А. Гладкий        15.01.2020   

Ощущение и восприятие относятся. Восприятие и ощущения. Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами. К таким свойствам относятся: качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализаци

Ощущение - это элементарный психический процесс отражения отдельных свойств окружающей действительности и внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств.

Отличие ощущения от восприятия: В ощущениях отражаются отдельные свойства, а не явления и не предметы, как в восприятии. Ощущение - это отражение не только свойств из внешней среды, но и состояний из внутренней среды, а восприятие - отражает свойства только внешне окружающего нас мира. Таким образом внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию.

Функции ощущения: Познавательная - т.е. ощущения выступают в роли каналов, с помощью которых мы связаны с окружающим миром. Энергетическая - состоит в том, что благодаря ощущениям поддерживается необходимый уровень бодрствования. Развивающая - тесно сопряжена с познавательной функцией и состоит в том, что приток ощущений обязательно необходим для нормального психического развития, особенно опасно если ощущения не поступают в сензитивные периоды жизни (периоды, благоприятные для развития той или иной психической функции - в 1 год, 3 года, 13-14 лет). Диапазон ощущений человека сильно связан с образом жизни и состоянием организма.

Классификация ощущений: Экстероцептивные - ощущения из вне, контактные и дистантные. Интероцептивные - раздражители из внутренней среды, которые мы даже порой не осознаем. Проприоцептивные - ощущения от нашего опорно-двигательного аппарата.

Виды: зрительные слуховые, вкусовые, осязательные, органические.

Закономерности ощущения: 1) наличее миним.(нижнего порога) и максим. (верхнего порга ощущений); 2) Наличие порога различия; 3) Адаптация (это изменение чувс-го анализатора под влиянии длительного воздействия я раздражителя); 4)Сенсибилизация(взаимовлияние раздражителя одного рецептора на работу другого). Ощущения не возникают моментально после начала действия раздражителя: существует очень короткий период времени, когда раздражитель действует, а ощущений нет.

Восприятие – это целостное отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении. Восприятие – это отражение комплексного раздражителя. Выделяется четыре уровня, перцептивного действия: обнаружение, различение, идентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние – к опознавательным действиям.

Обнаружение – исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул. Следующая операция восприятия- различение , или собственно восприятие. Конечный результат ее – формирование перцептивного образа эталона.

Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов.

Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти. Восприятие разделяют на непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное).

Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов (их яркостью, необычностью), так и соответствием этих предметов интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели. Отсутствует в нем и волевая активность, почему оно и называется непроизвольным. Идя, например, по улице, мы слышим шум машин, разговоры людей, видим витрины магазинов, воспринимаем различные запахи.

Преднамеренное восприятие с самого начала регулируется задачей – воспринимать тот или иной предмет или явление. Преднамеренным восприятием будет рассматривание электрической схемы изучаемой машины, слушание доклада, просмотр тематической выставки. Может быть включено в какую-либо деятельность (в трудовую операцию, в выполнение учебного задания),может выступать как самостоятельная деятельность – наблюдение - это произвольное планомерное восприятие, которое осуществляется с определенной, осознанной целью с помощью произвольного внимания. Одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции .

Свойства восприятия : Целостность , т.е. восприятие есть всегда целостный образ предмета. восприятие формируется в процессе практики.

Константность восприятия- благодаря ей мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине

Структурность восприятия – восприятие не является простой суммой ощущений. слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее Осмысленность восприятия – восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.

Избирательность восприятия – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.

Виды восприятия . Выделяют: восприятие предметов, времени, восприятие отношений, движений, пространства, восприятие человека.

Расстройство восприятия. Патология восприятия возникает, когда по разным причинам нарушается идентификация субъективного образа восприятия с воспринимаемым образом, и протекает на фоне нарушения автоматизации различных психических процессов.

Восприятием в общей психологии называют отражение предметов, ситуаций или событий в их целостности. Оно возникает при непосредственном воздействии объектов на органы чувств. Поскольку целостный объект обычно воздействует одновременно на различные органы чувств, восприятие является составным процессом. Оно включает в свою структуру ряд ощущений – простых форм отражения, на которые можно разложить составной процесс восприятия.

Ощущениями в психологии называются процессы отражения лишь отдельных свойств объектов окружающего мира. Понятие ощущения отличается от понятия восприятия не качественно, а количественно. Например, когда человек держит в руках цветок, любуется им и наслаждается его ароматом, то целостное впечатление от цветка будет называться восприятием. А отдельными ощущениями будут аромат цветка, зрительное впечатление от него, осязательное впечатление руки, держащей стебель. Однако в то же время, если человек с закрытыми глазами будет вдыхать аромат цветка, не касаясь его, это все равно будет называться восприятием. Таким образом, восприятие состоит из одного или нескольких ощущений, создающих на настоящий момент наиболее полное представление об объекте.

Современной психологией признано, что ощущения являются первичной формой познания человеком окружающего мира. Следует также отметить, что хотя ощущение и является процессом элементарным, но на основе ощущений строятся очень многие сложные психические процессы, начиная с восприятия и заканчивая мышлением.

Итак, восприятие является совокупностью ощущений. Для возникновения ощущений необходимы объект внешнего воздействия и анализаторы, способные это воздействие воспринять.

Понятие анализатора (аппарата, осуществляющего функцию различения внешних раздражителей), было введено академиком И. П. Павловым. Он же исследовал структуру анализаторов и пришел к выводу, что они состоят из трех частей.

Первая, периферическая часть – рецепторы. Это нервные окончания, расположенные в наших органах чувств, непосредственно воспринимающие внешние раздражения.

Вторая часть – проводящие пути, по которым передается возбуждение от периферии к центру.

Третья часть – центральная часть анализатора. Это участки головного мозга, отвечающие за распознавание соответствующего раздражителя (зрительного, вкусового, обонятельного и т. д.). Именно здесь воздействие раздражителя преобразовывается в психический процесс, который в психологии называется ощущением.

Итак, классификация ощущений построена на основе перечня рецепторов, при помощи которых эти ощущения становятся доступными.

В анализаторах различают два типа рецепторов: экстерорецепторы, анализирующие сигналы, поступающие из внешнего мира, и интерорецепторы, анализирующие внутреннюю информацию, такую как голод, жажда, боль и т. п.

Основой восприятия являются экстерорецепторы, поскольку именно они обеспечивают объективное представление о внешнем мире.

Как известно, человек обладает пятью органами чувств. Видов внешних ощущений на один больше, поскольку моторика не имеет отдельного органа чувств, однако ощущения тоже вызывает. Следовательно, человек может испытывать шесть видов внешних ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные (осязательные), вкусовые и кинестетические ощущения.

Основным источником информации о внешнем мире является зрительный анализатор. С его помощью человек получает до 80 % от общего объема информации. Орган зрительных ощущений – глаз. На уровне ощущений он воспринимает информацию о свете и цвете. Воспринимаемые человеком цвета разделяют на хроматические и ахроматические. К первым относятся цвета, составляющие спектр радуги (т. е. расщепления света – всем известные «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»). Ко вторым – черный, белый и серый цвета. Цветовые оттенки, содержащие около 150 плавных переходов из одного в другой, воспринимаются глазом в зависимости от параметров световой волны.

Следующим по своей важности в получении информации является слуховой анализатор. Ощущения звуков принято делить на музыкальные и шумовые. Их отличие состоит в том, что музыкальные звуки создаются периодическими ритмическими колебаниями звуковых волн, а шумы – неритмичными и нерегулярными колебаниями.

У многих людей существует интересная особенность – сочетание звукового и зрительного ощущений в одно общее ощущение. В психологии это явление называют синестезией. Это устойчивые ассоциации, возникающие между объектами слухового восприятия, например мелодиями, и цветовыми ощущениями. Часто люди могут сказать, «какого цвета» данная мелодия или слово.

Несколько реже встречается синестезия, основанная на ассоциации цвета и запаха. Она часто присуща людям с развитым обонянием. Таких людей можно найти среди дегустаторов парфюмерной продукции – для них важен не только развитый обонятельный анализатор, но и синестетические ассоциации, позволяющие сложный язык запахов перевести в более универсальный язык цвета. Вообще же обонятельный анализатор, к сожалению, чаще всего у людей не очень сильно развит. Люди, подобные герою романа Патрика Зюскинда «Парфюмер», – явление редкое и уникальное.

Большое значение в жизни людей имеет развитие кинестетического (двигательного) анализатора. Кинестетические ощущения, как говорилось выше, не имеют специального органа чувств. Они вызываются раздражением нервных окончаний, находящихся в мышцах, суставах, связках, костях. Эти раздражения происходят при перемещении тела в пространстве, при физических нагрузках, при выполнении движений, связанных с тонкой моторикой (рисовании, письме, вышивании и т. п.). Развитый кинестетический анализатор важен, безусловно, для всех людей. Но особенно он необходим для тех, чья профессия или хобби связаны с выполнением сложных движений, когда очень важно не ошибиться. Это артисты балета, фигуристы, альпинисты, артисты цирка и еще очень многие люди, в чьей жизни присутствует движение как основной фактор жизнедеятельности.

Далее следуют кожные ощущения, иногда их разделяют на два вида: тактильные (осязательные) и температурные. Иногда все вместе называют тактильными. Для общей эрудированности рассмотрим первый вариант. Тактильные ощущения позволяют различать рельеф и структуру поверхности предметов, с которыми входит в соприкосновение наша кожа, температурные – ощущать тепло или холод. Данный анализатор выполняет компенсаторную функцию для слабовидящих или незрячих людей, так же как и слуховой. Помимо этого, тактильный анализатор является единственным способом общения для слепоглухонемых людей. Уже давно разработаны обучающая система и язык, позволяющие таким людям полноценно развивать сознание и общаться с окружающими. Этот язык создан на основе прикосновений к коже. Каждое прикосновение имеет свое значение. Это приблизительно похоже на язык иероглифов.

Казалось бы, бесполезным для выживания и неизвестно зачем подаренным нам эволюцией является вкусовой анализатор. Это некое роскошество на фоне остальных жизненно необходимых ощущений (причем вкусовой анализатор развит у людей значительно сильнее, чем обонятельный). Но природа мудрее нас, мы можем только констатировать, но не всегда анализировать ее причуды и неожиданную щедрость. Итак, органами вкусовых ощущений являются язык и мягкая часть неба. Существуют зоны распознавания сладкого, горького, кислого, соленого. Ну а полный вкусовой букет складывается из этих простых ощущений в мозгу.

Психофизикой называется раздел психологии, изучающий количественные отношения между силой раздражителя и величиной возникающего ощущения. Данный раздел был основан немецким психологом Густавом Фехнером. Он включает в себя две группы проблем: измерение порога ощущений и построение психофизических шкал. Порог ощущений – это величина раздражителя, которая вызывает ощущения либо изменяет их количественные характеристики. Минимальная величина раздражителя, вызывающая ощущение, называется абсолютным нижним порогом. Максимальная величина, превышение которой вызывает исчезновение ощущения, называется абсолютным верхним порогом. В качестве пояснения можно привести слуховые раздражители, находящиеся за пороговой зоной: инфразвуки (частота ниже 16 Гц) находятся ниже порога чувствительности и еще не слышны, ультразвуки (частота более 20 кГц) выходят за предел верхнего порога и уже не слышны.

Приспособление органов ощущений к действующим на них раздражителям называется адаптацией. Увеличение чувствительности при слабом действии раздражителя называется положительной адаптацией. Соответственно, отрицательной адаптацией называется уменьшение чувствительности при действии сильных раздражителей. Легче всего происходит зрительная адаптация (например, при переходе от света к темноте и наоборот). Значительно сложнее человек адаптируется к слуховым и болевым раздражителям.

Величина раздражителя, вызывающая минимальное поддающееся анализу изменение ощущения, называется дифференциальной. Зависимость силы ощущения от величины раздражителя описана в законе Вебера-Фехнера. Согласно данному закону, зависимость является логарифмической. Но это не единственный психофизический взгляд на количественное соотношение раздражителя и ощущения.

На основе ощущений и восприятия в целом формируются образы. В психологии понятие образа неоднозначно и толкуется как в более широких, так и в более узких рамках. В контексте представлений об ощущениях и восприятии образ можно определить как продукт функционирования человеческого мозга, составляющего субъективную картину о том или ином объекте окружающего мира на основе объективных ощущений. Иными словами, ощущение есть объективная реакция организма, представляющая собой базовый элемент отражения. Восприятие не механическая сумма ощущений, но их совокупность, где целое больше, чем сумма составляющих. Ведь мы воспринимаем объект целиком, не препарируя его на отдельные свойства. Образ же – еще более сложный и субъективный. Он включает в себя не только целостное представление об объекте, но и всевозможные характеристики, которые зависят от индивидуального опыта каждого человека. Скажем, у кого-то змеи вызывают отвращение или страх, а кто-то дома содержит серпентарий. Или, увидев в лесу кустик папоротника, один человек представляет, как удачно этот экземпляр впишется в его гербарий, другой думает об аранжировке букета, третий – о мистическом свойстве этого растения одну ночь в году указывать на расположение клада.

Способность создания образов обусловливает тот факт, что процесс восприятия лежит в основе формирования основных психических функций человека: мышления, памяти, внимания, эмоциональной сферы. Здесь необходимо отметить, что в восприятии существуют как врожденные, так и приобретенные качества. Врожденными являются свойства анализаторов, данные человеку от природы. Однако эти свойства с течением жизни могут изменяться как в лучшую, так и в худшую сторону. Например, кинестетика может развиваться, если человек ведет подвижный образ жизни, либо утрачивать свою точность, если человек мало движется или ведет нездоровый образ жизни. Зрение, слух, обоняние могут менять свою остроту в зависимости от жизненной ситуации. Так, у человека, потерявшего зрение, обостряются чувства, компенсирующие эту утрату. Соответственно, меняются восприятие в целом и, как следствие, образы объектов.

Процесс восприятия тесно связан с процессом научения – приобретения индивидуального опыта. Между этими двумя процессами имеется двусторонняя связь. Ребенок с помощью восприятия начинает получать жизненный опыт. У взрослого человека опыт влияет на восприятие и формирование образов.

Восприятие подразделяется на различные виды. Они могут зависеть от преобладания того или иного вида анализаторов, включенных в отражательный процесс. Например, при прослушивании музыкального произведения преобладает слуховое восприятие. Аналогично этому могут преобладать и другие виды восприятия, которые основаны на каком-либо одном из ощущений.

Кроме этого, существуют более сложные виды восприятия, основанные на нескольких ощущениях. Например, при просмотре кинофильма задействованы зрительный и слуховой анализаторы.

Помимо классификации на основе преобладающих анализаторов, существует еще классификация и по видам самих воспринимаемых объектов. Это касается восприятия пространства, времени, движения, восприятие одного человека другим. Такие виды восприятия обычно называют социальной перцепцией.

Под восприятием пространства понимают восприятие форм предметов, их пространственных величин и отношений в трех измерениях. Различают восприятие пространства с помощью зрения, осязания и кинестетического аппарата. Зрение дает представление о форме, объеме и величине объектов. Осязание формирует восприятие положения и величины небольших предметов, с которыми человек может непосредственно соприкасаться. Кинестетический аппарат дополняет осязательное и зрительное восприятие и дает возможность воспринимать пространственные формы отношения и величины как малых, так и крупных объектов в трех измерениях.

Далее идет восприятие времени. Оно отражает длительность и последовательность явлений или событий и зависит от быстроты смены психических процессов. Таким образом, восприятие времени для каждого человека индивидуально, поскольку зависит от субъективных характеристик психики.

Восприятие движения неотделимо от пространственно-временного восприятия, так как любое движение, т. е. перемещение объектов, происходит именно в этих измерениях.

Принято различать восприятие движения относительное и безотносительное. К первому относится одновременное восприятие и движущегося объекта, и некой неподвижной точки, относительно которой перемещается данный объект. Второе является восприятием движущегося объекта, изолированным от восприятия других объектов. Например, если человек наблюдает за перемещением футбольного мяча или игроков по полю, это относительное восприятие движения, поскольку его зрение фиксирует неподвижные границы поля. Если же человек, плывущий по морю на яхте, наблюдает за плеском волн или за тем, как ветер гонит облака по небу, такое восприятие движения будет безотносительным – фиксированная точка отсутствует.

Помимо этого, существуют такие понятия, как предметность и константность восприятия. Предметность означает, что воспринимается всегда некий конкретный предмет. Абстрактные идеи относятся не к процессу восприятия, а к процессу мышления или воображения. С позиции современной теории отражения предметность восприятия раскрывается как объективное качество, обусловленное особенностями воздействия предметов внешнего мира.

Константность восприятия означает, что воспринимаемый объект не меняет своих характеристик в том случае, когда он удаляется от человека или приближается к нему, нарисован на картине или показан на экране. Например, зрительный образ слона в силу адекватности сознания будет образом крупного животного независимо от того, находится ли слон в непосредственной близости от человека, удален он на какое-либо расстояние или человек видит его по телевизору. (Разумеется, речь в данном случае идет о взрослом человеке, который в своем опыте имеет зрительный образ слона. Маленький ребенок, не имеющий достаточного опыта восприятия, увидев на картинках одинакового размера слона и мышь, не составит адекватного представления без дополнительной информации.) Если не существует нарушений сознания, то зрительный (в данном случае) анализатор верно оценит перспективу, фон, на котором находится объект, и мозг даст адекватное представление о нем. При расстройстве же восприятия константность может исчезнуть. Так бывает, например, при галлюцинациях. Кроме этого, может возникать искаженное восприятие. Это бывает при намеренном создании иллюзий – приеме, которым пользуются иллюзионисты, используя зеркала, соответствующее освещение и иное, или при спонтанно возникающих иллюзиях, когда при неясном освещении пенек можно принять за животное, или в дремотном состоянии раскаты грома могут быть восприняты как орудийные залпы. Возникновение спонтанных иллюзий восприятия зависит от многих факторов: личного опыта, культурных традиций, социальной среды, преобладающего окружающего природного ландшафта в местности, где проживает человек. Например, иллюзии европейцев и африканцев или жителей города и деревни будут существенно разниться в силу вышеуказанных факторов.

В заключение лекции сделаем обзор существующих теорий восприятия . Возникновение первых воззрений на природу восприятия относится еще к античным временам. Например, Платон считал, что все предметы являются материализацией идей Творца. А восприятие предметов и возникновение их образов являются воспоминанием бессмертной души, которая до своего воплощения также находилась в мире этих идей. Идеалистический подход древнего мыслителя к воззрениям на психику и процесс восприятия впоследствии не нашел развития в психологической науке.

В процессе формирования психологии стал преобладать ассоцианистский подход к восприятию. Ассоциативная психология – одно из основных направлений в психологии XVII–XIX вв. Главным объяснительным принципом психической жизни являлось понятие ассоциации. Данный термин был введен Джоном Локком. Он означает связь, возникающую при определенных условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, идеями и т. п.). Различные виды трактовки ассоциативной психологии были даны Дэвидом Гартли, Джорджем Беркли и Дэвидом Юмом.

В начале XX в. в противовес механистическому ассоциативному подходу к психике и восприятию как ее базовой функции была сформирована школа гештальтпсихологии. Понятие гештальта – целостного образа – легло в основу воззрений данной школы. Но концепция этой школы относительно процесса восприятия также оказалась нежизнеспособной, хотя и сыграла большую роль в преодолении механистичности ассоциативного подхода. Гештальтпсихология приписывает восприятию способность преобразовывать действие материальных раздражителей внешней среды. Таким образом, согласно воззрениям этой школы сознание не является объективной функцией психики, основанной на адекватном отражении окружающего мира. Восприятие отрывается от внешнего мира, воспринимается как категория субъективного идеализма. Оно лишается какой бы то ни было объективности.

Другой шаг в преодолении ассоцианизма был сделан М. И. Сеченовым. Благодаря нему параллельно с развитием концепции гештальта развивалась рефлекторная концепция психики, которая в настоящий момент принята за основу многими зарубежными психологическими школами. Рефлекторная концепция отражения является компромиссом между механистическим материализмом ассоцианистов и субъективным идеализмом представителей гештальтпсихологии. Согласно ей восприятие не является механическим процессом, но также и не представляет собой процесс, полностью оторванный от объективных реалий мира. Восприятие есть процесс в своем роде творческий. В нем совокупно сочетаются реальные свойства воспринимаемого объекта и индивидуальные характеристики воспринимающего субъекта. В своей книге «Рефлексы головного мозга» И. М. Сеченов предоставил теоретическое обоснование целостности взаимоотношений организма и внешней среды. А в своей работе «Элементы мысли» он написал о процессе восприятия так: «Организм без его внешней среды, поддерживающей существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него».

В середине прошлого века в отечественной психологии был сформулирован деятельностный подход к изучению психики. Одним из основных его авторов являлся академик А. Н. Леонтьев. Данный подход характеризуется тем, что каждое психическое явление рассматривается в связи с деятельностью человека. Процесс восприятия неразрывно связан с деятельностью. На каждой стадии онтогенеза (индивидуального развития) человек обладает ведущим типом деятельности. В формировании любого типа деятельности на каждом возрастном этапе непосредственно участвует процесс восприятия. Кроме того, с расширением сфер деятельности восприятие качественно меняется. Это взаимовлияние схоже с взаимовлиянием восприятия и научения. Здесь необходимо разделить два понятия. В психологии существуют два термина, являющихся синонимами термина «восприятие». Они взяты из латинского языка и введены в терминологический аппарат психологии именно для того, чтобы сделать акцент на различии двух типов восприятия. Это термины «перцепция» и «апперцепция». Перцепция – непосредственное восприятие объектов окружающего мира. Апперцепция – восприятие, зависящее от прошлого опыта человека, от содержания его психической деятельности и его индивидуальных особенностей. Различают устойчивую апперцепцию, зависящую от сформировавшихся качеств личности, таких как мировоззрение, убеждения или верования, образование, и апперцепцию временную, зависящую от ситуативного психического состояния.


| |

Психология занимается изучением различных психических явлений, состояний и процессов. С рождением каждый из нас познает мир на всех его уровнях при помощи органов чувств. Мы вдыхаем, осматриваем, осязаем, пробуем, осознаем и т.д. Психологи подразделяют эти процессы на и ощущение.

Ощущение и восприятие в психологии

Ощущение является первым этапом обработки информации. Выделяют пять основных видов ощущений: обоняние, слух, вкус, осязание и зрение. Без них сознательная жизнь просто невозможна. Субъект просто погрузился бы в сонное состояние. К примеру, ощущение позволяет узнать теплый предмет или холодный, яркий или тусклый, тяжелый или легкий и т.д. Все наши ощущения сиюминутны. Мы активно реагируем на происходящее вокруг, в результате чего у нас двигаются глазные зрачки, сужаются сосуды и напрягаются мышцы. Этот чувственный опыт позволяет получать знания об окружающем мире.

Чем отличается ощущение от восприятия?

Восприятие завершает картину и формирует целостный образ. Оно позволяет получить информацию о предметах и явлениях в целом, т.е. обрабатывает сумму ощущений и формирует результат. При этом восприятие включает информацию на основе прошлого опыта и даже представлений. Оно задействует мышление, внимание, память, моторную сферу, особенности личности. К примеру, если мы держим в руке духи, смотрим на упаковку и вдыхаем аромат, целостное впечатление будет называться восприятием. В данном случае будут задействованы такие ощущения как зрение, обоняние и осязание.

Взаимосвязь ощущения и восприятия

В результате возникновения ощущения порождается какое-либо ощущение, например, яркость, сладость или громкость. Восприятие формирует в нашей голове полный образ, что состоит из пазлов ощущений. Для того, чтобы научиться хорошо воспринимать информацию, необходимо уметь осознавать, синтезировать и анализировать признаки материального объекта. Таким образом, отдельные воспринимаемые детали комбинируются в одно целое, что служит источником нашего опыта. Нарушение ощущений и восприятия заключается в пороге чувствительности. Он может быть пониженным или повышенным по отношению к норме. Лечением подобных явлений занимаются невропатологи.

Каждое живое существо наделено способностью ощущать от рождения. Но восприятием обладают только некоторые животные и люди. Способность воспринимать совершенствуется с течением времени. Это помогает нам лучше понимать те или иные процессы, поэтому важно работать над своим развитием и улучшать восприятие.

Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих в данных момент на органы чувств.

Восприятие – это отражение предметов и явлений в целом при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Ощущение – это, например, картинка, который мы видим, запах, который чувствуем, прикосновение и так далее. А вот восприятие – это все вместе. Если, например, мы ощутили шероховатость поверхности, увидели деревянную конструкцию, постучали по ней костяшками пальцем и услышали характерный для дерева стук, то это все будут ощущения. А наш разум, синтезируя все эти ощущения, воспринимает школьную парту целиком. Теперь, думаю, все понятно

Пороги чувствительности

Для возникновения ощущения необходимо, чтобы раздражение достигло определенной силы. Чтобы понять это на практике, достаточно всыпать с стакан с водой пару крупинок сахара. Доза слишком мала, вы не ощутите сладкого вкуса. Понемногу досыпайте сахар, пока, наконец, не ощутите легкий сладковатый привкус. Теперь достаточно рассчитать отношение количества воды к количеству сахара. Это и будет нижним порогом чувствительности.

Нижний порог чувствительности – это минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение.

Верхний порог чувствительности – это наибольшая величина раздражителя, при которой еще сохраняется данное ощущение.

Верхний порог чувствительности с помощью сахара найти будет уже сложновато, поэтому приведу другой пример. Вы заходите в темную, неосвещенную комнату. Очень-очень темную. Ничего не видно вообще. И тут постепенно начинает светлеть. Когда вы начнете едва различать предметы в комнате – это будет нижний порог. Когда же свет вас ослепит так, что вы уже ничего не увидите – это будет значить, что верхний порог чувствительности перейден.

Помимо верхнего и нижнего порогов существует еще порог различения.

Порог различения – это минимальное различие между двумя раздражителями, которое вызывает едва заметное различие ощущений.

Виды ощущений

I. По характеру отражения и месту расположения рецепторов различают следующие ощущения:

  1. Экстерорецептивные ощущения - ощущения, связанные с рецепторами, находящимися на поверхности тела. К ним относятся: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные.
  2. Интерорецептивные (органические) - ощущения, связанные с рецепторами, находящимися во внутренних органах. Органические ощущения не дают точной локализации, однако при их сильном отрицательном воздействии могут дезорганизовать сознание человека.
  3. Проприоцептивные ощущения - кинестезические (двигательные) и статические ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах, связках и вестибулярном аппарате. Ощущения собственных движений и пространственного положения тела.

II. В зависимости от разновидности анализатора различают следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, вкусовые, кинестезические, статические, вибрационные, органические и болевые. Ощущения подразделяются также на дистантные, при которых источники располагаются на некотором расстоянии от поверхности тела человека (например, зрительные и слуховые ощущения) и контактные, возникающие в результате прикосновения тех или иных предметов к поверхности кожи человека (например, осязательные и вкусовые ощущения).

Выделяют следующие виды расстройств ощущений:

  1. Сенестопатии - разнообразные неприятные, мучительные ощущения в различных частях тела и во внутренних органах, не имеющие для своего возникновения объективных причин. Это могут быть давление, журчание, лопание, жар, холод, жжение, переливание, распирание, стягивание и тому прочее. Сенестопатии могут быть ограниченными или распространенными, находиться в одном месте кратковременными эпизодами, начиная с 5-7-летнего возраста, чаще проецируясь в брюшной полости.
  2. Гипестезии - снижение силы ощущений, понижение чувствительности к внешним раздражителям. Звуки становятся приглушенными, свет кажется тусклым, яркость красок блекнет.
  3. Гиперстезии - обострение ощущений, повышенная чувствительность к обычным раздражителям. Например, гиперосмия - острое восприятие обычных запахов; гиперакузия - высокая чувствительность к обычным звукам.
  4. Парестезия - это расстройство, при котором появляются ощущения в виде онемений, ползания мурашек, покалываний при отсутствии реальных раздражителей.

Выделяют основные свойства восприятия :

  1. Предметность предполагает осмысленность и целостность образов. Предметы имеют не только цвет, форму, величину, но и определенное функциональное значение. Например, фортепиано - музыкальный инструмент, нож - столовый прибор, сапоги - обувь.
  2. Целостность. Отдельные компоненты целого могут действовать одновременно или последовательно, но при этом объект или явление воспринимается как единое целое. Так, слушая оркестр, мы воспринимаем не отдельные инструменты, не отдельные звуки, а мелодию в целом. Целостность образа складывается на основе обобщения знания об отдельных свойствах предмета.
  3. Константность - относительное постоянство воспринимаемой формы, цвета, величины предмета, независимо от значительных изменений объективных условий перцепции. Например, кошка на дереве, на земле, в темноте все равно будет опознаваться как кошка.
  4. Обобщенность - отнесенность единичных объектов к определенному классу объектов, однородных с ним по какому-либо признаку.
  5. Осмысленность - обеспечивает осознание того, что воспринимается человеком, как воспринимаемое соотносится с его знаниями и прошлым опытом. Перцептивные образы имеют определенный смысл, даже при виде незнакомого предмета он пытается уловить в нем сходство со знакомыми объектами.
  6. Избирательность - выделение одних объектов по сравнению с другими, связанное с активностью и личным опытом человека. Так, актер и любой посторонний человек будут по-разному обращать внимание на разворачивающиеся события в спектакле.

Восприятию характерны и некоторые другие свойства:

  1. объем - определяется количеством объектов, которые человек может воспринять одновременно (или последовательно в единицу времени);
  2. быстрота (или скорость) - определяется временем, необходимым для выполнения тех или иных перцептивных действий: обнаружение, различение и опознание. Она определяется сложностью воспринимаемого объекта, опытом его восприятия, быстротой возникновения ощущений, психофизиологическим состоянием человека;
  3. точность - это соответствие возникшего перцептивного образа, особенностям воспринимаемого объекта и задаче, стоящей перед человеком;
  4. полнота - степень такого соответствия;
  5. надежность - это возможная длительность восприятия с требуемой точностью и вероятность адекватного восприятия объекта в заданных условиях и в течение заданного времени.

Основные свойства ощущений , наиболее часто используемые:

  • качество,
  • интенсивность,
  • продолжительность,
  • пространственная локализация,
  • абсолютный порог,
  • относительный порог.

Качество ощущения

Характеристики не только ощущений, но и вообще все характеристики можно разделить на качественные и количественные. Например, название книги или ее автор - качественные характеристики; вес книги или ее длина - количественные. Качество ощущения - свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других ощущений. Можно сказать и так: качество ощущения это свойство, которое нельзя измерить с помощью в числах, сопоставить с какой-то числовой шкалой.

Для зрительного ощущения качеством может быть цвет воспринимаемого предмета. Для вкуса или обоняния - химическая характеристика предмета: сладкий или кислый, горький или соленый, цветочный запах, запах миндаля, запах сероводорода и т.д.

Иногда под качеством ощущения имеют в виду его модальность (слуховое ощущение, зрительное или иное). Это тоже имеет смысл, поскольку часто в практическом или теоретическом смысле приходится рассуждать об ощущениях вообще. Например в процессе эксперимента психолог может задать испытуемому общий вопрос: "Расскажите о своих ощущениях во время..." И тогда модальность будет одним из главных свойств описываемых ощущений.

Интенсивность ощущения

Возможно, главной количественной характеристикой ощущения является его интенсивность. В самом деле, для нас имеет большое значение, тихую музыку мы слушаем или громкую, светло в комнате или едва удается разглядеть свои руки.

Важно понимать, что интенсивность ощущения зависит от двух факторов, которые можно обозначить как объективный и субъективный:

  • сила действующего раздражителя (его физические характеристики),
  • функциональное состояние рецептора, на который действует данный раздражитель.

Чем значительнее физические параметры раздражителя, тем интенсивнее ощущение. Например, чем выше амплитуда звуковой волны, тем громче нам кажется звук. И чем выше чувствительность рецептора, тем тоже ощущение интенсивнее. Например, находясь после долгого пребывания в темной комнате и выйдя в умеренно освещенную комнату, можно "ослепнуть" от яркого света.

Длительность ощущения

Длительность ощущения - другая важная характеристика ощущения. Она, как следует из названия, обозначает время существования возникшего ощущения. Как ни парадоксально, но на длительность ощущения тоже влияют объективные и субъективные факторы.

Главный фактор, конечно, объективный - чем дольше действие раздражителя, тем продолжительнее ощущение. Однако на длительность ощущения влияет и функциональное состояние органа чувств, и некоторая инертность его.

Предположим, интенсивность некоторого раздражителя сначала плавно нарастает, потом плавно убывает. Например, это может быть звуковой сигнал - от нулевой силы он нарастает до отчетливо слышимой, а потом убывает опять до нулевой силы. Очень слабый сигнал мы не слышим - он находится ниже порога нашего восприятия. Поэтому в данном примере длительность ощущения будет меньше, чем объективная длительность сигнала. При этом, если наш слух до этого воспринимал сильные звуки продолжительный период и не успел еще "отойти", то длительность ощущения слабого сигнала будет еще меньше, потому что порог восприятия высокий.

После начала воздействия раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время. Латентный период различных видов ощущений неодинаков. Для тактильных ощущений - 130 мс, для болевых - 370 мс, для вкусовых - всего 50 мс. Ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии. Зрительное ощущение, как известно, обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после прекращения действия вызвавшего его раздражителя. След от раздражителя остается в виде последовательного образа.

Пространственная локализация ощущения

Человек существует в пространстве, и раздражители, которые действуют на органы чувств, тоже расположены в тех или иных точках пространства. Поэтому важно не просто воспринимать ощущение, но и пространственно локализовать его. Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, т. е. мы можем сказать, откуда падает свет, идет тепло или на какой участок тела воздействует раздражитель.

Абсолютный порог ощущения

Абсолютный порог ощущения - это те минимальные физические характеристики раздражителя, начиная с которых возникает ощущение. Раздражители, сила действия которых лежит ниже абсолютного порога ощущения, не дают ощущений. Кстати, это совсем не значит, что они не оказывают никакого воздействия на организм. Исследования Г. В. Гершуни показали, что звуковые раздражения, лежащие ниже порога ощущения, могут вызывать изменение электрической активности мозга и даже расширение зрачка. Зона воздействия раздражителей, не вызывающих ощущений, была названа Г. В. Гершуни "субсенсорной областью".

Существует не только нижний абсолютный порог, но и так называемый верхний - значение стимула, при котором он перестает восприниматься адекватно. Другое название у верхнего абсолютного порога - болевой порог, потому что при его преодолении мы испытываем боль: резь в глазах при слишком ярком свете, боль в ушах при слишком громком звуке и т.д. Однако есть некоторые физические характеристики раздражителей, которые не связаны с интенсивностью воздействия. Такова, например, частота звука. Мы не воспринимаем ни очень низкие частоты, ни очень высокие: примерный диапазон от 20 до 20000 Гц. Однако ультразвук не вызывает у нас болезненных ощущений.

Относительный порог ощущения

Относительный порог ощущения - тоже важная характеристика. Сможем ли мы отличить вес пудовой гири и воздушного шарика? А сможем ли отличить в магазине вес двух палок колбасы, выглядящих одинаково? Часто бывает важнее оценить не абсолютную характеристику ощущения, а как раз относительную. Такого рода чувствительность называется относительной, или разностной.

Она используется как для сравнивания двух разных ощущений, так и для определения изменений в одном ощущении. Предположим, мы услышали как музыкант исполнил на своем инструменте две ноты. Была ли высота этих нот одинаковой? или разной? Был ли один звук громче другого? или не был?

Относительный порог ощущения - то минимальное различие в физической характеристике ощущения, которое будет заметно. Интересно, что для всех видов ощущения существует общая закономерность: относительный порог ощущения пропорционален интенсивности ощущения. Например, если к грузу в 100 граммов необходимо прибавить три грамма (не меньше), чтобы почувствовать разницу, то к грузу в 200 граммов для той же самой цели потребуется добавить шесть граммов.

Исследования показали, что для конкретного анализатора это соотношение относительного порога к интенсивности раздражителя является константой. У зрительного анализатора это соотношение составляет приблизительно 1/1000. У слухового - 1/10. У тактильного - 1/30.

Развитие ощущений

Ощущения могут и должны развиваться, и начинается этот процесс сразу после рождения ребенка. Эксперименты и простые наблюдения показывают, что уже спустя незначительное время после рождения ребенок начинает реагировать на раздражители всех видов.

Ощущения разных модальностей имеют разную динамику в развитии, степень их зрелости в разные периоды разная. Сразу после рождения у ребенка наиболее развитой оказывается кожная чувствительность. Возможно, это связано с тем, что в процессе филогенеза эта чувствительность является старейшей.

Наблюдая за новорожденным, можно заметить, что ребенок дрожит из-за различия температуры тела матери и температуры воздуха. Реагирует новорожденный ребенок и на просто прикосновения. Наиболее чувствительны в этом возрасте губы и вся область рта. Очевидно, это связано с необходимостью питаться. Новорожденные ощущают также и боль.

Уже в первые дни после рождения у ребенка достаточно высоко развита вкусовая чувствительность. Новорожденные дети по-разному реагируют на введение им в рот раствора хинина или сахара. Через несколько дней после рождения ребенок отличает молоко матери от подслащенной воды, а последнюю от простой воды.

Весьма хорошо развита у новорожденных обонятельная чувствительность, особенно связанная с питанием. Новорожденные дети по запаху материнского молока определяют, есть ли в комнате мать или нет. Если ребенок первую неделю питался материнским молоком, то он будет отворачиваться от коровьего, едва лишь почувствовав его запах.

Обонятельным ощущениям предстоит еще долго развиваться. Даже в четырех-пятилетнем возрасте обоняние ребенка далеко от совершенства.

Зрение и слух в своем развитии проходят более сложный путь, который включает в себя ряд этапов. Эти органы значительно сложнее устроены, они заняты обработкой огромных объемов информации и требуют поэтому высокой организации функционирования.

Фактически, если можно так выразиться, люди рождаются слепыми и глухими. В первые дни после рождения типичный ребенок не реагирует на звуки, даже очень громкие. Слуховой проход новорожденного заполнен околоплодной жидкостью, которая рассасывается лишь через несколько дней. Обычно ребенок начинает реагировать на звуки в течение первой недели, иногда этот срок затягивается до двух-трех недель.

Когда ребенок начинает слышать, его реакции на звук имеют характер общего двигательного возбуждения, в частности:

  • ребенок вскидывает ручки,
  • шевелит ножками,
  • издает громкий крик.

Чувствительность к звуку постепенно повышается в первые недели жизни.

Через два-три месяца ребенок начинает находить направление на источник звука. Внешне это проявляется в том, что он поворачивает голову в сторону этого источника. Начиная с третьего-четвертого месяца, некоторые дети начинают реагировать на пение и музыку.

Как только ребенок начинает нормально слышать, у него постепенно развивается речевой слух. Он начинает отличать голос матери от голосов других людей. Уже в первые месяцы жизни гуление ребенка в своем тембре начинает коррелировать с материнским голосом.

В своих явных реакциях ребенок прежде всего начинает реагировать на интонацию речи. Это наблюдается на втором месяце жизни, когда ласковый тон действует на ребенка успокаивающе.

В дальнейшем можно обнаружить реакцию ребенка на восприятие ритмической стороны речи и общего звукового рисунка слов.

Довольно точное различение звуков речи, создающее необходимый минимум для становления собственной речи, наступает лишь к концу первого года жизни. С этого момента и начинается развитие собственно речевого слуха. Способность различать гласные возникает раньше, чем способность различать согласные.

Зрение развивается у ребенка еще более медленно. Абсолютная чувствительность к свету у новорожденных очень низка, но заметно возрастает в первые дни жизни. С момента появления зрительных ощущений ребенок реагирует на свет различными двигательными реакциями.

Различение цветов растет медленно. Лишь к пятому месяцу обычно наступает различение цвета, после чего ребенок начинает проявлять интерес к ярко-хроматическим предметам.

Другое препятствие, которое надо преодолеть ребенку, - рассогласование в движениях глаз. Ребенок начинает ощущать свет, но в первое время не может видеть предметы. Один глаз может смотреть в одну сторону, другой в другую или вообще может быть закрытым. Ребенок начинает управлять движением глаз лишь к концу второго месяца жизни.

На третьем месяце ребенок начинает различать предметы и лица. В это же время начинается длительный процесс развития восприятия пространства, форм предметов, их величин и удаления.

В процессе развития ощущений всех модальностей важно еще одно обстоятельство - надо научиться различать ощущения. Хотя к концу первого года абсолютная чувствительность достигает высокого уровня, различение ощущений совершенствуется и в школьные годы.

Важно отметить и то, что в динамике развития ощущения большое значение имеют индивидуальные различия: генетические особенности, здоровье ребенка, наличие довольно богатой ощущениями среды. Процессом развития ощущений в некоторых (не очень больших) пределах можно управлять: с помощью регулярных тренировок, знакомства с новыми стимулами. Развитие слуха в младенческом возрасте может составить неплохой задел для дальнейшей музыкальной карьеры.

Развитие восприятия - процесс качественного видоизменения процессов восприятия по мере роста организма и накопления индивидуального опыта. Для человека характерно, что наиболее существенные изменения восприятия происходят в первые годы жизни ребенка. При этом решающую роль играет усвоение выработанных обществом сенсорных эталонов и приемов обследования раздражителей. Уже до достижения полугодовалого возраста в условиях взаимодействия со взрослыми, возникают активные поисковые действия: ребенок смотрит, чтобы видеть, схватывает и ощупывает предметы рукой. На этой основе образуются интерсенсорные связи между различными рецепторными системами (зрительной, слуховой, осязательной). Так ребенок становится в состоянии воспринимать сложные комплексные раздражители, узнавать и дифференцировать их. В возрасте 6–12 месяцев происходит быстрое развитие двигательной системы, и в качестве ведущей деятельности выступают предметные действия и манипуляции, что требует константности восприятия. При этом основным способом восприятия становятся воспроизводящие движения, моделирующие особенности воспринимаемых объектов. В дальнейшем развитие восприятия происходит в самой тесной связи с развитием различных видов деятельности детей (игровой, изобразительной, конструктивной и элементов трудовой и учебной). После достижения четырехлетнего возраста оно приобретает относительную самостоятельность.

Физиологические основы восприятия

Деятельность восприятия как психического процесса обеспечивают процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе.

Под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и, в конечном итоге, в кору головного мозга. Здесь нервное возбуждение поступает в проекционные (сенсорные) зоны коры, которые представляют собой таким образом центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. Разные проекционные зоны связаны с разными органами чувств, и в зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация.

Описанный, до этого момента, механизм является механизмом возникновения ощущений. Эти ощущения - практически в буквальном смысле - являются отражением окружающей действительности. Как в зеркале или на фотографии отражены окружающие объекты, так и в проекционных зонах отражаются эти же самые объекты, только в виде нервных возбуждений, от точки к точке.

С ощущений процесс восприятия лишь начинается. Собственные физиологические механизмы восприятия включаются в процессе формирования целостного образа объекта на последующих этапах, когда возбуждение от проекционных зон передается в интегративные зоны коры головного мозга, где и происходит завершение формирования образов явлений реального мира. Поэтому интегративные зоны коры головного мозга, завершающие процесс восприятия, часто называют перцептивными зонами. Их функция существенно отличается от функций проекционных зон.

Различие в работе проекционных и интегративных зон обнаруживается, когда у человека нарушена деятельность той или иной зоны. При нарушении работы зрительной проекционной зоны наступает так называемая центральная слепота, т. е. при полной исправности периферии - органов чувств - человек полностью лишается зрительных ощущений, он совсем ничего не видит. Если поражена интегративная зона (при сохранности проекционной), человек видит отдельные световые пятна, какие-то контуры, но не понимает, что он видит. Он перестает осмысливать то, что воздействует на него, не узнает даже хорошо знакомые предметы и людей.

В других модальностях наблюдается аналогичная картина. При нарушении слуховых интегративных зон люди перестают понимать человеческую речь. Подобные заболевания получили название агностических расстройств (расстройства, приводящие к невозможности познания), или агнозий,

Восприятие тесно связано с двигательной деятельностью, эмоциональными переживаниями, мыслительными процессами, и это еще более усложняет понимание физиологических основ восприятия. Начавшись в органах чувств, нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями, переходят в нервные центры, где охватывают собой различные зоны коры, вступают во взаимодействия с другими нервными возбуждениями. Вся эта сложная сеть возбуждений разрастается. Взаимодействующие между собой возбуждения широко охватывают разные зоны коры.

В процессе восприятия большое значение имеют временные нервные связи. Как ручка и листок бумаги помогают считать столбиком, так и временные нервные связи обеспечивают восприятие возможностью делать гипотезы, которые необходимы для глубокого анализа воспринимаемой ситуации. Временные нервные связи, обеспечивающие процесс восприятия, могут быть двух видов:

  • связи, образуемые в пределах одного анализатора,
  • межанализаторные связи.

Первый вид связей имеет место при воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности. Например, таким раздражителем является мелодия, представляющая собой своеобразное сочетание отдельных звуков, воздействующих на слуховой анализатор. Весь этот комплекс действует как один сложный раздражитель. При этом нервные связи образуются не только в ответ на сами раздражители, но и на их отношение - временное, пространственное и пр. (так называемый рефлекс на отношение). В результате в коре больших полушарий происходит процесс интегрирования, или сложного синтеза.

Межанализаторные нервные связи образуются при воздействии комплексного раздражителя. Это связи в пределах разных анализаторов, возникновение которых И. М. Сеченов объяснял существованием ассоциаций (зрительных, кинестетических, осязательных и т.д.). Эти ассоциации у человека обязательно сопровождаются слуховым образом слова, благодаря которому восприятие приобретает целостный характер.

Благодаря связям, образуемым между анализаторами, мы отражаем в восприятии такие свойства предметов или явлений, для восприятия которых нет специально приспособленных анализаторов (например величина предмета, удельный вес).

Таким образом, в основе сложного процесса построения образа восприятия лежат системы внутрианализаторных и межанализаторных связей, обеспечивающих наилучшие условия видения раздражителей и учет взаимодействия свойств предмета как сложного целого. Но кроме этого прямо и косвенно на процесс восприятия оказывают влияние разные участки головного мозга. Даже, например, лобные доли оказывают некоторое участие в процессах восприятия, обеспечивая целенаправленность этого процесса.

В психопатологии выявляются расстройства ощущений, к которым относятся: гиперестезия, гипостезия, анестезия, парестезия и сенестопатия, а также фантом-симптом.

  1. Гиперестезия - нарушение чувствительности, которое выражается в сверхсильном восприятии света, звука, запаха. Характерно для состояний после перенесенных соматических заболеваний, черепно-мозговой травмы. Пациенты могут воспринимать шелест листьев под ветром подобным грохочущему железу, а естественный свет как очень яркий.
  2. Гипостезия - снижение чувствительности к сенсорным стимулам. Окружающее воспринимается блеклым, тусклым, неразличимым. Это явление типично для депрессивных расстройств.
  3. Анестезия - утрата чаще всего тактильной чувствительности, или функциональное выпадение способности к восприятию вкуса, запаха, отдельных предметов, типично для диссоциативных (истерических) расстройств.
  4. Парестезии - ощущение покалывания, жжения, ползания мурашек. Обычно в зонах, соответствующих зонам Захарьина - Геда. Типично для соматоформных психических расстройств и соматических заболеваний. Парестезии обусловлены особенностями кровоснабжения и иннервации, чем отличаются от сенестопатий. Тяжесть под правым подреберьем мне давно знакома, и возникает после жирной пищи, но иногда она распространяется в давление над правой ключицей и в правый плечевой сустав.
  5. Сенестопатии - комплексные необычные ощущения в теле с переживаниями перемещения, переливания, перетекания. Нередко вычурные и выраженные необычным метафорическим языком, например, пациенты говорят о перемещении щекотки внутри мозга, переливании жидкости от горла к половым органам, растяжении и сжатии пищевода. Я ощущаю, говорит пациентка С., что... будто вены и сосуды опустели, а по ним перекачивают воздух, который должен обязательно попасть в сердце и оно остановится. Что-то вроде распираний под кожей. А потом толчки пузырьков и закипание крови.
  6. Фантом-синдром отмечается у лиц с утратой конечностей. Пациент вытесняет отсутствие конечности и как бы ощущает боли или движения в отсутствующей конечности. Часто такие переживания возникают после пробуждения и дополняются сновидениями, в которых пациент видит себя с отсутствующей конечностью.

Нарушения восприятия при различных психических заболеваниях имеют различные причины и различные формы проявления. При локальных поражениях головного мозга можно различать:

  1. Элементарные и сенсорные расстройства (нарушение ощущения высоты, цветоощущения и т.д.). Эти нарушения связаны с поражениями подкорковых уровней анализаторных систем.
  2. Сложные гностические расстройства, отражающие нарушение разных видов восприятия (восприятие предметов, пространственных отношений). Эти нарушения связаны с поражением корковых зон мозга.

Гностические расстройства различаются в зависимости от поражения анализатора, при этом делятся на зрительные, слуховые и тактильные агнозии.

Агнозия – расстройство узнавания предметов, явлений, частей собственного тела, их дефектов при сохранности сознания внешнего мира и самосознания, а также при отсутствии нарушений периферической и проводящей частей анализаторов. Агнозия может возникнуть в результате разрушения определенных корковых зон (энцефалит, опухоль, сосудистый процесс и т.д.), а также вследствие нейродинамических нарушений.

Зрительные агнозии делятся на:

  1. предметную агнозию (больные не узнают предметов и их изображений);
  2. агнозию на цвета и шрифты;
  3. агнозию оптико-пространственную(нарушается понимание символики рисунка, отражающее пространственные качества рисунка, пропадает возможность передать на рисунке пространственные признаки объекта: дальше, ближе, больше-меньше, сверху-снизу и т.д.).

При слуховых расстройствах отмечается снижение способности дифференцировки звуков и понимания речи больные не могут запомнить два или более звуковых эталона), аритмия (не могут правильно оценить ритмические структуры, количество звуков и порядок чередований), нарушение интонационной стороны речи (больные не различают интонаций и у них невыразительная речь).

Тактильные агнозии – нарушение узнавания предметов при их ощупывании при сохранении тактильной чувствительности (исследование при закрытых глазах).

3. Иллюзии – ошибочное, ложное восприятие реально существующего объекта, предмета или явления.

Физиологические – основаны на нормальной работе анализаторов. Когда мы видим движущиеся тучи и луну, нам кажется, что движется луна, а фон является устойчивым. (Дома-улица).

Физические – основаны на законах физики. Ложка в стакане. Иллюзии Мюллера - Люэра имеют прямое отношение к восприятию человека человеком: если у наблюдаемого человека руки подняты, он кажется выше, чем тот, у которого опущены плечи, хотя размеры туловища у них одинаковы.

Иллюзия Данцио (отрезок в углу кажется больше)

Иллюзия Поггендорфа (А является продолжением С, но кажется, что А является продолжением В)

Аффективные – при эмоциональном перенапряжении. Ребенок-страх темноты-плащ-человек.

Интерпретативные – при личностных и патохарактерологических расстройствах. В группе говорят-слышит свое имя.

Параэйдолические – зрительные иллюзии с фантастическим содержанием. В рисунке ковра видит животное.

4. Галлюцинации – ложные восприятия, возникающие в содержании сознания без внешних раздражителей, т.е. без реального объекта –это обман восприятия.

Классификация

  • Простые: Зрительные (фотопсии – мелькание мушек перед глазами); Слуховые (акфемы – Скрип двери, шум шагов; Фонемы – простые речевые галлюцинации в виде звуков речи, слогов).
  • Сложные: Слуховые (Голоса в виде приказа – императива, оскорбительные, хвалебные); Зрительные (сценоподобные, зоопсихические); Тактильные; Обонятельные.
  • Истинные – в объективном пространстве, воспринимаются четко, ярко, не сопровождаются чувством опасности, отсутствует критика.
  • Ложные (псевдогаллюцинации) – описал Кандинский, в субъективном пространстве, воспринимаются не четко, не ярко, приглушенно, сопровождаются чувством опасности, присутствует формальная критика.
  • Психосенсорные расстройства – искажение восприятия объектов: Метаморфопсии (удвоение предмета, увеличение размера); Аутометаморфопсии – нарушение схемы тела; Нарушение восприятия времени (интоксикация канабиоидами).
  • деперсонализация – расстройство восприятия собственной личности;
  • бедность участия - утрата восприятия сложных эмоций;
  • дереализация – искаженное восприятие окружающего мира. Сюда же можно отнести симптомы "уже виденного" (de ja vu), "никогда не виденного" (ja mais vu);

Психология и эзотерика

Актуальность выбранной темы заключается в том что ощущая воспринимая наглядно представляя себе любой предмет любое явление человек должен както анализировать обобщать конкретизировать другими словами мыслить о том что отражается в ощущениях и восприятиях. Следовательно без участия психических процессов: восприятия и ощущения человеческая деятельность невозможна. Вопросы рассматриваемые в ходе лекции: Общая характеристика Ощущения и Восприятие Свойства восприятия Виды восприятия Свойства ощущений Виды ощущений Общая...

Лекция по Общей психологии на тему: «Ощущения и Восприятие»

Введение

Тема сегодняшней лекции «Ощущение и Восприятие». Актуальность выбранной темы заключается в том, что ощущая, воспринимая наглядно представляя себе любой предмет любое явление человек должен как-то анализировать, обобщать, конкретизировать, другими словами мыслить о том, что отражается в ощущениях и восприятиях. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия психических процессов: восприятия и ощущения человеческая деятельность невозможна.

Вопросы, рассматриваемые в ходе лекции:

  1. Свойства восприятия
  2. Виды восприятия
  3. Свойства ощущений
  4. Виды ощущений

Общая характеристика Ощущения и Восприятие

Восприятием в общей психологии называют отражение предметов, ситуаций или событий в их целостности. Оно возникает при непосредственном воздействии объектов на органы чувств. Поскольку целостный объект обычно воздействует одновременно на различные органы чувств, восприятие является составным процессом. Оно включает в свою структуру ряд ощущений – простых форм отражения, на которые можно разложить составной процесс восприятия.

Ощущениями в психологии называются процессы отражения лишь отдельных свойств объектов окружающего мира. Понятие ощущения отличается от понятия восприятия не качественно, а количественно. Например, когда человек держит в руках цветок, любуется им и наслаждается его ароматом, то целостное впечатление от цветка будет называться восприятием. А отдельными ощущениями будут аромат цветка, зрительное впечатление от него, осязательное впечатление руки, держащей стебель. Однако в то же время, если человек с закрытыми глазами будет вдыхать аромат цветка, не касаясь его, это все равно будет называться восприятием. Таким образом, восприятие состоит из одного или нескольких ощущений, создающих на настоящий момент наиболее полное представление об объекте.

Современной психологией признано, что ощущения являются первичной формой познания человеком окружающего мира. Следует также отметить, что хотя ощущение и является процессом элементарным, но на основе ощущений строятся очень многие сложные психические процессы, начиная с восприятия и заканчивая мышлением.

Итак, восприятие является совокупностью ощущений. Для возникновения ощущений необходимы объект внешнего воздействия и анализаторы, способные это воздействие воспринять.

  1. Свойства восприятия:

1. Предметность восприятия - способность отражать объекты и явления действительности не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Наглядный образ относится к определенному предмету или явлению внешнего мира. Это соотношение является основой ориентировочной функции нашего поведения и деятельности

2. Целостность т.е. восприятие есть всегда целостный образ предмета. Однако способность целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной.

3. Константность восприятия- благодаря ей мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме цвету величине и т.п. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы (системы анализаторов обеспечивающих акт восприятия). Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Константность восприятия - не врожденное свойство а приобретенное.

4. Структурность восприятия - восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру.

5. Осмысленность восприятия - восприятие тесно связано с мышлением с пониманием сущности предметов.

6. Избирательность восприятия - проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.

  1. Виды восприятия

Виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятия. Основой другого классификатора типов восприятия является формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени, и восприятие движения. Отдельно выделяется восприятие человека человеком.

Восприятие величины и формы предметов. При восприятии величины и формы предметов большое значение имеет изображение их на сетчатке глаза.

При восприятии времени обнаруживается склонность преувеличивать небольшие и преуменьшать большие промежутки времени. Восприятие длительности времени зависит от содержания деятельности человека. Время, заполненное интересными, значимыми делами, течет быстро. Если же события неинтересные, малосущественные, время тянется медленно. Учащиеся не замечают как «летит время» на уроке, когда они заняты активной деятельностью. На оценке времени сказывается также установка личности. Ожидание неприятного вызывает восприятие быстрого течения времени. И наоборот, при ожидании приятного или желанного события, кажется, что оно долго не наступает.

Восприятие движения - это отражение направления и скорости пространственного существования предметов. Оно дает возможность людям и животным ориентироваться в относительных изменениях взаимоотношений и взаиморасположения предметов окружающей среды. Знания о перемещении предметов человек получает, непосредственно воспринимая движение

  1. Свойства ощущений

Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора. Продолжительность ощущения есть его временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время, которое назвали латентным (скрытым) периодом ощущения. Латентный период для различных видов ощущений неодинаков: для тактильных ощущений, например, он составляет 130 миллисекунд, для болевых 370 миллисекунд. Вкусовое ощущение возникает спустя 50 миллисекунд после нанесения химического раздражителя на поверхность языка. Подобно тому, как ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя, оно и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Подобное явление происходит и в других анализаторах. Например, слуховые, температурные, болевые и вкусовые ощущения также продолжаются некоторое время после действия раздражителя.

Для ощущений также характерна пространственная локализация раздражителя.

Контактные ощущения (тактильные, болевые, вкусовые) соотносятся той частью тела, на которую воздействует раздражитель. При этом локализация болевых ощущений бывает разлитой и менее точной, чем тактильных.Различные органы чувств, дающие нам сведения о состоянии окружающего нас внешнего мира, могут отображать эти явления с большей или меньшей точностью.

  1. Виды ощущений

Выделяют следующие основания классификации ощущений:

По наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем вызывающим ощущение;

По месту расположения рецепторов;

По времени возникновения в ходе эволюции;

По модальности (виду) раздражителя.

По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем вызывающим ощущение выделяют дистантную и контактную рецепцию. Зрение слух обоняние относятся к дистантной рецепции. Эти виды ощущений обеспечивают ориентировку в ближайшей среде. Вкусовые болевые тактильные ощущения - контактные. По модальности раздражителя ощущения делят на зрительные слуховые обонятельные вкусовые тактильные статические и кинестетические температурные болевые жажды голода. Охарактеризуем кратко каждый из названных видов ощущений. Зрительные ощущения. Они возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза - сетчатку являющуюся рецептором зрительного анализатора.

Слуховые ощущения . Эти ощущения также относятся к дистантным и также имеют большое значение в жизни человека. Благодаря им человек слышит речь имеет возможность общаться с другими людьми. Раздражителями для слуховых ощущений являются звуковые волны

Вибрационные ощущения . К слуховым ощущениям примыкает вибрационная чувствительность. У них общая природа отражаемых физических явлений. Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Этот вид чувствительности образно называют «контактным слухом». Обонятельные ощущения . Они относятся к дистантным ощущениям которые отражают запахи окружающих нас предметов. Органами обоняния являются обонятельные клетки расположенные в верхней части носовой полости. В группу контактных ощущений входят вкусовые кожные (болевые тактильные температурные).

Вкусовые ощущения . Вызываются действием на вкусовые рецепторы веществ растворенных в слюне или воде. Вкусовые рецепторы - вкусовые почки расположенные на поверхности языка глотки неба - различают ощущения сладкого кислого соленого и горького.

Кожные ощущения . В кожных покровах имеется несколько анализаторных систем: тактильная (ощущения прикосновения) температурная (ощущения холода и тепла) болевая. Система тактильной чувствительности неравномерно распределена по всему телу. Тактильная чувствительность дает знания о качествах предмета а болевые ощущения сигнализируют организму о необходимости отдалиться от раздражителя и имеют ярко выраженный эмоциональный тон. Температурные ощущения - связан с регулированием теплообмена между организмом и окружающей средой. Распределение тепловых и холодовых рецепторов на коже неравномерно. Наиболее чувствительна к холоду спина наименее - грудь.

Особое место и роль в жизни и деятельности человека занимают интероцептивные (органические) ощущения которые возникают от рецепторов расположенных во внутренних органах и сигнализируют о функционировании последних. Эти ощущения образуют органическое чувство (самочувствие) человека

Заключение

Живя и действуя, разрешая в ходе своей жизни встающие перед ним практические задачи, человек воспринимает окружающее. Воспринимая, человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает, а иногда он не только смотрит, но рассматривает или всматривается, не только слушает, но и прислушивается. Восприятие – это форма познания действительности. Но как объяснить тот факт, что все мы воспринимаем одно и то же? Можно было бы думать, что с самого рождения культура берет на себя регулирование деятельности мозга таким образом, что мозг научается производить те же расчеты, которые характерны для всех членов данной группы. Различия в восприятии мира, жизни, смерти и так далее у разных культур казалось бы, подтверждает это. Прибрам придерживается мнения (Годфруа Ж), что этот подход должен коренным образом изменить наше понимание реальности. Это не означает, что старые модели будут отброшены. Они, скорее всего, войдут в более широкое и богатое видение мира, которое позволит нам объяснить Вселенную, часть которой составляем мы сами.

Таким образом, наше восприятие окружающего – результат истолкования сигналов, улавливаемых антеннами, настроенными на внешний мир. Эти антенны – наши рецепторы; глаза, уши, нос, рот и кожа. Мы чувствительны также к сигналам из нашего внутреннего мира, к мысленным образам и к воспоминаниям, хранящимся в памяти на более или менее сознательном уровне.

Список литературы

Психологический словарь /Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова - М.: Пароход, 1996

Рубинштейн, С. Н. Основы общей психологии / С.Н. Рубинштейн - СПб.: Альфа, 1999


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21213. Социальные группы: основные характеристики 2.18 MB
Социальные группы: основные характеристики. Возникновение социальной группы обусловлено общественноэкономическими причинами. У социальной группы общие нормы цели санкции групповые ритуалы отношения совместная деятельность и т.
21215. КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ КАТЕГОРИИ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО 82.5 KB
Категория рода имени существительного. Существительные общего рода. Способы и средства выражения ГЗ рода. Определение родового значения неизменяемых заимствованных существительных, аббревиатур, составных наименований. Родовые колебания.
21216. ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА И ГРУППОВАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ 107.5 KB
Она рассматривается с точки зрения внутренней природы малых групп того как они формируются их структуры и процессов их влияния на отдельных членов группы и на другие группы. Еще один взгляд на групповую динамику заключается в том что она состоит из набора методик ролевые игры мозговой штурм группы встреч группы без лидера групповая терапия тренинг сенситивности и подобные методики в своей совокупности составляют групповую динамику. При этом необходимо преодолеть индивидуальное сопротивление отдельных членов группы что...
21217. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ 41 KB
Представления о личности в отечественной психологии. Социальная установка личности. Яконцепция как социальная установка личности.
21218. Социальная психология. История отечественной социальной психологии 805 KB
История отечественной социальной психологии Традиционным было мнение о том что истоки социальной психологии восходят к западной науке. Возникновение и развитие западной и отечественной психологии происходило как бы параллельно. Путь ее становления имеет ряд стадий: зарождение социальной психологии в общественных и естественных науках отпочкование от родительских дисциплин социологии и психологии и превращение в самостоятельную науку возникновение и развитие экспериментальной социальной психологии. История социальной психологии в нашей...
21219. Психология цвета: Теория и практика 1.36 MB
; Психология цвета: Теория и практика Б.; Психология цвета: Теория и практика; Изд:Речь 2005 ISBN 5926803632 Цвет и психика В монографии освещаются различные аспекты взаимосвязи цвета и психики человека. Описывается психофизиологическое и психологическое воздействие цвета на человека. Когдато цвета считались чуть ли не божествами но объективная наука доказала что цвет лишь субъективное ощущение возникающее при воздействии на зрительный анализатор электромагнитной волны определенной длины.
21220. Психология цвета. Книга 832.5 KB
Последние три главы посвящены цветолечению в них описываются особенности заболеваний людей с разными цветовыми типами поведения и цветомедитация метод который автор разрабатывает в течение последних десяти лет. Последние три главы посвящены цветолечению в них описываются особенности заболеваний людей с разными цветовыми типами поведения и цветомедитация метод который автор разрабатывает в течение последних десяти лет. СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЦВЕТА СЕМАНТИЧЕСКИЕ ПОЛЯ ЦВЕТОВ СПЕКТРА Цвета ахроматической оси Цвета хроматического круга...
21221. Система планов предприятия и их взаимоувязка 64.5 KB
Все виды планов на предприятии могут быть систематизированы по таким основным классификационным признакам, как содержание планов, уровень управления, методы обоснования, время действия, сфера применения, стадии разработки, степень точности и др.