Здоровье        15.07.2020   

Методические рекомендации к учебному году. Формирование учебных планов образовательных учреждений. Отдел образования администрации Невского района

Каждый, кто учился в школе, знаком с трудом учителей. Они за годы своей работы успевают сделать массу вещей: провести уроки, проверить тетради, организовать различные поучительные беседы. И это далеко не весь список обязанностей учителей, которому они должны следовать из года в год. Большую часть времени педагоги проводят за написанием целой массы бумажных документов.

Наиболее важным и ответственным моментом в деятельности учителя является методическая работа. Чтобы она проходила на должном уровне, используются инструктивно-методические письма 2017 . Благодаря правильно проведенной методической работе, ученики получают достаточное количество знаний, а сами учителя понимают, как правильно проводить обучение и какие приемы лучше всего использовать в этом важном деле.

Главная цель

Инструктивно-методические письма, которые распространяются на территории России, Казахстана и Беларуси являются отголосками Советского Союза, когда практиковался тотальный контроль над всеми сферами жизни.

Особенно правление контролировало учебный процесс и следило, чтобы вкладывали в голову учеников только нужные знания. Тяжело сказать, насколько полезна эта система, ведь во многом она является атавизмом. Но полностью отказаться от рекомендаций невозможно, ведь они несут, действительно, благородные цели.

Современный учебный процесс движется по строго установленному порядку, которые утвердила “верхушка” образованной системы. Но, если взять, к примеру, школу, сад или ПТУ, то здесь не останавливаются только на изучении предметов и передаче научных знаний.

Чаще всего в этих учреждениях практикуется еще воспитательная и внешкольная работа. Благодаря утвержденным методическим указаниям регулируется общенациональный учебный и воспитательный процесс, а также повышается трудовой запал учителей, который можно направить на развитие определенных качеств у учителей и их учеников.

Пожелания “сверху”, как правило, касаются ряда проблем, с которыми сталкивается современное общество. Это может быть любовь к Родине, патриотизм, эстетическое воспитание, гуманизм, уважение природы и живых существ и т.д.

Кроме того, инструктивно-методические письма помогают развивать нравственное воспитание молодого поколения и позволяют проявить у них следующие качества:

  • Любовь к созидательной деятельности
  • Эрудицию
  • Уважение старших
  • Военно-патриотическую подготовку
  • Интерес к знаниям
  • Соблюдение всех правил безопасности

Помимо этого, методические указания касаются проблемы оценки знаний, оформления школьной территории и уголков, работы с трудными подростками, внедрения и развития кружков и библиотек. Такие письма поступают даже в колонии для несовершеннолетних, ведь в этих местах также ведется учебный процесс.

Новшества в методическом обеспечении

С приходом 2015 года появились некоторые изменения в методических сопроводительных письмах, и эти изменения подкреплены приказом . Положения этого документа гласят, что все учебники должны иметь свою электронную версию. Существует установленный перечень, который является обязательным. Стоит отметить, что электронная версия должна быть полностью идентична печатной.

Такое нововведение поможет государственным программам России быстрее перейти на планшетный способ обучения. Это очень удобно и практично, утверждают чиновники из МО, ведь ученик в любой момент сможет синхронизировать планшет с интерактивной доской, учебником по другому предмету или справочником.

Подобный подход поможет не только ускорить процесс обучения, но и сэкономит бумагу, а также сильнее разовьет детей в информационном плане. Один планшет вмещает в себя сотню книг, поэтому выигрыш в цене получается отменный. К тому же, ученикам не придется носить за спиной тяжеленные портфели, которые влияют на здоровье ребенка, в том числе на осанку.

Но такая методика имеет и обратную сторону медали. Ничто не заменит волшебную энергетику и особое значение книги, которая помогает надолго запомнить пройденный материал. Да и вообще, чтение из бумажного издания намного приятнее.

Дуновение эпохи

Последние годы в России практикуется тоталитарное возрождение патриотизма. В обществе и средствах массовой информации активно распространяется лозунг “Мы победили Гитлера — мы лучшие!”. Теперь День Победы — это самый важный праздник в государстве, жители ходят на парады, наряжаются в костюмы тех времен и всячески стараются поддержать ветеранов, которых уже осталось мало.

В школах также возрождаются старые традиции: ветеранов приглашают на уроки, проводят “Зарницы”, поют “Смуглянку”. В инструктивно-методических письмах за 2017 этой теме будет отведена особая глава. Военную тематику можно будет использовать в разных предметах: в литературе, в истории, в рисовании, в музыке, в географии.

Чего же нам ждать?

Много нового и интересного принесет с собой новый 2017 год. Простому учителю придется столкнуться с рядом требований и указаний, которые иногда будут идти в разрез с его личными убеждениями. Письма направят во все школы, и педагоги должны будут следовать всем разнарядкам. В любое время в город может нагрянуть проверка, которая потребует развернутого отчета о проведенной работе.

Чтобы привить детям знания и любовь к Родине, не обязательно нагромождать образовательные учреждения огромным количеством методической литературы. Ведь никакие приказы не помогут ученику стать лучше, если он этого не желает. Страна должна поощрять добросовестных педагогов, которые жертвуют своей личной жизней во благо страны.

Несмотря на все трудности и проблемы, существующие в образовательной системе, с каждым годом в России появляется все больше первоклассных и разносторонних учителей, готовых приложить все усилия, чтобы из учеников вышли достойные граждане своей Родины. И каждый из них надеется, что годы обучения пройдут не зря и в скором времени наша страна выйдет на свершено другой уровень жизни.

Учебный план − документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся.

Учебный план является частью образовательной программы общеобразовательной организации. Общеобразовательные организации разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Процедура принятия учебного плана предполагает:

  • принятие органом самоуправления общеобразовательного учреждения в соответствии с Уставом образовательного учреждения;
  • утверждение директором общеобразовательного учреждения с указанием номера и даты приказа;
  • экспертизу утвержденного учебного плана учредителем по определенным параметрам.

Формирование учебных планов на 2019/2020 учебный год

Федеральный уровень

Нормативные документы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями по состоянию на 07.06.2016г.)

2. Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312

3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для V - XI (XII ) классов)

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 (с изменениями)

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 (для V-VI классов образовательных организаций, а также для VII-VIII классов общеобразовательных организаций, участвующих в апробации ФГОС основного общего образования в 2015/2016 учебном году) (с изменениями)

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 13.08.2013г. №1015 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования". (с изменениями)

Методические письма

1. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (При применении документа следует учитывать, что письмом Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 направлены Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях.)

2. Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015г. №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ".

3. Письмо Минобрнауки России от 04.03.2010г. №03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»

Региональный уровень

Распоряжения, инструктивно-методические письма, рекомендации

1. Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 23.03.2016г. №846-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2016/2017 учебный год». ... (формат Word). Адрес размещения: (формат pdf).

2. Письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 15.04.2016г. №03-20-1347/16-0-0 «О направлении инструктивно-методического письма «О формировании учебных планов образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2016/2017 учебный год». (формат Word). Адрес размещения: (формат pdf).

3. Письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 10.05.2016г. №03-20-1643/16-0-0 "О направлении инструктивно-методического письма "О формировании учебных планов образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, на 2016/2017 учебный год". Часть 1. Часть 2. (формат Word). Адрес размещения:(формат pdf).

4. Письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 02.06.2015 №03-20-2216/15-0-0 "О направлении инструктивно-методического письма "Об организации работы образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, обеспечивающие углубленное изучение учебных предметов, предметных областей"

5. Письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 21.05.2015 №03-20-2257/15-0-0 "О направлении инструктивно-методического письма "Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга"". (возможно использование рекомендаций в 2016/2017 учебном году)

6. О выборе элективных учебных предметов при разработке при разработке учебного плана образовательной организации на 2014/2015 учебный год (материалы открытого заседания ЭНМС АППО при участии Отдела общего образования Комитета по образованию, сотрудников АППО и ИМЦ районов) (возможно использование рекомендаций в 2016/2017 учебном году)

База элективных курсов СПб АППО

7. Письмо Комитета по образованию от 10.06.2014 №03-20-2420/14-0-0 «Методические рекомендации по организации изучения учебного предмета «Технология» в общеобразовательных организациях в 2014/2015 учебном году».


8.Методические рекомендации Комитета по образованию от 11.07.2014 №03-20-2913/14-0-0 «Методические рекомендации по организации изучения иностранных языков в государственных общеобразовательных организациях, реализующих основные образовательные программы» (возможно использование в 2016/2017 учебном году) .

9. Информационное письмо СПб АППО об учебниках по предмету "История и культура Санкт-Петербурга"

10. Методические рекомендации "Об организации внеурочной деятельности в образовательных организациях Санкт-Петербурга, реализующих общеобразовательные программы основного общего образования в условиях введения и реализации ФГОС ООО в 2015/2016 учебном году". ...

11. Письмо Комитета по образованию от 18.03.2016 N 03-20-859/16-0-0
О направлении методических рекомендаций по реализации требований ИКС при переходе на линейную модель изучения истории.

Отдел образования администрации Невского района

1. Материалы консультации по формированию учебных планов для заместителей директоров по УВР общеобразовательных учреждений. ..

2. Макет учебного плана на 2016/2017 учебный год. .

3. Распоряжение администрации Невского района Санкт-Петербурга

Нормативные документы для формирования УМК общеобразовательной организации

1. Приказ Минобрнауки от 14.12.2009 №729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 13.01.2011 N 2, от 16.01.2012 N 16)

2. Приказ Минобрнауки от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования». (с изменениями)

3. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 29.04.2014 №08-548 «О федеральном перечне учебников»

4. Письмо Комитета по образованию от 11.03.2016 N 03-20-758/16-0-0
О направлении методических рекомендаций по выбору УМК по математике.

1 Типовые учебные планы общего среднего образования на 2019/2020 учебный год

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации в 2019/2020 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования»

3 Приложение 1 . Особенности организации образовательного процесса НА I СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
4 Приложение 2 . Особенности организации образовательного процесса при изучении учебных предметов "БЕЛАРУСКАЯ МОВА" и "БЕЛАРУСКАЯ ЛІТАРАТУРА".
5 Приложение 3 . Особенности организации образовательного процесса при изучении учебных предметов "РУССКИЙ ЯЗЫК" и "РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА".
6 Приложение 4 . Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета "ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК"
7 Приложение 5 . Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета "МАТЕМАТИКА"
8 Приложение 6 . Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета "ИНФОРМАТИКА"
9 Приложение 7 . Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета "ЧЕЛОВЕК И МИР"
10 Приложение 8 . Особенности организации образовательного процесса при изучении учебных предметов "ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ" и "ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ"
11 Приложение 9 . Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета "ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ"
12 Приложение 10 . Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета "ГЕОГРАФИЯ"
13 Приложение 11 . Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета "БИОЛОГИЯ"
14 Приложение 12 . Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета "ФИЗИКА"
15 Приложение 13 . Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета "АСТРОНОМИЯ"
16 Приложение 14 . Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета "ХИМИЯ"
17 Приложение 15 . Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО"
18 Приложение 16 . Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета "МУЗЫКА"
19 Приложение 17 . Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета "ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ"
20 Приложение 18 . Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета "ИСКУССТВО (ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА)" . Особенности обучения учащихся основам безопасности жизнедеятельности

МЕТАДЫЧНЫЯ РЭКАМЕНДАЦЫІ па фарміраванні культуры вуснага і пісьмовага маўлення ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі. СКАЧАТЬ

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО «О деятельности учреждений общего среднего образования, структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, в 2018/2019 учебном году»