Детские книги        28.04.2020   

Игровые технологии в профессиональном росте педагога. Доклад "использование современных форм игровых технологий в организации учебных занятий в спо". Правильность выполнения задания

Формирование общих компетенций у студента невозможно без применения новых педагогических технологий. Очевидно, что традиционные средства в арсенале преподавателя (учебники, наглядные пособия, дидактический материал и прочее) должны быть дополнены современным инструментарием.

Основными качествами современных педагогических технологий являются системность, научность, структурированность, процессуальность. Качество обучения студентов напрямую зависит от выбора преподавателем педагогической технологии и степени ее адекватности ситуации и контингенту студентов. Одной из самых востребованных технологий является игровая педагогическая технология.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые технологии обучения

Сложность применения игровой технологии определяется многообразием форм игры, способов участия в ней партнеров и алгоритмами проведения игры. В процессе игры:

  • осваиваются правила поведения студентов в социуме;
  • приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики студентов, необходимые для достижения поставленных игровых целей;
  • накапливаются культурные традиции, внесенные в игру студентами, преподавателями, привлеченными дополнительными средствами – наглядными пособиями, учебниками, компьютерными технологиями.

В МТК на учебных занятиях игровая форма создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования студентов к учебной деятельности. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровая технология применима ко всем учебным дисциплинам. Игровые формы обучения дают возможность преподавателям оптимально использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности к творческо-поисковой деятельности.

Преподаватели колледжа выбирают разные формы игры. На учебных занятиях по экономике, обществознании, литературе, истории – игры творческие, сюжетно-ролевые, интеллектуальные («Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Прибыльное производство», «Деловой дозор», «Город 21 века», «Законы города», «Сказка наоборот», «Моя фирма»). Игровая модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности, задавая предметный контекст профессиональной деятельности специалиста в учебном процессе. Творческие сюжетно-ролевые игры в обучении – не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом, она разводит то, что по «видимости едино», и сближает то, что в учении и в жизни сопротивляется сопоставлению и уравновешиванию. Научное предвидение, угадывание будущего можно объяснить «способностью игрового воображения представить в качестве систем целостности, которые, с точки зрения науки или здравого смысла системами не являются».

Особо выделяется среди форм игры – деловая игра. Деловая игра достаточно трудоемкая и ресурсо-затратная форма обучения, поэтому ее стоит использовать только в тех случаях, когда иными формами и методами обучения невозможно достичь поставленных образовательных целей.

Деловая игра является нестандартной для студента ситуацией, в которой он должен не только применить полученные на занятиях знания, но и получить опыт решения профессиональных задач математическими методами. Возможность поиграть математическим аппаратом с учетом их профессиональной направленности и доказать себе: я могу освоить даже математику – является сильнейшим мотивирующим фактором, стимулирующим студентов в изучении учебной дисциплины «Математика». При выборе модели деловой игры преподавателю необходимо учитывать профессиональную направленность студентов, предварительно изучив специфику специальности. Во время подготовки к игре студенты должны четко представлять, как и где будут в будущем использованы приобретенные профессиональные навыки. Например, деловую игру "Математика и бизнес" эффективно проводить для профессий и специальностей технического и социально-экономического профиля. Цели данной игры направлены на расширение кругозора студентов в области математики, объединение элементов двух наук – математики и экономики, усвоение студентами понятий капитал, стоимость, банк, обучение студентов мыслить логически, распределение понятия “капитал” в соответствии со своими знаниями по курсу экономики.

На учебных занятиях по географии, истории, литературе, биологии преподаватели активно используют игру-путешествие. Такой вид игры носит характер географических, исторических, краеведческих, следопытских «экспедиций», совершаемых по книгам, картам, документам. Все они совершаются студентами в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями: историка, литература, геолога, зоолога, топографа и т.д. Студенты пишут дневники, пишут письма «с мест», собирают разнообразный материал познавательного характера. Отличительная черта данной игр – активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Стало быть, в результате игры у студентов рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий. Происходит сосуществование игровой, учебной и трудовой деятельности. Студенты много и упорно трудятся, изучая по теме книги, карты, справочники и т.д.

Игровая технология актуальна в настоящее время из-за перенасыщенности современного студента информацией. Важной задачей колледжа становиться развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения поможет дидактическая игра , которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на учебном занятии и во внеурочное время.

Как правило, дидактическая игра требует от студента умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чем искуснее оставляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями студент учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.

Дидактическая игра по истории («Путешествие в прошлое», «Экскурсия в 20 век», «Суд времени») является практической деятельностью, в которой студенты используют знания, полученные не только на уроках истории, но и в процессе изучения других учебных дисциплин, а также из жизненного опыта. Несомненным достоинством является то, что посредством игр знания синтезируются, становятся более жизненными. В этом смысле имеет право на существование классификация по межпредметным связям: историко-литературные; историко-филологические; историко-географические; историко-математические и т.п.

Ещё одним фактором формирования познавательного интереса в ходе дидактической игры служит проблемная ситуация, когда студенты, например, совершая путешествие в страну «Химия», должны объяснить с научной точки зрения сущность химических процессов, происходящих в природе и окружающей действительности. Одни вопросы и задания требуют применения ранее полученных знаний, проявления сообразительности, другие – эрудиции и использования дополнительной информации. Необходимо отметить, что знания в дидактической игре студенты получают не только от учителя, они сами являются участниками их поиска, обмениваясь между собой информацией, способами её получения.

На учебных занятиях по физике преподаватели применяют разные дидактические игры: игра-лото, игра-теннис, игра-домино, игра-эстафета. Преимущества игры заключается в сочетании умственной деятельности с движением, легкости индивидуализации опроса (сложные вопросы – сильным ученикам, простые – слабым), обеспечении самостоятельности работы студентов.

В МТК дидактические игры проводятся, как правило, в целях повторения, закрепления и проверки усвоения изученного материала. К таким играм относятся соревнования «Кто быстрее», «Кто точнее», «Технические бои»; технический КВН, составление и решение кроссвордов по материалу предмета; тематические викторины и др. Состязательность, смена видов занятий при проведении дидактических игр оживляют восприятие, интерес, способствуют более прочному запоминанию учебного материала, помогают преподавателю, мастеру чередовать напряженную работу с непринужденными игровыми паузами, менять темп деятельности, предупреждать переутомление студентов.


  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 190

Глава I. Игровые технологии как педагогическая проблема.

1.1. Сущность и философско-методологическое содержание игровых форм деятельности.

1.2. Генезис развития игровых технологий в образовании.

1.3. Проблема игровых технологий в профессиональном образовании в контексте перспектив профессиональной подготовки специалистов в сфере туризма.

2.1. Классификация игровых технологий в профессиональном образовании.

2.3. Итоги опытно-экспериментальной работы.ИЗ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

  • Конструирование деловой игры как формы обучения студентов профессиональным коммуникативным компетенциям в образовательном процессе туристского вуза 2011 год, кандидат педагогических наук Бокарева, Наталья Владимировна

  • Профессиональная подготовка специалистов по менеджменту культурно-познавательного туризма в гуманитарном ВУЗе 1999 год, кандидат педагогических наук Устименко, Валентина Тимофеевна

  • Содержание обучения студентов туристского ВУЗа игровым досуговым технологиям 2003 год, кандидат педагогических наук Цыплухин, Сергей Анатольевич

  • Содержание и технологии подготовки специалистов для сферы туризма в системе высшего профессионального образования 2007 год, кандидат педагогических наук Баранова, Вера Викторовна

  • Развитие региональной системы профессиональной подготовки туристских кадров в открытой образовательной среде 2007 год, доктор педагогических наук Горячева, Тамара Константиновна

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Игровые технологии как средство профессиональной подготовки специалистов в сфере туризма: На примере туристского вуза»

Актуальность исследования:

Современный мир характеризуется высокими темпами социокультурного и социально-экономичесого развития. Это определяет стремительный темп перемен происходящих как в Российском обществе, так и в международном сообществе: поиск новых форм государственных и международных отношений, развитие коммуникативных и информационных инфраструктур, формирования гуманитарных технологий и новых видов деятельности.

Все это определяет направления развития сферы туризма и изменений происходящих в ней: укрепление и развитие международных связей в туриндустрии, формирование стратегии развития рынка внутреннего и социального туризма, развитие исследований гуманитарных и социальных аспектов туризма, формирование системы непрерывного образования в туристской сфере.

В связи с этим, обоснованно растут требования к профессиональной подготовке специалистов в туристском вузе. Актуальными становятся: способность к постоянным изменениям в ответ на вызов изменяющейся среды, психологическая и социальная мобильность, способность в короткий срок обучиться новому виду деятельности, динамическое самоопределение, осмысленный подход к внешней и внутренней реальности, виртуозное владение организационными способностями и самоорганизацией в любых условиях.

Таким образом современное состояние и тенденции развития сферы туризма, поиск эффективных и интенсивных подходов к подготовке специалистов в туристских вузах и требования к ним подтверждают актуальность исследования. Одновременно это позволяет выделить существующие противоречия между:

Необходимостью включения выпускников вузов в высокотехнологичные динамичные процессы современной туриндустрии и теоретическим характером подготовки специалистов в вузах,

Распределенностью и ^организованностью разных типов деятельности и специалистов в сфере туризма, ее коллективностью и индивидуально-личностным характером их усвоения через разрозненные предметы, курсы и дисциплины учебного плана.

С учетом обозначенных противоречий была сформулирована проблема исследования:

Какими должны быть содержание и методики использования игровых технологий в учебном процессе туристского вуза в целях повышения эффективности профессиональной подготовки будущих специалистов туристской деятельности.

Проблема определила цель исследования, которая состоит в разработке содержания и методики использования игровых технологий в процессе подготовки специалистов туристской сферы деятельности в условиях вуза.

Объект исследования: профессиональная подготовка студентов в туристском вузе.

Предмет исследования: содержание и методика использования игровых технологий в профессиональной подготовке студентов туристских вузов.

Цель определила задачи исследования:

1. Определить сущность и понятие игровых технологий в профессиональной подготовке студентов.

2. Разработка содержания игровых технологий для профессиональной подготовки студентов туристских вузов.

3. Разработать и экспериментально проверить методы игровой деятельности в процессе использования игровых технологий.

Гипотеза исследования: внедрение игровых технологий приведет к качественному улучшению и интенсификации образовательного процесса подготовки специалистов в туристском вузе, если будет выполнено следующее:

1) уточнено понятие "игровая технология" с учетом особенностей профессиональной туристской деятельности;

2) разработано содержание игровых технологий, включающих организационно-деятельностные и инновационные игры;

3) выявлены эффективные методы игровой деятельности (такие, как игровое моделирование, ситуационный анализ, анализ ситуации, включенное наблюдение, преобразующий эксперимент и др.), обеспечивающие формирование активной позиции будущих специалистов в сфере туризма.

Методы исследования включают в себя:

Анализ педагогической, социально-психологической, специальной профессиональной литературы по проблеме исследования;

Анализ продуктов деятельности и анализ материалов, содержащих данные о педагогических, методических и психологических основах в процессе подготовки профессиональных и общественных кадров в системе спорта и туризма, количественно-качественная обработка полученных результатов;

Педагогические наблюдения, эксперимент, игровое моделирование, прогнозирование, метод экспертных оценок.

Методологической основой исследования являются общетеоретические положения по единству теории и практики; влияние социально-экономических условий на развитие системы подготовки профессиональных кадров в туристской сфере; совокупность естественнонаучных и психолого-педагогических взглядов на исследуемую проблему.

Общая методология исследования базируется на важнейших философских положениях о диалектике социального, культурного и образовательного пространств, системном, синергетическом, личностно-деятельностном и аксиологическом подходах (М. М. Бахтин, JT. С. Выготский, Д. С. Лихачев, А. Ф. Лосев, П. А. Флоренский, А.А. Зиновьев, Г.П. Щедровицкий., Н.Г. Алексеев, Э. Г. Юдин и др.).

Теоретическую основу исследования составляют теоретические положения педагогики и психологии профессиональной деятельности (С. Я. Батышев, С. А. Беличева, А. П. Беляева, В. П. Беспалько, В. В. Давыдов, В. Г. Кинелев, В. С. Лазарев, М. М. Левина, В. С. Леднев, А. М. Новиков, К. К. Платонов, В. А. Решетова, В. Д. Шадриков и др.); теории профессионализма (А. А. Деркач, А. К. Маркова, А. А. Сербацкий, В. А. Сластенин и др.); идеи формирования содержания профессионального образования (А. А. Андреева, Ю. К. Бабанский, А. С. Батышев, С. Я. Батышев, В. А. Ермоленко, Н. Н. Козлова, Г. К. Кучинская, А. Н. Лейбович, А. М. Новиков, Л. Г. Сему-шина и др.); концепции западных школ социальной антропологии туризма (С. К. Brightbill, Е. Cohen, W. Harper и др.), экономики и менеджмента туризма (R. L. Blomstrom, J. Boyd,

С. Cooper, J. Fletcher, D. Gilbert, S. Wanhill, R. Westfall и др.), гостеприимства и технологии туризма (R. L. Almarode, R. М. Angelo, А. N. Vladimir и др.); российских школ рекреации (Ю. А. Веденин, И. В. Зорин, В. М. Кривошеев, JX И. Мухина, В. С. Преображенский и др.), экскурсоведения и социального туризма (В. П. Голов, И. А. Дрогов, Б. В. Емельянов, В. А. Квартальнов, JI. В. Курило, А. А. Остапец-Свешников и др.); исследования, посвященные педагогике туризма (М. Я. Виленский,В. А. Горский, В. И. Жолдак, В. А. Кальней, В. А. Квартальнов, К. В. Кулаев, А. А. Остапец-Свешников, А. И. Сеселкин, В. Д Чепик, С. Е. Шишов и др.), исследования посвященные методологии педагогического исследования и проектирования в педагогике и образовании (Н.Г. Алексеев, Ю.В. Громыко, В.А. Никитин, С.В. Попов, Г.П. Щедровицкий, П.Г.Щедровицкий), исследования посвященные применению игровых технологий в педагогике и профессиональном образовании (В. Авксентьев, Н.Г. Алексеев, О.С. Анисимов, Ю.В. Громыко, Ю.Д. Кроссовский, С.Д. Неверкович, АЛ Зинченко, ЮВ. Пахомов, СВ. Попов, АА Тюков, Н Цзен, ГХГЩедровицкий). л

Этапы исследования:

1 этап (1993-1998) - включал в себя анализ научно-методической литературы, формулирование темы исследования, ее научного аппарата и планирование опытно-экспериментальной работы;

2 этап (1998-2000) - проведение опытно-экспериментальной работы, разработка методических рекомендаций по реализации игровых технологий, проведение осмысления окончательных результатов опытно-экспериментальной работы;

3 этап (2000-2002) - проведение окончательного анализа, обобщения экспериментальных данных и подготовки текста диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость заключается в том, что: уточнено понятие игровых технологий и дано его определение. Под игровой технологией мы понимаем комплекс современных игровых методов, которые базируются на идеях позиционного самоопределения, проблематизации, разработке инновационных методов, учитывающих специфику современных культурно-исторических и социо-культурных ситуаций; определены сущностные (функциональная определенность, процессуальная ориентация, принцип «здесь и теперь», рефлексивность, культивируемость и др.) и содержательные характеристики (системность, универсальность, проектность, перспективность и др) игровых технологий в профессиональной подготовке студентов туристских вузов как комплекс современных игровых методов, базирующихся на идеях позиционного самоопределения, проблематизации, разработке инновационных методов, учитывающих специфику современных культурно-исторических и социокультурных ситуаций; описаны особенности содержания педагогических ситуаций использования игровых технологий, методически обосновано и представлено эффективное решение образовательно-профессиональных проблем и задач с помощью их системного использования; обосновано содержание игровых технологий, которое может выступать модулями содержания образования, предметнодисциплинарных игровых технологий в сфере менеджмента туризма; расширена методическая база профессиональной подготовки специалистов туристских вузов через использование ОДИ и игровых технологий в образовательном процессе; выявлены эффективные методы игровой деятельности студентов (например такие, как анализ ситуаций, новых ситуаций, постоянно меняющихся ситуаций, в которых необходимо вырабатывать новый порядок действия; деятельностное самоопределение, т.е. выработку позиции адекватной ситуации для эффективности и успешности дела; рефлексивное мышление, связывающее уже накопленный опыт с проектными установками на будущее через текущую ситуацию; реализацию результатов анализа ситуации, проектных установок и намерений - намеченных действий - через систему коммуникации и взаимодействия); определено, что создание проблемных ситуаций, последовательностей проблемных ситуаций и определенной логики движения по ним в организационно-деятельностной игре представляет собой эффективный метод представления содержания подготовки управленческих кадров в сфере туризма; внедрение этих методов обучения, построенное таким образом, позволяет проимитировать их будущую деятельность. Очень важно отметить, что эта развернутая форма очень эффективна не только для обучения студенов, но и для переподготовки кадров.

Практическая значимость исследования состоит: в разработке эффективных методов игровой деятельности студентов, позволяющих имитировать профессиональную деятельность и способствующих их профессиональному становлению через деятельностное самоопределение, развитие рефлексивного мышления и развитие способности к построению деятельности в условиях коммуникации и взаимодействия; в выделении и обосновании совокупности способностей и умений, необходимых современному специалисту туристской сферы и обеспечивающих его мобильность, целенаправленную и творческую активность, прогностичность и методологическую оснащенность для успешного включения в профессиональную деятельность (такая как: оперативно актуализировать волевые, мотивационные и интеллектуальные возможности; проявлять целенаправленную активность в совершенно незнакомой ситуации, в незнакомой деятельности, действовать в заранее неопределенной области; организовать работу людей в таких ситуациях, когда стандартные способы управления не работают; уметь рассчитать меняющуюся ситуацию таким образом, чтобы за счет его действий она пришла не туда, куда она придет естественным путем, а туда, куда ему нужно; делать невозможным осуществление старого рутинного способа действий для людей и демонстрировать им образец совершенно другого действия; уметь создавать проблемную ситуацию для демонстрации нового способа деятельности и др.); в разработке и проверке в опытно-экспериментальной работе личностно-ориентированной модели профессиональной подготовки студентов туристской сферы, основанной на модульном использовании игровых технологий (организационно-деятельностные, инновационные, деловые, ролевые игры) в образовательном пространстве туристского вуза, в разработкеы соответствующих методических рекомендаций; в практических рекомендациях по использованию организационно-деятельностных игр (ОДИ) в вузах, готовящих специалистов гуманитарного профиля, в первую очередь в области туризма.

На защиту выносятся:

Совокупность методов игровой деятельности, формирующих активную позицию в профессиональной сфере будущих специалистов туризма.

Экспериментальная база исследования:

Опытно-экспериментальная работа, разработка и внедрение игровых технологий в практику профессиональной подготовки специалистов для сферы туризма проводилась в Сергиево-Посадском филиале Российской Международной Академии Туризма. В ней приняли участие более 200 студентов 1-4 курсов и 10 преподавателей гуманитарных и специальных дисциплин.

Апробация работы:

Игровые технологии и практика ОДИ прошли апробации: на региональном уровне - в практике разработки стратегии развития образования в Сергиево-Посадском районе муниципальными структурами, в работе отдела народного образования с директорами школ по вопросам развития образования и повышения квалификации административно-управленческого персонала системы образования. В результате в практику управления образованием в районе внедрены как результаты, полученные с помощью игровых технологий, так и некоторые модули организационно-деятельностных игр; на уровне образовательных учреждений

Игровые технологии применялись на этапе создания Сергиево-Посадской гимназии, в проектировании условий для развития образовательного пространства;

Некоторые модули организационно-деятельностных игр применяются в управлении гимназией и в образовательном процессе (в и проведении конференций, конкурсов выпускных и научных работ, проведении педсоветов и совещаний и т.п.); на уровне преподавания образовательных дисциплин

Элементы игровых технологий внедрены в практику преподавания учебных курсов и дисциплин вузов, что, несомненно, способствует самоопределению и росту самосознания студентов, развитию творческого мышления и поисковой активности, самостоятельной постановке учебных и игровых целей и задач; в работе Сергиево-Посадского филиала Российской международной академии туризма

Игровые технологии эффективно применяются и внедрены в практику студенческих конференций, преподавания ряда курсов гуманитарных дисциплин;

В рамках организационно-деятельностных игр организуется работа Учебно-Методического Совета, проводятся сессии развития для руководства и педагогического состава, реализуются задачи формирования корпоративной культуры.

Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях научно-методического совета Сергиево-Посадского филиала РМАТ, в практике подготовки научно-практических и студенческих конференций по актуальным проблемам туризма (Сергиев Посад - 1995-2002), на семинарах руководителей образовательных учреждений Сергиево-Посадского района, на семинарах музейных работников Сергиево-Посадского района, в процессе работы и подготовки отчетных документов по стратегии хозяйствования на территориях памятников истории и культуры, при разработке программы и стратегии развития образования в Сергиево-Посадском районе, при разработке программы формирования культурно-образовательной среды в Сергиеово-Посадской гимназии. Игровые техники и модули использовались также в практике преподавания курсов логики, политологии, социологии в СПФ МГИУ, курса философии в СПФ РМАТ, курсов из цикла «Производственный менеджмент», курсов "Стратегический менеджмент", "Управленческие решения", "Информационный менеджмент", "Бюджетная система РФ2006 год, кандидат педагогических наук Колесникова, Наталья Анатольевна

  • Ролевые игры в профессиональной коммуникативной подготовке специалистов сфере туризма 2007 год, кандидат педагогических наук Бочкарева, Маргарита Михайловна

  • Диверсификация профессионального туристского образования 2004 год, доктор педагогических наук Сесёлкин, Алексей Иванович

  • Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Ляменков, Виктор Николаевич

    Базовыми для профессиональной подготовки специалистов в сфере туризма и туристики являются игровые технологии разработанные на основе организационно- деятельностных игр, деловых игр и ролевых игр:

    Оргдеятельностные игры - ориентированы на разраболтку и освоение принципиально новых направлений и специальностей, на решение проблем, а также на разработку программ развития;

    Деловые игры - ориентированные на освоение норм и правил, на решение задач в штатных ситуациях;

    Ролевые игры - игры, ориентированные на освоение ролевых и позиционных особенностей оргуправленческой деятельности и развитие коммуникативности в различных ситуациях.

    Заключение

    Проведенное диссертационное исследование показало, что современное состояние и тенденции развития сферы туризма, поиск эффективных и интенсивных подходов к подготовке специалистов в туристских вузах и требования к ним подтверждают актуальность исследования.

    Оно посвящено разрешению противоречия между: необходимостью включения выпускников вузов в высокотехнологичные динамичные процессы^ современной туриндустрии и теоретическим характером подготовки специалистов в вузах с одной стороны, и распределенностью и соорганизованностью разных типов деятельности и специалистов в сфере туризма, ее коллективностью и индивидуально-личностным характером их усвоения через разрозненные предметы, курсы и дисциплины учебного плана с другой стороны, через анализ условий и разработку содержания и методики использования игровых технологий в учебном процессе туристского вуза в целях повышения эффективности профессиональной подготовки будущих специалистов туристской деятельности.

    В соответствии с поставленными задачами выполнено следующее:

    1. Определены сущность и понятие игровых технологий в профессиональной подготовке студентов.

    2. Разработано содержание игровых технологий для профессиональной подготовки студентов туристских вузов.

    3. Разработаны и экспериментально проверены методы игровой деятельности в процессе использования игровых технологий.

    Полученные результаты позволяют сделать следующие основные выводы, которые представляют итог нашей работы:

    Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

    Елена Володина
    Роль игры и игровых технологий в реализации ФГОС

    Роль игры и игровых технологий в реализации ФГОС

    Фришман И. И.

    Заместитель Председателя СПО – ФДО, директора ФГНУ

    «Института психолого- педагогических проблем детства»

    РАО, доктор педагогических наук, профессор

    Произошедшие изменения в экономических, социальных условиях жизни нашей страны определили направления перехода от индустриального к постиндустриальному информационному обществу. Техническое развитие , научные открытия, культурное разнообразие, вызовы и риски глобализации опережают способность человека осмысливать социальные изменения, прогнозировать сво будущее. Приоритетной становится сфера образования, в которой формируется способность личности «уметь учиться» . Интеллект и творческий потенциал человека представляет собой конкурентоспособное преимущество на рынке труда.

    Принятие нового Закона об образовании в 2012 г. зафиксировало переход от стадии разработки ФГОС (начавшийся в 2005года) к этапу поиска основных технологий его реализации . В основе Стандарта лежит системно–деятельностный подход, связанный с формированием готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию.

    Это не случайно. Педагогика как наука в качестве ведущих видов деятельности выделяет три : игровую , учебную и трудовую. На практике их интеграция в сотрудничестве учителя и ученика позволяет преобразовывать учебный материал в познавательную «ситуацию развития» . Подтверждение этого мы находим в трудах Л. С. Выгодского : «Только то обучение хорошо, которое стимулирует развитие, «ведт за собой» , а не служит просто обогащению ребнка новыми сведениями, легко входящими в его сознание».

    К сожалению, в современном образовательном процессе активным формам обучения не уделяется большого внимания. Игра зачастую воспринимается как «избыточный элемент» современного образования. При этом исследования педагогов, педиатров, правозащитников, нейрофизиологов из разных стран мира доказывают, что игре принадлежит фундаментальная роль в развитии человека , определяющая для его жизненного самоопределения.

    Вновь обратимся к трудам Л. С. Выготского : «Ребенок в игре переходит к внутренним процессам в школьном возрасте, к внутренней речи, логической памяти, абстрактному мышлению».

    При этом большинству игр присуще четыре признака :

    1. Свободная развивающая деятельность.

    2. Творческий, импровизационный активный характер этой деятельности.

    3. Эмоциональная насыщенность способов осуществления деятельности.

    4. Наличие правил, отражающих содержание игровых действий участников .

    В структуру игры органично входят : целеполагание, планирование, реализация

    цели, а также анализ результатов, в которых личность реализует себя как субъект .

    Анализируя современное состояние педагогической практики, готовность педагогов к реализации ФГОС , можно сделать вывод, что разработка игровых технологий для реализации образовательного стандарта должна учитывать факторы эффективного взаимодействия всех субъектов системы образования (педагоги, родители, обучающиеся) .

    Прежде чем разрабатывать и применять игровую технологию , учителю необходимо изучить феномен игры во всм его многообразии. Любая технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой и направлена на реализацию научных идей , положений.

    Выготский Л. С. Психология развития человека. - М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. - 1136 с.

    там же. Дополнительное образование детей Москвы от А до Я. 2014. Т. 3. № 2. http://додмск. рф

    Следовательно, целью применения игровой технологии для реализации ФГОС является развитие устойчивого познавательного интереса ребенка к многообразию явлений жизни. Значение использования игровой технологии при решении задач ФГОС состоит в том , что она позволяет достичь положительного эффекта :

    в качестве педагогической технологии для освоения понятий, тем и областей

    как элемента более широкой технологии ;

    в качестве способа, прима, метода, средства обучающего диалога при решении

    социальных, нравственных задач;

    как основы межпоколенного взаимодействия в условиях социальной мобильности

    и информационной насыщенности.

    Роль игры и игровой деятельности в решении образовательных задач связана с пониманием того, что преобразование игры , игровой деятельности в технологию становится возможным, если определены конечные результаты и существует алгоритм контроля его достижений.

    Очевидно, что используя игру, игровую деятельность как технологию , необходимо применять критерии результативности (обеспечение поставленной цели, воспроизводимости (возможности использовать в измененных условиях, транслируемости (возможности передачи опыта е использования в виде знаний) .

    Именно поэтому дословный перевод понятия «технология » с греческого – наука о мастерстве. Овладение этим мастерством позволит на практике достичь новый уровень доступности и качества российского образования.

    Публикации по теме:

    Доклад «Применение игровых технологий в развитии детей среднего возраста» Можно сказать, что современная педагогическая наука совершает качественный скачок к более гуманным подходам в решении проблем личностного.

    Использование игровых технологий обучения детей дошкольного возраста английскому языку в условиях реализации ФГОС It’s more than a game. It’s an institution. Thomas Hughes (1822-1896) Тема над которой я работаю, называется «Использование игровых технологий.

    Консультация «Использование игровых технологий в духовно-нравственном воспитании дошкольников» 1 слайд: тема моего выступления Использование игровых технологий в духовно-нравственном воспитании дошкольников. 2 слайд: «Без игры нет,.

    Использование игровых технологий в работе педагога-психолога Дошкольный возраст – важнейший период становления личности. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только.

    Консультация для родителей «Использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников» Экологические проблемы в настоящее время побуждают специалистов к интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, развитию экологического.

    Использование здоровьесберегающих и игровых технологий в педагогической практике Полноценное сохранение психического и физического здоровья детей дошкольного возраста – это первоочередная задача, которая стоит перед современным.

    «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

    Сухомлинский

    На уроках производственного обучения необходимо обучать учащихся умениям практического использования знаний, при этом формировать определенные психологические качества будущих специалистов, развивать творческие способности и навыки учащихся. Игра создает наиболее благоприятные условия для развития творческих способностей. Именно на уроках с применением активных форм обучения развиваются инициатива и самостоятельность учащихся. Использование на уроках игровых форм дает возможность:

    Использовать коллективные формы взаимодействия учащихся;

    Развить и закрепить умения и навыки самостоятельной работы;

    Повысить интерес учащихся к профессии.

    Игровая технология направлена на развитие поведенческих умений, как профессионального, так и социального характера, учащиеся учатся слушать, анализировать, высказывать свое мнение. К активным методам обучения относятся познавательные игры, которые снимают напряженность, побуждают интерес, вызывают радость, все это смягчает атмосферу умственной напряженности. Чем активнее учащиеся участвуют в учебном процессе, тем они сознательнее, осмысленнее, усваивают изучаемый материал. Как побудить учащихся активно участвовать при закреплении или изучении нового материала? Легко! Играючи!

    По технике безопасности я использую систему активно – познавательных игр, которая помогает разнообразить процесс усвоения безопасных приемов труда портных.

    1.Графический диктант

    На первом уроке после 3 – х часового инструктажа по технике безопасности и охране труда, учащиеся еще не в состоянии запомнить все инструкции и не могут их повторить, но они готовы действовать. Поэтому для зачета я применяю графический диктант, где перевожу их знания в действия, то есть составляю предложения – вопросы от первого лица в виде предлагаемых действий.

    Пример:

    1 – проверяю машину на холостом ходу (ответ – да);

    2 – если нужно, резко заторможу за маховое колесо (ответ – нет).

    Диктант составляю из 10 – 12 вопросов – предложений. Учащиеся чертят полосу в тетради в клетку, измеряют равные отрезки по количеству вопросов и ставят на ней знак, ^ если ответ «да» и – если ответ «нет».

    Получается график

    ^ ^ _ ^ _ _ ^ ^ ^ _

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

    Диктант активизирует психические процессы деятельности (восприятие, память, внимание, мышление) и дает, как правило, хороший итог, который проверяется быстро. Учащиеся получают радость от участия в игре – диктанте и удовлетворение от достигнутого результата. «Вышедшие из графика» вопросы обсуждаются всей группой.

    2. Игра «Допуск»

    У чащиеся делятся на 2 команды, проходящие контроль безопасности друг против друга. Они оценивают внешний вид друг друга на соответствие требованиям безопасности труда и дают «Допуск» к занятию - цветную фишку. Выигрывает команда, набравшая больше фишек. Не получившие «допуск» - фишку отвечают на дополнительные вопросы по технике безопасности. И исправляет допущенные ошибки. Также включаю в игру «Допуск» проверку готовности к занятиям (наличие личного инструмента, заготовки лекал, крой деталей). Игра включает всю группу в процесс проверки готовности к занятию, учит учащихся деловому, корректному общению в группе, развивает самокритичность, исключает однообразные ситуации между мастером и учащимися, постоянно нарушающими требования техники безопасности. Всегда готовлю сюрприз: прошу дать допуск и мне, как мастеру. Учащиеся во все глаза ищут заготовленное мной «нарушение» - шарф на плечах, туфли на высоком каблуке, длинные бусы и так далее. Под дружное одобрение привожу и свой вид в соответствие с требованиями техники безопасности.

    3. Игра «Кто знает больше запрещенных приемов»

    Учащиеся делятся на 2 команды. Запрещенные приемы в технике безопасности – это те приемы, которые должны выполняться автоматически и не терпят разночтений. Игра проводится быстро, ответы должны быть четкие, при задержке право ответа передается другой команде. Выигрывает команда знающая больше ответов и собравшая больше фишек. Игра строится на добровольных началах, учащихся не заставляют, но пассивные постепенно сами включаются в игру с большим интересом, так как защищают интерес своей команды.

    4. Игра «Сиквейн »

    Ассоциативное стихотворение, развивающее критическое мышление. Соревнуются 2 команды. 1 – представляет стихотворение, загадку – другая угадывает, что соответствует ей в инструкции по технике безопасности.

    А петельный автомат

    Он ни в чем не виноват

    Это я, закрыв глаза,

    Не найду где тормоза.

    Если утюгу не нужно уже больше нагреваться

    Ты за шнур его не дергай, «хвостик» может оторваться!

    5. Игра «Анализ производственных ситуаций»

    Учащимся предлагаются различные производственные ситуации и они должны оценить их с точки зрения соблюдения правил ТБ.

    Производственные ситуации № 1

    Работница, решив сэкономить время, поменяла иголку при включенном электродвигателе и бросила ее в мусорную корзину.
    - Работница за утюжильным рабочим местом работает без диэлектрического коврика.
    - Прокладывая строчку, работница придерживает изделие двумя руками по обе стороны от иглы.
    - Во время работы работница тормозит рукой за маховое колесо.
    - Чтобы не потерять иголки работница заколола их на платье.

    Учащимся на интерактивной доске предлагаются фотографии учащихся во время работы. Необходимо оценить их с точки зрения соблюдения правил ТБ.

    6. Игра «Да или нет»

    Инспектор по ТБ зачитывает правила ТБ, учащиеся должны ответить верно высказывание или нет.

    Игра «Да или нет»

    п/п

    Вопрос

    Ответ (да/нет)

    Проверяю машину на рабочем ходу

    Да

    Ножницы и колышек положу вдали от вращающихся деталей машин

    Да

    Нитки, иглы и шпули буду менять, не выключая машину, чтобы сэкономить время

    Нет

    Игры делятся на три группы

    1. Игры – упражнения

    2. Дидактические игры

    3. Ролевые или сюжетные игры

    Наиболее простыми по подготовке и содержанию являются игры – упражнения , но роль их огромна. Они действуют на отдельные познавательные процессы. Одни развивают память, другие – мышление, третьи – внимание и т.д., то есть помогают решению различных педагогических задач. Методика применения проста – они могут быть использованы на всех этапах урока – при закреплении нового материала, при проверке изученного, время затрачивается от 2 до 10 минут.

    1.Игра «Вставь пропущенное слово»

    Учащимся предлагается технологическая последовательность обработки любого узла с пропущенными терминами или техническими условиями, необходимо их вставить.

    2. Игра «Найди ошибку» Учащимся предлагается технологическая последовательность обработки любого узла с ошибками необходимо их найти и исправить.

    3. Игра «Найди лишнюю деталь»

    Учащимся предлагается зарисовка деталей кроя любого изделия с лишними деталями, необходимо их найти.

    4. Игра «Встречный бой»

    Учащиеся дома подготавливают вопросы, которые задают друг другу попарно. Игра требует внимания всей группы, так как вопросы не должны повторяться следующей парой учащихся. С каждой игрой учащиеся придумывают все новые интересные вопросы.

    5. Игра «Разложи по полочкам»

    На листе заготавливаются 3 кармашка (полочки) с названием швов – соединительные, краевые, отделочные. Учащиеся делятся на 3 ряда и по очереди подходят к столу мастера, берут полоски с названием швов, кладут на полочку и передают эстафету следующему по ряду участнику.

    6.Игра «Собери картинку»

    Учащимся предлагается технологическая последовательность обработки любого узла в беспорядке, необходимо собрать ее в правильной последовательности. Сначала я делю группу на команды по 4 – 5 человек и даю задание с тем, чтобы они могли вслух проговорить ответ, обсудить друг с другом, то есть повторить тему еще раз, прежде чем выбрать коллективный ответ и в то же время как бы снимаю ответственность за ответ с конкретного учащегося и возлагаю на команду. У учащихся развиваются коммуникативные навыки, чувство товарищества и коллективной ответственности. Затем я использую эти карточки для закрепления материала и делю группу на команды по 2 – 3 человека, проверку знаний провожу индивидуально.

    7. Игра «Выбери метод обработки» Учащимся предлагается определенное задание например «Обработка низа рукава манжетами» в изделии из льяной ткани спортивного стиля – необходимо выбрать метод обработки и обосновать его – игра способствует развитию критического мышления.

    Современная жизнь требует от человека умения осуществлять выбор - от выбора товаров и услуг до выбора друзей и выбора жизненного пути. Использование на уроках таких игр, как «Выбери метод обработки», «Выбери необходимое оборудование, материал» и др. предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимание возможности различных вариантов решения задачи, умение осуществлять систематический перебор вариантов, сравнивать их и находить оптимальный вариант. Обучение, в котором реализуется принцип вариативности, снимает у учащихся страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для исправления ситуации - ведь это всего лишь один из вариантов, который оказался неудачным, следовательно, надо искать другой вариант. Такой подход к решению проблем, особенно в трудных, "тупиковых" ситуациях, необходим и в жизни: в случае неудачи не впадать в уныние, а искать и находить выход из положения.

    8. Игра «Лото»

    Изготавливаются учащимися карточки – поля с цифрами в клетках и цветные фишки. Заготавливаю вопросы по любым темам. Тот из учащихся кто первый ответит, закрывает фишкой клетку с номерами вопроса. Выигрывает тот, кто больше закроет клеток.

    9.Игра «Веревочка»

    По двум рядам пускается лист с вопросами. 1 стол – 1 вопрос, 2 стол – 2 вопрос. Чей ряд быстрее и правильно ответит, тот выигрывает. Кто даст неправильный ответ, кто не знает ответ ставит прочерк – веревочка рвется.

    10. Игра «ДА или НЕТ»

    По любой теме заготавливается 5-10 вопросов. Учащимся раздается карточка.

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

    Да

    Нет

    Правила игры – вопрос читается один раз и каждый учащейся ставит в клетку «Да» или «Нет» крестик. Мастер или сами учащиеся проверяют правильность ответов.

    11.Игра «Эстафета»

    Учащиеся делятся на несколько команд, выдается задание - написать последовательность обработки узла, участвует вся команда, операции обработки пишутся по очереди. Выигрывает команда быстрее и правильно выполнившая задание.

    12. Игра «Байга»

    Правила игры – участвует вся группа, вопрос задается один раз, необходимо на него быстро ответить, за правильный ответ выдается фишка, выигрывает учащийся набравший наибольшее количество фишек. Вопросы должны быть четкими, чтобы ответ на них был краткий, однозначный.

    Дидактические игры

    К ним относятся игры при которых избирается капитан, командир и так далее. Они выполняют организационную роль. К этим играм относятся воображаемые путешествия, КВН, «Что, где, когда», «Своя игра», «Счастливый случай» и т.д.

    Игры КВН, «Что, где, когда», «Своя игра», «Счастливый случай» требуют дополнительной подготовки, их провождят с заранее заготовленными вопросами и музыкальными паузами между 2 – 3 командами. Оценки по 5 бальной системе. Чаще всего используются при повторении больших тем программы, при проведении соревнования или конкурса.

    Игра «Футбол»

    Группа делится на две команды. В командах выбирают вратаря, нападающего, защитника, игроков. Нападающий первой команды задает вопрос и бросает мяч (условно). Отвечают сначало игроки второй команды, если не ответили - защитник, последний – вратарь. Если ответ неправильный или неполный засчитывается гол команде.

    Ролевые или сюжетные игры

    Игра проводится в несколько этапов

      Подготовка к игре – определение темы, распределение ролей (контролер, технолог и т.д.)

      Ход игры – решение какой либо производственной задачи или выполнение практического задания

      Заключение – обсуждение результата.

    Ролевые игры позволяют учащимся «примерить» новое для них поведение в безопасном окружении. Ролевые игры применяются при исследовании проблем и ситуаций, которые возникают в реальной жизни. На занятиях имитируется деятельность какого-либо предприятия, его подразделения, события, конкретная деятельность людей (технолог, контролер – качества, инспектор по ТБ ). Игра развивает адаптивные возможности будущих специалистов к реальным условиям производства. Игра помогает учащимся осознать себя в новой роли, параллельно заставляет учащихся считаться с товарищами, сопереживать, сочувствовать, т.е. способствует воспитанию личности.

    Кроме отдельных игровых моментов на уроках производственного обучения, использую активные формы обучения - нетрадиционные уроки – игры (урок – соревнование, урок конкурс, урок – деловая игра).

    Игровые технологии дают возможность использовать коллективные формы взаимодействия учащихся, выявить межпредметные связи и интегрировать их в общие знания, повысить интерес учащихся к профессии, помогают достичь более прочного усвоения учащимися знаний, умений и навыков. Основная цель игры – развитие творческих умений и навыков, формирование творческого потенциала и профессионально – ориентированного мышления, подготовка компетентного выпускника.

    Управление образования акимата Западно-Казахстанской области

    ГККП «Технологический колледж »

    Рассмотрено на заседании

    предметно-цикловой комиссии

    Руководитель ПЦК

    Суюнова Г.С.

    Протокол № __от « » 2014г

    МАСТЕР – КЛАСС

    «Применение игровой технологии на уроках производственного обучения»

    Разработала – мастер производственного

    обучения высшей категории

    Титоренко С.И.

    Уральск – 2014 г

    В данном методическом пособии изложена сущность игровых технологий, методика их использования в профессиональной подготовке специалистов .

    Содержание

    Введение 3

    2. Игра как метод обучения 7

    Заключение 24

    Приложения

    2. Урок-совещание

    Список литературы

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Яковлевский политехнический техникум»

    Методическое пособие

    Переверзева Н.А.

    Строитель

    Введение 3

    1. Происхождение и сущность игровых технологий 4

    2. Игра как метод обучения 7

    3. Игра как средство формирование творческого потенциала будущих специалистов 10

    4. Разновидности игр, применяемых в педагогических технологиях 16

    Заключение 24

    Приложения

    1.Урок-консультация «Умники и умницы»

    2. Урок-совещание

    3. Урок-игра «Кто хочет стать отделочником!»

    4.Урок-игра «Счастливый случай»

    5. Уроки отделки на поле чудес

    6. Урок-викторина «Своя игра»

    Список литературы

    Введение

    Целью образования в настоящее время является "оснащение" профессионалов навыкам самостоятельного существования в реальном мире бизнеса и высоких технологий. В связи с этим, уже сейчас можно было бы попытаться структурировать знание не с помощью предметного деления, но с помощью обозначения проблем. Сосредоточившись на проблеме, легче построить демонстрационную "начинающую" игру, которая бы обеспечила погружение обучающегося в. проблему и позволила бы ему заняться постановкой и решением отдельных задач-вопросов. Роль экзаменов-испытаний могла бы в таком случае выполнить фильтрующая сеть игр, работающая в режиме вариативных игр. Это может быть основой подготовки будущих специалистов.

    Применение современных образовательных технологий, основанных на использовании активных методов обучения - одно из важных средств формирования конкурентоспособной личности. Спектр таких методов достаточно разнообразен, особое же место среди них принадлежит игровым технологиям .

    Практика использования игровых технологий доказала их успешность в повышении эффективности не только образовательной деятельности, но и в решении комплексных, полипрофессиональных и междисциплинарных проблем.

    В данном методическом пособии изложена сущность игровых технологий , методика их использования в профессиональной подготовке специалистов, а также разработки уроков в форме игры.

    Происхождение и сущность игровых технологий

    Попытки разгадать "тайну" происхождения игры предпринимались учеными разных научных направлений на протяжении не одной сотни лет. Диапазон предложенных ответов об истоках появления игры очень широк.

    Проблема игры, по одной из концепций, возникла как слагаемое проблемы свободного времени и досуга людей в силу многих тенденций религиозного социально-экономического и культурного развития общества. В древнем мире игры были средоточием общественной жизни, им придавалось религиозно-политическое значение. Древние греки считали, что боги покровительствуют игрокам, и поэтому Ф. Шиллер, к примеру, утверждал, что античные игры божественны и могут служить идеалом любых последующих видов досуга человека. В Древнем Китае праздничные игры открывал император и сам в них участвовал.

    В советское время сохранение и развитие традиций игровой культуры народа, весьма деформированных тоталитарным режимом, начиналось с практики летних загородных лагерей, хранивших игровое богатство общества.

    Впервые игровые технологии в практике подготовки специалистов в СССР были разработали в 1932 году. Советские ученые, которые поставили цель при отсутствии опыта в каком либо новом организационном мероприятии предварительно попытаться в лабораторных условиях проанализировать его внедрение в жизнь, выявив возможные трудности и пути их устранения (Бирштейн М.М.)

    В мировой педагогике игра рассматривается как любое соревнование или состязание между играющими, действия, которых ограничены определенными условиями (правилами) и направлены на достижение определенной цели (выигрыш, победа, приз).

    Особенно широко игровые технологии стали использоваться в последние годы. Переход к рыночной экономике, необходимость неформальной системы подготовки специалистов стали стимулом широкого применения игровых технологий в учебном процессе.

    Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

    В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно – познавательной направленностью.

    Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

    Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.

    В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин.

    Игра как метод обучения

    Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

    Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

    1. в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
    2. как элемент более общей технологии;
    3. в качестве урока или его части (введение, контроль);
    4. как технология внеклассной работы.

    Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

    Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

    1. дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
    2. учебная деятельность подчиняется правилам игры;
    3. учебный материал используется в. качестве ее средства;
    4. в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
    5. успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

    Игра - школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений. Но от обычной школы она отличается тем, что человек, обучаясь в ходе игры, и не подозревает о том, что чему-то учится. В обычной школе нетрудно указать источник знаний. Это - учитель - лицо обучающее. Процесс обучения может вестись в форме монолога (учитель объясняет, ученик слушает) и в форме диалога (либо ученик задает вопрос учителю, если он чего-то не понял и в состоянии свое понимание зафиксировать, либо учитель опрашивает учеников с целью контроля). В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво. Игра большей частью добровольна и желанна.

    Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученые во многом зависят от понимания учителем функций педагогических игр. Функция игры - ее разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность.

    Основные принципы организации игры:

    1. отсутствие принуждения любой формы при вовлечении учеников в игру;
    2. принцип развития игровой динамики;
    3. принцип поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств детей);
    4. принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности; для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей;
    5. принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам; логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил - от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания - к игровой инициативе, от локальных игр - к играм-комплексам, от возрастных игр - к безвозрастным, "вечным".

    Безусловно одно - воспитательная, образовательная ценность интеллектуальных игр зависит от участия в них педагогов.

    Перед учителем стоят задачи :

    1. опираться на достижения предыдущего возраста;
    2. стремиться мобилизовать потенциальные возможности конкретного возраста;
    3. подготовить "почву" для последующего возраста, т. е. ориентироваться не только на наличный уровень, но и на зону ближайшего развития мотивов к учебной деятельности.

    Урок, проводимый в игровой форме, требует определенных правил.

    Предварительная подготовка. Надо обсудить круг вопросов и форму проведения. Должны быть заранее распределены роли. Это стимулирует познавательную деятельность.

    Обязательные атрибуты игры: оформление, карта города, корона для короля, соответствующая перестановка мебели, что создает новизну эффект неожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона урока.

    Обязательная констатация результата игры.

    Компетентное жюри.

    Обязательны игровые моменты необучающего характера (спеть серенаду, проскакать на коне и т. п.) для переключения внимания и снятия напряжения.

    Главное - уважение к личности ученика, не убить интерес к работе, а стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.

    Конфуций писал: "Учитель и ученик растут вместе". Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю.

    Игра как средство формирование творческого потенциала будущих специалистов

    Развитие творческого потенциала обучаемых можно отнести к одной из наиболее актуальных задач педагогики. Л.С. Выготский формулировал эту задачу так: «Жизнь - это система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения». Важной педагогической задачей образовательной системы является поддержка и развитие интеллектуально-творческого потенциала учащихся, поскольку развитие и воспитание одаренных и талантливых учащихся решает насущную задачу формирования творческого потенциала общества, обеспечивает возможности интенсивного социального и научно-технического прогресса, дальнейшего развития культуры, всех областей производства и социальной жизни. Подготовить будущих рабочих и специалистов к развитию творческих способностей – это значит избежать трафаретности и ремесленничества в их будущей самостоятельной деятельности, способствовать развитию собственной креативности учащихся.

    Своевременное выявление и создание условий для стимулирования учащихся к различным видам деятельности, поддержка одаренных учащихся являются важнейшей задачей. Чёткая и продуманная организация образовательного процесса оказывает на учащихся существенное воспитательное влияние, способствует формированию творческого потенциала будущих рабочих и специалистов.

    Важным условием развития творческих способностей является содержание программного материала, демонстрирующего различные аспекты человеческой индивидуальности. В образовательный процесс включены диалогические, дискуссионные формы работы, содействующие раскрытию индивидуальности, формированию профессиональных навыков личности, расширению арсенала мыслительной техники, богатству эмоционально-чувствительного мира.

    На сегодняшний день задача формирования готовности учащихся к развитию творческих способностей является актуальной для преподавателей и мастеров производственного обучения и осознается значимым компонентом их профессиональной компетентности. Приоритетным направлением работы преподавателей и мастеров производственного обучения является создание условий для саморазвития и самореализации учащихся, раскрытия их творческого потенциала, обеспечивающего способность принимать нестандартные решения, созидательную деятельность, успешное продвижение в профессиональной и иной сфере деятельности.

    Организация профессионального обучения базируется на основных принципах обучения:

    1. обучение на уровне требований передовой техники производства;
    2. обучение на основе производительного труда;
    3. наглядность обучения;
    4. систематичность и последовательность в обучении;
    5. доступность и посильность обучения, учет возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых;
    6. прочность усвоения знаний и навыков.

    В условиях рыночной экономики необходимы специалисты, мобильно реагирующие на освоение новых технологий, быстро адаптирующиеся в условиях производства, способные проявлять инициативу. В связи с этим возрастает значение использования в практическом+ обучении форм и методов деятельности учащихся, позволяющих формировать творческое, профессиональное мышление, возможность самостоятельного применения знаний. Перед каждым занятием производственного обучения предусматривается объёмная подготовительная работа, это объясняется приобретением опыта в работе с учащимися, анализом преподавательской деятельности.

    Личностно ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся.

    При этом перед мастером встают новые задачи:

    1. создание атмосферы заинтересованности каждого учащегося в работе группы;
    2. стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
    3. использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего учащемуся выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
    4. оценка деятельности учащегося не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;
    5. поощрение стремления учащегося находить свой способ решения задачи, анализировать способы работы других учащихся в ходе обучения, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
    6. создание педагогических ситуаций общения на занятиях производственного обучения, позволяющих каждому учащемуся проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения учащегося.

    Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся.

    При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, производственное обучение подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средство для игры.

    Большинству игр присущи четыре главные черты:

    1. Свободная развивающая деятельность;
    2. Творческий, очень активный характер этой деятельности;
    3. Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция;
    4. Наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

    Значение игры невозможно исчерпать и оценить. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

    Пробуждение интереса к профессии под влиянием профессионального обучения составляют одну из важнейших предпосылок развития творческого потенциала учащихся, их профессиональной направленности.

    Профессиональное обучение готовит специалиста к труду в заранее избранной им сфере деятельности и потому в первую очередь должно отвечать ее специфике. Главное в профессиональном образовании не объем усваиваемой информации, а умение творчески ее использовать, находить, усваивать и применять в практической деятельности. Недаром говорят: «Творчество доступно любому человеку, каким бы делом он ни занимался» (Л. Графова).

    Наиболее эффективной формой проведения уроков специальной технологии является применение игровых технологий, компьютерные технологии, которые позволяют формировать творческую активность учащихся, умение работать в группах, способствуют развитию технологического мышления.

    Для достижения наилучшего результата используется технология деловой игры, во время которой учащиеся не только воспринимают новый материал, но и успешно закрепляют полученные знания. Включение игры в производственное обучение создаёт объективные предпосылки для концентрации внимания, стимулирования познавательной активности, совершенствования творческих способностей. Правильно организованная игра обеспечивает преобладание проблемных методов, поскольку делает возможным более полный учет индивидуальных особенностей учащихся, повышает управляемость учебного процесса. Для приближения деятельности учащихся к реальным производственным условиям я использую дидактические игры. Например, на уроках спецтехнологии по предмету «Технология отделочных строительных работ» игра является иллюстрацией деятельности рабочих и специалистов. Между учащимися группы распределяются роли работодателей, соискателей, инженера по ТБ. Мастер производственного обучения совместно с учащимися старшего курса выступает в роли работодателя, который распределяет роли, ставит задачи. В конце урока демонстрируются лучшие работы, указываются типичные ошибки, пути устранения, выставляются оценки.

    Развитие технического мышления учащихся начинается на уроках специальной технологии, где перед воспитанниками преподаватель ставит определенные творческие задачи, которые на уроках производственного обучения заканчиваются воплощением творческого образа- идеи в материальную, предметную форму в зависимости от уровня сложности.

    Кроме профессионально важных качеств будущего специалиста, огромное значение имеет развитие творческих способностей человека, которые и позволят выпускникам стать конкурентно-способными, быстро адаптироваться к изменившимся экономическим условиям.

    Разновидности игр, применяемых в педагогических технологиях

    Наиболее часто встречаемыми в педагогической практике являются игры:

    1. деловые;
    2. организационно-деятельностные;
    3. инновационные игры.

    Деловая игра (ДИ) представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого.
    С помощью знаковых средств (язык, речь, графики, таблицы, документы) в деловой игре воспроизводится профессиональная обстановка, сходная по основным сущностным характеристикам с реальной. Вместе с тем в деловой игре воспроизводятся лишь типичные, обобщенные ситуации в сжатом масштабе времени.
    Деловая игра воссоздает
    предметный контекст-обстановку будущей профессиональной деятельности (условной практики) и социальный контекст , в котором учащийся взаимодействует с представителями других ролевых позиций. Таким образом, в деловой игре реализуется целостная форма коллективной учебной деятельности на целостном же объекте - на модели условий и диалектики производства, профессиональной деятельности.
    В деловой игре обучающийся выполняет квазипрофессиональную деятельность, сочетающую в себе учебный и профессиональный элементы. Знания и умения усваиваются им не абстрактно, а в контексте профессии, накладываясь на канву профессионального труда. В контекстном обучении знания усваиваются не впрок, для будущего, а обеспечивают игровые действия учащегося в реальном процессе деловой игры. Одновременно обучаемый наряду с профессиональными знаниями приобретает специальную компетенцию - навыки специального взаимодействия и управления людьми, коллегиальность, умение руководить и подчиняться, следовательно, ДИ воспитывает личностные качества, ускоряет процесс социализации. Но эта "серьезная" профессиональная деятельность реализуется в игровой (частично азартной) форме, что позволяет обучаемым интеллектуально и эмоционально "раскрепоститься", проявлять творческую инициативу.
    Моделируя или имитируя условия и динамику производства, действия и отношения специалистов, ДИ служит средством актуализации, применения и закрепления знаний и средством развития практического мышления. Этот эффект достигается через взаимодействие участников игры в заданной конкретной ситуации или системе производственных ситуаций.

    В процессе игры осваиваются:

    1. нормы профессиональных действий;
    2. нормы социальных действий, т.е. отношений в коллективе производственников.

    При этом каждый ее участник находится в активной позиции, взаимодействует с партнерами, соотнося свои интересы с партнерскими и, таким образом, через взаимодействие с коллективом познавая себя.
    Организационно-деятельностные игры (ОДИ) как особая форма организации и метод стимулирования коллективной мыследеятельности, нацеленной на решение проблем, возникли в 80-х годах и широко распространились как в сфере решения творческих задач, так и в интеллектуальных системах управления.

    Форма организационно-деятельностной игры – одна из ключевых форм, используемых в учебно-образовательном процессе на экспериментальных и инновационных площадках сети мыследеятельностной педагогики. Основу игр в образовании составляют процессы работы с мыследеятельностью, то есть со всей совокупностью процессов мышления, действия, коммуникации, понимания, рефлексии. В игре действуют законы «здесь и теперь» – ситуация разворачивается и решающими оказываются действия ребенка, его воля и цели, его мышление, а не нахватанная информация.
    Сущность ОДИ в том, что эта игра представляет собой комплекс взаимосвязанных методик или техник (мыслительно-интеллектуальных, социально-психологических и др.), обеспечивающих логически обоснованную смену различных видов коллективной, групповой, микрогрупповой деятельности, нацеленных на создание "продукта игры" - текста, содержащего решение поставленной или даже сформулированной в ходе самой игры проблемы. Решение проблемы и составляет предмет этой игры.

    В отличии от деловой игры, целью которой является решение актуальной практической задачи, цель организационно-деятельностные игры - решение теоретической или практической проблемы, заданной в рамках конкретной ситуации. В ситуации отражаются как проблемы, так и задачи . Проблемность ситуации означает такое затруднение в практике, для разрешения которого отсутствует опыт или теоретически обоснованные пути. Проблема для своего разрешения требует построения гипотезы или теоретической концепции, которые преобразуют проблему в задачу. Задача же - это ситуация, в которой надо найти определенный порядок действий (алгоритм) для достижения цели, а разработка этого алгоритма требует от участников определенных умений (интеллектуальный, коммуникативных и организационных).

    Проблемная форма организации деятельности, коммуникации, рефлексии и процессов мыследеятельности участников оргдеятельностной игры означает, что игроки помещены в условия, когда они не знают, что и как делать, какие они должны выработать и применить способы деятельности, коммуникации, мышления, рефлексии, то есть находятся в условиях максимальной неопределенности. Примерами таких проблемных ситуаций является трудоустройство молодых специалистов условиях кризиса и общего спада экономики, продвижение разного рода научных проектов, изменение своего семейного положения и т.п. Что делать в такой проблемной ситуации, с чего начать, к кому обратиться, что расценивать успехом или неудачей остается неясным и неопределенным.

    Снижение степени неопределенности предложенной проблемной ситуации осуществляется посредством ведущих методологов - специалистов по организации рефлексивного анализа деятельности. Их задача организация процесса рефлексивного восхождения участников игры от абстрактного к конкретному при анализе деятельности. Методологи активизируют специфические затруднения, возникающие при знакомстве с ситуацией и вхождении в нее, строят проблемное поле и формулируют проблемы, создают концепцию заказа на игру.

    Каждая организационно-деятельностная игра, как правило, проводится в течении пяти дней и делится на этапы:

    1) самоопределения и выработки концепции заказа;

    2) анализа проблемы или проблемной ситуации;

    3) определения системы ценностей и целей деятельности, их иерархизация;

    4) определение условий и выбор средств осуществления деятельности;

    5) построения проекта (алгоритма) деятельности.

    Каждый этап по своей организации и проведению предполагает чередование сессий и собственно групповой (командной) работы. Это задает ротационный характер игры. В ходе сессии участники и ведущие собираются вместе. Игроки получают соответствующие установки и задания от ведущих. Первая сессия также предполагает процесс группообразования или разбивки на команды. Каждая команда состоит из 4-12 игроков, которые будут тесно контактировать, дискутировать друг с другом в процессе создания группового продукта . Конструирование группового продукта - цель групповой работы, его презентация другим командам, публичная защита проектов - цель сессии. Каждый этап включает в себя 1-3 сессии и 1-3 групповые работы.

    В ходе групповой работы команда взаимодействует со своим тренером из числа игротехников. Последний реализует в отношении игроков следующие действия:

    1. организует процедуру знакомства членов команды и распределения обязанностей между ними (в качестве обязательных должен быть выбран хранитель времени и секретарь архивариус, который фиксирует все предложения и гипотезы, выдвигаемые членами группы, оформитель, спикер, генераторы и организаторы, эти роли могут меняться или закрепляться за участниками на всю игру)
    2. активизирует процессы мыследеятельности и коммуникации участников посредством использования приемов брейнсторминга, групповой дискуссии, эмоциональной и информационной поддержки игроков
    3. управляет процессами групповой динамики
    4. способствует поддержанию деловой атмосферы и веры участников игры в успех их работы. Вместе с тем тренер не принимает непосредственного участия в создании группового продукта.

    Групповая работа ведется по регламенту и занимает в среднем 45-90 минут, по истечении которых команды собираются на сессию. Здесь в ходе презентации и обсуждения проектов организуется общая групповая дискуссия, целью которой является оценка представленных продуктов групповой работы, нахождение в них сильных и слабых сторон, постановке задач на последующую работу. Продолжительность сессионной работы трудно спланировать заранее. Можно лишь говорить об ограничении времени, отводимого командам на презентацию продуктов своей деятельности (в среднем на одно выступление команде отводится от 12-15 до 20-25 минут). Ответы на вопросы и замечания занимают приблизительно столько же времени, но дискуссия может и затянуться, приняв характер противостояния отдельных команд. Особенно часто это происходит в случаях получения различными командами аналогичных заданий. Если же разные команды параллельно решают разные задачи, полемика может быть сведена к минимуму, а обсуждение продуктов групповой работы имеет своей целью лишь осознание членами команд того, что они сделали, и что им еще предстоит сделать далее. Наконец подведение итогов сессии и формулировка задач командам для следующей групповой работы занимает еще 5-10 минут.

    Последняя сессия организационно-деятельностной игры направлена на слияние продуктов групповой деятельности, то есть наработку общего проекта (алгоритма) деятельности, который при этом приобретает черты некоторой универсальности.

    Обучающим или дидактическим моментом организационно-деятельностной игры выступает завершающая рефлексия .

    Цели профессионального и социального обучения могут быть достигнуты, если учащиеся овладеют разнообразными способами решения проблем как в профессиональной области, так и в области социального взаимодействия.

    Заключение

    Подготовка специалистов, отвечающих современным требованиям, зависит от дальнейшего совершенствования работы по развитию творческого потенциала учащейся молодежи как ведущего направления, концентрирующего в себе возможности органического единства обучения, воспитания и развития, учебной и внеучебной работы на основе достижений передовой педагогической науки, повышения мастерства педагогических кадров.

    На этапе профессионального самоопределения развитие творческих способностей учащихся происходит в условиях дифференцированного и индивидуализированного обучения. Учащиеся, обладающие способностью к обучению, вовлечены в деятельность, где проявляется их самостоятельность, мышление, инициатива.

    Успешное и устойчивое развитие личности происходит в процессе её самореализации. Квалифицированный специалист сегодня – это конкурентоспособный специалист.

    Конкурентоспособность специалиста это:

    1. Ø компетентность и профессиональная мобильность;
    2. Ø целеустремленность и уверенность в своих силах;
    3. Ø предприимчивость и деловитость;
    4. Ø эмоциональная устойчивость и коммуникабельность.

    Одно из важных средств формирования конкурентоспособной личности - применение современных образовательных технологий, основанных на использовании активных методов обучения. Спектр таких методов достаточно разнообразен, особое же место среди них принадлежит игровым технологиям.

    Не вызывает сомнения, что формирование необходимых навыков и умений, а также проверка и закрепление теоретических знаний в игровой форме более эффективны по сравнению с традиционными методами обучения.

    Но нельзя буквально все уроки превращать в игру, да этого и ненужно делать. Необходимо, прежде всего, определить следующее:

    1. какую цель ставит учитель, используя ту или иную игру;
    2. выбрать те темы, которые трудно усваиваются при традиционных способах обучения;
    3. использовать игровые ситуации знакомые большинству учеников;
    4. учитывать, что различные игровые ситуации могут дать неожиданный эффект.

    Организуя обучение, необходимо помнить слова известного педагога С.И. Гессена, который утверждал: «… урок должен оставаться уроком, то есть содержать точную и определенную цель работы, быть только пронизанным творчеством и к нему устремленным, но не переходить в него преждевременно».

    Список литературы

    1. Аронов М.Ф., Молчан Л.Л. Современный урок. Минск, 1994.
    2. Аронов М.Ф. Формирование основ профессионального мастерства. Минск, 1994.
    3. Атутов Н.В. Технология и современное образование. – М.; Педагогика.1996.№2
    4. Рудик Г.А. Игровые ситуации на уроках специальных предметов. Методические рекомендации. – М.: Издательский центр АПО, 2000.
    5. Махмутов М.И. Современный урок. – М.; Педагогика, 1985.
    6. Соловянчик А.А. Современный урок и методика его анализа. Минск, 2010.
    7. Соловянчик А.А., Савянок П.И. Урок производственного обучения и методика его анализа. (методические рекомендации), Мозырь, 2008.
    8. Бабышев С.Я. Производственная педагогика М.: Высшая школа. 1999 г.
    9. Сейтешев А.Г. Пути профессионального становления учащийся молодежи М.: Высшая школа, 1998 г.
    10. ЗанковЛ.В. Развитие учащихся в процессе обучения М.: Высшая школа. 1988 г.