БухУчет        06.10.2023   

Учение леонтьева. Ведущая деятельность детей в разных возрастных периодах Вопросы и задания для самоконтроля

Теория деятельности (А.Н.Леонтьев)

Теория деятельности, рассматривающая личность в контексте порождения, функционирования и структуры психического отражения в процессах деятельности, разработана во второй половине XX в. в трудах Леонтьева.

Предмет рассмотрения в Теории деятельности – целостная деятельность субъекта как органическая система во всех ее формах и видах. Исходным методом изучения психики выступает анализ преобразований психического отражения в деятельности, исследуемой в ее филогенетическом, истор., онтогенетическом и функциональном аспектах.

Генетически исходной является внешняя, предметная, чувственно-практическая деятельность, от которой производны все виды внутренней психической деятельности индивид, сознания. Обе эти формы имеют общественно-историческое происхождение и принципиально общее строение. Конституирующей характеристикой деятельности является предметность. Первоначально деятельность детерминируется предметом, а затем она опосредуется и регулируется его образом как своим субъективным продуктом.

Взаимно превращающимися единицами деятельности считается потребность мотив цель условия и соотносимые с ними деятельность действия операции. Под действием подразумевается процесс, предмет и мотив которого не совпадают между собой. Мотив и предмет должны быть отображены в психике субъекта: иначе действие лишается для него смысла.

Действие в Теории деятельности внутренне связано с личностным смыслом. Психологическое слияние в единое действие отд. частных действий представляет собой превращение последних в операции, а содержание, которое прежде занимало место осознаваемых целей частных действий, занимает в строении действия структурное место условий его выполнения. Другой вид операций рождается из простого приспособления действия к условиям его выполнения. Операции – это качество действия, образующая действия. Генезис операции состоит в соотношении действий, их включенности одно в другое.

В Теории деятельности введено понятие "мотива-цели", т. е. осознанного мотива, выступающего в роли "общей цели" и "зоны целей", выделение которой и зависит от мотива либо конкретной цели, а процесс целеобразования всегда связан с апробированием целей действием.

Вместе с рождением действия этой, гл. "единицы" деятельности человека, возникает и основная, обществ, по своей природе "единица" человеческой психики – смысл для человека того, на что направлена его активность. Генезис, развитие и функционирование сознания производны от того или иного уровня развития форм и функций деятельности. Вместе с изменением строения деятельности человека меняется и внутреннее строение его сознания.

Возникновение системы соподчиненных действий, т. е. сложного действия, обозначает переход от сознательной цели к осознаваемому условию действия, появление уровней осознания. Разделение труда, производственная специализация рождают "сдвиг мотива на цель" и превращение действия в деятельность. Происходит рождение новых мотивов и потребностей, что влечет за собой качественную дифференциацию осознания. Далее предполагается переход к внутренним психическим процессам, появляются внутренние действия, а впоследствии – формирующиеся по общему закону сдвига мотивов внутренняя деятельность и внутренние операции. Идеальная по своей форме деятельность принципиально не отделена от внешней, практической, и обе они суть осмысленные и смыслообразующие процессы. Гл. процессами деятельности выступают интериоризация ее формы, приводящая к субъект, образу действительности, и экстеориоризация ее внутренние формы как опредмечивание образа, как его переход в объективна идеальное свойство предмета.

Смысл является центр, понятием, при помощи которого объясняется ситуативное развитие мотивации и дается психологическая интерпретация процессов смыслообразования и регуляции деятельности.

Личность в Теории деятельности – это внутренний момент деятельности, некоторое неповторимое единство, выполняющее роль высшей интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами, целостное психологическое новообразование, которое формируется в жизненных отношениях индивида в результате преобразования его деятельности. Личность впервые возникает в обществе. Человек вступает в историю как индивид, наделенный природными свойствами и способностями, а личность он становится лишь в качестве субъекта обществ, отношений.

Понятием "личность" обозначается относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека Обществ, отношения реализуются совокупностью многообразных деятельностей. Иерархические отношения деятельностей, за которыми стоят соотношения мотивов, и характеризуют личность Последняя рождается дважды: первый раз – когда у ребенка проявляются в явных формах полимотивированность и соподчинение его действий, второй раз – когда возникает его сознательная личность.

Становление личности – это становление личностных смыслов. Психологию личности венчает проблема самосознания, поскольку главное – это осознание себя в системе обществ, отношений. Личность – это то, что человек создает из себя, утверждая свою человеческую жизнь. В Теории деятельности предлагается использовать следующие основания при создании типологии личности: богатство связей индивида с миром, степень иерархизированности мотивов, их общую структуру.

На каждой возрастной ступени развития личности в Теории деятельности более представлен какой-либо определенный вид деятельности, приобретающий ведущее значение в формировании новых психических процессов и свойств детской личности Разработка проблемы ведущей деятельности явилась фундамент, вкладом Леонтьева в детскую и возрастную психологию. Этот ученый не только охарактеризовал смену ведущих деятельностей в процессе развития ребенка, но и положил начало изучению механизмов этой смены, превращения одной ведущей деятельности в другую.

На основе Теории деятельности разработаны и продолжают разрабатываться деятельностно-ориентированные теории социальной психологии личности, детской и возрастной психологии, патопсихологии личности и др.

Список литературы

Н. И. Повякель. Теория деятельности (А.Н.Леонтьев)

Ведущая деятельность (ВД) - понятие, позволяющее выделить в спек­тре (системе) видов деятельности ту, которая выражает типичные особеннос­ти психологического возраста и определяет формирование ключе­вых новообразований.

ВД как основа периодизации психического развития ребенка (Эльконин)

· ВД определяет типичные особенности психологического возраста и формирование ключевых новообразований

· ВД реализуется в сфере «ребенок – предметный мир» и в сфере «ребенок-взрослый» , то есть и в предметной среде и в соц отношениях

· На различных возрастных стадиях преобладание ориентации ребенка либо на сферу социальных отношений, либо на сферу предметных отношений

Воля и произвольность

Появляются как итог социального развития мотивации, опосредуют ее.

Воля как ВПФ:

Системна: задействованы эмоции, мотивация, мышление, воображение, внимание, память (именно поэтому в истории психологии очень часты попытки сведения воли то к мотивации, то ко вниманию и т.д.),

Социальна по происхождению,

Осознанна по способу функционирования.

Функции воли:

Селективная: выбор мотивов и целей.

Инициирующая: регуляция побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации.

Организация, произвольная регуляция действий и психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему.

Стабилизирующая – поддержание выбранного уровня выполнения действия при помехах.

Мобилизация физических и психических возможностей в ситуации преодоления препятствий при достижении поставленных целей.

Одной из важнейших характеристик волевого поведения является самодетерминация . Осуществляя волевой акт, человек действует произвольно, т.е. по своему намерению, не подчиняясь действиям внешних причин. Он выходит за рамки требований ситуации.

Критерии воли:

Произвольность и надситуативность – основополагающие принципы волевого поведения.

Критерии проявления воли по Иванникову :

1 – в волевых действиях (осознанные, целенаправленные, намеренные, принятые по собственному решению, необходимые по внешнему или внутреннему основанию, имеющие исходный дефицит побуждения (или торможения), обеспечивающиеся дополнительным побуждением и заканчивающиеся достижением цели)

2 – в выборе мотивов и целей (при выборе одного из несовместимых действий; при выборе одной из целей обусловленных разными мотивами или приводящих к разному результату; при конфликте между желаемой целью и последствиями действия, или заданной целью и личными мотивами)

3 – в регуляции внутренних состояний человека (параметров действия, физиологических и психических процессов)

4 – в волевых качествах личности: выдержка, настойчивость, терпеливость, решительность

«Волевое действие - это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом», - пишет С.Л. Рубинштейн.

Воля - высший уровень регуляции психики по отношению к уровням мотивации, эмоций и внимания.

Мотивационный конфликт. Левин.

Борьба одновременно актуализированных противоречивых потребностей. Типы конфликтов:

· Конфликт «стремление-стремление». Буриданов осел. Даны 2 одновременно недостижимых объекта или цели, оба обладают позитивным и примерно равным требовательным характером. Решение: подойти к одному.

· Конфликт «избегание-избегание» (между 2 равными отрицательными валентностями). Пример – наказание или неприятное задание. Решение – выход из поля (примитивное - физическое).

· Конфликт «стремление-избегание». Объект обладает положительной и отрицательной валентностью.

Функциональная автономия мотивов. Олпорт.

Принцип функциональной автономии: мотивы, возникая на биологической основе, могут стать независимыми от нее и функционировать самостоятельно. Мотивы выступают как бесконечно разнообразные, самоподдерживающиеся функциональные системы, которые вырастают из предшествующих, но функционально независимы. Важно, что «новый» мотив не обнаруживает инструментальной значимости (охотник при полных запасах будет охотиться не просто, чтобы агрессию слить, а потому что «нравится» то, что получается). То, насколько автономны мотивы, определяет зрелость человека.

Уровни автономии.

· Персеверативная автономия – привычки, циркулярные механизмы, стереотипы. Механизмы: отсроченное угасание, самоустанавливающиеся циклы в нервной системе, частичное подкрепление и сосуществование множественных детерминант. Примеры: Крыса, активность которой явным образом определена привычным ритмом подачи пищи, будет также себя вести в период голода \ Эффект Зейгарник \ Заикание как невротический симптом является независимой мотивационной системой, поэтому и лечится так сложно психоанализом, нужно не просто корень осознать!

· Проприативная (собственная) автономия – относится к приобретенным ценностям, чувствам, интенциям, главным мотивам, образу себя и жизненному стилю. Для этого важно самоструктурирование, процесс возможен из-за самой сущностной природы человека, стремления к изменению и росту мотивов и их объединению. ЕХ: мастерство, когда человек делает максимально хорошо без внешнего требования, потому что иначе не может, ему нравится то, что он умеет.

Следствия из теории: человек бесконечно уникален и своеобразен (сочетания среды и мотивов) \ прошлое не так уж и важно для оценки и прогноза.

По ЛСВ, свобода воли:
Человек, помещенный в ситуацию буриданова осла (нет никаких оснований сделать выбор), бросает жребий и тем самым выходит из создавшегося затруднения. Это операция, невозможная у животных, операция, в которой с экспериментальной отчетливостью выступает вся проблема свободы воли. Жребиям придается сила мотивов (сам по себе кубик -1234 и тд ничего не значит, мы сами придаем этому значение).
ВЫВОД: Свобода воли не есть свобода от мотивов, она заключается в том, что ребенок сознает ситуацию, сознает необходимость выбора, определяемого мотивом.
Еще примеры: Родитель: мы говорим ребенку: "Ну, раз, два, три - выпей лекарство". Мы в универ к 1 паре: я поднялся из-за сигнала "три" (условный рефлекс), но я сам заранее через сигнал и связь с ним поднял себя, т. е. я овладей своим поведением через дополнительный стимул или вспомогательный мотив.

По Иванникову:

волевая регуляция – часть произвольной регуляции , отличительным признаком которой является, то, что она совершается на личностном уровне (а не на уровне природного или социального индивида, где уже возникает произвольность). Волевой акт – поступок , поступок – единица анализа личности (Рубинштейн), а средством волевой регуляции является изменение смысла действия (личностное образование) => волевая регуляция есть личностный уровень произвольной регуляции. Специфика волевой регуляции в уровне регуляции (решение личности) и в использовании личностных средств регуляции.

Структура волевого акта по С.Л. Рубинштейну:

1. Возникновение побуждения и предварительная постановка цели.

2. Побуждение выражается в стремлении. По мере осознания цели это стремление переходит в желание – целенаправленное стремление. +установка на реализацию.

3. Обсуждение и борьба мотивов. Активное включение познавательных процессов. оформление мотивационной части действия или поступка. Появившиеся на первой стадии мотивы в виде желаний могут противоречить друг другу –анализируем, выбираем.

4. Принятие решения. Случаи:

· Если борьбы мотивов нет, постановка цели условно совпадает с принятием решения.

· Если мотивы различны по значимости, решение наступает как полное и окончательное разрешение того конфликта, который вызвал борьбу мотивов.

· Если мотивы почти равны по значимости и интенсивности – принятие решения сопровождается особыми переживаниями, все зависит только от человека.

5. Исполнение решения предполагает преодоление внешних препятствий .

Особенность протекания волевого акта : механизмом его осуществления являются волевые усилия на всех фазах. Волевое усилие – это акт проявления сознания, направленный на мобилизацию психических и физических возможностей человека, необходимых для преодоления препятствия в процессе деятельности (тоже конструкт).

Волевой акт предполагает сознательное регулирование, прогноз результатов своих действий, подыскание средств для реализации цели. В волевых процессах аффект выступает под контролем интеллекта. Субъект констатирует удачу или неудачу своего действия и эмоционально переживает его как успех или неуспех.

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДАХ

Основным условием психического развития ребёнка является его собственная активная деятельность. А. Н. Леонтьев ввёл в психологию развития понятие ведущей деятельности. Он подчёркивал, что «… главным процессом, который характеризует психическое развитие ребёнка, является специфический процесс усвоения или присвоения им достижений предшествующих поколений людей. … Этот процесс осуществляется в деятельности ребёнка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира, в котором воплощены эти достижения человека». Именно в активной мотивированной деятельности самого ребёнка происходит формирование его личности. Причём это формирование происходит прежде под влиянием той деятельности, которая на данном этапе онтогенеза является ведущей, обуславливающей главные изменения в психических процессах в психологических особенностях личности ребёнка (общение, игра, учение, труд).

Ведущая деятельность – это такая деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребёнка на определённых стадиях его развития. При переходе на новый уровень развития предыдущая деятельность не исчезает, но теряется её определяющая роль в развитии. Так, игра – это ведущая деятельность дошкольника, но играют и школьники, и взрослые люди. Признаком перехода от одной возрастной стадии к другой является именно изменение типа ведущей деятельности, ведущего отношения ребёнка к действительности.

У младенца ведущая деятельность – непосредственно эмоциональный контакт со взрослым, благодаря которому у него образуется потребность в общении с другими людьми (с первых недель до года).

В раннем детстве – деловое практическое сотрудничество со взрослым. Ребёнок занят предметом и действиями с ним. Интенсивное овладение предметно-орудийными операциями формирует практический интеллект. Речь используется главным образом для налаживания сотрудничества со взрослыми внутри совместной предметной деятельности. Потребность в речи возникает как средство деловых контактов со взрослым (от года до трёх лет).

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. В игровой деятельности впервые формируется и появляется потребность ребёнка воздействовать на мир. А. М. Горький писал: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». Все игры обычно воспроизводят те или иные виды практической неигровой деятельности и тем самым отвечают потребности ребёнка принять участие в жизни и деятельности взрослых. Но ребёнок становится взрослым лишь в воображении, мысленно. Различные формы серьёзной деятельности взрослых служат образцами, которые воспроизводятся в игровой деятельности: ориентируясь на взрослого как на образец, но только с предметами –заместителями (игрушками) в сюжетно – ролевой игре. В игре для ребёнка существенны не только свойства предметов, сколько отношение к предмету, отсюда – возможность замещения предметов, что способствует развитию воображения. Играя, ребёнок также овладевает соответствующими действиями. Игровая деятельность к концу дошкольного возраста дифференцируется на такие формы, как сюжетно-ролевая игра, игры с правилами. В игре развиваются не только познавательные процессы, речь, общение, поведение, но и личность ребёнка. Игра в дошкольном возрасте является универсальной формой развития, она создаёт зону ближайшего развития, служит основой для становления будущей учебной деятельности (от трёх до шести).

Почему игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте? Формируются ли в ней качества, которые будут способствовать будущей успешности ребенка в школе? Может ли игра стать «мостиком» преемственности между дошкольным и начальным общим образованием?

Уже само понятие «ведущий» даёт нам подсказку. Игра – деятельность, которая ведет к формированию новых качеств психики и личности ребенка. Очень важно понимать особенность дошкольного возраста: центр психической работы ребенка лежит не в его интеллекте, а в эмоциях, но это не ослабляет работы мышления, а придает ей другой характер. Вся познавательная деятельность ребенка направлена теми целями, которые выдвигаются эмоциональной сферой и сферой активности. Такое сочетание оптимально представлено в игре.

Игра – это…

ИГРА -

ведущий вид деятельности.

Ведёт к развитию новых качеств психики и личности дошкольника

ИГРА –

основная форма организация жизни ребёнка. В игре удовлетворяются базовые потребности ребёнка

ИГРА –

развивающий потенциал. Функции игры в педагогическом процессе:

v воображение и фантазия

v способность к символизации и преобразованию

v произвольность поведения

v развитие целеполагания, умение думать в уме

v развитие «самости»

v в познании через игрушку

v в общении

v в движении

v в радости, удовольствии

v в потребности быть как взрослый

v потребность в свободе, самореализации, самостоятельности, активности

v это средство развития

v средство воспитания

v средство общения средство коррекции

v средство формирования позитивной «Я концепции» (успешность в игре)

v средство развития (мышления, речи, воображения, креативности, фантазии и т.д.)

Признаки ведущей деятельности:

1. В ней возникают новые виды деятельности.

2. В этой деятельности формируются и перестраиваются отдельные психические функции (в игре появляется творческое воображение).

3. От этой деятельности зависят наблюдаемые в это время изменения личности.

Выделение понятия «ведущая деятельность» необходимо для понимания сущности её воздействия на психическое развитие человека. Последовательная смена ведущих видов деятельности означает, что при переходе на новый уровень развития предыдущая деятельность не исчезает, а теряется её определяющая роль в развитии. К сформировавшимся ранее видам деятельности добавляются новые и одновременно происходит возрастная качественная перестройка каждого вида деятельности.

С возрастом на первый план выходят одни, а на второй отодвигаются другие виды деятельности, так что меняется иерархия ведущих видов деятельности.

Ведущая деятельность и формирование психических процессов, личностных образований.

Развитие детей происходит только при условии его собственной активной деятельности, поэтому обучение и деятельность неразрывны. Развитие детей происходит одновременно во многих видах деятельности, т.е. это не означает, что только ведущая деятельность ведет за собой развитие. Если какая-то деятельность особенно значима для ребенка, это отразится на становлении его личности. но глубокого развивающего эффекта как от ведущей деятельности не будет.

Возрастной период

Ведущая деятельность

На что направлена познавательная деятельность

Какая сфера психики преимущественно развивается

Новообразования возраста

Младенчество 0-1 год

Непосредственное эмоциональное общение со взрослыми (вне совместной деятельности)

На познание отношений

Потребность в общении. Эмоциональные отношения

Раннее детство 1-3 года

Предметно-манипулятивная деятельность (с разнообразными игрушками и окружающими предметами не в полном соответствии с их социально-культурным назначением и без активного взаимодействия со взрослыми)

На познание предмета

Познавательные процессы

Речь и наглядно-действенное мышление. Появление «Я», зарождение самосознания.

Дошкольный возраст 3-7 лет

Сюжетно-ролевая игра (сочетание игровой деятельности с общением, имитируя социальную ситуацию и характерные для неё формы ролевого поведения)

На познание отношений

Личностная (потребностно-мотивационная)

Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Соподчинение мотивов.

Младший школьный возраст 7-10 лет

Учебно-познавательная деятельность (сочетание учебной деятельности и межличностного общения)

На познание начал наук

Интеллектуально-познавательная

произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия.

Подростковый возраст 11-15 лет

Общение со сверстниками в общественно-полезной деятельности (личностное общение и совместная групповая деятельность по интересам)

На познание системы отношений в разных ситуациях

Личностная (потребностно-мотивационная)

Стремление к «взрослости». самооценка, подчинение нормам коллективной жизни.

Ранняя юность 15-17 лет

Общение со взрослыми в учебной деятельности (подготовка к профессиональной деятельности, общение на интимно-личностные темы)

На познание профессий

познавательная

Мировоззрение, профессиональные интересы

В конце 19 – начале 20 в. развитие возрастной психологии было тесно связано с педологией, наукой о детях, созданной американским психологом С. Холлом (1846-1924), учеником Вундта.
Исследуя психическое развитие ребенка, Холл пришел к выводу, что в его основе лежит биогенетический закон Геккеля. Холл доказывал, что онтогенетическое развитие психики ребенка кратко повторяет все стадии филогенетического развития психики человека.
В созданной Холлом теории рекапитуляции утверждалось, что последовательность и содержание этих этапов заданы генетически, потому ни уклонится, ни миновать какую-то стадию своего развития ребенок не может.
Ученик Холла К.Гетчинсон на основании теории рекапитуляции создал периодизацию психического развития, критерием в которой был способ добывания пищи.

От рождения до 5 лет – стадия рытья и копания. На этой стадии дети любят играть в песке, делать куличики и манипулировать с ведерком и совочком;

От 5 до 11 лет – стадия охоты и захвата. На этой стадии дети начинают бояться чужих, у них появляется агрессивность, жестокость, желание отгородиться от взрослых, особенно посторонних, и стремление делать многие вещи тайком;

От 8 до 12 лет – пастушеская стадия. В это период дети стремятся иметь свой собственный уголок, причем они строят свои укрытия обычно во дворах или в поле, в лесу, но не в доме. Они также любят домашних животных и стараются их завести, чтобы было о ком заботиться и кому покровительствовать. У де тей, особенно у девочек, в это время появляется стремление к ласке и нежности;

От 11 до 15 лет – земледельческая стадия, которая связана е интересом к погоде, явлениям природы, а также с любовью к садоводству, а у девочек и к цветоводству. В это время у детей появляется наблюдательность и осмотрительность;

От 14 до 20 лет – стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека. В это время дети начинают осознавать роль денег, а также значение арифметики и других точных наук. Кроме того, у ребят возникает стремление меняться раз личными предметами.

Гетчинсон считал, что с 8 лет, т.е. с пастушеской стадии, наступает эра цивилизованного человека и именно с этого возраста детей можно систематически обучать, что невозможно на предыдущих этапах. При этом он исходил из идеи Холла о том, что обучение должно надстраиваться над определенным этапом психического развития, так как созревание организма подготавливает основу для обучения.

И Холл и Гетчинсон были убеждены, что прохождение каждой стадии обязательно для нормального развития, а фиксация на какой-то из них ведет к появлению отклонений и аномалий в психике. Исходя из необходимости для детей проживания всех стадий психического развития человечества, Холл разработал механизм, который помогает переходу с одной стадии на другую. Так как реально ребенок не может перенестись в те же ситуации, которые пережило человечество, то переход от одной стадии к другой осуществляется в игре, которая и является таким специ фическим механизмом. Так и появляются детские игры в войну, в казаков-разбойников и т.д. Холл подчеркивал, что важно не стеснять ребенка в проявлении его инстинктов, которые таким образом изживаются, в том числе и детские страхи.

Список литературы:

1. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., Россий-ское педагогическое агентство. 1996

2. Марцынковская Т. История детской психологии.

3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1972

Понятие деятельности, по А.Н. Леонтьеву, трактуется следующим образом. В его основе лежит понятие действия, то есть процесса, предмет и мотив которого не совпадают между собой. Оба они - мотив и предмет - должны быть отображены в психике субъекта: иначе действие лишается для него своего смысла. Далее вводится понятие операции. Психологическое слияние в единое действие отдельных частных действий представляет собой превращение последних в операции. При этом то содержание, которое прежде занимало место сознаваемых целей этих частных действий, занимает в строении сложного действия структурное место условий его выполнения. Другой вид операций рождается из простого приспособления действия к условиям его выполнения. Наконец, вводится понятие деятельности как действия, получившего самостоятельный мотив. В этом, и только в этом случае мы имеем дело с сознаваемым мотивом. Осознание мотива не изначально, а требует некоторого специального акта - акта отражения отношения мотива данной конкретной деятельности к мотиву деятельности более широкой. Важнейшая особенность концепции Леонтьева состоит в том, что в ней структура деятельности и структура сознания суть понятия взаимопереходящие, они связаны друг с другом в рамках одной целостной системы. То, что обычно анализ структуры деятельности предшествует анализу структуры сознания, связано с генетическим подходом. Но генетически сознание и не может пониматься иначе, чем как продукт деятельности. Функционально же их связи взаимны - деятельность и «управляема сознанием», и в то же время в известном смысле сама им управляет. Необходимо поэтому особо остановиться на проблеме связи структуры деятельности со структурой сознания.

Уже в своих первых работах А.Н. Леонтьев подчеркивает, что появление у деятельности дифференцированной внутренней структуры есть следствие возникновения коллективной трудовой деятельности. Оно возможно тогда, и только тогда, когда человек субъективно отражает реальную или возможную связь своих действий с достижением общего конечного результата. Это и дает возможность человеку выполнять отдельные действия, казалось бы, не эффективные, если брать их в изоляции, вне коллективной деятельности



В книге «Деятельность. Сознание. Личность» эти идеи получили новое развитие. Прежде всего подчеркивается неделимый, молярный характер деятельности, поскольку это «система, имеющая свое строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие», «включенная в систему отношений общества». В обществе человек попадает не просто под внешние условия, к которым он подстраивает свою деятельность, сами общественные условия несут в себе мотивы и цели его деятельности, таким образом общество создает деятельность образующих его индивидов

Вводится понятие «мотива-цели», т.е. осознанного мотива, выступающего в роли «общей цели» (цели деятельности, а не действия), и «зоны целей», выделение которой только и зависит от мотива; выбор же конкретной цели, процесс целеобразования связывается с «апробированием целей действием».

Вместе с тем вводится понятие о двух аспектах действия. «Помимо своего интенционального аспекта (что должно быть достигнуто) действие имеет и свой операционный аспект (как, каким способом это может быть достигнуто».

Отсюда несколько иное определение операции - это качество действия, образующая действия. Ставится вопрос о расчленении деятельности на более дробные, чем операция, единицы. Наконец, вводится понятие личности как внутреннем моменте деятельности. Именно и только в результате иерархизации отдельных деятельностей индивида, осуществляющих его общественные по своей природе отношения к миру, он обретает особое качество - становится личностью. Новый шаг анализа состоит в том, что если при рассмотрении деятельности в качестве центрального выступало понятие действия, то в анализе личности главным становится понятие иерархических связей деятельностей, иерархии их мотивов. Связи эти, однако, никоим образом не задаются личностью как неким внедеятельностным или наддеятельностным образованием; развитие, расширение круга деятельностей само приводит к связыванию их в «узлы», а отсюда и к образованию нового уровня сознания - сознания личности. Но к числу не до конца разработанных проблем, относится, в частности, проблема мотива - само это понятие осталось у Леонтьева внутренне несогласованным, хотя оно не было противоречивым.

В теории деятельности А.Н. Леонтьева предложена структурное строение деятельности, которое предполагает выделение собственно деятельности, действий, операций.

Деятельность - форма активного взаимодействия, в ходе которого животное или человек целесообразно воздействует на объекты окружающего мира и за счет этого удовлетворяет свои потребности. Уже на относительно ранних стадиях филогенеза возникает психическая реальность, представленная в ориентировочно-исследовательской деятельности, призванная обслуживать такое взаимодействие. В ее задачу входит обследование окружающего мира и формирование образа ситуации для осуществления регуляции двигательного поведения животного в соответствии с условиями стоящей перед ним задачи. Если для животных характерно то, что они способны ориентироваться только на внешние, непосредственно воспринимаемые аспекты окружающего, то для человеческой деятельности, в силу развития коллективного труда, характерно, что она может основываться на символических формах представления предметных взаимоотношений.

Среди компонентов деятельности выделяют:

- мотивы, побуждающие субъект к деятельности;

- цели как прогнозируемые результаты этой деятельности, достигаемые посредством действий;

- операции, с помощью деятельность реализуется в зависимости от условий этой реализации.

Действия - процесс взаимодействия с каким-либо предметом, который характеризуется тем, что в нем достигается заранее определенная цель. Могут быть выделены следующие составные части действия:

- принятие решения;

- реализация;

- контроль и коррекция.

При этом в принятии решения происходит увязывание образа ситуации, образа действия, интегральной и дифференциальной программ. Реализация и контроль осуществляются циклически. В каждом из них происходит использование как усвоенных, так и индивидуально выработанных средств и орудий.

Виды:

- управляющие,

- исполнительные,

- утилитарно-приспособительные,

- перцептивные,

- мнемические,

- умственные,

- коммуникативные действия.

Операция (лат. operatio - действие) - исполнительная единица деятельности человека, соотносимая с задачей и с предметными условиями ее реализации. Операции, при помощи которых человек достигает своих целей, являются результатом овладения общественно выработанными способами действий. В качестве операций рассматривались, прежде всего, врожденные или рано сформированные перцептивные, мнестические и интеллектуальные акты.

Та или иная деятельность может начать играть решающую роль в психологических новообразованиях, возникающих в ходе онтогенетического развития человека. Такая деятельность получила обозначение «ведущая деятельность».

Ведущая деятельность - деятельность, при реализации которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности.

Виды:

- непосредственное общение младенца с взрослыми;

- предметно-манипулятивная деятельность в раннем детстве;

- сюжетно-ролевая игра дошкольного возраста;

- учебная деятельность школьников;

- профессионально-учебная деятельность юности.

Детская деятельность - форма деятельности, которая представляет собой активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, в ходе которого происходит развитие его психики в онтогенезе. При реализации деятельности, за счет подстраивания ее к разным, в том числе социально моделируемым условиям, происходит ее обогащение и возникновение принципиально новых компонентов ее структуры.

Лекция 4. Теория деятельности

Принцип единства сознания и деятельности

Анализируя процесс возникновения трех основных психологических направлений: бихевиоризма, психоанализа и гештальтпсихологии, можно сказать, что все эти три системы представляют собой превращенные формы психологической теории В.Вундта. Несмотря на различия, они были глубоко связаны между собой, потому, что все они исходили из старого понимания сознания. Требование бихевиористов отбросить сознание было весьма радикальным, однако бихевиоризм оказался оборотной стороной все той же интроспективной психологии. Бездеятельное сознание заменилось в бихевиоризме ответными реакциями, никак не регулируемыми сознанием. Вместо того, чтобы отбрасывать сознание необходимо было его почтовому понять, объяснить условия его порождения и функционирования. Для анализа сознания нужно было выйти за его пределы, то есть изучать его в поведении человека. Тем самым, нужно было разомкнуть сознание не только внутрь себя (как было у В.Вундта), но и во вне, в действительность, которая окружает человека.

Чтобы преодолеть противоречие между сознанием, лишенным внешнего проявления, и поведением, которое никак не регулируется сознанием, отечественный психолог С.Л. Рубинштейн (1989-1960) вводит категорию «деятельность». В 30-е годы С.Л.Рубинштейтюм был сформулирован принцип единства сознания и деятельности.

Этот принцип предполагает новую трактовку понятий «сознание» и «поведение». Поведение и сознание- это не два в разные стороны обращенных аспекта, они образуют органическое единство. Сознание является внутренним планом деятельности - ведь, прежде чем ЧТО-то сделать, нужно иметь цель, замысел, то есть представлять в уме (в идеальном плане), что будешь делать, планировать свою деятельность. Сознание незамкнуто само в себе (как у В.Вундта), а проявляется в деятельности. В деятельности оно и формируется, субъект не только преобразует объект, преобразуя объект, он, в то же время, преобразует и себя. Чем больше у человека связей с окружающей его действительностью, тем больше мы можем сказать о его внутреннем мире, о его сознании. Таким образом, изучать психику человека, его сознание можно через деятельность.

Принцип предметности

Позже, в 70-е годы категория деятельности разрабатывалась А.Н. Леонтьевым. Ему принадлежит наиболее разработанная общепсихологическая теория деятельности. Основополагающим в теории является принцип предметности. Представьте какой-нибудь предмет. Возьмем, к примеру, обычную ложку. Подумайте, какие противоположные стороны можно выделить в предмете? Ложка сделана из металла, она обладает определенной формой, размером и пр., то есть, я сейчас говорю об ее физических свойствах. Однако ложка - то столовый прибор, человек пользуется ею при приеме пищи и вряд ли он будет использовать ее в качестве инструмента для забивания гвоздей. Это значит, что в предмете закреплены способы обращения с ним, которые диктуют формы человеческого поведения таким образом, предмет представлен нам как со стороны своих физических свойств, так и общественного значения. Кстати, маленький ребенок постепенно усваивает эти общественные значения. Например, ту же самую ложку ребёнок вначале использует часто совершенно не по назначению: он может ею, например, стучать, то есть использовать в качестве источника звука.

Итак, человеческая деятельность выступает как деятельность с предметами и при помощи предметов. Предметом деятельности может выступать не только материальная вещь, но и идея, проблема, за которыми также стоят предметы, В процессе деятельности человек опредмечивает свои психические способности, которые кристаллизуются в предметах труда. Пользуясь предметами, мы присваиваем те способности, которые заключены в них, развиваем свои собственные психические способности. Таким образом, в категории «деятельность» можно выделить еще одну пару противоположностей, единство которых также раскрывает сущность деятельности: опредмечивание и присвоение.

Структура деятельности (по А.Н.Леонтьеву)

Согласно А.Н.Леонтьеву, деятельность имеет иерархическое строение, то есть она состоит из нескольких уровней. Первый уровень- это особая деятельность. Главное, что отличает одну деятельность от другой - это их предметы. Предмет деятельности есть ее мотив (А.Н. Леонтьев). Предмет деятельности может быть как вещественным и данным в восприятии, так и идеальным.

Нас окружает огромное множество объектов, и часто в нашем сознании присутствует множество идей. Однако ни на одном предмете не написано, что он является мотивом нашей деятельности. Почему же одни из них становятся предметом (мотивом) нашей деятельности, а другие нет? Объект (идея) становится мотивом, когда он отвечает нашей потребности. Потребность это состояние нужды человека в чем-то.

В жизни каждой потребности есть два этапа: первый этап когда человек еще не определил, какой объект может удовлетворить эту потребность. Наверняка, каждый из вас испытывал состояние неопределенности, поиска, когда чего-то хочется, но чего определенно, вы не можете сказать. Человек как бы совершает перебор объектов, идей, которые бы отвечали его потребности. В ходе этой поисковой активности обычно и происходит встреч! потребности с ее предметом. Вот как прекрасно иллюстрирует этот момент Ю.Б.Гиппенрейтер фрагментом из «Евгения Онегина»:

«Ты чуть вошел, я вмиг узнала,

Вся обомлела, запылала

И в мыслях молвила: вот он!»

Процесс встречи потребности с предметом получил название опредмечивания потребности. В этом акте рождается мотив – опредмеченная потребность. Схематически изобразим это следующим образом:

потребность -> предмет -> мотив

Потребность становится в этом случае другой-определенной, потребностью именно в данном предмете. Поведение приобретает свою направленность. Итак, деятельность побуждается мотивом (вспомните пословицу «Была бы охота, заладится любая работа»).

Второй - уровень в структуре деятельности представлен деиствиями. Действие - это процесс, направленный на реализацию цели. Цель - это образ желаемого, то есть того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия. Постановка цели означает активное начало в субъекте: человек не просто реагирует на действие стимула,(как это было у бихевиористов), но активно организует свое поведение.

Действие включает в качестве необходимого компонента акт создания в виде постановки и удержания цели. Но действие есть одновременно и акт поведения, так как человек совершает внешние движения в процессе деятельности. Однако в отличие от бихевиоризма, эти движения рассматриваются А.Н.Леонтьевым в неразрывном единстве с сознанием. Таким образом, действие есть единство противоположных сторон: действие – повеление (внешнее) – сознание (внутреннее)

Надо отметить, что действия диктуются логикой социальной и предметной среды, то есть в своих действиях человек должен учитывать свойства предметов, на которые он воздействует. Например, когда вы включаете телевизор или пользуетесь компьютером, вы соотносите свои действия с устройством этих приборов. Действие может рассматриваться с позиции, что должно быть постигнуто и как это должно быть достигнуто, то есть каким способом. Способ выполнения действия называется операцией. Представим это схематически: действие – что? (цель)- как (операция)

Любое действие осуществляется определенными операциями. Представьте, что вам нужно совершить действие-перемножить два двузначных числа, например 22 и 13. Как вы это будете делать? Кто-то перемножит их в уме, кто-то будет письменно (в столбик), а если под рукой есть калькулятор, то вы воспользуетесь им. Таким образом, это будут три разных операции одного и того же действия. Операции характеризуют техническую сторону выполнения действия, и когда говорят о ловкости, сноровке («золотые руки»), то это относится именно к уровню операций.

От чего же зависит характер используемых операций, то есть почему в упомянутом выше случае действие умножения можно совершить тремя разными операциями? Операция зависит от условии, в которых она совершается. Под условиями подразумеваются как внешние обстоятельства (в нашем примере - наличие или отсутствие калькулятора), так и возможности, внутренние средства самого действующего субъекта (кто-то прекрасно считает в уме, а для кого-то необходимо осуществить это на бумаге).

Главное свойство операций состоит в том, что они мало или совсем не осознаются. Этим операции принципиально отличаются от действий, которые предполагают сознательный контроль за их выполнением. Например, когда вы записываете лекцию, то совершаете действие: вы стараетесь понять смысл высказываний преподавателя и зафиксировать это на бумаге. В процессе этого действия вы выполняете операции. Так, написание любого слова состоит из определенных операций: например, чтобы написать букву «а» нужно выполнить овал и крючок. Разумеется, что вы об этом не задумываетесь, вы это делаете автоматически. Отмечу, что граница между действием и операцией очень подвижное действие может переходить в операцию, операция в действие. Например, для первоклассника написание буквы «а» есть действие, так как перед ним стоит цель овладеть способом написания этой буквы. Однако постепенно он все меньше и меньше задумывается над тем, из каких элементов она состоит и как их писать, и действие превращается в операцию. Представим дальше, что вы решили сделать красивую надпись на открытке - очевидно, что все ваше внимание будет направлено, прежде всего, на сам процесс написания. В этом случае операция становится действием.

Итак, если действие соотносится с целью, то операция-с условиями выполнения действия.

Переходим к самому низкому уровню в строении деятельности. Это уровень психофизиологических функций.

Объект, который осуществляет деятельность, обладает высокоразвитой нервной системой, сложным опорно-двигательным аппаратом, развитыми органами чувств. Под Психофизиологическими функциями понимается физиологическое обеспечение психических процессов. К ним относятся ряд способностей нашего организма, такие, как способность к ощущениям, к образованию и фиксации следов прошлых воздействий, моторная (двигательная) способность и др.

Обобщим макроструктуру деятельности по А.Н.Леонтьеву в следующей таблице:

Таблица № 2. Структура деятельности

Как же узнать, где мы имеем дело с действием, а где с деятельностью. А.Н.Леонтьев называл деятельностью такие процессы, которые характеризуются тем, что мотив (побуждение к деятельности) совпадает с тем, на что направлен данный процесс в целом. Для иллюстраций этого положения он приводит следующий пример. Учащийся, готовясь к экзамену, читает какую-либо книгу. Что это - действие или деятельность? Необходим психологический анализ этого процесса. Допустим, к нашему учащемуся зашел товарищ и сказал, что эта книга к экзамену вовсе не нужна. Что будет делать наш знакомый? Здесь возможны два варианта: либо учащийся охотно отложит книгу, либо будет продолжать читать. В первом случае мотив не совпадает с тем, на что направлено чтение книги. Объективно, чтение книги направлено на то, чтобы узнать ее содержание, получить новое знание. Однако мотивом является не содержание книги, а сдача экзамена. Поэтому здесь мы можем говорить о действии, а не о деятельности. Во втором случае, мотив совпадает с тем, на что направлено чтение: мотив здесь - узнать содержание книги само по себе, безотносительно к сдаче экзамена. Деятельность и действие могут переходить друг в друга. На примере в цитате книгу вначале только для того, чтобы сдать экзамен, но потом чтение вас так захватывает, что вы начинаете читать уже ради самого содержания книги - появляется новая деятельность, действие превращается в деятельность. Этот процесс называется сдвигом мотива на цель„-или превращением цели в мотив


Похожая информация.