Личностный рост        18.01.2020   

Что дает учитель ученику. Как научить читать нечитающих детей? Из опыта работы учителя начальных классов. Взрослые не всегда знают, что лучше

На сайте «Лента.ру» опубликована беседа с заместителем научного руководителя НИУ Высшая школа экономики, доктором экономических наук Львом Любимовым, автором проекта создания университетско-школьного кластера, в которой он рассказал об основных идеях проекта, высказал ряд предложений по проблемам российского образования.

О проекте

Университетско-школьный кластер создан год назад в отдаленных микрорайонах Москвы — Некрасовке, Капотне и Марьино. В него входят 33 образовательных комплекса, в составе которых 220 школ и детских садов. Этот кластер в экспериментальном режиме должен отработать методику “подтягивания” неуспевающих школ до уровня успевающих, научить учителей работать в новой парадигме деятельностного обучения. По мнению идеолога проекта, среда для воспитания таких учителей образуется как раз в образовательных комплексах, потому что там есть “главный источник движения вперед” — многообразие.

В образовательном кластере университетские профессора сначала проводят с учителями программу повышения квалификации, затем дают им задание изучить и освоить определенный объем профессиональной литературы. После этого — экзамен на усвоение.

Почему это нужно?

По мнению Любимова «российская школа не дает детям по-настоящему развить свой потенциал», штампует массовых троечников, из которых затем «вырастает масса неконкурентоспособных взрослых»: минимум профессионалов мирового уровня практически в каждой области и «толпы иждивенцев и квазипредпринимателей, цель которых схватить чужой бизнес, «отжать» и вывезти за рубеж валюту».

Наша школа, считает ученый, за двадцать прошедших лет воспитала целое поколение людей, «которые будут искать, где полегче и подешевле приобрести вузовский диплом, а потом в обломовском халате болтаться в каком-нибудь офисном или торговом планктоне. Им лишь бы не переусердствовать, лишь бы не перетрудиться».

Любимов считает, что обычный российский учитель не научен учить детей компетентности, то есть способам поиска, отбора знаний, их применения и наделения собственными смыслами. Он «умеет только устно пересказывать учебник и командовать». Поэтому, если сегодня ребенку данная тема интересна, а учитель будет на уроке транслировать только учебник, ученик дома в интернете сам найдет интересные и нужные ему материалы, будет знать больше учителя по этой теме, и поэтому потеряет интерес к учителю.

Надо учить учителей, школу работать по-новому

Идеолог проекта считает, что надо начинать с учителя: учить учителей компетентности.

“Самообучение в течение всей жизни - это важнейшая заповедь XXI века. Учитель должен научить ребенка учиться самостоятельно. Как он это сделает, не учась сам каждый день?”, — отметил Любимов.

Педагог должен стать предметным экспертом, а не просто учителем того или иного предмета. Только такой учитель сможет воспитать не массового троечника, а конкурентноспособного молодого человека, полагает ученый.

По наблюдениям Л. Любимова в любой школе весь учительский корпус делится на три части:

1.Рыцари школы. Для них главное - дети, у них есть профессиональная совесть, честь.

2.Учителя, которые привыкли к инструкциям, к приказам. Прикажут - сделают, не прикажут - не сделают. Они вполне управляемы и обучаемы.

3.Учителя, кто держится за рабочее место и доходы, которое оно приносит. Они меняться просто не хотят. С ними надо постараться расстаться.

Любимов считает, что в новой школе должен быть современный руководитель. Не все директора, как старые так и новые, выдерживают современные требования. И их надо менять. Для чего нужно разработать систему конкурсного отбора, как, например, это сделано в Москве.

Ученый считает, что и школьников надо учить компетентности. По его мнению, надо заменить дидактическую парадигму на деятельностную. Нужно учить школу тому, что делать и как делать по новой парадигме. Например, Китай уже провел такую реформу и стал мировым школьным лидером.

Нужны большие инвестиции в учителя, директора, в родителя. Зарубежные ученые подсчитали: один доллар, инвестированный в образование ребенка, приносит 17 долларов прибыли по достижении им трудоспособного возраста.

Активно привлекать родителей

Любимов считает, что «роль родителей сегодня - это один из главных провалов сада и школы». Большинство родителей рассматривают учебные заведения как камеру хранения, для многих из них образование - это корочки, а не система знаний в голове, что их дело - родить ребенка, кормить-одевать, а остальное все за них сделают.

Учить детей устной речи, чтению, письму

«Динамично развивающаяся устная речь, зараженность чтением, писательство - это основа мощного интеллектуального развития», — считает Любимов.

Если 25 лет назад словарный запас первоклассника составлял 5-6 тысяч слов, то сейчас порядка 3 тысяч. Поэтому он предлагает начинать с детского сада. Детский сад должен предоставить родителям банк названий текстовых материалов, аудиокниг, текстовых мультфильмов. А потом вместе сесть и помесячно расписать, когда и что будет читаться, отсматриваться дома и в саду, т.е. составить. программу индивидуальных занятий.

«В начальной школе переосмысливаются задачи обучения чтению и письму. Обучить чтению - значит сделать ребенка пожизненно зависимым от книги, текстов. Ни дня без главы! Обучить письму - значит сформировать у ребенка устойчивую потребность в презентации в письменном виде своих мыслей, впечатлений, переживаний. Ни дня без строчки! К концу началки у ребенка должно появиться собрание собственных письменных текстов», — утверждает ученый.

Беспристрастный ЕГЭ

Говоря о ЕГЭ, Любимов отметил, что «культура независимой оценки - это очень высокая культура». Однако учителя и директора школ, да и все население не привыкли к независимой оценке своего труда. «ЕГЭ - маленький элемент этой высокой культуры, которую нужно возрождать». Но это сработает, если госэкзамен будет беспристрастным.

Хорошее образование не должно быть бесплатным, а аттестаты выдавать не всем

Любимов уверен, что качественное образование должно быть доступно не всем.

«Я считаю, что не нужно всем выдавать аттестаты. Сдал ЕГЭ ниже 40 баллов - а это уровень знаний за 5-й класс - вот тебе справка о том, что использовал свое конституционное право на равную возможность получения полного среднего образования. Но аттестата не заработал», — заметил он.

Кроме того, оно не должно быть бесплатным. Вложить средства в образование детей — долг родителей, а не государства, считает автор проекта.

«Ты на своего ребенка потрать сначала, а потом иди в бутик за рубашкой по десять тысяч», — заметил Л. Любимов.

О сроках

Решить задачу формирования конкурентноспособной молодой когорты предполагается в течение 15-20 лет. Любимов уверен, что это не утопия. Это — продуманная практическая цель, уже реализуемая в кластере.

Ребенок подрастает, поступает в детский сад, затем в школу. Мама ответственность за его воспитание взваливает на воспитателей и учителей, аргументируя это нехваткой времени и сильной занятостью. У нее всегда виноват учитель, потому что: «Я же работаю!». Кто же должен воспитывать ребенка: родитель или учитель?

Чья обязанность – воспитание ребенка?

В Конвенции говорится, что основную (но не всю!) ответственность несут, все-таки, родители. Главной их заботой должны стать важнейшие увлечения детей.

Поэтому они должны быть:

  1. Ответственными за поступки отпрысков, в действиях которых отражается характер воспитания.
  2. Внимательными к их здоровью (не только физическому, но и духовно-нравственному и даже психическому) и развитию.
  3. Защищающими интересов детей.
  4. Обеспечивающими их безопасность и материальное благополучие.

За неисполнение своих обязанностей законные представители могут понести административную, семейно- или гражданско-правовую или даже уголовную ответственность.

Закон «Об образовании» вменяет в обязанности родителей заложение основ всестороннего воспитания (статья 44).

Воспитательные функции родителей дополняются следующими:

  • Создание подходящих условий для полноценного образования ребенка.
  • Контроль посещаемости.
  • Ознакомление с успеваемостью, школьной жизнью.
  • Сотрудничество со школой в вопросах обучения и воспитания.
  • Предупреждение асоциального поведения ребенка.
  • Уважительное отношение.

Кроме этого, отец с матерью имеют преобладающее право на образование школьника по сравнению с учителями. За невыполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств они несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Второй по значимости воспитатель

Обязательства за воспитание ребенка есть не только у родителей. Статья 47 закона «Об образовании в РФ» (2018 г) посвящена правовому статусу педагогических работников. Она предполагает в рабочее время не только учебной, но и воспитательной деятельности, предусмотренной должностными его обязанностями и индивидуальным планом.

Из этого следует, что :

  1. Следит за безопасностью детей и соблюдением правил безопасности.
  2. Разбирает все конфликтные ситуации, обращается за помощью к родителям.
  3. Разрабатывает и претворяет в жизнь план воспитательной программы, цели и задачи которой способствуют совершенствованию каждого ученика, независимо от его способностей и развития.

Немаловажным обстоятельством, негативно воздействующим на процесс воспитания, оказывается борьба за его права.

Она привела к ограничению прав педагога в воспитательной деятельности:

  • Ребенка нельзя выгонять с урока, потому что нарушается его право на образование.
  • Нельзя отбирать личные вещи (телефоны, планшеты), можно только вежливо попросить убрать их, что не всегда эффективно (если же забрать, то налицо грабеж).
  • Если отнять записку, то могут обвинить в нарушении частной жизни.
  • Нельзя привлекать к трудовому воспитанию (субботник, уборка в классе), если нет разрешения от законного представителя.
  • Любое сказанное слово может обернуться против педагога, ведь «ребенок не соврет…»

Из-за таких последствий часть педагогов предпочитает ограничиться «формальным» воспитанием.

Семья имеет приоритет воспитания. Семейное воспитание способно свести на нет усилия даже самых лучших учителей. Педагог либо совершенствует заложенные семьей качества, либо вынужден перевоспитывать ребенка . При этом он не имеет никаких полномочий, кроме воздействия моральным авторитетом, который иногда бывает сильнее родительского.

Успешное сотрудничество педагога с родителями ценно для обеих сторон, потому что эффективность воспитательного процесса от этого только возрастет. По отдельности педагог и родитель, действуя каждый своими методами, порой даже не взаимосвязанными, могут добиться лишь появлению внутреннего конфликта у ребенка. В объединении родительский авторитет и учительский оказывают постоянное, «круглосуточное» воспитательное воздействие.

На что имеет право учитель по закону?

Кроме обязанностей у педагога имеются права, которые чаще всего отражены формально.

На что же он имеет право в учебно-воспитательном процессе:

  1. На защиту профессиональной чести и человеческого достоинства. Формально в законе «Об образовании» уравнены права всех участников процесса. Если возможность наказать учителя всегда найдется, то защитить его же от бездоказательных обвинений очень сложно. Реабилитировать свое имя педагогу, которого оклеветали, можно лишь через суд, но не каждый решится на такой поступок.
  2. Высказывание в деликатной форме претензии к ребенку. Это порой чревато встречными обвинениями в отнюдь не корректном виде. Ответом может быть жалоба родителям на неадекватное поведение их чада. Но не факт, что законные представители займут сторону учителя («Значит, спровоцировали его!»).
  3. Свободу выбора методов и форм воспитания, методов оценивания знаний учеников. То есть на невмешательство в свою профессиональную деятельность со стороны отца и матери. В то же время, многие родители считают, что они знают лучше, как учить, воспитывать, оценивать, и обязательно выскажут это педагогу, подчас в грубой форме.
  4. Защиту от безосновательного вмешательства родителей в круг его обязанностей. Конечно, и это право чаще всего игнорируется не только родителями, но и вышестоящими органами. Поэтому получить ответ на жалобу на некорректное поведение законных представителей не всегда получается.
  5. Требование посещения родительских собраний и создания оптимальной среды для обучения ребенка. Конечно, эта обязанность официально нигде не закреплена, но она отражает права на участие отца и матери в учебно-воспитательном процессе и ознакомление с успеваемостью своего ребенка. Если они систематически игнорируют собрания, то учитель может обратиться в компетентные органы.
  6. Требовать от школьников соблюдения правил поведения. При их нарушении можно сделать замечание (корректно), при повторном нарушении – поговорить с родителями.
  7. Отстранить учащегося от занятий физической культурой или процесса производственного труда, если у него нет специальной формы. При этом ученик находится в спортзале или кабинете под присмотром педагога.

Также педагог может:

  • Совещаться с коллегами на тему личных проблем школьника в случае, когда необходимо вмешательство школы (нахождение в трудной жизненной ситуации, социально опасное положение).
  • Отказаться проводить дополнительные занятия с учащимися (даже если уроки были пропущены по болезни), но редкий педагог так сделает, ведь от этого зависит дальнейшая успеваемость ребенка по его предмету.
  • Оповещать родителей о детских проступках (обязательно!), если родители не реагируют – обращаться в соответствующие органы.

Независимо от общности целей воспитания, вид взаимодействий учителя с отцом и матерью ученика не всегда бесконфликтный. Поэтому одна из задач учителя – сделать их единомышленниками в процессе воспитания. В идеале педагог должен стать близким советчиком для родителей, а те, в свою очередь, принимать самое активное участие в общепедагогическом процессе.

Елена, мама Марии (8 лет):

У нас гимназия с английским языком с 1 класса. Это, конечно, очень хорошо. Но уже ко 2 классу учителя разогнались так, что домашние задания-проекты по английскому приходится постоянно делать мне. А иногда даже не вместе с ребенком, а вместо ребенка, потому «задали на завтра».

Складывается впечатление, что учителя порой не соотносят свои задания и возможности самого ребенка. Не говоря уже про то, что могут быть занятия помимо школы - танцы, рисование, кружки разные. Ребенок по ночам учиться должен? Или родители должны быть репетиторами для детей?

Источник фото: pixabay.com

В особенно печальной ситуации находятся родители детей, которые учатся во вторую смену.

Если воспитатель уроками не занимается, то получается, что уроки должны делаться вечером, а если, не дай Бог, есть еще какие-то увлечения, то и вовсе ночью. Должен ли воспитатель заниматься с детьми домашним заданием? Заставить воспитателя никто не может - он ведь не учитель. Ему главное, чтобы дети были сыты, целы и присмотрены. Потому все зависит от человека.

«После работы папы и мамы всей семьей делают уроки по 5 часов…»

После начальной школы программа усложняется, темп нарастает, а учителя-предметники становятся разными и, как это ни странно, соревнуются друг с другом по количеству и сложности заданий. Новые учебные пособия - отдельная сказка. Такое порой методисты загнут, что родители с высшим образованием не потянут.

Наталья, мама Ивана (12 лет):

В 5-6 классах школьники информационно перегружены. Даже отличники не справляются с гигантским объемом информации и выполнением домашнего задания. Порой неграмотно составленное методистом расписание, несогласованность при разработке планов и программ, а также отсутствие согласованности в действиях между учителями-предметниками ставит детей перед выбором, что выучить на следующий день на «хорошо», на «отлично».

Например, была ситуация, когда задали 2 стиха по белорусскому и русскому, 2 параграфа по истории, подготовка к самостоятельной или контрольной. При этом не забываем об отдыхе ребенка, кружках или спортивных секциях. И, естественно, родители хотели бы помощи по дому (не для помощи, а для воспитательного процесса). А выходит так, что после работы папы и мамы всей семьей делают уроки по 5 часов».


Источник фото: pixabay.com

Есть мнение, что дети сейчас гораздо меньше способны усваивать информацию и самостоятельно учиться. Потому как лет 20 назад такой проблемы не было. Родители не висели над детьми - те пробивались в школе сами и получали по заслугам. Если ребенок не справлялся с уроками, родители не садились за стол вместо него.

То ли мы перенянчили своих детей, то ли гаджеты отнимают у них способность думать, но очевидно, что что-то то ли в самой системе образования, то ли в нашем отношении к ней уже пошло не так.

Обратим ли этот процесс? Есть ли выход? Вопрос риторический.

А как в вашей семье обстоят дела с домашними заданиями?

Есть кое-что, что учителя не должны говорить своим ученикам, хотя многие эти советы могут быть очень полезны ребятам. 50 учителей по всему миру поделились своими тайными советами школьникам.

На самом деле все, что вы учите, не так уж важно

Намного важнее то, что сидя на уроках и выполняя задания, вы учитесь жить: как правильно ссориться и общаться с разными людьми, как слушать других и отвечать вежливо. Вы этого не понимаете, потому что заданий так много, что они у вас вызывают отвращение. Поверьте, вы учитесь быть независимыми взрослыми людьми, это самое главное.

Не упустите эту возможность

Знайте, что я люблю учить детей и искренне хочу вам помочь. Но я не смогу помочь вам, если вы не приложите определенных усилий. Я выбрал эту работу, потому что она мне нравится, я умею много работать и знаю мой предмет. Я помогу вам добраться туда, где вы должны быть. Но вы должны идти мне навстречу по этому пути.

Мир может быть очень жестоким

Ты — не то, что думают о тебе другие люди.

Взрослые не всегда знают, что лучше

Иногда мне хотелось бы сказать вам, что ваши родители бывают не правы.

Вы — это не ваши оценки

Все наши контрольные и экзамены совсем не определяют то, кем вы станете.

Когда мы с главным редактором обсуждали тематику следующей статьи, она предложила поразмышлять о современном образе учителя. Я сразу подумала: «Тема богатая, но, чёрт возьми, трудная».

В широком смысле учитель - это любой человек, занимающийся преподаванием определённого предмета. Так называют тех, кто преподает в школах и университетах, тренеров, репетиторов. В словаре я нашла 45 синонимов слова «учитель» разной степени схожести.

Но мы будем говорить только о школьном учителе. За пределами школ тоже есть учителя, но их роль в жизни среднестатистического человека факультативна. Вы не обязательно поступите в вуз, где встретите чудаковатого препода по философии. Не всегда пойдёте на вокал (карате, танцы, вязание крючком) к прославившемуся в этой сфере учителю. Не все в России пользуются услугами частных преподавателей, коучей, репетиторов. А школьный учитель есть в жизни каждого.

В этом материале не будет четкой резолютивной части: наивно надеяться на получение окончательных выводов и прекращение дискуссий вокруг учителя. Учитель будет обсуждаться всегда, ведь он само воплощение отношения к образованию в обществе. Конечно, нет какого-то архетипа учителя в вакууме, но существуют тенденции изменения профессии учителя. Вот о тенденциях и поговорим.

Образ учителя есть во многих произведениях, но особенно детально он представлен в искусствах повествовательных - кино и литературе. Выготский в «Психологии искусства» писал, что механизм действия искусства схож с механизмом фантазий или снов. Произведение - это компромисс, позволяющий и обнаружиться запретным желаниям, и обмануть вытесняющую цензуру сознания.

В произведениях мы видим учителей с огромным багажом житейской мудрости и несгибаемым человеколюбием - в «Хористах», «Гарри Поттере», «Песчаной учительнице». Видим образы учителей-неудачников, учителей-харизматиков, учителей с внутренней трагедией. Короче говоря, снимают и пишут про учителей много - получается вполне репрезентативная выборка.

Гегель писал, что произведения принадлежат своему времени, своему народу, своей среде. В этом ключе художественные произведениях нужно рассматривать как средство обозначения социальных проблем, а конкретные образы - как индикаторы общественных тенденций в восприятии чего-либо. И если проанализировать образы учителей из фильмов и книг, то можно сделать следующий вывод:

Можно не быть квалифицированным педагогом, но хорошим человеком быть обязательно.

Симпатию и подсознательное одобрение вызывают у нас киношные военные, рок-звёзды, менеджеры, алкоголики и бандиты, по воле случая попавшие в школы. Они, конечно, не могут объяснить процесс фотосинтеза или формулу Ньютона-Лейбница, но ведь их обаяние и постепенно растущая любовь к ученикам всё компенсируют.

Даже если в произведении учитель соответствует формальным требованиям к профессии, то его любят не за доходчивое объяснение, а за трепетное участие в судьбах учеников. Акцент во многих произведениях сделан на процессе формирования учителем моральных ориентиров, а не знаний.

Идеальный учитель в представлении наших соотечественников - Нестор Петрович Северов из «Большой перемены». Респонденты в опросе Superjob назвали его образцом для подражания современных учителей. Нестор Петрович вытаскивает своих учеников из передряг, помогает с семейными вопросами и всячески внедряется в личную жизнь.

И вот обнажается главный и очень спорный вопрос о роли учителя: мы хотим воспитания или обучения?

Сдавайтесь, вы окружены! Стереотипами

Если хотим воспитания, то нужно что-то делать с грузом формализма, сваливающегося на учителя. И речь не только о бумажной работе, департаментах и министрах, речь и об общественном давлении. Потому что воспитывать может только живой и самобытный человек, вызывающий у детей эмоциональное доверие. А учитель - это один из главных объектов общественных нападок и, наверное, самая консервативная и загрязнённая стереотипами профессия .

Менеджеры по подбору персонала

Сложнее всего вести соцсети социальным работникам – врачам и учителям, так как от них больше всего ожидают эталонного поведения. Поэтому фотографии и посты, в которых они рассказывают о своей личной жизни, досуге, а также комментарии по разным вопросам могут плохо сказаться на их имидже.

Учителя, дорогие, вам не хочется послать менеджеров по подбору персонала, когда вы такое читаете? Вы же эталон: обойдётесь без фотографий с женами и мужьями, без поездок в аквапарк и, видимо, без собственного мнения.

Человек, который должен развивать у детей интерес к миру и заниматься воспитанием, заперт в своей профессии, завален грудой документации и крайне объективизирован. А если этот человек пытается вылезти из стереотипов - общественное мнение бьёт по носу.

Нужно воспитать в детях нравственность, гражданственность, этикет, чувство прекрасного, тягу к знаниям – окей, действительно нужно, но как это делать? В свете либеральном или коммунистическом? По христианской добродетели или в духе постмодерна? Патриотом или гражданином мира? Рассказывать про секс в школе или идея невинного детства до 18?

Что ни выбери, обязательно кто-то возмутится. Слишком много дискуссионных воспитательных вопросов, слишком мало временного и профессионального ресурса. Тогда, может, к черту воспитательную функцию? Может, воспитание - дело интимно-семейное и спихивать родительскую ответственность на учителей просто несправедливо?

Я как-то читала статью с названием «7 учителей из фильмов и книг, у которых мы все хотели бы учиться». Она собрала множество лайков и одобрительных комментариев, многие читатели пожелали добавить в этот список ещё кого-то. Заголовок статьи гласил: «Хороший учитель - не всегда тот, кто знает свой предмет от и до. Гораздо чаще ученики с благодарностью вспоминают тех, с кем пили чай после уроков, сплавлялись по реке и вели философские беседы».

Сторонников идеи «главное, чтобы человек был хороший» много, но лично у меня эта позиция вызывает глубокое отвращение. Потому что это корень зла. Это начало дискредитации профессионализма.

Хороший человек - это не профессия

Все хотят чувствовать тёплое отношение педагога, видеть его любовь к детям, но давайте будем честны сами с собой: учитель не должен вас любить, учитель должен учить. Будь ваш математик трижды гадом по-человечески, его все равно следует называть хорошим учителем, если он смог донести знания до буйных голов.

Если обесценить профессиональные навыки учителя и ставить на первый план именно теплоту отношений, то очень скоро мы придём к ситуации, когда в школу действительно будут брать военных, рок-звезд, менеджеров, алкоголиков и бандитов. В кино и литературе это выглядит интересно, но на то оно и искусство.

Пока профессионал думает, готовы ли его дети к экзаменам, владеют ли достаточными сведениями, «хороший человек» завернет поверхностные сведения в обертку из эмоций и чаепитий после уроков – и вот вам образование, получите.

Учитель должен учить. Это его первоочередная, главная, стратегически важная задача.

Если учитель вдобавок позитивный, красивый, добрый, остроумный, веселый, творческий, душевный - прекрасно. Но если он недостаточно хорошо знает свой предмет - это отвратительно.

«Преподавательская деятельность становится миссией, в которой школьные предметы - далеко не самое важное», - пишет автор вышеупомянутой статьи. Давайте поменяем слова в этой фразе:

Строительная деятельность становится миссией, в которой вязкость цемента и устойчивость опор - далеко не самое важное. Хирургия - это миссия, в которой стерильность инструментов - далеко не самое важное.

Смешно, правда? Если вы думаете, что школьные предметы - менее значимая вещь, чем стерильность в хирургии или устойчивость в строительстве, то вы заблуждаетесь. Профессионал владеет своей профессией вне зависимости от того, может ли его незнание убивать людей или нет. Вспомните фразу из кинофильма «Ирония судьбы».