработку рекомендаций для управления. Анализ осуществляют по следующим направлениям: состояние и использование земель; изыскание резервов земель; охрана земель .

В Саратовской области основную площадь земель составляют сельскохозяйственные угодья. Распределение земель по категориям показывает преобладание в структуре земельного фонда области земель сельскохозяйственного назначения, на долю которых приходится 84,8 %, а также земель лесного фонда - 5,4 % . Поэтому именно на этих землях проведение мониторинга необходимо и значимо.

Нельзя не согласиться с авторами работы : «Увеличение объёмов сельскохозяйственной продукции, обеспечение продовольственной и экономической безопасности области на среднесрочную перспективу предусматривается, прежде всего, за счёт эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения. Решение этих задач возможно лишь при условии достоверной информации о состоянии их плодородия, наблюдения, контроля и управления плодородием почвы в процессе сельскохозяйственного использования». Достоверная информация о земельных участках должна содержаться в системе кадастра недвижимости.

Любая деятельность в сфере ведения кадастра объектов недвижимости невозможна без использования информации. При этом наибольшую практическую значимость имеют данные, предоставленные в удобном для многократного использования систематизированном виде, т.е. в виде информационных ресурсов, таких как базы данных, цифровые карты и атласы, каталоги, справочники, архивные фонды и др..

Цель исследования. Рассматривая современную систему мониторинга в сфере земельно-кадастровых отношений, мы объединяем возникающую взаимосвязь между ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности и пользованием, распоряжением землей, включая количественную и качественную оценку земли. Также распределение ее по земельным собственникам (государство, юридические и гражданские лица), установление правового регулирования (права продажи, наследования, дарения, сдачи в аренду, залога, обмена, использования в качестве взноса), порядка выкупа, образования общей или общей долевой собственности, правил функционирования рынка земли, методов и форм регулирования этих отношений со стороны государства.

Анализируя все аспекты этого направления, мы не должны забывать об установленных 11 принципах земельного законодательства в соответствии со статьей 1 Земельного кодекса РФ, которые отражают специфику предмета и цели регулирования комплексного характера земельного законодательства, в систему которого интегрированы нормы разной отраслевой принадлежности, устанавливающие и охраняющие права, связанные с землей.

На равных правах с Конституцией и Гражданским кодексом земельное законодательство включает в себя большое число специальных норм, представленных Земельным кодексом и рядом других федеральных законов и законодательными актами субъектов РФ, принятых ими в пределах своей компетенции. Также некоторые права, связанные с земельными отношениями, регулируются нормами административного, налогового, уголовного права в части установления полномочий государственных и муниципальных органов в соответствующей сфере и ответственности за нарушение земельных прав .

Разобрав земельные, кадастровые и правовые отношения, мы отводим специфическую и немаловажную роль обшей системе мониторинга. Тогда как мониторинговые наблюдения сопряжены с большими трудозатратамина сбор и обработку информации. Например, рассматривая показатели программ развития сельского хозяйства, следует отметить, что прослеживается определенная преемственность использования информации. Вместе с тем отсутствие четкой и обоснованной методологии ограничивает возможность сопоставительного анализа результатов. Надо отметить, что в системе государственного мониторинга только земель сельскохозяйственного назначения насчитывается 80 показателей, из них 29 формируются Минсельхозом России, в Росреестре- 8, в Россельхознадзоре - 8, в Росгидромете (метеорологические показатели) - 15. К компетенции Росстата относится формирование 9 показателей, кроме того, 11 показателей формируются Минсельхозом совместно с другими ведомствами (Росстат, Росреестр).

В связи с этим для повышения качества системы мы предлагаем усовершенствовать схему ведения мониторинга, предложив модель стратегического мониторинга, с помощью которой можно будет решить множественный спектр задач этой области.

Материал и методы исследования.Качество системы мониторинга определяется эффективностью ее функционирования и выражается через получение первоначальной информации об объекте, в тоже время она должна быть актуальной, точной, достоверной, полной и своевременной. Эффективность системы снижается за счет недостаточно четко сформулированным целям и поставленным задачам, неправильной систематизации материала, а также алгоритма сбора информации об объекте мониторинга, характеризующего его признаки.

В последние годы качество системы мониторинга в сфере земельно-кадастровых отношений заметно снизилось, что привело к потере информационных данных об объектах и появлению большого количества ошибок и несоответствий в этом направлении. Разными учеными предлагаются пути решения этой проблемы.

Среди предлагаемых мер по организации рационального землепользования авторы работы выделяют обязательность разработки плановых и проектных документов по землеустройству на федеральном, региональном, муниципальном и местных уровнях. На примере схемы землеустройства административного района определены этапы разработки данного документа и их содержание.

Анализ системы мониторинга показал, что совершенствование механизма ведения системы этой области на сегодняшний день очень актуально. В связи с этим важнейшим становится предложенный нами комплексный подход совершенствования системы мониторинга в сфере земельно-кадастровых отношений, т.е. ведение мониторинга по модели с применением современных передовых технических средств и технологий (геоинформационных систем (ГИС), дистанционного зондирования и т.д.) .

Считается, что скрупулезное рассмотрение объекта не всегда обязательно при этом, забывается о том, что созданная полноценная информационная база данных позволит сделать анализ не только об исследуемом объекте, но и создать общую картину с учетом исторических и географических факторов. Конечно, система сама по себе не является панацеей, но предлагаемый нами современный комплексный подход к проведению мероприятий, по какому-либо объекту мониторинга, будет способствовать правильному формированию точной концепции ведения мониторинга.

Результаты исследования и их обсуждение.Представим систему не только состояния земельных ресурсов, но и прочно связанную с ними недвижимость, а также состояние земельного фонда в целом и административных районов, населённых пунктов, землевладений, землепользователей, ландшафтно-экологических комплексов, воздействий негативных процессов, явлений и др., в итоге получим адекватную земельно-кадастровую информацию об исследуемых объектах мониторинга.

Рекомендуемая нами модель не решит всех проблем, но будет содействовать их сокращению. Предлагаемая модель стратегического мониторинга носит характер организационно-технологической схемы для формирования интерактивной информационной базы данных. Основываясь на точных прогнозах, можно безошибочно спланировать работу системы мониторинга, а правильный научно-исследовательский подход к ее данным послужит платформой для ГИС. На рисунке 1 представлена созданная нами модель-схема ведения и организации стратегического мониторинга. Правильная организация мониторинга создаст условия для повышения эффективности использования земли и недвижимости.Своевременного выявления изменений их состояния, выработки рекомендаций о предупреждении и устранении негативных процессов, а информационное обеспечение позволит контролировать (госземнадзор)использование и охрану земельных ресурсов, а также землеустройство, обеспечивая граждан информацией о состоянии окружающей среды и части состояния земель и недвижимости.

Рис.1. Модель-схема организации стратегического мониторинга

Организация мониторинга по предложенной модели нашла успешное применение(была апробирована) при проведении научных исследований

Государственный мониторинг земель – система наблюдений за состоянием земель. Мониторинг земель выполняет базовую, связующую роль всех иных мониторингов и кадастров природных ресурсов. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в РФ. Мониторинг земель включает непрерывное наблюдение за использованием земель в соответствии с категориями и целевым назначением земель. Государственный мониторинг земель осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами. Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается Правительством РФ.

Цели мониторинга земель – выявление изменений состояния земель, их оценка, прогноз, предотвращение и устранение последствий негативных процессов, выработка рекомендаций, совершенствование и внедрение новых методов дистанционного зондирования, технических средств и технологий мониторинга земель.

Задачами мониторинга земель являются:

1) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;

2) информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

3) обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

Принципы ведения мониторинга земель:

1) достоверность и точность данных, соответствие их фактическому состоянию и использованию земельных ресурсов;

2)единство методов и технологий, согласованность ведения мониторинга земель; экономичность и эффективность;

3)взаимная совместимость и сопоставимость разнородных данных;

4)централизованное руководство по единой методике в масштабе РФ;

5)наглядность и доступность сведений, за исключением сведений, составляющих государственную или коммерческую тайну.

Содержание мониторинга земель – систематическое наблюдение за состоянием земель, выявление изменений и оценка: состояния землепользований; плодородия почв, зарастания сельскохозяйственных угодий, загрязнения земель; состояния береговых линий водоемов, гидротехнических сооружений; образования оврагов, оползней, селевых потоков и других явлений; состояния земель поселений, объектов неф-те– и газодобычи, очистных сооружений, свалок, складов горючесмазочных материалов, удобрений, стоянок автотранспорта, захоронения промышленных отходов. Виды мониторинга земель. В зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории государственный мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным. Методы ведения мониторинга земель:

1) натуральные наблюдения (экспедиционные, стационарные, комплексные, фоновые, дистанционные);

2) автоматизированная система мониторинга земель (информационно-поисковая система, система обработки данных, система комплексной интерпретации данных, прогнозно-диагностическая система и система управления);

3) договорные формы на выполнение проектных и изыскательских работ по землеустройству, земельному кадастру, мониторингу земель.

УДК 528.91:004:332 И.А. Гиниятов, А.Л. Ильиных СГГА, Новосибирск ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГЕОИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В статье рассмотрены возможности совершенствования геоинформационного обеспечения мониторинга земель сельскохозяйственного назначения. I.A. Giniyatov, A.L. Ilyinykh Siberian State Academy of Geodesy (SSGA) 10 Plakhotnogo Ul, Novosibirsk, 630108, Russian Federation THE WAYS OF IMPROVING GIS DATAWARE FOR AGRICULTURAL LAND MONITORING Different ways of improving GIS dataware for agricultural lands monitoring are described. Почвенный покров, особенно сельскохозяйственных угодий, подвержен деградации и загрязнению, теряет устойчивость к разрушению, способность к восстановлению свойств и, в частности, плодородия. В настоящее время по-прежнему в большинстве субъектов Российской Федерации продолжается снижение плодородия почв, ухудшается состояние земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства . В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации на всей территории страны осуществляется ведение государственного мониторинга земель, который представляет собой систему наблюдений за состоянием земель Российской Федерации и является частью государственного мониторинга окружающей среды . Государственный мониторинг земель служит для выявления всех изменений, связанных с состоянием и использованием земель, оценки и прогнозирования этих изменений, а также разработки, на основе полученных сведений, рекомендаций по рациональному управлению территориями, устранению негативных влияний, связанных с природными и антропогенными процессами. Круг задач и предметная область мониторинга земель определяются «Положением об осуществлении государственного мониторинга земель» : Своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и рекомендации по предупреждению и устранению последствий негативных процессов; Информационное обеспечение деятельности по ведению государственного кадастра недвижимости, осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель, иных функций в области государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства; Обеспечение граждан информацией о состоянии земель; Хранение систематизированной информации в государственном фонде материалов и данных мониторинга земель. Рациональное и эффективное использование земель не может осуществляться без наличия своевременной и достоверной информации. Поэтому основная функция мониторинга земель, как системы, заключается в обновлении информации о состоянии и использовании земель. Кроме того, информация мониторинга земель может быть использована для целей земельного контроля и земельного законодательства. При такой постановке вопроса функции мониторинга земель расширяются и могут быть распространены на задачи контроля состояния посевов, лесной растительности и водных объектов. Основой осуществления государственного мониторинга земель, как метода информационного обеспечения государственного кадастра недвижимости, организации структур и технологий сбора, хранения и использования, получаемых при этом сведений, служит Федеральный закон «Об информатизации, информатике и защите информации» № 24-ФЗ от 20.02.1995 г. . При организации и проведении мониторинга земель сельскохозяйственного назначения отмечается недостаточность решений следующих вопросов: Недостаточная открытость и оперативность системы мониторинга для внесения изменений о состоянии и пространственном положении земель; Слабая координация планов и программ создания и обновления информационных систем на различных уровнях (местном, региональном и федеральном); Локальность и поэтапность обновления информации; Дороговизна внедрения высоких технологий получения, обработки, хранения и передачи обновляемой информации о землях. В качестве инструмента геоинформационного обеспечения мониторинга земель сельскохозяйственного назначения авторами была выбрана автоматизированная информационная система мониторинга земель сельскохозяйственного назначения (АИС МЗ). При этом должно осуществляться обеспечение ее необходимой информацией, включение в систему средств поиска, получения, хранения, накопления, передачи, обработки информации, организация баз (банков) данных . Информационное обеспечение мониторинга земель подразумевает предоставление необходимой информации для решения его конкретных задач. В этой связи, геоинформационное обеспечение мониторинга земель сельскохозяйственного назначения в каждом отдельном случае занимается информацией о конкретно рассматриваемом пространстве. Поэтому в качестве основной особенности геоинформации следует выделить ее цифровую форму, поскольку она формируется, сохраняется, преобразуется и используется компьютерной средой. Объектом деятельности по геоинформационному обеспечению мониторинга земель сельскохозяйственного назначения является информация о геопространстве – геоинформация. Именно сбор геоинформации о землях сельскохозяйственного назначения, ее преобразование и использование для получения результатов позволят получить актуальную и своевременную информацию для лиц, принимающих решения в сфере управления земельными ресурсами АПК в целом. Результатами геоинформационного обеспечения мониторинга земель сельскохозяйственного назначения являются непосредственно геоинформация, модели геопространства и пространственные решения, а также картографические изображения . Процесс геоинформационного обеспечения мониторинга земель сельскохозяйственного обеспечения заключается в сборе, получении, преобразовании и интеграции геоинформации о землях сельскохозяйственного назначения, моделировании геопространства, пространственном анализе, подготовке пространственных решений по функционированию сельскохозяйственной территории или преобразованию геопространства, а также в предоставлении результатов по запросам потребителей информации. В качестве основных направлений совершенствования геоинформационного обеспечения мониторинга земель сельскохозяйственного назначения можно выделить следующие: Внедрение современного программного обеспечения, способного учесть насущные потребности разработки и эксплуатации ГИС и АИС на этапах сбора геоинформации, преобразования проекций и систем координат, моделирования пространственных объектов, пространственного анализа; Разработка ГИС и АИС, способных осуществлять межведомственный обмен информацией и интеграцию в существующие кадастровые системы; Организация интерактивного информационного обеспечения на основе интернет-ресурсов; Создание автоматизированной информационной системы мониторинга земель сельскохозяйственного назначения, включающей в себя необходимую атрибутивную информацию и геоинформацию о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения (например, о состоянии почвенного покрова, о состоянии окружающей природной среды), дополненную информацией о недвижимом имуществе и людских ресурсах, необходимую для принятия управленческих решений в сфере АПК. Одним из путей совершенствования геоинформационного обеспечения территорий предлагается разработанная база геопространственных данных АИС МЗ. База геопространственных данных о состоянии территории строится на основе сведений, поступающих из различных источников и, в том числе, баз данных организаций, занимающихся регулярными или периодическими наблюдениями за состоянием и использованием земель сельскохозяйственного назначения: Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Министерства сельского хозяйства (Минсельхоз), Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество), Федеральной службы государственной статистики (Росстат), Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), сети Интернет и других, как показано на рис. 1. Росреестр Росгидромет Минсельхоз Росимущество БД АИС МЗ Интернет Росприроднадзор Росстат Рис. 1. Источники сведений о состоянии территории База данных содержит все необходимые сведения о состоянии земельных ресурсов, необходимые и достаточные для принятия управленческих решений в сфере земельных отношений. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Российская Федерация. Правительство. Об одобрении концепции развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях на период до 2020 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 30 июля 2010 г. № 1292-р. – Режим доступа: Консультант Плюс. – Загл. с экрана. 2. Российская Федерация. Законы. Земельный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (с изм. от 29 декабря 2010 г.). – Режим доступа: Гарант. – Загл. с экрана. 3. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Рос. Федерации от 28 ноября 2002 г. № 846. – Режим доступа: Консультант Плюс.- Загл. с экрана. 4. Российская Федерация. Законы. Об информатизации, информатике и защите информации [Электронный ресурс]: Федеральный закон № 24-ФЗ от 20.02.1995 г. (с изм. от 10 января 2003 г.). – Режим доступа: Гарант. - Загл. с экрана. 5. Гиниятов, И.А., Ильиных А.Л. К вопросу о создании автоматизированной информационной системы для целей управления территориями агропромышленного комплекса [Текст]/ И.А. Гиниятов, А.Л. Ильиных// Геодезия и картография. – 2008.- №2. – С. 51-53. 6. Гиниятов, И.А., Ильиных А.Л. Концептуальная модель автоматизированной информационной системы для целей управления агропромышленного комплекса [Текст] / И.А. Гиниятов, А.Л. Ильиных// ГЕОСибирь-2008. Т. 2: Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью. Ч. 1: сб. материалов IV Междунар. науч. конгр. «ГЕО-Сибирь2008», 22–24 апр. 2008 г., Новосибирск.– Новосибирск: СГГА, 2008. – С. 129131. 7. Гиниятов, И.А., Ильиных А.Л. Выбор системы показателей автоматизированной информационной системы мониторинга земель для целей управления агропромышленным комплексом [Текст] / И.А. Гиниятов, А.Л. Ильиных // ГЕО-Сибирь-2009: сб. материалов V междунар. науч. конгресса «ГЕО-Сибирь-2009» Новосибирск, 20–24 апреля 2009 г. – Новосибирск: СГГА, 2009.– Т.3 ч.2. - С. 165-169 8. Гиниятов, И.А., Ильиных А.Л. Особенности систематизации и интеграции информации при разработке автоматизированной информационной системы мониторинга земель для целей АПК [Текст]/ И.А. Гиниятов, А.Л. Ильиных // ГЕО-Сибирь-2010. Т. 3. Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью. Ч. 1: сб. материалов VI междунар. науч. конгресса «ГЕО-Сибирь-2010», 19–29 апреля 2010 г., Новосибирск.– Новосибирск: СГГА, 2010.– С. 241-245 9. Карпик, А.П. Методологические и технологические основы геоинформационного обеспечения территорий [Текст]: Монография/ А.П. Карпик. – Новосибирск: СГГА, 2004.– 260 с. И.А. Гиниятов, А.Л. Ильиных, 2011