БухУчет        04.08.2020   

Акустические характеристики голоса. Анализ акустических характеристик голоса. Контрольные вопросы и задания

Человеческий голос складывается из совокупности разнообразных по своим характеристикам звуков, образующихся при участии голосового аппарата. Источником голоса является гортань с колеблющимися голосовыми складками. Расстояние между голосовыми складками принято называть «голосовой щелью». При вдохе голосовая щель полностью раскрыта и приобретает форму треугольника с острым углом у щитовидного хряща (рис. 1). В фазе выдоха голосовые складки несколько сближаются, однако при этом не замыкают полностью просвет гортани.

В момент фонации, т. е. воспроизведения звука, голосовые складки начинают колебаться, пропуская порции воздуха из легких. При обычном осмотре они кажутся сомкнутыми, так как глаз не улавливает скорости колебательных движений (рис. 2).

Человеческий голос, его акустические свойства, механизмы его порождения изучают самые различные науки - физиология, фонетика, фониатрия, логопедия и др. Поскольку голосовой феномен - явление не только физиологическое, но и физическое, он становится предметом изучения такого раздела физики, как акустика, которая дает четкие характеристики каждого воспроизведенного звука. Согласно акустике, звуком считается распространение колебаний в упругой среде. Человек и говорит, и поет в воздушной среде, поэтому звук голоса - это колебание частиц воздуха, распространяющихся в виде волн сгущения и разрежения, как волны на воде, со скоростью 340 м/с при температуре +18°С.

Среди окружающих нас звуков различаются тоновые звуки и шумы. Первые порождаются периодическими колебаниями источника звука с определенной частотой. Периодичность колебаний создает в нашем слуховом органе ощущение высоты звука. Шумы появляются при беспорядочных колебаниях различной физической природы.

В голосовом аппарате человека возникают и тоновые, и шумовые звуки. Все гласные имеют тоновой характер, а глухие согласные - шумовой. Чем чаще совершаются периодические колебания, тем выше воспринимаемый нами звук. Таким образом, высота звука - это субъективное восприятие органом слуха частоты колебательных движений. Качество высоты звука зависит от частоты колебаний голосовых складок в 1 с. Сколько смыканий и размыканий голосовые складки осуществляют в процессе своих колебаний и сколько порций сгущенного подскладочного воздуха они пропускают, таковой оказывается и частота рожденного звука, т. е. высота тона. Частота основного тона измеряется в герцах и может в обычной разговорной речи у мужчин изменяться в пределах от 85 до 200 Гц, а у женщин - от 160 до 340 Гц.

Изменение высоты основного тона создает выразительность речи. Одной из составляющих интонации является мелодика - относительные изменения высоты основного тона звуков. Речь человека весьма богата сменами мелодического рисунка: повествовательным предложениям свойственно понижение тона в конце; вопросительная интонация достигается значительным повышением основного тона на слове, содержащем вопрос. Основной тон всегда повышается на ударном слоге. Отсутствие заметной, меняющейся мелодики речи делает ее маловыразительной и обычно свидетельствует о какой-либо патологии.

Для характеристики нормального голоса существует такое понятие, как тоновой диапазон - объем голоса - возможность продуцировать звуки в определенных пределах от самого низкого тона до самого высокого. Это свойство для каждого человека индивидуально. Тоновой диапазон разговорного голоса у женщин находится в пределах одной октавы, у мужчин чуть меньше, т.е. изменение основного тона при разговоре в зависимости от его эмоциональной окраски колеблется в пределах 100 Гц. Тоновой диапазон певческого голоса значительно шире - певец обязательно должен владеть голосом в две октавы. Известны певцы, у которых диапазон достигает четырех и пяти октав: они могут брать звуки от 43 Гц - самые низкие голоса - до 2 300 Гц - высокие голоса.

Сила голоса, его мощность, зависит от интенсивности амплитуды колебаний голосовых складок и измеряется в децибелах, чем больше амплитуда этих колебаний, тем голос сильнее. Однако в большей степени это зависит от подскладочного давления воздуха, выдыхаемого из легких в момент фонации. Вот почему, если человек собирается громко крикнуть, он предварительно делает вдох. Сила голоса зависит не только от количества воздуха в легких, но и от умения расходовать выдыхаемый воздух, поддерживая постоянное подскладочное давление. Обычный разговорный голос, по данным разных авторов, составляет от 40 до 70 дБ. Голос певцов имеет 90-110 дБ, а иногда достигает 120 дБ - силы шума авиационного мотора. Слух человека обладает адаптационными возможностями. Мы можем слышать тихие звуки на фоне сильного шума или, очутившись в шумном помещении, сначала ничего не различаем, затем привыкаем и начинаем слышать разговорную речь. Однако и при адаптационных возможностях человеческого слуха сильные звуки небезразличны для организма: при 130 дБ наступает болевой порог, 150 дБ - непереносимость, а сила звука в 180 дБ для человека смертельна.

Особое значение в характеристике силы голоса приобретает динамический диапазон - максимальная разница между звуком самым тихим (piano) и самым громким (forte). Большой динамический диапазон (до 30 дБ) - необходимое условие для профессиональных певцов, но он важен в разговорном голосе и для педагогов, так как придает речи большую выразительность.

При нарушении координационных взаимоотношений между натяжением голосовых складок и воздушным давлением происходит потеря силы голоса и изменение его тембра.

Тембр звука является существенной характеристикой голоса. По этому его качеству мы узнаем знакомых людей, известных певцов, еще не видя их воочию. В человеческой речи все звуки сложны. Тембр отражает их акустический состав, т. е. строение. Каждый звук голоса состоит из основного тона, определяющего его высоту, и многочисленных добавочных или обертонов более высокой, чем основной тон, частоты. Частота обертонов в два, три, четыре и так далее раз больше, чем частота основного тона. Возникновение обертонов связано с тем, что голосовые складки колеблются не только по своей длине, воспроизводя основной тон, но и отдельными своими частями. Именно эти частичные колебания и создают обертоны, которые в несколько раз выше основного тона. Любой звук можно проанализировать на специальном приборе, расчленить на отдельные составляющие обертоны. Каждый гласный в своем обертоновом составе содержит области усиленных частот, которые характеризуют только этот звук. Эти области называются формантами гласных. В звуке их несколько. Для его различения достаточно двух первых формант. Первая форманта - диапазон частот 150-850 Гц - при артикуляции обеспечивается степенью подъема языка. Вторая форманта - диапазон 500-2 500 Гц - зависит от ряда гласного звука. Звуки обычной разговорной речи располагаются в области 300-400 Гц. От того, в каких частотных областях возникают обертоны, зависят такие качества голоса, как его звонкость, полетность.

Изучением тембра голоса занимаются и в нашей стране (В. С. Казанский, 1928; С. Н. Ржевкин, 1956; Е. А. Рудаков, 1864; М. П. Морозов, 1967), и за рубежом (В. Бартоломью, 1934; R. Husson, 1962; Г. Фант, 1964). Тембр формируется благодаря резонансу, возникающему в полостях рта, глотки, гортани, трахеи, бронхов. Резонанс - это резкое возрастание амплитуды вынужденных колебаний, происходящих при совпадении частоты колебаний внешнего воздействия с частотой собственных колебаний системы. При фонации резонанс усиливает отдельные обертоны звука, формирующегося в гортани, и вызывает совпадение колебаний воздуха в полостях грудной клетки и надставной трубки.

Взаимосвязанная система резонаторов не только усиливает обертоны, но и влияет на сам характер колебаний голосовых складок, активизируя их, что в свою очередь вызывает еще большее резонирование. Выделяют два основных резонатора - головной и грудной. Под головным (или верхним) понимают полости, расположенные в лицевой части головы выше нёбного свода, - носовую полость и ее придаточные пазухи. При использовании верхних резонаторов голос приобретает яркий полетный характер, а у говорящего или поющего возникает ощущение, что звук проходит через лицевые части черепа. Исследованиями Р. Юссена (1950) доказано, что вибрационные явления в головном резонаторе возбуждают лицевой и тройничный нервы, которые связаны с иннервацией голосовых складок и стимулируют голосовую функцию.

При грудном резонировании происходит вибрация грудной клетки, здесь резонаторами служат трахея и крупные бронхи. При этом тембр голоса «мягкий». Хороший, полноценный голос одновременно озвучивает головной и грудной резонаторы и накапливает звуковую энергию. Колеблющиеся голосовые складки и система резонаторов увеличивают коэффициент полезного действия голосового аппарата.

Оптимальные условия для функционирования голосового аппарата появляются при создании в надскладочных полостях (надставной трубке) определенного сопротивления порциям подскладочного воздуха, проходящего сквозь колеблющиеся голосовые складки в момент фонации. Это сопротивление называется возвратным импедансом. При формировании звука «на участке от голосовой щели до ротового отверстия возвратный импеданс проявляет свою защитную функцию, создавая в рефлекторном адаптационном механизме предварительные условия для наиболее благоприятного, быстро повышающегося импеданса». Возвратный импеданс на тысячные доли секунды предваряет фонацию, создавая для нее наиболее благоприятные щадящие условия. При этом голосовые складки работают с малой затратой энергии и хорошим акустическим эффектом. Феномен возвратного импеданса - один из важнейших защитных акустических механизмов в работе голосового аппарата.

1) сначала идет легкий выдох, затем смыкаются и начинают колебаться голосовые складки - голос звучит как бы после легкого шума. Такой способ считается придыхательной атакой;

РАЗДЕЛ XI КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 376.1-058.264

М. В. Мохотаева

В последние годы в теории и практике логопедии отмечается увеличение интереса к изучению речевых нарушений в структуре сложного дефекта у детей с различными формами дизонтогенеза. В данном аспекте одной из актуальных проблем является изучение нарушений речи у детей с церебральным параличом (ЦП). Наиболее частыми речевыми нарушениями у данной категории детей являются дизартрии. Характерной особенностью дизартрических расстройств являются нарушения голоса. Расстройства голоса в структуре дизартрии чаще всего проявляются в виде дисфоний центрального органического генеза. Большинство работ последних лет посвящено исследованию патологии голоса как самостоятельного расстройства и, в основном, у взрослых . Работы, целью которых стало изучение своеобразия акустических характеристик голоса детей единичны и, в основном, зарубежных авторов .

Именно расстройства голоса, мелодико-интонационных характеристик речи в наибольшей степени влияют на разборчивость, эмоциональную выразительность речи детей. Наличие речевых нарушений у детей с ЦП и, в частности, нарушений голоса часто снижает мотивацию к речевому общению, ведет к нарушению речевого контакта.

Наличие нарушений голоса у детей с ЦП было показано в работах К. А. Семеновой, Е. М. Мастюковой , И. И. Панченко, Л. А. Щербаковой , Е. С. Алмазовой . Однако, данные о характере голосовых расстройств у этой категории детей носили описательный характер. Так, авторами указывалось, что нарушения голоса у детей с ЦП крайне разнообразны. Наиболее часто отмечается недостаточная сила голоса и нарушения тембра голоса (глухой, назализованный, хриплый, сдавленный)

В настоящее время фониатрическая наука располагает необходимыми методами исследования голосовой функции, в том числе и в структуре сложных речевых расстройств. Существует два принципиально различных подхода к оценке качества голоса: субъективный и объективный. Чаще

всего голос оценивается логопедом или фониатром субъективно, т. е. на слух. Примерами субъективной оценки голоса являются шкала N. Yanagi-hara и шкала определения звучности голоса GRBAS . По шкале N. Yanagihara качество голоса оценивается в баллах от 0 до 5, причем за основу берется только одна характеристика голоса - звучность голоса или степень охриплости.

Согласно шкале GRBAS, где G («grade») в переводе с английского языка в данном случае означает «качество», R («roughness») - «грубость, резкость», B («breathiness») - «нарушение дыхания, придыхание», А («asthemicity») -«слабость», S («strain») - «натяжение, тон», качество голоса оценивается с учетом одновременно нескольких параметров. Голос оценивается по каждому из параметров в баллах от 0 до 3, где 0 - норма, 1 - слабая выраженность симптома, 2 - умеренное проявление, 3 - сильно выраженный симптом.

Е. С. Алмазовой были разработаны критерии качественной характеристики нарушений голоса. Согласно данной шкале голос характеризуется по наличию особенностей тембра, обозначающихся следующими терминами: «хриплый», «глухой», «квакающий» (ложноскладочный), «диплофо-ничный», «гортанно-резкий» и «металлический».

Основным недостатком субъективных методик является то, что результат исследования зависит от квалификации специалиста, производящего оценку голоса.

Объективные методы оценки голосовой функции основаны на проведении акустического анализа голоса. К ним, прежде всего, относятся спектрография и фонетография. Спектральный анализ голоса (спектрография) представляет собой объективный метод исследования, позволяющий разложить голос на отдельные составляющие - обертоны и получить графическое, двухмерное или трехмерное изображение голоса. Фонетография (или определение голосового поля) подразумевает получение графического изображения интенсивности и частоты основного тона и позволяет исследовать динамический диапазон голоса. Многие авторы придерживаются мнения, что именно фонетография, выполненная в реальном времени, является наиболее информативной в оценке голоса .

В настоящее время разработаны различные компьютерные программы для записи и оценки голоса: MDVP (Multi-dimensional Voice Program), EVA (Evaluation Vocal Assistee), CSL (Computerized Speech Laboratory), CSpeech, SoundScope, Praat, Dr. Speech, DIANA и другие. Основное цель их использования - оценить акустические характеристики голоса и эффективность проводимого фониатрического лечения, а также фонопедической работы.

Акустическими параметрами, позволяющими судить о состоянии голосовой функции являются: время максимальной фонации (ВМФ), частота основного тона (ЧОТ), сила голоса, нестабильность голоса по частоте и по амплитуде (jitter и shimmer), диапазон голоса.

ВМФ или длительность фонационного выдоха отражает состояние функции гортани, и, в частности, нервно-мышечного тонуса. По мнению Д. К. Вильсона , укорочение ВМФ до 5 секунд у детей 5-7 лет и до 9 секунд у детей 8-12 лет свидетельствуют недостаточном смыкании голосовых связок.

ЧОТ голоса обусловлена частотой колебаний голосовых связок, которая, в свою очередь находится в зависимости от их длины, толщины и напряжения. Изменения высоты голоса обеспечивается мышечным аппаратом гортани. Следовательно, показатель ЧОТ отражает функционально-анатомические особенности гортани. Д. К. Вильсоном было осуществлено исследование ЧОТ у здоровых мальчиков и девочек разных возрастов, в результате чего были определены нормативные показатели ЧОТ в зависимости от возраста и пола. В дальнейшем эти данные были уточнены L. E. Glaze, D. M. Bless, R. D. Susser и Milencovic P. .

Частота колебаний при фонировании звука и удержании его на одной высоте не является постоянной. Такое непостоянство принято называть нестабильностью голоса по частоте (jitter). По данным ряда авторов значение указанного параметра при отсутствии нарушений голоса не должно превышать 1%. При высоких значениях данного параметра голос характеризуется как «тремолирующий» или «дрожащий».

Значение силы голоса, находясь в зависимости от амплитуды колебания голосовых связок, позволяет судить об их состоянии. Амплитуда колебаний определяется величиной подскладочного давления в гортани, которое является результатом работы дыхательных и гортанных мышц. При большем наполнении легких воздухом и при большей интенсивности выдыхания получается более громкий голос. Таким образом, возможность произвольного изменения силы голоса отражает возможность регулировать работу указанных групп мышц. В. П. Морозовым было отмечено, что сила голоса ребенка составляет 75-85 дБ. В разговорной речи диапазон силы фонируе-мых звуков колеблется от 30-40 до 70-90 дБ .

При нормальном функционировании гортани при фонировании звука на определенной громкости амплитуда колебаний не является постоянной подобно частоте колебаний голосовых складок. Такая нестабильность голоса по амплитуде не должна превышать 7% (L. E. Glaze, D. M. Bless et al., 1988; Horii, 1982; Orlikoff & Baken, 1990) . Увеличение показателя свидетельствует о дисфункции гортани, голос при этом характеризуется как «мерцающий».

Целью нашего исследования явилось выявление качественного своеобразия акустических характеристик голоса у детей c ЦП, анализ характера отклонений в состоянии акустических характеристик голоса школьников с ЦП в сравнении с их нормативными характеристиками звучания. В исследовании принимали участие 31 ребенок в возрасте 7-10 лет (14 девочек и 19 мальчиков), не имеющих на момент исследования ЛОР патологии. У всех детей диагностировался церебральный паралич различ-

ных форм и степеней тяжести. Контрольную группу составили учащиеся начальной общеобразовательной школы (14 человек, 8 девочек и 6 мальчиков) в возрасте 7-10 лет также не имеющие патологии ЛОР органов.

Изучение состояния голосовой функции осуществлялось с помощью программы LingWaves (фирма Atmos, Германия) и включало: исследование фонационного дыхания (определения ВМФ), частоты основного тона (ЧОТ), силы голоса, нестабильности голоса по частоте (Jitter) и по амплитуде (Shimmer); частотного и динамического диапазона голоса, доступности изменений высоты и силы голоса и особенностей тембра.

Для определения ВМФ использовалась специальная опция программы LingWaves при анализе записи фонации звука [а]. Запись голоса ребенка осуществлялась с помощью микрофона (чувствительность 16 Гц - 16000 Гц), расположенного на расстоянии 30 см в помещении, где уровень шума не превышал 40 дБ. С целью объективизации данных измерение проводилось трижды с интервалом не менее одной минуты, после чего было определено среднее значение.

Исследование частотного диапазона голоса и доступности звуковысотных изменений осуществлялось с использованием следующих заданий. Испытуемому предлагалось повторить за экспериментатором глиссандо (вверх и вниз) на звуке [а]. В результате чего были определены самая низкая и самая высокая доступные частоты голоса.

Нами также было осуществлено исследование доступности изменения силы голоса при осуществлении счета от 1 до 10 с постепенным усилением и ослаблением голоса.

С целью исследования динамического диапазона голоса использовался метод фонетографии. В настоящем исследовании фонетографическое исследование было также реализовано с помощью программы LingWaves. Методика исследования предполагает пропевание звука [а] forte и piano на каждой ноте в пределах доступного для ребенка диапазона. Для облегчения задания некоторым испытуемым предлагалось спеть куплет известной песни. В режиме реального времени программа графически отображала голосовое поле и автоматически определяла максимальную и минимальную частоту и силу голоса.

По завершении исследования доступными для анализа оказывались следующие акустические параметры голоса: максимальная и минимальная частота голоса и разница между ними, максимальная и минимальная сила голоса и разница между ними. Мы использовали данные значения для рас-

чета индекса выраженности дисфонии DSI (Dysphonia Severity Index). Впервые этот показатель был предложен F. L.Wuytz . Wuytz вычислил DSI на основании обследования 387 пациентов с целью «перевода» вокального голоса в одномерное измерение. Для определения коэффициента используется следующая формула:

DSI = 0,13*ВМФ+0,0053*F0-0,26*I-1,18*Jitter+12,4

ВМФ - время максимальной фонации;

По данным F. L. Wuytz , при нормальном голосе значение коэффициента приближается к +5. При выраженной дисфонии этот показатель равен -5 или близок к этому значению. Автор предложил использовать DSI в целях диагностики голосовых расстройств и контроля лечения больных с дисфониями.

Е. С. Алмазовой . Кроме того, было осуществлено исследование баланса резонирования (гипоназализации и гиперназализации). Для исследования наличия гиперназализации использовался метод, предложенный Bloomer и Wolski . Испытуемому предлагалось произнести предложение, не содержащее носовых звуков дважды: с закрытием и без закрытия ноздрей. При нормальной небно-глоточной функции звучание в обоих случаях было одинаковым. Для определения наличия гипоназализации предлагалось произнести предложение с носовыми звуками. При гипоназализации [м] звучало как [б], а [н] как [д].

Проведенное исследование показало, что распространенность нарушений голоса среди детей изучаемой группы чрезвычайно велика. У 95% детей с ЦП были выявлены отклонения в состоянии акустических характеристик голоса. Значения ВМФ, ЧОТ, силы голоса, нестабильности по частоте и амплитуде у испытуемых экспериментальной и контрольной групп показаны в табл. 1.

Более чем у 93% испытуемых было выявлено статистически достоверное уменьшение ВМФ (р<0,01) по сравнению с нормативными показателями. Значения ВМФ у 6,25% испытуемых с ЦП соответствовали возрасту детей и составили более 9 секунд. Величина параметра у 18,75% находилась в пределах 7-9 секунд, у 43,75% - 4-6 секунд. 31,25% детей с ЦП отличали крайне низкие значения (менее 4 секунд).

Таблица 1

и контрольной групп (x - среднее значение параметра,

SD - стандартное отклонение).

Показатели Средние значения показателей в группах

Дети без двигательной патологии Дети с ЦП

ВМФ, сек. 9,8 2,21 5,5 2,74

ЧОТ, Гц 231,88 33,11 267,16 48,1

Сила, dB 75 6,69 67,92 10,44

Jitter, % 1,5 1,03 3,2 4,35

Shimmer, % 7,01 3,2 11,9 2,3

При сравнении показателей обеих групп испытуемых было выявлено достоверные отличия в значениях ЧОТ (р<0,01). Для детей с ЦП характерно увеличение значений ЧОТ. У 12,5% младших школьников с ЦП значения данного параметра были близки к норме. Тоже число испытуемых отличало повышение ЧОТ на 15 Гц, для остальных школьников с ЦП было характерно увеличение значения более чем на 30 Гц.

Для группы испытуемых с ЦП в целом была характерна недостаточная сила голоса по сравнению с нормально развивающими сверстниками. У 53% детей экспериментальной группы было отмечено небольшое снижение средней силы голоса. Значения данного параметра находились в пределах 60-70 dB. Испытуемых с ЦП с чрезмерно громкими голосами выявлено не было. Средние значения силы голоса 33,7% испытуемых оказались менее 59 dB, голос характеризовался как иссякающий. Значения силы голоса 13,3% детей соответствовали возрастной норме и находились в пределах 75-85 dB.

Исследование нестабильности голоса по частоте (Jitter) показало, что средние значения данного параметра у детей экспериментальной группы статистически отличаются от значений контрольной группы (p<0,01). Значения Jitter у 26% испытуемых с ЦП было не более 1,5%, что рассматривается как норма. Величина нестабильности по частоте у 33,3% детей находилась в пределах 1,5-3,5%. Значения параметра 26,6% испытуемых были в пределах 3,5-7%. Голоса остальных детей экспериментальной группы характеризовались высокими значениями (более 7%).

Результаты исследования нестабильности голоса по амплитуде (Shimmer) позволили сделать вывод о том, что значения данного параметра в группе детей с ЦП также статистически достоверно отличались от значений в контрольной группе (p<0,05) в сторону увеличения. Значение параметра у 26% испытуемых соответствовало норме и не превышало 7%. У 60% детей величина Shimmer находилась в пределах от 7 до 14%. Значение параметра у

13,3% испытуемых было в пределах 25-30%. Остальных испытуемых отличали очень высокие (более 30%) значения Shimmer.

Данные, полученные в результате исследования частотного диапазона голоса у младших школьников с ЦП, показали его значительное сужение по сравнению с аналогичными показателями у нормально развивающихся детей (p<0,01). Для учащихся общеобразовательной школы, не имеющих двигательной патологии, доступный звуковысотный диапазон составил 397,7±102,4 Гц (от 261,6±25,7 Гц до 659,3±56,3 Гц). Для детей с ЦП было характерно сужение диапазона до 155,1± 52,51 Гц (от 207± 57,7 до 362,2±32,9 Гц).

Рассчитанные на основе полученных значений акустических параметров коэффициенты дисфонии (DSI) в группе детей с ЦП статистически достоверно отличались по сравнению со значениями данного показателя у детей контрольной группы (p<0,01). Среднее значение в группе детей с ЦП составило -5,6±3,87. В группе нормально развивающихся школьников среднее значение показателя равнялось 2,3±1,69.

Среди характерных особенностей тембра голоса детей с ЦП, выявленных в ходе аудитивного анализа и исследования баланса резонирования, были хрипота, глухота голоса и гиперназализация. Носовой оттенок голоса был отмечен у 43% испытуемых с ЦП. Аналогичная характеристика голоса была дана только 6,6% испытуемым контрольной группы. Тембр голоса характеризовался как хриплый и глухой у 12,5% детей с ЦП, и у 3% детей второй группы.

Таким образом, при сравнении акустических характеристик голоса детей с ЦП с аналогичными показателями у учащихся, не имеющих двигательной патологии, были выявлены существенные отличия. Можно сделать выводы о существовании целого ряда причин, приводящих к нарушениям голоса у детей с ЦП. Так, можно предположить, что причинами укорочения ВМФ явились асинхронность деятельности дыхательного и голосового аппарата, поверхностное и учащенное дыхание, спастичность или паретичность голосовых складок и дыхательной мускулатуры.

Наличие хрипоты было обусловлено поражением блуждающего нерва вследствие нарушения функции внутренних мышц гортани, особенно перс-тне-щитовидных, натягивающие истинные голосовые связки. Слабость и паретичность или, напротив, спастичность мышц голосового аппарата стали причиной нарушения нормальной вибрации голосовых связок, что выражалось в общем снижении силы голоса и высокими показателями нестабильности голоса по частоте и амплитуде. По причине невозможности произвольно регулировать работу гортанных и дыхательных мышц доступность изменения голоса по высоте и силе была резко ограничена. Кроме того,

можно утверждать, что сужение частотного диапазона голоса, его монотонность, есть также следствие недостаточного развития звуковысотного слуха.

Высокие значения ЧОТ, не соответствующие возрасту испытуемых, можно объяснить, во-первых, спастичностью голосовых связок, и, во-вторых, отставанием в физическом развитии, в частности, анатомическими особенностями голосового аппарата, которые характерны для более раннего возраста.

Данные, полученные в результате проведенного исследования, позволяют утверждать о наличии тесной взаимосвязи двигательной патологии центрального органического генеза с проявлением специфических нарушений голоса, которые выражаются в своеобразном изменении его акустических характеристик.

Библиографический список

1. Алмазова, Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей [Текст] / Е. С. Алмазова. - М.: Просвещение, 1973. - 150 с.

3. Винарская, Е. Н. Дизартрия [Текст] / Е. Н. Винарская. - М.: АСТ:Астрель, Хранитель, 2006. - 141 с.

4. Лепехина, Т. В. Оценка функционального состояния голосового аппарата у детей и подростков в норме и при нарушениях голоса [Текст]: автореф. дисс.... канд мед наук / Т. В. Лепехина. - М., 1993.

5. Мастюкова, Е. М. Нарушение речи у детей с церебральным параличом [Текст] / Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова. - М.: Просвещение, 1985. - 191 с.

6. Морозов, В. П. Биофизические основы вокальной речи [Текст] /

B. П. Морозов. - М.: Наука, 1977. - 232 с.

7. Орлова, О. С. Распространенность, причины и особенности нарушений голоса у педагогов [Текст] / О. С. Орлова, Ю. С. Василенко, А. Ф. Захарова, Л. О. Самохвалова, П. А. Козлова // Вестник отриноларингологии, - 2000, - № 5, с. 18-21.

8. Панченко, И. И. Медико-педагогическая характеристика детей с дизар-трическими и анартрическими расстройствами речи, страдающих церебральными параличами, и особенности приемов логопедической работы [Текст] / И. И. Панченко, Л. А. Щербакова // Нарушения речи и голоса у детей / Под ред.

C. С. Ляпидевского и С. Н. Шаховской. - М.: Просвещение, 1975. - с. 17-42.

10. Семенова, К. А. Детские церебральные параличи [Текст] / К. А. Семенова. - М.: Медицина, 1968, - 259 с.

11. Семенова, К. А. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей [Текст] / К. А. Семенова, Е. М. Мастюкова, М. Я. Смуглин. - М.: Медицина, 1972, - 328 с.

12. Степанова, Ю. Е. Современная диагностика нарушений голоса у детей [Текст] / Ю. Е. Степанова // Вестник оториноларингологии, - 2000, - № 3. - с. 47-49.

13. Bloomer, H. H. Office examination of palatopharyngeal function / H. H. Bloomer, W. Wolski // Clinical Pediatrics, - 1968, - Vol. 7, - p. 611-618.

14. Glaze, L. E. Acoustic characteristics of children’s voice / L. E Glaze, D. M. Bless, P. Milencovic, R. D. Susser // Journal of Voice, - 1988, - Vol.2, - No. 4, - p. 321-319.

15. Glaze, L. E. Acoustic analysis of vowel and loudness differences in children’s voice / L. E. Glaze, D. M. Bless, R. D. Susser // Journal of Voice, - 1990, - Vol. 4, - No. 1, - p. 37-44.

16. Hirano, M. Clinical examination of voice / M. Hirano // New York: Springer. - 1981. - 289p.

17. Heylen, L. G. Phonetography in voice diagnoses / L. G. Heylen, F. L.Wuyts,

F. W. Mertens et al. // Acta Otorhinolaryngol. Belg. - 1996. - № 50(4). - p. 299-308.

18. Horii, Y. Fundamental frequency perturbation observer in sustained phonation / Y. Horii // Journal of Speech and Hearing Research, - 1979, - Vol. 22, - p. 5-19.

19. Horii, Y. Jitter and shimmer differences among sustain vowel phonations / Y. Horii // Journal of Speech and Hearing Research, - 1982, - Vol. 25, - p. 12-14.

20. Karnell, M. P. Reliability of Clinician-Based (GRBAS and CAPE-V) and Patient-Based (V-RQOL and IPVI) Documentation of Voice Disorders / M. P. Karnell,

S. D. Melton, J. M. Childes, T. C. Coleman, S. A. Dailey, H. T. Hoffman // Journal of Voice, - 2007, - Vol. 21, - p. 576-590.

21. Orlikoff, R. F. Vocal jitter at different fundamental frequencies: A cardiovascular-neuromuscular explanation / R. F. Orlikoff // Journal of Voice, - 1989, - Vol.3, - p. 104-112.

22. Orlikoff, R. F. Consideration of relationship between the fundamental frequency of phonation and vocal jitter / R. F. Orlikoff, R. J. Baken // Folia Phoniatrica, - 1990, - Vol. 42, - p. 31-40.

23. Pinto, N. B. Unification of perturbation measures in speech signals / N. B. Pinto, I. R. Titze // Journal of the Acoustical Society of America, - 1990, - Vol. 78, - p. 1278-1289.

24. Wuyts, F. L. The dysphonia severity index: an objective measure of vocal quality based on a multiparameter approach / F. L.Wuyts, M. S. De Bodt, G. Molenberghs et al. // Speech Lang Hear Res. - 2000. - № 43(3). - p. 796-809.

25. Yanagihara, N. Phonation and respiration: Function study in normal subjects / N. Yanagihara, Y. Koike, H. von Leden. - Folia Phoniatrka, - 1966, - Vol.18, - p. 323-340.

26. Yanagihara, N. Respiration and phonation: The functional examination of laryngeal disease / N. Yanagihara, H. von Leden Folia Phoniatrica, - 1967, - Vol. 19, - p. 153-166.

Человеческий голос складывается из совокупности разнообразных по своим характеристикам звуков, образующихся при участии голосового аппарата. Источником голоса является гортань с колеблющимися голосовыми складками. Расстояние между голосовыми складками принято называть ʼʼголосовой щельюʼʼ. При вдохе голосовая щель полностью раскрыта и приобретает форму треугольника с острым углом у щитовидного хряща (рис. 1). В фазе выдоха голосовые складки несколько сближаются, однако при ϶том не замыкают полностью просвет гортани.

В момент фонации, т. е. воспроизведения звука, голосовые складки начинают колебаться, пропуская порции воздуха из легких. При обычном осмотре они кажутся сомкнутыми, так как глаз не улавливает скорости колебательных движений (рис. 2).

Человеческий голос, ᴇᴦο акустические свойства, механизмы ᴇᴦο порождения изучают самые различные науки - физиология, фонетика, фониатрия, логопедия и др.
Размещено на реф.рф
Поскольку голосовой феномен - явление не только физиологическое, но и физическое, он становится предметом исследования такого раздела физики, как акустика, которая дает четкие характеристики каждого воспроизведенного звука. Согласно акустике, звуком считается распространение колебаний в упругой среде. Человек и говорит, и поет в воздушнои̌ среде, по϶тому звук голоса - ϶то колебание частиц воздуха, распространяющихся в виде волн сгущения и разрежения, как волны на воде, со скоростью 340 м/с при температуре +18°С.

Среди окружающих нас звуков различаются тоновые звуки и шумы. Первые порождаются периодическими колебаниями источника звука с определеннои̌ частотой. Периодичность колебаний создает в нашем слуховом органе ощущение высоты звука. Шумы появляются при беспорядочных колебаниях различнои̌ физической природы.

В голосовом аппарате человека возникают и тоновые, и шумовые звуки. Все гласные имеют тоновой характер, а глухие согласные - шумовой. Чем чаще совершаются периодические колебания, тем выше воспринимаемый нами звук. Таким образом, высота звука - ϶то субъективное восприятие органом слуха частоты колебательных движений. Качество высоты звука зависит от частоты колебаний голосовых складок в 1 с. Сколько смыканий и размыканий голосовые складки осуществляют в процессе своих колебаний и сколько порций сгущенного подскладочного воздуха они пропускают, таковой оказывается и частота рожденного звука, т. е. высота тона. Частота основного тона измеряется в герцах и может в обычнои̌ разговорнои̌ речи у мужчин изменяться в пределах от 85 до 200 Гц, а у женщин - от 160 до 340 Гц.

Изменение высоты основного тона создает выразительность речи. Однои̌ из составляющих интонации является мелодика - относительные изменения высоты основного тона звуков. Речь человека весьма богата сменами мелодического рисунка: повествовательным предложениям свойственно понижение тона в конце; вопросительная интонация достигается значительным повышением основного тона на слове, содержащем вопрос. Основнои̌ тон всегда повышается на ударном слоге. Отсутствие заметнои̌, меняющейся мелодики речи делает её маловыразительнои̌ и обычно свидетельствует о какой-либо патологии.

Для характеристики нормального голоса существует такое понятие, как тоновой диапазон - объем голоса - возможность продуцировать звуки в определенных пределах от самого низкого тона до самого высокого. Это свойство для каждого человека индивидуально. Тоновой диапазон разговорного голоса у женщин находится в пределах однои̌ октавы, у мужчин чуть меньше, т.е. изменение основного тона при разговоре исходя из ᴇᴦο эмоциональнои̌ окраски колеблется в пределах 100 Гц. Тоновой диапазон певческого голоса значительно шире - певец обязательно должен владеть голосом в две октавы. Известны певцы, у которых диапазон достигает четырех и пяти октав: они могут брать звуки от 43 Гц - самые низкие голоса - до 2 300 Гц - высокие голоса.

Сила голоса, ᴇᴦο мощность, зависит от интенсивности амплитуды колебаний голосовых складок и измеряется в децибелах, чем больше амплитуда этих колебаний, тем голос сильнее. Однако в большей степени ϶то зависит от подскладочного давления воздуха, выдыхаемого из легких в момент фонации. Вот почему, в случае если человек собирается громко крикнуть, он предварительно делает вдох. Сила голоса зависит не только от количества воздуха в легких, но и от умения расходовать выдыхаемый воздух, поддерживая постоянное подскладочное давление. Обычный разговорный голос, по данным разных авторов, составляет от 40 до 70 дБ. Голос певцов имеет 90-110 дБ, а иногда достигает 120 дБ - силы шума авиационного мотора. Слух человека обладает адаптационными возможностями. Мы можем слышать тихие звуки на фоне сильного шума или, очутившись в шумном помещении, сначала ничᴇᴦο не различаем, затем привыкаем и начинаем слышать разговорную речь. Однако и при адаптационных возможностях человеческого слуха сильные звуки небезразличны для организма: при 130 дБ наступает болевой порог, 150 дБ - непереносимость, а сила звука в 180 дБ для человека смертельна.

Особое значение в характеристике силы голоса приобретает динамический диапазон - максимальная разница между звуком самым тихим (piano) и самым громким (forte). Большой динамический диапазон (до 30 дБ) - необходимое условие для профессиональных певцов, но он важен в разговорном голосе и для педагогов, так как придает речи большую выразительность.

При нарушении координационных взаимоотношений между натяжением голосовых складок и воздушным давлением происходит потеря силы голоса и изменение ᴇᴦο тембра.

Тембр звука является значительнои̌ характеристикой голоса. По ϶тому ᴇᴦο качеству мы узнаем знакомых людей, известных певцов, ещё не видя их воочию. В человеческой речи все звуки сложны. Тембр отражает их акустический состав, т. е. строение. Важно отметить, что каждый звук голоса состоит из основного тона, определяющᴇᴦο ᴇᴦο высоту, и многочисленных добавочных или обертонов более высокой, чем основнои̌ тон, частоты. Частота обертонов в два, три, четыре и так далее раз больше, чем частота основного тона. Возникновение обертонов связано с тем, что голосовые складки колеблются не только по своей длине, воспроизводя основнои̌ тон, но и отдельными своими частями. Именно эти частичные колебания и создают обертоны, которые в несколько раз выше основного тона. Любой звук можно проанализировать на специальном приборе, расчленить на отдельные составляющие обертоны. Важно отметить, что каждый гласный в своем обертоновом составе содержит области усиленных частот, которые характеризуют только ϶тот звук. Данные области называются формантами гласных. В звуке их несколько. Для ᴇᴦο различения достаточно двух первых формант. Первая форманта - диапазон частот 150-850 Гц - при артикуляции обеспечивается степенью подъема языка. Вторая форманта - диапазон 500-2 500 Гц - зависит от ряда гласного звука. Звуки обычнои̌ разговорнои̌ речи располагаются в сфере 300-400 Гц. От того, в каких частотных областях возникают обертоны, зависят такие качества голоса, как ᴇᴦο звонкость, полетность.

Изучением тембра голоса занимаются и в нашей стране (В. С. Казанский, 1928; С. Н. Ржевкин, 1956; Е. А. Рудаков, 1864; М. П. Морозов, 1967), и за рубежом (В. Бартоломью, 1934; R. Husson, 1962; Г. Фант, 1964). Тембр формируется благодаря резонансу, возникающему в полостях рта, глотки, гортани, трахеи, бронхов. Резонанс - ϶то резкое возрастание амплитуды вынужденных колебаний, происходящих при совпадении частоты колебаний внешнᴇᴦο воздействия с частотой собственных колебаний системы. При фонации резонанс усиливает отдельные обертоны звука, формирующегося в гортани, и вызывает совпадение колебаний воздуха в полостях груднои̌ клетки и надставнои̌ трубки.

Взаимосвязанная система резонаторов не только усиливает обертоны, но и влияет на сам характер колебаний голосовых складок, активизируя их, что в свою очередь вызывает ещё большее резонирование. Выделяют два основных резонатора - головнои̌ и груднои̌. Под головным (или верхним) понимают полости, расположенные в лицевой части головы выше нёбного свода, - носовую полость и её придаточные пазухи. При использовании верхних резонаторов голос приобретает яркий полетный характер, а у говорящᴇᴦο или поющᴇᴦο возникает ощущение, что звук проходит через лицевые части черепа. Исследованиями Р. Юссена (1950) доказано, что вибрационные явления в головном резонаторе возбуждают лицевой и тройничный нервы, которые связаны с иннервацией голосовых складок и стимулируют голосовую функцию.

При грудном резонировании происходит вибрация груднои̌ клетки, здесь резонаторами служат трахея и крупные бронхи. При ϶том тембр голоса ʼʼмягкийʼʼ. Хороший, полноценный голос одновременно озвучивает головнои̌ и груднои̌ резонаторы и накапливает звуковую энергию. Колеблющиеся голосовые складки и система резонаторов увеличивают коэффициент полезного действия голосового аппарата.

Оптимальные условия для функционирования голосового аппарата появляются при создании в надскладочных полостях (надставнои̌ трубке) определенного сопротивления порциям подскладочного воздуха, проходящᴇᴦο сквозь колеблющиеся голосовые складки в момент фонации. Это сопротивление называется возвратным импедансом.
Понятие и виды, 2018.
При формировании звука ʼʼна участке от голосовой щели до ротового отверстия возвратный импеданс проявляет свою защитную функцию, создавая в рефлекторном адаптационном механизме предварительные условия для наиболее благоприятного, быстро повышающегося импедансаʼʼ. Возвратный импеданс на тысячные доли секунды предваряет фонацию, создавая для нее наиболее благоприятные щадящие условия. При ϶том голосовые складки работают с малой затратой энергии и хорошим акустическим эффектом.
Понятие и виды, 2018.
Феномен возвратного импеданса - один из важнейших защитных акустических механизмов в работе голосового аппарата.

1) сначала идет легкий выдох, затем смыкаются и начинают колебаться голосовые складки - голос звучит как бы после легкого шума. Такой способ считается придыхательнои̌ атакой;

Наиболее употребительна и физиологически оправдана мягкая атака. Злоупотребление твердым или придыхательным способами подачи голоса может привести к значительным изменениям в голосовом аппарате и потере необходимых качеств звука. Доказано, что долгое использование придыхательнои̌ атаки ведет к снижению тонуса внутренних мышц гортани, а постоянная твердая голосовая атака может провоцировать органические изменения голосовых складок - возникновение контактных язв, гранулем, узелков. Однако использование придыхательнои̌ и твердой атак звука все же возможно исходя из задач и эмоционального состояния человека, а иногда и в целях постановки голоса в каком-то одном, определенном периоде занятий.

Рассмотренные акустические свойства присущи нормальному, здоровому голосу. У всех людей в результате голосоречевой практики формируется достаточно четкое представление о голосовой норме детей и взрослых исходя из пола и возраста. В логопедии ʼʼпод нормой речи понимают общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельностиʼʼ. Это в полнои̌ мере относится и к определению нормы голоса. Здоровый голос должен быть достаточно громким, высота ᴇᴦο основного тона соответствующей возрасту и полу человека, соотношение речевого и носового резонирования должно быть адекватным фонетическим закономерностям данного языка.

Источник голосового сигнала , продуцируемый колебаниями голосовых складок, представляет собой практически периодическую последовательность звуковых волн, где каждая предыдущая волна почти повторяет последующую. Благодаря своей периодичности, голосовой сигнал состоит из обертонов: синусоид, формирующих базовую частоту голоса.

Таким образом, звуковой сигнал может быть представлен (изменение потока воздуха) либо как воздушный поток с определенными временными характеристиками (сверху), либо как серия синусоид с различной амплитудой и одной частотой (снизу). Таким образом, источник звукового сигнала можно представить не как серию воздушных «толчков», а скорее, как связку определенных частот, поступающую в вышележащие отделы дыхательных путей через голосовую щель.

Достаточно точной аналогией является трубач или другой игрок на духовом инструменте, который за счет движений губ на мундштуке трубы обеспечивает поступление в него серии воздушных импульсов. Эти импульсы, являясь периодическими, также приводят к формированию на проксимальном конце трубы серии гармонических частот.

Голосовой тракт , подобно музыкальному инструменту, обладает определенными акустическими свойствами, которые зависят от его длины и формы. Некоторые гармонические колебания при прохождении через него подвергаются определенным изменениям, другие же остаются неизменными. Упрощая, можно сказать, что голосовой тракт действует как акустический фильтр. Характеристики фильтра можно представить в виде «аудиограмм», как это сделано на рисунке ниже, представив модифицирующий эффект голосового тракта как функцию от частоты гармонических колебаний.

Этот рисунок отражает «модуляционно-передаточную» функцию голосового тракта . Когда спектр, получаемый в результате изменения потока воздуха, поступает в фильтр голосового тракта, передаточная функция голосового тракта определяет объем передачи до дистального отдела голосового тракта (губ). Конечный результат представлен на рисунке ниже в нижнем правом углу. У выходного спектра теперь есть пиковые значения, которые не подверглись какой-либо модификации, и плато, которые оказались наиболее модифицированными. Сверху изображена исходная звуковая волна, которая достигает ушей слушателя и воспринимается им как голос говорящего.

Характеристики голосовых складок в трех различных голосовых регистрах.

а) Регистры голоса . Описанная выше модель фонации подходит для использования в большинстве случаев обычной спокойной речи. В то же время, определенные движения голосовых складок могут использоваться для произведения определенных голосовых регистров. Голосовой регистр можно определить, как определенную воспроизводимую схему работы гортани, которая может использоваться на уровне определенных частот для произведения голоса с нужными качествами. Частоты различных регистров обычно почти не пересекаются. Музыканты предпочитают пользоваться более сложным, но менее точным определением регистра, которое основано исключительно на воспринимаемых качествах голоса.

Между различными музыкальными школами уже давно идут споры о том, сколько же на самом деле существует регистров и как их правильно называть. Для физиолога существует три голосовых регистра, которые определяются в соответствии с определенными движениями краев голосовых складок, визуализируемых при эндоскопическом обследовании гортани. Они представлены на рисунке ниже.

Тональный регистр , встречается наиболее часто, используется для бытовой речи. Голосовые складки напрягаются умеренно, их края несколько закруглены. Фаза открытой голосовой щели незначительно превышает фазу закрытой. Давление воздушного потока умеренное, голосовая F 0 находится в области средних значений (около 120 Гц для мужчин и 210 Гц для женщин).

Фальцет , старый музыкальный термин, все еще широко используется для обозначения голоса с максимальной частотой F 0 . Более современным термином является «верхний регистр». Очень сильно натянутые голосовые складки колеблются под действием воздушной волны высокого давления, края голосовых складок подобны острию ножа. У мужчин F 0 в данном регистре составляет 275 Гц и выше, у женщин - около 500 Гц. Колебания голосовых складок представляют собой синусоиду, полного закрытия голосовой щели чаще всего не происходит.

Пульсовой регистр , ранее известный под старым названием «штробас» (тип фонации, при котором голосовые связки вибрируют, но при этом практически не напряжены. Является самым низким вокальным регистром). F 0 составляет около 30 Гц. Звуковые импульсы изолированы друг от друга. Голосовые связки расслаблены, атоничны, края их притуплены. Уровень воздушного давления низкий. Относительно короткие периоды открытия голосовой щели сменяются длинными периодами смыкания.

Колебания голосовых складок периодичны только в некоторые моменты фонации. Часто фонация имеет «дикротический» характер, когда за коротким быстрым открытием голосовой щели следует более долгое и широкое. Несмотря на то, что штробас воспринимается как грубый голос, он не является при знаком заболевания гортани. Также его использование не наносит гортани никого вреда (хотя в клинической практике часто бытует обратное мнение).

б) Ключевые моменты :
И «источник», и «фильтр» принимают участие в формировании человеческого .
Во время фонации, вдох занимает лишь 10% дыхательного цикла. При спокойном дыхании он занимает около 40%.
При разговоре давление в трахее может превышать давление покоя в 10 раз и более.
Согласно миоэластической-аэродинамической теории фонации, колебания голосовых складок, биомеханические свойства которых изменяются под действием внутренних мышц гортани, формируют базовую гармоническую частоту фонации, которая в дальнейшем модифицируется под действием структур голосового тракта.


Положение и очертание голосовых складок во фронтальной проекции и при виде через просвет гортани во время фаз колебательного цикла.
График в центре отображает изменения давления потока воздуха.
(1) Голосовая щель полностью закрыта. (2) Расхождение нижних краев голосовых складок.
(3,4) Постепенное расхождение голосовых складок. (5) Расхождение центральных и верхних отделов голосовых складок.
(6) Голосовая щель полностью раскрыта (7-9). Смыкание нижних краев голосовых складок.
(10) Полное смыкание нижних краев голосовых складок. Верхние края частично сомкнуты.


Модель голосообразования «источник-фильтр».
Легкие обеспечивают энергию воздушного потока, из которого на уровне голосовых складок образуется звук с базовой частотой и обертонами.
Затем эти частоты модифицируются в голосовом тракте.

Голос человека складывается из совокупности разнообразных по своим характеристикам звуков, которые образуются при участии голосового аппарата. Источником голоса являются гортань с колеблющимися голосовыми связками. Гортань представляет собой трубку, соединяющую между собой дыхательное горло (трахею) и глотку. Стенки гортани состоят из хрящей: перстневидного, щитовидного, надглоточного и 2х черпаловидных. Мышцы гортани делятся на наружные и внутренние, наружные мышцы соединяют гортань с другими частями тела, поднимают и опускают её. Внутренние мышцы при своем сокращении приводят в движение те или иные хрящи гортани, а так же голосовые связки, что расширяет или сужает голосовую щель. В верхней части гортани находятся ложные голосовые связки, мышечные волокна в которых развиты слабо (в ряде случаев при устранении голосовых расстройств у больных формируется ложно связочный или ложноскладочный голос). Ниже ложных располагаются истинные голосовые связки, которые выступают в виде складок и в основном состоят из мышечных волокон, расстояние между голосовыми связками называется голосовой щелью.

При вдохе голосовая щель полностью раскрыта и приобретает форму треугольника с вершиной у щитовидного хряща. На фазе выдоха голосовые складки несколько сближаются, но не замыкают просвет гортани. Во время фонации, то есть в процессе голосообразования, голосовые складки начинают колебаться, пропуская порции воздуха из легких. При обычном осмотре они кажутся сомкнутыми, так как глаз не улавливает скорости колебательных движений. На шепоте голосовые складки раскрыты в форме треугольника. Голосовые складки не колеблются, а выходящий из легких воздух встречает сопротивление органов артикуляции в виде щелей и смычек, что создает специфический шум. Иннервация гортани осуществляется симпатическим нервом и 2я ветвями блуждающего нерва – верхним и нижним гортанного нерва.

Понятие звука рассматривается в русле различных наук. Среди окружающих нас звуков различют тоновые звуки и шумы. Тоновые звуки порождаются периодическими колебаниями источника звука с определенной частотой, шумы появляются при беспорядочных колебаниях различной физической природы. В голосовом аппарате человека образуются и тоновые звуки, и шумы (гласные звуки и глухие согласные).

1) Высота звука – это субъективное восприятие органов слуха частоты колебательных движений. В разговорной речи у мужчин частота основного тона голоса меняется в пределах от 85 до 200 Гц, а у женщин от 160 до 340 Гц. Модуляция голоса по высоте обеспечивает выразительность устной речи (7 типов интонационных конструкций в русском языке). Выделяют понятие тонового диапазона, то есть возможности производить звуки в определенных пределах, от самого низкого тона до самого высокого. Эти возможности и каждого человека индивидуальны. Певческий голос обладает большим диапазоном. Обязательным является владение голосом в 2е октавы для вокалистов. Однако известны случаи обладание голоса в 4-5 октав (звуки в диапазоне 43 – 2300 Гц).


2) Сила голоса – воспринимается объективно, как громкость звучания и зависит от амплитуды колебаний голосовых связок, от степени подскладочного давления воздушной струи. В разговорной речи интенсивность голоса составляет от 40 до 70 дБ, голос певцов имеет 90 – 110 дБ, а в некоторых случаях может достигать 120 дБ (сила шума авиационного мотора).

Слух человека обладает адаптивными возможностями, благодаря которым можно слушать тихие звуки на фоне громких, или постепенно привыкнуть к зашумлению и начинать различать звуки. Однако даже при этом громкие звуки не безразличны слуху человека – при 130 дБ наступает болевой порог, 150 дБ – непереносимость, а 180 дБ смертельны для человека.

Выделяют понятие динамического диапазона голоса, то есть максимальной разницы между самым тихим и самым громким звучанием.

Широкий диапазон важен для певцов (до 30 дБ), а так же для лиц голосо-речевых профессий.

3) Тембр голоса , то есть его индивидуальная покраска. Тембр состоит из основного тона голоса и обертонов, то есть призвуков, обладающих большей высотой. Появление этих призвуков связано с тем, что голосовые складки колеблются не только по своей длине, воспроизводя основной тон, но и отдельными своими частями. Эти частичные колебания и создают обертоны, которые в несколько раз выше основного тона.

Головной резонатор, включающий полости лицевой части выше небного свода (носовая полость и её придаточные пазухи). Головной резонатор обеспечивает звонкость, полётность звучания голоса.

Грудной резонатор включает грудную клетку, трахеи и крупные бронхи, обеспечивает мощность и мягкость звучания голоса.