Литература        04.08.2020   

Главные герои доктора айболита. Чуковский корней "айболит". Отрывок или эпизод из сказки "Айболит", поразивший тебя больше всего

Главный герой сказки «Айболит» — добрый доктор с примечательным именем Айболит. Этот доктор берется за лечение любых животных, которые обращаются к нему за помощью. Например, когда к нему явилась безутешная зайчиха, у которой сынишке трамвай переехал ноги, Айболит вылечил малыша – пришил ему новые ножки и теперь зайчонок может снова бодро прыгать.

Но однажды шакал доставил доктору тревожную телеграмму. Звери, живущие в Африке, сообщали, что их дети заболели разными тяжелыми болезнями. Звери очень просили Айболита приехать в Африку и вылечить их детей.

Доктор незамедлительно отправился в путь. Он бежал по полям и лесам, не зная отдыха. Но в какой-то момент доктор упал, поняв, что не может двигаться дальше. На помощь ему пришли волки. Они вышли из леса и повезли Айболита на своих спинах. Волки доставили доктора к морю, и он с тревогой смотрел в необъятную голубую даль, думая, как же ему проплыть такое большое расстояние. Тут появился кит, который усадил Айболита на свою огромную спину и переправил его через море.

За морем начались высокие горы, которые мешали доктору двигаться дальше. Но положение спасли орлы. Они понесли Айболита высоко над горами, направляясь прямо в Африку.

А тем временем в Африке, у реки Лимпопо, звери с нетерпением ждали прибытия доктора. Под пальмой сидел гиппопотам. Он непрерывно смотрел на море, предполагая, что доктор приплывет на корабле. А по дорогам бродили носороги и слоны. Они досадовали, что доктора очень долго нет.

Но вот кто-то заметил птицу, летящую высоко в небе. Это орел доставил доктора Айболита. Добрый доктор незамедлительно приступил к лечению зверят. Он измерял им температуру, давал гоголь-моголь и шоколад. Десять дней доктор занимался лечением больных, не ведая ни сна, ни отдыха. И вот, наконец, лечение принесло свои плоды, все больные выздоровели. И тогда в Африке начался праздник. Все пели и плясали, прославляя доброго доктора. Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки «Айболит» заключается в том, что доброта и милосердие — это то ценное, без чего невозможно жить в мире. Доктор Айболит никому не отказывал в лечении, он старался помочь всем. Сказка учит быть добрым и отзывчивым, помогать всем, кто болен, слаб или беспомощен.

В сказке мне понравился главный герой, Айболит. Добрый доктор является ярким примером бескорыстного, самоотверженного человека, который старается помочь всем, не жалея своих сил, не считаясь со временем.

Какие пословицы подходят к сказке «Айболит»?

Доброе дело и в воде не тонет.
Кто вовремя помог — тот дважды помог.

В основе поэмы - сказки К. И. Чуковского Айболит лежит тема большой любви к животным и прославление тяжелой и трудной, но в то же время очень интересной профессии - доктор (врач лечащий людей и животных) .

Доктор Айболит - в центре сюжета. Он является воплощением доброты, ума, чуткости, сострадания к ближним, сильным героем идущим к поставленной цели, побеждающим все зло - и это главные качества характеризующие большинство героев сказок Чуковского.

Идеей сказки является факт исцеления бедных, больных животных живущих в далекой Африке добрым доктором Айболитом.

Создавая сказки для малышей К. И. Чуковский непосредственно следовал своим заповедям. Сказка написана простым детским языком, эмоциональна, доступна для детей, легко воспринимается, но в то же время она оказывает большое воспитательное значение.

Сегодня есть очень хорошие издания Айболита, рекомендуем:

"Доктор Айболит"

Все знают, что Доктор Айболит с утра до ночи лечит птиц и зверей, которые прилетают и приходят к нему со всех концов света. Он живёт в сказочном городе Пиндемонте на берегу тёплого моря. И помогают доктору утка Кики, собака Авва, свинка Хрю-Хрю, попугай Карудо, сова Бумба и соседские дети Таня и Ваня.

У доктора Айболита никогда не получалось жить спокойно и мирно в своём маленьком домике. С ним постоянно случаются невероятные истории. Он сражается с пиратами и попадает к ним в плен, он спасает от гибели корабль, путешествует по светуно главное - везде находит верных друзей.

Эта книга - наиболее полная версия о жизни доктора Айболита, рассказанная К. И. Чуковским: четыре истории о его захватывающих (и опасных!) приключениях.

В этой книге - все радости сразу:

И чудный текст Корнея Ивановича:)
И замечательные тонированные и цветные рисунки Геннадия Калиновского.
И... уютный формат.
И обложка с тканевым корешком (ностальжи).
И качество печати.
И мелованная бумага.

В книгу вошли ВСЕ части ПРОЗАИЧЕСКОГО "Айболита".

"Доктор Айболит" (читаем сами)

6 ПРИЧИН ПОДАРИТЬ РЕБЁНКУ КНИГУ ИЗ СЕРИИ "ЧИТАЕМ САМИ". Крупный шрифт правильного академического начертания оптимален для прочтения самим ребёнком. Слова с ударениями - выделение ударного слога помогает ребёнку избежать трудностей при определении места ударения.

ОЧЕНЬ плотная белая бумага - страницы легко переворачивать, они не мнутся и не рвутся даже после многочисленных "листаний" текст и картинки не просвечивают. Увлекательный текст - ребёнок обязательно захочет узнать, "чем все закончится".

Гармоничное соотношение текста и иллюстраций - не будет спешить перелистнуть страницу, чтобы посмотреть на следующую картинку.

Подарочный формат - идеальные размеры для ребёнка, начинающего читать; книга хорошо входит на любую книжную полку. В доме, где много книг, дети вырастают более успешными и разносторонними, чем их сверстники. Окружите ребёнка книгами, подарите ему счастливое будущее!

"Всё про Айболита"

Доброго доктора Айболита, который лечит животных и детей и побеждает злобного разбойника Бармалея, сегодня знают все. Но не каждому известно, что своему любимому герою Корней Чуковский посвятил не одно, а несколько произведений.

Крупный текст, ударение на каждом слове указано.

Отличные бумага и печать. Прекрасная книга для тех, кто только начал читать.

Рассмотрим же сказку на основе заповедей Чуковского:

1 . Соблюдена графичность и образность.

« Но вот перед ним море -

Бушует, шумит на просторе.

А в море высокая ходит волна,

Сейчас Айболита проглотит она …

Но тут выплывает кит:

« Садись на меня, Айболит,

И, как большой пароход,

Тебя повезу я вперед! » »

2. Наивысшая смена образов

« Мы живем на Занзибаре,

В Калахари и Сахаре,

На горе Фернандо - По,

Где гуляет Гиппо - попо

По широкой Лимпопо » .

3 . Живопись лирична, множество глаголов и предлогов дают ощущение постоянного движения.

« И пришла к Айболиту лиса …

И пришел к Айболиту барбос …

И прибежала зайчиха

И закричала: « Ай, ай!

Мой зайчик попал под трамвай!

Он бежал по дорожке,

И ему перерезало ножки,

И теперь он больной и хромой,

Маленький заинька мой! »

Вместе с его героями тоже хочется, что то делать, как то действовать, чем то помочь.

4 . Подвижность и переменчивость ритма.

« Но вот, поглядите, какая - то птица

Все ближе и ближе по воздуху мчится.

На птице, глядите, сидит Айболит

И шляпою машет и громко кричит:

« Да здравствует милая Африка! » »

5 . Музыкальность поэтической речи.

« Вот и Гиппо, вот и Попо,

Гиппо - попо, Гиппо - попо!

Вот идет Гиппопотам.

Он идет от Занзибара,

Он идет к Килиманджаро -

И кричит он, и поет он:

« Слава, слава Айболиту!

Слава добрым докторам! » »

Песня гиппопотама звучит, как гимн для докторов.

6 . Рифмы находятся в ближайшем соседстве.

« И акула Каракула

Правым глазом подмигнула

И хохочет, и хохочет,

Будто кто ее щекочет.

А малютки бегемотики

Ухватились за животики

И смеются, заливаются -

Так, что дубы сотрясаются. »

7 . Каждая строка живет собственной жизнью.

« Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит! »

« « Что такое? Неужели

Ваши дети заболели? » -

« Да - да - да! У них ангина,

Скарлатина, холерина,

Дифтерит, аппендицит,

Малярия и бронхит!

Приходите же скорее,

Добрый доктор Айболит! » »

Рифмы слов являются главными носителями смысла фразы.

9 . Стихи не загромождены прилагательными.

« Ладно, ладно, побегу,

Вашим детям помогу.

Только где же вы живете?

На горе или в болоте? »

10 . Преобладает движение, основной ритм - хорей.

« И встал Айболит, побежал Айболит,

По полям, по лесам, по лугам он бежит.

И одно только слово твердит Айболит:

« Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо! » »

11 . Присутствует игра.

« И бежит Айболит к бегемотикам,

И хлопает их по животикам,

И всем по порядку

Дает шоколадку,

И ставит и ставит им градусники!

И к полосатым

Бежит он тигрятам,

И к бедным горбатым

Больным верблюжатам,

И каждого гоголем,

Каждого моголем,

Гоголем - моголем,

Гоголем - моголем,

Гоголем - моголем потчует. »

12 . Поэзия для детей - поэзия для взрослых.

« Десять ночей Айболит

Не ест, не пьет и не спит,

Десять ночей подряд

Он лечит несчастных зверят

И ставит и ставит им градусники. »

13 . Частые повторы придают большую эмоциональность сказке.

« И тут же страусята

Визжат, как поросята,

Ах, жалко, жалко, жалко

Бедных страусят!

И корь и дифтерит у них,

И оспа и бронхит у них,

И голова болит у них,

И горлышко болит. »

Мы видим, что К. И. Чуковский прекрасно использовал свои заповеди в сказке « Айболит » . Эту сказку и сейчас очень любят дети, и после будут любить и читать ее вновь и вновь. Это все благодаря высокому мастерству и таланту великого поэта.

АЙБОЛИТ - герой сказки в стихах «Айболит» (1929) и прозаического произведения «Доктор Айболит (по Хью Лофтингу)» К.И.Чуковского. Тревожный вскрик больного «Ай! Болит!» превратился в самое ласковое имя на свете. А. - сказочный доктор, очень добрый, потому что лечит шоколадом и гого-лем-моголем. Он мчится на помощь сквозь снег и град, преодолевает крутые горы и бушующие моря, приговаривая только одно: «О, если я не дойду,

//Если в пути пропаду,

//Что станется с ними, с больными,

//С моими зверями лесными?»

Доктор А. из прозаической сказки - само воплощение добра и милого авантюризма: он самоотверженно борется с кровожадным Бармалеем, освобождает из пиратского плена мальчика Пенту и его отца-рыбака, не боится защитить от страшного шарманщика бедную и больную обезьянку Чичи. За это А. любят все звери, рыбы и птицы, мальчики и девочки. Справедливости, бережному отношению к человеку и животным учит Чуковский маленьких читателей, рассказывая о добрых делах доктора А. и его верных друзей.

Сюжет о докторе А. был воплощен в детских утренниках, мультфильмах, а также в фильме Р.А.Быкова «Айболит-66», соединившем пародию и притчу.

  • - герой сказки в стихах «Айболит» и прозаического произведения «Доктор Айболит » К.И.Чуковского. Тревожный вскрик больного «Ай! Болит!» превратился в самое ласковое имя на свете...

    Литературные герои

  • - Персонаж сказки «» известного литературоведа и детского поэта Корпел Ивановича Чуковского -добрый, чудаковатый доктор, который лечит зверей и птиц: Добрый доктор. Он под деревом сидит...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - АЙБОЛИ́Т, -а, муж. . Человек, к-рый лечит животных...

    Толковый словарь Ожегова

  • - Д"октор Айбол"...

    Русский орфографический словарь

  • - АЙБОЛИТ, -а, м. Садист, жестокий человек. Положительный персонаж популярной сказки К. Чуковского...

    Словарь русского арго

  • - ...

    Словарь синонимов

"АЙБОЛИТ" в книгах

Добрый доктор Айболит

Из книги Чуковский автора Лукьянова Ирина

Добрый доктор Айболит Осенью 1924 года Чуковский и Добужинский гуляли по Петербургу и задумались: откуда взялось название «Бармалеева улица». «Кто был этот Бармалей?» – заинтересовался Чуковский. Добужинский ответил, что Бармалей был разбойник, знаменитый пират, «в

Глава 39. Доктор Айболит

Из книги Идиотка автора Коренева Елена Алексеевна

Глава 39. Доктор Айболит Осенью 1979-гоу меня начался головокружительный роман с врачом французского посольства, тем самым, которого я встретила однажды в «гетто» для иностранных журналистов на Садовой-Самотечной. Вернувшись из Германии, я устроила вечеринку у себя.

Добрый доктор Айболит

Из книги Одна жизнь - два мира автора Алексеева Нина Ивановна

Добрый доктор Айболит Так я из этого ада вернулась домой, тоже приведя в изумление весь персонал. Они, видно, так привыкли, что отсюда, из этого ада, скорее всего всех сопровождают в дом инвалидов или на тот свет, кстати, и церковь внизу в этом здании есть.Когда я уже потом

АЙБОЛИТ

Из книги Веселые человечки [культурные герои советского детства] автора Липовецкий Марк Наумович

Айболит

Из книги Сказки. От двух до пяти. Живой как жизнь автора Чуковский Корней Иванович

Айболит 1 Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться И корова, и волчица, И жучок, и червячок, И медведица! Всех излечит, исцелит Добрый доктор Айболит! 2 И пришла к Айболиту лиса: «Ой, меня укусила оса!» И пришёл к Айболиту барбос: «Меня курица

«Доктор Айболит» – специалист по животным

Из книги Предсказания как бизнес. Вся правда о настоящих предсказателях и лже-гадалках автора Барретта Лиза

«Доктор Айболит» – специалист по животным Вы когда-нибудь задумывались о том, что происходит в голове вашего питомца? Как узнать, что чувствует домашнее животное? Есть предсказатели, которые специализируются именно на такой работе. Айболиты психической сферы

Кто вы, доктор Айболит?

Из книги Великие загадки мира искусства автора Коровина Елена Анатольевна

Кто вы, доктор Айболит? Неужели и у доброго доктора Айболита существует тайна? Какая?! Прописал мартышке не ту микстуру или слону мазь, от которой бедный слоник отошел в мир иной? Да не может такого быть!А вот и может – есть у Айболита тайна. У него другое имя, и его родной

Кто вы, доктор Айболит?

Из книги 100 великих тайн России XX века автора Веденеев Василий Владимирович

Кто вы, доктор Айболит? Вряд ли в нашей стране есть взрослые и дети, которые никогда не слышали о докторе Айболите. Его популярность куда шире, чем у любых политиков, спортсменов и актёров, - со временем их успехи забываются, старых кумиров неизменно сменяют новые, а

Доктор Айболит

Из книги Сказочные герои автора Голдовский Борис Павлович

Доктор Айболит Вообще то его зовут Доктором Дулитлом. Есть двенадцать книжек для детей, написанных английским писателем Хью Лофтингом. Они называются «Дулитл» и рассказывают о приключениях одного необыкновенного джентльмена, который понимал язык животных. Но что нам с

Айболит

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века автора Новиков В И

Айболит Сказка в стихах (1929)Добрый доктор Айболит сидит под деревом и лечит зверей. Все приходят со своими болезнями к Айболиту, и никому не отказывает добрый доктор. Он помогает и лисе, которую укусила злая оса, и барбосу, которого курица клюнула в нос. Зайчику, которому

Айболит

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Айболит Персонаж сказки «Айболит» (1929) известного литературоведа и детского поэта Корнея Ивановича Чуковского (псевдоним Николая Васильевича Корнейчукова, 1882-1969) -добрый, чудаковатый доктор, который лечит зверей и птиц: Добрый доктор Айболит. Он под деревом

Айболит

Из книги Выбор профессии автора Соловьев Александр

Айболит Рошаль – фамилия в России хорошо известная. Многие помнят выдающегося кинорежиссера Григория Львовича Рошаля, автора биографических фильмов о Мусоргском, Римском-Корсакове, академике Иване Павлове, а главное, снявшего по роману-трилогии Алексея Толстого

12. Добрый доктор Айболит

Из книги Германия. Свой среди своих автора Мосьпанов Анна

12. Добрый доктор Айболит

САМ СЕБЕ АЙБОЛИТ

Из книги Человек с рублём автора Ходорковский Михаил

САМ СЕБЕ АЙБОЛИТ Мы не замечали нищеты, потому что все жили одинаково плохо. Стоило появиться социальному расслоению, новым ориентирам, мы вдруг спохватились: а почему они живут гораздо лучше, чем мы? И первое поползновение образца Октября семнадцатого года: уравнивание,

Глава 3 Айболит на два фронта

Из книги Чего не видит зритель. Футбольный лекарь №1 в диалогах, историях и рецептах автора Карапетян Гагик

Глава 3 Айболит на два фронта – Итак, после благополучного разрешения истории с оговором в личном деле вы, Савелий Евсеевич, вновь оказались в сборной. Как прошло возвращение?– Уточню: в конькобежной сборной существовало разделение на мужскую и женскую. Соответственно

Чуковский К. сказка "Айболит"

Жанр: литературная сказка в стихах

Главные герои сказки "Айболит" и их характеристика

  1. Доктор Айболит, добрый и заботливый, никогда не останавливается перед препятствиями, лишь бы вылечить зверят.
  2. Гиппопотам. Послал телеграмму Айболиту.
  3. Каракула, акула, у которой болели акулята.
План пересказа сказки "Айболит"
  1. Айболит под деревом
  2. Лечение зверей
  3. Новые ножки зайки
  4. Телеграмма из Африки
  5. Айболит идет через лес
  6. Айболит плывет через море
  7. Айболит лезет через горы
  8. Звери ждут Айболита
  9. Айболит прилетает
  10. Градусники и гоголь-моголь
  11. Выздоровление
  12. Восхваление Айболита.
Кратчайшее содержание сказки "Айболит" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Доктор Айболит был очень добрым и лечил всех зверей.
  2. Он получает телеграмму от гиппопотама о том, что в Африке болеют зверята
  3. Айболит идет через лес и ему помогают волки
  4. Айболит плывет на спине кита
  5. Орлы доставляют Айболита в Африку и он начинает лечить зверят.
  6. Зверята выздоравливают и все хвалят Айболита.
Главная мысль сказки "Айболит"
Доктор всегда должен спешить на помощь к больному, где бы тот не находился.

Чему учит сказка "Айболит"
Учит любит животных и помогать им. Учит заботиться о своих питомцах, учит обращаться к ветеринару, если животное заболеет. Учит быть добрым и отзывчивым.

Отзыв на сказку "Айболит"
Это очень веселая сказка о добром докторе, который, узнав о болезни зверят, бросил все и поспешил в Африку. Мне очень понравилось, что Айболит совершенно не думал о себе, а переживал только о больных животных. Айболит в этой сказке настоящий герой, который подает пример бережного отношения к природе.

Пословицы к сказке "Айболит"
Кто скоро помог, тот дважды помог.
Дорога помощь вовремя.
Тот здоровье не ценит, кто больным не бывал.
Больной врача ищет.
Сколько б не было детей, а всех жалко.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Айболит"
Добрый доктор Айболит любил сидеть под деревом и лечил всех зверей, которых к нему приводили. Однажды он даже пришил ножки зайчику, который попал под трамвай.
И вот Айболиту приходит телеграмма от Гиппопотама, в которой тот просит Айболита скорее приехать на Лимпопо и вылечить его детей.
Айболит спешно собирается в путь и бросается пешком через лес. Он падает от усталости, но его подхватывают волки и везут дальше.
Айболит добирается до моря и тут приплывает кит, и везет Айболита через море. И вот уже Айболит лезет через неприступные горы, но к нему прилетают орлы и он летит на крыльях.
В это время в Африке болеют все зверята - гиппопотамы, страусята, носороги. И все с нетерпением ждут Айболита. Даже зубастая акула Каракула.
И вот прилетает доктор Айболит и начинает сразу лечить зверят. Он всем ставит градусники и всех потчует гоголь-моголем. И так десять дней подряд.
И вот уже все зверята здоровы, все смеются и радуются, все славят доброго доктора Айболита, который их вылечил.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Айболит"

Комсомольская правда, № 253
01. 12. 1936

К. Чуковский, "Доктор Айболит". Детиздат ЦК ВЛКСМ. 1936. 100 стр. Ц. 7 р

Корней Чуковский подарил нашим детям новую книгу в прозе "Доктор Айболит". Имя героя и даже его подвиги знакомы маленьким читателям по другим произведениям Чуковского. Тем не менее последнее произведение - "Доктор Айболит" представляет собой интересное и весьма значительное литературное явление.

Наконец-то создана толстая книга (100 страниц), которую, затая дыхание, будут слушать с большим удовольствием все дошкольники и читать маленькие школьники.

В книге "Доктор Айболит" главные герои, помимо доктора, - это сова Бумба, крокодил, обезьяна Чичи, попугай Карудо, собака Авва и другие животные и птицы. Это не ново. Наша литература для дошкольников как раз за последние годы много внимания уделяла изображению животного мира. Правда, перед ребенком понапрасну сужали этот мир; он только и слышал о медведях, зайчиках да кошках. Появление переводных сказок "Как братец кролик победил льва" и "Сказки дядюшки Римуса" содействовало ознакомлению нашей детворы и с другими животными. Но все же познавательная ценность этой литературы была невысока. В сказках не раскрывались перед детьми истинные привычки, повадки и способности зверей.

Мы знаем, что в сказках огромное значение имеют приемы одухотворения, оживления сил природы, антропоморфизм (наделение природы человеческими качествами), гиперболизм (преувеличение). Заслуга Чуковского в том, что, сохранив весь сказочный аромат рассказа, фантастику, так захватывающую детей, он сумел сказать много правды о каждом животном и птице. Он воспитывает любовь к животным, учит относиться к ним бережно. С первой же страницы дети возненавидят злую сестру доктора Варвару и шарманщика, мучившего обезьяну. "Звери не гадкие", - говорит доктор Айболит. И эти слова проходят основным мотивом через всю книгу.

Прослушав сказку о докторе Айболите, маленькие ребята ясно поймут, что доктора делают хорошее дело. А кто из нас не знает, какой страх и неприязнь охватывает детишек, как только перед ними показывается некто в белом халате или приходится идти с мамой в амбулаторию.

Козы, лисицы, кошки, собаки, крокодил, журавли, летучие мыши - всех лечил хороший доктор. Приходит однажды лошадь: "У меня болят глаза". Доктор надел ей очки, и глаза у нее перестали болеть... И скоро все звери, у которых были плохие глаза, получили от доктора Айболита очки. Теперь малышу понятно, для чего носят очки.

Нас могут обвинить в слишком однобоком подходе, в упрощении, в излишней попытке отыскать практическую пользу в сказке. Это неверное утверждение. Что ж плохого, когда книга, ярко выделяющаяся своим простым, но красочным языком, книга, хорошо способствующая развитию фантазии ребят, вместе с тем расширяет их кругозор. Разве плохо, что дети согласятся с Айболитом, похвалившим крокодила за то, что он съел платье Варвары: "И хорошо сделал... Юбку надо прятать в шкаф, а не бросать на окошко". Незаметно и тонко говорит здесь автор о необходимости соблюдать порядок и быть аккуратным.

Вы прочтете сказку дошкольнику, и он услышит интересную быль про ласточку. Обезьяна Чичи открыла дверь и увидела: "Ласточка зимой! Какое чудо! Ведь ласточки не выносят мороза и, чуть наступает зима, улетают в жаркую Африку! Бедная, как ей холодно!". Все это так просто, понятно и убедительно, что ребенок запоминает, почему ласточки улетают зимой.

"Мы, совы, слышим лучше, чем люди", - говорит сова Бумба. На розыски пропавшего отца мальчика Пента Айболит зовет орлов. "У орлов зоркие глаза, - говорит доктор. - Орлы видят далеко. Когда они летают под тучами, они видят каждую букашку, которая ползет по земле". Собака Авва, рассказывая о своем удивительном носе, заявляет, что "любой щенок чует такие запахи, каких человеку никогда не учуять". Дальше происходят удивительные описания, как собака ищет человека, тонко различая сотни запахов, носящихся вокруг нас. Повторяем, таких строчек немного написано для дошколят. Эпизод, рассказывающий, как крысы бегут с тонущего корабля и предупреждают об опасности Айболита, так же, как и все другие, конечно, надолго запечалятся в сознании ребенка. Среди героев книги - моряк. Чуковский дал ему имя Робинзон. Именно Робинзон, а не какое-либо другое. Робинзон говорит мало. Он охотно предоставляет Айболиту свой корабль для поездки в Африку. Глубоко врежется в память ребенка это имя. Как обрадуется он, когда, повзрослев, возьмет книгу Даниэля Дэфо и встретит там имя, услышанное еще в раннем детстве! Смелая, удачная попытка исподволь знакомить детей с типами мировой литературы. Самые сложные явления природы и жизненные факты Чуковский осмеливается преподносить своим крошечным читателям. Никто до него не писал так для малышей о буре на море, о кораблекрушении или о пиратах. Мы не удивимся, что во многих комнатах будут устраиваться "бури", "кораблекрушения" и, развалившись на полу, дети будут спасаться вплавь. Автор, описывая львов, носорогов и тигров, тонко поучает о необходимости товарищеской взаимопомощи и внимания к больному. Но для детей - мир один. - То, что говорит тигр, может говорить и папа. Вот почему совсем незаметно для себя впитывают дети хорошие советы и указания, встречающиеся в сказке. Ведь скучно иногда слушать наставления папы и мамы. Куда интереснее, когда те же советы преподносят львы, тигры, ласточки, орлы. Чарующие силы сказки сильно действуют на психику ребенка. К сожалению, многие родители этого недоучитывают.

Чуковский, хорошо зная потребность ребят, посмеяться, охотно идет навстречу их желаниям. Где только можно, он подчеркивает комическое, веселое и радостное. И он прав. Воспитание в ребенке чувства юмора - благородная задача. Это чувство поможет ему в будущем сохранять присутствие духа, легче переживать невзгоды и дружнее жить в коллективе. Мы не сомневаемся, что книга будет снова и снова переиздаваться. (Конечно, Детиздат должен значительно удешевить ее стоимость). Рисунки Е. Сафоновой выполнены художественно, значительно углубляют все образы и облегчают восприятие самых сложных вещей, о которых идет речь в сказке.

На этом можно бы закончить отзыв о книге Чуковского. Но вот перед нами письмо одной матеря - Сервер Адгамовой (из Казани) в котором она пишет:

"У меня есть сын Тансык... Он особенно любит читать сказки. По поводу каждой прочитанной книги или сказки он задает мне массу вопросов. И я не знаю, имею ли я право сказать ему прямо, что все это выдумка. Если я одну за другой начну выдергивать те нити, из которых соткана сказка, то ведь в конце концов рассыплется вся ее ткань, от нее ничего не останется. А, с другой стороны, не могу же я утверждать ему, что существуют ведьмы или что лебедь может превратиться в человека. Лишать ребенка сказки тоже нельзя".

В своем письме Адгамова выразила сомнение, которое по всей вероятности разделяют до сих пор многие родители. Нередко родители боятся, что от сказок останется след на всю жизнь, что дети не сумеют отличать нереальное от реального, станут фантазерами и будут мало приспособлены к практической жизни.

Все эти опасения несерьезны. Они являются результатом гонения на сказка, имевшее место еще сравнительно недавно. Горе-педагоги и черствые тети из наркомпросов пытались в течение ряда лет лишать нашу детвору живительных соков, разносимых сказками. Изгоняя фантастику из детских книг, они думали, что творят архиреволюционное дело. Скудоумные воспитатели считали необходимым начинять детей голыми "политическими" лозунгами, по существу загораживая от детей "весь богато разносторонний мир действительности. Если одни "леваки" проповедовали глупую антиленинскую теорию отмирания школы, то другие в это время вытравливали из детских книжек все яркое и фантастическое. Недомыслие этих людей явствует из того, что они серьезно считали, что знакомство детей с историей прошлого или с животным миром уводит их от "современности". Они способствовали оказениванию детской литературы, сужению ее тематики. Из-за этого многие учителя и вожатые до сих пор разговаривают с ребятами о волнующих событиях сегодняшнего дня языком сухим, лишенным запоминающихся образов.

Читая ребенку сказки, мы вырываем его из круга ограниченных ощущений и представлений, создающихся у него во время игры в комнате или на улице. Сказки учат понимать связь между явлениями, обогащают запас слов и изменяют нередко поступки ребенка. Обязательно следует указать на огромное значение сказок для воспитания фантазии у ребят. К сожалению, мы мало обращаем на это внимания. А ведь нет такой профессии, которой богатая фантазия не помогала бы в работе. Ленин однажды сказал о фантазии: "Напрасно думают, что она нужна только поэту. Это глупый предрассудок! Даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и интегрального исчислений невозможно было бы без фантазии. Фантазия есть качество величайшей ценности..." (т. XXVII, стр. 266).

Уместно напомнить факты из жизни Карла Маркса. Поль Лафарг в своих воспоминаниях о Марксе * рассказывает, что по воскресениям, когда Маркс отдыхал со своей семьей, во время прогулок за город, постоянно рассказывал "чудесные, волшебные сказки, тянувшиеся без конца, сам по дороге сочиняя их, растягивая их или, наоборот, ускоряя события, смотря по длине оставшегося пути - У Маркса была бесподобная поэтическая фантазия...".

Дочь Маркса Элеонора вспоминает, что Маркс был "непревзойденный рассказчик сказок" и что рассказ одной из сказок, придуманной Марксом, длился месяц за месяцем. "Это была, - пишет она, - целая серия сказок. Жаль, что некому было записать эти сказки, столь насыщенные поэзией, остроумием и юмором".

Тов. Адгамова! Не разрушайте сказку в глазах вашего ребенка. Когда он из стульев сооружает поезд, корабль или магазин, он знает, что это не настоящее. Вернее, перед ним и не встает такой вопрос. В игре - его жизнь. Подрастая, он все глубже познает взаимоотношения между явлениями, причиной и следствием и по-другому начинает оценивать все. "... Да, мы увидим международную мировую революцию, - говорил в 1918 г. Ленин, - но пока это очень хорошая сказка, очень красивая сказка, - я вполне понимаю, что детям свойственно любить красивые сказки. Но я спрашиваю: серьезному революционеру свойственно ли верить сказкам? Во всякой сказке есть элементы действительности: если бы вы детям преподнесли сказку, где петух и кошка не разговаривают на человеческом языке, они не стали бы ею интересоваться" (т. XXII, стр. 324).

Тов. Адгамова права в одном: не всякую сказку мы будем рекомендовать детям. Сказку мистическую или проповедывающую буржуазную, христианскую мораль мы давать нашим детям не будем. Но сколько интереснейших сказок народов всего мира можно еще переиздать!

Еще об одном животрепещущем вопросе: нам не хватает сказок с современной тематикой и о близком будущем. Известно несколько попыток создать советские сказки, но пока что малоуспешные. Наиболее удачная, по нашему мнению, является сказка о гражданской войне, написанная Гайдаром (странно, почему Детиздат не переиздает ее). Мы не согласны с Чуковским, заявляющим, что эта сказка Гайдара, "несмотря на то, что, у ней такой ценный сюжет, вся насквозь фальшива и безвкусна". (Чуковский "От двух до пяти", стр. 143).

В наших журналах "Мурзилке", "Чиже" да и в других тоже отсутствуют современные сказки. Авторы не пишут, а редакторы не беспокоятся. С этим мириться нельзя. Наши герои, славное настоящее, будущее коммунистическое общество, век техники, борьба социализма с капитализмом дают исключительно богатые возможности для создания ярких советских сказок. Сказок, богатых выдумкой, предвидением и впечатляющими образами героев, - вот что не хватает нашим детям. Такую сказку вправе требовать от советских писателей миллионы ребят и родителей.

А. БОЙМ

* Избранные произведения К. Маркса, т. I, стр. 68. Изд. института Маркса - Энгельса - Ленина. 1933 г.