Психология        30.10.2023   

Современные образовательные технологии: интерактивное обучение в вузе в условиях перехода на уровневую систему подготовки кадров Гордеева А.В. зав. кафедрой. Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе Презентация современные т

Слайд 2

Знакомство с образовательными технологиями

  • Понятие
  • Примеры отдельных технологий
  • Слайд 3

    Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить

    А.Дистервег

    Слайд 4

    Традиционная педагогика

    • Учитель учит - ученик учится
    • Учитель знает все - ученик не знает ничего
    • Учитель думает - ученик воспроизводит знания
    • Учитель говорит - ученик слушает
    • Учитель управляет - ученик подчиняется
    • Учитель активен - ученик пассивен
    • Учитель определяет содержание обучения - ученик к нему приспосабливается
    • Учитель авторитарен - ученик несвободен
    • Учитель- субъект обучения - ученик-объект обучения
  • Слайд 5

    Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

    Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результатеобъединенияусилийучителей разных предметов.

    Слайд 6

    Состояние разработки и утверждения стандартов

    1.ФГОС начального общего образованияутвержденприказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785)
    2. ФГОС основного общего образованияутвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 и зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от «01» февраля 2011 г. № 19644.
    3. ФГОС среднего (полного)общего образования - внесен в Совет по стандартам в ноябре 2010 года. На доработке

    Слайд 7

    Последовательность введения ФГОС

    • Введение ФГОС по мере готовности
    • Обязательное введение ФГОС
  • Слайд 8

    • Примерная основная образовательная программа основного общего образования к результатам образования, структуре (содержанию), условиям ее реализации.
    • Стандарт как совокупность требований к программе школы ФГОС основного общего образования Ст. 7 Закона «Об образовании».
  • Слайд 9

    Стандарт как совокупность трех систем требований к ООП

    • Требования к структуре ООП
    • Требования крезультатам освоения ООП
    • Ожидаемые достижения образования
    • Требования к условиям реализации ООП
    • Обеспечение организационных и педагогических условий деятельности системы образования ОУ
    • Ресурсы: кадры, материальная база, информация, финансы

    ст. 7 ФЗ РФ «Об образовании» (достижение личностных, метапредметных, предметных результатов, через развитие «умения учиться» на протяжении всего процесса обучения)

    Слайд 10

    Переход на новые образовательные стандарты

    1. От стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, к новым стандартам - требованиям о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов
    2. Две части: обязательная и та, которая формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможность выбора
    3. Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость
    4. Результат образования - это не только знания, но и умение применять их в повседневной жизни.
    5. В школе должны быть созданы кадровые, материально-технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени
    6. Финансовое обеспечение будет построено на принципах нормативно-подушевого финансирования. При этом средства будут поступать и в муниципалитеты и в каждую школу по нормативу независимо от форм собственности
  • Слайд 11

    Новое качество образования

    • Знания (предметный)
    • Личностный рост (личностный)
    • Применение знаний в жизни (метапредметный)
  • Слайд 12

    О системно-деятельностном подходе

    • В основе разработки современных стандартов школьного образования лежит представление об образовании как институте социализации личности, вытекающее из основных положений культурно-исторической концепции психического развития школы Л. С. Выготского…
    • … где системно-деятельностный подход - идеальная форма, задающая норматив социально-желаемых характеристик личности, проектирующих установки, определяющий основные задачи и направления развития системы образования. (из материалов «Стандарты второго поколения»)
  • Слайд 13

    Основа Стандарта - системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

    • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
    • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
    • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
    • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
  • Слайд 14

    Изменение роли участников педагогического процесса

    В традиционной системе образовательного процесса

    1. Учитель
    2. Организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде
    1. Ученик
    2. Получает готовую информацию

    Осуществляет:

    • поиск
    • выбор
    • анализ
    • систематизацию и презентацию информации
    • Транслирует информацию
    1. Новое качество образования
    2. Новый образовательный результат
    3. «Компетентности к обновлению компетенций» и мотивация к обучению на разных этапах развития личности обучающихся
  • Слайд 15

    В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа?

    Структура традиционного урока:

    1. Учитель проверяет д/з учеников.
    2. Учитель объявляет новую тему.
    3. Учитель объясняет новую тему.
    4. Учитель организует закрепление знаний учениками.

    Решение проблем в жизни:

    1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?»
    2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений.
    3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания)
    4. Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод - добились своего или нет.

    Слайд 16

    Новая дидактическая модель образования

    При разработке Стандарта был полностью учтен объективно происходящий в условиях информационного общества процесс формирования новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме, предполагающей активную роль всех участников образовательного процесса в формировании мотивированной компетентной личности, способной:

    • быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве;
    • получать, использовать и создавать разнообразную информацию;
    • принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков.
  • Слайд 17

    Инновационное образовательное пространство урока

    • Современные образовательные технологии
    • Разноуровневое содержание образования
    • Компетентностно-деятельностный подход в образовании
    • Сотрудничество
  • Слайд 18

    ФГОС: что оценивается как результат образования?

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ:

    • умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий (умения, а не знания!)
    • умение учиться - способность к самоорганизации в решении учебных задач
    • прогресс в личностном развитии(эмоциональном, познавательном, саморегуляции)

    Новое положение об аттестации учителей: 1-я и высшая категории только при внедрении новых ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

    Слайд 19

    • Новый стандарт акцентирует внимание учителей на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые могут обеспечить развитие школьников. Не случайно, именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя. Благодаря современным технологиям на уроках развертывается деятельность учеников.
  • Слайд 20

    Образовательные технологии

    В документах ФГОС сформулированы требования к учителю, в том числе:

    • уметь выбирать и использовать современные образовательные технологии
    • использовать технологии оценки
    • современные технологии проектирования образовательной среды
  • Слайд 23

    Критерии, составляющие сущность педагогической технологии:

    • однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);
    • отбор и структура содержания (что);
    • оптимальная организация учебного процесса (как);
    • методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);
    • учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);
    • объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).
  • Слайд 24

    Образовательная технология:

    • легко вписывается в учебный процесс;
    • позволяет достигать поставленные программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету;
    • обеспечивает внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода;
    • обеспечивает интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;
  • Слайд 25

    • обеспечивает доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;
    • отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности;
    • четкая ориентация на развитие творческой деятельности.
  • Слайд 26

    Три уровня педагогических технологий:

    • Различают три уровня педагогических технологий: общепедагогический, частнометодический, локально - модульный.
    • Общепедагогическая технология характеризует целостный образовательный процесс в данном учебном заведении, регионе. В этом случае педагогическая технология отражает комплексную педагогическую систему: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов управления, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.
    • На частнометодическом(предметном) уровне педагогическая технология охватывает отдельные направления, аспекты педагогической системы, соответствующие, например, частным методикам, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя.
    • Локально-модульныйуровень технологии относится к отдельным частям учебно-воспитательного процесса: технологии отдельных видов деятельности, технология формирования понятий, технология усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.
  • Слайд 27

    Технологии:

    Развивающее обучение;
    -проблемное обучение;
    -разноуровневое обучение;
    -коллективная система обучения (КСО);
    -технология решения изобретательских задач (ТРИЗ);
    -исследовательские методы обучения;
    -проектные методы обучения;
    -технология «дебаты»;
    -технологию модульного и блочно- модульного обучения;
    -лекционно-семинарско - зачетная система обучения;
    -технология развития «критического мышления»;
    -технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
    -обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
    -информационно-коммуникационные технологии;
    -здоровьесберегающие технологии;
    - систему инновационной оценки «портфолио»;
    - технологию дистанционного обучения
    - технология мастерских
    - групповое обучение

    Слайд 28

    Слайд 29

    Большое распространение получили следующие образовательные технологии:

    • модульная технология;
    • технология проектного обучения;
    • технология внутриклассной дифференциации;
    • технология проблемного обучения;
    • технология дидактической игры.
  • Слайд 30

    ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

  • Слайд 31

    О проекте

    • Проект - целенаправленное управление изменением, фиксированное во времени
    • Проектирование и творчество
    • Проектирование и управление
    • Проектирование и развитие
  • Слайд 32

    Структура проектной деятельности

    Ориентация на получение результата!

    1. Описание (фиксация) результата
    2. Фиксация срока достижения результата
    3. Предварительное планирование действий по достижению результата
    4. Программирование (планирование по времени отдельных действий)
    5. Выполнение действий с их одновременным мониторингом и коррекцией
    6. Получение продукта проектной деятельности

    Слайд 33

    • Метод проектов- способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся, предусматривающей определение потребностей людей, проектирование продукта труда в соответствии с этими потребностями, изготовление изделия или оказание услуги, оценку качества, определение реального спроса на рынке товаров.
  • Слайд 34

    Основные принципы учебного проектирования

    • Опора на интерес детей, а также ранее усвоенный материал;
    • Возможно большая самостоятельность учащихся;
    • Творческая направленность;
    • Практическая осуществимость проекта;
    • Связь с потребностями общества.
  • Слайд 35

    Основные требования к учебным проектам

    • Организационно-педагогические;
    • Психолого-физиологические;
    • Технолого-экономические.
  • Слайд 36

    Основные компоненты проекта

  • Слайд 39

    Выполнение проекта

    • Деятельность учащихся по реализации выбранной идеи:
    • Исследования;
    • Изготовление конечного продукта.
  • Слайд 40

    Этапы проектной деятельности

    Завершение работы над темой:

    • Из найденных сведений каждый ребёнок выделяет самое важное и с помощью родителей заносит избранные сведения на лист единого формата (А4)
    • Практически, этот лист делают сами родители, потому что задача - не самовыражение ребёнка, а возможность других детей познакомиться с результатами поиска школьником новых сведений
    • Оформление: крупный чёткий шрифт, плотная бумага, желательны иллюстрации и простые схемы
    • Результат: собранные из отдельных листов и хранящиеся в открытом доступе картотека или альбом с оглавлением, созданным учителем или родителями
  • Слайд 41

    Представление результатов:

    • Проводится при активном участии родителей в школе во внеурочное время
    • Проводятся мероприятия, представляются поделки и экспозиции, защищаются (представляются) исследовательские проекты
    • Все мероприятия, презентации и защиты фотографируются
    • Результат: завершённые проекты, заполненные несколько страниц альбома истории жизни класса
  • Слайд 42

    Проектная деятельность в школе

    Проектная деятельность развивает все универсальные учебные действия!

    Слайд 43

    Технология проектно-исследовательской деятельности

  • Слайд 44

    Деятельность учителя по реализации целей школы проектной культуры:

    Разрабатывают образовательные программы, в которые входят образовательные маршруты (для параллели классов, для класса, для групп, для отдельных обучающихся);
    - разрабатывают программно-методическое и дидактическое обеспечение образовательного процесса;
    - формируют образовательную, информационно-коммуникативную, рефлексивную компетентность;
    - проектируют самостоятельную работу школьников с учебной литературой, дополнительными источниками информации, в том числе с ресурсами Интернета;
    - осуществляют диагностику готовности старших школьников к дальнейшему обучению;
    - создают условия для развития субъективной активности школьников в учебной и в неурочной деятельности.

    Слайд 45

    • Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общественного результата деятельности.
    • Исследовательская деятельность обучающихся - деятельность учащихся, связанная с решением учащимися задач с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную, исходя из принятых в науке традиций.
  • Слайд 46

    • Проектно-исследовательская деятельность - деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результативности исследования, определение необходимых ресурсов.
  • Слайд 47

    Отличие исследовательской деятельности от проектной и конструктивной

    Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленной в стандартном виде. Результатом проектной деятельности являются продукты имеющие практическую значимость, социальную значимость.

    Слайд 48

    Суть технологии

    • Стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам,решению этих проблем, умение практически применять полученные знания.
    • Дает возможность результативного проектирования учебного процесса.
  • Слайд 49

    Функции проектно – исследовательской технологии

    • Функция преобразования;
    • Функция мышления;
    • Функция оценивания

    Функции проектно - исследовательской технологии

    Слайд 50

    Принципы организации проектно – исследовательской технологии

    • индивидуализации;
    • проблемности;
    • доступности;
    • самодеятельности;
    • сотрудничества.
  • Слайд 51

    Этапы проектной технологии

    • Информационный (установочное занятие, сообщение о цели и задачах проекта, формирование мотивации к выполнению проекта).
    • Плановый.
    • Поисковый.
    • Обобщающий.(структурирование информации, систематизация данных, построены логической системы, выводов).
    • Этап представления и защиты.(Защита, презентация, результат).
    • Аналитический.(Рефлексия)
  • Слайд 52

    Положительные стороны

    Применение проектно - исследовательских технологий на уроках очень перспективно, так как позволяет решить ряд важных образовательных задач:

    • выдвигать темы проектов,
    • вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы,
    • приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения работы.
    • Опыт, приобретаемый в процессе проектной деятельности, базируется на интересах учащихся.
    • Способствует формированию межпредметных и надпредметных связей.
    • Реальный вклад учеников в изменение социальной ситуации в образовательном сообществе.
  • Слайд 53

    Недостатки проектной методики

    • неравномерность нагрузки на разных этапах деятельности;
    • повышение эмоциональной нагрузки на учителя и учеников.
  • Слайд 54

    ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

  • Слайд 55

    Отечественные исследования:

    проблемное обучение: И.А.Ильницкая,В.Т. Кудрявцев, М.И.Махмутов.

    психология творчества: А.В.Брушлинский,А.М.Матюшкин,А.Т.Шумилин.

    Слайд 56

    Технология проблемно-диалогического обучения

    • Урок объяснения нового материала
    • Урок «открытия» знаний
  • Слайд 57

    Традиционный урок

    1.Проверка д/з учеников учителем
    2.Объявление темы учителем
    3.Объяснение темы учителем
    4.Закрепление знаний учениками

    Проблемно-диалогический урок.

    1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками
    2.Актуализация учениками своих знаний
    3. Поиск решения проблемы учениками
    4.Выражение решения,
    5. Применение знаний учениками

    Проблемно-диалогическая технология (с1999 г.) Цель - обучить самостоятельному решению проблем. Средство - открытие знаний вместе с детьми

    • Учебники.
    • Подача материала.
    • Регулятивные УУД.
    • Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
    • Составлять план.
    • Работая по плану, сверять свои действия с целью.
    • Определять степень успешности выполнения своей работы.

    (Из программы формирования УУД).

    Слайд 58

    Пример проблемной ситуации через противоречие двух мнений

    Лена: На юге жарко.

    Миша: А как же Южный полюс?

    • Сравните два утверждения - в чем противоречие?
    • Какой возникает вопрос?

    УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА: Где на Земле тепло, а где - холодно?

    РЕШЕНИЕ: Все зависит от того, прямые или косые лучи солнца падают на поверхность Земли.

    Слайд 59

    Какие образовательные результаты обеспечивает проблемный диалог?

    1. Регулятивные - умение решать проблемы
    2. Коммуникативные - вести диалог
    3. Познавательная - извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.
    4. Личностные - в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора
  • Слайд 60

    ПРОБЛЕМНЫЙ ДИАЛОГ:

    1. Даёт прочные знания.
    2. Стимулирует интеллектуальное развитие.
    3. Воспитывает активную личность.
    4. Здоровьесберегающая технология.

    Слайд 61

    ШКОЛЬНИК НОВОГО ТИПА –

    внутренне свободный, любящий и умеющий творчески относиться к действительности, к другим людям, способный не только решить старую, но и поставить новую проблему, способный делать осознанный выбор и самостоятельные решения.

    Слайд 62

    ТЕХНОЛОГИЯ развития критического мышления

  • Слайд 63

    1. Технология развития критического мышления

    • Критическое мышление - это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартам, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление - это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

    Цель технологии - обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.

    Исходные научные идеи: Критическое мышление:

    • Способствует взаимоуважению партнёров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми;
    • Облегает понимание различных «взглядов на мир»;
    • Позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределённости, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.
  • Слайд 64

    1. Технология развития критического мышления. Критерии оценки результата

    Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает своё мнение в контексте учебной программы.

    Критерии оценки результата в условиях технологии развития критического мышления учащихся.Основным критерием оценки результата является критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели:

    • Оценка (Где ошибка?)
    • Диагноз (В чём причина?)
    • Самоконтроль (Каковы недостатки?)
    • Критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы?)
    • Прогноз (Постройте прогноз).
    • Результаты: Критичность мышления школьников по поводу своего субъектного опыта.
  • Слайд 65

    А. В. Хуторской

    Методика личностно-ориентированного обучения

    • Как обучать всех по-разному?
  • Слайд 66

    Личностно-ориентированные системы обучения:

    1. Система Сократа.
    2. Свободная школа Л. Толстого.

  • Увеличение в учебном процессе доли открытых заданий, не имеющих однозначно предопределённых решений и ответов, увеличивает интенсивность и эффективность развития креативных качеств учащихся.
  • Диагностика личностных образовательных приращений ученика оказывает более эффективное влияние на качество образования, чем диагностика и контроль его образовательных результатов по отношению к внешне заданным стандартам.
  • Слайд 71

    Образовательный продукт - результат образовательной деятельности ученика, имеющий внешнее (идея, текст, поделка, сочинение) и внутреннее (личностные качества) проявления.

    Слайд 72

    Основные элементы индивидуальной образовательной деятельности ученика:

    • Смысл деятельности (зачем я это делаю);
    • Постановка личной цели (предвосхищающий результат);
    • План деятельности;
    • Реализация плана;
    • Рефлексия (осознание собственной деятельности);
    • Оценка;
    • Корректировка или переопределение целей.
  • Слайд 73

    Личностно-ориентированное образование- развитие и саморазвитие личности ученика исходя из его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.

    Посмотреть все слайды

    Презентация на тему: Современные образовательные технологии






























    1 из 29

    Презентация на тему:

    № слайда 1

    Описание слайда:

    № слайда 2

    Описание слайда:

    Понятие «технология» Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействие, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО)Образовательная технология - это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам

    № слайда 3

    Описание слайда:

    Образовательная технология Образовательной технологией будем называть комплекс, состоящий из: некоторого представления планируемых результатов обучения, средств диагностики текущего состояния обучаемых, набора моделей обучения, критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий

    № слайда 4

    Описание слайда:

    Понятие «технология» 2 подход.Педагогические технологии относятся к образовательному процессу в целом (образование и воспитание). Образовательные - затрагивают только учебную деятельность. 3 подход.Исключает понятие «педагогические технологии» и дает представление о единственно возможном понятии «образовательные технологии». В данном контексте, если говорить о словосочетании «образовательные технологии», то оно также используется как собирательный термин, включающий весь перечень технологий, используемых в образовании.4 подход.Педагогические технологии, которые появились в 50-х годах прошлого столетия как противовес нечеткости и неопределенности традиционного методического подхода. Это те, технологии, цель и результат которых жестко взаимосвязаны, и результативность диагностируема. По классификации М.В. Кларина это так называемые «жесткие» или «строгие» технологии. Это технологии, в основном, направленные на усвоение содержания, например, «модель полного усвоения», или освоение достаточно простых (диагностируемых) умений.

    № слайда 5

    Описание слайда:

    Образовательные технологии Образовательными технологиями (термин, становящийся, общепринятым для педагогических технологий 90-х годов) принято считать технологии, ставящие более «широкие» цели (исследовательские, творческие способности ученика, развитие критического мышления) не позволяющие строго диагностировать результаты обучения. Это технологии, направленные на развитие самостоятельности, субъектности ученика. Часто понятие «образовательные технологии» 90-х заменяют понятием личностно-ориентированные образовательные технологии.

    № слайда 6

    Описание слайда:

    Три парадигмы в классификации технологий: 1. Традиционный частно-методический подход (эмпирическая парадигма) 2.Педагогические технологии (алгоритмическая парадигма), которые появились в 50-х годах прошлого столетия как противовес нечеткости и неопределенности традиционного методического подхода3.Образовательные технологии (стохастическая парадигма) - термин, становящийся, общепринятым для педагогических технологий 90-х годов

    № слайда 7

    Описание слайда:

    № слайда 8

    Описание слайда:

    Признаки педагогической технологии: диагностичность описания цели (иными словами, цели урока должны быть описаны так, чтобы они определялись по четко выделенным критериям);воспроизводимость педагогического процесса (в т.ч. предписание этапов, соответствующих им целей обучения и характера деятельности обучающего и обучаемого);воспроизводимость педагогических результатов

    № слайда 9

    Описание слайда:

    Технологии стандартного характера 1 группа Технологии стандартного характера. Главный результат здесь выражается в формировании известных знаний, умений и навыков, а рефлексивные процессы (анализ, осмысление, оценка) лишь используются человеком в качестве средств (естественно, необходимых и желаемых) для решения задач определенного содержания по тому или иному учебному предмету

    № слайда 10

    Описание слайда:

    Технологии рефлексивного характера 2 группаТехнологии рефлексивного характера, целью и конечным результатом которых является овладение субъектом способами самого рефлексивного мышления, надпредметными когнитивными умениями, которые бы в дальнейшем входили в интеллектуальный аппарат личности и применялись в процессе самостоятельных поисков и открытий

    № слайда 11

    Описание слайда:

    Концепция стандартов второго поколения Компетентность - новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте Компетентность – объективный результат освоения компетенций конкретной личностьюУниверсальные учебные действия - совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса

    № слайда 12

    Описание слайда:

    Концепция стандартов второго поколения Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты

    № слайда 13

    Описание слайда:

    Концепция стандартов второго поколения Предметные результаты образовательной деятельности выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, – знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностейПод метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуацияхПод личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам

    № слайда 14

    Описание слайда:

    Метакогнитивные, рефлексивные технологии Метакогнитивные (метапредметные), рефлексивные технологии - технологии, основанные на личностных механизмах мышления: осознание, самокритика, самооценка и т.д., формирующие интеллектуальные умения и усиливающие рефлексивные механизмы в образовательной деятельности Данные технологии обучают не только общим способам познания, но и вооружают ученика и учителя отдельными приемами, механизмами, усиливающими рефлексивную деятельность

    № слайда 15

    Описание слайда:

    Когнитивные и метакогнитивные умения Цепочка формирования когнитивных умений на первый взгляд проста: от репродуктивных умений – к продуктивнымБ.Блум выделил следующие уровни: знание (употребляемых терминов, конкретных фактов, понятий и.т.д.), понимание (понимание фактов, интерпретация материала, схем, преобразование словесного материала в математические выражения и.т.д.)Уровень «знание - понимание - применение» - это репродуктивный уровень знаний, чтобы проверить эти знания мы используем задания типа: «решите», «прочитайте», «назовите», «перескажите», «объясните принцип действия», согласитесь, эти задания «лидируют» в школеПродуктивный уровень знаний – применение, анализ, синтез. Применение (использование понятий в новых ситуациях, применение законов, процедур), анализ (выделение скрытых предположений, видение ошибок в логике рассуждений, проведение разграничений между фактами и следствиями и.т.д.), синтез (написание творческого сочинения, составление плана исследования и.т.п.), оценка (оценивание логики построения материала, значимости продукта деятельности и.т.д.)

    № слайда 16

    Описание слайда:

    Когнитивные и метакогнитивные умения Метакогнитивные умения в учебном процессе:Цепочка формирования подобных умений на первый взгляд проста: от репродуктивных умений – к продуктивным, и далее, - к метакогнитивным. За когнитивными умениями следуют метакогнитивные, такие как способность к планированию собственной учебной деятельности, самоанализу, самооценке, и, помогают учащимся выйти за способность к самообразованию

    № слайда 17

    Описание слайда:

    Портфолио Портфолио - это технология сбора и анализа ин формации о процессе обучения и результатах учебной деятельности. Для учащегося портфолио - организатор его учебной деятельности, для учителя - средство обратной связи и инструмент оценочной деятельностиОтличительной особенностью портфолио является его личностно ориентированный характер:ученик вместе с учителем определяет или уточняет цель создания портфолио;ученик собирает материал в портфолио;в основе оценивания результатов лежат самооценка и взаимооценка

    № слайда 18

    Описание слайда:

    Case Study Кейс метод позволяет демонстрировать академическую теорию с точки зрения реальных событий. Он позволяет заинтересовать студентов в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуацииВыделяют следующие основные этапы создания CASEов: определение целей, критериальный подбор ситуации, подбор необходимых источников информации, подготовка первичного материала в CASE, экспертиза, подготовка методических материалов по его использованию. Технология работы с кейсом в учебном процессе включает в себя следующие этапы: 1) индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия); 2) работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений; 3) презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).

    № слайда 19

    Описание слайда:

    «Метод проектов» «Метод проектов - способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом»В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности «Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей» (Полат Е.С. Метод проектов)

    № слайда 20

    Описание слайда:

    Педагогические мастерские Педагогические мастерские – это система обучения, предложенная французскими педагогами. Обучение основывается на решении проблемной ситуации, которая стимулирует ребенка к постановке множества вопросов. Затем идет индивидуально-коллективный поиск оптимального количества вариантов решений. Получение знаний в мастерской осуществляется в форме поиска, исследования, путешествия, открытияГлавное в технологии мастерских – не сообщать и осваивать информацию, а передавать способы работы

    № слайда 21

    Описание слайда:

    № слайда 22

    Описание слайда:

    Три фазы технологии Важным в данной технологии является следование трем фазам: evocation (вызов, пробуждение), realization (осмысление новой информации), reflection (рефлексия) и соблюдение определенных условий: активность. участников процесса, разрешение высказывать разнообразные «рискованные» идеи и т.д. Урок, занятие, серия уроков (занятий), тема, курс могут быть построены в соответствии с заявленным алгоритмом

    Описание слайда:

    № слайда 25

    Описание слайда:

    Фаза рефлексии Третья стадия (фаза) - рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатываетсяЦель данной образовательной технологи (по идее ее создателей) - развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.)Главная цель технологии развития критического мышления – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих учиться самостоятельно

    № слайда 26

    Описание слайда:

    Функции фазы вызова Важнейшей функциями фазы вызова являются:Информационная. Вызов уже имеющихся знаний, опыта, который имеется у учащихся по теме. Часто у учащихся нет «первоначальных» знаний по изучаемому вопросу, тогда на стадии вызова «работают»: вопросы до изучения нового материала («толстые и тонкие вопросы», «ромашка Блума»), таблица «вопросительные слова» и др. Возможен вариант «вызова знаний» при помощи ассоциаций, предположенийМотивационная. Предъявляя «свой опыт», мы ждем его подтверждения и расширения, задавая «свои вопросы» хотим получитьна них ответы, это всегда интересно ученику

    № слайда 27

    Описание слайда:

    Функции фазы вызова Систематизационная. Часто на стадии вызова учитель дает задание или помогает учащимся систематизировать (в большинстве случаев графически оформить) материал до его изучения, для этого служат отдельные приемы ТРКМ («кластеры», линии сравнения в «концептуальной» и «сводной» таблицах и др.)Целеполагания. Технология развития критического мышления – единственная технология, которая помогает от декларации самостоятельного целеполагания перейти к научению этому умению. Озвучивая свои вопросы (запросы) к изучаемому, систематизируя знания на стадии вызова, ученик выбирает направления изучения темы, ставит собственные цели к новой теме

    Описание слайда:

    Функции стадии рефлексии На стадии рефлексии учителю важно организовать обсуждение пройденного таким образом, чтобы ученик смог оценить и продемонстрировать, как изменилось его знание от стадии вызова – к стадии рефлексииНе менее важным является и оценка того «мыслительного пути», действий учащегося, оценки своей работы в команде, своего понимания пройденного, всего того, что мы определяем, как инструменты, которые помогут ученику в дальнейшем, «научат его учиться» и без помощи учителяФункция стадии рефлексии – это развитие рефлексивных метакогнитивных умений учащихся.

    Слайд 1

    Современные педагогические технологии и их роль в образовательном процессе Подготовила: Богданова Л.А. учитель английского языка МОБУ «СОШ №3 г. Соль-Илецка»

    Слайд 2

    Применение современных технологий – одно из инновационных направлений в развитии современной дидактики

    Слайд 3

    Технологии и методики
    Какая разница между методикой и технологией? (по В.И.Загвязинскому) Методика обучения – совокупность методов и приемов, используемых для достижения определенного класса целей. Методика может быть вариативной, динамичной в зависимости от характера материала, состава учащихся, ситуации обучения, индивидуальных возможностей педагога. Отработанные типовые методики превращаются в технологии. Технология – это достаточно жестко зафиксированная последовательность действий и операций, гарантирующих получение заданного результата. Технология содержит определенный алгоритм решения задач. В основе использования технологий положена идея полной управляемости обучения и воспроизводимости типовых образовательных циклов.
    Современные образовательные технологии

    Слайд 4

    Определение Педагогическая технология
    В.М. Монахов «Продуманная во всех деталях модель педагогической деятельности, включающая в себя проектирование, организацию и Проведение учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя».
    Г.Ю. Ксенозова «Такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятностный прогнозируемый характер».
    В.В. Гузеев «Это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижения прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательно-воспитательного процесса».
    В.П. Беспалько «Совокупность средств и методов воспроизведения процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели».
    ЮНЕСКО «Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования».
    М.В. Кларин «Системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных, методических средств, используемых для достижения педагогических целей».
    Современные образовательные технологии

    Слайд 5

    Критерии технологичности
    Образовательная технология должна удовлетворять основным требованиям (критерии технологичности): Концептуальность Системность Управляемость Эффективность Воспроизводимость
    Современные образовательные технологии

    Слайд 6

    Классификация педагогических технологий
    по виду педагогической деятельности; по типу управления учебно-воспитательным процессом; по преобладающим (доминирующим) методам и способам обучения; по подходу к ребенку и воспитательной ориентации; альтернативные технологии и т.д.

    Слайд 7

    Селевко Герман Константинович (1932-2008) - заслуженный работник Высшей школы, академик МАНПО, профессор, кандидат педагогических наук, автор «Энциклопедии образовательных технологий», автор школы саморазвития личности
    Современные образовательные технологии

    Слайд 8

    Современные образовательные технологии

    Слайд 9

    Педагогика сотрудничества
    Особенности методики: гуманно-личностный подход к ребёнку- новый взгляд на личность как цель образования, гуманизация и демократизация педагогических отношений, отказ от прямого принуждения как метода не дающего результатов в современных условиях, формирование положительной Я-концепции. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс: -содержание обучения рассматривается как средство развития личности, -обучение ведётся прежде всего обобщённым знаниям, умениям и навыкам, способам мышления, -вариативность и дифференциация обучения, -создание ситуации успеха для каждого ребенка.
    Современные образовательные технологии

    Слайд 10

    Технология развития критического мышления
    Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартам, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Цель технологии – обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в процесс обучения.
    Современные образовательные технологии

    Слайд 11

    Технология проектного обучения
    Исходный лозунг основателей системы проектного обучения: « Всё из жизни, всё для жизни». Цель проектного обучения: создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.
    Современные образовательные технологии

    Слайд 12

    Игровые технологии
    Игра – это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Игра несёт на себе функции: психологические, снимая напряжение и способствуя эмоциональной разрядке; психотерапевтические, помогая ребёнку изменить отношение к себе и к другим, изменить способы общения, психическое самочувствие; технологические, позволяя частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии, преображающей реальную действительность.
    Современные образовательные технологии

    Слайд 13

    Проблемное обучение
    Проблемное обучение - это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Результат проблемного обучения: Творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
    Современные образовательные технологии

    Слайд 14

    Технология уровневой дифференциации
    Дифференцированное обучение-это форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа). Индивидуально- психологические особенности детей, составляющие основу формирования гомогенных групп: *по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы), * по полу(мужские, женские, смешанные классы, команды), *по области интересов (гуманитарные, физико- математические, биолого-химические и др. группы) *по уровню умственного развития (уровню достижений), *по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения и т. д.) Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация (Н.П.Гузик): *внутриклассная дифференциация обучения, *развивающий цикл уроков по теме.
    Современные образовательные технологии

    Слайд 15

    Компьютерные (новые информационные) технологии обучения
    Цели: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, подготовка личности «информационного общества», дать ребёнку так много учебного материала, как только он может усвоить, формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения. Главная особенность методик компьютерного обучения заключается в том, что компьютерные средства являются интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог.
    Современные образовательные технологии

    Слайд 16

    Технологии развивающего обучения
    Личностно – ориентированное развивающее обучение
    Технологии развивающего обучения
    Технология саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко)

    Слайд 17

    Портфолио
    Портфолио – технология, позволяющая решать проблему объективной оценки результатов деятельности Портфолио – технология планирования профессиональной карьеры Типы портфолио достижений, тематический презентационный, комплексный Новые формы портфолио Электронный портфолио Паспорт компетенций и квалификации Европейский языковой портфолио (единый европейский образец, принятый Советом Европы)
    Современные образовательные технологии

    Слайд 18

    Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства всё начинается, технологией заканчивается, чтобы затем всё началось сначала. В.П.Беспалько
    Современные образовательные технологии

    Слайд 19

    Творческих успехов и эффективной работы
    Современные образовательные технологии

    СОВРЕМЕННЫЕ

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

    КГБОУ «Новоалтайская общеобразовательная школа–интернат»

    Презентация подготовлена

    социальном педагогом, методистом Чичериной Е.Ф.


    Цель : познакомить с сущностью и классификацией современных педагогических технологий.

    Задача минимум : обеспечить усвоение определения понятия « педагогическая технология» и логических оснований классификации.

    Задача максимум : вызвать интерес и желание овладеть современными педагогически ми технологиями.


    ПЛАН.

    • Определение педагогической технологии (ПТ).
    • Структура педагогической технологии.
    • Критерии технологичности.
    • Классификация педагогическ их технологи й.
    • Сущность современных педагогических технологий.
    • Анализ и описание педагогической технологии.

    1 . Определение

    педагогической технологии.


    Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.


    2 . Структура

    педагогической технологии.


    СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ.

    • Концептуальная основа.
    • Содержательная часть обучения :
    • цели обучения (общие и конкретные);
    • содержание учебного материала.

    3. Процессуальная часть (технологический процесс):

    • организация образовательного процесса (ОП);
    • методы и формы учебной деятельности обучающихся;
    • методы и формы деятельности учителя;
    • деятельность обучающихся и учителя по управлению ОП;
    • диагностика ОП.

    Источники и составные части современных ПТ:

    • социальные преобразования;
    • новое педагогическое мышление;
    • развитие наук : педагогика, психология, общественные науки;
    • передовой педагогический опыт;
    • опыт прошлого: отечественный и зарубежный;
    • народная педагогика.

    3. Критерии технологичности.


    Критерии технологичности.

    • Концептуальность:
    • научная концепция;
    • психологическое, дидактическое, социальное обоснование достижения образовательных целей.
    • Системность:
    • логика ОП;
    • целостность ОП;
    • Управляемость:
    • диагностическое целепологание;
    • п ланирование ОП;
    • поэтапная диагностика;
    • коррекция результатов варьированием средств и методов обучения.

    • Эффективность:
    • эффективность результатов обучения;
    • оптимальность затрат;
    • гарантированность достижения

    требований ГОС.

    • Воспроизводимость:
    • возможность применения в других образовательных учреждениях.

    4. Классификация

    педагогических технологий.


    Классификация педагогических технологий.

    1. По уровню применения :

    • общепедагогические;
    • частнопредметные;
    • локальные или узкометодические.

    2. По концепции усвоения:

    • ассоциативно-рефлекторные;
    • развивающие;

    3. По организационным формам:

    • классно-урочные или альтернативные;
    • индивидуальные или групповые;
    • коллективные способы обучения;
    • дифференцированное обучение.

    4. По подходу к ребенку:

    • авторитарные;
    • личностно-ориентированные;
    • технологии сотрудничества.

    5. По преобладающему методу:

    • репродуктивные;
    • объяснительно-иллюстративные;
    • диалогические;
    • развивающее обучение;
    • игровые;
    • проблемно-поисковые;
    • творческие;
    • информационные (компьютерные).

    6. По категории обучающихся:

    • массовая технология;
    • компенсирующие технологии;
    • технологии работы с трудными

    учащимися;

    • технологии работы с одаренными

    учащимися и т.п.


    5. Сущность современных педагогических технологий .


    О сновные типы образовательного процесса :

    • продуктивный , направленный на развитие творческого мышления и предполагающий творческую активность и самостоятельный поиск об уча ю щихся;
    • личностный , формирующий индивидуальность в процессе творческого социального взаимодействия;
    • сущностно - репродуктивный , нацеленный на формирование умений;
    • формально-репродуктивный , способствующий приобретению знаний .

    Т ип образовательного процесса

    определяет соответствующее дидактическое назначение педагогических технологий:

    • изучение нового материала ;
    • выработк а умений и навыков;
    • обобщение, систематизаци я и

    углубление знаний ;

    • контроль знаний, умений и навыков .

    В соответствии с дидактическим назначением педагогических технологий выбираются методы обучения:

    • диалогический ,
    • творческий ,
    • развивающий ,
    • объяснительно - иллюстративный .

    Ведущим является диалогический метод как наиболее эффективный и результативный.


    6. Анализ и описание

    современных педагогических технологий.


    Структура описания и анализа педагогического процесса:

    • Название технологии :
    • принципиальная идея ;
    • основные качества ;

    2 . Концептуальная часть :

    • научные теории, гипотезы ;
    • ц ели ;
    • принципы технологии.

    Критерии анализа концептуальной части:

    • н овизна;
    • а льтернативность;
    • г уманизм;
    • д емократизм;
    • с овременность.

    Критерии анализа содержания образования:

    • современность теорий , применяемых в коррекционном школах;
    • соответствие социальному заказу;
    • соответствие принципам системности.

    Процессуальная характеристика:

    • мотивационная характеристика;
    • организационные формы ОП;
    • особенности методов и средств обучения;
    • управление ОП;
    • категория обучающихся.

    Программно-методическое обеспечение :

    • учебные планы и программы;
    • учебные и методические пособия;
    • дидактические материалы;
    • наглядные и технические средства обучения;
    • диагностический инструментарий.

    Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций

    в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах.

    (Стратегия модернизации

    образования в РФ)

    1 слайд

    2 слайд

    Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, может и непременно должно стать обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности школьника.

    3 слайд

    Четыре основания образования Учиться знать Учиться делать Учиться жить Учиться быть

    4 слайд

    Современные образовательные технологии во-первых, позволяют организовать самостоятельную деятельность учащихся по освоению содержания образования

    5 слайд

    во-вторых, включают учащихся в различные виды деятельности (приоритет отдается исследовательской, творческой и проектной деятельности)

    6 слайд

    в-третьих, это технологии работы с различными источниками информации, так как информация сегодня используется как средство организации деятельности, а не как цель обучения (информационные технологии, включая технологию дистанционного обучения, технологию проблемного обучения)

    7 слайд

    в-четвертых, это технологии организации группового взаимодействия, поскольку отношения партнерства и сотрудничества пронизывают современный образовательный процесс, направленный на развитие толерантности и корпоративности

    8 слайд

    в-пятых, это технологии метапознавательной деятельности учащихся, так как субъектная позиция ученика становится определяющим фактором образовательного процесса, а его личностное развитие выступает как одна из главных образовательных целей.

    9 слайд

    М. Кларк считает, что смысл педагогической технологии заключается в применении в сфере образования изобретений, промышленных изделий и процессов, которые являются частью технологии нашего времени. Ф. Персиваль и Г. Эллингтон указывают на то, что термин «технология в образовании» включает любые возможные средства представления информации. Это оборудование, применяемое в образовании, такое как телевидение, различные средства проекции изображений и т.д. Другими словами технология в образовании – это аудиовизуальные средства. Современный словарь терминов ЮНЕСКО предлагает два смысловых уровня данного понятия. И в первоначальном смысле педагогическая технология означает использование в педагогических целях средств, порожденных революцией в области коммуникаций, таких как аудиовизуальные средства, телевидение, компьютеры и другие. Зарубежные подходы к определению педагогических технологий

    10 слайд

    Российские подходы к определению педагогических технологий В.П. Беспалько считает, что «…педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса». это определение ориентировано на использование педагогической технологии только в процессе обучения. Что приводит к резкому сужению этого понятия как педагогической дефиниции и возможностей использования его в практической педагогической деятельности. В.М. Монахов: педагогическая технология- это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащегося и учителя. М.В. Кларин рассматривает педагогическую технологию как системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. Такое определение более ёмко, так как речь здесь уже об общих педагогических целях.

    11 слайд

    Технологический подход к обучению означает: 1. Постановку и формулировку диагностируемых учебных целей, ориентированных на достижение запланированного результата обучения. 2. Организацию всего хода обучения в соответствии с учебными целями. 3. Оценку текущих результатов и их коррекцию. 4. Заключительную оценку результатов.

    12 слайд

    Признаки педагогической технологии цели (во имя чего необходимо преподавателю ее применять); наличие диагностических средств; закономерности структурирования взаимодействия педагога и учащихся, позволяющие проектировать (программировать) педагогический процесс; система средств и условий, гарантирующих достижение педагогических целей; средства анализа процесса и результатов деятельности преподавателя и учащихся. В связи с этим неотъемлемыми свойствами педагогической технологии являются ее целостность, оптимальность, результативность, применимость в реальных условиях.

    13 слайд

    Примеры современных педагогических технологий по Г.К. Селевко: Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса Педагогика сотрудничества Гуманно-личностная технология (Ш.А.Амонашвили) Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся Игровые технологии Проблемное обучение Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов) Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов) Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса Технология С.НЛысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении Технологии уровневой дифференциации Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов) Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д.Шадриков) Технология программированного обучения Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко) Компьютерные (новые информационные) технологии обучения Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала «Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов) «Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов) Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М. Эрдниев) Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б. Волович)

    14 слайд

    Примеры современных педагогических технологий по Г.К. Селевко: Частнопредметные педагогические технологии Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев) Технология совершенствования общеучебных умений в начальнойшколе (В.Н. Зайцев) Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин) Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев) Система поэтапного обучения физике (Н.Н.Палтышев) Альтернативные технологии Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер) Технология свободного труда (С.Френе) Технология вероятностного образования (А.М.Лобок) Природосообразные технологии Природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир) Технология саморазвития (М.Монтессори) Технологии развивающего обучения Система развивающего обучения Л.В. Занкова Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, ГС. Альтшуллер, И.П. Иванов) Личностно ориентированное развивающее обучение (И. С. Якиманская) Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко) Педагогические технологии авторских школ Технология авторской Школы самоопределения (А.Н. Тубельский) Школа-парк (М.А. Балабан) Агрошкола А.А. Католикова Школа Завтрашнего Дня (Д.Ховард)

    15 слайд

    Обзор современных педагогических технологий Информационные (компьютерные, мультимедиа, сетевые, дистанционные) технологии Креативные технологии Игровые технологии: имитационные; операционные; исполнение ролей; «деловой театр»; психодрама и социодрама Технология модульного обучения Тренинги Коучинг

    16 слайд

    Например, Технология модульного обучения создает надежную основу для групповой и индивидуальной самостоятельной работы учащихся и экономит время без ущерба для полноты и глубины изучаемого материала. Кроме того, достигается гибкость и мобильность в формировании знаний и умений учащихся, развивается их творческое и критическое мышление.

    17 слайд

    18 слайд

    Основной целью данного обучения является активизация самостоятельной работы учащихся на протяжении всего периода обучения. Реализация данной цели позволит: повысить мотивацию изучения предмета; повысить качество знаний; повысить уровень образовательного процесса в целом.

    19 слайд

    20 слайд

    1. Понятия проблемного обучения Проблемное обучение - организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения, учится мыслить, творчески усваивать знания (А.М. Матюшкин). Проблемное обучение - это совокупность таких действий как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний (В.Оконь).

    21 слайд

    Понятия проблемного обучения Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций (М.И. Махмутов). Проблемное обучение - это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г. К. Селевко).

    22 слайд

    23 слайд

    Концептуальные аспекты проблемного обучения Ведущая идея концепции: вовлечение учащихся в творческую деятельность посредством постановки проблемносформулированных вопросов и заданий; активизация их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности. Основой для реализации концепции является моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы.

    24 слайд

    Этапы продуктивной познавательной деятельности Наукой установлена последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации: Преднамеренное создание проблемной ситуации является отправным моментом проблемного обучения, а возникшая при этом проблема и будет учебной проблемой.

    25 слайд

    Методы проблемного обучения 1. По способу решения проблемных задач выделяют четыре метода: проблемное изложение (педагог самостоятельно ставит проблему и самостоятельно решает ее); совместное обучение (педагог самостоятельно ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися); исследование (педагог ставит проблему, а решение достигается учащимися самостоятельно); творческое обучение (учащиеся и формулируют проблему и находят ее решение).

    26 слайд

    Методы проблемного обучения 2. По способу представления проблемных ситуаций и степени активности учащихся выделяют шесть методов (М.И.Махмутов): метод монологического изложения; рассуждающий метод; диалогический метод; эвристический метод; исследовательский метод; метод программированных действий.

    27 слайд

    Монологический метод представляет собой незначительное изменение традиционного метода; используется, как правило, с целью передать значительный объем информации и сам учебный материал при этом перестраивается несознательно; педагогом осуществляется не создание, а номинальное обозначение проблемных ситуаций.

    28 слайд

    Рассуждающий метод в монолог преподавателя вводятся элементы рассуждения, логика выхода из вытекающих в силу особенностей построения материала затруднений; учитель, отмечает наличие проблемной ситуации, показывает, как выдвигались и сталкивались разные гипотезы; метод требует уже большей перестройки учебного материала по сравнению с традиционным; порядок следования сообщаемых фактов выбирается таким образом, чтобы объективные противоречия содержания были представлены особенно подчеркнуто и возбуждали познавательный интерес учащихся и желание их разрешить; ведется не столько диалог, сколько монолог: вопросы могут и задаваться и преподавателем, но они не требуют ответа и используются только для того, чтобы привлечь учащихся.

    29 слайд

    Диалогический метод структура учебного материала остается такой же, как в рассуждающем методе; задаются информационные вопросы и к обсуждению широкого привлечения учащихся; ученики активно участвуют в постановке проблемы, выдвигают предположения, пытаются самостоятельно их доказать; учебный процесс при этом происходит под контролем учителя, им самостоятельно ставится учебная проблема и осуществляется не столько помощь учащимся по нахождению ответов, сколько самостоятельная их констатация; характеризуется возможность учащихся реализовать свою поисковую активность.

    30 слайд

    Эвристический метод учебный материал разбивается на отдельные элементы, в которых преподавателем дополнительно ставятся определенные познавательные задачи, разрешаемые непосредственно учащимися; педагогом ставятся проблемы, которые предстоит решить, констатируется правильность тех или иных методов, которые уже в дальнейшем служат основой лишь для самостоятельной деятельности учащихся; осуществляется имитация самостоятельного исследования учащимися, но в пределах руководства и помощи педагога.

    31 слайд

    Исследовательский метод структура и последовательность подачи материала как в эвристическом методе; постановка вопросов осуществляется не вначале того или иного элемента изучения проблемы, а уже по итогам ее самостоятельного рассмотрения учащимися; деятельность учителя носит не направляющий характер, а оценочный, констатирующий; деятельность учащихся приобретает самостоятельный характер, они дополнительно обучаются не только решать проблему, но и становятся способными ее выделить, осознать, сформулировать.

    32 слайд

    Метод программированных действий педагогом осуществляется разработка целой системы программированных заданий, в которой каждое задание состоит из отдельных элементов (или «кадров»); «кадры» содержат часть изучаемого материала или определенной направленности, в рамках которого учащимся предстоит самостоятельно ставить и решать соответственные подпроблемы, урегулировать проблемные ситуации; после изучения одного элемента учащийся, сделав самостоятельно соответствующие выводы, переходит к следующему, причем доступность следующего этапа определяется правильностью выводов, сделанных на предыдущем.

    33 слайд

    Возникновение проблемной ситуации Проблемная ситуация порождается: логикой учебного предмета; логикой учебного процесса; учебной или практической ситуацией. В первых двух случаях, как правило, они возникают объективно, т.е. независимо от желания учителя. Проблемные ситуации учитель создает преднамеренно,если ему известны общие закономерности их возникновения.

    34 слайд

    Способы создания проблемных ситуаций Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Использование ситуаций, возникающих при выполнении учащимися учебных задач, а также в процессе их обычной жизнедеятельности, то есть тех проблемных ситуаций, которые возникают на практике. Поиск новых путей практического применения учащимися того ли иного изучаемого явления, факта, элемента знаний, навыка или умения. Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающих противоречия между житейскими (бытовыми) представлениями и научными понятиями о них.

    35 слайд

    Правила создания проблемных ситуаций Проблемные ситуации должны содержать посильное познавательное затруднение. Решение задачи, не содержащей познавательной затруднения, способствует только репродуктивному мышлению и не позволяет достигать целей, которые ставит перед собой проблемное обучение. С другой стороны, проблемная ситуация, имеющая чрезмерную для учеников сложность, не имеет существенных положительных последствий. Проблемная ситуация должна вызывать интерес учащихся своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью. Такие положительные эмоции как удивление, интерес служат благоприятным подспорьем для обучения.

    36 слайд

    37 слайд

    38 слайд

    39 слайд

    Прогнозируемый результат умение мыслить логично, научно, диалектически, творчески; способствование переходу знаний в убеждения; пробуждение интеллектуальных чувств (удовлетворенности, уверенности в своих возможностях); пробуждение интереса к научному знанию.

    40 слайд

    2. Личностно-ориентированное образование это образование, которое обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. (Якиманская И.С.)

    41 слайд

    42 слайд

    43 слайд

    44 слайд

    "Субъектный" характер обучения в УМК « Гармония» проявляется на всех его этапах: получения и систематизации знаний; контроля и самоконтроля; оценки и самооценки;

    45 слайд

    Компоненты личностно-ориентированного обучения создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока; использование проблемных творческих заданий; стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий; применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую); рефлексия.

    46 слайд

    Личностно-ориентированное образование включает следующие подходы: Разноуровневый Дифференцированный Индивидуальный Субъктивно-личностный

    47 слайд

    Особенность личностно-ориентированного подхода. Образовательный процесс должен быть направлен на В центре Ученик Его цели Мотивы Интересы Склонности Уровень обученности Способности Усвоение знаний Развитие познавательных сил Способы усвоения и процессы мышления Развитие творческих способностей

    48 слайд

    С этой целью: разрабатываются индивидуальные программы обучения, моделирующие исследовательское (поисковое) мышление; организуются групповые занятия на основе диалога и имитационно-ролевых игр; учебный материал конструируется для реализации метода исследовательских проектов, выполняемых самими учениками.

    49 слайд

    Принципы личностно-ориентированного обучения Принцип природосообразности Принцип культуросообразности Принцип индивидуально-личностного подхода Личностно-ориентированное обучение способствует развитию Образного восприятия Творческого мышления Эмоционально-личностного отношения к учению

    50 слайд

    Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода Гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А. Игровые технологии Технологии развивающего обучения Проблемное обучение Технология уровневой дифференциацииВ.В.Фирсов

    51 слайд

    Отличия личностно- ориентированного урока от традиционного просматриваются в четырёх аспектах: -в организации самого урока и деятельности на нём; -в иной позиции педагога по отношению к ученику и к учебному процессу, к роли учителя в нём; -в иной позиции самого ученика как субъекта учебной деятельности (именно благодаря иной позиции педагога и выращивается субъектная позиция ученика); -в ином характере взаимоотношений между учителем и учеником в учебном процессе.

    52 слайд

    Функции педагога: Учитель как собеседник (функция эмоциональной поддержки); Учитель как исследователь (исследовательская функция); Учитель как человек, создающий условия для учения (фасилитаторская функция); Учитель как эксперт (экспертная, консультативная функция).

    53 слайд

    Главная задача учителя в личностно-ориентированном образовательном пространстве. Главное, на что работает учитель в личностно ориентированном образовательном пространстве – организация «событийной общности» с учеником, помощь ему в освоении позиции субъекта собственной жизнедеятельности. Важно, чтобы ученик сумел преодолеть пассивную позицию в учебном процессе и открыть себя как носителя активного преобразующего начала.