Детские книги        15.02.2020   

Кто учит детей. Профессии будущего. На кого учить наших детей и учиться самому Кто учит детей

Сестра учится в четвёртом классе, и у них уже с началки начинается подготовка к этому треклятому ЕГЭ. Они пишут тесты с А, Б, С частями. Огрооомные работы. Которые класснуха решила давать всего на сорок минут урока. Сейчас у них проходят полугодовые итоговые тестирования. Глобальные такие контрольные, диктанты.

И вот прихожу я с работы вечером домой. Сеструха тихо плачет. Мама ругается, что она неуч, бестолковая, всю неделю зубрили и готовились, а у неё сплошные трояки. Сестра, между прочим, отличница. Спросила у мамы, а какие вообще по классу результаты. У всех тройки и несколько четвёрок. Ну, думаю, наверное работа слишком сложная, ребятам не хватило времени. А вот только сестра абсолютно ВСЁ сделала.

На следующий день пришла с работы, а дома натуральный вой. Трояк за итоговый диктант. Ещё учительница выдала тетради, которые забирала на проверку, и там тоже куча троек. Тройки за контрольное списывание с доски. Начала думать, что почерк у училки неразборчивый, но доска электронная, а текст печатный.

На третий день прихожу домой - снова рыдания! На этот раз математика. Так не пойдёт. Сестра у меня умница, не может ребёнок ни с того ни с сего запороть почти все итоговые тестирования!

Добралась до школы, попыталась выпросить тестовые задания, чтобы просмотреть их самой. Но мне не дали. В классной беседе в вотсапе нашла мальчика, который всю неделю лежал дома с ангиной. Ему учительница в порядке исключения дала работу на дом. Вымолила у его мамы эти задания, села решать их сама на выходных.

Решила, сравниваю свои ответы и ответы в контрольной тетради сестры. Ну небольшие ошибки: две в тестовой части А, и один неверный в части В. Зато красной ручкой перечёркнуто десять ответов. Пришла разбираться к учительнице, что за дела мол? Какие ответы, по-вашему, тут должны быть? И тут учительница выдала эпик.

По её мнению: черепахи высиживают яйца, кит и дельфин - рыбы, рыбы дышат НЕ кислородом, в степях нет чернозёма, если в задании написано выбрать 1 из вариантов, то дети должны были выбрать 2 правильных, Кавказ она считает тропиками, а не субтропиками. Уже на природоведении мне стало плохо. Дальше прозвенел звонок и меня попросили покинуть кабинет. Но фиг там, у меня тоже работа, однако я пришла разобраться с этим до конца. По математике весь класс завалил тест из-за повторяющегося типа заданий: до какого этажа достанет животное если каждый этаж 3 метра в высоту? Ответы: кит (33 метра) до 12 этажа, жираф (5,8 метра) до 3 этажа и так далее. Ну что мешало по человечески сформулировать задание?! Ладно животные, которые утыкаются макушкой в следующий этаж. Но жираф!! Он же высотой в неполных два этажа!

Но самый эпик меня ждал, когда училка показала текст для контрольного списывания. Печатала она сама, и там было стооооолько ошибок. У детей в тетрадях перечёркнуты -тся и -ться, в которых путается учительница! Ошибок нет, а она их исправляет! Она пишет «рОстут», «кирпичь», «мыш», «яичьки». То есть учительница начальных классов идеально вызубрила словарные слова, а обычное правописание ей не под силу!!

Сфотографировала весь этот смурфогеддон и кинула в беседу. Ой и устроили там родители холивар. Все притащились в школу, тряся тетрадями с требованием поменять оценки. А она уже не может, всё в базе эл. дневников и в отчётах. Меня другое интересует, почему они хотят поменять оценки, а не безграмотного учителя?

У каждого родителя есть мечта – вырастить честного и добропорядочного человека. Но, какие бы усилия не прикладывали мама с папой, все равно им приходится сталкиваться с детской ложью. Как только родителям становится известно, что их ребенок врет, они начинают переживать и всерьез задумываются о том, кто виноват в случившемся и что делать дальше? На определенном этапе поисков ответов сами родители с удивлением узнают о том, что обманывая, дети берут пример со взрослых.

Если ребёнок провинился, то в угол следует ставить его родителей.
Бауржан Тойшибеков

Что есть детская ложь?

Естественно, каждому родителю будет неприятно понимать, что именно он стал причиной лжи. Для того, чтобы понять, что такое детский обман, нужно сначала понять, что есть ложь. Пол Экман, психолог из Америки, рассматривает ложь как целенаправленное намерение ввести в заблуждение собеседника, при этом собеседник не подозревает о том, что его обманывают.

Когда ребенок еще в маленьком возрасте, едва ли он специально искажает информацию. Дело в том, что он в таком возрасте на самом деле верит в свои фантазии. У вас нет повода для волнения, если ребенок рассказывает вам придуманные им сказки каждый день, это говорит о том, что его воображение работает отлично.

До того, как ребенок лжет не целенаправленно, он делает это неосознанно. До четырех лет дети не используют ложь в своих целях. В маленьком возрасте человек не различает где правда, а где ложь. Он действительно считает, что окружающие его люди поступают так же.

В тот момент, когда у детей начинает развиваться способность размышлять, о чем не стоит говорить, о чем следует умолчать, они начинают лгать. После четырех лет ребенок начинает проводить анализ, за что можно получить похвалу, за что его могут отругать.

Ребенок осознает тот факт, что говорить неправду является отличным решением многих ситуаций. Это, своего рода, переломный момент для ребенка, когда дети начинают обманывать сознательно. Зачастую, запреты родителей приводят к детской лжи. Так ребенок пытается защитить себя.

Почему дети обманывают?

Если ребенок врет, то это сигнализирует о том, что в ходе воспитания родители сделали что-то неверно. Если малыша ничего не мучает, он не станет прибегать ко лжи. Главная задача – распознать, чего хочет добиться ребенок, используя ложь.
Фантазию и игры нельзя назвать ложью, поскольку дети в этот момент развивают свое воображение.

Ложь как манипуляция

Такая ложь нужна для того, чтобы ребенок самоутвердился. Ее невозможно отличить от игры. Но если сравнивать ложь-игру, то она являет собой исключительно бескорыстное действие, в отличие от лжи-манипуляции, когда ребенок всего-навсего привлекает внимание к себе таким образом, хочет, чтобы им восхищались. Делает это ребенок, используя чувства других людей. В таких случаях ребенок может сказать, что его обидели, чтобы на какое-то время стать центром внимания.

Страх быть наказанным

Кроме того, бывает ложь из-за страха. Порой ребенок может прибегнуть ко лжи, чтобы его не наказывали. Стыд является тяжелым переживанием, даже если повод мелочный. Дети обманывают, чтобы не вызвать в родителях чувство ревности. Если причина лжи – это страх, то ребенок не чувствует доверия к родителям.

Разные причины лжи

Некоторые родители могут позволять себе говорить неправду, даже не задумываясь об этом. Иногда родители сами просят, чтобы их дети солгали. Так, если вы просите ваше чадо сказать соседу, звонящему по телефону, что вас нет дома, просто не удивляйтесь потом, что завтра ребенок скажет неправду и вам.

Иногда ребенок начинает лгать, так как думает, что его перестали любить. Отсутствие родительского внимания приводит к своеобразной мести со стороны детей в виде лжи.

Таким образом, порой взрослые сами взращивают в ребенке ложь. Во избежание этого, уделяйте ему больше внимания и не ругайте его по пустякам.

В этом году в нашу школу пришли четыре молодых учителя. Два уже уволились. Решила уйти и третья, но я ее попросила еще поработать и не оставлять меня одну. Подумала, а кто же будет учить наших детей. И вспомнила ответ на этот вопрос нашего преподавателя еще на первом курсе.

Она сказала так: «Вас поступило на эту специальность 130 человек. Из них человек 10 отлично знает предмет. Они найдут хорошую высокооплачиваемую работу и учителем в школу никогда не пойдут. Еще человек 30 - 40 хорошо знают предмет. И эти тоже найдут хорошую работу и в школу не пойдут.

Остальные не знают предмет, и знать его не будут. Никто их на хорошую работу не возьмет и им придется идти учителем в школу. Мы их называем «невостребованные» и они будут учить наших детей. Но это еще не вся беда. Хорошие учителя, которые еще работают в школе, тоже находят хорошую более высокооплачиваемую работу и уходят из школы«. Выходит, интеллект нашей нации сейчас поднимают «невостребованные». И даже не хочется думать о его уровне в ближайшем будущем…

***

И вот, с дипломом специалиста, с отличной подготовкой, я приступила к своей любимой работе. Но оказалось, что в нашей школе такие специалисты не нужны. К тому же оплата за этот тяжелый труд, который отнимает практически все свободное время, ну просто смешная.

Жаль, что пять лет учебы потеряны зря. Наверное, придется искать другую работу, где мои способности и знания будут востребованы и оценены по достоинству. Или получить другое образование - психолога или актера (может быть не ошиблась первая учительница).

Кстати, ни в школе, ни в университете мне не нравились выступления и доклады учеников и даже студентов. Какие то серые и неинтересные и хотелось, что бы они побыстрее закончились. Это же касается и лекций многих наших уважаемых профессоров и доцентов. И к тому же, как назло, они обычно читали очень интересные и нужные дисциплины.

Но заметила, когда что-то рассказывала я, то в аудитории сразу все замолкали и слушали меня с вниманием и огромным интересом. К сожалению, не могу себя видеть и слышать со стороны, но, наверное, у меня есть некоторые способности привлечь внимание и вызвать интерес аудитории.

***

Я думаю, что в мире есть две самые главные и важные профессии: Учитель и Врач. Это основа основ - интеллект и здоровье нации. Хорошо все взвесив, я выбрала одну из них.

К этому выбору шла целых 16 лет. А начиналось как у всех. В детском садике говорили, что я большая выдумщица и фантазерка. В первом классе учительница сказала, что не знает, кем я стану, когда вырасту, но родилась я артисткой. Она в чем-то была права. Я не любила точные науки, а была стопроцентным гуманитарием. Хотя, благодаря своему максимализму, умению работать и желанию быть первой во всем, я учила даже нелюбимые предметы. Отсюда и достижения: читала и рассказывала лучше всех и даже на занятиях по машинописи печатала быстрее всех. И так по многим предметам. Кроме того, с большим удовольствием играла в спектаклях.

Мой труд был достойно оценен - школа закончена с медалью. И сложный выбор сделан на самую важную профессию - Учитель по моему любимому предмету. Чтобы не платить немалые деньги за обучение (с ними в нашей семье, как и в других, большие проблемы), а попасть на госзаказ - необходимо было сдать первый экзамен на «5» и я это успешно сделала.

И вот я студентка педагогического университета. Интересная учеба, повышенная стипендия, староста группы. А также любимые и очень интересные занятия в драм-студии. Видно у меня все-таки есть задатки драматического актера. В некоторых случаях, после моих выступлений, коллеги в студии мне аплодировали стоя.

Мне очень нравились многие предметы, особенно философия и психология. Я даже подумала, что, наверное, родилась психологом. Потому что мне очень интересна и близка эта наука и, мне кажется, я понимаю людей и их поступки. Кроме того, по результатам многих тестов, я оказалась лидером и самой сильной личностью в группе.

Случайно обнаружила, что у меня отличная память. Были преподаватели, которые требовали рассказать заданный текст слово в слово, даже не меняя их порядок. И хотя я за творческое отношение к любому предмету, тут деваться некуда. Занятие перенесли и, естественно, текст никто не готовил. Но приходит преподаватель и говорит, что пару никто не переносил, и давайте работать. Учитывая, что текст никто не готовил, дала 10 минут на подготовку.

Я, как и все, прочитала эти несколько страниц. Вызывает одного, другого, третьего - ничего не получается. И тут я, одна из всей группы, спокойно и уверенно рассказываю одну страницу, другую, третью. Преподаватель: «Вот видите, один человек в группе все же готовил задание». Все на меня смотрят косо. Откуда им знать, что я, так же как и они, тут в аудитории впервые прочитала этот текст.

***

Почему-то вспомнила итоговое занятие по очень интересному предмету «Педагогическое мастерство» на 3 - м курсе университета. Каждому студенту из нашей группы после выступления делали замечания: неуверенность, плохая дикция, не та интонация или жестикуляция и т. п. А после того, как я прочитала свою «Поэму о море», в аудитории воцарилась мертвая тишина.

После длительной паузы преподаватель говорит: «Ну что, нечего сказать. Тогда комментарии группы». И тут начались дифирамбы в мой адрес: «Она прекрасный рассказчик и оратор» и т. п. Но последнее слово преподавателя меня очень удивило.

Только одной мне она сказала: «Я уверена, что ты никогда не будешь работать учителем. Но наша школа потеряет очень талантливого педагога».

А сейчас подумала, что, наверное, мудрый человек была та учительница. И, в отличие от меня, она отлично знала нашу систему образования. Не знаю, каким педагогом я стану, но в такой «системе», скорее всего, работать не буду.

С началом этого учебного года в тюменские школы пришли на работу 140 новых учителей. Среди них не только вчерашние выпускники вузов, но и уже опытные педагоги. Часть из них переехала в Тюмень из соседних областей. Добавим, что за последние годы – теперь она составляет 48 700 рублей.

Всего в тюменских школах и детских садах сегодня работает 3400 учителей и 2158 воспитателей.

Корреспонденту и фотографу сайт удалось пообщаться с пятью новичками из двух школ, которые после окончания вуза устроились на работу учителями математики, английского языка и начальных классов. О том, почему они выбрали нелегкий педагогический путь и с какими трудностями столкнулись – читайте в материале сайт

«Точные науки главнее гуманитарных»

Знакомьтесь, это 22-летняя Алёна Татаринцева – учитель математики и классный руководитель 6 «а». Говорит, что точные науки – основа основ.

– Я училась в Курганском государственном университете на факультете математики и информационных технологий. Получила диплом бакалавра с отличием и стала учителем математики. После вуза переехала в Тюмень, потому что решила в областной столице учиться в магистратуре. Сумела поступить туда на бюджет, получила педагогическое образование. Раз я учитель, решила, что пойду работать – потому что и практика, и стаж мне нужны. Захотела в школу №68. Сюда меня взяли почти сразу. На работе встречаюсь с разными трудностями, есть с чем разбираться. Что касается проведения уроков, подготовки к занятиям и проверки тетрадей – в этом нет ничего сложного, я готовлюсь. Времени много, правда, это все отбирает. Сложнее даются новшества, например, .

Первая-вторая недели выдались очень сложными, наверное, потому что у меня всё только начинается. Много бумажной работы и заполнение разных документов. А ещё я классный руководитель у шестиклассников – это очень ответственное дело. Я не из династии учителей, у меня только тётя – учитель начальных классов, она тоже работает в Тюмени.

Сама я родом из Казахстана, прожила там 16 лет, а потом переехала от родителей и начала самостоятельную жизнь. После 9 класса хотела пойти в колледж именно на учителя математики старших классов. Но отец говорил, что нужно идти в 10–11-й классы. У нас был с ним даже на этой почве конфликт, в котором он выиграл. Сейчас я ему за это очень благодарна, рада, что не пошла ни в какие там колледжи и техникумы. После школы поступила на учителя математики, и это, считаю, была моя судьба. Я ведь во время учёбы в Кургане два года проработала репетитором. Здесь же, пока, с детьми удаётся найти общий язык. В этом мне помогают другие старшие учителя. В этой школе замечательный коллектив, все очень добрые и отзывчивые.

«Мечтала быть учительницей с детства»

Перед вами выпускница вуза 22-летняя Мария Корепанова, которая стала учительницей в этом году у 1 «в» школы №68.

– Я приехала в Тюмень из Свердловской области из Тугулымского района. Училась в Тюменском государственном университете в институте психологии и педагогики на факультете «начальное образование». Получила диплом бакалавра и сразу устроилась в эту школу, несмотря на то, что было много проблем с трудоустройством. Я на протяжении четырех лет проходила здесь практику, но сразу меня сюда почему-то не взяли. Приходила к директору по пять раз, упрашивала её, чтобы всё-таки согласилась и взяла меня на работу. В итоге я её уговорила, меня приняли.

Первая трудность в моей практике – адаптация ребятишек из детского сада к школе, нарушения в дисциплине, информационные технологи – документация, новая система питания. Я прихожу на работу в 7:15 и ухожу в промежуток времени с 16 до 18 часов. В силу того, что мои ученики еще маленькие, они не замечают, что я молодой специалист. Дети каждый раз ко мне подходят, говорят: «Какая вы у нас классная». Я даже спрашивала у некоторых, родители ли им подсказали. А те говорят, что сами так считают.

Мне очень нравится моя работа и мой класс. Можно сказать, что я из династии педагогов, мама работает в образовании: заведующей детским садом.

Быть учителем я мечтала с самого детсада, раньше даже играла в школу: рассаживала куклы и учила их. Родные были только «за», чтобы я стала учителем. Зарплату еще не получила, но то, что обещают, меня устраивает.

«С детства любила детей и всех учить»

Это 22-летняя Александра Абрамова, которая выбирала между профессией учителя и полицейского. Но сердце подсказало молодой девушке, что учитель – и есть ее призвание.

– Я живу в Тюмени, закончила институт педагогики и психологии. Сейчас преподаю в школе №68 у 3 «в» класса. Я с детства любила детей и любила всех учить. Захотелось попробовать себя в преподавании где-то в 9 или 10 классе. Просто в этот момент я выбирала между профессиями – полицейский в ПДН или учитель. Но потом внутри меня что-то ёкнуло, и я решила стать учителем. Кстати, я первая учительница в нашей семье. Устроиться на работу было нелегко. Без опыта, как правило, никуда не берут. Когда училась в институте, думала, что закончу его и меня возьмут с руками и ногами. Это было самым большим моим заблуждением. Почему меня все-таки взяли? По рекомендации моей одногруппницы, которая посоветовала меня руководству этой школы. А мне сюда удобно добираться на работу, и просто мне здесь нравится, несмотря на то, что практику я проходила в школе №70.

Больше всего в работе нравятся дети. Они такие чистые и невинные. Ребятишки – такие существа, которые выполняют любое задание, если о них заботиться, подойти и обнять – они готовы ради вас на все. Главная сложность в работе молодого учителя – документация, приходится заполнять массу бумаг. Бывает, что работаю даже в выходные. Но старшие коллеги говорят, что работу нельзя носить домой, хоть не всегда так выходит на деле. Ожидания о работе и реальность совпали, я знала, куда, к кому и зачем пошла. Сначала опасалась, что дети заметят мою неопытность, будут сравнивать с предыдущими учителями...Волнения мои оказались напрасными, ребятишки и родители всячески поддерживают меня.

«Думала, что меня не брали из-за возраста и нехватки опыта»

Еще одна героиня нашего материала – Анастасия Стрелкова, ей 19 лет. Несмотря на красный диплом и дикое рвение к работе, девушку не хотели брать на работу, но она сумела добиться своего и теперь закреплена за 1 «г» классом.

– Я училась в Омском педагогическом колледже №1, сама родом также из Омской области. В Тюмень решили переехать по двум причинам: люблю этот город, да и бабушка с дедушкой, которые здесь живут, меня сюда позвали на «постоянку». В итоге переехала после окончания колледжа, этим летом. Родители меня легко отпустили, ведь учителя в Омской области получают копейки – начинающие, к примеру, по 10 тысяч рублей. Я захотела стать учителем, потому что это мечта моего детства. Хотелось походить на своих первых педагогов. У меня есть младший брат, с которым я играла в школу. Когда выросла, решила осуществить свою мечту, но моя мама была против этой профессии. Она говорила, что родители не уважают учителей, а дети нервы треплют, но пока мамины слова не оправдались.

Признаюсь, были проблемы с трудоустройством. Я обращалась во многие школы, но все твердили: «Ждите, мы вам перезвоним». Каждый день просматривала резюме на почте. Однажды позвонила в 68-ую школу, где мне сказали, что скоро директор выйдет из отпуска. Я решила пока съездить в школу №91, где мне тоже обещали перезвонить, но так и не перезвонили. Затем села и подумала: может быть, меня не берут из-за неимения опыта, высшего образования и потому что я слишком молода? Всех смущает мой возраст. С этими вопросами я обратилась по телефону к директору школы №68, которая обещала мне пояснить все при встрече. Мы с ней увиделись, меня так тепло встретили. Потом мне пообещали позвонить в одну из пятниц и дать окончательный ответ. Уже поздно вечером, когда я не ждала звонка и даже расстроилась, мне все-таки перезвонили и сказали: «Вы готовы работать? Выходите в понедельник!».

Я отработала в школе буквально пару недель, но мне очень здесь нравится! И дети хорошие, и родители приветливые, и коллектив чудесный. Был недавно случай, ребенок ждал родителя и стал мне говорить: «Анастасия Николаевна, вы здесь у кого-то еще уроки ведете? Я видела в учебнике «Окружающий мир», что там у вас есть другой класс. И показывает мне картинку в учебнике – там, действительно, другой класс и дети. Я ей объясняю, что это не наш класс и вовсе не я, а простая иллюстрация. А ребенок в этот момент отвечает: « А как же, вот стены, вот доска, и вот вы...». Я пояснила, что это не я, и школьник радостно выдал: «То есть вы нам не изменяете?»

«Английский – язык возможностей»

Последняя учительница, с которой мы познакомились, это 23-летняя Айгуль Ибраева. Она ведет английский язык у среднего звена в лицее №34. Девушка преподает у 5, 6, 7 классов английский язык и немецкий у 5 и 7 классов.

– Родом я из Тюмени, училась в Тюменском государственном университете на факультете лингвистики и параллельно закончила профильную переподготовку в этом же вузе. После окончания вуза пошла работать. Несколько вариантов для себя просмотрела, обращала внимание на то, чтобы не работать в две смены – и остановилась на 34 лицее. Мне просто добираться удобно до работы, живу относительно близко.

Трудности на работе связаны с документацией и, наверное, с дисциплиной детей. У них сейчас переходный возраст, и многие думают, что мы с ними на равных, потому что я – молодая девушка. Пытаюсь изо всех сил дать им понять, что перед ними – учитель. Я прихожу на работу к 8, ухожу в период с 16 до 17 примерно. Стараюсь в школе тетради проверять, которые тяжело домой таскать. Какую-то работу приходиться все-таки брать на дом.

Кстати, мы завели канал в Telegram, где публикуем самые интересные новости из жизни Тюмени. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, то подписывайтесь: t.me/news_72ru .

Ко мне привели девятиклассника. Чудесный интеллигентный мальчишечка, мама - переводчик с английского. Вздохнула: у сына большие проблемы с русским языком. Нашла меня с помощью интернета и попросила заниматься с мальчиком.

Сначала я не очень поверила в его трудности. Они не просматривались с первого взгляда, да и школа, где учится Гоша - давно в Москве на слуху. Занимает неплохое место в рейтинге городских школ. Не в первой десятке, но славится исправно, а потому желающих там учиться - хоть отбавляй.

Только первое занятие полностью подтвердило заключение мамы.

Парнишка не мог отличить прилагательные от причастий, путался с вопросами к членам предложения и плохо представлял, что такое грамматическая основа. Заодно забыл, что сложные предложения в русском языке бывают разные.

Позже позвонила мама - узнать, как прошло занятие, и в ответ на мое удивление поделилась любопытной информацией.

Дети, сказала мама, проводят в этой школе время впустую, до трех ничего не делают, а только потом начинают заниматься по-настоящему. С репетиторами. Отсюда и рейтинг школы. Его создают частные преподаватели.