Литература        14.01.2021   

Что такое электив в школе? Элективный курс. Отличие электива от факультатива. Что такое ВПР в школе? Всероссийские проверочные работы в начальной школе Что такое в школе

В недалеком прошлом каждый современный родитель учился в школе, писал контрольные работы и сдавал экзамены. Время идет, и в системе образования появляются новшества. ЕГЭ, ОГЭ, ВПР - звонкие аббревиатуры, которые сегодняшние школьники слышат каждый день. Если ваш ребенок учится в то вам обязательно предстоит узнать, что такое ВПР в школе, с этого начнутся государственные испытания уже в четвертом классе. ОГЭ сдают ученики девятых классов, а по окончании среднего образовательного учреждения всех ожидает ЕГЭ. Но обо всем по порядку, разберемся, что ожидает выпускников начальной школы.

Что такое ВПР в школе

Российские школьники впервые написали ВПР по русскому языку в 2015 году, а в последующие годы добавились контрольные по математике и окружающему миру. Всероссийские проверочные работы (ВПР) - это итоговые контрольные работы по разным предметам. ВПР ввели для систематизированной оценки уровня школьного образования по всей стране. Данные работы разработаны с учетом требований ФГОС и оценивают не только учеников, но и качество обучения разных школ.

Если сравнивать ВПР с ЕГЭ, то можно увидеть и общие черты, и разницу. Оба вида испытаний оценивают уровень знаний ученика, но ВПР не является государственной итоговой аттестацией, и все ученики переходят в следующий класс независимо от итогов.

Школьники пишут ВПР впервые в конце четвертого класса, а затем каждый учебный год до окончания школы. И это является хорошей репетицией перед сдачей в конце обучения.

Зачем нужны ВПР

Что такое ВПР в школе, мы разобрались. Второй вопрос, на который стоит ответить: "Для чего и кому это нужно?"

Конечно, результаты являются показательными для учеников и их родителей. Они определяют уровень подготовки ребенка и качество предоставляемых образовательных услуг конкретной школы.

Результаты важны педагогам для оценки качества своей работы и сравнения с показателями всей страны. Анализ результатов ВПР в школе дает возможность оценивать и корректировать методы обучения и преподнесения информации.

Сложно придумать более объективный метод оценки учителей со стороны администрации образовательных учреждений. ВПР дают возможность сделать это непредвзято.

Кроме того, «слабые» школы поступают на особый контроль департаментов образования муниципального, регионального и федерального уровней, для них разрабатываются меры поддержки.

Таким образом, ВПР дают возможность привести образование по всей стране к единому стандарту и максимально повысить уровень обучения в каждой школе.

Как проводятся ВПР в начальных классах

Для проведения ВПР издается школьный приказ, где регламентируется порядок проведения работы. В этом документе определяются основные параметры процедуры:

  • участники организации ВПР;
  • ответственные лица и проверяющие;
  • определение сроков, сколько должны храниться ВПР в школе, и лиц, ответственных за сохранность;
  • порядок проведения и оценивания и другие важные пункты;

Главная обязанность родителей - обеспечить присутствие ребенка на контрольной работе. В рамках проведения ВПР в начальной школе родителей и учеников знакомят с общими требованиями к контрольным работам и с итоговыми результатами.

ВПР для четвертых классов проводятся в одни даты по всей стране. Задания разработаны специалистами федерального уровня и являются идентичными для всех школ.

Работ также являются едиными:

  • готовность продолжать обучение;
  • готовность использовать знания на практике.

Выполняются всероссийские проверочные работы на специальных бланках, где вместо фамилии и имени ученика указан четырехзначный код. Данная мера позволяет исключить предвзятое отношение к конкретному ученику со стороны педагога во время проверки. Оценка работ производится по заданным критериям, полученным вместе с заданием.

Перед началом работы проводится инструктаж, затем ученики приступают непосредственно к выполнению контрольной, на что им дается один урок - 45 минут времени. Использование дополнительных материалов (книги, атласы, словари, калькуляторы) во время работы не допускается. Можно пользоваться только черновиками, но записи на них при проверке не учитываются.

Что такое ВПР в школе и для чего их проводят, мы разобрались, теперь поговорим о ВПР по отдельным предметам.

По каким предметам проводят ВПР

По окончании четвертого класса каждый российский школьник должен написать ВПР по трем предметам:

  • русский язык;
  • математика;
  • окружающий мир.

В работах нет номеров ответов, как в тесте, все задания предусматривают самостоятельный ответ. В ВПР включены задания, затрагивающие самые важные темы подготовки детей начальной школы.

ВПР по русскому языку

Контрольная работа по русскому языку в четвертом классе состоит из двух частей, и на нее отводится два урока в разные дни. В первую часть входит диктант и два задания к нему, вторая часть состоит из двенадцати заданий, девять из них по предложенному тексту. Всего в контрольной получается пятнадцать заданий, два из которых повышенной сложности.

Максимальное количество баллов, которое может получить ученик, равняется 38.

  • от 0 до 13 баллов - 2;
  • от 14 до 23 баллов - 3;
  • от 24 до 32 баллов - 4;
  • от 33 до 38 баллов - 5.

ВПР по математике

Контрольная работа по математике проводится за один урок и предлагает одиннадцать заданий. При выполнении часть заданий требует только ответ, часть подразумевает рисунок, в остальных требуются и решение, и ответ. Максимальное количество баллов, которое может получить ученик, равняется 18.

Баллы переводят в оценки в соответствии со следующей шкалой:

  • от 0 до 5 баллов - 2;
  • от 6 до 9 баллов - 3;
  • от 10 до 12 баллов - 4;
  • от 13 до 18 баллов - 5.

ВПР по окружающему миру

Контрольная так же как и работа по математике, проводится за один урок и подразумевает десять заданий, три из которых относятся к повышенному уровню. Часть заданий требует выбор правильного изображения, часть - краткий ответ, часть - развернутый ответ. Максимальное количество баллов, которое может получить ученик, равняется 31.

Баллы переводят в оценки в соответствии со следующей шкалой:

  • от 0 до 7 баллов - 2;
  • от 8 до 17 баллов - 3;
  • от 18 до 25 баллов - 4;
  • от 26 до 31 баллов - 5.

Как подготовить ребенка к ВПР

Специальная подготовка к ВПР в школе не требуется. Знаний, которые ребенок получал на протяжении четырех лет обучения, вполне достаточно. Оценка за ВПР не является итоговой за все годы и не играет роли в дальнейшей учебной деятельности ребенка.

Опытные учителя относятся к таким работам оптимистично, не стремятся «натаскать» учеников за месяц до назначенной даты, а планомерно, качественно и интересно обучают предмету, что позволяет достигать хороших результатов. Непрофессионально со стороны учителя создавать ауру высокой важности и нервозности вокруг ВПР, это действует негативно на психику учеников, и результаты могут оказаться ниже реального уровня знаний.

Чтобы ваш ребенок превосходно справился с ВПР по итогам обучения в начальной школе, можно следовать следующим советам опытных преподавателей:

  • Для хороших результатов диктанта по русскому языку полезным будет развитие навыка ребенка писать под диктовку разных людей. За четыре года ребенок привыкает к голосу своего преподавателя, его интонации и тембру.
  • Для подготовки к ВПР можно использовать банк заданий, который размещен на образовательных ресурсах, и дополнительно заниматься дома.
  • Необходимо повышать уровень общей эрудиции ребенка, читать книги и энциклопедии.
  • Не создавать дополнительный стресс для ребенка вокруг ВПР, быть спокойными, не предъявлять завышенных требований.
  • Не пытаться «впихнуть» в голову ребенка все знания за последний месяц, это приведет к перенапряжению.

Всех учеников, начиная с четвертого класса, ждут ежегодные ВПР в школе. Расшифровка этой звучной аббревиатуры не так уж страшна. Как и любая другая контрольная работа, она требует усвоения пройденного материала и умения его применять на практике. Относиться к таким испытаниям нужно спокойно и родителям, и ученикам, и педагогам. Мониторинг уровня знаний учеников и последующие корректирующие мероприятия позволяют поднимать общий уровень образования в стране.

Кажется, что дети являются самыми милыми и добрыми существами на планете. Однако по факту оказывается обратное. Именно в школьном возрасте дети более всего проявляют агрессивное поведение. Буллинг – частое явление среди детей, где происходит травля, насилие, преследование одного ребенка другим или даже целым коллективом. Сами дети не будут решать проблему, жертва будет страдать. Бороться должны учителя и родители, чтобы не происходил буллинг в школе.

Интернет-журнал сайт называет детский буллинг своеобразным инстинктивным поведением, когда слабое звено в коллективе вызывает желание устранить ее. В природе тоже существует буллинг. Животные убивают себе подобных, когда те являются слабыми, больными, недоразвитыми. Другими словами, это эволюционный механизм самой природы, которая направлена на то, чтобы в мире выживал только сильнейший, здоровый, генетически развитый.

Буллинг возникает на основе желания детей устранить из своего общества того, кого они считают слабым, немощным, неблагополучным, то есть эволюционно негодным для дальнейшего развития и выведения своего потомства. Но поскольку речь идет о людях, буллинг становится отрицательным явлением. Больше всего психологически страдает жертва, которой может стать ребенок:

  1. Из семьи с низким достатком или из неблагополучной семьи.
  2. Слабый.
  3. С физическими проблемами.
  4. Хорошо обучающийся (как его называют «ботан»).
  5. Застенчивый.
  6. С талантами.
  7. Нерешительный.
  8. Отсталый в интеллекте или психике.

Простыми словами, буллингом является агрессивное поведение детей по отношению к конкретному лицу. Причем это является не просто неприятием какого-то лица, поскольку он значительно чем-то отличается, а целенаправленная его травля. К постоянно, ежедневно осуществляется , насмешки, издевательства.

Что такое буллинг?

Следует отличать моббинг и буллинг – два вида преследования . Под буллингом понимается преследование, избиение, насилие, террор, травля, то есть физическое воздействие на жертву, которую человек или целый коллектив желает устранить. Моббинг предполагает моральное, психологическое насилие – распускание сплетен, обзывания, насмешки, жестокие шутки, игнорирование.

Буллинг на сегодняшний день – распространенное явление среди детей. Если вам кажется, что такого раньше не было, то вы ошибаетесь. Около половины детей испытывали на себе физическое насилие, а приблизительно 20% детей сами становились инициаторами буллинга.

Буллинг базируется на неравенстве сил (численных, психологических или физических), что вызывает острую реакцию у жертвы и неспособность защитить себя. Обычно буллинг осуществляется сильным человеком, который может надавить на слабое место жертвы:

  1. Выносливые и сильные травят слабых.
  2. Группа детей нападает на одиночек.
  3. Лидеры групп задирают неустойчивых психически.

Школьный буллинг обычно носит форму, когда старшеклассники устраивают дедовщину и начинают травить отдельных лиц с младшей школы. Они отбирают у них деньги, игрушки, телефоны, обеды и пр. Уже в средней школе буллинг часто переходит в моббинг – когда начинают распускаться сплетни, весь класс игнорирует или тотально бойкотирует против кого-то, унизительно шутит или насмехается над жертвой.

Буллинг чаще начинается с агрессивного поведения одного человека (с целью повышения своей самооценки, привлечения внимания, демонстрации своего доминирования, лидерства) по отношению к другому. Здесь окружающие дети разделяются на три группы: поддерживающие буллинг, защищаю жертву и сторонние наблюдатели, которым все равно, что происходит. Если жертва себя никак не защищает, занимает позицию принятия того, что над ней происходит насилие, это может вызвать гнев и раздражение у тех, кто ее ранее защищал. В лучшем случае бывшие помощники жертвы уйдут в сторону, когда им все равно, что происходит. Но нередко бывшие защитники жертвы вскоре сами становятся теми, кто на нее нападает, поскольку возмущены ее поведением.

Буллинг всегда возникает там, где личность может быть обесценена, для коллектива это нормально. При этом жертва часто теряет способность каким-либо образом удовлетворять свои потребности и нужды в коллективе, сначала впадает в апатию, а затем неосознаваемую агрессию. Если человек воспитывается родителями так, что человеческое достоинство превыше каких-то норм и общепринятых правил, тогда буллинг в таком коллективе будет отсутствовать.

Жертвой становится личность:

  • Выделяющаяся на фоне остальных в одежде, внешности, способностях, вкусах и пр.
  • Не вписывающаяся в понятие нормы.
  • Новые члены коллектива, которые не желают себя вести так, как принято в группе.
  • С повышенной чувствительностью, которую легко обидеть, что позволяет получить заряд положительной энергии.
  • Случайный ребенок, который стал жертвой сначала травли (психологической или моральной) со стороны авторитета – родителей или учителей. Поначалу учитель при всем классе унижает конкретного ученика, а затем и весь класс подхватывает дозволенное поведение, начинает травить жертву.

Буллерами тоже становятся не все дети. Здесь должны иметься предпосылки для возникновения буллингового поведения по отношению к другим детям:

  1. Отсутствие заботы и любви, граничащие с равнодушием со стороны родителей.
  2. Отсутствие авторитетов и запретов, незнание норм поведения и неумение выстраивать доброжелательные отношения.

Буллеры на самом деле испытывают агрессию и боль внутри себя по отношению к родителям, которые не дают им любви. Поэтому они ищут способы высвобождения своих переживаний. Они ищут слабых и немощных, над которыми могут доминировать, что и позволит им ощутить власть над чужой жизнью, поскольку своей они не могут управлять.

Буллеры делят мир на черное и белое. Они четко разделяют людей на своих и чужих. При этом тщательно выбирают тех, с кем будут общаться (подходят лишь те, кто достоин их внимания). Буллеры боятся одного – поражения, поэтому они выбирают в жертвы не слабых, а тех, кто не сможет им ответить.

Буллинг приводит к негативным последствиям для всех участников процесса. Жертва приходит к:

  1. Наркотической или алкогольной зависимости.
  2. Проблемам со сном, потере аппетита.
  3. Снижению обучаемости, психической деятельности.
  4. Психологическим проблемам.
  5. Прогулам.
  6. Выбору профессии, которая не связана с общением с другими людьми и работой в коллективе.
  7. Одиночеству по жизни.

Буллеры тоже приходят к негативным последствиям:

  1. Социальная нереализованность, поскольку их модели поведения не помогают им во взрослой реальной жизни.
  2. Трудности в общении с людьми, поскольку они их ненавидит.
  3. Личностные нарушения.
  4. Преступные действия.

Буллинг часто наблюдается в школьной среде, где дети наиболее беспощадны из-за накопившегося внутреннего напряжения. Буллинг может носить различный характер, начиная от толканий в коридоре и дергания за косички и кончая избиениями, порезами, порчей имущества.

Буллинг может носить пассивный характер, когда жертву просто игнорируют, устраивают ей бойкот, не вовлекают в общественную жизнь класса, и активный характер, когда жертву постоянно физически избивают, насмехаются, распускают сплетни, угрожают или шантажируют.

Самый легкий вариант буллинга – словесные оскорбления, насмешки, угрозы, проклятия. Поскольку у современных детей имеются различные технические приспособления, развивается так называемый кибербуллинг – когда жертву различными способами оскорбляют и унижают в сети Интернет в социальных сетях. Здесь используются словесные угрозы, насмешки, оскорбления, видео и фото, которые являются реальными или смонтированными и выставляют жертву в самом худшем свете.

Причинами буллинга называются:

  1. Личная нереализованность внутренних потребностей ребенка.
  2. Модель поведения родителей, которых копирует ребенок. Взрослые тоже кого-то унижают, оскорбляют, подобным образом относятся к ребенку.
  3. Поведение учителей, которые профессионально выгорели, обладают низкой квалификацией или личностно не созрели. Такие учителя позволяют себе унижать учеников, сравнивать их, неадекватно наказывать. Дети перенимают такую модель поведения в адрес того, к кому учитель пренебрежительно относится.

Остановить буллинг в первую очередь могут сами ученики. Буллер может остановиться в своих действиях, если на него повлияют взрослые. А вот жертва может сама стать сильной либо воспользоваться силой и помощью своих защитников, когда они у нее появляются.

Как остановить детскую травлю?

Жертве нужно обратиться за помощью к взрослым (родители, учителя, старшие братья и сестры), чтобы получить от них поддержку. Буллера следует останавливать более сильными личностями, однако никакие доводы не помогут. Здесь нужно лишить буллера зрителей, на которых он и работает. Ведь пока есть зрители, он и проявляет свою агрессию, тем самым показывая, какой он сильный и могучий.

Если буллинг происходит во время урока, то учителям следует останавливать изложение материала и переходить к воспитательным мерам. Ведь школа должна не только давать знания, но и заниматься моральным воспитанием детей.

Дома родители как жертвы, так и буллера должны уделять своим детям должное внимание. Здесь нужно общаться с детьми, выслушивать их переживания, интересоваться их мнением, проявлять терпение, особенно в первое время, пока ребенок будет закрыт.

Если ребенок оказывается буллером, то родителям не нужно его наказывать, поскольку это лишь еще больше отдалит его от взрослых. Нужно откровенно поговорить, что толкает ребенка на подобное поведение. Что стоит за желанием ребенка причинить вред другому школьнику? Если родителям не удается это выяснить самим, тогда нужно воспользоваться помощью психолога (хотя бы школьного).

Достаточно часто оказывается, что жертвами и буллерами становятся дети, которые проживают в одинаковых семейных обстановках. Только один ребенок выбирает позицию агрессора, а второй – беспомощного человека. Однако буллер и жертва одинаковы в своих бедах, поэтому притягиваются друг к другу.

Профилактика буллинга

Буллинг можно предотвратить, если над этим будут работать взрослые – и родители, и учителя:

  1. Внутри семьи создавать комфортную обстановку, где желания и мысли ребенка слышатся, а потребности максимально удовлетворяются.
  2. Учителя должны должное внимание уделять не только обучению материала, но и воспитанию детей. Создавать внутри класса обстановку взаимоуважения и взаимопомощи.
  3. Исключить просмотр детьми фильмов, передач и сериалов, где демонстрируется насилие и неуважение к другим людям.
  4. Нужно заниматься воспитанием определенных качеств характера, которые будут способствовать мирному сосуществованию с другими людьми.
  5. Обучать моделям поведения общения и контакта с другими детьми.

Итог

Буллинг – это отношения между сильными и слабыми, где люди делятся и четко занимают свои позиции. Нередко это возникает в коллективах, где существует иерархия. Буллер старается занять лидирующую позицию. И единственным доступным способом, который понятен любому ребенку, является применение насилия словесного или физического, поскольку, скорее всего, эта модель поведения знакома ему при наблюдении за своими родителями.

Модернизация отечественного школьного образования привела к появлению новой формы обучения. Элективный курс, который появился на основной и старшей ступени обучения, является обязательным. Его школьник выбирает согласно своим интересам и творческим возможностям.

Историческая справка

В 2002 году в РФ принята Концепция профильного образования на старшей ступени (10-11 класс), одобренная Министерством образования РФ. Именно в этот период и появились элективные курсы по отдельным учебным предметам, а также межпредметные курсы.

Нормативная база

Какие документы применяются в профильном обучении в российских школах? Факультативы, элективы создаются с учетом следующих документов:

  • Федерального базисного учебного плана (2004 год).
  • Концепции модернизации отечественного образования.
  • Распоряжения Правительства РФ от 2001 года.

В России была создана специальная информационно-правовая база по элективным курсам. Она состоит из следующих документов:

  • информационное письмо об организации элективных курсов в профильном обучении.
  • приложение к письму МО РФ о введении специальной предпрофильной подготовки школьников.
  • рекомендации по созданию обучения на основе индивидуальных учебных планов школьников.

Структура обучения

Модель организации профильного обучения на старшей ступени имеет определенную структуру. Старшеклассникам предлагается курс по выбору, в рамках которого осуществляется комбинирование различных предметов школьной программы. Создаваемая при этом гибкая система профильного образования включает такие типы учебных дисциплин:

  • элективные;
  • профильные;
  • общеобразовательные базовые.

Особенности элективов

Что такое электив в школе? Это курсы, которые обладают широким спектром задач и функций:

  • обеспечивают глубокий уровень усвоения профильных предметов (разделов);
  • способствуют знакомству со смежными учебными предметами («Биохимия», «Физическая химия», «Компьютерная графика»);
  • гарантируют повышенный уровень освоения базовых учебных дисциплин (например, по русскому языку элективы 10-11 классах направлены на подготовку к успешной сдаче ЕГЭ);
  • помогают подросткам осваивать способы решения разных практических задач, успешно адаптироваться в социальной среде;
  • создают непрерывную профориентационную работу;
  • помогают удовлетворять познавательный интерес школьников к определенным предметам;
  • являются способом продвижения выпускников на рынке труда (элективы по делопроизводству, бухгалтерскому учету).

Какое еще значение имеют элективы? Английский язык, являющийся в настоящее время международным, ребята могут осваивать не только в рамках традиционных уроков, но и на элективах.

В настоящее время работодатели нуждаются в сотрудниках, которые могут брать на себя ответственность за совершение определенных поступков. Чтобы в полной мере выполнять социальный заказ, в школах организуются дополнительные занятия, имеющие разную направленность.

Что такое электив? Это курс по одной либо нескольким дисциплинам, посещение которого является для ученика отличным способом развития интеллектуальных и творческих способностей.

Рассуждая над тем, что такое электив, отметим, что он помогает учителям внедрять в образовательный и воспитательный процесс ФГОС нового поколения.

Ключевая идея профильного образования заключается в увеличении роста возможностей учеников. Предпрофильное обучение было введено на второй образовательной ступени – в 9 классах. Что такое электив по профориентации?

Чем элективы отличаются от факультативов? Главная особенность первых в том, что они являются обязательными, а вот факультативы не относятся к таковым. Несмотря на то что ребенок сам может выбрать элективный курс, избежать посещения хотя бы одного не получится. А вот заниматься на факультативах можно по желанию.

Это курс, в рамках которого ребятам предлагают не только разнообразные тестирования, но и предлагается информация об особенностях профессий, востребованности разных специалистов на рынке труда.


Требования к курсам

Как должна быть оформлена программа электива по русскому языку, математике, химии, биологии? Этот вопрос волнует многих педагогов, работающих на основной и старшей ступени обучения.

Курсы по выбору должны соответствовать определенным требованиям. Основные из них:

  • содержание курсов должно соответствовать требованиям ФГОС, включать материал, который выходит за рамки обычной школьной программы;
  • ребенок должен иметь право его выбора;
  • курсы предлагаются из расчета 10-12 часов, чтобы за год дети могли освоить несколько программ.

Разновидности курсов

Выяснив, что такое электив, перейдем к их подразделению. Педагоги разрабатывают два варианта:

  • предметно-ориентированные;
  • межпредметные.

Пример электива «За рамками учебниками химии»

Решение задач является важным аспектом, который позволяет качественно и глубоко усваивать учебный материал по химии. Предлагаемый курс позволяет модернизировать умения и навыки школьников в области расчетных задач, знакомит с разными алгоритмами, способствует практическому применению полученных знаний.

Умение решать химические задачи – критерий творческого отношения к этой учебной дисциплине. При сдаче ЕГЭ по химии обучающиеся должны продемонстрировать не только знания, но и нестандартное мышление, логику. В рамках курса осуществляются практикумы, позволяющие школьникам проявлять инициативу и развивать самостоятельность.

Важным аспектом является применение расчетных задач, имеющих связь с медициной, биологией, экологией, физикой. Курс вооружает школьников основными алгоритмами решения нестандартных и стандартных заданий. Он ориентирует подростков на естественнонаучный профиль, рассчитан на 68 часов.

Основная его суть состоит в подведении ребят к осознанию связи между химическим образованием и жизнью в социуме. Формируется активная жизненная позиция, закладываются идеи применения теоретических навыков в повседневной жизни. По своей типологии данный элективный курс является межпредметным.


Предназначение электива

В курсе четко прослеживается единство материального мира, что способствует формированию гармонически развитой личности.

При выполнении индивидуальных и групповых заданий, в ходе дискуссий, учащиеся получают общеучебные умения и навыки, совершенствуют свое логическое мышление.

Данный курс знакомит старшеклассников со следующими профессиями: эколог, врач, биолог, химик-аналитик и т. д.

Цели курса:

  • создание благоприятных условий для творческой самореализации и формирования познавательного интереса;
  • анализ готовности школьников к усвоению материала повышенного уровня сложности по химии;
  • формирование полноценных расчетных навыков, а также умения подбирать рациональный способ решения предлагаемой задачи;
  • профессиональная ориентация.

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны знать:

  1. Знакомство с элективным курсом (1 ч).
  2. Разбор алгоритмов решения химических задач на неорганические реакции (4 ч).
  3. Выполнение упражнений по составлению сокращенных структурных формул углеводородов состава С7–С10 разветвленного строения, а также их изомеров (4 ч).
  4. Задачи с применением терминов «мольная доля», «объемное содержание», «молярная концентрация растворов» (3 ч).
  5. Рассмотрение заданий на определение молекулярных формул различных веществ по известным массам реагентов или продуктов сгорания (5 ч).
  6. Задания олимпиадного характера по темам: «Алканы» (2 ч).
  7. Анализ расчетных заданий по теме «Циклоалканы» (5 ч).
  8. Специфика рассмотрения заданий на выявление молекулярных формул органических соединений определенного гомологического ряда на базе химических реакций с их непосредственным участием (на базе гомологов этилена) (2 ч).
  9. Задачи олимпиадного уровня по темам: «Алкадиены» (2 ч) и «Алкины» (2 ч).
  10. Упражнения по темам: «Бензол» (2 ч), «Арены» (1 ч).
  11. Зачетная работа по рассмотренным алгоритмам (1 ч).
  12. Комбинированные задания по разделу «Углеводороды и их соединения» (3 ч).
  13. Составление химических реакций методом электронного баланса с участием различных классов органических веществ (3 ч).
  14. Задания олимпиадного уровня по тематикам: «Предельные одноатомные спирты» (2 ч); «Многоатомные предельные спирты – этиленгликоль и глицерин» (1 ч); «Фенолы и ароматические спирты» (1 ч).
  15. Комбинированные задачи на спирты (3 ч).
  16. Задачи профильного уровня по темам: «Карбонильные соединения: альдегиды и кетоны» (1 ч), «Предельные одноосновные карбоновые кислоты» (2 ч); «Непредельные и ароматические карбоновые кислоты» (1 ч).
  17. Задачи на генетическую взаимосвязь карбоновых кислот с другими органическими соединениями (3 ч).
  18. Задачи разного уровня сложности по разделам: «Сложные эфиры» (2 ч), «Жиры» (2 ч), «Углеводы – это сахара» (2 ч).
  19. Составление генетической взаимосвязи между разными классами органических веществ, осуществление готовых схем (3 ч).
  20. Комбинированные задания по тематикам: «Углеводороды» и «Кислородсодержащие и вещества» (3 ч).
  21. Зачет по пройденному материалу (2 ч).

Заключение

После внедрения на начальную и основную ступени образования стандартов нового поколения, в школах начали вводить предпрофильное и профильное обучение. В девятом классе помимо элективов по профориентации, ребятам предлагается еще несколько предметных курсов, выбор которых позволит им подготовиться к итоговой государственной аттестации, продумать будущий выбор профессии.

Педагоги все чаще стараются разрабатывать межпредметные элективы, содержание которых связано сразу с несколькими предметными областями. Посещение занятий позволяет ребятам выбрать ту научную область, которая им наиболее интересна, углублять в ней свои теоретические и практические знания.