Здоровье        15.01.2020   

Типы и виды учреждений. Типы и виды образовательных учреждений. Учреждения среднего профессионального образования

Образование – неотъемлемый процесс становления человека, без которого существование современного социума было бы невозможным. Ведь чтобы быть полезной государственной единицей, нужно обязательно чему-то научиться. Именно для этого и созданы дошкольные и общеобразовательные учреждения, а также учреждения профессионального образования. В статье пойдет речь об общеобразовательных учреждениях - их типах, видах и особенностях.

Терминология

При рассмотрении данной темы сначала надо разобраться, что же такое образовательное учреждение. Это специальное заведение, где осуществляется педагогический процесс, где реализуются программы обучения, воспитания и развития детей. В свою очередь, существует целый перечень образовательных учреждений, которые подразделяются по типам.

  • Дошкольные.Тут в зависимости от вида возраст детей колеблется от 1 до 7 лет.
  • Общеобразовательные учреждения
  • Учреждения профессионального образования, в которых дают специфические знания узкой направленности и получают соответствующую квалификацию.
  • Коррекционные учреждения, куда попадают дети, относящиеся к категории учеников с особыми образовательными потребностями.
  • Учреждения для детей-сирот или приравненных к ним детей. Это детские дома, где ребята не только учатся, но еще и проживают.
  • Учреждения дополнительного образования детей и отдельно – взрослых (последипломное образование).


Детские сады

Первые образовательные учреждения, которые посещают дети - это дошкольные. Общеобразовательные учреждения будут следующей ступенью. Большинство детскихсадов принимают ребятишек с двух лет. Помимо образования, которое является бесплатным, в детском саду осуществляется присмотр и уход за детьми, так как они проводят в стенах учреждения почти целый день. Эта услуга оплачивается родителями, но не в полном объеме. 80% затрат берет на себя муниципалитет, а родители платят за оставшиеся 20%.

Градация групп в детских садах осущестляется по двум признакам - возрасту и направленности. Классификация учитывает возраст ребенка на начало учебного года (1 сентября) и включает группы для детей 2-3-лет, 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет и 6-7 лет.

Направленность группы определяется контингентом воспитанников, в соответствии с которым подбираются образовательные программы. Таким образом, различают:

  • группы общеразвивающей направленности;
  • группы комбинированной направленности;
  • группы компенсирующей направленности.

Об общеобразовательных учреждениях

Дольше всего дети посещают именно общеобразовательные учреждения - с 7 до 18 лет. Если для дальнейшего обучения подросток выбирает учреждение начального или среднего профессионального образования, то школу он заканчивает в 16 лет.


Разновидности общеобразовательных учреждений

Начальная школа. Это первые четыре класса обучения ребенка. В 1 класс детки поступают согласно результатам определенных тестов, позволяющих определить степень их готовности к обучению в школе. Главная задача учителей тут – не только дать ребятам знания, но также и научить их учиться, привить интерес к наукам.

Средняя школа. Можно сказать, что это промежуточное звено между начальной и старшей школами. Занимает период с 5 по 9 класс, возраст учеников колеблется от 9-10 до 14-15 лет. После окончания данного периода желающие могут поступать либо в старшую школу, либо же в учреждения профессионального образоввания (начальные или средние).

Старшая школа. Обучаются дети в 10-11 классах, возраст которых от 15 до 17 лет. Тут происходит более глубокое изучение наук, подготовка к поступлению в ВУЗы. По окончанию ученики получают аттестат о среднем полном общем образовании. Для некоторых видов деятельности этого уже достаточно.


Специальное образование

Существуют также и коррекционные или специальные общеобразовательные учреждения. Для кого они предназначены? Туда определяются детки, у которых есть некие проблемы с развитием, или же ограниченные возможности здоровья. Однако надо отметить, что современная система образования предлагают альтернативный вариант – инклюзивное образование для удачной социализации таких малышей. Хотя на практике не всегда все получается настолько отлично, как в теории. Еще один альтернативный вариант для таких ребят – дистанционное обучение. Однако и тут возникают проблемы с дальнейшим внедрением детей в общество.

Денежные вопросы

Разобравшись, что такое образовательное учреждение (средняя общеобразовательная школа, младшая и десткая школы) нужно отметить, что такие заведения могут разниться еще и по типу финансирования. Такие тут существуют виды:

  • Государственные или муниципальные школы, которые являются полностью бесплатными.
  • Частные школы, где за обучение детей родители вносят определенную плату.

Вопрос тут стоит только лишь в оплате за сам процесс обучения. Родительские деньги на улучшение материально-технической базы класса или школы к этому разделу совершенно не относятся.

Гимназии, лицеи

Государственные общеобразовательные учреждения могут также именоваться лицеями или гимназиями. По сути, это обычные школы. И после их окончания ребенок получает тот же аттестат о среднем образовании. Однако особенность их в том, что они предлагают более детальное изучение определенных предметов. Иногда такие ОУ сотрудничают с вузами, подготавливая для обучения в них будущих студентов.

Вечерние школы

Рассматривая общеобразовательные учреждения, нужно также понять, что такое вечерние школы. Практика их работы сегодня не столь активна, нежели во времена Советского Союза, однако они еще существуют и прекрасно функционируют. Для кого же они предназначены? В нашей стране среднее полное общее образование является обязательным. В отличие от высшего. Так, без аттестата о завершенном среднем образовании работодатель не может работника обеспечить хорошим местом. Если вовремя, в подростковом возрасте, по каким-либо причинам не удалось закончить школу, позже человека могут направить доучиться в вечернюю. Название говорит уже само за себя. Сюда люди приходят после завершения рабочего дня. Пройдя обучение в вечерней школе, человек получает аттестат о среднем полном общем образовании.

Любое общество вне зависимости от его государственного устройства наряду с функциями производства и воспроизводства для обеспечения прогрессивного развития реализует и функцию образования своих членов. С этой целью оно формирует социальный заказ образованию – требование со стороны общества и государства к содержанию образования и качествам формирующейся в образовательном пространстве личности. С целью реализации социального заказа государство создает образовательную систему (комплекс институтов образования), ведущей подсистемой которой является общеобразовательная школа.

Рассматривая систему образования как социальный институт, следует отметить, что основным типом института образования являются образовательные (учебно-воспитательные) учреждения , обеспечивающие содержание воспитания и обучения и (или) реализующие одну или несколько образовательных программ. По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными и негосударственными (частными или принадлежащими общественным и религиозным организациям). Деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями о соответствующих типах и видах образовательных учреждений, утвержденными Правительством РФ, и разработанными их основе уставами. Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения выполняют функции примерных.

В системе образования выделяются следующие типы образовательных учреждений :

1. Дошкольные образовательные учреждения (детский сад, детские ясли-сад, прогимназия, детский развивающий центр и др.) создаются в помощь семье для воспитания детей от одного года до шести лет, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков развития. Воспитание и обучение, осуществляемое в дошкольных образовательных учреждениях, являются подготовительным этапом начального образования.

2. Общеобразовательные учреждения представлены преимущественно государственными общеобразовательными школами , а также элитарными учреждениями (гимназиями и лицеями ). Средняя общеобразовательная школа имеет три ступени, которые соответствуют трем основным этапам развития ребенка: детство, отрочество, юность:

I ступень – начальная школа (3-4 года) дает возможность получить начальное общее образование и призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие его способностей, формирование у школьника умение и желание учиться. В начальной школе учащиеся приобретают необходимые умения и навыки учебной деятельности, обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами теоретического мышления, культурной речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Учебные предметы на этой ступени имеют характер интегрированных курсов, которые закладывают первоначальное представление о природе, обществе, человеке и его труде. В начальной школе могут вводиться факультативные занятия по физическому, эстетическому и трудовому воспитанию, иностранным языкам и др.

II ступень – основная школа (5 лет) дает возможность получить основное общее образование и закладывает и закладывает прочный фундамент общеобразовательной подготовки, необходимой выпускнику для продолжения образования, его полноценного включения в жизнь общества. Она обеспечивает развитие личности учащегося, его склонностей, способности к социальному самоопределению, глубокое усвоение основ наук и формирование научного мировоззрения. Введение на этом этапе обучения дополнительных предметов по выбору (помимо обязательных предметов, охватывающих 75-80% учебного времени), факультативных курсов, системы внеклассных занятий направлено на более полное развитие склонностей и способностей учащихся. Обучение в основной школе может осуществляться по разноуровневым программам. Основная школа является обязательной. Выпускники основной школы продолжают обучение в средней школе. Они также имеют право продолжать образование в профессиональных учебных заведениях различного типа и профиля с разными сроками обучения, в вечерних и заочных средних общеобразовательных школах.

III ступень – средняя школа (2-3 года) дает возможность получить среднее (полное) общее образование и обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки учащихся на основе широкой и глубокой дифференциации обучения, создает условия для наиболее полного учета интереса учащихся, активного их включения в жизнь общества. С этой целью учебный план данной ступени включает наряду с обязательными предметы по выбору самого учащегося. Для стимулирования самообразовательной работы учащихся обязательная недельная нагрузка на третьей ступени школы существенно уменьшается по сравнению с предыдущей ступенью. Для более глубокой дифференциации совет школы может принять решение о введении в школе одного или нескольких профилей обучения (гуманитарный, физико-математический, химико-биологический, технический, сельскохозяйственный, экономический и др.). Трудовая подготовка строится с учетом избранного учащимися профиля обучения.

3. Специальные образовательные учреждения (классы , группы ) коррекционногохарактера создаются для обучающихся с отклонениями в развитии и с ограниченными возможностями (школы для слабовидящих, глухих и пр. ). Эти учреждения обеспечивают лечение, воспитание, обучение, социальную адаптацию и интеграцию детей в общество. В них дети и подростки направляются органами управления образованием только с согласия родителей (лиц, их заменяющих) по заключению психолого-медико-педагической консультации.

4. Специальные учреждения, обеспечивающие медико-социальную реабилитацию,образование и профессиональную подготовку создаются для подростков с общественно опасным, девиантным, поведением, достигших одиннадцатилетнего возраста, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода. Направление учащихся эти образовательные учреждения осуществляется только по решению суда.

5. Профессиональные образовательные учреждения – государственные или негосударственные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы соответствующего уровня с целью подготовки работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) и специалистов согласно утвержденным перечням профессий и специальностей. Учреждения профессионального образования создаются для реализации профессиональных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования:

Учреждения начального профессионального (профессиональный лицей, профессионально-технические и другие училища) осуществляют реализацию образовательных программ начального профессионального образования и имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. По отдельным профессиям оно может основываться на среднем (полном) общем образовании.

Учреждения среднего профессионального (средне-специальные учебные заведения – техникумы, училища, колледжи ) имеют целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Оно может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения – институты, академии, университеты ) имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Лица, имеющие начальное и среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенной, ускоренной программе.

Учреждения послевузовского профессионального образования (институты аспирантуры, докторантуры, ординатуры, адъюнктуры при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях ) предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной и педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.

6. Учреждения дополнительного образования (учреждения повышения квалификации, курсы, центры профессиональной ориентации, музыкальные и художественные школах, школы искусств, дома детского творчества, станции юных техников, станции юных натуралистов и др. ),в которых реализуются дополнительные образовательные программы и услуги. Это услуги различной направленности, выходящие за пределы основных образовательных программ, предоставляемые с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.

7. Интернаты и детские дома создаются для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вследствие их болезни, смерти, лишения родительских прав и других причин, созданы. Они решают задачи сохранения жизни и здоровья детей, их воспитания, обучения, подготовки к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Сеть детских домов в России включает дошкольные детские дома (для детей 3-7 лет); смешанные (для дошкольников и детей школьного возраста); детские дома для детей школьного возраста (от 7 до 18 лет). Детей из одной семьи помещают в один детский дом, где создают необходимые условия для поддержания между ними родственных отношений.

8. Другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс :

Для граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях , администрацией этих учреждений и государственными органами управления образованием создаются условия для получения основного общего и начального профессионального образования, профессиональной подготовки, а также самообразования;

Реабилитация здоровья детей проводится в оздоровительных и санаторно-лесных школах ;

В целях подготовки детей к школе, где обучение ведется не на родном языке, а также детей, которые не воспитывались в дошкольных учреждениях, в школах открываются подготовительные классы

При необходимости для учащихся создаются интернаты (общежития ) с соответствующим штатом, группы продленного и полного дня , комплектуемые на добровольных началах

вечерние и заочные школы для работающей молодежи открываются преимущественно на базе школ третьей ступени. В этих школах учащиеся могут получить интересующее их профильно-дифференцированное среднее образование или дополнить одну профильную образовательную подготовку другой.

Во всей системе воспитательных влияний на личность, не умаляя значения семьи, дошкольных и внешкольных образовательных учреждений, решающая роль принадлежит школе. Школа призванная организовывать полноценную в социальном и нравственном отношении жизнедеятельность детей, имеет неограниченные возможности для овладения воспитанниками богатствами культуры, накопленной человечеством, для освоения опыта социального поведения, подготовки к активному участию в жизни общества. Располагая квалифицированными кадрами, школа координирует, педагогически направляет систематическую работу с семьей и общественностью по воспитанию детей.

Современные исследователи признают, что все учебные заведения типа «школа» отличаются лишь глубиной и широтой изучения отдельных предметов или направлениями специализации.

Школа – социальный институт, государственно-общеобразовательная система, призванная удовлетворять образовательные запросы личности, общества, она закладывает прочный фундамент общеобразовательной подготовки, обучение проходит по государственным учебным планам и программам обязательных (75–80 %) и дополнительных предметов, является обязательным учебным заведением.

Существуют школы: с дифференцированным подходом (учебное заведение, в котором функционируют несколько специализированных классов, их деятельность не затрагивает основной части школьников); с углубленнымизучением предмета (одна из дисциплин изучается углубленно либо во всех); с углубленным изучением цикла учебных предметов классах, либо на одной из ступеней (выделяются пять циклов: гуманитарный, эстетический, естественно-научный, физико-математический, военно-спортивный); с углубленным изучением всех предметов (крайний случай школы с углубленным циклом предметов, например школа для одаренных детей); с профильной направленностью (выделяют следующие профили: обществоведческий, механико-технологический, биолого-экологический, эстетический, военно-спортивный, которые соответствуют видам взаимодействия человека с окружающим миром). Профильная направленность определяется ориентации на группу смежных профессий, что служит основой изменения учебного процесса.

Наряду с традиционными, общеизвестными типами учебных заведений период проведения образовательных реформ в России (конец 80-х годов – по настоящее время) характеризуется реконструкцией как собственно отечественного, так и мирового педагогического опыта, что отразилось на создании следующих образовательных учреждений (гимназии и лицеи).

Гимназия – вид общеобразовательного учебного заведения, ориентированного на формирование широко образованной, интеллигентной личности, готовой к творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук. Функционирует в составе V-XI классов. Обучение в гимназии дается на широкой гуманитарной базе с обязательным изучением нескольких (не менее двух) иностранных языков и продолжением образования в университетах. Гимназия предоставляет учащимся возможности:

Получения универсальной образовательной подготовки на гуманитарной основе;

Обучения, способствующего разностороннему личностному и индивидуальному развитию;

Формирования навыков творческого интеллектуального труда, усвоения современных способов научного мышления;

Удовлетворения потребности в самообразовании и получении дополнительного образования;

Обеспечения возможностей усвоения лучших достижений отечественной и мировой культуры.

Лицей – среднее образовательное заведение, которое открывается только на базе профильного высшего учебного заведения, образуя с ним учебный комплекс. Обучение в нем ориентировано на учеников старших (начиная с VIII) классов, связано со специализированной подготовкой и ранней профилизацией, а также способствует освоению навыков самостоятельной и научно-исследовательской деятельности.

Лицей предоставляет наиболее способным и подготовленным учащимся оптимальные возможности:

Получения общего среднего образования в единстве с ранней профилизацией;

Углубленной подготовки по предметам различных циклов;

Развития творческого потенциала, навыков поисковой деятельности;

Свободного выбора будущей специализации.

Лицей выполняет функции подготовки специалистов средней квалификации по профилю лицея и обеспечения социальной защиты учащихся при их трудоустройстве и поступлении в высшую школу.

Профессиональный лицей – центр непрерывного профессионального образования (технический, строительный, педагогический, агролицей и т.п.) осуществляет реализацию интегрированных образовательных программ начального и среднего профессионального образования, обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии повышенного уровня квалификации с возможностью получения среднего профессионального образования. Данный тип учреждения является опорным центром развития начального образования , на базе которого могут проводиться научные исследования по совершенствованию содержания образовательного процесса, учебно-программной документации, обеспечивающих подготовку конкурентоспособных кадров в условиях рыночных отношений.

Профессиональное училище (строительное, швейное, сельское, электротехническое и др.) осуществляет реализацию интегрированных образовательных программ начального профессионального образования, обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии соответствующего уровня квалификации с получением или без получения среднего (полного) общего образования. Профессиональное училище является основным типом учреждения начального профессионального образования, в котором осуществляется наиболее массовая подготовка квалифицированных кадров рабочих и служащих.

Колледж – это инновационное учебное заведение, обеспечивающее соответствующий современным требованиям уровень подготовки кадров, обладающее широкими возможностями становления непрерывного образования, создающее необходимые условия для применения передовых педагогических технологий и решения проблемы гуманизации и гуманитаризации образования.

Институт – самостоятельное высшее учебное заведение или часть (структурное подразделение) университета, академии, реализующее профессиональные образовательные программы по ряду направлений науки, техники, культуры и осуществляющее научные исследования. Институт, в отличии от остальных видов высших учебных заведений, может и не являться ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.

Академия – высшее учебное заведение, деятельность которого направлена на развитие образования, науки и культуры путем проведения научных исследовании и обучения на всех уровнях высшего, послевузовского и дополнительного образования преимущественно в одной из областей науки, технике и культуры. Академия является ведущим научным и методическим центром в сфере своей деятельности, в широких масштабах осуществляющим подготовку специалистов высшей квалификации и переподготовку руководящих специалистов определенной отрасли (области).

Университет – высшее учебное заведение, деятельность которого направлена на развитие образования, науки и культуры путем проведения фундаментальных научных исследований и обучения на всех уровнях высшего, послевузовского и дополнительного образования по широкому спектру естественнонаучных, гуманитарных и других направлений науки, техники и культуры. Университет является ведущим центром развития образования, науки и культуры, способствующим распространению научных знаний и осуществляющим культурно-просветительскую деятельность среди населения. Университет в отличие от академии и института обеспечивает студентам специализацию в достаточно широком спектре наук и направлений подготовки.

Наряду с инновационными типами учебных учреждений в настоящее время существует тенденция использования разнообразных способов (форм) получения образования с учетом потребностей и возможностей личности, среди которых особо выделяются следующие:

1. В образовательном учреждении:

§ очные (дневные) ;

§ очно-заочные (вечерние) – форма организации учебного процесса для лиц, сочетающих учебу с профессиональной деятельностью, составная часть системы непрерывного образования. Предусматривает проведение преподавателем регулярных занятий с учебными группами постоянного состава в удобное для учащихся время, часто в вечерние часы (отсюда термин).

§ Заочное обучение – форма образования без отрыва от производства, получившая наиболее широкое распространение в системе высшего и специального образования. Студенты посещают краткий курс установочных обобщающих лекций по всему курсу, «кратковременно погружаясь» в образовательный процесс (сессии). Они сдают зачеты и экзамены, а также получают консультации у преподавателей образовательного учреждения, выполняют отчетные задания в письменной форме (например, контрольных работ) и самостоятельные работы по предлагаемой учебной программе.

§ Экстернатура – форма образования, представляющая собой индивидуальное домашнее обучение по общегосударственным учебным планам и программам под руководством педагога (репетитора) или самостоятельно (для инвалидов и детей с проблемами в развитии, одаренных детей, учащихся из «горячих точек» страны и т.д.). Контроль осуществляется посредством сдачи экзаменов и других форм отчетности экзаменационной государственной комиссии при учебных заведениях различного уровня;

§ Дистанционное обучение (от англ. distance – расстояние) – целенаправленное и методически организованное руководство учебно-познавательной деятельностью и развитием лиц, находящихся в отдалении от образовательного учреждения и поэтому не вступающих в постоянный контакт с его педагогическим персоналом. Практикуется в двух формах, обычно комбинируемых в различных сочетаниях: 1) через переписку, в ходе которой педагог корректирует и контролирует основание образовательной программой; 2) через средства массовой коммуникации с использованием различных обучающих программ и технических образовательных средств (компьютер, видео- и аудиосредства) в виде лекций, инструкций, индивидуальных консультаций по телефону.

2. Вне учебного заведения (например, в форме самообразования).

Самообразование – система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие, активная целенаправленная познавательная деятельность человека по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых навыков и умений в интересующей его области. Как правило самообразование осуществляется вне специализированных образовательных систем. Признаки самообразования : добровольность; самостоятельность образовательной деятельности, положительное отношение к ней; индивидуальность процесса познания. Различают профессиональное, научное, политическое и другие виды самообразования .

В законе «Об образовании в РФ» нет деления образовательных учреждений на виды. Согласно закону, все образовательные организации делятся по типам в зависимости от образовательных программ, которые они применяют в своей деятельности. В таблице представленной ниже приведено соответствие между типами образовательных учреждений и возможными видами организационной формы.

Вариативность образовательных программ

Вариативность образования - это один из основных принципов и векторов развития современной системы образования в Российской Федерации. Результат вариативности образовательной системы состоит способности предоставить учащимся достаточное количество полноценных, качественных, уникальных и интересных вариантов образовательных направлений и программ, а также возможность выбора направлений образовательного процесса, соответствующего запросам обучающихся.

Образовательные программы по внутреннему содержанию могут отличаться от стандарта по широте и глубине заложенных в них знаний. При этом все они обязаны соответствовать уровню, не ниже определенного ФГОС. Оценить качество и уровень образовательных программ можно только в процессе реализации. Идеи вариативности образования реализуются при соблюдении определенных условий:

  • создание большого количества качественных образовательных программ и реализующих их образовательных учреждений;
  • свобода и гибкость учебных программ и учебников к ним;
  • возможность выбора современного программно-методического обеспечения и образовательных технологий;
  • формирование индивидуальных программ и графиков, учитывающих особенности и способности учащихся.

Для реализации принципа вариативности в образовании необходима слаженная работа всего педагогического коллектива образовательного учреждения. Только постоянный контроль и анализ, применяемой программы, позволит оценить ее качественные характеристики и эффективность реализации.

КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) УНИВЕРСТИТЕТ

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ

Контрольная работа

На тему: «Нормативно-правовое обеспечение образования»

Выполнила: студентка 1 курса зз

гр. 17-2301 Кашапова Диана длоо

Проверил: к.п.н. доцент кафедры

менеджмент в образовании ршлшг

Назмутдинов Валерий Якфарович

Казань-2012

Тема: « Нормативно-правовое обеспечение образования»

План:

Введение………………………………………………………............................3-4

Глава 1. Общие характеристики образовательных учреждений……………… 4

1.1. Типы и виды образовательных учреждений……………………………..4-8

Глава 2. Нормативно-правовые документы, используемые образовательными учреждениями при работе………………………………………………………..8

2.1. Конституция Российской Федерации……………………………………8-10

2.2. Закон Российской Федерации «Об образовании»……………………..10-19

2.3. Гражданский кодекс Российской Федерации………...……...………...19-22

Заключение……………………………………………………………..….…22-23

Список используемой литературы

Введение

Актуальность темы: общество никогда не будет существовать без образования. Люди с древних времен работали над тем, как лучше передать приобретенный опыт из одного поколения в другое. Так появилось образование. Любое цивилизованное общество наряду с функциями производства должно создавать образовательную систему для своего прогрессивного развития. Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; системы управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Любая система образования – это комплекс институтов образования. Основным типом института образования являются образовательные учреждения, обеспечивающие содержание воспитания и обучения и реализующие одну или несколько образовательных программ.

Образовательные учреждения РФ бывают разных типов, от детский садов до высший учебных заведений, но все они используют в своей работе специальные нормативно – правовые документы, разработанные государством для регулирования самого процесса воспитания и образования.

Цель работы - изучить общую характеристику образовательных учреждений и охарактеризовать все нормативно-правовые документы, используемые в системе образования.

В рамках достижения поставленной цели мной были поставлены и решены следующие задачи:

1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу « Нормативно-правовое обеспечение образования»;

2. Сказать об актуальности проблемы «Нормативно-правовое обеспечение образования» в современных условиях;

3. Изложить возможности решения тематики «Нормативно-правовое обеспечение образования»;

4. обозначить тенденции развития тематики «Нормативно-правовое обеспечение образования»;

Над этой проблемой работали российские ученые, разработавшие фундаментальные категории общей теории государства и права: С.С. Алексеева, В. К. Бабаева, В. И. Кудрявцева, В. В. Лазарев, А. В. Малько, М.Н. Марченко, Н. И. Матузова, В. М. Сырых, Ю. А. Тихомирова.

Глава 1. Общие характеристики образовательных учреждений

Типы и виды образовательных учреждений

В России к образовательным институтам относятся учреждения следующих типов:

Дошкольные;

Общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

Специальные (коррекционные) для детей с отклонениями в развитии;

Учреждения дополнительного образования;

Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс;

Профессионального образования (начального, среднего и высшего профессионального образования).

Дошкольные образовательные учреждения (детский сад, детский ясли-сад, прогимназия, детский развивающий центр и др.) создаются в помощь семье для воспитания детей от одного года до шести лет, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков развития. Одной из целей дошкольного образовательного учреждения является подготовка детей к обучению в школе.

Общеобразовательные учреждения представлены преимущественно государственными общеобразовательными школами, а также элитарными учреждениями – гимназиями и лицеями.

Средняя общеобразовательная школа имеет три ступени:

I ступень - начальная школа (3-4 года);

II ступень - основная школа (5 лет);

III ступень - средняя школа (2 - 3 года).

Ступени школы соответствуют трем основным этапам развития ребенка: детство, отрочество, юность.

Задачами начального образования является воспитание и развитие обучающихся, обучение их чтению, письму, счету, основным навыкам учебной деятельности, элементами творческого мышления, простейшим навыкам самоконтроля, культуры поведения и речи, а также основам личной гигиены и здорового образа жизни. Основное общее образование должно создать условия для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению. Оно является базой для получения среднего (полного) общего образования, а также для начального и среднего профессионального образования. Основная школа является обязательной. Выпускники основной школы продолжают обучение в средней школе. Они также имеют право продолжать образование в профессиональных учебных заведениях различного типа и профиля с разными сроками обучения, в вечерних и заочных средних общеобразовательных школах. Средняя школа обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки учащихся на основе широкой и глубокой дифференциации обучения, создает условия для наиболее полного учета интересов учащихся, активного их включения в жизнь общества.

Вечерние и заочные школы для работающей молодежи открываются преимущественно на базе школ третьей ступени. В этих школах учащиеся могут получить интересующее их профильно-дифференцированное среднее образование или дополнить одну профильную образовательную подготовку другой.

Для обучающихся с отклонениями в развитии создаются специальные образовательные учреждения (классы, группы) коррекционного характера , обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Для подростков с общественно опасным девиантным поведением, достигших одиннадцатилетнего возраста, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода, создаются специальные учреждения, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку. Направление учащихся в эти образовательные учреждения осуществляется только по решению суда.

Профессиональные образовательные учреждения создаются для реализации профессиональных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования.

Начальное профессиональное образование обеспечивает подготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного или полного общего образования.

Среднее профессиональное образование направлено на подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. Базой для его получения могут быть основное или полное общее и начальное профессиональное образование. Среднее профессиональное образование может быть осуществлено на двух образовательных уровнях - базовом и повышенном. Срок обучения на базе основного общего образования составляет не менее трех лет.

Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Его можно получить в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях) - университетах, академиях, институтах, колледжах. Основные образовательные программы высшего образования могут быть реализованы непрерывно и по ступеням. Установлены следующие ступени высшего образования: неполное высшее образование; бакалавриат; подготовка дипломированных специалистов; магистратура.

Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной и педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Для его получения созданы институты, аспирантуры, докторантуры, ординатуры, адъюнктуры при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях. Послевузовское профессиональное образование также можно условно разделить на две ступени: подготовка и защита диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук и доктора наук по специальности.

Дополнительные образовательные программы и услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства в специально создаваемых учреждениях дополнительного образования - учреждениях повышения квалификации, курсах, центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, станциях юных техников, станциях юных натуралистов и др.

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вследствие их болезни, смерти, лишения родительских прав и других причин, созданы детские дома. Сеть детских домов в России включает:

-дошкольные детские дома (для детей 3-7 лет);

-смешанные (для дошкольников и детей школьного возраста);

-детские дома для детей школьного возраста (от 7 до 18 лет).[ 2, 15-16]

Рассмотрев все типы образовательных учреждений, можно сделать вывод, что государство предусматривает равнодоступное и качественное образование для всех своих граждан. Нет ни одного человека, который был бы лишен права на получение основного среднего образования. Для граждан, желающих продолжать свое обучение, существуют профессиональные образовательные учреждения. Но, несмотря на существующее особенности и разнообразие учреждений образования, государством предусмотрены единые нормативно-правовые документы, на которые должны опираться все участники процесса воспитания и образования.

Типы и виды образовательных учреждений и организаций.

В соответствие с приведенным выше определœением системы образования, образовательные программы должны реализоваться, образовательными учреждениями. Точнее - ʼʼ некоммерческими организациямиʼʼ, поскольку ʼʼучреждениеʼʼ одна из форм некоммерческих организаций, а в законе ʼʼОб образованииʼʼ (в ред. Фед. Закона от 22.08.2004 №122 ФЗ) сказано, что ʼʼ Государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно - правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для

некоммерческих организацийʼʼ.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, образовательное учреждение является лишь одной из организационно-правовых форм, в которых могут существовать

некоммерческие образовательные организации. В соответствии с

Гражданским Кодексом и Федеральным Законом ʼʼО некоммерческих организацияхʼʼ, регистрация образовательной организации в форме образовательного учреждения, предполагает наличие учредителя. Предполагается финансирование этой организации впоследствии

учредителœем, а также наличие субсидиарной ответственность учредителя по долгам организации. (Напомним, что субсидиарная - это разновидность неограниченной ответственности. Субсидиарная ответственность возникает, когда одно лицо отвечает по долгам другого ввиду недостаточности имущества непосредственного должника).

Учредителœем основной части некоммерческих образовательных организаций (учреждений) является, как известно, государство.

Типы образовательных учреждений.

Подробная информация о типах и видах образовательных учреждений

содержится в классификаторах информации в составе Интегрированной

Автоматизированной Информационной Системы (ИАИС) сферы

образования (Приложение к письму Минобразования России от 09. 03.2004

№34-51 -53ин/01-11)

Учитывая зависимость отсвоего назначения различают следующие типы образовательных учреждений:

I. Дошкольные образовательные учреждения.

2.Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

3.Образовательные учреждения дополнительного образования детей.

4 Межшк ольные учебные комбинаты.

5.Общеобразовательные учреждения.

6.Общеобразовательная школа-интернат.

7. Кадетские школы.

8. Вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения.

9.Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого­педагогической и медико-социальной помощи.

1. Специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением.

II. Специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

12.Учреждения для детей - сирот и детей, оставши хся без попечения родителœей (законных представителœей).

13.Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении.

14.Суворовские военные, нахимовские военно-морские училища и кадетские (морские кадетские) корпуса.

15.Образовательные учреждения начального профессионального образования.

16.Образовательные учреждения среднего профессионального

образования (Средние специальные учебные заведения).

17.Образовательные учреждения высшего профессионального

образования (Высшие учебные заведения).

18.Военные образовательные учреждения высшего профессионального образования (Высшие военно-учебные заведения).

19.Образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.

Виды образовательных учреждений.

Дошкольные образовательные учреждения.

‣‣‣ детский сад;

‣‣‣ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);

‣‣‣ детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

‣‣‣ детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

‣‣‣ детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеобразовательные, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);

‣‣‣ центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всœех воспитанников.

Учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста:

‣‣‣ начальная школа-детский сад;

‣‣‣ начальная школа-детский сад компенсирующего вида - с осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников и обучающихся;

‣‣‣ прогимназия - с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.).

Учреждения дополнительного образования.

‣‣‣ центр (дополнительного образования детей, развития творчества;

‣‣‣ детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детско-юношеский, детского творчества, детский (подростковый), внешкольной работы, детский экологический (оздоровительный, эколого-биологический), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детский морской (юношеский), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детский оздоровительно­образовательный (профильный));

‣‣‣ дворец творчества детей и учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детский культуры (искусств);

‣‣‣ дом (детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детский культуры (искусств);

‣‣‣ клуб (юных моряков, речников, авиаторов, космонавтов, парашютистов, десантников, радистов, пожарных, автомобилистов, детский (подростковый), детский экологический (эколого­биологический), юных натуралистов, детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детско-юношеский физической подготовки);

‣‣‣ станция (юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детская экологическая (эколого-биологическая), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов));

‣‣‣ школа (по различным областям науки и техники, по различным видам искусств, детско-юношеская спортивная (спортивно-техническая, в т.ч. олимпийского резерва);)

‣‣‣ детский оздоровительно-образовательный лагерь;

‣‣‣ межшкольный учебный комбинат.

Общеобразовательные учреждения.

‣‣‣ начальная общеобразовательная школа

‣‣‣ основная общеобразовательная школа

‣‣‣ средняя общеобразовательная школа

‣‣‣ средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением

отдельных предметов

‣‣‣ гимназия

‣‣‣ лицей

‣‣‣ общеобразовательная школа-интернат

‣‣‣ гимназия-интернат

‣‣‣ лицей-интернат

‣‣‣ общеобразовательная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой

‣‣‣ кадетская школа

‣‣‣ кадетская школа-интернат

‣‣‣ вечерняя (сменная) общеобразовательная школа

‣‣‣ открытая (сменная) общеобразовательная школа

‣‣‣ центр образования

‣‣‣ вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при - исправительно­трудовых учреждениях (ИТУ) и воспитательно-трудовых колониях.

Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого­педагогической и медико-социальной помощи.

‣‣‣ центр диагностики и консультирования

‣‣‣ центр психолого-медико-социального сопровождения

‣‣‣ центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции

‣‣‣ центр социально-трудовой адаптации и профориентации

‣‣‣ центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения

Специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков

с девиантным поведением.

‣‣‣ специальная общеобразовательная школа

‣‣‣ специальное профессиональное училище

‣‣‣ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей и подростков с отклонениями в развитии (задержкой психического развития и легкими формами умственной отсталости), совершивших опасные деяния.

‣‣‣ специальное (коррекционное) профессиональное училище для детей и подростков с отклонениями в развитии (задержкой психического развития и легкими формами умственной отсталости), совершивших опасные деяния

‣‣‣ специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад

‣‣‣ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа

‣‣‣ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

Учреждения для детей - сирот, оставшихся без попечения родителœей.

‣‣‣ детский дом (для детей раннего (с 1,5 до 3 лет), дошкольного, школьного возрастов, смешанный)

‣‣‣ детский дом-школа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителœей

‣‣‣ школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителœей

‣‣‣ специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителœей, с отклонениями в развитии

‣‣‣ специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителœей, с отклонениями в развитии.

Оздоровительные образовательные учреждения.

‣‣‣ санаторные школы-интернаты

‣‣‣ санаторно-лесные школы

‣‣‣ санаторные детские дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителœей.

Суворовские, нахимовские, кадетские учреждения.

‣‣‣ суворовское военное училище

‣‣‣ нахимовское военно-морское училище

‣‣‣ кадетский (морской кадетский) корпус

‣‣‣ военно-музыкальное училище

‣‣‣ музыкальный кадетский корпус.

Учреждения начального профессионального образования.

‣‣‣ профессиональное училище

‣‣‣ профессиональный лицей - центр непрерывного профессионального образования

‣‣‣ учебно-производственный центр

‣‣‣ техническая школа (горно-механическая, мореходная, лесотехническая и др.)

‣‣‣ вечернее (сменное) образовательное учреждение

Учреждения среднего профессионального образования.

1 .техникум (училище)

2.колледж

Учреждения высшего профессионального образования.

‣‣‣ институт

‣‣‣ академия

‣‣‣ университет

‣‣‣ военная академия

‣‣‣ военный университет

‣‣‣ военный институт.

Учреждения дополнительного профессионального образования.

‣‣‣ академия

‣‣‣ институты повышения квалификации и профессиональной переподготовки (усовершенствования) - отраслевые, межотраслевые, региональные

‣‣‣ курсы (школы, центры) повышения квалификации

‣‣‣ учебные центры службы занятости

Типы и виды образовательных учреждений и организаций. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Типы и виды образовательных учреждений и организаций." 2017, 2018.