Экономика        23.03.2021   

Составить схему типы альтернативных доу. Частные и альтернативные образовательные учреждения. Современные модели дошкольного образования на базе образовательных учреждений и организаций

Оксана Щербинина
Альтернативные формы дошкольного образования

Актуальность данной темы состоит в том, что современная система дошкольного образования строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм , гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется возникновением новых видов воспитательно-образовательных учреждений для детей и разнообразием педагогических услуг.

Проблемой современного образования является обеспечение равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу. В целях создания благоприятных условий для решения этой задачи рекомендуется всемерно развивать и совершенствовать имеющиеся возраста и внедрять .

При изучении этой темы я поставила перед собой задачу изучить альтернативные формы обучения в дошкольном образовании .

В настоящее время основной организационной формой дошкольного образования являются дошкольные образовательные учреждения шести разных видов, а также образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Соответственно, основная масса дошкольных образовательных программ , разрабатываемых до сих пор, нацелена именно на дошкольные образовательные учреждения .

Можно представить перечень возможных организационных форм образования детей дошкольного возраста следующим образом :

Детский сад полного дня;

Группы кратковременного пребывания в детском саду;

Группы для детей старшего дошкольного возраста на базе общеобразовательных учреждений ;

- дошкольные группы на базе разных культурно-образовательных центров и центров дополнительного образования детей ;

- дошкольные группы на базе добровольных родительских сообществ.

Перечисленные формы образования детей дошкольного возраста можно разделить на три модели, положив в основу характер организации образовательного процесса :

1) группы полного дня для детей дошкольного возраста на базе учреждений, относимых к сфере дошкольного образования (дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста);

2) группы кратковременного пребывания детей на базе образовательных учреждений , учреждений культуры и родительских сообществ;

3) образование в семье (представленное в формах собственно семейного образования , осуществляемого родителями, гувернерства и репетиторства).

В саду ребенок приобретает :

Знания об окружающем мире, о профессиях, первые математические понятия.

Навыки самообслуживания, общественного труда (убрать за собой постель, отнести посуду в раковину, полить цветы и т. п.)

Первый социальный опыт, который является основополагающим для всего дальнейшего общения.

Таким образом , развитие ребенка в детском саду можно назвать

- всесторонним : малыш развивается как физически, так и умственно, а также идет развитие его эмоционально-волевой сферы;

- гармоничным : так как программа обучения и воспитания детей в детском саду ведется с учетом возрастных, психофизиологических особенностей ребенка (то есть, в каждой возрастной группе свои занятия по продолжительности, нагрузке и материалу).

Опираясь на эти требования, и надо подбирать альтернативу детскому саду .

Первый вариант замены садика - группа неполного дня.

Преимущества такого воспитания в том, что это почти то же самое, что и посещение детского садика. Ребенок также с утра приходит, играет с друзьями, занимается по программе с профессиональными педагогами, гуляет. То есть удовлетворяется потребность малыша и в общении, и в движении, и в получении новых знаний, умений и навыков.

Негативная сторона заключается в том, что для родителей день разбит. С таким режимом трудно подобрать хорошую работу .

Может быть два вида группы неполного дня :

Посещение специальной группы в саду, которая так и называется «группа неполного дня» ;

Посещение обычной группы, но, по договоренности с воспитателем и заведующей, в таком режиме, как удобно родителям (но необходимо, чтобы посещение сочеталось и с общим режимом группы) .

Посещение обычной группы более предпочтительно, так как ребенка также можно привести и после дневного сна. Например, на дополнительные занятия по ритмике или английскому языку, которые чаще бывают во второй половине дня.

Вариант второй : секции и кружки

Второй вариант замены обычного садика - это всевозможные секции и кружки, а также курсы для малышей. Они включают в свою программу в основном те же занятия, что и детском саду.

Преимущества такого вида в том, что они занимают меньше по времени, которое можно подобрать с учетом распорядка дня. Обычно занятия в таких кружках проходят несколько раз в разное время, что дает возможность родителям подобрать наиболее удобное для них.

Но все-таки отрицательных сторон больше. Во-первых, чаще всего занятия бывают 2-3 раза в неделю, а посему представляют собой такую квинтэссенцию тех занятий, что дают в обычном садике. Только самое основное, а остальное подразумевает занятия дома.

Во-вторых, занятия в таких кружках не могут удовлетворить потребность детей в физическом развитии. Даже если в расписании стоит 1-2 занятия ритмикой или физкультурой, то это очень мало. Обычная «садиковая» программа рассчитана на 3 занятия физкультурой и 2 занятия музыкой, в которое обязательно входят танцы и подвижные игры. Так же, как правило, в большинстве садов к этим занятиям добавляется 2 занятия в неделю ритмикой. Правда, со средней группы, то есть с 4 лет.

Поэтому многие мамы задумываются над тем, чтобы малыш ходил еще в какую-нибудь секцию. А это снова время и деньги.

Ну, и в-третьих, самое важное, что упускается из виду на таких «курсах» это общение. Его практически нет : ребенка привели, он позанимался, в перерыве (минут 20) поиграл с другими и все. Естественно, что, как и при первом варианте, важным условием при выборе формы занятия , является его место. Оно должно быть обязательно недалеко от дома, чтобы кроха не уставал по пути.

Вариант третий : няни и гувернантки

Этот вариант хорош для детей в принципе не приемлющих детский сад. Это единственные в семье и поздние дети. Дети, которых чрезмерно опекают, которые привыкли к постоянному повышенному вниманию к своей персоне, и не имеющие навыков самообслуживания. А также не уверенные в себе, и малыши с сильным чувством привязанности к маме. Как правило, это дети по темпераменту флегматики или меланхолики. К счастью, «несадовских» детей единицы.

Но, к сожалению, многие родители прибегают к услугам гувернантки, не считаясь с индивидуальными особенностями, а уж тем более с желанием самого ребенка.

Человек, занимающийся воспитанием малыша, может быть очень опытен и дать ребенку все свои знания. Но никогда он не сможет заменить ему тот первый социальный опыт, который получают дети в детском саду.

Как правило, дети, воспитывающиеся дома, в школу приходят абсолютно не готовыми к общению не только со сверстниками, но и со старшими. Это приводит к замыканию в себе, чувству одиночества, низкой самооценке и высокой тревожности. Да и сами одноклассники сразу чувствуют «одиночку» , и он становится мишенью для насмешек и изгоем.

Также домашнее воспитание и образование не позволяет ребенку полностью удовлетворить потребность в движении. Ни прогулки, ни спортивный уголок дома никогда не заменят ребенку эстафеты или подвижной игры с детьми.

Вариант четвертый : Мини-центры.

Также продолжают сохраняться и две полярные точки зрения на вопрос целесообразности деятельности мини-центров как формы дошкольного учреждения . Хотелось бы остановиться на существенных аргументах обеих сторон. Позитивом создания и функционирования мини-центров являются следующие моменты :

Обеспечение низкозатратной моделью дошкольного образования тех , кто не может осилить родительскую плату в дошкольном учреждении полного дня пребывания;

Обеспечение равного доступа к дошкольному образованию всех юных граждан том числе, детей с ограниченными возможностями;

Обеспечение ранней социализации детей, их всестороннего развития и подготовки к обучению в школе;

Психолого-педагогическое просвещение родителей в вопросах правильного ухода за ребенком;

Создание условий для активизации привлечения частного капитала в такой социальный сектор, как дошкольное образование .

Но есть и слабые стороны в жизнедеятельности мини-центров, среди них такие, как :

Минимализация образовательных услуг , предоставляемых мини-центрами, обусловленная двумя факторами : низкозатратностью ухода за ребенком и отсутствием необходимого персонала;

Неэффективность деятельности частных мини-центров из-за экономической нерентабельности этой сферы и отсутствия продуманного на правительственном уровне механизма налоговых послаблений для тех, кто вкладывает деньги в дошкольное образование ;

Слабость нормативно-правовой базы, регулирующей все аспекты жизнедеятельности мини-центров : есть типовые правила деятельности мини-центров, но не урегулированы вопросы юридического, финансового статуса данных учреждений :

Предвзятое отношение части общества, в том числе и родителей, к деятельности мини-центров, в первую очередь, к возможности их обеспечить качественное воспитание и обучение детей раннего возраста.

Современная система отечественного дошкольного образования строиться на принципах динамизма, гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется возникновением новых видов воспитательно-образовательных учреждений для детей, разнообразием педагогических услуг.

Существующие организационные формы дошкольного образования не могут полностью удовлетворить растущие потребности населения, требуется создание дополнительных альтернативных форм дошкольного образования (групп семейного типа, филиалов дошкольных образовательных учреждений на дому , групп круглосуточного пребывания детей, групп кратковременного пребывания, мини-центры, частные агентства по предоставлению педагогических услуг).

При имеющихся традиционных формах дошкольного обучения и введением альтернативных форм обучения и воспитания детей дошкольного возраста в дошкольном образовании расширяется возможность выбора форм дошкольного образования по запросам родителей, повышается уровень всестороннего, индивидуального личностного развития ребенка и обеспечивается равная стартовая возможность при поступлении в школу.

Список литературы

1. Кого и как мы растим. Ступени воспитания ребенка. Теория и практика. Санкт - Петербург 2002

2. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии М. ,2001.

3. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников. Методическое пособие. М., 2006.

4. Сластенин, Исаев, Шиянов. Педагогика. М., 2002.

5. Щетинина Г. Детский сад будущего// 1989 №1.

6. Щуркова Н. Е. Педагогическая технология. М. ,2005.

7. Щуркова Н. Е. Новое воспитание. М. ,2000.

Уважаемые жители города Сыктывкара, имеющие детей дошкольного возраста!

Получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования является конституционным правом граждан Российской Федерации (статья 43 Конституции Российской Федерации). Администрацией города и управлением дошкольного образования принимаются меры по увеличению охвата детей дошкольным образованием в городе Сыктывкаре за счет строительства детских садов, возврата зданий, открытия дополнительных групп, групп кратковременного пребывания. Однако на сегодняшний день, несмотря на ряд положительных моментов, происшедших за последние два года, в системе дошкольного образования города Сыктывкара проблема обеспечения детского населения услугами дошкольного образования пока остается.

Анализ опыта по развитию альтернативных форм дошкольного образования показал, что имеется возможность воспользоваться еще одной формой - создать семейную группу. Семейные группы уже опробованы в других городах страны. Возможность создания данных групп стоит на особом контроле в Управлении дошкольного образования и администрации МО ГО «Сыктывкар». Разработано Положение об организации семейных дошкольных групп на базе муниципальных дошкольных образовательных учреждений МО ГО «Сыктывкар» , которое утверждено постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 28.12.2012 г. № 12/5189.

Семейные группы - форма организации дошкольного образования, направленная на удовлетворение потребности населения в услугах дошкольного образования, обеспечение наиболее полного охвата детей дошкольным образованием, поддержки многодетных семей, предоставления родителям возможности трудоустройства, не прерывая процесса воспитания детей, развития новых форм дошкольного образования с реализацией на практике индивидуального подхода в воспитании ребенка.

Семейная группа является структурным подразделением дошкольного образовательного учреждения. Она организуется в жилых помещениях (частных жилых домах или квартирах) по месту проживания семьи.

Воспитателем семейной группы может стать практически любая мама ребенка-дошкольника.

Для многодетных мам организация семейной группы - прекрасная возможность трудоустроиться и получать зарплату за то, что они занимаются с собственными детьми (три ребенка-дошкольника - это уже готовая семейная группа). Питание обеспечивает МДОУ, то есть мама может больше времени посвятить занятиям и играм. Кроме того, дети будут посещать детский сад, и получать полноценное дошкольное образование.

Для бабушек , особенно бывших педагогов или воспитателей, семейные группы могут стать замечательной альтернативой обычному присмотру за внуками. Ведь нередко именно бабушки остаются с детьми, когда маме нужно выйти на работу, а в детском саду нет мест. При этом нужно придумать занятия, обеспечить питание и игрушки - на все нужны дополнительные средства. Кроме того, ребенку необходимо общение со сверстниками, так что некоторые бабушки, кроме своего внука, присматривают еще и за другими детьми. Почему бы не стать воспитателем семейной группы, и делать то же самое, даже меньше (не надо готовить, и на занятия дети будут ходить в детский сад), только за официальную зарплату, не такую уж и маленькую для бабушки?

Для пенсионеров - бывших педагогов и воспитателей , уставших от работы в больших группах, которые, однако, часто берутся работать нянями в семьях или на дому, так как любят детей и хотят с ними заниматься, организация семейной группы - тоже очень интересное решение. Это возможность стать частью коллектива детского сада, работать с маленькой группой детей у себя дома, и, имея официальную зарплату, чувствовать уверенность в завтрашнем дне.

Для одиноких мам создание семейной группы может стать настоящим спасением. Возможность трудоустроиться, получать зарплату, и при этом оставаться со своим ребенком - что может быть лучше!

Кроме мамы-воспитателя, в штат семейной воспитательной группы входит также помощник воспитателя (0,5 ставки).

В случае если условия проживания у семьи удовлетворяют предъявленным требованиям, один из родителей получает возможность стать воспитателем и получает из местного бюджета зарплату (является работником детского сада, при котором создана семейная группа) и средства на организацию питания воспитанников.

На должность воспитателя семейной группы назначается родитель (законный представитель) семьи, в которой создается семейная группа. К воспитателям семейных групп предъявляются требования как при приеме на работу в образовательное учреждение, в соответствии с действующим законодательством.

Для того, чтобы организовать у себя семейную группу, необходимо иметь педагогическое образование. Занятия с детьми и другие виды деятельности в семейной группе могут проводиться как в здании детского сада (музыкальные занятия, подготовка и участие в утренниках, спортивные занятия и др.), так и в домашних условиях.

Питание детей в семейной группе организуется в соответствии с установленными нормами для детей дошкольного возраста, в специально отведенном для этого месте. Возможна организация питания нескольких видов: с доставкой в специальной таре из детского сада или с приготовлением пищи по утвержденному учреждением меню, при наличии необходимых условий, из сырьевого набора продуктов, предоставленных ДОУ.

Медицинский контроль за здоровьем детей семейной группы может осуществляться участковым педиатром в соответствии с нормативными документами и должностной инструкцией участкового врача-педиатра на основании договора между ДОУ (ОУ) и учреждением здравоохранения.

Дети, посещающие семейные группы, остаются в очереди на поступление в обычный детский сад.

Социальные эффекты организации семейных групп при ДОУ:

1. Решается вопрос сокращения очереди в детские сады и реализации конституционного права граждан Российской Федерации на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

2. Родители могут устроиться на официальную работу - они становятся воспитателями, прикрепленными к одному из муниципальных детских садов. Следовательно, они имеют трудовую книжку и зарплату, в зависимости от квалификации.

3. Семейные группы - это материальное подспорье для семьи, поскольку на питание каждого ребенка им будет выделяться определенная сумма.

4. В семейную группу могут ходить дети, по разным причинам не посещающие обычные дошкольные учреждения.


Управление дошкольного образования приглашает к сотрудничеству всех, кто заинтересовался данным вопросом! Ознакомиться с Положением об организации семейных дошкольных групп можно

Одной из наиболее актуальных проблем в развитии современного образования является проблема обеспечения равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу.

В целях создания благоприятных условий для решения этой задачи рекомендуется всемерно развивать и совершенствовать имеющиеся формы образования детей старшего дошкольного возраста.

В настоящее время основной организационной формой дошкольного образования являются дошкольные образовательные учреждения шести разных видов, а также образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Соответственно, основная масса дошкольных образовательных программ, разрабатываемых до сих пор, нацелена именно на дошкольные образовательные учреждения.

Вместе с тем, в связи с резким сокращением сети дошкольных образовательных учреждений и невозможностью принять в них всех детей дошкольного возраста, с 2000 года начали развиваться вариативные формы дошкольного образования, а именно группы кратковременного пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении, и развернулись разработки программ для них.

В этой ситуации, говоря о вариативных организационных формах дошкольного образования, имеет смысл выделять как особую организационную единицу «дошкольную образовательную группу». Необходимо рассматривать возможности создания таких групп (для детей в возрастном диапазоне 1-7 лет, в том числе и для детей 5-7 лет) не только в дошкольных образовательных учреждениях (как групп кратковременного пребывания), но и на базе разных культурно-образовательных центров и центров дополнительного образования детей (библиотек, музеев, клубов, домов детского творчества и т.п.), а также на базе добровольных родительских сообществ. При этом дошкольные образовательные группы должны иметь возможность работать в разных временных режимах (с полным или неполным днем пребывания, каждодневные или несколько дней в неделю), отвечая тем самым многообразным запросам населения.

Создание таких разнообразных дошкольных групп позволит более полно использовать культурный потенциал социума в образовании детей дошкольного возраста.

«Дошкольная образовательная группа» как организационная форма - мобильнее и дешевле, чем дорогостоящий и сложный механизм детского сада полного дня (это не исключает и более полного использования инфраструктуры детского сада для групп кратковременного пребывания разного типа).

Можно представить перечень возможных организационных форм образования детей старшего дошкольного возраста следующим образом:

детский сад полного дня;

группы кратковременного пребывания в детском саду;

группы для детей старшего дошкольного возраста на базе общеобразовательных учреждений;

дошкольные группы на базе разных культурно-образовательных центров и центров дополнительного образования детей;

дошкольные группы на базе добровольных родительских сообществ.

Важно отметить, что относительно детей старшего дошкольного возраста речь должна идти именно о «дошкольной образовательной группе», а не о «классах раннего развития» при школах или центрах дополнительного образования. Дошкольные образовательные группы должны стать самостоятельными структурными подразделениями общеобразовательных учреждений, главной целью которых будет полноценное развитие детей дошкольного возраста, реализация общеобразовательной программы дошкольного образования в полном объеме. Такие группы ни в коем случае не должны рассматриваться как подготовительные курсы для детей по подготовке их к поступлению в первый класс определенной школы.

Одной из основных задач дошкольных образовательных групп, наряду с развитием детей дошкольного возраста, является необходимая диагностическая работа с детьми 5 и 6-летнего возраста, направленная на выявление уровня и особенностей развития ребенка, а также консультативная работа с родителями дошкольников, целью которой является выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для развития ребенка, подготовки к школе и выбора оптимальной модели обучения в начальной школе.

Перечисленные формы образования детей старшего дошкольного возраста можно разделить на три модели, положив в основу характер организации образовательного процесса:

группы полного дня для детей старшего дошкольного возраста на базе учреждений, относимых к сфере дошкольного образования (дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста);

группы кратковременного пребывания детей на базе образовательных учреждений, учреждений культуры и родительских сообществ;

образование в семье (представленное в формах собственно семейного образования, осуществляемого родителями, гувернерства и репетиторства).

В экспериментальную деятельность по апробации различных моделей и вариативных программ развития, воспитания и обучения детей 5-7 лет в 2007-2010 гг. включены следующие регионы:

в Центральном Федеральном округе - Белгородская и Смоленская области, город Москва;

в Приволжском Федеральном округе - Чувашская Республика, Пермский край, Нижегородская и Ульяновская области;

в Северо-западном Федеральном округе - Вологодская и Новгородская области;

в Сибирском Федеральном округе - Агинский Бурятский автономный округ, Кемеровская и Омская области;

в Южном Федеральном округе - Карачаево-Черкесская Республика и Республика Калмыкия, Астраханская и Волгоградская области;

в Уральском Федеральном округе - Свердловская и Тюменская области в Дальневосточном Федеральном округе - Республика Саха (Якутия) и Приморский край.

Выделение трех основных моделей образования детей старшего дошкольного позволяет задать инвариантную часть его организации. При этом сама инвариантная часть может быть представлена тремя уровнями:

уровень - базовый - психолого-педагогические основания организации образования детей старшего дошкольного уровня,

уровень - основные модели образования детей старшего дошкольного

возраста для двух типов дошкольных образовательных групп - полного дня и кратковременного пребывания - и семьи;

3 уровень - специфика организации образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста, определяемая типом учреждения, при котором создана образовательная группа.

Необходимым условием организации различных форм образования детей старшего дошкольного возраста является соответствие его определенным требованиям.

Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста независимо от модели организации должен включать три блока:

совместной деятельности взрослого с детьми и

самостоятельной деятельности детей.

При этом ведущая роль должна принадлежать второму блоку - совместной (партнерской) деятельности взрослого с детьми. Содержание образования и организация предметно-развивающей среды должны соответствовать возрастным особенностям развития детей.

Особого внимания требует организация образования детей старшего дошкольного возраста на базе общеобразовательных школ. Образование в школах имеет жесткую формализацию, поэтому какая бы качественная программа не использовалась, процесс начинает постепенно приобретать характер, присущий обучению в начальной школе, что противоречит возрастным особенностям образования и развития старших дошкольников. В силу этого, если дошкольная образовательная группа будет создаваться при общеобразовательной школе, она должна представлять собой самостоятельную структурную единицу, организованную в соответствии с принципами построения образования для детей дошкольного возраста.

Организация образования детей старшего дошкольного возраста на базе учреждений дополнительного образования и учреждений культуры должна происходить в соответствии с требованиями организации дошкольных образовательных групп, предусмотренными для групп кратковременного пребывания на базе дошкольных образовательных учреждений. Однако не стоит отказываться при этом от тех возможностей, которые заложены в специфике самих учреждений дополнительного образования и учреждений культуры, имея в виду широкий контекст включения детей в разного рода культурные практики (музыка, танцы, изобразительное искусство, музейные экспозиции и т.п.).

Образование детей старшего дошкольного возраста на базе семьи и родительских сообществ является в нашей стране слабо развитой практикой, поэтому требует особого внимания со стороны органов управления образованием. Для развития сферы семейного образования детей старшего дошкольного возраста необходимо определить его возможности и ограничения, формы взаимодействия семьи и родительского сообщества со специалистами в области развития и образования детей старшего дошкольного возраста (физиологами, психологами, педагогами). Образование детей старшего дошкольного возраста на базе семьи и родительского сообщества на данный момент не имеет достаточного методического оснащения, что требует дополнительных научных исследований и специального проектирования системы взаимодействия родительского сообщества и специалистов по развитию и образованию детей старшего дошкольного возраста.

Основными моделями образования детей старшего дошкольного возраста являются дошкольные образовательные группы полного дня для детей старшего дошкольного возраста на базе учреждений, относимых к сфере дошкольного образования, и дошкольные образовательные группы кратковременного пребывания детей старшего дошкольного возраста на базе образовательных учреждений, учреждений культуры и родительских сообществ.

Таким образом, эти две модели требуют первоочередного развития в целях создания равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу.

- 791.98 Кб

При этом ведущая роль должна принадлежать второму блоку - совместной (партнерской) деятельности взрослого с детьми. Содержание образования и организация предметно-развивающей среды должны соответствовать возрастным особенностям развития детей.

Особого внимания требует организация образования детей старшего дошкольного возраста на базе общеобразовательных школ. Образование в школах имеет жесткую формализацию, поэтому какая бы качественная программа не использовалась, процесс начинает постепенно приобретать характер, присущий обучению в начальной школе, что противоречит возрастным особенностям образования и развития старших дошкольников. В силу этого, если дошкольная образовательная группа будет создаваться при общеобразовательной школе, она должна представлять собой самостоятельную структурную единицу, организованную в соответствии с принципами построения образования для детей дошкольного возраста.

Организация образования детей старшего дошкольного возраста на базе учреждений дополнительного образования и учреждений культуры должна происходить в соответствии с требованиями организации дошкольных образовательных групп, предусмотренными для групп кратковременного пребывания на базе дошкольных образовательных учреждений. Однако не стоит отказываться при этом от тех возможностей, которые заложены в специфике самих учреждений дополнительного образования и учреждений культуры, имея в виду широкий контекст включения детей в разного рода культурные практики (музыка, танцы, изобразительное искусство, музейные экспозиции и т.п.).

Образование детей старшего дошкольного возраста на базе семьи и родительских сообществ является в нашей стране слабо развитой практикой, поэтому требует особого внимания со стороны органов управления образованием. Для развития сферы семейного образования детей старшего дошкольного возраста необходимо определить его возможности и ограничения, формы взаимодействия семьи и родительского сообщества со специалистами в области развития и образования детей старшего дошкольного возраста (физиологами, психологами, педагогами). Образование детей старшего дошкольного возраста на базе семьи и родительского сообщества на данный момент не имеет достаточного методического оснащения, что требует дополнительных научных исследований и специального проектирования системы взаимодействия родительского сообщества и специалистов по развитию и образованию детей старшего дошкольного возраста.

Основными моделями образования детей старшего дошкольного возраста являются дошкольные образовательные группы полного дня для детей старшего дошкольного возраста на базе учреждений, относимых к сфере дошкольного образования, и дошкольные образовательные группы кратковременного пребывания детей старшего дошкольного возраста на базе образовательных учреждений, учреждений культуры и родительских сообществ.

Таким образом, эти две модели требуют первоочередного развития в целях создания равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу.

2.2 Преимущества альтернативных форм воспитания и образования в дошкольном образовании

К 2010 году проблема с устройством ребенка в детский сад в Пермском крае должна быть полностью решена. Сейчас региональное министерство образования работает сразу по нескольким направлениям. Разрабатываемый проект «Дошкольное образование» предполагает:

1 выплату ежемесячного пособия на содержание ребенка за счет региональной казны.

2 прорабатывается возможность реконструкции и строительства новых детсадов.

3 рассматриваются новые формы предоставления услуг дошкольного образования.

Губернатор Олег Черкунов поручил краевому министерству образования уже к 2010 году полностью решить проблему очередей в детские сады. Проект, получивший название "Дошкольное образование", сейчас находится в стадии разработки и уже выносится на суд общественности.
В соответствии с проектом до 2010 года в шести территориях края, где проблема с местами в детсадах стоит особенно остро, откроется сразу 11 новых садиков. Из них три на 240 мест каждый - в Перми. Ремонту подвергнутся еще 13 детских садов

Отчасти решит проблему, полагает губернатор, привлечение частного бизнеса. Отныне на компенсации за счет регионального бюджета могут рассчитывать и те родители, чьи дети ходят в частные детские сады.

Одним из самых важных периодов жизни человека является дошкольное Детство. Чаще всего ребенок в этом возрасте посещает детский сад. Детский сад -- лучшее место для приобретения ребенком не только знаний и умений, но, самое важное, первого социального опыта. И не менее важным обстоятельством является подготовка к школе. Но, к сожалению, не у всех детей есть возможность посещать детский сад.

По разным причинам малыши могут не посещать дошкольные учреждения. Мировоззрения родителей (религия, свои взгляды на воспитание и образования), мама, которая «все равно сидит с младшим ребенком», бабушка, протестующая против « детской тюрьмы» и т.п.

В саду ребенок приобретает:

Знания об окружающем мире, о профессиях, первые математические понятия.
- навыки самообслуживания, общественного труда (убрать за собой постель, отнести посуду в раковину, полить цветы и т.п.)

Первый социальный опыт, который является основополагающим для всего дальнейшего общения.

Таким образом, развитие ребенка в детском саду можно назвать
- всесторонним: малыш развивается как физически, так и умственно, а также идет развитие его эмоционально-волевой сферы;

Гармоничным: так как программа обучения и воспитания детей в детском саду ведется с учетом возрастных, психофизиологических особенностей ребенка (то есть, в каждой возрастной группе свои занятия по продолжительности, нагрузке и материалу).

Опираясь на эти требования, и надо подбирать альтернативу детскому саду.

Первый вариант замены садика -- группа неполного дня.

Преимущества такого воспитания в том, что это почти то же самое, что и посещение детского садика. Ребенок также с утра приходит, играет с друзьями, занимается по программе с профессиональными педагогами, гуляет. То есть удовлетворяется потребность малыша и в общении, и в движении, и в получении новых знаний, умений и навыков.

Негативная сторона заключается в том, что для родителей день разбит. С таким режимом трудно подобрать хорошую работу.

Может быть два вида группы неполного дня:

Посещение специальной группы в саду, которая так и называется «группа неполного дня»;

Посещение обычной группы, но, по договоренности с воспитателем и заведующей, в таком режиме, как удобно родителям (но необходимо, чтобы посещение сочеталось и с общим режимом группы).

Посещение обычной группы более предпочтительно, так как ребенка также можно привести и после дневного сна. Например, на дополнительные занятия по ритмике или английскому языку, которые чаще бывают во второй половине дня.

Вариант второй: секции и кружки

Второй вариант замены обычного садика -- это всевозможные секции и кружки, а также курсы для малышей. Они включают в свою программу в основном те же занятия, что и детском саду.

Преимущества такого вида в том, что они занимают меньше по времени, которое можно подобрать с учетом распорядка дня. Обычно занятия в таких кружках проходят несколько раз в разное время, что дает возможность родителям подобрать наиболее удобное для них. Также удобны эти занятия и тем, что Вы сами можете выбрать, чем именно будет заниматься Ваш малыш.

Но все-таки отрицательных сторон больше. Во-первых, чаще всего занятия бывают 2-3 раза в неделю, а посему представляют собой такую квинтэссенцию тех занятий, что дают в обычном садике. Только самое основное, а остальное подразумевает занятия дома.

Во-вторых, занятия в таких кружках не могут удовлетворить потребность детей в физическом развитии. Даже если в расписании стоит 1-2 занятия ритмикой или физкультурой, то это очень мало. Обычная «садиковая» программа рассчитана на 3 занятия физкультурой и 2 занятия музыкой, в которое обязательно входят танцы и подвижные игры. Так же, как правило, в большинстве садов к этим занятиям добавляется 2 занятия в неделю ритмикой. Правда, со средней группы, то есть с 4 лет.
Поэтому многие мамы задумываются над тем, чтобы малыш ходил еще в какую-нибудь секцию. А это снова время и деньги.

Ну, и в-третьих, самое важное, что упускается из виду на таких «курсах» это общение. Его практически нет: ребенка привели, он позанимался, в перерыве (минут 20) поиграл с другими и все. Естественно, что, как и при первом варианте, важным условием при выборе формы занятия, является его место. Оно должно быть обязательно недалеко от дома, чтобы кроха не уставал по пути.

Вариант третий: няни и гувернантки

Этот вариант хорош для детей в принципе не приемлющих детский сад. Это единственные в семье и поздние дети. Дети, которых чрезмерно опекают, которые привыкли к постоянному повышенному вниманию к своей персоне, и не имеющие навыков самообслуживания. А также не уверенные в себе, и малыши с сильным чувством привязанности к маме. Как правило, это дети по темпераменту флегматики или меланхолики. К счастью, «несадовских» детей единицы.

Но, к сожалению, многие родители прибегают к услугам гувернантки, не считаясь с индивидуальными особенностями, а уж тем более с желанием самого ребенка.

Человек, занимающийся воспитанием Вашего малыша, может быть очень опытен и дать ребенку все свои знания. Но никогда он не сможет заменить ему тот первый социальный опыт, который получают дети в детском саду.

Также очень важно, чтобы няня была няней, а для помощи по дому была другая женщина. Ведь очень важно, чтобы ребенку уделялось 100% внимания. Понятно, что готовка и уборка идут в счет времени, которое должно быть потрачено на малыша.

Как правило, дети, воспитывающиеся дома, в школу приходят абсолютно не готовыми к общению не только со сверстниками, но и со старшими. Это приводит к замыканию в себе, чувству одиночества, низкой самооценке и высокой тревожности. Да и сами одноклассники сразу чувствуют «одиночку», и он становится мишенью для насмешек и изгоем.

Также домашнее воспитание и образование не позволяет ребенку полностью удовлетворить потребность в движении. Ни прогулки, ни спортивный уголок дома никогда не заменят ребенку эстафеты или подвижной игры с детьми.

Вариант четвертый: Мини-центры.

Также продолжают сохраняться и две полярные точки зрения на вопрос целесообразности деятельности мини-центров как альтернативной формы дошкольного учреждения. Хотелось бы остановиться на существенных аргументах обеих сторон. Позитивом создания и функционирования мини-центров являются следующие моменты:

Обеспечение низкозатратной моделью дошкольного образования тех, кто не может осилить родительскую плату в дошкольном учреждении полного дня пребывания;

Обеспечение равного доступа к дошкольному образованию всех юных граждан том числе, детей с ограниченными возможностями;

Обеспечение ранней социализации детей, их всестороннего развития и подготовки к обучению в школе;

Психолого-педагогическое просвещение родителей в вопросах правильного ухода за ребенком;

Создание условий для активизации привлечения частного капитала в такой социальный сектор, как дошкольное образование.

Но есть и слабые стороны в жизнедеятельности мини-центров, среди них такие, как:

Минимализация образовательных услуг, предоставляемых мини-центрами, обусловленная двумя факторами: низкозатратностью ухода за ребенком и отсутствием необходимого персонала;

Неэффективность деятельности частных мини-центров из-за экономической нерентабельности этой сферы и отсутствия продуманного на правительственном уровне механизма налоговых послаблений для тех, кто вкладывает деньги в дошкольное образование;

Слабость нормативно-правовой базы, регулирующей все аспекты жизнедеятельности мини-центров: есть типовые правила деятельности мини-центров, но не урегулированы вопросы юридического, финансового статуса данных учреждений:

Предвзятое отношение части общества, в том числе и родителей, к деятельности мини-центров, в первую очередь, к возможности их обеспечить качественное воспитание и обучение детей раннего возраста.

Характеристика

моделей образования детей старшего дошкольного возраста «Дошкольные образовательные группы полного дня на базе учреждений, относимых к сфере дошкольного образования»

1. Образовательные группы полного дня для детей старшего дошкольного возраста на базе учреждений, относимых к сфере дошкольного образования (дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста).

1. Количество посещений в неделю

5 дней в неделю в течение полного дня

2. Педагогические кадры

Воспитатели, имеющие специальную профессиональную подготовку для работы с детьми старшего дошкольного возраста

3. Преемственность с более низкой ступенью образования

В дошкольных образовательных учреждениях существует естественная преемственность между образованием детей старшего дошкольного возраста и образованием в младшем дошкольном возрасте

4. Преемственность с системой начального общего образования

Преемственность между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой заложена на уровне реализуемых образовательных программ, которые предусматривают, что дети старшего дошкольного возраста должны быть подготовлены к систематическому школьному обучению.

5. Особенности предметно-развивающей среды

Среда предполагает возможности для организации различных видов деятельности детей дошкольного возраста, а"также включает условия для их полноценного питания и отдыха.

5.1. Для обучающих занятий

Существуют специально организованные места для проведения обучающих занятий.

5.2. Для организации совместной (партнерской) деятельности взрослого с детьми

Пространство группы детского сада располагает возможностями для гибкой организации предметной среды, постоянно подстраиваемой под развивающие задачи и инициативу детей.

5.3. Для организации самостоятельной деятельности детей

Все ДОУ располагают пространством для организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста

6. Особенности образовательного процесса

Образовательный процесс строится в соответствии с существующими образовательными программами для детей старшего дошкольного возраста. Составляющие образовательного процесса в группах старшего дошкольного возраста уравновешены и составляют гармоничное единство.

6.1. Учебный блок

Представлен обучающими занятиями, соответствующими возрасту детей и организуемыми в соответствии с дошкольными образовательными программами; отличается

высокой технологичностью, доступностью любому профессионально обученному педагогу

6.2. Блок совместной (партнерской) деятельности взрослого с детьми

Совместная деятельность занимает ведущее место в образовательном процессе. Данный блок предъявляет очень высокие требования к общей культуре, гибкости, творческому потенциалу и интуиции взрослого, без которых модель просто не работает.

6.3. Блок самостоятельной (свободной) деятельности детей

Организация самостоятельной деятельности детей направляет усилия воспитателя на создание предметной среды, в его функции входит подбор развивающего материала. Данный блок ограничивает образовательную среду только предметным материалом и ставка на "саморазвитие" ребенка приводит к исчезновению систематичности образовательного процесса и резко сужает культурные горизонты ребенка. При этом, данный блок образовательного процесса технологичен и не требует творческих усилий от взрослого.

7. Особенности образовательных программ

Дошкольные образовательные программы, предназначенные для реализации в ДОУ.

7.1. Комплексные программы

Комплексные программы определяют основное содержание образовательной деятельности детского сада.

7.2. Парциальные программы

Парциальные программы способствуют углублению образовательного процесса по определенным направлениям образования и развития детей старшего дошкольного возраста, позволяют расширить возможности организации образовательного процесса за счет расширения форм взаимодействия воспитывающего взрослого с детьми.

8. Возможности полноценного развития детей (широта охвата сфер развития детей)

Происходит многостороннее развитие детей дошкольного возраста, охватывающее практически все основные сферы.

10. Охрана здоровья детей

Физическое развитие, формирование здорового образа жизни и охрана здоровья детей - приоритетные задачи.

Описание работы

За последние десятилетия международным сообществом принят ряд документов, в которых провозглашена приоритетность прав детей в обществе, обоснованы направления этой политики. Среди них - «Декларация прав ребенка». Основной ее тезис - «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет». Декларация призывала родителей, неправительственные организации, местные власти, правительства, общественность стран стремиться обеспечить детям такие условия, которые позволяют им развиваться здоровыми людьми, свободными от любых форм насилия, с чувством собственного достоинства.
По материалам ЮНЕСКО, полученным при проведении обследования во многих регионах мира, был сделан вывод о том, что все страны оказались вовлеченными в процесс осмысления своих систем образования. Они пришли к заключению, что образование должно быть созвучно современным условиям.

Содержание работы

Введение
Глава I. Проблема программности воспитания и обучения детей дошкольного возраста в отечественной педагогике и практике
1.1. О российских программах дошкольного образования
1.2. Переход к вариантности программного
обеспечения работы дошкольных учреждений
1.3.Обновление дошкольного образования
1.4. Современные технологии обучения и воспитания детей
Глава II. Альтернативные формы обучения в дошкольном образовании
2.1 Альтернатива ДОУ в Пермском крае
2.2 Преимущества альтернативных форм
воспитания и обучения в дошкольном образовании
2.3 Актуализация внедрения альтернативных форм обучения в дошкольном образовании города Кунгур Пермского края
Заключение
Библиографический список

Группа выходного дня – это одна из форм дошкольного образования в нашем городе, которая позволяет дополнительно привлечь в ДОУ детей раннего возраста для лучшей адаптации к детскому саду. В некоторой степени это позволяет решить и проблему нехватки мест в детских садах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Альтернативные формы дошкольного образования

«Организация образовательного процесса в группе выходного дня»

МБДОУ ЦРР д/с №455

г. о. Самара

Подготовила:

Афанасьева Оксана Абударовна

Самара, 2015 г.

Группа выходного дня – это одна из форм дошкольного образования в нашем городе, которая позволяет дополнительно привлечь в ДОУ детей раннего возраста для лучшей адаптации к детскому саду. В некоторой степени это позволяет решить и проблему нехватки мест в детских садах.

Принципы работы

групп кратковременного пребывания:

  1. Образовательный процесс строится на основе баланса свободной самостоятельной деятельности взрослого с детьми.
  2. Взрослый привлекает детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и форме деятельности и активизируя своим партнерским участием.
  3. В образовательном процессе реализуется дифференцированный подход по нескольким направлениям:
  • Организация функциональной среды для свободной самостоятельной деятельности (обеспечение самореализации детей с разным уровнем развития),
  • Гибкие формы организации детей, обогащение содержания деятельности детей соответствующими их интересам и возможностям формами общения
  • Дифференцированный временной режим для разных видов совместной деятельности

Цель: адаптация детей 2-3 лет к условиям детского сада и обеспечение ранней социализации.

Задачи:

  1. Помощь в адаптации к условиям ДОУ детям раннего возраста.
  2. Установление контактов с родителями, педагогическое просвещение.
  3. Формирование умений общения со сверстниками.

В образовательном процессе реализуется дифференцированный и индивидуальный подход. Мы широко используем:

  • наглядные методы (показ предметов, образца, способов действия);
  • игровые этюды;
  • сюрпризные моменты (с участием сказочных и волшебных персонажей);
  • игры импровизации («Ласковый цветок и сердитые тучки», «Зайка-зазнайка», «Волшебные слова»);
  • упражнения на активизацию лексики («Я начну, а ты продолжи»).

Особую роль в образовательном процессе отводим игровой деятельности. Через игру ребёнок познаёт очень важный пласт человеческой культуры. В раннем возрасте игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи

Отдельное место в образовательном процессе занимает взаимодействие сотрудников детского сада с родителями.

Проводятся сценарии совместных праздников для детей и родителей: познавательные игры и музыкальные мероприятия.

Каждую субботу двери детского сада открыты для детей раннего возраста, где их ждут множество занимательных дел, направленных на двигательное, речевое, познавательное, социальное развитие.

Дети, посещающие группу выходного дня, получают навыки полезного общения со сверстниками в организованных для них условиях интеллектуальных и подвижных игр, исследовательской и художественно – творческой деятельности. Таким образом, все эти виды деятельности активно влияет на дальнейшую социализацию и адаптацию детей раннего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Модели, формы и методы организации образовательного процесса в рамках личностно– ориентированного подхода к обучению и воспитанию дошкольников»

Ребёнок - уникальная личность, которая стремится к реализации своих качеств, открыта для понимания смысла деятельности и восприятия нового опыта. Задача педагога - осознавать ценность развития личност...

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ГРУППЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-ГО ГОДА ЖИЗНИ

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ГРУППЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-ГО ГОДА ЖИЗНИ...