Сказки        20.01.2020   

Постановка звука вь. Учим ребенка произносить звук В: постановка правильного произношения. этап – подготовительный

Наталья Афанасьева
Конспект занятия по обучению правильной артикуляции звука [Ф]

Цель : обучение детей правильной артикуляции звука «Ф» .

Образовательная задача : формирование отчетливого и правильного произношения изолированного звука «Ф» у детей, а также произношения звука «Ф» в сочетании с гласными в открытых слогах и с согласными в звукоподражательных словах .

Развивающие задачи :

Развитие диалогической речи.

Развитие фонематического восприятия, речевого слуха, зрительного внимания.

Развитие физиологического дыхания; умения создавать на выдохе направленную воздушную струю ; развитие артикуляционной моторики .

Воспитательные задачи :

Формирование навыков сотрудничества, исполнительности, стремления доводить начатое дело до конца.

Воспитание заботливого отношения к животным.

Методы и приемы :

Сюрпризный момент;

Рассказывание сказки с использованием наглядности на фланелеграфе;

Художественное слово (короткие стихотворения, знакомые детям и новые, загадки) ;

-артикуляционная гимнастика , показ воспитателем правильного произнесения нового звука ;

Подвижные игры;

Игры подражательного характера;

-дидактические игры :

Д/и «Кто как кричит» . Цель : закреплять у детей низкого уровня правильное произнесение гласных звуков в открытых и закрытых слогах.

Д/и «Заводные ежики» . Цель : упражнять детей среднего и низкого уровня в правильном произнесении изолированного звука «Ф» , развивать речевое дыхание, умение произносить звук «Ф» долго и непрерывно или отрывисто, в зависимости от замысла ребенка.

Д/и «Ежик, хочешь молока?» . Цель : упражнять детей низкого уровня в правильном произнесении изолированного звука Ф ». Развивать умение действовать в игре в соответствии с ролью, развивать игровые навыки ребенка. Развивать внимание, выдержку. Воспитывать интерес к занятию .

Д/и «Кошка, хочешь молока?» . Цель : упражнять детей среднего и высокого уровня в правильной артикуляции звука Ф » в звукоподражаниях , развивать умение инсценировать короткое стихотворение диалогического характера, передавать настроение персонажа.

Оборудование :.фланелеграф и набор фигур для показа сказки, маска кошки.

Предварительная работа

Занятия по теме НОД «Дикие животные» . «Домашние животные» , рассматривание картины «Ежи» , рассказывание по картине «Ежи» , чтение стихотворений о ежах, заучивание чистоговорок, д/и «Кто где живет» .

Ход занятия:

Восп. Ребята, за окном прекрасная погода, тепло. Светит солнце. Скоро лето, и вы поедете к бабушке, дедушке в гости. А хотите сейчас поехать в гости к бабушке и дедушке?

Ответы детей : Да!

Восп.:Поехали!

Дети выстраиваются «паровозиком» , идут и ритмично повторяют за воспитателем слова игры :

Паровоз гудит : «Ду-ду-у-у!

Я иду, иду, иду!

А колеса стучат, А колеса говорят :

«Тук-тук, так-так,

Чуф-чуф, чуф-чуф,

Ш-ш-ш, у-у-у!». Слова дети должны проговаривать на выдохе, дыхание переводить после каждой строчки.

Дети останавливаются перед фланелеграфом, на котором изображения деревенского домика, елочки, дедушки и бабушки, рассаживаются на стульчики.

Восп. Приехали!А вот и домик дедушки и бабушки, да вот и они сами нас встречают. Садитесь и послушайте, какая с ними история случилась.

Рассказывание сказки с пом. фланелеграфа.

Д\и «Кто как кричит» .

На лесной опушке, в хорошенькой избушке жили-были дед да баба. И были у них…Кто у них были? Собачка (поставить изображение собаки) . Как она кричит?

Дети отвечают : Тяф-тяф-тяф!

Курочка (поставить изображение) . Как она кричит?

Дети отвечают : Ко-ко-ко!

Восп. Обрацает внимание на произнесение открытого слога со звуком (О, дать указание : «Ротик открыт, как окошечко» .

У курочки были цыплята. Как они кричат? Голосок у цыплят тонкий, слабый. Какой?

Дети отвечают : «ПИ-пи-пи!»

Восп.:Кошка. Как она кричала?

Дети отвечают : «Мяу, мур-мур.

Восп. Сложим губки дудочкой, как у меня (показ для четкой артикуляции звука (У) . Молодцы!

Артикуляционная гимнастика

1. Как ваши губки хорошо поработали. Теперь они улыбнутся (упражнение «Улыбка» )

2. А теперь зубки тихонько покусают нижнюю губку.

3. Теперь сделаем «заборчик» на нижней губе (упражнение «Заборчик» )

Восп.: Молодцы. А недалеко от избушки, в лесочке, под кусточком жил вот кто :

Под соснами, под елками

Лежит мешок с иголками.

Кто это?

Дети отвечают : Ежик!

Восп. Помещает изображение семейства ежей на фланелеграф.

-Правильно . В лесочке, недалеко от дома дедушки и бабушки жили три ежа. Звали их Фук, Фок, Фэк. Как их звали? (Дети повторяют) . Ежики гуляли по лесным тропинкам и пели песенки.

Показ произношения нового звука «Ф» . Восп. Показывает демонстрирует правильное произношение звука «Ф» и имитирует, будто изо рта вытягивает воображаемую длинную ниточку.

Мой язычок знает песенку ежа. Вот слушайте. Мои зубки сделали «заборчик» на нижней губе и я произношу на выдохе «Ф-ф-ф» . Я произношу долго, «вытягиваю ниточку» : «Ф-ф-ф» . Вот такая длинная ниточка! А ваши язычки могут петь такую песенку ежа? Вместе с вами споем длинную песенку ежа и вытянем такую длинную ниточку.

Упражнение в произношении протяжного звука «Ф» - «вытягиваем длинную ниточку» .

Молодцы. Мы научились петь длинную песенку ежа. А у ежиков есть еще и такая песенка.

Воспитатель произносит звук «Ф» на одном дыхании толчками.

Теперь вместе споем такую песенку.

А сейчас я достану ключик и мы поиграем в игру «Заводные ежики» .

Восп. Вызывает 4 детей, «заводит их ключиком» , и дети имитируют пыхтение ежика, прерывисто произнося на выдохе звук «Ф» .

Физкультминутка

А теперь мы все будем ежиками, и пойдем гулять по лесу.

Подвижная игра «Ежики»

По сухой лесной дорожке

Топ-топ-топ – топочут ножки

Ходит-бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ежик,

Ищет ягодки, грибочки

Для сыночка и для дочки.

Дети имитируют движения ежика : согнувшись, свесив расслабленные руки, наклоняются, ищут ягодки, яблочки. Восп. задает игровые ситуации :

*Ежик идет далеко, его еле слышно.

*Ежик подошел близко, он громко топает и фырчит.

*Ежик нашел яблоко, обрадовался, зафырчал громко и быстро.

*Ежик напугался шума, свернулся в клубок.

Погуляли наши ежики и вернулись к себе домой, на стульчики.

Восп. Дед и баба ежиков любили, молочком поили. И мы ежиков молочком угостим.

Д/и «Ежик, хочешь молочка?» . Если Ежик «хочет молочка» , он радостно фыркает, если нет – отворачивается.

Ежик, хочешь молочка?

Д/и «Кошка, хочешь молока?»

Ребята, а какое животное еще любит молоко? (Кошка) .

Давайте мы кошечку угостим.

Восп. С несколькими детьми проводит игру по тексту детского стихотворения :

Киска, хочешь молока?

А в приятели щенка?

Инсценировка стихотворения Б. Заходера «Кискино горе» . Выходит ребенок, исполняющий роль кошечки.

Ребята, посмотрите, кошечка наша такая печальная. Что же случилось? Давайте спросим.

Упражнение в формулировании вопроса и произнесении его с вопросительной интонацией.

Плачет киска в коридоре.

У нее большое горе.

Злые люди бедной киске

Не дают украсть сосиски.

Перед ребенком ставится задача прочесть стихотворение выразительно, передать чувства кошечки, ее настроение.

Восп.: Надо киску пожалеть. Что мы ей скажем в утешение?

Дети «утешают кошечку» .

Работа на фланелеграфе.

Восп.: Кошечка обиделась на дедушку и бабушку и ушла. А им без кошечки плохо. Пробрались в дом мыши. Они разгуливали по дому и грызли все подряд. Решили дед и баба позвать ежей. Пусть прогонят мышей.

Кого решили позвать дед и баба?

Зачем ежи нужны?

И отправились ежи воевать с мышами. Впереди Фук, за ним Фок, позади Фэк.

–Кто идет впереди?

Кто за ним?

Кто сзади?

Идут ежи друг за другом, песенку поют :

По тропинке мы идем

Фук, Фок, Фэк.

К деду с бабушкой идем

Фук, Фок, Фэк.

К деду с бабушкой идем

Фук,Фок, Фэк,

И тихонечко поем -

Фук, Фок, Фэк.

Дети подпевают песенку ежей, проговаривая слова со звуком «Ф» .

Восп.: Прогнали ежи мышей и отправились в обратный путь , только пели они уже радостно, громко. Дети маршируют под песенку героев, громко проговаривая слова.

По тропинке мы идем

Фук, Фок, Фэк!

К деду с бабушкой идем

Фук, Фок, Фэк!.

К деду с бабушкой идем

Фук,Фок, Фэк!

Громко песенку поем -

Фук, Фок, Фэк!

Заключительная часть занятия . Рефлексия.

Вот такая история произошла у дедушки и бабушки. Понравилась вам сказка? О ком она была? Как ежи пели песенку? Какие вы молодцы!

А теперь нам домой пора. На чем мы поедем? Занятие завершается игрой по выбору детей.

Как научить ребенка правильно и четка звук В и другие звуки. Для этого нужны специальные логопедические игры, упражнения, артикуляционная гимнастика.
Ведь не один ребенок не рождается уже с правильной и готовой поставленной речью. Он постепенно учится четко и правильно произносить звуки, сливая их вместе потом в слова, а затем строить предложения, выражать свои мысли. Но если идет задержка речевого развития происходит в некоторой задержки.

Речь является одной из важнейших функций человека. В процессе развития речи формируются высшие психические процессы, способность к понятийному мышлению.

Только общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Поэтому задача родителей и педагогов помочь ребенку удалить все проблему связанные с речью.

Недостатки звукопроизношения значительно искажают речь ребенка. У ребенка могут наблюдаться пропуски, замены, недостатки дифференциации звуков. Все это делает речь ребенка малопонятной для окружающих, ограничивает речевую активность малыша.

Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач педагога. Малыш должен научится произносить правильно все звуки русского алфавита. В последнее время появляется все больше детей, у которых нарушено произнесение не только свистящих, шипящих или соноров, но более простых звуков, таких, как Д, Т, Н, Ф, В и др.

Автоматизацию любого звука следует начинать со слогов. Лишь когда ребенок научится правильно произносить звук в слогах, можно переходить к словам и предложениям. При работе со словами необходимо отработать звук в разных позициях: в начале, в середине и в конце слова; в словах со стечением согласных звуков.

Артикуляция звука В Постановка звука В

Ставится на базе звука Ф с прибавлением голоса, наличие которого ребенок осязает, прикасаясь рукой к груди, к гортани или подбородку логопеда. При произнесении звука В нельзя допускать закусывания нижней губы. Она должна быть немного вывернута наружу и приближаться к верхним резцам.

Упражнения на автоматизации звука В

1. Повтори слоги:

Ва - во - ву - вы

Вы - вы - вы

Вы - ва - во - ву

Ва - ва - ва

Во - вы - ва - ву

Во - во - во

By - во - ва - вы

By - ву - ву

2. Повтори слова:

Звук в начале слова:

Вам, ваш, вата, Ваня, вагон, ванна, вахта, ватка, Вася, ваза, Валя, вафли, варка, варежка; вы, выть, высь, выгон, вызов, выезд, выпуск, выбор; вот, вон, воз, вода, вожак, волк, вобла; вуз, вуаль, вулкан.

Звук в середине слова:

Иван, Вова, диван, ковать, сова, Савва, совать, зазывать, голова, слива, слава, халва, глава, корова, трава, сорвать; ивы, оковы, гривы; выводок, завод, забава, вывоз, вывозить, завозить, заводить, повозка, зарево.

Стечение согласных звуков в слогах и словах:

Впа, вка, вку; вну, тва, твы; зва, зву; вла, вло; вра, вру, вкла, вклю. Впадать; вкус, вкусно; внук, внучка; Литва, клятва, листва, плотва, бритва, клятвы; звать, звание; звук, звуковой, звучание, звучно; влага, власть, вложение; врать, враг, врач, враль, врун, врут; вклад, вкладыш, включение.

Повтори предложения.

Вот Вова и Вася. Вася купил вату. Сова пьет воду. У Вовы намокли варежки. Сова сидела на возу. Впереди стаи летел вожак. У коровы большая голова. Ваня уронил вафли в траву. Возле ивы выл волк. Ваня несет вазу. Валя ест сливы. Вова идет на завод. Раздался сильный звук. Внук и внучка вкусно поели у бабушки. У Ивана большая власть. Валя дала клятву. Внизу лежит листва.

Повтори чистоговорки.

Ва - вы - ва - вот высокая трава. Вы - ва - вы - даже выше головы.

Повтори пословицы.

Всему свое время. Всякой вещи свое место. Волков бояться - в лес не ходить. Много воды - много травы.

Повтори скороговорки.

Уточка вертихвосточка ныряла да выныривала, выныривала да ныряла.

В зимний холод всякий молод. Вкусная халва - мастеру хвала.

Повтори загадки.

В тихую погоду

Нет нас нигде.

Ветер подует -

Бежим по воде.

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

(Воробей)

Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, цветок найдешь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый.

(Василек)

Кто зимой холодной

Бродит в лесу злой, голодный?

Выучи стихотворение.

Весенний воздух свеж и чист.

Вот зеленеет первый лист.

Видна в проталинах земля.

Вокруг ручьи бегут, звеня.

Игра «Подскажи словечко».

Взрослый предлагает ребенку подсказать подходящие по смыслу слова в конце каждого стихотворения.

Грязнулю всегда выручает... (вода).

Чик-чирик, не робей!

Я бывалый... (воробей).

Окраской - сероватая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая -

Известная персона. Это... (ворона).

Игра «Назови ласково».

Взрослый предлагает ребенку назвать ласково следующие предметы:

Ваза - (вазочка)

слива - (сливка)

Вода - (водичка)

завод - (заводик)

Вагон - (вагончик)

диван - (диванчик)

Ива - (ивушка)

голова - (головушка)

Обучение детей

ФГОС
  • Лучше всего для этой цели подойдет методика Марии Монтессори.
  • Шипящие согласные звуки - постановка звуков у детей дошкольного

Конспект индивидуального логопедического занятия.
Логопедическое заключение: ОНР III при дизартрическом компоненте.

Тема: Постановка звука [ф].

Цель: Обучение правильному произношению звука [ф].

Задачи:

Образовательные:

  • формирование правильной артикуляции звука [ф], знаний об акустических особенностях звука;
  • обучение выполнению движений по подражанию, словесной инструкции.

Коррекционные:

  • развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания и направленной воздушной струи;
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • развитие фонематического слуха и восприятия, концентрации внимания;
  • развитие ориентировки на листе бумаги в клетку и пространственной ориентации.

Воспитательные:

  • воспитание положительного интереса к занятию, художественным произведениям.

Оборудование: зеркало, профиль артикуляции звука [ф], игрушка ежик, картинки - артикуляционная гимнастика, лист в клетку, карандаш, картинка - раскраска с изображением ежа.

План занятия:

II. Основная часть.

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Самомассаж лица.
  3. Физкультминутка.
  4. Упражнения для развития речевого дыхания, направленной воздушной струи.
  5. Уточнение артикуляции звука [ф].
  6. Постановка звука [ф] по подражанию.
  7. Упражнение для развития фонематического восприятия.
  8. Графический диктант.

III. Итог занятия.

Ход занятия:

I. Оргмомент. Установка на занятие.

Логопед. Ты любишь ходить в гости?
Ребенок. Да.
Логопед. Тогда в путь! Но, кто же сегодня пригласил тебя? Отгадай загадку.

(Логопед загадывает загадку.)

Это кто в траве шуршит
И забавно так фырчит - ф-ф-ф…
Весь в иголках, не возьмешь,
Кто же это, (имя ребенка)?
Ребенок. Еж!

Логопед. Сегодня тебя ждет веселый ежик. С ним никогда не бывает скучно потому, что этот забавный зверек знает много игр.

II. Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика.

1.1. Упражнения для губ.

Логопед. Вместе с ежиком выполни гимнастику для губ.

«Улыбка».
Ежик наш знаком всем детям,
Он тебя улыбкой встретил.

(Ребенок широко улыбается, растягивая губы, удерживает до 7 секунд.)

«Спрячем зубки».
Губу верхнюю поднял,
Зубки верхние показал.
А теперь наоборот
Плотно закрываю рот.

(Ребенок повторяет несколько раз, увеличивая время показа верхних зубов до 7 секунд.)

«Расчешем нижнюю губу».
Посмотри, расческа - зубы
Ежу причесывает губы.
(Ребенок проводит верхними зубами по нижней губе 6 - 8 раз, массируя ее.)

1.2. Упражнения для языка.

Логопед. Посмотри и послушай, как встречает утро веселый ежик. Выполняй упражнения для языка вместе с ним неспеша, правильно.

(Логопед читает стихотворение.)
Ежик рано утром встал,
Чистить зубки побежал.
Вправо - влево, вправо - влево
Чистит зубки он умело.

(Ребенок потягивается. В улыбке открывает рот, кончиком языка «чистит» 5 - 6 раз за нижними зубами.)

Ежик наш расческу взял,
Он причесываться стал.
Мы за ним не отстаем,
Все покажем языком.

(Ребенок в улыбке прикусывает язык зубами и «протаскивает» его вперед - назад.)

(Ребенок широко открывает рот, поднимает спинку языка, уперев кончик за нижние зубы. Затем поднимает язык за верхние зубы. Выполняет 6 - 8 раз.)

Вот и завтракать пора:
Еж тебе напек блины,
Со сметанкой они.

(Ребенок в улыбке открывает рот, широкий язык кладет на нижнюю губу. Удерживает под счет до 8.)

Как сметану любит ежик?
Оближи скорее ротик!

(Ребенок широко открывает рот. Облизывает широким языком верхнюю губу, затем нижнюю.)

А теперь чаек попьем.
Чай мы в чашку нальем.
Ежик сыт, ежик рад,
Ежик любит всех ребят!

(Ребенок открывает рот, высовывает язык, загибая боковые края и кончик языка вверх. Ритмично хлопает в ладоши.)



2. Самомассаж лица.

Логопед. А теперь ты научи друга выполнять массаж лица, который помогает быть умным, внимательным и произносить четко все звуки.

(Логопед читает стихотворение.)

Оттяну вперед я ушки,
А потом назад.
Ежик мой колючий
Будет очень рад.

Пять, и шесть, и семь.
Не забудь: массаж для ушек
Нужно делать всем!

Ребенок. Взявшись за середину ушной раковины, оттягивает ее вперед, а затем назад, считая медленно до 10 . (1 раз.)

А теперь по кругу щечки
Быстро разотру:
Ежику колючему
Память разовью.
Раз, два, три - скажу, четыре,
Пять и шесть, и семь.
Не забудь: массаж для щечек
Нужно делать всем!

Ребенок. Указательным и средним пальцами рук одновременно интенсивно «рисует» круги на щеках. (Делает 1 мин.)

На подбородке круг черчу:
Ежику помочь хочу
Четко, быстро говорить,
Звуки все произносить.
Раз, два, три - скажу, четыре,
Пять, и шесть, и семь.
Не забудь: массаж такой
Нужно делать всем!
Чтобы думал лучше
Ежик озорной,
Я поглажу лобик,
Друг мой дорогой.
Раз, два, три - скажу, четыре,
Пять, и шесть, и семь.
Не забудь: массаж такой
Нужно делать всем!

Ребенок. Теми же двумя пальцами «рисует» круги на подбородке, круги на лбу - 1 минуту. (Делает по 1 разу.)

Чтобы ежик лучше видел,
Стал внимательней, шустрей,
Я волшебные очки
Нарисую поскорей.
Раз, два, три - скажу, четыре,
Пять, и шесть, и семь.
Не забудь: массаж такой
Нужно делать всем!

Ребенок. Массирует двумя пальцами верхние и нижние веки, не закрывая глаз. (Делает 1 мин.)

Массаж носа.

Ребенок. Подушечками указательных пальцев обеих рук нажимает на обозначенные точки. На каждую точку необходимо нажать и держать, не отпуская, под счет до 10. (Делает по 1 разу.)

Точка 1 чуть ниже крыльев носа. Справа и слева.

Я подушечками пальцев
В точки попаду:
Ежику колючему
Носик разомну.
Раз, два, три - скажу, четыре
Точка 2 чуть выше крыльев носа, тоже справа и слева.
Пять, и шесть, и семь.
Не забудь: массаж для носа
Нужно делать всем!

Ребенок. Откинувшись назад на спинку стула, делает длительные вдох и выдох, руки свободно опущены вдоль туловища.

Ох, устал наш ежик,
Выполнял старательно.
Знает: польза от массажа
Будет обязательно!

3. Физкультминутка.

Логопед. А сейчас выходи на полянку, где ежик любит порезвиться с друзьями.
(Логопед читает стихотворение.)
По сухой лесной дорожке
Топ - топ - топ - топочут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ежик.

Ребенок стоит, слегка согнувшись. Руки согнуты в локтях - перед грудью, кисти рук опущены вниз. Ноги, согнутые в коленях, делают частые шажки.

Если подкрадется волк -
Превратится еж в клубок.
Ох, ох, ох!
Ребенок приседает, обхватив руками колени.
Ощетинит еж иголки -
Не достанется он волку.
Еж не тронет никого,
Но и ты не тронь его!

Ребенок встает, раскрыв пальцы рук перед грудью, продолжает делать частые шажки.

4. Упражнения для развития речевого дыхания, направленной воздушной струи.

Логопед. Приятно наслаждаться красотой леса, свежим воздухом.
Упражнение «Подышим свежим воздухом».
Ребенок делает вдох носом, плавный выдох через неплотно сомкнутые губы - 3 раза.
Логопед. Кажется, подул сильный ветер.
Упражнение «Ветерок».

Ребенок делает вдох ртом, почувствовав, как при этом надувается живот; выдох с силой, слегка прикусив верхними зубами нижнюю губу.

5. Уточнение артикуляции звука [Ф].

Логопед. Ежику очень понравилось с тобой играть. Он от радости зафыркал ф - ф - ф..
Что делают губы, зубы и язык, когда произносим звук [Ф]?
(Логопед показывает профиль звука [Ф].)
Ребенок рассказывает. При произнесении звука [Ф]:
- нижняя губа слегка прижата к верхним зубам, посередине остается узкая щель для прохода воздуха, верхняя губа слегка приподнята;
- верхние зубы видны, нижние закрыты нижней губой;
- язык принимает положение следующего гласного звука;
- голосовые связки не работают, голос не звучит.
(Если ребенок затрудняется, логопед уточняет правильность артикуляции звука [Ф].)

6. Постановка звука [Ф] по подражанию.

Логопед. А сейчас ты попробуй произнести звук [Ф]. Как фыркает еж?
Ребенок произносит звук [Ф].

7. Упражнение для развития фонематического восприятия.

Логопед. Забавный ежик приготовил для тебя еще одну игру.
«Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Ф]».
(Логопед произносит звуки, слоги, слова, а ребенок хлопает в ладоши.)

Изолированно: Ф, М, Н, Ф, П, Ф, Д, Ф Т, Б.
В слогах: ФА, АП, ФУ, БЫ, ОФ, УТ, ФЫ, ДА, АФ.
В словах: ФОНАРЬ, ДОМ, ТЕЛЕФОН, КОТ, КОФТА, ШАРФ, БАНКА, ШКАФ, ЛУК.

8. Графический диктант.

Логопед. Тебе понравилось гостить у ежика? Но пришло время возвращаться.
Нарисуй дорожку, по которой пойдешь домой.

(Ребенок по словесной инструкции рисует дорожку: от точки клетка вправо, клетка вверх, 3 клетки вправо, клетка вниз, клетка вправо, 3 клетки вверх, клетка вправо, 2 клетки вниз, клетка вправо, 2 клетки вверх, клетка вправо,3 клетки вниз, 2 клетки вправо, клетка вверх, клетка вправо, клетка вверх, клетка вправо, клетка вниз, клетка вправо, клетка вниз, клетка вправо - там и дом) .

III. Итог занятия

Логопед. Какой звук ты сегодня учился произносить?
Ребенок. Звук [Ф].
Логопед. Молодец! Ты очень старался, поэтому у тебя все получилось. Веселый ежик дарит свою фотографию, которую ты раскрасишь дома. И не забудь потренироваться правильно произносить звук [Ф].

Разделы: Логопедия

образовательные:

  • дифференциация глухих - звонких и твёрдых - мягких согласных звуков ("В" - "ВЬ" и
  • Формирование и расширение "семантического поля" слова "февраль", развитие валентностей слов.
  • Предупреждение и преодоление аграмматизмов.
  • Формирование сложных форм слого-звуко-буквенного анализа.
  • Закрепление у детей понятий об интонационной законченности предложения, опираясь на слуховое восприятие.

грамматические:

  • мягкий знак - показатель мягкости согласных.
  • Безударная гласная в корне, непроверяемая ударением (словарное слово).
  • Правописание гласных второго ряда после мягких согласных.
  • Закрепление знания учащихся о сложных словах, составе слова.

коррекционные:

  • слухопроизносительная дифференциация глухих - звонких и твёрдых - мягких согласных звуков ("В" - "ВЬ" и "Ф" - "ФЬ") в слогах, в словах, в предложениях через формирование "семантического поля" слова.
  • Развитие мелкой, артикуляционной моторики.
  • Развитие фонематического слуха и восприятия, слухового внимания и памяти.
  • Уточнение, расширение словаря через формирование "семантического поля" слова "февраль", развитие валентностей слов.
  • Развитие функции словоизменения.
  • Развитие связной речи.
  • Формирование у детей самоконтроля за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль.

воспитательные:

  • формирование умения слушать и слышать обращённую речь.
  • Воспитание навыков производить анализ, сравнение, сопоставление.
  • В условиях учебной работы последовательно излагать суть задания, отвечая на вопросы в соответствии с инструкцией.
  • Привитие учащимся навыков речевой культуры.

Оборудование:

  • Таблицы акустико-артикуляционного образа звуков, профили.
  • Набор таблиц с заданиями по формированию и расширению "семантического поля" слова, развитию функции словообразования.
  • Словарный материал. Картинки с изображением животных.
  • "Звуковые домики", синие, зелёные кружки.

Ход урока

1. Организационный момент.

Садится тот, кто назовет слова со звуками "В", "ВЬ", "Ф", "ФЬ" и определит позицию звука в слове.

(Словарный материал - картинки: волк, медведь, жираф, верблюд, лев, филин, скворец).

2. Формулирование темы занятия.

Логопед задаёт вопрос:

- "Как вы думаете, о каких звуках мы будем говорить сегодня на занятии?"

3. Артикуляционная гимнастика.

Чтобы правильно произносить звуки: "В - ВЬ" и "Ф - ФЬ" надо выполнять перед зеркалом следующие упражнения:

"Улыбка", "Заборчик", "Кролики".

(Все упражнения выполняются по 6 - 8 раз перед зеркалом).

4. Таблицы акустико-артикуляционного образа звуков.

При произнесении звуков "В" и "ВЬ":

слабое ;

При сочетании "В" с гласными: А, О, У, Э, Ы - твёрдый звук "В";

При сочетании "В" с гласными: Я, Ю, Е, Ё, И - мягкий звук

Произнесение изолированных звуков "В" и "ВЬ" с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля.

Как воет волк? ("В - В - В - В:")

А волчонок? ("ВЬ - ВЬ - ВЬ - ВЬ:)

Характеристика звуков "В", "ВЬ".

Звуки "В", "ВЬ" - согласные, ротовые, звонкие, щелевые, губно-зубные,

парные ("В" - "ВЬ").

Соотнесение звуков с буквой.

Какой буквой обозначаются звуки "В" и "ВЬ" на письме?

На что похожа буква "В"?

Сравнение с образом:

Палочка,
Рядом две ровные дужки -
Вот и готовы
Очки: (для лягушки ).

Напишите букву "В" в воздухе.

При произнесении звуков "Ф" и "ФЬ":

Нижняя губа приближена к краям верхних резцов, образуя узкую щель для прохода выдыхаемого воздуха, верхняя губа слегка поднята;

Верхние резцы видны, нижние резцы закрыты нижней губой;

При изолированном произнесении звуков язык лежит плашмя на дне рта;

При автоматизации произношения этих звуков в слогах и словах язык принимает форму следующего гласного звука;

Мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенки глотки, закрывая проход в носовую полость;

Воздушная струя идёт через рот, напряжение выдоха воздуха при произнесении звуков сильное ;

При сочетании "Ф" с гласными первого ряда - твёрдый звук "Ф";

При сочетании "Ф" с гласными второго ряда - мягкий звук "ФЬ".

Произнесение изолированных звуков "Ф" и "ФЬ" с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля.

Как сердится ёж? ("Ф - Ф - Ф - Ф:)

А ежонок? ("ФЬ - ФЬ - ФЬ - ФЬ:)

Характеристика звуков "Ф" и "ФЬ".

Звуки "Ф", "ФЬ" - согласные, ротовые, глухие, щелевые, губно-зубные, парные ("Ф" - "ФЬ").

Соотнесение звуков с буквой.

Какой буквой обозначаются звуки "Ф" и "ФЬ" на письме?

На что похожа буква "Ф"?

Сравнение с образом:

С этой буквой на носу
Филин прячется в лесу.

Сравнение с буквами: Р, В (какими элементами отличаются?)

Сделаем букву "Ф" из проволоки.

Сравнительный анализ звуков.

(В чём сходство, а в чём различие?)

По артикуляционным признакам.

По присутствию преграды - согласные.

По месту образования преграды - губно-зубные.

По характеру преграды - щелевые (фрикативные).

Воздух идёт через рот - ротовые.

- "В" - звонкий, "Ф" - глухой.

По акустическим.

Слуховым признакам - шумные, длительные.

Парные (мягкий-твёрдый): "В"-"ВЬ", "Ф"-"ФЬ".

Парные (глухой-звонкий): "В"-"Ф", "ВЬ"-"ФЬ".

5. Произношение звуков в слогах и чистоговорках.

Ученики повторяют чистоговорки вслед за логопедом.

Ва-фа-ва - вот лежит халва.
Ву-фу-ву - я вам букву назову.
Фы-вы-фы - завязали все шарфы.
Фу-ву-фу - мы идём к фотографу.
Вы-фы-вы - накосили мы травы

6. Физкультминутка.

Д/и "Измени слово" (с мячом):

а) заменить первый звук в слове на звуки "В" - "ВЬ":

б) заменить третий звук в слове на звуки "Ф" - "ФЬ":

лис т - лиф т

кос точка - коф точка

пуд ик - пуф ик

в) сравните пары слов по звучанию и смыслу

(какими звуками отличаются слова):

сов а - соф а

в аза - ф аза

Ф еня - В еня

дров а - дроф а

7. Выделение главного слова.

Игра: "Буквоед рассыпал слово".

Составьте слово, начинающееся с буквы Ф из букв: Е Ф А Р В Л Ь (ФЕВРАЛЬ).

Что обозначает слово "февраль"?

(2-й месяц календарного года;

3-й зимний месяц - считается концом зимы).

Какие зимние месяцы вы ещё знаете?

Назовите их. (Декабрь, январь, февраль).

Слого-звуко-буквенный анализ слова "Февраль".

  • Произнесите слово "февраль" чётко проговаривая все звуки.
  • Сколько слогов в слове? Почему?
  • Сколько звуков в слове "февраль"? Назовите их по порядку.
  • Есть ли парные звуки в этом слове?
  • Определите место звуков "Ф" и "В" в слове.
  • Как звучит звук "Ф"? (мягко). Почему?
  • Между какими звуками находится звук "В"? Как звучит? (Твёрдо).
  • Отметьте звуковые загадки в слове. Где звуки могут обманывать букву?
  • (Безударный гласный звук "И"; мягкий согласный звук на конце слова).

    Вспомним правила.

    1. В слове "февраль " "Е" нельзя проверить ударением - это словарное слово.
    2. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных, пишется в середине слова между двумя согласными и в конце слова. Он показывает мягкость предшествующего звука.

    (В слове "феврал ь" в конце слова - звучит один мягкий звук "ЛЬ", а пишется две буквы: "Л" и "Ь".)

    • На какой вопрос отвечает слово "февраль"?
    (Это что?)

    • Какой линией мы подчеркиваем слова, обозначающие неживые объекты - предметы ?

    (Одной чертой).

    8. Автоматизация звуков "В"-"Ф" и "ВЬ"-"ФЬ" через формирование "семантического поля" слова "февраль", развитие валентностей слов и совершенствование функции словоизменения.

    Родственные слова:

    февраль - февральский.

    Назовите общую часть.

    Подберите к слову "февраль" слова-действия.

    На какой вопрос отвечают слова действия?

    Словарный материал: наступил, прошёл, завьюжил, заморозил, застудил, занёс, замёл: .

    Подберите слова-признаки.

    На какой вопрос отвечают слова признаки?

    Словарный материал: холодный, вьюжный, ветреный, морозный, зимний, последний, снежный:.

    Из слов-действий и признаков назовите слова одинакового значения - синонимы.

    Словарный материал: застудил - заморозил; занёс - замёл - завьюжил; морозный - холодный.

    9. Работа со словосочетаниями.

  • К родственным словам подберите подходящие по смыслу слова, составьте с ними словосочетания:
  • декабрь - декабрьский (мороз, день);
  • январь - январский (холод, воздух);
  • февраль - февральская (оттепель, вьюга, метель, лазурь).
  • (Составленные словосочетания прочитываются учащимися, с помощью логопеда анализируется согласование слов в словосочетаниях. Устно составляются предложения).

    10. Работа над текстом.

    Чтение текста (по карточкам).

    Логопед: "Скажите, что необычного в тексте, который вы прочитали?

    (в тексте не выделены предложения: нет заглавной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.)

    Работа с деформированными предложениями.

    (тучи - снегосыпы сыплют снег сверху сугробы - снеговеи веют снег снизу солнце запряталось в вихрях круговерть от земли до неба февраль летит на всех парусах).

    Работа по выделению границ предложений.

    • О каком времени года говорится в тексте?
    • Как вы догадались, что это зима?
    • Сколько всего предложений в рассказе?
    • Найдите необычные слова, характерные для февраля.

    негосыпы, снеговеи, круговерть).

  • Зачем автор употребляет их?
  • 11. Письменное задание:

    Записать предложения в тетрадях;

    Закрепить правило написания сложных слов

    ("Соединительные гласные: "О" - "Е");

    Выполнить разбор сложных слов по составу.

    12. Итог урока:

    • С какими звуками работали на занятии?
    • Что это за звуки?
    • Что ещё нового вы узнали сегодня?

    «Как Ежик Филя научился фыркать»

    Тема: Постановка звука [Ф].

    Цель: Обучение правильному произношению звука [Ф] в речи

    Образовательные:

    Формирование правильной звука [Ф], знаний об акустических особенностях звука;

    Обучение выполнению движений по подражанию, словесной инструкции.

    Коррекционные:

    Развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания и направленной воздушной струи;

    Развитие общей и мелкой моторики;

    Развитие тического слуха и восприятия, концентрации внимания;

    Развитие ориентировки на листе бумаги в клетку и пространственной ориентации.

    Воспитательные:

    Воспитание положительного интереса к занятию, художественным произведениям.

    Оборудование: профиль артикуляции звука [Ф], игрушка ежик, картинки из корзинки – артикуляционная гимнастика, картинка – раскраска с изображением ежа, массажные мячи.

    План занятия

    I. Организационный момент.

    Положительный настрой на занятие

    II. Основная часть.

    1. Артикуляционная гимнастика.

    2. Самомассаж лица.

    3. Физкультминутка.

    III. Итог занятия.

    Ход занятия

    I. Организационный момент. Установка на занятие.

    Воспитатель:

    Вы любите ходить в гости?

    Воспитатель:


    Тогда в путь! Но, кто же сегодня нас пригласил? Отгадайте загадку.

    (Воспитатель загадывает загадку.)

    Это кто в траве шуршит и забавно так фырчит – ф-ф-ф…

    Весь в иголках, не возьмешь,

    Кто же это?

    Воспитатель:

    Правильно! Сегодня нас ждет в гости веселый ежик. А зовут его Филечка. Он очень веселый зверек и с ним никогда не бывает скучно. Ежик любит играть в разные игры.

    II. Основная часть.

    1. Артикуляционная гимнастика:

    воспитатель достает из корзинки поочередно картинки с изображением названий гимнастик (улыбка, заборчик, расческа, щетка, блины, баночка варенья).

    1.1. Упражнения для губ.

    Воспитатель:

    Наш Ежик очень любит делать утреннюю гимнастику для ротика. Сейчас мы вместе с ним выполним упражнения для губ.

    Картинка - «Улыбка – губки улыбаются»:

    Ежик, ежик! Ты наш друг!

    Улыбнись ты всем вокруг!

    (Дети широко улыбаются, растягивая губы, удерживают до 6-7 секунд.)

    Картинка – «Заборчик – спрячем зубки»:

    Губу верхнюю поднял,

    Зубки верхние показал.

    А теперь наоборот

    Плотно закрывает рот.

    (Дети повторяют несколько раз, увеличивая время показа верхних зубов до 7 секунд.)

    Картинка – «Расческа»:

    «Расчешем нижнюю губу».

    Посмотри, расческа – зубы

    Ежу причесывает губы.

    (Дети проводят верхними зубами по нижней губе 6 – 8 раз, массируя ее.)

    1.2. Упражнения для языка.

    Воспитатель:

    Посмотрите и послушайте, как встречает утро веселый ежик. Выполняйте упражнения для языка вместе с ним. Не торопитесь, выполняйте правильно.

    (Воспитатель читает стихотворение.)

    Картинка – «Щетка»:

    По утрам, по вечерам

    Ежик чистит зубки сам.

    Вправо – влево, вправо – влево

    Чистит зубки он умело.

    (Дети потягиваются. В улыбке открывают рот, кончиком языка «чистят» 5 – 6 раз за нижними зубами.)

    Картинка – «Расческа»:

    Ежик наш расческу взял,

    Он причесываться стал.

    Мы за ним не отстаем,

    Все покажем языком.

    (Дети в улыбке прикусывают язык зубами и «протаскивают» его вперед – назад.)

    Делаем зарядку!

    Ежик спинку выгибает,

    Ежик спинку прогибает.

    (Дети широко открывают рот, поднимают спинку языка, уперев кончик за нижние зубы. Затем поднимают язык за верхние зубы. Выполняет 6 – 8 раз.)

    Картинка – «Блины»:

    Еж тебе напек блины,

    Очень вкусные они!

    И варенья не жалей,

    Заверни и съешь скорей!

    (Дети в улыбке открывают рот, широкий язык кладут на нижнюю губу. Удерживают под счет до 8.)

    Картинка – «Баночка варенья»:

    Покажи, пожалуйста,

    Как любит варенье ежик?

    Оближи скорее ротик!

    (Дети широко открывают рот. Облизывают широким языком верхнюю губу, затем нижнюю.)

    2. Самомассаж лица.

    А теперь покажем Филе, как правильно нужно выполнять массаж лица, который помогает быть умными, внимательными и произносить четко все звуки.

    (Воспитатель читает стихотворение.)

    Оттяну вперед я ушки,

    А потом назад.

    Ежик мой колючий

    Будет очень рад.

    Раз, два, три, четыре,

    Ушки отпустили

    (Ребенок, взявшись за середину ушной раковины, оттягивает ее вперед, а затем назад, считая медленно до 10.)


    Ну-ка, ежик, повтори,

    Щечки и себе потри

    (Дети указательным и средним пальцами рук одновременно интенсивно «рисуют» круги на щеках в течение 1 минуты)

    На подбородке круг черчу:

    Ежику помочь хочу

    Четко, быстро говорить,

    Звуки все произносить.

    Чтобы думал лучше

    Ежик озорной,

    Я поглажу лобик,

    Друг мой дорогой.

    (Дети теми же двумя пальцами «рисуют» круги на подбородке, круги на лбу – 1 минуту (Делают по 1 разу.)

    Чтобы ежик лучше видел,

    Стал внимательней, шустрей,

    Я волшебные очки

    Нарисую поскорей.

    (Дети массируют двумя пальцами верхние и нижние веки, не закрывая глаз. (Делают 1 мин.)

    Ох, устал наш ежик Филя,

    Выполнял он неуныло.

    Он старался, молодец,

    Настоящий удалец!

    3. Физкультминутка.

    Воспитатель:

    А сейчас мы вместе с ежиком поиграем на полянке, ведь он немного устал.

    (Воспитатель читает стихотворение.)

    Игровой массаж «Катится колючий еж» Катится колючий ежик,

    Нет ни головы ни ножек,

    Мне по пальчикам (по ножке вниз/ по спинке вверх) бежит

    И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

    Бегает туда – сюда

    Мне щекотно, да, да, да!

    Уходи, колючий еж,

    В темный лес, где ты живешь!

    4. Упражнения для развития речевого дыхания, направленной воздушной струи.

    Воспитатель:

    Как приятно находиться в лесу и наслаждаться его красотой, дышать свежим воздухом.

    Упражнение «Подышим свежим воздухом».

    (Дети делают вдох носом, плавный выдох через неплотно сомкнутые губы - 3 раза.)

    Воспитатель:

    Кажется, подул сильный ветер.

    Упражнение «Ветерок».

    (Дети делают вдох ртом, почувствовав, как при этом надувается живот; выдох с силой, слегка прикусив верхними зубами нижнюю губу) .

    5. Уточнение артикуляции звука [Ф].

    Воспитатель:

    Ежику Филе очень понравилось с вами играть. Он от радости зафыркал ф – ф – ф.

    Посмотрите, что делают губы, зубы и язык, когда произносим звук [Ф]?

    Воспитатель рассказывает. При произнесении звука [Ф]:

    Нижняя губа слегка прижата к верхним зубам, посередине остается узкая щель для прохода воздуха, верхняя губа слегка приподнята;

    Верхние зубы видны, нижние закрыты нижней губой;

    Язык принимает положение следующего гласного звука;

    (Если дети затрудняются, воспитатель уточняет правильность артикуляции звука [Ф].)

    6. Постановка звука [Ф] по подражанию.

    Воспитатель:

    А сейчас вы попробуйте произнести звук [Ф]. Как фыркает еж?

    (Дети произносят звук [Ф]) .

    7. Упражнение для развития фонематического восприятия.

    Воспитатель:

    Наш веселый ежик еще не наигрался. Он приготовил для вас еще одну забавную игру.

    «Хлопните в ладоши, когда услышите звук [Ф]».

    (Воспитатель произносит слова, а дети хлопают в ладоши.)

    В словах: ФОНАРЬ, ДОМ, ТЕЛЕФОН, КОТ, КОФТА, ШАРФ, БАНКА, ШКАФ, ЛУК.

    Воспитатель: Вам понравилось гостить у ежика? Но пришло время попрощаться с Филей возвращаться

    III. Итог занятия

    Воспитатель:

    Какой звук вы сегодня учились произносить?

    Дети: - Звук [Ф].

    Воспитатель:

    Молодцы! Вы очень старались, поэтому у вас все получилось. Веселый ежик Филя дарит свою фотографию, которую вы раскрасите дома. И не забудьте потренироваться правильно произносить звук [Ф].