Революция - это полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. До недавнего времени революция рассматривалась как всеобщий «закон перехода» от одной общественно-экономической формации к другой. Но ученым никак не удавалось обнаружить признаки социальной революции при переходе от первобытнообщинного строя к классовому. Приходилось настолько расширять понятие революции, чтобы оно годилось для любого формационного перехода, но это приводило к выхолащиванию первоначального содержания термина. «Механизм» же реальной революции удавалось обнаружить только в социальных революциях нового времени (при переходе от феодализма к капитализму).
Согласно марксистской методологии, под социальной революцией понимается коренной переворот в жизни общества, изменяющий его структуру и означающий качественный скачок в его прогрессивном развитии. Наиболее общей, глубинной причиной наступления эпохи социальной революции является конфликт между растущими производительными силами и сложившейся системой социальных отношений и учреждений. Обострение на этой объективной почве экономических, политических и иных противоречий в обществе приводит к революции.
Революция всегда представляет собой активное политическое действие народных масс и имеет первой целью переход руководства обществом в руки нового класса. Социальная революция отличается от эволюционных преобразований тем, что она концентрирована во времени и в ней непосредственно действуют народные массы.
Диалектика понятий «реформа - революция» весьма сложна. Революция, как действие более глу бокое, обычно «вбирает» в себя реформу: действие «снизу» дополняется действием «сверху».
Сегодня многие ученые призывают отказаться от преувеличения в истории роли того социального явления, которое именуют «социальной революцией», от провозглашения ее обязательной закономерностью при решении назревших исторических задач, поскольку революция далеко не всегда была главной формой общественной трансформации. Гораздо чаще изменения в обществе происходили в результате реформ.
Реформа - это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса. Понимаемый в таком смысле путь постепенного преобразования существующих отношений противопоставляется революционным взрывам, сметающим до основания старые порядки, старый строй. Марксизм считал эволюционный процесс, консервировавший на долгое время многие пережитки прошлого, слишком мучительным для народа. И утверждал, что поскольку реформы всегда проводятся «сверху» силами, уже имеющими власть и не желающими с ней расставаться, то и результат реформ всегда ниже ожидаемого: преобразования являются половинчатыми и непоследовательными.
Пренебрежительное отношение к реформам как формам общественного прогресса объяснялось и знаменитым положением В. И. Ульянова-Ленина о реформах как «побочном продукте революционной борьбы». Собственно, уже К. Маркс отмечал, что «социальные реформы никогда не бывают обусловлены слабостью сильных, они должны быть и будут вызваны к жизни силой „слабых“. Отрицание возможности наличия у „верхов“ стимулов при начале преобразований усилил его российский последователь: „Действительным двигателем истории является революционная борьба классов; реформы - побочный результат этой борьбы, побочный потому, что они выражают неудачные попытки ослабить, притушить эту борьбу“. Даже в тех случаях, когда реформы с совершенной очевидностью не являлись результатом массовых выступлений, советские историки объясняли их стремлением господствующих классов не допустить никаких посягательств на господствующий строй в будущем. Реформы и в этих случаях являлись результатом потенциальной угрозы революционного движения масс.
Постепенно российские ученые освободились от традиционного нигилизма по отношению к эволю» ционным преобразованиям, признав вначале равнозначность реформ и революций, а затем, поменяв знаки, обрушились с сокрушительной критикой теперь уже на революции как на крайне неэффективный, кровавый, изобилующий многочисленными издержками и приводящий к диктатуре путь.
Сегодня великие реформы (т. е. революции «сверху») признаются такими же социальными аномалиями, как и великие революции. Оба эти способа решения общественных противоречий противопоставляются нормальной, здоровой практике «перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе». Дилемма «реформа - революция» подменяется выяснением соотношения перманентного регулирования и реформы. В этом контексте и реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь (первая - терапевтическими методами, вторая - хирургическим вмешательством), в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в современном обществознании акцент переносится с антиномии «реформа - революция» на «реформа - инновация». Под инновацией понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.
5. Глобальные проблемы современности
Глобальными проблемами называется совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX в. и от решения которых зависит существование цивилизации. Эти проблемы стали следствием противоречий, накапливавшихся в отношениях между человеком и природой в течение длительного времени.
Первые появившиеся на Земле люди, добывая себе пищу, не нарушали природных законов и естественных кругооборотов. Но в процессе эволюции отношения человека и окружающей среды существенно изменились. С развитием орудий труда человек все более усиливал свое «давление» на природу. Уже в эпоху древности это привело к опустыниванию обширных пространств Малой и Средней Азии и Средиземноморья.
Период Великих географических открытий ознаменовался началом хищнической эксплуатации природных ресурсов Африки, Америки и Австралии, что серьезно повлияло на состояние биосферы на всей планете. А развитие капитализма и промышленные революции, произошедшие в Европе, породили экологические проблемы и в этом регионе. Глобальных же масштабов воздействие человеческого сообщества на природу достигло во второй половине XX в. И сегодня проблема преодоления экологического кризиса и его последствий является, пожалуй, наиболее актуальной и серьезной.
В процессе своей хозяйственной деятельности человек долгое время занимал по отношению к природе позицию потребителя, нещадно эксплуатировал ее, полагая, что природные запасы являются неисчерпаемыми.
Одним из негативных результатов человеческой деятельности стало истощение природных ресурсов. Так, в процессе исторического развития люди постепенно овладевали все новыми и новыми видами энергии: физической силой (сначала своей собственной, а затем и животных), энергией ветра, падающей или текущей воды, пара, электричества и, наконец, атомной энергией.
В настоящее время ведется работа по получению энергии путем термоядерного синтеза. Однако развитие атомной энергетики сдерживается общественным мнением, всерьез обеспокоенным проблемой обеспечения безопасности атомных станций. Что же касается других распространенных энергоносителей - нефти, газа, торфа, угля, то опасность их истощения в самое ближайшее время весьма велика. Так, если темпы роста современного потребления нефти не будут расти (что является маловероятным), то ее разведанных запасов хватит в лучшем случае на ближайшие пятьдесят лет. Между тем большинство ученых не подтверждают прогнозов, согласно которым уже в недалеком будущем возможно создание такого типа энергии, ресурсы которого станут практически неисчерпаемыми. Даже если предположить, что в ближайшие 15-20 лет термоядерный синтез все-таки смогут «приручить», то его повсеместное внедрение (с созданием необходимой для этого инфраструктуры) затянется не на одно десятилетие. А потому человечество, видимо, должно прислушаться к мнению тех ученых, которые рекомендуют ему добровольное самоограничение как в добыче, так и в потреблении энергии.
Вторым аспектом данной проблемы является загрязнение окружающей среды. Ежегодно промышленные предприятия, энергетические и транспортные комплексы выбрасывают в атмосферу Земли более 30 млрд т двуокиси углерода и до 700 млн т паро- и газообразных соединений, вредных для человеческого организма.
Наиболее мощные скопления вредных веществ приводят к появлению так называемых «озоновых дыр» - таких мест в атмосфере, через которые истощенный озоновый слой позволяет ультрафиолетовым лучам солнечного света более свободно достигать поверхности Земли. Это оказывает негативное влияние на здоровье населения планеты. «Озоновые дыры» - одна из причин роста числа онкологических заболеваний у людей. Трагичность ситуации, по мнению ученых, состоит еще и в том, что в случае окончательного истощения озонового слоя у человечества не окажется средств его восстановления.
Загрязнению подвергаются не только воздух и суша, но и воды Мирового океана. В него ежегодно попадают от 6 до 10 млн. т сырой нефти и нефтепродуктов (а с учетом их стоков эта цифра может быть увеличена в два раза). Все это приводит как к уничтожению (вымиранию) целых видов животных и растений, так и к ухудшению генофонда всего человечества. Очевидно, что проблема общей деградации окружающей среды, следствием которой является ухудшение условий жизнедеятельности людей, является проблемой общечеловеческой. Решить ее человечество может только сообща. В 1982 г. ООН приняла специальный документ - Всемирную хартию охраны природы, а затем создала специальную комиссию по окружающей среде. Кроме ООН, большую роль в деле разработки и обеспечения экологической безопасности человечества играют такие неправительственные организации, как «Гринпис», Римский клуб и др. Что же касается правительств ведущих держав мира, то они стараются бороться с загрязнением окружающей среды путем принятия специального экологического законодательства.
Урок по обществознанию, 11 класс.
Тема: «Революция и реформы. Проблема общественного прогресса и его критериев»
План урока:
1. Дать определение понятиям: революция и реформа.
2. Понятие прогресса. Общественный прогресс.
3. Проблема общественного прогресса и его критериев. Противоречивость прогресса
4. Цена прогресса. Проблема смысла и направленности исторического процесса.
Основные понятия : реформа, революция, прогресс, общественный прогресс регресс.
Цели и задачи урока:
1. В результате урока учащиеся должны познакомиться с историческими понятиями и проблемами общественного развития.
Узнать чем реформа отличается от революции;
Вспомнить какие государства прошли через революционные изменения;
Составить представления о цене прогресса;
Анализировать проблему смысла и направленности исторического процесса;
Научится аргументировать свою точку зрения;
Определять круг проблем общественного развития;
Использовать и объяснять основные понятия;
Воспитательная цель: любить и уважать свою Родину и её историю.
1. Процесс общественного развития может носить реформистский или революционный характер, отсюда производные понятия «реформизм», «реформатор», «революционность», «революционер».
Реформа – это изменение (чаще всего усовершенствование) в какой –либо сфере жизни общества, проводимые одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих его фундаментальные основы.
Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни.
Социальные реформы , осуществляемые сверху правящими кругами, - это преобразования, изменения в каких-либо направлениях общественной жизни, не уничтожающие основ существующей социальной системы (эти реформы непосредственно связаны с людьми)
Экономические – это преобразования хозяйственного механизма – форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством станы (приватизация, закон о банкротстве, налоговые законы и т.п.)
Политические – изменения в политической сфере (изменения в конституции, расширение гражданских свобод, избирательная система и т.п.)
Степень реформаторских преобразований может быть очень существенной, даже изменять общественный строй или типы хозяйственной деятельности: реформы Петра 1, нынешние реформы в России.
Реформы могут быть как прогрессивными, так и регрессивными (реакционными).
Последствия реформ проявляются не всегда быстро, следовательно, их объективная оценка может быть дана только по прошествии времени.
Другой вид изменений – это революция (поворот, переворот), то есть коренное качественное изменение в основах каких – либо явлений природы, общества и познания. Социальная революция затрагивает основы общественного строя.
2. Сущность и критерий общественного прогресса
Прогресс - это поступательное движение, развитие, идущее по восходящей линии от низшего к высшему, от простого к сложному.
Противоположным по значению является понятие регресса. Это движение по нисходящей линии, упадок, деградация.
Процессы поступательного движения имеют место в самых разных областях действительности - в неорганической природе, в природе органической, в жизни общества. Это - процессы большого разнообразия.
Всеобщие диалектические законы бытия по-разному проявляются в различных формах движения материи, в качественно различных областях действительности, процессах. Поступательное движение получает особые, специфические черты в зависимости от качественного своеобразия тех явлений и процессов, в которых это поступательное движение осуществляется.
Прогресс в неорганической природе отличается от прогресса в природе органической, прогресс в человеческом обществе имеет свои особые черты, присущие только ему. В этом - основание для специального изучения социального прогресса, прогресса в жизни общества.
Маркс указывал, что «понятие прогресса не следует брать в обычной абстракции». Прогресс - это одна из форм развития, характеризующаяся такими необратимыми изменениями явления или целостный системы, в результате которых осуществляется их переход от низшего к высшему, от менее совершенному к более совершенному состоянию. Дав определение прогресса, необходимо в первую очередь выяснить, о чьем прогрессе - индивида, социальной группы, общества или всего человечества - идет речь? Это далеко не
праздный вопрос, потому что прогресс индивида имеет свои характеристики и свои критерии, не совпадающие с таковыми применительно к обществу или человечеству.
Общественный прогресс - это направление развития человеческого общества, рода "человек", характеризующиеся такими необратимыми изменениями человечества со всеми аспектами его жизнедеятельности, в результате которых осуществляется переход человечества от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному состоянию. Общественный прогресс - это развитие всего общества как целостности, движение к совершенству всего человечества. В обширной литературе, посвященной общественному прогрессу, в настоящее время нет единого ответа на главный вопрос: каков общий социологический критерий общественного прогресса? Относительно небольшое число авторов утверждают, что сама постановка вопроса о едином критерии общественного прогрессанеправомерно, поскольку человеческое общество - сложный организм, развитие которого осуществляется по разным линиям, что и делает невозможным формулировку единого критерия. Большинство же авторов считают возможным сформулировать единый общесоциологический критерий общественного прогресса.
Однако уже при самой формулировке такого критерия налицо существенные расхождения. Одна часть ученых утверждает, что общесоциологическим критерием общественного прогресса является производственных сил общества.
Серьезным аргументом в пользу данной позиции является то, что сама история человечества начинается с изготовления орудий труда и существует благодаря преемственности в развитие производственных сил.
Недостатком этого критерия является то, что оценка производственных сил в статике предполагает учет их количества, характера, достигнутого уровня развития и связанной с ним производительности труда, способности к росту, что весьма
важно при сопоставлении различных стран и ступеней исторического развития. Например, количество производственных сил в современной Индии больше, чем в Южной Кореи, а их качество ниже. Если в качестве критерия прогресса берется развитие производственных сил; оценка их в динамике, то это предполагает сопоставление уже не с точки зрения большей или меньшей развитости производственных сил, а с точки зрения хода, быстроты их развития. Но в таком случае возникает вопрос, какой период должен браться для сопоставления.
Другая часть авторов, учитывая те затруднения, которые возникают при использовании рассмотренного выше критерия, считает, что все трудности будут преодолены, если взять в качестве общесоциологического критерия общественного прогресса способ производства материальных благ. Веским аргументом в пользу такой позиции является то, что фундаментом общественного прогресса является развитие способа производства в целом, что при учете состояния и роста производственных сил, а также характера производственных отношений можно гораздо полнее показать прогрессивный характер одной формации по отношению к другой.
Отнюдь не отрицая того, что переход от одного способа производства к другому, более прогрессивному, лежит в основе прогресса в целом ряде других областей, оппоненты рассматриваемой точки зрения почти всегда отмечают, что при этом остается не решенным главный вопрос: как определить саму прогрессивность этого нового способа производства.
Этот двуединый критерий общественного прогресса с первого взгляда подкупает тем, что учитываются в единстве отношения человека к природе и к обществу, к естественным и общественным силам.
Однако "ахиллесова пята" этой позиции заключается не только во внутренней несогласованности элементов предлагаемого критерия, но и в ее нацеленности на анализ антогонистической формы общественного прогресса.
Четвертая группа авторов, справедливо считая, что человеческое общество – это, прежде всего развивающееся сообщество людей, выдвигает в качестве общесоциологического критерия общественного прогресса развития самого человека.
Важнейшим аргументом в пользу такого критерия общественного прогресса является то, что говорит о поступательном развитие человечества, не говоря о прогрессе человека, людей, составляющих это человечество, - нелепо. Бесспорно и то, что ход человеческой истории действительно свидетельствует о развитии людей, составляющих человеческое общество, их общественных и индивидуальных сил, способностей, задатков.
1. Ю. И. Семенов. Объективный критерий социального прогресса. «вопросы философии», 1962, № 9.
2. Более обстоятельное изложение вопроса о критерии общественного прогресса см. В кн.: а. А. Макаровский. «общественный прогресс». М., политиздат, 1970, и в статье «о критерии общественного прогресса» («философские науки», 1968, № 2). См. Также кн.: в. Мишин. «общественный прогресс». Горький, 1970.
Одной из важнейших проблем социологии является проблема социальных изменений, их механизмов, их основных форм и направленности. Понятие «социальные изменения» носит самый общий характер. Социальное изменение - это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое. Изменения присущи всем элементам социальной структуры общества и проявляются на всех этапах его существования. Взаимодействуя друг с другом, они как бы детерминируют друг друга: одни изменения вызывают другие, их накопление ведет сначала к незаметным, а затем более существенным преобразованиям. На основе изменений осуществляется процесс социального развития.
Понятие «социальное развитие» конкретизирует понятие «социальное изменение». Социальное развитие - необратимое, направленное изменение социальных систем, общностей, институтов и организаций. Развитие предполагает переход от простого к сложному, от низшего к высшему и т.д. В свою очередь, понятие «социальное развитие» уточняется в социологии такими качественными характеристиками, как «социальный прогресс» и «социальный регресс».
Социальный прогресс - это особый тип развития общества, при котором общество в целом или отдельные его элементы переходят на более высокую ступень, стадию зрелости в соответствии с объективными критериями. Соответственно, социальный регресс означает движение социальных систем по нисходящей линии от более развитых к менее развитым.
Социологами в понятия «социальный прогресс» и «социальный регресс» вкладывается различное содержание. Нередко этими понятиями характеризуется поступательное или нисходящее движение общества. Прогресс рассматривается как синоним развития. Если сумма позитивных последствий крупномасштабных изменений в обществе превышает сумму негативных, то говорят о прогрессе общества. Если же сумма негативных изменений превышает сумму позитивных, то считают, что имеет место регресс.
Однако понятие «социальный прогресс» чаще всего применяется для оценки направленности общественного развития. Социальным прогрессом в этом смысле называется глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческого общества от низших ступеней к высшим (от состояния дикости к вершинам цивилизации при цивилизационном подходе и от первобытно-общинной формации к коммунистической при формационном подходе).
Объективные показатели социального прогресса связываются с совершенствованием орудий труда - других средств производства, постоянно повышающих производительную мощь человека как родового существа.
В этом случае понятие «социальный регресс» не может рассматриваться как полностью соотносительное понятию «социальный прогресс». Дело в том, что большинство социологов полагает, что регресс может быть присущ лишь отдельным сферам общественной жизни. Он может охватить отдельные сферы общественной жизни: производственную, политическую и т.д., поразить отдельные государства, целые цивилизации и формации. Но охватывая отдельные социальные структуры общества, регресс не может распространиться на общество в целом, так как общество в целом, человечество в своем движении, несмотря на все зигзаги, упадки и разрушительные моменты, продолжает развиваться по восходящей линии. Иначе говоря, у общества есть всегда возможности для совершенствования и никакое его идеальное состояние не может рассматриваться в качестве его финальной цели.
Различают постепенный и скачкообразный виды социального прогресса. Первый называется реформистским, второй революционным.
Реформы и революции различаются масштабом, субъектом реализации и своей исторической значимостью. Реформы - частичные усовершенствования каких-либо сфер общественной жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя.
Субъектом социальных реформ выступают правящие слои того, или иного общества.
Революция - это комплексное изменение всех сторон общественной жизни, преобразующее основы существующего строя. Реформы называются социальными, если они касаются преобразований в тех сферах общественной жизни, которые непосредственно связаны с людьми, отражаются на их уровне и образе жизни, к социальным благам. Примером экономических реформ является знаменитая столыпинская реформа сельского хозяйства (1905 1910 гг.), направленная на существенное ограничение общинного и феодального землевладения и развитие рыночных отношений в сельском хозяйстве.
Субъектами социальных революций являются широкие народные массы. Революции носят скачкообразный характер и представляют собой форму перехода общества из одного качественного состояния в другое.
Реформы и революции - это различные инструменты общественных преобразований, однако между ними нет непроходимой пропасти. Реформы, как правило, задумываются правящей элитой как одиночный акт или серия последовательных действий, вносящих какое-либо нововведение в общественную жизнь. Они начинаются каким-то законодательным актом и предусматривают проведение серии организационных мероприятий исполнительными органами власти. Но если эти нововведения носят серьезный характер, то в процесс реформ вовлекается все общество. На какой-то стадии правящая элита, и правительство в частности, может потерять контроль над социальным процессом, и реформы постепенно превращаются в революции. Первоначальные частичные изменения приобретают повсеместный характер, захватывают все сферы общественной жизни и превращаются в революцию.
Одним из инструментов движения общества по пути социального прогресса на основе сочетания реформ и революции в современной западной социологии признается модернизация. Термин «модернизация» относится не ко всему периоду социального прогресса, а только к одному его этапу - современному. В переводе с английского «модернизация» означает осовременивание. Поскольку современный период «Новое время» в человеческой истории датируется с момента зарождения и расцвета капитализма, то суть модернизации связывается с распространением по всему земному шару общественных отношений и ценностей капитализма.
Модернизация - это революционный переход от доиндустриального к индустриальному или капиталистическому обществу, осуществляемый путем комплексных реформ, он подразумевает кардинальное изменение социальных институтов и образа жизни людей, охватывающее все сферы общества. Теория модернизации призвана объяснить то, каким образом запоздавшие в своем развитии страны могут достичь современной стадии и решить внутренние проблемы, не нарушая очередности этапов.
Социологи различают два вида модернизации: органическую и неорганическую. Органическая модернизация является моментом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующего развития. Она происходит как естественный процесс поступательного развития общественной жизни при переходе от феодализма к капитализму. Такая модернизация начинается не с экономики, а с культуры, и с изменения общественного сознания. Процесс естественной модернизации прошли ныне развитые капиталистические страны: Англия, Франция, США и др.
Неорганическая модернизация происходит как ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Она представляет собой способ «догоняющего» развития, предпринимаемый правящими кругами той или иной страны, с целью преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зависимости. Неорганическая модернизация начинается не с культуры, а с экономики и политики. Неорганическая модернизация совершается путем заимствования зарубежного опыта, приобретения передовой техники и технологии, приглашения специалистов, обучения за рубежом, перестройки форм государственного управления и норм культурной жизни по образцу передовых («продвинутых») стран.
Примером политики модернизации является деятельность правящих элит России, Германии, Японии и др. на различных этапах исторического развития. Как яркое проявление политики модернизации можно расценить петровские реформы XVIII в., отмену крепостного права и последовавшие за ним процессы во второй половине
XIX - начале XX века , сталинскую индустриализацию 30-х годов XX века, горбачевскую перестройку 1985-1991 гг., экономические реформы 90-х годов XX столетия.
Органическая модернизация идет естественным путем, «снизу». Поэтому она, как правило, всегда дает положительный результат. Неорганическая модернизация начинается «сверху». Чтобы эта политика привела к положительным результатам, она должна получить поддержку широких слоев населения. В Японии после второй мировой войны эта политика была благоприятно воспринята населением. В результате за 20 лет на основе зарубежных инвестиций и заимствования передовой технологии Японии сумела догнать и перегнать передовые капиталистические страны. Главное условие «японского чуда» состоит в том, что ее правящей элите и народу удалось органично увязать традиционную культуру народа с ценностями современной цивилизации, на основе этой увязки за короткий срок неорганическая модернизация сменилась органической.
В России такой увязки на протяжении 200 лет не удается осуществить. Поэтому политики модернизации никогда не имели прочной социальной поддержки.
Социальные изменения - одно из наиболее общих и широких социологических понятий. В зависимости от исследовательской парадигмы, под социальным изменением понимается переход социального объекта из одного состояния в другое, смена общественно-экономической формации, существенная модификация в социальной организации общества, его институтах и социальной структуре, изменение установленных социальных образцов поведения, обновление и рост многообразия институциональных форм и др.
В социологии с начала её возникновения выделяется и исследуется, как правило, два типа социальных изменений:
1) эволюционные - совершаемые без насилия
2) революционные – при которых социальные субъекты переустраивают общественный порядок
Эволюционный подход берёт своё начало и методологические опоры в исследованиях Ч. Дарвина. Основной проблемой эволюционизма в социологии стало выявление определяющего фактора социальных изменений. О. Конт в качестве такого решающего звена видел прогресс знания.
Спенсер усматривал сущность эволюции и социальных изменений общества в его усложнение, усиление его дифференциации, которое сопровождается ростом интеграционных процессов, восстанавливающих единство социального организма на каждом новом этапе его развития. Социальный прогресс сопровождается усложнением общества, ведущим к росту самостоятельности граждан, к росту индивидов к более полному обслуживанию их интересов со стороны общества.
Э. Дюркгейм рассматривал процесс социальных изменений как переход от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций, к солидарности органической возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации, которая ведёт к интеграции людей в единый социум и является высшим моральным принципом общества.
К. Маркс определяющим фактором считал производственные силы общества, рост которых ведёт к смене способа производства, что, являясь основой развития всего общества, обеспечивает и смену общественной экономической формации. С одной стороны, производственные силы объективно и эволюционно развиваются, увеличивая власть человека над природой. С другой стороны в ходе их развития формируются новые классы, интересы которых приходят в противоречия с интересами господствующих классов, определяющих характер действующих производственных отношений. Тем самым возникает конфликт внутри способа производства, образуемого единством производительных сил и производственных отношений. Прогресс общества возможен только на основе кардинального обновления способа производства, а новые экономические и политические структуры могут появиться лишь в результате социальной революции, осуществляемой новыми классами против прежних, господствующих.
М. Вебер движущую силу социальных изменений видел в том, что человек, опираясь на различные религиозные, политические, нравственные ценности, создаёт определённые социальные структуры, облегчающие общественное развитие или затрудняющие его.
Эволюционные концепции социальных изменений сыграли положительную роль в понимание разнообразных причин, определяющих развитие общества. В тоже время они не могли объяснить кризисов, попятных движений и распада общественных структур. Ограниченность этих теорий в 20 веке преодолелась путём поиска новых подходов к социальным изменениям, среди которых выделялись теории циклического развития(О. Шпенглер, А. Тойнби) и теория социального изменения Т. Парсонса.
В теории циклического развития эволюция общества рассматривалась как своеобразный замкнутый цикл подъёма, расцвета и упадка, вновь повторяющийся после его завершения. Циклические концепции развития общества рассматривают социальные изменения по аналогии с маятником, когда выведенное из равновесия под действием каких-либо факторов общество совершает колебательные движения от одной точки к другой, застывая посередине и восстанавливая таким образом свою стабильность.
Теория социального изменения по Т. Парсонсу строится на основе мыслительной модели структур общества и его изменения по принципу кибернетической иерархии различных систем-организмов и личностей как ступеней растущей степени сложности. По Парсонсу действительно глубокими изменениями являются те, что затрагивают культурную систему. Экономические и политические перевороты, не затрагивающие уровень культуры в обществе, не меняют поэтому и самого общества в его основе.
Социальная эволюция - «процесс структурной реорганизации во времени, в результате которой возникает социальная форма или структура, качественно отличающаяся от предшествующей формы». Частным случаем социальной эволюции является социальное развитие.
Революция - радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии общества, природы или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием. Революцию как качественный скачок в развитии, как более быстрые и существенные изменения, отличают и от эволюции (где развитие происходит более медленно) и от реформы (в ходе которой производится изменение какой-либо части системы без затрагивания существующих основ).
Реформа - преобразование, вводимое законодательным путем. В частности процесс преобразования государства, начинаемый властью по необходимости. Конечная цель любой реформы - укрепление и обновление государственных основ, что, однако, не всегда несёт за собой улучшение уровня жизни, сокращение государственных расходов и наоборот - увеличение доходов. Реформа предполагает существенные изменения в механизме функционирования объекта, возможна смена основополагающих принципов, ведущих к принципиально новому результату и получению принципиально нового объекта.
Модернизация - макропроцесс перехода от традиционного общества к модерному обществу, от аграрного - к индустриальному, рассматривается преимущественно в трех различных значениях: 1) как внутреннее развитие стран Западной Европы и Северной Америки, относящееся к европейскому Новому времени; 2) догоняющая модернизация, которую практикуют страны, не относящиеся к странам первой группы, но стремящиеся их догнать; 3) процессы эволюционного развития наиболее модернизированных обществ (Западная Европа и Северная Америка), т.е. модернизация как перманентный процесс, осуществляющейся посредством проведения реформ и инноваций, что сегодня означает переход к постиндустриальному обществу.
Общественный прогресс – совокупность всех поступательных изменений в обществе, его развитие от простого к сложному, переход с более низкого уровня на более высокий. Прогресс (от лат. progressus – движение вперед) – направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному.Традиционные критерии прогресса:
Развитие человеческого разума
Совершенствование нравственности людей
Прогресс науки и техники
Развитие производительных сил, включая самого человека
Возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку
Общественный регресс - тип общественного развития, переход от более высоких форм к более низким, понижение уровня организации, изменения к худшему; противоположность прогрессу.