Психология        30.11.2023   

Выдающиеся ученые-натуралисты. Великие естествоиспытатели, которые совершили всемирные открытия Русские естествоиспытатели и их открытия

Многие из кажущихся сегодня очевидными знаний когда-то были впервые открыты великими умами. Титаны науки сделали мир таким, каким он преподнесен современным людям. Не составляет здесь исключения и биология. Ведь именно биологами были открыты такие понятия, как эволюция, наследственность, изменчивость и многие другие.

«Король ботаники»: Карл Линней

Ученые-биологи всего мира до сих пор почитают имя шведского естествоиспытателя Карла Линнея (1707-1778). Его основным достижением является классификация всей живой и неживой природы. В нее Линней включил и человека, для которого раньше ученые никак не могли найти места среди других живых объектов. Ученый был одним из основателей Шведской академии наук, Парижской академии и других академий мира.

Линней родился в небольшой деревне под названием Росхульт в Швеции. С детства он любил проводить время на огородных грядках. Когда пришло время отдать Карла в школу, родители были очень разочарованы, ведь их ребенок не проявлял никакого желания учиться и оказался неспособным к обязательной тогда латыни. Исключением для маленького Карла была лишь ботаника, которой он посвящал все свое свободное время. За свое увлечение Карл Линней пророчески был назван ровесниками «ботаником».

К счастью, среди учителей нашлись те, которые помогли юному Карлу освоить и другие предметы. Например, один из преподавателей подарил Линнею сочинения римского естествоиспытателя Плиния Старшего. Благодаря этому Карл сумел очень быстро освоить латынь - причем так хорошо, что этот язык до сих пор учат биологи всего мира. Являясь простолюдином по своему происхождению, Линней был похоронен на кладбище королей. При жизни Линней был уверен, что именно он избран высшими силами для того, чтобы привести все Божьи Творения в единую систему. Роль ученых-биологов, подобных Линнею, нельзя переоценить.

Грегор Мендель

Грегор Иоганн Мендель родился в 1822 году в маленьком городке Хейнцендорфе в Австрийской имеперии (сейчас это территория Чехии). Семья будущего биолога жила очень бедно. В детстве Иоганн помогал родителям ухаживать за огородом, научился ухаживать за деревьями и цветами. Отец очень хотел, чтобы Иоганн получил хорошее образование, так как он сразу заметил необычные способности ребенка. Однако родители не могли оплачивать расходы на обучение. В 1843 году Мендель постригся в монахи. Избавившись от постоянной заботы о куске хлеба, он получил возможность все свободное время посвящать науке. В монастыре Мендель получил небольшой огородный участок. На нем он проводил эксперименты по селекции, а также ставшие известными на весь мир опыты по гибридизации гороха.

Выводы, опередившие эпоху

В стенах монастыря Мендель кропотливо занимался скрещиванием видов гороха в течение целых восьми лет. Он получил ценные результаты о закономерностях наследования и отправил их в крупные города - Вену, Рим, Краков. Но никто не обратил внимания на его выводы - ученых того времени не интересовала странная смесь биологии и математики. Они считали, что ученые-биологи должны исследовать только ту область, в которой они компетентны, не выходя за рамки своей сферы познания.

Но выводы ученого намного опередили его век. Мендель тогда не знал, что генетическая информация расположена в ядрах клеток. Не имел он и понятия о том, что такое «ген». Но пробелы в знаниях не помешали Менделю дать блестящее объяснение законам наследственности. Умер Грегор Мендель в 1884 году. В его некрологе даже не было упоминания о том, что он был первооткрывателем закона наследственности.

Достижения Николая Вавилова

Еще одним именем, которое почитают ученые-биологи, является имя Николая Вавилова. Он являлся не только генетиком и растениеводом, но и географом, создателем учения об основах селекции и о центрах происхождения культурных растений. Вавилов организовывал экспедиции в страны Средиземноморья, Северной и Южной Америки, Африки. Все это делалось для того, чтобы расширить знания в области ботаники и агрономии. Ведь ученые-биологи должны исследовать места распространения растений и окружающие их условия, а не только черпать информацию в стенах лабораторий.

Вавиловым была собрана одна из самых крупных коллекций семян разных растений. Ученый обосновал учение об иммунитете растений, а также закон гомологических рядов и наследственной изменчивости живых организмов. Но в 1940 году Вавилов был арестован по обвинению в шпионаже. Согласно приговору, ученого должны были расстрелять. Однако решение было заменено на помилование - двадцать лет лишения свободы. Вавилов скончался от истощения в 1943 году в тюремной больнице города Саратова.

Чарльз Дарвин

Дарвин родился в 1809 году в английском городе Шрусбери. С детства он начал проявлять интерес к природе и к животным. В 1826 году Дарвин поступил на медицинский факультет Эдинбургского университета, но потом, по настоянию отца, перевелся на богословский факультет в Кембридже. Но юного Дарвина совсем не интересовало богословие. Намного больше он увлекался естественной историей. На становление его научных интересов большое влияние оказали ученые-биологи того времени. Например, ботаник Дж. Генслоу.

Кругосветное путешествие Дарвина

В 1831 году по совету профессора Генслоу Дарвин отправляется в кругосветное путешествие, которое решает судьбу всех его дальнейших исследований. Путешествие на небольшом корабле под названием «Бигль» стало самой прославленной научной экспедицией 19 века. Капитаном корабля был Роберт Фиц-Рой. Дарвин пишет, что во время путешествия был поражен тем, как распространены животные по Южной Африке. Так как ученые-биологи должны исследовать места обитания животных в естественной среде, Дарвин решается на путешествие, ставшее впоследствии поворотной точкой во всей истории науки - и не только биологической.

В период с 1839 по 1843 годы Дарвин публикует материалы, полученные им при изучении коралловых рифов. А в 1842 году ученый пишет свой первый очерк, в котором впервые излагает свое мнение о происхождении видов. Учение об эволюции Дарвин создавал в течение практически двадцати лет. Размышляя о процессах, которые двигают эволюцию вперед, Дарвин пришел к выводу: борьба за выживание является этим фундаментальным процессом.

В 1859 году выходит первый фундаментальный труд Дарвина, который до сих пор ценят ученые-биологи всего мира. Это «Происхождение видов путем естественного отбора или сохранения благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь». Весь тираж его книги - а это 1250 экземпляров - полностью был раскуплен за один день.

Ученые-натуралисты занимаются описанием природы и природных явлений, наблюдают за природой, а еще являются инициаторами различного рода экспериментов. Например, в 18 веке английский натуралист Джозеф Пристли установил, что во время своей жизнедеятельности растения выделяют "газ жизни" - кислород.

Выдающиеся ученые-натуралисты

Парацельс

Парацельс - жил в период с 1493 по 1541 годы. Он первым выдвинул идею о том, что представители живой и неживой природы имеют абсолютно идентичный состав. Благодаря такому убеждению он с большим успехом лечил людей, подбирая под их особые случаи лекарства. В области медицины сделал много открытий и создал интересные направления в научном мире.

Ломоносов

Михаил Ломоносов - жил в период с 1711 по 1765 годы. выдающийся отечественный естествоиспытатель, благодаря его работе было сделано много открытий, которые изменили дальнейший ход развития науки.

Бюффон

Жорж Бюффон - жил в период с 1707 по 1788 годы, являлся типичным французским натуралистом, большим популяризатором науки. Начал Бюффон свою научную деятельность с иезуитского колледжа в Дижоне, там он изучал юриспруденцию. Потом решил сменить профиль и поступил в медицинский университет в Анжи. После получения диплома медика решил начать путешествовать - бывал во многих местах Италии и Франции, во время этих путешествий проявил большой интерес к натурализму.

Дарвин

Чарльз Дарвин - жил в период с 1809 по 1882 годы. Именно Дарвина считают одним из крупнейших английских натуралистов, также ему принадлежит создание такого научного течения как дарвинизм. Главным достижением его научной жизни является книга "Происхождение видов" он закончил ее в 1859 году. Но до этого он пять лет посещал различные уголки мира, где знакомился с разными представителями фауны. Самым большим его достоянием стала теория о происхождении человека, в том числе появление ее не путем создания божественными силами, а эволюцией.

Кювье

Жорж Кювье - жил в период с 1769 по 1832 годы. Этот выдающийся зоолог, провел существенные реформы в систематике животного мира. Именно Кювье ввел в зоологию такое понятие как тип. Во время своей работы натуралист выделил такой принцип как "корреляция органов", именно благодаря этому принципу была проведена реконструкция большого количества вымерших животных. Кювье абсолютно отрицал теорию изменяемости видов, по его мнению, представители ископаемой фауны менялись благодаря теории катастроф.

Левенгук

Антони ван Левенгук - жил в период с 1632 по 1723 годы. Этого нидерландского натуралиста довольно часто называют настоящим отцом микроскопии. Это и не удивительно, ведь именно Левенгук впервые в научном мире изготовил линзы, которые были способны увеличивать изображение в 300 раз. Имея такой прибор он первым в мире увидел, как выглядят капилляры, бактерии, сперматозоиды, эритроциты и простейшие.

Линней

Карл Линней - жил в период с 1707 по 1778 годы. Это был выдающийся шведский врач и ботаник, он создал современную биологическую систематику. Также Линней был первым ученым, который классифицировал животных и растения, применив для этого бинарную номенклатуру.

Пржевальский

Николай Пржевальский - жил в период с 1839 по 1888 годы. Выдающийся отечественный естествоиспытатель и путешественников, за свою карьеру несколько раз проводил научные экспедиции в Центральную Азию.

Торо

Генри Дэвид Торо - жил в период с 1817 по 1862 годы. Он был американским аболиционистом, общественным деятелем, писателем и натуралистом. После окончания Гарварда начал серьезно изучать природу и многие природные явления.

Аристотель родился на побережье Эгейского моря, в Стагире. Год рождения его находится в промежутке 384-332 годов до н.э. Будущий философ и энциклопедист, получил хорошее образование, ведь его отец и мать служили врачами у царя, деда Александра Македонского.

В 17-летнем возрасте подающий надежды юноша, обладая энциклопедическими знаниями, поступил в Академию самого , которая располагалась в Афинах. Там он пробыл целых 20 лет, вплоть до смерти своего учителя, которого достаточно высоко ценил и в то же время позволял себе входить с ним в споры из-за разных взглядов на значимые вещи и идеи.

Покинув греческую столицу, Аристотель стал личным наставником и переехал в Пеллу на 4 года. Отношения между воспитателем и учеником складывались достаточно тепло, до того момента, пока Македонский не взошел на трон с завышенными амбициями - покорить весь мир. Великий естествоиспытатель не одобрял этого.

Аристотель открыл собственную философскую школу в Афинах - Ликей, которая имела успех, однако после смерти Македонского началось восстание: взгляды ученого не были поняты, его назвали богохульником и атеистом. Местом смерти Аристотеля, многие идеи которого живы до сих пор, называют остров Эвбея.

Великий естествоиспытатель

Значение слова «естествоиспытатель»

Слово естествоиспытатель состоит из двух производных, поэтому дословно это понятие можно принять как «проверять природу». Следовательно, естествоиспытателем называется учёный, который изучает законы природы и ее явлений, а естествоиспытание представляет собой науку о природе.

Что изучал и описывал Аристотель?

Аристотель любил мир, в котором жил, жаждал познать его, овладеть сутью всего сущего, проникнуть в глубинный смысл предметов и явлений и передать свои знания последующим поколениям, предпочитая сообщение точных фактов. Одним из первых он основал науку в самом широком её понимании: впервые создал систему природы – физику, определяя её основное понятие – движение. В его творчестве не было ничего важнее изучения живых существ, а, значит, и биологии: он раскрывал суть анатомии животных, описывал механизм движения четвероногих, изучал рыб и моллюсков.

Достижения и открытия

Аристотель внёс огромный вклад в древнее естествознание – предложил собственную систему мира. Так, он считал, что в центре находится неподвижная Земля, вокруг которой двигаются небесные сферы с закрепленными планетами и звездами. При этом девятая сфера является этаким двигателем Вселенной. Кроме того, величайший мудрец древности предугадывал учение о естественном отборе Дарвина, он демонстрировал глубинное понимание геологии, в частности, о происхождении окаменелостей в Малой Азии. Метафизика нашла воплощение во многих произведениях древнего грека – «О небе», «Метеорология», «О возникновении и уничтожении» и других. Наука же в целом была для Аристотеля высшей ступенью познания, ведь ученый создал так называемую «лестницу познания».

Вклад в философию

Основополагающее место в деятельности исследователя занимала философия, которую он делил на три вида - теоретическую, практическую и поэтическую. В трудах по метафизике Аристотель развивает учение о причинах всего сущего, определяя четыре основные: материю, форму, производящую причину и цель.

Учёный одним из первых раскрыл законы логики и классифицировал свойства бытия по определенным признакам, философским категориям. В основе лежала убежденность учёного в материальности мира. Его теория основана на том, что сущность находится в самих вещах. Аристотель дал собственную трактовку платоновской философии и точное определение бытия, а также досконально изучил проблемы материи, чётко определил её сущность.

Взгляды на политику

Аристотель принимал участие в разработках основных сфер знаний того времени - и политика не исключение. Он уделил особое внимание значению наблюдения и опыта и был сторонником умеренной демократии, понимая справедливость как общее благо. Именно справедливость, по мнению древнего грека, должна стать главной политической целью.

Он был убежден, что политическое устройство должно иметь три ветви: судебную, административную и законодательную. Формы правления у Аристотеля - это монархия, аристократия и полития (республика). Причем правильной он называет исключительно последнюю, ведь она сочетает в себе лучшие стороны олигархии и демократии. Говорил учёный и о проблеме рабства, обращая внимание на то, что все эллины должны быть рабовладельцами, своеобразными хозяевами мира, а остальные народы - их верными слугами.

Этика и учение о душе

Невозможно недооценить и вклад Аристотеля в психологическую науку, ведь его учение о душе является центром всех мировоззренческих взглядов. В соответствии с представлениями мудреца, душа связана с одной стороны - с материальной составляющей, а с другой - с духовной, т.е. с Богом. Она представляет собой только естественное тело. Иными словами, всё живое имеет душу, которых по убеждению ученого, всего три вида: растительная, животная и человеческая (разумная). Однако мнение о переселении душ древнегреческий философ категорически опровергал, считая душу хоть и не телом, но его неотделимой частью, и уверяя, что душе небезразлично, в чьей именно оболочке она пребывает.

Этика Аристотеля - это, в первую очередь, «правильная норма» поведения человека. Причём норма не имеет теоретических оснований, а обуславливается особенностями социума. Центральный принцип его этики - это разумное поведение и умеренность. Ученый был убежден, что только через мышление человек делает свой выбор, а творчество и поступки - это не одно и то же.

Значение трудов Аристотеля

Взгляды Аристотеля были распространены арабами по всей средневековой Европе и были поставлены под сомнение только во время технической революции середины 16 века. Все лекции ученого были собраны в книги - 150 томов, десятая часть которых сохранилась и до наших дней. Это биологические трактаты, философские сочинения, работы об искусстве.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

Дорогие пятиклашки!

Сегодня мы с вами познакомимся с великими естествоиспытателями.
Эпиграф:

"Наука самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя" А.Чехов

Изучением природы люди начали заниматься еще в древности. Изначально знания о природе находили применение в быту: когда цветут те или иные растения и при каком заболевании их можно использовать; когда созревают плоды. Человека интересовало, как животные ведут себя в природе, каким образом можно на них охотиться. На первых стадиях при изучении природы и живых организмов использовались только описательный метод и , затем уже и сравнение . Сегодня мы с вами познакомимся с учеными, которые занимались изучением природы.

Первые попытки изучения природы и живых организмов предпринимали первобытные люди. Основными методами были наблюдение ми описание. Таким образом накапливались сведения о растениях, животных и грибах. С возникновением и распространением письменности о живых организмах собралось огромное количество материала.

Пришло первое время привести в порядок разрозненную информацию, собрать воедино то, что уже известно.

Аристотель первым попытался систематизировать информацию о природе, то есть классифицировать и распределить по категориям или группам животных и растения.

Для ознакомления с биографией Аристотеля и его деятельностью предлагаю посмотреть видеофильм.


Он определил все живые организмы в систему, в которой на низшей ступени стояли просто организованные организмы, выше - более сложно устроенные животные. Например, он выделил группу животных, которые на сегодня представляют собой тип Членистоногие . К ним относятся современные насекомые, ракообразные, пауки.

Долгое время многие ученые пользовались системой Аристотеля, но шло время, материал обогащался новыми описаниями, мореплаватели открывали новые земли, привозили с собой до этого неизвестные растения. Система Аристотеля уже не могла помочь ученым ориентироваться в многообразии живых организмов. К этому времени ученые других стран также делали открытия, описывали новые растения и животных, давали им названия.
Но возникала путаница! Так как общались на разных языках, описывали по своему!
Все это привело к тому, что ученые не могли понять друг друга.

Выход из данной ситуации нашел Карл Линней . Посмотрите видеофильм об этом ученом.


  • Он предложил давать названия животным и растениям на одном языке, который будет понятен всем ученым. Таким языком оказалась ЛАТЫНЬ, потому что она является предшественницей многих европейских языков. Это язык науки (биологии, медицины и т.д.)
  • Еще одним очень важным решением Линнея стало его предложение давать живым организмам двойные , или бинарные (двусловные ), названия. Например, береза плосколистная, береза карликовая. Системой Карла Линнея пользуюемся по сей день. Она конечно же изменилась, но основой классификации живых организмов является ядро, которое заложил Линней.
Также известным ученым является Чарлз Дарвин . Он основоположник теории
эволюции. В своей работе Дарвин изложил и сумел доказать то, что виды на Земле непостоянны и могут изменяться. Полезные свойства, которые возникают у организмов в результате приспособления к среде обитания, могут закрепляться генетически и передаваться из поколения в поколение.
Посмотрите видеофильм о Чарлзе Дарвине.

А теперь встаньте из - за стола и проведите физкультминутку.


В нашей стране также осуществлялась работа по изучению живых объектов. Росссия всегда была богата талантливыми людьми. Среди них было немало ученых - биологов. Все они внесли огромный вклад в развитие отечественной и мировой науки.

Состоялась Первая Всероссийская конференция «Ученые-естествоиспытатели: забытые имена и факты», посвященная 120-летию со дня рождения оренбургского ученого и педагога Михаила Антоновича Скавронского (1897-1981). Организаторами конференции выступили Институт степи УрО РАН, Институт экологии волжского бассейна РАН, Оренбургская областная универсальная научная библиотека им. Н.К. Крупской, Тольяттинское отделение Русского Ботанического общества. В конференции приняли участие сотрудники оренбургских, тольяттинских и московских ВУЗов и научно-исследовательских институтов.

Основная задача конференции – вспомнить, почтить имена и заслуги ученых, внесших большой вклад в развитие естественных наук, но по тем или иным причинам остались забытыми. Тем не менее, их архивы, коллекции, черновики и рукописи и по сей день являются востребованными современниками.

Именно таким исследователем в области ботаники являлся Михаил Антонович Скавронский, к 120-летию со дня рождения которого, была приурочена конференция. Михаил Антонович внес огромнейший вклад в ботанические исследования Оренбургской области. Во время начала целинной компании изучал флору восточных районов области, считая «необходимым зафиксировать растительность этой территории до распашки». Им была подготовлена монография «Высшие растения Оренбургской области», включавшая подробную информацию о 111 семействах, 600 родах и примерно 1500 видов высших растений, встречающихся на территории Оренбургской области, которой так и не суждено было увидеть свет («из-за отсутствия бумаги» в издательстве). В результате многолетней работы ученым был собран и обработан большой гербарный материал, часть из которого бережно хранится в коллекции (ORIS) Института степи УрО РАН. Именно качественно оформленные образцы гербария, подписанные рукой исследователя, обратили на себя внимание сотрудников Института степи Кин Наталии Олеговны, Калмыковой Ольги Геннадьевны и Савиновой Татьяны Николаевны, что привело к проявлению интереса к деятельности М.А. Скавронского, изучению его биографии и стало предпосылкой для организации первой в своем роде конференции.

Отдельные листы гербария, собранного и определенного М.А. Скавронским, были представлены на выставке в конференц-зале.

После доклада о деятельности исследователя время было уделено воспоминаниям очевидцев, знавших Михаила Антоновича. Приглашенные на конференцию родственники (присутствовал внук М.А. Скавронского – кандидат медицинских наук, доцент Баталин Вадим Александрович), коллеги и ученики, ныне остепененные сотрудники ВУЗов и исследовательских институтов г. Оренбурга, поделились своими впечатлениями о педагоге и малоизвестными фактами из его жизни.

Кроме того, прозвучали доклады о деятельности экономиста и ученого в области аграрной статистики Алексея Федоровича Фортунатова, зоолога Петра Артемьевича Положенцева, ботаников Дмитрия Эрастовича Янишевского и Георгия Ивановича Степнина.

Интерес вызывал доклад члена-корреспондента РАН, главного научного сотрудника Института экологии Волжского бассейна РАН (г. Тольятти) Розенберга Геннадия Самуиловича «О скорости забывания ученых-естествоиспытателей, имен и фактов».

Организаторами конференции было внесено предложение о проведении Всероссийской конференция «Ученые-естествоиспытатели: забытые имена и факты» один раз в пять лет. Предложение полностью поддержано участниками и приглашенными лицами.

ПРОГРАММА Первой Всероссийской конференции «Ученые-естествоиспытатели: забытые имена и факты», посвященная 120-летию со дня рождения оренбургского ученого и педагога Михаила Антоновича Скавронского (1897-1981) представлена на сайте.