Литература         27.03.2020   

Жгучим морозом опаляет лицо. Безличные предложения. Укажите неопределённо-личные предложения с обобщенным значением

Тема: Готовимся к ЕГЭ. (Состав слова. Словообразование.) Простое предложение.

24.07.2013 13141 0

Цели : повторить виды простых предложений; вспомнить синтаксический анализ предложения, воспитывать языковое чутьё.

Тип урока : урок применения зун.

Оборудование : таблица «Предложение», «Синтаксический разбор простого предложения», карточки по теме «Словосочетание», с./р. «Состав слова. Словообразование» (см. приложение).

Ход урока.

I. Проверка домашнего задания. Работа по карточкам.

1.Учащиеся читают самостоятельно составленные предложения и анализируют их.

2. Работа по карточкам (3 чел.)

II. Словарная разминка.

· Запишите слова, объясните орфограммы.

Ни зги не видно, затмевать, свиной, размежевывать, трансъяпонский, сверхиндустриализация, предымпрессионистский, панцирь, реквием, силуэт, ожог легких, ожег легкие, сочетание, пунктуационный, грамматика, стелющиеся растения, вследствие наводнения, нежданно-негаданно, новоиспеченный, на рысях, наотмашь, сельскохозяйственный, юннат, теракт, продюсер.

· Графически выделите орфограммы, объясните лексическое значение слов.

I. Работа по теме урока.

· Чтение §70-73, 75, 76, 78.

· Составление таблицы «Виды предложений».

Структурно-коммуникативные характеристики предложения

Виды предложений по заданным характеристикам

По цели высказывания

Повествовательные, вопросительные, побудительные

По эмоциональной окраске

Восклицательные, невосклицательные

По форме отрицания или утверждения

Утвердительные, отрицательные

По наличию грамматической основы

Простые, сложные

По строению грамматической основы

Односоставные, двусоставные

По наличию второстепенных членов

Распространенные, нераспространенные

По замещённости синтаксических позиций

Полные, неполные

По наличию осложняющих конструкций

Осложненные, неосложнённые

· Упражнения 366, 369, 371 выполняются устно.

IV. Повторение темы «Односоставные предложения».

· Чтение теоретического материала на с. 250.

V. Закрепление.

· Выполните следующие задания в тетрадях.

1. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Определите тип односоставных предложений:

Жгучим морозом оп..ляет лицо. Словно песня мне слыш..тся детство. Идешь по лесу переб..ра..шь в голове слово за словом и так их пр..кин..шь и эдак. Откуда они вз..лись? А бывает так что найдешь слову объяснение и радуешься. Не сразу иду п..как н..оторвусь от чудес..ных страниц поэзии. Легко и радос..но на душе.

2. Преобразуйте написанное, придав изображенным действиям обобщенный характер.

Для отдыха лучшего места не найду. Летом в лесу просто теряюсь от обилия и разнообразия цветов. Сколько наслаждения получаю от стихов Пушкина, Лермонтова, Некрасова.

3. Определите тип односоставных предложений (предложения не списывать).

а) Глухо стучит в груди.

б) Любуешься задумчивыми соснами.

в) Спой, светик, не стыдись!

г) Очень важно жить большими интересами.

д) Здесь учат плаванию.

е) Лежа хлеба не добудешь.

3. Найдите в предложении грамматическую основу. Определите тип предложения по наличию главных членов.

Удары, лязг, выстрелы, вопли, плеск воды, разрывы ручных гранат. (А. Толстой.)

· Дайте определение предложений, в которых главным членом является подлежащее. Приведите примеры.

· Какую стилистическую роль играют назывные предложения? В каком стиле речи они широко используются?

VI. Итог урока.

VII . Домашнее задание.

1. Подготовиться к устному опросу (§70-73, 75, 76, 78). Составить план устного ответа «Виды предложений».

2. Упражнение 372.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СОСТАВ СЛОВА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ». (ЕГЭ. ЗАДАНИЕ В1)

Алгоритм действий: обязательное чтение предложения (предложений), в котором находится слово – определение принадлежности слова к какой-либо части речи – подбор «ближайшего родственника» – сравнение исходного слова с найденным – вычленение словообразующей морфемы и определение правильного ответа.

I. Из предложения 12 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Нет, книга не стала хуже, она по-прежнему исполняет своё назначение, она так же терпеливо и доброжелательно учит человека, передаёт ему бережно собранную нашими предками мудрость.

II. Из предложения 22-23 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который никогда никому не сочувствовал, ничьих страданий не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается не готовым к ней. Жалким и беспомощным встречает он такое испытание.

III. Из предложений 5-8 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса).

Там давка: в дверях, у турникетов, у эскалаторов, в подземных переходах. В жёлтом электрическом свете течёт и течёт молчаливая людская река. К вечеру наглядишься, наслушаешься, устанешь, еле бредёшь. Снова – метро, его подземелья.

IV. Из предложений 7-9 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса).

Если тебе не пришлось стать тем, кем хотелось, возможны два достойных выхода. Либо преодолеть все внешние и внутренние препятствия и попытаться всё-таки пойти по дороге, избранной в юности. Успеха обещать никто не может, а трудности тут огромные!

V. Из предложений 27-28 выпишите слово, которое образовано приставочным способом.

В отличие от других видов искусства, литература требует не чувственного, а интеллектуального постижения. Читатель создаёт образы героев, проникает в подтекст произведения работой мысли.

VI. Из предложений 9-11 выпишите слово, которое образовано приставочным способом.

Надо сказать, что за мою юношескую жизнь творения Александра Грина несколько раз делались чуть ли не запретными. А Славка всегда хранил верность романтике и знал «Алые паруса» наизусть.

- Ты бы хоть воротник опустил, – сказал я.

VII. Определите способ образования слова РАЗМЫШЛЕНИЯ (предложение 18).

Право на свободные размышления о том, что было, есть и будет, имеет любой человек.

VIII. Укажите способ образования слова БЕСПРЕПЯТСТВЕННО (предложение 3).

Действительно, мы не дорожим воздухом и не думаем о нём, пока нормально и беспрепятственно дышим.

IX. Из предложений 20-21 выпишите слово, образованное суффиксальным способом.

Он посмотрел на нас и вдруг сказал:

- Спасибо за подарок!

X. Практические задания:

1) Составьте три-четыре варианта задания В1.

2) Постройте словообразовательную цепочку следующих слов: разгруппировываться, неизведанный, переливчатый, измельчать, неизменяемый, полив (цветов), подкрашивать, отщёлкивать, нешуточный, черпак.

Безличные предложения.

Безличные предложения.

Выделить грамматическую основу предложений. Указать безличные предложения.

Морозило сильнее, чем с утра. Морозило утро раннее. На дворе еще чуть брезжило. Уже смеркалось, когда войска пришли на место ночлега. Вчера вечером порошило. Уже смеркалось и похолодало. От радости в зобу дыханье сперло. Все зверьё выло и стонало. Его знобило и ломало. Дышалось глубоко. Просто мне нездоровилось это время. Скрипело, свистало и выло в лесу. Ночью перепал дождь. Прогремело вдали. На лесопильном дворе горит. Мне уши заложило. В голове до сих пор стучит. Государство заложило в бюджет денежные средства. У Павла Васильевича даже дух захватило. Мероприятие захватило всех зрителей. Стиснуло горло от омерзения. В глазах у меня потемнело. Из хаты повеяло сыростью. Сильно, до духоты пахло тушью и красками. По сонной реке тихо сверкнуло мелкой рябью. Не вечно мне везло. Его уносило в древний мир, и он рассуждал об эгинских мраморах. И ветром, наконец, то дерево свалило. Звезды затянуло мглой. Вдруг светом, нестерпимо белым, ярким, хлестнуло по глазам до слепоты. Всю грудь обдало холодком, залило чувством радости, восторга. Жгучим морозом опаляет лицо. Жар опаляет тех, кто близко подходит к печи. Про батарею Тушина было забыто. Уж послано в погоню. Посидели в литографии, где было накурено. Уже совсем рассвело. Не спится мне. Пахнет сеном над лугами. Герасима уже не было на дворе. Быть оттепели. Уже послано в догоню Сегодня нет от тебя письма. Вам холодно немножко. Надо перестраивать всю жизнь. Нам пора ехать.

Слайд 2

Проверьте свои знания

С главным членом – сказуемым () Определённо - личные С главным членом – подлежащим () Неопределённо-личные назывные Односоставные предложения Обобщенно-личные безличные

Слайд 3

Укажите определённо-личные предложения:

Люблю дымок спалённой жнивы. Постарайся выполнить эту работу аккуратно. Мы любовались чудесной картиной природы. Картину кисти Шишкина в прошлом году реставрировали. О/л. О/л.

Слайд 4

Укажите неопределённо-личные предложения:

Как яростно ярко горит каждый листик берёз, осин, рябин. В лесу всю ночь напролёт свищут, щелкают, звенят. В школе нашего посёлка увлекаются настольным теннисом. Меня задержали после уроков. неопр./личн. неопр./личн. неопр./личн.

Слайд 5

Укажите неопределённо-личные предложения с обобщенным значением:

Вижу горы и долины. Без труда не вытянешь рыбку из пруда. Вас просят к телефону. Не найдешь лучше родной стороны. Объясните правописание окончаний глагола - ешь непр./личн. с обобщ. знач. непр./личн. с обобщ. знач.

Слайд 6

В безличном предложении

главный член может быть выражен: 1)Безличным глаголом 2)Личным глаголом в безличном употреблении 3)Словами категории состояния 4)Инфинитивом 5)Словами нет,не было 6) Словами надо, нужно, необходимо…

Слайд 7

Потренируемся

Укажите безличные предложения А. Бездонную бочку водой не наполнишь. Б. Приготовьтесь к уроку. В. Зажгло грозою дерево. Г. Скоро будет светать.

Слайд 8

Обоснуйте, что предложения безличные

1. Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев. 2. Опять весной в окно моё пахнуло, и дышится отрадней и вольней. 3. Просто мне нездоровилось это время. 4. Тянет горьким дымком. 5. У меня не было силы подняться. 6. Снег пропал - и тепло, и светло.

Слайд 9

Конструирование предложений Переделайте двусоставное предложение в безличное

Я не здоров. Малыш не спит. Приближается вечер. Снег замел дорогу. У тебя есть книга?

Слайд 10

Конструирование предложений Переделайте двусоставное предложение в безличное Самопроверка

Мне нездоровится. Малышу не спится. Вечереет. Снегом замело дорогу. У тебя нет книги?

Слайд 11

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ(В3, В6, В7,В8, В9)

Упр. 217, с. 92. («П») Записать предложения, указать, какое значение выражают эти предложения. 2) Упр. 218. Подчеркнуть в них сказуемые, определить, чем выражены, составить схемы. весь класс – 1,2,3 предл. - индив. – Сааков А. – 4 предл. Салов Вадим – 5 предл., Пащенко А. – 6 предл. Кравцов К. – 7 предл.

Слайд 12

Назовите односоставные предложения. Укажите их вид

1)К полуночи горбушка луны покраснела от этой пыли, и кусочек неба вокруг нас тоже высветился красным. 2) В такие минуты всегда ждёшь чего-то необычного. 3) Уши совы, как пеленгатор, определяют точку, где копошится жертва. 4) Но ушастой её назвали не за настоящие уши, а за два пучка пёрышек, что торчат на лбу. 5) Ночь. 6) Холодно. 7) Хочется спать. 8) И вдруг что-то совсем рядом свистнуло. 9) Затрещало. Ответ: 2 (Опр./л), 4 (неопр./л), 5 (назывн.), 6 (безл.),7 (безл.), 9 безл.)

Слайд 13

Работа с текстом. Сжатие текста(С1)(однородные члены предложения)

Совсем не верилось, что так недавно в этом лесу росли грибы. Чиста и бесплодна была земля под деревьями. Хоть весь лес обойди, не зарозовеет перед глазами ни одной волнушки. Сухо, чисто, светло от листьев в лесу. Ляжешь на поляне на солнце, пригреешься, заслушаешься лёгкого шуршания листьев и не заметишь, как на самого тебя набросает невесомого тонкого золота. А то вдруг налетит порыв ветра, и закружится в лесу шуршащая золотая метель. Задание: найдите в тексте безличные предложения.

Слайд 14

Тестовые задания Установите соответствие. Виды предложений.

Жгучим морозом опаляет лицо Изучай, сопоставляй факты Дни поздней осени бранят обыкновенно В лес дров не возят а) определенно-личное б) неопределенно- личное в) обобщенно-личное г) безличное Ответ: 2- а; 3 – б; 1 – г; 4-в

Слайд 15

Сказуемое выражено?

Пахнет сеном над лугами 2) Герасима уже не было на дворе 3) В глазах у меня потемнело а) безличным глаголом б) безличной формой личного глагола в) слова с отрицательными значениями Ответ: 2-в; 1-б; 3- а

Слайд 16

Домашнее задание. Подготовить рассказ по схеме «Односоставные предложения». – всем., задание из упр. 217 (разборы) Сочинения - миниатюры на темы «Раннее утро» или «Зимние зарисовки» с использованием безличных предложений. Индив. - упр 223 (по заданию) Заполните лист самооценки, сдайте их и тетради на проверку.

Слайд 17

Подведём итог

Что нового узнали на уроке? В чем испытывали трудность? Какие задания вам понравилось выполнять? Почему?

Посмотреть все слайды

  • Горные дороги были крепко сбиты морозом .
  • Надо было выбирать между морозом и угаром.
  • Птицы падали на землю, убитые на лету морозом .
  • Стало страшно холодно, так как дождь сменился морозом .
  • Тогда земля лежала, скованная морозом , всё вокруг было бело.
  • Земля, воздух, месяц, звезды скованы вместе, склепаны морозом .
  • Скучно было им лежать ночью на холодной, скованной морозом земле.
  • От встречного ветра заходится дыханье, жгучим морозом опаляет лицо.
  • Дерево, схваченное ночным морозом , громко скрипнуло у него над головой.
  • А вспотев от таких нагрузок, прохватывались ночью морозом и заболевали.
  • Пахло от него морозом и вином, когда наклонился он над жениной постелью.
  • Отдирая шагами окованные морозом доски, кто-то крупно прошел по крыльцу.
  • Ее бурное течение спорило с морозом , и только в тихих заводях держался лед.
  • Полицейский офицер, пренебрегая морозом , стоял у входа, сияя своим мундиром.
  • Снег повалил гуще, но ветер сдувал его с дороги, еще раньше накрепко скованной морозом .
  • Лапы их розовели в воде, оранжево-красные, похожие на зажженные морозом осенние листья.
  • Таились в ярке возле покинутого обвалившегося колодца, вдыхая разреженный морозом воздух.
  • Несмотря на неудачу восстания, отец приехал возбужденный, прохваченный московским морозом .
  • Разве что осунулся, да глаза, будто прихваченные изнутри морозом , стали холоднее и жёстче.
  • Ночь с тридцатиградусным морозом прошла над полем боя, а такая ночь без костра смертельна.

Безличными называются односоставные предложения, главный член которых не допускает обозначения субъекта действия в форме именительного падежа и называет процесс или состояние независимо от активного деятеля.

Грамматического подлежащего в таких предложениях не может быть по самому их строению, поскольку в форме сказуемого не заключено значение лица, выраженного формой именительного падежа, его нельзя установить и по связям с другими членами предложения.

Если в неопределенно-личном или обобщенно-личном предложении подлежащее не обозначено, но мыслится (неопределенно или обобщенно), то в безличном предложении его вообще нет. Это составляет сущность данных предложений, в них «подлежащее устранено не только из речи, но и из мысли».

Безличные предложения разных типов образовались в разные эпохи. По мнению Д.Н. Овсянико-Куликовского и A.M. Пешковского, наиболее древним типом являются предложения с собственно безличным глаголом, такие, как Светает; Морозит; Лихорадит; Вечереет. По-видимому, в очень древнюю эпоху предложения с такими сказуемыми были двусоставными, типа Мороз морозит, Вечер вечереет. Свет светает. Такие тавтологические конструкции в редких случаях сохранились и в современном русском языке (гром гремит, ветер веет. Формирование безличных конструкций - это результат абстрактного мышления, поскольку в них налицо отвлечение от конкретного деятеля, вызывающего или производящего определенное действие. По образцу этого типа создаются затем безличные предложения со сказуемым, выраженным безличной формой глагола (ср. Град побил посевы. - Посевы побило градом; Ветер свалил дерево. - Ветром свалило дерево). А.М. Пешковский связывает рост безличных конструкций с общей тенденцией в языке - вытеснением имени глаголом.

Безличные предложения широко распространены в художественной литературе, которая постоянно обогащается фактами разговорного языка. Употребление безличных конструкций позволяет описать состояния, характеризуемые неосознанностью, немотивированностью (ср.: не хочу - осознанное нежелание; не хочется - неосознанное нежелание), придать действию особый оттенок легкости (мне говорится - мне легко говорить) и, наконец, выделить при необходимости само действие или состояние безотнесенности его к какому-либо деятелю. Все это способствует широкому распространению безличных конструкций именно в разговорной речи и в языке художественной литературы.

Главный член безличного предложения может быть выражен: 1) безличным глаголом, 2) личным глаголом в безличном значении, 3) безлично-предикативным словом (с инфинитивом или без него), 4) кратким страдательным причастием в форме среднего рода, 5) отрицательным словом или конструкцией, выражающей отрицание.

По своему строению безличные предложения могут быть различными:

а) главный член не требует дополнительных слов: Вечереет; Рассвело; Морозит;

б) главный член требует дополнения в родительном падеже: Не было возможности поехать; Не слышалось никакого шума; Продуктов хватит ненадолго;

в) главный член требует дополнения в дательном падеже (при необходимости обозначить субъект): Мне нездоровится; Ему не сиделось дома;

г) главный член требует дополнения в творительном падеже: Повеяло сыростью; Потянуло холодом;

д) главный член требует прямого дополнения: Взорвало плотину; Тарантас толкнуло.

1. Безличные глаголы в роли главного члена безличного предложения светает, морозит, вечереет, моросит, знобит, тошнит, нездоровится, спится, хочется, смеркается, дремлется и др. имеют форму, совпадающую с формой 3-го лица единственного числа, а в прошедшем времени - с формой среднего рода единственного числа (светало, знобило, смеркалось, вечерело, нездоровилось и т.д.). Но по значению эти глаголы таковы, что не допускают употребления при них имени существительного или местоимения в именительном падеже.

Общее значение безличных предложений данного типа определяется значением безличного глагола. Они могут обозначать состояние природы, окружающей среды: Морозило сильнее, чем с утра (Г.); На дворе еще чуть брезжило (Т.); Уже смеркалось, когда войска пришли на место ночлега (Л. Т.); Уж сильно завечерело (М. Г.); Вечереет. В окно смотрит голубая весна (Пришв.); психическое или физическое состояние живого существа: От радости в зобу дыханье сперло (Кр.); У меня на сердце захолонуло (Т.); Его знобило и ломало (Л. Т.); Просто мне нездоровилось это время (Купр.); Его лихорадило (Вирта); И в зале дышится легко (Сим.); долженствование, необходимость и другие модальные оттенки (такой глагол чаще всего употребляется с инфинитивом): Она спокойнее могла рассуждать о своей участи и о том, что надлежало ей делать (П.); Он почему-то чувствовал, что говорит не так, как бы следовало (Л. Т.); Он шел не торопясь, как и подобало посетителю музея (Кат.); И чтобы не сердить больного, придется Прошке встать к окну (Сим.).

2. Безличные предложения, главный член которых выражен личным глаголом в безличном значении, довольно распространены в русском языке и многообразны по структуре и значению. Личные глаголы в безличном употреблении теряют формы изменения и застывают в форме 3-го лица единственного числа или в форме прошедшего времени среднего рода. Ср. личные и безличные конструкции: Воздух свежеет. - На улице свежеет; Ветер воет. - В трубе воет; Солнцу пригревало землю. - В полдень пригревало.

Личных глаголов, которые могут употребляться в безличном значении, гораздо больше, чем глаголов собственно безличных, поэтому так разнообразны и богаты значения конструкций с данным типом глагола. Они могут обозначать явления природы, стихийные явления и состояние окружающей среды: Ночью несколько стихло (Гонч.); Все небо заложило (Н. Остр.); Снег падал реже, чуть посветлело (Леон.); На лесопильном дворе горит (Ч.); психическое и физическое состояние живых существ: Мне уши заложило (Гр.); В голове до сих пор стучит (Г.); У батюшки даже в глазах зарябило (С.-Щ.); У Павла Васильевича даже дух захватило (М.-С.); В глазах у меня потемнело (Л.); А день-то свеж, а кости ломит (Сим.); чувственные восприятия, ощущения: Из хаты повеяло сыростью (Л.); ...Сильно, до духоты пахло тушью и красками (Ч.); По сонной реке тихо сверкнуло мелкой рябью (Леск.); явления, приписываемые судьбе, или действия нереальной силы: Бывает, моего счастливее везет (Гр.); Не вечно мне везло (Н.); ...Его уносило в древний мир, и он рассуждал об эгинских мраморах (Т.); Надоумило меня сходить туда; действие неизвестной силы посредством какого-либо орудия: И ветром наконец то дерево свалило (Кр.); Звезды затянуло мглой (А.Н. Т.); Вдруг светом, нестерпимо белым, ярким, хлестнуло по глазам до слепоты (Щип.); ...Жду, когда он зарастет или затянет его илом (Ч.); В саду ночью ветром посбивало все яблоки и сломило одну старую сливу (Ч.); Всю грудь обдало холодом, залило чувством радости, восторга (Ч.); Жгучим морозом опаляет лицо (Фурм.).

3. Довольно распространены и безличные предложения, главный член которых выражен безлично-предикативным словом. Некоторые из этих слов выступают в качестве главного члена только в сочетании с инфинитивом. Значение безличного предложения определяется значением безлично-предикативного слова.

Безличные предложения с безлично-предикативным словом на -о могут обозначать состояние природы или окружающей среды: В комнате становится тихо (М. Г.); Смотрите, ведь уж поздно, холодно (Л.); В небесах торжественно и чудно (Л.); В нашем доме на Большой Дворянской было темно (Ч.); психическое или физическое состояние живых существ: Что же мне так больно и так трудно? (Л..); Вам холодно немножко, вы закрываете лицо воротником шинели (Т.); Голова его закружилась; и с ним сделалось дурно (Л. Т.); Голодно, странничек, голодно (Н.); Мне стыдно ваших поздравлений, мне страшно ваших гордых слов! (Брюс.); значение долженствования, необходимости, возможности и др. модальные оттенки: На этом деле можно в момент свернуть голову (Шол.); Нам должно жить! (Брюс.); Ему сделалось дурно, голова разболелась, невозможно было ехать (П.); Чего тебе надобно, старче? (П.); зрительное или слуховое восприятие: Давно уже не слышно было ни звука колокольчика, ни стука колес по кремнистой дороге (Л.); Далеко видно кругом! (Т.); А между тем наступает ночь; за двадцать шагов уже не видно (Т.).

Примечание . Безлично-предикативные слова данной группы часто употребляются с инфинитивом, например: Мне трудно дышать; Стыдно слушать эти речи; Вам вредно курить. Такие предложения при изменении порядка слов могут терять значение безличности. Инфинитив в препозиции (особенно с последующей длительной паузой) легко приобретает функцию подлежащего, например: Дышать - трудно; Слушать эти речи - стыдно; Курить - вредно.

То же наблюдается и в предложениях с некоторыми словами, заключающими в себе модальное значение (нужно, невозможно). Ср.: Невозможно было ехать. - Ехать - невозможно.

Безличные предложения с безлично-предикативными словами, морфологически совпадающими с именами существительными (грех, стыд, позор, ужас, жаль, пора, недосуг, лень, охота, неохота), в сочетании с инфинитивом обозначают оценку действия с морально-этической стороны: Над старостью смеяться грех (Гр.); эмоциональное состояние человека: И сказать мне правду было жаль (Фет); долженствование в отношении времени совершения действия: Был у меня хороший друг, - куда уж лучше быть, - да все, бывало, недосуг мне с ним поговорить (Сим.); модально-волевые оттенки: Мне бы вот охота плясать (А.Н. Т.).

4. Главный член безличного предложения может быть выражен кратким страдательным причастием с суффиксами -н-, -ен; -т-.

Формой среднего рода краткого страдательного причастия передается значение состояния как результата совершившегося действия. Например: Про батарею Тушина было забыто (Л. Т.); Уж послано в погоню (П.); Посидели в литографии, где было накурено (Ч.).

В составе главного члена при кратком причастии может быть инфинитив, называющий конкретное действие. Например: Петрушке приказано было оставаться дома (Г.); Нынче не велено кусаться (Ч.).

5. В безличном предложении главным структурным элементом может быть отрицательное слово или конструкция, выражающая отрицание. Например, отрицательное слово нет, нету: Нет уже ни положения в обществе, ни прежней чести, ни права приглашать к себе в гости (Ч.); ...Там счету нет столетьям(Щип.); Нет ни ржи, ни тропки (Щип.); безличная форма глаголов быть, стать с отрицанием: Не было ни гроша, да вдруг алтын (посл.); Не было сил перенести это; Прошло несколько дней с тех пор, как его не стало; существительное в форме родительного падежа с отрицанием ни: Ни звука!.. И видишь ты синий свод неба... (Н.); Ни писем, ни вестей. Как ни проси их, они забыли (Сим.); отрицательные местоимения ничего, никого и др.: Кажется, кто-то там... - Никого (Ч.).