Медицина        20.01.2020   

Развитие познавательно речевой активности детей. Развитие речевой активности детей в процессе разных видов деятельности. Материал и оборудование

Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Развитие познавательно-речевой деятельности дошкольников»

Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

В домашних условиях дети много времени проводят около телевизора, компьютера, часто свободное время старших дошкольников отведено посещению различных кружков и студий. Чаще всего родители отмахиваются от детских вопросов, художественная и энциклопедическая литература если даже и читается, то очень редко обсуждается. И поэтому формирование познавательно-речевой деятельности в основном ложится на плечи воспитателей.

Известны случаи, когда бедный словарный запас ведет к агрессивному поведению по отношению к окружающим, т.к. ребенок не может выразить словами то, что видит, что знает, что чувствует, а достижения ребенка в познании окружающего мира не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.

Приемы, используемые при формировании познавательно-речевого развития традиционны:

Наглядные – наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.

Практические – упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательно-поисковая деятельность.

Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.

Основные задачи познавательно-речевой деятельности:

1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.

2. Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.

3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.

4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.

5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.

6. Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.

Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной. Чтобы правильно организовать познавательно-речевое развитие можно выделить следующие направления:

1. Речь самого педагога, которая имеет обучающую и воспитательную направленность. Главным является качество языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда. Дошкольник, проводящий большую часть времени в детском саду, общаясь с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. А еще ребенок воспринимает нашу речь как образец. Педагог должен говорить правильно, не искажая звуков, не съедая окончаний. Особенно четко нужно произносить длинные или незнакомые слова, вводимые в детский словарь.

2. Формирование представлений об окружающем мире. Ведь дошкольник каждый день сталкивается с новыми для себя предметами и явлениями. Но накопление знаний и преставлений без соответствующего руководства будет поверхностным или ошибочным. Часто ребенок думает, что облака – это вата, потому что они белые, звезды – это лампочки, потому что они светятся. Ведь наблюдая за природными явлениями, он самостоятельно сделал такой вывод. Поэтому главная задача педагога состоит в последовательно увеличение у детей запаса знаний, их упорядочение, систематизация. Ребёнок должен получать чёткие, в соответствие с возрастом представления об окружающих предметах, их назначении, качествах, о материалах, их которых они сделаны, где, кем, для чего эти используются. Так же ребёнок приобретает знания о живой и неживой природе, о природных явлениях их взаимосвязях и закономерностях.

3. Развитее любознательности. Любознательность – качество присущее всем детям. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении всё рассмотреть, потрогать, привезти в действие. О наличие у ребёнка этого качество свидетельствуют бесчисленные вопросы. Задача воспитателя поддерживать любознательность ребёнка организую занятия, наблюдения, стараясь вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направляя детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умение делать выводы.

4. Сенсорное воспитание. Поскольку для ребёнка дошкольника познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающего мира. В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, тактильной чувствительности, то есть умение различать и называть качества предметов.

Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога.

Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь.

Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях.

Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.

Игры-эксперименты особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для старших дошкольников, т.к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.

В каждой группе должна быть оформлена зона для познавательно-речевого развития детей. Эта зона охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности. Главный принцип её оформления – доступность. Всё, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей. Материал этой зоны должен обязательно содержать в себе: дидактические и настольно-печатные игры разной направленности, иллюстративный материал, разнообразные коллекции, демонстрационный материал, оборудование для экспериментальной деятельности и проведения опытов, мини-библиотеку.

Для детей дошкольного возраста познавательно-речевое развитие – это сложный комплексный феномен, включающий в себя формирование умственных процессов. Но если педагог подходит к решению задач этого раздела грамотно и творчески, то проблем в усвоение задач у детей не возникнет.

Используемая литература:

М.Н Алексеева. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников»

А.Г.Арушанова. «Речь и речевое общение»

А.К.Бондаренко. «Дидактические игры в детском саду»

С.В.Никитин. «Сенсорное воспитание в детском саду»

Ж.Пиаже. «Ребенок и мышление ребенка»

Ф.А. Сохина. «Развитие речи детей дошкольного возраста».


Пономарёва Людмила Георгиевна,

воспитатель

МАДОУ д/с № 146 города Тюмени

Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательно-исследовательской деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. Именно познавательная активность является одним из основных средств формирования связной речи дошкольника.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, необходимых в разговорной речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника.

Актуальность

Работая с детьми несколько лет, наблюдая за ними на протяжении всего дня, я могу сделать вывод, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные детям более раннего возраста и содержит много погрешностей:

Обедненный словарь;

Часто неверная конструкция предложений;

Неспособность связно и последовательно изложить события;

Дефекты произношения;

Сбивчивый темп речи.

Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения. Не всегда мы добиваемся высокого уровня развития речи детей, используя традиционные методы и формы организации работы. Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, некоторые дети порой загружены различными кружками, «школой развития». Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи. И нельзя не учитывать культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом. Безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия – культура речи.

Я всегда стремлюсь к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, изо деятельности и т.д. не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.

Поняв это, я начала работу по формированию познавательной активности и развитию связной речи у детей.

Цель моей работы:

Всестороннее развитие личности ребенка через познавательную активность и приобщение к общечеловеческим ценностям.

Задачи:

Формировать познавательные процессы и способы умственной деятельности.

Способствовать активизации связной речи детей в различных видах деятельности.

Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности, способствующей возникновению познавательной активности.

Совершенствовать предметно-развивающую среду группы по данному направлению.

Летом, набрав детей в младшую группу, я провела констатирующие опыты, выявляющие умение детей составлять описательные и повествовательные тексты в ситуации совместного рассказывания, а затем самостоятельно.

Результаты обследования не были для меня неожиданными: недостатки звукопроизношения, бедный словарь и однообразие синтаксических конструкций было зафиксировано у большинства детей. Из 25 детей двое составили рассказ с небольшой помощью взрослого, 8 детей - совместно со мной, 8 - не устанавливали логической связи между предложениями, 7 - отказались отвечать.

Так же, наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что познавательная активность детей на начало учебного года не достаточно высока, что может отразиться на развитии речи, логического мышления, развитие памяти, внимания. Дети не проявляют любознательности, исследовательского интереса к миру живой и неживой природы, предпочитая другие виды деятельности.

Таким образом, возникла необходимость в проведении целенаправленной систематической работы по повышению познавательной активности для формирования связной речи детей.

Эти наблюдения позволили мне разработать методику индивидуального обучения и формирования связной речи, учитывающего уровень речевого развития каждого ребенка, специальными речевыми упражнениями, заданиями, ситуациями, развивающими представление младших дошкольников о структуре связного высказывания (начало, середина, конец) и способах связи между предложениями (методом совместного рассказывания).

Уже в младшем возрасте я провожу большую работу, которая способствует развитию навыков связанной речи. Учу детей слушать и понимать речь взрослого, отвечать на его вопросы, высказываться в присутствии других детей, слушать друг друга

Последовательность моей работы по развитию связной речи можно схематично представить так: обучение называнию предмета (игрушки), выделение признаков, действий, составление совместного описания, затем повествования. Одновременно провожу упражнения: лексические (сравнение и противопоставление качеств и действий), грамматические (разные способы словообразования - существительных и глаголов, составление предложений, состоящих из 3 – 4 слов), фонетические (четкое произнесение слов и предложений, интонационная завершенность высказывания).

Решение программных задач я осуществляю в разных формах совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельной деятельности детей:

  • организация образовательных ситуаций,
  • рассматривание картин, игрушек, чтение рассказов, сказок, разучивание стихотворений, загадок и ситуация общения,
  • драматизация сказок, театрализованные сюжетно-ролевые игры.

Я стараюсь уловить любое высказывание ребенка из одной, двух фраз и своими вопросами побуждаю детей к диалогу и более полному высказыванию.

В начале своей работы я обогатила предметно-развивающую среду, подобрала альбомы стихотворений, поговорок и пословиц, загадок, потешек. Провожу различные дидактические игры:

  • на описание игрушек: «Что за предмет?»; «Скажи какой?»; «Узнай что за зверь?»;
  • на формирование представлений о последовательности действий персонажей путем раскладывания соответствующих картинок: «Кто, что умеет делать?»; «Скажи, что сначала, что потом?»; «Добавь слово»;
  • тематические игры: "Где что растет", "Когда это бывает", "Кому это нужно" и др.;
  • игры типа мозаики.
  • на формирование понятия о том, что всякое высказывание имеет начало, середину, конец, т.е. строится по определенной схеме: «Кто знает, тот дальше продолжает», «Свари компот».
  • игры, требующие двигательной активности, сноровки и т.д. : "Летающие колпачки", "Попади в цель", "Гусёк" и др.

Все эти игры требуют 2-4 партнёров. Настольно-печатные игры содействуют расширению кругозора детей, развивают сообразительность, внимание к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода. Участие в игре требует выдержки, строгого выполнения правил и доставляет детям много радости.

В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой: в одних играх больше внимания уделяется, например, развитию памяти, в других - внимания, в третьих - мышления.

К этим играм даю схему высказывания, а дети «наполняют» ее различным содержанием. Совместно составленный рассказ закрепляем повторяющимися вопросами, чтобы дети смогли выделить основные связи между его частями, например: «Куда пошла козочка? Почему закричала козочка? Кто ей помог?» Эти игры учат детей: рассказывать о содержании каждой сюжетной картинки, связывая их в один рассказ; последовательно, логически связывать одно событие с другим; овладевать структурой повествования, в котором есть начало, середина и конец.

Формирование связной речи дошкольников происходит через познавательную активность. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно важно, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.

Моя работа по развитию связной речи дошкольников проходит в течение всего дня. Дети обогащают словарный запас через наблюдения в природе, ознакомление с окружающим. Я учу детей составлять рассказы разных видов, формирую разговорную речь, как на занятиях, так и в повседневной жизни. Знакомлю детей с художественной литературой, учу слушать и понимать смысл произведения. Используя художественное слово, я учу детей видеть красоту родного слова.

Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, веду их от знакомства с природой к ее пониманию. Для этого очень важно обогащать представления детей о растениях, животных, объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего в ближайшем окружении. В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития познавательной сферы, которая состоит из 3 компонентов:

1. Познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение,

мышление);

2. Информация (опыт и достижения, накопленные человечеством на пути

познания мира);

3. Отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира).

Однако следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети эмоциями. Основой мировосприятия трехлетнего ребенка является предметное содержание действительности, его мир - отдельные, конкретные, реальные предметы, объекты, явления. Ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Он смотрит на предметы,как бы с разных сторон; его интересуют их внешние (Что? Кто? Какой?) и внутренние характеристики (Для чего? Как?). Но самостоятельно постигать скрытые характеристики предметов трехлетний ребенок не может (т. к. в его арсенале один способ познания: вижу - действую), ему необходима помощь взрослых.

Дети четвёртого года жизни начинают устанавливать первые связи и зависимости (соотношение внешних и внутренних характеристик предмета), осознавать роль и значение предметов в жизни человека.

В нашей группе как минимум один раз в месяц мы проводим экскурсии (по детскому саду); знакомим детей со строением собственного тела, окружающими предметами (игрушки, мебель), животным и растительным миром (птицы, животные, комнатные растения).

Дети любят подарки - это подарки осени, зимы, весны (осень - красивые листья, ягоды рябины, семена растений, зарисовки осеннего дождя и т. п., зима - снежинки, голые деревья и зеленые елочки, зарисовки детских зимних забав и т. д., весна - ласковое солнышко, первые листья и цветы и т.д.).

Для того чтобы подвести детей к пониманию таких природных явлений, как дождь, снег, я провожу простейшие опыты со снегом, водой, льдом. Наблюдая сильный дождь из окна, дети видят, как стекает вода по стёклам, какие лужи после дождя на дорогах. После нескольких наблюдений пока ещё, с моей помощью, делаем выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый). Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «грибной». Он тёплый и быстро проходит. Для формирования у детей интереса к этому явлению я использовала стихотворение З. Александровой «Дождик», русскую народную потешку «Дождик» и др.

Для показа взаимосвязи живой и неживой природы, я обращаю внимание, какая становиться зелень после дождя, как легко дышится. Дети убедились, что дождь – это вода. Сравнили воду из под крана и из лужи, отметили: в луже вода грязная, а из под крана – чистая. Если воду из под крана вскипятить, то она подходит для питья, а из лужи для питья не подходит, зато в этой луже может помыть свои крылышки воробей (мы с детьми наблюдали это не раз). Использовала чтение стихотворения А. Барто «Воробей».

Каждое наблюдение опыта и природных явлений сопровождается речью.

Чтобы дети научились связно и красиво строить свои высказывания, ежедневно я провожу:

  • артикуляционную гимнастику («Веселый язычок», «Любопытный язычок»);
  • дыхательную гимнастику;
  • пальчиковые игры и упражнения;
  • в режимных моментах использовала фольклор, художественное слово, стихи, песни.

Детям предстоит многое узнать и многому научиться. Это тот возраст,

когда ребенок открыт ко всему новому, неизвестному, ему всё интересно, он хочет знать и уметь, познаёт окружающий мир - играя.

Игра – это способ объяснить, научить, организовать непосредственно-образовательную деятельность так, чтобы учесть все желания и интересы ребенка.

Я использую в своей работе игры, способствующие умственному воспитанию дошкольников: «Мозаика», ««Нанизывания бусинок», «Съедобное – несъедобное» и т.д.

Для детей в группе созданы необходимые условия для организации сюжетно – ролевых игр: «Больница», «Семья», «Парикмахерская», «Автобус» и др., что способствует развитию ролевой речи детей, умению вести диалог с партнёром – сверстником, партнёром – взрослым.

Основной же формой работы по формированию связной речи являются занятия, построенные на игровых ситуациях и упражнениях:

  • «Я начну, а ты закончи»;
  • «Кто лучше запомнит» (картину перевернуть, дети вспоминают и рассказывают, что изображено на картине);
  • «В гости к нам пришла игрушка» (кто больше о ней расскажет);
  • «Придумай начало или конец к сказке»;
  • «Пересказ по цепочке»;
  • «Составление рассказа по схеме»;
  • сказка «Репка», «Колобок» (один ребенок рассказывает, другой иллюстрирует);
  • пересказ рассказа совместно со взрослым;
  • воспитатель рассказывает, а дети выкладывают картинки-схемы и т.д.

Игры на занятиях проходят очень успешно и доставляют каждому ребенку большую радость и удовлетворение. У детей повышается уверенность в своих силах, обостряется потребность в уважении к себе, появляется смелость и настойчивость в отстаивании своих интересов.

Расширение круга представлений детей неразрывно связано с организацией окружающей их обстановки. В нашей группе, для того чтобы развивалась речь ребёнка, дети окружены предметами, которые они могут рассматривать, сравнивать, изучать в играх и труде, и результаты наблюдений отображать в слове; созданы условия, в которых у них появляется желание и потребность говорить, превращать воспринимаемое, наблюдаемое в речь.

Развивающая среда в группе сформирована так, чтобы дети пользовались предметами легко, удобно. Окружающая ребенка действительность – предметы ежедневного обихода, люди, картины, игрушки – доставляет обильный материал, который используется для расширения мира детских восприятий и обогащения языка.

  • Познавательная мини-среда – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность.
  • Коммуникативная мини-среда – стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия.
  • Творческая мини-среда – приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации.

В группах созданы познавательные игротеки, куда входят:

  • картотеки по артикуляционной гимнастике, пальчиковых игр, физминуток,
  • дидактические игры,
  • пособия, способствующие развитию речи детей: материалы для рассказывания (сюжетные картины, художественная литература, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры – лото, домино, «Детеныши и их животные» и мн. др.), позволяющие детям воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях и в совместной деятельности с воспитателем.

При такой организации дети испытывают удовлетворение, ощущение наслаждения, радости, озарения. Этому способствует и комфортная планировка «уголков», дающая возможность детям играть небольшими подгруппами, общаться по душам с педагогом, уединяться.

Проводя работу с родителями по данной проблеме, я сделала следующие выводы: большинство родителей вообще не имеют даже элементарных знаний о понятии связная речь, а свое внимание они заостряют на правильном произношении у ребенка звуков в словах. Для других родителей представляет трудность сама работа с ребенком над связной речью, т.е. они затрудняются в ее организации в домашних условиях.

Привлечение родителей по развитию связной речи у детей я начала с анкетирования. Цель анкетирования – проанализировать и обобщить ответы родителей для дальнейшей работы с семьей по формированию связной речи у детей. Я подготовила ряд консультаций для родителей на темы:

«Самодельный телевизор решает проблемы с развитием речи у детей»

«Развиваем речь ребенка дома»

«Как научить ребенка рассказывать»

В работе с родителям я использовала беседы, в ходе которых отвечала на возникающие у них вопросы, знакомила с художественной литературой и с динамикой развития связной речи детей. Традиционно, приглашаю родителей на дни открытых дверей и открытые занятия. На открытых занятиях родители получают знания и навыки по формированию тех или иных умений и навыков у ребенка, например, по формированию составления рассказа по серии сюжетных картин, пересказа рассказа с опорой и без опоры на сюжетные картинки и мн.др.

Развитие, как монологической, так и диалогической речи у детей происходит непосредственно во время подготовки к праздникам и их проведения. Родители вместе с детьми закрепляют текст перекличек, стихотворений, инсценировок.

Родителям предлагается одна из наиболее эффективных форм работы - заочное консультирование, куда помимо общих рекомендаций по развитию речи детей входит «Игротека» - подборка практических игр и упражнений на обогащение и развитие словаря в домашних условиях. Родители регулярно получают задания на дом, например, составить рассказ о животном, выучить стихотворение о зиме, придумать загадку, а также задания типа:

  • придумай, что раньше было;
  • придумай сам, потому что на картине это не нарисовано;
  • как художник назвал эту картину;
  • придумаем название;
  • я начну, а ты закончи.

Моя главная идея по написанию опыта была – развитие познавательной активности, как средство формирования связной речи детей путем внедрения различных видов деятельности.

Планируемый результат:

  • Умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты.
  • Умение вести координированный диалог между воспитателем и ребенком, между детьми.
  • Умение связно, последовательно и логично излагать свои мысли.
  • Умение составлять рассказы из личного опыта и сочинять короткие сказки.

На основе анализа результатов работы можно отметить положительную динамику:

  • дети стали свободно высказываться, слушать друг друга, дополнять, обобщать, замечать ошибки и исправлять их;
  • рассказы детей стали лаконичней, точнее, усложнилась конструкция предложений, правильнее стало их построение;
  • дети стали употреблять в речи распространенные предложения с однородными членами, сложноподчиненные;
  • в рассказах детей появились союзы, указывающие причинные, временные связи;
  • в рассказах дети стали использовать описания, сравнения, вводные слова.

Проведенная мною работа по формированию познавательной активности и развитию связной речи у детей дошкольного возраста позволяет сделать вывод о том, что выявленные и реализованные мною условия являются эффективными.

Работу, по познавательно- речевому направлению, я буду продолжать и совершенствовать в последующие годы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004

2. Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М.: Педагогическое общество России, 2003.-80 с.

3. Джеки Силберг «500 пятиминутных развивающих игр», Минск, 2004г.

4.Развитие словесного творчества детей. Дошкольное воспитание; 1972.

5. Связность речи в разных видах рассказывания у детей. Воспитание и обучение детей раннего и дошкольного возраста: Родная речь: Тезисы научной конференции. Шяуляй, 1974.

6. Развитие связной речи. Воспитание и обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. - М.: Педагогика, 1976

7. Связная речь. Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1976. (в соавторстве с Н.Ф. Виноградовой).

8. Развитие речи детей при ознакомлении с художественной литературой. Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1976.

9. Влияние словарной работы на связность речи. Дошкольное воспитание, 1981, №2.

10. Работа по развитию связной речи (младшая и средняя группы). Дошкольное воспитание, 1984, №10

11. Развитие связной речи. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1984.

12. Как развивать речь малыша. Дошкольное воспитание. 1996. №5.

13. Придумай слово (речевые игры, упражнения, ситуации). - М.: Просвещение, 1996.

Материалы Интернет-сайтов.

http://dslivenka6.gvarono.ru/metod/shipilova-vn/doklad.pdf

http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00132841_0.html

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения.

Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые: родители, педагоги должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Как часто мы слушаем выступления разных людей, и вот парадокс: одних ораторов слушаешь со всем вниманием, осмысливая каждое выданное слово; на выступлениях же других, с трудом воспринимаешь суть сказанного.

Отчего это зависит? Думаю, не ошибусь, если скажу, что от качества и количества словаря оратора, правильного подбора им слов и организации их в предложении, умения точно, последовательно, содержательно с интонационной выразительностью, эмоциональной окраской передавать содержание своего выступления.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

Развитие познавательно - речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

В домашних условиях дети много времени проводят около телевизора, компьютера, часто свободное время старших дошкольников отведено посещению различных кружков и студий. Чаще всего родители отмахиваются от детских вопросов, художественная и энциклопедическая литература если даже и читается, то очень редко обсуждается. И поэтому формирование познавательно-речевой деятельности в основном ложится на плечи воспитателей.

Проблема развития речи у детей особенно актуальна в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь.

Речь неотделима от мира мыслей: в ней отражаются логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. Чем лучше будет развита его речь, тем выше гарантия успешного его последующего обучения.

Достижения ребенка в познании окружающего мира не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.

Критическая ситуация в развитии речевой активности детей обусловлена рядом негативных факторов:

Ухудшение состояния здоровья детей

Существенное снижение объема «живого» общения родителей и детей

Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе

Дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении.

Развитие речи – процесс сложный, творческий. Здесь необходимо вести целенаправленную, последовательную педагогическую работу, предполагающую использование арсенала специальных методов и собственных речевых упражнений ребенка.

Поэтому, я считаю, что речевое развитие было и остается главной задачей в деятельности педагогов ДО.

В текущем учебном году в ДО продолжается работа по созданию оптимальных условий для развития речевой компетенции воспитанников. Большое внимание уделяется методическому обеспечению педагогического процесса по данному разделу, использованию инновационных технологий, новейших методик.

Одной из годовых задач стала:

Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов у детей, проявления самостоятельности в их познавательно-речевом развитии.

Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной.

Поэтому приоритетом своей работы по развитию познавательно-речевой деятельности я выбрала развивающие игры.

Содержание познавательно-речевой деятельности в сочетании с игровой содействует обогащению словаря, раскрытию ретроспективного и перспективного взгляда на предметное окружение, расширению представлений о целесообразности создания человеком различный предметов, т. е. создает необходимые условия для формирования базиса личностной культуры ребенка.

Положительное влияние игр развивающего характера обусловлено их особенностями - в них ярко проявляется взаимосвязь увлекательной игровой деятельности и процесса усвоения представлений и знаний детьми. В играх ребенок, без нажима и нарочитой тренировки, учиться наблюдать, выделять особенности различных предметов. Наличие познавательно-речевой задачи подчеркивает направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Задачи мною построены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Развивается способность аргументировать свои утверждения, дается возможность детям самим найти ответ, вспомнить, догадаться, сделать собственное умозаключение, используя свой прежний опыт и знания.

Сотрудничество детей во время игр создает благоприятные условия для развития их коммуникативных качеств, умение вести диалог, видеть и понимать позицию партнера, согласовывать свои действия. Дети начинают творчески мыслить, содержательно спорить, становятся инициативными в получении знаний, умений и навыков.

Сегодня к таким играм можно отнести Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича, кубики Никитина, круги Луллия. Играя, ребенок без усилий, познает все сенсорные эталоны. Каждый раз, включаясь в игру, ребенок "открывает" маленькие истины, не получая при этом готовые рецепты.

Развивающая игра влияет на совершенствование разных сторон речи детей, и, прежде всего, словаря. Дети знакомятся с понятиями «низкий - высокий», „узкий - широкий“, „длинной- короткий“ и др. Например, осваивая пространственное расположение предметов (относительно друг друга), дети обязательно усваивают их словесное обозначение (выше всех - ниже всех, медленно –медленнее, быстро–быстрее).

Развивающие игры занимают особенно важное место в моей работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательно - речевое содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам. Этому виду игры я уделяю большое внимание, т.к. она развивает речевую активность ребенка. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задач. В этой игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности.

Сущность развивающей игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его познавательную, речевую и умственную активность. В развивающей игре формируется познавательная деятельность ребенка, активизируется его речь.

Развивающие игры - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для старших дошкольников, т.к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.

В замысле, содержании развивающих игр заключена та или иная умственная задача, решение которой требует предварительного обдумывания.

Развивающие игры, обыгрываемые сюжеты активизируют речь детей. Дети рассматривают разные предметы, определяют их цвет и размер, местоположение, а затем закрепляют полученную информацию.

Осваивая игровые задачи, дети сопровождают свои действия объяснениями. Это положительно влияет на развитие речи, готовит их к усвоению сложного типа монолога - рассуждения. Можно использовать работу парами, задания, построенные на вопросах воспитателя детям и вопросах детей друг другу. Подобные формы работы способствуют развитию коммуникативной функции речи.

Под моим руководством дети овладевают словарем, то есть обогащается речь, выражающая названия геометрических тел, пространственных отношений: высоко - низко, направо - налево, вверх-вниз, длинный - короткий и т.д.

В группе предоставлены для детей разнообразные игры, большая часть которых сделана своими руками и руками родителей. Это такие игры как планшет «Валентинка», игровой коврограф «Четыре времени года», «Пальчиковый твистер», конструктор «Велькрошка», «Веселый рыболов» и т.д.

Это настольные развивающие игры, которые очень привлекают детей. То, что в обычной речи могло остаться незамеченным, в процессе игры со словом откладывается в памяти, запоминается без напряжения. Дети-дошкольники хорошо воспринимают ритмичные повторы и созвучия. Эти игры дают возможность уделить внимание каждому ребенку.

В группе оформлен уголок для познавательно-речевого развития детей. Он охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности, предоставляет возможность ребенку действовать индивидуально или вместе со сверстниками. Главный принцип его оформления - доступность. Всё, что в нем представлено, находится в полном распоряжении детей. Материал этой зоны содержит в себе: развивающие и настольно-печатные игры разной направленности.

В процессе деятельности я разработала дидактико – методическое обеспечение для работы по познавательно – речевому развитию дошкольников: картотеки развивающих игр, развивающие игры, пособия, способствующие развитию речи детей, материалы позволяющие детям воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях и в совместной деятельности с воспитателем.

Работа по познавательному речевому развитию детей тесно связана с развитием всех сторон речи. В процессе обогащения сознания детей различным познавательным содержанием, происходит расширение, закрепление и активизация словаря, совершенствуется грамматически строй речи, дети общаются друг с другом и с воспитателями, оформляют свои мысли в связанные высказывания.

Большое значение отводится обогащению не только сознания детей познавательным содержанием, но, самое главное, их активной позиции в познании мира. Дети много наблюдают, экспериментируют, рассматривают, создают своими руками. Им предоставляет возможность высказывать свои соображения, сомнения, предположения, пожелания. Я всегда готова выслушать ребенка, ответить на его вопросы, совместно обсудить и решить познавательные проблемы. Такой подход создает максимально благоприятные условия для развития всех сторон речи детей.

Работая по познавательно-речевому направлению, мною, обязательно учитывается возрастной и индивидуальный подход к детям, наблюдается преемственность в развитии речи между возрастными группами.

В результате использования развивающих игр в познавательно – речевом развитии, я добилась положительных моментов:

    Возросла речевая активность во всех видах деятельности.

    В речи детей все чаще стали появляться распространенные, сложноподчиненные и сложносочиненные предложения, более полные и точные ответы на вопросы педагога.

    Дети охотно вступают в диалог со сверстниками и взрослыми.

    У большинства детей возникло желание чаще вместе играть, самостоятельно разворачивать сюжеты игры, активно включаться в игру и уметь договариваться.

    У малоактивных детей стал проявляться интерес к дидактическим играм.

    Повысилась компетентность родителей при выборе развивающей игры.

В заключении, можно сделать вывод о том, что познавательно речевая деятельность в процессе развивающих игр, во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности.

Все выше сказанное способствует возникновению речевой активности у детей.


Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №61
Населённый пункт: город Апатиты, Мурманская область
Наименование материала: сообщение из опыта работы
Тема: "Формирование познавательно-речевых способностей в процессе использования развивающих игр".
Дата публикации: 19.05.2017
Раздел: дошкольное образование

сообщение из опыта работы

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ФОРМИРОВАНИЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ.

Вышегородцева Елена Николаевна

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 61

Апатиты - 2017

«…Дайте же детям играть,

пока игра их радует,

влечет к себе и вместе с тем

приносит им громадную пользу!»

Е.А. Покровский.

Одним из важнейших разделов дошкольной педагогики является познавательно - речевое развитие и он направлен на умственное развитие

ребенка. Успешность школьного обучения зависит от организованной познавательно - речевой деятельности детей.

Актуальность.

В настоящее время познавательно - речевое развитие детей дошкольного возраста ложится на плечи дошкольных учреждений, т. к. в

домашних условиях родители редко используют художественную литературу, проводят обсуждения по прочитанному материалу и не уделяют

достаточно времени на формирование познавательно - речевого развития детей.

Критическая ситуация в развитии речевой активности детей обусловлена рядом негативных факторов:

Ухудшение состояния здоровья детей

Существенное снижение объема «живого» общения родителей и детей

Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе

Дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к

раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении.

Развитие речи – процесс сложный, творческий. Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к.

речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной.

На мой взгляд, игра, являющаяся одной из самых действенных средств познавательно-речевого развития. Именно через игру можно ввести

ребенка в сложнейший мир познания. В игре, дети овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с

другом. Ведь в правилах игры заложен глубокий смысл – познание мира, воспитание определенных нравственных качеств. И если во время

организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем

Поэтому приоритетом своей работы по развитию познавательно-речевой деятельности я выбрала развивающие игры.

На данном этапе была проведена диагностика познавательно-речевых особенностей развития, она помогла выявить: какими познавательными и

речевыми умениями владеет ребенок, уровень развития и совершенствование словаря. В речевых особенностях развития дошкольников стали:

речетворчество и диалог, как важнейшие составляющие коммуникативной самодеятельности, важнейшие сферы саморазвития личности. По

итогам мониторинга выяснилось, что у детей в основном средний уровень развития по познавательно-речевому развитию. По результатам

диагностики на начало учебного года было выявлено, воспитанники с трудом определяют место звука в слове, не могут назвать и найти слова с

этим звуком в предложении, затрудняются подобрать к существительному несколько прилагательных, заменить слово другим словом, сходным по

значению. Имеют не четкое представление о смене частей суток, семейных праздниках и традициях, государственных праздниках.

Исходя из данных мониторинга и актуальности были определены задачи работы с воспитанниками:

Способствовать обогащению активного словаря детей через познавательно-речевую деятельность;

Обогащать эмоционально – чувственный опыт детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми;

Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять;

Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой

деятельности;

Поддерживать условия для развития познавательно- речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности;

Привлечь родителей к совместной с детьми исследовательской, продуктивной деятельности, способствующей возникновению речевой

активности.

Для реализации поставленных задач была изучена методическая литература, разработан перспективный план, подготовлена предметная

развивающая среда, оборудованная с учетом психофизических особенностей и возрастных возможностей дошкольников.

Работая в данном направлении использую основную образовательную программу ДОУ разработанную на основе образовательной

программы

дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, - в соответствии с

Федеральными государственными требованиями.

Для развития речи детей, их творческого и интеллектуального потенциала в группе была создана необходимая развивающая среда,

оборудованная с учетом психофизических особенностей и возрастных возможностей дошкольников.

Направление: Познавательное развитие.

Центр «Науки и экологии» включает в себя экологический уголок и зону экспериментальной деятельности. Данный уголок содержит в себе

различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения. Для всех растений оформлены

паспорта с условными обозначениями. Так же, присутствуют различные инструменты по уходу за данными растениями: фартуки и нарукавники,

палочки для рыхления, металлические детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др. Помимо комнатных растений, в данном центре

присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный

мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых и т. д. Важным составляющим уголка природы является календарь

природы и погоды. Оформлены макеты (пустыня, северный полюс, тропики). Все составляющие макета мобильны, т. е. в режиме хранения он

представляет собой панно и коробку с материалами. Дети по своему желанию наполняют содержанием макет разными растительными элементами

и малыми архитектурными формами. Работа с данным макетом способствует развитию творческого мышления и развитию задатков ландшафтного

дизайна. Центр опытно-экспериментальной деятельности представлен многообразием коллекций (камни, минералы, семена, крупы и т. д.). В нем

находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскопы, компасы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы и

т. д. В процессе экспериментальной деятельности по выращиванию растений ведутся дневники наблюдений, в которых воспитатель фиксирует

сделанные детьми выводы по результатам ежедневного наблюдения. В Центре «Науки и экологии» воспитанники охотно

превращаться в любознательных испытателей, проводят несложные опыты, определяют свойства различных природных материалов. В данном

центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.

Центр «Математики» (игротека) имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются нормативно-знаковый материал:

магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, как

различные виды мозаик, так и современные пазлы. Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки. При выборе игр

предпочтение отдавалось способности игр стимулировать развитие детей. Такими играми являются развивающие игры Воскобовича, Палочки

Кюизенера, «Логические блоки Дьенеша» и др. Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для

В «Нравственно-патриотическом» центре помещена государственная символика родного города, Мурманской области и России. В

нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с

климатическими зонами России, образцы народного декоративно-прикладного искусства и т. д. Оформлен уголок родного края, в котором

расположена художественная литература по краеведению, оформлен альбом «Мой город», «Моя семья».

«Строительный» (конструктивный) Центр , хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен.

Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный

конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально.

Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его

пределами.

«Музыкально - театрализованный» Центр - это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает

сплотить группу, объединить детей интересной идеей. Здесь размещаются ширма, различные виды театров. Дети - большие артисты, поэтому с

радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. Он представлен различного вида театрами (кукольный, теневой,

настольный, бибабо, пальчиковый). В нем размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, декорации

дети изготавливают самостоятельно. Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью

самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать.

В Центре «ИКТ» размещены - магнитола, микрофон, коллекция дисков и записей с музыкой и сказками. .

Направление: Речевое развитие.

Центр «Мир книги» включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного

возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями

детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции –

минимум текста – максимум иллюстраций. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный

момент и его литературные произведения.

В Центре «Грамотности» находятся различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления

последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки и т. д. Речевая развивающая среда – это,

особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

В образовательной деятельности “Речевое развитие” большое внимание уделяю развитию словаря. Провожу систематическую работу по

формированию связной речи и отработке грамматических категорий. Постоянно идет работа над звуковой культурой речи, как на занятиях, так и в

режимных моментах.

В процессе деятельности я разработала словесные дидактические игры: “Что общего”, “Составь цепочку слов”, “Волшебная палочка”.

Пособия и настольные игры использую как на занятиях, так и в свободной деятельности. Наиболее интересны для детей такие игры: “Что сначала,

а что потом”, “Заколдованные животные”, “Садовник”, “Найди связь”, “Расскажи по схеме”, “День рождение”, “Как злого превратить в доброго”,

“На неведомых дорожках”, «Пальчиковый твистер», «Веселый рыболов» и т.д. Это настольные развивающие игры, которые очень привлекают

детей. То, что в обычной речи могло остаться незамеченным, в процессе игры со словом откладывается в памяти, запоминается без напряжения.

Дети-дошкольники хорошо воспринимают ритмичные повторы и созвучия.

Эти игры дают возможность уделить внимание каждому ребенку.

В обновлении подходов к организации работы с детьми я пошла по пути организации совместной игровой деятельности, используя

интеграцию образовательных областей. Выделила два ведущих направления работы:

развитие познавательных способностей детей

развитие связной речи

Это, прежде всего формирование знаний о предметах или явлениях окружающего мира, развитие способности к поисковой деятельности,

умение классифицировать, группировать предметы, обобщать явления, устанавливать взаимосвязи между предметами и явлениями.

Работа по познавательному, речевому развитию детей тесно связана с развитием всех сторон речи. В процессе обогащения сознания детей

различным познавательным содержанием, происходит расширение, закрепление и активизация словаря, совершенствуется грамматически строй

речи, дети общаются друг с другом и с воспитателями, оформляют свои мысли в связанные высказывания.

Большое значение отводится обогащению не только сознания детей познавательным содержанием, но, самое главное, их активной позиции

в познании мира.

наблюдают,

экспериментируют,

рассматривают,

Воспитанникам

предоставляется

возможность

высказывать свои соображения, сомнения, предположения, пожелания. Я всегда готова выслушать ребенка, ответить на его вопросы, совместно

обсудить и решить познавательные проблемы.

Опыт показывает, что на основе единого занимательного сюжета задачи решаются целостно, в единстве. Поэтому, во время проведения

ООД “Весна” и “Пожарные на учении” использовала игровые обучающие ситуации.

Игровые обучающие ситуации – одна из современных форм деятельности. Навыки игрового общения, которые будут приобретены в ИОС,

дети свободно перенесут и в самостоятельную деятельность.

Широко использую: игры – путешествия, презентации.

Всё это расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность:

сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению

окружающего мира.

Очень интересно прошли мероприятия:

“Весна” . Использовала следующие игры: “Что за чем”, “Посчитай”, “Какой? Какая? Какие”, “Скажи ласково”.

“Пожарные на учении”. (Международном творческом конкурсе, 1 место).

Использовала следующие игры: “Найдите в зале необычные предметы”, эстафеты “Вызов пожарных”, “Потуши пожар”.

Во взаимодействии с педагогами стараюсь использовать разнообразные формы. Подготовила консультацию для педагогов ДОУ

Рузич Олеся
Развитие познавательно-речевой активности ребёнка через использование развивающих игр

Развивать речь ребенка , не включая его в познавательную деятельность невозможно, т. к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей , делая ее более целенаправленной и осознанной.

Поэтому приоритетом по развитию познавательно -речевой деятельности я считаю развивающие игры .

Положительное влияние игр развивающего характера обусловлено их особенностями - в них ярко проявляется взаимосвязь увлекательной игровой деятельности и процесса усвоения представлений и знаний детьми. В играх ребенок, без нажима учиться наблюдать, выделять особенности различных предметов. Наличие познавательно -речевой задачи подчеркивает направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей . Развивается способность аргументировать свои утверждения, дается возможность детям самим найти ответ, вспомнить, догадаться, сделать собственное умозаключение, используя свой прежний опыт и знания.

Сотрудничество детей во время игр создает благоприятные условия для развития их коммуникативных качеств, умение вести диалог, видеть и понимать позицию партнера, согласовывать свои действия. Дети начинают творчески мыслить, содержательно спорить, становятся инициативными в получении знаний, умений и навыков.

Сегодня к таким играм можно отнести Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера. Играя, ребенок без усилий, познает все сенсорные эталоны. Каждый раз, включаясь в игру, ребенок "открывает" маленькие истины, не получая при этом готовые рецепты.

Развивающая игра влияет на совершенствование разных сторон речи детей, и, прежде всего, словаря.

Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать , воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задач . В этой игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности.

Настольные развивающие игры , очень привлекают детей. То, что в обычной речи могло остаться незамеченным, в процессе игры со словом откладывается в памяти, запоминается без напряжения. Дети-дошкольники хорошо воспринимают ритмичные повторы и созвучия. Эти игры дают возможность уделить внимание каждому ребенку.

Работа по познавательному речевому развитию детей тесно связана с развитием всех сторон речи . В процессе обогащения сознания детей различным познавательным содержанием , происходит расширение, закрепление и активизация словаря , совершенствуется грамматически строй речи, дети общаются друг с другом и с воспитателями, оформляют свои мысли в связанные высказывания.

Большое значение отводится обогащению не только сознания детей познавательным содержанием , но, самое главное, их активной позиции в познании мира . Дети много наблюдают, экспериментируют, рассматривают, создают своими руками. Им предоставляет возможность высказывать свои соображения, сомнения, предположения, пожелания. Такой подход создает максимально благоприятные условия для развития всех сторон речи детей.

Работая по познавательно -речевому направлению, надо обязательно учитывать возрастной и индивидуальный подход к детям, наблюдается преемственность в развитии речи между возрастными группами.

В результате использования развивающих игр в познавательно – речевом развитии , можно добиться положительных моментов :

Возросла речевая активность во всех видах деятельности.

В речи детей чаще появляются распространенные, сложноподчиненные и сложносочиненные предложения, более полные и точные ответы на вопросы педагога.

Дети охотно вступают в диалог со сверстниками и взрослыми.

У большинства детей возникает желание чаще вместе играть, самостоятельно разворачивать сюжеты игры , активно включаются в игру и умеют договариваться.

У малоактивных детей проявляться интерес к дидактическим играм .

Повышение компетентности родителей при выборе развивающей игры .

В заключении, можно сделать вывод о том, что познавательно речевая деятельность в процессе развивающих игр , во-первых, способствует развитию , как познавательной потребности , так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности.

Все выше сказанное способствует возникновению речевой активности у детей .

Список литературы :

Азаров Ю. П. Игра в дошкольном возрасте. М., 2000;

Антюхина А. В. Дидактические игры и их роль в дошкольном возрасте. М. ,1996;

Богусловская З. М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры . М., 1996;

Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду ;

Публикации по теме:

Познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр Воскобовича «Познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В. В. Воскобовича» 2018г. В условиях реализации Федеральных государственных.

В наше время, в век "компьютеров", математика, в той или иной мере, нужна огромному числу людей различных профессий, не только математикам.

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад №11 «Белоснежка» г. Тынды Амурской области Познавательное.

Важными источниками развития коммуникативных навыков и речевого творчества являются художественная литература. Надо глубоко осознать сказанное.

Развитие у детей познавательно-речевой активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению Создать условия, раскрывающие творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей,.

Развитие познавательно-речевой активности детей в условиях системно-деятельностного подхода МБДОУ «Детский сад №5 «Ручеёк» САМООБРАЗОВАНИЕ Тема: «Развитие познавательно-речевой активности детей в условиях системно-деятельностного.