БухУчет        05.02.2024   

Тема революции в творчестве блока. Революция в творчестве и поэзии (Блок Александр) Тема революции в творчестве блока список литературы

Очень многое в строе души Блока предреволюционных лет норой приоткрывают беглые строки его писем. «Я читаю гениальную «Историю французской революции» Карлейля»,- сообщал он жене 10 июня 1911 года, а поэту Владимиру Пясту несколькими днями раньше писал, что это чтение «невыразимо очищает душу».

Впоследствии поэт не раз повторял «вещее слово», сказанное в книге Карлейля о том, что демократия приходит, опоясанная бурей. Однако не только эта мысль, думается, была дорога для Блока в сочинении английского философа и историка.

При всем своем ужасе перед жестокостями якобинского террора Карлейль понимал всю неизбежность, закономерность революции 1789 года и весьма саркастически отзывался о ее «судьях».

На многих страницах книги Карлейль выступает убежденным и страстным адвокатом «черни». И можно не сомневаться, что Блок, писавший про «голос черни многострунный», с живым сочувствием читал замечание историка: «Глюк сознается, что основным тоном одного из лучших пассажей из его лучших опер был голос черни, слышанный им в Вене и кричавший императору: «Хлеба! Хлеба!» Велик соединенный голос людей, проявление их инстинктов, которые вернее, чем их мысли. Этот голос - величайшее из всех звуков и теней, которые можно встретить в этом Мире Времени».

Все это, разумеется, самым прямым и тесным образом связывалось с размышлениями о судьбе родины. Поэт верил, что «будущее России лежит в еле еще тронутых силах народных масс и подземных богатств».

В рождественские праздники 1913 года он пишет стихотворение «Новая Америка»:

Праздник радостный, праздник великий,

Да звезда из-за туч не видна...

Ты стоишь под метелицей дикой,

Роковая, родная страна.

За снегами, лесами, степями

Твоего мне не видно лица.

Только ль страшный простор пред очами,

Непонятная ширь без конца?

Эти строки говорят о тревоге, о неизвестности пути. В этой картине, быть может, есть определенное сходство с пушкинскими метелями в «Капитанской дочке» и «Бесах» («Страшно, страшно поневоле средь неведомых равнин»).

Однако эти же «страшный простор» и «непонятная ширь» одновременно кажутся Блоку залогом бесконечных возможностей дальнейшего развития - в противоположность тому, что он видел в Европе.

Строки из «Новой Америки»: «Не в богатом покоишься гробе ты, убогая финская Русь!», становятся вполне понятны лишь в контексте всего предшествующего творчества поэта, в особенности - «Итальянских стихов» (1909), где отчетливо звучит мотив смерти, беспробудного сна былой высокой культуры и замены ее ненавистной поэту бездуховной буржуазной цивилизацией:

Виноградные пустыни, Дома и люди - всё гроба. Лишь медь торжественной латыни Поет на плитах, как труба.

«Грубый свод гробниц», саркофаги, безмолвные гробовые залы, «спящий в гробе Теодорих», Дант, который «не встанет ото сна», «гондол безмолвные гроба», «гнусавой мессы стон протяжный и трупный запах роз в церквах», «Христос, уставший крест нести»,- все это едва ли не центральные образы «Итальянских стихов».

Оплакивая культуру, Блок яростно проклинает цивилизацию (понятие для него резко ей противоположное). Вот его к знаменитой Флоренции, которую в Италии часто называли красавицей (Ве11а):

О, Веllа, смейся над собою,

Хрипят твои автомобили,

Уж не прекрасна больше ты!

Твои уродливы дома,

Гнилой морщиной гробовою

Всеевропейской желтой пыли

Искажены твои черты!

Ты предала себя сама!

Не случайно эта «пыль» названа желтой: в цветовой символике Блока (да и символистов вообще) это - знак мещанства, бездуховности, пошлости (характерно, что у фабрики, враждебно изображенной в стихах 1903 года, «окна жолты»).

«Здесь голос страсти невозможен»,- сказано в «Итальянских стихах». Невозможен, ибо - «далеко отступило море», символ живительной стихии - исторического движения, «подземных богатств» народной души. Характерно, что, отвечая в 1907 году писательнице Л.Я. Гуревич, приславшей ему книгу о первой русской революции, Блок писал, что услышал в ней «голос волн большого моря», и прибавлял: «...верно, там только - все пути».

Совсем не то в России, где историческое движение, по мнению поэта, еще не иссякло. В «Новой Америке» вновь возникает и отголосок полета гоголевской тройки, и родственные ему мотивы прежних стихов самого поэта:

Путь степной - без конца, без исхода, Степь, да ветер, да ветер...

Вспомним: «Мимо, мимо!» («Мертвые души»); «И нет конца! Мелькают версты, кручи...» («На поле Куликовом»).

Размышляя о своей главной цели - теме России, Блок писал К.С. Станиславскому: «Несмотря на все мои уклонения, падения, сомнения, покаяния,- я и д у».

Человек без пути, без цели, без своей темы-любви - для Блока жалок. «Куда пойдет он, еще нельзя сказать,- записывает он, читая книгу преуспевающего Игоря Северянина, - что с ним стрясется: у него нет темы. Храни его бог».

Много нас - свободных, юных, статных -

Умирает, не любя...

Приюти ты в далях необъятных!

Как и жить и плакать без тебя!

(«Осенняя воля»)

Обращение к родине, к жизни как к путеводной звезде, пусть порой скрывавшейся за туманом, проходит через все творчество Блока. Этот образ в душе поэта «был... светел навсегда», он укорял и призывал, рождал волю к преодолению «праздности» души, выводил из жизненных тупиков:

Ты, знающая дальней цели

Иль можешь лучше: не прощая,

Путеводительный маяк,

Будить мои колокола,

Простишь ли мне мои метели,

Чтобы распутица ночная

Мой бред, поэзию и мрак?

От родины не увела?

(«Под шум и звон однообразный...»)

Замечательный образ: «колокола», не дающие заблудиться в метелях, звучат не извне, их гулкий зов возникает в самой душе поэта,- родина будит в нем все лучшее, сильное, живое, заставляет все струны души запеть особенно мощно.

«... Растет передо мною понятие «гражданин»,- пишет он в ту же пору,- и я начинаю понимать, как освободительно и целебно это понятие, когда начинаешь открывать его в собственной душе». Эти-то освободительность и целебность ярко выявились и во множестве лирических шедевров Блока и в таких значительных его созданиях, как поэмы «Возмездие», «Соловьиный сад», «Двенадцать».

Тончайшие, но явственно ощутимые нити связывают нравственные идеалы поэта с революционным брожением в стране, с созревающим в ней порывом к грядущему. «Человек есть будущее... пока есть в нас кровь и юность,- будем верны будущему»,- пишет Блок молодому литератору.

Он исповедовал эту верность, хотя ее веленья часто входили в драматическое противоречие со многим в его личной жизни, кровных узах и пристрастиях. «... Совесть побуждает человека искать лучшего и помогает ему порой отказываться от старого, уютного, милого, но умирающего и разлагающегося...» - писал поэт.

Краткая биография.


Алексанр Александрович Блок родился в 1880 году в Петербурге. Его дед по


матери А.Н.Бекетов был видным учёным, ректором Петербургскогоуниверсетета.


Отец поэта был профессором философии и права Варшавского универсетета.


Жена Блока – дочь знаменитого русского химика Д.И.Менделеева. Детские годы


будущий поэт провел в семье Бекетовых, жил в дедовском имении Шахматово


(недалеко от города Калинина). В семье Блока много внимания уделялось литературе


и искуству. Бабушка,мать Блока и её сёстры занимались художественными и


научными переводами. Атмосфера царившая в семье Бекетовых, способствовала


тому, что Александр Блок рано начал заниматься стихотворством. В 1906 году Блок


закончил историко-философский факультет Петербургского университета,еще


будучи студентом, он начал писать стихи. В памяти Блока сохранился характерный


эпизод из студеньческих лет. Свои стихи, написанные по мотивам картин


В.Васнецова, он отнес В.П.Островскому-редактору демократического журнала


«Мир божий » . «Пробежав стихи, - вспоминает Блок в позднейшей автобиографии,


Он сказал: «Как вам не стыдно, молодой человек, когда в университете бог


знает что творится!» - и выпроводил меня со свирепым равнодушием. Тогда это


было обидно, а теперь вспоминать об этом приятнее, чем обо многих позднейших


похвалах » . Блок прожил сложную жизнь, в сложное время.


Россия на рубеже XIX-XX-веков. Жизнь быстро меняется и усложняется.


Развитие промышленности и транспорта, средств связи, технический прогрес делают


её интенсивной. Всё это сопровождается социальным кризисом, активными


поисками в философии и религии. Навстречу новому веку в стране зарождается новое


искуство, которое теперь мы называем искусством «серебрянного века» . Наивный и


плоский «реализм» , прописные истины «позитивизма» перестают удовлетворять;


«гармонические» средства стиха XIX века в значительной мере стираются.


Дерзко- с вызовом в литературу входят новые силы: Константин Бальмонт,


Валерий Брюсов занимают ключевые места на поэтическом Олимпе, а Дмитрий


Мережковский обосновывает перемену в специальном трактате « О причинах упадка


и о новых течениях в современной руской литературе». Это манифест нового


направления в литературе.Это,так называемые «старшие символисты».


Десятилетием позже явились и «младшие». Два молодых поэта, никому не


Известные, не знакомые даже друг с другом, настроенные мистически, пристально


Всматривались, во все новое,что нес с собой новый ХХ век. Даже разнообразные и


Яркие закаты того времени казались обоим необыкновенной “эпохой зорь” и


Связывались с мистическим ожиданием,предзнаменованием чего-то нового,


Необычного, глобально- значительного.


Один из этих людей – Александр Блок- наблюдал эти закаты в Петербурге,


другой- Борис Бугаев, вступивший в литературу под псевдонимом “Андрей Белый”,


в Москве. Оба испытывали влияние новейшей поэзии, жили в мире Ибсена,


философии Ницше и Шопенгауэра, музыки Вагнера, романов Достоевского,поэзии


Тютчева и Фета, философии и поэзии Владимира Соловьва. А.Белый теоретически


Обосновывал символизм, как искусство высшего синтеза, имеющее не только


художественное, но и пророческое, жизнетворческое значение.


Стихи юного А.Блока, еще нигде не печатались, и его мать пересылала их


в Москву, своей двоюродной сестре –художнице О.Соловьевой, в то время там бывал


Андрей Белый,живший по соседству. В письмах Зинаиде Гиппиус- известной


Петербургской поэтессе, О.Соловьва писала о том, что Боря Бугаев (А.Белый) от


стихов Петербургского новоявленного поэта А.Блока в восторге.


В январе 1903 года началась их переписка, причем оба написали одновременно


так,что письма встретились и разминулись в дороге, чему было придано мистическое


значение.Через год в январе 1904 года, когда А.Блок приехал в Москву со своей


молодой женой состоялась их личная встреча.


Белый в Москве стал главой кружка “аргонавтов”, члены кружка


познокомившись со стихами А.Блока, приняли его к сердцу и посчитали своим.


Петербургский поэт, еще не печатавшийся, стал “греметь” в группе восторженных


его приверженцев.


Писать стихи Блок стал очень рано, но как поэт определился не сразу, его


Более увлекала карьера драматического артиста,он принял участие в нескольких


любительских и полупрофессиональных спектаклях.Лирические стихотворения


создавались попутно, как бы для себя,как средство самовыражения. Блок не


торопился печататься, хотя стихов уже было несколько сотен. И когда в 1903 году


появились в печати две подборки стихотворений Блока, а затем и первый сборник


“Стихи о прекрасной даме”- получился бесподобны дебют. Блок сразу выступил не


как начинающий, а как сложившийся поэт,которого стали сопостовлять с Фетом.


Он входит в литературные круги обеих столиц, знакомится с Мережсковским,


Брюсовым, сближается с А.Белым и С.Соловьвым - становится заметной фигурой


молодого в то время течения – символизма.


Сборник “Стихи о прекрасной даме” не был механическим собранием всего,


что было написано поэтом к этому времени (1905год), он тщательно составлялся и


отличался единством темы и композиции,где каждое стихотворение развивало общую


идею. Эта идея была внушена Блоку поэтической философией В.С.Соловьева: идея


Вечной Женственности и связанных с нею знамений и «предчувствий». Предчувствия


связывались с началом нового века, который поэт ощущал как новое не только


календарно,но и по существу. Эти мистические предчувствия на языке социальном


(чуждом в то время самому Блоку) были обусловлены переломом в жизни страны на


рубеже двух веков, усложнением психической жизни творческой интеллигенции.


Сильное влияние приобрел символизм, выражавший в искусстве сложные


переживания человека, живущего духовными чаяниями нового века. Блок- поэт


сложился в нутри этого течения. Но еще до непосредственного знакомства с ним


поэтические искания молодого Блока были связаны и с поэтами-предшественниками-


с творчеством Тютчева, Фета, Апухтина, Полонского и особенно Вл.Соловьева.


Идиалистическая настроенность, служение Женственности и Красоте, усадебные


мотивы, сочетание интимно-любовных и филосовских тем, музыкальность,


напевность стиха-такова молодая лирика Блока, воспринятая им отпредшественников.


Отталкиваясь отненависного ему рационализма и позивитизма,овладевая техникой


символизма, Блок создает мистико-романтические произведения, построенные на


завораживающих недоговоренностях и неясностях, становится мастером


неотчетливой стихотворной речи, подобной полотнам иных импрессионистов.


Подобное затемнение стиха требовала сама тема: расплывчатый миф о Таинственной,


Непостижимой Женственности и Красоте, способной преобразить мир.


“Стихи о Прекрасной даме” стали основой первой книги лирических

произведений Блока,которому сам поэт придал вид и значение лирического дневника.


Одноко эта ранняя лирика с ее мистическими переживаниями не была принята


традиционной либеральной критикой. Идеал служения Вечной Женственности в


“Стихах о Прекрасной Даме” противопоставлен низменным заботам людей “о злате


и хлебе”, но этот мотив редок, и неправильно думать,что в ранних стихах поэта нет


никакой социальности: ожидание Прекрасной Дамы соединено со смутным сознанием


неблагополучия, космического катаклизма, грозячего мировой катастрофы.


Поэт присально вглядывается в жизнь и видит ее реальности, вплоть до тягот


фабричного труда и повседневной городской жизни.Эти мотивы усиливаются


в книге второй (стихи 1904-1908 гг.) . Революция 1905 года пробудила в поэте


сознание гражданской ответственности: покоя и счастья нет, когда мир делится на


голодных и сытых. В творчество поэта врывается редкая у него открытая


политическая лирика: «Сытые» , «Митинг» , «Вися над городом всемирным…» ,


однако революцию Блок воспринял только эмоционально, жертвенно-


как личную драму, прямого воспевания революции в стихах Блока нет.


В основу тома был положен сборник стихов –«Нечаянная радость» (1907) .


Заглавие указывало на открытие поэтом «образа грядущего мира» , связанного


с движением народа, социальных низов. В открывающем том програмном


стихотворении та, что была прекрасной Дамой, «в поля отошла без возврата» .


Сумятитца городской жизни вызвала появление «чердачных» стихов, изображающих


город в традициях Некрасова, Гоголя, Достоевского, - во всей его фабрично-


заводской и бытовой неприглядности. Постепенно из мистико-романтического


трубадура Блок превращается в поэта, которому дороги судьбы России.


Другая тема – природы, «пузырей земли» – своей материальной плоскостью


также разрушала стилистику «Стихов о Прекрасной Даме» . Блок рассорился со


своими друзьями «соловьёвцами» – А.Белым и С.Соловьёвым, усмотревшим здесь


измену канонам символизма.

Центральное стихотворение сборника- «Незнакомка»(1906г) принесло Блоку


громкую известность. Здесь женщина - видение, воплощение идиала, но в отличие


от Прекрасной Дамы,образ земной, земной, реальный и притом ресторанный,хотя


и противопоставленный пошлости обыденной жизни.


Меняется и образ лирического героя – это одинокий человек в состоянии


психологической депрессии, причины которой социальные, заливает свое отчаяние


алкоголем. Этот образ автобиагрофичен, лиричен,соответствует мировосприятию и


«бродяжнической жизни» поэта в эти годы. Фигура бродяги, странника,


отрекающегося от традиционных ценностей городской кульры и находящегося


в пути, в скитаниях по бесприютной, бедной родной земле, которую он беззаветно


любит. Написано стихотворение «Осенняя воля», оно не случайно помечено не только


датой,но и местом его создания – Рогачевское шоссе. С него начинается в творчестве


Блока огромная тема Родины.


Третья книга стихотворений (1907-1916г)-главная и основная во всем наследии


Блока,здесь поэзия достигла наивысшей зрелости. Окончательно исчезают следы


прежнего «декаденства» , стихи отличаются совершенством формы, строгой


простотой. Главная тема книги – Россия, ее сложная трагическая история,


выражает боль, за судьбу родины, ввергнутой в мировую войну.


Россия вообще становтся главной темой Блока. Дума о народе, народе


и интеллигенции, о России и революции, интеллигенция и революция, ненависть к


пошлости и бездуховности «страшного» мира – основные сквозные темы не только


лирики Блока, но и его драмм, статей, дневниковых записей – всего его творчества.


Именно эта тема прежде всего создает ощущение цельности Блока, его личности и его


творческогонаследия во всех жанрах.


Февральскую революцию 1917 года Блок встретил восторжено,с надеждой


на изменение жизни. Находясь на прифронтовой полосе на военной службе,он


писал матери « То, что происходит, происходит в духе моей тревогои».


Весной 1917 года, вернувшись в Петербург, он принял предложение быть


одним из редакторов протоколов Чрезвычайной Следственной комиссии,


раследовавшей деятельность бывших царских министров.Вся работа комиссии


проходила в Зимнем дворце. Комиссия не успела завершить свое дело, но результатом


работы в ней Блока стала его документальная книга «Последние дни императорской


власти (1921г).


К Октябрьскому перевороту поэт отнесся поначалу более осмотрительно.


В ноябре и декабре он никак не выявил своих настроений и даже прекратил ведение


дневника, но в январе 1918 года развил чрезвычайную творческую активность.


В несколько дней были созданы поэма «Двенадцать», большое стихотворение


«Скифы», посвященное трагическим перепетиям Брестского мира и отношениям с


Западом, и статья «Интеллигенция и революция»

Поэма «Двенадцать»,вызванная октябрьскими днями, получила одностороннее


толкование как слева, так и справа. Сам Блок с некоторым запозданием


предупреждал от этого в «Записке о «Двенадцати» (1920г); тема революции


не означала для поэта политической, агитационной направленности поэмы.


В «Двенадцать» изображалась не революция, а Россия в момент революции.


Поэтическая идеализация большевистского переворота,если она в какой- то мере и


присутствует в произведении, соединена Блоком с бескомпромисно-реалистическим


изображением революционного Петрограда и самих свершителей революции из


народных низов,выведенных без всяких прекрас.В этой двойственной неопределенной


позиции поэта, болеющего за судьбы России, проявилось сочуствие революции, но


в то же время неуверенность в ее результатах и перспективах. Основное в


произведении –пафос разрушения старого мира, что было для поэта важнее всего.


С 1905 года Блок вовлекся в революцию «как давно тайно хотевший гибели» (запись



революции Блоком выявилась в малоубедительном образе Иисуса Христа,


появляющегося в самом конце поэмы в качестве некоего символа святости


революции.


Характерно,что не только писательская элитат в лице А.Ахматовой,


Д.Мережсковского, З.Гиппиус,Ф.Солгуба выразила свое резкое неприятие поэмы


Блока, но и сам революция,ее руководящие деятели приняли ее весьма сдержанно,


тем более,что эта поэма и статьи Блока того времени были опубликованы в печатных


органах левых эсеров,с которыми поэт, не входя организационно ни в какие партии


имел литературные связи. В феврали 1919 года он подвергся по этому поводу кратко


временному аресту и допросу в ЧК.


Блок поверил в очистительную силу революции, вообразил себе ее


«музыкальный напор» , услыхал «шум от падения старого мира» ,-«страшного мира»


неприязнь к которому вызревала в поэте давно. Неистовые ругательства в адрес

интеллигенции и буржуа в январском и февральском дневнике 1918 года выдают,


состояние близкое к помешательству,могут служить материалом для психопатолога. Этих материалов лучше бы не было. Но они есть, и помогают нам только понять,


какого рода ненависть к буржуазной “цивилизации” толкала поэта в стихию


революции.


Переворот в сознании Блока, его новые произведения вызвали целую бурю


в обществе, раскололи его надвое. Искренность поэта была для всех вне всяких


подозрений, но тем не простительнее было его “падение” для тех и других.


Блок “принял “ идею революции, будучи не искушенным в реальной политике,



ждал от революции совсем не того, что она несла реально. Скоро выяснилось,


что ожидаемая очищающая “стихия” , “музыка” революции, появление “человека


артиста” подчерпнутые Блоком у Ницше и Вагнера не состоялись.Блок уповал


на культурно-преобразующую роль революции, а она обернулась сугубым


бюрократизмом, жестокостью, разгулом бандитизма и невиданным падением



Образ Христа в конце поэмы вызвало непонимание и кривотолки.


Все последующее время,до самой кончины – стало кресным путем для Блока.


Блок не только перестал слышать “музыку революции”, он ощутил “щель истории,


в которую мы попали”, для него исчез вдруг и “воздух”и он задохнулся.Мне трудно



1921 года). От тягчайшей болезни тела и духа спасти Блока мог только немедленный


отъезд в санаторий.М Горький и другие писатели ходатайствовали в Москве о


разрешении выезда поэта в Финляндию.После ряда недорозумений и проволочек




А.Белый “он задохся от очень трудного воздуха жизни”


Другие работы по теме:

Имя твое - птица в руке, Имя твое - льдинка на языке, Одно, единственное движение губ, Имя твое - пять букв... М. Цветаева Александр Блок жил и творил на рубеже двух миров: в эпоху подготовки и осуществления тяжелейшего в истории России социального перелома - Октябрьской революции. Он оказался последним великим поэтом старой, дооктябрьской России, завершившим своим творчеством поэтические искания всего XIX века, и вместе с тем его именем открывается первая, заглавная страница истории русской советской поэзии.

«Тема моя, я знаю теперь это твердо, без никаких сомнений - живая, реальная тема; она не только больше меня, она больше всех нас и она всеобщая наша тема… Этой теме я сознательно и неотвратимо посвящаю жизнь».

Интерпретация поэмы А. А. Блока «Двенадцать», особенно ее финала, - один из самых интересных и загадочных вопросов в творчестве поэта. Вышедшая вскоре после статьи «Интеллигенция и революция», написанная словно на одном дыхании в течение января 1918 года, поэма вызвала двойственное к себе отношение.

Каждый поэт обращается в своем творчестве к различным темам: судьба родины, тема любви, образ природы, философские мотивы. Но творца волнует, безусловно, назначение и роль поэтического творчества. Роль поэта во все времена важна, но каждый по-своему понимает смысл лирики.

Тема России - главное в творчестве А.А. Блока. Образ России видится Блоку через мотивы дороги, ветра, пути. В стихотворении «Россия» Блок исходит в своем понимании России из тютчевских мыслей («Россия, нищая Россия»). Он высказывает предчувствие, что на Россию надвигается что-то страшное, что Россия отдаст «разбойную красу» чародею, который может ее «заманить» и «обмануть»: и вместе с тем выражает веру в то, что Россия не пропадет: «Не пропадешь, не сгинешь ты,// И лишь забота затуманит// Твои прекрасные черты».

Тема Родины в творчестве Александра Блока К вопросу о родной земле, так или иначе, подходило большинство поэтов, и всякий по-своему постигал известную для старого и малого Родину - Россию. Среди них и Александр Александрович Блок.

Сравнение стихотворения М.Ю.Лермонтова "Родина" и А.А.Блока "Россия" Автор: Лермонтов М.Ю. Тема Родины имела большое значение для многих поэтов XIXи начала XX века. Через свои стихи поэты пытались выразить любовь к Родине, показать её красоту, величие. Эта тема также играла не второстепенную роль в творчестве Лермонтова и Блока.

Автор: Блок А.А. Александр Блок вошел в историю литературы как выдающийся поэт-лирик. Начав свой поэтический путь книгой мистических стихов о Прекрасной Даме, Блок завершил свое 20-летнее творчество проклятием старому миру в поэме “Двенадцать”. Он прошел сложный путь от поэта-символиста, от бесплодной романтической мечты к реальной действительности, к революции.

После Октября направление в творчестве Маяковского обрело особую четкость: служение революции, ориентация на Ленина.

Поэма "Двенадцать" - одно из самых сильных и современных произведений русской поэзии начала XX века. Это объективный дневник революционных событий.

В годы политической и общественной реакции после поражения первой русской революции, когда буржуазная литература переживала время застоя и упадка, когда подавляющее большинство буржуазных писателей, вчерашних

Россия! Сколько замечательных поэтов земли русской воспели тебя в прекрасных стихах! Муза Пушкина, Лермонтова, Некрасова учила любить Родину, "глаголом жгла сердца людей".

Тема Родины явилась основной в творчестве Блока. О чем бы он ни писал - все это было о России. На протяжении времени менялись мировоззрение поэта, его привязанности и взгляды, лишь незыблемой оставалась любовь к Отечеству.

Блок восторженно принял Октябрьскую революцию. Октябрьская революция открыла Блока как художника, вдохновила его на создание “12” -лучшего его произведения, закончив которое он обычно беспощадно строгий к себе, сказал: “Сегодня я- гений!”

Пожалуй, в творчестве А.Блока нет другого произведения, вызвавшего столь бурную реакцию современников, как поэма «Двенадцать». Это - одно из самых сильных и современных произведений русской поэзии начала 20 века.

Автор: Блок А.А. В сборник стихов о России, наряду с новыми, впервые появившимися стихами, были помещены стихи, напечатанные несколько лет назад. И каждое стихотворение несет в себе определенную идейную нагрузку, оно - своеобразное звено в цепи. Открывается книга циклом стихов о Куликовом поле. Этот цикл задает тон всему сборнику - просветленную грусть и мудрую любовь поэта к России, - даже такой:

Великий поэт Некрасов писал: "не может сын глядеть спокойно на горе матери родной, не будет гражданин достойный к отчизне холоден душой". Тема России является центральной в творчестве многих поэтов.

ТЕМА РОССИИ В ТВОРЧЕСТВЕ А.БЛОКА По циклу стихов «На поле Куликовом» Минко К.О., СО-08 (Ухтинский Государственный Технический Университет) Теме России я сознательно и

Автор: Блок А.А. По словам самого Блока, тема России - главная в его поэзии. Блок обратился к этой теме уже в самом начале своего творческого пути и остался верен ей до конца жизни. Стихотворение “Гамаюн, птица вещая” стало первым произведением юного Блока, посвященным судьбе России. Уже в нем встает тема исторического пути родины, ее трагической истории.

Краткое жизнеописание великого русского поэта - Александра Александровича Блока (1880–1921), предпосылки зарождения у него литературного таланта и описание его деятельности после революции. Перечень основных книг, циклов и сборников стихотворений Блока.

2Работа по Литературе

Краткая биография. Алексанр Александрович Блок родился в 1880 году в Петербурге. Его дед по матери А.Н.Бекетов был видным учным, ректором Петербургскогоуниверсетета. Отец поэта был профессором философии и права Варшавского универсетета. Жена Блока дочь знаменитого русского химика Д.И.Менделеева. Детские годы будущий поэт провел в семье Бекетовых, жил в дедовском имении Шахматово недалеко от города Калинина.В семье Блока много внимания уделялось литературе и искуству. Бабушка,мать Блока и е сстры занимались художественными и научными переводами. Атмосфера царившая в семье Бекетовых, способствовала тому, что Александр Блок рано начал заниматься стихотворством. В 1906 году Блок закончил историко-философский факультет Петербургского университета,еще будучи студентом, он начал писать стихи. В памяти Блока сохранился характерный эпизод из студеньческих лет. Свои стихи, написанные по мотивам картин В.Васнецова, он отнес В.П.Островскому-редактору демократического журнала Мир божий. Пробежав стихи вспоминает Блок в позднейшей автобиографии Он сказал Как вам не стыдно, молодой человек, когда в университете бог знает что творится - и выпроводил меня со свирепым равнодушием. Тогда это было обидно, а теперь вспоминать об этом приятнее, чем обо многих позднейших похвалах. Блок прожил сложную жизнь, в сложное время. Россия на рубеже XIX-XX-веков. Жизнь быстро меняется и усложняется. Развитие промышленности и транспорта, средств связи, технический прогрес делают е интенсивной. Вс это сопровождается социальным кризисом, активными поисками в философии и религии. Навстречу новому веку в стране зарождается новое искуство, которое теперь мы называем искусством серебрянного века. Наивный и плоский реализм, прописные истины позитивизма перестают удовлетворять гармонические средства стиха XIX века в значительной мере стираются. Дерзко- с вызовом в литературу входят новые силы Константин Бальмонт, Валерий Брюсов занимают ключевые места на поэтическом Олимпе, а Дмитрий Мережковский обосновывает перемену в специальном трактате О причинах упадка и о новых течениях в современной руской литературе.

Это манифест нового направления в литературе.Это,так называемые старшие символисты. Десятилетием позже явились и младшие.

Два молодых поэта, никому не Известные, не знакомые даже друг с другом, настроенные мистически, пристально Всматривались, во все новое,что нес с собой новый ХХ век. Даже разнообразные и Яркие закаты того времени казались обоим необыкновенной эпохой зорь и Связывались с мистическим ожиданием,предзнаменованием чего-то нового, Необычного, глобально- значительного.

Один из этих людей Александр Блок- наблюдал эти закаты в Петербурге, другой- Борис Бугаев, вступивший в литературу под псевдонимом Андрей Белый, в Москве.

Оба испытывали влияние новейшей поэзии, жили в мире Ибсена, философии Ницше и Шопенгауэра, музыки Вагнера, романов Достоевского,поэзии Тютчева и Фета, философии и поэзии Владимира Соловьва.

А.Белый теоретически Обосновывал символизм, как искусство высшего синтеза, имеющее не только художественное, но и пророческое, жизнетворческое значение.

Стихи юного А.Блока, еще нигде не печатались, и его мать пересылала их в Москву, своей двоюродной сестре художнице О.Соловьевой, в то время там бывал Андрей Белый,живший по соседству.В письмах Зинаиде Гиппиус- известной Петербургской поэтессе, О.Соловьва писала о том, что Боря Бугаев А.Белый от стихов Петербургского новоявленного поэта А.Блока в восторге.

В январе 1903 года началась их переписка, причем оба написали одновременно так,что письма встретились и разминулись в дороге, чему было придано мистическое значение. Через год в январе 1904 года, когда А.Блок приехал в Москву со своей молодой женой состоялась их личная встреча. Белый в Москве стал главой кружка аргонавтов, члены кружка познокомившись со стихами А.Блока, приняли его к сердцу и посчитали своим.Петербургский поэт, еще не печатавшийся, стал греметь в группе восторженных его приверженцев.

Писать стихи Блок стал очень рано, но как поэт определился не сразу, его Более увлекала карьера драматического артиста,он принял участие в нескольких любительских и полупрофессиональных спектаклях.Лирические стихотворения создавались попутно, как бы для себя,как средство самовыражения. Блок не торопился печататься, хотя стихов уже было несколько сотен.И когда в 1903 году появились в печати две подборки стихотворений Блока, а затем и первый сборник Стихи о прекрасной даме- получился бесподобны дебют.

Блок сразу выступил не как начинающий, а как сложившийся поэт,которого стали сопостовлять с Фетом. Он входит в литературные круги обеих столиц, знакомится с Мережсковским, Брюсовым, сближается с А.Белым и С.Соловьвым - становится заметной фигурой молодого в то время течения символизма.Сборник Стихи о прекрасной даме не был механическим собранием всего, что было написано поэтом к этому времени 1905год, он тщательно составлялся и отличался единством темы и композиции,где каждое стихотворение развивало общую идею. Эта идея была внушена Блоку поэтической философией В.С.Соловьева идея Вечной Женственности и связанных с нею знамений и предчувствий.

Предчувствия связывались с началом нового века, который поэт ощущал как новое не только календарно, но и по существу.Эти мистические предчувствия на языке социальном чуждом в то время самому Блоку были обусловлены переломом в жизни страны на рубеже двух веков, усложнением психической жизни творческой интеллигенции.

Сильное влияние приобрел символизм, выражавший в искусстве сложные переживания человека, живущего духовными чаяниями нового века. Блок- поэт сложился в нутри этого течения. Но еще до непосредственного знакомства с ним поэтические искания молодого Блока были связаны и с поэтами-предшественниками- с творчеством Тютчева, Фета, Апухтина, Полонского и особенно Вл.Соловьева.Идиалистическая настроенность, служение Женственности и Красоте, усадебные мотивы, сочетание интимно-любовных и филосовских тем, музыкальность, напевность стиха-такова молодая лирика Блока, воспринятая им отпредшественников. Отталкиваясь отненависного ему рационализма и позивитизма,овладевая техникой символизма, Блок создает мистико-романтические произведения, построенные на завораживающих недоговоренностях и неясностях, становится мастером неотчетливой стихотворной речи, подобной полотнам иных импрессионистов.

Подобное затемнение стиха требовала сама тема расплывчатый миф о Таинственной, Непостижимой Женственности и Красоте, способной преобразить мир. Стихи о Прекрасной даме стали основой первой книги лирических произведений Блока,которому сам поэт придал вид и значение лирического дневника.

Одноко эта ранняя лирика с ее мистическими переживаниями не была принята традиционной либеральной критикой.Идеал служения Вечной Женственности в Стихах о Прекрасной Даме противопоставлен низменным заботам людей о злате и хлебе, но этот мотив редок, и неправильно думать, что в ранних стихах поэта нет никакой социальности ожидание Прекрасной Дамы соединено со смутным сознанием неблагополучия, космического катаклизма, грозячего мировой катастрофы.

Поэт присально вглядывается в жизнь и видит ее реальности, вплоть до тягот фабричного труда и повседневной городской жизни.Эти мотивы усиливаются в книге второй стихи 1904-1908 гг Революция 1905 года пробудила в поэте сознание гражданской ответственности покоя и счастья нет, когда мир делится на голодных и сытых. В творчество поэта врывается редкая у него открытая политическая лирика Сытые, Митинг, Вися над городом всемирным, однако революцию Блок воспринял только эмоционально, жертвенно- как личную драму, прямого воспевания революции в стихах Блока нет. В основу тома был положен сборник стихов Нечаянная радость 1907 . Заглавие указывало на открытие поэтом образа грядущего мира, связанного с движением народа, социальных низов. В открывающем том програмном стихотворении та, что была прекрасной Дамой, в поля отошла без возврата. Сумятитца городской жизни вызвала появление чердачных стихов, изображающих город в традициях Некрасова, Гоголя, Достоевского во всей его фабрично- заводской и бытовой неприглядности. Постепенно из мистико-романтического трубадура Блок превращается в поэта, которому дороги судьбы России. Другая тема природы, пузырей земли своей материальной плоскостью также разрушала стилистику Стихов о Прекрасной Даме. Блок рассорился со своими друзьями соловьвцами А.Белым и С.Соловьвым, усмотревшим здесь измену канонам символизма. Центральное стихотворение сборника- Незнакомка1906г принесло Блоку громкую известность. Здесь женщина - видение, воплощение идиала, но в отличие от Прекрасной Дамы,образ земной, земной, реальный и притом ресторанный,хотя и противопоставленный пошлости обыденной жизни.

Меняется и образ лирического героя это одинокий человек в состоянии психологической депрессии, причины которой социальные, заливает свое отчаяние алкоголем.

Этот образ автобиагрофичен, лиричен,соответствует мировосприятию и бродяжнической жизни поэта в эти годы. Фигура бродяги, странника, отрекающегося от традиционных ценностей городской кульры и находящегося в пути, в скитаниях по бесприютной, бедной родной земле, которую он беззаветно любит.

Написано стихотворение Осенняя воля, оно не случайно помечено не только датой,но и местом его создания Рогачевское шоссе.

С него начинается в творчестве Блока огромная тема Родины.

Третья книга стихотворений 1907-1916г-главная и основная во всем наследии Блока,здесь поэзия достигла наивысшей зрелости. Окончательно исчезают следы прежнего декаденства, стихи отличаются совершенством формы, строгой простотой. Главная тема книги Россия, ее сложная трагическая история, выражает боль, за судьбу родины, ввергнутой в мировую войну.Россия вообще становтся главной темой Блока. Дума о народе, народе и интеллигенции, о России и революции, интеллигенция и революция, ненависть к пошлости и бездуховности страшного мира основные сквозные темы не только лирики Блока, но и его драмм, статей, дневниковых записей всего его творчества.

Именно эта тема прежде всего создает ощущение цельности Блока, его личности и его творческогонаследия во всех жанрах. Февральскую революцию 1917 года Блок встретил восторжено,с надеждой на изменение жизни.Находясь на прифронтовой полосе на военной службе,он писал матери То, что происходит, происходит в духе моей тревогои.

Весной 1917 года, вернувшись в Петербург, он принял предложение быть одним из редакторов протоколов Чрезвычайной Следственной комиссии, раследовавшей деятельность бывших царских министров.Вся работа комиссии проходила в Зимнем дворце. Комиссия не успела завершить свое дело, но результатом работы в ней Блока стала его документальная книга Последние дни императорской власти 1921г. К Октябрьскому перевороту поэт отнесся поначалу более осмотрительно.В ноябре и декабре он никак не выявил своих настроений и даже прекратил ведение дневника, но в январе 1918 года развил чрезвычайную творческую активность.

В несколько дней были созданы поэма Двенадцать, большое стихотворение Скифы, посвященное трагическим перепетиям Брестского мира и отношениям с Западом, и статья Интеллигенция и революция Поэма Двенадцать,вызванная октябрьскими днями, получила одностороннее толкование как слева, так и справа. Сам Блок с некоторым запозданием предупреждал от этого в Записке о Двенадцати 1920г тема революции не означала для поэта политической, агитационной направленности поэмы.

В Двенадцать изображалась не революция, а Россия в момент революции.Поэтическая идеализация большевистского переворота,если она в какой- то мере и присутствует в произведении, соединена Блоком с бескомпромисно-реалистическим изображением революционного Петрограда и самих свершителей революции из народных низов,выведенных без всяких прекрас.В этой двойственной неопределенной позиции поэта, болеющего за судьбы России, проявилось сочуствие революции, но в то же время неуверенность в ее результатах и перспективах.

Основное в произведении пафос разрушения старого мира, что было для поэта важнее всего. С 1905 года Блок вовлекся в революцию как давно тайно хотевший гибели запись в дневнике 15 августа 1915 года. Противоречивость и слабость восприятия революции Блоком выявилась в малоубедительном образе Иисуса Христа, появляющегося в самом конце поэмы в качестве некоего символа святости революции.

Характерно,что не только писательская элитат в лице А.Ахматовой, Д.Мережсковского, З.Гиппиус,Ф.Солгуба выразила свое резкое неприятие поэмы Блока, но и сам революция,ее руководящие деятели приняли ее весьма сдержанно, тем более,что эта поэма и статьи Блока того времени были опубликованы в печатных органах левых эсеров,с которыми поэт, не входя организационно ни в какие партии имел литературные связи.В феврали 1919 года он подвергся по этому поводу кратко временному аресту и допросу в ЧК. Блок поверил в очистительную силу революции, вообразил себе ее музыкальный напор, услыхал шум от падения старого мира страшного мира неприязнь к которому вызревала в поэте давно.

Неистовые ругательства в адрес интеллигенции и буржуа в январском и февральском дневнике 1918 года выдают, состояние близкое к помешательству,могут служить материалом для психопатолога.Этих материалов лучше бы не было. Но они есть, и помогают нам только понять, какого рода ненависть к буржуазной цивилизации толкала поэта в стихию революции. Переворот в сознании Блока, его новые произведения вызвали целую бурю в обществе, раскололи его надвое.

Искренность поэта была для всех вне всяких подозрений, но тем не простительнее было его падение для тех и других. Блок принял идею революции, будучи не искушенным в реальной политике, повинуясь только голосу собственных эмоций и собственной совести.Блок ждал от революции совсем не того, что она несла реально.Скоро выяснилось, что ожидаемая очищающая стихия, музыка революции, появление человека артиста подчерпнутые Блоком у Ницше и Вагнера не состоялись.Блок уповал на культурно-преобразующую роль революции, а она обернулась сугубым бюрократизмом, жестокостью, разгулом бандитизма и невиданным падением нравов.

Образ Христа в конце поэмы вызвало непонимание и кривотолки.Все последующее время,до самой кончины стало кресным путем для Блока. Блок не только перестал слышать музыку революции, он ощутил щель истории, в которую мы попали, для него исчез вдруг и воздухи он задохнулся.Мне трудно дышать, сердце заняло полгрудиодна из последних записей его дневника 18 июня 1921 года. От тягчайшей болезни тела и духа спасти Блока мог только немедленный отъезд в санаторий.М Горький и другие писатели ходатайствовали в Москве о разрешении выезда поэта в Финляндию.После ряда недорозумений и проволочек 5 августа разрешение было получено,но затерялись анкеты, и нельзя было выписать заграничные паспорта. 7 августа 1921 года поэт скончался, как познее написал А.Белый он задохся от очень трудного воздуха жизни.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Ненавидя, кляня и любя:

За мученья, за гибель - я знаю

Все равно: принимаю тебя!

(Александр Блок)

У нашего отряда в пионерлагере был девиз: “И вечный бой! Покой нам только снится”, который мне очень нравился. Лишь много позже я узнал, что слова написал “настоящий, волею божьей поэт”, по определению А. М. Горького, Александр Александрович Блок (в цикле “На поле Куликовом”), замечательный патриот, сказавший: “О Русь моя! Жена моя!”.

Хоть Блок был одним из лидеров в общем-то далекого от реальной жизни течения - символизма, он в своих произведениях постоянно сочувствовал трудовому люду, особенно рабочим. В известном стихотворении “Фабрика” он рассказывает о том, как “недвижный кто-то, черный кто-то” “медным голосом завет”.

Согнуть измученные спины.

Внизу собравшийся народ.

В другом стихотворении, написанном в революционный 1905 год (“Сытые”), поэт с сарказмом говорит о том, что богатые - “сытые” - “скучали и не жили”, в то время как кругом слышались “мольбы о хлебе”. Но вот началась революция, слышен “красный смех... знамен, и Так - негодует все, что сыто, Тоскует сырость важных чрев: Ведь опрокинуто корыто, Встревожен их прогнивший хлев!” Однако - и на это очень важно обратить внимание - Блок не призывает к расправе: Пусть доживут свой век привычно Нам жаль их сытость разрушать.

Принимая в революции свержение старого и отжившего, он не хочет, чтобы она была жесткой и кровавой.

Ведь известно, что самосуды времен революции 1917 года потрясали Блока, хотя, видимо, он находил им оправдание.

Эпизод самосуда как раз и является сюжетным стержнем сложной по композиции и художественным средствам поэмы о революции “Двенадцать”. Революционный боец Петруха убивает свою возлюбленную Катьку за то, что та изменила ему с предателем Ванькой. Последний успел убежать, но ему обещано:

Утек, подлец! Ужо, постой,

Расправлюсь завтра я с тобой!

И это не пустые угрозы:

Помнишь, Катя, офицера.

Не ушел он от ножа...

Но в целом поэма - гимн революции. Недаром в конце ее появляется “первый революционер на земле” Иисус Христос. И в своей статье, обращенной к русской интеллигенции, “Революция и интеллигенция” Блок призывал: “Слушайте революцию!”. Кажется, что писатель полностью благословляет революцию:

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови

Господи, благослови!

Но поэма оставляет двойственное впечатление, потому что поэт реалистичен:

Запирайте этажи,

Нынче будут грабежи!

Двенадцать человек (символ двенадцати апостолов, впереди которых идет Христос) изображены то романтически: “Кругом - огни, огни, огни... Оплечь ружейные ремни... “, то натуралистично: “В зубах цигарка, примят картуз. На спину надо б бубновый туз!” (знак каторжника).

Поэма, языком которой трудно не восхищаться, вводит нас в обстановку революционных месяцев, окрашенную и упоением свободой, и начинающимся насилием над волей и правами людей.

Сегодня вопрос о роли революции - один из главных для многих из нас. С расстояния трех четвертей века отчетливо видны ошибки и преступления революции, но видна и великая энергия великого народа, которую так долго сдерживали.

Историки еще десятилетия будут спорить о роли Октября, но нынче мы должны быть сильно благодарны Александру Блоку за то, что он так точно и ярко запечатлел революционную эпоху в своем небольшом произведении. А если еще вспомнить, что он благословлял революцию, в пожаре которой сгорела его выдающаяся библиотека (она собиралась поколениями его предков!), мы согласимся с А. М. Горьким, что это “человек бесстрашной искренности”, и поймем слова К. Федина, который после безвременной смерти 40-летнего поэта говорил, что уже “не будет подобного мужества и подобной тоски о правде будущего, какие проявил А. Блок”.

Краткая биография.

Алексанр Александрович Блок родился в 1880 году в Петербурге. Его дед по

матери А.Н.Бекетов был видным учёным, ректором Петербургскогоуниверсетета.

Отец поэта был профессором философии и права Варшавского универсетета.

Жена Блока – дочь знаменитого русского химика Д.И.Менделеева. Детские годы

будущий поэт провел в семье Бекетовых, жил в дедовском имении Шахматово

(недалеко от города Калинина). В семье Блока много внимания уделялось литературе

и искуству. Бабушка,мать Блока и её сёстры занимались художественными и

научными переводами. Атмосфера царившая в семье Бекетовых, способствовала

тому, что Александр Блок рано начал заниматься стихотворством. В 1906 году Блок

закончил историко-философский факультет Петербургского университета,еще

будучи студентом, он начал писать стихи. В памяти Блока сохранился характерный

эпизод из студеньческих лет. Свои стихи, написанные по мотивам картин

В.Васнецова, он отнес В.П.Островскому-редактору демократического журнала

«Мир божий » . «Пробежав стихи, - вспоминает Блок в позднейшей автобиографии,

Он сказал: «Как вам не стыдно, молодой человек, когда в университете бог

знает что творится!» - и выпроводил меня со свирепым равнодушием. Тогда это

было обидно, а теперь вспоминать об этом приятнее, чем обо многих позднейших

похвалах » . Блок прожил сложную жизнь, в сложное время.

Россия на рубеже XIX-XX-веков. Жизнь быстро меняется и усложняется.

Развитие промышленности и транспорта, средств связи, технический прогрес делают

её интенсивной. Всё это сопровождается социальным кризисом, активными

поисками в философии и религии. Навстречу новому веку в стране зарождается новое

искуство, которое теперь мы называем искусством «серебрянного века» . Наивный и

плоский «реализм» , прописные истины «позитивизма» перестают удовлетворять;

«гармонические» средства стиха XIX века в значительной мере стираются.

Дерзко- с вызовом в литературу входят новые силы: Константин Бальмонт,

Валерий Брюсов занимают ключевые места на поэтическом Олимпе, а Дмитрий

Мережковский обосновывает перемену в специальном трактате « О причинах упадка

и о новых течениях в современной руской литературе». Это манифест нового

направления в литературе.Это,так называемые «старшие символисты».

Десятилетием позже явились и «младшие». Два молодых поэта, никому не

Известные, не знакомые даже друг с другом, настроенные мистически, пристально

Всматривались, во все новое,что нес с собой новый ХХ век. Даже разнообразные и

Яркие закаты того времени казались обоим необыкновенной “эпохой зорь” и

Связывались с мистическим ожиданием,предзнаменованием чего-то нового,

Необычного, глобально- значительного.

Один из этих людей – Александр Блок- наблюдал эти закаты в Петербурге,

другой- Борис Бугаев, вступивший в литературу под псевдонимом “Андрей Белый”,

в Москве. Оба испытывали влияние новейшей поэзии, жили в мире Ибсена,

философии Ницше и Шопенгауэра, музыки Вагнера, романов Достоевского,поэзии

Тютчева и Фета, философии и поэзии Владимира Соловьва. А.Белый теоретически

Обосновывал символизм, как искусство высшего синтеза, имеющее не только

художественное, но и пророческое, жизнетворческое значение.

Стихи юного А.Блока, еще нигде не печатались, и его мать пересылала их

в Москву, своей двоюродной сестре –художнице О.Соловьевой, в то время там бывал

Андрей Белый,живший по соседству. В письмах Зинаиде Гиппиус- известной

Петербургской поэтессе, О.Соловьва писала о том, что Боря Бугаев (А.Белый) от

стихов Петербургского новоявленного поэта А.Блока в восторге.

В январе 1903 года началась их переписка, причем оба написали одновременно

так,что письма встретились и разминулись в дороге, чему было придано мистическое

значение.Через год в январе 1904 года, когда А.Блок приехал в Москву со своей

молодой женой состоялась их личная встреча.

Белый в Москве стал главой кружка “аргонавтов”, члены кружка

познокомившись со стихами А.Блока, приняли его к сердцу и посчитали своим.

Петербургский поэт, еще не печатавшийся, стал “греметь” в группе восторженных

его приверженцев.

Писать стихи Блок стал очень рано, но как поэт определился не сразу, его

Более увлекала карьера драматического артиста,он принял участие в нескольких

любительских и полупрофессиональных спектаклях.Лирические стихотворения

создавались попутно, как бы для себя,как средство самовыражения. Блок не

торопился печататься, хотя стихов уже было несколько сотен. И когда в 1903 году

появились в печати две подборки стихотворений Блока, а затем и первый сборник

“Стихи о прекрасной даме”- получился бесподобны дебют. Блок сразу выступил не

как начинающий, а как сложившийся поэт,которого стали сопостовлять с Фетом.

Он входит в литературные круги обеих столиц, знакомится с Мережсковским,

Брюсовым, сближается с А.Белым и С.Соловьвым - становится заметной фигурой

молодого в то время течения – символизма.

Сборник “Стихи о прекрасной даме” не был механическим собранием всего,

что было написано поэтом к этому времени (1905год), он тщательно составлялся и

отличался единством темы и композиции,где каждое стихотворение развивало общую

идею. Эта идея была внушена Блоку поэтической философией В.С.Соловьева: идея

Вечной Женственности и связанных с нею знамений и «предчувствий». Предчувствия

связывались с началом нового века, который поэт ощущал как новое не только

календарно,но и по существу. Эти мистические предчувствия на языке социальном

(чуждом в то время самому Блоку) были обусловлены переломом в жизни страны на

рубеже двух веков, усложнением психической жизни творческой интеллигенции.

Сильное влияние приобрел символизм, выражавший в искусстве сложные

переживания человека, живущего духовными чаяниями нового века. Блок- поэт

сложился в нутри этого течения. Но еще до непосредственного знакомства с ним

поэтические искания молодого Блока были связаны и с поэтами-предшественниками-

с творчеством Тютчева, Фета, Апухтина, Полонского и особенно Вл.Соловьева.

Идиалистическая настроенность, служение Женственности и Красоте, усадебные

мотивы, сочетание интимно-любовных и филосовских тем, музыкальность,

напевность стиха-такова молодая лирика Блока, воспринятая им отпредшественников.

Отталкиваясь отненависного ему рационализма и позивитизма,овладевая техникой

символизма, Блок создает мистико-романтические произведения, построенные на

завораживающих недоговоренностях и неясностях, становится мастером

неотчетливой стихотворной речи, подобной полотнам иных импрессионистов.

Подобное затемнение стиха требовала сама тема: расплывчатый миф о Таинственной,

Непостижимой Женственности и Красоте, способной преобразить мир.

“Стихи о Прекрасной даме” стали основой первой книги лирических

произведений Блока,которому сам поэт придал вид и значение лирического дневника.

Одноко эта ранняя лирика с ее мистическими переживаниями не была принята

традиционной либеральной критикой. Идеал служения Вечной Женственности в

“Стихах о Прекрасной Даме” противопоставлен низменным заботам людей “о злате

и хлебе”, но этот мотив редок, и неправильно думать,что в ранних стихах поэта нет

никакой социальности: ожидание Прекрасной Дамы соединено со смутным сознанием

неблагополучия, космического катаклизма, грозячего мировой катастрофы.

Поэт присально вглядывается в жизнь и видит ее реальности, вплоть до тягот

фабричного труда и повседневной городской жизни.Эти мотивы усиливаются

в книге второй (стихи 1904-1908 гг.) . Революция 1905 года пробудила в поэте

сознание гражданской ответственности: покоя и счастья нет, когда мир делится на

голодных и сытых. В творчество поэта врывается редкая у него открытая

политическая лирика: «Сытые» , «Митинг» , «Вися над городом всемирным…» ,

однако революцию Блок воспринял только эмоционально, жертвенно-

как личную драму, прямого воспевания революции в стихах Блока нет.

В основу тома был положен сборник стихов –«Нечаянная радость» (1907) .

Заглавие указывало на открытие поэтом «образа грядущего мира» , связанного

с движением народа, социальных низов. В открывающем том програмном

стихотворении та, что была прекрасной Дамой, «в поля отошла без возврата» .

Сумятитца городской жизни вызвала появление «чердачных» стихов, изображающих

город в традициях Некрасова, Гоголя, Достоевского, - во всей его фабрично-

заводской и бытовой неприглядности. Постепенно из мистико-романтического

трубадура Блок превращается в поэта, которому дороги судьбы России.

Другая тема – природы, «пузырей земли» – своей материальной плоскостью

также разрушала стилистику «Стихов о Прекрасной Даме» . Блок рассорился со

своими друзьями «соловьёвцами» – А.Белым и С.Соловьёвым, усмотревшим здесь

измену канонам символизма.

Центральное стихотворение сборника- «Незнакомка»(1906г) принесло Блоку

громкую известность. Здесь женщина - видение, воплощение идиала, но в отличие

от Прекрасной Дамы,образ земной, земной, реальный и притом ресторанный,хотя

и противопоставленный пошлости обыденной жизни.

Меняется и образ лирического героя – это одинокий человек в состоянии

психологической депрессии, причины которой социальные, заливает свое отчаяние

алкоголем. Этот образ автобиагрофичен, лиричен,соответствует мировосприятию и

«бродяжнической жизни» поэта в эти годы. Фигура бродяги, странника,

отрекающегося от традиционных ценностей городской кульры и находящегося

в пути, в скитаниях по бесприютной, бедной родной земле, которую он беззаветно

любит. Написано стихотворение «Осенняя воля», оно не случайно помечено не только